Как коко шанель добилась успеха. Коко Шанель: история жизни Мадемуазель. Фотографии разных лет

Коко Шанель – выдающаяся женщина-модельер, основательница Дома моды, доказавшая, что элегантность невозможна без удобства. Ее дизайнерской фантазии принадлежат маленькое черное платье, брючный женский костюм, сумочка на цепочке и другие фирменные вещи, создающие изысканный стиль.

Духи «Шанель №5» являются лидерами продаж, а издательство «Time» включает имя Великой Мадемуазель в сотню наиболее влиятельных людей модной индустрии. Какая жизненная история скрывается за брендом, чей логотип – две скрещенные буквы «С» – известен всему миру? Об этом поведает биография Коко Шанель.

Детство и юность в монастыре

Габриэль Бонер Шанель появилась на свет 19 августа 1883 года во французском городке Сомюр. Девчушка родилась под знаком зодиака «лев», впоследствии она украсит свой интерьер фигурами царя зверей и использует «львиный» мотив в фурнитуре.

«Львам» характерно стремление к успеху, но легко ли было его достичь?

Детство Габриэль было трудным, ее можно отнести к категории людей, которые «сделали себя сами» вопреки обстоятельствам.

Свою мать Жанну Габриэль помнила плохо, или, как признавалась в мемуарах, помнить не хотела. 19-летняя Жанна влюбилась в Альберта, отца Габриэль, и забеременела. Парень сбежал, беглец был найден спустя месяцы: Альберт работал ярмарочным торговцем и не сидел подолгу на одном месте. Жанна приехала к своему горе-возлюбленному и на следующий день родила.

Когда через три месяца она снова забеременела, сожитель посоветовал ей «идти работать». Молодая женщина «в положении» и с младенцем на руках бродила от дома к дому, предлагая помощь по хозяйству.

Рождение второго ребенка, Габриэль, не привело к свадьбе родителей, узаконить отношения помогли 5 000 франков, приданое Жанны. У Габриэль появляются младшие сестра и братья, но мать из-за слепой страсти к мужу мало уделяет внимания детям.

С отцом у Габриэль связаны более приятные воспоминания, его появления в семействе ждали, как праздника. Габриэль утверждала, что отец был красивым и передал по наследству свою внешность: белозубую улыбку, глаза с веселым блеском и густые волосы.

После смерти жены в возрасте 33 лет, Альберт отдает сыновей Альфонса и Люсьена «батрачить» фермерам, а дочерей вверяет заботам сестер монастыря Обазина. Габриэле шел 13-ый год, больше отца она не видела.

Мое одиночество сделало меня сильной личностью Coco Chanel

ОБИТЕЛЬ ДОБРА

В Обазине Габриэль жилось тоскливо, многочисленные запреты довлели над юной бунтаркой: просыпаться, засыпать и начинать трапезу следовало по команде дежурной сестры. Годы в сиротском приюте наложили глубокий отпечаток на ее мировоззрение.

Спустя много лет, Шанель прикажет своему архитектору повторить в ее доме каменную лестницу из монастыря, по которой в детстве ей запрещали бегать: хоть на своей вилле она будет ходить так, как пожелает!

Габриэль носила статус «сироты» при большом количестве родственников: ее дед и бабка по папиной линии произвели на свет 19 детей! Это документальный факт: только дед и тетка Луиза забирали девочку погостить к себе на каникулах.

Тетю Андриенну, младшую папину сестру, из-за маленькой разницы в возрасте Габриэла называет «сестрой». Она тоже была в Обазине, и общие романтические мечты о богатом женихе и свободе объединяют девочек. Когда Андриенну решают выдать замуж за старого нотариуса, Габриэла уговаривает ее бежать из монастыря.

Денег хватает ненадолго и незадачливые беглянки возвращаются. Их быстро определяют в другое заведение «строгого режима» – пансион института Богоматери города Мулена. Там Габриэль находится два года, с 18 до 20 лет. Вспоминая эти годы, Шанель заявит в интервью, что «отсидела свое», а на вопрос удивленного журналиста «за что», уточнит – «за инакомыслие».

Выпускницы пансиона должны были быть готовыми к самостоятельной жизни, поэтому их обучали шитью. Эти навыки пригодятся будущему дизайнеру одежды.

Молодость и Этьен Бальсан

После пансиона Габриэль и Андриенна работают у четы Грампер в магазине, реализовывавшем приданое для невест. Девушка также занимается мелкой починкой платьев светских дам: пришивает оборки, дотачивает кружева.

Не тогда ли у Габриэль возникает к цветочным духам неприязнь, о которой она вспомнит, создавая собственный аромат? Ведь состоятельные дамы не любили мыться, и чтобы избавиться от исходящего амбре, щедро обливали себя цветочными парфумами.

Габриэль решается взломать код судьбы и поменять сферу деятельности.

Если хотите иметь то, чего никогда не имели, придётся делать то, чего никогда не делали Coco Chanel

Девушка задумывается, что может ей принести известность? Мулен был гарнизонным городком, в котором квартировался 10-й конный егерский полк. В кафе «Ротонда», наблюдая за певицами, Габриэль решает, что поет не хуже них, и заявляет директору заведения, что готова подписать контракт!

Эффект неожиданности и самоуверенность обеспечивают девушке желаемое. После церковных гимнов, Габриэль легко справляется с опереточными куплетами, и знакомые-кавалеристы не скупятся на овации.

Большим успехом пользуются у местных военных ее «петушиные» куплеты, с припевом «ко-ко-ри-ко». Вызывая девушку на «бис», публика скандирует «ко-ко». Этому прозвищу предстоит стать ее псевдонимом.

Успех Габриэлы вызывает язвительные замечания коллег-соперниц, за мальчишескую фигурку ее дразнят «голодающей из Индии».

Завистников нет только у ничтожеств. Лучше иметь первых, чем быть вторым. Coco Chanel

ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА

Популярности певицы гарнизонного Мулена не достаточно Габриэле. Ее приятель Этьен Бальсан, сын промышленника и страстный поклонник скачек, ссужает девушку деньгами.

