Какие меры наказания существуют за святотатство? Библейский Словарь к русской канонической Библии

Конечно, тем самым они никого не убивают, даже более того, не приносят никому тяжкого вреда здоровью, но они наносят глубокое моральное оскорбление, которое может в будущем отразиться не только на здоровье граждан но и на их психическом состоянии.

Понятия

Святотатство

Понятие святотатства идет к нам из древнерусской культуры.

Давайте разберемся, что это такое?

Сразу же после крещения Руси появись сторонники старой веры, которые на отрез отказались принимать новую но они не просто тихо молчали, они пытались оскорбить основное населения, совершая при этом сожжение церквей, развал святынь.

Тогда, в летописях впервые промелькнуло это слово и используется до сих пор не только в православии, но и в юридическом языке.

Примером служит уголовный кодекс, в который еще в двух тысяча двенадцатом году внесли данное деяние как преступление.

Об этом говорится в статьях 148 и 282 УК РФ . Возможно, толчком к этому действию послужил всем известный в России инцидент, связанный с танцами на святом месте в храме Христа спасителя в Москве.

Но прежде чем говорит про характеристики данного преступления стоит сказать его определение.

Под святотатством понимают оскорбление нанесенное святыни, или же ее осквернении.

Уголовной практике известны множество таких преступлений, но раньше они подходили под статьи вандализм и хулиганство.

На сегодняшний день есть статьи, которые закрепят наказание за подобное дерзкое преступление, предусматривающее неуважение к вере и к выбору других.

Кощунство

Объектом данного преступления как и предметом в равных долях являются моральные ценности, которые тщательно охраняются законом. А вот объективную сторону стоит рассмотреть подробнее.

Конечно, и святотатство и кощунство выражаются в действиях. Невозможно совершить подобное деяние бездействуя.

Именно поэтому, под характеристикой данного преступления понимают деяние, совершенное лицом или группой лиц, и направлено оно на унижение людей и их веры.

Также, к объективной стороне стоит отнести действия, направленные на порчу имущества, памятников, святынь, имеющих не только материальную, но и духовную ценность.

Субъективной стороной данного преступления является наступление общественно опасных последствий, которых непременно хочет подсудимый, который представляет себе нанесенный урон, но все равно желает их наступления.

Также, говоря о субъективной стороне необходимо упомянуть мотив преступления.

А также преступники преследуют определенную цель.

Субъектом данного преступления являются граждане, достигшие возраста шестнадцати лет, и понимающих что они делают, то есть, обладающие дееспособностью.

Отграничение святотатства от смежных преступлений


Очень часто святотатство путают с такими преступлениями, как вандализм и хулиганство .

Ведь совсем недавно статьи святотатство не было в кодексе и разрушение памятников, танцы у алтаря и другие невероятные преступные деяния можно было охарактеризовать и вменить наказание только по вышеупомянутым составам.

На сегодняшний день все проблемы такого рода полностью исчерпаны.

Очень важно знать определения вандализма и хулиганства.

Вандализм признается учеными психологами да и теоретиками права, формой деструктивного поведения гражданина, которое может являться также дивиантным.

Вандализм (ст.214 УК РФ ) представляет собой действия, которые направлены на осквернение различных ценностей, начиная с предметов искусства, и заканчивая зданиями, строениями и сооружениями.

Многочисленные рисунки краской из баллона на новых красивых домах- как паз признак того самого вандализма.

Под хулиганством (ст. 213 УК РФ ) также понимают действия, которые направлены на разрушение и несут в себе все показательное неуважению как к обществу в целом, так и к конкретным людям в частности.

Как правило, при хулиганстве грубо и резко нарушаются закоренелые устои, общество расслаивается.

Наказание и ответственность


За данное преступление предусмотрена уголовно правовая ответственность статья 148 УК РФ .

Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих — наказываются:

  1. в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 2 лет,
  2. на срок до 240 часов,
  3. на срок до 1 года,
  4. на срок до 1 года.

Другое дело что практически нет судебной практики, в соответствии с которой можно было бы основательно применять решения.

Пример из судебной практики

Самый яркий пример произошел в Москве, в храме Христа спасителя, когда посреди службы три девушки в масках оказались в центре, у алтаря и начали распевать неприемлемые песни и танцевать.

Осуждены они были по статье 213 УК РФ — Хулиганство.

