Как мотивировать себя учить английский: советы наших преподавателей. Почему это важная вещь? Разновидности мотивации к изучению английского языка

По мнению многих специалистов, правильная мотивация является одним из основных психоэмоциональных инструментов, которые используются для достижения той или иной цели. Это же касается и изучения английского.

Хорошее мотивирование помогает ученику во время всего процесса обучения, стимулирует к совершению нового шага навстречу своей мечте. Говоря более понятно, это желание человека добиться определённых успехов, стремление к достижению нужной вам цели.

Что представляет собой мотивация с психологической точки зрения?


Мотивация – это внутренний механизм, который стимулирует человека для достижения определенного результата. При этом достаточно часто ее путают с такими понятиями, как «цель» или «потребность». Целью является окончательный результат, который является желаемым для нас. Если человек заинтересован в изучении английского, то его целью будет изучить язык именно на таком уровне, как он того хочет. Потребность это необходимость в достижении поставленных перед собой задач. А мотивацией в данном случае будет то, что подталкивает его к достижению этой цели.

Например, человек хочет получить привлекательную для него должность в иностранной компании, но там требуется высокий уровень владения английским языком. В данном случае потребностью будет получение новой хорошей работы, а целью – изучение предмета на необходимом для этого уровне. Мотивировать же ученика в данной ситуации могут мысли о новой, интересной и престижной работе заграницей, высокой зарплате и лучшей жизни. Это может быть также и сильное желание изучить сам язык, причем не ради кого-то постороннего, а ради самого себя.

Мотивация бывает двух видов, а именно позитивной или негативной. Позитивная это та, которая основана на положительных мыслях и желаниях. То есть, возвращаясь к нашему примеру, это мысли о преимуществах и прочих «бонусах», которые человек получит после достижения поставленной перед ним цели. Аналогично негативной мотивацией являются возможные негативные последствия того, что цель не будет достигнута. Например, мысли о том, что человек не сможет получить желаемую должность в иностранной компании и окажется в затруднительной финансовой ситуации.

В целом психологи рекомендуют больше опираться на позитивную мотивацию, так она является более эффективной. Кроме того, негативная разновидность часто связана с возникновением отрицательных эмоций, в том числе и страха, что очень плохо сказывается на мышлении. Страх сковывает психику человека и приглашает его способность к правильному восприятию информации.

Проблема недостаточной мотивации при изучении английского языка


Эксперты в вопросах изучения английского языка уже давно твердят в один голос, что огромное значение в процессе учебы имеет постановка правильной мотивации. По их мнению, именно недостаточность внимания к этому вопросу в современных школах и высших учебных заведениях приводит к достаточно низким показателям эффективности такой учебы.

Среди всех , именно недостаточное мотивирование ученика способно привести к низким результатам учебы или же вовсе к тому, что он просто бросает процесс изучения.

Недостаточная мотивация при изучении английского языка в школах

Вы когда-нибудь видели человека, который бы достаточно свободно и на высоком уровне владел бы языком после окончания школы? Вот именно. В принципе, это возможно, но опять же таки при условии наличия превосходных условий в самом учебном заведении, а также достаточно сильной и выраженной внутренней мотивацией у ученика. Но на практике подобное наблюдается достаточно редко. Причина этого – неправильный подход к учебному процессу в целом, а также недостаточное мотивирование ученика со стороны учителей.

Что, например, подталкивает ребенка к усердному изучению английского в школе? Ребенок должен хорошо учиться, иначе он будет получать плохие оценки – двойки. А получать двойки это очень плохо, тем более за это еще могут наказать родители и не купить новый велосипед. С точки зрения психологии – это негативная мотивация, которая имеет низкую эффективность.

В современных методиках изучения английского языка, например, в матричном методе такой неправильный подход к образованию полностью отсутствует. При использовании матричного метода у ученика не возникает негативных эмоций или чувств. Здесь никто не заставляет отвечать возле доски, писать контрольные и на основании этого получать оценки. При этом действует система исключительно позитивной мотивации.

Как повысить мотивацию для изучения английского языка?

Очень многих людей в наше время интересует, как можно повысить мотивацию для изучения английского языка. Стоит отметить, что если вы читаете данную статью, то в определенной степени вы уже мотивированы, так как интересуетесь данным вопросом. Тем не менее, вашу мотивацию можно повысить и для этого есть соответствующие способы.

Первое, что нужно сделать, то выбрать соответствующею методику обучения. Это должна быть методика, в которой не будет использоваться негативная мотивация, а лишь исключительно позитивная. То есть во время изучения английского у человека не должно возникать никаких страхов, отрицательных эмоций. Лишь позитивные и направленные на эффективную и результативную учебу мысли.

Хорошим примером такой методики может стать матричный метод изучения английского языка. В его основе лежит принцип аудирования, когда человек запоминает и учит информацию, полученную им на слух. Процесс учебы происходит очень легко и непринужденно, подобно тому, как учит родной язык трехлетний ребенок. Он просто подражает речи своих родителей и окружающих его людей, повторяет за ними, учит новые слова и вложенный в них смысл.

Постепенно на основании услышанного, он учится повторять за родителями, правильно строить свою речь, говорить предложениями. Так и здесь, ученик слушает и запоминает специально составленные для этой цели диалоги на английском, и учиться правильно произносит их.

При этом полностью отсутствует негативная мотивация, так как никто не давит на ученика, не угрожает ему экзаменами или плохими оценками. Положительно мотивировать себя при изучении английского ученик должен сам.

Для того чтобы мотивация при изучении английского языка была высокой, необходимо:

  1. Поставить перед собой четкую цель;
  2. Позаботьтесь о том, чтобы изучение английского было связано для вас с позитивом;
  3. Представьте свое будущие и свои успехи.

Вы должны понять, что именно вы хотите от уроков по языку. Если ваша цель подготовиться к какому-нибудь международному экзамену, то это очень хорошо. Если вы хотите свободно говорить и общаться на английском с друзьями иностранцами или просто с носителями языка, то, пожалуйста. Очень важно иметь правильную цель, чтобы вы понимали, для чего это вам нужно и что именно вы хотите получить в итоге. Также не стоит забывать и про временные рамки. Например, поставить для себя цель – выучить английский до нужно уровня ровно за один год.

Лучшая мотивация это так, которая связана с позитивными эмоциями или чувствами. Для этого вам нужно позаботиться, чтобы процесс учебы был для вас максимально комфортным и радостным событием. Выберете именно ту методику обучения, которая является максимально приятной для вас и не связана с неприятными эмоциями или чувством страха. Это может быть просмотр иностранных фильмов на оригинальном языке или, например, тот же матричный метод, который является максимально комфортным для ученика. Вам не нужно делать никаких домашних заданий, учить наизусть сложные и непонятные грамматические правила и прочее. Одним словом, процесс учебы должен быть приятным и комфортным.

