Как объяснить детям что такое часослов. Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать

«Церковь осознает наше земное время как священное время спасения. Это относится не только к церковному году с его кругом праздников, но и к каждым суткам с их вечерней, повечерием, полунощницей, утреней и часами. Освящение времени - это ключевая цель Часослова как книги» - сказал священник Михаил Желтов на круглом столе, который прошел в рамках международной конференции «Часослов и службы суточного круга: история и современная практика», организованной Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия.

15 апреля в Даниловом монастыре в Москве прошла международной конференции «Часослов и службы суточного круга: история и современная практика», организованная

Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия по благословению ее ректора, митрополита Волоколамского Илариона. Конференция прошла в две сессии. Во время научной сессии конференции свои доклады представили: профессор Богословского факультета Университета Осло Симеон Фрейсхов ; старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Андрей Виноградов ; санкт-петербургский исследователь Евгений Слива ; профессор римского университета святого Ансельма Стефано Паренти ; заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры, доцент Московской Духовной академии священник Михаил Желтов ; настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино протоиерей Георгий Крылов ; заведующий редакцией богослужения и литургики ЦНЦ «Православная энциклопедия» Александр Ткаченко .

Вторая сессия конференции, посвященная церковно-практическим вопросам, прошла в форме круглого стола. Помимо выступавших с научными докладами, в нем приняли участие насельник Данилова монастыря игумен Петр (Мещеринов) , настоятель храма святой Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов , ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин , преподаватель ПСТГУ Алексей Черкасов и другие.

Вечерня, утреня, часы

Игумен Петр (Мещеринов) заметил, что современная практика совершения вечерни и утрени может быть приведена в большее соответствие содержанию литургических текстов путем совсем небольших изменений - например, опущения слова «утром» в просительной ектении утрени или замене совершенной формы глаголов несовершенной в священнических молитвах этой же службы.

Смущение оттого, что вечерние молитвы совершаются утром и наоборот, по мнению протоиерея Максима, обычно бывает недолгим. «Проблема в другом: для значительной части нашей паствы вечерня и утреня остаются непонимаемыми». Литургию тот, кто хочет, понимает (а кто не хочет, того и заставлять не стоит), благо ее текст многократно издавался специально для новоначальных - с переводом и комментариями. Но с всенощным бдением сложностей больше даже для тех, кто хочет в нем разобраться и все в этой службе понимать. И дело тут даже не в структуре всенощной и не в утомлении от ее продолжительности.

Чтобы сделать богослужение понятным, есть несколько путей. Один путь - издание соответствующих сборников с песнопениями, подобных уже изданным издательством ПСТГУ и другими. «У нас на двунадесятые праздники полхрама с книжками стоит и следит за текстом», - поделился наблюдением прот. Максим Козлов.

Второй, и важнейший, путь - петь понятно и читать отчетливо. Как подчеркнул протоиерей Максим, сказано об этом уже очень много, но, видимо, процесс улучшения качества исполнения богослужебных текстов нужно каким-то образом контролировать. Священноначалие могло бы поощрять тех клириков, у кого в храмах читают и поют хорошо - и наоборот.

Также настоятель университетского храма заметил, что нужно как-то соотнести богослужебный круг и личное молитвенное правило христианина. «Нужно ли мне читать три канона и вечернее правило перед Причастием, если я был на всенощной? А если я причащаюсь два дня подряд?» - такие вопросы часто задают прихожане. По мнению прот. Максима Козлова, общественное богослужение не должно полностью заменять личное келейное правило. Но можно выработать некий компромисс, чтобы при многочасовых службах сокращение личного правила было регулярным и происходило без укоров совести, не по индивидуальному благословению священника.

При любой корректировке устава прот. Максим Козлов призвал следовать одному правилу: «Не колебать того, что твердо стоит».

Правило для каждого

Ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин отметил парадоксальность ситуации, когда личный суточный круг православного мирянина - это отнюдь не Часослов, но вечерние и утренние молитвы из Молитвослова, тогда как всенощная и литургия составляют не суточный, а фактически «недельный» круг.


Игумен Петр (Мещеринов)

Ссылаясь на архимандрита Софрония (Сахарова), Сергей Чапнин отметил, что не только для монахов, но и для мирян богословские идеи из утреннего правила не соответствуют «христианским задачам дня»: «Мы изменились психологически по сравнению с авторами этих молитв».

Первое что нужно, по мнению Сергея Чапнина, - осмысление того молитвенного ритма, в котором Церковь советует жить современному человеку. Возникли такие временные промежутки, которые можно использовать для молитвы: например, сорок минут поездки на метро или час на электричке. «Нужно не подстраиваться под структуру времени современного человека полностью, но учитывать ее», - считает он.

Священник Михаил Желтов обратил внимание на то, что круг суточных служб, содержащихся в Часослове и регламентируемых богослужебным уставом, сложился в условиях совершенно иного, по сравнению с современным, укладом жизни. В мегаполисе XXI века вряд ли можно ежедневно начинать утреню по уставу, то есть в 3-4 часа ночи. Поэтому проблемы осмысления современного уклада жизни с точки зрения церковной молитвы и освящения ритма жизни современного человека - весьма серьезны. Кроме того, священник Михаил заметил, что с точки зрения содержания современные вечернее и утренее правила из Молитвослова поражают почти полным отсутствием библейского элемента (только Пс 50 в утреннем правиле), тогда как Часослов состоит в основном из псалмов.

Протоиерей Максим Козлов поставил вопрос об авторитетности самого текста утреннего и вечернего правила, о мере его обязательности для мирян. «Идеальная семья мирян эпохи Домостроя не знает вечернего и утреннего правила, она читает службы Часослова», - напомнил настоятель университетского храма. Молитвы утреннего и вечернего правила не состыкованы ни с Часословом, ни с приходским богослужением. Они не предполагают изменяемого элемента, словно их составители думали, что у человека нет психологии, у него не возникает привычки и т.п. Сухость при молитве возникает у многих, кто по 15 лет каждый день читает одни и те же страницы.

