Как человек огонь приручил. Приручение огня

Цели:

· Познакомить с разнообразным применением огня в жизнедея­тельности человека;

· показать значимость этого открытия древнего человека в современной жизни.

· акцентировать внимание на том, что именно человек, «приру­чив» огонь, сделал его необходимым людям.

· Закрепить правила пожарной безопасности.

Оборудование: блюдечко с кашей, ломтик белого хлеба; кусочек кирпича и гранитный камешек; стеклянный стакан и цветные стеклянные бусы; детский альбом; горсточка пепла на бумажной салфетке.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям тарелку с кашей и кусочек бело­го хлеба и предлагает подумать, какое важное открытие древнего человека объединяет эти предметы, какое отношение к каше и хлебу имеет огонь (Высказывание детей).

Воспитатель . Оказывается, огонь можно назвать поваром. Очень многое из того, что мы едим, мы варим, жарим, печем. Огонь помогает нам готовить пищу и занимается этим десятки тысяч лет! Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья и броса­ли в воду небольшие камешки, раскаленные на костре, - так варили первый суп. А когда мясо, завернутое в листья, зарыли в золу, полу­чилось первое жаркое.

Воспитатель показывает детям кусочек кирпича и гранитный каме­шек.

Как вы считаете, чтобы сделать эти предметы, нужен огонь? (Ответы детей)

Мы можем назвать огонь строителем. Смешали глину с песком, обожгли - так получился кирпич. А вот гранит обжигать не надо, он и так твердый. Из гранита состоят целые горы. Чтобы добыть гранит, поступали таким образом: на огромном камне разво­дился большой костер, камень раскалялся, потом на него лили воду, камень растрескивался на маленькие кусочки.

Воспитатель показывает стеклянный стаканчик и цветные стеклянные бусы.

Как вы думаете, почему необходим огонь для изготовления этих предметов? (Высказывание детей)

Оказывается, огонь может быть и стеклоделом. Когда-то люди развели костер, положив дрова на какие-то странные белые камни. Проснувшись утром, они увидели красивые кусочки неизвестного материала. Так появилось стекло. В него превратился песок, спекшийся с белыми камнями - содой. Прозрачным стекло стало не сразу, но красивым было с самого начала, из него люди делали украшения, затем догадались изготовлять посуду, очки, аквариумы. В воздух человека тоже поднял огонь: первые воздушные шары исполняли горячим воздухом; и космические ракеты без огня не излетят.

Воспитатель показывает детям альбом для рисования.

Нужен ли огонь для того, чтобы получать бумагу? (Высказывание детей)

Сейчас мы убедимся, что огонь может быть волшебником. Он только тем и занимается, что делает из одних вещей другие, совсем не похожие на первые. Вот этот детский альбом, кажется, огня боится, но без огня его бы не было. Ведь делают бумагу из измель­ченного дерева, из крошечных волокон, а их необходимо разогреть. Бумагу варят, как и стекло, и сталь.

Но не всегда огонь - наш друг!

Воспитатель обращает внимание детей на горстку пепла.

Как, по-вашему, связан огонь с горсткой пепла? (Высказывание детей)

Хоть огонь и старый друг человека, а следить за ним нужно! К сожалению, огонь может быть и врагом. Дай волю огню - он и дома съест, и лес, а на их месте только черный пепел оста­вит. Но не для того наши предки огонь приручали, чтобы его снова диким на свободу выпускать. Отважные пожарные всегда придут на помощь, если кто-то забудет, что огонь может быть и врагом.

На пожарных блестящие каски, у них специальные красные автомобили, длинные лестницы, насосы и шланги для воды. Ведь чем сильнее друг-огонь, тем сильнее и огонь-враг. Чтобы воевать с ним, нужно тоже быть сильным и смелым.

И все-таки пользы от огня в тысячи раз больше, чем вреда!

Люди сами открыли огонь, сами научились его добывать и использовать, сами научились им управлять и сделали его мастером на все руки. Огонь будет для нас и помощником, если разумно им управлять.

Тема: «Знает каждый гражданин этот номер – 01»

Цели:

Познакомить детей с основными правилами по пожарной
безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара;

Учить правильно, сообщать о пожаре по телефону.

Оборудование: рисунки или куклы медведь и баба-яга; телефон, огнетушитель.

Ход занятия

Любят взрослые и дети

Сказки обо всем на свете.

Сказку о том, что дети знать должны,

С вами сочиним и мы.

Сказку не страшную.

А пожаробезопасную.

Воспитатель: Жили-были в сосновом лесу зверята: белки и зайцы, волчата и лисята, мышата и барсучата. А главным в ле­су был медведь.

- Как мы его назовем? (предложения детей)

Михаило Потапыч. Строгий был медведь. Особенно строго Михайло Потапыч следил за пожарной безопасностью. Ведь если бы хоть один зверь нарушил противопожарные правила, сгорел бы весь лес! Где тогда стали бы жить зверята? Поэтому мед­ведь все время проверял: все ли знают правила обращения с огнем?

