Как научиться владению шашкой или нагайкой. Художественное владение оружием. Игра клинка. Продолжение Основные понятия игры клинка. Классификация элементов игры клинка

Клуб Камелот. Булавкин А.В. «Упражнения с оружием» 2010.
Игра клинка – это упражнения с оружием, основанные на изменении положения клинка в пространстве по отношению к телу фехтовальщика, изменении хвата оружия в руке, а также изменения положения в пространстве тела самого фехтовальщика.

Перемещение клинка в пространстве может быть маневрированием собственно оружием, либо приложением усилия через оружие на целевой объект. Приложение силы в ходе исполнения атаки оружием требует в момент фокусировки усилия удара удержания оружия плотным хватом всеми пальцами в обхват.

Маневрирование клинком осуществляется между моментами приложения основных усилий при выполнении атак, поэтому траектория движения оружия может быть более вариативной и менее зависимой от инерционных факторов. В силу физиологических причин строения руки и тела удержание рукояти оружия неплотным (мягким) хватом, без обхвата всеми пальцами дает дополнительные степени свободы маневра.

Маневрирование с низкой скоростью включает в себя прямые и криволинейные ведения клинка для смены его положений в пространстве, как по нецикличным, так и по цикличным траекториям.
Маневрирование с высокой скоростью включает в себя либо перемещение оружия между направлениями совершения атак, либо предостерегающие действия в отношении противника, либо освобождение оружия от возможных помех его движению, созданных противником, или возникающих в условиях схватки. Эти действия маневрирования могут быть как цикличными, так нецикличными криволинейными и линейными.

Тренировка выполнения маневров оружием при удержании его мягким хватом значительно увеличивает скорость перемещения оружия между направлениями ударов в связках, статичными силовыми положениями оружия, а также скорость освобождения клинка из инерционных ловушек и внешних помех.

Основными методами тренировки управления положениями хвата является исполнение циклических (кольцевых) вращений, в ходе которых устанавливается естественный ритм чередования плотного и мягкого удержания оружия в различных положениях кисти и руки по отношению к телу фехтовальщика. Увеличение скорости вращений в упражнениях постепенно ведет к увеличению функциональных возможностей удержания оружия мягким хватом, повышается сила такого удержания при сохранении дополнительных степеней свободы маневра.

Базовыми упражнениями игры клинка необходимо считать элементы вращения, совпадающие по направлениям с траекториями маховых рубящих ударов. Выполнение вращений в этих направлениях подготавливает кисть вооруженной руки к чередованию усилий в нагруженной (фокусированной) части ударного движения, а также в переходных и подготовительных частях траектории. Умение включать разную степень усилия хвата оружия позволяет выравнивать подготовительные и переходные части траектории ударных движений в одной плоскости с фокусированной частью траектории удара, что увеличивает общую скорость движения и его управляемость.

Достаточная тренированность достигается при таком выполнении базовых упражнений, если в ходе демонстрации удара не возникает излишней задержки удержания плотным хватом после выполнения ударной части траектории, к моменту, когда требуется корректировка траектории на ее переходном участке применением удержания на мягком хвате. Мягкий хват также должен без задержки переходить в плотный к моменту наращивания в ударном участке траектории критического усилия.

При выполнении вращений чередование плотного и мягкого хвата совпадает с моментами запуска (подачи импульса) который удобно делать при плотном хвате, и моментами приложения корректирующих усилий, которые необходимы после ослабления импульса начального движения и выполняются в ситуациях требующих дополнительной степени свободы маневра оружием именно на мягком хвате.
Для отработки специальной микромоторики хвата и движений кистью при обучении базовому упражнению на одиночное кольцевое вращение в вертикальной плоскости используются несколько подводящих упражнений.