По мнению отца Максима, нужно искать варианты: можно прочитать повечерие с каноном вместо вечерних молитв; можно составить отдельное келейное правило для двунадесятых праздников, для воскресных и будничных дней. В дни больших праздников место покаянного канона перед Причащением вполне может заменить праздничный. Также и причастившись, человек вместо покаянного по тематике вечернего правила хотел бы обратиться к Богу словами благодарения по преимуществу. «Хорошо бы - подытожил прот. Максим Козлов, - чтобы миряне не сами размышляли, какой тропарь вставить в честь праздника в свое правило, а чтобы Церковь предложила им общие непогрешительные варианты».

Участники круглого стола единодушно согласились с тем, что молитва должна быть не скучной и чужой, напечатанной или написанной, она должна быть личной. Сергей Чапнин предложил побуждать людей выучивать правило наизусть: не вполне правильно, что навык молитвенного настроения связывается с книжкой перед глазами. Тогда личная молитва будет естественно изливаться традиционными словами. Преподаватель ПСТГУ Алексей Черкасов отметил необходимость популяризации Часослова - например, с помощью занятий в воскресных школах. Когда ты представляешь себе ход богослужения, оно становится интереснее, а участие в нем - осознаннее.

На конференции скорее ставились вопросы, чем давались ответы. Для того, чтобы появились общепризнанные варианты решения существующих проблем, нужны еще многие обсуждения, а в итоге - решения священноначалия.

Богослужебные часы – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время.

Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут.

Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве. Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время.

Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Крестятся. Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу. Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее – в небесное.

Часы, мне думается, имеют ту же функцию – отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу.

О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1); «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9).

О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день.

Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле.

Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день – на четыре часа (изменения движения солнца относительно земли). Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час – девятому часу утра. Шестой – двенадцати часам – полудню. Девятый час – трем часам дня.

В Новозаветной Церкви значение богослужения часов стало еще более символично. Оно приобрело знаковое евангельское значение, связанное с важнейшими событиями в жизни Господа нашего Иисуса Христа и Церкви.

Итак, начнем с первого богослужебного часа, который применяется в храме. Так как церковный богослужебный день начинается с вечера (вечерни), то первым (не в арифметическом или хронологическом смысле) часом является девятый. Он также первый и в духовном смысле.

Мы точно знаем из Святого Евангелия, что Спаситель умер на кресте в девятом часу (третьем пополудни в нашем счислении). Поэтому молитвенная память девятого часа посвящена крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, а также Его сошествию в ад. Поэтому молитвословия этого часа скорбные, но в то же время в них есть уже и нарождающаяся пасхальная радость, ведь очень скоро произойдет Светлое Воскресение Христово. Поэтому девятый час и предваряет все остальные суточные службы: вечерню, утреню, первый, третий, шестой часы, Литургию. Ведь церковная завеса раздирается надвое, и человечество получает возможность войти в рай. Настает эра Нового Завета – эра спасения. Человечество делает новый шаг к Богу, Который максимально приблизил его к Себе.

Первый час был с Божьей помощью установлен позднее трех остальных. Как пишет профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон»: «Установлен 1-й час в IV в. в палестинских монастырях с аскетическими целями…» Т. е. Церковь апостольских времен не знала его. Он уже был установлен с развитием монашества в IV веке в связи с аскезой и подвижнической дисциплиной типа: «меньше спать, а больше молиться». Дело в том, что для усугубления молитвенного бдения древние монахи разбивали ночь также на несколько страж, во время которых вставали на молитву. Последняя молитвенная стража ночи – это первый час.

Кроме того, он также несет в себе и духовный евангельский смысл. Церковь вспоминает в его молитвословиях взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду, синедрион, страдания и избиение Спасителя фарисейскими слугами, суд у Пилата и несправедливый смертный приговор, вынесенный Праведнику.

Главное же воспоминание третьего часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже.

Воспоминание шестого часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня.

Таким образом, мы видим, что богослужения часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы. Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни. Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим. 6:8).

Потому что памяти богослужебных часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно.

Итак, структура часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около двадцати минут. В молитвословиях часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут три избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых). Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня. Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).

Часы всегда начинаются с молитвы «Приидите, поклонимся», которое является своеобразным исповеданием нашей веры во Святую Троицу, продолжаются они псалмами, а после них новозаветными молитвами, что показывает глубокую органическую взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей. В часы также монтируются тропари и кондаки дня – т. е. специальные краткие молитвы, посвященные празднуемому в этот день событию или поминаемому святому. Центральной частью часов, по завещанию святых апостолов, является чтение молитвы «Отче наш». Углубленное покаянное моление «Господи, помилуй», повторяющееся сорок раз, и молитва «Иже на всякое время», говорящая нам о том, что мы во всякое время и во всякий час должны поклоняться Богу и славить Его. Затем отпуст и молитва часа. Все псалмы и молитвы богослужебного часа подобраны святыми отцами с Божьей помощью таким образом, чтобы напоминать нам о вышеуказанных памятях часа. Пример тому 50-й псалом на третьем часе, стихи которого «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» будто бы прямо нам говорят о сошествии Святого Духа на апостолов. А в Великий пост на этом часе в тропаре прямо сказано о воспоминаемом событии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящих Ти ся».

Кстати говоря, часы в продолжение богослужебного года терпят изменения. В Великий пост к ним добавляются чтения кафизм, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…», определенные тропари. На Святую Пасху и в Светлую седмицу структура часов на девяносто процентов меняется. Тогда в них входят песнопения, славящие Светлое Христово Воскресение: тропарь и кондак Пасхи, песнопение «Воскресение Христово видевше» и т. д. Из-за особой торжественности праздника пасхальные часы часто не читаются, а поются.