Одеты были также неподобающим образом. Пока прихожане пытались прийти в себя девушки скрылись.

Но правосудие взяло верх и беглянок нашли. Сегодня они отбывают наказание и сожалеют о содеянном.

Заключение

Если вы пройдетесь по своему городу, то наверняка увидите всевозможные согнутые перила и кощунство над памятниками – это признак вандализма.


Случаи с осквернением святынь очень редки, но это не значит что их нет.

Просто хочется верить, что даже у самых отъявленных вандалов и хулиганов есть душа.

Святотатство – преступление, о котором больно читать верующему человеку.

Не только потому, что это оскорбление его религии, а потому, что основа любой традиционной религии – это вера, любовь и самопожертвование.

И когда люди проявляют друг к другу столько эгоизма и злобы, становится очень горько.

Хочется верить, что скоро это преступление уйдет из сводок преступности и вовсе уйдет в историю, ведь вера – это немногое из того, что подбадривает и ведет нас в этом темном мире ярким светом.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Закон о богохульстве , или Blasphemy law (дословно: закон о богохульстве) - законодательное ограничение свободы слова и высказываний, относящихся к богохульству или неуважению к святым лицам, религиозным артефактам, обычаям и верованиям.

Они существует более, чем в 30 странах мира. Наиболее распространены на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в которых в 70 % стран есть подобное законодательство.

Богохульство в ряде стран - является административным правонарушением, однако, на большинстве территорий, где действуют подобные законы, ‒ это уголовное преступление.

Соответственно, и наказывают обвиняемых в богохульстве по-разному: от незначительного штрафа до смертной казни. Наиболее радикальные меры используют в мусульманских странах, судебная система которых действует на основе принципа .

В последнее время в некоторых странах законы о богохульстве пересматриваются в сторону смягчения. А, например, в Исландии в 2015 году Парламент отменил наказание за богохульство.

Как власти понимают, что человек совершает богохульство? Как правило, определение прописано законодательно. Общие черты нарушения закона о богохульстве для многих стран:

  • публичность;
  • озознанность;
  • презрительное, насмешливое отношение, кощунство в устной или письменной форме, а также в виде изображений;
  • оскорбительные замечания и действия, провоцирующие разжигание ненависти на основе религиозных отличий.

Определение термина «богохульство» в России

Основные толкования синонимического ряда в различных толковых и энциклопедических словарях:

Богоху́льство . Поношение, оскорбление Бога, догматов веры (Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. СПб., 2006. С.87).

Богохульство , богохульства, ср. (церк.). Брань, поношение Бога (Ушаков Д.Н. Толковый словарь. 1935-1940).

Богоху́льство (от Бог и др.-рус. хула, ст.-слав. хѹла) - непочтительное использование имени Бога или богов, а также поношение любых объектов религиозного поклонения и почитания (https://ru.wikipedia.org/wiki/ Богохульство).

Богохуление (βλασφημια, blasphemia) - непочтение к Богу, выражаемое дерзкими словами или какими-нибудь поступками (Клокоцкий С.С. Богохуление // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907).

Богохульство (греч. blasphemia) - любой оскорбительный или непочтительный акт, слово или намерение, в отношении Бога или святыни. Обычно этот термин ассоциируется с сознательным кощунством или поруганием святыни. В Ветхом Завете он часто подразумевает отрицание или отвержение Бога (http://dic.academic.ru Энциклопедия Кольера).

Богохульство - это когда одно или несколько лиц пытаются сознательно подвергнуть унижению и поруганию религиозные святыни или символы, которые являются священными для русских православных людей. Оно может выражаться как словами, так и действиями, оскорбительными с точки зрения православного христианина (simvol-veri.ru).

Исходя из вышеуказанных определений, попробуем описать противоправное деяние, номинируемое словом «богохульство». Его можно репрезентировать следующим образом:

  • отрицать, выступать против;
  • не признавать действительным, истинным, священным, божественным;
  • негативно оценивать, не одобрять, представлять непривлекательным, плохим, дурным;
  • иронизировать, шутить, насмехаться, высмеивать, язвить, издеваться (обидно, язвительно, зло, ядовито);
  • клеветать, распространять негативную информацию.

