Как составить технологическую карту по технологии. Примеры технологической карты и ее составление. Пример заполнения технологических карт

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта урока как основа проектирования урока и инновационный инструмент реализации ФГОС Выполнила Учитель ГБОУ лицея №504 Жогальская Светлана Геннадьевна Москва 2015г

2 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта урока как основа проектирования урока и инновационный инструмент реализации ФГОС «Если мы хотим достигнуть какой-нибудь цели воспитанием, то должны прежде всего сознать эту цель.» К.Д.Ушинский

3 слайд

Описание слайда:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия (темы), указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия (прохождения темы) время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989). ПРОИЗВОДСТВО

4 слайд

Описание слайда:

ПЕДАГОГИКА Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС.

5 слайд

Описание слайда:

Методологические позиции: она имеет статус документа; в ней записан весь процесс; указаны операции, их составные части; названы материалы; перечислено оборудование; указаны инструменты; обозначены технологические режимы; рассчитано время; определён квалификационный статус исполнителей.

6 слайд

Описание слайда:

Зачем нужна технологическая карта урока? Для представления в воображении урока в «целом» (с целями, задачами, методами, формами, техническими средствами обучения, с видами контроля, видами рефлексии…) Для планирования достижений метапредметных результатов Для самоанализа и анализа того, что делается на уроке (с разных точек зрения) Для четкости в постановке учебных задач Для создания опорного конспекта для будущих уроков

7 слайд

Описание слайда:

выстроить алгоритм работы по теме; определить виды УУД, которые формируются на изучаемом материале; реализовать воспитательные возможности темы; установить преемственность в изучении материала; реализовать межпредметные связи Технологическая карта позволяет учителю:

8 слайд

Описание слайда:

Традиционный конспект Технологическая карта Целеполагание в соответствии со знаниевой парадигмой в соответствии с планируемыми результатами ФГОС (три группы) Основной метод описания объяснительно- иллюстративный структурно-логический; проектный Особенность проектирования по видам деятельности учителя по видам деятельности учителя и обучающихся Используемые средства обучения учитель и учебник как основные носители знания использование всех компонентов УМК и современных ресурсов Дидактический подход межпредметные связи на основании некоторых элементов знания формирование целостной картины мира на основе реального использования жизненного опыта детей, знаний из других предметных областей, метапредметных знаний Форма описания урока использование прямой (беседа) или косвенной речи учителя использование формулировок, четкое и лаконичное описание деятельности Оценка учителем – результатов обученности в целом всеми участниками – процесса, результата, индивидуальных достижений

9 слайд

Описание слайда:

Структурные компоненты технологической карты урока блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить) Инструментальный блок (какими средствами это достижимо) Блок организационно- деятельностный (структуризация на действия и операции)

10 слайд

Описание слайда:

БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Тема урока Цель урока(целеполагание, проблема- выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.) 3. Планируемый результат 4.Личностно-формирующая направленность урока

11 слайд

Описание слайда:

Инструментальный блок Задачи урока Тип урока Учебно-методический комплекс: источник информации оборудование дидактическое сопровождение материалы для познавательной деятельности ученика

12 слайд

Описание слайда:

Уровневые задания; Карточки для самостоятельной работы; Тексты контрольных самостоятельных работ; Технологические карты лабораторных работ; Инструкция по технике безопасности; Задания для выполнения на уроке; Задания для самопроверки; Другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик и т.п. Материалы для познавательной деятельности учеников

13 слайд

Описание слайда:

Дидактическое сопровождение Проблемные вопросы; Когнитивные и деятельностные установки; Понятийный аппарат; Логические схемы; Рисунки; Видеозаписи; Индикаторы обратной связи и т.п.

14 слайд

Описание слайда:

Программа дисциплины; План урока; Литература для учителя; Литература для учеников; Учебники; Сборники задач, практических заданий, диктантов и т.п.; Интернет-сайты; Кинофильмы; Видеозаписи, аудиозаписи; Научная периодическая печать; Массовая периодическая печать; Учебные телефильмы и т.п. Источники информации

15 слайд

Описание слайда:

Оборудование Приборы; Технические средства обучения; Электронные средства обучения; Телевидение; Компьютеры; Локальная сеть; Магнитная доска; Карты; Препараты; Реактивы; Демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины и т.п.

16 слайд

Описание слайда:

План урока Диагностика результатов урока Домашнее задание Организационно- деятельностный блок

17 слайд

Описание слайда:

Структурные элементы технологической карты По вертикали – этапы урока (например): Организационный момент. Подготовка к активной познавательной деятельности. Установка познавательной задачи. Усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Закрепление знаний. Самопроверка знаний. Подведение итогов. Домашнее задание.

18 слайд

Описание слайда:

По горизонтали: Задачи каждого этапа. Методы. Формы. Виды деятельности учителя. Деятельность учащихся. Формируемые УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

* МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ регулятивные коммуникативные познавательные целеполагание речевые средства, в т.ч. с опорой на ИКТ работа с инфор- мацией: поиск, запись, восприятие в т.ч. средствами ИКТ планирование способ действия контроль коррекция коммуникация при взаимодействии использование моделей, знаков и символов,схем логические опе- рации: анализ, синтез, сравнение, сериация, класси- фикация, обобще- ние, подведение под понятие, ана- логия, суждение чтение ИКТ Оценка по результатам выполнения Оценка в процессе выполнения проектно -исследов. деятельн.

21 слайд

Описание слайда:

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид. 2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные). 3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом. 4. Формулировка цели каждого этапа урока. 5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт). 6. Выбор форм работы на уроке: - индивидуальная; - фронтальная; - парная; - групповая. 7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика. Данный материал может быть использован учителями,работающим по разным УМК. Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями–практиками, я пришла к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор я остановила на такой технологической карте урока: Этапы работы над технологической картой

22 слайд

Описание слайда:

Формулировки деятельности учителя и обучающихся Деятельность учителя Формулировки деятельности примеры. Деятельность обучающихся Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на... Формулирует задание... Напоминает обучающимся, как... Предлагает индивидуальные задания. Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова и т. д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют... Обосновывают выбор написания... Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

23 слайд

Описание слайда:

Структура технологической карты урока Тема: Тип: Задачи: Планируемые результаты Предметные Метапредметные Личностные Межпредметные связи: Ресурсы урока: Для учителя: Для учащихся: Ход урока: Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся 1. Актуализация необходимых знаний 2. Мотивация познавательной деятельности 3. Организация познавательной деятельности 4. Подведение итогов Дополнительный материал: Диагностика достижения планируемых результатов: Дополнительные творческие задания: Самоанализ Достижения Затруднения Предложения

24 слайд

Описание слайда:

Расширенная ТК Основные составляющие урока Этап урока Время, мин Цель Результаты Содержание учебного материала Методы и приемы работы Формы учебной деятельности Деятельность учителя Деятельность обучающихся

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Типы уроков по ФГОС «…современный урок должен стать уроком творческой дружбы учителя и ученика.» (Куманев А.А.).

