Изгой-заучка, выскочка или гений? Начало истории Илона Маска, «придумавшего» SpaceX и Tesla. Илон Маск — биография и причины успеха Элан макс биография

  • Zip2 и PayPal
  • Tesla Motors
  • SolarCity
  • SpaceX
  • Hyperloop

Компьютерная отрасль дала путевку в жизнь десяткам харизматичных личностей, сумевших создать нечто революционное и заработать на этом невероятное количество денег. Если бы существовал рейтинг таких людей, то первый номер принадлежал бы Биллу Гейтсу , второй - Стиву Джобсу . А вот третьего места, несмотря на большое количество претендентов, больше всего заслуживает малоизвестный в наших широтах предприниматель-миллиардер Элон Маск. Почему? Потому что деньги, заработанные на компьютерных технологиях, он вложил в проекты, способные изменить наш мир сильнее, чем его изменили майкрософты с айфонами вместе взятые.

Forbes оценивает состояние Маска в $2,4 миллиарда. Маск не только бизнесмен, но и инженер: он лично участвует в проектировании дизайна электромобилей и космических кораблей. В свободное от работы время он ездит на дорогих машинах, женится на сексуальных британских актрисах и становится прототипом для героя Роберта Дауни-младшего в «Железном человеке». По всем параметрам Маск скорее напоминает персонажа комиксов, нежели реального человека.

Тем не менее за медийным образом супергероя скрывается один из самых успешных серийных бизнесменов мира. Маск стал вторым предпринимателем в истории Кремниевой долины, которому удалось основать три компании стоимостью больше $1 млрд. – PayPal, SpaceX и Tesla (первым был Джим Кларк). Более того, в эпоху, когда «лучшие умы человечества придумывают, как заставить людей кликать на рекламу», Маск посвятил себя космосу и альтернативной энергетике. Он играет по каким-то другим правилам и делает это крайне успешно. Как у него это получается?

История Успеха, Биография Элона Маска

Элон Маск родился 28 июня 1971 года в Южной Африке. Его семья была смешанной. Отец, южноафриканец, был инженером. А мать, канадка, – диетологом. Детство Маска прошло в Южной Африке. В возрасте 10 лет у него появился первый компьютер. Элон сразу проявил интерес к программированию, которому обучался самостоятельно. В возрасте 12 лет он заработал $500, продав игру Blastar (шутер в духе Space Invaders), которую он сам спрограммировал.

Биографии выдающихся лиц, как правило, содержат эпизоды, в которых герой говорит себе: «Да, я это сделаю», что позже приводит его к ошеломительному успеху. В биографии Элона Маска таких эпизодов было как минимум два. Первое решение Маск принял еще в 17 лет. После окончания школы в Претории, он решил оставить дом и без поддержки родителей, эмигрировать из ЮАР в США. Но сразу в США Элон не попал.

В 1989 году он перебрался в Канаду, к родственникам его матери. Получив гражданство, Элон Маск отправляется в Монреаль, где на первых порах, соглашается на любую работу и почти год балансирует на грани нищеты. Вскоре он поступает в Королевский университет в Онтарио, где знакомится с будущей матерью пятерых своих сыновей (двойняшек и тройняшек) Жюстин. Там он проучился два года, после чего его мечта сбылась – в 1992 году Маск отправился в США.

В Америку он переехал, получив стипендию на обучение в университете Пенсильвании. На следующий год он получил степень бакалавра в области бизнеса, но решил задержаться в университете еще на один год для получения степени бакалавра в области физики.

Когда у Элона Маска началась подростковая депрессия, он начал активно поглощать философскую и религиозную литературу. Но самые ценные уроки, по его словам, он в итоге вынес из книги Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике». «Она научила меня, что самое сложное – это придумать правильные вопросы. Как только тебе это удалось, все остальное получается очень просто» , – рассказывает Маск журналу Businessweek. На эти размышления его навел эпизод, в котором гигантский суперкомпьютер после нескольких миллионов лет размышлений отвечает на «главный вопрос Жизни, Вселенной и Всего Остального» бессмысленным числом 42.

«Я пришел к выводу, что мы должны стремиться расширять пределы человеческого сознания, чтобы научиться задавать правильные вопросы» , – говорит Маск. Свой вопрос он придумал уже давно: «Когда я учился в колледже, я постоянно размышлял о том, что больше всего в будущем повлияет на судьбу человечества?» Маск решил, что это будут интернет, переход на возобновляемые источники энергии и переселение людей на другие планеты. Он решил попытаться внести свой вклад в каждое из этих направлений. Но сначала ему нужны были деньги.

Zip2 и PayPal

Второе, самое важное и судьбоносное решение в своей жизни Элон Маск принял летом 1995 года. Он как раз закончил обучение в университете Пенсильвании и поступил в аспирантуру Стенфордского университета для продолжения обучения в области прикладной физики и материаловедения. Однако всего через два дня бросил науку и вместо разработки конденсаторов вместе с братом Кимбалом, находясь в столице Кремниевой долины Пало-Альто, создал свою первую компьютерную компанию Zip2.

«Я работал с утра до ночи. Жил в том же складе, где снимал офис, а принимать душ ходил в раздевалки местного стадиона. Зато я сэкономил на аренде квартиры, и в первые два самых трудных года удержал компанию на плаву.»

На тот момент интернет переживал период бурного развития, однако еще никому не удавалось заработать тут серьезные деньги. Компания Маска смогла это сделать одной из первых: она создала платформу, с помощью которой газеты (в том числе и такие авторитетные, как New York Times) могли предлагать своим клиентам дополнительные коммерческие сервисы.

Через четыре года, в 1999-м, крупнейший в те годы поисковик AltaVista купил Zip2 за $307 млн. наличными и $34 млн. ценными бумагами. Эта сделка установила рекорд по продаже компании «за кеш». Часть вырученных денег ($20 млн.) Маск тут же спустил на люксовые покупки - спорткара McLaren F1 и частного самолета.

Маск начинает осваивать набирающие популярность электронные платежи, а его новым бизнесом на рубеже веков становится стартап X.com. В марте 2000 года X.com на паритетных началах сливается с компанией-конкурентом Confinity Питера Тиля и Макса Левчина, офис которой находится на той же улице в Пало-Альто. Так на свет появляется одна из ведущих платежных систем современности - PayPal. Это сейчас есть огромный выбор для оплаты в интернете, а тогда это была альтернатива оплате банковской картой.

Между командами двух стартапов поначалу возникают разногласия по стратегии и менеджменту, но на динамике развития компании это никак не сказывается. Маск участвует в разработке новой бизнес-модели, проводит удачную вирусную маркетинговую кампанию, аудитория сервиса стремительно растет, и в 2002 году все завершается логичной покупкой системы интернет-аукционом eBay за $1,5 млрд. Так у Элона Маска появилось достаточно средств (основатель X.com получил за свою долю $180 млн.) для других своих увлечений - космонавтики и альтернативных источников энергии. Можно сказать, что на этом он распрощался с интернетом!

«Я не хочу быть дедушкой, который не умеет проверять свою электронную почту. Но я вряд ли в будущем сделаю новый интернет-бизнес. Мне кажется, что мне следует направить свои усилия на создание вещей, которые позитивно могут сказаться на будущем человечества.»

