Как дома читать библию с чего начать. Как читать библию. О чтении Библии как личном процессе

— Нередко нас, православных, упрекают в том, что мы не так часто читаем Библию, как это делают, к примеру, протестанты. Насколько подобные упреки справедливы?

Православная Церковь признает два источника богопознания — Священное Писание и Священное Предание. Причем первое является неотъемлемой частью второго. Ведь первоначально проповеди святых апостолов произносились и передавались в устной форме. Священное Предание включает в себя не только Священное Писание, но и богослужебные тексты, постановления Вселенских Соборов, иконографию и целый ряд других источников, которые занимают важное место в жизни Церкви. И все, что сказано в Священном Писании, есть и в Предании Церкви.

Начиная с древности, жизнь христианина была неразрывно связана с библейскими текстами. А в XVI в., когда возникла так называемая «реформация», ситуация изменилась. Протестанты отказались от Священного Предания Церкви и ограничились лишь изучением Священного Писания. И поэтому в их среде появился особый род благочестия — чтение и изучение библейских текстов. Еще раз хочу подчеркнуть: с точки зрения Православной Церкви, Священное Предание включает в себя весь объем церковной жизни, в том числе и Священное Писание. Более того, даже если кто-то не читает Слово Божие, но регулярно посещает храм, то слышит, что все богослужение пронизано библейскими цитатами. Таким образом, если человек живет церковной жизнью, то он находится и в атмосфере Библии.

— Сколько всего книг входит в Священное Писание? В чем отличие православной Библии от протестантской?

— Священное Писание — это собрание книг, разных книг и по времени их написания, и по авторству, и по содержанию, и по стилю. Они разделены на две части: ветхозаветную и новозаветную. В Православной Библии насчитывается 77 книг, а в протестантской — 66.

— Чем вызвано такое разночтение?

— Дело в том, что в православной Библии, точнее в Священном Писании Ветхого Завета, кроме 39 канонических книг насчитывается еще 11 неканонических: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, вторая и третья книги Ездры, три Маккавейские книги. В «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета Московского сказано, что деление книг на канонические и неканонические вызвано отсутствием последних (11 книг) в еврейских первоисточниках и наличием их только в греческих, т. е. в Септуагинте (переводе 70-ти толковников). В свою очередь, протестанты, начиная с М.Лютера, отказались от неканонических книг, ошибочно присвоив им статус «апокрифических». Что же касается 27 книг Нового Завета, то их признают как православные, так и протестанты. Речь идет о христианской части Библии, написанной после Рождества Христова: новозаветные книги свидетельствуют о земной жизни Господа Иисуса Христа и первых десятилетиях существования Церкви. К ним относятся четыре Евангелия, книга Деяний апостольских, послания апостолов (семь — соборных и 14 — апостола Павла), а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

— Как правильно изучать Библию? Стоит ли начинать познание с первых страниц Бытия?

— Главное — иметь искреннее желание познавать Слово Божие. Начинать лучше с Нового Завета. Опытные пастыри рекомендуют знакомиться с Библией через Евангелие от Марка (т. е. не по порядку их изложения). Оно — самое короткое, написано простым и доступным языком. Прочитав Евангелия от Матфея, от Луки и от Иоанна, переходим к книге Деяний, апостольским посланиям и Апокалипсису (самая сложная и самая таинственная книга во всей Библии). И лишь после этого можно приступать к ветхозаветным книгам. Только прочитав Новый Завет, легче понять смысл Ветхого. Ведь апостол Павел не зря сказал, что ветхозаветное законодательство было детоводителем ко Христу (см.: Гал. 3: 24): оно ведет человека, как будто ребенка за руку, чтобы дать ему понять по-настоящему, что же произошло во время боговоплощения, что такое в принципе боговоплощение для человека...

— А если читатель не понимает какие-то эпизоды Библии? Что в таком случае делать? К кому обращаться?

— Желательно иметь под рукой книги, которые изъясняют Священное Писание. Можно порекомендовать творения блаженного Феофилакта Болгарского. Его объяснения короткие, но очень доступные и глубоко церковные, отражающие Предание Церкви. Классическими также являются беседы святителя Иоанна Златоуста на Евангелия и послания апостольские. Если возникают какие-то вопросы, неплохо было бы посоветоваться с опытным священником. Необходимо понимать, что чтение Священного Писания — это часть духовного подвига. И очень важно молиться, очищать свою душу. Ведь еще в Ветхом Завете было сказано: в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды (Прем. 1: 4-5).

— Значит, к чтению Священного Писания нужно готовиться особым образом?

— Опытные старцы в монастырях давали послушнику правило: прежде чем изучать Священное Писание, сначала нужно ознакомиться с творениями святых отцов. Библейские чтения — это не просто изучение Слова Божия, это как молитва. Я вообще бы рекомендовал читать Библию утром, после молитвенного правила. Думаю, несложно выделить 15-20 минут, чтобы прочитать одну-две главы из Евангелия, посланий апостольских. Так можно получить и духовный заряд на весь день. Очень часто таким образом появляются ответы на серьезные вопросы, которые ставит перед человеком жизнь.

— Иногда бывает и такая ситуация: прочел, понял, о чем речь, но тебе это не подходит, поскольку ты не согласен с тем, что написано...

— По словам Тертуллиана (одного из церковных писателей древности), наша душа — христианка по природе. Таким образом, библейские истины даны человеку изначально, они заложены в его природу, его сознание. Мы иногда называем это совестью, т. е. это не что-то новое, которое несвойственно человеческой природе. Основные постулаты Священного Писания — глас Божий, звучащий в природе каждого из нас. Поэтому нужно, прежде всего, обратить внимание на свою жизнь: все ли в ней согласуется с заповедями Божиими? Если человек не хочет слушать голос Бога, то какой еще голос ему необходим? Кого же он послушает?

— Однажды у святителя Филарета спросили: мол, как можно верить в то, что пророк Иона был проглочен китом, у которого очень узкое горло? В ответ он сказал: «Если бы в Священном Писании было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона — кита, я бы и этому поверил». Разумеется, сегодня подобные высказывания могут воспринять с сарказмом. В связи с этим возникает вопрос: почему Церковь так доверяет Священному Писанию? Ведь библейские книги написаны людьми...

— Главное отличие Библии от других книг — богооткровенность. Это не просто творчество какого-то выдающегося человека. Через пророков и апостолов на доступном языке воспроизводится голос Самого Бога. Если к нам обращается Творец, то как же мы должны к этому относиться? Отсюда такое внимание и такое доверие к Священному Писанию.

— На каком языке были написаны библейские книги? Как их перевод повлиял на современное восприятие священных текстов?

— Большинство ветхозаветных книг написано на древнееврейском языке (иврите). Некоторые из них сохранились только на арамейском. Уже упомянутые неканонические книги дошли до нас исключительно на греческом: к примеру, Иудифи, Товита, Варуха и Маккавейские книги. Третья книга Ездры в своей полноте известна нам только на латыни. Что же касается Нового Завета, то он в основном был написан на греческом — на наречии койнэ. Некоторые библеисты полагают, что Евангелие от Матфея было написано на еврейском, но никаких первоисточников до нас не дошло (есть только переводы). Конечно, лучше было бы читать и изучать библейские книги, опираясь на первоисточники, оригиналы. Но так сложилось еще с древних времен: все книги Священного Писания переводились. И поэтому в большинстве своем люди знакомы со Священным Писанием в переводе на их родной язык.

— Интересно бы узнать: на каком же языке говорил Иисус Христос?

— Многие считают, что Христос использовал арамейский язык. Однако, когда говорят об оригинале Евангелия от Матфея, большинство библеистов указывают на иврит как на язык ветхозаветных книг. Споры на эту тему продолжаются до сих пор.

— По данным библейских обществ, еще в 2008 г. Библия полностью или частично была переведена на 2500 языков. Одни ученые полагают, что в мире существует 3 тыс. языков, другие указывают на 6 тыс. Очень тяжело обозначить критерий: что является языком, а что — диалектом. Но с абсолютной уверенностью можно сказать: все люди, живущие в разных уголках земного шара, могут полностью или частично прочитать Библию на своем родном языке.

