Изображение нимба на иконах. Значение слова «нимб. Цвет и форма

Считается, что нимб может иметь различную форму и цветовую гамму. Чаще всего на иконах и картинах с ликом святых нимб имеет округлую форму, хотя встречаются нимбы треугольные, пятиконечные.

На некоторых изображениях Христа его нимб имеет вписанный внутри него крест, крещатым, такой тип написания нимба встречается на символических изображениях.

Знак величия

Нимб на изображениях святых стал известным атрибутом еще во времена античности, позднее получил широкое распространение в христианском . Исламское искусство тоже употребляет изображение нимба в различных миниатюрах, но в них он может принадлежать не только святым, но и обычным людям. В Византии было принято изображать с нимбом царских .

В привычном значении слово «нимб» появилось в русском языке еще в 19 веке и было заимствованно из немецкого. До этого на изображениях его было принято называть «окружком», производным от слова «круг». В то же время появилось и еще одно название – «венец», оно было ближе к католическому видению этого атрибута, который действительно, словно венчал голову.

Возникновения нимба

Версий о происхождении нимба довольно много, но вероятнее всего, его появление связано с верованиями , которые считали, что боги, появляясь в человеческом облике, испускают сияние, все их тело освещено сиянием от эфира. Сначала это усвоилось людьми при помощи литературных описаний, а после нашло отражение и скульптуре.

В то время было сложно изобразить на картине человека полностью окруженного священным сиянием, от того художники стали обозначать его условно, окружая им лишь пространство возле головы. Позднее изображение подобного сияния было заимствованно другими культурами, а также религиозными христианами. В нимб приобрел принадлежности изображенного к числу святых.

Нимб в религиях

В буддизме также присутствуют подобные изображения, зачастую они означают силу духа, власть духовную, отличную от власти светской. В буддизме изображенные нимбы могут иметь голубой или желтый цвет, а также радужную расцветку. Нимб Будды изображается красным.

(от лат. «nimbus» – «облако», «сияние») – сияние, изображаемое на иконах вокруг главы и символизирующее присутствие Божественной благодати и обожение подвижника. У Богочеловека Иисуса Христа нимб изображает Божественную славу (благодать), изначально присущую Иисусу Христу по Его Божественной природе.

Христианский нимб имеет предысторию уже в Ветхом Завете. Например, когда Моисей сошел с Синая со скрижалями, то «лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34:29). В Новом Завете, например, встречается описание лика первомученика Стефана , подобного ангельскому лику. Нимб символически отображает тайну Божественного присутствия в праведном человеке. Он свидетельствует о присутствии Божественной , преображающей личность святого, удостоверяющей его причастность , которое не приходит внешним образом, а пребывает внутри человеческой души. Нимб символически передает тайну благодатного , которому становится сопричастен человек по мере прохождения духовного подвига и соединения с Богом.

В православной живописи существует несколько типов нимба. Наиболее часто – и чаще всего в самых выдающихся памятниках, особенно монументального искусства – с темной обводкой его золотой части. Эта обводка бывала разная, но преимущественно – в виде одной жирной линии или двух тонких, параллельных; иногда они просто графья. И в том и в другом случае проводилась узкая полоска – светлая обводка – с внешнего края нимба, шириной, примерно, с темную, белого, но часто и того же цвета, что и внутренняя часть нимба. Такая иконография – самая распространенная, и нам представляется самой верной в параканоническом отношении. О чем и говорит ее содержание. Обратим внимание сначала на темную обводку. Поскольку ее присутствие в подавляющем количестве памятников обязательно, постольку напрашивается вывод, о некой ограничительной функции обводки: она нечто вроде “рамы” для света, идущего от святого. Речь здесь, разумеется, о духовном свете – о Свете, который по Дионисию Ареопагиту , “происходит от блага и является образом благости”.

Из современных авторов о свете интересно размышляет архимандрит Рафаил (Карелин) . В своем слове на Преображение Господне он уточняет: “Православная церковь учит, что есть три вида света.