Tesla Motors

Tesla Motors в 2003 году придумали инженеры-предприниматели Мартин Эберхард и Марк Тэппенинг. Компания с самого начала позиционировала себя как первого серийного производителя электромобилей, ее основатели мечтали избавить потребителей от привязки к сырьевой конъюнктуре - миссия вполне в духе Маска.

Разбогатевший на продаже PayPal бизнесмен появился в проекте в феврале 2004 года, возглавив раунд инвестиций в стартап с личным вкладом $70 млн. Он стал председателем совета директоров и на первых порах не брал на себя оперативного руководства компанией. Маск участвовал в проектировании дебютной модели спорткара Roadster, созданной на базе британского Lotus: лоббировал применение в конструкции кузова композитных материалов, разрабатывал модуль батарей и даже детали дизайна вроде передних фар. К 2006 году проект получил хорошую прессу, Маск стал лауреатом престижной экологической премии Global Green (награду ему вручал лично Михаил Горбачев), а в пул инвесторов Tesla вошли «отцы Google» Ларри Пейдж и Сергей Брин . Совокупная сумма привлеченных в проект средств перевалила за $100 млн.

Однако в 2007 году, когда был запланирован запуск конвейерного производства Roadster, в жизни Маска началась черная полоса. Просчеты менеджмента привели к тому, что отпускная стоимость электрокара оказалась практически вдвое выше изначально заложенной в проект - $92000. К тому же гендиректор компании Мартин Эберхард допустил стратегический просчет: его концепция трансмиссии для Tesla Roadster оказалась неэффективной, и выпуск машины пришлось отложить более чем на год.

В кризисной ситуации Элон Маска проявил необходимые на тот момент менеджерские качества: способность безжалостно выбрасывать за борт всех, кто по каким-то причинам мешает проекту. Маск без малейших сантиментов уволил Эберхарда и еще нескольких «отцов-основателей», а спустя какое-то время после этой зачистки сам стал у руля компании. Эберхард подал на него в суд, но дело было улажено во внесудебном порядке, причем настолько эффективно, что практически никакие подробности конфликта не просочились на публику.

На пороге кризиса Элон Маска продолжил энергично «резать косты»: сокращать сотрудников, требовать снижения цен от поставщиков, закрывать офисы и т.д. В итоге Roadster увидел свет в 2008 году с незначительным - менее чем на $20000 - повышением цены в чеке.

В самый сложный момент (параллельно бизнесмен начал громкий бракоразводный процесс с супругой Жюстин, которая не скупилась на критику в адрес отца пятерых своих сыновей в интервью СМИ и личном блоге - за недостаток внимания и домашнюю тиранию) Маск вложил в Tesla последние накопления в $20 млн. (он выручил средства на поглощении корпорацией Dell за $120 млн. разработчика софта Everdream, акционером которого являлся Маск), продал ради спасения проекта любимый McLaren F1 и все-таки уберег автопроизводителя от банкротства. Он даже давал заказчикам личные гарантии возврата средств в случае провала инициативы.

Вскоре дела пошли на лад, что особенно впечатляло на фоне стагнирующего традиционного автопрома. $50 млн. в Tesla инвестировал немецкий концерн Daimler, Минэнерго США санкционировало включение проекта в пул инновационных транспортных компаний - получателей льготного процентного займа. Tesla от государства перепало почти полмиллиарда долларов. Впоследствии скептики критиковали власти за решение поддержать компанию Маска, продукция которой до сих пор ориентирована исключительно на состоятельных покупателей.

Слово «электромобиль», зачастую вызывает ассоциации с чем-то медленным и неповоротливым, но в случае с Tesla Motors это не так. Ее машины быстры и похожи по внешнему виду на роскошные спорткары. Впрочем, в планах есть и создание более простых моделей. Специалисты Tesla Motors сотрудничают с компаниями Daimler и Toyota. Так называемые «гибриды», автомобили этих компаний, оборудованные как электромотором, так и двигателем внутреннего сгорания, используют технологии компании Элона Маска. В 2007 году вице-председатель General Motors Боб Лутц назвал Tesla главной причиной решения автогиганта начать разработку электромобиля Chevy Volt: «Если какой-то стартап из Кремниевой долины смог решить это уравнение, то никто больше не смеет мне говорить, что оно нерешаемо» .

«Tesla Motors названа в честь Николы Теслы, поскольку мы используем некоторые его изобретения. Этот парень совершенно точно достоин большего признания обществом. Однако, если честно, мне всегда больше нравился Томас Эдисон, потому что в отличие от Теслы он смог вывести свои изобретения на массовый рынок и сделать их доступными для всего человечества. Тесла в этом провалился.»

В 2010 году Tesla проводит первое с 1956 года автомобильное IPO в США, когда на биржу вышел Ford. Компания, несмотря на десятилетие убыточной работы, размещается на NASDAQ по верхней планке диапазона в $17 за акцию и привлекает более $225 млн. Лучшего времени для IPO, действительно, было не найти. Нефтяное пятно, которое по вине компании BP покрывает внушительную часть Мексиканского залива, продолжает расти, и поднять в это время вопрос о переходе на новые виды топлива кажется более чем логичным. Сегодня одна бумага Tesla стоит $147, а капитализация автопроизводителя приближается к $18 млрд.

Главным драйвером финансовых успехов Tesla стал люксовый седан Model S с зарядом батарей на 426 км, ярким дизайном и уникальными скоростными характеристиками (разгон до 96 км/ч за 3,9 с). Модель была запущена в серийное производство летом прошлого года по цене от $69900 и удостоилась оценки в 99 из 100 баллов в рейтинге Consumer Reports.

На презентации Model S Маск безапелляционно заявил, что через двадцать лет больше половины произведенных автомобилей будут полностью электрическими: «Я уверен, что так и будет. Готов поставить на это деньги» . Желающих заключить подобное пари найдется достаточно. Даже по самым оптимистичным подсчетам аналитиков, прогноз Маска никак не может сбыться. Но основателя и CEO Tesla это вряд ли смущает: приукрашивая реальность, он ее меняет.

Дело в том, что, по мнению Маска, мир стал слишком зависим от нефти. Эта зависимость привела к изменению климата и перманентной геополитической напряженности. Отказ от двигателей внутреннего сгорания в пользу электричества сможет изменить ситуацию. Поэтому для него Tesla Motors не просто бизнес.

Подогревать интерес к проекту Маск продолжил, устроив медиасражение с обозревателем The New York Times Джоном Бродером из-за критического тест-драйва Model S. Надо сказать, что все эти рекламные трюки принесли свои плоды. Так, за первое полугодие 2013 года электрокар продан в количестве 10500 экземпляров, и предложение до сих пор не поспевает за спросом.

На подходе - выпуск кроссовера Model X и бурное развитие сети станций подзарядки Supercharger. Tesla планирует покрыть «розетками» транспортные артерии с высоким трафиком по всей территории США, а в 2014 году начать и зарубежную экспансию.

SolarCity

Провайдер технологий SolarCity по формальным критериям не совсем проект Маска. В этот стартап он в 2003 году инвестировал $10 млн., вырученных от продажи PayPal. Основателями проекта являются кузены бизнесмена Линдон и Питер Райвы.

SolarCity устанавливает модульные частные солнечные электростанции мощностью в несколько киловатт - идеальное решение для домохозяйств и некрупных организаций. При этом компания не продает продукт, а отдает его клиентам в долгосрочный лизинг с горизонтом 20 лет. Покупатель платит не за саму станцию, а исключительно за энергию, которую та вырабатывает. Сделки финансируют сторонние кредиторы (к примеру, Google), которые за поддержку «зеленой» экономики получают налоговые льготы.