— Какой язык для нас предпочтительнее: русский, украинский или церковнославянский?

— Главный критерий — Библия должна быть понятной. Традиционно за богослужением в Церкви используется церковнославянский язык. К сожалению, в общеобразовательной школе он не изучается. Поэтому многие библейские выражения требуют пояснения. Это, кстати, касается не только нашей эпохи. Такая проблема возникала и в XIX в. Тогда же появился и перевод Священного Писания на русский язык — Синодальный перевод Библии. Он прошел проверку временем, оказал огромное влияние на становление русского языка в частности и русскую культуру в целом. Поэтому для русскоязычных прихожан я бы рекомендовал использовать для домашнего чтения именно его. Что же касается украиноязычных прихожан, то здесь ситуация немного сложнее. Дело в том, что попытка первого полного перевода Библии на украинский язык была предпринята Пантелеймоном Кулишом в 60-х годах XIX в. К нему присоединился Иван Нечуй-Левицкий. Завершил перевод Иван Пулюй (уже после смерти Кулиша). Их труд был издан в 1903 г. библейским обществом. В XX в. наиболее авторитетными стали переводы Ивана Огиенко и Ивана Хоменко. В настоящее время очень многие предпринимают попытки перевести всю Библию или частично. Есть и положительный опыт, и сложные, спорные моменты. Так что, наверное, было бы некорректно рекомендовать какой-то конкретный текст украинского перевода. Сейчас Украинская Православная Церковь осуществляет перевод Четвероевангелия. Надеюсь, что это будет удачный перевод и для домашнего чтения, и для богослужебного (на тех приходах, где употребляется украинский).

— На некоторых приходах во время богослужения прочитывается библейский отрывок на родном языке (после прочтения на церковнославянском)...

— Эта традиция характерна не только для наших, но и для многих зарубежных приходов, где есть верующие из разных стран. В таких ситуациях богослужебные отрывки из Священного Писания повторяют и на родных языках. Ведь духовная пища должна быть дана человеку в том виде, в котором она может принести духовную пользу.

— Время от времени в СМИ появляется информация о какой-то новой библейской книге, которая якобы ранее была утрачена или хранилась в тайне. В ней обязательно обнаруживаются какие-то «сакральные» моменты, противоречащие христианству. Как относиться к таким источникам?

— В последние два столетия было открыто немало древних рукописей (манускриптов), что позволило скоординировать взгляд на изучение библейского текста. В первую очередь, это касается Кумранских рукописей, обнаруженных в районе Мертвого моря (в Кумранских пещерах). Там было найдено много рукописей — как библейских, так и гностических (т. е. текстов, искажающих христианское учение). Не исключено, что и в дальнейшем будет найдено немало манускриптов гностического характера. Следует напомнить, что еще на протяжении ІІ и ІІІ вв. Церковь вела борьбу с ересью гностицизма. А в наше время, когда мы наблюдаем повальное увлечение оккультизмом, эти тексты появляются под видом некой сенсации.

— По каким критериям можно определить положительный результат от регулярного чтения Священного Писания? По количеству заученных цитат?

— Мы читаем Слово Божие не для заучивания. Хотя бывают ситуации, например в семинариях, когда именно такая задача ставится. Библейские тексты важны для духовной жизни, чтобы почувствовать дуновение Самого Бога. Таким образом, мы приобщаемся к тем благодатным дарам, которые есть в Церкви, узнаем о заповедях, благодаря которым становимся лучше, приближаемся к Господу. Поэтому изучение Библии — важнейшая часть нашего духовного восхождения, духовной жизни. При регулярном чтении многие отрывки постепенно запоминаются и без специального заучивания.

Библейская школа «Бог и человек»

Библия не принесёт человеку никакой пользы, если он не будет читать, изучать и применять её на практике. Поэтому, очень внимательно изучите этот урок, который поможет вам в практических шагах и методах изучения Священного Писания. Молитесь, чтобы Господь дал вам благодать для понимания Его Слова и для практического применения его в вашей жизни.

Посмотрите, что говорит Бог Иисусу Навину, показывая ему абсолютную взаимосвязь между чтением закона и успехом в его действиях:

Иис.Нав.1:6 Будь тверд и мужествен, потому что ты поведешь этих людей, чтобы им унаследовать землю, которую Я клялся дать их отцам. Иис.Нав.1:7 Будь тверд и очень мужествен. Тщательно исполняй весь Закон, который дал тебе Мой слуга Моисей. Не уклоняйся от него ни вправо, ни влево, чтобы тебе иметь успех везде, куда бы ты ни пошел. Иис.Нав.1:8 Пусть слова книги Закона всегда будут у тебя на устах; размышляй над ними день и ночь, чтобы в точности исполнять все, что написано. Тогда ты будешь процветать и иметь успех.

I. Чтение Библии

Иис.Нав.1:8 Пусть слова книги Закона всегда будут у тебя на устах ; размышляй над ними день и ночь, чтобы в точности исполнять все, что написано. Тогда ты будешь процветать и иметь успех

Бог открыл свою истину людям, используя понятный для них язык (Еврейский в Ветхом Завете, Греческий в Новом Завете). Для того чтобы Божья истина стала понятна, её необходимо прилежно изучать.

    Библию нужно читать внимательно . Библия написана рационально и понятно, в ней содержится огромное богатство Божьей истины. Чтобы понимать эту истину, нам нужно внимательно читать текст, обращая внимание на каждое слово. Обращайте внимание на то, что говорится о Боге и об отношении действующих лиц к Богу, что говорится о Божьих повелениях или об обетованиях благословений. Старайтесь понять смысл, который автор хотел донести до своих читателей.

    Библию нужно читать регулярно . Вы не сможете правильно понимать Библию, если не будете хорошо знать её общее содержание. Чем лучше вы знаете общее содержание Библии, тем легче вам будет понять смысл её отдельных текстов. Мы постоянно нуждаемся в духовной пище, поэтому нам необходимо читать Библию ежедневно. Для того чтобы принимать правильные решения в жизни, нам необходимо иметь постоянный доступ к Божьей истине.

Чтение Библии – это самый лучший способ нашего общения с Богом. Бог разговаривает с нами через Библию. Христианин – это тот человек, который слушает, что говорит Господь и повинуется Ему.

Существуют разные методы чтения Библии:

    Чтение всей Библии за год

    Чтение одной книги Библии за один раз

    Чтение для исследования и изучения

II. Изучение Библии

Иис.Нав.1:8 Пусть слова книги Закона всегда будут у тебя на устах; размышляй над ними день и ночь , чтобы в точности исполнять все, что написано. Тогда ты будешь процветать и иметь успех

Для того чтобы понимать истину Библии и знать как применять её в жизни, нам необходимо её изучать. Бог передал смысл своей истины посредством человеческого языка.

Существуют простые правила для исследования Библии:

Наблюдение : Что я вижу?

Обращайте внимание на то, кто были действующие лица и к кому обращены их слова. В каких обстоятельствах находился автор при написании этого текста? Ищите ключевые слова в тексте. Определите взаимосвязь слов в предложении и в параграфе. Читайте, записывайте, размышляйте.

Толкование : Что это значит?

Если вы хотите понять библейский текст, вам придётся “забросать” его вопросами. Ответы на вопросы ищите в самом тексте. Попробуйте определить значение параграфа (стиха) в контексте. То есть, посмотрите, о чём автор говорит до того, что он говорит после этого, и как то, что он говорит в этом стихе, относится ко всему слазанному выше и ниже. Правильное истолкование невозможно, если вы не определите значение вашего текста в контексте.

Читая Библию, отвечайте на следующие вопросы :

    Кому принадлежат данные слова?

    К кому обращены данные слова?

    Сформулируйте своими словами общий смысл того, что здесь сказано.

    Что данный текст говорит о Боге, Его действиях и Его качествах?

    Какие заповеди или повеления есть в этом тексте?

    Как представленный в тексте принцип касается вас сегодня?

    Что вы сделаете, чтобы открытые истины практически применить в вашей жизни?