Первый вид – чувственный. Сотворенный свет, свет физических энергий, поддающийся измерениям и характеристикам.

Второй – интеллектуальный, присущий человеку, душевный, также сотворенный свет. Это свет суждений и представлений, свет воображения и фантазий. Свет поэтов и художников, ученых и философов. Душевным светом обычно восхищается полуязыческий мир. Этот свет может быть интенсивным и ярким, вводить человека в состояние интеллектуального экстаза. Но душевный свет принадлежит земле. Духовные сферы для него недоступны.

Третий вид света – несотворенный, Божественный, откровение Божественной Красоты на земле и явление вечности во времени. Этот свет сиял в пустынях Египта и Палестины, в пещерах Гареджи и Бетлеми (древние грузинские обители), он воплощен в словах Священного Писания, в церковной литургии и православных иконах”

Нимб в православной иконе, оставаясь символом святости, является и формой, раскрывающей Божественную природу сверхсвета. “Слава Тебе, показавшему нам свет !” – восклицает священник в последней части утрени. Святой в христианстве и выступает прямым свидетелем истины, понимаемой именно как свет. Но здесь значение нимба, конечно же, не ограничивается сказанным. Светлая обводка с внешнего края нимба есть своеобразная оппозиция темной: если последняя – Сокровенная оболочка, выполняющая скрывающую функцию (она есть богословие апофатическое), то первая – ключ, Откровение, возможность для молящегося увидеть Свет еще на земле; она играет в данном случае роль раскрывающей функции (катафатическое богословие). Отсюда и белый цвет обводки, то есть символически единосущный золоту, но разный субстанционально.

Но и этим сказано не все. Необходимы уточнения. Золото само по себе не испускает света, а лишь отражает его от реального источника; так и свет святого по природе принадлежит не лично ему, а Богу, и светится во святых, как солнце в золоте; “праведники воссияют как солнце”, по слову Евангелия (Мф. 13:43), “ибо они станут по благодати тем, что Бог есть по природе” пишет В.Н. Лосский, то есть речь идет о благе данном, дарованном – “благо + дати”, – а не о какой-то “самовспышке”, “самовозгорании” света в человеке.

Подвиг святости и есть добровольный отказ от самости, борьба с ней. Когда преп. Серафим Саровский просиял этим светом благодати перед Н.А. Мотовиловым , о чем он молился накануне? – “Господи! Удостой его ясно и телесно глазами видеть, то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей!”

