Как избирается папа римский. Традиции и обычаи ватикана. История возникновения папства

Вряд ли вы задавались вопросами, почему Папа Римский живет именно в Ватикане, почему он носит тот или иной тип одежды на различные мероприятия. Мы расскажем вам обо всем, что на сегодняшний день известно об этой загадочной фигуре. Также мы ответим на вопрос, как выбирают в Ватикане. Дым имеет к этому прямое отношение. Но обо все по порядку.

Ватикан

Это самое маленькое независимое государство в мире. Оно носит такой высокопарный титул, как вспомогательная суверенная территория Святого Престола. Находится на территории итальянской столицы, но не окружено границами со строгими таможенниками. Попасть в Ватикан могут все желающие. Визу открывать для этого не нужно.

Площадь и собор Святого Петра да несколько улиц - вот и вся территория этого небольшого государства. Однако Ватикан имеет свое правительство, армию, а в качестве официального языка используется латынь.

Собор Святого Петра

Логично предположить, что собор является самым крупным сооружением во всем Ватикане. Находится он на площади с одноименным названием. Над его созданием трудились Рафаэль, Микеланджело и другие всемирно известные архитекторы и художники. Из фонтанов на бьет питьевая вода, поэтому туристы в любое время могут утолить жажду, не переживая о ее качестве.

Если верить легендам, то в основании собора находится могила святого Петра. Он был одним из 12 учеников Иисуса. Попасть внутрь памятника культуры можно как вместе с экскурсией, так и самостоятельно. Во втором случае экскурсия будет не менее интересная, но менее суетная. Сможете не просто "пробежать" по всем интересным местам, но и спокойно посидеть в выбранном вами укромном уголке собора, подумать о жизни, послушать проповедь (если попадете сюда в часы ее проведения).

История возникновения папства

Принято считать, что первым папой и епископом был апостол Петр, о котором мы уже упоминали выше. Именно он основал первую христианскую школу после распятия Иисуса Христа. Но после сильнейшего пожара в Риме суеверные власти обвинили христиан в том, что "вечный город" сгорел практически дотла. Сам Петр был распят как главный виновник произошедшего.

Однако христианская религия уже плотно вошла в жизнь людей, потому нельзя было игнорировать необходимость ее дальнейшего развития. Ведь именно религия являлась одним из столпов древнего общества. Епископов начали наделять административными функциями, а также привилегиями светских феодалов. Все это со временем укрепило власть католической церкви и влиятельность фигуры ее главы. Знаете, как выбирают Папу Римского в Ватикане? Сейчас мы об этом расскажем.

Как проходят выборы

Папа Римский может покинуть свой пост или по собственному желанию, или по причине своей смерти. Когда это место освобождается, собирается совет, состоящий из кардиналов, которые не имеют права обсуждать ход выборов за пределами Сикстинской капеллы. Сама капелла на время выборов полностью закрыта для посещения.

Выдвинуть свою кандидатуру на пост Папы Римского может кардинал возрастом не старше 80 лет. Сама процедура выбора проходит крайне выверено и четко.

Процедура выборов

Коллектив, выбирающий совершенно точно знает свои обязанности и придерживается всех правил. На первом этапе выборов каждый кардинал получает бюллетень. Даже те, кто на дату голосования находятся в лазарете, получают свой листок для голосования. Далее все, кто имеет право проголосовать, остаются в Сикстинской капелле в полном одиночестве.

Они должны написать имя выбранного кандидата на своем бюллетене печатными буквами. Все устроено так, чтобы было невозможно определить, за кого проголосовал тот или иной кардинал. Если после голосования количество листков в урне не совпадает с числом избирателей, то все бюллетени сжигаются без предварительного прочтения. Чтобы один из кандидатов занял пост главы католической церкви, он должен набрать две трети плюс один голос.

Рассказывая о том, как выбирают Папу Римского, про дым, который ожидают люди во всем мире, мы не объяснили.

Дым над Сикстинской капеллой

Всем известно, с каким трепетом католики ожидают появления дыма над зданием, в котором проходит процедура выборов Папы Римского. Вы уже знаете, что в случае неудачи при подсчете бюллетеней все они сжигаются. Но это не единственный случай, когда они отправляются в огонь. При любом исходе после окончания голосования каждый листок сжигается. Пока все они не превратятся в пепел, конклав не имеет права покинуть стены Сикстинской капеллы, где выбирают Папу Римского.

Именно благодаря этой традиции над ней и появляется густое облако дыма. Несколько столетий назад после неудачных выборов костер для бюллетеней складывали из мокрой соломы. Конечно, она сильно чадила. Именно поэтому дым и был черным. Сегодня для этих целей используется краситель.

Костюм

Одеяния Папы Римского менялись не один раз в течение долгих столетий. Последние серьезные новшества его наряд претерпел во время правления Многие части гардероба носят официальный характер. Папа надевает их лишь в крайне исключительных случаях. Обычному обывателю увидеть такие предметы одежды практически не представляется возможным. Если говорить о более повседневных нарядах, то костюм Папы Римского состоит из следующих элементов:

  • Камауро - красная зимняя шапка, которая обычно обивается шерстью горностая.
  • Тиара - трехъярусная корона.
  • Пилеолус - небольшая традиционная шапочка священника белого цвета.
  • Митра - головной убор, который надевают во время богослужений высшие чины католической церкви.
  • Красный плащ - традиционная верхняя одежда.
  • Сутана - повседневное облачение.
  • Папские красные туфли - элемент одежды, который стал традиционным и используется на протяжении сотен лет.
  • - на кольце изображен апостол Петр, которого считают первым официальным главой католической церкви. В мирской жизни Петр был рыбаком, именно в таком образе он и изображен на перстне.

Именно благодаря этим элементам одежды образ верховного епископа стал узнаваем во всем мире. Только так он одевается после того момента, когда коллектив, выбирающий Папу Римского, утвердит его кандидатуру. Отличить его среди других служителей церкви можно благодаря поясу с золотым гербом. Только он имеет право надевать подобный символ власти вне литургий.

Выбор имени

Традиция изменять имя на период понтификата появилась еще в VI веке. После избрания Папа Римский объявляет, под каким именем он будет править. Если это имя использовалось кем-то из его предшественников, то добавляется порядковый номер. Самыми часто используемыми именами по статистике являются Лев, Григорий, Бенедикт и Иннокентий. Каждое из них использовалось за историю папства более десяти раз.

Строгий запрет лежит лишь на одно имя - Петр. Служители католической церкви не рискуют брать имя апостола, основавшего их религию. Также существует пророчество, что Папа Римский с именем Петр II будет являться предшественником конца света.

На сегодняшний день правит 266-й по счету Папа Римский. Зовут его Франциск.

Мы рассмотрели, какой орган имеет право выбирать Папу Римского.

Самые известные лица

Существует целый список, который содержит имена глав католиков, отличившихся в разной степени от своих предшественников и последователей. Среди них мы выбрали самых известных.

  1. Иоанна VIII - католическая церковь отказывается подтвердить тот факт, что в течение некоторого промежутка времени над ними главенствовала женщина. Иоанна была главным врачом своего предшественника Льва IV. Она научилась всему, что полагается знать настоящему священнослужителю. Благодаря женской хитрости и собственной смелости она взошла на престол. Но ее правление оказалось совсем не долгим. Обман был раскрыт, а ее последователей еще долго заставляли доказывать свою принадлежность к мужскому полу публично.
  2. Иннокентий VIII - был известен своей любовью к женщинам. По слухам, имел множество незаконнорожденных детей, от которых он с легкостью отказывался. Также к числу его "заслуг" можно отнести начало охоты на ведьм, которая появилась в Европе именно благодаря его указу.
  3. Павел III - создал орден иезуитов.
  4. Бенедикт IX - приобрел известность благодаря своей безграничной жестокости и аморальности. Его обвиняли в организации массовых оргий и содомии. Бенедикт даже пытался продать престол, но позже одумался решил сохранить остатки своей власти. За спиной его называли "Дьяволом в обличье священника".

