Исаакиевский собор музейный комплекс. Четвёртый Исаакиевский собор - Современный. Исаакиевский собор — страницы фальсифицированной истории

Всего лишь на четыре года младше Санкт-Петербурга. Своим появлением, к ак и славный город на Неве, он обязан Петру Великому. Сегодня храм - один из самых величественных, красивых и крупных храмов не только Северной столицы, но и России, один из высочайших купольных сооружений мира. Однако его ожидала участь быть четырежды построенным заново на одном и том же месте.

Первый и второй храмы при Петре

Родился император 30 мая, в день почитания византийского монаха, причисленного к лику святых, Исаакия Далматского. Данная дата стала определяющей для имени собора. В этот день 1706 году Петр Первый приказал возвести на месте чертёжного амбара, расположенного в 20 метрах от Адмиралтейства и около 50 от Невы, деревянную церковь для рабочих верфи. Спустя год ее освятили в честь Исаакия Далматского – святого покровителя императора. Здесь он венчался с Екатериной Алексеевной.

Церковь постоянно улучшали и реставрировали, пока, наконец, не решили возвести новую. В 1717-м Пётр Первый сам заложил 1-ый камень в основание 2-ой Исаакиевской церкви. Увы, ей не довелось долго простоять. Воды Невы, размывая берег, разрушали фундамент. Плюс, от удара молнии в 1735 году в ней возник пожар, который нанес ей большой урон.

Третий храм – памятник “архи-нелепости”

Возведение третьего, храма началось при Екатерине Второй. Работами руководил архитектор Антонио Ринальди. Но его гениальный проект не был доведен до успешного завершения. Строительство закончилось на карнизах.

Вставший на трон Павел Первый приказал Винченцо Бренну срочно достроить храм. В спешке он получился напрочь неудачным. Роскошное мраморное основание Ринальди венчали низкие кирпичные стены Бренна. Прямо каламбур получился. Так и было. Собор вызывал волны смеха у жителей Петербурга. Масса ироничных эпиграмм современников было посвящено этому памятнику “архитектурной нелепости”. Однако во 2-ой год 19 века 3-й храм в честь Исаакия Далматского был освещен.

Четвертый и современный Исаакия

Через 7 лет Александр Первый объявил конкурс на строительство 4-го храма с сохранением престолов и фундамента прежнего. Но выполнить указ императора удалось не сразу. Лишь в 1818 году началось строительство по проекту молодого архитектора Огюста Монферрана, который с энтузиазмом принялся за дело. Ему принадлежит не только проект храма, но и разработка концепции обустройства. В храме установлен бюст Монферрану, выполненный из различных образцов камней, используемых в отделке.

Огюст Монферран в начале 19 века покинул родину и более сорока лет своей жизни посвятил России. Сразу по приезду в российский стольный град молодой француз показал Александру Первому альбом с рисунками уникальных храмов, отчего царь пришел в восторг и назначил Монферрана придворным архитектором, а также дал ему заказ на создание проекта нового храма.

Торжественно заложили его в 1818-м. Однако спустя 3 года пришлось приостановить работы. Причиной тому стала неопытность Монферрана. Возведение здания возобновили в 1825 году. К тому времени техническая часть документации подверглась качественным изменениям.

Чтобы исправить ошибки проекта, и внести в него значимые коррективы, собралась комиссия Академии художеств, состоящая из 13 выдающихся архитекторов той эпохи, включая Росси, Стасова, братьев Михайловых, Мельникова и прочих творческих личностей. Возвели храм в 1841 году. А на продолжении семнадцати лет работали над его обустройством.

Обустройство собора

Строительством и отделкой интерьеров Исаакия занимались выдающиеся и лучшие архитекторы, художники и скульпторы, мастера каменных дел, зодчие и строители, собранные со всех уголков Российской империи. Работы велись круглыми сутками при любых погодных условиях. Исходные достижения продемонстрировали высочайшее мастерство русских умельцев. Не зря Монферран восторгался смелостью, стойкостью и искусностью русских людей.