Пример 1

Пс.1:1 Блажен человек, который не следует совету нечестивых, не стоит на пути грешников, и не сидит в собрании насмехающихся, Пс.1:2 но в Господнем Законе находит удовольствие, и о Законе Его размышляет день и ночь. Пс.1:3 Он как дерево, посаженное у потоков вод, которое приносит плод в свое время, и чей лист не вянет. Что бы он ни сделал, во всем преуспеет. Пс.1:4 Не таковы нечестивые! Они как мякина, которую гонит ветер. Пс.1:5 Поэтому не устоят на суде нечестивые и грешники в собрании праведных. Пс.1:6 Ведь Господь охраняет путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Данные слова принадлежат Давиду – “Псалом Давида”

Ко всем. Это общее пророческое слово, говорящее о вечных ценностях.

3. Сформулируйте своими словами общий смысл того, что здесь сказано.

Человек, который избегает греха и пребывает в слове, будет иметь насыщенную и плодотворную жизнь, приносящую благословение во всякое время. Человек, который пребывает в грехе и нечестии, будет нестабильным в жизни и получит вечное осуждение.

Бог благословляет праведника и судит нечестивого.

Нет прямых повелений, но есть уроки, которые мы можем из этого извлечь:

    Для того чтобы иметь благословение нужно избегать греха и его влияния

    Для того чтобы иметь силу и плодотворность нужно размышлять о Слове Божьем и исполнять его постоянно.

6. Как представленный в тексте принцип касается вас сегодня?

    Определите сферы ваш ей жизни, через которые грех и нечестие проникают в вашу жизнь или оказывают на вас влияние.

    Проанализируйте ваше личное духовное отношение к Священному Писанию. Сколько практически вы уделяете времени для пребывания в нём?

Наметьте практические шаги для того, чтобы избежать всякого влияния греха и нечестия в вашей жизни. Составьте конкретный план, когда и сколько вы будете читать и изучать Библию.

Пример 2

Лук.5:4 Когда Иисус закончил говорить, Он сказал Симону: - Отплыви на глубокое место и закинь сети для лова. Лук.5:5 Симон ответил: - Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но если Ты так говоришь, то я закину сети. Лук.5:6 И когда они сделали это, то поймали столько рыбы, что сети начали рваться. Лук.5:7 Они знаками стали звать на помощь товарищей из другой лодки. Те подплыли, и вместе они наполнили две лодки так, что лодки стали тонуть. Лук.5:8 Когда Симон Петр это увидел, он пал к ногам Иисуса и сказал: - Выйди от меня, Господи, ведь я человек грешный! Лук.5:9 Он сказал так потому, что его и всех, кто вместе с ним ловил рыбу, объял ужас при виде столь обильного улова.

1. Кому принадлежат данные слова?

Евангелист Лука описывает факт происшедший со Христом и Его учениками

2. К кому обращены данные слова?

Феофил, друг Луки

Лук.1:1 Поскольку уже многие принялись составлять описание произошедших среди нас событий Лук.1:2 на основе сведений, переданных нам людьми, которые с самого начала были очевидцами и служителями Божьего слова, Лук.1:3 то и я решил, тщательно исследовав все от начала, описать тебе, достопочтеннейший Феофил, все по порядку, Лук.1:4 чтобы ты мог убедиться в достоверности того, чему был научен.

3. Сформулируйте своими словами общий смысл, того что здесь сказано

Иисус Христос совершает чудо, невероятное для Петра и его друзей. Это чудо приводит их к яркому осознанию того, что перед ними стоит. Проявленная Божественная сила Христа приводит их в страх и трепет.

4. Что данный текст говорит о Боге, Его действиях и Его качествах?

    Христос заботится о физической жизни своих учеников

    Христос управляет рыбой, повелевая ей появиться там, где она не бывает обычно

    Когда люди познают Бога ближе, они приходят в трепет, осознавая Его святость и свою греховность

    Бог преподаёт людям уроки, используя обстоятельства жизни

5. Какие заповеди или повеления есть в этом тексте?

Нет прямых заповедей, но есть уроки, которые мы можем из этого извлечь:

    Повиновение Богу даже тогда, когда это кажется бесполезным

    Необходимость воле ясного осознания кем является Бог

    Необходимость понимания своей греховности

6. Как представленный в тесте принцип касается вас сегодня?

    Посмотрите, в каких сферах вам кажется, что невозможно и бессмысленно исполнять

    Божьи повеления

    Присутствует ли в вашей жизни глубокое понимание Божьего величия, приводящего

    вас в трепет перед Ним.

    Насколько вы осознаёте свою греховность

7. Что вы сделаете, чтобы открытые истины практически применить в вашей жизни?

    Составьте практический план, как вы будете подчиняться Богу в том, в чём вы не можете подчиняться сейчас.

    Определите где и при каких обстоятельствах вы будете иметь встречи с Богом, чтобы вам больше познавать Его величие и видеть свою греховность и нужду в Нём.

III. Примирение Библии

Даже самое точное истолкование Библии не приведёт нас к успеху, если открытая истина не будет практически применяться в жизни.

На этапе применения вы задаёте вопрос: “Как это будет действовать в моей жизни?”

Иис.Нав.1:8 Пусть слова книги Закона всегда будут у тебя на устах; размышляй над ними день и ночь, чтобы в точности исполнять все , что написано. Тогда ты будешь процветать и иметь успех.

Задача изучающих Библию заключается в том, чтобы понять изложенный в Библейском тексте принцип и определить, как его можно практически применять в жизни сегодня.

2Тим.3:16 Все Писание вдохновлено Богом и полезно для научения, обличения, исправления, для наставления в праведности,

Когда вы исследуете, Библию задавайте себе вопросы:

    Чему учит вас данный текст?

    В чём он вас обличает?

    Как он предлагает исправить ваши проблемы?

    Каково общее наставление этого текста необходимое для вашего духовного роста?

При чтении и изучении Библии нужно помнить основную цель её написания:

Иоан.20:31 А то, что здесь написано, написано для того, чтобы вы поверили, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, вы имели бы жизнь во Имя Его.

Поэтому, к чтению и изучению Библии необходимо подходить с молитвой, в смирении перед Богом и с готовностью подчинять себя Его воле.

Всякий раз, когда вы подходите к изучению части Священного Писания, рассматривайте её с точки зрения общей картины:

    Что я вижу?

    Что это значит?

    Как это действует?

Библия – откровение Бога предназначенное преобразовывать наш характер в характер Христа. И у тех людей, кто применяют на практике изучаемые принципы этого откровения, изменяется жизнь.

Контрольные вопросы :

    Назовите три главных принципа познания Священного Писания.

    Из 2 Тимофея 3:16-17, мы можем понять, что всё Писание полезно для …

    Какая главная цель написания Библии?

Духовный Центр Благословение Отца – Страница 7

Библия - это удивительная книга. Несмотря на то, что она очень древняя (начала писаться 3,5 тысяч лет назад и была закончена 1,9 тысяч лет назад), тем не менее она актуальна и для современного человека живущего в 21 веке. Библия была и остается самой читаемой книгой в мире. Но при этом, чтобы ее читать и понимать, к ней нужен особый подход. Если вы будете читать Библию как утреннюю газету, то она покажется вам скучной и непонятной. Библия не для этого. Она была дана для людей всех времен и народов, живших в разные века и в разных культурных традициях. И поэтому для ее понимания нужно правильно ее читать.

Вот несколько советов о том как правильно читать Библию, чтобы понимать ее смысл.

1. Обращайтесь к Автору Библии - Богу.

Кто может лучше открыть смысл книги как не ее автор. Поэтому обратитесь к Богу и попросите Его помочь вам в понимании Библии. Вы можете сказать Богу примерно так: Боже, я верю, что Библия это Слово Твое, и я хочу понять ее, помоги мне пожалуйста.

2. Честно принимайте все в ней написанное.

Есть одна детская сказка, в которой рассказывается о Бегемоте считавшем себя очень красивым. И вот однажды ему дали зеркало, чтобы он посмотрел на себя. Когда Бегемот взглянул на то, какой он есть на самом деле, то закричал: Это не правда, это зеркало врет! Я не такой! И со злости он разбил зеркало о землю.