28 слайд

Описание слайда:

1. Структура урока усвоения новых знаний: 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

29 слайд

Описание слайда:

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление § в знакомой ситуации (типовые) § в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

30 слайд

Описание слайда:

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний. § с целью подготовки к контрольному уроку § с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

31 слайд

Описание слайда:

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

32 слайд

Описание слайда:

5. Структура урока контроля знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся обще учебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Технологический процесс – часть процесса производства, направленная на придание изделию требуемых размеров, форм, свойств, характеристик и т.д. Технологический процесс содержит в себе совокупность всей необходимой информации для придания продукции конечного вида. В нем содержатся операции и переходы, последовательность их выполнения, необходимые режимы и параметры обработки и т.д.

Виды техпроцессов

В зависимости от степени обобщенности выделяют единичный, и технологические процесс.

Титульный лист (ТЛ) – первый лист комплекта технологических документов. Оформляется в соответствиями с требованиями ГОСТ 3.1105-84.

Карта эскизов (КЭ) – графические изображения и таблицы для конкретизации выполняемой операции. Оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 3.1105-84 .

Технологическая инструкция (ТИ) – свод методов, правил и описаний действий для изготовления конечных изделий, предназначенный для сокращения объема технологической документации (ТД).

Маршрутная карта (МК) – описание маршрута движения изготавливаемого продукта внутри цеха.

Операционная карта (ОП) – описание переходов, применяемого инструмента и оснастки.

Ведомость оснастки (ВО), Ведомость материалов (ВМ), Ведомость оборудования (ВОБ), Карта наладки (КН) и т.д.

Для внедрения в производство, технологический процесс утверждается уполномоченным лицом, выполняется согласование оборудования, технологической оснастки, обрабатывающего инструмента и т.д.

Примеры оформления

Правила заполнения информационных блоков комплекта ТД регулируются ГОСТом 3.1103-82 .

ГОСТ 3.1705-81 регламентирует термины и названия технологических операций, применяемые при создании технологического процесса.

Пример оформления маршрутной карты

Автоматизация проектирования

Для автоматизации и ускорения существует целый ряд специализированного программного обеспечения – систем автоматизированного проектирования технологических процессов (САПР ТП). На данный момент существует немало различных программных продуктов для упрощения процессов проектирования ТП, таких как Вертикаль , СПРУТ ТП , Techcard и многие другие. У каждой системы можно выделить свои индивидуальные преимущества и недостатки.

Технологическая сущность систем автоматизированного проектирования технологических процессов - возможность решения самых разнообразных задач. В большинстве случаев такие программы представляют из себя набор инструментов, облегчающий проектирование техпроцесса. В некоторых САПР ТП реализована возможность подключения трехмерной модели детали. С помощью графического интерфейса можно указать поверхности 3D модели , которые следует обработать, программа проведет их анализ и предложит варианты процессов обработки. Выбор инструмента и необходимой оснастки можно вести из базы данных инструмента, если таковая имеется и актуальна на конкретном предприятии. Управление технологическим процессом можно осуществлять лишь в случае доступности информации о характеризующих данный технологический процесс параметрах.

Основные и вспомогательные техпроцессы

Совокупность производственных процессов можно разделить на основные – процессы изготовления изделий, механическая обработка , а так же их сборка, и вспомогательные – операции подготовки сырья, транспортирование, контроль и т.д.

Составные части технологического процесса

Механическая обработка изделий – процесс придания заготовке требуемых размеров и форм путем снятия слоев материала специальным режущим инструментом. Технологический процесс состоит операций , подразделяющихся на переходы , проходы , приемы и установки . От специализации и серийности производства, главным образом, зависит и степень разделения технологических процессов на операции.

Технологическая операция – какая-либо часть технологического процесса, выполняемая непрерывно одним или несколькими рабочими, и на одном рабочем месте.

Переход – процесс обработки одной конкретной поверхности с помощью одного и того же инструмента при одних и тех же параметрах резания (неизменных скорости, подаче и т.д.).

Установка – выполняемая за одно закрепление заготовки часть операции. Для обработки большинства деталей требуется несколько установок. В случае, если заготовку можно обработать за одну установку, эту часть процесса можно назвать операцией . Многократные переустановки заготовки могут привести к существенному снижению размерной точности, поэтому от невостребованных переустановок следует отказаться, используя специальные приспособления.

Прием – направленные на достижение определенных целей действия рабочего, т.е. пуск технологического оборудования, установка технологической оснастки,

Важнейшим документом проекта производства работ являются технологические карты и калькуляции трудовых затрат к ним.

Технологические карты разрабатываются с целью установления способов производства работ и организации рабочих мест, уточнения последовательности и продолжительности выполнения рабочих процессов, определения потребного состава бригад, материальных и технических ресурсов, необходимых для производства единицы конечной продукции заданного вида работ, а также упорядочения учета расхода потребных ресурсов, в том числе заработной платы и уточнения бюджета времени, требуемого для выполнения данной работы.

Технологические карты являются важнейшим средством нормализации и типизации строительного производства. Они составляются с учетом использования прогрессивной технологии, комплексной механизации работ и лучших примеров научной организации труда.

Разработанные и опробованные на стройках технологические карты с наиболее экономичными решениями обычно отбираются, утверждаются и являются обязательными к применению при составлении проекта производства работ. Будучи составной частью проекта, они служат основным документом для линейного персонала при подготовке рабочего места и непосредственно при выполнении работ.

Технологические карты включают в себя исходные данные для составления недельно-суточных графиков материально-технического обеспечения и аккордно-премиальных нарядов на оплату труда бригадам. Они являются основой для установления оптимальной продолжительности работ в календарных планах, комплексных, сетевых или линейных генеральных графиках производства работ на отдельных объектах и пусковых комплексах.

