Как развивать внимание: увлекательные игры для дошкольников! Что запоминают новорожденные? Подвижные игры на развитие внимание дошколят

Вероника Клюева
Игры на развитие внимания у дошкольников

Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной.

На протяжении дошкольного возраста внимание развивается от непроизвольного, то есть возникающего само собой под влиянием внешних впечатлений, до произвольного, управляемого сознательным усилием воли. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим поведением и вниманием. Сам ребенок не может преодолеть эти недостатки. Произвольное внимание развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь.

Внимания требует любая игра, однако обычно этот аспект выступает как вспомогательный, сопутствующий решению других задач. Для того чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого.

Упражнения и игры для тренировки внимания, многие из которых не требуют специальной подготовки и которые могут проводиться, где угодно, широко известны: выкладывание по образцу, картинки «Найди отличия», «Найди два одинаковых», «Вычеркни букву», «Что перепутал художник?» и др. Главное, систематичность, разнообразие и увлечённость взрослых и детей.

С подгруппой детей можно поиграть в следующие игры.

Раз, два, три - говори!

Задача игры:

Научить детей выделять несколько разных условий решения задачи и учитывать их при выполнении игровых действий. Одни из этих условий требуют познавательной активности, а другие – волевых усилий.

Описание игры:

В качестве игрового материала используются картинки, отражающие предметное окружение ребенка (вещи, животные, одежда, деревья и т. п.).

Взрослый предлагает детям поиграть с картинками: «Я буду показывать их по одной, а вы называть. Только называть нужно после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, что нарисовано, и вспомните, как это называется. Но ничего не говорите, пока я не скажу: «Раз, два, три - говори!» Кто первый назовет картинку после моего сигнала, тот ее и получит. Давайте попробуем». Перед последним словом (говори) выдерживается небольшая пауза. Тот, кто первый называет картинку, получает ее. Необходимо иметь дубликаты картинок на тот случай, если сразу несколько детей дадут правильный ответ.

Затем игра меняется. Отгадывать предлагается не всем детям одновременно, а двум-трем. Группы формируются в порядке очередности.

Правила игры:

1. Прежде чем дать ответ, нужно внимательно посмотреть на картинку и вспомнить, как называется изображенный предмет.

2. Называть предмет можно только после слов: «Раз, два, три - говори!»

Поставь пальчик

Задача игры:

Развитие целенаправленного внимания.

Описание игры:

Ребенок должен выбрать из большого количества знакомых ему предметов, изображённых на картинках, тот, который назвал взрослый, и быстро указать на него пальцем. Трудность состоит в том, что ребенок должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую назовет воспитатель. Найденную картинку ребенок получает в качестве приза. Основное требование игры – искать картинку глазами, а не руками, и лишь в последний момент поставить на нее пальчик. Можно помочь ребенку сдержать себя, предложив ему держать палец у края стола, пока не будет названа картинка.

В начале игры детям предлагается посмотреть все картинки, назвать изображённые на них предметы. После этого приглашается пара детей, перед которыми раскладываются все картинки. Объясняют правила игры. Затем произносят слова: «Кто из вас раньше найдёт и укажет пальчиком, где находится яблоко?» Дети показывают картинку, а воспитатель обращается к остальным: Кто раньше поставил свой пальчик на яблоко? Дети отвечают, и победитель получает картинку. Второму ребенку дается возможность «отыграться», но если он и на этот раз не найдёт картинку, вызывается следующая пара детей. Отданные детям картинки заменяются новыми.

Правила игры:

1. Держать палец правой руки у края стола, пока взрослый не назовёт предмет. Запрещается снимать палец со стола раньше времени.

2. Картинку получает тот, кто раньше поставит на нее свой палец.

3. Победителя называют все участники игры.

Прятки с игрушками

Задача игры:

Развитие у детей устойчивости внимания.

Описание игры:

Взрослый ставит на стол несколько новых игрушек, подзывает к себе троих детей и предлагает им по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится. Дети должны внимательно рассмотреть свои игрушки. Затем дети встают лицом к стене и закрывают глаза. Пока дети стоят с закрытыми глазами, взрослый прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов (кукла среди кукол, машина среди машинок). Остальным детям сообщается, что они не должны раскрывать секрета, где прячутся игрушки. Каждый водящий должен сам найти свою игрушку. «Пора», - говорят хором взрослый и дети, и водящие начинают искать. Когда они возвратятся с игрушками, взрослый спрашивает остальных детей: «Кто первый нашел игрушку? Он свою игрушку нашел?». Победителю даётся какой-нибудь приз. Игра повторяется сначала, причем теперь игрушки прячут сами дети.

Правила игры:

1. Искать только ту игрушку, которую выбрал, не отвлекаясь на другие.

2. Не подсказывать водящим. Нарушителя не выберут искать игрушки.

3. Когда прячут игрушки, нельзя открывать глаза.

Отзовись, не зевай!

Задача игры:

Развитие у детей устойчивого сосредоточенного внимания.

Описание игры:

Дети садятся в два ряда друг напротив друга. Взрослый раздаёт детям картинки с изображением животных, детей, птиц, причём у детей из одного ряда должны быть те же самые картинки, что и у детей из второго ряда, т. е. каждая картинка должна иметь пару. Взрослый объясняет детям, что у каждого зверя, птицы или человечка на картинке есть дружок, т. е. точно такая же картинка. Каждый персонаж должен позвать своего друга соответствующим голосом (если на картинке корова, то помычать, если собачка, то полаять, если мальчик или девочка – позвать по имени). Вся инструкция наглядно поясняется. Каждый, кого позвали, должен быстро отозваться. Друзья должны подойти к взрослому, показать друг другу свои картинки и убедиться в том, что они одинаковые. Затем игру продолжают другие дети.

2. Нужно быть внимательным и вовремя откликнуться на зов своей пары.

3. Запрещается показывать раньше времени полученную картинку. До поры-до времени – это секрет каждого ребенка.

Найди ошибку

Задача игры:

Развитие слухового внимания и памяти.

Описание игры:

1 вариант. Взрослый просит слушать внимательно и медленно читает стихотворение, потом предлагает детям сказать, что повар положил и куда.

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье,

Мешает суп кочерёжкой,

Угли бьет поварёшкой,

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет (О. Григорьев)

2 вариант. Прослушать стихотворение-путаницу и сказать, что в нем неправильно.

Тёплая весна сейчас –

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет? (Л. Станичев)

Правила игры:

1. Не выкрикивать ответ, пока стихотворение не будет прочитано до конца.

Зачеркни кружок с точкой

Задача игры: Развитие распределения внимания.

Описание игры:

На листе бумаги нарисовать 25 кругов диаметром с пятирублёвую монету. Внутри некоторых поставить точку. Пока пересыпается песок в песочных часах, зачеркнуть точку внутри кругов.

Слушаем и хлопаем

Задача игры: развитие избирательности внимания, мышления.

Описание игры:

Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного. Набор слов может быть таким:

Ёлка, ландыш, слон, ромашка.

Кукла, заяц, гриб, машина.

Виноград, река, лес, белка.

Лыжи, жираф, самолет, ваза.

По аналогии можно использовать названия растений, игрушек и т. д.

Еще несколько игр на развитие внимания и памяти.

Что появилось?