В мае-июне 2008 года были созданы фотоэлектрические установки для обеспечения электроэнергией серверов и офиса eBay, а также для компании British Motors. Также в 2008 году компания начала выпускать программное обеспечение, которое способствует более рациональному использованию электроэнергии в жилых домах, благодаря этому конечные потребители стали меньше платить за электроэнергию, а нагрузки на сети уменьшились.

Концепция SolarCity экономична, экологична и абсолютно совпадает с принципами Маска. Компания, в частности, строит батареи для станций подзарядки электрокаров Tesla. Проект уже состоит из нескольких десятков сервисных центров в США и пользуется ажиотажных спросом у энергопотребителей: в очередь за домашними солнечными станциями люди записываются за несколько месяцев.

Впрочем, лидерство в отрасли не спасает SolarCity от критики: солнечная электроэнергетика никогда не превратится в эффективную бизнес-модель, а в сегменте слишком высокая конкуренция, чтобы удерживать приемлемый потолок цен, рассуждают скептики. Тем не менее, с момента IPO в декабре 2012 года стоимость акций SolarCity подскочила с $8 до $38, а на майском пике достигала $52.

Маск остается основным акционером компании, капитализация которой приближается к $3 млрд. Именно его уверенность в перспективах проекта аналитики называют главным фактором феноменального рыночного успеха компании, до сих пор работающей в убыток ($23,9 млн. во втором квартале 2013 года). Если основатель SpaceX и Tesla делает ставку на технологию, значит у той есть действительно хорошие шансы, чтобы выстрелить, - такое явление на Уолл-стрит уже окрестили «эффектом Маска».

SpaceX

Элон Маск задумался о создании ракетостроительной компании еще на рубеже веков. Им завладела амбициозная мысль создать платформу для многократных путешествий человека на другие планеты. Ближайшей точкой должен стать Марс, решил изобретатель.

«Я был очарован перспективой колонизации Марса и стал учредителем проекта Mars Oasis. Цель – создать на этой планете автоматизированные парники, которые в перспективе могли бы стать инкубатором для самоподдерживающийся экосистемы. И все было хорошо, если бы не огромная цена доставки парников на Марс. Я даже попытался купить ракеты в России и провел переговоры с русскими чиновниками, но друзья объяснили: эта сделка попахивает таким криминалом, что в глазах спецслужб я рискую превратиться во второго бен Ладена. И я подумал: стоп, а почему бы мне не создать свою ракету?»

Как только позволили обстоятельства (eBay купил PayPal), бизнесмен в 2002 году основал Space Exploration Technologies Company, или просто SpaceX. В проект он вложил более $100 млн. Стоимость предложений на рынке - от $15 млн. за ракету в России до $65 млн. в США - предприниматель счел кратно завышенной.

По его подсчетам выходило, что совокупно все детали, необходимые для строительства космического носителя, стоили всего 2% от цены запуска в Штатах. Это возмутило Маска. Корень проблемы он видел в бюрократизации космической отрасли, низкой конкурентоспособности крупных корпораций и их лоббистских усилиях по недопущению на рынок новых игроков.

Маск был уверен, что издержки создания и запуска ракет можно сократить в десять раз. Но вначале ему потребовалось переформулировать цель космических полетов. Главной миссией SpaceX, уверяет Маск, является не доставка астронавтов и грузов на орбиту, а колонизация других планет. Если ты хочешь переселить часть человечества с Земли на какой-нибудь спутник Юпитера, ты, черт возьми, должен придумать способ, как сделать это экономно.

SpaceX начинает проектировать ракету Falcon 1. На разработку уходят четыре года и сотни миллионов долларов частных инвестиций (одним из первых проект Маска поддержал его бывший деловой партнер Питер Тиль, а Маск сохранил за собой две трети долей SpaceX). В итоге ракета и три вида жидкостных двигателей - Merlin, Kestrel и Draco - были созданы «с нуля» без всякого вмешательства государства. В 2006 году на SpaceX обратили внимание в NASA. Агентство сначала заключило с компанией несколько контрактов на тестовые пуски Falcon 1.

«Моя цель – создать не просто ракету, а надежную ракету и по доступной цене. Меня много раз предупреждали: если снижать затраты, то тем самым уменьшается и надежность. На мой взгляд, это в корне неверно. Вот спортивная «феррари» – это очень дорогой автомобиль, но скорее всего «феррари» сломается на первой же грунтовой дороге. И, напротив, самая дешевая «хонда» может надежно работать несколько лет, и вы будете уверены, что у нее не отвалится колесо в первой же канаве. То же с ракетами. Главное – не торопиться.»

Первые три пуска в 2006-2008 годах при этом получились провальными (третий и вовсе закончился казусом - прах исполнителя роли Скотти в культовом сай-фай сериале Star Trek Джеймса Дуана ракета вместо космоса «захоронила» в океанских глубинах). С четвертой попытки ракета стартует успешно - это обходится в $7 млн. С пятой - отправляет на орбиту малайзийский спутник. Впечатленное NASA заключает с SpaceX контракт на 12 миссий по отправке груза к МКС на $1,6 млрд.

«Мы используем те технологии, которые просто невозможно представить себе в арсенале государственных институтов. К примеру, наша компания нуждалась в теодолите, который используется для выравнивания ракеты, и вместо покупки нового я предложил поискать на eBay. Мы и нашли – прекрасный работающий теодолит, сэкономив около 25 тысяч долларов.»

Компания обновляет свой флагманский продукт, и модернизированная Falcon 9 сначала просто выводит на орбиту грузовик разработки SpaceX - Dragon, а 22 мая 2012 года первой в истории частного космоса отправляет корабль к МКС. В октябре Dragon успешно доставил на станцию полтонны полезного груза, а в перспективе должен вмещать экипажи из семи астронавтов. Общий пакет заказов от государственных и коммерческих структур на 50 запусков ракет SpaceX на сегодня составляет около $4 млрд., по консервативной оценке, стоимость компании составляет около $2,5 млрд.

Но Маск не спешит с IPO. Для него все достижения SpaceX - лишь подготовка к осуществлению главной мечты - экспедиции на Марс. До конца своей жизни миллиардер хочет стать пионером-колонизатором Красной планеты. Для этого в рамках SpaceX ведутся разработки проекта Mars Colonial Transporter (MCP). Инженеры Маска трудятся над инновационными ракетными двигателями и космическими кораблями для доставки людей с Земли на Марс (на базе Falcon может быть создана ракета Grasshoper, умеющая приземляться вертикально, а второе поколение Dragon технически уже способно добираться до Марса, уверяет Маск).

По мнению 42-летнего бизнесмена, через 10-20 лет фантастика может стать реальностью. «Я бы хотел умереть на Марсе. Только не разбившись о поверхность планеты» , - шутит миллиардер.

На примере Элона Маска можно проследить путь человека, воплотившего детские мечты, ведь многие люди в детстве хотели полететь в космос, и в скором времени это можно будет осуществить, ведь бизнес пришёл в космонавтику, а от этого выиграют очень многие, ведь космический туризм в скором времени станет реальностью, в том числе и благодаря Элону Маску.