Ради создания рсокошной обители добра и света не поскупилась Русь матушка. С этой целью использовались ценнейшие материалы -14 разнообразных оттенков мрамора, в том числе рускеальский и тивдийский, огромное число цветных камней различных пород: гранит, яшма, шокшинский порфир, бадахшанский лазурит, уральский малахит, соломенская брекчия, шунгитовый аспидный сланец и другие. На декор потребовалось четыреста килограммов золота, тысячи тонн серебра и бронзы. На его возведение, в целом, ушло 23 миллиона золотых царских рублей.

Строительство храма, который предстает перед нами сегодня, длилось 40 лет. Идея его возведения заключена в словах, выписанных над северным портиком: "Господи, силою твоею возвеселится царь". Так, он был утверждением величия и непоколебимости власти императоров, и планировался местом для их служения Господу.

Завершилось царское время, и советские люди отдали дань своей эпохе, сделав Исаакиевский собор музейным памятником. С 1948 года храм стал музеем “Исаакиевский собор”.

В годы Великой Отечественной войны собору не удалось избежать бомбёжек. Хотя он сумел спасти в блокадное дни свои экспонаты и еще очень многие другие, перевезенные сюда из музеев Ленинграда и области.

К 1960-му Исаакий отреставрировали. На куполе была организована смотровая площадка. Вид с нее открывался на весь исторический центр мегаполиса. Внутри храма стоял маятник Фуко, наглядно демонстрировавший вращение Земли. Позже его демонтировали.

Жизнь собора после союза и сейчас

Службы в Исаакиевском соборе возобновили в 90-м прошлого века, сейчас они постоянно проходят. Его “выгодное местоположение” - между 2-х крупнейших площадей – одноимённой и Декабристов - позволяет оценить достоинства оного ещё издалека. Неспроста ведь говорят, что великое видится на расстоянии. Собор являет собой образец позднего классицизма, сочетающий в себе эклектику из византийского стиля и неоренессанса.

Четыре колокольни по углам здания уводят взор к грандиозному позолоченному куполу. Его восхитительный вид открывается отовсюду. На этом фоне пропорция Исаакия кажется идеальной и не слишком тяжеловесной скульптура, в которой преобладают массивные портики с огромными колоннами. Однако внутреннего величия и харизматичной полноты Исаакию не занимать. Он был и остаётся высотной доминантой центральной части города, его уникальнейшим архитектурным и святым сооружением.

На основании информации из учебников по Истории России и других стран у нас формируется представление о нашей стране и нашем месте в историческом процессе.

Возникают устойчивые психологические реакции на целые периоды истории или какие-либо события.

Чем-то мы гордимся, но в большинстве случаев, нас заставляют каяться и извиняться за наше, якобы страшное, прошлое. И почему-то больше всего покаяния от нас требуют некие третьи лица – полностью непричастные к происходившим событиям.

Они постоянно твердят о какой-то «ответственности перед прошлым», о моральном долге перед одним или другим народом и т.д.

При этом ранее проведённые исследования с применением Технологического метода реконструирования прошлого позволяют нам точно сказать, что большинство сегодняшних «исторических фактов» просто придумано. Нам сочинили исторические мифы и сказки, в которые мы поверили в силу разных причин, и теперь за них нас ещё и заставляют расплачиваться.

Исследования современных российских специалистов в технических науках привели к выводу о том, что строительство самых величественных зданий и монументов Санкт-Петербурга не могло происходить в 18 или 19 веках, если верить данным историков об уровне развития в то время металлургии, машиностроения, станкостроения, транспортных средств, а также уровню экономического и культурного развития Российской империи.

Если Вы будете самостоятельно изучать историю строительства любого крупного объекта в городе Санкт-Петербурге, то обязательно наткнётесь на заезжего иностранца.

Вам опишут последовательность строительства объекта, для правдоподобности добавят одно или два ЧП на стройке (как отравившихся ртутью 86 строителей или умерших 100 тысяч человек на строительстве Исаакиевского собора). Но при этом полностью пропустят момент о том, как, какой технологией и какими мастерскими обрабатывались изделия из природного камня (гранита или мрамора), придумают неизвестно что, и даже картину нарисуют.

Так, на странице 96 книги Монферана по Исаакиевскому собору, вы можете узнать, что колонны сразу круглыми вытаскивают из каменоломен.