Так в 1905 году она отправляется покорять город минеральных вод Виши. Разливая воду курортникам, Габриэль собирает деньги на уроки вокала. Но занятия не помогают получить ангажемент, и она возвращается в Мулен.

Неужели для заработка снова придется взяться за швейные иголки и нитки? Но жизнь ставит перед ней другой, более сложный выбор.

С курортного города, помимо разочарований, она привозит незапланированную беременность. Девушка панически боится повторить путь матери. Убежденная, что рождение ребенка в ее положении равносильно смерти, Габриэль выбирает жизнь: «Если бы я не поступила так, не было бы Коко Шанель».

СМЕШАЛИСЬ КОНИ, ЛЮДИ, ШЛЯПКИ

У 22-летней Габриэль начинается новая история – совместное проживание с Этьеном Бальсаном. Девушка просится поехать в его поместье в Руайо в качестве ученицы, Бальсан берет ее с собой и обучает в имении конной езде. Но не только: девушка становится его удобной запасной любовницей. Сама Шанель не считает себя кокоткой Бальсана, ведь не берет ни денег, ни подарков.

Однажды содержанка Бальсана Эмильенна д’Алансон, гостившая в Руайо, просит Коко переделать ей шляпку – так же, как та переделала ее для себя. Вскоре головные уборы, измененные Коко, носят все приятельницы Бальсана.

Шанель стремиться к независимости от мужчин, а успех авангардных шляп подсказывает юной модистке идею собственного магазина. Коко получает разрешение Бальсана занять его парижские апартаменты и продолжает там дизайнерские эксперименты.

Первый магазин в столице Шанель открывает в 1910 году на улице Камбон 21, в течение года она переезжает в дом №31 по этой же улице. Там и сейчас, напротив отеля «Ritz», находится магазин Шанель.

Артур Кейпел и курортный бизнес

В 1909 году в Испании Шанель знакомится с английским военнослужащим Артуром Кейпелом, которого все называют Боем. Зеленоглазый брюнет покоряет Габриэль с первого взгляда.

Он не только финансово поддерживает ее дело, но и помогает Шанель раскрыться, как личности. Бой предлагает девушке расширить бизнес в морском курорте Довиле, где в 1913 году Шанель открывает бутик.

Коко с сожалением наблюдает за «бедными богачками»: из-за нелепых нарядов курортницам недоступны конные поездки в мужском седле, вождение машины, занятия теннисом и прочий активный отдых.

Корсетные «пленницы» медленно дефилируют под солнцезащитными зонтиками и обливаются потом. Модные каталоги того периода диктуют обязательные элементы гардероба: огромные шляпы с вуалями, пышные турнюры, утягивающие корсеты, длинные шлейфы.

По мнению Шанель, элегантность без удобства невозможна! Она начинает не одевать, а раздевать женщин. Ее одежда дает приоритет удобству. Все больше дам расхаживают по Довилю в простых головных уборах, которые можно самостоятельно снимать и надевать – «в полном безобразии», как окрестит новомодные шляпы авторитетный модельер Поль Пуаре.

Пришедшая во Францию Первая Мировая война отражается на курортном Довиле; отдыхающие разъезжаются, владельцы бутиков заколачивают ставни. Но Габриэль не закрывает ателье. Но какая мода может быть в военное время? Все та же – удобная мода Шанель.

Город наполняется приезжими: из прифронтовых поместий съезжаются аристократы, появляется военный госпиталь. Суждения дизайнера о простоте и функциональности одежды приходятся по душе дамам, помогающим в лазарете: в корсетах и шляпах ухаживать за ранеными невозможно! Дела идут в гору. Следующим городом, упавшим к стильным туфелькам мадемуазель Коко, становится Биарриц.

В Биаррице, роскошном бальнеологическом курорте, Бой помогает арендовать виллу для нового ателье. Там на Шанель работает сотня портних, а общая численность работниц с учетом бутиков в Довиле и Париже, достигает 300!

К сотрудникам мадемуазель Шанель предъявляет высокие требования, избавляясь от лентяек и бракоделов. Выпускаемая Шанель продукция отличается отменным качеством и стоит не дешево. На вопрос Боя, почему ТАК дорого, Габриэль, имевшая предпринимательское предвидение, отвечает – чтобы воспринимали всерьез.

Шанель не рисует предварительных набросков моделей, вместо выкроек намечает силуэт булавками и отрезает лишнюю ткань прямо на манекенщице.

В журнале «Harper’s Bazaar» появляется первая публикация ее модели – платье без талии, с завязанным на бедрах шарфом и жилетом на манер мужского.

В Париже Шанель становится по-настоящему популярной всего за неделю – так гласит легенда. Однажды дама, одевавшаяся у модельера Пуаре, ссорится с ним и решает переметнуться к Коко Шанель.

Даму зовут баронесса Диана де Ротшильд. Скупив десяток платьев, новая клиентка рекомендует кутюрье родственницам, и те в кратчайшие сроки делают Шанель известной. Деньги текут рекой.

Коко рассчитывается с Боем: возвращает каждый франк, вложенный в дело. Артур Кейпел удивлен: он думал, что дарит Габриэль игрушку, а оказалось – свободу.

Я ЕГО СШИЛА ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО

Деловую хватку Коко проявляет и тогда, когда из-за военных действий на складах заканчивается текстильное сырье. В начале 1916 года становится не из чего шить!

Джерси преподносит Шанель «сюрпризы»: плотное вязаное полотно не ложится складками, не подчеркивает изгибы фигуры, сковывает движения.

Нарушительница модных правил упраздняет складки, перестает акцентировать талию и укорачивает юбки так, что можно разглядеть икры ног!

Бой в шутку умоляет Коко не оголять барышням колени, ведь мужчины примутся хватать их «даже в ресторанах».

Я НЕ СДАМСЯ БЕЗ БОЯ

В те времена процветают классовые предрассудки. Шанель замечает, что Бой стыдится ее. И это тогда, когда журналы посвящают ей хвалебные статьи, а в бутиках толпятся именитые клиентки!