Азбука Веры

||| ???
? Гало / Ореол / Мандорла / Сияние /
Лат.: облако.
Символ ауры, озаряющей, окружающей сверхчеловеческие личности и в первую очередь голову. Зона света, представленная обычно в виде круга, квадрата или треугольника. Эманация центральной духовной энергии, души. Окружает голову, а иногда всю фигуру божественных или святых персон, указывая на их величие.
Первоначально олицетворял силу Солнца и солнечный диск, - атрибут богов Солнца.
Божественное сияние; сила огня и энергии божества; сияние, исходящее от святости; духовная энергия и сила света; "круг славы" гения; доблесть; излучение жизненной силы (мудрости), идущей от головы; трансцендентный свет знаний.
Одновременно (в восточной иконографии) означает идентификацию с солнечным божеством, могущество и принадлежность к власти либо - духовную силу, в отличие от светской (корона).
Иногда употребляется как атрибут Феникса - символа солярной силы и бессмертия.
Нимб обычно золотой в христианском искусстве, красный в индийском и голубой у античных богов.
Может быть радужным.
Форма:
Круглый нимб (собственно гало):
o Близок к символике круга;
o В искусстве Византии - знак умерших, заслуживших примерной жизнью на земле милость небес;
o Нимб Девы Марии всегда круглый и часто изысканно украшен;
o Нимбы святых или других божественных персон обычно без орнаментов;
o Крестообразный нимб (крест внутри круга), - специфический символ Христа (Искупления и Распятия).
Ореол в форме эллипса символизирует духовный свет.
Квадратный (иногда шестиугольный):
o Указывает на живущего святого или отличает от святых обычных людей, например, жертвователей.
o Может символизировать цельность главы божества: три стороны - Троица, четвертая - глава как целое.
Треугольник:
o Три луча означают Триединого Бога или Святую Троицу.
o Треугольный нимб или ромб означает Бога Отца (см. выше о квадратом нимбе).
Многоугольные нимбы:
o Используются для изображений персон, символизирующих добродетели, или других аллегорических фигур.
o Шестиугольное гало указывает на большие достоинства или аллегорический характер изображения.
Двойной нимб, гало или лучи олицетворяют двойной аспект божества.
Буддизм
Красное гало Будды - показатель динамичной солярной активности.
Античность
В азиатском и позднеантичном искусстве эллинизма это - излюбленное средство передачи божественности, величия царей и обожествленных римских императоров на монетах.
Голубой нимб - атрибут Зевса и Юпитера (как бога Неба), Феба и Аполлона, Дионис и Вакх.
Индуизм
Шива с ободом пламени символизирует космос.
Митраизм
Указывает на свет Солнца и Митру как бога Солнца.
Психология
Солнечный венец.
Персия
В представлении персов символизировал могущество Ахура-Мазды. Золотой круг - разновидность солнечной короны - близок символике золота, иероглифу совершенного человека и его психической силы.
Христианство
Заимствован у языческих изображений богов солнца или правителей, особенно из иконографии митраизма, вытесненного христианством в Римской империи. В римских катакомбах Каликста появляется со 2 в. как увенчание головы Христа, позднее этим способом выделяются также Мария и ангелы. Не изображался широко до IV в., когда становится символом четырех евангелистов.
Означает святость; святого; Божественное происхождение и святость Троицы, Святого Семейства, ангелов.
Обычно используют стилизованные нимбы в виде сияющего обруча или круга.
Крестчатый нимб указывает на Христа.
В византийском искусстве Сатану иногда изображали с гало, означающим излучение силы.
Иллюстрации
Крестовый нимб Вседержителя (Пантократора) в византийской церкви в???афни, ок. 1100 г.


Нимбы, или гало, окружающие головы святых, символизирует исходящий от них Свет Божий. Изображенная в центре мандорла, или vesica piscis, окружает все тело персонажа.

