Из чего складывается обороноспособность государства. Военная экономика. Вопросы и задания

Я в школе всегда любила географию и историю. Много книг про путешественников и про их находки читала, фильмы смотрела, интересовалась научными открытиями. Удивляли меня люди, отправлявшиеся во всякие экспедиции. Особенно поразил русский командор Витус Беринг . На мой взгляд, это был поразительно уникальный человек.

Беринг - русский датчанин

Беринг Иван Иванович (это в России, а на самом деле Витус Ионассен) хоть родился и учился в Дании, стал офицером русского флота. Жил он во времена правления Петра I , когда начал развиваться российский флот и стали осваиваться новые земли. Именно Петр отправил первую экспедицию Беринга на восток, чтобы найти перешеек между материками: нашим и Северной Америкой. Этот самый Витас, путешествуя на протяжении двух лет с первой научной морской экспедицией, сделал карту и писал восточный север Азии.


Какие географические объекты названы в честь Беринга

Грех не назвать было именем такого первооткрывателя какие-то географические объекты . И вот:


Именем этого исследователя названы некоторые растения Камчатки, улицы в городах, чукотский поселок , самолет, судно, университет. Его имя стало брендом даже датских часов.

В 1970 году о мореплавателе был снят фильм (практически, биография) «Баллада о Беринге и его друзьях». С открытиями Беринга и его экспедициями были выпущены марки и монеты.

Кроме этого есть и другие места, которые названы именами кораблей Беринга или именами его соратников:

  • Петропавловск-Камчатский (в честь кораблей «Св. Петр» и «Св. Павел»);
  • Шумагинские острова (принадлежат Америке, названы в честь погибшего в экспедиции матроса);
  • остров Святого Лаврентия (его Беринг так назвал в честь дня этого святого. Именно в этот день Беринг прибыл на остров).

Просто удивительный человек был этот мореплаватель и первооткрыватель. Даже умер в экспедиции.

Алексе́й Ильи́ч Чи́риков (13 декабря , с. Лужное, Тульская область — 24 мая [4 июня ] , Москва) — русский дворянин, мореплаватель, капитан-командор (), исследователь северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии.

Жизнеописание

  • — закончил Московскую навигационную школу.
  • — закончил Петербургскую морскую академию , получив звание унтер-лейтенанта и назначение на Балтийский флот .
  • — возвращён в Морскую академию в качестве преподавателя навигации.
  • — произведён в лейтенанты и направлен помощником Витуса Беринга в Первой Камчатской экспедиции (1725—1730). На пути следования определил 28 астрономических пунктов, что позволило впервые выявить истинную широтную протяжённость Сибири. На боте «Святой Гавриил » совершил плавание от устья реки Камчатки на север для поиска пролива между Азией и Америкой.
  • — получил чин капитан-лейтенанта.
  • — — участник и один из руководителей Второй Камчатской экспедиции на пакетботах «Святой Пётр » и «Святой Павел ». В экспедиция основала на полуострове Камчатка Петропавловскую гавань, увековечив названия своих кораблей. В плавании 1741 года суда Беринга и Чирикова в тумане потеряли друг друга и далее действовали самостоятельно. 15 июля 1741 года А. И. Чириков на пакетботе «Святой Павел » достиг северо-западного побережья Америки (это было второе посещение русским судном американского берега после М. С. Гвоздева и И. Федорова на боте «Св. Гавриил » 21 августа 1732 г. ), а затем прошёл вдоль её берегов на север и на обратном пути открыл ряд островов Алеутской гряды (Умнак, Адах, Агатту, Атту), нанеся их на карту.
  • — участвовал в поисках пакетбота «Святой Пётр ». В дальнейшем участвовал в составлении карты русских открытий в Тихом океане по итогам Камчатских экспедиций.
  • — директор Морской академии в Санкт-Петербурге. Был женат и имел двоих сыновей и трёх дочерей.
  • 7 сентября — Алексею Чирикову был пожалован чин капитан-командора с переводом в Москву, где он руководил Московской конторой Адмиралтейств-коллегии, но вскоре скончался от туберкулёза и последствий цинги.

Память

Почтовая марка СССР , 1991 год : 250-летие плавания Беринга и Чирикова к берегам Америки

  • В Петропавловске-на-Камчатке установлен бюст Алексея Чирикова.
  • В 1991 году была выпущена почтовая марка СССР , посвящённая Чирикову.

Географические объекты, названные в честь Чирикова

  • мыс на острове Кюсю , Япония;
  • мыс в Анадырском заливе , Чукотка;
  • мыс в Тауйской губе , Россия;
  • мыс на острове Атту , Алеутские острова , США;
  • подводная гора в Тихом океане ;
  • остров в Тихом океане перед южным побережьем Аляски .