Наказание за богохульство в России

В России за возведение хулы на Бога, оскорбление церковных обрядов и реликвий в разные исторические периоды наказывали по-разному. Самым жестоким видом наказания была смертная казнь через сожжение. Подобная мера существовала на Руси несколько веков и, в том числе, предусматривалась в Уложении царя Алексея Михайловича Романова 1649 года. Причем, это был первый пункт первой главы свода:

«Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и Русский человек, возложить хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождшую Его пречистую Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию, или на честный Крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника, обличив, казнити, сжечь».

Позже, при Петре I, сыне Алексея Михайловича к смертной казни добавили еще и «прожжение языка калёным железом». Далее несколько цитат из Воинского устава 1716 г.:

«Артикул 3. Кто имени Божию хуление приносить, и оное презирает, и службу Божию поносит, и ругается слову Божию и святым таинствам, а весьма в том он обличен будет, хотя сие в пьянстве или трезвом уме учинится, тогда ему язык раскаленным железом прожжен, и потом отсечена глава да будет.

Артикул 4. Кто пресвятую Матерь Божью Деву Марию и Святых ругательными словами поносит, оный имеет по состоянию его особы и хуления телесным наказанием отсечения сустава наказан или живота лишен быть».

Наказывали и тех, кто кощунственные и богохульные речи слышал, однако, не донёс на автора незаконных высказываний:

«Артикул 5. Ежели кто слышит таковое хуление и в принадлежащем месте благовременно извету не подаст, оный имеет по состоянию дела, яко причастник богохуления, живота или своих пожитков лишен быть».

Устав благочиния, или Полицейский устав 1782 г. подтверждает пункты петровского устава.

В XIX веке наказания постепенно смягчали, заменяя казнь на ссылку и удары плетью.

А в начале XX века богохульников уже карали арестом от трех недель до трех месяцев. И только в случае «ужасного» кощунства - тюремным заключением на срок от четырех до восьми месяцев. Появлялись прецеденты, когда виновный и вовсе уходил от наказания. Понятно, что после революции речи о законах против богохульства речи не велось. К нему вернулись значительно позже - в 2013 году, когда вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 июня 2013 г. N 136-ФЗ г. Москва «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан».

В соответствии с новеллой 148 УПК РФ, «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок».

Как доказывают противоправность деяствия?

Высказывания (вербальные или письменные) обвиняемого оценивают эксперты-лингвисты. Эксперты анализируют высказывания, чтобы найти «запрещённые приёмы», например, речевую агрессию, речевую манипуляцию или обман.

Какие вопросы ставят перед экспертами-лингвистами , оценивающих высказывания в рамах расследования дел о неуважении и оскорблении религиозных чувств верующих?

  1. Содержит ли текст информацию, унижающую религиозные чувства верующих?
  2. Является ли ложной распространяемая информация?
  3. Является ли группа граждан, выделяемая по религиозному признаку, предметом речи в высказывании «…»? Если нет, каков предмет речи в данном высказывании?
  4. Используется ли в следующем высказывании «…» оценочная лексика и фразеология? С помощью каких языковых средств она выражена?
  5. Относятся ли слова (выражения) «…» к бранной/обсценной лексике, бранной/обсценной фразеологии, жаргону?
  6. Является ли умышленным речевое деяние?

При написании материала использовалась статья В. Ю. Меликяна «Оскорбление религиозных чувств верующих»: юрислингвистическое параметризирование»/ Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2015.

Кто поносит Верховного Бога, плохо говорит о святых и священных писаниях,

получит рак языка и станет глухим.

Тот, кто жжет священные писания и уничтожает духовную литературу,

получает желудочные язвы и рак.

«Гаруда Пурана».

Богохульство как качество личности – склонность хулить Бога, поносить, оскорблять святых личностей, священные писания и догматы веры.

Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Тогда ювелир в бешенстве набросился на паломника: - Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло! Паломник миролюбиво ответил: - Поистине, у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог? Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

Наверняка большинство читателей, начиная читать эту статью, предполагают, что автор начнет описывать длинный перечень наказаний за оскорбления Бога. Спешу Вас разочаровать. Богу абсолютно безразличны грубые, оскорбительные высказывания в его адрес. Когда придет Верховная Личность Бога, она скажет: «Не беспокойтесь о тех, кто ненавидит и хулит Меня. Они придут ко Мне. Когда человек думает обо мне со злобой или ненавистью, он всё равно очищается».