Библия - это тоже своего рода зеркало. Она прямо говорит о том, какой я есть. Она вскрывает все мои недостатки. И перед человеком встает выбор: либо прислушаться к ней, честно взглянуть правде в глаза, покаяться, попросить Бога, чтобы Он помог измениться. Либо просто захлопнуть Библию и сказать: это Зеркало врет, ничего здесь нет страшного, почти все так живут сейчас. В самой Библии об этом написано следующее:

Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, до мозга костей, и судит мысли и намерения сердечные. И нет ничего сокрытого от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. (Евр.4:12-13)

Почему в советские времена Библия была запретной книгой? Почему также в средние века даже церковные правители под страхом смертной казни запрещали простым людям читать Библию? Потому что Библия открывает правду. Готов ли я принять чистую правду? Или это будет зависеть от того, понравится ли она мне?

Некоторые верующие люди, даже православные христиане, посещают храмовые служения, соблюдают посты, но не исследуют Библию, Священное Писание . Как можно узнать человека, если не общаться с ним? Как можно узнать волю Божью в свою жизнь, если не читать писания Творца?

Причиной этому порой бывает просто лень или пренебрежение, но чаще людей останавливает страх не понять написанное.

Христианская библиотека посланий Бога

В православной Библии 77 книг, каждая из них повествует об определенном периоде в истории человечества и становления веры в Создателя. Как правильно читать Библию, чтобы не только наполниться историческими сведениями, но и понять смысл откровений Божьих?

Православная Библия

Приблизиться к понятию Бога, узнать Его замысел можно только со Священного Писания.

Как читать Библию и видеть ее ценность

Верующим, начинающим познавать Библию первый раз, желательно получить благословение духовного наставника , внимательно прислушаться к его советам. Прежде, чем начать чтение Священного Писания или Священных Преданий следует помолиться, попросить Всевышнего благословить и дать мудрости понять все написанное.

Молитва Иисусу Христу

Господи, Иисусе Христе, открой мои очи сердечные, чтобы я, услыша Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе Жития Святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и во спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный. Аминь.

Последовательность чтения Нового Завета

  1. Изучать Святое Писание, вернее Новый Завет, Евангелия лучше всего с Благой вести, переданной апостолом Лукой, который по профессии был врачом и жил во времени апостола Павла. В Евангелии от Луки дано самое подробное земное жизнеописание Иисуса Христа, от родословной до вознесения.
  2. Некоторые священники советуют вначале прочитать Марка. Это послание самое краткое и доступное для чтения.
  3. Не спешите исследовать остальные три евангелия. Продолжите наслаждаться откровениями Луки, переданными в Деяниях апостолов, которые описывают жизнь учеников Иисуса после Его вознесения к Отцу.
  4. Апостол Иоанн оставил в наследие потомкам свое Евангелие. Будучи любимым и самым младшим учеником Христа, Иоанн сумел передать христианам смысл главной миссии Иисуса - спасти мир во имя Божьей славы.
  5. Дополняют сведения о земном служении Христа Евангелия от Марка и Матвея.
  6. В посланиях к церквям, написанных четырьмя апостолами: Петром, Павлом, Яковом и Иудой, удивляет и восхищает их соответствие проблемам современных церквей.
  7. Почувствовать себя по-настоящему под защитой Бога, узнать свои права, как наследника Бога Живого, помогут откровения, записанные в Ефесянах.
  8. Послание Филиппийцам поможет восстановить радость от общения с Господом, даст новое осознание воцерковления.
  9. Самым сложным для чтения является Апокалипсис, написанный апостолом Иоанном во время изгнания на остров Патмос. Это откровение зашифровано и открыто для избранных.
Совет! Не спешите прочитать весь Новый Завет, одновременно не зацикливайтесь на выбранных, вытянутых из текста фразах. Чтобы понять смысл послания, попробуйте найти комментарии именно к данному тексту, чтобы понять время и место написания. Существуют целые тома комментариев по каждой книге.

Чтение Библии

Как читать Старый Завет

После изучения Нового завета можно перейти к Старому Завету, в котором записаны законы, являющиеся, по словам самого Иисуса, детоводителем для христиан.

  1. Не следует читать все подряд. Например, начав знакомство с Ветхим заветом, прочитав Бытие, Исход, не спешите познавать Числа и Левитам, для этого нужно особое понимание. Такие книги лучше исследовать с помощью духовного наставника.
  2. Обратите внимания на Второзаконие, 28 глава дает принципы благословения и проклятия.
  3. Книга Судей и Царств раскроет исторический аспект жизни евреев и действия там Бога.
  4. После прочтения исторических книг о жизни царей можно начать знакомство с псалмами. Чтение Псалмов, таких, как 50, 90, 22 и других, входит в молитвенный порядок православных христиан, при этом не все знают, что взяты эти тексты из Псалтыря, части Ветхого Завета, который состоит из 150 песен.

О псалмах:

Христиане со стажем имеют целый перечень псалмов, разбитых по группам, которые читаются в различных жизненных ситуациях:

  • болезни;
  • в дороге;
  • унынии;
  • депрессии;
  • одиночестве;
  • тревоге и другие.

Откройте для себя Притчи. Вы знаете, что среди христиан ходит такая поговорка, что чтение по одной притче в день отгоняет дьявола. Библия содержит 31 притчу, как раз по одной на каждый день месяца. Читая первый раз эти послания, полученные царем Соломоном и записанные под ведением Духа Святого, поражаешься их мудрости.

Мудрость, именно ее просил Соломон у Бога, когда Тот спросил о желаниях царя, сделала царя Соломона самым богатым и мудрым правителем во все дни жизни людей на земле.

Мудрый Соломон

При чтении Притч порой забываешь, что они были написаны несколько тысячелетий тому назад, настолько они актуальны и теперь.

Знакомясь впервые со Святым Писанием, многие бывшие коммунисты увидят в ней принципы Манифеста коммунистической партии, так что, ничто не ново под луной. Великий русский писатель Куприн написал «Суламифь» на основании Песни Песней и жизни царя Соломона, используя целые абзацы из Библии.

Прочитав непонятный текст, «не отбрасывайте» его в сторону, запишите в блокнот и обратитесь к опытным христианам. Хорошими помощниками в этом вопросе станут учителя воскресных школ, которые есть, как правило, при каждом храме.

На каком языке читать Библию

Первоначальные тексты книг Святого Писания написаны на различных языках:

  • древнееврейском;
  • арамейском;
  • греческом;
  • латыни.

Никто не спорит, что чтение книг с первоисточника дает самое верное представление о том, что хотел донести до читателя автор письма. В современных библиотеках практически нет первоисточников, только переводы. Священное Писание переведено практически для всех народов мира, поэтому читать его лучше начинать на родном языке.

О текстах Библии:

Порой, чтобы понять какое-то непонятное место в Святом Писании, необходимо иметь несколько Библий различных переводчиков, а лучше, если кто-то владеет несколькими языками, тогда и на иностранном. Если Иисус говорил на арамейском языке, только слова «любовь, слово» там имеют множество значений.

Совет! Не спешите читать Библию на церковнославянском языке, начните со Священного Писания, переведенного на родной, понятный язык. Церковь рекомендует начинающим читателям посланий от Творца начать с Синодального перевода Библии, проверенного временем и оказавшего большое влияние на развитие русской культуры.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета

По мнению священников духовную пищу следует подавать людям на том языке, на котором она лучше будет усваиваться, и приносить пользу. Лучше понять Священное Писание помогут Священные Предания, послания Иоанна Богослова и апостольские беседы.

Зачем христианам читать Библию

Священное Писание - откровения Бога людям, чтобы его понять, следует подготовиться к чтению Библии. Даже в монастырях молодым послушникам рекомендовано перед исследованиями Священного писания вначале читать предания Отцов Церкви, письма апостолов, чтобы вникнуть в суть дела.

Библия является зеркалом человеческой сущности, и порой не все, о чем в ней говорится, нравится людям. В этом случае следует задуматься, что не так в нашей жизни, может, Создатель таким образом хочет изменить характер, пробудить совесть, уменьшить гордыню, и все это только для того, чтобы приблизить к Себе, наполнить Царством Божьим.