Кроме того, в навечерие таких больших праздников, как Рождество Христово и Святое Богоявление (Крещение Господне), читаются великие часы. Они имеют обычную структуру богослужений часов, с той лишь разницей, что на них читаются ветхозаветные чтения паремии, Апостол, Святое Евангелие. На Руси их часто называют царскими часами. Это историческое название, так как часто на них присутствовали монархи.

В древности часы служились, как и положено – в 7 и 9 часов утра, в 12.00 и 15.00. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас девятым часом начинается вечерня, утреня же заканчивается первым часом. А третий и шестой час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных часов совершить проскомидию. Так как с девятого и третьего часа начинается богослужение суточное, то данные молитвословия имеют «шапочку»: священнический возглас «Благословен Бог наш…», затем обычное начало «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся…» А первый и шестой час начинаются только с «Приидите, поклонимся…»

Хочется сказать, что в Церкви нет ничего маловажного и малозначительного. Это касается и богослужебных часов. К сожалению, часто приходится наблюдать, как люди стараются прийти к началу Литургии, но опаздывают на часы. Создается впечатление, что чтец, одиноко стоящий на клиросе и читающий часы, делает это только для себя, ну и для батюшки, в крайнем случае. Многие же другие заняты свечками, записочками, разговорами – одним словом, обычной храмовой суетой. И только когда звучит возглас «Благословенно Царство…», все утихают.

Но ведь третий час – это сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, это крестный путь на Голгофу Спасителя, а шестой час – Распятие Христово. Он повествует нам о том, что в Его пречистые руки вбивали гвозди за наши грехи. И Бог добровольно предавал себя на страдание во имя спасения всех нас! Можем ли мы игнорировать это? Можем ли мы пренебрегать часами?

Да, бывают крайние случаи, когда по объективным причинам человек опоздал к началу Литургии, может быть, единоразово или несколько раз проспал. С кем не бывает? Но есть устоявшаяся традиция отношения к часам как к чему-то малозначительному. Типа можно «подрезать», опоздать. И это уже страшно. Ведь речь идет о воспоминании Страстей Господних.

Потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что прийти за полчаса до начала Литургии – это не прибыть под возглас «Благословенно Царство», опоздав на часы. Нет. Это значит прийти до начала чтения часов. Чтобы и записочки успеть подать, и свечечки поставить, и образы святые поцеловать. А потом, отдышавшись и успокоившись, начинать слушать часы и сердечно углубляться в воспоминание Страстей Христовых и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Ведь кто распинается вместе с Господом нашим Иисусом Христом, тот с ним и воскреснет.

Иерей Андрей Чиженко

Молитвенного правила, что печатается сейчас в наших молитвословах, другие Поместные Церкви не знают, кроме тех славянских Церквей, которые в свое время стали брать в пример церковную печать Российской империи и заимствовать наши богослужебные книги и соответствующие печатные тексты. В греко-говорящих Православных Церквях подобного нет и никогда не было. Там в качестве утренних и вечерних молитв для мирян рекомендуется такая схема: вечером - сокращение повечерия и некоторых элементов вечерни, а в качестве утренних молитв - неизменяемые части, заимствованные из суточных служб полунощницы и утрени. Примерно так, как до сих пор молятся русские старообрядцы.

Если посмотреть на традицию, зафиксированную по историческим меркам сравнительно недавно - например, откроем «Домострой» протопопа Сильвестра - то увидим почти идеальную русскую семью. Задача была дать некий образец для подражания. Такая семья, будучи грамотной по представлению Сильвестра, вычитывает последование вечерни и утрени дома, ставши перед иконами вместе с домочадцами и слугами.

Если мы обратим внимание на монашеское, священническое правило, известное мирянам по подготовке к принятию Святых Христовых Таин, то мы увидим те же три канона, что вычитываются на малом повечерии.

Собрание молитв под числами возникло достаточно поздно. Первый известный нам текст - это «Подорожная книжица» католика Франциска Скорины, и на сегодня у ученых, занимающихся историей становления современной литургии, нет однозначного мнения, когда и почему такое собрание было сделано. Есть предположение: эти тексты впервые у нас появились на юго-западной Руси, в волостях, где было очень сильное униатское влияние и контакты с униатами.

Справка: униаты - многочисленные последователи церковной Брестской унии 1596 г. об объединении православной и католической Церквей с подчинением Папе Римскому. Униаты признают догматы католической церкви, но с сохранением православных обрядов. В настоящее время УГКЦ насчитывает 3301 приход, 94 миссии, 23 братства, 60 учебных заведений, 64 периодических издания.

Скорее всего, имеет место если не прямое заимствование от униатов, то определенного рода заимствование богослужебной и аскетической логики, свойственной на тот момент католической церкви, отчетливо делившей свой состав на две категории: церковь учащих и церковь учащихся. Для мирян предлагались тексты, которые должны были быть отличными от текстов, вычитываемых духовенством, учитывая иной образовательный уровень и внутрицерковный статус мирянина.

Кстати, в некоторых молитвословах ХVIII-XIX столетия мы видим еще рецидив того сознания (сейчас это не перепечатывается, а в дореволюционных книгах можно найти): скажем, молитвы, которые христианин может читать на литургии во время первого антифона; молитвы и чувствования, которые христианин должен прочитать и пережить во время малого входа… Что это как не некий аналог для мирянина тех тайных молитв , которые священник прочитывает во время соответствующих частей литургии, но только отнесенные уже не к священнослужителю, а к мирянину? Скорей всего итогом того периода истории нашей Церкви и явилось возникновение сегодняшнего молитвенного правила.