Как мы видим, не все папы римские отличались праведностью, несмотря на данные ими обеты. Если принять во внимание, что это пост занимало уже почти триста человек, то те несколько человек, которые имели такие омерзительные привычки, составляет лишь совсем малую часть. Поэтому католическая церковь до сих пор остается могущественной и непоколебимой силой.

Границы власти

Как выбирают Папу Римского, мы уже знаем. Но какова граница реальной власти этого человека? Что касается именно католической церкви, то тут его могущество безгранично и носит исключительный характер. Любое высказывание Папы, касающееся религии и нравственности, считается непреложной истиной и не может подвергаться обсуждению.

То, как выбирают Папу Римского, имеет такое большое значение для всего католического мира. Ведь конклав среди всех достойных отдает предпочтение тому человеку, чьи слова станут истиной для миллионов людей на планете.

Светская власть Папы сводится к тому, что он является главой государства Ватикан.

Одной из самых властных персон, наделенных исключительными полномочиями в современном суверенном международном праве, является папа римский. Уникальность этой должности заключается в ее глубоком историческом смысле и в статусе. Персона, которая занимает эту должность, является одновременно верховным католическим понтификом и Главой Святого Престола, а также выступает в качестве суверена города-государства Ватикан. Должность Верховного римского понтифика была учреждена еще во времена Римской Империи и считается на сегодняшний день самой древней политической фигурой.

В разные исторические периоды статус главы Католической церкви был неоднозначным. В первые годы своего существования папство в полной мере ощутило на себе все прелести гонений и преследований, которым подвергались последователи учения Христа. Многие понтифики из числа первых пап были жестоко замучены язычниками, другие — постоянно испытывали на себе физическое давление со стороны владетельных государей тогдашней Европы. Однако несмотря на все трудности, папство сумело пережить не только все тяготы борьбы христианства с язычеством, но и способствовало утверждению христианства в качестве основной религии на Европейском континенте.

Суть папства, права и обязанности папы римского

Папа римский, он же Монарх и суверен Святого Престола, живой и реальный глава Католической Церкви. Специальный статус папы определяется церковной иерархией. По сути – это преемник апостола Петра, первый римский епископ. Власть папы и его суверенитет в качестве главы Святого Престола не имеет территориальных ограничений. Помимо церковной власти, верховный понтифик является главой города-государства Ватикан, на территории которого располагается Святой Престол.

Значение папства хорошо видно из титулов, которые носит папа римский:

  • викарий Христа;
  • епископ Рима;
  • преемник князя апостолов Святого Петра;
  • раб рабов божьих;
  • Великий понтифик;
  • верховный первосвященник Вселенской Церкви;
  • Примас Италии;
  • архиепископ и митрополит Римской провинции;
  • суверен города-государства Ватикан.

Основная часть титулов, принадлежащих папе римскому, имеет духовный смысл, определяя значение, место и роль папы в христианском мире. Что касается властных полномочий, духовная и юридическая власть верховного понтифика распространяется на всю Католическую церковь, на административную структуру церковной общины. В международном праве папа является самостоятельным субъектом, его духовная, юридическая власть и суверенитет не могут ограничиваться светской властью. Основная обязанность папы блюсти христианскую веру, способствовать ее утверждению и распространению. В ведении папы находится не только вопросы духовной нравственности и веры. Верховный понтифик осуществляет административное управление Католической церковью.

С точки зрения католицизма, папа является прямым потомком апостола Петра, которому Иисус особым образом вверил служение Господу. Право быть первосвященником является преемственным и передается духовному лицу, которое достойно этого звания. Как правило, наместник Христа на Земле избирается из высших духовных особ, входящих в коллегию епископов (конклав). С избранием папа обретает всю полноту верховной церковной и административной власти, становясь абсолютным монархом Святого Престола. Решения, декреты Верховного римского первосвященника имеют статус закона и не подлежат обжалованию. К компетенции папы римского относится право законодательной инициативы в рамках Католической церкви, право толковать решения Вселенских соборов, вносить изменения в действующие эдикты и отменять действие предыдущих решений.

Папа определяет церковную дисциплину, издавая каноны, которые сведены в канонические справочники и кодифицированы. Выполняя административные функции, верховный римский понтифик занимается присвоением церковного сана, осуществляет назначения на должность, дает распоряжения в рамках системы церковного управления.

Смысл папства отображается в гербе города-государства Ватикан. На нем изображены все папские регалии, символы и знаки отличия.

Скрещенные ключи символически отображают ключи апостола Симона Петра. Серебряный ключ означает связь власти, данной Церковью, с правом разрешать (золотой ключ) править от имени Господа. Тиара — тройная корона — символизирует собой три основные функции папства:

  • быть верховным пастырем для всех христиан;
  • быть верховным учителем;
  • являться Верховным первосвященником.

Золотой крест, венчающий тиару, знаменует собой владычество Господа, Иисуса Христа. Тиара возлагалась на чело понтифика в момент папской коронации — торжественного обряда, напоминающего по своей функции инаугурацию главы государства.

История становления папства

О первых епископах, которые руководили первыми христианскими общинами, имеется крайне скудная информация. В архивах Ватикана хранятся древние рукописи, датируемые I-II веком, в которых упоминаются духовные особы, носящие титул первосвященников у христиан. Сам же институт папства появился гораздо позже, в конце IV — начале V века. Формировалось папство в пределах римской провинции, где был создан римский епископат. Привилегированное положение римских епископов объяснялось тем, что именно в Риме, в самом центре Римской империи, имелись земли, принадлежащие христианской общине. Впоследствии, уже нося титул пап, римские епископы расширили свои владения. По факту, уже в VI веке Рим становится главным центром апостольской власти Католической церкви.

Окончательное оформление папского престола в качестве суверенного владетеля произошло в VIII веке, когда король франков Пипин Короткий даровал римскому епископату римскую провинцию. Рим с прилегающей территорией становится Папской областью – государственным административным образованием с универсальным статусом. Теперь папа представлял высшую церковную власть и одновременно с этим являлся суверенным светским правителем.

Что касается официального титула, то папой в период утверждения христианского учения именовались все священники, имеющие право благословения. Позже, в период становления папства в качестве духовного центра христианства, титул папа относился ко всем епископам. После разделения христианской церкви на Римскую и Константинопольскую изменился и порядок присвоение папского сана. С оформлением Рима в качестве главного епископата, папский сан присваивался только римским или александрийским епископам. В Константинополе существовал протопапа — главный понтифик Константинопольской православной церкви.

До 1059 года избрание папы в Риме осуществлялось совместным собранием светской и духовной знати. Конец этой практики положил Латеранский собор, на котором было принято решение выбирать папу собранием (конклавом) кардиналов из числа первых епископов Католической церкви. С избранием папа публично объявляет под каким именем он будет возглавлять Католическую Церковь. Если в истории папства уже были персоны с подобными именами, то к выбранному имени, добавляется порядковый номер. С этого момента папа римский имеет тронное имя, которое носит на протяжении всего своего понтификата.