Бог не нуждается в защите земного правосудия. Человек, даже плохо думая о Боге, очищается. Если грязный человек станет под душ, и будет просто стоять, он всё равно немного очистится, несмотря на то, что не пользовался мылом и мочалкой. Лицемер, вынужденный постоянно играть роль порядочного человека, в конечном итоге, может им и стать. Актеры знают, что когда вживаешься в роль извне – с помощью определенных движений, жестов, мимики лица, начинают появляться естественные для данного случая эмоции.

Вдумайтесь в мысль Фридриха Ницше о том, как видимость, созданная лицемерием, становится реальностью: «Актер, в конце концов, уже не может перестать думать о впечатлении от своей личности и об общем сценическом эффекте даже при самом глубоком страдании, например при погребении своего ребенка; он будет плакать над собственным горем и его проявлениями, как если бы он был зрителем самого себя. Лицемер, который постоянно играет одну и ту же роль, под конец перестает быть лицемером – например, священники, которые обыкновенно в молодости бывают сознательно или бессознательно лицемерами, в конце концов, становятся естественными и делаются тогда именно подлинными священниками, без всякой аффектации: или если этого еще не может достигнуть отец, то, вероятно, достигает сын, которому удается использовать успехи отца и унаследовать его привычку. Когда кто-либо долго и упорно хочет казаться чем-нибудь, то в результате ему уже трудно быть чем-либо другим. Профессия почти каждого человека, даже художника, начинается с лицемерия, с внешнего подражания, с копирования эффектов. Тот, кто всегда носит на лице маску приветливости, должен, в конце концов, приобрести власть над благожелательным настроением, без которого нельзя достигнуть выражения приветливости, — и в результате это настроение в свою очередь овладевает им – он действительно становится благожелательным».

Теперь становится понятной мысль Бога о том, что неважно, в какой плоскости человек говорит или думает о Боге. Главное, чтобы думал, а не просто вспоминал всуе. Любит или ненавидит – это вопрос уровня сознания. Хуже, когда вообще не верит.

Совершенно другой окрас имеет плохое думанье о святых. Сам Бог во многих местах в Бхагавад — гите, говорит, что вы можете оскорблять Меня, нет никаких проблем, но если вы оскорбляете святого человека, то за это вы будете отвечать по полной программе. Бог не принимает этого. Бог принимает оскорбления в свой адрес, но не принимает оскорбления святого.

Торсунов О.Г. утверждает: «Оскорбить Бога безопасней, чем оскорблять святого. Поэтому, если человек ненавидит святого человека, он деградирует до самых низших форм жизни… Как нейтрализовать силу, которая вызывает деградацию? Надо просто прийти, попросить прощения у этого святого, и все, больше ничего не надо. Все грехи будут уничтожены. Если человек этого не делает, он дальше будет деградировать неминуемо и очень сильно… Поэтому, если вы хотите общаться со святыми людьми, надо прежде всего, научиться быть смиренными. Иначе потом будет противоположный эффект, будет все наоборот, деградация полная наступит».

Земная кара за богохульство постоянно менялась. Первоначальное римское право не предусматривало наказания за богохульство. Основанием для этого было воззрение, согласно которому любой Бог, по определению, настолько силен, что сам в состоянии покарать человека, нанёсшего ему оскорбление, и сама мысль о необходимости защищать Бога слабыми силами людей уже есть богохульство (Deorum injuriae diis curae - император Тиберий).

В христианстве радикальным видом богохульства считается хула на Святого Духа, которая, в отличие от любой другой хулы, не прощается. Сейчас большинство духовных традиций придерживаются древнеримского взгляда на богохульство, признав, что бог находится вне сферы человеческих отношений, недосягаем для преступных посягательств и не нуждается в защите земного правосудия; неисполнение же правил веры и обрядов вероисповедания не может быть предметом суждения светского суда, некомпетентного в оценке убеждений и требований совести.