Технологические карты являются основой для разработки калькуляций оплаты труда бригад. При разработке технологических карт необходимо помнить, что их главной целью являются:

снижение себестоимости строительства; оптимальное сокращение продолжительности строительства; рациональное использование рабочей силы и машин; повышение производительности труда; улучшение качества работ;

внедрение поточных методов и обеспечение безопасности работ;

учет достижений научной организации труда.

Обычно технологические карты разрабатываются на: возведение конструктивных элементов, отражающих специфику производства определенного вида работ на конкретном объекте, например, возведение фундамента доменной печи, фундаментов под колонны здания, монтаж конструкций здания, оборудования и т. д.;

выполнение определенных видов строительно-монтажных работ - например, рытье котлованов под раздельные фундаменты промышленного здания в зависимости от принимаемого механизма и даже типа его рабочего органа, кирпичная кладка, отделочные работы, устройство полов, а также выполнение в некоторых случаях комплексов простейших строительных процессов, входящих в состав условной единицы измерения конечной продукции (укладка 100 м трубопровода заданного диаметра, 1 км кабеля и др.);

возведение комплекса работ, связанных со строительством части здания или сооружения (монтаж сборных железобетонных элементов типовой секции здания, устройство водопропускной трубы под насыпью дороги и др.).

Технологическая карта должна включать в себя технологическую последовательность и основные принципы организации труда при выполнении всех операций, входящих в состав рассматриваемой работы. Например, при укладке бетонной смеси в конструкцию должны быть указаны способы ее приемки, перегрузки и доставки к месту работ, укладки и уплотнения. По каждому строительно-монтажному процессу следует разрабатывать несколько вариантов технологических карт с учетом применения различных технологических схем производства работ, комплектов строительных машин, "приспособлений, инвентаря, инструмента и средств подачи грузов по вертикали и горизонтали, условий производства работ, определяемых не только условиями площадки и заданными сроками, но и временем года, климатическим поясом, когда и где эта работа будет выполняться.

Исходными документами для разработки технологической карты являются нормативы ЕНиР и местные прогрессивные производственные нормы затрат труда, составленные на основании обобщения передового опыта, а технические решения - на основании рабочих чертежей возводимых зданий и сооружений, конструкций и наиболее прогрессивных схем научной организации труда.

Как показал опыт, для строительных, монтажных, и специальных работ может быть принята единая форма технологической карты. Исключением являются технологические карты на монтаж металлических конструкций специальных сооружений, в которых отсутствует графическая часть, а имеется лишь ссылка на чертежи рабочего проекта. Для монтажа подобных сооружений к технологической карте прикладывают рабочие чертежи узлов.

В составе технологических карт обычно содержатся следующие разделы:

технологическая схема выполнения строительно-монтажных работ;

основные указания по технологии строительно-монтажного процесса с определением технологической последовательности выполнения операций;

указания по технике безопасности;

график выполнения строительного процесса;

таблица принятого количества рабочих по профессиям и разрядам;

таблица потребности материально-технических ресурсов;

таблица потребности механизмов и инвентаря;

указания по технической приемке работ;

калькуляция затрат труда;

технико-экономические показатели, отнесенные к единице измерения конечной продукции работ, охваченных картой.

Составление технологической карты начинается с изучения видов и характеристик конструктивных элементов здания, сооружения, заданных к строительству, и ознакомления с соответствующими данными нормативной документации.

Технологическая карта разрабатывается с таким расчетом, чтобы ее решения были лаконичны, четки и кратки.

Важным является оформление технологических карт и удобство пользования ими в полевых условиях. Размер их может изменяться. Обычно на строительных площадках УССР размер технологической карты принят в четверть стандартного ватманского листа.

Порядок разработки, утверждения, привязки и применения технологических карт . Технологические карты, как правило, разрабатываются трестами и бюро Оргтехстрой, а также группами подготовки производства строительно-монтажных трестов.

В целях использования опыта прорабов, мастеров и бригад, которые обязаны выполнять работы по запроектированным технологическим картам, а также с учетом местных условий строительной площадки, технологические карты до утверждения должны рассматриваться на совещании группы подготовки производства работ строительно-монтажного управления.

Только после внесения замечаний и предложений группой подготовки производства работ технологические карты утверждаются главным инженером треста (стройуправления) и приобретают силу закона для выполнения рассматриваемого вида работ в данной организации.

При обсуждении технологической карты в группе подготовки производства работ строительно-монтажного управления доклад о рекомендуемой схеме, механизмах, приспособлениях, трудоемкости, расценках, сумме заработка и премий за сокращение сроков работ, экономичности обычно делает руководитель бригады Оргтехстроя или ведущий инженер группы ППР, принимавший непосредственное участие в ее разработке. Принимаемая карта должна включать в себя только те механизмы, которыми стройка располагает. В целях более глубокого изучения рабочего проекта сооружения исполнителями (мастерами, бригадирами, механизаторами, электриками и другими рабочими) одновременно с рассмотрением технологической карты производитель работ докладывает о характере предложенного проекта сооружений, его конструктивных особенностях, основных размерах и объемах. Все это позволяет до начала работ на объекте всем исполнителям изучить рабочий проект сооружения, проект производства работ и калькуляции к ним, что является залогом успеха в процессе строительства.

После такого обсуждения и утверждения технологической карты с обязательным приложением к ней калькуляции трудовых затрат и указанием номера наряда и суммы заработной платы за единицу конечной продукции всего комплекса выполняемых работ ей присваивается определенный номер. После этого карта размножается и направляется техническому отделу треста, управлению строительства комплекса, стройуправлению, а также выдается прорабу, мастеру и бригадирам-исполнителям вместе с нарядами. В случае, если изменение условий производства работ требует корректировки утвержденной карты, ее изменяют или перерабатывают только с разрешения главного инженера, который ее утвердил.

Ответственный исполнитель (производитель работ, мастер) вносит в технологическую карту данные о фактических объемах выполненных работ, трудовых затратах и составе бригад, указывая фактические сроки начала и окончания работ, а также сумму основной и дополнительной заработной платы.

В целях совершенствования технологических карт и отбора наиболее эффективных из них, применения дополнительных приспособлений и механизмов, а также повышения технико-экономических показателей на бланке карт отводится место для внесения производителем работ возникших в процессе производства работ отклонений с указанием причин, которые их вызвали. При сдаче работ смежникам (например, фундамента под монтаж клетей прокатного стана, электрического привода к ним, фундаментов под конструкции здания и т. д.) или заказчику на бланке карты проставляется соответствующая оценка их выполнения.