При этом якобы используют технологии древнего Египта.

Сегодня речь пойдёт о красивейшем храме Петербурга. Многие знают и восхищаются Исаакиевским Собором.

Для начала берём историю строительства Собора, описанную в Википедии. По официальной версии, собор, который сегодня украшает Исаакиевскую площадь, является четвёртым строением. А начиналось всё с маленькой церквушки Исаакия Далматского, которая строилась для рабочих Адмиралтейских верфей по приказу Петра I. В августе 1717 года была заложена каменная церковь во имя Исаакия Далматского. Царь Петр I закладывает первый камень. При Екатерине II в 1766-68 годах начали строить третий Храм во имя Исаакия, который был достроен уже при Павле I, но оказался приземистым, нелепым и негармоничным.

Можно проследить важные факты строительства четвёртого здания Исаакиевского Собора:

1818 год - был утверждён проект;

1828 год - начало установки первых колонн;

1837 год - установка верхних колонн;

1838 год - начато золочение куполов, которое длилось до 1841 года;

1858 год - освящение собора.

Лишь один малоизвестный факт перечёркивает стройную череду многих лет строительства Исаакиевского Собора. Можно сопоставить два значимых события - открытие Александровской Колонны состоялось в 1834 году. А в 1836 году в Париже выходит в свет книга об Александровской колонне, - снова Париж! Вот кому уж была интересна история России. В книге на странице 86 есть литография Александровской Колонны. На дальнем плане гравюры хорошо прорисован Исаакиевский собор. Но это был 1836 год, а по официальным данным в 1836-м году ещё даже не были установлены верхние колонны. Это вымысел художника-гравировщика, или сознательное искажение исторических событий?

Совершим небольшую экскурсию к Исаакиевскому Собору. Если обходить этот собор по кругу, то со стороны Вознесенского проспекта мы увидим колонны, повреждённые снарядами немецкой артиллерии в годы Великой Отечественной войны. Эти колонны не ремонтировались, хотя в Исаакиевском Соборе в 1950-60 годах была проведена реставрация, и наличие следов от попадания снарядов в колоннах говорит о том, что мы сейчас не владеем технологиями ремонта монолитных изделий из гранита. Наши возможности по ремонту ограничиваются шпаклёвкой и покраской оштукатуренных стен.

Однако этот Собор примечателен ещё и тем, что в основании некоторых колонн имеются заплаты из гранита. Таких заплат со стороны Вознесенского проспекта – четыре. Если Вы видели, как устанавливают заплаты на асфальт, то Вы можете себе представить процесс установки подобной заплаты в заготовку колонны. Почему мы говорим «в заготовку»? Потому что установить такую заплату возможно только на этапе изготовления колонны, чтобы заместить дефекты, выявленные в ходе обработки цельного куска гранита – будущей колонны.

Такую операцию невозможно проделать вручную. А если судить по массе колонны, по разным источникам от 114 до 117 тонн, чистоте обработки и шлифовки колонны, то можно сделать вполне очевидный вывод о применении машинной технологии. По-другому, т.е. вручную, так обработать колонну невозможно. Во всяком случае, нам пока такие способы и технологи не известны. Инструмент должен быть твёрдосплавным и иметь большую скорость работы относительно изделия, поэтому говорить о паровом или водяном приводе такой машины не приходится.

Теоретически такой объект, как колонна весом несколько десятков тонн, можно сделать вручную, если очень долго и скрупулёзно возиться. Но любое неверное движение резцом оставит глубокую царапину или скол (а сколы – неизбежны), исправить который будет очень сложно, если вообще возможно. А вот повторить за короткое время эту операцию по изготовлению 64 раза – действительно невозможно.

Многие оппоненты предполагали, что колонны для Питерских Соборов были сделаны по бетонной технологии. Наличие технологических заплат на колоннах и структура материала указывает на то, что использовался именно монолитный материал.

Ну а дальнейшая транспортировка тоже отдельного слова стоит. Готовые колонны доставляли на кораблях, разгружали вручную при помощи ломов и веревок, а дальше перегружали на специально ради этого построенную железную дорогу и подвозили прямо до точки установки. Только историки забывают про массу – каждая колонна весит 64 тонны! Как раз для ручной разгрузки.