В знак протеста (Бою нравятся ее роскошные длинные волосы) Шанель обрезает локоны. Ее появление в театре с прической «под мальчика» производит фурор. Стрижка а-ля гарсон набирает популярности, гармонично дополняя практичный образ «от Шанель».

Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть Coco Chanel

Шанель узнает, что ждет ребенка, но сообщить об этом Артуру не успевает. Честолюбивый Бой делает предложение дочери лорда и огорошивает Коко информацией о свадьбе.

Шанель спрашивала потом, что изменилось бы, сообщи она первой свою новость? Но пример матери убеждал ее, что мужчину нельзя привязывать ребенком. Коко не суждено стать матерью и на этот раз. 9-летний роман заканчивается трагично, в декабре 1919 года Артур Кейпел погибает в автокатастрофе.

Знакомство с творческой элитой и меценатство

Из депрессии Коко выводит знакомство с Сертом, каталонским художником-декоратором, и его супругой Мисей. Дружба с этой женщиной продлится более 20 лет, Габриэль сознается, что без нее она бы так и умерла «полной идиоткой».

Серты вводят Шанель в высшие круги творческой элиты, у нее появляется шанс наблюдать за рождением гениальных картин и стихов. Шанель знакомится с художниками Пабло Пикассо и Сальвадором Дали, драматургом Жаном Кокто, поэтом Пьером Реверди.

Мися знакомит Коко с Сержем Дягилевым, организатором балетных «Русских сезонов». За кулисами балета Шанель наблюдает за танцорами, которые «выкладываются» на каждой тренировке. У русских Коко научилась работать – это собственное признание той, которая сама достойна звания «трудоголик»!

Шанель протежирует культурные проекты, помогает творческим людям. Для постановки «Весны священной» она вручает Дягилеву 300 000 франков, композитора Игоря Стравинского приглашает с семьей пожить на свою виллу, обустраивая «полный пансион» для его жены и четверых детей. Меценатство вдохновляет Шанель: в недалеком прошлом нищая сирота, теперь она делает вклад в искусство!

Влияние русской культуры модельер распространяет и на профессиональную деятельность: открывает набор в ателье для русских эмигранток, разбиравшихся в рукоделии, открывает мастерскую по ручной вышивке, привносит в модели славянские мотивы.

Не обходится и без романа с русским: ее новым милым другом становится князь Дмитрий Павлович. Кузен Николая II моложе ее на 8 лет, красив и беден. Он поддерживает Шанель морально, она его – с помощью кошелька.

Когда Дмитрий через год уезжает в Америку, пара сохраняет дружеские чувства. Шанель называет князя «гением полезных знакомств», именно он знакомит ее с создателем собственного аромата – парфюмером Бо.

«Шанель № 5» и маленькое черное платье

Новая женщина в одежде от Шанель не могла пахнуть по-старому, фиалкой, розой или гортензией: Я очень люблю запах розового масла, но женщина, которая пахнет только им, совершенно бездарна.

Эрнест Бо, работавший ранее при царском дворе в Петербурге, экспериментирует с палитрой запахов и добивается нового оттенка нот, используя альдегиды. Шанель образцы духов нравятся.

Для их выпуска в промышленных масштабах, она начинает сотрудничать с братьями Вертхаймерами. Создается фирма «Шанель Парфам», в которую модельер привносит рецепт и имя и получает 10% акций. Про это распределение она впоследствии пожалеет, Вертхаймеры оформят на подставные лица новые фирмы и будут скрывать объемы продаж.

– Куда нужно наносить духи?

– Туда, где хотите, чтобы вас поцеловали, – скажет их создательница.

Что повлияло на то, что релиз новинки становится сенсацией?

Успеху парфума поспособствовала и Мэрилин Монро, кокетливо признавшаяся, что на ночь одевает «только пару капель Chanel №5». После ее заявления раскупаются миллионы бутылочек духов.

Духи популярны и сейчас, по данным Forbes парфум входит в ТОП-8 наиболее подделываемых вещей, наряду с часами Rolex и 50-евровой купюрой.

В 1925 году на флаконе духов появляется фирменный знак Шанель. По одной из версий, эмблема – это инициалы Коко Шанель (Coco Chanel), по другой – символ удачи «двойная подкова», изображенный на эскизе Врубеля.

ФОРД, СОЗДАННЫЙ ШАНЕЛЬ

За революцией в парфюмерной индустрии следует очередной вызов обществу. Однажды, находясь в театральной ложе, Шанель искала глазами кого-то из знакомых. Созерцая толпу, ей приходит мысль об излишней пестроте нарядов: в глаза бросаются не лица, а цветастые платья.

Так в 1926 году появляется воплощение идеи аскетизма – маленькое черное платье. Декорированное простым полукруглым вырезом, оно подчеркивает фигуру, оттеняет белизну кожи, и само при этом практически незаметно.

«Доброжелатели» заявляют, что дизайнер заставляет клиенток разделить ее скорбь по Бою – ранее черный носили только в трауре. Но женщинам платье понравилось.

Без украшений оно подходило для деловой обстановки, а с жемчужными бусами, золотым браслетом или брошью смотрелось вечерним нарядом.

У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление Coco Chanel

Журнал «Vogue» в заметке 26-го года отмечает, что платье «сравнялось по популярности с автомобилем Ford!».

Герцог Вестминстерский

В Монте-Карло Шанель знакомится с герцогом Вестминстерским – Вендором, как его называли. Он заваливает Коко роскошными букетами, лично подстреленной дичью, драгоценностями. Шанель покорена, но только в той мере, в которой себе это позволяет: она «отдаривает» герцога запонками стоимостью в автомобиль!

С Вендором дизайнер много времени проводит в замке Итон-Холл. Рассматривая форменную одежду слуг, Шанель черпает идеи для создания женских жакетов. Она открывает для себя новую ткань – мягкий английский твид. В ее творчестве прослеживаются английские тенденции.

Пресса «женит» красивую пару, но Шанель понимает, что став замужней «мадам», ей придется покинуть Дом моды. Герцогиня-портниха – для той эпохи это немыслимо!