«SpaceX хочет быть компанией, которая сможет поспособствовать переселению людей на другие планеты, поскольку, я думаю, это самая грандиозная цель, которая может стоять перед жизнью. И хотя никогда нельзя забывать о более приземленных вещах, очень полезно иметь такой своеобразный Святой Грааль, поиск которого становится долгосрочной целью и главным источником вдохновения.»

Маск - требовательный перфекционист и педант в технической сфере. Его образование в области физики помогает видеть объективные истины и отделять их от эмоциональных оценок и спекулятивных прогнозов. Он просто мыслит масштабно. Например, он задумывается о средстве общественного транспорта под названием «гиперпетля». Этот электрический сверхзвуковой аппарат должен доставлять людей из Лос Анжелеса в Сан Франциско (350 миль) за 30 минут.

Hyperloop

Планами создания «Петли» Маск впервые поделился с журналистами в сентябре 2012 года. Тогда он не привел технических спецификаций проекта, ограничившись туманным термином «пятый вид транспорта» (после железной дороги, авиации, автотранспорта и судоходства). «Это будет кое-что, что никогда не будет попадать в катастрофы, будет минимум вдвое быстрее самолета, будет питаться солнечной энергией и отправляться в путь не по расписанию, а ровно в тот момент, когда нужно вам» , говорил бизнесмен в интервью Bloomberg .

Со своими разработками Маск намеревался выйти напрямую на губернатора Калифорнии Джерри Брауна и президента США Барака Обаму. Hyperloop, по его мнению, должен стать альтернативой планам властей по прокладке между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом скоростной железнодорожной магистрали стоимостью под $70 млрд. (а с учетом издержек сумма может вырасти и до $100 млрд., уверен бизнесмен). «Они предлагают Калифорнии самый медленный поезд-экспресс с самым высоким показателем строительных затрат на милю пути. Это неправильные рекорды» , – негодовал предприниматель.

12 августа 2013 года «Петля» обзавелась 57-страничной презентацией концепта. Речь, как выяснилось, идет о замкнутой надземной магистрали в форме стальной трубы (точнее, двух параллельных труб, соединенных в конечных точках маршрута), внутри которой почти со скоростью звука в условиях пониженного давления (для уменьшения сопротивления воздуха) перемещается герметичная алюминиевая капсула на аэродинамической подушке. «Разгоняет» конструкцию электромагнитный импульс. Сама капсула пропускает воздух через полость в носовой части и выбрасывает через «сопла» на желобах нижней панели, образуя воздушную прослойку, - схожая технология применяется в поездах на магнитной подушке.

«Большая труба» будет состоять из 100-метровых отрезков, которые будут подняты на пилонах на высоту 20 метров (опоры необходимо строить на расстоянии 45-90 метров друг от друга). Потребности проекта в электроэнергии смогут на 100% удовлетворять солнечные батареи, размещенные вдоль всего маршрута. Как нельзя кстати пришлась синергия с другими проектами Маска: двигатели и электронную «начинку» капсулы могут унаследовать от Tesla Motors, в солнечной энергетике лучше всех понимают инженеры SolarCity, а SpaceX поделится с «Петлей» сплавами для производства транспорта, испытанными в космосе.

Внутри транспортного челнока смогут разместиться до 28 человек (если повысить бюджет проекта с $6 млрд. до $10 млрд., конструкция Hyperloop позволит перевозить по три автомобиля в одной капсуле). Расстояние между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом в 600 км «Петля» будет преодолевать за 35 минут в комфортных для человека условиях (как выражается Маск, «будет суперуютно и тихо, никакой турбулентности»). Стартовый толчок капсулы для пассажиров будет сравним с разгоном самолета по взлетной полосе. Около 70 челноков на линии смогут курсировать с минимальным интервалом в 30 секунд (безопасная дистанция между капсулами – примерно 8 км). Инвестиции должны окупиться за 20 лет при условии стоимости билета на инновационный транспорт $20 и перевозке за этот срок 7,4 млн. пассажиров в каждую сторону.

Первая «Петля» примерно повторит маршрут калифорнийской автомагистрали Interstate-5.

Маск обещает пассажирам беспрецедентный уровень безопасности. «Hyperloop не свалится с небес и не сойдет с рельсов» , - заверил изобретатель. Инженеры из команды проекта учли возможность экстренного торможения при разгерметизации капсулы и даже предложили мостостроительные антисейсмические решения в конструкции пилонов для нивелирования риска разрушения землетрясением.

Рациональным решением «Петля» станет для крупных городов, расположенных на расстоянии не более 1500 км друг от друга. Для дальних дистанций больше подходит авиация, верит изобретатель.

Маск предупредил: сам он пока не готов посвятить достаточное количество времени «Петле» (ему и так «чертовски тяжело» справляться одновременно с управлением SpaceX, Tesla и SpaceX), хотя в любом случае остается инвестором и согласен профинансировать создание прототипа. Все инженерные изыскания своей команды предприниматель на условиях open source разрешил довести до ума любым энтузиастам, гарантировав посильную поддержку. Если смельчаков-инвесторов в ближайшее время не найдется, через несколько лет к реализации проекта вернется Tesla. «Я не боюсь что-то потерять на Hyperloop в финансовом плане, просто было бы круто сделать новый вид транспорта» , - резюмировал миллиардер.

Технологически в «Петле» нет никаких прорывных решений: все компоненты изобретения уже эксплуатируются в других проектах, и это всерьез повышает шансы Hyperloop на «материализацию»: детище Маска выгодно отличается от многочисленных аналогов вроде «вакуумного» поезда RAND Corporation, вот уже несколько десятилетий ходящего в концептах.

«Я всегда первым делом думаю о том, являются ли наши знания о чем-то правдой. Может быть, есть какое-то другое объяснение? Я делал это с первых классов школы. Я всегда все оспаривал. Это доводило родителей до бешенства. Я никогда им не верил и всегда требовал отвечать на вопрос «почему?». Затем я пытался понять, имеет ли смысл их ответ.»

Главным препятствием на пути к истинным инновациям, по мнению Маска, является привычка людей мыслить аналогиями. В результате в большинстве случаев они просто пытаются сделать что-то лучше, вместо того чтобы создавать что-то новое. Маск думает принципиально иначе: «В физике есть понятие основополагающих принципов. Ты препарируешь реальность до ее фундаментальных оснований. И начинаешь выстраивать аргументацию оттуда. Это требует больших ментальных усилий» .

«Думать о компании во сне и наяву – семь дней в неделю и без перерывов. Всегда оставаться максимально сосредоточенным на создании восхитительных продуктов будущего. Это именно то, что нужно делать на старте.»

«Нужно быть готовым к тому, что компания может развалиться в любую минуту. Основать стартап – это как есть стекло и смотреть в бездну, так как предчувствие неудачи никогда вас не оставит.»

Маску всего сорок два года, и уходить на заслуженный отдых он не планирует. А в мире хватает задач, за которые стоило бы взяться человеку с миллиардом долларов в кармане, умеющему воплощать в реальность самые фантастические идеи.


Несколько деловых лидеров и миллиардер Элон Маск, создатель PayPal, Tesla и Space X, вкладывают большие деньги в амбициозные, беспрецедентные проекты на основе современных технологий и научных достижений. Ожидаемые с нетерпением продукты и услуги от проектов Tesla, SpaceX, Hyperloop и даже PayPal Galactic провозглашают начало новой эры экологической и скоростной транспортной системы, а также недорогих путешествий в космос для отдыха и бизнеса. Предлагаем познакомиться с самыми интригующими, восхитительными и даже пугающими проектами, инициированными Элоном Маском.