Знают все: без огня

Не проживем мы ни одного дня!

При огне, как при солнце, светло!

При огне и зимою тепло!

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом!

А знаете, какие вопросы Михайло Потапыч задавал зверятам?

Давайте проверим, сможете ли вы на них правильно ответить?

Можно спичками играть? (Нет.)

А петарды поджигать? (Нет.)

Незатушенный в лесу костер бросать? (Нет.)

Траву сухую поджигать? (Пет.)

Газ без взрослых зажигать? (Нет.)

Электроприборы включать? (Нет.)

Молодцы! Так и надо держать! Правила пожарные надо
всем соблюдать!

Но жила в самой чаще леса в избушке на курьих ножках... Кто? (Баба Яга.) Ну, никак не хотела она эти противопожарные правила выполнять. Уж сколько раз Михайло Потапыч предупреждал Бабу Ягу, что добром это не кончится, но она ничего не слушала. Огнетушитель себе домой не купила. Затопит, бывало, печь, а сама в гости к лешему в своей ступе улетит. А печь-то без присмотра остается. Вот и дождалась беды. Летит она как-то в ступе домой и видит, что дым не только из трубы идет. Дым валит и из окон, и из дверей. Пожар?! Как вы думаете, как это могло случиться? (Мог выпасть из печки уголек. А дом-то у Бабы Яги деревянный. Вот и загорелся.)

- В какой еще сказке точно так же от уголька сгорел краси­вый дом? (В сказке «Кошкин дом».)

Подлетела Баба Яга к своему дому, хочет в дверь войти,
а ей в лицо дым и жар. Хотела Баба Яга пожар потушить сама. Но огнетушителя у нее не было. Речка далеко, ведрами не на­таскаешься. Стала Баба Яга вокруг дома бегать, кричать: «По­могите! Спасите! Пожар!» Но она-то в самой чаще леса жила, поэтому никто ее не услышал. А огонь-то все сильнее разгорает­ся. Что же делать Бабе Яге? Вспомнила, наконец, она про теле­фон. Но кому звонить? Тут Баба Яга очень пожалела, что не слуша­ла она Михаила Потапыча. А вы, ребята, знаете, по какому но­меру звонить при пожаре? Помогите Бабе Яге. (Надо звонить по телефону - номер «01».)

Добежала Яга до телефона, набрала номер «01» и закричала:
«Помогите, пожар! Спасите!» Ее спрашивают: «Где пожар?
Куда выезжать?» Но Баба Яга не слушает и все кричит в трубку:
«Пожар! Пожар!»

Короче говоря, пока пожарные разузнали, куда надо прие­хать, дом у Бабы Яги сгорел. Вот такая грустная история.

Можете ли вы подсказать Бабе Яге, что нужно было сооб­щить по телефону, чтобы пожарные быстро приехали на место пожара? (Баба Яга должна была назвать свой адрес.)

Правильно, Баба Яга должна была набрать номер «01» и ска­зать: Лесная чаща, дом на курьих ножках. И тогда пожарные быстро приехали бы на место пожара и спасли дом Бабы Яги.

Физкультминутка

Мы сидели, мы устали,

Сказку дружно сочиняли,

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

Хлопнули в ладоши

И друг к другу повернулись,

Всем друзьям мы улыбнулись,

Наклонились: раз и два,

Чтоб не болела голова.

И закончили зарядку,

Тихо-тихо сев за парту.

Воспитатель : Чтобы каждый из вас не оказался в таком же положении, что и Баба Яга, мы сейчас поучимся сообщать по телефону - номер «01» правильные сведения пожарным, чтобы они быстрее приехали на место происшествия.

Задание. Набрать номер «01» и сообщить свой адрес и что горит.

Например: пожар по адресу: ул. Абрикосовая, дом 5, горит телевизор.

Давайте подведем итог.

Какие ошибки сделала Баба Яга, из-за которых возник по­
жар? (Не имела дома огнетушителя, оставляла печь без при­смотра.)

Что неправильно сделала Баба Яга, обнаружив пожар? (Она не сразу позвонила пожарным. Надо было набрать по телефону номер «01» и сообщить свой адрес.)

Сможете ли вы сделать такое сообщение правильно?
(Мы должны сообщить адрес и что горит.)

Правил пожарных несложен урок,

Знай, выполняй их и помни, дружок!

Чтобы не было в доме беды,

Мы запомнить с тобою должны:

Чтоб пожаров и бед избежать,

- С огнем не пристало играть!

Елена Макарова
Конспект занятия «Как человек огонь приручил»

Название : конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности по познавательном развитию в старшей группе.

Форма проведения : занятие

Тема : «Как человек огонь приручил »

Цель : дать детям представление об истории открытия огня древним человеком .

