История софии киевской. Софийский собор в Киеве: описание

Собор Святой Софии в Киеве - одна из самых важных, старинных, оберегаемых и любимых достопримечательностей на Украине. Этот храм увековечен историей, он хранит множество тайн и мистических историй. Например, говоря о его дате строительства, самые талантливые историки берутся за голову, ведь в одних достоверных документах этот процесс запечатлен в 1017, а в других в 1037 году. Тем неимение небольшая цифра в 20 лет не портит общей картины, ведь с момента начала строительства Софийского собора в Киеве прошла тысяча лет! Колоссальная дата, которая притягивает тысячи туристов со всего мира, чтобы ощутить дух древней Руси, сохраняемый в стенах Софийского собора. Киев называют магнитом для туристов, чьи интересы крепко переплетаются с любовью к истории.

История возникновения Собора Святой Софии.

Если углубиться в историю, можно узнать, что имя собору было дано не благодаря имени прекрасной женщины, а в честь человеческой мудрости (с греческого языка - «София» - мудрая). Строительство Софийского собора в Киеве было неслучайностью. Именно на том месте в 1037 году состоялась битва между киевской дружиной и врагами. Битва продолжалась целый день, было пролито много крови и потрачено множество человеческих сил. Киевская дружина прогнала врагов со своих земель, а во имя победы на пропитанной муками земле был возведён собор. С тех пор его стены ставали сильнее с каждым днём, а под землей создавали тайные проходы, помогающие жителям страны чувствовать себя сильными и защищёнными от вражеского надзора. Охраняемый киевлянами Софийский собор и в наше время излучает свою историческую роль и важность в сотворении независимости всей страны.

Собор Святой Софии в Киеве пережил множество нападений, пожаров, попыток ограбления… Но с каждым разом он становился лишь сильнее. Специалисты утверждают, что в строительстве Софийского собора в Киеве принимали участие более 40 мастеров, у которых, в свою очередь, было более 1000 помощников. Сам процесс постройки продолжался около 2-2,5 лет. А украшение внутренних стен Собора Святой Софии в Киеве заняло еще многие годы. В самом начале своего построения, собор был прямоугольным зданием (55х37 метров), в середине здания красовались 12 крестовидных столбов, а с внешней стороны был увенчан 13-ю куполами (в наше время их уже 19). Три стороны в середине собора можно было назвать настоящей галереей. Второй этаж в соборе принадлежал князю и его семье (эту часть называли «полати»). Строительство софийского собора в Киеве было великим событием для каждого из жителей страны. В его декорацию и украшение вкладывали много времени, усилий и финансовых затрат. Например, стены собора выкладывали из крупных гранитовых блоков после чего их отделывали «плинфой». Архитекторы здание пожелали не штукатурить фасады здания, поэтому она оставалась открытой.

История создания фресок в Софийском соборе Киева берет свои корни ещё с XVII веков. В те времена внутри собора можно было увидеть украшенные фресками столбы, стены и своды. В XVIII веке фрески были сильно повреждены, поэтому их пришлось буквально стирать со стен. Сделано это было благодаря штукатурке и побелке. После этого стены украшала новая серия фресок (сделанные маслом), еще красивее и профессиональней чем прежде. В процессе постоянных реставраций и ремонтов, лишь на некоторых участках можно найти частицы давних рисунков. Одной из самых ценных считают фреску, на которой изображены члены семьи Ярослава Мудрого (их можно найти на южной стене). Если говорить об украшении мозаиками, то здесь храниться одна из самых красивых в мире. Глянув на нее, вы увидите изображение Оранты - Богоматери, которая поднимает руки в своей молитве (эту мозаику называют - «Нерушимая стена»).

Многие туристы не знают, что колокольня собора была построена самим гетманом Иваном Мазепой. Колокольня достигает высоты в 76 метров. В середине можно увидеть один из самых больших колоколов (весом в 13 тонн) собора названным в честь гетмана. А Ярослав Мудрый на территории собора создал первую в Руси библиотеку, которая сильнейшим позитивным образом повлияла на формирование будущей системы образования.