В официальных источниках нет упоминания о подъёмных машин при строительстве Исаакиевского собора. Вес колонн верхней колоннады – 64 тонны, а высота колоннады 41 метр. Для сравнения скажу, что это высота 14-го этажа. Если с версией ручной установки нижней колоннады из колонн весом 114-117 тонн ещё можно как-то согласиться (чисто теоретически), то все попытки объяснения ручной (без машинной) сборки верхней колоннады не выдерживают критики.

Внутри Собора можно увидеть еще одну диковинку: малахитовые колонны , поражающие взор величием и красотой. Середина 19 века считается историками вершиной малахитовой эпохи. В те годы промышленники Демидовы имели в Петербурге свою камнерезную фабрику. Историки пишут, что малахитовые изделия фабрики Демидовых приводили в восторг и удивление всемирную публику, толпами стремившуюся увидеть это чудо... Переход от брошки, которую украшает малахит как драгоценный камень, к колоссальным дверям казался непостижимым: отказывались верить, что эти двери были сделаны из того же самого материала, который привыкли считать драгоценным". На колонны Исаакиевского собора Демидов поставил все свои запасы малахита и обвалил рынок. «Стоимость камня и его статус резко упали, добыча малахита стала экономически невыгодной и прекратилась. Но уральская легенда объясняет все по своему. Хозяйка Медной горы - языческое божество - была оскорблена тем, что ее камень пошел на строительство православного Собора и просто обрушила все запасы малахита в недосягаемые недра. После колонн Исаакия больше не было таких грандиозных малахитовых изделий». Вот так историки легко переходят от фактов к мистике.

Проверим, есть ли документальные свидетельства того, что Исаакиевский Собор стоял задолго до 1858 года - официального момента окончания строительства.

Документ первый:

Б. Патерсен. Вид на Исаакиевский мост и Сенатскую площадь со стороны Васильевского острова. 1803 г. Этот художник видел готовый собор за 55 лет до окончания его строительства.

Документ второй:

Вид на Исаакиевский мост и новый собор. Литография по рисунку Г. Треттера. 1820-е гг.

Литография Г.Треттера 20-е

Документ третий:

М. Н. Воробьев. Исаакиевский собор и памятник Петру. 1844 г.

Тут мы узнаём, что в 1844 году надписи на камне, что это памятник Петру I, который сделала Екатерина II, ещё нет. Что опять таки наводит на определённые размышления о правдивости официальной версии строительства Медного Всадника.

Документ седьмой

Литография из альбома Монферрана, якобы архитектора Исаакиевского Собора, последняя страница. Парад на дворцовой площади в честь открытия Александрийской колонны 30 августа 1834 года. Несмотря на то, что Монферран достоил Собор только в 1858 году, он изображает его в готовом виде в 1834 году. Удивительное рядом.

Имеем 7 свидетельств разных людей, включая самого якобы архитектора о том, что Исаакиевский собор стоял задолго до официальной даты его открытия.

По всей видимости, в 19 веке под руководством Монферрана осуществлялись работы по реконструкции или реставрации древнего Храма.

Результаты всех этих наблюдений и исследований не укладываются в те представления, которые нам навязала официальная историческая наука. Большинство учёных-историков строят свои заключения на основе официальной версии хронологии, не подозревая, что в основе неё лежат сфальсифицированные документы и представления.

P/S/

А это Казанский собор:


Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – православный храм с многовековой историей, «жемчужина» мировой и отечественной архитектуры. Посвящен святому Исаакию Далматскому. Исаакиевский собор, фото которого представлены на нашем сайте, является одним из символов Петербурга. Его золоченный купол и высокий барабан видны еще с Финского залива.

Исаакиевский собор. История создания

История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге насчитывает более 300 лет. Над ним трудилось множество именитых архитекторов, живописцев, инженеров, скульпторов, ломщиков гранита и камнерезов.

Исаакиевский собор в Петербурге: начало

В XVII веке берега Невы подвергались частым подтоплениям и не подходили для заселения. Но молодой Петербург должен был расти, поэтому Петр I распорядился возвести здесь Адмиралтейство – центральную верфь страны.