Чтобы мотивация при изучении английского языка была высокой, необходимо иногда просто подумать о том, как хорошо будет, когда вы достигнете своей цели. Представьте себе как вы свободно и непринужденно общаетесь на английском языке, как вы успешно сдаете нужный вам экзамен или тест, как вы легко находите общий язык с людьми в различных странах мира. Чем больше положительных эмоций вы испытываете, тем лучше. Положительные эмоции очень важны в процессе учебы и для хорошего мотивирования. Также не забывайте хвалить себя за уже достигнутые успехи и получать удовольствие от этого.

Обязательно стремитесь к намеченной цели, выбирайте наиболее приятные и комфортные для вас условия выполнения поставленных планов и все у вас обязательно получиться. Хорошо мотивированный человек способен достичь небывалых высот в любом деле и даже удивить самого себя.

Мотивация в изучении языка - это один из важных

элементов успеха.

Одним из основных элементов, который игнорируется большинством людей в изучении языков - это увлеченность. Мы стараемся сами постоянно , но проваливаемся. Нас мотивируют, и на какой-то момент происходит зажигание, но потом - стремительный обратный отсчет или плавное затухание. Главное - это не прыгнуть в воду с головой и тонуть вниз, а плавно зайти в нее и стараться держаться на поверхности.

Мы говорим “Уроки должны быть интересны”, “ Уроки должны быть важными или “Боже, это так скучно”. Все это указывает на проблему, но не вскрывает ее. Я не говорю сейчас о вашем желании учить , или какие-то другие языки, но я говорю о постоянной увлеченности, которая отличается от просто вашего абстрактного желания выучить язык.

Давайте я дам вам несколько примеров, что я имею в виду. Вот есть люди, которые играют в компьютерные игры (может быть, это даже вы?), увлечены ли они этим? На самом деле, оторвать их от них практически нереально. Почему?

Потому что перед ними постоянно стоит вызов: Вызов идти дальше, вызов выйти на новый уровень. Они просто хотят играть больше и больше. Каждый шаг вперед приближает их к новым локациям и новому уровню, новым эмоциям.

Можно даже сказать, что они действительно “замотивированы” продолжать играть.

Другой пример. Ребенок учится кататься на велосипеде. Дети будут учиться, пока у них не получится. Они будут падать, ушибаться, ставить синяки, но, тем не менее, они настойчивы. Никому не нужно заставлять их делать это. Конечный результат всегда манит.

Следующий пример. Девушка начала увлекаться йогой и ведическим практиками, слушать Олега Торсунова с Русланом Нарушевичем. Боже, она начинает вкусно готовить, развивать свою женственность, носить платья, становиться лучшей в своей группе по йоге. Да, она прыгнула с головой, может быть это не лучший пример, но вполне возможно, что она продержится на плаву всю жизнь. Или пришла вдруг в церковь и стала православной. Окунулась в мир святых отцов и молитв. Степень увлеченности может прийти на всю жизнь, а может варьироваться.

У меня мотивация и заинтересованность скорее варьируется и к ней всегда прибавляется новое.

И вообще, подумайте: Кому интересен учитель, который плевал на свой предмет? Или равнодушен к своей деятельности? Я помню, как в школе я не любила химию, не любила всей душой, пока в 11 классе у нас не сменился преподаватель. Было уже правда поздновато, но за этот 11 класс я узнала о химии больше, чем когда-либо и начала интересоваться формулами и веществами. В конечном итоге это привело меня в мир ароматерапии, что является моим хобби и по сей день.

Вы видите, как можно охотно что-то делать, увлекаться, без давления сверху? Конечно, конечный результат важен, но поверьте, достичь его можно только будучи постоянно увлеченным. Если деятельность достаточно занимательна, то мы сделаем все что угодно, чтобы продвинуться вперед.

Хотя, препятствием на нашем пути может стать

2) Мнение, что мы делаем что-то слишком сложное. Слишком сложная грамматика, (Как было у меня с изучением китайского языка, сейчас это мнение меняется).

3) Понимание, что мы не хотим быть мастерами в деятельности. (Как бы я знаю, но вникать не хочу).

4) Нет , нет вызова, нет соревнования. Как в школе. “Итак, повторение…”

5) Не можем на наше обучение и познавание.

Вообще, в школе часто учат игнорировать чувства о том, что мы изучаем и придавать значение наказаниям, которые последуют, если не выполнишь домашнее задание. Учить уроки, которые по барабану. Недавно на уроке у меня сидела девочка подросток. Английский - ее нелюбимый предмет в школе, потому что учитель в школе задает сверх нормы, ставит несправедливые оценки, не дает мотивации. Возможно, дело не в учителе, а ребенке, скажите вы и окажитесь немного неправы. Представьте, что вас постоянно унижают, вы пытаетесь, а вам говорят “Можно было и лучше”. Прилюдно вызывают к доске, заставляют читать вслух на весь класс. А если у ребенка неуверенность? Если он постоянно слышит “ты меня разочаровываешь, ты ”. Хотя способности у него выше среднего, я бы даже сказала ОЧЕНЬ выше среднего .

Нас часто заставляли абстрагироваться от того, что мы изучаем. Мы силой заставляли себя обучаться вопреки всему, продолжали делать упражнения. А потом мы сдавались.

Не потому ли, гении, которые чувствовали, что не могут подчиниться системе, так и не закончили своего обучения? К ним относятся Да Винчи, Эйнштейн и Билл Гейтс, например.

Обучение в большей степени происходит, когда мы говорим, слушаем, читаем, пишем. Вряд ли с такой же эффективностью этому способствует домашняя работа. Хотя и этот нудный процесс обучения творческие люди могут обратить в интерес. Чувствуйте сердцем то, что может вас увлечь. Мотивация увеличивается.

Как только вы поймете, что вас увлекает, ваш разговорный язык улучшится. Разговаривайте на нем с друзьями. Ваш письменный английский можно развить, отсылая электронную почту, и вы получите долю вдохновения. Когда человек чувствует энергию, которая исходит от обучения, он зажигается.

Если мы вовлечены в деятельность ради нее самой, а не ее результата, то результат приходит еще круче.

Так как нас всегда учили придавать значение ценности образования, то многие студенты придают меньшее значение тому, что вдохновляет их, а большее тому, что хорошо и полезно для них. Ну, все же учат английский, учи английский. А человеку это нафиг упало, он вообще и уже купил билеты в Шанхай. Впоследствии он там и обоснуется. Не делайте грамматических упражнений, если вас тошнит от них. Когда же заставляют, просто сдайте себя добросовестно в аренду.

Для некоторых, просмотр фильмов, слушание различной музыки становится той самой мотивацией в изучении. Позвольте себе быть вовлеченным, и как говорил Стив Джобс. Будьте голодными. Тогда и мотивация не заставит вас долго ждать.