За всю историю существования миллионы людей оставляли свои молитвы в стенах Софийского собора. Киев является одним из наиболее посещаемых городов частично благодаря этому месту. Ведь многие верят, в то, что стены собора способны излечивать, а присутствующий там дух обязательно «услышит» сказанные молитвы. На территории собора за всю его историю происходило около 100 захоронений, но спустя годы, они были утрачены. Сейчас, туристам предлагают посмотреть на захоронение Ярослава Мудрого, а также его супруги.

В наше время Собор Святой Софии в Киеве можно посетить когда угодно, но советуем выбрать компанию сайт. Мы не только доставим вас в наиболее посещаемое место на Украине, но и проведем экскурсию. В каждой экскурсионной программе вам предложат окунуться в религиозный мир собора. Важность этого места оценивается даже ЮНЕСКО, который в 1990 году, включил собор в Список объектов мирового культурного наследия. Например, только на реставрацию главного иконостаса собора под названием «Царские врата» в 2008 году ушло более 100 килограмм серебра! Святыней храма считают «Шапку Мономаха», подаренную Мономаху самим византийским императором. Одними из самых странных сбережений собора считаются кисти рук святой великомученицы Варвары и челюсть крестителя Руси князя Владимира. И кто знает, сколько еще диковинок и секретов вмещает в своих стенах великий собор?

Собор Святой Софии (Софийский собор ) - храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым.

На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII-XVIII веков.

Был действующим храмом до 1929 г., в 1934 г. стал музеем – Софийским заповедником. Ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская», одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ в., Кирилловскую церковь ХІІ в. и Андреевскую церковь ХVIII в. В Киеве и Судакскую крепость с памятниками VI-XV вв. в Крыму.

В 1990 г. Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым, внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, памятником архитектуры на территории Украины. Поскольку здание собора - часть Национального заповедника «София Киевская» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения.

Исключение составляет день 24 августа - День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года); 22 ноября 2006 года Священный Синод Украинской православной церкви (Московский патриархат) заявил о невозможности для себя участвовать в такого рода мероприятиях. К ансамблю Софийского собора относятся включенные вместе с ним в список ЮНЕСКО монастырские сооружения XVIII в. – колокольня, южная въездная башня, трапезная, хлебня, бурса, Дом митрополита и ворота Заборовского.

История

Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Так, в «Повести временных лет» повествуется о закладке в 1037 году сразу нескольких крупных построек - укреплений с Золотыми воротами, Софийского собора, надвратной Благовещенской церкви, монастырей Святого Георгия и Святой Ирины.

По убеждению академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, эта «хрестоматийная» запись – вовсе не фиксация факта, а «Похвала» Ярославу, подытоживающая его строительную деятельность за все годы правления и составленная после 1051 г. Более раннее известие, сохранившееся в Новгородской первой летописи, возникшей, по мнению исследователя летописания академика Алексея Александровича Шахматова, в 1017 г., указывает этот год как дату закладки Софии Киевской.

В то же время, Киевский митрополит Иларион – современник появления Софии – свидетельствует, что в деле её создания Ярослав завершил начинание Владимира Святославича, а немецкий хронист Титмар Мерзебургский (ум. 1018) упоминает под 1017/18 гг. уже действующий Софийский монастырь в Киеве как резиденцию Киевского митрополита.

Такое разноречие источников породило 200-летнюю дискуссию о времени постройки Софии Киевской: одни исследователи принимают дату 1017 год за время основания собора, другие, считающие начало правления Ярослава неблагоприятным для его строительства, – 1037 год.

По версии историков Н.Н. Никитенко и В.В. Корниенко, выдвинутой на основании комплексного изучения письменных источников, архитектуры, монументальной живописи и древнейших надписей-граффити собора, он был возведен в 1011 – 1018 гг., на рубеже правлений Владимира и Ярослава: первый начал, а второй завершил создание Софии.Эта новая датировка, обострившая дискуссию получила значительный общественный резонанс и стала основанием для празднования 1000-летия Софии.

В сентябре 2011 г. по решению 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (октябрь 2009) и по Указу Президента Украины от 11 июня 2010 г. на международном и общегосударственном уровнях отмечено 1000-летие основания Софийского собора.

В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя. Несмотря на господство ордынцев, оставался митрополичьей резиденцией, духовным центром всей Руси. При митрополите Кирилле II (1242 – 1280) собор отремонтирован и упорядочен. В 1385-1390 гг. митрополит Киприан вновь восстановил его, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать.