Взрослый ставит на стол несколько предметов: кубик, маленькую игрушку, чашку, свечку, песочные часы и др. Дети смотрят на предметы в течение 1-2 мин. Затем просит детей отвернуться и добавляет к ряду предметов ещё несколько. Просит повернуться одного из детей и назвать, что появилось. Потом этот ребенок снова отворачивается. Для каждого из детей – разные дополнительные предметы.

По порядку

Взрослый раскладывает перед ребенком в ряд 6-8 карточек с разными изображениями. Ребенок смотрит на карточки в течение 2 мин, после чего карточки перемешивают и просят ребенка разложить их в том же порядке.

Белое-чёрное

Положить 10 полосок (длина 10 см, чередуя: две белые, две чёрные, одна белая, три чёрные, две белые. Дети смотрят на полоски в течение 1 мин. Взрослый просит детей отвернуться и раскладывает чёрные полоски к чёрным, белые к белым. Затем просит детей повернуться и разложить полоски так, как они лежали. У каждого ребенка свой набор полосок. У взрослого на карточке имеется образец для проверки.

Вспомни и нарисуй

На листе бумаги нарисовать восемь кругов разного диаметра и цвета. Дети смотрят на картинку в течение 1 мин. Потом взрослый собирает листы с нарисованными кругами и даёт детям чистые листы. Дети должны вспомнить, нарисовать и раскрасить круги.

Вещи вокруг нас

Взрослый предлагает детям внимательно осмотреть кабинет в течение 3 мин. Потом дети закрывают глаза и отвечают на вопросы: «Что лежит на столе? Что стоит в шкафу? Что висит на стене?» и т. д. Предметы следует периодически менять местами, убирать и добавлять новые.

Литература:

1. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

2. Колесникова Е. В. Готов ли ваш ребенок к школе? Тесты. – Изд. 3-е, перераб. – М. : Издательство «Ювента», 2008.

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста чрезвычайно важно. Ведь ребенок для успешного обучения должен внимательно слушать учителей и уметь сосредотачиваться на задании. Для тренировки внимания ребенка отлично подойдут письменные задания с которыми вы можете ознакомиться ниже.

Задание на развитие внимания "Корректор"

В этом упражнении ребенку нужно по образцу заполнить пустые фигуры значками, как показано на образце. а каждом занятии таблицы и значки меняются.

Задание на развитие внимания "Девочки"

Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в каждом ряду. Вариант задания:
а) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными бантиками (белыми);
б) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными волосами и черными бантиками;
в) / подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и белыми бантами;
г) /подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и черными бантами;
д) / подчеркни, / сосчитай / с черными волосами и белыми бантами.

Задание на развитие внимания "Найди букву (цифру)"

Ребятам предлагаются бланки с напечатанными буквами. Можно использовать обычные газетные или журнальные страницы с крупным шрифтом. На данном бланке или странице учащиеся отмечают две любые буквы: одну зачёркивают, другую обводят в кружок. Необходимо объяснить детям, что вычёркивать и обводить буквы нужно, просматривая каждую строчку слева направо. Данное упражнение рекомендуется проводить как можно чаще, так как оно хорошо тренирует основные свойства внимания, и расширяет его объём.

Задание на развитие внимания "Нйди цифры от 0 до 90"



Задание на развитие внимания "Хрюши"

Предлагаются бланки с изображениями поросят, расположенных по десять в каждом ряду. Варианты заданий:
а) / подчеркни, /сосчитай / веселых / грустных поросят;
б)/ подчеркни веселых / грустных поросят с двумя ушками, / одним ушком /;
в)/ подчеркни веселых / грустных поросят с 2 /1/ ушками, без челки, с челкой.

Задания усложняются постепенно: а/, б/, в/.

Задание на развитие внимания "Раскрась или обведи все заданные предметы"

Задание на развитие внимания "Буренки"

Предлагаются бланки с изображением буренок, расположенных по восемь в ряду. Варианты заданий:
а) / подчеркни, / сосчитай / буренок с одним рогом / двумя /;
б) / подчеркни, / сосчитай / буренок с одним ушком / с двумя /;
в)/ подчеркни, / сосчитай / с одним рогом, одним ушком. / и наоборот /
и другие варианты.

Количество учебных задач вводите постепенно.

Задание на развитие внимания "Раставь цифры под рисунками"

Распечатайте форму и предложите заполнить пустые клетки по аналогии с первой строкой. Разумеется, не стоит заполнять сразу все линии. Лучше делать это упражнение регулярно, 2–3 раза в неделю.

Задание на развитие внимания "Найдите предмет"



Задание на развитие внимания "Человечки"

Предлагаются бланки с изображением человечков с разными положениями рук и ног, расположенные по девять в ряду. Варианты заданий:
а) / закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке;
б) / закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке и расставили руки в стороны; в)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили ноги шире плеч и раскинули руки в стороны;
г)/ закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили руки и ноги на ширину плеч;
д)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые опустили руки и поставили близко ноги / друг другу /.

Задание на развитие внимания "Кольца"

Зачеркивать кольца с определенным разрывом (вверху, внизу, слева, справа и т.д.).

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало интенсивного формирования у него произвольного внимания. Необходимость каждый день в течение нескольких часов концентрироваться на определенных объектах, действиях дисциплинирует его волю, организует внимание .

В дошкольном возрасте ребенок может удерживать внимание в течение довольно длительного времени: шестилетние дети занимаются интересной игрой целый час, а за рисованием проводят и полтора-два часа. Произвольное внимание дошкольника формируется в разных играх (ролевых, дидактических), требующих и сосредоточенности внимания на конкретных объектах, действиях, и его распределения. Однако все-таки преобладает непроизвольное внимание. Дошкольник легко переключается с нужного, но менее интересного дела на пустячное, но увлекательное. В этом возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что у него преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся. Это тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Важно уделять время мотивации обучения. Чем сильнее интерес к школе, тем серьезнее, ответственнее ребенок выполняет задание .

Оказывают влияние на характер внимания и индивидуальные особенности личности дошкольника. Их необходимо учитывать во избежание недоразумений. Так, пассивные, вялые флегматик и меланхолик кажутся невнимательными, но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чем легко узнать, спросив их по теме. Непоседливый, излишне разговорчивый сангвиник кажется невнимательным, тем не менее его ответы на вопросы учителя свидетельствуют о том, что он работает вместе со всеми. Конечно, есть дети просто невнимательные. Причины различны: леность мысли, несерьезное отношение к учебе, повышенная возбудимость центральной нервной системы. Учитель, развивая у детей внимание, воспитывает внимательность как черту характера .

Как развивать внимание дошкольника?

Этот вопрос часто волнует и родителей, и педагогов. Помочь в развитии внимания смогут специальные задания и упражнения, наиболее эффективные из которых приводятся в статье. Кроме того, они будут способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, памяти, наглядно-образного и логического мышления, а выполнение графических упражнений – развитию мелкой моторики и координации движений руки .

При выполнении заданий ребенку потребуется помощь родителей: объяснить задание, проверить правильность его выполнения, не забыть похвалить за старание. Если малыш затрудняется, необходимо предложить выполнить аналогичные упражнения. Перед началом занятий обязательно создать у ребенка положительный эмоциональный настрой, ни в коем случае не допускать переутомления – это может вызвать нежелание учиться.

Упражнения и игры для развития внимания:

1. «Кто наблюдательнее?»

Посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и подробно описать.

2. Отыскивание чисел по таблицам Шульте.

Эту методику применяют при обследовании детей, которые хорошо знают числа. Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух.