Задачи :

Обучающие :

1. Познакомить детей с историей освоения огня.

2. Показать детям значение огня в жизни человека .

3. Формировать знания детей о пользе и разрушительной силе огня.

4. Формировать знания правил пожарной безопасности.

Развивающие :

1. Развивать познавательные способности, речь, добиваться ответов детей на поставленные вопросы.

Воспитательные :

1. Воспитывать осторожное обращение с огнем.

Формы и методы : словесные : беседа, стихи; наглядные : иллюстрации, показ воспитателя; практические : выполнение упражнений.

Используемое оборудование : свеча, спички, зажигалка, металлический поднос, по 2 камня на каждого ребенка, карандаши с гранями, султанчики красного и оранжевого цвета на каждого ребенка, музыка спокойная и в быстром темпе. Раздаточный материал : картинки с изображением огонь – помощник и огонь-враг , картинки с изображением этапов освоения и добычи огня. Мультимедийная презентация.

Ход занятия:

Организационная часть :

Дети сидят полукругом.

Воспитатель загадывает загадку :

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

Воспитатель. Как вы думаете, о чем эта загадка? (Об огне.)

Воспитатель ставит на стол перед детьми металлический поднос, на него безопасный подсвечник и зажигает свечу зажигалкой.

Основная часть :

Воспитатель. На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далеких предков. Но раньше люди очень боялись огня, они долго к нему привыкали. Потоки вулканической лавы, а также молнии, ударявшие в деревья и поджигавшие их, пугали и обращали в бегство как животных, так и людей (Изображение № 1) .

Найдя на пожарище останки животного и попробовав его, люди обнаруживали, что жареное мясо вкуснее сырого и легче отделяется от костей. Добавляя в огонь сухие ветки , они понимали, что так можно продлевать его горение (Изображение № 2) .

Ребята, я вам предлагаю сейчас превратиться в маленькое пламя костра. Возьмите в руки султанчики.

Упражнение «Костер»

Цели : Побуждать «смоделировать» игру огня в костре. Развивать внимание, координацию движений, воображение.

Оборудование : оранжевые и красные султанчики.

Ход игры : Ребята сидят на корточках по кругу, в руках у них ленты оранжевого и красного цветов на палочках. Слушая музыку, которая подсказывает, каким должен быть огонь , дети взмахивают лентами.

Сначала костер едва тлеет (музыка тихая) . Огонь начинает разгораться (меняются темп и характер музыки) и превращается в бушующее пламя (музыка громкая, в быстром темпе) . Постепенно пламя гаснет (движения передают угасание) .

Воспитатель в ходе игры комментирует моделирование движений пламени костра.

Избавившись от страха перед огнем, люди стали его осваивать, использовать для защиты от холода, для приготовления еды и для создания оружия. У огня люди могли согреться, когда становилось очень холодно (изображение № 3) . Пучки зажженных веток помогали отпугивать диких животных (Изображение № 4) . Постепенно люди учились готовить на костре еду : коптить ее в дыму, жарить на огне, запекать в золе. Так же они поняли, что огонь делает острие копья крепче и оно лучше пробивает звериную шкуру (изображение № 5) .

Долгое время люди умели лишь поддерживать огонь . По ночам они по очереди подбрасывали сухие ветки в костер, не давая ему потухнуть. Но случалось и такое, что огонь потухал , и тогда старейшины выгоняли из своего племени такого дежурного. Во время кочевок (переход с одного места обитания на другой) первобытные люди носили с собой тлеющие угли в горшочках из высохшей глины (изображение № 6) .

Прибывая на место новой стоянки, люди с помощью имевшихся у них углей разжигали костер. Если он вдруг потухал, то огонь приходилось красть у соседей, часто при этом рискуя жизнью (изображение № 7) . Таким образом они пытались сохранить свой огонь .

Спустя сотни, а может быть, даже тысячи лет после того, как люди «приручили » огонь , они научились его разводить. Люди заметили, что при ударе друг о друга кусков кремня возникают искры, которые поджигают сухую траву и веточки-лучинки. Такого же результата можно было добиться, если потереть одной сухой деревяшкой о другую (изображение № 8) .

У меня на подносе есть камни, я предлагаю вам самим попробовать добыть огонь с помощью камней . Нужно взять два камня в обе руки и ударять одним камнем о другой.

Упражнение «Выбей искру» .

А теперь давайте попробуем трением развести костер.

Массаж рук с помощью карандаша «Добывание огня»

Положить карандаш на одну ладонь, прикрыть его другой. Прокатывать карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.

Легко ли так добывать огонь ? Иногда приходилось часами тереть деревяшку или выбивать искру камнями. Долгое время огонь добывали , ударяя кремнем по железному кресалу или огниву (Изображение 9) . Затем для добывания огня изобрели спички – палочки с головками из горючего вещества (показать спички) . После спичек придумали зажигалки с «кремнем» из особого сплава, дающие искру при трении (показать зажигалку) .