Церковь не требует заучивания библейских отрывков, но читая регулярно тот или текст, исследуя откровения по определенным вопросам, например любви, послушания, верности, исцеления и другим, выписывая полюбившиеся места, а такие обязательно будут, люди начинают цитировать их наизусть. Для этого не нужно специальное заучивание.

Регулярное чтение Святых посланий со временем станет необходимостью и наполнит духовной силой. Этот процесс можно сравнить с тяжелыми тренировками спортсменов, которые мечтают стать победителями. Не нужно стремиться объять необъятное, читать можно по 1-2 главе каждый день, лучше утром после молитвы, чтобы «напиться» живой воды, на целый день получив Божье ведение.

Современным христианам следует благодарить Бога за дарованную милость иметь собственную Библию, ежедневно свободно читать Священное Писание, ходить в храм, при советской власти за это можно было попасть в тюрьму. Поистине, имеем и не ценим.

Ежедневное чтение Святого Писания в послушании позволит найти в нем Самого Бога и Иисуса Христа, существование Которого проходит красной нитью через Старый и Новый завет.

Познавая Творца, христиане сливаются с Ним в одно целое, наполняясь любовью Создателя. По словам одного священника, чтение Библии похоже на плавание в маленькой лодочке по огромному океану.

Библия на церковнославянском языке

Какие псалмы читать в разных жизненных ситуациях

Эти строки помогут когда:

  • Вы в беде:
    • Иоанн. 14:1-4
    • Евр. 7:25
  • Вы благодарны:
    • 1 Фес. 5:18
    • Евр. 13:15
  • Вы боитесь:
    • Матф. 10:28
    • 2Тим. 1:7
    • Евр. 13:5-6
  • Вы нуждаетесь в Божьей защите:
    • Фил. 4:19
  • Вы болеете:
    • Матф. 26:39
    • Рим. 5:3-5
    • 2 Кор. 12:9-10
    • 1 Пет. 4:12-13,19
    • Псалом 90
    • 1 Кор. 10:13
  • Вы искушаемы:
    • Матф. 26:41
    • 1 Кор. 10:12-14
    • Фил. 4:8
    • Иак. 4:7
    • 2 Пет. 2:9
    • 2 Пет. 3:17
  • Кризис в жизни:
    • Матф. 6:25-34
    • Евр. 4:16
  • Вы лишены близких:
    • Матф. 5:4
    • 2 Кор. 1:3-4
  • Вы нуждаетесь в жизненном руководстве:
    • Рим. 12
  • Вы одиноки:
    • Евр. 13:5-6
  • Вы озабочены суетой, беспокойством:
    • Матф. 6:19-34
    • 1 Пет. 5:6-7
  • Вам грозит опасность:
    • Лук. 8:22-25
  • Вы осуждаете других:
    • 1 Кор. 13
  • Вы печальны:
    • Матф. 5
    • Иоанн. 14
    • 2 Кор. 1:3-4
    • 1 Фес. 4:13-18
  • Вы побеждены:
    • Рим. 8:31-39
  • Вас подводят друзья:
    • Лук. 17:3-4
    • Рим. 12:14,17,19,21
    • 2 Тим. 4:16-18
  • Вы покидаете дом:
    • Матф. 10:16-20
  • Вы нуждаетесь в покое:
    • Иоан. 14:1-4
    • Иоан. 16:33
    • Рим. 5:1-5
    • Фил. 4:6-7
  • Вы нуждаетесь в руководстве в молитве:
    • Луки 11:1-13
    • Иоанна 17
    • 1 Иоанна 5:14-15
  • Слабеет вера:
    • Евр. 11
  • Вы сомневаетесь:
    • Матф. 8:26
    • Евр. 11
  • Вы тревожитесь:
    • Матф. 6:19-34
    • Фил. 4:6
    • 1 Пет. 5:6-7
  • Вы устали:
    • Матф. 11:28-30
    • 1 Кор. 15:58
    • Гал. 6:9
  • Боитесь и болеете:
    • Втор. 7
    • Псалом 90
    • Псалом 22
    • 1 Кор. 10:13
    • Исаия 40:31
    • Исаия 41:10-13
    • Иоанн. 10:27-29
    • 2 Тим. 1:7
    • Евр. 13:5-6
    • Иоанн. 14:1
    • 1 Пет. 5:6-11
    • Фил. 4:6-7
  • Болеете и утомлены:
    • Рим. 8:31-39
    • Рим. 5:1-5
    • 1 Пет. 4:12-13
    • Луки 8:22-25
    • 1 Иоанна 1:4-9
    • 1 Кор. 10:13
    • Рим. 8:11

Этот пост будет дополняться и улучшаться!

1. У каждого есть свой метод изучения

1.1. Метод гадания:

  1. Откройте Библию.
  2. Поместите свой палец в случайное место.
  3. Читайте, что вы найдете.
  4. Доверяйте, что это Божья воля для вас сегодня.

1.2. Групповой метод:

  1. Прочитайте отрывок из Библии.
  2. Закройте Библию.
  3. Обсудите, что, как вам кажется, Бог говорит к вам через этот текст.

1.3. Молитвенный метод:

  1. Попросите Бога напомнить Вам отрывок из Библии, который подходил бы под вашу текущую ситуацию.
  2. Прислушайтесь к своим мыслям, которые сейчас у вас в голове.
  3. Прочитайте эти отрывки для ободрения или помощи.

1.4. Метод перекрёстных ссылок:

  1. Прочитайте отрывок из Библии.
  2. Выделите ключевые слова или фразы в этом отрывке.
  3. Посмотрите еще один отрывок, который напоминает вам только что рассмотренный (перекрёстные ссылки в средней колонке вашей Библии действительно помогают в этом).
  4. Посмотрите ещё один отрывок, который напоминает второй.
  5. Посмотрите ещё один отрывок, который напоминает третий.
  6. Повторяйте, пока не закончится время.

1.5. Метод изучения слов:

  1. Решите, какую тему вы хотели бы изучить в Библии.
  2. Определите одно или несколько ключевых слов, которые характеризуют эту тему.
  3. Посмотрите все места, где употребляются эти ключевые слова.
  4. Прочитайте каждый стих, который вы нашли.
  5. Объедините все стихи по выбранной теме.
  6. Живите в свете того, что узнали.

1.6. Экспертный метод:

  • Прочитайте отрывок из Библии.
  • Прочтите библейский комментарий к этому отрывку.
  • Верьте и действуйте так, как написал комментатор.

Стоит признать: каждый, кто читает Библию, имеет метод изучения Библии. Каков ваш обычный метод?

2. Лучший метод – НИП

1. Наблюдение: Что текст говорит?
2. Истолкование: Что это означает?
3. Применение: Что мне необходимо изменить в моей жизни?

Конечно, эти три пункта можно определить и в виде трёх вопросов: Что? Почему? Как? Или можно так: Что автор желал нам донести? Что это означало для его читателей? Как этот текст применим в нашем контексте сегодня?

Это нормальный старый метод. В семинариях его называют историко-грамматическим. Кто-то зовет его «индуктивным». Но можно и просто НИП!
Самое важное в нём – позволить Библии говорить к нам! Он доступен даже для детей.

Если мы пренебрежём наблюдением над текстом Библии, то мы не построим верного фундамента для познания Христа. У нас могут быть хорошие намерения, но в неверных направлениях. Пример плохого наблюдения можно найти в Луки 24:25-27:

25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! 26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? 27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

Если мы пренебрежём истолкованием текста, тогда мы не сможем понять, во что нам верить и что является библейским, а что нет. Как нам почитать Господа? И это стоит узнать до того, как мы встретимся лицом к лицу. Пример плохого истолкования – Марк 12:24:

24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?

Если мы пренебрежём применением , то мы будем подобны плохим строителям, которые строят дом на песке. Наши уста будут провозглашать Христа, но сердца будут далеки от Него (Мф.15:8-9). Бог желает нашего уподобления Христу (Рим.8:29), и Он не успокоится, пока Его Слово не достигнет Его целей (Ис.55:10-11)

3. Наблюдение

Первый шаг в изучении Библии – это наблюдение. И нашей самой большой опасностью является привыкание, или чувство хорошего знания, когда мы читаем хорошо известный нам текст. Потому что в таком случаем мы просто невнимательны.