Элон Маск считается одним из самых богатых людей в мире, он часто доказывал неправоту многих исследователей относительно реальности рискованных проектов. Вместе с многообещающими компаниями Boeing, Ford и Lockheed Martin у него есть все шансы на осуществление своих проектов в будущем.


Если бы Элону Маску удалось, то мы бы уже путешествовали в капсулах на 30 человек по специальным трубам со скоростью 1223 км/ч. Путешествие в транспортной системе Hyperloop осуществляется по принципу авиаперелетов, но на основе воздушной подушки и с меньшей степенью турбулентности. Этот проект обойдется в 60 миллиардов долларов, и Маск планирует финансировать его самостоятельно.


Современные авиалайнеры несут ответственность за грандиозные загрязнения воздуха, за большие аэропорты, которым требуются взлетные полосы, а значит, происходит разрушение окружающей среды. Во время одной из телевизионных встреч с Элоном Маском и предпринимателями стало известно, что миллиардер интересуется способом создания реактивных самолетов нового поколения. Они будут летать на электричестве, вертикально взлетать и развивать сверхзвуковую скорость. Кроме этого, самолеты будут менее опасны для окружающей среды, а время полетов сократится.


В сотрудничестве с компанией Google Элон Маск решил полностью изменить представление о принципе управления автомобилем. В то время как Google разрабатывает автомобили без руля, Элон Маск успешно внедряет идею использования автопилотов в автомобилях. В отличие от лазерных сенсоров, предлагаемых Google, Маск верит, что оптические сенсоры, управляемые компьютером, будут более эффективными, чем система радаров.


Для того, чтобы осуществить проект Tesla относительно экологичных автомобилей, Маск хочет установить серию быстрозарядных станций для электрокаров, что позволит обеспечить беспрепятственную поездку от Лос-Анжелеса до Нью-Йорка – от побережья до побережья – без использования бензина. Установка каждой станции, которая гарантирует зарядку автомобиля всего за 30 минут, обойдется в 300 000 долларов. Они будут установлены в Колорадо, Иллинойсе, Техасе, Орегоне, а также в Ванкувере, Канада. Всего планируют установить 100 станций, и участники проекта бесплатно смогут заряжать аккумуляторы своих автомобилей.

6. Роботы-операторы заправок


Для того чтобы проекты от Tesla стали более совершенными, не только в отношении новых стандартов, применяемых для создания транспортных средств, но и в предоставлении сервиса, Маск решил создавать роботов-операторов заправок. Они будут ответственны за зарядку литий-ионных аккумуляторов от Tesla. Клиенты смогут приобретать услуги по зарядке аккумулятора 450 кг за цену обычной заправки бензином. Каждая автоматическая станция обойдется в 500 000 долларов, и первые уже установлены в Калифорнии.


Проект Элона Маска Grasshopper («Кузнечик») от компании SpaceX посвящен созданию усовершенствованных ракет и реактивных самолетов. Обычно, взлетая и приземляясь, ракеты теряют свои части, которые падают в океан. Ракета «Кузнечик» способна избегать потерь и всегда готова взлететь снова, что приводит к экономии средств. Она способна безопасно приземляться в вертикальном положении.


Для того чтобы осуществить все проекты, связанные с путешествиями в космос, необходимо построить не только сам корабль, но и космодром. Это позволит многим частным компаниям арендовать ракеты и реактивные самолеты для деловых миссий, для доставки людей и грузов. Маск и его команда уже выбрали место – Браунсвиль, Техас. Этот космодром станет альтернативой мысу Канаверал и Ванденбергу.


Один из источников состояния Маска система PayPal в сотрудничестве с Search for Extraterrestrial Intelligence решает проблему создания межгалактической валюты. Эта система официально адаптирует денежную систему Земли к использованию в космосе, что позволит компаниям и туристам совершать торговые сделки, используя свои домашние счета. Этой системой смогут воспользоваться инопланетяне для покупок сувениров и продуктов.


Компания PayPal Galactic планирует установить интернет связь Земли с Марсом или другой понравившейся туристам планетой. Уже запущено около 700 маленьких спутников на орбиту, что обеспечит всю Землю скоростным интернетом, включая самые бедные и удаленные уголки планеты.


Элон Маск хочет уйти из жизни на Марсе, поэтому он разрабатывает проект по колонизации планеты. Марсианская колония будет насчитывать 80 000 человек, которая начнется только с 10 добровольцев, устанавливающих инфраструктуру для тех, кто прибудет позже. И Маск не единственный, кто разрабатывает возможность путешествий в космосе, есть ещё

Взгляните на главные эпизоды биографии Илона Маска:

Илон Маск родился 28 июня 1971 года в городе Претория в ЮАР.

«Илон всегда был интровертом. Там где большинство людей пойдет на отличную вечеринку, Илон будет проводить скорее время в библиотеке за прочтением . Для него они и были развлечением. Как-то в возрасте 3-4 лет он задал вопрос: «Где начинается и заканчивается весь мир? «. Подобные вопросы дали мне понять, что он мыслит по-особенному», — в одном из интервью поделился воспоминаниями отец Илона Эррол Маск.


Мать Илона — Майе Маск — канадка по национальности, профессиональный и модель, лицо которой появлялось на упаковках хлопьев Special K и обложке журнала Time.


В 1979 году родители Эррол и Майе Маск развелись. 9-ти летний Илон и его младший брат Кимбал приняли решение остаться с отцом.


В 1983 году в возрасте 12 лет Илон продал компьютерному журналу свою первую написанную игру под названием «Blastar» за 500 долларов. Ту игру сам Маск считал тривиальной.


Школьные годы молодого исследователя были не самыми лучшими. В книге Эшли Вэнс «Илон Маск: Tesla, SpaceX и квест в фантастическое будущее» рассказывается история о том, как Маск был госпитализирован, когда группа задир в школе спустила его с лестницы и избила до потери сознания.


После школьного выпуска Илон вместе со своей матерью Майе, сестрой Тоска и братом Кимбалом переехали в . Следующие 2 года он провел обучаясь в Университете Квинс в городе Кингстон канадской провинции Онтарио.


Однако продолжать свое обучение Илон принялся в , где и получил степени по физике и экономике.


Во время обучения в Пенсильвании Илон со своим другом из университета Адео Ресси (Adeo Ressi) снимали 10-комнатный дом, который, порой, превращали в настоящий ночной клуб. Это был ранний предпринимательский эксперимент для обоих студентов.


После выпуска из университета Илон принял решение продолжить обучение для получение ученой степени PhD (кандидат наук) в , но в конечном итоге бросил эту затею и решил проверить свою удачу в начинающейся интернет-лихорадке. Об учебе в Стенфорде Илон Маск больше никогда не вспомнит.


Илон и его брат Кимбал (на фото ниже) взяли 28 000$ из бюджета своего отца для основания компании Zip2 — веб-стартапа, который предоставлял городские тревел-гиды таким газетам как New York Times и Chicago Tribune .