Повсеместное распространение в том виде, в каком оно есть сейчас, молитвенное правило получило уже в синодальную эпоху в XVIII-XIX столетии и постепенно утвердилось как общепринятая норма для мирян. Трудно сказать, в какой именно год, в какое десятилетие это случилось. Если мы почитаем поучение о молитве наших авторитетных учителей и отцов XIX столетия, то никаких разборов, рассуждений об утреннем-вечернем правиле ни у святителя Феофана, ни у святителя Филарета, ни у святителя Игнатия мы не найдем.

Так что с одной стороны признавая существующее молитвенное правило вот уже несколько веков употребляемым в пределах Русской Церкви и в этом смысле ставшим отчасти неписаной, отчасти писаной нормой нашей духовно-аскетической и духовно-молитвенной жизни, мы не должны и слишком завышать статус сегодняшних молитвословов и даваемых в них молитвенных текстов как единственной возможной нормы устроения молитвенной жизни.

Но тогда для мирян возникает логичный вопрос об возможном изменении молитвенного правила? Сейчас установился такой подход среди мирян: можно дополнять, но нельзя заменять и сокращать. Такой вывод нужно тоже освободить от догм 19 века. И на это есть серьезные причины. В том виде, в каком они есть, утренние и вечерние молитвы находятся в некотором несоответствии принципу построения православного богослужения, в котором соединяются, как все мы хорошо знаем, изменяемая и неизменяемая часть. При этом среди изменяемых частей есть повторяемые - ежедневно, еженедельно, раз в год - круги богослужения: суточный, седмичный и годичный.

Справка: Богослужебные круги - определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.

1. Суточный богослужебный круг - последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

Богослужебные сутки начинаются с вечера. (По примеру пророка и Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера - вечернею.)

Вечерня - служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие - служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница - служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах.

Утреня - служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час , соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часе , соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе , соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На девятом часе, соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение . На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается - опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове.

Схема суточного круга Богослужения

Вечер

1. Девятый час - (3 часа дня)

2. Вечерня

3. Повечерие

Утро

1. Полунощница - (12 часов ночи)

3. Первый час - (7 часов утра)

День

1. Третий час - (9 часов утра)

2. Шестой час - (12 часов дня)

3. ЛИТУРГИЯ

Этот принцип соединения твердого неизменного костяка, скелета, на который все наращивается, и варьируемых, изменяемых частей очень мудро устроен и соответствует самому принципу человеческой психологии: ей, с одной стороны, необходима норма, устав, а с другой - вариативность, чтобы устав не превратился в формальное вычитывание, повторение текстов, не вызывающих уже никакого внутреннего отклика. И тут как раз есть проблемы с молитвенным правилом, где одни и те же тексты утром и вечером.

При подготовке к Причастию у мирян имеют место три одних и тех же канона. Даже в священническом приготовлении каноны различны по седмицам. Если открыть служебник, то там сказано, что в каждый день недели вычитываются свои каноны. А у мирян правило неизменно. И что, всю жизнь читать только его? Понятно, что будут возникать определенного рода проблемы, смысл затирается.

Святитель Феофан дает совет при чтении молитвенного правила для борьбы с холодностью и сухостью сколько-то раз в неделю, заметив стандартный хронологический промежуток, уходящий на чтение обычного правила, попытаться в те же пятнадцать-двадцать минут, полчаса не ставить себе задачу непременно все прочитать, но многократно возвращаясь к тому месту, с которого мы отвлеклись или ушли мыслью в сторону, добиваться предельного сосредоточения на словах и смысле молитвы. Хоть бы в те же двадцать минут мы прочитали только начальные молитвы, но зато учились бы делать это по-настоящему. При этом святитель не говорит, что вообще нужно перейти на такой подход. А говорит, что нужно соединять: в какие-то дни целиком читать правило, а в какие-то - таким образом молиться.

Если взять за основу церковно-богослужебный принцип построения молитвенной жизни, разумно было бы или соединять, или частично заменять те или иные составляющие утреннего и вечернего правила на, предположим, каноны, которые есть в каноннике - там их явно больше, чем в молитвослове. Есть совершенно дивные, удивительные, прекрасные, восходящие в значительной части к преподобному Иоанну Дамаскину молитвословия Октоиха. Готовясь к Причастию в воскресный день, почему бы не прочитать тот Богородичный канон или тот воскресный канон к Кресту Христову или Воскресения, которое есть в Октоихе? Или взять, скажем, канон Ангелу Хранителю соответствующего гласа из Октоиха, чем один и тот же, который предлагается на протяжении многих лет читать человеку.

Для многих из нас в день принятия святых Христовых Таин, особенно для мирян, независимо от частоты причащения, душа, а не леность пододвигает человека скорее искать благодарение Богу в тот день, чем вновь повторить вечером слова, что «согреших, беззаконновах» и так далее. Когда все в нас еще полно благодарности Богу за принятие Святых Христовых Таин, почему бы, к примеру, не взять то или иное акафистное пение или, скажем, акафист Иисусу Сладчайшему, или какое-то другое молитвословие и не сделать его центром своего молитвенного правила на этот день?

Вообще-то к молитве нужно относиться мудро. Нельзя ее засушивать до уровня формально исполняемой схемы: иметь, с одной стороны, тяготу от того, что эту схему приходится день за днем, год за годом исполнять, а с другой стороны - какое-то периодическое внутреннее удовлетворение от того, что я должное исполняю, и чего вы там на небе от меня еще хотите, я же и так сделал, не без труда, то, что полагается. Молитву нельзя превращать в вычитывание и исполнение только обязанности, и считать - вот у меня нет дара молитвы, я человек маленький, святые отцы, аскеты, мистики молились, ну а мы уж так побредем по молитвослову - и спроса-то никакого нет.