С помощью такого приспособления мы легко смогли зажечь нашу свечу.

Пламя этой свечи напоминает отблеск тех первобытных костров, которые согревали и спа-сали людей. Давайте аккуратно поднесем руку к свече и почувствуем тепло пламени, но, если слишком близко поднести руку к огню, можно обжечься.

Опыт : показать детям, что есть невидимое пламя и оно также опасно. Поднести лист бумаги к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько минут лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.

Вывод : нельзя близко подходить к огню - можно обжечься. Нельзя близко подносить предметы к огню - они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причи-ной пожара.

Воспитатель. Огонь стал помощником людей, но он всегда таит в себе опасность. Выйдя из повиновения, он становится бешеным врагом, уничтожающим все на своем пути.

Воспитатель. Кто из вас может назвать сказки или другие произведения, где пожар возник из-за неосторожности или баловства? (Дети размышляют, вспоминают, высказывают предположения : «Кошкин дом» , «Путаница» ).

Огонь - помощник или огонь - враг ? Как ответить на этот вопрос? (Высказывания детей.)

Нужно помнить всегда :

Огонь требует бережного обращения.

Мы выяснили с вами, что огонь приносит огромную пользу человеку , но при небрежном обращении может нанести и вред. Давайте сейчас с вами найдем изображения, где огонь приносит пользу человеку (в печи пекут пироги, выдувают из стекла фигуры, зажигают свечку, греются у костра, а где вред (лесные пожары, горит дом, дети играют спичками, вспыхнуло масло на плите).

Упражнение «Огонь друг и враг »

Дети выполняют задание, комментируют свои действия.

Молодцы ребята, вы справились с заданием.

Посмотрите ребята, наша свечка уже почти догорела, что может случиться, если мы сейчас уйдем и оставим ее горящей в группе?

Дети : может случиться пожар.

Воспитатель : правильно, а чтобы этого не случилось, нам надо свечку потушить. Давайте все вместе дружно подуем на нее, чтоб пламя свечи погасло.

Дети дуют на свечу.

Заключительная :

Ребята, давайте с вами вспомним, как люди пришли к изобретению таких предметов как зажигалка и спички. У меня есть картинки, которые относятся к одному из четырех этапов истории развития огня. Привыкание к огню, освоение огня, сохранение огня, добывание огня. Подберите к ним соответствующие картинки.

Дети выполняют задание.

Какой первый был этап? Какие картинки к ним относятся?

Какой этап был после привыкания огня? Какие картинки к нему относятся? И т. д.

Молодцы ребята, вы все правильно подобрали, а наше занятие уже подошло к концу давайте еще раз закрепим правила обращения с огнем :

Нельзя близко подходить к огню : можно обжечься.

Нельзя близко подносить предметы к огню : они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.

Баловство с огнем может привести к беде.

Огонь требует бережного обращения.

Список используемых источников :

1. Справочное издание для среднего дошкольного возраста. Твоя первая энциклопедия. Пожарные и спасатели. Издание на русском языке, перевод на русский язык. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус» , 2017, Махаон, 128 с., с ил.

Ни много, ни мало а около полтора миллиона лет назад человек укротил огонь. Шутка ли? Да, это был не сразу тот огонь, который мы получаем когда поджигаем конфорку (если у кого-то еще есть газовые печки). Но это великий, по истине, путь, от момента, когда еще наш давний предок стал свидетелем того как горит дерево, в которое стремительно попала молния, и до сейчас, до нашего огня.

Несомненно, умение добывать и умение воспользоваться огнем – одно из величайших навыков которые удалось человеку получить. Об этой важности свидетельствуют многие археологические находки, мифы, легенды. К примеру благодаря археологам мы знаем что первоначальное добывание огня последовало от трения одного куска сухого дерева о другое, и притом трения путем вращения или сверления.

К слову добывание огня путем трения двух кусков сухого дерева и по сей день существует у многих менее культурных народов. Способ этот представляет три вариации: 1) сверление, 2) пиление и 3) проведение борозды. Сверление, в свою очередь, производится:

  • Непосредственно руками; нужно взять узкую дощечку сухого дерева, положить на землю, стать на нее коленями и упереть в нее сухую круглую, деревянную палочку; предварительно в дощечке делается небольшая (неглубокая) ямка, соответствующая диаметру палочки, и от этой ямки проводится к боковому краю дощечки небольшая бороздка, по которой могли бы выдавливаться образуемые сверлением древесные опилки; вставив в упомянутую ямку палочку, человек вращает ее между ладонями, стараясь в то же время ее нажимать; ладони его при этом спускаются постепенно по палочке вниз и приходится их несколько раз быстро вскидывать к верхнему концу, но так, чтобы воздух не успевал попасть под нижний конец палочки. После непрерывного вращения в течение некоторого времени, древесная пыль нагревается и, наконец, воспламеняется, причем нужно иметь наготове уголь и трут для принятия огня, который затем раздувается.