Черновые материалы
В религиозном искусстве зона света, расположенная вокруг головы божественной или причисленной к лику святых личности. Иногда так изображались древние боги Индии и Китая. Он являлся атрибутом богов-солнце - Митры, Аполлона и Гелиоса (обычно в форме излучаемого света) и был принят в образах уже умерших римских императоров.
Ореол, по-видимому, появился в христианском искусстве около V века. Его использование поначалу ограничивалось тремя лицами Троицы и ангелами, но постепенно распространилось на апостолов, святых и других.
На Востоке нимб символизировал скорее силу, нежели святость, и по этой причине в византийском искусстве им нередко наделялся Сатана.
Нимб приобрел несколько очертаний.
Крестообразный нимб обычно является атрибутом Христа, хотя в некоторых изображениях Троицы он может быть у всех трех её лиц.
Треугольный нимб, символизирующий Троицу, принадлежит Богу-Отцу.
Квадратным нимбом наделяются живые (современные художнику) личности, такие, как папа, император и донаторы.
Богословские и основные добродетели и другие аллегорические фигуры имеют шестиугольные нимбы.
Известная круглая форма принадлежит главным образом Деве Марии, ангелам и святым.
В живописи позднего средневековья он изображался как плоская золотая пластинка, на которой (особенно в XIV веке) было начертано имя обладателя нимба. Художники раннего Возрождения свели это к простому кругу, который показывался в перспективе.
Но нимб вышел из употребления и в искусстве пост-Ренессанса использовался редко.
Термин "ореол" обозначает свечение, которое окружает всю фигуру, а не только голову. Это специфический атрибут божественности, и он остается только для Христа, особенно в Преображении -, и Девы Марии. По поводу стилизованного миндалевидного ореола см. Мандорла.
Нимб, сияние, гало или ореол - светящийся круг наподобие короны, которым древние наделяли своих божеств, а христиане - святых (8).
Визуальное выражение лучезарной сверхъестественной силы; или же, более упрощенно, интеллектуальной энергии в её мистическом аспекте. Подтверждением этому служит и тот факт, что античная традиция, как правило, приравнивала разум к свету.
Иногда ореол имеет сферическую форму; мусульмане, например, представляют рай в виде жемчужины и верят, что в раю праведники живут в жемчужинах, каждый со своей гурией. Ореол сравнивается с клеткой и, в особенности, со сферой как таковой (46).
Юргис Балтрушайтис в "Фантастическом Средневековье" собрал множество средневековых изображений существ, заключенных в прозрачные, очевидно, стеклянные сферы. В работах Иеронима Босха также часто встречаются подобные примеры. В этом случае ореол - просто визуальное выражение своего рода детерминизма, окутывающего каждого человека в его собственный образ жизни и его судьбу, как благоприятную и райски-счастливую, так и полную страданий и адских мук.
Изображение видимого лучистого сияния, используется в искусстве для обозначения людей с необыкновенной духовной силой или святых.
Ореолы бывают следующих форм:
гало - светящееся кольцо;
нимб - светящийся круг;
мандорла - стилизованный миндалевидный ореол.
Символизм ореола связан с сияющими божествами древнейших культов - Солнца и Огня.
Этимология слова "ореол" (произошло от латинского "aureola corona" - "золотая корона") показывает, что этот термин очень удачен для обозначения свечения в форме короны, сформированной из лучей света.
Ореол иногда окружает лишь голову, а иногда и всю фигуру.

Ореол - символ божественности, и следовательно, высшей силы.
Его использование предназначено для представления Бога: Отца, Сына и Святого Духа или для символов, служащих выражением ипостасей Троицы.
Кроме того, изображение ореола может распространяться на образы Пресвятой Девы.
Ореол состоит из поля света и величия, исходящего из всего тела.
В одних случаях ореол повторяет форму тела и, как бы обволакивая его, проявляется в виде световой оболочки. В других случаях ореол отделен от тела и представляет собой множество световых лучей, исходящих из некого центра. Иногда ореол заканчивается заостренными языками пламени или весь состоит из них. Он может быть оттенен цветами радуги.
В раннехристианской живописи ореолы были белыми, но в эпоху Возрождения, чтобы создать ощущение света, обычно использовалось золото.
Иногда можно увидеть голубой ореол, выражающий небесную славу.

ХРИСТИАНСТВО
Слава - сияющий свет, который объединяет в себе нимб вокруг головы и ореол вокруг тела. Она выражает самое высшее состояние божественности, и следовательно, является атрибутом Бога как Царя Небесного и Христа как Судьи.

Нимб (гало) в переводе с латинского означает «облако», «туча» (nimbus) и представляет собой ярко сияющий круг над головой. По форме он может быть разным: треугольным, круглым, шестиугольным. Но вот отличительной чертой изображений Иисуса Христа является круглый (крещатый) нимб, в который вписан крест.

Хотя изображения его чаще всего встречаются на христианских либо а также картинах, где есть святые, все же история его возникновения уходит своими корнями в древние времена. Рисованные нимбы, озаряющие головы людей, встречались на протяжении веков в различных культурах - древнегреческой, византийской, мусульманской, христианской. На Востоке светящийся ореол вокруг чела всегда символизировал награду за праведную жизнь и означал Просветление.

Нимб над головой: история происхождения

Имеется не одна, а несколько версий касательно того, как появился такой символ святости, как нимб. По версии некоторых ученых, его предварял греческий мениск - металлический кружок, который располагался вокруг голов статуй для того, чтобы защитить их от птиц и непогоды. Другие специалисты утверждают, что нимб вокруг головы возник как следствие традиции, согласно которой на спину героям помещался щит.