Публикации

В государственную Адмиралтейств-коллегию рапорт. // Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII века: Сб. документов. М., 1984. С. 222—231.

АЛЕКСЕЙ ИЛЬИЧ ЧИРИКОВ

Воспитанник Морской Академии, лучший ученик ее первого выпуска, Алексей Ильич Чириков при выпуске, по распоряжению Петра I, присутствовавшего на экзаменах, был произведен сразу в унтер-лейтенанты (второй офицерский чин тогдашнего флота). После трех лет практического плавания на кораблях Балтийского флота он вернулся обратно в Морскую Академию, но уже в качестве преподавателя - таково было решение Адмиралтейств-коллегий.

"Сентября 18, 1742 года, по доношению лейб-гвардии капитана Казанского, в Кронштадт к командующему флагману послать указ, которым велеть морского флота унтер-лейтенантов Алексея Чирикова и Алексея Нагаева для определения в Академию, к обучению гардемарин, прислать в Коллегию без умедления".

Об успехах Чирикова на педагогическом поприще говорит постановление Адмиралтейств-коллегий о производстве, которое утвердил Петр I незадолго до назначения Чирикова в Первую Камчатскую экспедицию. Представляя Петру свое решение о внеочередном присвоении Чирикову звания лейтенанта, Адмиралтейств-коллегия указывала на педагогические способности Чирикова и отличное знание им теории военно-морского дела. В частности, в постановлении Адмиралтейств-коллегий были приведены отзывы авторитетных на флоте офицеров - контр-адмирала Сандерса и гвардии капитана Козинского. Оба офицера считали Чирикова лучшим воспитателем будущих командиров флота.

Эти отзывы и постановление Адмиралтейств-коллегий снова обратили внимание Петра I на талантливого моряка и сыграли немаловажную роль при обсуждении кандидатур офицеров, намечавшихся в Первую Камчатскую экспедицию. Отвечая Петру на его вопросы в связи с организацией исторического похода, Адмиралтейств-коллегия рекомендовала назначить Чирикова помощником начальника экспедиции.

Всей своей жизнью Алексей Ильич Чириков доказал, что Адмиралтейств-коллегия не ошиблась, направив его на тернистую дорогу моряка-исследователя. С 1725 года почти до самой смерти деятельность Чирикова была посвящена решению государственной проблемы отыскания и освоения морских путей у дальневосточных границ нашей страны.

Назначенный с одобрения Петра в Первую Камчатскую экспедицию вторым помощником капитана-командора Витуса Беринга (первым считался Шпанберг - человек в русском флоте случайный и ничем, кроме жестокого обращения с подчиненными, не выделявшийся), Чириков в самый решительный момент экспедиции проявил себя как истинный исследователь и верный долгу исполнительный морской офицер.

На долю моряков "Св. апостола Павла" выпали такие же трудности, как и на долю экипажа "Св. апостола Петра", которым командовал Беринг. Но Чириков не поколебался ни разу. В точности исполняя инструкцию Адмиралтейств-коллегий, он вел пакетбот на восток. И одержал победу.

Вполне закономерно, что уверенность Чирикова в правильности курса, отстаиваемого им на совещании и взятого после прекращения поисков флагманского корабля, гарантировала успех плавания пакетбота "Св. апостол Павел" сквозь те самые непогоды, которые принесли гибель Берингу.

Найденный в секретных архивах и впервые полностью опубликованный в 1941 году в сборнике документов "Экспедиция Беринга" подлинный рапорт Чирикова подтвердил первенство моряков пакетбота "Св. апостол Павел" в открытии северо-западных берегов Америки и объяснил, ючему Чирикову удалось достигнуть американского материка раньше Беринга на одиннадцать градусов севернее и провести возле материкового побережья не десять часов, как Беринг, а десять суток.

Дело было не в благоприятных обстоятельствах или в счастливом случае, на что обычно ссылались историографы, сопоставляя результаты Похода обоих кораблей.

Впервые о рапорте Чирикова упомянуто в "Морском Сборнике" № 5 за 1893 год.

Железная воля исследователя, сознание долга и превосходное знание нави-гации позволили А. И. Чирикову и его спутникам выполнить в самых тяжелых условиях все, что поручила морякам Адмиралтейств-коллегия "не без надежды в той экспедиции доброго плода".

Осмотрев побережье американского материка и пройдя вдоль него 400 километров к северу, Чириков был вынужден значительно раньше чем предполагал, повернуть корабль в обратный путь через океан. Произошло несчастье. Две группы моряков, отправленные Чириковым на берег (одна во главе со штурманом Дементьевым, вторая во главе с боцманом Савельевым), пропали без вести. Установить причину их исчезновения было невозможно, так как вместе с ними пропали обе шлюпки, а подойти вплотную к берегу корабль не мог. Исчезновение пятнадцати человек и потеря гребных судов сразу ухудшили положение экипажа.

