Как любить врагов своих. Ближние по крови и по духу в Евангелии и Библии

Давайте зададим себе вопрос: Кто для нас ближний? О ком говорит Христос?
Господь в законе говорит: (Лев. 19:13-18) «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра. Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь. Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего. Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь. Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь».
В Евангелие Иисус рассказывает о добром самарянине, который был чужаком для евреев, ведь с древних веков Израиль враждовал с Самарией и считал ее языческой страной. Но, не смотря на это, этот человек оказался добрым и милостивым по отношению к незнакомому человеку, которому нужна была помощь в тот момент.
Итак, что же хотел нам сказать Христос? Кто для нас ближний? Ближний для нас – это любой человек, встречающийся в нашей земной жизни.
А что значит любить ближнего своего? Это значит радоваться его радости и помогать ему в горе и неудачах, даже если это незнакомый или, более того, наш враг. Помните, что Иисус говорил:
(Мф.5:44) «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…»
«Любить ближнего своего», - какие простое слова, но в жизни это делать совсем не просто. Зачастую мы поступает совсем наоборот: радуемся неудачам и бедам наших соседей, сослуживцев, друзей, братьев и сестер в церкви, даже родных жён, мужей, родственников и, более того, врагов, и плачем в душе своей, когда у них всё хорошо. Завидуем их дарам и талантам, их успехам и достижениям. Проклинаем врагов наших, не молимся о них, не протягиваем им руку помощи.
Почему с нами такое случается? Чтобы ответить на этот вопрос, важно обратить внимание на вторую половину заповеди
«Возлюби ближнего своего…» Как возлюби? «Как самого себя» . Значит, чтобы любить других людей, нужно, прежде всего, любить себя? «Да», – говорит Христос. Так давайте посмотрим на себя…
Вы скажите: нашел, о чём говорить! Кто же себя любимого не любит? А дело, как раз, заключается в том, что причиной нашего отрицательного отношения к людям является не любовь к себе в библейском понятии, а в себялюбии или самолюбии.
И в чём же тогда разница между любовью к себе и себялюбием? Себялюбие или самолюбие - это состояние эгоизма, предпочтение своих личных интересов интересам других, желание быть в центре внимания, чтобы замечали только тебя, твои достижения и таланты, обсуждали только твои проблемы, помогали и любили лишь тебя одного.
Из этого определения следует, что себялюбивые люди имеют либо заниженную самооценку, либо завышенную.
Заниженная самооценка – это жалость к себе, недовольство собой, постоянное нытьё о проблемах, постоянные извинения перед всеми не за что, неспособность противостоять трудностям и конфликтам, неспособность принимать, даже простые, решения. Роль этих людей в жизни - роль жертвы.
Завышенная самооценка – это возвышение себя самого, своего собственного Я. Это когда человек ставит себя выше, чем он есть на самом деле. Когда он хочет показать свои дары и таланты, даже если у него их нет, для того, чтобы его заметили и похвалили. Он всегда хочет быть на виду и первым. Часто это деспотичный человек.
В наше время с таким проявлением мы встречаемся везде: на работе, в обществе и даже в семье.
В чём кроется причина себялюбия?
Корни её тянутся из прошлого, а точнее с детства. Это недолюбленные дети - жертвы родительского бездушия - или чересчур залюбленные дети - жертвы родительской не мудрости и «любви» в кавычках. Проблемы неправильной самооценки возникают тогда, когда нам (родителям) нет дела до наших детей, и они предоставлены самим себе, или же когда мы слишком «любим» их в кавычках! Давайте же помнить о том, что Бог доверил нам наших детей для того, чтобы мы их любили Божьей любовью и подходили с мудростью в воспитании!
Хочу, чтобы вы сейчас сами себе ответили на вопрос: «за что я не люблю себя?» или «за что люблю себя?» В общем, ответ будет примерно одинаковый « за то, что я такой…». Люблю или не люблю в себе себя. «Не любить себя» значит не видеть в себе образ Божий, а «любить себя» – это видеть и ценить его в себе.
Но какое бы не было у нас детство, как бы ни складывалась наша жизнь, на кого мы должны равнять? Кто для нас является примером? Конечно же, Иисус Христос! Давайте посмотрим на Него.
(Лк.5:12-14) «Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него. И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести [жертву] за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им».
Давайте посмотрим на ситуацию глазами человека, не любящего себя, с низкой самооценкой: Как бы мы отреагировали, если бы к нам пришел больной проказой?
О, только не это!
Я устал, давай в другой раз, у меня нет времени…
Мне нельзя до тебя прикасаться, и я прав на все 100%!
Может тебе поможет кто-нибудь другой, а не я?
Я сам нуждаюсь в помощи…
Да я не смогу этого сделать!
Представьте, если бы Христос поступил вот так…
А как поступает Он?
(Лук.5:13) «Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него».
Иисус знает, Кто Он. Он знает себе цену. Он любит людей потому, что видит в них образ Божий, и относиться к ним соответственно – с большой любовью.
А теперь посмотрим на ситуацию глазами человека, не любящего себя, с высокой самооценкой: Приходит к нам больной, а мы:
Я тебе, конечно, помочь могу, ни вопрос! Только что я-то за это получу?
Я конечно за тебя помолюсь и помогу, а ты расскажешь всем об этом.
Я приведу тебя в церковь, там, конечно, помолятся о тебе, и все будут знать, что это я тебя привёл к Богу.
Как ведёт себя Иисус?
(Лук.5:14) «И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести [жертву] за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им» .
Почему Иисус повелевает никому не сказывать?
1. Есть такое правило: что людям запрещаешь, то чаще всего они и делают.
2. Но главная причина не в этом. А в том, что Христос знал, что Он пришёл на землю не Себя прославить, а Отца Небесного. Он не нуждается во славе человеческой, потому, что в Нём есть любовь от Бога. И эта любовь делает Его полноценным и достаточным.
Иисус любит Себя? Да. Он знает, Кто Он такой, Он знает Свою силу и могущество, но не возносится над людьми, не хвалится, а просто любит каждого.
Как нам научиться любить людей? Как нам научиться любить себя, а не заниматься себялюбием? Важно понять, что «я – образ Божий», что Бог создал меня и любит такого, какой я есть, со всеми моими достоинствами и недостатками. У Него для меня есть грандиозный план - план, который написан только для меня. Я – личность, я – подобие Бога в любви. Бог создал нас по Своему образу и подобию! Скажите себе: Бог любит меня, Он во мне! Я люблю в себе Господа!
Увидев в себе образ Бога, мы сможем видеть Его и в других людях и любить их также, как Христос любит, потому что Его любовь будет наполнять нас и изливаться на всех окружающих нас людей. Мы будем радоваться и плакать вместе с ними, потому они такие же творения Божьи, как и мы. Они также, как и мы, сотворены по образу и подобию Бога. И пусть Господь поможет нам крепко утвердиться в этой истине.
Аминь!