Например, сколько ступенек у нас в доме? Какого цвета глаза ваших детей или родителей? Какой номер вашего водительского удостоверения? Назовите троих людей из вашего окружения, которые пишут левой рукой.
Как говорил Шерлок Холмс доктору Ватсону в известной книге «Скандал в Богемии»: «Как всегда, Ватсон, ты смотришь, но не наблюдаешь».

Я приведу вам пример. Некоторое время назад я преподавал Бытие 31 главу – историю Иакова, который убегает от Лавана, не сообщив ему об этом. Моё первое восприятие было вполне понятным. Я её очень хорошо знаю. Что там может быть нового для меня в этих 55 стихах?
Но я стал читать и внимательно читать. И тогда я стал замечать.
Например, с 4 по 16 стихи очень много отсылок к Богу, а потом Иаков про Него долго не вспоминает.
Потом Моисей называет Лавана «Арамеянином» (Быт.31:20,24). Хотя до этого называл его братом матери Иакова (например, Быт.29:10). То есть автор не воспринимает Лавана как часть избранной семьи.
Затем мы читаем, как Лаван призывает Бога во свидетели при заключении договора (Быт.31:53):

53 Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака.

Истинный Бог призвал Авраама оставить дом отцов своих (Быт.12:1) и пойти за Ним. Иаков знает этого Бога, но Лаван не понимает этого. Иаков же клянется истинным Богом, Страхом отца своего Исаака (ст.53).
Я могу продолжить этот список. Но нам не стоит торопиться пробегать знакомый нам текст быстро.

И вот еще один пример. Один из наиболее известных отрывков Библии – 1 Коринфянам 13:1-13. Так называемая глава любви. Нам она хорошо известна. Но большинство из нас упускает её главную идею.
Прочитайте еще раз всю главу, стих за стихом, и спросите себя: почему Апостол Павел все это написал. Внимательно вникните в текст. Это не романтика, и не ободрение. На самом деле – это серьезное обличение тем, кто не любит своих ближних.

В наблюдении есть 5 ключевых элементов.

1. Слова.
Посмотрите на слова отрывка. Подсчитайте, сколько раз повторяются некоторые из них. Обратите внимание, что и как описывается или выделяется ими.

2. Грамматика
Определите подлежащее, сказуемое и другие части предложения. Какой или какие основные глаголы, что они поясняют или выражают, как?

3. Структура
Как этот отрывок связан внутри себя? Разбейте его на подпункты. Посмотрите на переходы между абзацами.

4. Жанр
Это поэзия или проза? Письмо или рассказ? Кто автор? Кто его аудитория?

Вот упражнение для вас. Давайте просто возьмем один стих, Иоанна 3:16:

«16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.»

Например, вот так полезно просмотреть слова в тексте.

Лука 2:1-21. Очень хорошо известный текст. Поэтому придется потрудиться, чтобы провести хорошее наблюдение.
Заметьте, как тема отрывка всплывает через слова в этих первых стихах:

Повеление
Кесарь
Август
Вся земля
Перепись
Квириний
Правление
Сирия
Город Давидов – 2 раза
Дом и род Давидов
Первенец
Господь
Слава
Спаситель
Христос
Многочисленное воинство небесное

Ради чего все эти слова? Чтобы обратить наше внимание на силу, славу и власть. Здесь показывается напряжение между имперской властью (представленной Кесарем и его подчиненными) и Божьей властью (представленной Сыном Божьим).

А теперь посмотрите на другой набор слов:
Иосиф
Назарет
Вифлеем
Мария, обрученная ему
Беременная
Время родить
Младенец в пеленах – 2 раза
Ясли – 3 раза
Не было места им в гостинице

Здесь развивается другая тема – невероятное уничижение или смирение.

И последнее наблюдение, касательно слов в Луки 2:11:
ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель
Который есть Христос
Который есть Господь

Автор Евангелия, через ангелов, передает нам важную информацию через подбор своих слов:
Кто такой «Спаситель»? Тот, кто спасает. Герой. Спасатель. Он не тот, кто бежит из горящего здания, чтобы спасти свою жизнь; он тот, кто бежит в горящее здание, чтобы спасти жизни других.
Кто такой «Христос»? Нам нужна некоторая справочная помощь по этому вопросу, но «Христос» – это греческий перевод еврейского слова «Мессия», что означает «Помазанный». Что же такое «помазанный»? У нас их больше нет! Но есть понятная современная параллель – когда человека избирают на какую-то должность, то он дает присягу. Лука желает, чтобы мы знали, что у Иисуса есть работа, и Он уполномочен Богом выполнить эту работу.
Кто такой «Господь»? Это то, как древние евреи называли Бога. Пролистайте свой Ветхий Завет и посмотрите, как часто слово Господь появляется. Нередко оно написано большими буквами. Обычно этим словом заменялось заветное имя Бога – ЯХВЕ. Рассказчик хочет, чтобы мы знали через провозглашение ангела, что Иисус есть, по сути, Бог.

4 совета по наблюдению

1. Повторяющиеся слова.
Обращайте внимание на то, что повторяется в тексте. Вы сможете сразу же увидеть основную идею автора. Например, Бытие 14 глава повторяет слово «царь» более 20 раз. Там даже есть Мелхиседек, царь Салимский, чье имя буквально означает – «царь праведности». Автор желает, чтобы мы задумались над тем, как же выглядит истинный Царь!

2. Сравнения и контрасты.
Отрывок нередко показывает что-то в сравнении и/или в противопоставлении с другими вещами. Это может нам помочь понять текст лучше. Например, Быт.24, Быт.29, Исх.2 и Ин.4 – все описывают взаимодействие между мужчиной и женщиной у колодца. Что есть общее, а что отличается в каждом случае?

3. Действующие лица
Авторы нередко обозначают конкретных персонажей, чтобы мы могли увидеть их в самом начале или в процессе повествования. Таким образом, они стараются передать нам свою мысль. Например, Бытие 21, где много сказано об Измаиле, но его имя ни разу не упоминается. Он всегда – «сын Агари» или «сын рабыни». Почему так?

4. Переходные слова
Такие слова как «поэтому», «следовательно», «итак», «в те дни», «таким же» являются важными переходными словами между предложениями, отрывками, главами. Например, Бытие 15:1 начинается с такой фразы: «После сих происшествий». Как это помогает нам лучше понять эту главу? Какое настроение или состояние было у Аврама после событий в главе 14?

4. Истолкование

Наблюдение помогает нам понять ЧТО говорит отрывок, истолкование же помогает разобраться ПОЧЕМУ он это говорит.
Самой большой враг истолкования – наблюдение. Если мы сделали плохое наблюдение, то наше истолкование будет, вероятно, также плохим.

Например, люди часто обращаются к известному отрывку Рим.1:18-32, чтобы показать греховность человечества. Это хорошее наблюдение. Но почему Павел дает такое длинное пояснение греховности человечества? Возможно, потому, что он хочет медленно и незаметно затянуть петлю вокруг своего читателя. «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого]» (Рим.2:1).

Другой пример из Флп.4:4-9. Это тоже известный текст. Из него нередко много цитируют. Нам нравится фраза – «радуйтесь всегда в Господе» (Флп.4:4). Нам дает утешение, что Бог слышит наши молитвы и дает мир нашему сердцу. Поэтому мы можем благодарить Его (Флп.4:7). Это все хорошие наблюдения, но почему эти стихи – в этом месте послания Павла? В местной церкви был серьёзный конфликт между заметными сёстрами (Флп.4:2-3). Поэтому Павел дает наставление, как разрешать конфликт. Прочтите теперь этот отрывок во свете этой реальности. И текст заговорит с вами совсем по-другому.