Когда приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья. Но я сомневаюсь, что стала бы известной всем Шанель без помощи мужчин Coco Chanel

Идею брака Шанель все же рассматривала – если подарит герцогу наследника, который займет высокое положение в обществе. Но 46-летней Шанель не суждено стать матерью. Она отказывает Вендору, ведь герцога нельзя назвать образцом верности.

Однажды в ее присутствии он пригласил на яхту очередную красотку, а после пытался откупиться от Шанель огромным изумрудом. Габриэль вышвырнула драгоценный камень за борт.

БИЗНЕС НА МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ

В 1931 году князь Дмитрий представляет Шанель Сэма Голдвина, создателя американского кинематографа. Голдвин мечтает и в фильмах, и в жизни одеть кинозвезд в одежду «от Шанель» и предлагает контракт на миллион долларов.

Дизайнеру требовалось дважды в год навещать Голливуд и разрабатывать костюмы. Но Габриэль колеблется, ведь ранее она создавала свои модели, а не потакала вкусам капризных актеров и актрис.

Благодаря уговорам нового любовника, художника Поля Ириба, Шанель подписывает контракт и пересекает океан. Там ее ждет радушный прием: для поездки по стране ей предоставляют выкрашенный в белый цвет поезд, пресса восторженно величает «Великой Мадемуазель», а на перроне выстраиваются селебрити во главе с Гретой Гарбо.

Хотя на следующий год партнеры не продлевают контракт, Шанель получает неоценимый опыт в работе для массового потребителя.

Ровесник Поль Ириб становится последней надеждой Шанель на семейное счастье. Но снова происходит трагедия: он умирает на теннисном корте на глазах у Габриэль.

Может, я и стала Великой Мадемуазель, потому что мне некого кормить ужином? Coco Chanel

Летом 1936 году Париж охватывает забастовка. Работники, подстрекаемые коалицией левых политических партий, требуют повышения зарплаты и договоров с профсоюзами.

Шанель чувствует себя преданной – портнихи не пускают ее в собственный дом моды! А ведь она хорошо им платит и предоставляет летом 2-недельный отдых!

Разъяренной Шанель приходится идти с коллективом на мировую, чтобы не сорвать выставку новой коллекции.

Вторая Мировая война

С началом Второй Мировой войны в 1939 Шанель закрывает салоны, оставляя магазин, реализовывавший духи. Когда сын старшей сестры попадает в плен, модельер обращается за помощью к атташе немецкого посольства, немцу по национальности барону фон Динклаге.

Он вызволяет ее племянника, и у 56-летней Шанель завязываются с ним отношения. Когда вспомнят ее связь с немцем, Шанель так прокомментирует личную жизнь: Мне столько лет, что когда в мою постель попадает любовник, я не спрашиваю у него паспорт!

Хочешь быть успешной - сохраняй и преумножай свою красоту, считала Шанель. «В 20 лет ваше лицо дает вам природа, в 30 - его лепит жизнь, но в 50 вы должны заслужить его сами... Ничто так не старит, как стремление молодиться. После 50 никто уже не молод. Но я знаю 50-летних, что более привлекательны, чем три четверти плохо ухоженных молодых женщин».

А когда Шанель только начинала, ее не останавливали ни отсутствие опыта, ни угроза привлечения к ответственности за незаконную конкуренцию (так как она не была профессиональной портнихой), ни запрет на использование дорогих тканей. Шанель терпеть не могла безделья. Вставала чуть свет, работала без устали. Она была убеждена, что «главное для женщины - постоянно работать. Только работа дает бодрость духа, а дух, в свою очередь, заботится об участи тела».

Философия жизни Коко Шанель

Шанель удалось добиться успеха и до глубокой старости сохранить свою природную красоту, благодаря некоторым секретам. Вот некоторые из них.

Принцип 1. Новый день - новая жизнь

Коко Шанель говорила: «Каждый день я начинаю жить заново». Она вычеркивала из своей жизни и памяти целые куски жизни, если они ей были неприятны или невыгодны. Она считала, что будущее вовсе не вытекает из прошлого: свою судьбу можно творить в любое время, в любом возрасте. И еще раз доказала это, вернувшись в 71 год, после 14-летнего перерыва, и вновь завоевав свой титул королевы Моды - Великой Шанель.

Принцип 2. Преодоление преград - это путь к новому

Шанель не была профессиональной портнихой, соответственно не могла использовать дорогие ткани, аксессуары. Но она обернула это в свою пользу. Изделия из недорогого материала джерси стали ее визитной карточкой. Из него она шила свои шедевры - строгие костюмы, приталенные жакеты, узкие платья. Шанель создавала свои творения, не умея рисовать и чертить выкройки. Она работала заколками и ножницами прямо на модели, пока не получала желаемый силуэт. Даже фирменная короткая стрижка появилась у Шанель не как дань моде, а из-за несчастного случая. Так возник новый образ «девушки из толпы», очень хорошо подошедший к стилю одежды, создаваемой Шанель.

Принцип 3. Парадокс - двигатель таланта

Черный цвет стал цветом изысканности и роскоши только благодаря Шанель. Ранее он считался цветом бедности и траура. Знаменитые шляпы Коко стали результатом трансформации ею английской мужской моды в женскую. Головку мужской фетровой шляпы она разрезала, одно поле опустив, другое приподняв, - откровенная простота на фоне модных тогда сооружений из цветов и перьев. Жакеты, блузки с галстуками, запонки - все заимствовалось у мужчин и превращалось в ультраженственное одеяние. Причем все это делалось с таким вкусом, что исключался малейший намек на двусмысленность.

Принцип 4. Случайных людей быть не должно

«Всякое превосходство, как правило, приводит к своего рода изоляции. Оно заставляет выбирать друзей и знакомых». Став знаменитой, Шанель очень придирчиво начала относиться к своим знакомствам. Она дружила и работала с теми, кто был интересен ей и кому была интересна она - как личность, как талант. Но в то же время она чутко распознавала тех, кому не нравилась, и уходила от них. Дружба прекращалась и с теми, кто знал ее во времена, когда она еще не была «вооружена славой Шанель». Она могла повернуться спиной, сделав вид, что не узнала, к человеку, который подходил к ней, улыбаясь и протянув руку. Так она уничтожала прошлое, которое хотела забыть.

