Как называют некрещеных людей в церкви. Когда можно исповедоваться в церкви? Кто такой святой Уар

Православная Церковь не молится за усопших некрещеных, неправославных, еретиков и самоубийц.
К сожалению, очень часто в церковь приходят люди и со слезами на глазах спрашивают, можно ли помянуть умерших некрещеных родственников. А некоторые (по незнанию) даже спрашивают: «А нельзя ли окрестить умершего?», - что звучит почти кощунственно. Мертвого крестить уже незачем.
Что же касается некрещеных, то Церковь за них не молится, так как эти люди еще при жизни лишили себя возможности получить православное церковное поминовение, не вошли в спасительную ограду Церкви.
По Уставу Церкви нельзя также совершать православные обряды погребения и церковного поминовения и людей крещеных, но отрекшихся от веры и отошедших от веры (еретиков), которые при жизни относились к Церкви с насмешкой, враждой. Или считаясь православными, увлекались мистическими восточными религиями, искажали и толковали Евангелие по своему усмотрению, ища в нем скрытый смысл для посвященных.
Раньше таких людей отлучали от Церкви, провозглашали анафему (вспомним Л.Н. Толстого и его религию «непротивления злу»). Сегодня такое делается очень редко, потому что такие крещеные люди и в церковь-то не ходят, и по сути они уже отлучили себя от Церкви сами.
Странно было бы совершать молитвы наравне с верными чадами Церкви и за людей неправославной веры, не признающих нашу Православную Церковь за Церковь истинную и даже откровенно враждебно относящихся к ней и выступающих против нее.
Поскольку во все времена при служении Православной Церкви поминались души только усопших православных христиан, потому в постановлениях церковных и не пишется о непоминовении иноверцев, так как нигде и никогда их не поминали.
Святые апостолы и отцы Церкви не могли даже и предполагать, что кому-либо из членов Православной Церкви когда-либо придет в голову отыскивать в их правилах запрещение церковного моления за усопших иноверцев.
Еще живых их Церковь молитвенно зовет к покаянию, следуя древней традиции молиться об обращении заблудших – еретиков, язычников и всех неверующих.
Но поскольку умершие неправославными лишены уже возможности соединиться с Церковью, то совершать за них молитвы представляется невозможным.
Церковные правила весьма определенно и строго запрещают молиться с неправославными совместно любой молитвой и в любом месте (10-е Апост. правило, 2-е правило Антиох. Собора). С другой стороны, нет запрещения молиться о неправославных, еще живущих на земле, к чему и призывает апостол Павел: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» (1 Тим. 2. 1-2).
«Нет никакого основания поминать в церковных молитвах, ни отступников и отлученных от церкви, ни неправославных и старообрядцев, потому что они не принадлежат Церкви», - сказано в Настольной книге священнослужителя.
Некрещеные люди, как и еретики, есть мертвые члены, отсеченные от целого тела Церкви, поэтому и бесполезно заботиться о мертвом члене, бесполезно молиться о нем. Об отрезанном и загнившем пальце можно лишь сожалеть, но вылечить его уже невозможно.
Некрещеные и отступники, души которых отошли в мир иной в неприятии Бога, уподобляются гнилому зерну, брошенному в землю вместе с зерном здоровым.
И такому зерну, в отличие от зерен, не поврежденных гнилью, не поможет уже ни обильное орошение, ни воздействие животворного солнца. Так и душам, погасившим в себе Дух Христов, не помогут молитвы близких.

Часто можно слышать упреки, что Церковь, мол, жестоко поступает по отношению к умершим некрещеным, ведь среди них встречаются очень хорошие и добрые люди.
Так что же мешало этим хорошим людям стать членами Церкви? Ведь для этого нужна только вера в Спасителя а не требуются какие-то нечеловеческие усилия.
Нужно лишь прочесть Евангелие – слово Божие и принять его сердцем, а не разумом, как некую красивую сказку. «Вера твоя спасла тебя!» – говорит в нем Иисус Христос именно такому человеку, который в конце концов уверовал в него.
У некрещеных людей всегда найдутся «уважительные причины». Один боялся потерять положение, другой – должность, третий – потерпеть по службе.
Ведь раньше верить было запрещено. У целых поколений была своя «религия» - партия, атеизм, и искра Веры так и не загорелась в них до самой кончины. Третьи и теперь боятся крещения или им некогда.

Но в основе всех этих причин лежит одна – неверие в Бога. И это неверие, то есть отрицание Бога, эти души так и уносят с собой в загробную жизнь, где уже новые качества они не приобретают. Можно только представить, каково для них бывает начало новой загробной жизни: удивление, отчаяние, угрызения и муки совести, чувство безвозвратно утерянного времени на земле.
Поэтому молитва за неверующего даже опасна для души молящегося. По своей сути, неверующий человек – это человек противящийся Церкви.
«Спрашиваете, будет ли принято церковное поминовение о противившихся Святой Церкви. Отвечаю: если вы говорите о противящихся Соборной Церкви, и в противлении и нераскаянии своем умерших, то поверьте мне, что церковное поминовение таковых не только будет приятно, но противно будет и Богу, и Святой Церкви, и священник, дерзнувший по таким творить поминовение, смертно согрешает», - говорит прп. Паисий Величковский.
Если усопший был православным христианином и еще в земной жизни обращался к Богу с молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и прощение.
А если душа перешла в иной мир в настроении, враждебном к Церкви? И ведь нежелание креститься нельзя объяснить только равнодушием, так как Сам Христос сказал нам: «Кто не со Мной, тот против Меня».
Как можно, молясь за некрещеного или вероотступника, допустить себя до некоторого прикосновения к его богоборческому настроению, которым его душа была заражена?
Как воспринять в свою душу все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, которыми были полны их души? Не значит ли это – сознательно подвергать свою душу опасности заражения такими же настроениями?
Вот о чем должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.
Если человек по слабости плоти и имел грехи, но провел свою жизнь в истинном покаянии, в стремлении изжить их из себя, то стремление это и покаяние, становясь состоянием его души, переносятся в загробную жизнь после смерти человека и становятся благодатной почвой для восприятия молитв живущих.
Неверие же, жестокосердие, нераскаяние, насмешливое или враждебное отношение к Церкви – это не что иное, как самый тяжкий смертный грех – хула на Духа Святого.
В Евангелии сказано, что все может проститься человеку, но хула на Духа Святого – не прощается.
Загробная участь душ, просветившихся истинной верой, но отошедших от нее или ее не принявших, приоткрывается из жития преподобного Макария Египетского.
Проходя по пустыне, преподобный нашел человеческий череп, который оказался черепом языческого жреца, и заговорил с ним. Рассказывая про адские мучения, череп поведал: «Нам, не ведавшим Бога, оказывается хоть некоторое милосердие; но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас».
Православная Церковь не молится и о людях, нарушивших шестую заповедь Закона Божия, - самоубийцах.
Преступность греха самоубийства состоит в том, что человек, дерзнувший на это, восстает на самого Бога, на его Промысел и свое назначение, произвольно прекращает свою жизнь, которая принадлежит не только ему, но и Богу и окружающим людям.
Жизнь дарована человеку для нравственного совершенствования, а не для злоупотребления ею. По сути дела, самоубийство – это поваленный крест, а самоубийцы – люди, отказавшиеся нести этот жизненный крест.

Православная церковь установила порядок действий из которого состоит обязательное богослужение или отпевание усопшего. Речь тут идет о последовательном сочетании молитв и песнопений, которые могут быть проведены как в Святом храме, так и в доме, где жил усопший или на кладбище.

Каждому принявшему Таинство Крещения на любом этапе жизни начиная с младенчества и заканчивая преклонным возрастом, получает право, чтобы над ним, после его смерти, провели чин погребения. Для некрещенных такая возможность исключена.

