Интеллектуально познавательная игра умники и умницы. Умники и умницы

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Цель:

Повысить интеллектуальный уровень развития детей и расширить их кругозор.

Задачи:

1. Развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

2. Развить интерес к занятиям по разным предметам.

3. Воспитывать настойчивость, волю и упорство в достижении цели.

4. Выявить самого эрудированного ученика.

Ход мероприятия

I. Организационный момент .

Ведущий 1: Начинаем конкурс-игру «Умники и умницы».

Ведущий 2:

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Мы видим цель, и значит – нам дорога только ввысь!
У нас в запасе знания вершины покорять!
Мы – умники и умницы. Пришла пора играть!

Ведущий 2: В нашей игре принимают участие 3 команды………..

Ведущий 1:

Ответьте, рады быть вы здесь? (Да)
А знаний много у вас есть? (Да)
Смекалку взяли вы с собой? (Да)
Готовы вы на честный бой? (Да)
Поддержит верный друг в пути? (Да)
Вы вместе будете идти? (Да)

Ведущий 2:

Девочки и мальчики. Наш конкурс «Умники и умницы» состоит из четырёх этапов. Первый этап «Математический» перенесет вас в область математики. Второй этап «Грамотей» позовет юных филологов. Третий этап «Литературный» поможет нам узнать, насколько много вы читаете. Четвёртый этап «Любители природы» отправит нас в путешествие в мир природы.

На каждом этапе вас ждут 3 вопроса. Вы должны выбрать себе один из них. Количество баллов за вопрос вы выбираете сами. Жёлтая карточка-10 баллов, в неё входит один вопрос, зелёная – 20, состоит из двух вопросов и красная – 30 баллов имеет три вопроса.


Ведущий 1:

Пусть вам сегодня всю игру
Сопутствует успех!
Вперёд, друзья! Игра зовёт!
Болеем мы за всех!

Ведущий 2: Итак, начинаем первый этап «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ». Прошу команды выбрать задание.

1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)

Две сосиски варятся 6 минут. Сколько минут будут вариться 8 сосисок? (6 минут)

2 карточка (зелёная – 20 баллов)

1)Во дворе гуляли гуси и собаки. Мальчик посчитал их лапы. Всего 8 лап. Сколько было гусей и сколько собак? (1 собака, 2 гуся.)

2)В комнате стояло около стола 8 стульев. Два переставили к стенке. Сколько стульев стало в комнате?

(8 стульев)

3 карточка (красная – 30 баллов)

1)Ане подарили 8 книг. Все, кроме 5, она прочитала. Сколько книг ей осталось прочитать?

(5 книг)

2)Во дворе гуляли куры и одна собака. Всего гуляло 10 лап. Сколько было кур? (3 курицы)

3) Когда гусь стоит на двух ногах он весит 4 кг. Сколько килограммов будет весить, если встанет на одну ногу?

(4кг)

Ведущий 1: Внимание, начинаем второй этап «ГРАМОТЕЙ». Выбираем задания.

1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)

Из букв нужно составить правильно слово БИЬЛУНИДК (будильник)

2 карточка (зелёная – 20 баллов)

1) Из букв нужно составить правильно слово АОСНВМТКО (космонавт)

Ляжет палочкой на строчку-

Проходите по мосточку. (тире)

3 карточка (красная – 30 баллов)

1)Из букв нужно составить правильно слово БИЬЛУНИДК (будильник)

2) Отгадайте знак препинания:

На крохотное ушко

Похожа завитушка,

Велит нам постоять чуть-чуть

Выйдет на дорожку-

Всем подставит ножку. (запятая)

3) Расставьте слова в алфавитном порядке: город, весна, арбуз, снег, костёр, эскимо. (арбуз, весна, город, костёр, снег, эскимо)

Ведущий 2: Нас ждёт следующий этап «ЛИТЕРАТУРНЫЙ». Выбираем задания.

1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)

Что Буратино вытащил в Стране Дураков из кармана куртки, перед тем как положить туда золотой ключик? (пиявки)

2 карточка (зелёная – 20)

1) Имя папы Буратино (Карло)

2)Герой сказки, что жил у славного Дадона, «стерёг границы его царства» (Петушок)

3 карточка (красная – 30 баллов)

1) Сказочное дерево, у которого «И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. (дуб)

2) Прозвище дяди Степы (Каланча)

3) Волшебник, который всегда лезет в бутылку (Джинн)

Ведущий 1: Итак, ребята, последний этап нашей игры «Любители природы». Выбираем задания.

1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)

Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крест – накрест, и птенцов –то она выводит не летом, а зимой.

(клёст)

2 карточка (зелёная – 20)

1)Сколько ног у паука? (8)

2) Какой океан на Земле самый большой? (Тихий)

3 карточка (красная – 30 баллов)

1)У кого ухо на ноге? (у кузнечика)

2)У какой дикой кошки кисточки на ушах? (рысь)

3) Назовите любимое лакомство аистов. (лягушки)

Ведущий 2: Конкурс завершен. Слово для объявления количества баллов и имен команд-победительниц.

МКОУ «Клюквенская средняя общеобразовательная школа»

Интеллектуальная игра для младших школьников

«Умники и умницы»

Подготовила: Шаталина С.А.-учитель нач.кл

2013-2014 уч.г.

Цель конкурса-игры «Умники и умницы»: создание условий для становления изобретательного мышления, продуктивности деятельности, цифровой грамотности, эффективного общения и творческих способностей младших школьников.