Ее строительством занималось более 10 тысяч человек, которым требовались место для обращения к Богу. Но храмов, куда могли бы ходить люди, рядом не было. В конце 1706 года Петр I приказал найти помещение и переоборудовать его под церковь. Выбор пал на большой амбар, расположенный с западной стороны Адмиралтейства.

Первая Исаакиевская церковь создавалась под руководством графа Апраскина Ф. М., а проектирование шпиля занимался архитектор Х. ван Болес. Храм получился одноэтажным, с небольшой колокольней. Высота Исаакиевского собора была 4-4,5 м. Крыша покрыта восково-битумной водонепроницаемой смесью, которую использовали для пропитки днищ кораблей.

Создание храма заняло всего 3 месяца. Освятили его в мае 1707 года именем святого Исаакия Далматского, которого Петр I считал своим покровителем. Государь придавал Исаакиевской церкви большое значение. В 1712 году здесь произошло его венчание с Екатериной Алексеевной, а в 1723 году царь издал указ, согласно которому моряки должны были присягать только в Исакиевом храме. Церковь прослужила городу больше 10 лет и была разобрана, когда стало ясно, что она очень мала для развивающегося Петербурга.

Вторая Исаакиевская церковь в Петербурге

Второй Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге был построен в 90 метрах к западу от Адмиралтейства по чертежам архитектора Г. И. Маттарнови. Официальная закладка первого камня произошла в августе 1717 года. Храм высотой несколько десятков метров имел куранты, шпиль и небольшой центральный купол.

Архитектор Исаакиевского собора Маттарнови умер в 1719 году, и работы возглавил Н. Ф. Гербель. Через 3 года храм подвели под крышу, а еще через пару лет закончили сооружение купола и двух ярусов колокольни. С этого времени в соборе начали проводить службы. Куранты, шпиль и третий колокольный ярус доделали через 8 лет.

Ширина церкви составляла 17,5 м, высота колокольни – 24 м, сечение стен – 1,5 м. Главной «изюминкой» интерьера являлся золоченый резной иконостас, выполненный из дерева по эскизу И. П. Зарудного.

К сожалению, строительство Исаакиевского собора происходило в неудачном месте. Неукрепленный прибрежный грунт периодически подмывался водами Невы, что вызывало неравномерную осадку и трещины. В мае 1735 года в церковь попала молния, вызвавшая сильный пожар. В процессе ремонтных работ стало ясно, что даже после восстановления храм будет разрушаться из-за постоянной осадки грунта. Собор решили демонтировать, а новый построить подальше от реки.

11 июня (30 мая ст.ст.) 1858 года состоялась торжественная церемония освящения Исаакиевского собора.

У Исаакиевского собора, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города, весьма драматичная судьба ‑ его строили четыре раза.

Первый, деревянный, возвели в 1707 году, еще при царе Петре I. Заложили храм в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, ‑ отсюда и название. Петр понимал, что деревянный храм долго не продержится, и в 1717 году поручил немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить стены на каменные. Новая церковь не имела индивидуальности, во многом повторяла Петропавловский собор, даже куранты на колокольнях обоих храмов были одинаковые. В 1735 году в собор ударила молния и начался пожар. В этом событии увидели "божье знамение", и храм был заброшен.

В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого "Медного всадника", памятника Петру. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но Ринальди заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I, поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ‑ Винченцо Бренне.

В 1816 году во время богослужения с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки, вызвав ужас среди верующих. Здание явно нуждалось в серьезном ремонте. Однако следующий император, Александр I, предпочел решить проблему кардинально и приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект.

С последним строительством Исаакиевского собора связана вся жизнь выдающегося французского архитектора Огюста Монферрана. Именно он представил на конкурс проект, поразивший воображение монарха. Монферрану и было доверено возводить новый Исаакий. Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах ‑ Александре I, Николае I и Александре II.

Работу сдерживал целый ряд причин ‑ многочисленные пожелания царей, неточные технические расчеты, а также то, что фундамент ставился на болоте. Пришлось забить в землю около 11 тысяч свай и положить на них в два ряда отесанные гранитные блоки. На этой мощной опорной подушке и возводился собор. Возникли проблемы и с установкой 48 монолитных гранитных столбов в 114 тонн весом каждый, которые предназначались для портиков. Усилиями тысяч крепостных эти колонны были доставлены в Петербург из Финляндии.

Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен. В марте 1822 года в присутствии царской семьи и толпы горожан была поднята первая колонна. Последнюю же поставили только через 8 лет, и лишь тогда началось строительство стен. Когда все уже двигалось к финалу, на крышу был поднят огромный сферический купол диаметром 22 метра. Его медную обшивку трижды заливали расплавленным золотом. На куполе был водружен крест внушительных размеров. Монферран отказался от традиционной для русских церквей колокольни, однако сохранил присущее им пятиглавие, расставив по углам здания башни с куполами. Каменная громада собора вместе с куполом и крестом поднялась над городом более чем на 100 метров.

Строительство собора завершилось в 1848 году, однако еще 10 лет понадобилось для отделки интерьера. Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной церкви, состоялись 11 июня (30 мая по ст. ст.) 1858 года.

Интересные факты .

Работы по сооружению фундамента собора продолжались пять лет и на них было задействовано 125 тысяч рабочих ‑ каменщиков, плотников, кузнецов. На каменоломнях острова Пютерлакс под Выборгом шла вырубка гранитных монолитов для колонн. Работы велись круглый год.

В каменоломнях Карелии осуществлялась добыча огромных гранитных блоков весом от 64 до 114 тонн. Гранитные монолиты для колонн четырех портиков и мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора добывались на Тивдийских и Рускольских мраморных ломках. Первые располагались в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, а вторые ‑ в Сердобольском уезде Выборгской губернии. На Тивдийских ломках добывался светло и темнокрасный мрамор, а на Рускольских ‑ светлосерый с синеватыми прожилками.

Доставка этих блоков к месту строительства, возведение купола и установка 112 монолитных колонн, были труднейшими строительными операциями, потребовавшими от строителей множества технических нововведений. Когда один из инженеров, возводящих Исаакиевский собор, изобрел полезный механизм для облегчения труда строителей, он получил строжайший выговор за то, что не изобрел такую полезную штуку раньше, введя, тем самым, казну в напрасные расходы.

На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров.

Слабый запах благовоний, который улавливается в соборе, источают малахитовые пластинки, украшающие колонны главного алтаря. Мастера скрепляли их специальным составом на основе масла миро. Готовят миро по специальному рецепту, соединяя масло священного дерева мирры с красным вином и благовониями. Смесь варится на огне, в чистый четверг, и обычно используется для обряда миропомазания.

Процесс отделки Исаакиевского собора был сложным: особенно тяжело давалось золочение куполов, на отделку которых ушло 100 кг золота. Неотъемлемой частью золочения куполов собора было использование ртути, от ядовитых испарений которой погибло около 60 мастеров.

В связи с тем, что Исаакиевский собор строился необычайно долго, в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки, поскольку главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор. Возможно, это случайное совпадение, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Третий Исаакиевский собор был заложен 8 августа 1768 по проекту А. Ринальди, выполненному в духе раннего классицизма. Это было пятикупольное здание с высокой двухъярусной колокольней (позже колокола висели в боковых главках).
Деньги были отпущены, но строительство под руководством самого зодчего и его помощника А. Ф. Виста шло очень медленно, - к кончине Екатерины II собор был только подведен под карниз, хотя его стены внутри и снаружи уже были облицованы разного цвета финским и итальянским мрамором. Недовольный затянувшейся стройкой Павел I поручил арх. В. Бренна быстро завершить ее, упростив проект и заменив мрамор кирпичом. 30 мая 1802 митрополит Амвросий освятил в Высочайшем присутствии собор, который одновременно из придворного ведомства был передан епархиальному. Скульптурное убранство исполнили К. Альбани, П. П. Соколов и И. Шварц, лепное - Ф. Бернаскони, образа - Гуалтьери и А. И. Иванов, роспись - Ф. Д. Данилов.