  • Другой способ сверления требует применения дощечки, палочки, груза, который бы надавливал на палочку сверху, и веревки, с помощью которой вращалась бы палочка. При этом способе требуется участие двоих: один придерживает положенную на земле дощечку ногой, а обеими руками передвигает из стороны в сторону завернутую вокруг палочки веревку, которая и вызывает вращение палочки; другой помогает удерживать неподвижно дощечку, а рукой прижимает палочку сверху.
  • Третий способ характеризуется присоединением к палочке груза (например, посредством надетого на нее кружка) и приведением ее во вращение посредством двойной веревки, обмотанной вокруг ее верхнего конца и прикрепленной затем к концам поперечной палочки; положив руки на эту поперечную палочку, человек нажимает ее книзу, вследствие чего вертикальная палочка приходит во вращение; нижнюю дощечку должен удерживать в это время другой человек.

Изначально огонь использовали чтобы обогреть и осветить жилище, но позже, люди перешли к земледелию, при помощи огня выжигали участки леса под пашню.

Тогда появилось и гончарное дело. Шаг за шагом огонь находил разные применения, так например появилось кузнечное дело и металлургия для нагрева и плавления металлов.

Так же вишенкой на торте, огонь считается в свече. Его шаловливый танец, потрескивание, тень на стене – магическое прекрасное творение человека. С тех пор как человек сделал первую свечку, он открыл новый взгляд на сильный огонь, открыв в нем что- то неописуемо таинственное.

И как бы там ни было, с появлением все новых инноваций, таких как электрические плиты, огонь никогда не изживет себя, и будет востребован, чтобы создать особенную атмосферу в особенный для вас, день 🙂

Кто-нибудь задумывался о том, как древние люди покорили огонь? Как они его нашли, научились управляться с ним и держать стихию в ежовых рукавицах? Кто мог совершить такое открытие и почему огонь считает самой важной стихией для жизнедеятельности? Когда впервые произошло приручение огня – неизвестно, до сих пор ученые спорят: либо это открытие было совершено еще до появления человека обезьянами, мало что понимающими в научных прорывах, либо это сделали древние люди, понявшие, что огонь греет, огонь – страшная сила.
Официальной датой приручения огня считается полтора миллиона лет назад. Именно столько времени человек пользуется возможностями, данными стихией. Теперь без обжигающего пламени не выковать предметы обихода, не приготовить пищу. Для древних огонь был единственным спасением от холода, голода и смерти. Так как именно зажженные ветки отгоняли диких зверей и делали пищу вкуснее. Это не значит, что люди сразу поняли предназначение огня, поначалу они также пугались и убегали прочь, когда дерево загоралось от удара молнии.

Причины, по которым человек подчинил себе стихию

Над тем, как наши потомки догадались использовать огонь, можно долго спорить и размышлять. Но единственное ясно сразу – человек не подошел бы к огню, если бы не умел мыслить, как человек, а руководствовался лишь одними инстинктами, как у животных. Человек знал, что острый булыжник можно использовать в качестве орудия труда, палку – оружия и материала для построения жилища, шкуры – одежды, так и с огнем. Поэтому первой причиной, по которой произошло приручение огня – человеческий разум. Способность человеческих особей адаптироваться к условиям жизни и использовать каждую возможность выжить – основные факторы, давшие пищу новому открытию.
Мы не можем с точностью сказать, что человек разумный сразу смог понять назначение и природу пламени, да, быть может, этого и не случилось бы, если бы не было такого верования, как анемизм. Анемизм – вера, сохранившаяся лишь в племенах и многомиллионной историей, она подразумевает веру в одушевленность каждого предмета, особенно верили в природу и ее душу. Именно поэтому, вероятно, сначала древние люди поклонялись огню, как и всему вокруг, боялись его жарких языков, думали, что это божество, способное согреть или убить. Только потом вожди начали понемногу привыкать в огню, и в их древнем мозгу закралась мысль: «А что, если души у природы нет?». После первых попыток приручить огонь могло пройти большое количество времени, но спустя десятилетия племена начали ощущать себя равными природе, перестали обожествлять ее. Следовательно, второй причиной можно назвать древнейшие верования и прозрение человека.