Традиция менять мирские имена пошла с раннего средневековья, когда в ходу были древнеримские и древнегреческие имена, соотносящиеся с языческим культом. Первым папой, сменившим свое мирское имя Меркурий, стал Иоанн II, занимавший Святой Престол в VI веке. Официально порядок смены имени никем никогда не регламентировался, однако это обряд с XI века становится традиционным в церемонии избрания папы. За всю последующую историю папства только два Верховных первосвященника не меняли свои имена: Адриан VI, в миру Адриан Флоренс и Марчелло Червини, ставший папой Марцеллом II.

Избрание Главы Святого Престола не всегда происходило гладко и в соответствии с утвержденным порядком. Папский престол часто становился заложником политической обстановки, сложившейся в Европе. В эпоху раннего Средневековья достаточно часто могущественные монархи Европы использовали Католическую церковь в качестве удобного инструмента общественно-политической манипуляции, делая светскую власть папы заложницей сложной военно-политической ситуации. Подобное положение вещей ярко иллюстрирует период Средневековья, когда папство усиленно боролось за главенство духовной власти над светским правлением. Несмотря на значительный прогресс в этом направлении, в отличие от духовной власти, суверенитет папы постоянно находился под угрозой.

Каждая из политических сил стремилась подчинить своему влиянию папский престол, внося раскол в единство Католической церкви. Результатом такой политики становится практика избрания антипапы. В истории папского престола немало случаев, когда духовную власть делили между собой сразу несколько персон, носивших титул Верховного римского понтифика. Вопрос с избранием главы Святого Престола мог решаться в разных местах, с участием разных светских персон и духовных лиц. Право носить законно титул Верховного первосвященника обычно оставалось за тем духовным лицом, приверженцы которого одерживали политическую победу. Несмотря на то, что в средневековой Европе существование антипап было обычной практикой, официальный Ватикан не признает их существование.

В официальном реестре числятся только легитимные папы, каждый из которых имеет свой порядковый номер.

Наиболее известные личности в истории папства

Вся история папства тесно связана не только с процессом становления и утверждения христианства, но и во многом отражает политические события, которые в той или иной мере отразились на международном устройстве. Существование института папства можно разделить на следующие периоды, которые отражают политическую обстановку на политической карте мира того времени:

  • Доникейский период условно занимает II-III век — время распространения христианства до воцарения императора Константина;
  • период утверждения христианства в качестве государственной религии Римской Империи (313-493 гг.);
  • Остготский период — падение Римской империи и образование Остготского королевства (493-537 гг.);
  • Византийский период папства (537-752 гг.);
  • Франкский период приходится на целое столетие с 756 по 857 год;
  • эпоха папского уничижения со стороны светских владетелей (1044-1048 гг.);
  • имперская эпоха (1048-1257 гг.) — период наибольшего расцвета и могущества папства;
  • переходной период — время нестабильности папской власти (1257-1309 гг.).

Со времен становления и утверждения папства в качестве Главы Католической церкви до 1309 года, когда папа и вся его резиденция переехали в Авиньон (Франция), Святой Престол возглавляли 194 персоны. Отсчет идет от апостола Петра, который является якобы основателем Святого Престола. В период становления христианской веры верховным понтификом становились в основном римляне. Восемь человек из этого числа представляли греческие епархии. Трое пап были родом из африканских провинций. Два раза Святой Престол возглавляли французы. По одному разу Главой Католической церкви были сириец, немецец и англичанин Адриан IV, передавший Ирландию в распоряжение английской короны.

В доникейский период быть папой означало подвергнуть себя гонениям и преследованиям со стороны языческого культа и властей, поэтому многие верховные первосвященники погибли мученической смертью. Относительная безопасность и стабильность приходит к институту папства с воцарением на престоле Римской империи императора Константина, давшего христианству статус государственной религии.

Первым титул «папа» стал употреблять Святой Сириций, годы правления 384-399. С периодом его правления связаны единственные из декреталий, дошедшие до наших дней. Из всех пап, которые прославились в истории за это период, стоит отметить Верховного первосвященника Льва I (440-461 гг.), который лично сумел убедить Аттилу не вторгаться в Италию. Папа Григорий второй, занимавший Святой Престол в 715-731 годы, активно боролся с иконоборчеством. В эпоху Средневековья владетельные монархи Европы часто применяли силу для утверждения своей власти. Так было с папой Иоанном XII, который был изгнан из Рима войсками императора Священной Римской империи Оттона I.

По мнению историков и теологов, самое значимое место в истории папства занимает папа Урбан II, открывший эпоху крестовых походов. Это его пламенная речь на Клермонском соборе в 1095 году о необходимости освобождения Земли обетованной от мусульман стала началом массового военно-политического движения. В эпоху позднего Средневековья отличился папа Григорий IX, доверивший проводить инквизицию Ордену доминиканцев. Римский первосвященник Григорий X (1271-76 гг.) своей декреталией ввел конклав – совет кардиналов, занимающийся избранием папы, обсуждением важных духовных и административных вопросов.

Папство в период нестабильности

Самым противоречивым моментом в истории папства является период с 1309 по 1377 год, получивший название Авиньонское пленение. Усилившееся влияние Франции на европейской арене непосредственно затронуло институт папства. В результате разгоревшегося конфликта между папой Бенедиктом XI и королем Франции Филипом Красивым в скором времени титул Верховного Владыки Вселенской церкви получил французский епископ Раймон Бертран, принявший тронное имя Климент V. По его инициативе и под давлением короля Франции резиденция пап была перенесена во французский город Авиньон. Рим, считавшийся колыбелью христианства в Европе, почти на 70 лет утратил статус Священного Города.

Роль папы Климента V в истории папства неоднозначна. Это с его подачи были начаты гонения на Орден тамплиеров, завершившиеся полным разгромом и запретом ордена храмовников в 1312 году. Только папа Григорий XI сумел в 1377 году вернуть папский престол обратно в Священный Город.

Следующим периодом нестабильности института папства стал Великий западный раскол. В течение 39 лет на папский престол претендовали сразу несколько персон. Каждого поддерживала та или иная политическая группировка, опираясь либо на Францию, либо на местные богатые итальянские дома. Папы по очереди заседали то в Ватикане, то в Авиньоне. Конец неразберихи с папами и периоду двоевластия положила эпоха ренессанса, начавшаяся с приходом в 1417 году на Святой Престол Мартина V.

В 1517 папство переживает очередной кризис, связанный с началом в Европе Реформации. В этот период возникает религиозное движение Мартина Лютера, боровшегося с латинизацией христианского вероучения. Некоторые из пап, занимавшие высокий пост в это время, пошли на уступки, осуществляя реформы управления культа и внося изменения в систему обрядов. На этот период приходится значительное ослабление папской власти как в самой Италии, так и на периферии, в странах Центральной и Северной Европы. Однако реформация быстро закончилась началом контрреформации — периодом, когда начались ожесточенные гонения на последователей учения Лютера. В этот период Европа окунулась в пучину кровопролитных религиозных войн. По всей Европе, от Франции до Карпатских гор католики и протестанты уничтожали друг друга. Времена смуты и брожения в религиозных верованиях окончились с переходом папства в период Просвещения (1585-1689 гг.).

Одним из значимых событий этого периода является реформа календаря, осуществленная папой Григорием XIII. Этот же Верховный первосвященник впервые издал «Свод канонического права».

Последним в истории папства периодом нестабильности стала эпоха революционных войн, охвативших европейский континент. В это время, с 1775 по 1861 год Святой Престол занимали папы, которые имели крайне противоречивую позицию по отношению к происходящим событиям. Если Верховный первосвященник Рима папа Пий VI осудил Великую французскую революцию, за что был изгнан из Рима французскими войсками, то его преемник папа Пий VII уже лично короновал Наполеона Бонапарта в качестве императора французов. Наполеон практически уничтожил суверенитет папства, захватив Папскую область и превратив Святой Престол в собственный епископат.