1 упражнение состоит в тренировке основного положения мягкого хвата при котором ладонь полностью открыта и выпрямлена, а удержание оружия осуществляется прижиманием рукояти большим пальцем к основанию указательного. Большой палец прижимает рукоять сбоку, а не сверху, таким образом, кисть остается прямой, ладонь смотрит вверх параллельно полу, указательный палец не сгибается при обычном удержании, рукоять в статичном положении смотрит перпендикулярно вверх по отношению к плоскости ладони. Чтобы убедиться в возможности удерживать оружие таким образом, без плотного обхвата всеми пальцами за рукоять, следует выполнить раскачивание оружия вдоль вертикальной плоскости вперед и назад так чтобы оно не выходило за ее пределы в сторону. При медленном исполнении за одно получасовое занятие каждый может выполнить раскачивание по максимальной амплитуде до точки вертикального равновесия (клинком вверх и ладонью вниз) при раскачивании клинка с движением и вперед, и назад. Как только точка равновесия начинает достигаться с легкостью, из нее можно выполнять циклическое вращение с большим числом повторений как вперед, так и назад. При увеличении скорости в положении оружия клинком вверх необходимо устанавливать плотный хват с той силой, которая соответствует скорости движения. В этом случае в упражнении появится содержание позволяющее научиться своевременно переключаться между мягким хватом на открытой ладони в положении клинка вниз и плотным хватом в положении клинка вверх. Оба эти положения будут находиться внутри траектории вращения на вертикальной линии, перпендикулярно полу. Когда клинок проходит горизонтальные положения внутри траектории, под 90 градусов к основным контрольным положениям оружия, кисть начинает сгибать либо разгибать пальцы, приобретая форму «горсти» и при этом устанавливается неполный обхват пальцами за рукоять оружия.

Ошибки исполнения. Первая ошибка это чрезмерное сгибание руки в локте, при котором кисть пытаются расположить ближе к телу. Это не приводит к усилению контроля, наоборот, свобода движения кисти ограничивается, более неудобным оказывается выполнение мягкого хвата на прямой ладони, и маневр оружием осложняется, этого делать не следует. Поскольку тело фехтовальщика в таком случае становится намного ближе к центру вращения оружия и его контрольным положениям, оно может сыграть роль помехи в упражнении, которую придется обводить, нарушая плоскость вращения и допуская нежелательные отклонения оружия от вертикальной плоскости. Выполнять вращения необходимо прямой рукой используя минимальные сгибания в локте и поворот руки вокруг ее оси плечом. Следующей ошибкой является желание инстинктивно удерживать неполный обхват всеми пальцами за рукоять при вращении все время из опасения потерять контроль за оружием. Сгибание ладони в «горсть» в течении всего цикла вращения приводит к тому что ровную плоскость при вращении оружия создать на начальном этапе обучения невозможно, она всегда будет напоминать конус, вершина которого ориентирована к руке фехтовальщика, а основание обращено на внешнюю сторону. Эту ошибку следует предупреждать заранее, подготавливая кисть к навыку правильного чередования мягкого и плотного хвата, иначе вращения будут иметь ломаную траекторию, теряя плавность и управляемость.

Самый сложный раздел в кинжальном это техника перехватов. Быстрая смена хвата кинжала и выбор его оптимального положения в руке во время передвижения. Овладение искусством перехватов кинжала или ножа требует не только высокого технического мастерства, феноменальной работы пальцами и кистями рук, но также и хорошей технической подготовки. Это означает, что просто усвоение всей комбинаторики перехватов малоэффективно в фехтовании.

Различаются базовая система комбинаций перехватов и вспомогательная, включающая многочисленные переходные и редко употребляемые варианты смены оружия в руке. Базовый раздел перехватов составляют комбинации, которые ведут к принципиальному изменению ориентации оружия, к существенной смене возможностей движения.

Перехваты кинжала или ножа можно проводить в трех ситуациях.

— Когда рука неподвижна и перехватом выбирается нужное положение клинка для предполагаемой атаки.
— При движении руки вперед, в процессе удара.
— При возврате руки после удара, если траектория следующего движения уже известна.

Практически все перехваты проводятся в технике вращения между пальцами. Перехват кинжала из полного хвата клинком вперед в положение клинком вниз — один из самых распространенных (рис. 1).

Из начального положения А пальцы разжимаются. Рукоятка начинает движение вниз, придерживаемая у основания гарды большим и указательным пальцами Б. Когда клинок, вращаясь, будет направлен вниз, рукоятка перехватывается сначала безымянным пальцем и мизинцем В, а затем — и всей кистью руки Г.

Техника перехватов кинжала из положения полным хватом клинком вперед в жесткое положение клинком вниз.

Перехват кинжала из положения полным хватом клинком вперед в жесткое положение клинком вниз (рис. 2, сравните с комбинацией на рисунке 1), можно проводить вращением клинка вниз.

Из начального положения А распрямите указательный и средний пальцы и наложите их сверху на рукоятку в районе гарды Б. При этом большой палец легким давлением на рукоятку посылает клинок вниз, помогая кинжалу занять положение между средним и безымянным пальцами.