В 1596 году собор переходит к Украинской грекокатолической (Униатской) церкви, в 1633 году годы отобран у неё киевским митрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. На рубеже XVII-XVIII веков при гетмане Иване Мазепе (1687-1709) и митрополите Варлааме (Ясинском) (1690-1707) был полностью восстановлен и перестроен извне в стиле украинского барокко. Работы по обновлению храма продолжались до 1740-х гг., когда при митрополите Рафаиле (Заборовском) он окончательно приобрёл нынешний облик.

Колокольня Софийского собора была построена в 1699-1706 гг. по заказу гетмана Ивана Мазепы и его сподвижника Варлаама (Ясинского). До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

В 1934 году году был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже – остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: южная въездная башня (начало XVIII века), построенные в 1722 – 1730 гг. трапезная, хлебня (пекарня, позже - консистория) и Дом митрополита, наконец, ворота Заборовского (1731 – 1745), братский корпус (кельи) (середина XVIII века.) и бурса (1763 – 1767).

В соборе проведены крупные реставрационные работы, открывшие грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок второго десятилетия XI века. В 1987 г. международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Архитектурные особенности

Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центральному куполу. Большой центральный купол на высоком барабане с 12 оконными проемами был окружён четырьмя меньшими, более низкими, ниже которых располагались остальные восемь куполов.

Купола имели окна и были покрыты листами свинца. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи - ещё более широкой одноярусной. Над внешней одноярусной галереей проходил открытый балкон-«гульбище». По углам с западной стороны возвышались две лестничные башни, ведущие на хоры – «полати». Длина и ширина собора без галерей 29 м, с галереями – 42 и 55 м.

Архитектура интерьера сохранилась с древности почти без изменений. Прямоугольное в плане здание делится крестчатыми столбами на пять продольных коридоров-нефов, которые пересекаются поперечными коридорами – трансептами. Пересечение центрального нефа и трансепта, которые вдвое шире боковых нефов, образует в интерьере собора пространственный крест, над центром которого возвышается купол.

Высота от уровня древнего пола до зенита главного купола 29 м, диаметр купола – 7,7 м. Центр храма с северной, западной и южной стороны окружают обширные П-образные княжеские хоры. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Собор сложен в византийской технике смешанной кладки (opus mixtum) из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), уложенных на розовом известково-цемяночном растворе. Фасады храма не штукатурились, кладка оставалась открытой. Для того, чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены зондажи – участки раскрытой древней кладки.

Собор строился константинопольскими зодчими, хотя ему нет прямых аналогов в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были меньшими, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что местной властью перед византийцами была поставлена задача создания великолепного собора для торжественных церемоний, главного, наибольшего храма Руси(Великой Руси), которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления световых (прорезанных окнами) барабанов глав для их освещения. Роскошные залитые светом хоры дворцового типа, где во время служб находился князь и его окружение, – тоже результат заказа киевского правителя.

В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе - Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них - с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

В результате реставраций и перестроек XVII-XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был оштукатурен и побелен, укреплен по периметру опорными столбами-контрфорсами. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для (Южнорусского стиля)украинского барокко высокую грушевидную форму. Первоначальная структура собора наилучшим образом видна теперь со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, северная и южная – двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана в конце XVII в. при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму.

Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Интерьер

Интерьер собора сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века, выполненных византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. В древности мозаикой были выделены центральные купол и алтарь, где шло богослужение, все остальные участки храма украшала фреска. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела.

Из них в мозаике сохранился лишь один - в голубых одеждах, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры двенадцати апостолов (с XI века сохранилась только верхняя часть фигуры апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты.

Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников: уцелело 10 мозаичных медальонов на южной арке и 5 – на северной. Самая известная мозаика собора - Богородица «Нерушимая Стена» - находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия - причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители - древние святые епископы, Отцы Церкви.

На столбах триумфальной (алтарной) арки сохранилось изображение Благовещения (на северном столбе – фигура архангела Гавриила, на южном - Богоматери). Мозаика, как и другие мозаичные и фресковые сюжеты собора, датируется временем его создания и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.

Остальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники (христологический цикл), соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых тройных аркадах и западных стенах трансепта) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (Протоевангелие Иакова), деяния апостола Петра, житие святого Георгия, деяния архангела Михаила, соответственно с освящениями алтарей этих приделов.