18

Время, затраченное на выполнение задания детьми 6 – 7 лет, должно быть равно 1 – 1,5 мин.

3. Игра «Черный с белым не носи».

Эта игра, представляющая собой вариант старинной игры, рекомендуется для развития произвольного внимания. В ней участвуют двое – ребенок и взрослый, который контролирует выполнение правил игры.

Предложите ребенку поиграть в вопросы и ответы. Вы будете задавать вопросы, а он – отвечать. Ответы могут быть разными, нельзя только произносить одно запретное слово, например, называть белый цвет. Предупредите малыша, чтобы он был внимательным, так как вы постараетесь его подловить. Затем можно задавать вопросы, к примеру: «Был ли ты в поликлинике?», «Какого цвета халаты у врачей?» и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Как только он ошибется и назовет запретное слово, происходит смена ролей. Выигрывает тот, кто сумеет ответить правильно на большее количество вопросов.

Сначала, чтобы помочь ребенку, можно дать ему карточку, раскрашенную запретным цветом. Когда у малыша есть такое вспомогательное средство, он гораздо лучше управляет своим вниманием. После нескольких вариантов игры (запретными могут быть разные цвета) ребенок может отказаться от карточки. Эту игру можно усложнить, вводя 2 запретных цвета или другие запретные слова, например да и нет.

4. «Поиграй в сыщика»

Найти и раскрасить треугольники желтым цветом, многоугольники – синим.

5. «Найди свое счастье».

Найти два цветка с пятью лепестками.

6. Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости.

Предлагается детям, умеющим читать. На бланке напечатаны буквы в случайном порядке, в каждой строке примерно 30 букв. Ребенок внимательно просматривает каждую строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова и подчеркнуть их.

одыраметлакаиогуавтобусшыгмио (дыра, метла, автобус)

отшмолрорввуранстралгпалканио (палка)

квиаипшубаывакртьамамаоипсазш (шуба, мама)

трпмдыммылойьмшцысорзщнтспржо (дым, мыло, сор)

фпитзмкунцзниакотелмартпомячв (котел, март, мяч)

Показатель успешности – число найденных правильных слов и скорость выполнения задания. Буквы и слова между ними можно набрать на компьютере или написать от руки.

7. Найди отличия.

Сравни картинки между собой и назови отличия.

В школе ребенку нужно будет не только внимательно слушать, но и понимать то, что рассказывает учитель, не только внимательно читать учебник, но и представлять себе то, о чем в нем написано, не только запоминать правила, но и соображать, как их можно применить в том или ином случае. А значит – не обойтись без развитого восприятия, мышления, воображения, обеспечивающих сознательное усвоение и применение школьных знаний.

Библиография

1. Айзман Р.И., Великанова Л.К., Жарова Г.Н. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. – Новосибирск, 1987.

2. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой! – Москва, 1991.

3. Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабо подготовленным ученикам. – Киев, 1985.

4. Жабицкая Л.Г. Психодиагностика для учителя. – Кишинев, Лумина, 1990.

5. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – Москва, 2001.

6. Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. – М.: АСТ – ПРЕСС, Южно-Уральское кн. изд-во, 1997.

7. Немов Р.Ф. Психология. Учебник для ВУЗов. – М., 2001.

8. Овчарова Р. Семейная академия: вопросы и ответы. – М., 1991.

9. Семановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей. – Ярославль, 1997.

10. Тарабарина Т.И. 50 игр на логику. – Ярославль, 1999.

11. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники (6–10 лет – М., 2000).

12. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников. – Ярославль, 2000.

Игры и упражнения для развития внимания у детей дошкольного возраста

    Лабиринты.

Это задание рекомендуется использовать на первых этапах работы с ребенком, так как оно направлено на формирование необходимых для любой деятельности качеств: концентрации и устойчивости внимания, умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль – в данном случае – не допустить «ошибочный ход». Само задание, форма его предъявления, как правило, вызывают интерес у детей. С целью привлечения и удержания внимания ребенка можно сделать разные варианты лабиринтов по сложности и внешнему оформлению.

Ребятишкам помладше (3-4 годика) разрешается прослеживать путь карандашом либо пальчиком, дети постарше должны стараться следить только глазами:

    Найди различия

Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимости от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться от 2-3 до 5-6. В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана помощь: « Посмотри, что держит в лапках зайка?» и т.д.

    Поиск парных изображений

    Найди сходства

Ребенку поочередно предъявляются таблицы, на которых слева дан объект-образец, справа – несколько таких же объектов, но каждый из них отличается деталями. Один из них точно такой же, как и предлагаемый на образце, его и необходимо найти.

    Определение изменений, перестановок, произошедших на картинке, либо в помещении (что-то убрали, добавили, заменили либо поменяли местами - надо указать, что изменилось):

Кто самый внимательный?

Эта игра подходит детям любого возраста. Участвовать могут сколько угодно человек.

На столе разложить от 5 и больше (в зависимости от возраста играющих детей) разнообразных предметов. Предложить детям рассматривать лежащие предметы в течение 1-2 минут. После этого все должны выйти из комнаты или отвернуться от стола. В это время ведущий меняет расположение предметов или убирает один (несколько) из них. Вернувшись к столу, дети должны постараться определить, что изменилось в расположении и количестве предметов. Побеждает в игре тот, кто первым отметит больше изменений.

Чем старше дети, играющие в эту игру, тем больше предметов можно раскладывать и тем больше изменений в их расположении и количестве производить. Маленьким детям легче запоминать крупные и сильно отличающиеся друг от друга предметы. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, раскладывая больше некрупных и даже похожих друг на друга предметов.

Что изменилось? (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку, домик и т.п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Примечание. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает. Дети должны сказать, какие изменения произошли.

    Нахождение различных геометрических фигурок, "спрятанных" на картинке:

    Расставь точки

    Ребенок должен назвать последовательно цифры, которые вразнобой представлены в таблице (для детей, владеющих счетом до 10).

Допустимо одновременное называние и показывание цифр (указкой, пальцем). Усложненным вариантом является выполнение задания только на основе зрительного нахождения последовательности цифр.

    Нахождение нелепиц, несоответствий на картинках.

    Дорисуй

Предложить ребенку картинки, в которых не хватает каких-то деталей (стрелок у часов, колес у велосипеда, хвоста у кошки и т.п.), пусть попробует исправить ошибки художника и дорисовать.

    Обведи картинку.

Картинку, состоящую из точек нужно нарисовать, соединяя линией точки, каждая из которых имеет порядковый номер. Т.е. двигаться нужно от точки под номером 1 к следующим. В итоге должно получиться изображение, например, парохода.

    Найди предмет

Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо назвать их.

    Зачеркни

Ребенку предлагается таблица с изображением знакомых ему предметов.

Для детей дошкольного возраста на первых этапах работы предлагается 2-3 строки (не более 24 знаков). А также предлагается зачеркнуть только один предмет в каждой строке. По мере занятий увеличивается количество предлагаемых для работы строк и количество предметов, которые ребенок должен зачеркнуть.

А также надо фиксировать время выполнения задания, например с помощью секундомера.

Данные указания относятся и к выполнению следующего упражнения.

    Корректор

Сначала ребенку предлагаются таблицы с крупно написанными и разделенными большими интервалами буквами.

Затем буквы пишутся более мелким шрифтом и расстояние между ними сокращается, затем может быть предложен стандартный бланк текста.