Задачи конкурса-игры

  • активизировать познавательную деятельность детей;
  • способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли на русском языке;
  • создавать условия для развития самоорганизации, умения организовать свою деятельность, вербализации знаний;
  • содействовать развитию личной ответственности и коммуникативных умений при работе в команде.

Конкурс-игра «Умники и умницы» направлен на развитие следующих умений двадцать первого века:

  • Коммуникативные умения – способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее.
  • Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей.
  • Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами
  • Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
  • Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
  • Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества.

Планируемые результаты :

Личностные:

  • осознавать себя частью команды (заинтересованно и активно участвовать в коллективном деле);
  • объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты);

Метапредметные:

  • самостоятельно составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  • работать по коллективно составленному плану, общей договоренности.

Предметные :

  • усваивать первоначальные представления об особенностях различных профессий;
  • объяснять мир животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов, растений.
  • определять своё отношение к миру: доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
  • осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
  • использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления;
  • осознавать себя носителями родного языка;
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Этапы конкурса-игры

Конкурса-игра «Умники и умницы» проводится в пять этапов.

  • Первый этап «Разминка» (область общих знаний ).
  • Второй этап «Грамотей» (филология) .
  • Третий этап «Одень капитана» (профориентация ).
  • Четвёртый этап «Меткий стрелок» (математика ).
  • Пятый этап «Путешествия по планете» (окружающий мир ).

Приблизительная продолжительность конкурса-игры: 45-50 минут

Межпредметные связи: «Окружающий мир», «Филология (Русский язык)», «Математика и ИКТ».

Материалы и ресурсы, необходимые для проведения конкурса-игры.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, программное обеспечение, доступ в Интернет, Wi-Fi, персональные Maсbookи для каждой группы участников, лотерейный барабан, коробки, в которые сложены предметы, необходимые людям различных профессий.

Дидактические и раздаточные материалы: карточки с заданиями для лотерейного барабана.

Участники конкурса-игры: В конкурсе-игре принимают участие учащиеся 1–2 классов. Участники каждого учебного учреждения представляют команду из пяти человек (капитан и четыре члена команды).

Жюри конкурса-игры: Жюри формируется из учителей (воспитателей) участников игры-конкурса.

Задачи жюри :

  • оценивать деятельность команд по специально разработанным критериям;
  • оповещать участников о принятых решениях;
  • принимать участие в процедуре награждения победителей и участников.

По итогам пяти этапов жюри определяет победителей и награждает команды.

Комментарий для учителя. Презентация , сопровождающая ход конкурса-игры, состоит из 17 слайдов.

  • 1 слайд. Титульный
  • 2 слайд. Карта игры. По гиперссылкам можно переходить к выбранному слайду.
  • 3 слайд. Разминка. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 4 слайд. Грамотей. По гиперссылке открывается игра в Leaningapps. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 5 слайд. Меткий стрелок. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 6 слайд. Конкурс капитанов. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 7 слайд. Путешествие по планете. По гиперссылке можно перейти к нужному слайду. 1 – Лес. 2 – Пустыня. 3 –Океан. 4 – Луг . Переход на заключительный слайд осуществляется по стрелке.
  • 8 -11 слайды. Настроена система триггеров. Если кликнуть по картинке с изображением лишнего животного, то картинка исчезает. Если ответ неверный – картинка станет качаться.
  • 8 слайд. Лес . Возврат на седьмой слайд осуществляется по стрелке.
  • 9 слайд. Пустыня. Возврат на седьмой слайд осуществляется по стрелке.
  • 10 слайд. Океан. Возврат на седьмой слайд осуществляется по стрелке.
  • 11 слайд. Луг. Возврат на седьмой слайд осуществляется по стрелке.
  • 12. слайд. Заставка (титульный слайд).
  • 13 слайд. Поздравляем победителей.
  • 14-16 слайды. Источники (не демонстрируются)

Ход мероприятия

I. Организационный момент .

Слайд 1

Ведущий 1: Начинаем конкурс-игру «Умники и умницы».

Ведущий 2:

Ведущий 1: Оценивать наш конкурс будут ваши наставники.

Жюри занимает свои места и получает протоколы. Приложение 1

Ведущий 2: В нашей игре принимают участие…

Ведущий перечисляет названия образовательных учреждений, принимающих участие в игре.

Ведущий 2:

Ответьте, рады быть вы здесь? (Да)
А знаний много у вас есть? (Да)
Смекалку взяли вы с собой? (Да)
Готовы вы на честный бой? (Да)
Поддержит верный друг в пути? (Да)
Вы вместе будете идти? (Да)

Слайд 2

Ведущий 2: Девочки и мальчики. Наш конкурс «Умники и умницы» состоит из пяти этапов. Первый этап «Разминка» поможет вам показать ваши общие знания, кругозор, начитанность. Второй этап «Грамотей» позовет юных филологов. Третий этап «Одень капитана» посвящен разным профессиям. Возможно, он послужит для кого-то из вас ориентиром при выборе будущей профессии. Четвёртый этап «Меткий стрелок» перенесет вас в область математики. На пятом этапе вы отправитесь в «Путешествие по планете».

Ведущий 1:

Пусть вам сегодня всю игру
Сопутствует успех!
Вперёд, друзья! Игра зовёт!
Болеем мы за всех!

II. Первый этап

Слайд 3

Ведущий 2: Итак, начинаем первый этап «Разминка». Приложение 2

В лотерейный барабан вложены карточки с заданием. Представители каждой команды по очереди достают карточку с заданием. Команда совещается и дает ответ на поставленный вопрос.