Отличного дня,

Если вы начали читать эти строки, не являясь преподавателем, то, скорее всего, у вас уже есть мотивация к обучению! Иначе вас бы не заинтересовало такое название статьи! И это является хорошей новостью для будущих результатов обучения. Плохая новость заключается в том, что большая часть людей, которая до сих пор не знает ни одного иностранного языка, желала бы знать, например, английский язык. Но когда дело доходит до действий, то на этом все и останавливается. Люди склонны откладывать что-либо с настоящего момента до очередного "нового понедельника". Почему так происходит? Я люблю говорить, что желательная цель не равна желаемой! В чем разница? Обычно желательная цель связана с общими нормами, которые приняты в семье, профессиональной группе, обществе в целом. Все знают, что знать английский язык - это хорошо, но многие мало что делают для обучения и уж тем более для самообучения. А желаемая цель - это такая цель, с которой создана личностная сопричастность и не реализовать которую вы не можете. Определения, приведенные здесь, конечно же, не являются строго научными, а служат лишь общим направлением мышления.

Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длительно настраивается и пробуксовывает.

Каждый из нас наверняка может припомнить такой момент, когда мы что-то не хотели делать, а потом были счастливы и довольны полученными результатами. И уже в другой раз именно эти результаты становились своего рода "гирьками" на весах "мотивация-антимотивация", которые переполняли чашу и побуждали активность.

Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность? После рассмотрения некоторых общих вопросов, связанных со структурой мотивации, мы перейдем к конкретному рассмотрению психотехнологий, помогающих усилить "внутреннюю энергию" своей деятельности!

Мотивация непосредственно сопряжена с эмоциями и эмоциональными состояниями. Именно эмоции обуславливают наше стремление или отвращение к любой деятельности, включают активность. Именно в эмоциях в конечном итоге проявляются все внутренние мотивы, и именно они являются спусковым механизмом для действий. С точки зрения эмоций мотивацию можно подразделить на позитивную и негативную (не стоит путать с антимотивацией). Позитивная мотивация накапливает позитивные эмоции, и, когда их интенсивность становится большой (индивидуальный порог для каждого человека), люди переходят к действиям. Например, внутренний механизм микростратегии следующий: Вiк1 ….К"+" …Аiд… Вiк2…Кe. (вижу себя на международной конференции, говорящего на английском, испытываю позитивные чувства, говорю себе, что Это здорово и пора начать обучение, представляю, как читаю учебник, иду к книжному шкафу и беру книгу).

Негативная мотивация обычно организована по той же схеме с той лишь разницей, что человек рисует в своем воображении негативные картинки будущих событий, которые расстраивают его до тех пор, пока он больше не сможет их выносить. Например, в упрощенном виде это выглядит так: Вiк1 ….К"-" …Аiд… К"-"! …Кe (вижу, как смешно и глупо выгляжу на международной конференции без знания языка, говорю себе, что это ужасно, чувствую, что это меня расстраивает еще больше, и терпеть больше не могу, иду за книгой). Несколько слов об антимотивации. До действий позитивной и негативной мотивации вообще дело может не дойти, если человек накапливает множество негативных эмоций различного рода о предмете деятельности. Например, после конфликта с преподавателем негативные эмоции переносятся на само обучение и предмет "английский язык". Сюда относятся эмоции от неудач, насмешек друзей и коллег относительно произношения и т.п. Подобные эмоциональные состояния могут быть сильнейшим источником отвращения к обучению!

Мотивация зависит от знания того, как учиться, и обратной связи по ходу обучения.Неясность в представлениях "о маршруте движения" порождает отрицательные эмоции и неуверенность, а собственная реакция на ошибки приводит к закреплению этих негативных эмоций. И наоборот, четкая формулировка цели, умение подкреплять свое состояние любыми, даже очень маленькими успехами усиливает состояние успеха и активность.

Мотивация связана с целями людей. Человек - существо рациональное и иррациональное одновременно. С точки зрения внутренней экономии психических сил, временных и энергозатрат люди лучше мотивируют себя значительными целями! Спросите себя, на что у вас всегда найдется время? И вы быстро заметите, что в этот список попадут либо ваши удовольствия (в которых вы имеете автоматическую мотивацию и для их реализации почти ничего не надо делать особенного), или цели, которые суперценны для вас!

Сердцем мотивации является иерархия ценностей и убеждения. Если мы верим, что можем достичь большего с помощью чего-либо, то данный предмет становится для нас очень актуальным. И наоборот, если мы не верим в собственные силы, то это является одним из самых мощных источников антимотивации. Ограничивающие убеждения становятся своего рода воротами, или шлагбаумом, через который не проникает то, что расходится с их логикой и правилами. Именно поэтому мы посвятили целый раздел нашей книги тому, как разрушить самые сильные внутренние препятствия к обучению и помочь создать веру в себя и собственные возможности. Убеждения кристаллизуются вокруг системы ценностей человека, создавая систему личных правил о себе и мире вокруг. Именно ценности наивысшим образом отличают нас от других людей. Благодаря им, мы получаем ту или иную самореализацию. Задумайтесь, зачем вы хотите освоить английский язык? Какая ценность в большей степени скрывается за целью обучения? Это развитие, деньги, творчество, общение, успех, уважение, профессионализм или что-то еще?

Мотивация определяется личностным своеобразием и социальными ролями человека. Задумывались ли вы, почему полиглоты осваивают так много иностранных языков? Традиционный ответ - природная одаренность или развитие сверхспособностей. В этом заключается даже не самая главная часть правды. Наше общение с некоторыми из них отчетливо показывает, что освоение нового языка для полиглота - это самое лучшее проявление их уникальности, профессиональное самоопределение, а часто и смысл длительного периода их жизни. Многие из этих людей сделали освоение языков собственным хобби, профессией, стилем жизни, удовольствием - тем, без чего их как индивидуальностей не существует. Многие из полиглотов согласны изучать языки и вкладывать в это свое время, даже если у них не будет элементарных средств к существованию. Большая часть их личного и профессионального времени - это увлекательное путешествие в мир собственных стратегий, различных культур, самопознание и соревнование с собой (других подобных соперников просто не бывает). Изучение языков - это их способ самореализации и жизни. Часто национальная самоидентификация тесно связывается со знанием языка данной культуры. В некоторых билингвальных семьях, где, например, отец - русский, а мать - татарка, дети хорошо владеют двумя языками. Это происходит не только за счет того, что в этих семьях используется эффективная стратегия обучения, но и потому, что ребенок отождествляет себя и с отцом, и с матерью, а оба языка на уровне бессознательного убеждения (импринта) считаются им родными и равнозначными, становясь частью личной самоидентификации.

Стратегия усиления мотивации.

Итак, давайте подытожим все вышесказанное и остановимся на способах создания и усиления мотивации (самомотивации).

Мотивация усилится, если вы осуществите следующее:

Осознаете свой тип мотивации (негативный/позитивный) и сможете его учесть в своей деятельности.

Создадите систему позитивной обратной связи и определите этапы обучения (см. метастратегию).

Поставите четкие цели в обучении и языковую компетентность с другими сверхзначимыми целями.

Осознаете, с какими ценностями связано обучение и усилите его значимость.

Преодолеете ограничивающие вас убеждения и создадите систему поддерживающих.

Определите, как конкретно знание английского языка влияет на ваше личностное своеобразие.

Превратите мотивацию в систему (найдете "богатый контекст").