Кого принято отпевать, а кого нет

У православной церкви лояльное отношение к каждому верующему христианину. Совершение чина погребения не возбраняется над убийцами, ведущими неправедный образ жизни и постоянно совершающих при жизни неправомерные действия. Но есть и такие кому отказывают в отпевании:

  • Самоубийцам.
  • Некрещенным.
  • Принадлежащим к другой вере.

Православные христиане убеждены в том, что физическая смерть является переходом души из земной оболочки в Царствие Небесное, чтобы там возродиться для вечности. Поэтому покойников священники называют усопшими, то есть теми, кто спит. Основой для главного догмата христианства является будущая жизнь и всеобщее воскрешение людей.

У большинства похоронных обрядов много общего с христианским обрядом Крещения. По утверждению священнослужителей именно процесс крещения возрождает человека от жизни полной греха к той, что богоугодна и свята. А смерть позволяет душе возродиться для лучшей, вечной и новой жизни с Христом.

Обряд погребения был описан еще в Евангелии, и он включает в себя:

  • Омовение тела.
  • Его облачение.
  • Размещение в гробу.

Но как поступать если приходится хоронить человека не познавшего таинства Крещения? А если он совершенно сознательно сам отказался прикоснуться к таинству? В современном мире с такими вопросами приходится сталкивать все большему количеству людей.

  • Безусловно каждому хочется сделать так, чтобы были произведены все необходимые обряды. Ведь иначе очень сложно будет спасти его душу. Однако у церкви на этот случай имеются жесткие установления, преодоление которых порой становится просто невозможным.
  • Производить отпевание некрещенного человека нельзя. Если ему не хватило жизни для того, чтобы сделать нужный выбор и прийти в лоно церкви, то и отпевание ему уже не поможет.
  • Родственникам остается найти канон «Святому Мученику Уару» и читать его дома, поставив свечи. А молится в церкви как за истинного сына церкви, подавать проскомидии, вынимать частицы, проводить панихиды за него нельзя. В Храме молитвы возносятся исключительно за членов церкви, перешедших в вечную жизнь.
  • Правда иногда родственники подходят к священнослужителям и говорят, что покойный собирался крестится, но обстоятельства помешали ему это сделать. Они получают ответ, согласно которому молится можно даже за некрещенных, но делать это надо вне храма и знать какие молитвы должны быть произнесены.

Как следует хоронить некрещенных младенцев

В тех случаях, когда роды ребенка произошли преждевременно, когда плоду не исполнилось двадцати восьми недель, то вопросы его захоронения или утилизации являются компетенцией медицинского учреждения.

А если рождение младенца имело место после озвученного выше срока, и он умер либо в процессе родов, либо сразу после них, то тело забирают родители и хоронят как обыкновенного человека. И все проблемы ложатся именно на их плечи.

С учетом того, что этим малышам не дано было познать таинства Крещения, то их нельзя поминать в церкви. Православной церковью утверждается, что таким малышам не будет дано прославится и их не настигнет наказание праведного Судьи. Следовательно, для их душ будет отведено место в некой промежуточной сфере.

ЧТО МОЖНО И ЧТО НЕЛЬЗЯ В ЦЕРКВИ? (Правила поведения в Церкви)

Зачастую у людей, впервые входящих в храм и интересующихся христианской традицией, возникают схожие вопросы о том, как вести себя в церкви. Настоятель храма Живоначальной Троицы в Кожухово протоиерей Алексей Митюшин ответил на наиболее распространенные вопросы.


Можно ли в церкви фотографировать?

Действительно, такой вопрос все время возникает. C одной стороны, конечно, можно. С другой стороны, лучше спросить разрешение у дежурного по храму. В основном не разрешается фотографировать там, где вспышка может ухудшить изображение иконы или фрески. По той же причине нельзя фотографировать в музеях. Вспышка разрушает изображения.

Если мы приходим в храм, то должны соблюдать правила приличия и воспитанности. Храм больше и выше, чем музей. Это место молитвы и повышенного благоговения, а фотографирование несет светский характер, который может человека ввести в смущение или возмущение.

Разрешена ли фото- и видеосъемка во время исполнения таинств?

Во всех храмах к этому относятся по-разному. Это такой момент, который входит в нашу жизнь, как в наше богослужение вошло электричество, электрическое паникадило, микрофоны. В любом случае - все должно совершаться с благоговением. Фотосъемка не должна мешать, быть навязчивой.

С одной стороны, это может быть не очень приятно. Но с другой - не стоит забывать, что есть тысячи людей, которые сидят дома и по разным причинам не могут выйти из квартиры, а им очень важно увидеть то, что происходило на богослужении, потому что для них это большое утешение и большая радость. Через подобные видеозаписи они чувствуют свою сопричастность Церкви. Тогда видеосъемка того же богослужения или проповеди приносит большую пользу.

Могут ли животные находиться в храме?

По церковной практике не дозволено пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если в него забегает собака. Однако стоит помнить, что собака - отличный сторож, и сегодня без нее не обходится ни один храм.

А вот кошки у нас в храмах присутствуют. Это не запрещается.

В Греции, например, в один из праздников в храм заползают даже змеи.

Можно ли некрещеным посещать церковь?

Конечно, можно. Нет никакого запрета. Если говорить по канонам, то некрещеным людям нельзя присутствовать на евхаристическом каноне, проще говоря, на литургии верных. Это период после чтения Евангелие до конца литургии, включая причастие Христовых Тайн.

Может ли некрещеный человек прикасаться к святыням?

Некрещеный может целовать иконы, святые мощи, живоносный крест. Но участвовать в таинствах, где преподаются Святые Тайны, вкушать святую воду или освященные просфоры, выходить к миропомазанию нельзя. Для участия в таинствах нужно быть полным членом церкви, нужно чувствовать свою ответственность перед Богом.

Некрещеному человеку следует понимать и принимать подобные запреты с благоговением. Чтобы не вышло как в одном патерике, где иудей притворился крещеным, чтобы причаститься Христовых Тайн. Когда он получил в руки частицу тела Христова, то увидел, что она превратиласьв кусочек мяса с кровью. Таким образом Господь вразумил его святотатство и неумеренное любопытство.

Можно ли мусульманам и людям других конфессий посещать храм?

Конечно, можно. Опять-таки нет никакого запрета. Надо помнить, что каждая душа и вправду - по рождению христианка. А потому - каждому человеку вне зависимости от его вероисповедания можно находиться в церкви.

Можно ли кушать перед посещением храма?

Нельзя кушать перед причастием Христовых Тайн. Перед причастием нужно соблюдать пост, который начинается с полуночи. С этого времени и до момента причащения мы не едим и даже не пьем воду.

В монастырском уставе положено, даже если ты не причащаешься, идти на литургию натощак. И поскольку мы, миряне, стараемся подражать монахам в их подвигах, то большинство православных христиан идут на литургию натощак.

Исключения составляют люди с тяжелыми заболеваниями. Например, людям с сахарным диабетом категорически запрещено идти в храм натощак.

Кому нельзя венчаться?

Венчаться нельзя тому, кто не расписан в ЗАГСе. Нельзя венчаться тем людям, у которых есть какие-то канонические препятствия к этому, например, запрещено венчание с кровным родственником. Нельзя венчаться, если один из супругов скрывает свою психическую болезнь. Если один из супругов изменяет своему избраннику.

Сложнейшие вопросы решаются благословением архиерея. Бывают такие случаи, которые приходской священник не может и даже не в праве решить самостоятельно.

В какое время нельзя венчаться?