Критерии оценивания первого этапа

III. Второй этап .

Слайд 4

Ведущий 1: Девочки и мальчики! Перед вами задание второго этапа «Грамотей». Это грамматический паззл. Он составлен из словарных слов. Выше и ниже игрового поля расположены буквы. Вам нужно выбрать букву и слово, в котором эта буква есть. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.

(У каждой команды Maсbook LearningApps.org/watch?v=gtd2m7ik)

Критерии оценивания второго этапа

IV. Третий этап .

Слайд 5

Ведущий 2: Наш третий этап – «Одень капитана». Приложение 3

У нас в гостях побывали люди пяти разных профессий. Их спецодежду и инструменты мы разложили в разные коробки. Похоже, мы что-то перепутали. Предлагаем вам внимательно рассмотреть содержимое ваших коробок и коробок ваших соперников. Найдите униформу для своего капитана и объясните, какую профессию он представляет. Будьте внимательны!

(В специальных коробках в хаотичном порядке разложены инструменты, униформа врача, повара, спортсмена, моряка, строителя. Есть предметы, которые не относятся ни к одной из перечисленных выше профессий).

Критерии оценивания третьего этапа

V. Четвертый этап. Часть первая .

Слайд 6

Четвертый этап состоит из двух частей.

Ведущий 1: Четвёртый этап – «Меткий стрелок». (Детям раздаются листы с заданиями. Приложение 4)

Ведущий 1: Предлагаем вам рассмотреть первую круглую мишень. Сделайте восемь выстрелов, заполните пропуски и впишите недостающие числа. В этом вам поможет таблица умножения. На выполнение задания даётся три минуты.

(После завершения работы бланки с выполненным заданием отдаются жюри.)

Критерии оценивания четвёртого этапа (1)

VI. Четвертый этап. Часть вторая .

Слайд 7

Ведущий 2: Предлагаем вам проверить меткость, использовав вторую мишень. Выпустите по четыре стрелы (выберите четыре числа) и наберите в сумме ровно 100 очков. Победит тот, кто сумеет найти больше вариантов.

Критерии оценивания четвёртого этапа (2)

VII. Пятый этап .

Слайд 8

Ведущий:

Карту мира мы возьмём,
Путешествие начнём
По морям, по океанам,
Странам и материкам.
(Автор стихотворения Елена Кныш)

Ведущий: Девочки и мальчики. Начинаем путешествие по планете. Будьте внимательны, потому что некоторые животные заблудились. Ваша задача определить, кто из животных попал в чужую среду обитания. Отгадайте загадку и вы узнаете, куда мы попали.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём!

Дети (первая команда) отвечают хором: Лес.

Слайд 9

Ведущий . Определите, кто из животных не должен жить в лесу. Если вы дадите правильный ответ, то лишнее животное отправляется в свою среду обитания. Если ответ неверный – картинка станет покачиваться.

На слайде изображён лес, в котором обитают павлин , белка, сорока, заяц, кенгуру , лось.

Слайд 10

Ведущий : Продолжаем наше путешествие.

В ней песков большие груды
Называются барханы,
И по ним идут верблюды,
Растянувшись караваном.

Дети (вторая команда) отвечают хором: Пустыня.

На слайде на фоне пустыни изображены верблюд, волк , змея, тушканчик, енот , ящерица.

Слайд 11

Ведущий:

Царство рыб, китов, кальмаров,
Звёзд морских, медуз, кораллов.

Дети (третья команда) отвечают хором: Океан.

На фоне океана изображены: щука , кит, акула, рак , морская звезда, кораллы .

Слайд 12

Ведущий:

Мы по ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И жёлт, и синь, и ал!

Дети (четвертая команда) отвечают хором: Луг.

На фоне луга изображены: мышь, олень , шмель, бабочка, перепелка, глухарь.

Критерии оценивания пятого этапа

VIII. Итог конкурса-игры «Умники и умницы» .

Ведущий 2: Конкурс завершен. Слово жюри для объявления количества баллов и имен команд-победительниц.

Вручение кубков и грамот.

Интеллектуальная игра в 4 классе: «Умники и умницы»

Цель.

Выявлять одаренных и талантливых детей, стимулировать развитие интеллектуальных и познавательных возможностей детей .

Развивать логическое мышление, умение быстро находить ответ на поставленные вопросы.

Формировать навыки работы в коллективе.

Воспитывать дружеские отношения с одноклассниками, прививать любовь к книге.

Оборудование: ребусы, игровое поле, жетоны, копилки.

I . Организация и проведение игры.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» проводится между командами классов одной параллели. Каждая команда состоит из 6 участников. Игра состоит из 5 конкурсов.

II . Условия игры.

I конкурс «Разминка»

Командам дается по 15 одинаковых вопросов. Время на обдумывание - 30 секунд.

Команды, которые знают ответы, фиксируют их на листе бумаги. По команде ведущего, который начинает читать вопросы, представители команд называют свой вариант ответа. Если ответ задерживается более чем на 2 секунды, то версия команды не учитывается. За правильный ответ начисляется один балл - жетон. Жетоны опускают в копилку команды.

1. Какой орган человека называют двигателем?

2. Сколько месяцев в году?

3. Что проходит по середине земли?

4. Сколько игроков в футбольной команде?

5. В какое время года происходили события в сказке «Дюймовочка»?

6. Сколько гномов встретила Белоснежка?

7. Кто руководит государством?

8. Главные герои мультфильма «Ну, погоди».

9. С его помощью гладят вещи.

10. Третья нота по порядку.

11. Президент России.

12. Без чего нельзя выступать в фигурном катании?