Начавшаяся в Италии революция привела к тому, что в 1848 году Папскую область заняли австрийские войска. В 1846 году Святой Престол занимает папа Пий IX. К его заслугам относят принятие догмата о непорочном зачатии Девы Марии, вынесение на утверждение I Ватиканского собора догмата о безошибочности папских решений и канонов. Папа Пий IX дольше всех в истории понтификата занимал пост Главы Католической церкви, с 1846 по 1878 год. В эпоху его правления Папская область окончательно утрачивает свои границы, войдя вместе со Священным городом в состав нового Итальянского государства. Рим становится столицей Королевства Италии. С этого момента светская власть римских первосвященников окончательно утрачивает свой статус.

Новое время

Только в 1929 году после Латеранского соглашения папа римский снова становится сувереном, вернув себе статус Главы города-государства Ватикан. В новой, современной истории папства было восемь Верховных понтификов, каждый из которых сумел оставить заметный след в христианском вероучении. Папа Павел VI в 1962 году собрал II Ватиканский собор, на котором рассматривалась необходимость обновления Католической церкви в связи с новыми реалиями современности. Результатом собора, который заседал в течение 3 лет, был пересмотр Кодекса канонического права, в который были внесены существенные поправки в отношении причин для отлучения от церкви и ряда других статей.

Новый канонический кодекс был утвержден и подписан в 1983 году папой Иоанном Павлом II. Этот Верховный понтифик, поляк по происхождению, в течение 27 лет оставался Главой Католической церкви. Его правление обусловлено ростом популярности папской власти в мире. При Иоанне Павле II Католическая церковь вновь обрела статус серьезной политической силы. Нынешний Верховный первосвященник Вселенской Церкви Франциск, аргентинец по происхождению, стал первым папой не европейцем. Его избрание состоялось 13 марта 2013 года после того, как его предшественник папа Бенедикт XVI отрекся от престола.

Резиденция нынешнего папы, как и его предшественников — Апостольский дворец в Ватикане. Здесь же находятся архив, библиотека Святого Престола, собор Святого Петра, Сикстинская капелла, другие культовые сооружения. Здесь же располагаются главные административные службы Католической церкви и учреждения государства-анклава.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В Ватикане во вторник начались выборы нового Папы Римского - так называемый конклав - собрание кардиналов. Они собираются в специальном помещении (от лат. conclave - запертая комната), выйти откуда смогут лишь после избрания нового понтифика.

Согласно порядку, утвержденному на Втором Лионском соборе в 1274 году, выборы производятся закрытым голосованием, при этом для избрания папы необходимо собрать не менее двух третей голосов.

Если кардиналы пришли к соглашению, из печной трубы над Сикстинской капеллой пойдет белый дым, если понтифик не избран - дым будет черным. Дым образуется от сжигания бюллетеней голосования с добавлением специального красящего вещества, придающего нужный оттенок.

Торжественная церемония открытия конклава началась в Апостольском дворце в 16.30 (19.30 мск). Предполагается, что в первый раз дым из трубы Сикстинской капеллы может пойти ориентировочно в 19.00 (22.00 мск).

Согласно правилам, установленным в 1975 году, число кардиналов-выборщиков не может превышать 120 человек, при этом они не должны быть старше 80 лет. В нынешних выборах принимают участие 115 кардиналов.

Интересно отметить, что понтификом может быть избран любой мужчина-католик и даже мирянин без сана. Кроме того, Папой не обязательно должен становиться итальянец - во время Римской империи и Средневековья этот пост занимали греки, сирийцы, немцы и др.

Тем не менее, после избрания в 1522 году Адриана VI, который был этническим немцем, все папы происходили из областей, составляющих сегодняшнюю Италию, вплоть до избрания Иоанна Павла II в 1978 году (он поляк по национальности). С 1378 года папами избирались только кардиналы.

Нельзя исключить, что в этот раз престол Cвятого Петра займет представитель другого континента. Вероятность того, что следующим Папой может стать человек с темной кожей довольна высока. Среди тех, кого прочат на Папский престол – 64-летний кардинал из Ганы Питер Кодво Аппиах Тарксон. При Бенедикте XVI он являлся председателем Папского совета справедливости и мира.

В числе наиболее часто упоминаемых в качестве вероятного нового папы также 67-летний кардинал из Канады Марк Уэлле, 80-летний кардинал из Нигерии Фрэнсис Аринза, 77-летний итальянский кардинал Тарчизио Бертоне, 71-летний кардинал из Милана Анджело Скола и 65-летний бразильский кардинал Жоао Брас де Авиз.

Нынешние выборы могут оказаться затяжными, о чем говорят и сами кардиналы, сообщившие, что сегодня решение скорее всего принято не будет. Тем не менее, в Ватикане надеются, что конклав продлится не более нескольких дней.

Причиной сложившейся ситуации стало решение Йозефа Ратцингера, (Бенедикт XVI) сложить с себя папские полномочия по состоянию здоровья, что стало большой неожиданностью. Мало того, что последний раз папа отрекался от престола по этой причине около 600 лет назад, сейчас столь явного фаворита, как Ратцингер в апреле 2005 года, нет – по словам архиепископа Лиона Барбарена, выбор должен быть сделан из нескольких кандидатов. Называется цифра в 12 человек.

Что касается Бенедикта XVI, он после отречения не сохранил за собой сан кардинала, поэтому не будет принимать участия в конклаве. Между тем официальный его титул после отречения - Его Святейшество Бенедикт XVI, почетный Папа Римский.

Ратцингер, став Папой, поставил несколько рекордов. Так, он стал самым старшим по возрасту на момент избрания понтификом с 1730 года. Он - первый Папа, начиная с XVI века, который был избран, будучи деканом Коллегии кардиналов, первый кардинал-епископ, избранный на папство со времен Пия VIII, первый Папа со времен Бенедикта XIII, имевший сан кардинала до избрания долгое время, первый Папа немецкого происхождения за почти тысячу лет. Последний факт стал причиной ликования Германии – в частности, в немецких СМИ сразу после избрания Ратцингера появились новости с заголовком "Мы – папа".

Сейчас экс-понтифик находится в своей резиденции в Кастель-Гандольфо. Там он будет проживать, пока не закончатся ремонтные работы в ватиканском монастыре Mater Ecclesiae, который станет его постоянной резиденцией.

МОСКВА, 12 мар — РИА Новости, Виктор Хруль. Для избрания Папы Римского в Ватикане созывается конклав — собрание кардиналов, членов Священной коллегии. Конклав должен начаться не позже 20 дней после смерти или отречения Епископа Рима. На время конклава кардиналы не могут получать корреспонденцию, пользоваться телефоном и другими средствами связи.

В день начала конклава после мессы кардиналы, облаченные в красные сутаны и пелерины, в белые комжи (богослужебное облачение), собираются в Зале благословений Апостольского дворца и в процессии с крестом и Евангелием направляются в Сикстинскую капеллу с пением молитвы Литании всем святым. По прибытии в капеллу кардиналы молятся о ниспослании им дара Святого Духа, поют гимн Veni Creator, а затем приносят присягу. Для освещения этих моментов в Сикстинскую капеллу могут быть допущены сотрудники пресс‑центра Святого Престола и журналисты.
После присяги выборщиков главный церемониймейстер произносит формулу Extra omnes, и все, кто не имеет права участвовать в выборах понтифика, покидают капеллу.