Проповедь
"Любите врагов ваших ..."
(Мф.5:43-48)

«Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гоняющих вас, да будете сынами Отца вашего небесного...» Мф.5: 43-45

Я хочу задать вам вопрос. Кто для нас является врагом? Или кого мы считаем своими врагами? Враг для нас это тот, кто нам причинил или причиняет боль, страдания, обиды, тот, кто желает нам зла, изводит нас ревностью, оскорбляет и т.д. и т.п.
Заповедь «любите врагов ваших» всегда была, пожалуй, самой трудной из всех заповедей Христа. Некоторые люди искренне верили, что в реальной жизни она невыполнима. Легко любить тех, кто любит тебя, но как любить тех, кто причиняет нам боль, завидует нам, обижает и ненавидит нас?
Иисус хорошо понимал, что любовь - это ключ к решению всех существующих в нашем мире проблем. Также Он понимал и всю сложность, связанную с практическим исполнением заповеди «любите врагов ваших». Он так же говорил, что если мы хотим быть сынами Отца Небесного, мы обязаны исполнять Его слова, но как? Что нужно делать, чтобы любить своих врагов?

1. Мы должны учиться прощать. Кто не умеет прощать, тот не умеет любить! В нашем сердце не найдется места и капли любви к врагам, если мы не поймем того, что необходимо научиться прощать вновь и вновь тех, кто приносит нам несчастья и мучения. И прощение не должно заканчиваться словами: «Я прощаю вас, но отныне не желаю вас знать». Прощение означает примирение и восстановление отношений.
Где взять нам силы прощать своих обидчиков? Источник силы прощения находится в молитве: «Господи, помоги мне простить моего врага!».
Почему Иисус учит молиться и благословлять своих врагов?
Потому что, если мы молимся за людей, причинивших нам зло, в нас самих происходят изменения! Примиряются наши чувства, эмоции, исчезают негативные мысли, мы находим мир и покой в Боге, меняется наше отношение к человеку. Когда же мы благословляем, мы даем Богу возможность действовать в этом человеке и изменять его.

2. Мы должны понять, что зло, творимое нашим врагом, никогда не отражают всей его сущности. Можно посмотреть на Ап. Павла, который в своё время сказал: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю» . Что это значит для нас? Это означает, что даже в лучших из нас есть частица зла, и в наихудших из нас есть частица добра! Когда мы понимаем это, то становимся менее склонны к мести и ненависти.
Размышляя о поступке человека, мы начинаем понимать, что его ненависть является результатом каких-то процессов: страха, гордыни, незнания, предубеждения, отсутствия взаимопонимания и т.п. И тогда, несмотря на все его зло, мы понимаем, что его душа несет в глубине печать Божью, он – образ и подобие Бога. Мы начинаем любить его, и надеемся, что когда-нибудь любовь Господа нашего коснется и его сердца и души.