На стенах и многочисленных столбах собора представлены образы святых, составляющих огромный христианский пантеон (свыше 500 персонажей). Своды и малые купола украшены изображениями сил небесных, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов. На трех стенах центрального нефа, т.е. в западной части подкупольного креста, находился огромный княжеский групповой портрет, изображавший парадный выход в храм семьи киевского князя.

От этой наибольшей фресковой композиции храма частично сохранились лишь боковые части – 4 фигуры на южной стене и 2 на северной, представляющие княжичей и княжон. Центральная часть фрески, где были изображены князь с моделью храма и княгиня, утрачена, поскольку она находилась на западной тройной аркаде, разобранной в конце XVII в. Композиция гипотетически реконструируется с помощью рисунка голландского художника Абрагама ван Вестерфельда (1651 год).

Персонажей этой фрески определяют по-разному, но портрет традиционно определяют как изображение семьи Ярослава, хотя никаких данных для этого не сохранилось. В современной науке существует точка зрения (профессора Надежды Никитенко), что на фреске представлена семья Владимира как крестителя Руси и основателя Софийского собора.

Наиболее необычны изображения в лестничных башнях. Здесь представлены сцены византийской придворной жизни, состязания на константинопольском ипподроме, музыканты, охота. С. А. Высоцкий определяет эти фрески как изображение приема княгини Ольги императором Константином Багрянородным. Н.Н. Никитенко – как триумфальный цикл, иллюстрирующий заключение на рубеже 987-988 гг. династического брака заказчиков фресок – княжеской четы Владимира и Анны. Этот брак положил начало крещению Руси, храмом-мемориалом которого является София Киевская.

Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI-XII веков. Граффити Софии Киевской представляют собой ценнейшие памятники письменности и уникальный исторический источник. На сегодняшний день в Софии обнаружено свыше 7000 граффити, начиная со второго десятилетия XI – до начала XVIII вв., среди них – 11 древнейших, которые содержат даты с 1018 по 1036 год.

Некрополь

Собор, а также его территория были местом погребения в течение XI – XX вв. В древнейшее время здесь похоронили нескольких князей, позже – ряд митрополитов. В XI-XII веках. здесь были устроены две княжеские усыпальницы – Ярослава Мудрого, а также родовая усыпальница его сына Всеволода. Всего в соборе осуществлено 5 княжеских захоронений: Ярослава Мудрого (1054), Всеволода (1093) и Всеволодовичей – Ростислава Всеволодовича (1093), Владимира Всеволодовича Мономаха (1125), Вячеслава Владимировича (1154).

Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого сохранился; 10 сентября 2009 года состоялось научное вскрытие саркофага: последующая экспертиза показала отсутствие в нем останков Ярослава (до того саркофаг Ярослава Мудрого ученые вскрывали трижды: в 1936, 1939 и 1964 годах). С именем Владимира Мономаха предположительно связывают вторую мраморную гробницу, сохранившуюся в соборе с древности – она дошла до нас пустой, без крышки. Остальные княжеские гробницы были утрачены.

В 1240 году в соборе был похоронен митрополит Кирилл II, в захоронении которого археологи нашли древнейшие уцелевшие фрагменты вышитых золотом тканей (сохраняются в фондах Софийского заповедника). В 1497 г. в Софии были положены мощи убитого татарами Священномученика Макария Киевского. Позже в Софии похоронили много сделавших для неё иерархов: в 1690 г. митрополита Гедеона (Четвертинского), а в большом подземном склепе – шесть митрополитов: Рафаила (Заборовского) (1747), Арсения (Могилянского) (1770), Гавриила (Кременецкого) (1783), Самуила (Миславского) (1796 г.), Иерофея (Малицкого) (1799) и Серапиона (Александровского) (1824).

В XIX веке здесь упокоились первый соборный протоиерей и знаменитый церковный оратор Иоанн Леванда (1814), а также митрополиты Евгений (Болховитинов) (1837) – зачинатель науки о Софии и Платон (Городецкий) (1891) – деятельный миссионер и церковный ученый. Есть сведения о наличии возле собора подземных помещений. Несколько раз, начиная с 1916 года, предпринимались лишь отдельные попытки их исследования, но оно так и не было завершено. Согласно одной из версий, в этих подземельях могла храниться легендарная «Библиотека Ярослава Мудрого».