Во время голосования в капелле могут оставаться только выборщики, поэтому сразу после раздачи бюллетеней церемониймейстеры должны выйти, один из кардиналов‑диаконов запирает за ними дверь на ключ.
Единственной допустимой формой проведения голосования является тайное голосование бюллетенями. Выборы считаются состоявшимися, если за кого‑либо из кандидатов отдано две трети голосов. Если число выборщиков, участвующих в конклаве не кратно трем, для избрания нового понтифика требуется две трети голосов плюс один.
В день начала конклава проводится один тур голосования. Если папа не был избран в первый день, в последующие дни проходят по два тура голосования утром и по два вечером.

Процедура голосования, согласно апостолической конституции Universi Dominici gregis, проходит в три этапа.
На первом этапе (Prescrutinium) происходит подготовка, раздача бюллетеней и жеребьевка, во время которой из числа кардиналов выбираются трое скрутаторов (scrutatori), трое инфирмариев (infirmarii) и трое ревизоров.
Скрутаторы, стоя у алтаря, следят за соблюдением процедуры подачи бюллетеней и подсчитывают голоса. Если кто‑либо из кардиналов не может подойти по состоянию здоровья к алтарю, один из скрутаторов должен взять у него тщательно сложенный бюллетень и положить в урну для голосования.
Инфирмарии обязаны собрать голоса кардиналов, которые прибыли в Ватикан, но по состоянию здоровья не могут принять в данный момент участие в голосовании в Сикстинской капелле.
Перед уходом инфирмариев скрутаторы тщательно проверяют урну, запирают ее и кладут ключ на алтарь. Инфирмарии доставляют закрытую урну больным выборщикам. Больной кардинал должен голосовать в одиночестве и может позвать инфирмариев только после того, как опустил свой бюллетень в урну. Если больной не в состоянии заполнить бюллетень самостоятельно, один из имфирмариев (либо другой кардинал‑выборщик), по решению больного, присягнув перед инфирмариями в том, что он сохранит все в тайне, голосует по указанию больного. Инфирмарии возвращают урну в Сикстинскую капеллу, где она будет открыта скрутаторами после окончания подачи голосов в капелле. После пересчета бюллетени, извлеченные из нее, опускаются к бюллетеням, поданным здоровыми кардиналами.

Бюллетени для голосования представляют собой прямоугольную карточку, в верхней части которой написаны либо напечатаны слова: Eligo in Summum Pontificem (Я выбираю Верховным понтификом), а в нижней оставлено место, куда будет вписано имя.
Каждый кардинал‑выборщик должен лично заполнить бюллетень. Бюллетени, в которых указано два и более имен, считаются недействительными.
На втором этапе голосования (Scrutinium) происходит подача бюллетеней, их извлечение и сортировка. Каждый кардинал‑выборщик, по старшинству (по сроку служения в сане), заполнив и сложив свой бюллетень, высоко подняв руку, чтобы бюллетень был виден остальным, выходит к алтарю, на котором стоит урна для голосования. Затем он громко произносит присягу: "Призываю в Свидетели Господа Христа, и пусть Он меня рассудит, что мой голос отдан за того, кого я считаю по воле Бога быть избранным". После этого выборщик опускает бюллетень в урну и возвращается на место.

Когда все кардиналы‑выборщики проголосуют, первый скрутатор несколько раз встряхивает урну, чтобы перемешать бюллетени, затем второй перекладывает их по одному в другую урну, тщательно подсчитывая. Если количество бюллетеней не совпадает с числом проголосовавших, бюллетени сжигают и начинается повторное голосование.

За столом, поставленным перед алтарем, скрутаторы проводят сортировку бюллетеней. Первый из них разворачивает бюллетень и читает про себя имя кандидата, затем передает его второму, тот также читает про себя указанное в нем имя, третий скрутатор произносит имя вслух, громко и отчетливо и записывает имя кандидата. Он же прокалывает бюллетени там, где напечатано слово eligo (выбираю), и нанизывает их на нить — это исключает повторный подсчет одного и того же бюллетеня. По окончании сортировки бюллетеней скрутаторы завязывают концы получившейся "гирлянды". Все результаты записываются.

На третьем этапе голосования (Post‑scrutinium) происходит подсчет голосов и их проверка, а также сожжение бюллетеней. Скрутаторы суммируют все голоса, набранные каждым из кандидатов. Если никто не набрал две трети голосов, выборы признаются не состоявшимися. Был ли избран понтифик или нет, кардиналы‑ревизоры обязаны тщательно проверить бюллетени и записи скрутаторов. После проверки скрутаторы сжигают все бюллетени в специальной чугунной печи.

Если сразу следует второй тур голосования, ритуал полностью повторяется (за исключением повторного принесения торжественной присяги и избрания скрутаторов, инфирмариев и ревизоров). Бюллетени первого тура остаются до подведения следующих результатов и сжигаются вместе с бюллетенями последующих туров.
При сожжении бюллетеней с помощью специальных добавок дым окрашивают в черный или белый цвет, где последний означает успешный выбор.

Если за три дня ни один из кандидатов не наберет две трети голосов, выборы приостанавливают на день, во время которого кардиналы проводят в молитве и слушании духовного наставления старейшего кардинала‑диакона. Если после возобновления еще семь туров голосования проходят безрезультатно, выборы снова приостанавливаются и духовные упражнения проходят с напутствием старейшего кардинала‑пресвитера. В случае третьего повторения такой ситуации, выборщиков увещевает старейший кардинал‑епископ. После этого возможны еще семь туров голосования. Если вновь не достигнут положительный результат, проводится дополнительный тур, во время которого побеждает набравший большинство голосов.

Как только состоялось каноническое избрание нового понтифика, самый младший из кардиналов‑диаконов зовет в капеллу секретаря коллегии, главного церемониймейстера. Кардинал‑декан или старейший по возрасту кардинал‑епископ от имени всей коллегии выборщиков спрашивает избранного: "Принимаешь ли ты свое каноническое избрание Верховным понтификом?" Получив утвердительный ответ, он задает второй вопрос: "Как ты хочешь, чтобы тебя именовали?" Затем главный Папский церемониймейстер с помощью нотариуса и в присутствии двух помощников‑церемониймейстеров составляет документ об избрании нового понтифика и о том, какое имя тот себе выбрал.

Если избранный кандидат имеет епископский сан, он сразу же после своего согласия становится "Епископом Римской Церкви, истинным Папой и Главой Епископской коллегии; получает полную и высшую власть над вселенской Церковью". Если папой избран кардинал, не рукоположенный в епископа, его хиротонию должен совершить декан Коллегии кардиналов или (в его отсутствие) вице‑декан, либо старейший из кардиналов.

Кардиналы‑выборщики обещают новому понтифику уважение и послушание, затем возносят благодарение Богу, после чего первый кардинал‑диакон объявляет народу имя нового Епископа Рима. По традиции, на латыни объявляется вначале имя, полученное в крещении, а затем новое имя папы. После объявления новоизбранный понтифик с балкона собора Святого Петра преподает Апостольское благословение Urbi et Orbi.
Конклав прекращается сразу после того, как новоизбранный Папа Римский выразил согласие с результатами голосования.
После торжественной церемонии инаугурации понтификата папа вступает во владение патриаршей Латеранской базиликой.

(Справка подготовлена по материалам российской католической газеты "Свет Евангелия" и других открытых источников).