Наиболее благоразумной трактовкой все-таки считается греческая, основанная на мифологии. По древним сказаниям, нередко являлись людям в человеческом облике. От них исходил ясный ослепительный свет, относящийся к светозарному эфиру, надземной атмосфере, месту обитания богов. Отсюда следует, что свечение - это признак принадлежности к богам. Немного позже его стали удостаиваться и простые смертные, имевшие честь стать на один уровень с небесными представителями. Со временем божественное свечение немного сократили, и на изображения наносился только светящийся нимб над головой. Позже у греков этот символ святости был позаимствован христианами, египтянами, римлянами и буддистами.

Отличительные черты

У христиан ореол вокруг головы и сегодня является знамением Богоматери, ангелов и святых. Но на иконах он может быть изображен по-разному. К примеру, у лика нимб над головой имеет треугольную форму либо вид шестиконечной звезды. Также в образе голубя с треугольным ореолом может изображаться и Святой Дух. Что касается Спасителя Христа, то ему рисуют свечение, в которое вписан крест. Также у Иисуса может быть нимб, где вместо креста изображены три линии света или пучок лучей, исходящих по радиусу из центра диска.

Нимб Богородицы по форме круглый и украшен двенадцатью звездами, лучезарной короной или диадемой. Ангелы, мученики, апостолы и святые изображаются с круглыми золотыми ореолами вокруг головы. У патриархов и пророков обычно цвет свечения серебристый.

Между изображениями нимбов православной и католической иконописи существуют определенные различия. В христианской традиции божественный ореол рисуют вокруг всей головы, а у католиков над ней в форме круга.

Что символизируют нимбы над головой у святых?

Нимб, или считается признаком совершенного человека, подтверждением его особой психической силы. Чаще всего обращают внимание на ауру сверхличности в области головы. Эта зона света в квадрата или круга говорит об эманациях души, духовной энергии святых или божественных персон.

Первоначально светящийся ореол вокруг головы сравнивался с солнечным диском и считался проявлением силы Солнца, атрибутом его богов. В восточной иконографии так идентифицировались солнечные божества. Нимб над головой говорил о наделенной власти, могуществе или о духовной силе. В светской иконографии таким атрибутом являлась корона.

Светящийся ореол иногда выступал и в роли атрибута Феникса, являющегося символом бессмертия. На некоторых рисунках нимб есть и у сатаны, к примеру, в византийском искусстве. Этим давалось понять, что он также наделен могуществом.

Цветовое сопровождение и форма

Золотой нимб обычно представлял христианское искусство, у индусов он красный, у античных богов голубой. В отдельных случаях встречался радужный.

Круглый нимб (гало) в византийском искусстве являлся отличительным знаком умерших, которые при жизни отличались высокой нравственностью, и на них снизошла милость небес. Например, Дева Мария всегда изображается с круглым и нередко изысканно украшенным ореолом вокруг головы. У божественных персон и святых нимб аналогичен, но без орнаментов.

Крест внутри круга или крестообразный ореол - это специфический символ, характеризующий Искупление и Распятие Христа. А вот нимб в виде эллипса говорит о духовном свете.

Шестиугольное или квадратное гало указывает на святого среди живых или на обычного человека, но, к примеру, жертвователя. Здесь квадрат считается низшим и служит символом земли, круг же, в свою очередь, знак вечного бытия, небес. Квадратный нимб еще трактуется следующим образом: три его стороны - это Троица, а одна - целое, глава.

Треугольный ореол - это знак Святой Троицы, или Триединого Бога. Гало, имеющее форму треугольника или ромба, изображается на иконах Бога Отца.

Многоугольные нимбы всегда использовались для изображения персон, прославившихся своей добродетелью, либо иных аллегоричных фигур. Шестиугольное гало говорило о больших достоинствах или, опять же, подчеркивало аллегорический характер иконописного рисунка. О двойном аспекте божества давал понять двойной нимб или лучи.