    Разведчики

Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

    Повтори узор

Взять два листа бумаги и расчертить на клетки (9, 12, 16) в нескольких клетках (для начала не более 5) нарисовать буквы, точки или другие одинаковые знаки. Ребенок в течение минуты должен запомнить расположение знаков и повторить его на втором листе. Со временем можно увеличивать число квадратов и знаков.

    Срисовывание по клеточкам

Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

    Раскрась вторую половинку.

Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

Можно взять раскраску, попросить ребенка отвернуться, а в это время раскрасить часть картинки. Задача – определить, что закрашено. Чем больше деталей картинки закрашено, тем сложнее ребенку определить эти участки.

    Раскрась цветы в соответствии с условными обозначениями

    Найди тень

Игрушки оказались на солнце, а их тени перепутались. Определи, где какая тень должна быть, и соедини тени и игрушки линиями. Тень какого животного нарисована неправильно?

    Маленький жук

"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

    Будь внимателен

    На каждую команду взрослого дети выполняют определенное движение: «Зайчики – прыгать», «Лошадки – скакать », «Птички – махать руками», «Раки – пятиться назад» .

    Когда взрослый поднимает руки вверх, ребенок хлопает, когда разводит в стороны – хлопает, опускает вниз – подпрыгивает. Движения выполняются медленно, постепенно увеличивая темп.

    Если взрослый поднимает руки вверх – ребенок хлопает; если руки в стороны – топает; руки вниз – замирает.

    Лесенка

И.П. – стоя, руки вдоль туловища, ноги вместе.
Наши руки поднимаются по лесенке: на пояс, к плечам, над головой. Потом спускаются. Руки сначала двигаются вместе, потом по одной (догоняют друг друга). Взрослый показывает образец, ребенок повторяет. Взрослый меняет темп: быстро-медленно. Задача ребенка – внимательно следить за руками взрослого и воспроизводить движения в таком же порядке.

    Слушай хлопки

Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды взрослого:

1 хлопок – ходьба по кругу;

2 хлопка – поза лягушки (присесть и скакать вприсядку)

3 хлопка – поза аиста (стоять на одной ноге)

4 хлопка – поза зайца

    Слушай и выполняй

Дети под музыку выполняют различные танцевальные движения. На первую остановку музыки действуют соответственно первой команде, на вторую остановку – второй и т.д.

Команда первая: «Повернуть голову направо, прямо, опустить голову вниз, поднять вверх».

Команда вторая: «Поднять правую руку вверх, левую руку вверх, опустить обе руки».

Команда третья: «Поднять правую ногу, опустить; поднять левую ногу – опустить; три раза подпрыгнуть на обеих ногах». Команды выполняются при выключенной музыке.

    Запретное число

Взрослый договаривается заранее с детьми, что во время звучания музыки будут произноситься какие-то числа. Если дети услышат слово «Восемь», они должны хлопнуть в ладоши. Под музыку дети идут по кругу и слушают счет. На счет «Восемь» дети хлопают в ладоши. (Усложнение: 2-3 числа и на них выполняются определенные движения).

    Кто летает?

Если взрослый назовет что-нибудь или кого-нибудь, способного летать, например, стрекозу, дети отвечают: «Летает» и показывают, как она это делает. Если взрослый спросит: «Поросенок летает?» – дети молчат и не поднимают руки.

Список слов: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, собака, вертолет и т.д.

    У кого длинный хвост

Дети образуют круг. Взрослый называет разных животных. Если у животного длинный хвост, дети должны поднять правую руку и помахать ею, если же хвоста нет или он короткий, поднимать руку не нужно. Могут быть названы такие животные: лошадь (длинный), коза (короткий), корова (длинный), лиса (длинный), заяц (короткий), овца (короткий), тигр (длинный), кот (длинный), медведь (короткий), свинья (короткий), осел (длинный), белка (длинный), и т.д. Взрослый поднимает руку во всех случаях. Тому, кто ошибается, начисляется штрафное очко. Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.

    Обманные движения.

Дети реагируют только на словесные команды, не обращая внимания на отвлекающие действия взрослого. Например, произнося команду «Руки вперед!», взрослый показывает положение «руки вверх». Все должны выполнить задание «руки вперед», а не «руки вверх».

    Тик-так-тук.

Дети идут колонной друг за другом. Взрослый подает сигнал «Тик», тогда все делают наклон влево-вправо; по сигналу «так» - останавливаются, а по сигналу «Тук» - подпрыгивают на месте. Все сигналы повторяются 5-8 раз. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Последовательность сигналов должна меняться. По окончании игры нужно отметить самого внимательного игрока.

    Четыре стихии

Взрослый дает команды – дети должны на них выполнять определенные движения:

«Земля» – опустить руки вниз;

«Вода» – вытянуть руки вперед;

«Воздух» – поднять руки вверх;

«Огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Кто ошибается, считается проигравшим.

    Зеваки

Держась за руки и двигаясь по кругу под музыку, дети по сигналу взрослого (удар в бубен) делают 4 хлопка и меняют направление. За неправильное выполнение сигнала удаляют из игры.

    Запрещенное движение

    Взрослый определяет, какое движение будет запрещенным. Например, команда «руки в стороны». На данную команду дети должны остановиться. На другие команды дети выполняют соответствующие движения (руки вверх, руки вперед, вниз и т.д.) При этом они ходят по кругу.

    Взрослый заранее договаривается с детьми, какое движение должно быть запрещенным из следующих команд: «Зайчики – прыгать, лошадки – скакать; раки – пятиться; птицы – махать руками; аист – стоять на одной ноге».

    Нос-пол-потолок

Взрослый называет: «нос» или «пол» или «потолок». И сам показывает пальцем на нос, пол, потолок (иногда не на то, что говорит, чтобы запутать детей). Дети же показывают то, что называет взрослый.

    Покажи и повтори

Дети садятся в круг, каждому необходимо придумать действие, например, хлопнуть в ладоши, закрыть глаза и т.д. Первый игрок показывает движение, которое он придумал, второй - движение первого и свое и т.д. по часовой стрелке.

    Пожалуйста

Взрослый делает любые движения, обращаясь к детям с просьбой повторять за ним. Дети же повторяют в том случае, если взрослый добавляет слово «пожалуйста».

  • Из лесу вышло 5 крокодилов

Дети сидят в кругу. Взрослый, распределив номера между детьми, начинает:

Из лесу вышло 5 крокодилов.

Игрок №5 возмущается:

А почему 5?

А сколько? – спрашивает ведущий.

Четырнадцать! – отвечает игрок №5.

А почему 14? – начинает возмущаться игрок №14 и т.д.

Дети, вовремя не вступившие в игру выбывают.

    Сосед, подними руку (латышская игра)

Играющие, стоя или сидя, образуют круг и выбирают ведущего, который занимает положение внутри круга. Он ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к которому обратился ведущий, продолжает стоять (сидеть) не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т.е. ту руку, которая находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из участников ошибся, т.е. поднял не ту руку, только попытался поднять руку или вообще забыл её поднять, то он меняется с ведущим ролями. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Внимание! Ведущий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому желает обратиться.

    Боб-Доб.