Средний палец давит на гарду, переводя конец рукоятки вверх. Закончить перехват можно одним из двух способов: большой палец фиксирует конечное положение на конце рукоятки В, либо безымянный палец и мизинец перехватывают ручку, как это показано на Г. Этот перехват удобно делать с вспомогательным скручивающим движением кистью в направлении вращения оружия.

Техника перехватов кинжала в положение для ударов сверху и сбоку.

Положение кинжала для прямых ударов (рис. 3) можно перевести в положение, предназначенное для ударов сверху и сбоку.

Указательный палец убирается из-под рукоятки и накладывается на нее сверху Б. Одновременным движением указательным пальцем от себя и средним — к себе, кинжал переводится в положение клинком вниз В, большой палец обхватывает рукоятку, фиксируя конечное положение Г.

Техника перехватов кинжала в мягкий хват для ударов из нижнего сектора.

Традиционный жесткий хват клинком вниз (рис. 4) меняется на мягкий хват для ударов из нижнего сектора.

Из положения А рука движется вниз, кистью разворачивая кинжал вперед ручкой. Одновременно с этим указательный палец переводится в положение над рукояткой Б. Надавливая на конец рукоятки, указательный палец переводит кинжал в положение клинком вверх В. Большой палец обхватывает рукоятку, фиксируя конечное положение хвата на указательном пальце Г.

Техника перехватов кинжала для смены его положения в руке.

Оптимальный вариант смены жесткого положения кинжала показан на рисунке 5. Перехват проводится в технике, показанной на рисунках 2 и 4, тремя способами.

— Кинжал вращается да счет перебора пальцами, без изменения положения руки.
— Перехват сопровождается вспомогательным движением кисти.
— Вся рука участвует в проведении перехвата.

На рисунке 6 показан следующий перехват.

В исходном положении кинжал берется полным хватом клинком вниз А. Пальцы разгибаются, выбрасывая кинжал вперед Б. Рукоятка оружия зажимается у основания большого и указательного пальцев. Кинжал продолжает до тех пор, пока рукоятка не коснется указательного пальца. Тогда оружие перехватывается снизу и плотно сжимается всей ладонью в положении клинком вперед В.

Прямые удары удобно проводить хватами с внешним положением клинка. В тех случаях, когда в комбинации прямой удар сменяется боковым или нижним, можно пользоваться перехватом, показанным на рисунке 7.

В начальном положении А кинжал плотно зажат между средним и указательным пальцами клинком вперед. Одновременно с началом вращения кинжала в руке, пальцы разгибаются. При этом средний палец направляет движение клинка вниз, а указательный подхватывает снизу поднимающуюся рукоятку Б.

Поддерживая вращение, указательный палец давит на рукоять, а мизинец и безымянный сгибаются, позволяя кинжалу вращением выйти в положение клинком вверх В. Пальцы одновременно сжимаются в кулак, фиксируя хват на указательном пальце.

Хват кинжала на указательном пальце с разными вариантами положения большого пальца.

Хват на указательном пальце с разными вариантами положения большого пальца (рис. 8, Г,Д) обслуживает практически все траектории и считается универсальным. Поэтому в системе кинжального фехтования любое положение оружия в руке связано с ним соответствующим перехватом или переводом. На рисунке 8 показан один из таких перехватов.

Из начального положения А средний палец давлением на рукоятку посылает клинком вверх Б, где рукоятка подхватывается указательным пальцем. Вращение кинжала поддерживается на указательном пальце, пока клинок, совершив полный круг, не опустится вниз В. Большой палец подхватывает рукоятку снизу и фиксирует ее в конечном положении с обхватом у гарды Д, либо с упором Г.

Техника перехватов кинжала для в внешний центральный хват.

Внешний центральный хват универсален. Вывод оружия в это положение показан на рисунке 9.

Исходное положение А предназначено для ударов из нижнего и бокового секторов. Техника перехвата аналогична комбинации, показанной на рисунке 8. Указательный палец начинает вращение кинжала внутрь Б. Рукоятка попадает между средним и безымянным пальцами В, указательный палец перехватывает ее сверху и все пальцы плотно сжимаются в кулак Г, заканчивая перехват.

Упражнения для отработки техники перехватов кинжала и ножа.

Для отработки техники перехватов используются упражнения, развивающие скорость и легкость вращения кинжалов между пальцами. На малом круге вращения оружия пальцами в переборе участвуют все пальцы, кроме мизинца (рис. 10).