У моряков не оказалось никаких средств для связи с берегом, хотя бы для того, чтобы пополнить запасы пресной воды. И все же Чириков вел пакетбот и составлял карту побережья американского материка до тех пор, пока позволяли обстоятельства. Он повернул пакетбот обратно к Петропавловской гавани только из-за недостатка воды и провизии, но повел корабль иным курсом, рассчитывая встретить на пути новые земли. И этот достойный истинного исследователя поступок вполне оправдал себя. Выбор нового курса для обратного перехода через океан дал возможность участникам экспедиции открыть ряд островов Алеутской гряды (Умнак, Адах, Агатту и Атту).

Тяжелейшие испытания выпали Чирикову и его спутникам на обратном пути, однако глубокие навигационные познания и уверенность в правильности курса позволили морякам "Св. апостола Павла" успешно завершить свое историческое плавание, причем оно закончилось на месяц быстрее, нежели поход "Св. апостола Петра" от Америки до Командорских островов, находящихся в трехстах милях к северо-востоку от Камчатки.

"...Июля 15 числа, перешел от устья Авачинской губы к востоку расстоянием на румб остен-норден 2178 минут или миль италийских, а русских верст, которых заключается в градусе по сту по четыре версты с половиною - 3793, в северной широте в 55гр. 36мн. получили землю, которую признаваем без сомнения, что оная часть Америки... А как oоная земля простирается, явствуют по журналу пеленга и плавание наше в параллель оной, а наиявственное приобщенная при сем карта...

При окончании 26 числа июля дошли до ширины северной 58 градусов и 21 минута... Иво оном месте в начале 27 числа... понеже у нас при пакетботе не осталось ни одного малого судна и для надлежащего разведывания посылать на берег стало не на чем, также и получить в приба-I вок воды к пропитанию своему не на чем же. Того ради, согласно со *; мною, лейтенант Чихачев, штурман в ранге флота лейтенанта Плау-тин, штурман Иван Елагин положили... сего числа возвратиться...

...Августа 21 числа, усмотря, что долго стоят ветры нам против-чые, приказал я варить... два дня по одной каше, а токмо в третий день ее каши и для питья давать воду каждому человеку мерою, которою логли токмо жажду утолять... в дожливые дни служители собирали пекущую воду с парусов, которая вкусом от примешания с снастей смо-пы и горька... А понеже ветры противные весьма продолжались, тогда приказал я, дабы людям через день давать по одной каше...

А с 14 сентября принужден был приказать варить и давать людям в неделю токмо одну кашу... пришла на многих болезнь цынготная, и с великим трудом офицеры по должности своей управление, а рядовые работы исправляли, а некоторые уже совершенно слегли и наверх не выходили. .., а которые и ходили, то уже через силу должное им исправляли; и с 16 числа сего месяца по возврат наш в гавань умерло шесть человек... октября 6умер лейтенант Иван Чихачев: тако ж октября 8 штурман в ранге флотского лейтенанта Михаила Плаутин. А за болезнями своими вахт уже не содержали до кончины своей Чихачев за при, а Плаутин за две недели. В то же время и я весьма от цынги изнемог и уже по обычаю был приготовлен к смерти, а наверх не мог выходить сентября с 21 числа и по самый наш возврат в гавань... в управлении судном остался один штурман Иван Елагин, да и тот был весьма ж болен, но по крайней возможности преодолевал свою немощь, почти несходно был для управления наверху, которому от меня только вспоможения было, что, смотря счисления по журналу пути нашего, приказывал ему, какой иметь курс...

Октября 8 числа в 7 часу пополуночи увидели камчатскую землю, а 10 числа пополудни в 9 часу вошли в Авачинскую заливу и легли на якорь, причем уже имевшуюся пресную воду всю издержали, только остались две бочки, которую выгнали из морской воды через котлы огнем... 12 числа пришли в здешнюю святых апостол Петра и Павла гавань. А господин капитан-командор и по нижеписанное число, еще не возвратился..."

Эти выдержки, а тем более полный текст обстоятельного и содержательного рапорта, пролежавшего в течение двухсот лет под спудом в секретных архивах, дают ясное представление о том, какой ценой достался морякам пакетбота "Св. апостол Павел" успех их исторического похода.

Рапорт свидетельствует о многом, достойном восхищения: о правильном расчете и отличных навигационных познаниях самого Чирикова и подчиненных ему офицеров; о качествах настоящих исследователей, ко-торыми обладали моряки пакетбота - упорстве, терпении и дисциплине во имя долга; о мужественном преодолении экипажем неслыханных труд. ностей в течение ста двадцати восьми дней непрерывного плавания под парусами; о героической выдержке всех участников похода, исполнявших свои обязанности даже в условиях такого ужасного испытания, как постоянная, более полутора месяцев изо дня в день, жажда, с которой не может сравниться и голод. Все преодолел русский человек.