Но в любом случае при корректировки молитвенного правила начальные молитвы лучше не опускать без нужды, потому что в них есть самый сосредоточенный опыт Церкви - «Царю Небесный», «Пресвятая Троице», кто научил нас молитве «Отче наш» мы и так знаем, «Достойно есть» или «Богородице Дево, радуйся» - их так немного, и они настолько очевидно избраны молитвенным опытом Церкви. Устав нам и так иной раз предлагает от них воздержаться. «Царю Небесный» - мы ждем 50 дней до праздника Пятидесятницы, на Светлой Седмице у нас вообще особенное молитвенное правило.

Иногда спрашивают: почему молиться надо именно два раза в день - утром и вечером? Тут возникает сразу несколько тем. Никто не призывает верующих ограничиться только утренним или вечерним правилом. Апостол Павел прямо говорит - непрестанно молитесь. Задача доброго устроения молитвенной жизни подразумевает, что христианин стремится в течение дня о Боге не забывать, в том числе и не забывать молитвенно. В нашей жизни есть много ситуаций, когда молитву можно в себе развивать отчетливым образом. Но с нежеланием встать и помолиться именно тогда, когда это предполагается долгом, нужно бороться, потому что, как мы знаем, враг рода человеческого там особенно противится, когда нет нашего самохотения. То легко делается, что делается, когда я хочу. Но то становится подвигом, что я должен делать вне зависимости от того, хочу или не хочу. Поэтому лучше не отказываться от усилий поставлять себя на утренние и вечерние молитвы. Размер ее - другое дело, особенно у матери с детьми. Но она должна быть, как некая постоянная величина молитвенного устроения.

Сейчас для большинства из нас есть великолепная школа молитвы - это дорога. Каждый из нас ездит на учебу, на работу в общественном транспорте. Молитесь! Не тратьте время впустую, не включайте ненужное радио. Не узнаем новости - переживем без них несколько дней. Не можешь читать по молитвослову в автобусе - читай «Господи, помилуй» про себя. И это будет школой молитвы.

О правиле Серафима Саровского

Как можно относиться к правилу, которое дал великий святой? Как к правилу, которое дал великий святой. Но давайте вспомним, при каких обстоятельствах он его дал: он дал его тем инокиням и послушницам, которые находились на тяжелых труднических послушаниях по 14-16 часов в сутки. Дал им для того, чтобы они начинали и кончали им день, не имея возможности для исполнения регулярных монашеских правил, и напоминал о том, что соединять это правило нужно с внутренним молитвенным деланием во время тех трудов, которые они несут в течение дня.

Конечно, если человек в горячем цеху или в не менее утомительном офисном труде приезжает домой таким, что съесть ужин, сделанный любимой женой на скорую руку и прочитать молитвы - это все, на что у него силы остаются, пусть читает правило преподобного Серафима. Но если у тебя остались силы не спеша посидеть за столом, сделать несколько не самых необходимых звонков по телефону, посмотреть фильм или новости по телевизору, почитать френдленту в Интернете, а потом - ах, завтра же вставать на работу и остается время только несколько минут - то тут, пожалуй, не самым правильным путем будет ограничить себя Серафимовым правилом.

Еще бывает, что во время молитвы возникают какие-то свои слова, которые хочется записать и по ним потом молиться. Нужно ли их запоминать, записывать? Конечно, да! Молитвы, которые мы читаем в молитвослове, созданные великими святыми. Они этими словами как своими молились. И кто-то, они или их ученики, когда-то записали эти слова, и они потом из личного опыта стали опытом Церкви.

Мы по большей части не можем претендовать на то, что наши удачи получат широкое церковное распространение, но, скажем, недавно возникшая, ставшая дорогой для многих православных христиан, молитва Оптинских старцев, молитва святителя Филарета, некоторые из молитв святого Иоанна Кронштадтского - именно так и появились.

Правило ко Причастию

Если во время чтения последования ко Причастию первые десять минут читаешь и действительно чувствуешь, что молишься, а потом чисто чтение идет, то, во-первых, нужно заметить, регулярно ли это с нами происходит. И если к этому есть некоторая тенденция, то благоразумно будет постараться правило к Причащению распределить на несколько дней. Действительно, многим трудно сосредоточенно прочитать сначала три канона, потом канон к Причастию, потом правило к Причастию, где-то еще поместить вечерние или утренние молитвы - это, как правило, больше регулярной нормы человека.

Уж точно никто не должен никак отменять канон и молитвы перед Святым Причастием. А вот иные - то, что мы говорили о трех канонах и прочем - наверное, могут по совету с духовником каким-то образом распределяться по дням, заменяться иным усугублением молитвословий.

Главная задача молитвенного правила к Причащению - чтобы у человека хотя бы маленький, но был отрезок жизненного пути, в котором главным его ориентиром было бы приготовление к принятию Евхаристии. Каков в его конкретных жизненных обстоятельствах будет этот отрезок - на сегодня определяется скорее индивидуально самим человеком вместе с духовником.

Плоды молитвы

Как можно почувствовать, что молитва - не монолог, а диалог? Можно ли тут на какие-то свои ощущения ориентироваться? Святые отцы учат нас не доверяться эмоциям на молитве. Эмоции - не самые надежный критерий. Вспомним хотя бы евангельскую притчу о мытаре и фарисее: довольным своей молитвой, правильным ощущением своего внутреннего устроения ушел не тот, кто был более оправдан Богом, как нам Христос-Спаситель говорит.

Молитва узнается по плодам. Как покаяние узнается по результатам - по тому, что с человеком происходит. Не по тому, что я сегодня пережил эмоционально. Хотя каждому из нас дороги слезы на молитве и теплота души, но нельзя молиться так, чтобы вызвать в себе слезы или искусственным образом разогреть теплоту души. Ее нужно благодарно принимать, когда Господь ее дает как дар, но не чувства, а наши отношения с Богом должны быть целью молитвы. А как быть с усталостью?