Принцип 5. Независимость - аксиома жизни

Коко не выносила быть кому-либо обязанной. Как только у нее появились деньги, она «захотела платить за всех и за все». Друзья роскошно жили за ее счет, путешествовали, она покрывала их огромные долги. «Платя долги других, она уничтожала собственные».

Она говорила: «Для меня деньги всегда означают только одно: свободу». Став состоятельной, она, «такая застенчивая, не смеющая ни с кем заговорить», раскрепостилась, прибрела способность говорить, публично выступать.

Прочесть книгу о принципах успеха и секретах привлекательности Шанель мы можете всего за 15 минут в нашей Библиотеке «Главная мысль. Книги в кратком изложении».

Она перевернула мир моды и изменила понятие о женственности. Несмотря на свое происхождение, высшее общество преклонялось перед ней. Эта женщина никогда не выходила замуж, а мужчины были для нее трофеями. По ее словам, ей удавалось полюбить лишь однажды. Личная Коко Шанель - одна из составляющих ее успеха в модной индустрии. В ней было место и практическим увлечениям, и настоящей любви.

Настоящее имя иконы стиля - Габриэль Бонер Шанель. Родилась будущая знаменитость 19 августа 1883 г. Ее родители не состояли в официальном браке, отец Габриэль работал рыночным торговцем, и все детство маленькой Шанель прошло среди рыночных лотков. Когда девочке исполнилось 12 лет, ее мать умерла при тяжелых родах. Отец разделил братьев и сестер: сыновей отдал в фермерские семьи, а дочерей - в приют.

Воспитательницами Габриэль стали строгие монахини. Неудивительно, что девочка мечтала о другой жизни: она не любила серую форму, которую приходилось носить каждый день, и нужду. Но Шанель твердо верила в то, что сможет добиться славы и признания. Единственной радостью для нее были каникулы, во время которых она ездила к своим тетушкам. Именно одна из них и стала обучать племянницу, как нужно не просто шить, а украшать одежду.

Когда Габриэль исполнилось 18 лет, ей предоставили выбор: или стать монахиней, или начать самостоятельную жизнь. Девушка выбирает второе. Она переезжает в город Мулен и поступает в Пансион для благородных девиц на благотворительных началах. Поэтому к ней относятся иначе, чем к девушкам из богатых семей. После двух лет обучения Габриэль была готова начать самостоятельную жизнь.

Ее берут швеей в ателье: хозяину понравилось то, как она ловко управлялась с иголкой и ниткой. Но Габриэль понимала, что там ее не ждали ни слава, ни признание. Шанель заводит знакомства с военными офицерами, которых было много в этом городке. Они приглашают девушку и ее тетю в варьете. Вскоре Габриэль сама выступала там. В ее репертуаре было всего две песни, благодаря которым она получила прозвище - "Коко".

Вскоре привлекательная молодая девушка приглянулась богатому офицеру Этьену Бальсану. Коко совсем не волновала его репутация ловеласа и наличие постоянной любовницы. Шанель принимает его предложение переехать к нему в поместье.

В доме Этьена Коко познакомилась с богатейшими и влиятельнейшими людьми современности. Она стала увереннее в себе и не боялась делать то, что ей хочется. А больше всего девушке хотелось изменить мир моды. В то время модельерами могли быть только мужчины, которые затягивали женщин в тугие корсеты, тесные лифы, облачали в длинные, со множеством оборочек платья. Коко же руководствовалась девизом простоты и удобства.

Она произвела настоящий фурор, когда появилась на скачках не в женской одежде, а в рубашке Этьена и блейзере его товарища. Женщин это шокировало, но их восхитила смелость девушки. Тогда Коко решила, что пришла пора "освободить" женщин из плена многослойных и длинных юбок и корсетов. Бальсан поддерживал ее увлечение модой и выделил в поместье уголок, в котором она делала шляпки для подруг его товарищей. Но Шанель хотелось больше - она мечтала перевернуть индустрию моды. В этом ей помогает друг Этьена, а позже - ее возлюбленный, английский капитан Артур Кэйпел, который был известен среди друзей, как "Бой".

Точные обстоятельства их первой встречи остаются неизвестными. Сама Шанель рассказывала несколько разных версий этого события. Но как бы они не познакомились, эта встреча оказалась судьбоносной для мадемуазель Шанель. Кэйпел разглядел в девушке целеустремленность и честолюбие, поэтому он поддерживал Коко во всех ее начинаниях. Спустя какое-то время, Шанель уходит от Этьена и переезжает к Артуру.

Кэйпел решает помочь ей в осуществлении ее мечты, и вместе с Бальсаном (с которым Коко поддерживала общение) открывают шляпный магазин Шанель. Простые, но элегантные шляпки от Коко имели настоящий успех среди француженок, которые устали носить шляпы, напоминающие фруктовую корзину. В 1913 г. при финансовой поддержке Кэйпеля Коко открывает магазин готового платья. Ее коллекция отличалась простотой, изяществом и, самое главное, практичностью. Коко Шанель стала первой женщиной-модельером и получила признание публики.

Наступила Первая мировая война, и время для высокой моды стало неподходящим. Миллионы мужчин ушли на фронт, а вся их работа легла на хрупкие женские плечи. Но Коко понимает, что это - ее шанс обрести независимость и поставить на ноги Дом Шанель.

Женственные вычурные платья стали не практичными и даже опасными в работе у станков. Настало время для стиля Шанель: удобного и практичного. Но в военное время было трудно найти качественную ткань, зато было много джерси. И это стало настоящим прорывом в карьере Коко: ее коллекция для женщин, сделанная из джерси, имела невероятный успех.