Не слепому случаю, а замечательным качествам русских людей был обязан Алексей Ильич Чириков своим успешным походом. Именно глубокой верой его в моряков "Св. апостола Павла" объясняется то, что он с одним лишь офицером-штурманом Елагиным и сорока семью служителями (матросами) вместо семидесяти, переждав зиму в Петропавловской гавани, отважился на второй поход через океан к берегам Америки. Измученный цингой и чахоткой, он в 1742 году снова повел свой пакетбот на восток и снова достиг Алеутской гряды (острова Атту).

Крайняя изнуренность экипажа вынудила Чирикова прервать повторное плавание и поиски Беринга. Взяв обратный курс, он повел пакетбот к Авачинской губе, прошел с юга на расстоянии видимости мимо Командорских островов, не предполагая, что на одном из них бедствуют моряки флагманского корабля, и вновь благополучно возвратился в Петропавловск-Камчатский.

Честь рапортовать о выполнении задач, возложенных на экспедицию, по праву досталась тому, от кого Адмиралтейств-коллегия ждала "доброго плода": просвещенному мореплавателю, смелому новатору, самоотверженно выполнившему до конца свой долг исследователя.

Таким справедливо прослыл капитан-командор Алексей Ильич Чириков среди современников, таким вошел он в историю нашей страны.

Чириков пережил Беринга на восемь лет. Цынга, которой заболел он на обратном пути из Америки в Петропавловск-Камчатский, пагубно отразилась на его здоровье. Поэтому Чириков послал на имя императрицы Елизаветы еще из Енисейска (где некоторое время жил после окончания работ экспедиции) ходатайство об увольнении в отставку по болезни или о переводе в Петербург "к делам таким, которые бы он по слабости здоровья своего несть мог" .

Содержащее эти строки, официально пересказывающее их постановление Адмиралтейств-коллегий, найденное истори ком В. Верхом среди бумаг адмирала Нагаева, школьного товарища Чирикова, документально подтверждает тот факт, что ходатайство мореплавателя было удовлетворено и он был вызван в Петербург. В постановлении, адресованном Нагаеву, было сказано: "...И сего апреля 18 дня /1746 года)... Адмиралтейств-коллегия определила: означенному Чирикову, доколе флот капитанами укомплектуется, быть здесь и определить его в присутствие в Академическую Экспедицию к смотрению над школами на месте вашем; для того вам с ним, Чириковым, учинить смену... а о том же к капитану Чирикову, и для ведома в Кронштадт указы посланы, и в Экспедицию Академии и школ сообщено..."

Назначенный вместо Нагаева начальником всех учебных заведений флота, произведенный в капитан-командоры, Чириков, однако, недолго пробыл в Петербурге. Здоровье мореплавателя продолжало ухудшаться.

Для него был не годен климат прибалтийских мест. Пытаясь спасти измученного многолетними лишениями капитан-командора, Адмиралтейств-коллегия перевела его в Москву на должность уполномоченного по делам флота. К сожалению, перемена климата уже не могла помочь иному, и в 1748 году "на страстной неделе" он скончался "по крайней.абости здоровья своего, расстроенного чахоткою и цинготною болезнью" , как сказано было в статье, посвященной Чирикову в "Ежемесячных сочинениях", выходивших тогда в Петербурге.

Именем Чирикова назван ряд мест в северной части Тихого океана, мыс Чирикова у входа в Тауйскую губу на Охотском море, остров Чирикова в заливе Аляска, мыс Чирикова на острове Атту в Алеутской гряде и другие. Эти названия, сохранившиеся до наших дней, подтверждают сказанное о Чирикове участником экспедиции историографом Миллером: "Память его у всех... в забвение не придет".

Какие географические объекты названы в честь русских путешественников

Ответы:

