Как надо поминать на радоницу. Как правильно убираться на кладбище и поминать усопших на Радоницу. Молитва на Радоницу — для всех людей

Православные христиане через восемь дней после празднования Пасхи поминают своих усопших родственников. В этот день отмечается праздник Радоница, который появился еще в языческие времена.

Радоница — особый день, когда каждый может помолиться Высшим Силам за упокоение душ тех, кто покинул мир живых. Само желание отдать дань уважения своим близким людям вполне понятно, ведь поминальные обряды существуют во всех культурах мира и появились еще в глубокой древности. В православной традиции есть несколько правил, которые нужно соблюдать, поминая усопших.

Как поминать усопших

Культура поминовения усопших родственников изобилует различными обрядами и поверьями. Некоторые из них относятся к церкви, а другие являются отголосками языческих верований наших предков. По церковным заветам, на Радоницу верующие сначала приходят на поминальную службу, затем посещают могилы своих близких, молятся об упокоении их душ, а также подают милостыню-помин.

В церкви проходит божественная литургия, после которой священники служат родительскую панихиду. Во время ее проведения зачитываются все имена, поданные перед службой прихожанами на специальных листочках. Эту панихиду еще называют вселенской, так как во время проведения панихиды поминаются сразу все верующие, оставившие мир живых.

На Радоницу посещение кладбища обязательно. Необходимо убраться на могилках, привести в порядок памятники, ограды, поменять увядшие цветы на свежие, обязательно вознести молитву Высшим Силам. Многие верующие уже накануне отправляются на погосты, чтобы успеть привести в порядок могилы родственников. Молитву можно произносить вслух или про себя. Слова могут быть любыми, ведь ваше искреннее горе и горечь от утраты сами найдут выход во время поминовения дорогих сердцу людей. Священнослужители призывают не погружаться в уныние, ведь впереди усопших ждет Царствие Небесное, а значит, им необходимо помочь вознестись к Господу.

Поминовение самоубийц и неверующих

На этот деликатный вопрос священники отвечают следующим образом: поминать таких людей не только можно, но и нужно. Нельзя лишь передавать записочки с их именами во время служения панихиды. Однако помолиться за очищение душ умерших от грехов нужно обязательно. Также можно давать помин, прося верующих помолиться за ваших близких людей, которые оставили мир живых. Душа есть у каждого человека, и даже если он не верит в Господа или решил свести счеты с жизнью, за него нужно помолиться, помогая обрести покой в загробном мире.

«Господи Всемогущий, помилуй душу раба Твоего грешного (имя), отошедшего от жизни в отступлении от святой церкви и Тебя. Не вмени мне во грех молитву искреннюю за душу раба Твоего да не остави его в вечных скитаниях после смерти. Да будет воля Твоя как на земле, так и на небесах. Аминь».


Некрещеные люди также поминаются молитвой святому Паисию, который помогает душам ослабить вечные муки после смерти без покаяния:

«Преподобный Паисий, к Тебе взываю! Не остави душу раба Божьего (имя) без покаяния. Помолись Господу, дабы не оставил он ее без своего прощения и благословения. Буди справедлив к дорогому мне человеку да ниспошли мне свое благословение. Аминь».

Радоница — праздник для всех. В это время светлая память о близких вам людях предпочтительнее уныния и скорби. Вспоминайте усопших добрым словом, оставляйте им угощения на могилах и обязательно подавайте милостыню нуждающимся. Счастья вам и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

17.04.2018 04:16

В православном мире к Пасхе и Троице начинают готовиться заранее. Праздничные даты не имеют определенного...

На девятый день после Пасхи, во вторник Фоминой недели, православные христиане отмечают день пасхального поминовения усопших — Радоницу.
На Радоницу совершается первая панихида после Пасхи. Принято посещать кладбища, раздавать милостыню и просить молиться об усопших.
Следует отметить, что традиция оставлять пасхальные яйца и куличи на могилах является языческим пережитком древних поминальных трапез — тризн.
Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах - это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру - возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва.
Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима.


В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка», напоминает священник Александр Ильяшенко.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

КАК ОТНОСИТЬСЯ К МОГИЛЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА.
Кладбища — это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать местопогребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения — Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.
Могила — это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.


Крест на могиле православного христианина — молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА КЛАДБИЩЕ.
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника.


Более краткий чин, который может совершить и миряни, приведен ниже «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище»).
По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

КАК ПРАВИЛЬНО ПОМИНАТЬ УСОПШИХ.
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни — вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.
Это дни:
1. Суббота мясопустная — за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
2. Родительские субботы — на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.
3. Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения — парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:
4. Радоница (Радуница) — пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
5. Димитриевская родительская суббота — день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября — дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов — 26 апреля (9 мая нового стиля).
Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Молитвы об усопших :

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вдовца

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вдовы

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва родителей о почивших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим {родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) — , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесйаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоище Твоем, Господи, идеже вей святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Кондак, глас 8:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вей человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.
Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

С использовнием материалов zavet.ru

Как правильно поминать усопших? Как вести себя на кладбище в Радоницу? Как воздавать молитвы за почивших? Отвечает епископ Обуховский Иона (Черепанов), наместник Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря для православного издания Правмир .