Из начального хвата А указательный палец задает вращение движением внутрь. Быстрым перебором пальцами, как это показано на рисунке в последовательности А-Б-В-Г-Д-Е совершает один оборот, возвращаясь в исходное положение.

Все движение делается без остановки, на одном импульсе. Необходимо добиться вращения, при котором пальцевый перебор не мешал бы движению кинжала. В полном круге вращения кинжала участвуют все пальцы руки (рис. 11).

Из начального положения оружие совершает два оборота, возвращаясь в исходную точку, как показано на рисунке в последовательности А-Б-В-Г-Д-Е-Ж-З. Так же, как и на малом круге, движение делается безостановочно. Вращение необходимо проводить как можно ближе к основанию пальцев.

Техника вращения в руке позволяет останавливать их в любом необходимом положении. На рисунке 12 (в последовательности А-Б-В-Г-Д-Е-Ж-З) показан пример того, как практически в любой фазе вращения оружие может быть остановлено для проведения необходимого приема.

Техника перехватов кинжала и ножа для броска.

Подготовка оружия для проводится перехватом из любого положения: из центрального хвата (рис. 13), из полного хвата (рис. 14), из хвата на указательном пальце (рис. 15).

Хват кинжала в районе гарды для проведения броска можно делать как клинком вверх (рис. 15 В), так и клинком вниз (рис. 15 Г).

Рисунки О. Н. Манько.

Проблема заключается в ином – в том, имеют ли сами держатели меча право заниматься этими видами ударов, чтобы раздавать их затем без разбора направо и налево?

То, что меч держат в руках, очевидно всякому. Но начинается этот непростой Путь вовсе не с вопроса о руках и их способностях, а с выяснения предназначения первоосновы скелета человека – тазобедренного сустава и всех его связей в повседневной жизни.

Почитатели видеопохождений бравых ниндзя и прочих махателей меча (иногда и в самом деле виртуозов своего дела) никогда не задумывались над проблемой уважения прав людей, живущих рядом с ними (зачем им тогда меч?). Но если бы их учителя знали, что человеку, не имеющему Расового излучения в тазу, нельзя притягивать к своему телу ни одного события в жизни, то их память могла бы подсказать им, чтобы они не вкладывали в руки таких людей никаких предметов вообще. Так как самих рук у этих людей тоже нет (в виде излучений тонких энергий). Отсюда и последующая пустота быта и бизнеса самих учителей владению мечом (или, например, теннисной ракеткой) и каждого из их воспитанников.

Таким образом, получается, что техникой владения меча зачастую занимаются вовсе не те люди, кому он указан, как тренинг вестибулярного аппарата (что просто необходимо для определенной категории людей – техника вращения предметов напоминает им о постоянном (к тому же, неритмичном) вращении Земли и помогает приспосабливать ритм жизни своего тела к постоянным смещениям земной поверхности).

На самом деле, меч целесообразен лишь тем жителям Земли, чей ритм жизни привязан к биоритмам двух земных океанов – Тихого и Атлантического. Тело таких людей почти не связано с земными грунтами (то есть, их память, «зашифрованная» в глубинах подсознания – большей частью, в рефлексах спинного мозга, не помогает им соответствовать конкретным значениям величины земного тяготения, характерной для тех или иных регионов планеты).

По этой причине им приходится тратить значительные усилия на расширение границ восприятия их земным сознанием реальных условий окружающего мира. Для чего, собственно, еще со времен глубокой древности и вырабатывались:

Различные способы передвижения людей (с предметами и без);

Различные виды дыхательных упражнений, с помощью которых легкие заставляли принудительно усиленно вентилироваться или, наоборот, в них совершенно прекращали доступ воздуха - порой, на очень длительное время;

Наконец, людей учили мыслить вне движений собственного тела и даже вне существования самого этого тела, что, в итоге, помогало им все-таки иногда (а то и систематически – все зависело от мастерства самого изучавшего меч) улавливать биоритмы иногда далеких от них океанов.

Еще одной целью обучения владению мечом людей, защищающих свою земную жизнь естественной связью с океанами, было формирование в них способности к добрососедству во время проживания в окружении людей, связанных с грунтами Земли. То есть, носитель и обладатель меча, в первую очередь, обязан был стать ДРУГОМ всем земным жителям, с которыми он хоть на мгновенье да встречался в своей жизни. Но не соперник и, тем более, не враг, пришедший для уничтожения всего живого.

(Продолжение следует.)