13. Темно-зеленая жидкость, которой заживляют раны.

14. Какое растение похоже на ежа?

15. Какого камня нет в море?

II конкурс «Верю - не верю»

Ведущий задает всем командам по 3 вопроса по формуле: «Верите ли вы, что...». Участники или соглашаются с утверждением, или нет. В случае правильного ответа команда получает 1 жетон.

Вопрос:

1. Правда ли, что стрижи спят, когда летают?

(Да. Когда заходит солнце, стрижи взлетают на большую высоту и спят во время полета. А на рассвете спускаются ближе к земле.)

2. Правда ли, что изголодавшиеся орлята поедают своих родителей?

(Нет. Взрослые орлы достаточно сильны, чтобы не допустить этого.)

3. Правда ли, что попугаи живут в одном гнезде с термитами?

(Да. Попугаи могут жить вместе с термитами.)

4. Правда ли, что скворцы вытирают свои перья после купания об овечью шерсть?

(Да. Шотландские скворцы после купания были замечены на овечьих шкурах, о которые они вытирались, как о полотенца.)

5. Могут ли змеи прыгать на высоту до 1 метра?

(Да. Гадюка, которая живет в Центральной Америке, может прыгать на высоту до 1 метра, нападая на свою жертву.)

6. Могут ли крокодилы влезать на деревья?

(Да. Молодые крокодилы хорошо влезают на деревья и очень часто отдыхают на ветвях.)

7. Правда ли, что, защищаясь от врагов, крокодилы становятся похожими на бревна?

(Нет, крокодилы действительно похожи на плывущие бревна. Они пользуются этим, чтобы подкрасться к своим жертвам.)

8. Правда ли, что кобра танцует под звуки свирели факира?

(Нет, кобра не слышит музыки.)

9. Правда ли, что в древние времена во время войны использовали ядовитых змей в качестве оружия?

(Да. Эта тактика часто приносила победу.)

III конкурс «Пойми меня»

В этом конкурсе участвуют двое учеников - члены команды. Член команды получает карточку, на которой написаны слова. Его задача - объяснить другому участнику конкурса за 1 минуту больше слов, не называя их. За каждое правильно понятное слово команда получает 1 жетон.

1 карточка 2 карточка 3 карточка

самолет цветок автомобиль

дерево лиса куст

медведь чайник зайчик

мороженое жара ложка

холод телефон ветер

часы птичка телевизор

шляпа зонтик перчатки

врач продавец учитель

IV конкурс «Знатоки ребусов»

Члены команд получают на карточках по 5 ребусов. За каждый разгаданный ребус получают 1 жетон.

V конкурс «Своя игра»

Командам предлагается игровое поле, разбитое на цветные квадраты (три темы - три разных цвета. В каждой теме по 6 вопросов). Команды смотрят на поле в течение 15 секунд, запоминая номер своей темы. Каждая команда выбирает свою тему по своему цвету. Очередь выбора своей темы определялась жюри перед началом конкурса по результатам предыдущих четырех конкурсов. Команды по памяти открывают квадраты с выбранной темой. Время на обдумывание ответа 10 секунд. Если команда открыла квадрат со своей темой, то, дав правильный ответ, она получает 2 балла. Если команда открыла квадрат с чужой темой, то, дав правильный ответ, она получает 3 балла. Если вопрос из общей темы - 1 балл.

1 тема - кулинария.

1. Коронное блюдо именинного стола.

2. Смесь белого цвета для заправки салатов, похожа на сметану.

3. Большой свадебный хлеб.

4. Как называется круглый пирожок с мясом, жареный на растительном масле?

5. Их делают из фарша, теста, специй, жарят в масле.

6. Человек, который выпекает пирожные, торты.

2 тема - техника

1. Автомобиль, который имеет много мест для перевозки пассажиров.

2. С помощью этого электроприбора сушат волосы.

3. Сельскохозяйственная машина, с помощью которой пашут землю.

4. Городской подземный транспорт.

5. Электроприбор, который нагревает и охлаждает воздух.

6. Человек, который разрабатывает и конструирует новые технические приборы.

3 тема - история

1. В какой стране ты живешь?

2. Как называется Основной закон государства?

4. В честь кого названа главная улица нашего города?

5. Фамилия первого человека космонавта.

6. Люди, которые утверждают законы и работают в Государственной Думе.

Общая тема

1. Что значит уменьшить число на несколько единиц?

2. Какими буквами никогда не начинаются слова?

3. Теплое помещение для выращивания овощей, цветов зимой.

4. Сколько дней в феврале?

6. Что появляется на яблоне вместо цветка?

7. Что у липы используют для заваривания лечебного чая?

8. Прибор, которым чертится круг.

9. Наименьшее число пятого десятка.

10. Как найти половину числа?

11. Как называются числа при делении?

12. Какой цветок зацветает первым?

13. Как называют тоненькие серебряные ниточки, которые летают осенью в воздухе?

14. Сколько ног у Колобка?

15. Как назвать пассажира, который едет без билета?

III . Подведение итогов.

Жюри подсчитывает количество собранных жетонов.

Определяет команду победителя игры.

Награждение победителей.

Познавательные игры

Материалы для внеурочной деятельности

Среднее общее образование

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

В формате популярной телеигры учащиеся закрепляют тему "Гражданская война", тренируют логическое мышление и находчивость, расширяют кругозор и демонстрируют знания, полученные на уроках и в ходе самоподготовки. Особое внимание уделяется воспитательному аспекту: осознанию трагизма братоубийственной войны. Задания игры представлены в виде презентации.

Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года» .