Многие из перечисленных здесь аспектов оптимизации обучения являются комплексными и связаны не только с мотивацией, но и важны как часть обширной программы действий.

Остановимся на том, что имеет непосредственное отношение к развитию мотивации.

Осознайте свой тип мотивации.

Вспомните, как именно вы мотивируете себя делать что-либо в обучении.

Вы медлите? Долго входите в нужное состояние? Что вы видите, слышите и чувствуете по поводу предстоящих действий? У вас возникают вначале позитивные эмоции или негативные? Обратите внимание, как, в какой момент, после чего появились позитивные или негативные эмоции. Что конкретно их запускает?

Определите наиболее сильную мотивацию, изучив то, с каким из видов деятельности связана наибольшая ваша активность в обучении.

Исследуйте влияние на вас противоположного типа мотивации. Для этого "выверните свою стратегию наизнанку". Например, если вы видели картинки и образы достижения, то представьте негативные последствия, создав собственный "ужастик" во "внутреннем кино". Заметьте разницу.

Решите, как и когда стоит использовать каждый из указанных выше типов мотивации.

Сознательно используйте свою эффективную стратегию для управления состоянием. Для этого во внутреннем плане действий реализуйте сходную стратегию с той, которая наиболее эффективна к той деятельности, где мотивации недостаточно.

Соедините обучение с позитивными эмоциями.

Создайте список 10 удовольствий (процессов, увлечений, дел), которые вам доставляют наслаждение (любимая музыка, танцы, массаж, различные виды лакомства, ароматы, волнующие воспоминания и т.п.).

Определите конкретную деятельность, нуждающуюся больше всего в усилении мотивации. Например, чтение статьи на английском языке или запоминание "неправильных глаголов".

Подумайте, как можно перенести эмоции от ваших удовольствий к чтению статьи.

Реализуйте подобную взаимосвязь несколькими практическими способами. Например, слушайте самую любимую музыку и читайте статью одновременно.

Выясните, какие из способов наиболее оптимальны (приносят наибольшее удовольствие, легкие в исполнении и экологичные). Будьте умеренны и осторожны с едой и напитками, чтобы не создать ненужную зависимость. Не используйте в качестве удовольствий такие уже имеющиеся зависимости (вредные привычки), как курение или, еще хуже, алкоголь.

Используйте эти способы по отдельности и в различных сочетаниях.

Примените эти способы для других видов деятельности в обучении английскому языку, нуждающихся в дополнительной мотивации.

Преодолейте ключевое убеждение, связанное с недостатком мотивации, и усильте ценность обучения.

Выделите одно из подобных ключевых убеждений, препятствующих обучению. Например: "Я хочу, но не могу выучить английский язык, потому что у меня нет на это времени"; "Хочу, но мне лень что-то делать"; "Хотел бы выучить английский язык, но дорого платить за репетитора" и т.д.

Определите ключевой критерий, препятствующий активности. В наших примерах это время, усилия, деньги.

Найдите такое дело, в котором этот критерий преодолен. Ответьте, например, на вопросы: "На что у меня всегда находится время? Куда я всегда готов вложить свои усилия? Куда я готов вложить много денег?"

Ваш ответ может быть следующим: "У меня всегда находится время на интересный фильм".

Проанализируйте, какие ценности включены в этот процесс, делая его автоматически мотивированным.

Ваш ответ может быть таким: "Отдых, совместный досуг с любимым человеком".

Свяжите эти ценности с обучением. Например, в случае работы с первым убеждением спросите себя, как конкретно изучение английского языка может стать отдыхом? Как изучение английского языка может способствовать общению с любимым человеком и совместному досугу? Составьте список возможных ответов из позиций "мечтателя" и "реалиста" (не "критика").

Критически проанализируйте список и определите наиболее эффективные способы для реализации их в последующем. Теперь обучение связано у вас с большими ценностями, вами создана "добавленная стоимость".

Повысьте свою поведенческую гибкость. Пофантазируйте, в каком случае препятствующий активности критерий не задействуется вообще. Например, ответьте на вопрос, как именно можно изучать английский язык, не расходуя дополнительного времени? Возможные ответы: включить его в другие виды деятельности "фоном", слушать курс английского языка во время езды на автомобиле, включать английские субтитры во время просмотра видеофильмов, делать утреннюю гимнастику под простые английские песенки, напевая при этом и т.д. Продолжайте мечтать, пока не найдете 10 вариантов. Наиболее простые и интересные используйте в практике.

И, наконец, уточните препятствующий критерий. Ответьте на вопрос, сколько времени вы готовы вложить в обучение без ущерба для других целей? Как возможно высвободить время и за счет чего? Как часто заниматься?

Можно проделать подобную процедуру с несколькими убеждениями. Создайте по итогам этой стратегии список рекомендаций самому себе.

Осознайте, с какими ценностями связано обучение, и усильте его значимость.

Проанализируйте свою традиционную неделю, исключая время сна.

Определите, на какие виды деятельности вы больше всего тратите время. На какие конкретно дела по работе? Общение? Отдых?

Проанализируйте, с чем связан выбор вашей профессии, друзей, места жительства. Подумайте о других предпочтениях.

По результатам анализа на листе бумаги напишите иерархию своих ценностей (не менее семи, в порядке значимости от 1 до 7).

Какие ценности удовлетворяет обучение английскому языку?

Поразмышляйте, реализации каких еще ценностей могут способствовать компетентности в английском языке? Как конкретно?

Поиск "богатого контекста".

Напишите на листе бумаги 10 своих самых важных целей (желательно автономных друг от друга) из различных сфер деятельности.

Например:

написать и защитить диссертацию;
построить дачу;
прочитать книги по искусству публичных выступлений;
путешествовать, съездить в Голливуд;
создать собственную фирму;
написать книгу;
пройти МВА;
освоить английский язык на уровне свободного общения;
и т.д.

Убедитесь, что все цели важны, позитивны, конкретны, уместны, экологичны и их реализация зависит от вас.

Расставьте их в порядке важности.

Подумайте, каким целям способствует ваше продвижение в английском языке?

Там, где вы не находите связей, проанализируйте, почему так происходит. Знайте: здесь могут быть сокрыты особые ресурсы. Включите свою фантазию и исходите из идеи, "как если бы" они точно существуют. Найдите возможные варианты.

Сгруппируйте несколько наиболее значимых целей. Существует ли контекст, где они реализуются все вместе? Рассмотрите 4 - 5 вариантов. Помните, что на стадии мечтания полезно отложить критику. Иначе "критик" убьет ценные идеи. Его лучше включать на последующих этапах, непосредственно перед практической реализацией. Например, в случае этого списка целей, возможно открыть фирму по обучению английского языка с привлечением носителей из США. Тогда легко пойти на собственные курсы английского языка, общаться с его носителями, поехать в Голливуд, возить группы VIP в англоговорящие страны, в США поработать в библиотеке Вашингтона над диссертацией, написать об этом серию статей, затем книгу и т.д. Помните, что все стоящие проекты были когда-то чьими-то мечтами! Может быть, они будут и вашими тоже относительно английского языка?