Чем отличаются нимбы у разных религий?

Очень познавательно и интересно узнать, что означают нимбы над головой у святых разных религиозных конфессий. У Будды, например, гало красное и показывает динамичность солярной активности. В индуизме Шива имеет обод пламени, символизирующий Космос. У персов светящийся ореол говорил о могуществе Ахура-Мазды. В античном и азиатском искусстве гало было излюбленным средством передачи величия царей, правителей и обожествленных на денежных монетах римских императоров. В митраизме нимб - это указатель на свет Солнца, а также Митру как его бога. Психология дает обозначение ореолу вокруг головы следующее: это солнечный венец.

Нимб в христианстве

Считается, что в христианство гало пришло из иконографии митраизма, которое изначально было им же вытеснено из Римской империи. Его позаимствовали у изображений правителей и языческих богов Солнца. Бытует мнение, что нимб на голове у святых впервые появился в римских катакомбах Каликста во II веке. Им увенчивали голову Христа, далее тем же способом идентифицировали особый божественный статус Марии и ангелов.

Это частый вопрос, который интересует людей. Нимб (сияние, или гало) (nimbus) с латинского переводится как «облако» или «туча». Нимб – значение слова «ореол святости» – обозначает особое сияние вокруг головы или всего тела (в том числе и духовного) у Бога, святых и Ангелов. Благодаря ореолу в искусстве и иконографии становится возможным выделение на фоне остальных участников композиции святых, представителей мира Ангелов, Пресвятой Богородицы, Троицы.

Форма нимба над головой у святых, Ангелов, Бога может быть разной:

  • треугольной,
  • круглой,
  • шестиугольной.

Треугольная форма ореола с вершиной наверху характерна для икон Бога Отца. Отличительной чертой икон второй ипостаси Троицы Господа Иисуса Христа является круглый позолоченный нимб, в который вписаны 3 луча от креста. Традиция таким образом передавать святость Спасителя (или Бога Слова) и передавать Его подвиг распятия на Кресте характерна для православных изображений. В католических иконах вокруг духовных фигур художники просто означают свет, сияние.

История появления

История появления нимба уходит своими корнями в древнейшие времена.

Ореолы над головой у Ангелов и святых, изображенные иконографами, означают факт их святости и встречаются в различных культурах на протяжении многих веков:

  • древнегреческой,
  • мусульманской,
  • византийской,
  • христианской.

В восточных культурах светящийся нимб вокруг головы или лба всегда выражал награду от Всевышнего за праведную жизнь. Он показывал, что указанный человек уже достиг просветления.

Нимб для защиты статуй

Есть сразу несколько вариантов в отношении того, как возник такой показатель святости, как нимб. Согласно версии некоторых исследователей, ещё в Древней Греции на статуях применялся специальный мениск – металлический плоский кружок, располагавшийся вокруг них с целью защиты от погодных неблагоприятных условий и птиц .

Щит победителя

Прочие специалисты считают, что изображение ореола вокруг головы возникло вследствие традиции, согласно которой к спине различных героев помещали щит. Именно он и возвышался над головой.

Более правдоподобной и обусловленой трактовкой появления нимба все-таки является греческая. С одной стороны она более разумна, с другой – имеет под собой мифологическую основу.

Согласно древним греко-римским сказаниям, боги с Олимпа возникали перед людьми в образе человека. Отличались при этом от людей ослепительным и ясным светом нематериального происхождения, который осмыслялся как:

  • светозарный эфир;
  • неземная атмосфера;
  • пространство обитания богов.

Иначе говоря, такое свечение – это показатель принадлежности к божественной и человеческой природе.

Позже у греков данная традиция изображения святости была заимствована христианами и буддистами. К нему же обращались также египтяне и римляне.

С приходом в мир Спасителя такое свечение стало доступно и для простых смертных, Его последователей, удостоившиеся чести стать подобными небесным представителям. С течением времени традицию передачи изображения нимба было сокращено до ореола вокруг головы.