Нельзя венчаться в посты: Великий, Рожественский, Петровский и Успенский. Нельзя венчаться на святках (в период от Рождества до Крещения). Не венчают на светлой седмице до антипасхи. Не венчают под среду, под пятницу, под воскресенье. Не венчают в праздник усекновения головы Иоанна Предтечи. Также не венчают под приходские престольные праздники.

Можно ли развенчаться в церкви?

В православной церкви нет чина развенчания. Если люди по своим великим прегрешениям не сумели сохранить любовь, если разрушили брак, то берется благословение на вступление во второй брак у епархиального архиерея.

Подобная ситуация - из ряда вон выходящая, сугубо греховная, для нее нет определенной схемы. Если человек оказался в таком несчастье, то процесс вступления во второй брак должен начаться с исповеди своему приходскому священнику. Желательно покаяться перед тем священником, который венчал вас. Если это невозможно, следует исповедоваться своему духовнику и посоветоваться с ним.

Как следует выглядеть женщине в церкви?

Женщине следует выглядеть скромно и в то же время красиво. В храм нужно одеваться хорошо, празднично, но так, чтобы мужчина, приходящий в церковь, думал о Боге, а не о женской красоте.

Может ли женщина ходить в храм в брюках?

Как было сказано в фильме «17 мгновений весны»: «Трудно пастору идти против паствы». Потому, сколько бы мы ни призывали людей к богообразному бытию, прихожане имеют свой характер и своевольничают. Если священнослужители будут выгонять из храма всех женщин в брюках, то почти никого не останется. Следует помнить, что и брюки бывают разными: бывают скромные, а бывают не скромные.

Если женщина идет в храм причащаться, ей следует надеть юбку и платок. Женщин в брюках и без платков, конечно, никто выгонять не станет. Но платок в православных русских храмах - это обязательно. Для участия в таинстве следует выглядеть соответственно.

Можно ли приходить в храм накрашенной?

Дьявол всячески пытается отвлекать нас от молитвы. Если посреди храма будет стоять «яркая» женщина, которая изобилует косметикой, она будет совершать двойной грех - не соответствовать церковному уставу и отвлекать других. Все должно быть в меру.

Когда можно исповедоваться в церкви?

Время исповеди указывается на дверях храма, на доске объявлений церкви.

Если человеку нужно исповедоваться вне этого расписания, то можно подойти к дежурному священнику в храме или позвонить ему с просьбой исповедовать в особое время. Подобная исповедь может совершаться в любое время дня и ночи.

Однако нужно отличать исповедь от беседы. Исповедь - это конкретное осознанное раскаяние в грехах. А духовная беседа - время, когда священник может не спеша поговорить с человеком.

Когда можно причаститься в церкви?

В основном литургия совершается ежедневно. В какое время - можно узнать у дежурного в храме, по телефону, в расписании или на сайте храма.

Время причастия зависит от храма, в каждом - свое начало богослужения, а значит, и свое время причастия.

Когда можно заходить в церковь?

В храм можно заходить в любое время. С 1990-х годов стало разрешено держать храм открытым целый день, а не только на время литургии. В центре Москвы некоторые храмы открыты до 23 часов. Если бы была возможность, я думаю, храмы были бы открыты и ночью.

Что категорически запрещено делать в храме? Можно ли в храме плакать?

Запрещено громко разговаривать, беседовать на отвлеченные темы.

В храме плакать можно только таким образом, чтобы это не мешало другим, не превращалось в театральное представление.

Что можно заказать и купить в церкви?

В церкви ничего не покупается и не заказывается. Покупается в церковной лавке на территории храма. Можно купить иконы, киот, церковную утварь.

Заказать сорокоуст, различные молитвы и требы.

В какой церкви можно покреститься?

Можно покреститься в любом приходском храме, кроме монастырского. В большинстве монастырей крещение не совершается.

Также советую принимать крещение в том храме, где есть баптистерий - купель для полного погружения.

Можно ли чем-то заразиться в церкви?

Если речь идет о таинстве Евхаристии - нет, заразиться в церкви во время таинства причащения нельзя. Это доказывает тысячелетняя практика христианской традиции. Таинство причастия - величайшее из таинств Христовой Церкви.

Можно ли беременным ходить в церковь?

Действительно ли беременным нельзя ходить в церковь?

Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн.

Можно ли ходить в церковь во время месячных? Правда ли, что женщинам нельзя посещать церковь в критические дни?

Есть церковная традиция, когда женщины в свои «женские праздники», как называл их Нифонт, митрополит Волынский и Луцкий, не ходят в храм.

Но ведь женщина даже в эти «праздничные дни» остается человеком и не становится существом второго сорта, которому нельзя входить в храм.

Церковь Христова - пристанище для людей немощных и скорбящих. А во время своих месячных немощей женщина зачастую терпит скорби не только физические, но и моральные.

В такие дни женщинам нельзя приступать к таинству причащения ицеловать иконы.

священник Алексей МИТЮШИН

− Человек, который пришел на отпевание, должен иметь хотя бы элементарное представление о том, что происходит в храме. Расскажите, пожалуйста, что такое отпевание? Откуда взялось это название?

Отпевание — это специальное молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. И правильнее было бы называть его «последованием мертвенным». В его состав входят строго определенные чередования стихир, канона, чтение Апостола и Евангелия. И, поскольку больше половины молитв в нем поется, то в народе это чинопоследование было названо «отпеванием».

Проведение этого чинопоследования свидетельствовало о том, что этот человек был знаком общине и священнику, и люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Сейчас, несмотря на то, что члены общины живут более разобщенно, смысл отпевания все равно должен сохраняться. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хоть иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его напутствовать. Присутствующие на чинопоследованиии христиане должны молиться и просить у Бога помощи душе отпеваемого.

− Почему обряд отпевания вы называете чинопоследованием?

Не следует считать отпевание всего лишь обрядом. В данном случае обрядом будет само погребение, но не отпевание. Очень часто люди говорят: «Участвовал в обряде Крещения», «Совершили обряд венчания» и т.д. Это не правильно. Ведь обряд – это только внешнее, символическое выражение сути верования. При помощи обряда человек старается облечь невидимое в видимое, чтобы сделать его более понятным. Но за формой всегда стоит нечто большее.

Само слово «обряд» происходит от слова «обряжать», т.е. «приводить в должный вид». Например, мы – русские священнослужители – во время церемоний обряжаемся, в соответствии с церковными правилами, в различные облачения. У греков, или у каких-либо других народов, эти облачения могут отличаться по форме, но суть чинопоследования, в котором они принимают участие, не изменится.

Или, например, священник при проведении Таинства Венчания на словах «славой и честью венчай их» поднимает руки – это церемониальная, обрядовая сторона. Если он по ошибке или немощи не поднимет, а опустит руки, то ничего не изменится. Т.е внешняя форма совершения может случайно измениться, но суть, которая именуется таинством, останется той же.

То же самое можно сказать и о других обрядах, которые могут отличаться друг от друга по форме, но при этом будут иметь абсолютно идентичное содержание.

− Какая разница между отпеванием и панихидой? Их часто путают…

Панихида — это просто заупокойная молитва об умершем. Она может совершаться и до отпевания, и после. Чинопоследование, которое называют отпеванием, совершается над усопшим единожды, в день его погребения.

− А что такое лития?

Лития – завершающая часть панихиды. Это богослужение представляет собой весьма краткое моление. Кстати, лития за близкого может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и простым мирянином.

− А что такое гражданская панихида?

Гражданской панихиды не бывает. «Гражданская панихида» – это бессмысленное, нелепое нагромождение слов. Это примерно то же самое, что и «гражданский военный». Возникает вопрос, так он гражданский или военный? Ведь гражданских военных не бывает. В безбожные годы слово «панихида» украли из церковного словаря и приспособили под гражданские нужды.