3. Мы должны не мстить за проявленное к нам зло, а желать добра, искать дружбы и взаимопонимания. Не зря Христос говорит: «благотворите ненавидящим вас» . Бывают минуты, когда нам хочется унизить своего обидчика, ответить ему тем же, показать, что он на самом деле проиграл в этой ситуации и т.д.
Мы не должны так поступать! Поверьте, что мы не получим морального удовлетворения от этого и не будем чувствовать себя победителем! Только любовь может дать нам чувство полного морального удовлетворения и чувство победы. Каждое сказанное слово и каждый сделанный нами шаг должны нести добро и любовь и приближать нас к взаимопониманию. Не зря Бог в книге Исход 23:4-5 говорил: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним».

И только поступая по любви со своими врагами, мы можем стать настоящими детьми Отца нашего Небесного.

Время сердцу быть в покое
От волненья своего
С той минуты, как другое
Уж не бьется для него;
Но пускай оно трепещет
То безумной страсти след:
Так все бурно море плещет,
Хоть над ним уж бури нет!

Неужель ты не видала
В час разлуки роковой,
Как слеза моя блистала,
Чтоб упасть перед тобой?
Ты отвергнула с презреньем
Жертву лучшую мою,
Ты боялась сожаленьем
Воскресить любовь свою.

Но сердечного недуга
Не могла ты утаить;
Слишком знаем мы друг друга,
Чтоб друг друга позабыть...
Михаил Лермонтов