Игра «Умники и умницы» проведена в рамках недели истории посвященной 100-летию Великой российской революции.

Идея взята из известной телевизионной игры «Умники и умницы». Тема сформулирована по первой строке песни, которую пели и красные и белые на один мотив, но используя разные слова. Это символизирует трагедию гражданской войны. Люди, любившие свое Отечество, видели разное будущее для своей Родины. Об этих людях и составлены вопросы игры. Вопросы составлены так, чтобы участников была возможность догадаться о ком или о чем идет речь, размышляя логически и используя знания с уроков истории или самостоятельной подготовки.

Цели игры: Создать условия для узнавания учащимися известных деятелей российской революции, гражданской войны, для расширения кругозора, эрудиции, умения действовать в предложенных условиях выбора.

Описание ресурса

ПрезентацияPowerPoint2003 состоит из 55 слайдов:

1-й слайд - титульный;

2-20-й слайды - задания и ответы 1агона;

21-39-й слайды - задания и ответы 2 агона;

40-54-й слайды - задания и ответы 3 агона;

55 слайд - изречение римского поэта Марка Аннея Лукана « В гражданской войне всякая победа есть поражение»

Чтобы перейти в следующий агон, нужно кликнуть на название агона вверху слайда, тогда произойдет смена вопросов. При нажатии на название 3 агона произойдет переход на последнюю страницу презентации, где содержится выражение, которое может использовать ведущий для завершения игры и переходу к церемонии награждения победителей в каждом агоне и самых лучших теоретиков.

Участники игры

Игра состоит из двух агонов (состязаний), в ходе которых из 6 участников определятся два победителя.

Все остальные ребята - теоретики. В случае если участник затрудняется ответить, либо ответ неверен, вопрос переходит к «теоретикам». За правильные ответы теоретики получают жетоны. Для теоретиков предусмотрен агон №3.

Правила игры

Тема игры дается участникам заранее.

Перед каждым агоном проводится отборочный тур, чтобы распределить дорожки между участниками.

После отборочного тура каждый участник выбирает дорожку:

  • зелёная состоит из четырёх этапов, и на ней дважды можно давать неправильный ответ;
  • жёлтая - из трёх, но неправильных ответов может быть не более одного;
  • красная - из двух, но ошибаться нельзя.

Первый, кто прошёл все этапы своей дорожки, становится победителем. Превысивший предел допустимых ошибок игрок становится теоретиком.

Ответы оцениваются жюри, специальной комиссией, которая создается из преподавателей, можно ввести в жюри («ареопаг») приглашенных гостей. Жюри отмечают количество правильных ответов каждого агониста (Приложение 2).

При ответах агонистов и теоретиков именно жюри решает вопрос о переходе в следующий этап или о присуждении Медали (Приложение 1).

В игре предусмотрено 3 агона:

  • Тема 1 агона «Красные».
  • Тема 2 агона «Белые»
  • Тема 3 агона «Для теоретиков»

Вопросы для отборочного тура (конкурса красноречия) агонистам:

  • 1 агон: В чем была сила красные?
  • 2 агон: В чем была слабость белых?

Данные вопросы задаются участникам за день до игры. В отборочном туре каждый участник должен в течение 40 секунд высказать свою точку зрения, желательно аргументируя ее. Жюри оценивает выступление каждого.

Участник, который победил в конкурсе красноречия, первым выбирает дорожку, затем дорожку выбирает тот, кто занял второе место, последняя дорожка достается третьему.

Агонисты выбирают на табло любой вопрос. При клике мышки слово меняет цвет, поэтому второй раз его уже выбирать нельзя.

Дорожки можно сделать в помещении с помощью цветной бумаги, ленты и т.п.

Ход игры

Приветственное слово учителя. Представление жюри, первых агонистов. За соблюдением времени следит ведущий. Вопросы ведущий демонстрирует на экране и выразительно прочитывает. Затем показывает правильный ответ. Жюри фиксирует правильные ответы.

Агон 1 «Красные»

1. Троцкий утверждал: « В первый по-октябрьский период враги называли коммунистов, как известно, «кожаными», - по одежде».

Кто, по мнению Троцкого, оказался законодателем моды на кожаную одежду?

«Думаю, что во введении кожаной "формы" большую роль сыграл пример Свердлова. Сам он, во всяком случае, ходил в коже с ног до головы т.е. от сапог до кожаной фуражки. От него, как от центральной организационной фигуры, эта одежда, как-то отвечавшая характеру того времени, широко распространилась».

Л. Троцкий. «Яков Михайлович Свердлов»

2. В поэме «Хорошо» Маяковский пишет:

Юноше, обдумывающему житье,
решающему - сделать бы жизнь с кого,
скажу не задумываясь - "Делай ее
с товарища

Чье имя называет Владимир Маяковский?

Ответ: Дзержинский Ф.Э.

3. Народный комиссар по военным и морским делам, стреляя в мишень, в которую до него никому не удалось попасть, из 7 выстрелов выбил 59 очков. После чего, возвращая орудие, прокомментировал факт следующим высказыванием: «Нет плохого оружия, есть плохие стрелки».

Назовите фамилию этого наркома. Какое устойчивое словосочетание связано с этим эпизодом?

Ответ: Климент Ворошилов. Ворошиловские стрелки

4. Этот командарм, а с 1935 г. – маршал Красной армии признавался: «Нет ничего прекраснее музыки. Это моя вторая страсть, после военного дела». Его увлечением был ремонт и реставрация скрипок. В библиотеке имени Ленина хранится книга, изданная в 1929 году. Называется она "«Справка о грунтах и лаках для скрипок». В 1937 году маршал был репрессирован. В 1957 году реабилитирован.