Неделя, следующая за Пасхальной седмицей, которая в народе называется Радоница, посвящена поминовению усопших. Собственно, усопшие поминаются во вторник после Светлой седмицы, но традиция сложилась так, что поминаются наши почившие родственники в течение всей недели.

К величайшему сожалению, это поминовение превращается в некие тризны. Традиция приносить на кладбище какие-то продукты достаточно стара, она имеет корни еще с языческих времен, но христиане её воцерковили.

Еда — малоимущим

В советское время эта традиция была забыта. Произошло возвращение к язычеству в такой достаточно грубой форме – поминовение усопших превратилось в языческие тризны. Нужно стремиться к тому, чтобы избегать подобных вещей. Если приходить на кладбище, то взять с собой молитвослов с молитвами об усопших.

Чем застольничать на кладбище, поделитесь пищей, которую вы принесли, с малоимущими, с нуждающимися.

На мой взгляд, нужно приходить на кладбище вообще без всякой еды, за исключением той еды, которая нужна для подкрепления себя. Те яства, которые традиционно приносятся на кладбище, лучше отдать реально известному вам нуждающемуся человеку. Это может быть одинокая старушка в вашем доме, это может быть пенсионер, это может быть многодетная семья. Это будет лучшим подарком для наших усопших.

Радоница для христианина

Православная Церковь установила несколько дней, в которые особенно поминаются усопшие. Это первые четыре субботы Великого Поста, это Дмитриевская родительская суббота, это другие дни, которые особенно посвящены нашим почившим.

Но Радоница стоит особняком, в этот день даже маловерующие и малоцерковные люди приходят на кладбище, чтобы насколько они понимают, насколько они созрели в духовном отношении, помянуть своих родных и близких.

В течение Великого поста Церковь три субботы поминает усопших. Неделю после Светлого Христового Воскресенья верующие наслаждаются радостью «праздника праздников». На Светлой седмице не венчают, не поминают отошедших в мир иной, не поют тропарей святым. Даже если кто-то в эти дни отходит в вечность, то вместо грустных погребальных песнопений раздается радостное «Христос воскресе из мертвых…».

Делимся радостью с усопшими

Среди всех прочих поминальных дат в году этот праздник самый светлый и радостный. Даже в самом его названии есть корень «рад». Почему? Ведь весь мир радуется Воскресению Христа. Спаситель победил смерть. Поэтому мы приходим к могилкам родным с пониманием того, что их смерть также преодолел Христос. Как говорит Антоний Сурожский, мы с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших.

Этот поминальный день — это отнюдь не новая дата в календаре. Если верить трудам Иоанна Златоуста, жившего в IV веке, уже в те времена верующие посещали кладбища, поминали упокоившихся и молились за них.

Со временем многое изменилось, но традиция навещать упокоившихся родственников осталась.

Радоница 2016 выпадает на 10 мая. Поскольку в этот день и воскресенье накануне толпы современных верующих и неверующих придут к могилкам родных, важно напомнить, как молиться за умерших в храме и на кладбище и как вести себя по-христиански, а не по-язычески.

Усопшие нуждаются в нашей молитве

Христиане верят, что человек после смерти пребывает в ином мире, из-за отсутствия тела он не может выразить себя в мире живых, но все видит, слышит, понимает. Как свидетельствуют пережившие клиническую смерть, душа человека не знает ограничений временем и пространством. Если отошедший в иной мир подумал о своих родных, то моментально их видит, ему открываются даже мысли людей. Но заговорить с живыми он не может.

Согласно христианскому учению, большинство умерших, в отличие от достигших святости, не могут молиться за себя. Время для милосердных поступков и покаяния закончилось вместе с земной жизнью. И только любящие родные, близкие, друзья могут за них походатайствовать перед Богом, и не только на Радоницу.

Как мы можем помочь отошедшему в загробный мир? Пышными поминальными обедами, мраморными плитами и реками слез с восклицаниями «Зачем ты нас оставил?». Конечно же, нет. Святитель Иоанн Златоуст напутственно отвечает на вопрос:

Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага

В этих строках есть косвенное указание на то, как нам следует провести Радоницу 2016. Так как важна в первую очередь молитва, то желательно помолиться и в храме, и на кладбище.

Как молиться за усопших в храме?

Желательно с утра прийти в церковь. Но не только для того, чтобы поставить свечи. Можно написать записки об упокоении. Тогда, кроме нас, за крещеных усопших будет молиться и Церковь.

Из всех поминовений самое «действенное» поминание на проскомидии . Проскомидия — это часть богослужения перед Литургией. Священник заготавливает хлеб и вино для Евхаристии. Из просфор вынимаются частицы, которые потом таинственно претворятся в Плоть Христову.

Каждый кусочек просфорки — это воспоминание о конкретном человеке, чье имя указано в записке. Когда уже в конце Литургии священник погрузит вынутые частицы в вино — Кровь Христову — он молитвенно обратится к Богу:

Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих

Это относится в первую очередь к соборной молитве Церкви. А как самому молиться за усопших? Вникать в богослужение и взывать ко Господу самостоятельно. Обращение к Богу будет особо действенным, если молящийся причастился, соединился со Христом. В таком благодатном состоянии намного легче молиться.