Что было дальше? – не выдержал маг затянувшейся паузы, - Вторая просьба, обращенная к духу Сиэли, касалась моего перемещения?
Владыка Тьмы хмыкнул. Когда он заговорил, то в голосе проскользнула нотка досады, будто маг своей догадливостью испортил неожиданность, запланированную богом. Рей давно перестал обращать внимание на подобные мелочи, считая, что Владыка Тьмы и без того слишком склонен к внешним эффектам. А для того, чтобы проявлять угодливость и подыгрывать Асфелю, он был слишком гордым. Не замечая, что этим тоже, наряду со многим другим, неуловимо напоминает фигуру в темном плаще.
- Ты прав, - сухо сказал Владыка Тьмы, - После долгих раздумий и поисков мне удалось определить в тебе того самого Проводника, о котором поведал призрак Сиэли. Каким же разочарованием стало то, что ты находился в стане врагов! Пока я ломал голову, как вернуть тебя обратно, меня нашел Кайсинель. Этот мерзавец каким то чудом прознал про реликвию и пытался вызнать у меня подробности. Нельзя было не воспользоваться столь благоприятной возможностью, чтобы добиться своего – сделка со светлым заключалась в том, что я согласился поменять тебя на реликвию. Ты должен был оказаться здесь, на севере и сыграть свою роль в предстоящей пьесе. Мои действия не поддавались логике, я не владел ни каплей информации про будущие события, делал все по наитию и лишь чудом оказался прав. Все сложилось как нельзя более удачно.
Я не побоялся дать Кайсинелю клятву, которую нельзя не сдержать... Уповая лишь на то, что выполнить ей не дадут обстоятельства, иначе Сиэль перешла бы в руки врага и кто знает, как отразилось бы это на асмодианах. Я слышал от Хранительницы, что уже какое то время назад реликвия стала рваться на свободу и ускользать из рук, предчувствуя свой последний путь. И лишь на этом хрупком предположении была построена вся комбинация. Если бы Сиэль была менее достойна, все могло закончиться много хуже...
Рей смотрел на Темного с восхищением. Вспоминая собственные подвиги на пути реликвии, победы и поражения, неудачные поиски и грандиозные открытия, заклинатель лишь сейчас стал немного понимать всю полноту замысла богов.
Бога. Владыки Тьмы Асфеля. Хитрого, рискованного, потрясающе восхитительного интригана!
- Знаешь, очень грустно вспоминать об этом сейчас, когда все бесповоротно закончилось. Я понял, почему с самого начала Сиэль пришла именно ко мне, - едва шевельнувшись, фигура в темном плаще снова застыла недвижимым изваянием, - Те слова, что другие выживут сами, не давали мне покоя. Долго считал слабым и беспомощным себя, пока не понял – это мы, шедимы, ослабляем своих людей. Да, разрушительная мощь, накопленная нами на эманациях Катаклизма, помогла асмодианам мутировать, превратить их в демоноподобных существ, способных выжить в холодных северных землях. Но когда мы стали замечать, что процесс выходит из-под контроля, богам пришлось уйти. Раствориться где-то между небом и землей, не вмешиваясь в жизнь бессмертных так откровенно, как вначале.
- Так это вы стали причиной мутации? – вскинул брови Рей, - Занятно.
- Ты же знаешь, что полчища монстров и прочие изменения на планете появились от магических сил, которые выплеснулись в эфирное пространство при расколе Башни. С этими силами смешалась немалая доля балаурского темного колдовства, что было последней местью Фрегиона. Думаю, именно этот коктейль, по большей части впитанный нами без остатка, стал палкой о двух концах. Он помог асмодианам выжить, приспособить их тела к суровому климату. Но когда люди от присутствия всех нас в этом мире стали перерождаться в откровенных чудовищ... Да, это не вошло ни в одну летопись, но мы с Триниэль были свидетелями посвящения в даэвы человека, после обретения крыльев обратившегося не в асмодианина, а ужасного монстра, в котором не осталось ни проблеска разума. Предвосхищая твой вопрос, скажу, что он был уничтожен Владычицей Смерти без тени сомнения. А мне пришлось собрать шедимов, внушить им желание уйти и позволить даэвам самим строить собственную жизнь, ограничиваясь лишь косвенным вмешательством в их бытие.
Этот шаг позволил нам не только ограничить мутацию, но и приумножить собственные силы, впитывая эфир там, куда никогда не долетели бы крылья бессмертного. Достичь ранга божеств, как это понимаете вы. Со временем даже сам мир перестал принимать нас, прогибаясь от каждого шага по земной тверди. Люди и даэвы задыхались в нашем присутствии, теряя жизнь по капле. Но это уже совсем другая история...
Едва до разума дошел смысл последней фразы, Рей запаниковал и принялся лихорадочно ощупывать себя, подозревая, что его столь тесное общение с Асфелем может вызвать весьма плачевные последствия, если еще не вызвало. Фигура в темном плаще на миг замерла в недоумении, затем согнулась от дикого хохота, едва не свалившись с трона, что нисколько не приличествовало нормальному богу. Вот Маркутан, которого маг сейчас особенно уважал, никогда бы не поступил подобным образом.