На самом деле такое мероприятие было бы логичнее называть церемонией светского прощания. Или светской церемонией прощания с покойным.

− Где может происходить отпевание?

Отпевание должно совершаться в храме. В исключительных случаях это чинопоследование совершается прямо на могилах (раньше это допускалось во время ведения военных действий или эпидемий). Но сейчас войны, слава Богу, нет! Иногда отпевание может совершаться и дома. Но, если уж хоронят верующего, то, что мешает родственникам принести его тело в храм – дом Божий? Ведь душе приятно и отрадно находиться там! Кстати, с давних времен, по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтырь.

− Расскажите вкратце о чинопоследовании: как оно проходит, какие существуют правила и ограничения?

У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий).

Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины. То есть, если человек преставился во вторник до полуночи, то хоронить его принято в четверг, а если в субботу, то в понедельник.

Важно отметить, что в первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают.

Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и ангелов. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

− А для чего на лоб кладут венчик? Что он означает?

В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего с поклоном обходят гроб с телом.

Бумажный венчик – это символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми страданиями, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном.

− Во сколько обойдется родственникам умершего проведение отпевания?

Это очень скользкий вопрос. Вообще в церкви никаких ценников быть не должно. Примерные суммы пожертвований да, для удобства тех, кто хочет пожертвовать. Но тарифов быть не должно. К искоренению этой постсоветской традиции постоянно призывает священноначалие.

В нашем храме все требы, Таинства, поминания совершаются за счет пожертвований. Понятия «цены» или «стоимости» у нас вообще нет. Но у нас есть понятие «величина пожертвования» — это то, сколько человек готов пожертвовать. И эта величина определяется не нами, а степенью усердия или возможностью самого человека. Кстати, даже все требы на выезде в пределах района нашего храма тоже бесплатны. У нас в храме отменены также «тарелочные» сборы. Я не понимаю ситуации, когда люди ходят по храму с тарелками и собирают во время Литургии и Всенощной пожертвования. Иногда это напоминает обычное вымогательство. Человек же не может молиться!

− В среде не понимающих сути религии людей распространено мнение, что отпевание — это, своего рода, «пропуск в рай». Многие считают, что, если усопшего отпели, то его похоронили «по-людски», и «душа теперь в раю, грехи прощены»! А если не отпели, то душа в рай не пошла, потому что ее туда не пустили.

Это просто безобразное, дикое, оскорбительное, практически магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит.

Причина такого невежественного отношения к отпеванию заключается том, что очень часто родственники не имеют представления о том, Кто такой Бог, и для чего Церковь напутствует умерших. В то же время они верят в то, что если душу не отпеть, то она будет не погребена, или как они еще иногда говорят «не запечатана». То есть, по их представлению душу умершего непременно нужно «запечатать». Видимо, их больное, воспаленное воображение рисует такую картину: душа вылезает наружу, мечется, бедная, не хочет оставаться в новом мире, и ее нужно обязательно запечатать, чтобы она не вылезла! Закрыть ее где-то там, в темницах, в подземелье, на том свете, чтоб она тут не мешала и не портила нам жизнь! Вот уж, на самом деле яркий пример совершенно дикого, языческого, немилосердного представления о человеческой душе.

Как мы уже говорили, во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Именно поэтому Церковь призывает верующих бороться со страстями, изменять себя в лучшую сторону. Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее.

Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Это дерзкое навязывание Богу своих желаний и представлений.

Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в т.ч. и в отпевании), милостыне, милосердии. Но вершит суд именно Он, а не мы.

И, самое главное, что надо понять, отпевание – это не автоматическое прощение грехов! Отпевание освобождает усопшего от обременявших его грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди , после чего душа его примиряется с Богом и ближними, и затем отпускается в загробную жизнь.

− При каких обстоятельствах священник может отказать в отпевании?

Он может отказать тогда, когда доподлинно знает, что новопреставленный при жизни хулил Бога или попросил в завещании не отпевать его. В этом случае священник, конечно, не будет этого делать.

Ничего не меняется после отпевания у человека, который при жизни не исповедовал Бога. А, тем более, если он позиционировал себя атеистом или агностиком, смеялся над верой и верующими, а, может, даже был их гонителем. Что может измениться для такого человека? Он же никогда не каялся, не исповедовался, не стремился к Богу, не желал Его.

Или, еще пример: покойный выражал при жизни желание, чтобы его, в соответствии с его воинствующими антихристианскими убеждениями, не отпевали, не вызывали священника и т.д. Но вот близкие и родственники, желая сделать лучше, по ложному «благочестию», могут прийти к собственному выводу о том, что заблуждавшегося при жизни покойного все-таки надо отпеть. Они считают, что душа этого бедного человека потом оценит эту «заботу» о ней.

Эту дикую медвежью услугу душе усопшего оказывают не только т.н. «полуверующие», которые ходят в храм только свечки ставить, да на Пасху куличи святить, но иногда даже и те, которые сами участвуют в таинствах, и вроде бы должны понимать внутреннюю сущность религии.

− Батюшка, а почему нельзя отпевать таких людей? Можно же на всякий случай отпеть, а там уж Бог разберется… Я, например, знаю несколько случаев, когда родственники пытались отпеть некрещеных…

Тем, кто совершает подобное кощунство, хорошо бы понять, что Бог, который есть Любовь, всегда готов принять и простить любого грешника и разбойника, как это было на кресте. Но дело в том, что один разбойник кается и сам просит у Господа: «Помяни меня, Господи», а второй продолжает хулить и не признавать Его. Вспомните, как другой разбойник с издевкой говорил: «Если ты Бог, то сойди с креста». Этот преступник отвергал Бога, и это был его собственный ужасный выбор. То же самое происходит с душой неверующего, который при жизни смеялся над верой и отрицал Бога.

И, только представьте, что происходит с душой человека, которую насильно толкают к Богу, в то время как она сама отторгается от Него, не признает Его, мучается этим, страдая при этом еще больше!

Вообразите, что вы насильно вталкиваете в кабинет президента человека, который знать не хочет о существовании главы государства. Но вы не считаетесь с его мнением, и навязываете своему родственнику общение с президентом, пытаетесь заставить его обсудить с ним важные вопросы… Вы представляете себе последствия такой «медвежьей» услуги? А если это не президент, а Бог, власть которого в миллионы раз превышает власть любого главы государства?

Не стоит навязывать душе близкого общение, которого он не хотел при жизни. Не следует делать себя вершителем, равным Богу.

− Можно ли отпевать пьяниц, наркоманов и самоубийц?

Пьяниц и наркоманов в нынешнее время Церковь считает порочными людьми. А порочных людей отпевать можно. В эту категорию не входят люди, покончившие жизнь самоубийством. Суицидентов Церковь не отпевает. Исключениями являются только те случаи, когда самоубийца был психически нездоров. Тогда Церковь может отпеть усопшего, но прежде его родственникам надо будет получить специальное разрешение в епархиальном управлении.

− А как должны поступать родственники самоубийц? Нередко они пытаются любым путем доказать, что суицидиент был сумасшедшим (хотя на самом деле тот был психически абсолютно здоров), чтобы получить разрешение на отпевание в епархиальном управлении.

Отпевать самоубийцу — нелепо и глупо. Смысла в этом нет никакого. Можно ввести в заблуждение епархиальное управление или батюшку, но никто не в состоянии обмануть Бога. Если вернуться к нашей метафоре, то представьте, каким глупцом будет выглядеть тот, кто втолкнет в кабинет президента случайного человека (который при этом ненавидит президента или не признает его власти) и представит его министром. Очевидно, что пользы от этого не будет ни лжеминистру, ни человеку, который его втолкнул… То же самое произойдет и в случае, когда мы пытаемся навязать Богу человека, который отрицал Его или не признавал Его власти и могущества.