Заполненные технологические карты после выполнения работ передаются техническому отделу треста для учета и анализа технико-экономических показателей. Осуществляя такой анализ карты, группа ППР имеет возможность отобрать наиболее эффективные из них или внести необходимые изменения в принятую схему производства работ.

Отбор и утверждение технологических карт к широкому применению производятся только после сопоставления и анализа технико-экономических показателей, запроектированных и достигнутых в процессе производства работ. Такой анализ и отбор, например, в системе Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии Украинской ССР, осуществляются отделами типового проектирования трестов Оргтехстрой по исполнительным технологическим картам, представляемым строительно-монтажными трестами. После отбора и корректировки технологические карты рекомендуются для повторного применения в трестах с последующей проработкой их в группах подготовки производства стройуправлений и утверждением для применения на стройке. Таким образом, в процессе повторного применения происходит очередная проверка принятых в карте решений.

После вторичной проверки эффективности установленной технологии и обсуждения в строительном комбинате технологическая карта (в полном объеме с калькуляцией) направляется главному техническому управлению министерства, которое, привлекая ЦНИС, оргтехстрой, научно-исследовательские институты, проводит ее экспертизу и представляет руководству министерства на утверждение для массового применения на стройках республики. После этого каждой карте присваивается определенный шифр, и карты поступают в специальную библиотеку типовых технологических карт, организованную при одном из трестов Оргтехстрой. Библиотека рассылает комбинатам, трестам каталоги карт и по заявкам последних размножает карты в требуемом количестве.

Выбор технологических карт и привязка их к ППР производятся оргтехстроями или группами подготовки производства работ трестов (стройуправлений) в процессе разработки проектов производства работ с учетом конкретно сложившихся условий данной площадки объекта (размеров и компоновки объекта), имеющихся ресурсов (строительных машин, инвентаря, приспособлений и др.), а также наиболее приемлемой технологии и соответствия ее срокам исполнения, принимаемым в сетевом или генеральном графике.

На основании утвержденной карты и калькуляции трудозатрат к ней прораб или мастер выдает бригаде наряд на выполнение всей работы с установлением не только суммы заработной платы, но и премий за сокращение установленных сроков и высокое качество работ. При внедрении в производство технологических карт особое внимание должно быть обращено на своевременную подготовку работ, предусмотренных в карте, а именно, на создание необходимого запаса материалов и строительных деталей, позволяющего своевременно начать работы и вести их строго по графику, на осуществление заблаговременного монтажа и опробование строительных механизмов, обеспечение работ нужным количеством лесов, подмостей, строительным инвентарем, подведение электроэнергии, воды и т. д.

Методика составления технологических карт . При разработке технологических карт на отдельные виды работ представляется возможность, используя принципы НОТ, лучшим образом организовать строительные процессы, максимально устранить ручной труд и с помощью механизмов, инвентаря, приспособлений, инструмента достичь наибольшей эффективности в выполнении строительных и монтажных работ.

Использование технологических карт значительно упрощает разработку проектов производства работ на строительство заданного объекта. Отбирая соответствующие карты, можно найти наиболее экономичные решения для выполнения тех или иных работ как с точки зрения взаимоувязки отдельных производственных процессов, так и бюджета времени, необходимого для определения сроков "Строительства, предусмотренных в генеральном, календарном или сетевом графиках. Поэтому при разработке технологических карт методика выбора механизмов, приспособлений, инвентаря и способов производства работ с их техникоэкономическим анализом представляет значительный интерес.

Рассмотрим основные разделы технологической карты.

I. Технологическая схема . Она включает в себя выкопировку из генплана или конструктивной схемы здания (сооружения) с разбивкой ее на узлы, захватки, ярусы или из планов инженерных коммуникаций с указанием их размеров и кратких характеристик. На выкопировке показывают схемы размещения строительных машин, площадок для укрупвительной сборки монтажных узлов и других устройств, связанных с производством работ. Технологическая схема на данный конкретный вид работы должна отображать последовательность и основные принципы организации труда всех операций, входящих в состав рассматриваемой работы. Например, при укладке бетонной смеси в конструкцию должны быть указаны способы ее приема и перегрузки в средства внутриплощадочного транспорта, доставки смеси к месту работ, разгрузки и укладки смеси в конструкцию с уплотнением. Предположим, нужно подать бетонную смесь в фундамент обжимной клети листопрокатного стана. При наличии транспортеров схема может быть такой: от бетонного завода к строительной площадке бетонная смесь доставляется в автосамосвалах, затем она попадает в перегрузочный вибробункер для подачи на ленту транспортера и последним при помощи двухбарабанной сбрасывающей тележки с вибролотком подается к месту укладки. Разравнивание и уплотнение смеси осуществляются с помощью вибратора.

Может быть и другая схема подачи бетонной смеси, например, с помощью передвижной эстакады, бетононасоса или каким-либо другим способом. Поэтому на один и тот же вид работы может быть разработано несколько технологических схем в зависимости от объема и запроектированной интенсивности работ, используемых механизмов и т. д.

Технологическая схема разрабатывается в полной увязке с картой организации труда, если она имеется.

На основании рабочих чертежей данного сооружения, а если это типовой проект, то по рабочей документации, для целого ряда возводимых типовых сооружений разрабатываются технологические схемы выполнения отдельных видов работ (процессов).

Технологическая схема является основным стержнем карты, на основе которой разрабатываются все элементы, составляющие технологическую карту. На схеме показываются расстановка строительных механизмов (направление их движения и места стоянок), транспортных средств и бригад, рабочих зон, складирование материалов и укрупнение конструкций, разбивка сооружения на участки работ, захватки и ярусы.

Размещение механизмов и направление их движения следует вести с учетом отобранных и апробированных на стройках типовых схем комплексной механизации строительно-монтажных работ, включающих в себя не только комплекты машин, но и состав обслуживающего их персонала, указания и последовательность выполнения операций и технико-экономические показатели.

Последовательность и направление работ в технологических схемах следует принимать с учетом карт организации труда и других материалов о передовом опыте. При размещении зон складирования изделий, полуфабрикатов, материалов необходимо учитывать возможность свободного прохода принятого внутриплощадочного транспорта, удобства разгрузки и дальнейшего производства работ (монтаж с минимальным количеством стоянок). Зоны складирования материалов должны обеспечивать бесперебойную и ритмичную работу. При этом не следует забывать, что генеральным графиком может быть предусмотрено совмещение нескольких видов работ.