Ответ: Тухачевский М.

5. Григорий Котовский был освобожден из тюрьмы в результате февральских событий. В марте 1917 году в Одесском оперном театре на аукционе были проданы, принадлежащие Г. Котовскому предметы. Ножные приобрел адвокат Гомберг за 3100 рублей, а ручные – хозяин кафе «Франкони» за 75 рублей. Позднее Котовский сам записал так: «Медовый месяц февральской революции. И буржуазия покупает мои…»

Что же купила буржуазия у Котовского?

Ответ: Сам Котовский писал: «Медовый месяц февральской революции. И буржуазия покупает мои кандалы »

6. В 1917 году большевики отменили все царские ордена и медали. Вместо них в качестве наград использовали ценные подарки, именные часы, личное оружие и даже известные по фильму «Офицеры» «боевые революционные шаровары». В 1918 году Советская власть ввела первую награду – орден Красного знамени. Назовите имя маршала СССР, который получил орден под № 1 за успешный рейд по Уралу против белых войск. В 1938 году он был объявлен «врагом народа», а в 1956 – реабилитирован.

Ответ: В. Блюхер

7. Поезд совершил 36 рейсов, прошел более 105 тысяч километров, в его штате было 231 человек, в нем издавалась собственная походная газета «В пути». Имелся оркестр и самолет, для персонала была создана своя форма из красной кожи. В этом поезде провел почти два года этот энергичный человек.

Ответ: Л.Троцкий.

8. Он был участником шествия 9 января 1905 года в Петербурге, был ранен в руку. Позже признавал, что именно это событие привело его в «генералы от революции». Он дважды приговаривался к смертной казни, замененной под давлением общественности на каторгу и вечное поселение в Сибирь. В Гражданскую войну командовал войсками на Восточном и Южном фронтах, в Туркестане. Умер в 1925 году во время операции.

Назовите фамилию этого военачальника.

Ответ: М.Фрунзе.

9. Карл Радек вспоминал:

«Не забуду никогда своего разговора с Ильичем перед заключением Брестского мира. Все аргументы, которые мы выдвигали против заключения Брестского мира, отскакивали от него, как горох от стены. Он выдвигал простейший аргумент: войну не в состоянии вести партия хороших революционеров, которые, взяв за горло собственную буржуазию, не способны идти на сделку с германской. Войну должен вести мужик. "Разве вы не видите, что мужик голосовал против войны?" - спросил меня Ленин. "Позвольте, как это голосовал?"

Агон 2 «Белые»

10. В.А. Оболенский в книге «Моя жизнь. Мои современники» так отзывался об этом человеке:

« Без воли и без инициативы, стоя в течение нескольких месяцев во главе Временного правительства, он со всеми соглашался, ни на что не решался, постоянно твердя своим друзьям: «Верьте в здравый смысл русского народа, все образуется». В конце концов понял, что он лишний...»

О ком так писал Оболенский?

Ответ: князь Львов.

11. Его дивизия получила название «Стальной» за храбрость и стойкость. Таким же храбрым и стойким был ее командир. Брусилов вспоминал:

"Странное дело, генерал свою дивизию никогда не жалел, а между тем офицеры и солдаты его любили и ему верили. Правда, он сам себя не жалел. Я всегда восхищался такими его качествами как умение воспитывать войска, личная его храбрость, наконец, высокое соблюдение воинской этики в отношении соратников, свойство, против которого часто грешили многие начальники".

Кого так описывал генерал Брусилов?

Ответ: Л.Корнилов

12. Этого русского генерала, который был противником большевиков, спросили: «Скажите генерал, почему вы не идете на службу к немцам? Вот ведь генерал Краснов…» Генерал сказал: «Извольте, я вам отвечу: я служил и служу только России. Иностранному государству не служил и служить не буду».

Назовите фамилию этого патриота России.

Ответ: А. Деникин.

13. В Таймырском заливе Карского моря в 1901 году экспедиция Толля открыла необитаемый остров, который назвали в честь гидрографа экспедиции лейтенанта Александра Васильевича. В годы советской власти по политическим соображениям остров переименовали. В 2005 году было решено название острову вернуть.

Назовите фамилию гидрографа экспедиции, в честь которого был назван остров.

Ответ: А.Колчак.

14. Он происходил из древнего дворянского рода, родословная которого началась в XIII веке. Девизом служило изречение: «Frangas, non flectes» («Сломишь, но не согнешь»). В годы гражданской войны ему дали прозвище «черный барон»: из-за цвета одежды. Всё: черкеска, бурка - были черными.

Назовите фамилию этого человека.

Ответ: П. Врангель.

15. Он приходился по матери двоюродным племянником автору «Толкового словаря» Владимиру Далю. В 1916 году его стали сравнивать с Суворовым. Под его командованием в 20-тиградусный мороз, засыпаемые вьюгой, под огнем турецких войск русские войска после пяти дней штурма захватили неприступную крепость Эрзерум. А вот в 1919 году взять Петроград ему не удалось.

Назовите фамилию генерала.

Ответ: Николай Юденич.

16. Отрывок из стихотворения Н. Богаевского посвящен казачьему атаману, который покончил жизнь самоубийством.

В те дни тяжёлые за честь родного Края
Шли умирать за Дон не грозные полки,
А горсти юношей. Но жертва их святая
Была не понята - молчали казаки.

Герой не пережил паденья нашей славы,
И весь позор потомков Ермака,
Продавших Край родной за песни лжи кровавой,
И у него не дрогнула рука.