Амвросий Оптинский говорит, что лучше сидя подумать о молитве, чем стоя о ногах. Но опять же - только честно. Если усталость наступает после тридцатой секунды молитвы, если значительно лучше у нас получается молиться сидя в кресле или лежа на подушке, то это уже не усталость, а внутреннее лукавство.

Но нужно помнить: человек - существо душевно-телесное, психофизическое, и само по себе положение, устроение тела во время молитвы имеет значение.

Спрашивают: как быть с молитвами для новоначальных? Новоначальных нужно, прежде всего, вот чему научить - чтобы для них молитвы стали понятны. И здесь хорошую роль могут выполнять молитвословы: а) толковые и б) с параллельным переводом на русский язык. В идеале, чтобы это сочеталось: чтобы это был и перевод на русский язык, и какое-то толкование.

До революции выходила серия по двунадесятым праздникам, где был весь славянский текст службы праздника, параллельный перевод на русский язык и пояснение смысла того, что иногда недостаточно перевести. Если людям сделать текст молитвы понятным, то это снимет многие затруднения. А уж размер молитвенного правила - это дело такое, которое скорее индивидуально должно определяться.

Священник Максим Козлов

1. Тем, кто хотят научиться совершать богослужение дома.

2. Тем, кто оказались оторваны от прихода и поэтому не могут или не всегда могут ходить на готовые богослужения.

Всем остальным мирянам, тем, у которых есть свой приход, тоже хорошо бы научиться домашнему богослужению, но их не заставить. Возможно, просто еще не пришел их момент.

Зачем, если есть приход

Если у человека есть приход, но он хочет освоить домашнее богослужение, то не надо откладывать, надо начинать. Но зачем это нужно, если можно спокойно ходить на готовые службы? По двум главным причинам.

1. Одна катакомбница однажды сказала мне: «Сейчас можно служить открыто, это воспринимается как нечто нормальное, как будто так будет всегда. Но на самом деле это может быстро отняться».

Да, есть страны, где можно ходить в любую церковь – если в ней не практикуются самосожжения, то государство не будет вам это запрещать. Но есть и другие страны, например, Китай или близкая к нам Белоруссия, где разрешается принадлежать только к нескольким официальным церквям, а всё остальное жестко преследуется. И нет гарантии, что в России будет развиваться европейское отношение к так называемой свободе совести, а не китайское. Даже сейчас вряд ли можно найти открытый приход ИПЦ, который не подвергался давлению властей. Тут можно приводить много разных примеров, но я кратко упомяну только нашу историю.

В 1997-1999 годах, после того, как был убит отец Александр Жарков, наш приход существовал в основном без священника и на квартирном богослужении. А в 2010 году сотрудники центра «Э» пытались по ложному обвинению посадить нашего настоятеля, а храм отобрать в пользу Московской патриархии. Так что даже сейчас возможна ситуация, когда храм закрывают, а священника сажают - к этому времени надо уметь служить. Не надо рассчитывать на то, что мирная жизнь будет всегда.

2. Богослужение становится гораздо понятнее, если читать на службе. Для многих прихожан служба остается просто красивым звуковым фоном для своих мыслей или «возвышенных состояний». А ведь у церковных текстов есть свой смысл - он не только у ектений. На домашней службе вы будете читать эти тексты и привыкать следить за их содержанием.

0. Есть и еще одна причина – «лирическая». Указываю ее здесь дополнительно, так как не уверена в ее каноничности. «Иже на всякое время и на всякий час на небеси и на земли покланяемый и славимый…» - на всякое время и на всякий час. Возможно, когда вы зажигаете лампаду и произносите первый возглас службы, кто-то в другом городе или в другой стране только что завершил свое богослужение. А затем, после вас, службу начинает кто-то другой – в Чикаго, в Омске или в Мариуполе. Получается такое постоянное богослужение.

Зачем, если прихода нет

Если вы оказались там, где нет прихода, то есть две причины наладить самостоятельное богослужение.

1. Православный христианин, находящийся на свободе, не может оставаться без службы. Здесь уже нет вариантов. Если такой человек не учится, он сам себя лишает богослужебной жизни. Нет такого тупого, который не освоил бы хотя бы минимальное богослужение – я знаю случаи, когда самостоятельную службу осваивали и совсем не учившиеся люди. В такой ситуации, в отрыве от прихода, первым делом приходится изучать обедницу, на которой можно причащаться запасными дарами.

2. Домашняя служба – это свойство прихода, пусть даже он пока состоит только из одного человека. Но позже обязательно соберутся люди, если вы в этом приходе будете поддерживать богослужение. Я знаю два случая, когда такое богослужение совершалось три года, а затем приходили люди. Первый случай описан в книге об о.Серафиме Роузе «Не от мира сего» - Алексей Янг и его жена Сусанна по совету отца Серафима молились на водокачке три года, а потом вокруг них собрался приход, и Алексей Янг стал священником. Второй случай – это отец Теодор в Берлине, он три года совершал богослужения с единомудренным ему братом, вдвоем, а затем вокруг них собрался приход, и это был крупнейший в Берлине приход ИПЦ.

А если приход не собрался, и вы совершаете богослужение в одиночестве – не получается ли это просто усложнение утренних или вечерних молитв? Нет, это другое. Утреннее и вечернее правило – это индивидуальные молитвы, а вечерня или обедница - это общественное богослужение, даже если его совершаешь один. Сейчас один, а позже будешь не один, просто остальные еще не пришли. А они могут появиться не только из числа личных знакомых. Бывает, что кто-то обращается из интернета, а затем ищет в своем городе место, где совершается служба. Поэтому можно просто придумать название своему одноместному приходу и нести вахту, «божественную стражу».

Внутренние доводы против

1. «Все равно не получится». - Получится! В следующей части доклада я расскажу, как начинать.

2. «Не хочется, не люблю богослужение». - Тут уместно вспомнить слова Амвросия Оптинского: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Этот совет помогает и относительно любви к богослужению. Ведите себя так, будто богослужение вам очень нравится, и вы поймете, что оно на самом деле прекрасно.