Место и порядок раскладки конструкций выбираются таким образом, чтобы обеспечить их установку монтажными механизмами в проектное положение без промежуточного складирования.

Иа технологических картах (69-72, 73-76) показываются варианты размещения вспомогательных устройств, лесов, подмостей и других приспособлений, приводятся технологические схемы монтажа сборных железобетонных колонн унифицированной ячейки размером промышленного здания 72x72 м с указанием направления движения монтажных кранов в первом варианте пневмоколесного крана К-161 и во втором - гусеничного крана СКГ-30, транспортных средств (тягач МАЗ-200 с полуприцепом УПП-16), подающих конструкции в зону складирования и монтажа.

II. Указания по технологии производственного процесса . Технологическая последовательность выполнения операций составляется с учетом указаний строительных норм и правил (СНиП) в части технических условий и правил производства работ, а также достижений НОТ. В этом разделе приводятся данные о необходимой технической готовности предшествующих работ для выполнения процесса, разрабатываемого технологической картой, а также о составе подготовительных работ.

Так, например, на технологической карте монтажа сборных железобетонных конструкций ^олонн) промышленного одноэтажного цеха с крановой нагрузкой следует указать на.необходимость предварительного возведения (до начала монтажа) фундаментов под каркас здания и обратной засыпки грунта в их пазухи. В зависимости от объемов работ, глубины заложения фундаментов под оборудование и принятой технологической последовательности выполнения работ часто до начала монтажа колонн такого типа здания принимается решение выполнить весь нулевой цикл вплоть до устройства каналов и подготовки под полы в пролетах здания.

Технологическая карта монтажа железобетонных колонн одноэтажного промышленного здания (первый вариант)

До начала монтажа колонн должны быть закончены следующие работы: устройство и выверка фундаментов, подливка дна стаканов фундаментов до проектных отметок должна иметь не менее 50% проектной прочности; устройство внешнего временного освещения; устройство подготовки под полы; нанесение краской рисок разбивочных осей на фундаментах; геодезическая съемка и оформление акта приемки фундаментов с исполнительной схемой. Допустимые отклонения от проекта: по внутренним размерам стакана фундамента ±20 мм; по смещению осей стаканов от разбивочных осей здания ±10 мм; по отметке дна стакана -20 мм.

A. Транспортирование колонн осуществляется тягачом МАЗ-200В на полуприцепе УПП-16; разгрузка - монтажным краном К-161 на вылете 4,5 м (длина стрелы Юм) с помощью 4-ветвевого стропа с раскладкой 14 колонн для двух рядов на шпальные подкладки у мест установки.

Б. Строповка для монтажа выполняется в надконсольной части полуавтоматическим стропом. Подъем и установка производятся краном К-161 методом горизонтального поворота стрелы (вылет 4,5 м). Выверка и временное закрепление осуществляются с помощью телескопических подкосов и клиньев. Расстроповка производится путем выдергивания запорного штыря с помощью шнура. Проектное положение колонны в плане регулируется клиньями, по вертикали - изменением длины подкосов и определяется двумя теодолитами по рискам, нанесенным в двух взаимно перпендикулярных осях в верхнем и нижнем сечениях колонны.

B. К замоноличиванию приступают после установки не менее одного ряда колонн. Бетон марки «200» подвозится автосамосвалом и выгружается в ящики с последующей перевозкой тачками к стыкам. Укладка бетона производится вручную, уплотнение - вибратором И-116 с удлинением для труднодоступных мест.

4. Подкосы снимаются после достижения бетоном в стыках не менее 50% проектной прочности.

IV. График монтажа колонн

Продолжение

При приемке работ проверяются следующие допуски на монтаж колонн одноэтажных производственных зданий: смещение осей колонн в нижнем сечении относительно разбивочных осей ±5 мм; отклонение осей колонн от вертикали в верхнем сечении (при высоте колонн до 15 м) ±15 мм; отклонение отметок опорных площадок оголовка ±10 мм.

Технологическая карта монтажа железобетонных колонн одноэтажного промышленного здания (второй вариант)

II. Основные указания по монтажу колонн

1. Техническая готовность предшествующих работ к монтажу колонн

До начала монтажа колонн должны быть закончены следующие работы: устройство и выверка фундаментов; подливка дна стаканов фундаментов до проектных отметок должна иметь не менее 50% проектной прочности; устройство внешнего временного освещения; устройство подготовки под полы; нанесение краской рисок разбивочных осей на фундаментах; геодезическая съемка и оформление акта приемки фундаментов с исполнительной схемой. Допустимые отклонения от проекта: по внутренним размерам стакана фундамента ±20 жж; по смещению осей стаканов от разбивочных осей здания ±10 жж; по отметке дна стакана - 20 жж.

2. Способ и последовательность выполнения основных процессов

A. Транспортирование колонн осуществляется тягачом МАЗ-20ОВ на полуприцепе УПП-16; разгрузка - монтажным краном СКХ-30 на вылете 9 ж (длина стрелы 20 ж) с помощью 4-ветвевого стропа с раскладкой 14 колонн для двух рядов на шпальные подкладки у мест установки.-

Б. Строповка для монтажа выполняется в надконсольной части траверсой со штыревым полуавтоматическим захватом. Подъем и установка производятся краном СКГ-30 методом горизонтального поворота стрелы (вылет 9 ж). Выверка и временное закрепление осуществляются с помощью кондуктора, закрепляемого ка стакане фундамента. Расстроповка производится путем выдергивания фиксатора шнуром. Проектное положение колонны определяется двумя теодолитами по рискам, нанесенным в двух взаимно перпендикулярных осях в верхнем и нижнем сечениях колонны.

B. К замоноличиванию приступают после установки не менее одного ряда колонн. Бетон марки «200» подвозится автосамосвалом и выгружается в ящики с последующей перевозкой тачками к стыкам. Укладка бетона производится вручную, уплотнение - вибратором И-116 с удлинителем для труднодоступных мест.

III. Указания по технике безопасности

1. Зону монтажа необходимо оградить.

2. Не разрешается применение не предусмотренных картой и неиспытанных приспособлений.

4. Кондукторы снимаются после достижения бетоном в стыках не менее 50% проектной прочности.

5. Не допускается очищать поднятый кузов, находясь в нем или стоя на колесе.

6. Вибратор и кожух рубильника заземлить.