Так что, стремление отпеть самоубийцу или неверующего любой ценой – безумие. Пусть Господь убережет их от такого кощунства.

− Но ведь среди неверующих встречаются неплохие люди… И многие из них уж точно лучше алкоголиков и наркоманов…

Дело не в том, кто лучше. Просто в отпевании неверующего нет никакого смысла. Что касается пьяниц, бандитов и наркоманов, то они могли быть слабыми или испорченными пороками людьми, но при этом в их душе могла жить надежда на исправление, на примирение с Богом. Да, страсти их бушевали, да, они во многом виноваты, но они признавали Бога. И Он сам решит о дальнейшую судьбу этих людей…

Неверующие, атеисты, агностики, оккультисты сделали свой выбор еще при жизни. И мы должны уважать этот выбор, пусть даже он кажется нам ужасным.

− А если человек был неверующим, но открыто не оскорблял Бога, не выступал против Него? Он просто не верил в Него в душе.

Нет, пассивных безбожников не бывает. Бог участвует в жизни каждого человека. Он стучит в каждую душу. Бог был бы не справедлив, если бы не давал каждому из нас возможность прийти к Нему. В жизни любого человека бывают моменты, когда ему дано почувствовать заботу и любовь Бога. Например, один человек тяжело болел в детстве, но потом чудом выздоровел. Другой обязательно должен был бы погибнуть в катастрофе, но выжил. Существует великое множество примеров таких чудесных исцелений и спасений, не вписывающихся в средние значения теории вероятности.

Давайте подумаем, сколько раз за всю жизнь каждый из нас мог погибнуть и умереть? Трагические случайности могут произойти где и когда угодно. Каждый день, каждая машина, каждый человек, идущий навстречу нам, теоретически могут принести смерть. Но она проходит мимо. Но разве атеист, лежащий сейчас перед нами в гробу, когда-нибудь задумывался об этом? А если задумывался, то почему он не обратился за помощью к Тому, кто управляет всеми случайностями? Нет! Ему показалось это не нужным, не выгодным. Признание Бога нарушило бы его планы, разбило бы желания, лишило бы некоторых возможностей (обычно не хороших). И он решил проигнорировать Бога, закрыть глаза и пройти мимо Него.

А совесть? Это ведь тоже голос Божий! Разве она не стучала в его сердце и не говорила ему, когда он осудил, оклеветал, обманул, предал, оскорбил? Конечно, она постоянно спрашивала: «Человек, зачем ты это делаешь? Покайся!». И что? Разве он захотел прислушаться к этому голосу?

Именно это и называется оскорблением Божиего величия.

Довольно часто я слышу от людей, которые отрицают Бога, такие рассуждения: «Нет, ну я знаю, есть некая сила, которая много раз меня спасала, и которая печется обо мне, стремится меня сделать лучше, укоряет мою душу за непотребства, но это просто сила, а не Бог». Вот как человеку тяжело признать Бога. Удивительно, не правда ли! Силу он ощущал, но признать Обладателя этой силы он не может! А не может он сделать этого потому, что не хочет менять свою жизнь.

− Вы сказали, что в отпевании того, кто не верит в Бога, смысла нет. И призвать к вере того, кто уже ушел в мир иной, тоже нельзя. Душа усопшего тоже сама уже не может изменить отношения к Богу… Что же делать родным и близким, которые хотят помочь своим неверующим умершим? Они же могут впасть в отчаяние?

В отчаяние впадать не надо. Мы, конечно же, можем попытаться помочь душе близкого человека. Давайте еще раз возвратимся к метафоре с президентом. Посмотрим на происходящее в несколько утрированном виде. Мы выяснили, что в заталкивании случайного человека в кабинет главы государства нет смысла. Врать президенту о том, что наш человек — министр или руководитель его аппарата, тоже бессмысленно. Что же еще можно сделать для близкого? В этой ситуации надо просто приложить все силы для того, чтобы лично познакомится с президентом, заинтересовать его, показать свои достоинства, а потом попросить его за того, кому мы хотим помочь.

Чтобы помочь душе близкого, мы должны сами прийти к Богу и познакомиться с Ним. Мы должны жить по Его заповедям, делать то, что Он нам заповедал, общаться с Ним в молитве, просить Его о милости (в том числе и к той душе, которой мы хотим помочь). Ради грешной души близкого человека мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего близкого с Богом. При этом надо помнить о том, что президент не ждет каждого из нас, а вот Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния. Наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких.

− Что надо делать тем, кто присутствует на отпевании, чтобы помочь душе усопшего?

Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом.

Обычно люди думают, что любят своих близких. Но эта любовь очень редко подтверждается делами…

Любовь определяется степенью жертвенности человека. Как доказать свою любовь? Потрудись для души того, кто сам уже не может для нее потрудиться. Любой человек может почитать Псалтирь о новопреставленном. Читать надо по кафизме в день, и не просто механически читать, а стараться понимать то, о чем читаешь – это первое. Второе –– это Акафист по единоумершему, который имеет уникальное содержание. Его тоже следует читать после того как прочитали Псалтирь, в течение сорока дней. А в некоторых случаях, если есть такая возможность, можно читать Псалтирь и Акафист вместе.

Например, утром Псалтирь, а вечером Акафист. И, конечно, читать эти дивные молитвы надо не лежа на диване, а серьезно, с пониманием того, перед Кем ты их читаешь.

По возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно это, а не выворачивающие душу демонстративные и не демонстративные проявления скорби, будет настоящим показателем нашей любви к умершему.

− Многие считают, что на отпевании главное – заплатить и постоять… И очень часто люди в храме на самом деле скучают, смотрят по сторонам…

Да, картина, к сожалению, не редкая. Когда человек приходит в храм, он должен помнить, во-первых, о том, что отпевание и поминки нужны для молитвы. А искренне молятся обычно не малознакомые люди, и не давние соседи, а те, кому покойный был по-настоящему дорог, то есть близкие ему люди. Я считаю, что на отпевание должны приходить только те люди, которые переживают за душу умершего. Обычно это дети, сестры, братья, родители, супруги, самые близкие родственники и друзья. Эти люди обязательно должны любить покойного и молиться. И совершенно бессмысленно приглашать просто знакомых и даже малознакомых – то есть тех, кто будет просто томиться и скучать. Важна не пышность и «статусность» отпевания, а исполнение того, чего желает сам усопший. А он желает одного – искренности, теплоты любви и молитвы. Всего того же, чего обычно люди желают и при земной жизни.

Во- вторых, было бы хорошо, если бы стоящие в храме люди брали текст чинопоследования (можно скачать заранее в Интернете) и следили за тем, что поет хор. Если нет текста, то можно просто внимательно слушать. А что он поет? В некоторых местах он поет от лица того, кто пропеть сам уже не может – т.е. самого умершего. От лица новопреставленного зачитываются древние стихиры потрясающего содержания: «Помолитесь обо мне!» …«Придите, дайте мне последнее целование».

Во время чинопоследования постарайтесь представить, как сейчас нужна душе молитва, как она хочет, чтобы все за нее помолились. Для нее открылся новый мир, ей нужна поддержка, а она сама не может молиться за себя. И душа обращается к нам, просит молитв, но мы ее не слышим! Вместо этого мы смотрим по сторонам… Созерцая своих невнимательных близких, усопший может вспомнить, что тоже десятки раз бывал на отпеваниях и… тоже не молился, потому что не мог представить себя на месте усопшего, не мог поверить, что в свое время и он окажется на этом мероприятии в главной роли…

Но если мы немного соберемся и сосредоточимся, хотя бы на мгновение прислушаемся к песнопениям, то поймем, о чем там идет речь. И понимание происходящего усилит молитву и поможет душе близкого.