Как выбирают Папу Римского? Кто такие кардиналы? В каком случает архиереев сажают на хлеб и воду? Почему человеку, избранному на престол святого Петра, меняют имя? Какое отношение к выборам Папы имеет Микеланджело Буонарроти? Рассказывает иеромонах Русской Православной Церкви, итальянский историк, исследователь Восточного христианства и писатель, сотрудник ОВЦС Иоанн (Гуайта).

Sede vacante

С 20 часов 28 февраля сего года для Римской Католической Церкви открылся период Sede vacante - вакансии папского престола.

По правилам, установленным Папой Иоанном Павлом II, с этого момента лишаются мандатов руководители всех подразделений Римской курии, в том числе государственный секретарь (кардинал Тарчизио Бертоне) и кардиналы (или архиепископы), являющиеся префектами конгрегаций, председателями папских советов, и т. д. Продолжают работать секретари департаментов Ватикана, Камерленг Святой Римской Церкви (Тарчизио Бертоне), который является местоблюстителем Апостольского Престола, и декан Коллегии кардиналов (Анджело Содано), который обычно созывает и возглавляет конклав. Однако на сей раз Декан Коллегии не будет принимать участие в конклаве по причине возраста.

Также продолжают работать главный Пенитенциарий (португальский кардинал Мануэль Монтейро де Кастро), кардинал Викарий по граду Рим (итальянец Агостино Валлини), кардинал Ключарь Ватиканской базилики (итальянец Анджело Комастри, он же викарий по государству Ватикан), Элемозинарий Его Святейшества (итальянский архиепископ Гвидо Поццо), папский Церемониймейстер (монсеньор Гвидо Марини), Заместитель Госсекретаря (сардинский архиепископ Анджело Бечью), Секретарь по отношениям с государствами («министр иностранных дел» Святого Престола, французский архиепископ Доминик Мамберти) и все апостольские нунции.

Правила выборов, установившиеся в традиции Церкви

Правила избрания Понтифика устанавливались постепенно и много раз менялись по ходу развития истории Католической Церкви. В древней Церкви часто епископы назначали своих преемников; это, по всей вероятности, происходило и в римской Церкви. Но со временем епископы стали выбираться клириками и верующими данной области, чаще всего - аккламацией (per acclamationem), т. е. провозглашением; иногда в результате достигнутой договоренности между участвующими в выборах - консенсусом (per compromissum), и только намного позднее Церковь прибегла к способу тайного голосования (per scrutinium). После выхода эдикта Константина Великого, по решению папы Марка от 336 года, в выборах стали принимать участие только клирики римской Церкви. В процессе избрания епископа для значимой кафедры (например, метрополии) участвовали действующие епископы близлежащих епархий, в особенности, если эти последние подчинялись данной вакантной кафедре.

В VI веке император Юстиниан (527–565) вводит правило, по которому выборы папы требуют обязательного утверждения императором. В Средние века большое влияние на выбор Пап оказывали светские лица: Понтифика либо назначали, либо утверждали сначала Остготские короли Италии, затем византийские императоры, а с IX века - правители Священной Римской империи.

В 1059 году папа Никола II решает доверить выборы папы только кардиналам-епископам, а в 1179 году папа Александр III устанавливает правило, по которому решение о назначении папы может приниматься только полным составом Коллегии кардиналов.

Точные Правила выбора пап, частично действующие и сейчас, были приняты на II Лионском Соборе 1274 года после того, как процесс избрания папы Григория X занял почти 3 года, точнее, 1006 дней. В соответствии с этими Правилами кардиналы должны были собираться в закрытом помещении и не имели права на отдельные комнаты. Ни один кардинал не должен был иметь более одного служителя, разве что был болен. Питание доставлялось через окошко и, если выборы продолжались более 3-х дней, сокращалось до одного блюда на прием, а еще через пять дней происходило дальнейшее сокращение питания до приема только хлеба, вина и воды. Кроме того, в течение всего периода sede vacante все церковные доходы кардиналов находились в руках Камерленга (управляющего делами), который затем передавал их в распоряжение нового Папы.

Эти правила в ходе истории не раз изменялись. В 1621 году папа Григорий III ввел тайные выборы. Практически все последние папы вводили изменения, несколько меняющие процедуру выборов. Такие нововведения были приняты и при Иоанне XXIII, и при Павле VI, и при Иоанне Павле II и при Бенедикте XVI.

Кардиналы

Итак, сегодня выборы Папы Римского проходят во время Конклава - ассамблеи, на которую собираются кардиналы-избиратели. Кардинал в Католической Церкви - не чин, а достоинство. Кардинал - это архиепископ (или митрополит, или патриарх какой-нибудь Католической Церкви восточного обряда), получивший право голосовать на выборах Папы. Кардиналов единолично назначает Понтифик.

Когда Папа решает возвести в кардинальское достоинство какого-либо архиерея, он сначала сообщает свое решение заинтересованному лицу; затем предает огласке его имя перед кардинальской Коллегией. Иногда, по политическим или иным причинам (например, если человек живет в стране, где преследуют христиан), Папа может сообщить человеку о его возведении в кардиналы, но не оглашать решение, а держать его «в своем сердце» (in pectore). Если Папа умирает, не огласив имя тайного кардинала, человек больше не сможет считать себя таковым.

По древней традиции кардиналы делятся на три «ордена» -архиереев, пресвитеров и диаконов. В действительности, в Средние века кардиналами назывались непосредственные соработники Папы в качестве римского епископа, а именно настоятели главных соборов Рима и некоторые городские диаконы, а также епископы, занимающие ближайшие Риму кафедры.

Начиная с 1059 г. кардиналы стали единственными избирателями Папы, а с 1150 г. они стали образовывать кардинальскую коллегию во главе с Деканом (им являлся епископ города-порта Остии) и Камерленгом.

В XII веке в Коллегию вошли и прелаты, которые проживали далеко от первопрестольного града. Все кардиналы, даже те из них, которые имели только иерейский или диаконский сан, получили больше власти, чем простые архиереи, не являющиеся кардиналами: они могли голосовать на Соборах и пользоваться другими привилегиями. В XIII-XV вв. число кардиналов обычно не превышало 30. В конце XVI в. Папа Сикст V установил, что их должно быть 70 - 6 из епископов, 50 из иереев и 14 из диаконов.

В 1962 Иоанн XXIII решил, что все кардиналы должны быть епископами, а его преемник Павел VI три года спустя включил в кардинальскую коллегию патриархов католических Церквей восточного обряда и установил, что при исполнении 80-летнего возраста все кардиналы перестают работать в структурах римской Курии, а также теряют право участвовать в Конклаве. В 1973 г. этот же Папа решил, что кардиналов-избирателей не должно быть больше 120.

По ныне действующему каноническому праву Католической Церкви кардиналами могут стать и иереи, но пока это очень редкие случаи. Они должны получить архиерейскую хиротонию, но и здесь бывают исключения. Чешский иезуит, специалист по православной духовности о. Фома Шпидлик в возрасте 84 лет был возведен в кардинальское достоинство Папой Иоанном Павлом II. Но пожилой иезуит не пожелал получить архиерейское рукоположение и с разрешения Понтифика остался кардиналом-иереем.

Несмотря на то, что сегодня все кардиналы имеют архиерейский сан, они до сих пор делятся на традиционные три ордена: архиереи, пресвитеры и диаконы. Управляя одновременно своей епархией в какой-нибудь стране мира, каждый кардинал входит в клир града Рима или близлежащей территории.

Это значит, что каждый кардинал, в зависимости от своего «кардинальского стажа», значимости управляемой им епархии и т. д., числится диаконом или пресвитером в каком-нибудь из храмов Вечного Города или епископом в одной из 7 ближайших епархий, называемых sedes suburbicariae, т. е. «загородные кафедры» - Остия, Альбано, Фраскати, Палестрина, Порто Санта Руфина, Сабина, Веллетри. Декан Коллегии кардиналов традиционно носит титул епископа Остии.