Роль пламени в жизни первобытного человека

Как догадываются историки, поначалу человек начал использовать небесный огонь, то есть получившийся, в результате природных явлений. Об этом могут свидетельствовать многочисленные мифы и легенды. Например, в античных мифах мы видим, как важен для богов-олимпийцев был Зевс, а Зевс – бог-громовержец, значит, уже в более поздних цивилизациях сохранилась и даже облеклась в новую форму идея одушевленной стихии. Наличие бога Агни у индусов, Перуна у славян тоже говорит нам о том, что идею силы огня люди несли из глубокой древности.
После того, как человек познакомился с огнем, ему не стало равных, он мог легко испугать дикого животного, помочь в охоте и сберечь все племя. Наверное, после этого огню стали еще больше поклоняться огню, как помощнику и защитнику. Где же брать огонь, ведь даже в древнейшие эры не каждый день гроза била в дерево. Для этого были целые вулканические системы. Люди могли просто дотронуться палочкой до лавы и вот – факел готов. А, насколько известно, вулканы в то время были на земле на каждом шагу, поэтому проблем с огнем не будет.
Другими источниками пламени для древних людей могли служить лесные или степные пожары, однако при этом сгорали целые массивы, сжигались плодовые деревья, дающие пищу людям, но даже тогда люди не боялись огня. Все они сбрасывали на то, что бог Огня сердится на них и таким способом их учит.
Огонь не только давал людям тепло, уют, пищу и свет, он мог еще и объединить народ. Его приручение стало еще одной причиной объединения разных племен и прекращение постоянных разногласий и битв. Самым простым способом добычи огня была его передача из рук в руки. Пускай люди не сразу поняли, как можно добывать пламя, но сразу в их голове составилась логическая цепочка: если горящее дерево упало на другое, а то, в свою очередь, сбросило ветви на траву и она загорелась, следовательно, огонь может передаваться, достаточно лишь коснуться его языков хорошо горящим предметом.
Необходимость в огне толкала нескольких человек собраться вместе и отправиться на поиски, что позволяло им «сдружиться» и объединять целые народы.
Таким образом, приручение пламени осуществлялось по разным причинам, они могли зависеть от месторасположения племени, вождей и т.д. На сегодняшний день многие исследователи считают, что приручение огня – одно из важнейших открытий человечества.

ЗАВОЕВАНИЕ ОГНЯ
На опушке подожженного молниеи леса древний человек когда-то подобрал горящую ветку. Отнёс её подальше, положил на землю, стал кормить огонь сухими листьями, травой, хворостом, радуясь аппетиту и силе пылающего костра. Так, наверное, впервые появился у человека свой собственный, ручной, огонь.
Огонь разгонял тьму - и вместе с нею страх. Огня боялись самые грозные звери. Человек взял себе в друзья огонь - и сразу стал сильнее льва и тигра.
Огонь согревал человека, давал ему тепло.
Бродили люди с места на место, охотились, собирали плоды, съедобные травы, вкусные корешки. Съедят всё поблизости от костра, дичь распугают - пора перебираться. А огонь? И его с собой брали. В корзиночках, выложенных глиной или плоскими камнями. Подкладывали в них мох и палочки, берегли пламя от дождя и ветра, заботились об огне, как о живом существе.
Но как бы бережно ни хранили люди огонь, за него всё время приходилось бояться - вдруг да потухнет. И так было
до тех пор, пока не сделали самое, может быть, великое из изобретений - пока не придумали, как огонь получать.
Потри сильно руку об руку - ладоням станет тепло. Если одну палочку потереть о другую - обе нагреются. Когда палочки трут друг о друга долго, сильно и умело - они могут загореться.
Придумали люди «огненное сверло» - острой палочкой сверлят дощечку до тех пор, пока от трения не вспыхнет древесная пыль. Не было, не было огня - а вот он перед нами!
Позже узнали, что огонь можно добыть и из твёрдого камня - кремня. Стукнешь кремнем о кремень - искры огнём посыплются. Ещё лучше, если вместо второго кремня взять железо. (До сих пор во многих зажигалках бьётся кремень о железо, рождая искру).
Огонь, который человек научился добывать, совсем своим, домашним, сделался.
Стали теперь костёр устраивать так, чтобы огню удобнее было и людям. Камнями обложили место для огня - вышел из простого костра очаг. А потом и настоящий дом, настоящее жилище люди для огня построили: закрыли огонь со всех сторон. Получилась печка. На печке еду готовить удобней, и дров меньше уходит, когда человеку своё жильё согреть надо.
Новую пищу для огня нашёл человек наших дней под землёй. Нефть, газ, каменный уголь и сланец горят в топках тепловых электростанций. Горят - и посылают на заводы, фабрики, в школы, больницы и в наши квартиры электрический ток. И тепло у нас в домах тоже потому, что воду в котельных согревают огнём.
Если бы огонь давал только свет и тепло, он всё равно был бы самым лучшим другом человека. Но огонь стал ещё и великим мастером.

ОГОНЬ-МАСТЕР
еловок заметил, что конец дубинки становится твёрже, если его подержать над огнём. И заострённый конец деревянного копья - тоже. Нужна лодка? Выжги лишнее из толстого древесного ствола, чтобы было куда сесть самому и положить сеть! У огня-мастера много профессий. Уже давно людям не нужно обжигать концы дубинок и копий, но дел огню всё прибавляется и прибавляется.
Вот только некоторые из них.