И ещё пример из Ветхого Завета. Обычно когда мы читаем ветхозаветные истории про различных героев, то мы смотрим, чему мы можем подражать, а чего стоит избегать. И видеть в них примеры – вовсе не является неправильным (см.1Кор.10:11). Но это будет неразумно – остановиться только здесь. Почему эти истории помещены в Библию, почему в этом месте? Показать нам Иисуса – Ин.1:45, Лк.24:44-47.

Не позволяйте привычности и известности текста лишить вас хорошего наблюдения, и соответственно – верного истолкования!

Дополнительные примеры:

1. Про одежду

3 Чтобы старицы также одевались прилично святым, – Тит.2:3

2. Про «небеса»

9 Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». – 1Кор.2:9

Враги истолкования

1. Релятивизм
Когда я хочу толковать текст, как я сам хочу. (Еф.4:14)
Примеры:

2. Традиция
Церковная традиция – это хорошо и полезно. Но она не должна диктовать нам истолкование текста. Она не должна определять наше мышление и отношение к тексту.
Примеры:

3. Образование
Оно должно помогать расти в мышлении, но не индоктринировать наше мышление.
Примеры:

4. Поспешное истолкование
Когда мы хотим быстрых и практических применений, вместо того, чтобы разобраться, что же текст говорит на самом деле.
Примеры:

5. Авторитеты
Когда мы доверяем авторитетам, экспертам. Это хорошо — обращаться к авторитетным источникам, но необходимо прийти самостоятельно к выводам, пусть и идентичным или похожим. Надо расти в опыте истолкования Писания и учиться обретать личные убеждения.

Три шага в истолковании

1. Задать вопросы для лучшего наблюдения – надо попытаться максимально понять содержание текста
Вот такая таблица может помочь

Например, если взять Луку 2:1-21
Мы увидели, что здесь повторяется идея власти и авторитета. Вот какие вопросы можно было бы задать:

О какой власти Лука больше переживает? Кто был правителем Древнего Рима? Как эта власть проявлялась? Как власть Иисуса отличалась от императорской? Кто такие ангелы? Еще есть уточняющие вопросы: как долго длилось путешествие из Назарета в Вифлеем? Как в то время люди воспринимали пастухов?
Почему Лука поднимает вопрос о власти? Зачем Кесарь сделал это повеление? Почему автор противопоставляет славу младенца Иисуса с властью Рима? Почему пастухи исполнились страха, когда увидели ангелов?
Означает ли это, что автор показывает нам, где находится подлинная власть? Во что мы должны верить касательно Иисуса? Какие конфликты ждут Иисуса, когда Он начнет публичное служение?

2. Ответить на свои вопросы из текста
Важное правило – отвечать только тогда, когда текст напрямую или косвенно отвечает на этот вопрос. На нужно хитрить или подтягивать за уши.

Существует два вида ответов из текста

1. Некоторые ответы подразумеваются.
Читатели этого библейского текста хорошо понимали. Но по причине расстояния, культуры и времени нам сейчас сложно понимать. Нам нужна помощь справочников, параллельных текстов.
2. Некоторые прямо находятся в тексте. Они прямые и понятные

Например, из Лук.2:1-21
1. Предполагаемые ответы
Какой была перепись?
Некоторые читатели Луки хорошо помнили ее при Квиринии.

Что означает, что Иисус назван здесь «Христом»?
Помощь из Псалом 2:2 даст нам лучшее понимание сути

Как долго продлилось путешествие Иосифа и Марии из Назарета в Вифлеем? Как люди воспринимали пастухов в то время?
Большинство читателей того времени хорошо понимали, сколько понадобилось времени для такого путешествия и что значит пересечься с пастухами. Справочники и словари могут нам помочь в этом.

2. Прямые ответы
Почему Лука противопоставляет славу Иисуса и римских правителей?
Потому что Бог заслуживает высшей славы (Лук.2:14). Он спасает мир через Христа Господа (Лук.2:11)

Что Лука желает, чтобы мы узнали об Иисусе?
В контрасте с Могущественным Римом (Лук.2:1-2), Мария слагала все это в своем сердце (Лук.2:19), и пастухи воздали славу и хвалу Богу (Лук.2:20). Лука ожидает, что и его читатели сделают также.

Также еще есть несколько вопросов, которые не имеют ни предполагаемых, ни прямых ответов.
Мария ехала на осле или шла пешком?
Иисус был рожден в пещере или в хлеву?
Есть ли у ангелов крылья?
Кто эти, в которых благоволение (Лук.2:14), и что это говорит нам о предопределении?

Большинство богословских разногласий происходит, когда люди фокусируются на деталях, а не на основных идеях автора.
Вот, что нам поможет в ее нахождении.
Смотрите за развитием мысли автора. Как он продвигается от первого до последнего стиха отрывка. Разбиение главы на абзацы помогает. Потом стоит найти основную идею каждого абзаца. И тогда можно посмотреть на основную идею главы. Если не получилось, то разбивайте абзацы, вплоть до предложений, чтобы лучше понять и выйти на основную идею автора.
Поработайте над грамматикой. Потребуется внимательное наблюдение за отрывком. Нужно построить структуру отрывка. Просто разбиение на подлежащее, сказуемое и дополнение очень помогает. Структура выводит нас на главную мысль.
Подумайте, что об Иисусе говорит этот отрывок. Он есть основная идея Библии (Иоан.5:39), поэтому мы можем ожидать этого. Думаю, что Лука 24:46-47 предлагает нам хорошую помощь. Каждый отрывок говорит, так или иначе, об Иисусе через одну или другую истину:
Мессия будет страдать (умрет)
Мессия воскреснет из мертвых
Мы должны покаяться в грехах, чтобы получить прощение
Весть о смерти и воскресении Мессии, которые сделали прощение возможным, должна быть проповедана всем народам

Спросите: Почему? Мы не ищем вывода или обобщения, мы ищем основную мысль автора.

Если мы посмотрим на Лук.2:1-21, то

Стихи 1-7 – контраст между могущественным Римом, Иисусом, наследником Царя Давида, рожденного в такой скромности и безызвестности.
Стихи 8-14 – небесное воинство приветствует Его смирение, не Его власть. Иисус показан не как завоеватель, но как Спаситель, Который есть Мессия, Господь!
Стихи 15-21 – смиренное служение истинному Царю: послушанием, наблюдением и свидетельством.

Следует помнить:

О ВАЖНОСТИ КОНТЕКСТА

Как увидеть Иисуса в отрывках

Нам следует понимать Ветхий Завет во свете свершений Христа и указания на Него.

Нам не нужно искать в каждой детали ВЗ. Его там просто нет. Но послание о Нем есть. Все послание Библии можно суммировать в 4 пункта из Луки 24:46-47
Например, Божий призыв Аврама в Быт.12:1-9 показывает нам, как Бог избрал одного человека стать благословением для всего мира. Как это соединить с Иисусом? Его послание для всех народов!

Другой пример: когда Бог попросил Авраама принести в жертву своего единственного сына Исаака (Быт.22), Он показывал Аврааму (и нам), как Мессия должен будет умереть и воскреснуть из мертвых.
Другой пример: когда невиновный Даниил был брошен в львиный ров и попал туда безоружный (Дан.6), он показал нам смерть Мессии и воскресение.
Когда Моисей и Соломон писали Закон и Притчи, Бог показывал нам Свои высокие стандарты. Он раскрыл нашу неспособность их воплотить, чтобы мы могли научиться раскаянию и обретению прощения.

5. Применение

Изучение Библии — мы должны наблюдать, толковать и применять. Сначала нам необходимо понять, о чем говорит этот отрывок, прежде, чем приступить к пониманию его значения. Когда мы нашли значение, то мы готовы смотреть, как исполнить волю Божию.
Нередко мы останавливаемся на толковании и не идем к применению. Но иногда мы спешим что-то делать, когда мы еще плохо поняли суть — и наше толкование неверно. Иисус говорил о такой опасности (Матф.23:23-24).
Как перейти от толкования к применению? Вот два совета.

1. Отталкивайтесь от главной идеи автора
Важно ее понять до начала применения. Тогда наше применение будет точным и сфокусированным на том, что Бог считает самым важным. Такое применение действенно и удовлетворяющее.
Если вы работаете с Ветхим Заветом, то сначала определите основную идею автора, потом соедините ее с Иисусом, и только потом ищите применение.