Дети усаживаются за длинным столом. С одной стороны стола - водящий. Кому-нибудь дают монетку (или другой мелкий предмет). Держа руки под столом, незаметно передают монетку друг другу. Внезапно водящий кричит: "Бобчинский, Добчинский, руки на стол!" Все должны немедлено положить руки на стол, ладонями вниз. В том числе и тот, у кого в руке в этот момент окажется монета. Водящий пытается угадать, у кого монета (по звуку, положению руки и т.п.). По его приказу руку надо поднять. Если водящий ошибся, игра повторяется, а если угадал, тот, у кого оказалась монета, становится водящим, а водящий садится со всеми за стол.

  • Мой волшебный сундучок

Участвовать в игре могут от двух ребятишек, при этом оптимальное число составляет 3-5 человек. Она не требует никакой специальной подготовки, играть в нее можно в любом месте. Участвовать в ней могут дети старше 5 лет.

Начинается игра с фразы: «Я достаю из моего волшебного сундучка книгу». Это может быть и какое-либо животное, предмет, пища или одежда. Следующий игрок должен сказать: «Я достаю из своего волшебного сундучка книгу и…» – он добавляет свой предмет. Следующий игрок будет «доставать из сундучка» уже три предмета, и так далее. Список предметов будет увеличиваться до тех пор, пока игроки в состоянии его запомнить. Тот, кто пропускает какое-либо название предмета или путает их порядок, выходит из игры. Победителем считается игрок, последним оставшийся в игре.

Можно посоветовать игрокам для лучшего запоминания порядка названных слов попытаться представить их в виде картинок. При этом в одной картинке должны быть задействованы несколько предметов, в той последовательности, в которой их необходимо назвать. Например, игрок должен произнести: «Я достаю из своего волшебного сундучка черепаху, книгу и шоколадку». Для того чтобы запомнить последовательность слов, можно представить себе черепаху, которая читает книгу и ест шоколад.

  • Имена

Эта игра представляет собой упрощенный вариант игры «Мой волшебный сундучок». Один из игроков называет свое имя. Второй должен повторить его имя и назвать свое. Третий повторяет первые два имени, прибавляя к ним свое. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы все имена повторялись именно в том порядке, как они были произнесены. Чем больше игроков, тем труднее им запомнить правильный порядок имен. Поэтому с маленькими детьми надо играть в небольшой компании, все время меняя игроков местами, чтобы изменялся и ряд имен.

  • Повторите!

Выбрать ведущего. Остальные игроки должны разместиться напротив него. Ведущий будет произносить различные слова, когда же он скажет: «Повторите», дети должны повторить то слово, которое последует за «Повторите». Если же это ключевое слово не звучит, дети должны молчать. При этом игру следует вести в достаточно быстром темпе, а ведущему следует стараться как можно больше сбивать и путать игроков.

Примером его речи могут служить следующие слова:

Повторите – дом. (Дети должны повторить).

Повторите – игрушка. (Должны повторить).

Повторяете за мной – кино. (Все должны молчать).

Ведущий должен постепенно увеличивать темп игры.

Говорите – кошка. Повторите – буфет. Повторяйте – река. Скажите – медведь. Повторите за мной – колбаса, и т. д.

Игроки, делающие ошибки, повторяя то, что не следует, выходят из игры. Победителем объявляется тот игрок, который меньше всех ошибается или не делает ошибок вовсе.

  • Садовник

Желательно, чтобы число участников было не меньше 10. Выбрать ведущего. Все дети берут себе названия цветов. Ведущий начинает игру, произнося следующий текст: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…», и называет один из цветков из числа избранных детьми. Например, "…кроме розы». «Роза» немедленно должна откликнуться: «Ой!». Ведущий или кто-то из игроков спрашивает: «Что с тобой?» «Роза» отвечает: «Влюблена». Тот же игрок или ведущий спрашивает: «В кого?» «Роза» отвечает, например, «В фиалку». Немедленно должна отозваться «Фиалка»: «Ой!» и т. д. Если ребенок не откликнулся, когда назвали его цветок, или «влюбился» в того, кого здесь нет, то он проиграл. Игра начинается сначала.

  • Детектив

Эта игра подобна предыдущей, но в нее больше любят играть мальчики. Оптимальное число игроков должно быть не менее 7-10.

Выбрать ведущего – это и будет «детектив». Он должен выйти из комнаты. В это время дети распределяют между собой цвета. «Детектив» должен войти в комнату и начать игру словами: «Внимание! Совершено ограбление! Пропали серебряные часы. Я считаю, что часы у «Синего». «Синий» должен ответить: «Нет, часов у меня нет. Часы у «Красного». «Красный» в свою очередь должен назвать другой цвет, и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из играющих не назовет цвет, который в игре не представлен, или не откликнется. Проигравший сам должен стать «детективом».

  • Солнышко!», «Камешки!», «Заборчик!

Ведущим должен быть взрослый. Посадите или расставьте детей полукругом и встаньте к ним лицом. Поочередно громко и отчетливо отдавайте детям команды: «Солнышко!», «Заборчик!», «Камешки!», постоянно меняя слова местами. Дети должны реагировать на каждое слово соответствующим образом. Если вы говорите: «Солнышко!», они должны поднять руки с раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами. При слове «Камешки!» дети должны поднять руки со сжатыми кулаками. Когда вы произносите: «Заборчик!», дети поднимают руки с раскрытыми ладонями, но пальцы их плотно прижаты друг к другу. Темп игры вы должны постепенно ускорять. Ребятишки, сделавшие ошибку, выбывают из игры. Победителем считается игрок, оставшийся последним. одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), начинающихся на звук "К", "Т" или "С". Можно усложнить задание, дав несколько признаков одновременно.

    Съедобное – несъедобное

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

    Лови – не лови

Взрослый бросает мяч, ребенок ловит. Договоритесь, что можно ловить мяч, если сказано: «Лови!». Если мяч брошен без слова, его нужно отбить. Усложняя игру, добавляем слово «Не лови!»

    Скажи наоборот

    Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать ответы «Да» или «Нет» (инструкция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь: «Да», если неправильно – «Нет»).

Примерные фразы:

«Платье одевает девочка» - «Да».

«Зубы чистят щеткой» - «Да».

«У волка три хвоста» - «Нет» и т.д.

    На правильные суждения ребенок должен говорить: «Нет», а на неправильные – «Да».

Примерные фразы:

« На елке выросли яблоки» - «Да».

«Осенью опадают листья с деревьев» - «Нет» и т.д.

Коллекция дидактических игр на развитие внимания у дошкольников

Внимание

Задание на развитие внимания: развитие объема, устойчивости, распределения, переключения, сосредоточения внимания, развитие произвольного внимания.

Виды внимания Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.

Внимание как условие сознательной деятельности Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов.

Внимание, его диагностика и развитие Психологические особенности диагностики и развития внимания.

Концентрация внимания Одно из важных свойств внимания, способность некоторый промежуток времени обращать своё сознание на определённые внешний стимул, подавляя влияние иных стимулов.

Общие вопросы развития внимания Развитие произвольности внимания, а также отдельных характеристик внимания.

Определение внимания Способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания).

Основные виды внимания Принято выделять несколько основных видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Основные свойства внимания Объем, распределение, сосредоточенность и др.

Основные характеристики свойств внимания Внимание - самостоятельный психический процесс, и поэтому у него есть ряд собственных свойств.

Понятие внимания Внимание - психический процесс, основная задача которого - оградить сознание от лишней информации, сосредоточившись на актуальной, полезной и интересной.

Произвольное внимание Внимание, которое произвольно, то есть в сопровождении некоторых волевых усилий, направляется на объект.