IV. График монтажа колонн

V. Таблица принятого количества рабочих

VI а. Конструкции и материалы

VI б. Машины и электроинструмент

VI в. Инвентарь и приспособления

Продолжение

VII. Указания по технической приемке работ

При приемке работ проверяются следующие допуски на монтаж колонн-одноэтажных производственных зданий: смещение осей колонн в нижнем сечении относительно разбивочных осей ±5 мм; отклонение осей колонн от вертикали в верхнем сечении (при высоте колонн до 15 м) ±15 мм; отклонение отметок опорных площадок оголовка ±10 мм.

VIII. Технико-экономические показатели

Поэтому в этом разделе определяются не только очередность и объем выполнения подготовительных работ, производимых до начала монтажа, но и устанавливаются основные технические требования, предъявляемые к фундаментам под колонны, а также допуски в части горизонтальных и вертикальных привязок к осям, реперам и др.

В технологической карте оговаривается, что до начала монтажа колонн фундаменты передаются исполнителям монтирующей организации (участку) по акту с нанесением в установленном порядке на фундаменте рисок осей и отметок, определяющих его фактическое положение в плане и по вертикали. При наличии отклонений от проекта указывается их величина с нанесением фактического положения осей на фундаменте и закрепление их несмываемой краской.

Здесь же обычно устанавливаются состав и последовательность выполнения основных операций рассматриваемого процесса, принципиальные указания о методах производства работ и способах транспортировки материалов, конструкций, полуфабрикатов и оборудования. Например, на схеме организации рабочего места должно быть указано, что сборные железобетонные колонны доставляются к месту их монтажа (в зону складирования) на полуприцепе УПП-16 с тягачом МАЗ-200 и раскладываются согласно схеме, приведенной в технологической карте (стр. 69-72) в количествах, обеспечивающих темп работ, принятый картой.

Раскладка колонн осуществляется с помощью монтажного крана.

Состав -строительного процесса и последовательность выполнения принимают в соответствии с ЕНиР и учетом передового опыта по карте организации труда.

Так, монтаж сборных железобетонных колонн осуществляется методом поворота стрелы краном К-161 грузоподъемностью до Юти вылетом стрелы 4,5 м.

До начала монтажа на колонну наносят оси, если они не нанесены заводом-изготовителем. Строповка производится в над-консольной части полуавтоматическим стропом. Затем с помощью стропов и крана колонна устанавливается в башмак фундамента. Предварительно она выверяется с помощью отвесов по вертикали и переносных винтовых домкратов, рихтуется по рискам в плане. После этого производится временное крепление с помощью инвентарных металлических подкосов с хомутами.

Положение колонны в плане фиксируется с помощью клиньев, которые до отказа не забиваются для возможности последующей выверки. Рихтовка и выверка с помощью теодолита установленной колонны осуществляются после ее надежного закрепления.

Окончательная выверка колонн по вертикали производится с помощью теодолита. Регулировка отклонений осей колонн от вертикали выполняется путем изменения длины подкосов. Рихтовка в плане осуществляется домкратами. После окончательной выверки колонны клинья забивают до отказа, а затем приступают к замоноличиванию. В карте приводятся способ и последовательность замоноличивания стыков, указывается, что подкосы, фиксирующие положение колонны по вертикали, снимаются при достижении бетона в стыках 50-процентной проектной прочности и др.

Затем даются указания, на каком этапе и какие следует производить геодезические работы (разбивки и привязки или контрольные проверки), а также перечень скрытых работ, подлежащих актированию. Для четкой организации труда в бригаде при разработке карт трудовых процессов следует разграничивать обязанности между исполнителями по выполнению операций, а также давать принципиальные указания по организации труда.

III. Указания по технике безопасности . Они должны отражать основные конкретные указания для данного вида работ по безопасному их выполнению. При изложении указаний следует помнить, что производственный травматизм возникает не только от недостаточно продуманных мероприятий по технике безопасности, но и по технологическим причинам. Поэтому необходимо особо оговаривать опасные места и предупреждать об этом ис-. полнителей.

IV. График выполнения строительных процессов . Этот график устанавливает подробный перечень операций в порядке их технологической последовательности, объем работ по каждой операции, количество рабочих по профессии и разрядам, трудоемкость, сроки начала и окончания работ, обычно совпадающие со сроками генерального или сетевого графика. График составляется на комплексные процессы по видам работ с их разбивкой на отдельные циклы в технологической последовательности (по ЕНиР или карте организации труда). В графике приводятся объем работ, трудоемкость, состав звена, бригады с учетом выполнения прогрессивных норм, основанных на передовом опыте и местных нормах, установленных НИС, продолжительность каждого процесса.

Объем работ определяется по рабочим чертежам. График монтажа сборных железобетонных колонн приведен в технологической карте на стр. 69-72.

V. Таблица принятого количества рабочих по профессии и разрядам . Она определяется в соответствии с графиком выполнения строительного процесса с учетом состава звеньев. Для данного рассматриваемого случая в соответствии с графиком технологической карты потребуется 6 рабочих.

VI. Таблица потребности материально-технических ресурсов . Расчет потребности материально-технических ресурсов производится по рабочим чертежам, принятым схемам и графикам производства работ, запроектированным в технологической карте. В таблице указываются потребное количество монтажных элементов, комплектно по маркам, (включаемым в монтажные блоки, и потребность вспомогательных и эксплуатационных материалов, а также энергоресурсов.

Количество основных материальных ресурсов для рассматриваемого случая приведено в технологической карте на стр. 69- 72. В соответствии с графиком выполнения строительного процесса и таблицей потребности материально-технических ресурсов назначаются сроки поставки их по недельно-суточному графику с учетом необходимого опережения с целью создания гарантийного запаса, обеспечивающего непрерывность производственных циклов.

Доставка бетона для замоноличивания предусматривается в часы его потребления и производится по команде диспетчера треста.

VII. Таблицы потребности механизмов и инвентаря . Особый интерес при установлении рациональной технологии строительного процесса представляет выбор комплекта строительных машин путем технико-экономического сравнения вариантов с учетом веса и размеров конструкций, размеров и конфигурации строящегося сооружения и т. д.

Так, на основании этих данных определяется техническая характеристика крана - грузоподъемность, вылет стрелы и высота подъема.

Обычно технологическая карта разрабатывается на один монтажный механизм.

Например, на строительстве жилых зданий по технологическим правилам треста Запорожстрой на один башенный кран с определенным комплектом приспособлений и инвентаря предусматривается монтаж 14 тыс. м2 жилья в год.

Для выполнения работ по рассматриваемой технологической карте в соответствии с принятой схемой работ данные потребности в механизмах, приспособлениях и инвентаре приведены в соответствующих таблицах карты (стр. 69-72).