- Боишься утратить свой смазливый облик или острый ум? – спросил Асфель, немного успокоившись, хотя в голосе все еще проскальзывали смешинки, - А может, готовишься упасть в обморок от моего присутствия, как это делает каждый раз Юфитинея?
- Всего понемногу, - огрызнулся заклинатель, понемногу расслабляясь. Что его всполошило? Ведь не мог же Владыка Тьмы за века не придумать хоть одного способа обезопасить крылатых от своего тлетворного излучения! Слова, прозвучавшие далее, заставили мага отбросить последнее недоверие и насторожить уши.
- Будь спокоен, – кивнул Темный, - Даже сейчас, почти полностью переродившись с самой первой нашей встречи, произошедшей еще до Катаклизма, я не могу никоим образом повлиять на тебя. Именно этот факт натолкнул меня на определенные мысли на твой счет. Я провел весьма интересное расследование и понял, что тому есть очень веские причины...
- Какие же?
- Не так быстро, - поморщился бог, - Удовлетвори сначала мое мелкое праздное любопытство: вернемся к моменту гибели Тиамат и твоему разговору со светлым. Ответь, что побудило тебя отказать Кайсинелю? Мастер эфира действительно мог вернуть к жизни того блестящего гладиатора, которым ты был. Жизнь асмодианина осталась бы позади, растаяв, словно сон. Я далек от мысли, что ты отказался от этого лишь ради удовлетворения собственного любопытства, когда мною было обещано рассказать все. Предложение светлого - это был подлый удар в мою спину, если хочешь слышать. За то, что я позволил реликвии проскользнуть между цепких пальцев Кайсинеля.
Столь пытливым был взгляд из-под капюшона, пронзая насквозь, что заклинатель невольно поежился. Похоже, богу очень важен ответ, но почему? В кои то веки отбросив иронию, Рей постарался быть максимально откровенным:
- Мне претило идти на любые соглашения с тем, кто забрал у меня друзей. Я не верил ему тогда, когда он ответил на призыв моих адъютантов и отправил их неведомо куда, не поверил и сейчас. Были причины... после того, как Дельтрас отказался служить светлым и увел легион Бури, я много думал обо всем, что произошло. Я слышал историю неприглядной встречи асмодиан и элийцев из первых уст и, хотя отказался от приглашения и не последовал за величайшим командиром, с тех пор научился жить так, будто богов не существует.
- Серафимы не внушили тебе должного почтения? – попытался пошутить Владыка, но Рей так красноречиво взглянул на него, что Асфель сразу посерьезнел.
- Мне очень жаль, что твои друзья из легиона Бури погибли. Но я не мог поступить иначе. Война была объявлена много раньше, чем крылатые узнали о существовании друг друга. С момента схватки Румиэль и Кайсинеля в Бездне у меня лично не осталось ни капли иллюзий по этому поводу... К сожалению. Мы должны были отвоевать необходимое количество эфира, чтобы выжить, пусть даже ценой бесконечной войны.
- Я не мог поклоняться светлым после того, что узнал от Дельтраса, - сказал Рей, помолчав немного, - Но остался в Элиосе ради простых даэвов, которые поверили в меня. Дурацкий разговор, не находишь?
Заклинатель вскинул на бога вопросительный взгляд, но Асфель не согласился:
- Нужно видеть картину целиком, чтобы судить о смысле этого разговора. Ты должен был почувствовать за время, проведенное в Асмодее, что твое истинное место и сила – здесь. Под нашим сумрачным небом. Не зря сама Сиэль признала тебя Проводником, позволила воспользоваться своей силой, приняла помощь. Что ощутил ты в тот самый миг, когда очнулся слепым и беспомощным магом на окраине Морхейма, если не принял свое предназначение и неосознанно последовал ему, как единственно правильному для себя? Несмотря на привязанность к воспитанным тобой воинам, ты не думал о покинутом в Элиосе легионе, не пытался отыскать путь назад. Переболел невероятным перемещением, трудом и болью создал себя заново и стал жить дальше. Ведь я не ошибаюсь, так?
Рей хладнокровно усмехнулся. Странно, но воспоминания о том, как бог ослепил его и бросил на произвол судьбы в заброшенном пыльном уголке северного края больше не вызывали гневного негодования. Предательски вышвырнутый Темным в суровую жизнь Асмодеи, как котенок, он научился многому. Владеть непривычной магией, носить хлипкие одежды вместо мощных лат, жить дальше несмотря ни на что, побеждать и не сдаваться... Сейчас, обернувшись назад, Рей был даже благодарен Асфелю. Быть может, прав был Владыка Тьмы рассуждая о том, что маг просто принял свой истинный путь?
- Возможно, - коротко ответил он.
По загадочной улыбке, промелькнувшей под тенью капюшона, стало заметно, что Асфель доволен ответом.