Назовите фамилию генерала, казачьего атамана.

Ответ: Алексей Максимович Каледин.

17. Этот генерал, создатель Добровольческой армии, скончался 8 октября 1918 года от воспаления легких. Среди венков, положенных на его могилу, один привлёк внимание. Его преподнесли умершему дети и подростки. На венке было написано: «Не видели, но знали и любили» .

Ответ: Михаил Васильевич Алексеев

18. Свою деятельность на посту министра юстиции он начал символическим жестом. Впервые придя на службу в качестве министра, он поздоровался за руку со швейцаром и курьером. За это его многие критиковали, в том числе и известный писатель-сатирик Аркадий Аверченко.

Кто был этот вежливый министр?

Ответ: Александр Федорович Керенский.

Агон 3 для зрителей

19. В одном из стихотворений Бориса Пастернака есть такие строки.

Где рельсы слепли и чесались,
Едва с пургой соприкасались,
Где слышалось: вчерась, ночесь,
И в керенку ценилась честь…

Что такое керенка? Высока ли была цена чести?

Ответ: Керенка - денежный знак Временного правительства 1917-1918. После введения золотого советского рубля (червонца) слово «керенки» было синонимом вообще обесценившихся денег.

19. Это средство передвижения появилось в Гражданской войне у махновцев.

Доподлинно неизвестно, кто первым изобрел это средство передвижения и откуда пошло название. Авторство многие приписывают Нестору Махно. Но грозным оружием это средство передвижения сделала все же Красная Армия. На это транспортное средство устанавливали обычно пулемет, и можно было вести бой даже в движении.

Как называлось это транспортное средство?

Ответ: Тачанка.

20. Официальное название этого форменного головного убора – шлем или богатырка. Однако в обиходе этот элемент одежды красноармейцев получил другое название. Какое и почему?

Ответ: Буденовка, называли по именам военачальников, под командованием которых находились первые из частей, в которые поступило новое обмундирование - М. В. Фрунзе («фрунзевка») и С. М. Будённого («будёновка»).

21. По числу жертв она обошла крупнейший на тот момент вооружённый конфликт -Первую мировую войну. В 1918-1919 годах за 18 месяцев она охватила во всем мире около 550 млн. человек, или 29,5 % населения планеты. Умерло приблизительно 50-100 млн. человек. Среди жертв был и видный большевик, председатель ВЦИК– Яков Свердлов.

Что стало - причиной смерти Свердлова?

Ответ: Испанка пандемия гриппа.

22. В.И. Ленин, находясь в тюрьме, писал чернилами, которые были не видны, а проявлялись только при нагревании бумаги над лампой. Из чего были сделаны эти «чернила»?

Ответ: Из молока. При нагреве над огнем или проглаживании утюгом написанный текст проявляется.

Внимание привлекается к афоризму Лукана « В гражданской войне всякая победа есть поражение».

По окончании игры подводятся итоги. Выступает жюри, награждает победителей - агонистов и теоретиков.

Итоговый лист

Ф.И. агониста

Интеллектуальная игра для учащихся начальных классов

«Умники и умницы».

Составила учитель начальных классов Латыпова Л.Л.

Цель конкурса-игры «Умники и умницы»:

    Создание условий для становления изобретательного мышления, продуктивной деятельности, цифровой грамотности, эффективного общения и творческих способностей младших школьников.

    Расширять творческое воображение детей, фантазию, мышление.

    Развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе и уметь радоваться успехам товарищей.

    Прививать интерес к изучению русского языка.

Задачи конкурса-игры:

    активизировать познавательную деятельность детей;

    способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли на русском языке;

    создавать условия для развития самоорганизации, умения организовать свою деятельность, вербализации знаний;

    содействовать развитию личной ответственности и коммуникативных умений при работе в команде.

Оборудование : класс украшен воздушными шарами, плакатами. В классе установлены 2 стола для команд соперников, столик для ведущей, на котором разложены карточки с вопросами, реквизит для музыкальных пауз, карточки с заданиями, фишки,презентация.

Приблизительная продолжительность конкурса-игры: 35-40 минут

Межпредметные связи: «Окружающий мир», «Русский язык», «Математика», «Чтение».

Звучит песня «Чему учат в школе».

Ход проведения мероприятия.

Ведущая . Добрый день, дорогие ребята и гости! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре «Умники и умницы»! Название этой игры не случайно. Она для умных, смекалистых и сообразительных детей.

В нашем зале присутствуют болельщики. От них тоже зависит победа команд.

Напоминаем правила поведения: НЕЛЬЗЯ: кричать, шуметь, мешать, подсказывать.

МОЖНО: болеть за команду, отвечать, тогда, когда спросят, следить за результатами конкурса.

В зале также присутствует жюри, которое будет следить за правильностью ответов команд и подводить итоги.

Представляю вам команды участников: это команда «Почемучки» и команда «Знайки».

Каждая команда проводит презентацию-приветствие.

Ведущая . Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Мы видим цель, и значит – нам дорога только ввысь!
У нас в запасе знания вершины покорять!
Мы – умники и умницы. Пришла пора играть!

Девиз команды «Почемучки»:

«Мы пытливые умы, Мы с вопросами на «ты».

«Почему» - вопрос любимый, Помогает, нам расти».

Девиз команды “Знайки”: «Мы любим учиться, мы любим читать, хотим все науки на свете познать!»