Кроме того, было признано, что принуждение к исполнению требований религии государственными наказаниями унижает, прежде всего, саму религию и ведёт к лицемерию и неверию. Уголовные законы могут и должны ограждать церковь как общество верующих, ограждать её мирное существование, закон может преследовать за оказание публичного неуважения к догматам и обрядам религии, так как этим нарушаются интересы и права личностей, может наказывать за нарушение благочиния в церквах и молитвенных домах, за препятствование свободного отправления богослужения и т. п., но во всех этих случаях объектом преступления будет не бог, вера или религия в целом, а отдельные верующие или церковь как учреждение, признанное и охраняемое государством. Сыграл свою роль и процесс перехода большинства цивилизованных государств к светскому состоянию, в результате которого религиозные учреждения утратили в значительной мере рычаги воздействия на политическую и правовую систему государств. В уголовных законах понятие «богохульство» было заменено на «оскорбление религиозных чувств», тяжесть наказания за которое существенно меньше, чем в былые времена за богохульство.

Тем не менее, в государствах, где юридическо-правовая система не приняла данные основы римского права по отношению к религии, богохульство до сих пор остаётся преступлением, за которое может быть назначено наказание, вплоть до смертной казни. Так обстоит дело в исламских государствах. В исламе хула на Бога признаётся одним из тягчайших грехов (наряду с отступничеством), и по шариатскому праву она наказывается смертной казнью через побивание камнями.

Петр Ковалев 2014 год

Словарь Ушакова

Богохульство

богоху льство , богохульства, ср. (церк. ). Брань, поношение бога.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Богохульство

(Лев 24:11-16) - один из самых тяжких грехов, состоящий в произнесении дерзких и хульных слов на Бога и промысл Божий. По закону Моисееву за богохульство наказывали смертью, именно: виновного выводили за пределы стана и побивали камнями (Лев 24:15-16). Между видами богохуления, особенно тяжкий грех хула на Духа Святого (Мф 12:31, Мк 3:28-30), по заповеди Спасителя: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простятся человекам ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31-32). Именей и Александр, упоминаемые в 1-м послании ап, Павла к Тимофею (1:20), за богохульство были преданы апостолом страшному наказанию, и в будущем, по слову Божию, суд таких людей не медлит и погибель их не дремлет (2 Пет 2:3, Иуд. 8-15).

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Богохульство

богох’ульство (Мат.9:3 ; Мат.26:65 ; Мар.2:7 ; Мар.7:22 ; Мар.14:64 ; Лук.5:21 ; Иоан.10:33 ,36; 1Тим.1:20 ; Отк.13:1 ,5) - поношение, оскорбление имени Божия. В Мат.9:2 -3 книжники считали богохульством даже попытку делать дело Божие и говорить от имени Бога. (см. ).

Православный энциклопедический словарь

Богохульство

оскорбление Бога и святынь, один из самых тяжких грехов. Христос предупреждал, что "хула на Духа (Святого) не простится человекам" (Евангелие от Матфея 12,31).

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Богохульство

хула на Бога, на то, что связано с верой в Бога. В любом случае неэтично. Субъект выказывает свое духовно-нравственное недостоинство или невежество и этим самым вызывает у порядочных людей отрицательное отношение к себе не только во время данного общения, но и надолго позже. Не следует вступать в спор с богохульствующим взрослым человеком, делать ему замечание: узнав о вашей позиции, он также будет относиться к вам плохо.

Целесообразная реакция – спокойное и краткое выражение неприятия высказывания или красноречивое неодобрительное молчание.

Православная энциклопедия

Богохульство

один из наиболее тяжких грехов, представляющий собой произнесение слов хулы на Бога и Божий промысел. В соответствии с законом Моисеевым богохульников предавали смерти. Виновного выводили из города или стана и публично побивали камнями. Самым тяжким из богохульств является поношение Святого Духа. Сам Спаситель по этому поводу говорил следующее: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. ни в сем веке, ни в будущем» (Евангелие от Матфея, 12, 31–32).

Библия: Тематический словарь

Богохульство

произносить хулу на Бога

А. Как совершаются богохульства:

речи против Бога:

Лев 24:11,16; Мф 26:64,65; Деян 6:11

речи против слова Божия:

идолопоклонство:

Неем 9:18,26; Иез 20:27,28

преследования церкви:

угнетение бедных:

богохульные имена:

Б. Установления о богохульстве

запрещено законом Божиим:

Исх 20:7; Исх 22:28

наказуемо смертью:

Лев 24:13–16,23; Мф 26:65,66

В. Причины обвинения Иисуса в богохульстве

прощал грехи:

Богохульство

Богоху́льство (от Бог и др.-рус хула , ст.-слав хѹла ) - непочтительное использование имени Бога или богов, а также поношение любых объектов религиозного поклонения и почитания.