Так же, как ее работа модельера набирала обороты, продолжал развиваться и ее роман с Боем. Однажды он устроил им выходные в городе Биарицц, где в то время собирались самые богатые люди. Коко открывает там новый бутик Шанель в 1915 г. Теперь Дом Шанель обрел независимость, а к Коко пришла слава.

В 1918 г. было подписано мирное соглашение между странами, и война закончилась. Дом Шанель процветал, и в жизни Коко должен был наступить период полного счастья. Но в том же году Кэйпел сообщил ей о своем намерении жениться на дочери богатого лорда. Эта новость была ударом для Шанель. После его женитьбы их отношения продолжались. Но в 1919 г. Бой Кэйпел погиб в автокатастрофе. Известие о его гибели добило Коко. Позже она признавалась, что любила лишь только Кэйпела.

Считается, что именно траур по возлюбленному подтолкнул Шанель к созданию знаменитого маленького черного платья. В то время было не принято носить траур по человеку, с которым не был зарегистрирован брак. Шанель дополнила платье ниткой белого искусственного жемчуга, и позже этот образ стал настоящим верхом стиля.

Шанель решает добиться признания и уважения в высших кругах. Для начала она придумывает себе новую биографию, истории ее детства каждый раз новые. Модельер открывает свой знаменитый Дом Шанель напротив шикарного отеля "Рица". Сама же Коко переезжает жить в этот отель. После Кэйпела у неё был роман с герцогом Вестминстерским, благодаря которому она завела знакомство с влиятельными людьми, среди которых был Уинстон Черчилль.

У нее был роман и со Стравинским, а также с русским князем Дмитрием. Именно благодаря этим отношениям в ее коллекциях появляются славянские элементы. Позже князь знакомит ее с парфюмером, который и создал знаменитые духи "Шанель №5".

Но самые скандальные ее отношения были с немецким офицером и шпионом бароном фон Динклаге. Во время ее племянника взяли в плен немцы. Чтобы его освободить, она пошла на встречу с фон Динклаге. Племянника освободили, а Шанель стала любовницей немецкого барона.

Позднее модельер участвовала в англо-немецких переговорах, которые были секретными. Немцы, зная о ее знакомстве с Черчиллем, хотели с её помощью убедить его подписать мирное соглашения. Операция получила название "Модная шляпка", но оказалась неудачной. После того как Франция была освобождена от захватчиков, Шанель припомнили ее связь с немцами. Ее арестовали, но до конца неизвестны причины ее освобождения. В 1944 г. Коко Шанель уезжает в Швейцарию, где проживает до 1953 г.

В 1954 г. знаменитый модельер возвращается в высокий мир моды со своими старыми моделями одежды. Общество в недоумении, но ее коллекция имеет успех. О Коко Шанель говорит весь мир, и все восхищаются ее чувством стиля. 10 января 1971 г. Коко Шанель умирает от сердечного приступа в отеле "Риц", в котором она проживала.

Эта женщина совершила революцию в мире моды. Она показала всем, что стильно одеваться - это не значит быть вычурным, а оставаться женственной можно даже в мужских вещах. Смыслом и самым дорогим в ее жизни было ее детище - модный Дом Шанель, о котором она мечтала еще маленькой девочкой. Личная жизнь Коко Шанель не всегда была усыпана розами, но ей довелось испытать счастье и полюбить мужчину, который поддерживал ее во всем. Коко Шанель является одной из самых влиятельных женщин 20-го столетия.

Наиболее удивительный и популярный дом моды XX века создала невероятная женщина – Коко Шанель. История ее жизни завораживает, она полна неизведанных тайн. Головокружительная популярность, борьба с принятыми эталонами моды, личные драмы, связь с нацистами, путь от неизвестности к признанию – великая Шанель прошла через все.

Настоящее имя — Коко Шанель — Габриэль Бонер

Габриэль Бонер Шанель родилась в маленьком невзрачном городке Сомюре в августе 1883 года. Родители девочки жили довольно бедно, они были людьми 2 сорта. Ее отец был базарным торговцем, его мало интересовали собственные дети и жена. Мать трудилась на кухне, подрабатывала гладильщицей и служанкой.

Ее больная любовь к мужу отнимала всю и жизненные силы. Тяжелая ежедневная работа и безразличие любимого мужчины вскоре вымотали Жанну окончательно. После ее смерти зимой 1895 года Альберт – отец семейства, отдал дочерей в приют, а сыновей на фермы.

В Абазине за брошенными детьми присматривали строгие монахини. Габриэль никогда не навещал отец, единственные, кто поддерживал связь с девочкой, были ее тети Адриенна и Луиза. Приют был довольно мрачным и строгим заведением, со своими законами и порядками Единственной радостью в те годы для юной Габриэль были каникулы, которые она проводила у своей тети Луизы.

Вместе они шили днями напролет. Тетя учила ее проявлять не только мастерство шитья, но и собственную фантазию. У Луизы девочка научилась украшать обычные невзрачные шляпки замысловатыми рюшами, оборками и складками.

В приюте Габриэль провела 7 лет. Когда ей исполнилось 18, перед ней встал выбор: остаться в Абакане и стать монахиней, либо покинуть заведение. В тот же день девушка отправилась в Мулен к тете Луизе. Там она поступила в институт благородных девиц, куда ее приняли на благотворительной основе, и спустя 2 года окончила его.

Шанель понравилась своим умением справляться с шитьем владельцу ателье. Он пригласил ее на работу в 1903 году, Габриэль согласилась, но ее не привлекала должность портнихи. Мулен в то время был переполнен солдатами. Один из офицеров пригласил девушку в варьете. Между актами, посетителям театра разрешалось выходить на сцену. Габриэль нравилось выступать на публике, так она стала Коко Шанель, по названию песен, которые исполняла.

Посетитель варьете – Этьен Бальзан обратил внимание на Габриэль. В то время у него уже была любовница, а нужды жениться он не испытывал. Для незаконнорожденной девушки связь с богатым офицером – это шанс вырваться из нищеты. Уже через год Шанель стала его содержанкой. Она общалась с богатейшими людьми и уже тогда проявляла смелые черты характера, умело отстаивая собственное мнение.