В современном православии ореол вокруг головы Святой Троицы , Пресвятой Богородицы , Ангелов и святых может быть показан по-разному. Как уже упоминалось, у лика Господа Вседержителя ореол над головой может быть треугольной формы, а также в виде шестиконечной звезды.

Вторая ипостась Божия – Спаситель Иисус Христос – имеет свечение, в которое вписан крест. Как вариант, в нимб Спаса могут быть вписаны три линии света. Иногда в ореол вписывают пучок лучей, которые исходят из центра диска по его радиусу.

Третья ипостась Божия – Дух Святой – изображается в виде голубя с треугольным ореолом.

Также ореолы Господа и Божией Матери, как правило, имеют золотистый цвет, показывают золотое сияние, что имеет значение духовного светила, нематериального солнца. Как и само слово «нимб».

Свечение у Девы Марии по форме всегда круглое. Бывает украшен звездами (как правило, двенадцатью), лучезарной короной, диадемой, что указывает на Ее, если так можно сказать, статус Царицы Небесной.

Святые Ангелы, а также святые люди разных чинов и видов святости ( , преподобные, праведные, мученики, исповедники, святители, блаженные и т. д.), вне зависимости от своего чина, имеют изображение нимба с шаровидными золотистыми косами вокруг головы. Случается, что у патриархов и пророков оттенки свечения бывают серебристыми.

Существуют некоторые различия между изображениями нимбов в католической и . В православной традиции ореол святости показывают вокруг головы полностью закрашенным, католики изображают просто легким кругом над ней.

Нимб, своего рода нематериальная солнечная корона, является показателем человека, совершенного в любви, на которого спустился .

Раньше светящийся ореол вокруг головы ассоциировался с солнечным кругом и осмыслялся проявлением силы Солнца.

В иконографии на Востоке таким образом показывались солнечные божества. Ореол над областью головы свидетельствовал о том, что изображающийся наделен власти, о могуществе и незаурядной силе духа.

Аналогом нимба в светской иконографии являлась корона.

Также светящийся ореол был в прошлом атрибутом Феникса и символизировал бессмертие.

Цвет и форма

Золотой нимб всегда был представлен в христианском искусстве.

Индусы используют красный свет. Античные боги имеют голубое свечение. В отдельных ситуациях встречался даже радужный.

Гало (круглый ореол) в Византии всегда был отличительным знаком ушедших в мир иной, которые при своей земной жизни были образцом высокой нравственности и снискали милость Небес.

Пресвятая Дева Мария всегда имеет изображение с круглым и часто изысканным ореолом вокруг головы.

У Ангелов и святых гало такое же, но всегда без каких-либо украшающих орнаментов. Крест внутри нимба или, как вариант, крестообразный ореол – это особенный, специальный символ, характерный только для Спасителя. Он показывает Искупление и Распятие Христа.

Ореол в виде овала говорит о духовном свете.


Квадратный нимб или шестиугольный может быть показателем святого человека или представителя Небесного мира среди живых. Также квадратный нимб может указывать на обычного человека, но творящего какие-либо дело, спасительно для его души и окружающих, к примеру, приносящего жертву.

Квадратный нимб иногда осмысливается как изображение чего-то низшего, через него передают символом земли.

Квадратный нимб также трактуется таким образом: три его угла – это Троица, а оставшаяся говорит о Ее единстве.

Круглый ореол – напротив, показатель вечного бытия.

Треугольный – это указатель Святой Троицы, Ее Триединства. Единства трех Ее личностей в совершенной любви (кстати, именно поэтому христиане не многобожники: Отец Сын и Святой Дух пребывает во всесовершенной, бесконечно соединяющей Любви и даже пишется без знаков препинания, показывая Одного Бога).

Гало в форме треугольника бывает только на иконах Бога Отца.

Многогранники характерны для людей и Ангелов, которые прославились особой добродетелью и подвигом.