По словам Маска, пока компания Zip2 вставала на ноги, он буквально жил в офисе и принимал душ в местном отделении молодежной волонтерской организации YMCA . Все эти усилия будут щедро вознаграждены в момент, когда компания Compaq приобретёт Zip2 за $ 341 000 000 .


Фото: Noah Berger | REUTERS

Собственный бюджет Илона Маска после сделки составит 22 миллиона долларов, половину из которых в 1999 году молодой предприниматель потратит на основание очередной компании в области онлайн-банкинга — X.com . Через год проект сольется со стартапом Confinity, который к тому времени основал Питер Тиль. Это объединение создаст новую компанию, которую назовут PayPal .


Илон Маск был назначен на пост CEO новосозданной компании PayPal . Но спустя некоторое время внутри проекта возникнут серьезные ссоры: Илон настаивал на том, чтобы перевести сервера компании с бесплатной операционной системы Unix на продукт, с чем был не согласен главный технический директор PayPal Макс Левчин (на фото).


Фото: Getty | Drew Angerer

В 2000 году Маск взял свой первый за долгое время отпуск. Пока Илон находился , совет директоров PayPal принял решение уволить его и сделал новым CEO Питера Тиля.


«В этом и заключается проблема отпусков» , — в одном из своих интервью позже пошутит Илон.

Однако Маск так и останется одним из крупнейших акционеров PayPal , что принесет ему 165 миллионов долларов из $1,5-миллиардной суммы, которую в 2002 году заплатит за PayPal компания eBay .


Еще до продажи PayPal любитель научной фантастики Маск уже вынашивал идею по отправке мышей или растений на Марс. Он даже пытался приобрести списанные советские ракеты для этих целей. Но продавец из России хотел получить более 8 миллионов долларов за ракету, что заставило Маска задуматься о постройке собственной более дешевой версии.


В 2002 году Илон Маск основывает компанию, известную под названием Space Exploration Technologies или просто SpaceX . Целью Маска станет разработка процессов, которые помогут сделать полёты в космос более доступными.


Фото: Mario Anzuoni | Reuters

Первыми аппаратами SpaceX станут Falcon 1 , названный в честь космического корабля «Тысячелетний сокол» (Millenium Falcon) из фильма «Звездные войны» (Star Wars) ..


..и корабль SpaceX Dragon , названный в честь песни «Puff the Magic Dragon» . Этим названием Илон Маск хотел ответить всем скептикам, которые утверждали, что SpaceX никогда не сможет запустить космический аппарат.


В долгосрочной перспективе целью SpaceX является колонизация Марса. В одном из интервью Маск отметил, что не выведет акции SpaceX на IPO (первичное публичное размещение) до тех пор, пока «колониальный траспортер на Марс» не будет совершать регулярные полёты.


В то же время довольно много задач у Илона Маска остается и на Земле. В 2004 году он совершает первое инвестирование в размере 70 миллионов долларов в Tesla Motors — компанию по производству , которую он соосновал вместе с одним из опытнейших исполнительных менеджеров — Мартином Эберхардом.


Илон Маск принял активную роль в работе над продуктами компании, а также занял пост председателя. Он также помог в разработке первого электрокара — Tesla Roadster , выпуск первой версии которого начался в 2006 году.


Фото: Scott Olson | Getty Images

Так как и этого было недостаточно, в 2006 году Маск реализовал идею SolarCity — компании по производству , продукты которой должны были помочь в борьбе с . Для развития компании Илон Маск привлек своих кузенов Питера и Линдона Райве.


Возвращаясь к делам Tesla , всё шло не совсем так, как того ожидал сам Илон. Под руководством Эберхарда Tesla сжигала больше финансовых ресурсов, чем ей удавалось приносить. В 2007 году по инициативе Маска на одном из заседаний членов правления Эберхард был отстранен от дальнейшей работы.


В 2008 году с приходом глобального финансового кризиса Маску пришлось инвестировать $40 миллионов в Tesla и одолжить еще $40 миллионов для избежания банкротства компании. В этом же году Маск становится СЕО Tesla , что, конечно, не случайно.


В тот год компании SpaceX , Tesla и SolarCity окончательно разорили Маска. Он описывает 2008-й год как худший год своей жизни, так как Tesla по-прежнему продолжала терять деньги, а SpaceX столкнулся с проблемами по запуску ракеты Falcon 1 . К 2009 году Илон выживал лишь за счет личных займов.


Фото: Bobby Yip | REUTERS

Приблизительно в то же время Илон Маск проходит через развод со своей первой женой Джастин Маск — канадской писательницей, которая подарила ему 6 сыновей.


2008 года приносит Илону две хорошие новости: SpaceX получает $1,5 миллиардный контракт с NASA на полёты в космос, а для бизнеса Tesla наконец-то находятся внешние инвесторы.


К 2010 году ситуация вновь серьёзно меняется: в июне того года Tesla оценивается в $226 миллионов на IPO и становится первой публичной со времен Ford в 1956 году. В этот момент Илон продает акции компании на сумму $15 миллионов, чтобы вернуть свое финансовое состояние в привычное русло.


Фото: Brendan McDermid | REUTERS

Экстраординарная карьера Илона Маска стала заметна также и в других кругах. Образ Тони Старка из «Железный человек» был частично основан на реальной жизни Илона. Более того, во второй части фильма Маск сам появляется в кадре.


Все это время личная жизнь Илона была наполнена чередой различных событий. В 2008 году он начинает встречаться с актрисой Талула Райли. В 2010 году они поженятся, а в 2012 уже разведутся. К июлю 2013 года они поженятся вновь, однако в декабре 2014 года Илон Маск снова подаст на развод, хоть и после заберет обратно документы. В марте 2016 года на развод уже подаст Райли.


Фото: Pascal Le Segretain | Getty Images

Дела с работой в тот период будут идти неплохо. К концу 2015 года SpaceX совершит 24 успешных запуска к Международной Космической Станции, совершая множество исследований в процессе. Спустя некоторое время Falcon 9 совершит первое успешное приземление многоразовой орбитальной ракеты на водную платформу.


Идеи по-прежнему не прекращают посещать Илона Маска. Несмотря движение в сторону развития солнечной энергии, электрических транспортных средств и колонизации Марса, Маск принялся за разработку нового проекта под названием Hyperloop — транспортной системы, способной перемещать пассажиров на значительные расстояния со скоростью более 1000 км/ч.


Илон Маск убежден, что в скором будущем человечество может столкнуться с угрозой потери управления над искусственным интеллектом, в связи с чем в конце 2015 года предприниматель представил очередной — OpenAI , целью которого станет наблюдение за развитием .


Фото: jurvetson | Flickr

В начале 2016 года стало известно об очередном невероятном проекте Илона Маска — по производству литий-ионных батарей, площадь которой будет составлять более 300 000 квадратных метров. Ожидается, что Гигафабрика сможет производить больше батарей, чем все аналогичные фабрики по всему миру вместе взятые. Запуск проекта намечен на 2020 год.


В июне 2016 года Илон Маск представил свой , с целью объединить два самых крупных своих энергетических проекта «под одной крышей». Позднее в августе сделка на сумму 2,6 миллиарда долларов была подтверждена окончательно.


В декабре 2016 года Илон Маск основывает очередной бизнес — THE BORING COMPANY — бурильно-строительную компанию, задачами которой станут создание подземной инфраструктуры в оживленных мегаполисах, благодаря которой жители и автомобилисты смогут избегать дорожных пробок, а также помощь в развитии проектов сверхскоростных поездов Hyperloop .

