Какие качества развивает игра горелки. Подвижные игры для средней группы. «Горелки» в искусстве

Играющие (11-13 детей) становятся в колонну парами. Впереди колонны (в 2-3 шагах) стоит ловящий, он смотрит вперед. Играющие хором произносят:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло, Глянь на небо - Птички летят, Колокольчики звенят! Раз, два, три - беги!

После слова "беги" дети, стоящие в колонне в последней паре, отпускают руки и бегут вперед вдоль колонны: один слева, а другой справа от нее. Они выбегают вперед и стараются снова взяться за руки и стать вперди ловящего. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и взяться за руки. Если ловящему удается это сделать, он с пойманным образует новую пару, которая становится впереди колонны. Оставшийся без пары будет ловящим. Если ловящему не удалось поймать никого из пары, он продолжает выполнять свою роль. Игра заканчивается, когда все пары пробегут по одному разу. После этого выбирается новый водящий. Игра возобновляется. Указания. Воспитатель следит, чтобы дети не выбегали из колонны раньше времени.

Подвижные игры

Два Мороза

На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из домов. Двое водящих, два Мороза (Мороз - красный нос и Мороз - синий нос) становятся посредине площадки лицом к детям:

Мы два брата молодые, Два Мороза удалые

Я Мороз - красный нос,

Я Мороз - синий нос,

Кто из вас решится В дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз! После этого они перебегают в другой дом, а Морозы стараются их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз. Они стоят так до окончания перебежки. Морозы подсчитывают, сколько играющих им удалось заморосить. После 2-3 перебежек выбирают новых Морозов. В конце игры подводится итог: какие Морозы заморозили больше играющих. Указания. Игрок, который выбежит из дома до сигнала или остается в доме после него, тоже считается замороженным.

Подвижные игры Ловишка, бери ленту

Играющие стоят по кругу. У каждого из них цветная ленточка, которая заклады-вается сзади за пояс или ворот. В центре круга стоит ловишка. По сигналу воспитателя "беги" дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-нибудь из них ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. На слова воспитателя "Раз, два, три - в круг скорей беги!" дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра продолжается с новым ловишкой. Указания. Один и тот же ловишка может водить 2-3 раза. Усложняется игровое за-дание за счет уменьшения длины ленточки.

Подвижные игры Ловишки в звеньях

Дети делятся на два звена. Звенья становятся друг против друга. Запоминают каждый свой номер. Первое звено держит руки ладошками вверх. У второго звена руки опущены. По сигналу водящего: Первый номер из второго звена бежит к первому номеру первого звена, хлопает о ладоши его 3 раза и быстро бежит обратно на свое место, его старается догнать первый номер, если догоняет, то идет в его звено. Выигрывает то звено, дети которого засалили больше игроков из другого звена. Переманит к себе.

Название игры

Слово горелки восходит к глаголу «гореть», причем изначально, видимо, в значении «любить, страдать от любви», характерном для народной поэзии : «Не огонь горит, не смола кипит, а горит-кипит ретиво сердце по красной девице… »

В разных областях встречаются иные названия горелок: разлуки, разгары , огарыши, огорелыш, опрел, гори-дуб и гори-пень .

История игры

Горелки изначально не были детской игрой: в неё играли девушки и холостые молодые мужчины. Водящим всегда выбирался парень, и ловить он мог только девушку, так что игра давала возможность знакомиться, общаться, выбирать невесту. О такой функции игры идет речь в «Повести временных лет» :

Возникновение горелок связывают с языческими праздниками и обрядами: встречей весны, «когда славилась богиня Лада , покровительница браков и чадородия, когда самая природа вступает в свой благодатный союз с богом-громовником и земля принимается за свой род» , или с праздником Ярилы или Ивана Купалы - днем летнего солнцестояния . В горелки играли на праздниках и гуляньях, когда собиралось много народу.

В настоящее время горелки считаются исключительно детской игрой.