До II Ватиканского собора старшие из кардиналов действительно управляли этими епархиями. Ныне же они только носят титул, а в действительности епархией управляют проживающие на их территории викарные епископы.

Работающие в Курии и не имеющие своей епархии кардиналы обязаны проживать в Вечном граде; те кардиналы, которые управляют своей епархией в какой-либо стране мира, должны приезжать в Рим каждый раз, когда их собирает Папа. Во главе Коллегии кардиналов стоит Декан или, в его отсутствие, Субдекан.

Декан не имеет никакой прямой власти над другими кардиналами, а является primus inter pares (первым среди равных). После смерти Декана кардиналы-епископы (которые носят титулы «загородных епархий») собираются вокруг Субдекана или старшего среди них и выбирают нового Декана. Его избрание должно быть утверждено Папой.

Приготовление Конклава

Название избирательной ассамблеи для выборов Понтифика, Конклав, происходит от латинского выражения cum clave, т. е. «(запертые) ключом». Оно связано с воспоминанием об одном реальном событии из истории латинской Церкви. В 1270 г. кардиналы, собранные для выбора Понтифика, в течение полутора лет никак не могли договориться. Тогда жители города Витербо, где тогда находилась резиденция Понтифика, заперли их в папском дворце, сильно сократили им пищу и разобрали крышу зала для голосования.

После этого кардиналам понадобилось еще 15 месяцев, и только 1 сентября 1271 они выбрали Папу Григория Х. Именно этот папа через 3 года собирает II Лионский Собор, на котором, как уже говорилось выше, и были приняты четкие правила, по которым следовало избирать Папу.

В Конклаве не участвуют те кардиналы, которым на день смерти Папы (или его ухода на покой) уже исполнилось 80 лет, однако они могут быть избраны на Римский Престол. По каноническому праву Католической Церкви Папой может быть избран не только кардинал, но любой католик мужского пола, даже мирянин, но не состоящий в браке.

Если избранник не состоит в архиерейском сане, по правилам Ordo rituum conclavis, непосредственно после его согласия он должен получить все соответствующие рукоположения. Историки полагают, что в первые века истории Церкви имели место случаи, когда Папой избирали оглашенного, который тут же получал крещение, а затем диаконское, иерейское и архиерейское рукоположения.

Если Папой избран иерей, Декан кардинальской коллегии должен возглавить церемонию его архиерейской хиротонии; если же избран диакон, то Декан сначала рукополагает его в пресвитеры, затем в архиереи, а если избран мирянин, то, соответственно, рукополагает сначала в диаконы, затем в пресвитеры и после этого - в архиереи.

В действительности с XIV века папами избираются только кардиналы: избранный в 1378 году Папа Урбан VI был последним не из кардиналов.

В настоящее время в Католической Церкви насчитывается 209 кардиналов, из которых 117 имеют право голосовать, а 92 не обладают этим правом, поскольку их возраст превышает 80 лет.

Бывший старший архиепископ украинских греко-католиков кардинал Любомир Гузар, родившийся 26 февраля 1933 года, не сможет принять участие в Конклаве, так как ему исполнилось 80 лет за два дня до ухода Папы на покой; а родившийся 5 марта 1933 года кардинал Вальтер Каспер примет участие, несмотря на то, что к моменту открытия Конклава ему будет уже больше 80 лет.

На сегодняшний день известно, что в Конклаве будут участвовать 115 кардиналов, так как один не сможет по состоянию здоровья и еще один, оказавшийся в центре очередного скандала, решил не появляться в Риме.

Сразу после смерти Папы (или его ухода на покой) начинают работать так называемые «конгрегации». Они, в сущности, являются своего рода временным правительством Церкви. Существуют «генеральные» и «партикулярные» конгрегации.

Генеральные конгрегации собираются каждый день, в них участвуют все кардиналы, в том числе и те, которые не могут голосовать (по причине возраста) в Конклаве. Их возглавляет Декан, или Субдекан, или старший из кардиналов, имеющих право на голос в Конклаве.

Генеральные конгрегации принимают все главные решения во время вакансии папского престола. Это, прежде всего, решения относительно похорон Папы, организационные вопросы о проживании кардиналов, назначение даты начала Конклава и др.

Во время работы одной из первых генеральных конгрегаций кардиналы произносят первую клятву - сохранять тайну относительно всего, что касается выборов Понтифика. Также во время работы Конгрегаций, до начала Конклава, кардиналы слушают первую проповедь, которую к ним обращает специально избранный для этого монах, известный своей благочестивой жизнью.

Одновременно собираются и «партикулярные конгрегации», которые решают менее важные вопросы по мере их возникновения. В них участвуют Камерленг и три кардинала (один от каждого «ордена»). Эти три кардинала выбираются жребием и меняются каждые три дня.

По нормам канонического права Конклав должен открыться не раньше, чем через 15 дней после начала вакансии папского престола, но и не позднее 20 дней.

Эти 15–20 дней нужны для организационной подготовительной работы, для того, чтобы дождаться приезда в Рим кардиналов со всего мира, а также для того, чтобы до начала голосования кардиналы успели пообщаться между собой и обсудить кандидатуры. Однако Папа Бенедикт XVI предоставил кардинальской коллегии право открыть Конклав не дожидаясь 15 дней после ухода Понтифика, если все голосующие кардиналы успели добраться до Рима.

Традиционно Конклав проходит в Сикстинской капелле. Построенная в 1475-1481 гг., эта известная во всем мире капелла называется Сикстинской в честь заказчика Папы Сикста IV делла Ровере. Капелла украшена знаменитой фреской «Страшный суд», созданной одним из самых великих художников эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти.

Сикстинская капелла. "Страшный суд" Микеланджело Буонарроти

Секретность

Конклав проходит в условиях строгой секретности. В Сикстинской капелле, где проходят голосования, помимо кардиналов-избирателей никто не должен находиться. Сами кардиналы, за все время Конклава живут на территории Ватикана в Доме Святой Марфы, специально построенной гостинице, где в это время никто другой проживать не может.

Как только начинается первое заседание и до обнародования результатов избрания нового Папы кардиналам строго запрещается любое общение с внешним миром: они не только не могут встречаться с людьми, не имеющими отношение к избранию Понтифика, но не могут разговаривать по телефону, писать письма, пользоваться любыми средствами коммуникации.

Кардиналы также не могут покидать территорию государства Ватикан. А если на самой ватиканской территории кардиналу встретится человек, не участвующий в Конклаве (в том числе клирик или другой кардинал, не имеющий право голосовать), он должен воздержаться от общения с этим человеком.

За все время Конклава в распоряжении кардиналов имеются два врача, несколько исповедников, говорящих на нескольких языках, и несколько человек технического персонала. Все эти люди тщательно выбираются Камерленгом, получают от него благословение на исполнение своих обязанностей и подписывают клятву о том, что если они случайно узнают что-либо, касающееся выборов, то будут хранить вечное молчание.

Нарушение этими людьми секретности является преступлением, которое наказывается отлучением по заранее вынесенному решению от Церкви latae sententiae, т. е. автоматическим отлучением, которое не предполагает вердикта церковного суда. Господа кардиналы строго призываются перед лицом своей христианской совести («graviter onerata ipsorum conscientia»), сохранять тайну и после избрания Понтифика.