Рассеянность Функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности. Для рассеянности характерно не только нарушение внимания (его объема, переключения, распределения, концентрации) как когнитивного процесса, но и расстройство деятельности - ослабление ориентировочного и контролирующего компонентов.

Свойства внимания Направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость.

Физиологическая основа внимания Физологическая основа внимания это те механизмы, с помощью которых мы направляем внимание на интересующие нас предметы.

Физиологические основы внимания Очаги возбуждения коры головного мозга, работа ретикулярной формации.

Игры на развитие внимания дошкольников :

I . Развиваем зрительное внимание.

1. «Сделай как у меня»

Ребёнку взрослый предлагает выложить из палочек (или мозаики) по образцу букву, цифру, узор, картинку и т.п. (Можно использовать палочки Кюизенера )

2. «Расставь как было»

Перед дошкольниками на столе воспитатель расставляет семь игрушек. После того, как дети рассмотрели игрушки, взрослый просит их отвернуться от стола, а он в это время игрушки меняет местами и даёт задание: «Расставьте игрушки в той последовательности, которой они были».

3. «Дорисуй»

Взрослый раздаёт детям рисунки с изображением предметов на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и дорисовать их. Например: машина без колёс, дом без крыши и т.п.

4. «Найди отличия»

Воспитатель предлагает дошкольникам карточку с изображением двух картинок, которые имеют несколько различий. Детям нужно как можно быстрее найти эти отличия.

5. «Кто быстрее»

Взрослый показывает детям ленточки разных цветов. Задача дошкольников состоит в том, чтобы назвать как можно больше предметов, овощей, фруктов, животных и т.п., которые соотвествуют определённому цвету. Например: Жёлтый – груша, карандаш, солнце, лимон…; красный – яблоко, помидор, вишня… зелёный – жаба, кузнечик, огурец, трава… и т.д.

6. «Кто спрятался?»

Взрослыйраскладывает на столе перед детьми 10 картинок с животными. После того, как ребята их рассмотрели, воспитатель просит их закрыть глаза, а он в это время убирает 3 – 4 картинки и спрашивает: «Посмотрите, какие животные спрятались?»

7. «Срисовывание по клеточкам»

Дошкольникам даётся лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

8. «Найди лишнее»

Детям предлагается карточка с изображением 6 – 7 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти. Например: лиса, медведь, волк, воробей , белка, заяц, ёж. (Воробей – птица).

II. Развиваем слуховое внимание.

1. «Самые внимательные»

Дети сидят по кругу и выполняют движения в соотвествии со словами: «Вода» – руки в стороны; «Земля» – руки вниз; «Огонь» – закрыть руками глаза; «Воздух» – поднять руки вверх.

2. «Что звучало?»

Детям демонстрируются звучание разных музыкальных инструментов. Затем эти музыкальные инструменты звучат за ширмой, а дошкольники называют, что звучало.

3. «Повтори за мной»

Дошкольникам предлагается воспроизвести по образцу, задаваемому воспитателем, ритмичные удары палочкой по столу.

4. «У кого колокольчик?»

Дети ходят по кругу звоня в колокольчик, который передают друг другу. Ребёнок с завязанными глазами стоит в центре круга и внимательно слушает от куда доносится звон колокольчика. Когда взрослый произносит фразу: «Колокольчика не слышно», ребёнок, стоящий в центре круга, должен указать рукой в ту сторону, откуда ему последний раз слышался звон.

5. «Слова»

Воспитатель чётко произносит детям 6 слов, после чего просит ребят повторить слова в той же последовательности. Например: собака, курица, корова, утка, поросёнок, цыплёнок и т.п.

6.«Что в коробке?»

Дошкольникам демонстрируются звучание в спичечных коробках: песка, земли, проса, гороха, камешков. После чего взрослый мешает коробочки и предлагает детям за звучанием определить, что находится в коробке.

7. «Расскажи как было»

Дошкольникам предлагается рассмотреть сложную сюжетную картинку и запомнить все детали рассказа взрослого о приключении её героев. Затем воспитатель задаёт вопросы по этой картинке, а дети отвечают на них вспоминая рассказ.

8. «Кто это?»

Взрослый читает интересные загадки в стишках, дошкольники должны назвать про что или кого идёт речь.

Игры на развитие слухового внимания.

    «Кукла ходит по лесенке».

В руках у детей куклы, а у логопеда металлофон.

Когда звучат низкие ноты – кукла идёт вниз, а когда высокие ноты –

Кукла идёт вверх.

    «Наседка и цыплята».

В руках у логопеда наседка – курочка, а у детей – цыплята.

Сначала курочка клюёт зёрнышки, а цыплята слушают. А затем

цыплятки. Они должны клюнуть столько раз, сколько курочка.

Можно повторять медленный темп и быстрый, громко и тихо, в

определённом темпе.

    «Найди игрушку».

Логопед одному ребёнку завязывает глаза. Одному из детей даёт

игрушку. Ребёнок называет детей. Если далеко, дети хлопают тихо,

а если близко – громко.

    «Где звук?».

Дети закрывают глаза. Логопед играет на металлофоне, располагая его

В различных направлениях – вверху, внизу, справа, слева. Дети

отгадывают направление звука.

    «Посмотри на мишку».

Логопед с мишкой в руках ходит по всей комнате. У мишки труба, а у

детей завязаны глаза. Посмотри на мишку – повернуть голову в ту

сторону, откуда звучит мишкина труба.

    «Какой инструмент звучит?».

Логопед знакомит детей со звучанием музыкальных инструментов.

Дети садятся спиной. Звучит инструмент. Дети называют инструмент.

    «Флажки».

Логопед раздаёт флажки, играет на металлофоне. Если металлофон

звучит громко, поднять флажки и махать, если тихо – руки лежат на

    «Игра с пальчиками».

Логопед играет (хлопает в ладоши) быстро и медленно. Дети при

быстром темпе крутят пальцами быстро, при медленном – медленно.

(Хлопать, стучать кулачком о кулачёк, ладонью о стол, ребром

ладони, «бежать» пальчиками).

    « Ракеты летят на луну».

Логопед помещает в различном направлении звучащий предмет –

ракету. Космонавт по радио передаёт сигнал. Дети с завязанными

глазами должны направить находящиеся у них в руках ракеты

в направлении звучащей игрушки.

    «Дождик».

Логопед играет на металлофоне, издавая громкие и тихие звуки.

Если звучит тихая музыка – дети гуляют, средней громкости –

раскрыть зонтик, громкая – бежать в домик.

    «Скажи, что ты слышишь».

Логопед просит детей закрыть глаза. Внимательно послушать и

определить, какие звуки они услышали. Дети должны отвечать

полным ответом.

Водящему завязывают глаза. Дети тихо переходят или перебегают с

одного места на другое, издавая какие – либо звуки. Водящий

должен поймать одного из бегающих детей. Когда кто–то пойман

    «Солнце и дождь».

Логопед тихо стучит в бубен – солнце, дети гуляют. Громко –

дождик, дети убегают в домик.

Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии

спиной к детям сидит ребёнок с мишкой. Логопед предлагает кому-

нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его

позвал. Тот кого узнали, становится водящим.

    «Кто это».

Логопед держит в руке несколько картинок с изображением

животных и птиц. Ребёнок вытягивает одну картинку так, чтобы

другие её не видели. Он подражает крику животного и его

движениям, а остальные дети должны угадать.

    «Узнай по звуку ».