Софийский собор в монетах

  • В 1988 году Софийский собор изображен на монете СССР номиналом пять рублей.
  • В 1997 году Национальный банк Украины выпустил золотые (999,9 пробы) памятные монеты "Оранта" весом 3,11 гр., 7,78 гр., 15,55 гр., 31 гр. и номиналом соответственно 50 гривен, 125 гривен, 250 гривен и 500 гривен. На аверсе всех четырех номиналов монет изображен Софийский собор.
  • В 2011 году Национальный банк Украины выпустил серебряную монеты «1000-летие основания Софийского собора» массой 500 грамм и номиналом 50 гривен.


Софийский собор – один из символов архитектуры Киевской Руси и одна из изюминок современного Киева. Построено чудо древнего зодчества было в XI веке. Софийский собор в Киеве был построен при князе Ярославе Мудром.

Софийский собор в Киеве: описание

Приказ о возведении собора отдал Ярослав Мудрый в честь победы над войском печенегов. Согласно же летописям, которые, однако, были написаны после его возведения, датой начала стройки считают 1017 или 1037 годы. По другой версии начали возводить в 1011 году, в результате чего в 2011-м было отпраздновано его 1000-летие. Построен он по-византийски — смешанной кладкой.

После возведения он стал резиденцией митрополита, которой и оставался до конца XIII века, когда это право получил Владимир, ставший тогда новым центром Руси.

Одной из причин переноса стало то, что в 1240-м году был разрушен после взятия Киева воинами Батыя. Позже собор восстановили. Еще раз он подвергся реконструкции в 1385-90 годах. Однако это не помешало зданию 3 века провести в запустении. В это время храм подвергался разграблению со стороны крымских татар.


В 1596 году Софийский собор (Киев) переходит во владение униатской церкви, но через 37 лет митрополит киевский Пётр вернул его назад и основал там мужской монастырь.
Если вы хотите прикоснуться к древним русским традициям, то не обязательно отправляться на осмотр древних храмов или Кремлей (городских крепостей на Руси). Можно просто пойти и истопить баню. Здесь выбирайте баню на свой вкус.

Софийский собор в Киеве сегодня

Вначале здание предстало люду 13-купольным, но позже число куполов довели до 19-ти. В 17 веке здание существенно обновили и перестроили согласно традициям бывшего тогда в моде стиля барокко. Архитектором стал Октавиано Манчини. В итоге купола получили грушевидную форму, на стенах появилась лепнина, были возвращены фрески и иконы.
Во время Октябрьской революции началась борьба за храм, цель которой была в том, что каждый стремился назвать себя истинным митрополитом. Ввиду этого превратили в музей.


Возобновили богослужения в храме только после распада СССР. Чуть позже собор попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и теперь службы там проводят только по большим исключениям.

В соборе наряду с работами мастеров поздних периодов можно увидеть и работы оригинальных зодчих. Так, на куполе, арках и столпах осталась мозаика XI века. Всего в мозаике собора насчитывается 177 цветов.

Софийский собор в Киеве, собор св. Софии (заложен в 1037), выдающийся памятник древнерусской архитектуры, главное культовое и общественное здание Киевской Руси; главный храм киевских митрополитов. С. с., выстроенный преимущественно из плинфы, большой (37 Х 55 м) пятинефный с 5 апсидами 13-главый крестово-купольный храм, со ступенчатым построением основных сводов. Окружен с 3 сторон двухъярусными галереями. В галереи с З. встроены 2 башни, лестницы которых ведут на просторные хоры. Свой нынешний облик в формах украинского барокко собор приобрёл после перестройки в конце 17 в. - 1707. В интерьере сохранились мозаика и фрески 11 в. В советское время С. с. реставрирован. В 1934 создан архитектурно-исторический музей-заповедник «Софийский музей», включающий, кроме самого С. с., окружающий его ансамбль построек 17-18 вв. См. также Киевская Русь.

Собор Святой Софии (Софийский собор) был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая Оранта.

Софийский собор представляет собой пятинефный пятиапсидный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он окружён двухъярусными галереями. Сложен из плинфы - широких, тонких кирпичей. Длина собора без галерей 29,5 м, ширина - 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина подкупольного квадрата 7,6 м.