Элон Маск — американский предприниматель, инженер. Принимал участие в создании платежной системы PayPal, которая в 2002 году была продана EBay за $1.5 млрд. Возглавляет совет директоров SolarCity и Tesla Motors. Согласно Forbes, состояние Маска равно $2.4 млрд.

Краткая биография

Маск родился в Претории в 1971 году. Место, где родился Элон Маск, это административная развитый научный город. Там жили его отец инженер и мать — бывшая канадская модель, которая позднее работала диетологом. В семье было трое детей.

В 10 лет Маску дарят первый компьютер, и уже в 12 лет он продает свою первую игру за $500. Полученные деньги подросток вкладывает в фармацевтическую компанию, за которой следил в газетах. Позднее он продал акции за несколько тысяч долларов. В 17 лет на эти деньги Маск переезжает в Канаду, где узнает, что такое бедность. Например, он старался прожить на $1 в день, не заработав при этом расстройство желудка.

В 1992 Маск переезжает в США и поступает в Университет Пенсильвании, где изучает физику и бизнес. Докторскую он пишет в Стэндфордском университете, но лекции не посещает. Вместе с друзьями-студентами будущий предприниматель основывает компанию Zip2. В 1999 гду она была выкуплена Compaq Computer за $307 млн, из которых Маск получает $20 млн. На них он покупает самолет McLaren F1 и переезжает в кондоминиум.

Солнечная электростанция каждому

Элон Маск, биография которого полна удивительных событий, основывает X.com в 1999 году. В 2001 году компанию переименовали в PayPal, которая через год была продана за $1.5 млрд. Предпринимателю принадлежало 11.7% акций.

В 2006 году Маск открывает SolarCity, компанию, владельцем и инженером которой он является и сейчас. Компания занимается монтажом небольших электростанций для личного пользования на крышах домов и компаний. Однако главная идея в том, чтобы не создавать электростанции самостоятельно, а сдавать их в долгосрочный лизинг. Клиент может посчитать выгоду от использования такой электростанции и практически бесплатно получает персональную солнечную электростанцию. Покупателями, как правило, выступают обычные американцы.

Элон Маск, биография которого содержит и взлеты, и падения, попал в точку с инновационной идеей. В наше время компания растет быстрее конкурентов. В её распоряжении более 30 операционных центров в США, новый покупатель каждые пять минут и огромная очередь тех, кто хочет пользоваться солнечной энергией. SolarCity уже установила такие панели на несколько десятков тысяч зданий и считается самой крупной фирмой в данном сегменте.

Путь к колонизации Марса

Элон Маск, биография которого учит не сдаваться, открывает ракетостроительную компанию SpaceX в 2002 году, главной целью которой является сокращение расходов на полеты в космос и Компания уже разработала несколько космических ракет и космический корабль Dragon.

В 2010 Dragon был первым кораблем, удачно запущенным, выведенным на орбиту и возвращенным обратно. Позднее, в 2015, он стал первым кораблем, пристыкованным к международной космической станции.

В 2006 году компания выиграла конкурс NASA по доставке грузов на космические станции и получила призовой фонд в $278 млн. На данный момент уже совершено пять удачных полетов.

Прочие достижения и награды

В 2010 году акции компании Tesla Motors, которая ни разу не показывала прибыли со времени основания, были размещены для публичной продажи. Однако предложение оказалось настолько удачным, что в первый день торгов цена на акции взлетела на 41%. Forbes назвал их самыми доходными акциями года.

Множество наград было присвоено за то, что изобрел Элон Маск. В 2008 году Маск был включен в список 75 самых влиятельных людей года по версии журнала Esquire. В 2011 году получает премию Хайнлайна за выдающиеся достижения в коммерциализации космоса. В том же году Forbes добавил его в список 20 самых влиятельных молодых руководителей.

Элон Маск является вторым бизнесменом, который создал три компании стоимостью больше $1 млрд. Многие пытались повторить подобный успех. Кажется, что предприниматель живет по другим правилам. Однако, бизнесмен и не скрывает, что существует несколько простых пунктов, которым он следует.

Задавайте правильные вопросы

В подростковом возрасте Маск читал очень много философской и религиозной литературы. Однако наибольшее влияние на него оказала книга «Автостопом по галактике». По словам предпринимателя, он понял, что нужно задавать правильные вопросы. Когда Маск поступил в колледж, то думал, как именно хочет повлиять на судьбу человечества. Там он и решил, что будет заниматься переселением людей с Земли на другие планеты. Бизнесмен решил, что сделает все возможное, чтобы внести свой вклад в эту отрасль. И занялся поиском денег.

Препарируйте реальность

Элон Маск, биография которого учит не быть как все, считает, что инновациям мешает способность людей мыслить аналогиями. Поэтому они не создают новое, а пытаются улучшить существующее. Предприниматель считает, что нужно препарировать реальность до основания и создавать что-то принципиально другое.

Например, космос кажется недоступным для бизнеса. Для его освоения нужен огромный бюджет. Однако Маск уверен, что затраты можно сильно сократить, если поставить новую цель полетов. Поэтому он основал SpaceX, целью которой является колонизация. Бизнесмен говорит, что если нужно переселить население Земли на другую планету, нужно делать это экономно.

Я не думаю, что он врет, но не верю ему

В 2012 году Маск выразил уверенность в том, что через несколько десятков лет все автомобили будут электрическими. Он начал работать в этом направлении и в 2008 году выпустил первый электрический автомобиль, вышедший в серийное производство. Аналитики, однако, скептически относятся к заявлению Маска, что предпринимателя абсолютно не смущает.

Маска часто сравнивают со Стивом Джобсом. Последний пользовался термином «поле искажение реальности», убеждая себя и остальных, что невозможное возможно. Коллеги Маска уверяют, что он подбирает факты так, чтобы они соответствовали его реальности. Многие говорят, что предприниматель вроде и не врет, но поверить ему невозможно.

Его компания Tesla Motors часто оказывалась на грани банкротства, хотя и добился восхитительных успехов в бизнесе Элон Маск. Биография "Тесла"-создателя показывает, что предприниматель всеми способами старался держать компанию на плаву. Со временем все становилось лучше. По мнению бизнесмена, мир слишком сильно зависит от нефти. Это приводит к изменению климата, и Маск верит, что использование электричества исправит ситуацию.

Одним из достижений компании является решение Gemeral Motors создавать Chevy Volt. Это небольшой автомобиль с возможностью электрической зарядки. В режиме электромобиля он может проехать 65 км. Во время выпуска 33 тыс. человек записались в очередь на покупку этой машины.

Элон Маск, фото которого всегда жизнерадостные, стал успешным, воплощая безумные на первый взгляд идеи. Он не только стал независимым и обеспечил семью, но и вошел в историю. Предприниматель стремится изменить жизнь к лучшему и работает над проектами, которые в будущем могут спасти человечество.

Однако на данный момент он доволен тем, что с его помощью произошло много изменений в сфере энергетики, автомобилестроения и ракетостроения.

Маск даже снимался в кино. В 2008 году вышел фильм «Железный человек», прототипом которого стал Элон Маск. Позднее, в 2013 году, он сыграл небольшую роль в «Мачете убивает», однако его имени нет в титрах. Также сыграл самого себя в 9 серии 9 сезона сериала «Теория Большого Взрыва».