Играющие, садятся спиной к ведущему. Он производит различные

шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем

ведущий производит шум, поднимает руку, и не оборачиваясь,

говорит ему об этом.

    «Улавливай шепот».

просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым

шепотом произносит имя того, кто должен выполнить. Если

ребёнок не расслышал своё имя, логопед вызывает другого

    «Часовой».

Комната делится на две части. С одной стороны становится

ребёнок с завязанными глазами – часовой. Все дети с одной

стороны должны тихонько перейти на другую сторону. Если

часовой услышит шорох, он кричит: «Стой!». Все

останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто

шумел. Найденный - выходит из игры.

    «Где постучали».

Все дети сидят на стульчиках по кругу. В середину выходит

ребёнок и закрывает глаза. Логопед обходит весь круг за спинами

детей и кому-то из них даёт палочку. Ребёнок стучит ею об стул и

прячет её за спину. Дети кричат: «Пора!». Водящий ищет палочку,

если находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот

идёт водить. А если не находит, продолжает водить.

20. «Горшочек».

Дети садятся по кругу на полу и перекатывают мяч. Если ребёнок

катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребёнок может

трогать мяч. Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен

трогать мяч. Кто ошибается и дотронется до мяча, получает

штрафное очко.

    «Жмурки с погремушкой ».

Водящему завязывают глаза. У детей погремушки или

колокольчики. Они убегают от водящего. Водящий ловит детей,

ориентируясь на звук. Ребёнок, которого поймали, становится

    «Угадай, кто это».

Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга,

закрывает глаза и затем идёт в любом направлении, пока не

натолкнётся на одного из детей, который должен подать голос

заранее установленным образом: «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-

мяу» и тп. Водящий должен угадать, кто из детей кричал.

    «Лягушка».

Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри

круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара, закричала…

Тот на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».

    «Ветер и птицы».

Дети делятся на две группы: птички, ветер. При громком звучании

музыкальной игрушки будет дуть ветер: «дети-ветер» свободно, но

не шумно должны бегать по группе, а другая группа - «птички»:

прячутся в свои гнёзда. Ветер утихает (музыка звучит тихо), дети,

изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички

должны вылетать из своих гнёзд и порхать.

    «Найди игрушку».

Дети сидят на стульчиках. Водящий закрывает глаза. Логопед

прячет куклу. По сигналу водящий открывает глаза, а дети ему

говорят: Кукла Таня убежала.

Вова, Вова поищи.

Как найдёшь её, то смело

С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети

громко хлопают в ладоши, если отдаляется - хлопки стихают.

    «Играет – не летает».

Дети сидят, руки лежат на коленях. Логопед называет предметы и

спрашивает: «Летает, не летает?», при этом поднимает руки

независимо от того какой это предмет. Если называется предмет

который летает – дети должны поднять руку. Если называются

предметы, которые не летают – руки поднимать не следует.

    «Найди ошибку».

Логопед показывает игрушку или картинку с изображением

животного и называет заведомо неправильное действие, которое

якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно

это или нет, а потом перечислить те действия, которые может

совершать это животное.

Играющие сидят. Я один из них становится в круг и закрывает

глаза. Логопед не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь

из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний

должен угадать, кто позвал его. Если стоящий в центре отгадал, он

открывает глаза и меняется местами с тем, кто позвал его по имени.

Логопед предлагает детям разбежаться по комнате. По сигналу

«Бегите в круг» дети становятся в круг. Один ребёнок остаётся в

центре круга. Дети идут по кругу и говорят:

Мы немного порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

    «Угадай, где стучит дятел».

Логопед имитирует стук дятла, то тихо, то громко. Дети должны

Узнать, где стучит дятел – близко или далеко.

    «Слушай внимательно».

Логопед ударяет в бубен или хлопает в ладоши. Дети должны

присесть столько раз, сколько раз услышали удары в бубен.

    «Повтори».

Логопед отхлопывает в ладоши несложный ритм, дети должны его

воспроизвести (в ладоши, на бубне или барабане).

    «Командир».

Логопед даёт детям различные команды и сопровождает их

различными действиями: руки вверх, руки вниз, присесть, встать,

руки в стороны, руки опустить и т.п. Если команда

сопровождается обращением «командиры», дети выполняют

приказ, если нет обращения «командира», дети не выполняют

действия. Тот, кто нарушает условия игры, выбывает из игры.

    «Что нужно?».

Логопед объясняет детям, что будем играть в игру «Что сажаем в

огород?». Логопед называет различные предметы, дети

внимательно слушают. Если называется предмет, что сажают в

огород, дети говорят: «да», если же предмет не тот дети говорят:

«нет». Кто ошибается, тот проигрывает.


Игра «Слушаем слова»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. Игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.
Чтобы игра не надоедала, её можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.
Когда малыш начинает справляться, задания можно усложнить, объединив их по два, а потом и по три. Например, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, когда слышит слова, обозначающие растение, и прыгнуть при произнесении слов, обозначающих животное.


Игра «На стол! Под стол! Стучать!»
Предложите ребёнку поиграть в игру, в которой он будет правильно выполнять ваши команды. Вы будете давать словесные команды, и при этом стараться запутать ребёнка. Для этого сначала говорите команду, и сами её правильно выполняйте, ребенок будет повторять всё за вами. Затем начинаете путать ребёнка – говорить одну команду, а делать что-то другое.
Например, вы говорите: «Под стол!» и руки прячете под стол, ребёнок прячет руки, повторяя всё за вами. «Стучать!» и начинаете стучать по столу, ребёнок за повторяет. «На стол!» – руки кладёте на стол, ребёнок делает то же самое и так далее. Когда ребёнок привыкнет повторять движения за вами, начинайте его путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например, говорите: «Под стол!», а сами стучите по столу. Ребёнок должен делать то, что вы говорите, а не то, что выполняете.


Игра «Нос - пол - потолок»
Договоритесь с детьми, что когда вы скажете слово «нос», детям надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», дети должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол. Детям надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете.
Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на пол. Дети же должны всегда показывать в правильном направлении.


Игра «Собираем урожай»
Для игры понадобятся вырезанные из разноцветного картона силуэты разных фруктов и овощей - оранжевые морковки, красные помидоры, зелёные огурцы, синие баклажаны, жёлтые яблоки.
Разбросайте по полу разноцветные фигурки из картона и попросите ребенка собрать какой-то один овощ или фрукт. Чтобы было интереснее собирать урожай, можно выдать корзиночки.

Примечание: игры этой серии способствуют развитию концентрации, избирательности и распределению внимания. Эти игры хорошо использовать для сценариев детских праздников.


Игра «Лови - не лови»
Для игры понадобится мяч. В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Договоритесь с ребёнком, что вы будете бросать ему мяч, а он его будет ловить или отбивать. Если вы говорите какое-то слово, например: «Лови!», ребёнку нужно поймать мяч. Если мяч брошен молча, то его нужно отбить.
Начинайте игру, чередуя слово «Лови» и молчание во время броска. Когда ребёнок привыкнет к ритму, начинайте его сбивать, то говорите «Лови» несколько раз подряд, то молчите во время бросков. Постепенно усложняйте игру, добавляя слово «Не лови!». Ребёнок всё равно должен поймать мяч, потому что по условиям игры, отбивать мяч он может только во время молчания.