Строился константинопольскими строителями при участии киевских мастеров. Между тем, невозможно найти прямых аналогов Софийского собора в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были обычно меньше, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что перед византийцами была поставлена задача создания большого храма для торжественных церемоний, главного храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века. В центральном куполе располагается мозаика с изображением Христа, по сторонам от него - архангелы. Из них лишь один древний мозаичный, остальные не сохранились и дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. На барабане изображены фигуры апостолов, ниже, на парусах купола, находятся евангелисты. Среди них с древних времён сохранились лишь апостол Павел и евангелист Марк.

Самая известная мозаика собора - Богоматерь Оранта, находящаяся в конхе (сводчатой части) алтарной апсиды.

Галереи собора украшены фресками, на верхних изображены дочери (южная стена) и сыновья (северная) Ярослава Мудрого. На западной стене, разобранной в конце XVII века, находились изображения самого Ярослава с макетом собра в руке и его супруги Ирины. Стены и своды лестничных башен несут на себе фрески светского характера, изображающие сцены жизни византийских императоров.

Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI-XII веков.

В соборе, а также на его территории расположено около 100 захоронений. В их числе могилы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

В 1240 Софийский собор был разграблен воинами Батыя, после чего более пяти веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1596 собор переходит к Украинской греко-католической (Униатской) церкви, 1630-е годы отобран у неё киевским митрополитом Пётром Могилой, который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик.

В 1934 архитектурный комплекс, куда помимо Софийского собора входит колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и консистория, был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей». Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Адрес: Украина, г. Киев
Дата основания, начало строительства: 1011 - 1037 год
Координаты: 50°27"10.4"N 30°30"51.3"E

Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Этот храм считался главным храмом Киевской Руси, был её культурным, политическим и религиозным центром.

Именно здесь проходил процесс посвящения в митрополиты, процесс восхождения на княжеский престол, принимались послы и проходили церковные соборы.

Вид на соборную колокольню

История возникновения и существования Киевского Софийского собора

История возникновения этого собора запутана и неоднозначна. Дата строительства храма до сих пор не определена. Существует два различных мнения. В соответствии с первой версией строительство Софийского собора проводилось в период правления Владимира I Святославича, по второй – строительство началось при правлении его сына Ярослава Мудрого. Исторические данные свидетельствуют о том, что в Киевском Софийском соборе была основана Ярославом первая на Руси библиотека .

Согласно "Новгородской первой летописи", постройка Софийского собора была начата в 1017 году Ярославом Мудрым, однако, в "Повести временных лет" рассказывается о том, как Ярослав начал строительство церкви в 1037 году. В любом случае, достоверен факт, что в 1051 в нем побывал первый киевский митрополит, хиротонисан Илларион.

Вид на Софийский собор с колокольни

На протяжении всего периода существования, Софийский собор неоднократно разрушался, подвергался нападениям и разграблениям. В XI-XIII веках собор разоряли половцы и печенеги. В 1180 году, в результате пожара храм сильно пострадал. Однако наиболее серьёзные разрушения собору нанесли татаро-монголы, которыми руководил хан Батыя, в процессе захвата Киева в 1240 году. Тогда татаро-монголы разграбили Софийский собор. В 1497 году собор снова грабят теперь крымские татары. Только, начиная с XVII века, собор начинает возрождаться, а в 1688 году большой вклад в восстановление собора делает гетман Иван Мазепа. В XX-м веке древнему храмовому комплексу снова грозит опасность. Советская власть принимает решение уничтожить Софийский собор, однако вмешательство Франции, королева которой Анна (супруга Генриха I) была дочерью князя Ярослава Мудрого, предотвратило уничтожение реликвии.

Главный вход в собор

После спасения храма, был создан Софийский музей-заповедник, и начались исследовательские и реставрационные работы. Сегодня длина Софийского собора без галерей составляет около тридцати метров, ширина - 29,3 метра, величина подкупольного квадрата - семь с половиной метров, высота до вершины главного купола равна 29 метрам.

Архитектурные особенности собора

Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма . Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки. Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.

Вид собора с юго-востока

Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений. Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности.

Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков. Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв.м. фресок . Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь - Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).

Вид собора от трапезной

Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ - полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок. В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей. Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.

Вид на северо-восточный фасад собора

Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец - "Шапка Мономаха", который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя. В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения. Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.