По иудейским, христианским и мусульманским верованиям является грехом .

В разные периоды истории и у разных народов это понятие понималось по-разному и в различной степени преследовалось по закону.

История

Состав и наказуемость этого деяния (до сих пор считающимся в ряде стран преступным) в разные времена были весьма различны.

Наказуемость богохульства по закону возникла в государственных системах, в которых были введены государственные боги и религии, например, в некоторых языческих государствах и в иудейской теократии. В них всё, что связано с религией, охранялась законом. Всякий виновный в посягательстве на религиозные святыни и, тем более, на бога государственной религии, должен был отвечать за это как за государственное преступление. На этом отчасти была основана юридическая сторона направляемых против христиан гонений. Как особенно тяжкое преступление, по Закону Моисееву , подлежало для природного еврея и для чужеземца смертной казни , которая совершалась через побиение камнями . Так, например, иудаизм не признает Иисуса Мессией, считает учение о воплощении бога в человеке богохульством и попыткой человека поставить себя на один с ним уровень .

Хотя субъективной стороной богохульства признавался умысел «поколебать веру присутствующих или произвести соблазн», наказуемость не устранялась и в тех случаях, когда оно было совершено неумышленно и даже случайно, вообще без умысла оскорбить святыню, когда виновный не знал и не мог знать о преступности своего деяния.

Самым тяжким наказанием, а именно лишением всех прав состояния и ссылкой в каторжные работы на срок от 12-15 лет, закон грозил виновному в богохульстве, совершённом в церкви. За богохульство в ином публичном месте при многолюдном собрании виновный подвергался лишению всех прав состояния и ссылке в каторжные работы на время от 6-8 лет, а виновный в богохульстве, совершённом лишь при свидетелях, - лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в отдалённейших местах Сибири . Неумышленное богохульство, совершённое по неразумению, невежеству или пьянству, наказывалось тюрьмой. За недонесение о богохульстве недоносители приговаривались к тюрьме или аресту.

Интересно, что наказание за богохуление или порицание веры, совершённое посредством печатных или письменных, каким-либо образом распространяемых сочинений (ст.181 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных), было ниже, чем за публичное богохуление и порицание веры, хотя, казалось бы, печать, могущая действовать на большое число людей и даже на последующие поколения, представляет собой гораздо более опасное средство совершения этого преступления, чем устное слово, действие которого ограничено сравнительно незначительным числом слушателей и вовсе не долговечно. Причина этой странной постановки наказуемости неизвестна, можно лишь предполагать, что законодатель, принимая во внимание весьма низкий уровень грамотности, особенно в простом народе, на момент появления этого закона, счёл печатную форму менее доступной широкому кругу людей, а также менее способной возбудить страсти толпы и вызвать беспорядок.

Ссылки

  • Кротов Я. Азбука ненависти. Кощунство

Примечания

См. также

  • Карнавализация

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Диатрема
  • Грифон (геологический)

Смотреть что такое "Богохульство" в других словарях:

    богохульство - Кощунство, святотатство. См … Словарь синонимов

    богохульство - БОГОХУЛЬСТВО, кощунство, святотатство БОГОХУЛЬНИЧАТЬ, богохульствовать, кощунничать, кощунствовать, святотатствовать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    БОГОХУЛЬСТВО - в праве некоторых стран одно из религиозных преступлений. В России наказание за Б. было установлено в Соборном уложении 1649 г. и включало неверие, отрицание православной веры, поношение, оскорбление святынь. В 1738 г. за Б. была установлена… … Юридический словарь

    БОГОХУЛЬСТВО - БОГОХУЛЬСТВО, богохульства, ср. (церк.). Брань, поношение бога. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    богохульство - БОГОХУЛЬСТВОВАТЬ, твую, твуешь. Хулить Бога, поносить, оскорблять церковные реликвии, обряды. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Богохульство - – преступное деяние, выражающееся в оскорблении имени Божия, Пресвятой Девы Марии, признанных церковью святых, а также священных предметов. Подобные деяния впервые предусматриваются еврейским законодательством, а оттуда переходят в уголовные … Полный православный богословский энциклопедический словарь