2018 год уже стал худшим в истории. Производитель электрокаров до сих пор не может выйти на заявленные производственные мощности, квартальные убытки растут рекордными темпами, репутация трещит по швам, инвесторы негодуют, а эксцентричное поведение Маска только подливает масла в огонь. Теперь его пытаются засудить акционеры и британский водолаз, а Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) что-то вынюхивает на предмет финансовых манипуляций. Главный новатор современности всерьез рискует попасть под гражданское, а то и уголовное преследование. Как Илон Маск тянет собственную компанию на дно - в материале .

Твиты крутятся - лавэха мутится

В начале августа по всему интернету мгновенно разлетелась новость о том, что Маск собирается все акции Tesla и превратить ее в частную компанию. Об этом предприниматель легко и непринужденно сообщил в своем Twitter, добавив, что «финансирование обеспечено». По словам Маска, он был готов заплатить за каждую акцию Tesla 420 долларов, что превышало текущее на тот момент рыночное предложение примерно на 15 процентов. Заявление главы компании мгновенно спровоцировало ажиотаж на рынке ценных бумаг, поскольку желающие подзаработать на разнице цен кинулись скупать акции Tesla, в результате чего котировки выросли на семь процентов.

Чуть позже в тот же день глава Tesla подогрел ситуацию, сообщив, что не будет продавать свой пакет и для верности еще раз повторил свое предложение. В итоге NASDAQ даже была вынуждена на какое-то время приостановить торги акциями Tesla, а на момент их закрытия котировки акций компании прибавили в общей сложности 11 процентов. По подсчетам , на паре постов в Twitter Маск заработал 1,4 миллиарда долларов. Правда, через несколько дней объявились те, кто деньги, наоборот, потерял.

«Шортисты», или акционеры Tesla, играющие на понижение, потеряли на скандальном твите Маска в сумме более миллиарда долларов. Некоторые из них объединились для обращения в суд. Истцы утверждают, что глава Tesla нарушил законодательство о ценных бумагах, а его заявление об обеспечении финансирования вывода компании с биржи недостоверно. Иными словами, недовольные акционеры уверены, что Маск преследовал одну единственную цель: толкнуть акции вверх. Однако действия главы компании не понравились не только «шортящим» акции Tesla инвесторам - достоверность его слов и Комиссия по ценным бумагам США.

Ловко соскочил

Свою инициативу Маск объяснил тем, что превращение в частную компанию помогло бы успешному развитию Tesla. Он отметил, что статус публичной компании скорее вредит ее продвижению, в частности, из-за необходимости обнародования квартальных финансовых отчетов и колебаний курса акций. Однако как всегда громкие заявления предпринимателя вылились почти в недельное молчание. 13 августа Маск обнародовал обновление, заявив, что компанию готов выкупить Суверенный фонд благосостояния Саудовской Аравии (PIF), у которого уже есть пятипроцентный пакет акций. Тем самым он подтвердил информацию источников , сообщавших ранее о заинтересованности Эр-Рияда в Tesla.

Правда, уже 17 августа в интервью Маск сообщил, что выдал желаемое за действительное. По словам источников, переговоры с представителями фонда вселили в бизнесмена уверенность в поддержке начинания, но саудовцы в итоге не подтвердили заинтересованности в приватизации Tesla. Одновременно в СМИ слухи, что PIF ведет переговоры с конкурентом американской компании - китайским стартапом Lucid Motors, а выкуп Tesla может профинансировать Space X. Правда, откуда у другой компании Маска 66 миллиардов долларов - столько потребуется для выкупа без учета пакета CEO компании - не уточнялось.

Еще через несколько дней Маск объявил, что все останется как есть - Tesla не будет частной. «Исходя из отзывов, которые я получил, очевидно, что большинство нынешних акционеров Tesla считают, что нам лучше оставаться публичной компанией», - говорится в сообщении, размещенном в официальном блоге производителя электромобилей. По словам Маска, он и раньше знал, что процесс преобразования в полностью частную компанию будет сложным, но после консультаций понял, что он окажется «еще более затратным по времени и сбивающим с толку».

А воз и ныне там

Помимо новых разбирательств о себе дают знать и старые проблемы компании - а именно ее убыточность и трудности на производстве. Отказавшись от идеи делать Tesla частной, Маск признал, что уход с биржи помешал бы увеличить производство электромобилей Model 3, что на сегодняшний день остается приоритетной задачей. Tesla подкралась к объему выпуска Model 3 в пять тысяч машин в неделю на полгода позже обещанного срока - по состоянию на 31 августа еженедельно с конвейера сходят 4588 электромобилей. Маск обещал добиться такого уровня производства еще в конце 2017 года. Более того, по итогам второго квартала 2018 он заявил о планах выйти на уровень производства шести тысяч Model 3 в неделю к концу августа - и снова слова на ветер.

В начале августа компания отчиталась о финансовых результатах за апрель-июнь 2018 года. И хотя совокупная выручка Tesla выросла до четырех миллиардов долларов против 2,79 миллиарда годом ранее и опередила ожидания аналитиков в 3,29 миллиарда, убытки компании также подросли. Чистый убыток за второй квартал составил 717,5 миллиона долларов по сравнению с 336,4 миллиона долларов за аналогичный период 2017 года. Но Илон Маск все равно заверил инвесторов, что уже до конца 2018 года компания выйдет на устойчивую прибыль и начнет возвращать долги. Он также извинился перед аналитиками за их прошлую беседу: тогда Маск на «тупые» вопросы и заявил, что ему скучно. А Bloomberg похвалил бизнесмена, написав, что он ведет себя как «настоящий CEO», но в обещания Маска верится с трудом.

Чувак, ты очень странный

На проблемы финансового и производственного характера накладывается экстравагантное поведения главы компании. Последнее время Маск не вылезает из скандалов и уже приобрел славу одиозной фигуры. Теперь с ним судятся не только акционеры Tesla, но и спасавший тайских детей из затопленной пещеры британский дайвер, которого миллиардер бездоказательно «педофилом». Такую реакцию у предпринимателя вызвало то, что водолаз Верн Ансворт раскритиковал мини-субмарину, которую собрали инженеры Space X специально для спасательной операции. По словам Ансворта, у подлодки, которая являлась не чем иным, как пиар-ходом, не было ни единого шанса добраться до детей, заблокированных в пещере. В итоге он заключил, что Маск может засунуть себе эту подлодку куда подальше.. Сам бизнесмен как главный акционер потерял почти 300 миллионов долларов после разборок в Twitter. Он также вступил в словесную перепалку еще с парой подписчиков. Один из них заявил, что Маск выкачивает деньги со всего мира ради своих проектов. На это инженер ответил, что, в отличие от автора вопроса, он создал рабочие места для 300 тысяч человек, и полюбопытствовал, чем может похвастаться подписчик.

В своем Twitter предприниматель то о банкротстве Tesla из-за продажи пасхальных яиц, то из-за краденого рисунка единорога. С точки зрения степени эксцентричного поведения в соцсетях глава Tesla может запросто конкурировать с президентом США . Особенно их роднят склочные отношения со средствами массовой информации. Например, в июле Маск развернул травлю против журналистки Business Insider Линетт Лопес, по словам которой Tesla списывает около 40 процентов сырья на металлолом, а в Model 3 установлены дефективные аккумуляторы. До этого инженер