После завершения строительства Сикстинской капеллы и почти до конца ХХ века во время Конклава кардиналы жили в палатах, прилегающих к самой капелле. Это было крайне неудобное для пожилых людей импровизированное жилье, часто без удобств; зато кардиналы могли попасть в капеллу, не выходя на улицу. Папа Иоанн Павел II специально для Конклава построил на территории Ватикана дом Святой Марфы. Это обычная гостиница с маленькими одноместными номерами с удобствами.

Раньше во время Конклава кардиналам не только запрещалось общение с внешним миром, но считалось, что им и между собой не стоит общаться. Каждый из них должен был голосовать по совести и «secundum Deum» - так, как вдохновлял их сам Господь. Поэтому договоренности между голосующими кардиналами, обсуждения возможных кандидатур и даже просто разговоры считались неуместными.

Во второй половине ХХ века, до начала строительных работ дома Святой Марфы, папа Иоанн Павел II велел включить в проект и небольшие залы для того, чтобы кардиналы могли свободно собираться группами, разговаривать о насущных проблемах Церкви и даже обсуждать кандидатуры.

За несколько дней до начала Конклава Сикстинскую капеллу проверяют с помощью соответствующих технических средств на предмет отсутствия в ней аудио- и видеозаписывающей или передающей техники. Во время Конклава кардиналам запрещается пользование магнитофонами, радио, фото- и видеотехникой, сотовыми телефонамии т. д. Все записи, собственноручно сделанные кардиналами за время заседаний, сжигаются в конце каждого дня.

Конклав

Итак, в пятнадцатый день после ухода Папы или позднее (но до двадцатого дня) Декан коллегии кардиналов возглавляет особую мессу Pro eligendo Papa («для выбора Понтифика»), которая может служиться в соборе Святого Петра или в другом храме. Затем кардиналы, имеющие право голосовать, собираются в определенный час пополудни в Капелле Паолине Апостольского Дворца и с пением молитвы Veni Creator, призывающей помощь Святого Духа, переходят процессией в Сикстинскую Капеллу к месту проведения выборов.

Конклав обычно возглавляет кардинал Декан или Субдекан. По правилам, установленным Иоанном Павлом II, если Декан и Субдекан не участвуют в голосовании по причине возраста, собрание кардиналов-выборщиков проходит под председательством самого старшего из них по возрасту.

Прежде всего кардиналы дают клятву. Декан или старший из избирателей читает общий длинный текст о том, что они обязуются хранить вечное и полное молчание относительно обстоятельств выборов Папы. Затем каждый кардинал по очереди, держа руку на Евангелии, завершает обет словами: «И я, кардинал N, обещаю, обязуюсь и клянусь. И да поможет мне Бог и Святое Евангелие, на котором лежит моя рука».

После того, как клятва произнесена последним избирающим кардиналом, Главный Папский Церемониймейстер объявляет extra omnes («Все вон!») и все не имеющие отношения к Конклаву лица должны покинуть Сикстинскую Капеллу. Младший кардинал диакон запирает дверь и начинается Конклав.

Остается монах-проповедник, который произносит перед кардиналами вторую проповедь. После этого и он покидает Сикстинскую Капеллу вместе с Главным Церемониймейстером. Затем следуют молитвы.

Если, как мы видели, раньше существовали различные способы избрания Папы (per acclamationem или per compromissum), то сегодня по правилам, установленным Папой Иоанном Павлом II в. 1996 г., Папа избирается исключительно тайным голосованием (per scrutinium).

В начале каждого заседания Конклава младший кардинал-диакон жребием выбирает трех ответственных за подсчет голосов (Scrutatores), трех ревизоров (Revisores) и трех помощников, которые, среди прочего, собирают избирательные бюллетени у болящих (Infirmarii).

Бюллетень - прямоугольный. На нем написано: Eligo in Summum Ponteficem «Выбираю в Верховные Первосвященники», и в него вписывается имя человека, за которого отдается голос. Каждый кардинал в порядке старшинства подходит к алтарю. Представ перед фреской Страшного Суда кисти Микеланджело, он произносит следующую клятву: Призываю в Свидетели Христа Господа, Который будет меня судить, что я выбираю того, кто, как я считаю пред Богом, должен быть выбран». Затем кладет бланк на поднос так, чтобы все могли его видеть, а уже с подноса перекладывает его в большую емкость и возвращается на свое место.

После того, как все кардиналы-выборщики опустят свои бюллетени в урну, бланки пересчитываются. Если количество бюллетеней не совпадает с количеством выборщиков, все бланки сжигаются, и сразу переходят к новому голосованию. После того, как все проголосуют, трое, отвечающие за подсчет голосов, считают бюллетени, проделывают в них дырки и сшивают. После проведения подсчета ревизоры проводят полный контроль.

Изменение имени стало правилом, но, все-таки, были и исключения; например, выходец из Голландии Адриан VI, который был папой в течение всего лишь одного года (1522–1523), при рождении был наречен именем Адриаан. А итальянец Марцелл II звался от рождения Марчелло и умер через 22 дня после избрания Папой в 1555 году.

После согласия новоизбранного Папы быть Верховным Первосвященником сжигают бюллетени без влажной соломы, чтобы получить белый дым. Если избранный Папа не имеет епископского сана, он немедленно рукополагается в епископы. Затем он препровождается в ризницу Сикстинской капеллы, в так называемую «комнату плача» (camera lacrimatoria), где подготовлены 3 папских одеяния 3-х разных размеров. Известна в связи с этим история с новоизбранным папой Иоанном XXIII, который был достаточно грузным. Для того чтобы его облачить в папские одеяния, пришлось разрезать одежды самого большого размера и скрепить их большими булавками.

После облачения в папские одежды новоизбранный возвращается в Сикстинскую капеллу и садится на кафедру. Кардинал Декан возглашает: «Избран на кафедру Петра» и зачитывает отрывок из Евангелия от Матфея 16, 13–19, в котором говорится о первенстве Петра в апостольском служении.

После Евангельского чтения и молитвы за нового Папу кардиналы подходят к верховному Понтифику с тем, чтобы засвидетельствовать ему свое почтение и послушание. В завершение исполняется гимн благодарения Господу, называемый Te Deum. На этом Конклав завершает свою работу.

Кардинал Протодиакон (в настоящее время им является француз Жан-Луи Торан) выходит на центральную лоджию Базилики св. Петра, так называемую лоджию благословения, на которую перед этим вывешивают ковёр с гербом предыдущего понтифика, и объявляет: «У нас есть Папа!» (Habemus Papam!). Текст этого традиционного обращения к пастве звучит так: «Я говорю вам о великой радости: У нас есть папа! Высокопреосвященнейший и достойнейший господин, господин [имя], Кардинал Святой Римской Церкви [фамилия], который взял себе имя [тронное имя]».

Сразу после этого обращения, новоизбранный Папа дает свое первое апостольское благословение Urbi et Orbi, «городу и миру».

Вплоть до выборов папы Иоанна Павла II не было принято, чтобы новый Понтифик произносил свою первую речь, обращаясь к народу, собравшемуся на площади Святого Петра до его благословения. Уже папа Иоанн Павел I хотел обратиться к верующим, но церемониймейстер его остановил, заметив, что такая речь не была предусмотрена ни протоколом, ни традицией.

За публичным объявлением выбора Папы и его первым благословением следует, как правило, через несколько дней, торжественная коронация в соборе святого Петра в Ватикане. Так начинается процесс вступления в должность Папы.

В последующие дни Папа посещает патриаршие базилики Святого Павла Вне Стен и Санта Мария Маджоре и процесс завершается торжественной церемонией вступления во владение Латеранской базиликой, которая является кафедральным собором первопрестольного .