VIII. Указания по технической приемке работ . Эти указания содержат в себе основные правила приемки законченных работ с определением нормативных допусков для возможности оценки качества по методике, изложенной в СНиП III-B.3-62. Например, для монтажа колонн промышленного одноэтажного здания с крановыми нагрузками для рассматриваемого случая установлены следующие допуски:

смещение осей колонн в нижнем сечении относительно раз-бивочных осей +5 мм;

отклонение осей колонн от вертикали в верхнем сечении при высоте колонны до 15 м +(-)15 мм;

отклонение отметок опорных площадок оголовка +10 мм.

IX. Калькуляция трудовых затрат . Она охватывает только те производственные процессы, которые включены в технологическую карту. Следовательно, наряды рабочим, выписанные на основании этих калькуляций, являются залогом точности соблюдения запроектированной технологии.

Калькуляция для рассматриваемой технологической карты приводится в табл. 1.

X. Технико-экономические показатели на объем работ . В этом разделе технологической карты приводятся нормативные и принятые показатели, определяющие эффективность запроектированного метода работ. Кроме того, в нем предусматривается графа фактических показателей, заполняемая на стадии внедрения карты с целью исследования и отбора наиболее рациональных карт.

Обычно для этой цели принимаются следующие показатели: трудоемкость на объем работ по карте и на единицу конечной продукции, выработка на одного рабочего в смену в натуральном измерителе, затраты машино-смен, заработная плата за выполненный объем работ и расход эяергоресурсов.

В рассматриваемой технологической карте трудоемкость 141,76 ж3 монтажа колонн в объеме по калькуляции составляет: нормативная - 73,82 чел.-дня, или 516,79 чел.-часа, и принятая- 61,04 чел.-дня, или 427 чел.-часов.

Таким образом, нормативная трудоемкость монтажа колонн, отнесенная к единице измерения конечной продукции, составит

Трудоемкость работ по технологической карте составляет

Нормативная выработка одного рабочего в смену в натуральном выражении определится отношением объема работ конечной продукции к суммарной трудоемкости на весь объем или

Запроектированная выработка

Затраты машино-смен на весь объем работ по нормам составляют 14,9; по технологической карте-12,5 машино-смен.

Калькуляция трудовых затрат

Заработная плата, рассчитанная по ЕНиР, составляет на весь объем работ по карте - 235,93 руб., на единицу конечной продукции

Нормативная и фактическая зарплата совпадает, так как о;на определяется только по ЕНиР или утвержденным местным нормам (табл. 2).

Технико-экономические показатели технологических карт в значительной степени зависят от степени механизации основных и вспомогательных работ. Придавая важное значение этому вопросу, рассмотрим методику выбора оптимального комплекта строительных машин для технологической карты.

Таблица 2

Технико-экономические показатели на весь объем работ

Как сократить время на составление технологической карты урока

Не могу не согласиться с мнением, что подготовка к уроку в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения, а именно составление технологической карты урока, позволяет организовать более эффективный учебный процесс. Однако на начальном этапе планирование урока «по-новому» занимало у меня много времени (около 2 часов на урок!), пока не была выработана наиболее удобная форма и не прописаны возможные параметры урока.

Да, я перечитала много методической литературы в интернете, нашла много примеров технологических карт, но ни одного конкретного пособия по созданию карты урока. Поэтому решилась написать о своём опыте. Отобрав и обобщив найденную информацию, я адаптировала таблицу, список этапов урока, шаблоны целей, задач и т. д. Составляя очередную технологическую карту урока, теперь просто копирую и переношу необходимую мне информацию в следующую таблицу:

Используемые
методы, приёмы, формы

Формируемые УУД

Результат сотрудничества

Средства
обучения

Действия
учителя

Действия
обучающихся

В начале технологической карты необходимо прописать «шапку».

Шаг 1 : Заполнение «шапки»

Тема урока:

Базовый учебник:

Шаг 2: Определяем место урока в теме, его цели (прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока) и задачи.

Цель (например):

    организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению структур приветствия/прощания;

    организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению букв алфавита А, В, С, познакомить с понятием транскрипции;

    организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала, организовать проверку знаний алфавита;

Задачи:

    Образовательная (познавательная, когнитивная). Пример описания: формировать общеучебные умения и навыки (умение сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать), расширять словарный запас обучающихся посредством знакомства с новыми словами…

    Развивающая. Пример описания: развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися, совершенствовать навыки чтения и произношения изученных слов; способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи, ситуации, способствующие развитию умений анализировать, условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное, условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов; содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях, способствовать развитию волевых качеств учащихся, развитию умений творческого подхода к решению практических задач, развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления.

    Воспитательная. Пример описания: создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, осознанию ценности физического здоровья, содействовать развитию интереса к изучению иностранного языка, содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.

Задачи могут повторяться из урока в урок и это нормально - ведь мы не можем развить внимание, улучшить память или мотивировать к изучению за один урок.

Тип урока (пример): урок изучения нового, урок закрепления знаний, урок комплексного применения знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и оценки знаний (или урок формирования речевых навыков, урок совершенствования речевых навыков, урок развития речевых умений).

Теперь переходим непосредственно к заполнению таблицы.

Шаг 3: Обозначение этапов урока в соответствии с его видом. Тут же можно прописать и языковые аспекты (фонетика, лексика, грамматика), и виды речевой деятельности (аудирование, говорение, письмо, чтение), чтобы проследить последовательность и логичность.

Этапы урока:

    Мотивационно-вступительная часть (5-10 мин).

1.1 Организация начала занятия: приветствие, разминка

1.2 Подготовка к основному этапу занятия (Обеспечение мотивации учебной деятельности - целеполагание)

1.3 Проверка выполнения домашнего задания

    Операционно-познавательная часть (30-35 мин)

2.1 Усвоение новых знаний и способов действий

2.2 Первичная проверка понимания

2.3 Закрепление знаний и способов действий

2.4 Обобщение и систематизация знаний

2.5 Контроль и самопроверка знаний

    Рефлексивно-оценочная часть (5-10 мин)

3.1 Подведение итогов занятия

3.2 Рефлексия

3.3 Информация о домашнем задании

Обязательно включить физминутку (на 20-25 минуте), а лучше две (на 12 и 22 минуте).

Шаг 4: Прописываем цели каждого этапа, например: усвоить, закрепить, обобщить и т. д.