Подключите "реалиста" и "критика" для создания эффективного плана действий. Нарисуйте мыслительную карту.

Заметьте, что произошло с вашей мотивацией относительно освоения английского языка.

Примечание.

Приведенные здесь стратегии можно выполнять самостоятельно, но эффективнее реализовывать в парах, тройках, командах под руководством преподавателя, владеющего нашей технологией обучения. Также результативен коучинг со специалистом.

Лучше использовать все эти методы в системе.

Помните: мотивация внутри вас!!!

А. А. Плигин

Если вы не преподаватель, и при этом начинаете читать этот материал, то можно сказать, что мотивация к изучению английского языка у вас уже есть. И если это так, то результаты обучения не заставят ждать и могут превзойти все ожидания. Люди, которые не знают ни одного иностранного языка, хотят выучить, к примеру, английский язык, но когда нужно начинать, на этом все и прекращается. Ведь они, в основном, откладывают обучение. Всем известно, что знание английского языка на данный момент очень важно для любого человека, но мало кто что-то делает для его изучения. А уж самообучение - это вообще большая редкость.

Что же такое мотивация? Это такая микростратегия человека, которая побуждает его к действиям в ситуации, в которой он обычно теряется и не хочет ничего делать.

У каждого в жизни была ситуация, в которой он хотел опустить руки и ничего не делать, но сделав что-то, достиг хороших результатов. И из-за этого в следующий раз вы уже стремились действовать, ведь ожидали еще больших успехов.

Мотивация напрямую связана с эмоциональным состоянием человека, ведь эмоции действуют на нас, заставляю делать что-то либо возненавидеть какую-нибудь деятельность. Мотивация с точки зрения эмоций делится на негативную и позитивную. При этом позитивная накапливает радость, счастье, в общем, хорошие эмоции, и в тот момент, когда их интенсивность увеличивается, человек принимается за действия. С негативной мотивацией все то же самое, только наоборот, то есть человек представляет себе негативное развитие будущих событий.

Также существует такое понятие, как антимотивация. Это процесс, в ходе которого человек накапливает различные негативные эмоции относительно предмета деятельности.

Мотивация всегда зависит от знания того, как учиться. Когда вы не представляете четко путь, вас охватывают сомнения и негативные эмоции, и в результате ваша реакция еще больше закрепляет эти негативные эмоции. А когда ваша цель четко сформулирована, тогда даже самые маленькие успехи поддерживают вас, и вы движетесь к поставленной цели. А ведь мотивация напрямую связана с целью человека. Внутренняя экономия психических сил, энергозатрат гласит, что человек лучше всего мотивирует себя значительными целями. Если вы подумаете о том, на что же вам хватит времени, то наверняка выберите только то, что вам бы хотелось сделать.

Когда человек верит в то, что благодаря чему-то он может достичь большего, то данный предмет становится довольно актуальным для него, и наоборот, когда мы не верим в себя, то это является мощнейшим источником антимотивации. Убеждения создают систему личных правил о мире и о себе, и как раз ценности отличают нас от других. Они помогают нам самореализоваться. А теперь подумайте, для чего вы хотите выучить английский язык? Ради бизнеса, карьеры, общения?

Мотивация зависит от социальной роли человека. Знаете, почему полиглоты способны выучить так много языков? Вы скажете, что это из-за природной одаренности? На самом деле для полиглота владение новым языком - это признак индивидуальности, уникальности . Это их хобби, их жизнь, без этого они считают себя несостоявшимися. А знаете ли вы, что большинство из них готовы тратить на изучение языков последние деньги? А все потому что изучение языков для них - это жизнь.

Часто можно столкнуться с тем, что муж и жена разных национальностей, и их ребенок владеет двумя языками. И это не лишь из-за того, что используется какая-то стратегия обучения, а потому что ребенок сравнивает себя с отцом и матерью, и оба языка для него родные и равнозначные.

Усиление мотивации

Я могу вам дать несколько советов как улучшить мотивацию:

  • вы должны понять позитивная или негативная у вас мотивация.
  • нужно поставить четкие цели, которых вы хотите достичь.
  • сделайте так, чтобы ваше обучение было связано только с позитивными эмоциями.
  • вам нужно преодолеть ваши страхи и сомнения и укрепить уверенность в себе и своих силах.
  • следует определить, что конкретно даст вам изучение данного языка, и как оно повлияет на ваше личностное развитие.

Также вам нужно определить тип вашей мотивации.

Как вы мотивируете себя для чего-то? Вы медлите? Какие эмоции возникают у вас в этот момент? Заметьте момент, когда у вас начинают появляться негативные или позитивные эмоции. Определите самую сильную мотивацию и посмотрите, как на вас влияет противоположный вид мотивации. Решите для себя, когда стоит использовать тот или иной вид мотивации.

Обучение и позитивные мысли

Для начала составьте список своих самых любимых занятий. Затем выберите одну деятельность, для которой нужна большая мотивация. Постарайтесь соединить то, что вы любите делать и то, что нужно. Вы можете включить любимую музыку и в это время читать книгу.

Постарайтесь усилить ценность обучения и избавиться от убеждения, которое связано с недостаточной мотивацией.

Вам нужно для начала определить ключевой критерий, который препятствует вашей активности. К примеру, если вы хотите выучить язык, но из-за работы вам не хватает времени.

Теперь подумайте, на что у вас всегда хватит времени? Может быть на чтение любимой книги либо на путешествие. Свяжите ваше обучение с этими ценностями. К примеру, как изучение языка может быть связано с чтением любимой книги или с путешествием? Составьте список возможных ответов, проанализируйте его.

Представьте случай, при котором критерий, препятствующий активности, не задействуется вообще. К примеру, задайте себе вопрос по поводу того, как можно учить английский язык, при этом, не расходуя на него дополнительного времени. Ответ может быть таким: слушать аудиозаписи на английском, когда едите в машине; смотрите английские фильмы с субтитрами и так далее. Продолжайте до тех пор, пока вы не найдете 10 вариантов, а потом старайтесь их использовать.

Определите для себя время, которое вы можете тратить на обучение, подумайте, как можно освободить время для этого.

Сделайте так для всех своих убеждений и в результате этого составьте список рекомендаций.

Усильте значимость обучения, осознавая, с какими ценностями оно связано

Подумайте о том, чем вы постоянно занимаетесь, исключая сон. На что вы больше всего тратите времени? Подумайте над тем, по каким критериям вы выбирали свою работу, друзей, места отдыха, о том, почему вам нравится ваше хобби и другое.

После этого составьте список своих ценностей по нарастающей.

Подумайте, что дает вам английский язык, и чем он может помочь вам в реализации каких-либо ценностей.

Ищите «богатый контекст»

Итак, возьмите лист бумаги и напишите на нем 10 самых важных целей в вашей жизни. К примеру:

  • получить диплом;
  • купить квартиру;
  • стать хорошим оратором;
  • посетить ту или иную страну;
  • выучить английский или другой язык;
  • стать известным писателем;
  • купить машину;
  • основать собственную фирму и т.д.