Ну а в-третьих, осмысленное присутствие на этом чинопоследовании приносит огромную пользу человеку, который пришел на отпевание.

− Какую именно?

Человек задумывается о своей жизни, о ее смысле, о ее финале. Это крайне важный момент. Ведь мы все живем в суете, и стараемся на эти темы не думать. А между тем эти темы крайне важны для любого человека. Участие в отпевании позволяет остановиться на несколько минут и посмотреть внутрь себя. Ведь в этот момент перед нами не только близкий человек, душа которого отошла к Богу, но и образ нашего собственного будущего, нашей смерти. И вот тут человек, присутствующий на отпевании может понять, что жизнь надо ценить, надо расти духовно, надо думать о том, что ждет нас за этой чертой, после отпевания.

− Однако на отпевании далеко не все задумываются о своей смертности. Почему так происходит?

Сознание неверующего человека устроено таким парадоксальным образом, что смерть других ему кажется хоть и прискорбным, но совершенно последовательным фактом, логичной закономерностью. При этом он не допускает мысли о том, что то же самое может произойти и с ним. А если и допускает, то старается не обращать на это внимание, не пропускает эту мысль через себя. Сознание безбожника становится таким потому, что оно вне Бога, оно не может видеть даже настоящего, а тем более видеть такое «ужасное» будущее. Страх и ложное ощущение исключительности блокируют у таких людей понимание конечности своего бытия в этом мире.

− В наше время люди часто стараются скрыть тело усопшего, как можно быстрее провести похороны и забыть о них. То есть как можно скорее избавиться от воспоминаний о смерти…

Это традиция проникла к нам с Запада, где пытаются убрать или замаскировать все, что портит жизнь, мешает получать удовольствие от нее. В Европе и в Америке сейчас принято сразу избавляться от мертвых тел, скрывая их в моргах. И даже традиции поминок и панихид постепенно отходят там в прошлое. Люди, стоящие за моделированием безбожного и безнравственного общества потребления, смогли навязать населению западных стран ложную мысль, что весь этот, как они его называют, «негатив», деструктивно влияет на сознание человека. И человек не знает, что такое смерть, не думает о ней, не готовится к ней. То есть, человек живет в мире с искаженной реальностью, где ему навязывают иллюзию отсутствия смерти. Но реальность такова, что человек все равно сталкивается со смертью. И он совершенно к ней не подготовлен. Эта трагедия потрясает все его представления о жизни и вводит в состояние горя. А ведь, если разбираться, то ничего особенного не случилось. Просто разбились эти навязанные обществом потребления розовые очки.

− А зачем потребительскому обществу навязывают иллюзию бессмертия? Почему оно так боится упоминания о смертности человека?

Причин у этого много. Одна из них очевидна. Карусель из сменяющих друг друга моделей бытовой техники, машин, дач, других материальных ценностей выгодна только тем, кто их производит. Производители пытаются любыми способами продать свою продукцию и ради этого пытаются подсадить своих потенциальных жертв на иглу бесконечного потребления. С этой же целью они разрушают традиционные ценности, навязывая людям т.н. либеральные ценности. Это их главная задача! А понимание того, что человек смертен, очень им мешает в этом. Если человек задумается о своей смертности, то он рано или поздно слезет с этой иглы, откажется от безумного потребления. Какой смысл копить и покупать, если ты ничего из этой жизни не унесешь? Вот этого-то они и боятся.

− Некоторые психологи утверждают, что вид мертвого тела вредит детской психике. Поэтому многие родители пытаются оградить детей от похорон и поминок.

Да это бездари, а не психологи. Эти горе-специалисты забывают, что на протяжении столетий дети ВСЕГДА присутствовали на похоронах родственников, друзей, односельчан. Раньше люди жили общинно, большими селами. И покойников хоронили всем миром. А похороны в больших деревнях случались очень часто. И дети не боялись, а понимали, что смерть — это часть жизни. И с психикой у них было все в порядке. Они потом всю жизнь трудились, воспитывали уже своих детей, не увлекались наркотиками, не сидели в тюрьме, не становились дегенератами, типа нынешних скинхедов, эмо, готов и пр. И психика у них, в отличие от современных детей, была куда более крепкой. И психологов тогда тоже не знали, люди сами прекрасно справлялись с проблемами.

Ужасно, что смерть стали прятать от детей. Во-первых, они пугаются, потому что чувствуют, что от них скрывают что-то важное. Когда взрослые мямлят что-то типа «дедушки больше нет, и видеть тебе этого не надо», а сами при этом рыдают, для ребенка понятие «смерть» становится ужасом. И, конечно, он не воспринимает ее как часть жизни или рождение в Вечность. Он начинает воспринимать смерть как катастрофу. А ведь ему придется в жизни много раз с ней столкнуться, и не только с чужой, но и с подготовкой к собственной смерти. И те ложные представления, которые навязали ему в детстве родители, когда скрывали от него покойных, очень плохо отразятся на его психическом состоянии.

Подобный случай прекрасно описал митрополит Антоний Сурожский:

В небольшом английском городке после долгих лет страдания скончалась старушка. Ее сын и невестка были моими друзьями, и я приехал к ним сразу же, как только узнал об этом. И вот вижу: все сидят в гостиной, а внуков нет.

— Где же дети?

— Мы их услали из дома. Как же им быть в одном доме с мертвой бабушкой? Ведь это может потрясти на всю жизнь, они будут душевно больны!

После долгих споров я все-таки добился, чтобы детей вернули домой… Я взял их (мальчику было лет пять, девочке — семь); мы вошли в комнату бабушки; в комнате царила та торжественная тишина, которая окружает усопшего. Девочка посмотрела в лицо своей бабушки, которую годами видела в страдании: морщины расправились, лицо светлое, спокойное, удивительно красивое, — сказала: «Так, значит, это смерть!..». А мальчик прибавил: «Как прекрасно!». Разве это не более здоровое начало в восприятии того, что такое смерть, чем ужас?.. И ведь если бы я не показал им бабушку, лежащую в дивном покое, они всю жизнь думали бы, что смерть — это неизъяснимый ужас растерзанного тела, измученного, изуродованного*.

Еще раз подчеркну, что ребенок обязательно должен видеть, что наша природа страстна, тленна и смертна. И в отпевании покойного мы должны видеть еще один урок, для самих себя и для своих детей! Этот великий урок заключается в том, что новопреставленный на своем примере показывает, что с нами будет. И это дает всем присутствующим на отпевании людям возможность еще раз задуматься о бренности своего бытия, об истинном смысле жизни, о векторе своего развития.

− Батюшка, а существует ли заочное отпевание?

Раньше вообще не было такого понятия как «заочного отпевание». Исключения составляли войны, стихийные бедствия и другие обстоятельства, при которых люди погибали, но их тела невозможно было найти. А в некоторых случаях тела были, но их приходилось хоронить в братских могилах без опознания. Вот тогда покойного отпевали заочно. Сейчас же «заочное отпевание» встречается не оправданно часто. И говорит это только об одном – об отношении к усопшему его родственников, которым лень вести покойного в храм, или на худой конец батюшку привезти на место погребения или домой. Если человек любит своего близкого и хочет по- христиански его похоронить, то нужно это делать по традиционным правилам церкви.

− Что делать родственникам в тех случаях, когда они точно не знают – отпевался покойный или нет? Например, родственник умер давно, и его близкие не не имеют точных сведений о том, отпели его или нет. Как быть в таком случае? Оправдано ли заочное отпевание?