Самый северный мыс Азиатского материка называется мысом Челюскина, самая восточная оконечность Азии - мысом Дежнева, пролив между Новой Землей и полуостровом Таймыр носит имя Бориса Вилькицкого, острова в Карском море названы именами полярных исследователей Шокальского, Сибирякова, Неупокоева, Исаченко, Воронина… Среди морей, названных именами известных географов Баренца и Беринга, появилось на географических картах море Лаптевых, которого не существовало на старых, дореволюционных картах. Оно было названо в честь замечательных исследователей Арктики Харитона Прокофьевича и Дмитрия Яковлевича Лаптевых, принимавших участие в Великой Северной экспедиции XVIII века. Именем Дмитрия Лаптева назван и пролив, соединяющий море Лаптевых с Восточно-Сибирским морем, а берегом Харитона Лаптева назвали северо-западное побережье Таймырского полуострова - от Пясинского залива до залива Таймырского. Города и поселки, названные в честь отечественных путешественников: пос. Беринговский (Чукотка) - В. И. Беринг (мореплаватель, капитан-командор Русского флота) , г. Кропоткин (Краснодарский край) - П. А. Кропоткин (князь, русский географ и геолог) , г. Лазарев (Хабаровский край) - М. П. Лазарев (русский путешественник) , г. Макаров (Сахалинская обл.) - С. О. Макаров (русский флотоводец, океанограф) , пос. Пояркова (Амурская обл.) - В. Д. Поярков (русский землепроходец) , пос. Пржевальское (Смоленская обл.) - Н. М. Пржевальский (русский путешественник) , г. Хабаровск, станция Ерофей Павлович (Амурская обл.) - Ерофей Павлович Хабаров (русский землепроходец) , г. Шелехов (Шелихов) (Иркутская обл.) - Г. И. Шелихов - русский путешественник; именем С. П. Kрашенинниковa названы остров и бухта у юго-восточной оконечности Камчатки, мыс на острове Карагинском и гора около озера Кроноцкого на восточном побережье полуострова Камчатка. Географические объекты, названные в честь А. И. Чирикова мыс в Анадырском заливе, Россия; мыс в Тауйской губе, Россия;

Ильчева Мария, Беженцева Алина

Географическая карта вобрала в себя тысячелетнюю историю людей, первооткрывателей, мыслей, и героев. На карте России мы читаем имена русских ученых и путешественников. Работа посвящена биографии русских путешественников. Авторы рассматривают географические объекты на карте России, названные их именами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Имена русских путешественников на карте России» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Центрального района г. Волгограда 2013 г.

Море Лаптевых Мо́ре Ла́птевых - море Северного Ледовитого океана. Бо́льшую часть года оно покрыто льдами. Море названо в честь братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, русских полярных исследователей.

Дмитрий Лаптев Дмитрий Яковлевич Лаптев –русский исследователь Арктики, вице-адмирал. С 1736 года руководил одним из северных отрядов Второй Камчатской экспедиции. В результате плаваний и сухопутных походов 1739-1742 года были проведены описи северного морского побережья.

Харитон Прокофьевич Лаптев –русский военный моряк, командир отряда Камчатской(Великой Северной) экспедиции, описавший в 1739-1742 годах неизвестный прежде берег полуострова Таймыр. Северо-западный берег Таймыра, съёмку которого осуществлял непосредственно Харитон Лаптев, называется Берег Харитона Лаптева. Харитон Прокофьевич Лаптев

Берингово море Море на севере Тихого океана Зимой покрыто льдом. Температура воздуха до +7, +10 °C летом и −1, −23 °C зимой. Названо в честь Витуса Беринга, мореплавателя, офицера русского флота, датчанина по происхождению.

Витус Беренг Витус Йонассен Беринг мореплаватель датского происхождения, капитан-командор русского флота, руководитель Первой и Второй Камчатских экспедиций, положивших начало научным исследованиям побережий России. Витус Беринг родился в 1681 году в датском городе Хорсенс, закончил кадетский корпус в Амстердаме в 1703 году, в том же году поступил на русскую службу.

Самая северная точка России и материка Евразии мыс Челюскин (77°43" с. ш. и 104°18" в. д.), названа именем полярного исследователя Семена Челюскина

Семен Челюскин Семён Ива́нович Челю́скин - русский полярный исследователь, капитан 3-го ранга (1760). Участник 2-й Камчатской экспедиции. В 1741-42 описал часть берега п-ова Таймыр, достигнув при этом северной оконечности Евразии. Родился Челюскин в Калужской губернии в Перемышльском уезде в с. Борищево.

Мыс Дежнёва (ранее - мыс Каменный Нос) - крайняя восточная точка крайняя восточная материковая точка России и всей Евразии.

Семен Иванович Дежнев Семен Иванович Дежнев –выдающийся русский мореход, землепроходец, путешественник, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, а также торговец пушниной, первый из известных европейских мореплавателей, в 1648 году, на 80 лет раньше, чем Витус Беринг, прошел Берингов пролив, отделяющий Аляску от Чукотки.

Пролив Дрейка и остров Лисянского, мыс Челюскин и водопад Ливингстона, австралийская Тасмания и Гудзонов залив... Называя места, где много лет назад оказались корабли легендарных путешественников, будем восхищается смельчаками, которые на века оставили свои имена на географических картах.


Остров Врангеля

Флаг Российской империи над островом подняла команда ледокола «Вайгач» в 1911 году. Однако открыли его вовсе не российские полярники, а британский исследователь Генри Келлетт, который в 1849 году проходил на корабле мимо, но не высаживался на берег. Свое название остров получил в честь Фердинанда Петровича Врангеля - адмирала, мореплавателя, полярного исследователя, который изучал северо-восточное побережье Сибири и западное побережье Северной Америки от Берингова пролива до Калифорнии, был правителем Русской Америки и активно выступал против продажи Аляски Соединенным Штатам.