Теперь вам нужно быть уверенным, что все это важно для вас и что реализация этих желаний зависит от вас.

Подумайте, чему способствует свободное владение английским языком? Если вы в чем-то не находите связь, проанализируйте причину этого, включите фантазию, и вы найдете возможные варианты.

Выберите самые важные цели и сгруппируйте их, подумайте, есть ли контекст, в котором они реализуются вместе? Возьми около 5 вариантов. Главное на данном этапе не критиковать ваши желания, иначе это положит конец ценным идеям. Критику лучше использовать перед реализацией ваших действий.

Как ни странно, все стоящие проекты когда-то были чьей-то мечтой, возможно, они станут и вашими по поводу английского языка.

Будьте реалистичны и в то же время критичны, и тогда у вас будет эффективный план действий. И обратите внимания, изменилась ли ваша мотивация по поводу изучения английского языка.

НАШИ УЧЕНИКИ

Быстро выучить английский

Как лучше учить английский?

Преодолеть языковой барьер английского языка

Английский индивидуально
Какие ассоциации вызывает у вас «индивидуальное обучение английскому языку»? Как показывают опросы, под индивидуальным обучением в 97% случаев понимаются индивидуальные занятия с преподавателем. Тождественны ли индивидуальные занятия по-настоящему индивидуальному обучению? …

Английский для начинающих.

Способности к английскому языку и как их развивать

Память и изучение английского языка

Проблемы изучения английского языка

Результат при изучении иностранного языка - что это?

Что нам нужно - иностранный язык или иностранная речь?

Учит нас языковой опыт, а не словарь!

Определение и таблица уровня владения английским.

Курсы английского языка в CLP

Почему важно иметь хорошее английское произношение

Изучение иностранных языков по методу CLP

Иностранные языки для туристов.

Упражнения для развития способностей к языкам

Один из самых важных вопросов для человека, занимающегося изучением английского языка — это как поддерживать свою мотивацию к английскому на должном уровне? Без должной мотивации невозможно пройти обучение от начала до конца.

Как определить мотивацию к английскому языку

Итак, что же делать людям, которым английский нужен, а вот изучать его не хочется? (Мотивация отсутствует.)

Искать ключик к самому себе, с помощью которого Вам удалось бы раскрыть в себе способности и желание к овладению английским! Это не так страшно, мы Вам поможем. (Мотвацию к изучению английского можно найти и усилить.)

Давайте сначала подумаем, в чём может заключаться причина Вашего активного или пассивного нежелания заниматься английским? Под активным нежеланием будем понимать чувство вплоть до отвращения к английскому языку, а под пассивным – бытовую лень и то, что за ней прячется.

В послевоенные годы в Советском Союзе у многих людей было чувство глубокой неприязни к немецкому. Оно протянулось во времени и дальше, на следующие поколения, которые выросли на фильмах о войне. Постепенно это отношение менялось, более того, что в советской идеологии никогда не было отрицательной установки к немецкому народу и его культуре. И все же, это – яркий пример культурного языкового барьера, носившего массовый характер.

Как можно избавиться от неприязни к какому-то конкретному языку? Для начала надо подумать, что на этом иностранном языке сделано хорошего, интересного и приятного лично Вам. В любом случае в нем чрезвычайно важно искать и находить личные побудительные мотивы, а не абстрактные и общечеловеческие, хотя и они ценны.

Другой пример активного барьера, нежелания учить английский язык встречается тогда, когда Вам не повезло с преподавателем английского ещё в школе. Вас убедили в отсутствии способностей, замучили нудными заданиями, приучили ощущать себя троечником или двоечником. Ничего удивительного, что теперь Вам вообще никакой язык учить не хочется, хоть под дулом пистолета! Это пример школьного барьера, также являющегося очень распространенным отрицательным посылом к английскому или его изучению, даже если в школе Вас мучили совсем другим языком, нежели тем, что нужен Вам теперь.

Простая правда, что никто из нас не любит заниматься тем, что у него не получается, к чему «нет способностей». Всем приятно делать то, что удаётся! Выражаясь научным языком, даёт положительную обратную связь.

Первый шаг, который необходимо сделать для преодоления такого вида барьера, заключается, чтобы задать себе вопрос: а что у меня получалось изучать хорошо? Не может же быть, чтобы ничего не получалось! Если, например, Вам хорошо давались точные или естественные науки, подумайте, как можно было бы расширить свой кругозор, говоря на немецком и английском языках. Или ещё приземлённее: сколько полезной информации написано на этом языке! При таком подходе язык становится не целью, а средством, а это кардинально меняет Ваше отношение к нему. Это определяет мотивацию и доводит интенцию хотя бы до нейтрального уровня вместо отрицательного.

Как справиться с памятью о том, что у Вас «нет способностей»? Это, действительно, сложнее, особенно если слышали Вы такие слова в детстве, и они были связаны с целым букетом отрицательных эмоций… Но при желании и такое преодолимо. Просто нужно время, спокойный и доброжелательный настрой, грамотная работа специалистов.

Лень – это совсем другая история. Бороться с ленью трудно, но возможно. Сразу оговоримся: пытаться решить проблему собственной лени и поднять мотивацию за счёт других – нереально! За счёт преподавателя, который будет Вас дисциплинировать, за счёт других учащихся группы, перед которыми будет стыдно, Вы свою лень не поборете и мотивацию не усилите. Потому что управу на преподавателя Ваша лень непременно найдёт: Вы же платите деньги, Вы и музыку заказываете. Товарищи по группе являются для Вас совершенно посторонними людьми, и по большому счёту, Вам совершенно всё равно, что они о Вас думают. Так что, разбираться придётся с собой самому. Подсказка, что за ленью обычно скрывается невнятность цели (то есть, непроработанная мотивация!), либо недостаток энергии. Возможно, в Вашей жизни есть сейчас совсем другие важные вещи, помимо английского, и оттого сил на него уже не хватает. Это рабочая ситуация, и остаётся только подождать, когда обстоятельства изменятся таким образом, что английский язык займёт достойное место в числе Ваших предпочтений.

В любом случае, над прояснением своих целей и желаний – мотивации и интенции – можно научиться работать.

Задание 1.
Возьмите лист бумаги и ответьте самому себе честно на следующие вопросы:
— Мне нужен английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой язык чтобы (варианты ответов):

Получить на порядок выше оплачиваемую работу;
поменять место жительства;
найти супруга за границей;
свободно путешествовать по миру – любые варианты.

Мне нужен английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой иностранный, потому что:
владение английским соответствует моим представлениям об образованном человеке;
поднимает самооценку;
открывает новые возможности, о которых я пока не догадываюсь; приобщает меня к очень важному; тренирует мой мозг… И так далее: не спешите, подумайте. Вы найдёте очень интересные и, возможно, даже неожиданные для себя ответы.