Описание игры

«Холостые парни и девицы устанавливаются парами в длинный ряд, а один из молодцев, которому по жребию достается гореть, становится впереди всех и произносит: «Горю, горю пень!» - «Чего ты горишь?» - спрашивает девичий голос. «Красной девицы хочу». - «Какой?» - «Тебя, молодой!» При этих словах одна пара разбегается в разные стороны, стараясь снова сойтиться друг с дружкою и схватиться руками; а который горел - тот бросается ловить себе подругу. Если ему удастся поймать девушку прежде, чем она сойдется с своей парою, то они становятся в ряд, а оставшийся одиноким заступает его место; если же не удастся поймать, то он продолжает гоняться за другими парами, которые, после тех же вопросов и ответов, бегают по очереди»

«Игроки обрекают одного из среди себя, по жребию, гореть - в должность тяжкую. Все прочие спариваются, т. е. становятся парами, одна за другою. Горельщик становится впереди пар, неподвижно, не обращаясь ни взад, ни вперед, ни набок. В это время игроки разбегаются в разные стороны. Горельщик преследует их. Если он успеет разлучить их, схватить оплошного, то его должность более не продолжается, или, за свою неудачу, он должен вновь гореть, хотя бы игра повторилась до 100 раз. «В игре не без обману»,- говорят старушки - и точно так! Сколько хитростей придумано для несчастного горельщика: его можно обмануть каждую минуту»

Правила игры

Для игры выбирается открытое место - лужайка, поляна, широкая улица перед домом, просторный двор.

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий - горельщик (горелка ).

Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат:
- Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!

Вариант:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Глянь на небо - птички летят,
Колокольчики звенят,
Гляди - не воронь, беги, как огонь!

После этих слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется.

Если горельщику удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

  • Горельщик догоняет убегающих игроков, только когда они пробегут мимо него. Он не имеет права оглядываться и подсматривать, какая пара собирается бежать мимо него. В противном случае приготовившаяся бежать пара может поменяться очередью с другой парой или местами друг с другом.
  • Никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит последнее слово.
  • Горельщик может салить бегущих только до того момента, как они возьмутся за руки.
  • Метрах в пятнадцати-двадцати впереди горельщика заранее отмечается место, до которого бегущая пара не должна снова соединять руки.
  • Играющие могут договориться, что горельщик должен гнаться не за любым из бегущих, а обязательно за парнем и, догнав его, может встать в пару с девушкой, пойманный же идёт «гореть» - либо наоборот.

Виды горелок

Двойные горелки

Игроки встают по четыре человека в ряд. «Горит» одна пара. На счет три последняя четверка разбегается парами (при этом руки в парах разъединять нельзя) и старается соединиться впереди водящей пары. Если любой из «горящих» поймал какую-нибудь пару, то она присоединяется к водящим, и вчетвером они становятся в первый ряд.

Шведские горелки

Игроки встают парами, но не держась за руки, а на расстоянии друг от друга, образуя «коридор». Каждой паре назначается порядковый номер. Водящий встаёт впереди, на расстоянии десяти шагов от первой пары, в руках он держит две палочки. Когда он называет номер пары, вызванные игроки бегут к нему между шеренгами, выхватывают у него по палочке, обегают стоящие пары с внешней стороны и возвращают палочки водящему. Тот, кто вернул палочку первым, приносит своей шеренге очко. В конце игры баллы подсчитываются и объявляется команда-победительница.

Горелки в искусстве

Описание игры в горелки встречается в повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» :

Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился. <...> Вздумал он с нами в горелки бегать.
– С вами в горелки бегать! Невозможно!
– Очень возможно! Да что еще выдумал! Поймает, и ну целовать!
– Воля твоя, Настя, ты врешь.
– Воля ваша, не вру. Я насилу от него отделалась. Целый день с нами так и провозился.

Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Ход игры:

Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой - слева, стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

Подвижная игра «Ловишки» (с ленточками)

Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

Ход игры:

Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется.

2 вариант

Чертится круг в центре стоит Ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а Ловишка пытается схватить ленту.

Подвижная игра «Мороз – красный нос»

Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.

Ход игры:

На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- красный нос, он говорит:

«Я мороз – красный нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети отвечают хором:

После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.



2 вариант.

Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два мороза (Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос). Стоя посередине площадки лицом к детям, они произносят:

Мы два брата молодые, Я Мороз-Синий нос.

Два мороза удалые, Кто из вас решится

Я Мороз-Красный нос, В путь-дороженьку пуститься?

После ответа:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

все дети перебегают в другой дом, а оба мороза стараются их заморозить.

Подвижная игра «Коршун и наседка»

Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.

Ход игры:

В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.

2 вариант.

Если детей много можно играть двумя группами.

Подвижная игра «Краски»

Цель: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.

Ход игры:

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:



Тук! Тук!

Покупатель.

Зачем пришёл?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например: скачи на одной ножке по красной дорожке.

2 вариант:

Разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок изображавший краску убегает а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место.


ГОРЕЛКИ

Почему я начинаю с горелок? Может быть, потому, что это одна из самых древних и самых распространенных в России игр. Раньше в горелки играли и в деревнях, и в городах, играли все - от ребятишек до взрослых молодых людей.
И даже Пушкин, мой самый любимый поэт, упоминает о горелках в «Барышне -крестьянке» и «Евгении Онегине». А разве он сам не мог играть в них?..
Перед тем как приступить к описанию этой игры, мне хочется познакомить вас с тем, что было написано о горелках, да и вообще о русских народных играх, одним из современников Пушкина.
«...наши бабушки предоставили своим детям самую резвую, милую игру - Горелки - порхать по лугу с подругами и молодцами... По всей ВеликоРуссии отдают преимущест-во этой игре. Наши сородичи - от поселянина до боярина - равно забавляются Горелками.
В современной жизни мы часто слышим, как Русския игры называют мужицкими, те самыя игры, которые в старой жизни забавляли Русских, наших предков, отцов и матерей... Напрасно мы будем воображать, что старая Русская жизнь существовала без отрады: тогда увеселений еще было более, и притом увеселений общественных. Правда, тогда не было театров; но за то целая площадь, усеянная народом, была свободною для увеселений, для забав, для восторгов; за то целые дворы наполнялись веселыми игроками... На площадях веселились люди всех сословий; здесь были игры затейливыя, обширныя... Всем было весело, все жили раздольно, по Русски».
Между прочим, даже цари иногда горелками развлекались. Гаврила Романович Державин описывает, как однажды в Царском Селе статс-секретарь Екатерины II сказал ему: «Государыня нечто скучна, и придворные никаких не заводят игр, пожалуй, братец, пойдём и заведем хотя горелки». И как он погнался за великим князем Александром Павловичем и, «догоняя его на скользком лугу, покатом к пруду, упал и так сильно ударился о землю, что сделался бледен, как мертвец». Это тот самый поэт Державин, который, будучи уже глубоким стариком, был так растроган стихами юного Пушкина.
От себя добавлю, что даже во времена моего детства горелки были еще очень распространены, особенно в деревнях. И никто не считал эту игру старинной, а тем более забытой.
Сейчас в горелки играют редко, только некоторые вожатые в пионерских лагерях затевают эту игру.
А почему бы и нам самим не поиграть в горелки, прямо во дворе? Это ведь так просто!
Многие из вас могут сказать, что такую игру даже родители не помнят и некому научить вас. Знаю. Поэтому я и взялся писать для вас эту книжку. Право же, горелки стоят того, чтобы снова стать одной из самых любимых наших игр!
Я научился этой игре в деревне, когда мне не было еще и десяти лет. И вот мы, такая малышня, играли в горелки вместе с большими ребятами.
Игра совсем простая и не очень утомительная. Поэтому в горелки можно играть после других, сложных и напряженных игр или когда соберется такая компания, где много девочек.
Самое меньшее количество играющих - девять человек, то есть четыре пары и один «горельщик». В три пары играть уже неинтересно. Ну, а лучше всего, когда наберется от шести до десяти пар, то есть от 13 до 21 человека, включая горельщика. Как вы заметили, число участников всегда должно быть нечетным. Больше десяти пар играть тоже будет не так весело, поскольку каждой паре довольно долго придется ждать своей очереди.
А вообще-то, конечно, если вас много и всем очень уж захочется побегать в горелки, то можно разбиться на две игры, только разойдитесь подальше, чтобы не мешать друг другу.
Желательно, чтобы каждая пара составлялась из мальчика и девочки, тогда игра будет интереснее. Ну, а если поначалу в паре окажутся, например, два мальчика, то это ненадолго, так как во время игры пары беспрестанно перемешиваются. Считаться, чтобы определить горельщика, я вам не советую - слишком долгая получится церемония. Лучше кто-нибудь добровольно станет «гореть» или, в крайнем случае, кто подошел последним, тому и водить.
После того как нашелся горельщик, все остальные берутся попарно за руки и выстраиваются друг за другом на расстоянии одного шага.
Горельщик становится впереди, шага на два-три от первой пары, спиной к ним. Как только он занял свое место, ему уже не разрешается ни оглядываться назад, ни смотреть по сторонам.
Игра начинается с того, что все дружно, хором поют горельщику такую песенку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо -
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Если кто не знает, какой мотив у этой песенки, спросите своих бабушек или дедушек, он им наверняка хорошо знаком.
При словах «глянь на небо - птички летят, колокольчики звенят» горельщик должен смотреть на небо, делая вид, что и впрямь верит этой басенке про птичек с колокольчиками.