Остров Врангеля, затерянный на самом крайнем севере, в Северном Ледовитом океане, с 2004 года находится под охраной ЮНЕСКО. Последний ледниковый период обошел его стороной, поэтому сегодня здесь столько редких животных и растений, сколько нет ни на одном арктическом острове мира. Здесь даже ивы растут, правда, карликовые, не более метра высотой. Его настоящие хозяева - моржи, белые медведи и гуси. Ученые утверждают, что именно на этих берегах расквартировано одно из самых крупных в Арктике лежбищ моржей - до 130 тысяч особей. На самом Врангеле и соседнем крохотном Геральде - самое большое в мире количество «родильных» берлог белых медведей - от 300 до 500.

Магелланов пролив

В 1520 году португальский мореплаватель Фернан Магеллан совершил сразу несколько географических открытий. Первым и главным из них стало открытие 575-километрового пролива между островами у южной оконечности Южной Америки и самим материком. Поиски пролива заняли немало времени: Магеллан изучил больше двух тысяч километров побережья, высматривая заветный морской коридор среди бесконечных бухт и заливов. Перед тем, как встать на «зимовку», Магеллан принял за пролив устье реки Ла-Плата, но вскоре понял, что ошибся.

Лишь спустя месяцы флотилия Магеллана оказалась у узкого пролива, который вел вглубь материка. Корабли прошли его за 38 дней, и португалец за время этого нелегкого путешествия не потерял ни одного судна. Исследовав пролив, Магеллан заодно открыл архипелаг Огненная земля, а также дал название океану, в котором оказался, - Тихий (плавание проходило при хорошей погоде).

Гора Фицрой

Офицер британского военно-морского флота Роберт Фицрой вошел в историю как исследователь неприветливых южных берегов Латинской Америки, а также как человек, открывший миру Чарльза Дарвина. Именно его, 23-летнего выпускника Кембриджского университета, Фицрой взял с собой в кругосветку на корабле «Бигль» и позволил собрать во время путешествия огромный научный материал.

27 декабря 1831 года судно вышло из Портсмута и отправилось в плавание. На борту «Бигля» находилась команда из 70 человек, а также три индейца, которых Фицрой во время предыдущей экспедиции вывез в Англию для знакомства с цивилизацией, а теперь хотел вернуть на родину. Достигнув берегов Южной Америки, корабль провел у ее берегов больше трех лет. Фицрой проделал огромную картографическую работу, нанес на карту многочисленные островки у восточного и западного берегов материка, исследовал Магелланов пролив и Патагонию.

Забавно, что Роберт Фицрой во время своего путешествия так и не увидел гору, которая сегодня носит его имя. Спустя почти 40 лет после его плавания на южноамериканскую вершину в дебрях Патагонии наткнулся аргентинский путешественник Франсиско Морено. Он решил назвать живописный пик высотой 3375 метров в честь знаменитого британского исследователя.

Мыс Дежнева

Семен Иванович Дежнев в 1648 году обогнул Чукотский полуостров с севера и доказал, что из Европы в Китай можно добраться и через северные моря. Он на 80 лет раньше Витуса Беринга прошел через пролив, отделяющий Америку от Евразии, но так как про русских первопроходцев в Старом Свете тогда мало что знали, слава досталась Берингу. Однако в 1879 году, восстанавливая справедливость, шведский исследователь Арктики Нильс Норденшельд назвал крайнюю восточную точку Евразии именем русского мореплавателя. До этого времени мыс именовался Восточным.

Мыс Дежнева - одно из самых брутальных мест Чукотского полуострова. Здесь скалы громоздятся одна на другую, часто бывают туманы и постоянно дует пронизывающий ветер. Впрочем, несмотря на удаленность от цивилизации, в этих местах есть достопримечательности: маяк имени Семена Дежнева и старинный крест, установленный рядом, заброшенный поселок китобоев XVIII-XX веков - Наукан (его расформировали при советской власти). Впрочем, те, кто забираются в эти края, едут чтобы посмотреть на уникальную фауну: здесь расположены бесчисленные птичьи базары, есть моржовое и тюленье лежбище, весной можно увидеть белых медведей с медвежатами. Иногда совсем рядом с берегом проплывают касатки и серые киты.

Гора Кука

Высочайшая вершина Новой Зеландии (3754 метра) находится на Южном острове, в национальном парке Аораки Маунт-Кук. Это край бескрайних долин, ледников, озер и Южных Альп (так называют горную цепь, протянувшуюся с юга на север). Воздух здесь такой холодный и свежий, что обжигает легкие. Погода переменчива: то ярко светит солнце, то моросит дождь. В предгорьях растут десятки видов полевых цветов, а несколькими метрами выше, на горных склонах, земля покрыта ледяной коркой и слоем снега.