Игра «Сделай правильно»
Для игры понадобится бубен и платочки. Количество платочков должно быть равным количеству детей, участвующих в игре.
Раздайте детям платочки и объясните, что когда вы громко зазвените в бубен, они должны поднять платочки и помахать ими, а если вы будете звенеть тихо, пусть дети опустят платочки вниз. Продемонстрируйте, что значит громко звенеть, и как звенит тихо. Во время игры чередуйте громкое и тихое звучание не более трёх - четырех раз.


Игра «Послушай и сделай как я»
Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями - малыш простукивает ритм, а вы повторяете.
Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм. Для трёхлетнего малыша в ритме должно быть не больше 5 - 6-ти ударов. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять.


Игра «Умеет ходить или нет»
Договоритесь с ребенком, что вы будете называть разные слова, а ему надо внимательно слушать. Если он услышит название животного или предмета, который умеет ходить, ребёнку надо хлопнуть себя по коленям. Если он услышит название предмета, который не ходит, ему надо поднять руки перед собой. Начинайте игру: «Мяч, огурец, лиса, попугай…» - говорите вы и следите за тем, чтобы ребёнок правильно реагировал на каждое слово.
В эту игру можно играть с группой детей. Задания игры можно периодически менять: «летающий или нет» - дети поднимают руки, когда слышат название летающего предмета, и хлопают в ладоши, когда назван не летающий предмет. «Круглый или нет», «пушистый или нет» - вариаций игры может быть достаточно много.


Игра «Говорим шёпотом»
Расставьте на столе игрушки: кубики, куклу, зайчика, машинку и так далее. Посадите ребенка за стол и объясните ему, что вы будете давать ему задания очень тихо - шепотом, поэтому ему надо очень внимательно слушать вас, чтобы всё услышать. Отойдите от ребёнка на 2 - 3 метра и начинайте давать задания: «Возьми зайчика. Посади его в машину. Поставь один кубик на другой». Давайте краткие, простые задания, говорите тихо, но четко, чтобы малыш услышал, понял и выполнил задания.
Если в игре участвуют несколько детей, можно давать им совместные задания, например: «Возьмитесь за руки», «Попрыгайте», «Обойдите вокруг стула», «Поднимите руку вверх», «Покажите на свой нос».


Игра «Тихо - громко»
В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Договоритесь с детьми, что когда вы говорите тихо, они должны ходить тихо на носочках. А когда вы говорите громко, дети должны громко маршировать. Объясните детям, что реагировать надо не на слова, а на звук голоса. То есть, чтобы вы не говорили тихим голосом, дети всё равно должны ходить тихо на носочках. И также, чтобы вы не говорили громким голосом, дети всё равно должны маршировать.
Начинайте игру. Сначала говорите шёпотом: «Ходим на носочках», а громким голосом: «Все маршируют». Когда дети привыкнут к смене команд, начинайте усложнять игру, добавляя разные команды, например, «Все прыгают» - говорите вы тихим голосом, или «Все машут руками» - громким голосом. Затем ещё больше усложняйте игру: «Все маршируют» - говорите шёпотом. «Ходим на носочках» - говорите громко. Старайтесь запутать детей, меняйте команды и громкость голоса неожиданно.
Дети не должны поддаваться на провокации, им надо всегда ходить на носочках под шёпот и маршировать под громкий голос.


Игра «Колокольный звон»
Для игры понадобиться колокольчик и повязка на глаза. Предложите ребенку с закрытыми глазами угадывать и показывать рукой, где звенит колокольчик.
Завяжите ребёнку глаза и встаньте от него в двух – трёх метрах, позвените в колокольчик. Ребенок должен показать направление, откуда слышен звон. Поменяйте своё место и снова позвените колокольчиком.
Если в игре участвует несколько детей, то игра проводится без колокольчика. Дети становятся в круг, выбирается водящий, ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Договоритесь с детьми, что сейчас они будут по очереди хлопать в ладоши, а водящий должен показать, откуда доносится хлопок. Хлопать должен только тот ребёнок, на которого показываете вы. Каждые несколько минут водящий меняется, чтобы в центре круга постояли все дети.


Игра «Угадай, по какому предмету я стучу»
Для игры понадобится металлическая палочка или карандаш и несколько разных предметов, например: стакан, чашка, деревянный кубик, пластмассовый кубик, кастрюля. Главное, чтобы все предметы издавали разный звук.
Предложите ребёнку послушать, какие звуки издают предметы, и постучите по каждому. Затем попросите ребёнка отвернуться и угадать, по какому предмету вы будете стучать. Потом поменяйтесь ролями, пусть ребёнок стучит, а вы угадываете.

Игра «Найди повтор»
Договоритесь с ребёнком, что сейчас вы будете говорить разные слова и вам нельзя повторяться. Попросите малыша хлопнуть в ладоши, если вдруг вы повторили какое-нибудь слово и пусть он вам скажет, какое слово вы повторили. Начинайте игру: «река, слон, мяч, слон» - говорите вы. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши на втором слове «слон».
Чем младше ребёнок, тем короче должна быть последовательность слов между повторами. Усложняйте игру, только когда ребёнок хорошо угадывает повторы через одно - два слова.

    « Телефон».

Дети садятся в ряд. Сидящий первый справа говорит какое-нибудь

дети, начиная с последнего, должны сказать, какое слово

услышали. Ребёнок первый перепутавший переданное слово,

садится на самый конец ряда.

Остальные таким образом садятся, на одно место ближе к первому.

Игра продолжается.

    «Будем внимательными».

Логопед прикрыв листком бумаги рот, даёт небольшие задания

детям. Дети выполняют задания и садятся на место. Например:

«Нина придвинь стульчик», «Саша положи на место игрушку»

III. Развиваем моторно-двигательное внимание .

1. «Съедобное – несъедобное»

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) дети должны ловить или отбивать мяч, брошенный им взрослым.

2. «Повторяй за мной»

Воспитатель называет части тела человека, а дети должны выполнить соответствующее движения: дотронуться до носа, уха, локтя и т.д. (Можно выполнять движения под ритмическую музыку)

3. «Летает, прыгает, плавает»

Воспитатель показывает детям картинки животных, птиц, насекомых и т.д., а дошкольникам нужно без слов показать какие движения они умеют делать. Например: птичка – дети имитируют движения полёта, заяц – прыгают, жаба – прыгают, а затем плавают (или наоборот) и т.д.

4. «Зимующие и перелётные птицы»

Взрослый показывает картинки зимующих и перелётных птиц, детям даётся команда: «Хлопнуть в ладоши, если птица – перелётная, если зимующая – руки опустить».

5. «Овощи и фрукты»

Взрослый зачитывает названия овощей и фруктов, дошкольникам даётся команда: «Присесть – если услышат название овоща, подпрыгнуть – название фрукта».

Воспитатель показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

7. «Поезд»

Дошкольники становятся по кругу и имитируют движение поезда, взрослый показывает карточки, которая обозначает определённое движение: жёлтая карточка – поезд рушился, красная – поезд останавливается, синяя – поезд едит в обратную сторону, зелёная – поезд едет быстрее.

8. «Внимательные ребята»

Дети строятся в колону. Взрослый называет различные объекты, после чего каждый ребёнок, который стоит в колоне, должен подбежать к столу, на котором стоит корзина с предметами и выбрать предмет соотвествующего цвета с названым объектом. Например, воспитатель называет слово «бумага», ребёнок должен подбежать к столу и выбрать из корзины предмет белого цвета – белый мячик, карандаш и т.д.