А в это время последняя пара уже наготове.
Как только кончилась песенка, они разъединяют руки и стремглав бросаются бежать вперед, один справа, другой слева от стоящих парами игроков.
Задача бегущих состоит в том, чтобы, пробежав мимо горельщика, снова взяться за руки впереди него. Можно и не впереди, а сбоку, в этом случае одному из пары нужно ухитриться пробежать перед горельщиком и подать руку другому. Только позади соединяться нельзя. И обратно нельзя бегать.
Если бегунам удалось опять схватиться за руки, они спокойно идут назад и становятся на шаг впереди первой пары.
А горельщик должен постараться поймать кого-нибудь из бегущих. Учтите, что для этого ему надо не только ловить, но и мешать им сбежаться, чтобы они не могли подать друг другу руки. Горельщику не обязательно по-настоящему поймать, достаточно запятнать, то есть дотронуться до бегущего рукой. Если это ему удается, он образует с пойманным новую пару, и они становятся впереди других пар.
А непойманный остается без пары и должен «гореть». Песенку поют уже ему, и опять бежит последняя пара.
Но если горельщик никого не словил, то он снова занимает свое место на два-три шага впереди и пытается поймать кого-нибудь из очередной пары.
Игра может продолжаться сколь угодно долго, однако закончить ее можно не раньше, чем пробегут все пары, хотя бы по одному разу.
Обращаю ваше внимание на то, что при выборе места для игры надо смотреть, чтобы впереди было побольше простора для беганья. Кроме того, место должно быть, по возможности, ровным, без всяких кочек, камней, высокой травы и тому подобных неудобств. Последние пары убегают, становятся впереди, и вся игра сама собой продвигается вперед. Поэтому если места у вас немного, то после каждой перебежки все пары должны отступать назад.
И последнее замечание: пойманному нельзя вырываться от горельщика.
Ну вот, о правилах, кажется, все.
Теперь расскажу кое-что из собственных наблюдений и опыта игры в горелки, правда, это относится к тому времени, когда мне было уже четырнадцать или пятнадцать лет.
Как лучше бегать парам? Совсем не обязательно сразу же нестись сломя голову, как я описывал раньше. Некоторые, наоборот, идут до горельщика шагом, подкрадываются неслышно и только потом, перемигнувшись, припускаются во все лопатки! Это сбивает с толку горельщика, и он иногда запаздывает с погоней. Тем более, что горельщик не имеет права ни оборачиваться назад, ни сдвигаться с места до тех пор, пока бегуны не поравнялись с ним. Но помните, что и бегунам нельзя поворачиваться и бежать назад. Да и в сторону далеко не убегайте, там некому руку подать...
И еще одна хитрость у нас была. Когда предполагаешь, что горельщику хочется изловить именно тебя, а тебе это совсем ни к чему, надо перед бегом поменяться местами с напарником. Вот тогда горельщик сразу бросится направо, а ты бежишь слева! Пока он мечется и сообразит, что к чему, вы уже успеете схватиться за руки.
А вот переставляться целыми парами - ближе или дальше, не разрешается. Как встали сначала да как бежали - такого порядка и держитесь всю игру.
И помните, что главное в горелках - не убежать от горельщика, а соединиться опять в пару. А то разбегаются далеко, забыв о своей паре, тогда дают много времени и возможностей горельщику, чтобы догнать. Поэтому ни на миг не теряйте из виду своего напарника или напарницу, стараясь поскорее «пойматься» руками.
И поглядывайте под ноги, когда бежите, чтобы не споткнуться. Тут бывает обидно не только от того, что попался в руки горельщику, но досадно, что все смеяться будут.
Не удивляйтесь, но иногда бывает так, что горельщик только делает вид, что старается кого-то поймать, бросается то к одному, то к другому из бегунов, и все неудачно. Это он хитрит, просто он дожидается, когда побежит пара, в которой стоит кто-то, кого ему очень уж хочется поймать. Вот тогда он ловит изо всех сил, зато потом может постоять в паре, держась за руку с тем, кто ему нравится.
А кое-кто из таких хитрецов даже становится нарочно за интересующей его парой, чтобы вступить в игру как раз перед ними. А когда приходит черед бежать, то старается сделать так, чтобы гореть довелось ему самому. А потом уж ловит того, кого захочет.
Бывает и так, что кто-то как бы случайно хочет поддаться горельщику, а тот возьмет да и поймает другого...
В общем, в этой игре много всяких возможностей и неожиданностей, этим она и интересна.