Мне нравится английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой потому, что (помните у Маяковского: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин»? А в более поздние годы бытовала шутка: «Английский бы выучил только за то, что им разговаривал Леннон»):
на этом языке разговаривают люди, с которыми мне интересно общаться;
мне нравятся фильмы, которые снимают на этом языке, и я хочу смотреть их в оригинале;
я буду чувствовать себя комфортно в стране, которую собираюсь посетить…

Чем более личные, близкие для себя ответы Вы найдёте, тем выше будет успешность овладения английским. Собственная вовлечённость в иностранный играет гораздо большую роль, чем предыдущий опыт его изучения.

Как поддержать мотивацию к английскому

Для этого, прежде всего, следует признать факт: мотивация не может в течение длительного времени находиться на постоянном, одинаковом уровне. Её состояние волнообразно, и зависит от ряда внешних и внутренних факторов. Но существуют также и общие рекомендации:
на стадиях подъёма необходимо «аккумулировать» энергию мотивации;
на стадиях спада – поддерживать процесс, чтобы он не затухал вовсе.

Как аккумулировать? Заниматься английским языком больше, разнообразнее, одним словом, не сдерживать порывы, идущие от души. Расширять границы использования языка: читать, смотреть, слушать, петь песни на этом языке (помимо того учебного материала, который вы задействуете в качестве стержневого).

Как поддерживать? Брать на себя минимальные обязательства, которые вы непременно сможете исполнить. Основная ошибка благих намерений, кончающихся ничем, заключается, что человек берёт на себя слишком много обязательств, намного больше, чем может в реальности выполнить. И в итоге бросает всё. Поэтому на стадии спада особенно важно определить для себя обязательный минимум (который со временем будет расти совершенно естественным путём). Скажем, 10 минут на английский язык, но – ежедневно.

Таким образом, произойдёт некое выравнивание кривой.

Есть и другой вариант, правда, менее продуктивный – держать волевым усилием мотивацию на определённом уровне. Этот вариант в состоянии сработать на короткой дистанции, в режиме интенсива, но на длинной дистанции вы получите обратный эффект:
в определённый момент палка ударит другим концом, и вместо желания заниматься вы получите с трудом преодолимое отвращение.

Резюмируя то, что уже было сказано о мотивации, обозначим узловые пункты:
нахождение языка в десятке приоритетов на данном жизненном отрезке;
наличие личного интереса. Нет интереса – найдите его (см. предыдущий выпуск);
сбалансированность мотивации и интенции;
самодисциплина.

Последний пункт открывает, а точнее — продолжает начатую ранее тему, какие личностные особенности играют роль при изучении языков.

Самое главное, что вы должны для себя понять в вопросе о мотивации: нужно действовать. Если вы будете сидеть и ждать, размышляя и терзаясь сомнениями: «А понадобится мне английский язык в ближайшее время? А вдруг не сложится, и я не поеду на эту стажировку (командировку, учёбу и т.д.),» то действительно не сложится. Или сложится, но без вас.

Мотивация к английскому — необходимость или желание

Лучшая мотивация – это результат. И лучший способ отбить всякое желание учиться – это систематически получать отрицательный результат своих усилий. Отрицательный результат может быть вызван следующими наиболее распространёнными причинами:
Вы не знаете толком, что именно хотите получить, поэтому никакой результат не кажется вам удовлетворительным.
Ваше обучение не соответствует задачам, которые вы на самом деле перед собой ставите.
Вы не прикладываете сами никаких практических усилий/намерений/желаний, чтобы получить результат.
Над вами довлеют психологические языковые барьеры.

Чтобы представлять себе наиболее конкретно, (а значит, достигать этого!), что именно вам надо от иностранного, в какой-то момент нужно начинать им пользоваться. Пока вы не начнёте практиковаться, вы можете питать любые иллюзии, и все они будут оторваны от реальности. Пока вы не начали на языке общаться, читать, писать, слушать, смотреть, вы просто не в состоянии себе представить, чего же на самом деле вам не хватает для полного счастья в этом вопросе.

Почему собственное желание и личная вовлечённость работают лучше, чем внешнее принуждение? Есть определённый физиологический механизм, который в первом случае включает приток энергии к системе, а во втором случае – нет. Речь идёт о той биологической энергии, которая движет деятельностью всего нашего организма. Эта система «электростанций» организма работают по определённым законам. Они запрограммированы таким образом, что желание, вдохновение, любовь включают систему, и энергия направляется в требуемом направлении. Включить систему волевым усилием нельзя: можно лишь научиться включать желание, которое, в свою очередь, запустит генераторы на требуемую мощность.

Вот это в двух словах о психо-физиологических основах понятий мотивации и интенции. Мотивация=надо, интенция=хочу, и задача найти необходимый баланс между ними.
Желание без регулярного волевого усилия, к сожалению, долго не продержится. Поэтому возникает необходимость постоянно искать и поддерживать у себя равновесное сочетание этих векторов – «надо» и «хочу»!

С одной стороны, в любом деле необходима дисциплина, чтобы довести начатое до конца. С другой стороны, дисциплина без желания похожа на самобичевание: практический выхлоп от подобной деятельности будет стремиться к нулю.

Смотрите, что происходит, когда вы чего-то на самом деле ХОТИТЕ и делаете это с желанием. Вам почти не приходится напрягать силу воли, а значит насиловать себя, заставлять, обязывать. Энергия не уходит на внутреннюю борьбу, борьбу с самим собой, а единым потоком устремляется к намеченной цели. При таком подходе вы всегда получаете удовольствие не только от результата своей деятельности, но и процесса. У вас происходит самоподкрепляемая деятельность: вы более не нуждаетесь, чтобы кто-то вам поставил «пятёрку» и купил мороженое за успешно «сданный» экзамен (кому вы обязаны что-то сдавать, если то, чем вы занимаетесь, что изучаете, приносит радость?).

Совершенно иная ситуация наблюдается в случае, когда вы действуете потому, что НАДО. В данном случае приходится действовать волей, придумывать для себя различные санкции и поощрения, выступать для самого себя одновременно и учеником, и учителем, и строгим, но справедливым родителем. Даёт такая тактика результат? Даёт, но с бОльшими энергозатратами («учитель» борется с «учеником», «родитель» борется с ними обоими, и в результате на учебный процесс в лучшем случае направляется лишь 1/3 той энергии, которая направилась бы туда добровольно). Результат оказывается не только труднодостижим, но и нестоек. Удовольствие в этом случае люди обычно получают не от деятельности как таковой, и даже не от её результата, а от «самопреодоления». Вдумайтесь только в это слово – самопреодоление! Кто преодолевает, и кто, кого надо преодолевать? Вы сами, но в разных ипостасях. Неужели Вы настолько плохи (и кто вам об этом сказал?), что кто-то обязательно должен с вами бороться?..

Как поддерживать самодисциплину, большинство из вас давно и хорошо знает – люди все взрослые.