Гора названа в честь одного из самых известных мореплавателей, когда-либо живших на свете, - Джеймса Кука. Английский исследователь побывал у берегов Новой Зеландии во время своего первого кругосветного путешествия в 1768-1771 годах. Он открыл пролив между Северным и Южным островами (носит его имя) и доказал, что Новая Зеландия - это два самостоятельных куска суши, а не часть неизвестного материка.

Остров Ратманова

Остров Ратманова находится в Беринговом проливе и представляет собой большую скалу с плоской вершиной, покрытой шапкой снега. Это самая восточная точка России, откуда при хорошей погоде можно разглядеть берега Аляски. Особой жизни здесь нет, разве что несут службу пограничники, и залетают погостить во время миграции охристые колибри, которые держат курс на Калифорнию.

Название острова менялось несколько раз. Сперва он носил имя Имаклик - так называли его жившие когда-то здесь эскимосы. Другое название - Большой Диомид («биг диомейд», как говорят американцы). Существует еще и Малый Диомид (или остров Крузенштерна), он сосед острова Ратманова и принадлежит США. Имя Диомида архипелагу дал Витус Беринг, который в августе 1728 года оказался в здешних краях на своем боте «Святой Гавриил». 90 лет спустя воды Берингова пролива бороздил мореплаватель Отто Коцебу, решивший назвать Большой Диомид именем своего сослуживца - морского офицера Макара Ратманова, с которым участвовал в кругосветке.

Берингов пролив

Пролив, по которому проходит водная граница между Россией и Соединенными Штатами и который разделяет континенты Евразия и Северная Америка, назван в честь Витуса Беринга - офицера русского флота датского происхождения. В XVIII веке он руководил двумя экспедициями на Камчатке, открыл несколько Алеутских островов. Беринг прошел через этот пролив в 1728 году первым из европейских мореплавателей.

Ширина пролива в самом узком месте - всего 86 километров, и это расстояние периодически пытаются преодолеть на лодках или вплавь отчаянные смельчаки. Чаще всего их планы срываются из-за непогоды. Летом 2012 года французский спортсмен-инвалид без рук и ног Филипп Круазон переплыл 4-километровый участок пролива между островом Крузенштерна и островом Ратманова.

Пролив Дрейка

Пролив, соединяющий Атлантику с Тихим океаном, - самый широкий на Земле. Даже узкая его часть составляет более 800 километров. На севере он омывает архипелаг Огненная земля, на юге граничит с Антарктидой, точнее с Южными Шетландскими островами. Открыл этот пролив знаменитый английский пират Френсис Дрейк. Именно он впервые проплыл через него в 1578 году на корабле «Золотая лань», совершив таким образом второе после Магеллана кругосветное путешествие.

Пролив Дрейка - очень опасное для мореплавателей место, он изобилует водоворотами, в нем часто бушует непогода и случаются сильные штормы. Чтобы одолеть его, надо быть очень смелым. Таким, например, как Федор Конюхов. В 2010 году российский путешественник во главе кругосветной экспедиции проплыл через него уже в шестой раз.

Гудзонов залив

Эту огромную акваторию на севере Канады называют внутренним канадским морем из-за того, что залив глубоко вдается в территорию страны. Примечательно, что Гудзонов залив относится как к Северному Ледовитому океану, так и к Атлантике.

Первым здесь в начале XVI века побывал Себастьян Кабот. Через сто лет, в 1611 году, залив был заново открыт Генри Гудзоном при трагических обстоятельствах. Отправившись в очередную экспедицию в поисках северного пути в Азию, Гудзон столкнулся с бунтом на корабле. Матросы завладели судном и повернули обратно, а его с сыном и другими членами экипажа, которые, вероятно, поддерживали Гудзона, посадили на гребную лодку, не оставив им никаких запасов. Больше о судьбе легендарного мореплавателя ничего не известно. Считается, что он пропал на ледяных просторах залива, заслуженно названного его именем.

Остров Лисянского

Этот маленький тихоокеанский остров на северо-западе Гавайского архипелага был открыт во время кругосветного путешествия Ивана Крузенштерна в 1805 году. Назвали его в честь капитана шлюпа «Нева» Федора Лисянского, участвовавшего в экспедиции. До начала ХХ века здесь добывали гуано - удобрение из помета. С 1909 года остров по инициативе Теодора Рузвельта стал частью Гавайского птичьего заповедника.

Недалеко от острова Лисянского находится гигантский коралловый риф площадью 979 квадратных километров под названием «Мели Невы», или «Нева Шолс» (Neva Shoals), получивший свое имя из-за судна «Нева», на котором плавал Лисянский и его команда. Они-то и обнаружили первыми этот риф, наткнувшись на него и чудом не разбившись. Именно здесь, в районе Нева Шолс, можно увидеть красивейшие коралловые колонии, за что риф называют «коралловым садом».