* * *
Одержав победу на Дерадиконе, Мира направилась к Юфитинее, у которой сегодня еще не была. Захват балаурского корабля не вызвал у целительницы особого восторга, ни один участник случайной группы не был знаком с другими, и за то время, пока они бегали по палубам, едва обмолвились между собой несколькими словами.
Девушке, пребывающей в сосредоточенной злости на саму себя, как нельзя лучше импонировало подобное отчужденное исполнение прямой обязанности лекаря – исцелять, не вникая в детали и смысл происходящего. На протяжении всего отведенного на захват времени она следовала за группой тихо, как керука, а когда все закончилось, спокойно приняла заслуженную награду и отправилась дальше.
Если в штабе Весов Судьбы было многолюдно, и целительница отстраненно кивала, здороваясь, многочисленным знакомым, площадь Круглого стола отзывалась пустынным эхом на каждый шаг. Выступив миротворцами между изначально непримиримыми расами, юны столкнулись с заметным отчуждением крылатых. Впрочем, краснокрылые привыкли жить своей обособленной жизнью, не слишком заботясь о подобных мелочах. Пока даэвы исполняли свои договоренности, содействуя в важных миссиях и щедро делясь информацией, необходимой для исследований, Карун оставался спокоен. А вопросы приязни или неприязни – это была непозволительная роскошь для военного времени, в котором краснокрылые прожили всю жизнь, истово ненавидя балауров.
Загрустив от пустынной атмосферы зала, невольно отражающей состояние её души, Мира с печалью подумала, что так и не рассказала Чармин и чародею про свою миссию, про путь Избранной... хотя бы в общих чертах, иносказательно. Не успела. Горькая усмешка родилась на губах и сразу пропала. Друзья ушли так поспешно, что она не успела сделать многого. Хотя бы поговорить по душам... И придется еще долго сожалеть о недосказанном, недоделанном, несбывшемся. Такова жизнь.
Дверь в секретный кабинет замерцала и беспрепятственно пропустила девушку.
- Ирау, Хранительница.
- А, это ты, девочка моя? – произнесла Юфитинея, отрываясь от чтения какого-то толстого свитка, - Садись. Как раз получила отчеты исследователей Каталамов. Моя родная земля! Как же радостно понимать, что власть балауров там уже пошатнулась и дело идет к активному освоению этих земель даэвами. Все благодаря вам, крылатым!
- Ну, собственно, лично я не имею к этому ни малейшего отношения, - смутилась Мира, - Но рада, что все обстоит именно так, как вы говорите.
- Как раз ты имеешь отношение ко всему новому, что ждет этот мир. Гибель Тиамат, о которой еще не говорят вслух, позволит вам заняться Каталамами вплотную, оставив в Тиамаранте лишь необходимым минимум защитников. Совсем скоро информацию откроют простым даэвам и они хлынут в новые земли... Ты же умная девочка, и не станешь болтать о том, что услышала, на каждом углу? - пытливо взглянула стражница на девушку и кивнула, удовлетворившись увиденным, - Вижу, не станешь. Скажу, что именно сейчас твоя задача становится решающей. Прежде, чем асмодиане и элийцы смогут на равных противостоять захватчикам Каталама, нужна очень тщательная подготовка. Время не терпит. Нам пора приступать к детальному изучению свойств ида, чтобы ты могла обучить навыкам обращения с ним ученых, исследователей и создателей заклинаний. Очень жаль, но принципы моей магии разительно отличаются от тех, которыми пользуются даэвы. Понимаешь теперь, как важна миссия Избранной? Даэвы не должны оказаться беспомощными, приступив к освоению моей родины. Но вернемся к иду. Знаешь, на моей земле это вещество заменяет все, даже ваш излюбленный эфир. А вот почему так происходит, я сейчас расскажу...
Чувствуя себя примерной ученицей, Мира внимательно слушала рассказ Юфитинеи, восторженно открывающей все секреты удивительного вещества, ставшего пищей для эфирной магии и прочих её производных. Девушка как никогда понимала, что знания эти уникальны и не переставала удивляться, отчего её, простую целительницу, решили посвятить в удивительные тайны этого мира?
Поздним вечером, явившись домой, Мира первым делом закинула в магический куб все железные предметы. Непросто таскать на себе эти тяжести, будь ты хоть трижды асмодианкой. Одев легкое домашнее платье (в котором иная леди не постеснялась бы появиться на главной площади столицы), лекарка рухнула на диван.
Итак, она узнала про ид столько, сколько не знал никто. Как странно, что даэвы раньше не имели представления об этом веществе, ставшего прародителем эфира. Впрочем, балауры давным давно поработили полные идовых залежей Каталамы, тщательно охраняя границы. Мерзкие драканы, как их называла Юфитинея, сами не умели пользоваться идом, но сумели ограничить доступ к нему. Времена текли и менялись, бесконечное противостояние в мире растило больше воинов, нежели ученых, но именно война послужила катализатором событий. Кто-то сумел не только проникнуть сквозь тройной заслон балауров Бритры, но и вернуться. История не сохранила имени этого крылатого, как бывает в полностью засекреченных случаях, прочно похороненных в памяти немногих причастных. Но даэвы воспользовались лазейкой и вышли на новые земли уже группами...
Удивительно, думала Мира, как так случается, что элийцы тоже, наряду с асмодианами, становятся причастными к подобным важным открытиям? Будто сам мир не разрешает ни одной из рас хоть на миг качнуть чашу равновесия в свою пользу. Впрочем, миру виднее, а сама целительница почувствовала усталость и решила, что нужно отдохнуть. Не думая больше ни о чем, особенно о личном.
Словно насмешка, перед закрытыми глазами девушки появился он... Рей, каким лекарка видела его в обители Тиамат. Родной и любимый до последней морщинки в углах упрямо стиснутых губ. Отчаяние напополам с горечью накатывало особенно сильно. Да, сейчас ни товарищи, ни друзья не помогают забыться и забыть, рядом осталось лишь одиночество, и пустая жизнь без цели и смысла. Судьба, судьба, что же ты сделала с нами? Мира не хотела плакать, но горячий комок поднимался из груди, мешая дышать. Никто никогда не мог заменить этих зеленых глаз, взгляд которых проникал в душу. Любимый враг... Где потерял ты белые крылья? Как же не нашел меня? Гордость не позволила унизиться до поисков и новой встречи? Или же равнодушие, остывшее пеплом забытой любви, заставило забыть навсегда?
«Не стоит возвращаться к прошлому», - сказала матушка. Мира не хотела верить пророческим словам Вернанди. Она не хотела прощаться с ним!
И так надоело просыпаться утром с мыслью, что лучше бы не просыпаться. Миссия Избранной, занимающая девушку какое-то время, не вечна. А дальше придется влачить размеренную и однообразную жизнь даэва, исполнять свой мелкий воинский долг, оглядываться на серые беспросветные будни, понимая, что вчера ничем не отличается от завтра...
В тот самый миг, когда сознание проваливается в сон, целительницу осенила яркая мысль. Ведь решила она не быть больше безвольной соломинкой в бурной реке жизни, так что же мешает самой найти любимого? Найти и признаться во всем, что тревожит и беспокоит сердце. Объяснить, как плохо без него, обнять взглядом, понять, что творится у него на душе. Увидеть в зеленых глазах если не любовь, то хотя бы искорку теплой приязни. Почему бы не сделать этого? Даэв все же не иголка в шкуре киллоса, чтобы незаметно раствориться среди тысяч других – такой прославленный воин, как он, всегда на виду. Нет, уже не воин – маг. Сильный и умелый заклинатель.
Да, она постарается найти Рея. Сразу после завершения ситуации с идом приступит к поискам. Что будет потом, девушка не думала. Сон мягко обнял за плечи, увлекая за собой, и Мира поддалась ему, уснув сразу и крепко.
А на губах еще долго оставалась мягкая, нежная улыбка.