Начало карьеры первой в истории женщины-модельера

Коко Шанель — прорыв в моде!

В те годы профессия модельера считалась исключительно мужской. Женская мода заключалась в невероятно пышных, длинных юбках удушающих , передвигаться в которых уже было подвигом. Юную Шанель возмущал сей факт, «мода превратилась в насмешку» – говорила она.

Однажды на скачках, Габриэль удивила всех своим нарядом: мужской сюртук, и, сделанная ею, шляпка канотье. Это было довольно дерзко. Этьен поощрял интерес любовницы. Он выделил ей помещение, в котором девушка могла заниматься шитьем. Но юную Габриэль это не устроило, ей нужно было не хобби, а собственное дело.

В 1909 году Шанель встретила человека, понимающего ее интересы и готового ей помочь. Обстоятельства ее знакомства с Артуром Капелем по сей день остаются тайной для всех. Мужчина увидел в ней непреодолимое желание достичь своей цели и был готов содействовать. Летом того же года Габриэль покинула своего любовника Бальзана и отправилась в Париж вместе с Артуром.

Однако Шанель не окончательно порвала с Этьеном. Спустя год после переезда в столицу Франции, Капель и Бальзан договорились совместно финансировать первое производство Коко – магазин модных шляпок. «Они это так, будто подарили мне игрушку» – рассказывала она. Магазин произвел настоящий фурор среди модниц. Абсолютно новое течение в направлении женских аксессуаров.

На шляпках не было привычных рюш и оборочек, они сочетали в себе изысканный стиль и практичность. Габриэль считала, что вычурный стиль в одежде старит женщин. Чрез некоторое время Шанель открыла еще один магазин на юге Нормандии в городке под названием Довиль. В то время он считался самым модным курортом, там отдыхали исключительно богатые люди, члены королевской семьи, послы и знаменитости. На их внимание и рассчитывала Коко Шанель.

Жизнь во время и после войны

Chanel 5 — известнейший аромат

Летом 1914 года наступили сложные времена. Европа оказалась втянута в разрушительны конфликт. Франция была в эпицентре событий. Улицы Парижа пустели с каждым днем. Но столь трагические события дали Коко шанс по-настоящему проявить свой талант. Большинство мужчин ушли на фронт, Франция держалась на женских плечах.

Работать на заводе в платьях с рюшами и оборками, в корсетах и , было неудобно и даже опасно. А стиль Шанель, который заключался в простоте и практичности подошел бы как нельзя кстати. Коко ухватилась за этот шанс. В те году найти хорошую ткань, привычную для женской одежды, было сложно.

Модельер нашла выход, она создала небольшую коллекцию повседневной одежды из ткани, которая предназначалась для пошива мужских костюмов – джерси. Идея Шанель имела успех. «Старый мир умирал, мне представилась возможность и я воспользовалась ей» – говорила она. В годы войны роман Коко и Капеля набирал обороты. Однажды Артур устроил ей сюрприз.

Они отправились в Биарриц, который располагался на границе с Испанией и держал нейтралитет. Этот город был раем для богачей. Все, у кого была возможность путешествовать, отправлялись на модный курорт. Там они забывали обо всех тягостях войны. Шанель увидела в Биоррице возможность вновь проявить себя, как когда-то сделала в Довиле. Она желала расширить свою империю и в 1915 году открыла новый бутик.

С того момента к женщине-модельеру пришла независимость. «Я думал, что подарил тебе игрушку, а оказалось, дал свободу» – говорил Капель. Он прекрасно понимал, что Коко больше не нуждается в его финансовой поддержке. Теперь дом Шанель встал на ноги. В 1918 году был подписан мирный договор, война закончилась.

Для Коко настало время торжества. Воспользовавшись тяготами военного времени, она ничего не потеряла за эти годы, наоборот, ее империя обрела значительное влияние на индустрию моды. Некоторое время спустя Артур Капель предал ее. В 1918 году он объявил о своих намерениях жениться на англичанке из знатного рода.

Коко была подавлена, разбита. Она любила Артура всем сердцем, видела в нем опору и поддержку. «Он знал, что я люблю его и сам любил меня. Это единственное, что имело значение» – вспоминала убитая горем Шанель. Хоть после свадьбы роман с Капелем продолжался, Коко это не так радовало.

Теперь она стала не единственной возлюбленной, а лишь любовницей. Совсем скоро произошла трагедия. В 1919 году английский автомобилист разбился. Ужасная весть подкосила Коко. «Я лишилась всего, потеряв Капеля» – говорила она. Теперь она осталась одна.

В смерти Артура модельер винила высшее общество. Она жаждала мести, желая поставить их на колени перед собой. Собравшись с силами, она намеревалась показать всем, какой беспощадной может быть. Первыми ее действиями были попытки переписать свою биографию. И она в этом весьма преуспела, сочинив множество романтических историй своего детства. Узнать ее настоящую больше не представлялось возможным.

Второе, что сделала Коко – перенесла свой бутик в более престижное, просторное помещение. Это сработало, империя Шанель вновь обрела могущество. Знаменитости, богатые дамы и даже коронованные особы желали хоть как-то ассоциироваться с иконой стиля тех лет. Их восхищали ее и изысканный вкус. В 1919 году Шанель переехала в отель Ритц.

Общественное признание Коко Шанель

Маленькое черное платье Коко Шанель

Коко не брезговала возможностью добиться успеха через постель. Мужчины стали для нее чем-то вроде трофея. «Я выработала привычку окружать себя влиятельными людьми, чтобы установить прочную связь с высшим обществом»– говорила она. В 20-х годах начался ее роман с Игорем Стровинским, однако, в то же время поддерживала связь и с герцогом Вестминстерским.

Они познакомились в канун Рождества в Монте-Карло. Мужчина был очарован ею, преподносил роскошные подарки, присылал и жаждал добиться ее расположения. Лето знаменитый модельер проводила в имении герцога, общаясь с богатейшими людьми из окружения любовника. Там она познакомилась с другом герцога, канцлером казначейства Великобритании – Черчиллем.