Как совершать

Если рядом есть приход, желательно найти единомышленников. Это помогает держаться, когда первое стремление ослабело. Как в знаменитой истории «Вовочка, ты не можешь не идти в школу, ты же директор». Или, как сказал в XV веке Иннокентий Комельский, ученик Нила Сорского, перефразируя Екклесиаста: «Одному же горе, если он впадет в уныние или сон, или разленение, или отчаяние, нет воздвизающего его среди людей».

Но если никого нет, надо начинать одному, в надежде на Божию помощь.

Служить лучше по установленному ритму. Для нормального и непривыкшего к службам человека это раз в неделю.

Если рядом нет прихода, то служить надо в субботу вечером или в воскресенье утром. Если есть приход, то лучше не разорять соборное богослужение и в субботу-воскресенье молиться в храме, потому что приходы в ИПЦ обычно маленькие, отсутствие каждого человека бывает заметно, а присутствие всегда укрепляет других. Для домашней службы тогда можно выбирать день на неделе, когда празднуется любимый святой или когда есть возможность собраться.

Впрочем, если на основе вашего домашнего богослужения со временем начнет формироваться полноценный отдельный приход, то это тоже хорошо.

Какие книги нужны

Если вы совсем не умеете служить, то для начала вам понадобятся две книги, а затем еще одна. Две первые книги – это Часослов и на славянском языке с разбиением на кафизмы. Если вы совсем не знаете церковнославянского языка, то Псалтирь может быть русскими буквами, но непременно на церковнославянском. Использование книг на русском языке теоретически возможно, но крайне нежелательно. Во-первых, начиная домашнее богослужение, вы пускаетесь в рискованное самостоятельное плавание и у вас будет много шансов потерпеть крушение на этом пути, поэтому лучше не проявлять лишней инициативы и постараться всё устроить по тем правилам богослужения, которые приняты среди близких вам по духу людей. Во-вторых, читая на церковнославянском, вы быстро выучите и полюбите этот язык, он окажется не таким уж и сложным.

Но если вы живете не в России, имеет смысл начинать служить на местном языке, хотя бы частично, чтобы сделать возможным присоединение к вашему приходу местных жителей.

После Псалтири и Часослова вам понадобится также Октоих. Его, как и Псалтирь с Часословом, можно купить в некоторых церковных лавках. В Великий пост нужна Постная триодь, а в период от Пасхи до Пятидесятницы – Цветная триодь. Кроме того, весь год нужна еще одна книга – Минея, но она очень большая, в ней не меньше 12 томов, по числу месяцев года, некоторые месяцы при этом разбиты на два или три тома, в зависимости от издания.

Часослов и Псалтирь лучше иметь на бумаге в виде книг – купить их легко. Все остальные книги можно брать в интернете. Вот ссылки на них: Октоих , Минеи (вот еще один вариант Минеи ), Цветная триодь , Постная триодь , все книги . Некоторые службы есть в календаре сайта Православие.Ru . Некоторые редкие службы, важные для ИПЦ, собраны на сайте прихода св. княгини Елисаветы. (Кое-что полезное есть и ).

Как научиться

Мне кажется, удобнее всего начинать учиться с вечерни. Эта служба совершается вечером и при нормальном чтении занимает примерно полчаса.

Хотя это небольшая служба, с непривычки вычитывать ее полностью будет трудно. Особенно если вы не знаете церковнославянский язык. Поэтому можно вначале совершать ее часть, а затем понемногу ее увеличивать.

Каждая служба мирским чином (без священника) начинается и заканчивается возгласом:

«Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

После начального возгласа нужно прочитать «Приидите, поклонимся…», а затем предначинательный псалом «Благослови душе моя Господа…», который написан в самом начале вечерни. После этого на первый раз можно и закончить - в конце тот же возглас «Молитвами святых отец наших…».

Если текст предначинательного псалма на церковнославянском в Часослове вам покажется слишком трудным, прочитайте его не из Часослова, а из Псалтири русскими буквами – это псалом 103. Но постепенно от русских букв надо будет перебираться к церковнославянским. Для этого существует несколько приемов.

1. Достать молитвослов со славянским шрифтом и читать по нему уже привычные вам утренние и вечерние молитвы.

3. Изучить учебник церковнославянского языка (например, Алипия Гамановича).

При чтении надо особое внимание обращать на правильное ударение слов. Концы слов нельзя проглатывать, в церковнославянском четко произносятся все окончания: «ТвоеГО», «ПростирАЯЙ небо..», «звеРИЕ дубравнИИ» и т.п.

Когда предначинательный псалом будет получаться достаточно хорошо, к нему можно добавить кафизму. Это уже настоящее испытание на чтение псалтири – тут вам придется поучиться! В понедельник вечером читается 6-я кафизма, во вторник – 9-я, в среду – 12-я, в четверг – 15-я, в пятницу – 18-я, в субботу – 1-я кафизма «Блажен муж…». В воскресенье вечером кафизмы нет, увы, но можно прочитать ту же 1-ю кафизму в учебных целях. В пост в будние дни почти всегда читается 18-я кафизма.

Когда кафизмы станут привычнее, можно будет добавить остальную часть вечерни, по частям или сразу. «Господи, воззвах..» и всё остальное. Тут уже потребуются вставки из октоиха и минеи, но для начала можно ограничиться только вставками из октоиха. Как их добавлять – здесь вам понадобится объяснение человека, знающего устав. Если у вас есть приход, то там есть люди, которые объяснят, как к часослову добавляются другие книги. Если прихода нет, спросите у кого-то еще, или, например, у меня.