Возлюби врага своего

Священник Валерий Духанин

Н аверное, из всех заповедей Евангелия нет более глубокой, мудрой и вместе с тем таинственной и далеко не всем понятной, чем заповедь «Любите врагов ваших» . Эта заповедь, казалось бы, делает христианина совершенно беззащитным перед злобой мира сего. Но удивительным образом именно она победила ненавидевший христианство языческий мир и многих-многих язычников одухотворила, возвысила, сделала христианами. В историческом романе Генрика Сенкевича «Камо грядеши», изображающем первохристианские времена, злодей Хилон выдает властям известных ему христиан, оговаривая их в поджоге Рима.

Во время их истязаний Хилон получает прощение от мучимого, сжигаемого на столбе христианина и, будучи потрясен духовной высотой учеников Иисуса, пленяется сам верой Христовой, исповедует Спасителя и идет за Его имя сам на страдания. Этот литературный пример отражает реальные случаи, имевшие место в эпоху гонений.

Удивительную любовь к врагам являли в своей жизни святые. В , повествуется, как однажды толкаемый и оплевываемый прохожими Андрей заметил демонов, записывавших имена его обидчиков, – темные силы рассчитывали судить их за обиды святого в их смертный час. В ответ на это блаженный Андрей своей молитвенной силой стер бесовские записи и сказал: «Я упросил грозного моего Господина (так святой назвал Господа Бога – о. В. Д.) не вменять им в грех то, что они бьют меня: ведь они не ведают, что творят» .

Как часто нам хочется буквально уничтожения наших обидчиков. Мы видим в них воплощение зла, думая, что люди неисправимы. А святой Андрей прозревал ценность души другого человека даже сквозь причиняемые ему обиды и молился о самом главном – спасении этих людей в вечной жизни.

Когда предали на мучения, то слуги распорядителя казни стали бить ее по лицу, а потом удицами терзали ее глаза. Святая не только не раздражалась на них и не желала им чего-то плохого, но стала молиться Господу, дабы Он подал им познание истины. И действительно, они увидели четырех Ангелов, окружавших мученицу, а души их ощутили всю мерзость своих грехов, они испросили у святой Татианы прощение и сами стали христианами. Молитва о врагах, произносимая от чистого и милостивого сердца, способна обращать людей от тьмы к свету.

Почему же необходимо прощать врагам? Тем более если они причиняют нам столько бед и скорбей? Обида от незаслуженных оскорблений всегда сдавливает сердце холодными тисками. Да и как же нам соглашаться с несправедливостью? Вот те обычные чувства, которые время от времени переполняют каждого из нас. Не ставит ли Евангелие перед нами слишком высокую планку?

А дело все в том, что, отвечая на зло злом, мы поступаем тем же способом, что и злодеи, и потому сами становимся такими же, как и наши враги. Как же мы можем быть с Богом, если уподобляемся в ненависти Его противнику?

«Благословляйте проклинающих вас» (Лк. 6: 28), – заповедует Христос. Любить врага – это значит иметь дивную свободу сердца – свободу от оков злопамятства, от терний ненависти, от уз раздражительности! Ведь что такое ненависть, как не цепи, сковывающие наше собственное сердце?

Вот какой портрет рисует :

«Они встречаются угрюмо и друг другом всегда гнушаются: уста их безмолвны, взоры отвращены, и слух одного закрыт для слов другого. Все, что приятно для одного из них, ненавистно для другого, и, напротив, что ненавистно одному, то нравится другому» .

Так мы возжигаем в самих себе лютый огонь ненависти, как будто пытаемся сжечь им своего врага. На самом деле лишь попаляем собственное сердце, иссушая свой внутренний мир и доставляя себе лютые муки.

Что происходит с человеком, ненавидящим своих врагов? Он часто лишается сна, становится мрачным, задумчивым, теряет работоспособность, потому что червь злобы изъедает его изнутри. Так люди терзают самих себя, не понимая, что, простив и полюбив другого, мы прежде всего приносим благо самим себе, – потому что освобождаемся от угнетения души, а затем – тому, кто был прежде нашим врагом, – потому что он уже не увидит в нас повода к новой вражде.

Даже с точки зрения земной любовь к врагам, прощение обидчика – это единственно возможные условия для сохранения мира. Все многочисленные традиции кровной мести и просто мести, когда «око за око и зуб за зуб» (Мф. 5: 38), сеют только новые раздоры, несправедливости, становятся источником горя, но не способны привнести в нашу жизнь порядок и мир. Вот почему сквозь века повторяется одна и та же картина – воздавая за зло злом, люди превращают жизнь в сплошной ад.

Как часто, едва нас кто-то обидит, мы уже готовы сказать: «Господи! накажи его, погуби». Даже в Евангелии мы видим подобную ситуацию. Когда Христос проходил через селение самарян, жители не приняли Господа. Тогда апостолы Иаков и Иоанн обратились к Нему со словами: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал» (Лк. 9: 54)? К тому времени апостолы совершили уже много чудес, поэтому они верили в возможность и такого чуда, если оно будет угодно их Всемогущему Учителю. Он же ответил: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 55). Это в Ветхом Завете преобладал дух суровости и кары, так что порой служители Божии, пророки, прибегали к достаточно жестким мерам вразумления; в частности, так поступил , ревнитель Закона Божия, попаливший небесным огнем пришедших за ним царских воинов. Дух же Нового Завета – любовь и милость, поскольку Христос пришел не губить, а спасать души людей, не пренебрегая даже враждующими. И на Кресте Спаситель молился не о Себе, не о Своем спасении, не о возмездии распинателям, но о прощении врагов, зложелателей и предателей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34). Соответственно, так же призван поступать тот, кто носит имя Христово, – христианин. Вот эта любовь, возвышающаяся над всей злобой мира, в конечном итоге и являет победу.