ПОВАР
Почти всё, что мы едим, приходится варить, жарить, печь... Огонь готовит нам пищу. И начал он этим заниматься сотни тысяч лет назад.
Кастрюль, сковородок, даже глиняных горшков тогда ещё не было. Люди выбили в большом камне углубление, налили туда воду, положили мясо, коренья и стали бросать в воду небольшие камешки, раскалённые на костре, - так сварили первый суп. Зарыли в золу завёрнутое в листья мясо - получилось первое жаркое. Нанизали на прутик кусочки мяса, подержали их над костром - так и сейчас делают шашлыки. Мясо коптили в дыму от костра, и после этого оно долго не портилось.
Человек кормил огонь - и огонь кормил человека.

ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ
Когда человек научился бросать в землю семена и ждать урожая, ему понадобились поля - участки земли, свободные от ненужных растений. Как убрать траву, кустарник, лес?
Вместе с первыми земледельцами на работу вышел огонь. Лес обычно сначала вырубали, устилая землю стволами и ветками. Ждали, когда это всё подсохнет, потом поджигали. Деревья сгорали - получалось поле. А зола была первым удобрением.
Сейчас огнём иногда борются с сорняками. Весной, когда сев ещё не начат, а сорняки пошли уже в рост, пускают на поле специальную машину, из которой бьют вниз струйки огня.

ВРАЧ
У многих народов древности гость, входя в дом, должен был перешагнуть через костёр. Потому что хозяева ве-рили: огонь прогоняет зло.
А ведь это и на самом деле так, если под злом понимать вредные микробы, крошечные существа, несущие болезни.
Почти все опасные микробы гибнут при высокой температуре. Человек стал меньше болеть, когда начал варить и жарить пищу. Сейчас на пакетах с молоком печатают: «пастеризованное». Значит: прогретое так, что микробы в молоке погибли.
Когда узнали о вредных микробах, медики стали прокаливать на огне свои инструменты - стерилизовать их.
Много уже найдено лекарственных веществ, которые убивают микробов, но и сейчас ещё огонь часто заботится о нашем здоровье.

СТРОИТЕЛЬ
Глину смешали с песком, обожгли - так получился кирпич. И теперь много домов строят из кирпича, и в старину строили.
А вот камень - гранит, например. Его обжигать не надо - он и так твёрдый. Нужен ли для его добычи огонь?
Сейчас не нужен. У нас есть пилы из сверхтвёрдых сталей, есть мощные машины, есть взрывчатые вещества, чтобы раскалывать самые большие скалы. Но когда-то ничего этого не было. И тогда поступали так. На огромном камне, на скале, разводили большой костёр. Скала раскалялась. Потом на неё лили холодную воду Скала трескалась. В трещину вбивали деревянные клинья и откалывали камни таких размеров, что с ними уже можно было работать.
Каменотёсам теперь огонь не нужен. Зато нужен тем, кто делает бетон. А сейчас много домов строят из бетона. Главная часть бетона - цемент, серый порошок. Получают его, обжигая известняк и глину. Смешают цемент с водой, подержат на воздухе - он затвердеет. Станет твёрдым, как камень. Можно сказать, что кирпич обжигают снаружи, а бетон - изнутри.

СТЕКЛОДЕЛ
Стёкла в доме тоже вышли из огня.
...Когда-то путешественники в пустыне развели костёр, положив дрова на какие-то странные белые камни. Приготовили пищу, легли спать - а утром увидели на месте костра красивые куски никому не известного материала. В него превратился песок, спёк- витриж-
шийся с белыми камнями.
Камни те были из соды. Так, говорят, появилось первое стекло. Прозрачным оно стало не сразу, зато красивым было с самого начала. Делали из него бусы, потом посуду.
Сейчас и посуда из стекла, и очки, и телескопы, и приборы для химиков, и статуэтки, и аквариумы... А ведь всякое стекло проходит через огонь.

МЕТАЛЛУРГ
Медная ручка двери, бронзовая пуговица, алюминиевая кастрюля, стальной корпус автомобиля - словом, всё(или почти всё), что сделано из металлов, один, два, а то и три раза с огнём встречалось.
Металл из руды в жарких печах выплавляют - раз. Потом его снова в печи, уже в другие, кладут - чтобы сделать прочнее. Про сталь так и говорят, что её варят. Добавляют в жидкое железо или в чугун вещества, благодаря которым они становятся сталью. Но из стали ведь нужно ещё сделать балки для домов, детали машин, другие полезные вещи И металл нередко снова раскаляют или даже расплавляют, потому что горячий он лучше слушается человека, легче принимает нужную форму.
Крошечной кажется старинная кузница рядом с современными заводами. Но и на нынешнем заводе металл надо сделать послушным. Огонь подчиняет его человеку.