Разминка (на доске вопросы Кто? Что?, каждая команда поочереди на скорость выходит и записывает слова,слова необходимо выбрать из карточек) Какая команда первой выполнит задание, та и выигрывает право первой отвечать на вопросы конкурса.
1 ТУР - ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС

Ведущая по очереди задает командам вопрос. За каждый правильный ответ жюри начисляет 1 очко.

1 задание.

✓ Какой герой А. Толстого продал азбуку и купил билет в кукольный театр? (Буратино)

✓ В кого превращались 11 братьев-принцев из сказки Г. Х. Андерсена? (В лебедей)

✓ Какой герой Р. Киплинга вырос в стае волков? (Маугли)

✓ В кого превратился гадкий утенок из сказки Г.-Х. Андерсена? (В лебедя)

2 задание . Доскажи словечко - назови самых известных литературных героев.

Вопросы для 1-й команды. «Почемучки»

Баба- ... (Яга).

Муха- ... (Цокотуха).

Черепаха... (Тортилла).

Пчела... (Мая).

Сова... (Бумба).

Братец... (Кролик).

Сивка- ... (Бурка).

Вопросы для 2-й команды «Знайки»

Курочка- ... (Ряба).

Крокодил... (Гена).

Домовенок... (Кузя).

Почтальон... (Печкин).

Красная... (Шапочка).

Кощей... (Бессмертный).

Старик... (Хоттабыч).

3 задание . Найди рифму и назови произведение и автора.

✓ Вместо шапки на ходу он надел... (сковороду). (С. Я. Маршак. «Человек рассеянный».)

✓ И пришел к Айболиту барбос:

«Меня курица клюнула... (в нос.) (К. И. Чуковский. «Айболит».)

✓ Вот мудрец перед Дадоном

Встал и вынул из мешка

Золотого... (петушка).

(А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».)

✓ У тебя на шее вакса,

У тебя под носом... (клякса).

(К. И. Чуковский. «Мойдодыр».)

✓ Пошла муха на базар

И купила... (самовар).

(К. И. Чуковский. «Муха-Цокотуха».)

✓ Кот кататься не привык,

Опрокинул... (грузовик). (А. Барто)

Музыкальная пауза «Угадай мультфильм по песне»

Игра «Прилетели птицы». (для болельщиков)

Я буду называть только птиц, но если вдруг допущу ошибку, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши и сказать, где я ошиблась. Начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы

Мухи и стрижи…
-Что неправильно? (Мухи)
-А мухи - это кто? (Насекомые)
-Вы правы. Ну что же, продолжим:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
-Начинаем снова:

Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Если дети не обратили внимание на куниц, учитель объявляет счёт: «Один ноль в мою пользу. Куницы - вовсе не птицы».
-Игра продолжается:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,

Комары, кукушки…
(Дети топают и объясняют)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди, скворцы…
-Все мы молодцы!

II ТУР - ЛОГИЧЕСКИЙ КОНКУРС

✓ Растает ли снежная баба, если на нее надеть шубу? (Нет)

✓ Перед каким человеком всегда снимают головной убор? (Перед парикмахером.)

✓ Какой город самый сердитый? (Г. Грозный)

✓ Как называется ребенок курицы? (Цыпленок)

✓ Каким образом можно пронести воду в решете? (Заморозить)

✓ Дом для денег? (Кошелек)

✓ От чего утки плавают? (От берега)

✓ По чему летают самолеты? (По небу)

    Она все пробует на зуб: и сосну, и вяз, и дуб. (Пила)

    Каких камней не найти в море? (Сухих)

III ТУР - КОНКУРС «Угадай кто?»

Каждая команда получает карточку со словом, например: «учитель» и «врач». Капитан 1-й команды называет представителю 2-й команды свое слово. Игрок 2-й команды должен без слов, с помощью пантомимы, жестов, движений, объяснить своей команде, какое слово было загадано. На это дается.3 попытки. Затем команды меняются местами.(водитель, спортсен, портной, уборщица)

Игра «Угадай сказку по смайлам»

IV ТУР – РЕБУСЫ Отгадай героя книги («Малыш и Карлсон», «Чиполлино»)

Конкурс «Доскажи словечко» (для болельщиков)

Ребята, а вы знаете вежливые слова? Вот я сейчас и проверю…

Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече… (Здравствуйте).

За день мы устали очень, скажем всем … (Спокойной ночи).

Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день).

Когда нас бранят за шалости, мы говорим … (Извините, пожалуйста).

Друга встретил ты в обед и сказал ему … (Привет).

Если же вечером встреча, скажем ему … (Добрый вечер).

Если девочка больна, хрипло кашляет она

И раз пять чихает снова, скажем ей мы … (Будь здорова).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

И во Франции и в Дании на прощание говорят … (До свидания).

V ТУР- СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ Предлагается командам собрать пословицы из разрезанных картинок.

Игра для болельщиков

Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!».

Колотил да колотил по тарелке носом –

Ничего не проглотил и остался с носом...

А дорога - далека, а корзинка - нелегка,

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок...

Нет ни речки ни пруда. Где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке от копытца!..

Красна девица грустна, ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка!..

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была:

В доме том в конце концов стало множество жильцов.

Из чего фея сделала карету для золушки?
«А журавль все клюет и клюет, пока все не съел»- из какой сказки эти слова?

Как зовут мальчика, которого вырастили волки в джунглях?
Из какой сказки эти слова «Не печалься, ступай себе с Богом, будет тебе новое корыто»?
Где находится смерть моего друга Кощея Бессмертного?

Ведущая.

Наша игра пришла к финалу.

Мы потрудились все на славу.

Пора итоги подводить,

И команды наградить!

Проводится награждение команд.