Но должен вам сказать, что иногда горельщику приходится несладко. Другой раз много пар пробегут, а ему все никак не удается никого поймать! Запыхается бедный горельщик, набегается, пока не раздобудет себе пару. Так что зевать тут никак нельзя! Недаром в старину считалось, что «гореть - должность тяжкая».
Хорошо еще, если кто-нибудь догадается поддаться ему как бы невзначай. Сейчас я уже не удивляюсь тому, что нам нетрудно было играть с большими ребятами, долго мы никогда не горели. Да и вам полезно знать, что чем чаще меняются горельщики, а следовательно, и происходят перемены в парах, тем в игре больше интереса. Поэтому могу вам посоветовать: когда играют вместе большие и маленькие, хорошие бегуны и неважные, то договоритесь, что гореть можно не больше пяти раз. Не сумел никого поймать из пятой пары, выбирай любого из них и становитесь в ряд. А оставшийся пусть горит.
Ну, а напоследок, для читателей постарше, расскажу, как в старину играли в горелки взрослые парни и девушки. Сам я так, понятно, не играл, поэтому приведу здесь описание, как оно дается в одной старой книжке.
«...Пары составляются обыкновенно из кавалера и дамы. Горит всегда кавалер, который при перебежке ловит только даму...
Горю, горю, пень! - говорит горельщик.
По ком горишь? - спрашивает дама из последней пары.
По тебе, душа, красна-девица!
Любишь?
Люблю.
Купишь?
Куплю.
Покупай, - говорит дама и, разъединившись со своей парой, бежит вперед».
Тут забота горельщика о том, чтобы отбить даму у кавалера, стоявшего с нею в паре. А оставшийся без пары должен ловить себе новую даму или постараться вернуть себе ту, с которой был раньше.
Здесь, по-видимому, тоже применимы все те правила и уловки, о которых я уже говорил при описании наших, ребячьих горелок.