Я, например, тоже точно не знаю, все ли мои предки до десятого колена отпеты! И что же, если я не знаю, то неужели теперь должен их всех подряд отпевать? Это будет не только очень долго, но и смешно. Смысла в этом нет никакого. Ведь, как мы уже знаем, само по себе отпевание не определяет судьбу человека в инобытии, и не является пропуском в рай. Христианин обязан молиться за всех своих предков – это его долг. Так что, если родственники не знают, отпет ли их близкий, пусть искренне молятся и творят за него дела милосердия.

− Иногда люди, присутствующие на отпевании, бывают смущены тем, что священник отпевал формально — без чувства, невнятно. А зачастую и стремительно быстро, без молитвенной сосредоточенности. Некоторые считают, что Бог не слышит таких молитв…

Это глупости. Бог слышит любые молитвы. И, как я уже говорил, молитвы священника являются важными, но далеко не определяющими. Пусть присутствующие в храме люди, вместо того чтобы осуждать священника, сосредоточатся на своей молитве. Таким образом они компенсируют его «формализм». Кроме того, в этих случаях хорошо бы еще и помолиться за самого священника.

Вместе с этим стоит помнить и о том, что быстрое отпевание не всегда говорит о бездушии или невнимательности священника. Иногда он просто не может уделить больше времени на проведение этого чинопоследования. Однажды со мной случилось такое. Отпевание было назначено на 11 часов утра, но родственники покойного по каким-то причинам задержались и не приехали вовремя. И тут мне звонит плачущая мама одного умирающего больного и буквально умоляет приехать и причастить его перед смертью. Я беру Дары, выхожу из алтаря… и вижу, что опоздавшие вошли в храм, уже поставили гроб на табуретки и ждут. В общем, в тот раз мне пришлось отпевать умершего очень быстро. Потом я обратился к родственникам с пятиминутной проповедью, затем попросил у них извинения и сказал, что срочно бегу причащать того, кто сейчас стоит пред вратами Вечности. К больному я успел как раз вовремя: причастил и исповедовал его, а через несколько минут он отошел в другой мир. Мне становится страшно, когда я думаю о том, что мог бы и не успеть…

Так что, надо с пониманием к ситуации, в которой оказывается священник, и не придавать форме совершения чинопоследования такого большого значения. Лучше сконцентрироваться на сути молитвы. И, конечно, необходимо ясно понимать, что краткость, формальное отношение, отсутствие молитвенного чувства на отпевании не делает само чинопоследование недействительным. Отпевание свершается в любом случае, и Бог принимает его.

− Можно ли отпевать новопреставленного вместе с другими покойными? В народе считается, что «индивидуальное отпевание» приносит гораздо больше пользы душе умершего.

Это все ложные суеверия. Никакой разницы нет. В первую мировую войну священники отпевали у братской могилы тысячи павших воинов! Разве это было неполноценное чинопоследование? Или, может быть, его надо было разделить по числу отпеваемых? Все это чушь и домыслы невежественных людей. Нам надо помнить о том, что Господь всегда слышит наши молитвы. И, значит, самое важное в отпевании – это настроение и усердие, с которым мы молимся об усопшем. Так что, лучше смотреть в свое сердце, а не думать о нелепых суевериях.

− Итак, мы выяснили, что отпевание не является пропуском в рай. А может ли душа попасть на Небеса без отпевания?

Давайте вспомним о том, что в первые столетия христианства этого чинопоследования вообще не существовало. И именно тогда жило огромное количество подвижников веры, святых людей, отцов Церкви. Как видите, отсутствие отпевания не повлияло на их прославление Богом.

А вспомните мучеников Христа ради! Первых христиан убивали целыми семьями, общинами, бросая ко львам на растерзание. Ведь там даже тел не оставалось! И там было не до отпеваний. Давайте вспомним и новомучеников прошлого века, которых расстреливали сотнями. Кто их всех отпевал? Несмотря на то, что чинопоследование не проводилось, они причислены к лику святых. Но это, конечно, не говорит о том, что отпевание не является обязательным. Мы все далеко не святые, и молитвы, возносимые в церкви, обязательно помогут нашим грешным душам.

− На отпевании священники облачаются в праздничные одежды, которые одевают только по большим праздникам. Получается довольно большой контраст между черными траурными одеяниями родных и близких и белыми ризами священников…

В белых праздничных облачениях священники и крестят, и отпевают. Это имеет большое символическое значение. Если крещение — это рождение во Христе, то отпевание — это рождение души в Жизни Вечной. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека и большими праздниками. Белая одежда священников подчеркивает значимость этих событий.

Отмечу, что само чинопоследование отпевания также носит не скорбный, а трогательный и торжественный характер. Отпевание не допускает разрывающего отчаяния и безнадежной скорби. Вера, Надежда и Любовь - вот основа отпевания.

Символы торжества над смертью содержатся не только в одеждах священника. Вспомните, что на отпевании люди держат в руках зажженные свечи. Почему? Потому что свет - символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, свет – это выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. И, конечно, свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом…

Прежде чем настраиваться на безутешную скорбь по усопшему, давайте вспомним о моменте, когда Христос стоял перед лицом Своей смерти. Он сказал ученикам: «Если бы вы Меня по-настоящему любили, то радовались бы за Меня, ибо Я отхожу к Отцу Своему…».

Представляете? Когда Бог покидает этот мир, Он говорит о радости, которую люди должны испытывать за Него! Может быть, нам стоит попытаться понять эти слова? Может быть, нам стоит не только услышать, но и понять сердцем следующее высказывание: «Не хочу, чтобы вы были в неведении и чтобы как неимущие веры вы убивались горем…» (Ср.: 1 Фес. 4, 13.) Почему апостол призывает нас «не убиваться горем»? Потому что перед нами не смерть, а начало Вечной Жизни. И об этом мы очень часто забываем во время похорон и отпевания.

В заключение процитирую еще раз митрополита Антония Сурожского, который сказал:

Мы думаем о смерти всегда как о разлуке. Никогда больше не услышим любимого голоса, никогда не тронем любимого тела, никогда больше не будем жить вместе с человеком той простой жизнью, которая нам так дорога. Но мы забываем, что смерть одновременно является встречей живой души с Живым Богом, вступлением в ту полноту жизни, которая никому не доступна на земле. И вот поэтому сквозь слезы, с раздирающимся от собственной боли сердцем, мы можем радоваться за другого: кончено время борения, страдания, искания, он теперь в другом свете, видит то, что искал, знает, что живет, - жизнь победила. И мы перед гробом таинственно созерцаем величественную встречу Бога и человека, момент, когда завершается весь путь человека, и он приходит домой**.

− Спасибо за интервью, батюшка!

Спаси Господи!

* Митрополит Сурожский Антоний. Проповедь о красоте погребального обряда в России

** Митрополит Сурожский Антоний. «Православие и Западный мир» (радиобеседа, прозвучавшая в русской религиозной программе Би-би-си)

В начале 90-х годов прошлого века стали открываться церкви, и народ массово побежал отпевать своих умерших родственников. Вот только люди не знали: являются их предки крещеными или нет.

Здесь возникла заминка: можно ли отпевать некрещеного человека? Давайте эту тему рассмотрим более подробно.

Что такое крещение?

Прежде чем разбираться с вопросом отпевания, выясним: что такое таинство крещения и зачем оно нужно?

Крещение - это духовное рождение. Телом-то мы уже родились. А крещение позволяет родиться духовно. При крещении каждому из нас дается ангел-хранитель.

Не надо думать, что крещение - пропуск в Рай. Крещение - это превращение в члена церкви Христовой. Крещенный человек - овечка Божья.

А как же некрещеные?

Можно ли отпевать некрещеного человека? На этот вопрос церковь отвечает однозначно - нет, нельзя.