Зачастую во многих жизненных ситуациях мы сами рисуем себе образ врага, начинаем пылать ненавистью к другому человеку, поскольку он не вписался в наши представления о жизни или поступил не так, как хотелось бы нам. Вражда к нему помрачает око души. Да и сама душа становится до ужаса безобразной от ненависти.

Преодолеть это возможно, только если мы изначально настроены созидать в себе любовь к тому, кого воспринимаем как врага. Бывает, достаточно хотя бы выждать какое-то время, не выплескивать сразу свое негодование, и мы увидим ситуацию с новых сторон, поймем другого человека и простим его. Окажется, что он никакой и не враг. А если еще и обратиться с молитвой к Богу, то это самый верный способ обрести в своем сердце любовь, тепло и прощение. Ведь Господь Сам являет всё это нам и может даже самое каменное сердце наполнить подлинной любовью, жизнью и милостью.

Наверное, из всех заповедей Евангелия нет более глубокой, мудрой и вместе с тем таинственной и далеко не всем понятной, чем заповедь «Любите врагов ваших» . Эта заповедь, казалось бы, делает христианина совершенно беззащитным перед злобой мира сего. Но удивительным образом именно она победила ненавидевший христианство языческий мир и многих-многих язычников одухотворила, возвысила, сделала христианами.

В историческом романе Генрика Сенкевича «Камо грядеши», изображающем первохристианские времена, злодей Хилон выдает властям известных ему христиан, оговаривая их в поджоге Рима. Во время их истязаний Хилон получает прощение от мучимого, сжигаемого на столбе христианина и, будучи потрясен духовной высотой учеников Иисуса, пленяется сам верой Христовой, исповедует Спасителя и идет за Его имя сам на страдания. Этот литературный пример отражает реальные случаи, имевшие место в эпоху гонений.


В вашем окружении есть человек, который то и дело вставляет вам палки в колеса, вредит ловом и делом, распускает о вас сплетни? Примите наши поздравления: у вас появился враг!

Легко ли быть врагом?
Сразу скажем: человек, вредящий другому, нарабатывает себе очень незавидную судьбу. Поднявший меч от меча и погибнет» - не просто слова. Это тезис воздаяния, начертанный нa огненном мече богини возмездия. Не в этой жизни, так в следующей враг окажется в той же ситуации, что и его жертвы, и в полной мере испытает все, что испытывали они. Вот только зло, посеянное им, вернется к нему в двойном размере. А посему не злитесь на своего недруга, а пожалейте его. Ведь он, бедняга, не ведает, что творит, и не понимает, что рано или поздно ему придется заплатить за все свои прегрешения.
Стремиться уничтожить врага тоже не стоит. Ведь на место старого недоброжелателя непременно придет новый - и так будет до тех пор, пока человек не поймет, что своих недругов он порождает сам.
Полюбите врага
Фраза «Возлюби врага своего» не вызывает у вас ничего, кроме неприязни? Это потому, что вы ее неправильно понимаете. Вам вовсе не нужно падать в объятия своего злопыхателя и лобызать его. Речь идет о том, что вы не должны испытывать к нему ненависти. Ведь это чувство разрушает человека изнутри, формирует вокруг него негативную ауру, порождает болезни, вызывает желание мстить. Месть же делает нас похожими на зомби. Любовь, дети, работа, творчество отходят на задний план. Одержимый преследует одну цель - наказать обидчика во что бы то ни стало. И будьте уверены, для ее достижения мститель пожертвует всем.
А между тем враги должны быть у каждого человека. Ведь именно благодаря им мы получаем шанс посмотреть на себя и свои поступки со стороны. Ну согласитесь, кто, как не враг, пусть и в резкой форме, поведает нам о наших недостатках...
Кроме того, недоброжелатели заставляют нас многого добиваться в жизни. Вспомните, сколько раз вы говорили себе и друзьям: «Я сделаю это ему назло! Пусть лопнет от зависти». И, действительно, добивались желаемого.
Но и это еще не все. Представители самых разных магических школ утверждают, что Высшие силы посылают нам врагов для того, чтобы испытать нас на прочность. Зациклился на ненависти к недоброжелателю - получи удар кнутом, повел себя достойно - возьми с полки пирожок.
Приручите врага
Но как бы то ни было, появление врага - это знак того, что вам нужно обратить внимание на ту или иную сферу своей жизни и чему-то подучится. У супруга появилась любовница – задумайтесь о своем отношении к любимому человеку, измените характер, обратите внимание на свой внешний вид. Палки в колеса вставляет коллега –запишитесь на курсы повышения квалификации, научитесь чему-то новому, постарайтесь стать незаменимым для других сотрудников и начальства.
Не лишним будет обратить внимание на сильные cтopоны своего противника. Возможно, вы сможете у него кое-чему научится. Но самое главное - не бойтесь своего врага. Помните, что настоящий мастер неуязвим!

Анна ВЯЗЕМСКАЯ