Острова Фаддея

Острова Фаддея названы в честь первооткрывателя Антарктиды Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена. Расположены они у восточного побережья полуострова Таймыр. Эту группу островов обнаружили в 1736 году участники Великой Северной экспедиции, а точнее - отряд Василия Прончищева, русского полярного исследователя. Они двигались на деревянном корабле вдоль северо-восточного побережья Таймыра, рискуя застрять во льдах, и составляли описание береговой линии. Вместе с Прончищевым путешествовала и его жена Татьяна. Правда, неофициально. Тем не менее, она стала первой женщиной-участницей арктических экспедиций.

Существует версия, что острова были найдены гораздо раньше, в 1689 году, когда эти края отправился изучать Иван Толстоухов, первый исследователь Таймыра. Однако его судно было раздавлено льдами. Согласно мнению ученых, люди тогда высадились на острова Фаддея, успев спасти с корабля самые ценные и необходимые вещи. С островов они по замерзшему морю перебрались на материк, где построили избу из плавника. Но выжить никто из участников толстоуховской экспедиции не смог. Поэтому-то про острова и не было ничего известно до похода Прончищева.

Мыс Челюскин

Мыса Челюскин человек впервые достиг в 1742 году. Тогда экспедиция во главе с Семеном Ивановичем Челюскиным назвала мыс Восточно-Северным. Она проходила в рамках Великой Северной экспедиции, которая была одобрена Адмиралтейств-коллегией, считавшей, что необходимо подробно исследовать север России от Печоры до Чукотки и сделать описание тех мест. В честь Семена Челюскина, полярного мореплавателя и исследователя севера России, мыс назвали уже в 1842 году, когда отмечали столетие его экспедиции.

Самая северная точка полуострова Таймыр отличается суровым климатом. Зима здесь стоит круглогодично, снег практически не тает, и температура в июле и августе обычно не превышает +1С°. В 1932 году на мысе была обустроена полярная станция, к которой позже добавили обсерваторию. Сейчас станция переведена в статус метеорологической. На ней постоянно зимуют около 10 человек. Связь с большой землей и цивилизацией обеспечивает аэродром «Мыс Челюскин» с вертолетной площадкой.

Водопад Ливингстона

Водопад Ливингстона - система порогов и водопадов, растянувшаяся на 350 километров на реке Конго, в ее нижнем течении. Эта каскадная система падения воды считается крупнейшей в мире по расходу воды в секунду. Перепад уровня реки здесь составляет 270 метров.

Заканчиваются водопады в главном морском порту Республики Конго - Матади, который основал английский журналист, путешественник, исследователь Африки Генри Мортон Стэнли. Он же назвал водопады, найденные им на Конго, в честь Давида Ливингстона - шотландца, выдающегося исследователя Африки. Проведя на этом континенте большую часть своей жизни, Ливингстон прошел по нему пешком в общей сложности около 50 тысяч километров! При этом любопытно, что он никогда не видел системы порогов, открытых Стэнли, так как изучал лишь верхнее течение Конго.

Самым посещаемым из всей системы водного каскада Ливингстона считается водопад «Инга» высотой 96 метров. Здесь организуются вертолетные прогулки, а особо смелые проходят пороги на Конго на байдарках, каноэ и даже плотах. Можно поучаствовать и в пеших маршрутах с гидами, воссоздающих путь Генри Мортона Стэнли, но для этого требуется хорошая физическая подготовка и соответствующая экипировка.

Остров Тасмания

Остров Тасмания, расположенный недалеко от берегов Австралии, открыл голландский мореплаватель Абель Тасман еще в 1642 году. Правда, на берег моряки тогда сходить не стали, а пройдя несколько миль, свернули на восток и несколько дней спустя оказались у берегов Новой Зеландии. Тут произошла их первая и при том кровавая встреча с аборигенами маори, во время которой погибло несколько матросов. Экспедиция продолжилась, и вскоре были открыты острова Фиджи и Тонга. Однако, руководство Ост-Индской компании признало экспедицию неудачной, так как новые торговые пути не были найдены. И об Австралии, Новой Зеландии и острове Тасмания забыли еще на 100 лет. Пока в эти южные земли не добрался знаменитый мореплаватель Джеймс Кук. Свое настоящее название остров получил спустя почти 200 лет, в 1856 году.

Сегодня добрая половина острова Тасмания - заповедная зона с национальными парками и полями, где легально выращивают опиум для фармацевтической промышленности. Ходят сотни баек про странно ведущих себя птиц и танцующих кенгуру, но очевидно одно - маковые поля здесь очень красивы при любой погоде.
источник