Шаг 5: Содержание урока - действия учителя и действия учащихся.

Шаг 6: Используемые методы (репродуктивные, частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные), а также приёмы, формы работы обучающихся (индивидуальная, коллективная, в парах).

Шаг 7: Формируемые УУД.

    Личностные УУД:

    формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;

    формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;

    развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

    развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;

    формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.

    Регулятивные УУД и виды деятельности:

    способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана выполнения заданий);

    способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;

    умение действовать по плану (решение задачи, вычисление выражений в два и более действий);

    умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений);

    умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя);

    умение различать субъективную сложность задачи и объективную трудность (анализ задачи, определение типа задачи);

    готовность к преодолению трудностей (решение нестандартных задач, поиск новых способов решения).

    Познавательные (общеучебные) УУД:

    поиск и выделение необходимой информации (анализ задачи, нахождение заданной информации, проектная деятельность)

    знаково-символическое моделирование (построение чертежей, схем, создание краткой записи к задаче, выведение и запись формул)

    умение структурировать знания;

    умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям);

    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (вычисление наиболее удобным способом, решение задачи несколькими вариантами);

Познавательные (логические) УУД:

    анализ, синтез, классификация, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство.

    Коммуникативные УУД:

    умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (доказывать свою точку зрения)

    умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы);

    умение договариваться, находить общее решение (работа в парах, группах);

    понимание возможности различных позиций (выполнение задания разными способами, предположение ответов),

    уважение к другой точке зрения,

    умение доказывать свою позицию,

    согласование усилий по достижению общих целей (работа в группах, группах, проектная деятельность).

Шаг 8 : Результат сотрудничества должен быть согласован с поставленными задачами каждого этапа урока.

Шаг 9: Прописывайте средства обучения так, чтобы вы могли видеть сразу все, что вам понадобится на данном этапе.

Теперь мы сохраняем на компьютере макет карты с пустыми колонками и строками и заполняем уже подготовленной информацией. Надеюсь, вы сможете существенно сократить время на подготовку к уроку по новым требованиям.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Как составить технологическую карту урока [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В современных российских педагогических ВУЗах постепенно отмечается переход от план-конспекта к технологической карте урока. Это обусловлено требованиями ФГОС нового поколения. Кроме того, навыки по составлению технологической карты урока требуется учителям для прохождения аттестации.

Процесс составления технологической карты урока очень ответственный и сложный. Качественная и многофункциональная технологическая карта может быть разработана при наличии высокого уровня знаний в предметной и педагогической сфере.

Каждый студент педагогического ВУЗа сталкивается с необходимостью написания нескольких , которые необходимы для получения диплома о педагогическом образовании.

От студента-практиканта в последнее время стали требовать кроме план-конспекта еще и технологическую карту урока . Однако отмечается отсутствие достаточной методической базы в ВУЗАх по данному вопросу.

Важно помнить, что помимо усидчивости и терпения студенту необходим определенный багаж знаний и умений. Отсюда, очень часто встречающийся низкий уровень составления технологической карты урока студентами.

Технологическая карта урока по ФГОС

В современной педагогической литературе заняла прочное место. ФГОС нового поколения выделяет её как одну из ключевых инноваций в педагогическом процессе. Согласно нормам нового ФГОС технологическая карта урока являет собой одну из прогрессивных форм планирования взаимодействия учителя и учащихся в рамках педагогической деятельности.

Технологическая карта урока по ФГОС – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

В определении технологической карты заложены ключевые аспекты, которые являются необходимостью при конструировании технологической карты урока:

  1. Весь процесс деятельности и его составные части должны быть подробно расписан;
  2. Указание операций и их составных частей обязательно.

Основой технологической карты урока является разработка урока направленного на развитие общих (метапредметных) и специальных навыков и умений.

В современной методической литературе под метапредметными умениями подразумевают универсальные учебные действия (УУД). Что касается предметных умений , то они формируются у учащихся только в процессе обучения данному конкретному учебному предмету и применяются, главным образом, в этом предмете и отчасти в смежных предметах.

Метапредметные или общеучебные навыки и умения обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.

Ключевая роль технологической карты урока обусловлена тем фактом, что она направлена на раскрытие общедидактических принципов и алгоритмов организации учебного процесса, которые обеспечивают оптимальные условия для освоения предмета и формирования различных навыков и умений учащихся. Только осознание важности создания технологической карты позволит молодому педагогу освоить её особенности.

Структура технологической карты урока четко регламентирована и являет собой систему компонентов, которые образуют урок как целостный организм.

Похожа на структуру план-конспекта урока, однако она содержит больше элементов прогнозирования и планирования. Кроме того, грамотно составленная технологическая карта существенно упрощает процедуру самоанализа урока, так как в ней изначально заложены и систематизированы элементы требующие анализа.

При составлении технологической карты урок структурируется по следующим параметрам:

  1. Название этапа урока.
  2. Цели этапа урока.
  3. Содержание этапа.
  4. Деятельность учителя.
  5. Деятельность учащихся.
  6. Формы работы.
  7. Результат.

В процессе разработки технологической карты урока необходимо учитывать строгое следование определенным этапам. Так, к числу этапов включенных в структуру технологической карты урока относят:

  1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
  2. Формулировка цели урока.
  3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
  4. Формулировка цели каждого этапа урока.
  5. Определение результатов каждого этапа.
  6. Выбор формы работы на уроке

Изучив структуру технологичной карты урока, можно утверждать, что она обеспечивает условия для повышения качества обучения в школе. Доказательством сказанного является следующее:

  1. учебный процесс проектируется от цели до результата;
  2. в технологической карте прописано использование максимально эффективных методов работы с информацией;
  3. на уроке организуется самостоятельная учебная, интеллектуально- познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  4. обеспечиваются условия для применения знаний и умений на практике.

Как упоминалось ранее, технологическая карта урока напрямую связана с качеством самоанализа урока. В процессе молодые педагоги просто пересказывают его ход. У них вызывает затруднение обоснование выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. Технологическая карта урока более глубоко и детально представляет урок со всеми его этапами, проблемными аспектами и т.д. Тем самым, закладывая основу для самоанализа. Что касается традиционного план-конспекта, то в нем расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.

Правильно составленная технологическая карта урока дает возможность:

  1. детализировать урок еще на стадии подготовки;
  2. оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных методов обучения, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока;
  3. оценить каждый этап, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы в их совокупности.