Горелки - очень древняя игра. Поэтому мне хочется хотя бы вкратце рассказать вам о ее происхождении.
Русские историки прошлого века прямо связывали горелки с обычаями славян-язычников.
Ежегодно, в самый длинный день летнего солнцестояния - 23 июня - у славян был праздник Ярилы (а позднее - Купалы), посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки - славяне сходились на берега рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, «чтобы встретить в чистоте восходящее светило». В ту же ночь происходило и «умыкивание» девиц.
В самой древней нашей летописи - «Повести временных лет откуда есть пошла русская земля» - так говорится об этом: «схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе». Историк С. М. Соловьев добавляет: «Игра горелки лучше всего напоминает это умыкивание».
Как вы понимаете, эти слова относятся к более древнему виду горелок, где парень может ловить только девушку.
А откуда пошло само название игры - горелки?
Русский историк, известный собиратель народных сказок А. Н. Афанасьев пишет по этому поводу:
«На эпическом языке народных песен... поется:
Не огонь горит, не смола кипит,
А горит-кипит ретиво сердце
по красной девице...
Горелки начинаются с наступлением весны, когда славилась богиня Лада, когда самая природа вступает в свой благодатный союз с богом - громовиком и земля принимается за свой род. Очевидно, игре этой принадлежит глубокая древность»...
Ну как, побывали краешком души в немыслимой дали прошедших веков, ощутили своих родных предков?
Теперь давайте вернемся во времена не столь далекие и перейдем к следующей игре.
Материал скопирован с сайта.

Подготовительная группа детского сада.

Учитель: Трофимова Ирина Анатольевна, I категория.

При разработке конспекта я учла возрастные особенности детей, их степень заинтересованности той или игрой, доступность игр для детей дошкольного возраста, а так же игры с текстом, который дети смогли бы передать движениям; игры сопровождаются старинными русскими считалками. В конспект вошли дыхательные, логоритмические упражнения, упражнения на релаксацию, что позволило решить и оздоровительную задачу игрового занятия.

Были поставлены следующие задачи:

продолжать знакомить с русскими народными играми, развивать ловкость, увёртливость, умение действовать по сигналу; воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры, выполнять движения согласно с текстом, формировать дружеские взаимоотношения, приобщать детей к русской культуре, воспитывать интерес и любовь к русской народной игре.

Главным показателем успешности данного мероприятия является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые под действиями русского национального костюма.

Всё это мы сегодня наблюдали в игре. Дети активно приняли участие в игре и с удовольствием играли, выполняя все правила и условия игры. Ребята знают много считалок и зазывалок. Для этого была проведена предшествующая работа по заучиванию потешек, считалок, загадок, зазывалок. Дети смогли отразить в игре русскую народную культуру. Цель игры была достигнута, все задачи данного мероприятия были выполнены, дети остались довольны.

Результатами проведенной работы являются:

  1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, зазывалок.
  2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.


Цель:

Продолжить знакомить детей с русскими народными подвижными играми; вызвать интерес к русским традициям; приобщать детей к традиционной культуре на основе активного использования устного народного творчества (считалки, зазывалки); воспитывать любовь к народным традициям, уважение друг к другу.

Ход игры

Под мелодию «Околица» в зал входят девочки в русских сарафанах и исполняют «Танец с платочками». По окончанию танца в зал вбегают два мальчика в русских костюмах и зазывают на игру.

1-й мальчик:

Таю, таю, налетаю

Вас в игру всех приглашаю

А в какую, не скажу!

Зазывалку расскажу.

Кто опоздает, в небо улетает.

2-ой мальчик:

Тай, тай, налетай

Порезвись и поиграй!

Всех в игру мы принимаем

Никого не обижаем

А того кто не придёт,

Мигом кошка задерёт.

В зал вбегают мальчики.

3-й мальчик:

Поиграть пришла пора

Развеселая детвора

Пусть наш смех звучит вокруг

Становитесь дружно в круг!

Дети становятся в круг.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поиграем в народную подвижную игру «Горелки». Это старинная игра, в неё играли еще ваши прабабушки и бабушки. И вы уже знакомы с этой игрой.

Я напомню правила игры: В игру играют нечетное количество детей. Дети стоят в парах, а водящий «горельщик» стоит спиной к детям впереди всех.

Дети произносят слова:

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят

Раз, два, три беги!

И последняя пара, разъединив руки, бегу с обеих сторон и должны перед водящим соединиться (т.е. взяться за руки, пока водящий не поймал кого-нибудь из пары). В том случае, если водящий поймал кого- нибудь, то водящим становится оставшийся из пары, а появившаяся пара становится в колонну и игра продолжается.