Вопреки замыслу, вид наскоро завершенного собора оказался маловыразительным, и уже в 1809 среди столичных зодчих был объявлен конкурс на его перестройку, который не имел положительного результата. В 1816 из-за аварийного состояния собора службы в нем прекратили и перенесли в ближайшую сенатскую церковь , а в 1822 - в Адмиралтейство, где был устроен новый храм свт. Спиридона Тримифунтского с иконостасом из придела собора.

В 1818 Александр I неожиданно утвердил проект, составленный молодым и еще неизвестным французским архитектором О. Монферраном, и 26 июля 1819 митрополитом Михаилом в Высочайшем присутствии новый собор был заложен. По замыслу зодчего восточная часть прежней постройки сохранялась, а из разобранной предполагалось возвести ограду со статуями русских святителей.
В 1822 из-за технического несовершенства проекта работу по подготовке фундамента приостановили, и при Академии художеств была создана специальная комиссия по исправлению проекта, в которую вошли известные зодчие: В. П. Стасов, А. И. Мельников, братья Михайловы, В. И. Беретти.

Предложения комиссии Монферран учел в новом проекте, утвержденном в 1825, и строительные работы продолжились. В марте 1828 была поднята первая гранитная колонна портика, весившая 114 тонн и сделанная из цельного монолита. Согласно оригинальной идее Монферрана колонны портиков устанавливали до кладки стен. В 1836 началось возведение перекрытий и огромного металлического купола, одного из крупнейших в мире, на позолоту которого пошло около 100 кг червонного золота. Под смотрением валдайского мастера И. М. Стуколкина в Петербурге из старых медных пятаков были отлиты одиннадцать колоколов, самый большой из которых (и величайший в столице) весил 1860 пудов. К 1841 собор был вчерне готов, и началась его отделка.
Облицованное серым рускольским мрамором здание во фронтонах украшено бронзовыми барельефами Ф. Лемера ("Воскресение Христово" и "Прп. Исаакий перед Императором Валентом") и И. П. Витали ("Прп. Исаакий благословляет Императора Феодосия" и "Поклонение волхвов", исполнившего также статуи апостолов и евангелистов по углам, ангелов со светильниками и портальные двери. Рельефы в нишах принадлежат двум другим скульпторам: П. К. Клодту и А. В. Логановскому, ангелы на балюстраде купола - И. Герману.

В соборе после его возведения ничего не менялось, шли только мозаичные и реставрационные работы, в том числе выпрямление колонн портиков в 1873-1881 по плану М. Е. Месмахера и под руководством И. В. Штрома.

30 мая 1858, в престольный праздник, митрополит Григорий освятил собор, который был объявлен кафедральным, отчего в нем всегда торжественно отмечались церковные праздники и царские дни. Особенно привлекали богомольцев два обряда: Торжество Православия (в первое воскресенье Великого поста) и Умовение ног (в Великий четверг). В Пасху зажигались светильники на крыше собора, - об этом позднее вспоминали многие горожане. 19 февраля архиерейской службой праздновалась годовщина освобождения крестьян; 11 мая, в день свв. Кирилла и Мефодия, Славянское благотворительное общество служило молебен о единстве славян. 30 августа из собора шел великолепный крестный ход по Невскому проспекту к лавре. Ранее он начинался в Казанском соборе.

В конце 1919 собор перешел под управление "двадцатки", а три года спустя был ограблен при пресловутом „изъятии церковных ценностей“, когда чекисты вывезли 48 кг золота и 2200 кг серебра. В 1923 и 1927 власти пытались закрыть собор из-за якобы "неправильной эксплуатации", но преуспели в этом лишь 14 июля 1928, отняв здание у обновленцев под предлогом плохого его состояния. 10 декабря 1930 в нем открылся антирелигиозный музей, проработавший семь лет. В том же году сняты и отданы в переплавку все колокола.

В 1957 после больших реставрационных работ, которые продолжались и позже, собор открылся как музей-памятник, охраняемый государством.
В июне 1991 зарегистрирована церковная община, а через год было принято решение о „совместном“ использовании собора верующими и музеем. Службы в нем совершались только по особым дням с разрешения дирекции музея. Обычно это делалось в престольный праздник и вечером в третий день Рождества и Пасхи. 12 сентября 2002 в левом приделе св. Александра Невского начались регулярные богослужения. (. 2010 г.и.C.55-57)