ХОЗЯИН ДОРОГ
Красивы парусные корабли, да быстрее ветра плавать не могут. Верно служит человеку лошадь, но за паровозом ей было уже не угнаться. Не мог человек путешествовать быстрее лошади на суше и ветра на море - не мог, пока не позвал с собой в дорогу огонь. Огонь нагревал воду в котле, превращал её в пар, пар вертел колёса, пар вёз по рельсам людей и грузы. Устарел теперь паровоз, но огонь не перестал нас возить по белу свету.
Мчатся по железным дорогам тепловозы, по шоссе катят автомобили, плывут по морям, рекам и озёрам теплоходы. И всем им нужны бензин, нефть, мазут или ещё какое-нибудь горючее. Горючее потому так и называется, что оно горит.
Вот к троллейбусу или электровозу огонь, может показаться, отношения не имеет. Но разве это так? Вы же знаете, что их движет электрический ток, который тоже часто с помощью огня получают на тепловых электростанциях.
И в воздух человека тоже огонь поднял. Первые воздушные шары наполняли нагретым воздухом - он легче холодного. Огонь заставляет вертеться пропеллер обычного самолета. Огонь вырывается из сопл реактивного самолёта. Без огня не взлетают космические ракеты...

ПРЕВРАЩЕНИЯ
Посмотрите - огонь всё время тем только и занимается, что делает из одних вещей другие, совсем на первые не похожие. Лежали на костре ветки - осталась зола. Песок и сода на огне стали стеклом. Скользкая мокрая глина зазвенела, превратившись в твёрдый фарфор. Из бурого камня - руды получился блестящий металл.
И пластинка на проигрывателе, и обыкновенная пуговица пластмассовая, и автомобильные шины - всё это тоже без огня бы не появилось. На что ни посмотри вокруг, всюду огонь хоть немного да поработал. Вот бумага: уж она-то, кажется, огня боится - именно как огня. Бояться боится, но без огня и самой бумаги бы не было. Делают её из измельчённого дерева, из крошечных волоконец, и массу этих волоконец непременно приходится нагревать. Бумагу варят, как и сталь, как и стекло.
Всюду, всюду работает огонь. Даже в холодильнике. Холодильник ведь электрический! Вспомните-ка, что мы говорили об электровозе и троллейбусе.
Но не всегда огонь - наш друг.
Висят всюду з городах объявления: в случае пожара звоните - 01. Смотрите, в милицию звонить - 02, в скорую помощь - 03. Пожарная охрана на первом месте. Хоть огонь и старый друг человека, а следить за ним надо. Дай огню волю - он и дома съест, и лес, и на месте степной травы только чёрный пепел оставит. Вот и не надо давать ему волю. Не для того наши предки огонь приручили, чтобы мы его снова диким на свободу выпускали.
На пожарных блестящие каски, у пожарных красные автомобили, длинные лестницы, насосы и шланги для воды - ведь чем сильнее друг-огонь, тем сильнее и огонь-враг. Чтоб воевать с ним, надо тоже быть сильным.
Как на бой, идут на пожар. На горящие леса парашютные десанты пожарников с самолётов прыгают. А учёные сейчас придумывают, как тучи к горящим лесам посылать, чтобы особенно сильные пожары тушить дождём.
В северной сказке говорится, что огонь всех на свете жадней и прожорливей. В сказке это сказано - да правда.
И всё-таки пользы от огня в тысячи раз больше, чем вреда.

СПАСИБО ОГНЮ
колько помнит себя человечество, оно всегда восхищалось огнём и понимало, чем ему обязано. Множество преданий оставили нам древние народы о героях, будто бы отнявших или укравших огонь у властных и жадных богов. Самая знаменитая из таких легенд - древнегреческое сказание о Прометее. Плохо, скудно, холодно, в вечном страхе жили люди без огня, - говорит это сказание. Всемогущий Зевс, повелитель громов и молний, не хотел дать им огонь. Он боялся, что люди станут слишком сильными, перестанут чтить богов и слушаться их. Но Прометею стало жалко людей. Он похитил огонь у Зевса. За это Зевс обрёк его на вечные муки.
Так говорит греческое сказание. На самом деле наши предки сами огонь добыли, сами научились им управлять. Сами сделали его за многие тысячи лет мастером на все руки.
И стал огонь для нас не только другом и помощником. Его живое пламя - символ жизни и борьбы. Горящий факел - символ победоносного знания. Мы говорим о борцах за счастье человечества: в их сердцах горит огонь любви к людям. Костёр горит на пионерском значке. И на могилах героев мы зажигаем вечный огонь - символ памяти, знак неразрывной связи между прошлым, настоящим и будущим.

|||||||||||||||||||||||||||||||||
Распознавание текста книги с изображений (OCR) - творческая студия БК-МТГК.