Назревает новый вопрос: "Почему нельзя?" Дело в том, что такой человек не получил духовного рождения. То есть у него есть тело и душа. Но благодать Святого Духа не коснулась его. Соединения с Богом нет. Некрещеный человек не является "овцой" Божьей.

Почему нельзя отпевать?

Казалось бы, выше мы разобрали вопрос о том, почему нельзя отпевать некрещеных людей. Нет, не полностью.

Отпевание - не просто красивый обряд. Мерцают свечи, священник ходит вокруг гроба с кадилом и что-то поет. В воздухе витает запах ладана, родственники усопшего плачут, навсегда прощаясь с ним.

Когда батюшка "что-то поет", то это "что-то" оказывается молитвами. Священник читает особые молитвы. И есть в одной из них строчка "со святыми упокой". То есть батюшка и родственники просят Господа, чтобы Он принял покойника в Свои Райские обители.

Разве можно просить этой участи для того, кто не был членом церкви? Кто не знал Бога? Ответ на этот вопрос наиболее точно даст священник. Но едва ли допустимо отпевание некрещеного человека.

А если это младенец?

Можно ли отпевать некрещеного человека, если речь идет о младенце? Допустим, малыш родился очень слабым. Окрестить просто не успели. Он же безгрешен, не успел совершить ничего плохого.

Увы, но даже младенцев, у которых нет греха, в церкви не отпевают.

О самоубийцах

Приравнивается ли некрещеный к самоубийце? Однозначно ответит на данный вопрос батюшка. Мы можем сказать, что если крещеный человек совершил самоубийство, то ему прямая дорога в ад.

Почему? Потому что он забыл о Боге. Господь дает жизнь, и Он же забирает ее. А самоубийца взял на себя функцию Господа.

Как хоронят самоубийц?

В старину людей, лишивших себя жизни, хоронили за кладбищенской оградой. Сейчас это правило давно позабыто. Самоубийц хоронят на кладбищах. Но крест на могилу не ставят. Это надругательство над святыней.

Можно ли поставить памятник? Да, можно. Только без изображения креста, ангелов и прочих вещей, так или иначе связанных с церковью и Богом.

А если самоубийца был больным?

Можно ли отпевать некрещеного человека, мы узнали. Нет, нельзя. А можно ли отпевать больного самоубийцу?

Если речь идет о психическом заболевании, при котором человек не ведал, что творил, церковь допускает отпевание таковых. Если же человек, будучи больным телесно, но в твердом уме совершил самоубийство, значит, отпевать его нельзя.

Похороны некрещеного

Как хоронить некрещеного человека? Отпевание над ним не проводится. А значит, хоронят его так же, как самоубийцу. Без креста на могиле.

Прощаются в морге или на кладбище. В церковь, соответственно, не привозят. И батюшку в морг не приглашают. Сейчас можно отпеть покойника и в морге, как многим известно.

Что такое отпевание заочно?

Заочное отпевание осуществляется без присутствия тела человека в храме. Дозволяется церковью отпеть крещеного человека и после его похорон. Но только в исключительных случаях: близкие знают, что человек умер, но тело его не найдено. Или смерть была такой, что тело практически уничтожено (попал под поезд, подорвался).

Когда совершается отпевание?

Чин погребения христиан совершается на третий день после смерти. Так, если человек умер в понедельник, то отпевают и хоронят его в среду.

Допустимо ли отпеть во вторник, а похоронить в среду? Увы, но на второй день отпевать не принято. Хотя этот вопрос можно уточнить у священника. Возможно, в каких-то исключительных случаях это разрешено.

Отпевание - пропуск в Рай?

Можно ли отпевать некрещеного человека, мы теперь знаем. Это запрещено. Но и для крещеного человека это таинство - не гарантия райских обителей.

Судите сами: человек всю жизнь прожил, не зная Бога. В храм не ходил, к таинствам исповеди и причастия не приступал. "Юридически" считался Божьим, а фактически жил сам по себе. Где уж тут "со святыми упокой".

Хотя, как говорится, пути Господни неисповедимы. Нам неведомо, какой был человек при жизни. Может, он жил по евангельским заповедям, сам того не зная. И не исключено, что Бог его принял к Себе посмертно.

Как помочь душе усопшего?

Здесь мы делаем оговорку: некрещеного усопшего. Если за крещеного можно подать записку и сорокоуст заказать, то умершего, не принявшего таинства крещения, в церкви поминать нельзя.

И что делать близким, которые понимают, какова участь их родственника, но не знают, как облегчить ее?

  • Подавайте милостыню за покойного.
  • Делайте добрые дела во имя его. Помогайте нуждающимся не только материально, но и морально. Живите не для себя, а для других.
  • Молитесь за некрещеного умершего в домашней молитве.

Как молиться дома?

Предупредим сразу: Псалтырь за некрещеных читать запрещено. По большому счету, ее и не за каждого крещеного читают. Слишком уж сильная вещь.

Те, кто читает утренние молитвы, знают: в конце есть молитва о здравии и упокоении. В ней-то и можно поминать некрещеных сродников.

А еще - молитву Уару никто не исключал. Равно как и канон ему. Только есть одно "но": в храмах и часовнях данный канон за некрещеных не читают. Его можно читать только дома.

Что за молитва мученику Уару?

Текст молитвы приведен в статье. Она совсем короткая, можно переписать на бумагу, или распечатать:

О, святый мучениче Уаре! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною. Приими наше прошение и молитвами твоими от вечных мук свободи нас. Аминь.

Кто такой святой Уар?

Будущий мученик произошел из благочестивой семьи. Святой Уар жил в Египте, во время правления Диоклетиана. Уар был очень мужественным человеком, служил в императорской армии. Но ничего это не мешало будущему мученику благоговейно относиться к подвигам христиан.

В те времена семь подвижников Христовых пребывали в темнице. И святой Уар навещал их, зная, что люди страдают за Христа. Незадолго до суда один из праведников умер. И тогда Уар встал на место его, чтобы принять мученическую кончину.

Молодой воин открылся императору. Тот был очень удивлен. Неизвестно, пытался ли он склонить Уара к отказу от веры. До нас дошла лишь информация о гневе его, когда мученик сказал, что никто и ничто не сможет повлиять на его решение.

Тогда-то и вылилась чаша гнева императора на юношу. Его привязали к дыбе и избивали широкими кожаными ремнями. Пытка не сломила стойкости духа святого Уара. Он был спокоен, чем еще больше разгневал мучителей. Они связали мученика, бросили его на землю и распороли утробу. Внутренности выпали наружу. Мучители привязали Уара к столбу, возле которого он и отдал свою душу Богу через пять часов.

А вот раньше...

Можно ли отпевать некрещеного человека? Нет, это запрещено. За него можно молиться святому Уару дома.

Если же вы пришли в церковь, а там вам говорят, то можно заказать молебен святому мученику, подать записки о некрещеном родственнике и поставить за него свечи, бегите прочь из этого храма.

Раньше нечистые на руку настоятели пользовались доверчивостью людей и принимали такие записки и молебны, уверяя, что они приравниваются к молитве, как за крещеного. Это вранье. С целью наживы, не более того. Ни один архиерей подобного не разрешит.

Заключение

Помочь своему умершему некрещеному родственнику можно. Но не через церковное поминовение. Подавайте за спасение его души милостыню, творите добрые дела, молитесь святому Уару в домашней молитве.

Почему человек не захотел прийти к Богу при жизни - это его тайна. Он свой выбор сделал. Каким бы чудовищным этот выбор ни казался нам. Помочь мы можем, Бог и самую малость принимает. Только жаль, что близкие наши не хотят познать Бога, будучи живыми.