А как поддерживать в себе желание заниматься английским языком? Главный инструмент здесь для большинства из нас – практика. Общение, чтение, просмотр фильмов и слушание песен на изучаемом языке являются неотъемлемыми компонентами учебного процесса. Потому что всякий раз, когда вы будете узнавать слово, фразу, окажетесь в состоянии чего либо сказать или написать, у вас будет появляться воодушевление и желание двигаться дальше! Помните, что выбираемая вами практика должна соответствовать вашим текущим возможностям в иностранном: если вы будете ставить непосильные для себя практические задачи, то добьётесь ровно противоположного эффекта. Вместо желания продолжать, у вас будут опускаться руки и рождаться чувство неуверенности в собственных силах.

Не забывайте, что занятия английским языком, даже если прямо сейчас у вас с ним не связаны какие-то определённые цели – прекрасный инструмент саморазвития, выхода за пределы быта и повседневной рутины, тренажёр для мозга, личное пространство в жизни…

Вдохновение посещает только тех, кто много и упорно трудится. Лежать на диване в ожидании, что вот-вот на вас «снизойдёт», можно долго, но отнюдь не плодотворно.

Что же делать? Для начала чётко разобраться, на что конкретно должны быть направлена мотивация – ваше НАДО, а что должно отталкиваться от ХОЧУ. Например, если вы знаете, что сегодня вам НАДО позаниматься английским, то правильнее всего будет ловить момент, когда для этого возникнет хоть малейшее ХОЧУ. И для начала, пока у вас процесс ещё не установился, не стоит перегружать своё желание, постоянно пользуясь им как трамплином для необходимости. Так и желание перестанет возникать. Гораздо более продуктивной стратегией было бы в данном случае заниматься ровно столько, сколько вы в состоянии продержаться на энергии желания и интереса. И закончить занятие на одну минуту раньше того, как ваш внутренний голос заноет: «Ну сколько же ещё можно?!»

Сколько именно должно длиться занятие английским на каждом этапе обучения? На этот вопрос можете ответить себе только вы сами. Учитесь чувствовать себя, своё состояние, свои намерения и желания. Но подчёркиваю, что если вы постоянно будете действовать через «не могу» и «не хочу», то скоро ваша энергия начнёт уходить на преодоление отвращения к самому предмету, который стал для вас полем для развития волевых качеств, переходящих в самобичевание.

Давайте сначала разберёмся, что такое мотивация.

Мотивация к английскому языку и интенция.

Мотивация — слово нерусское, неродное, и оттого внутренне нам не до конца понятное. Словарь В. Даля выдаёт нам следующее:

Мотив — побудительная причина. Мотивировать — подкрепить доказательствами, подтвердить и объяснить доводами.
Вполне раскрывается смысл! Мотивация получается инструментом логики, который работает только тогда, когда может опереться на доводы и факты.

Как правило, мотивация – что воздействует на вас извне (положительно, в качестве «пряника», или отрицательно, в качестве «кнута»). Применительно к изучению иностранного языка это означает, что английский язык нужен Вам для каких-то определённых целей. Эти цели лично для Вас вполне обоснованы и самому себе доказаны. Так почему же бывает так трудно удержать мотивацию, если понятны цели?..

А потому что помимо действий извне на нас ещё что-то должно действовать изнутри. Это «что-то» психологическим языком называется интенция. По-русски: желание, намерение, стремление, воленье. Как видим, это, скорее, эмоциональная субстанция. Она действует по своим законам в духе поговорки: «Насильно мил не будешь».

Рассмотрим этот баланс сил – внешних и внутренних, логических и эмоциональных – на наиболее распространённых примерах.

Пример первый.

Вам нужно освоить английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой иностранный язык, потому что Вы можете получить очень хорошее рабочее место с высоким окладом и отличными перспективами. С точки зрения мотивации – всё очень даже хорошо, налицо веские доводы и основания для действий.

Но тут возможно два варианта.
Первый. Вам, в принципе, нравится английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой язык, и Вы занимаетесь с удовольствием и интересом. То есть, желание (интенция) присутствует.

Второй. Вам ни в какую не нравится английский язык, который Вам нужно изучить: интенция отсутствует. Как раз это случай, когда насильно мил не будешь.

В случае первого варианта Вам остаётся только найти подходящий для себя метод, форму и место обучения, а также периодически напоминать себе, для чего Вы это делаете, то есть поддерживать мотивацию в процессе изучения английского языка на должном уровне.

Второй вариант напоминает приём определённой пищи в детстве, которую ваши родители считали крайне для вас полезной, а вам было невкусно! Что же делать в этом случае, когда вы и сами прекрасно знаете, как полезен, например, финский язык на завтрак, но вам «невкусно»?..

Ответы будем искать чуть позже, пока давайте дальше разбираться с самим принципом соотношения мотивации и интенции.

Пример второй.

Вам очень нравится какой-то определённый английский язык — интенция налицо.

Опять рассмотрим два варианта развития событий.

Первый. (Мотивации к английскому нет.)
Вы пока даже не предполагаете, зачем вам нужен английский язык. Мотивации нет, но её можно найти при желании.

Вариант второй. (Мотивация есть.)

Вы предполагаете, что через год-другой поедете в страну, где говорят на английском языке, и будете там активно общаться, посещать экскурсии и получать массу удовольствия, а не чувствовать себя безъязыким, немым и одиноким на чужом празднике жизни. Мотивация положительная, хоть и не очень определённая.

Если второй пример/вариант второй относится к Вам – Вас можно смело поздравить, у Вас сплошные плюсы! Помощь лингвистического психолога Вам может потребоваться только в случае, если у вас присутствуют иные коммуникативные барьеры (понимания, говорения, школьный) и еще больше повысить свою мотивацию.

Вся эта история с мотивацией и интенцией относится прежде всего к тем, у кого отсутствует либо желание, либо невнятны цели в освоении английского языка. Впрочем, у кого всё хорошо – цели ясны и желание присутствует, тоже может быть полезно вникнуть в тему, так как мотивация всегда проявляет тенденцию к нестабильности, особенно на сравнительно большом промежутке времени.

Из приведённых примеров становится очевидно, что с внутренними проблемами разбираться гораздо сложнее, чем с внешними. Но на это и есть лингвистическая психология, чтобы помогать людям решать их внутренние проблемы, связанные с освоением английского языка и повышать свою мотивацию.

В качестве первого шага на пути поиска гармонии мы предлагаем вам подумать, каков ваш собственный вариант проблемы (если она, конечно, присутствует или может возникнуть). Возможно, ваш вариант не нашёл отражения в наших примерах? Чем больше вы обнаружите своих собственных причин мотивации и личной вовлечённости, тем более действенными окажутся предлагаемые нами способы решения проблем подобного типа.

Как приступить к обучению

Выберите программу, воспользовавшись описанием программ на сайте.
Пройдите тестирование для подготовки программы: .
Обсудите со специалистом все интересующие Вас вопросы по составлению своего персонального курса.
Мы направим Вам ссылку для оплаты, и после её получения приступим к подготовке программы. В течение 5 дней Ваша программа будет готова, и Вы получите ссылку для её скачивания.
Если у Вас есть вопросы, обращайтесь: [email protected], Нина Брянцева, лингвистический психолог Центра языковой психологии (CLP).