Ходившие слухи о свадьбе Шанель и Вестминстерского не подтвердились. «Мне не хотелось отказываться от империи, которую я так усердно создавала» – оправдывалась Коко. На самом деле герцог никогда не женился бы на ней. Постепенно жители Франции оправились от последствий войны. Тесные корсеты, длинные юбки, сковывавшие движения, ушли далеко в прошлое. Мир созрел до идей женщины-модельера.

«Оденься безвкусно – запомнят наряд, оденься безупречно – запомнится женщина» – любила повторять Шанель. Ее дом моды стал создавать все больше новинок, каждый раз потрясая общество смелостью решений.

Коко решилась на серьезный шаг. Известный парфюмер Эрнест Бо, создал для нее коллекцию ароматов, главной идеей которых было сочетание нескольких запахов. Коко выбрала один из них. Они были названы Шанель №5 и стали самым популярным и дорогим ароматом. Следующим изобретение стало маленькое черное платье, созданное в 1926 году.

По мнению одного известного журнала, оно должно было стать униформой элегантных женщин. Чуть позже Коко совершила революционный шаг в индустрии моды, предложив дамам облачиться в брюки. с успехом изменила традиционные предпочтения в моде тех лет, стала главой огромной империи. Небывалые успехи в карьере, считавшейся исключительно мужской, и свободные отношения с противоположным полом, сделали Коко символом послевоенного поколения эмансипированных женщин. Престиж Шанель достиг своего пика.

В 1939 году Германия напала на Польшу. Через несколько дней Франция и Британия объявили войну немецкой империи. Гитлер начал самую устрашающую и кровопролитную войну в истории человечества. Франция пала не сразу, коллеги Коко уговорили ее не закрывать дом моды. Но в мае улицы Парижа заполонили тысячи беженцев. Она закрыла все магазины, оставив работать только парфюмерную лавку и покинула город. В июне 1940 года немцы бомбили Париж. Франция капитулировала.

Возвращение в индустрию моды

Коко Шанель никогда не считала себя красавицей…

Коко привыкла добиваться поставленных целей, к тому же успешно провела дом Шанель через одну войну. Она решила не сдаваться и на это раз. Коко вернулась в любимый отель, но Париж был оккупированным городом, а Ритц – штаб-квартирой немецких офицеров. Но Шанель удалось разместиться в одной из комнат для гражданских лиц.

Она была нацеленная на выживание и старалась действовать по обстановке. Коко обеспечивала парфюмом жен офицеров, а вечера проводила в окружении их командования. Шанель чувствовала, что стареет, это пугало и расстраивало ее.

В это время она познакомилась с Гансом Гюнтером фон Динклаге, он был нацистским шпионом. После совместного ужина они стали любовниками. Шанель не смущало, что он на 13 лет моложе. Обедая однажды в компании Ганса, Коко оказалась втянута в опасную игру.

Ей предложили содействовать в подписании мирного договора. Шанель долгое время общалась с людьми из высшего общества, была любовницей англичанина 8 лет. «Вы, немцы, не знаете, как нужно обращаться с англичанами, а я знаю» – говорила она, не задумываясь о последствиях. После этой беседы Шанель отправилась в Берлин, где познакомилась с Вальтером Шеллинбергом, главой внешней разведки и личным помощником Гиммлера.

В то время он жаждал договориться с союзниками и заключить мир. Коко должна была организовать встречу с Черчиллем, но переоценила свое влияние на британцев, история закончилась ничем. Шанель вернулась в Ритц. Париж был освобожден 25 августа, Франция вновь стала независимой. Коко почувствовала грядущие перемены. Немецких офицеров допрашивали, женщин, замеченных в связи с ними, брили наголо, в качестве унижения и заставляли идти по улицам города.

Коко оказалась в опасном положении. Она была любовницей немецкого шпиона и о ее попытке оказать содействие фашистам, было известно. За ней пришли конвоиры с ордером на арест, Шанель не сопротивлялась. Ей грозило публичное унижение, но спустя несколько часов допроса, ее отпустили, не предъявив обвинений. Обстоятельства того дня остаются засекреченными до сих пор.
Оставаться в Париже было опасно.

Коко отправилась в Швейцарию. Она лишилась всего, что было ей дорого. Репутация была безвозвратно загублена, а дом моды закрыт навсегда. Но она не прекращала наблюдать за переменами, происходящими на подиумах. К тому моменту стала популярной коллекция Кристиана Диора.

Пышные юбки, оборки, складки и рюши вновь украшали одежду женщин. Шанель презирала нынешнюю моду и решила, что ей пора вернуться, она порвала с Гансом, ее личная жизнь сошла на нет. Она приступила к созданию самой важной коллекции в жизни. Ставки были высоки, всеобщее признание или полный провал. В свои 73 года Шанель вернулась в Париж, представив коллекцию обществу.

Франция все еще не простила ей связь с немцами, пресса писала, что в показе Коко нет ничего интересного и нового. Но признание все же пришло, на этот раз из-за океана. Американцы восхищались стилем Шанель. Со временем Франция простила Шанель, Европа боготворила ее.

«Мода, знаете ли, выходит из моды, стиль – никогда» – говорила Коко.

В 60-е годы Коко стала главой международной империи моды. Но Шанель становилась слабее с каждым днем. Она никогда не была замужем, создать семью ей так и не удалось. «Человек не должен жить один, раньше я этого не понимала» – сожалела она. В 1971 году жизнь стала Коко в тягость, в феврале она скончалась в отеле Ритц. Делая укол морфия, Шанель произнесла последние слова: «вот так и умирают».

Коко лишилась семьи в раннем детстве, у нее не было ни денег, ни возможностей. Но благодаря этому у нее появились амбиции и невероятное желание покорить мир. Шанель стремительно добивалась поставленных целей. Она создала самый знаменитый и по сей день мировой бренд Chanel, который олицетворяет собой Францию с присущим ей романтизмом и утонченностью. «Я смогла создать то, что бесконечно меняется, но всегда выглядит стильно».

История Коко Шанель в телепрограмме Жизнь Замечательных Людей:

Вконтакте