2. Задавайте вопрос: «И что?»
Это очень важный вопрос. Он помогает перейти от толкования к применению.
На примере Лук.2:1-21
Итак, основная идея автора – Бог послал Иисуса, чтобы Он спас смиренных и править ими милостиво. Это принесет Ему наивысшую славу! И что?
Что изменило рождение Иисуса? Самый низкий может быть спасен. Их новый Царь – милостивый Царь!

Какие люди будет спасены? Смиренные
Что принесет Богу наивысшую славу? Спасение и правление смиренными. Смирение великих и могущественных земли.

Каким мне нужно быть, чтобы Иисус спас меня? Я ничего не сделал, чтобы заслужить мое спасение. Я всего лишь еще один пример того, как Бог использует слабых, чтобы посрамить сильных. Я смиренный слуга моего великого и милостивого Царя.
И что мне ожидать от христианской жизни, какая она должна быть? Потому, что Бог прославляет Себя через спасение смиренных, Он продолжит помогать мне расти в понимании моего смирения и Его величия. Это может быть болезненный процесс, но он произведет во мне стиль жизни, полный хвалы и благодарности. Это не что иное, как то, что Иисус пережил в Своем рождении и жизни.
Теперь можно говорить еще более конкретно.

Самый большой враг применения – прозорливость или проницательность. Помню, как братья спорили над Рим.8:29 – это за кальвинистов или арминиан. И они упустили главное в этом – преображение в образ Христа.

Применение Библии направлено в двух направлениях – вовнутрь и вовне. Другими словами, мы преображаемся в образ Христа (вовнутрь) и мы помогаем другим преображаться (вовне). Мы рабы и, одновременно, посланники Царя Иисуса.

Наш текст — Лука 2
Вовнутрь – такие вопросы помогут нам в этом:
Вижу ли я себя среди смиренных или среди высоких и сильных?
Открыт ли я для Божьей коррекции и спасения?
Как я могу воздать большую славу Богу, когда Он спасает меня от моего греха и неразумия?
Где я чувствую боль моей слабости? В чем я противостою Божьей работе по моему изменению?
Кто может мне помочь быть более открытым в моей нужде во Христе? Как я могу начать получать такое наставление?

Вовне
Верно ли я провозглашаю послание Христова спасения другим?
Как я могу быть более эффективным в донесении истины о спасительной силе Христа для смиренных?
Как я могу добавить соли в мои разговоры, чтобы показать людям, что они больше доверяют себе, чем Христу, в Ком они реально нуждаются?
Верю ли я в то, что Иисус может спасти любого?
Как я могу лучше молиться за моих неспасенных родственников? Моих соседей? Моих коллег по работе?
Почему я молчу, заботясь больше о моей славе и комфорте, чем о Божьем желании спасать грешников?

Три сферы применения

Три компонента применения – голова, руки, сердце.
Голова – убеждения/доктрина, руки – умения/навыки и сердце – характер.
В отрывке — одно значение и одна основная идея, но много применений.

Голова – что я думаю, во что верю. Эта сфера касается того, что мы думаем о Боге и нашей веры в истину. Здесь мы замечаем наши или чужие заблуждения и заменяем их истиной.
Ты бунтуешь против Бога, когда веришь в то, что не является истиной (Рим.1:25).
Знание истины Божьей освобождает тебя от рабства обмана (Иоан.8:31-32)
Вера – это когда ты удаляешь заблуждение и доверяешь истине, даже если это не кажется подходящим или этого не видно в реальности (Евр.11:1)

Пример Луки 2:1-21 – что для головы?
Я нередко думаю, что мое поведение перед Иисусом добьется того, что Он меня заметит. Я должен думать больше о Его славном избавлении меня, чем о моих достижениях и усилиях.
Я обычно думаю, что это послужит во вред мне, если моя слабость будет обнаружена. На самом деле это даже очень хорошо.
Я обычно думаю, что я должен мобилизовать всех в команду, чтобы суметь руководить ими. В действительности, что более важно – чтобы они видели, как я доверяю Иисусу и воздаю всю славу Ему.

И не забудьте внешнее применение
Выражаю ли я одобрение или недовольство в отношении других на основании их поступков? Или я верю, что наше совершенство во Христе?
В глубине души в отношении некоторых людей я считаю, что они не заслуживают спасения. Я должен раскаяться в таком неверии и отношении к ним. И действовать в отношении их с верой во всемогущество Божие, Который работает через смиренных.
Я думаю, что я не особо коммуникабельный, общительный или одаренный человек, чтобы мне благовествовать другим. Но в действительности я люблю свой комфорт и репутацию. Я должен видеть себя как посла Христова.

Руки – говорит о том, что ты делаешь. Это сфера нашего подражания Господу и служение как Его посланников, обучение новым навыкам, чтобы быть более действенными в созидании Его Царства, и отказ от привычек и поступков эгоцентричного характера.
Ты не вполне сокрушился в своем грехе, если твоя жизнь не изменилась (Лук.3:7-8, 10-14)
Изменение включает в себя веру в истину, отвержение прежнего поведения и развитие новых привычек послушания (Еф.4:20-24, как пример 25-32).
Любая вера, которая обеспокоена только доктриной, не является подлинной верой. Доктрина имеет значение, но если только она включает в себя практику (Иак.2:14-17)

Лук.2:1-21
Вовнуть
Я должен добровольно и свободно признать, что в моей жизни есть сферы, где я слаб и неспособен (смирение).
Я буду говорить об этих проблемах и буду просить совета и помощи, чтобы мне возрасти в этих сферах.
Я будут славить Бога за прогресс.
Я буду славить Бога за неудачу.
Я призван думать и говорить об Иисусе, Его спасительном труде и Его милостивом правлении.
Я буду учиться включать Иисуса в каждый мой разговор (Кол.4:5-6).
Я буду учиться слушать и понимать других, даже несмотря на то, что они не слышат меня.
Вовне
Я буду наставлять молодых верующих (включая моих детей) во всем вышеперечисленном.
Я буду радоваться и отмечать их прогресс.
Я буду милостиво обличать тех, кто следует за Христом, но в жизни которых не видно прогресса.
Если я чему-то научусь для служения, я постараюсь обучить этому другого, чтобы Божья слава наполняла землю.

Сердце – говорит о тебе, кто ты. Эта сфера говорит о нашем преображении в нового человека, каким нас желает видеть Господь, который показывает благочестивую мудрость и самоотверженный характер.

Изменение твоего поведения без изменения твоего сердца — мерзость (Ис.29:13-14)
Знание правильной истины (голова) и ее применение (руки) без рождения свыше никак не будет засчитано (Гал.6:15-16).

Сердце по Христу, полное любви к Богу и людям, более ценно, чем доброе поведение и правильная вера (Марк 12:32-34).

Лука 2:21
Как мне быть таким, каким Бог желает меня видеть?

Вовнутрь
Я призван жить для Божьей славы, а не моей.
Мне нужно защищаться… когда меня обличают. Это нормально, когда моя слабость обнаружена. Мне необходимо расти в принятии таких обличений.
Я могу быть честным касательно моих борений с друзьями, супругой, церковной семьей и детьми.
Я не должен смотреть на других свысока. Если Бог спас меня, то Он может спасти любого.
Я должен любить нехристиан и желать их спасения. Почему мне это не удается?

Вовне
Я должен говорить о славе Божьей чаще и призывать к этому других.
Я должен понять, почему я стыжусь говорить об Иисусе. Почему я так сильно ценю мою славу?
Когда я наставляю молодых христиан, мне необходимо задавать лучше вопросы, чтобы раскрыть, что они ценят и желают, что влечет их ко греху. Тогда я смогу им указать на крест, чтобы они раскаялись и обновились.
Мои дети нуждаются в том, чтобы научиться учиться, чем просто приобрести конкретный навык или поведение. Показываю ли я им пример обучаемого человека?
Потому, что Иисус не прятался от нашего конфликта с Ним, то и я не буду прятаться от моих конфликтов с другими. Я буду искать их с милостью, имея желание подлинного восстановления.

Будьте конкретными в своем применении!