Да, есть еще сайт последование.рф . На нем добрые люди размещают некоторые службы подряд, полный текст с объединением всех книг, так что никакие книги не понадобятся. И всё набрано русскими буквами! Текст там включает также слова священника и дьякона, а на домашней службе их нет - эти вкрапления нужно опускать. Но лучше всё же служить по книгам, чтобы изучать устав. А этим сайтом можно пользоваться как справочником.

Какие опасности

Если вы наладили домашнее богослужение, опасайтесь превратиться в самодостаточный механизм. Надо все же общаться с единомышленниками и с кем-то обсуждать своих тараканов. Потому что тараканы обязательно возникнут, и они будут коварными. Мне приходилось молиться с человеком, который служил дома ежедневно около трех лет. Он всё пытался преодолеть усилием собственной воли, слишком надеялся на себя и никогда ни с кем не советовался. В итоге его снесло во тьму кромешную.

А еще опасно перегружаться. Лучше держать небольшую службу, но регулярно.

Домашнее богослужение и Иисусова молитва

На эту тему я приведу цитату из одной проповеди:

«Казалось бы, уделить час-полтора в неделю для богослужения в домашних условиях несложно. Даже самые занятые люди находят подобное количество времени, скажем, на ежедневную чистку зубов и тому подобные процедуры, а ведь никто не будет спорить, что молитва важнее. Дело тут вообще не во времени: если поставить целью служить в неделю одно обязательное богослужение продолжительностью полчаса (за такое время можно вычитать воскресную вечерню или, для не знающих устава, прочитать несколько кафизм Псалтири), то все равно окажется трудно. Если пытаться заставлять себя просто усилием воли, то это приведет (в большинстве случаев) к срыву: человек бросит вообще все, что касается богослужения, и хорошо, если только домашнего.

И всё это потому, что псалмопение (богослужебная молитва) изначально не рассчитано на употребление в качестве основного духовного блюда. Это только гарнир, в котором нет и не должно быть как раз главных питательных веществ - тех, для усвоения которых этот гарнир подается. Почему это так, можно объяснить другим сравнением. Богослужение нужно в качестве металлической арматуры для бетонной плиты, но сам бетон - это молитва внутренняя, молитва Иисусова. В ней и состоит не просто главное, но и единственное занятие христианина, а все остальное - это лишь создание условий для этого занятия.

Богослужение и Иисусова молитва, когда они вместе, становятся также и инструментом, позволяющим человеку совсем иначе, нежели «невооруженным глазом» увидеть собственные проблемы и если и не всегда разрешить их, то, по крайней мере, сформулировать вопросы, которые затем можно кому-то задать».

В дневное богослужение входят 3-й, 6-й часы и Божественная литургия. 3-й час соответствует нашим 10-12 часам дня, а 6-й – 1-3 после полудня.

Службы этих часов приняты Святой Церковью от древних времен. Часы 3-й и 6-й сделались особенно важными для христиан по знаменательности совершившихся в них событий: с 3-м часом Православная Церковь соединяет воспоминания о суде Пилата над Спасителем, мучения, которые Он претерпел в претории, а также о Сошествии Святого Духа на апостолов; на 6-м часе воспоминаются шествие Спасителя на крестные страдания и Его крестная смерть.

Апостолы освящали эти часы молитвой (Деян 2, 15; 10, 9). Распределение псалмов, которые читаются в настоящее время за службами, было известно уже в IV в. Как полагают, оно сделано преподобным Пахомием Великим († 348).

3-й и 6-й часы совершаются в храме, а иногда в притворе.

В Великие четверток и субботу, а также в праздник Благовещения, выпадающий на эти дни, 3-й, 6-й, 9-й часы и изобразительные совершаются вместе, но отдельно от Божественной литургии. По Уставу в Великий четверток часы положены в 3-м, а Божественная литургия – в 8-м часу дня, в Великую субботу часы совершаются в 4-м, а Божественная литургия – в 10-м часу. Как совершаемые отдельно от Божественной литургии, эти часы вместе с изобразительными по Уставу отправляются в притворе, а в конце их бывает отпуст. Если Благовещение случится в Великие понедельник, вторник и среду, то часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме. В эти дни после изобразительных отпуста не бывает, а вслед за молитвой «Пресвятая Троице» читается «Приидите, поклонимся» и затем служится вечерня.

Часы бывают великопостные, великие (царские), пасхальные и вседневные.

Великопостные часы совершаются в среду и пяток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.

Великие часы отправляются в Великий пяток и перед праздниками Рождества Христова и Богоявления. На этих часах 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы соединяются вместе и отправляются в храме. Царскими эти часы стали называться отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры.

Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. Вседневные часы отправляются во все остальные дни года. Последование вседневных часов находится в Часослове и Следованной Псалтири; великопостных – в Часослове, Следованной Псалтири и в Уставе на 1-ю седмицу Великого поста; пасхальных – в доследованиях Святой Пасхи и царских – в Триоди на Великий пяток, в Минее на 25 декабря и 5 января и в Уставе на эти дни.

Междочасия составляют как бы продолжение служб часов. Их положено совершать лишь в седмичные дни. В настоящее время они совершаются обычно только в православных монастырях, но не во всех.

Последование их находится в Следованной Псалтири. Последование изобразительных, называемое также обедница, – краткая служба, совершавшаяся пустынножителями вместо Божественной литургии, которая своими песнопениями и молитвословиями являлась как бы изображением ее или подобием. По своему положению в ряду других суточных служб изобразительные соответствовали той части Божественной литургии, которая записывалась не в Евхологии, а в Типиконе. Под названием изобразительные и обедница это последование известно и в соединении с Божественной литургией, и отдельно от нее.

В дни Великого поста, когда на утрене поется «Аллилуиа», изобразительные совершаются после 9-го часа. Если изобразительные бывают не в дни Великого поста, когда на утрене поется «Бог Господь», они отправляются после 6-го часа. Последование службы находится в Часослове и Следованной Псалтири.