После Литургии совершается панихида — специальное заупокойное богослужение. Очень важно присутствовать на нем и вместе с духовенством молиться за дорогих нам людей, отошедших в иной мир.

Также на панихиду принято приносить различные продукты, которые после службы освящает священнослужитель. Что это значит? Вы приносите в храм милостыню, которая потом раздается служащим в храме и всем нуждающимся.

После заупокойного богослужения уже идут на кладбище.

Радоница 2016: молимся на кладбище

Стоит помнить, что кладбище — это место покоя и надежды. Тела усопших пребывают там до Второго пришествия Христа.

Если мы приходим к кому-то в гости, то ведем себя дисциплинированно: не разрешаем себе громко говорить, мусорить, не садимся за стол без приглашения и тем более не злоупотребляем спиртным.

Так же и на кладбище надо вести себя благочестиво, ведь мы пришли навестить дорогих нам людей.

Какой подарок мы можем им принести? Огромнейшие букеты искусственных цветов, тяжелые венки? Вряд ли в этом нуждаются отошедшие в мир иной. Лучше скромно в память о них и красоте Божьего мира принести несколько веточек живых цветов, если есть возможность. А если нет — накануне убрать могилки и на Радоницу прийти помолиться.

Можно пригласить священника отслужить на могилке литию — краткое поминальное богослужение, переводящееся как «усиленное моление». Если есть возможность, почитайте акафист об упокоении и специальные молитвы . Возможно, просто постойте, подумайте о родных вам людях. Ангел-хранитель подскажет, как молиться за усопших, какие слова подобрать.

Не оставляйте на могилах куличи, крашенки или любую другую еду. Усопшему нужна не телесная, а духовная пища — молитва. Лучше отдайте эти продукты нуждающимся, тем самым творя милостыню.

Кладбище — это не место для банкетов и пьянок. Поэтому неприемлемыми считаются обильные трапезы и распитие алкоголя. Ни в коем случае не лейте на могилку водку! Вы пришли на святое место, на могилке стоит крест — символ Христа и победы над смертью, а вы осквернили эту землю водкой!

Сделайте так, чтобы Радоница 2016 и ваш визит на кладбище действительно были в радость усопшим. Они все видят и знают. Церковь не зря называет их не умершими, а усопшими. Они якобы пребывают во сне и проснутся в Судный день. И наши скромные молитвы и милостыня могут повлиять на их будущую жизнь.

О пасхальной радости и поминовении отошедших в мир иной рассказывается в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Многие удивляются, почему девятый день после Пасхи, когда мы поминаем умерших близких, называется Радоница (или Радуница), от слова «радость»? Действительно, в этот день христиане не должны скорбеть, ведь главный смысл Пасхи – это победа жизни над смертью. Своим воскресением Христос показал, что после телесной смерти есть другая, вечная жизнь. И если на Пасху мы собираемся за одним столом с теми близкими, которые ещё рядом с нами, то на Радоницу навещаем тех, кто уже в другом мире.

Как правильно помолиться за усопших?

По церковным обычаям утром нужно сходить в храм на службу, подать записку с именем усопшего, помолиться, после литургии отслужить панихиду. Желательно также причаститься. После этого отправиться на кладбище, зажечь на могиле свечку и совершить литию (её краткий текст ниже). В этот день многие христиане приглашают для освящения могил священников. Однако, если у вас нет такой возможности, литию можно совершить самостоятельно. А потом просто поговорите с близкими, вслух или мысленно, поделитесь своими новостями, переживаниями.

Чего нельзя делать на кладбище

С поминовением усопших связано несколько традиций, которые вызывают осуждение церкви:

-- Приносить на кладбище еду. Это довольно варварская традиция не имеет ничего общего с христианскими обычаями. То же самое касается импровизированных трапез возле мест погребения. Священнослужители объясняют, что душам усопших нужна молитва, а не пасхальные яйца, куличи и тем более спиртные напитки. Отсюда вытекает второй запрет.

-- Распивать и оставлять на могиле алкоголь. Праздник-праздником, а распитие горячительных тут совсем не к месту. И традиция ставить на могиле рюмку водки и чёрный хлеб или, того краше, лить спиртное на надгробье – из дремучих суеверий.

-- Убирать на могиле. Здесь запрет не столько категоричен и, например, подмести и вытереть грязь с памятников никто не запрещает. Однако помните, что Радоница – праздник, в этот день работать не полагается. Поэтому капитальную покраску изгороди, например, лучше перенести на другой день.

-- Приносить искусственные цветы. В последнее время многие священнослужители высказывают своё неприятие традиции ходить на кладбища с искусственными букетами. Ведь вы же не пойдёте на день рождения к живому человеку с такими цветами? А в христианстве недаром существует понятие «усопшие» - то есть люди не умерли, а просто перешли в другой мир. Живые цветы - это символ того, что я верю, что иду к живому человеку, а не к мертвому.

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.(Поклон.)