Интеллектуальная игра умники и умницы для старшеклассников. Игра "умники и умницы". История создания программы Умники и умницы

Алена Фирсова (Сычевник)

Интеллектуальная игра «Умники и умницы »

для детей 6-7 лет

Сычевник Алена Владимировна

Воспитатель, 2015 год

Цель – стимулирование познавательной активности детей , обобщение знаний по математике, развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

Задачи :

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности , желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.

Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки.

Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.

Ход игры:

Ведущий : Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре «Умницы и умники » ! Название этой игры не случайно. Сегодня, в этом зале самые умные, самые талантливые, самые сообразительные дети. А теперь давайте познакомимся.

Приветствие команд

Команда "Почемучки"

"Все хотим на свете знать,

И все выучим на «пять» !"

Приветствие

Желаем вам, желаем вам

Чтоб лучший приз достался… нам!

Желаем вам место занять призовое…

Но не первое, а второе.

Ведущий : В каждой игре есть правила и в нашей тоже :

1. Быть внимательными и активными

2. Вопросы, которые я задаю, слушать до конца.

3. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

4. На вопросы чужой команды можно отвечать только тогда, когда вам разрешат. За подсказку или выкрикивание ответа будет сниматься очко.

5. За каждое нарушение правил будет сниматься одно очко.

Оценивать игру будут наши гости – преподаватели Зыковской школы.

Наша викторина состоит из 5-ти туров.

Итак, начнём с небольшой разминки (могут отвечать обе команды, ответы не оцениваются)

Сколько этажей в пятиэтажном доме?

Как называется фигура, имеющая три угла и три стороны?

Сколько ушей у двух мышей?

Сколько пятачков у трёх поросят?

Какой сегодня месяц? день недели? а завтра?

На чем летает Баба Яга? (На метле, в ступе)

Чем машут волшебники, произнося заклинание? (Волшебной палочкой)

Какой предмет дома лежит на полу, а в сказках - летает? (Ковер-самолет)

Обувь, помогающая передвигаться очень быстро. (Сапоги-скороходы)

Она все может сделать невидимым. (Шапка-невидимка)

«Конкурс капитанов» . «Сложи квадрат» .

Капитанам команд предлагаем показать свою сообразительность и смекалку и заработать первое очко для своей команды. Каждый капитан получает по 4 треугольника, из этих треугольников нужно составить квадрат. Победит тот, кто первый сложит квадрат. А участники команд поддерживают и «болеют» за своих капитанов.

Подводятся итоги конкурса.


В этом туре необходимо каждой команде ответить на 10 вопросов. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

Вопросы для 1 команды :

1. Сколько месяцев в году? (12)

2. Самый короткий месяц в году? (Февраль)

3. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)

4. В какое время года появляются подснежники? (весной)

5. Какой первый день недели? (понедельник)

6. Пальто, платье, свитер это. (одежда)

7. Колобок, обросший иглами? (еж)

8. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)

9. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)

10. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)

Вопросы для 2 команды :

1. Первый месяц года? (январь)

2. В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)

3. Сколько дней в недели? (7)

4. Сапоги, туфли, ботинки это. (обувь)

5. Курица в детстве? (цыпленок)

6. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)

7. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок)

8. Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)

9. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино)

10. Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка)

Слово для объявления результатов 1 тура предоставляется жюри

2 тур «Веселая математика»

Задачки в стихах для 1 команды :

Две мышки проникли в квартиру,

Решили попробовать сыру.

Тут следом явились подружки -

Три сереньких мышки-норушки.

Кот спал в это время на крыше,

Про этот не ведая пир.

А ну, сосчитай, сколько мышек

Съели оставленный сыр?

2. Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца?

Задачки в стихах для 2 команды :

1. Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи :

Ёж, барсук, енот, "косой",

Волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

Помоги ему скорей –

Посчитай-ка всех зверей.

2. Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.

Задание № 20 «Помоги Иванушке» (Приложение 1)

Физминутка «Запретное число»

Ведущий : Для победы в игре «Запретное число» потребуется внимание. Две команды стоят в круге. Выбирается число, которое нельзя произносить, вместо его произнесения играющий хлопает в ладоши . Считать будем до 10. Дети, которые ошибаются, выходят из игры; будьте внимательны. Игра начинается .

Слово для объявления результатов 2 тура предоставляется жюри


3 тур «Четвертый лишний»

Ведущий : Следующий конкурс поможет определить более сообразительную команду. В этом конкурсе вам нужно выбрать лишнее слово из 4 предложенных и назвать одним словом оставшиеся слова.

1 команда :

Воробей, кошка, ласточка, голубь (кошка) ;

Шуба, шапка, карандаш, колготки (карандаш) ;

Роза, астра, кастрюля, василек (кастрюля) .

2 команда :

Медведь, комар, заяц, лиса (комар) ;

Земляника, клубника, береза, малина (береза) ;

Молоток, топор, стул, лопата (стул) .

Подводятся итоги 3 тура.

4 тур «Послушай и заполни»

Ведущий : Вы были внимательными, сообразительными, показали свои знания и смекалку. Теперь нам бы хотелось проверить вашу память. Командам предлагается прослушать отрывок из произведения Н. Носова «Карасик» . И не просто прослушать, а внимательно и запомнить все, что вы услышите. После прослушивания я буду каждой команде задавать вопросы. Победит та команда, которая ответит на большее количество вопросов правильно.

Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка красивая! Серебристый карасик – вот как она называлась. Виталик был рад, что у него есть карасик. Первое время он очень интересовался рыбкой – кормил ее , менял воду в аквариуме, а потом привык к ней и иногда даже забывал ее вовремя покормить.

А еще у Виталика был котенок Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие зеленые. Мурзик очень любил смотреть на рыбку.

Вопросы 1 команде :

1. Как звали мальчика?

2. Какой подарок подарила мама Виталику?

3. Как ухаживал Виталик за рыбкой?

4. Как звали кота?

5. Какого цвета были глаза у Мурзика?

Вопросы 2 команде :

1. Кто подарил Виталику подарок?

2. Как называлась рыбка?

3. О чем забывал Виталик?

4. Какого цвета был кот?

5. Чем любил заниматься Мурзик?

5 тур «Расположи по порядку»

Задание № 9 (Приложение 2)

Подводятся итоги 5 тура и всей игры.

Ведущий : Подошла к концу наша игра , но прежде чем подвести итоги и определить победителя я хочу спросить у вас - для чего мы сегодня составляли слова, решали задачки, разгадывали головоломки?

Ответы детей (чтобы быть умными; тренировка ума; подготовиться к школе; чтобы лучше учиться в школе)

Ведущий : Обе команды достойно показали свои знания и умения. Настал час награждений.

Дети награждаются сладкими призами, команды получают грамоты.


Предлагаемая игра в форме интеллектуального путешествия в Страну знаний может быть проведена без всякой предварительной подготовки. Достаточно разбить детей на 5 команд-экипажей и подготовить 55 монет-жетонов для оплаты правильных ответов. В качестве ведущего может выступить классный руководитель.

Можно также предложить детям выбрать девиз экипажа, громко произнести его во время представления - это уже требует дополнительных репетиций, что побуждает детей к общению, к объединению. Автор предлагает несколько вариантов речовок-девизов, по примеру которых дети смогут составить свои.

Жюри и судей для этой игры выбирать не нужно. Результаты каждой команды-экипажа будут выявлены при подсчете суммы заработанных командами «умов». Это по сценарию происходит в конце игры, на Острове сокровищ.

Цели: способствовать развитию у детей любознательности; формировать положительное отношение к знаниям, книгам; развивать у детей умение работать в команде; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.

Форма : интеллектуальная игра.

Подготовительная работа с детьми

Разбить детей на 5 команд методом жеребьевки, выбрать в каждой команде капитана. Каждая команда должна выбрать название и девиз. Девиз нужно произнести громко и дружно во время представления команд.

Примерные слоганы для девиза:

Один ум хорошо, а много умов - лучше!

Ученье - свет, а неученье - тьма!

Грамоте учиться в жизни пригодится!

За ученого двух неученых дают!

Науки и знания - наше призвание!

Кто любит науки, тот не знает скуки!

Хочу все знать!

Учись, учись и больше не ленись!

Оборудование:

а) за день-два до классного часа изготовить 55 маленьких монет достоинством от одного до пяти «умов» из плотной бумаги (можно разного цвета):

1 «ум» - 15 штук;

2 «ума» - 15 штук;

3 «ума» - 5 штук;

4 «ума» - 5 штук;

5 «умов» - 10 штук.

Эти монеты ведущий будет вручать командам за каждый правильный ответ. Перед началом классного часа монеты нужно сложить столбиками на столе учителя;

б) для награждения победителей изготовить из плотной бумаги «паспорт» гражданина Страны знаний;

в) подготовить карточки (полоски бумаги), на которых записать по 2 слова с перепутанными буквами:

Оформление класса:

а) если это открытое мероприятие, можно нарисовать карту Страны знаний. На этой карте могут быть нанесены долина Чисел, вершина Рекордов, деревня Узелки, остров Сокровищ, Лесные тропинки, Перекресток трех дорог, столица Пятерочка, Птичий базар и т. п.;

б) можно просто записать на доске название игры и перечислить в столбик названия остановок интеллектуального путешествия: «Лесные тропинки», «Долина чисел», «Вершина рекордов», «Путаница», «Деревня Узелки», «Перекресток трех дорог», «Столица Пятерочка», «Остров сокровищ».

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»:

а) конкурс «Разминка на лесных тропинках»;

б) конкурс «Долина чисел»;

в) конкурс «Вершина рекордов»;

г) конкурс «Путаница»;

д) конкурс «Деревня Узелки»;

е) конкурс «Перекресток трех дорог»;

ж) конкурс «Столица Пятерочка»;

з) «Остров сокровищ» - подсчет результатов.

3. Подведение итогов.

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем путешествовать по Стране знаний. В этой стране созрел богатый урожай интересных и сложных вопросов. Вот мы и отправимся на сбор этого урожая. Правильные ответы на вопросы оплачиваются в у. е. - в умственных единицах; так называется валюта Страны знаний. В зависимости от сложности вопроса правильные ответы оплачиваются монетами в 1, 2,3,4 или 5 «умов».

Вы тоже будете отвечать на вопросы. Может быть, и вам удастся разбогатеть с помощью своих знаний и заработать умную валюту. Последний пункт нашего путешествия - «Остров сокровищ». Здесь вы будете подсчитывать заработанную валюту, а тот, кто наберёт больше всех, получит звание умника и станет гражданином Страны знаний.

В путешествие мы отправляемся 5 экипажами, которые мы назвали именами советских космических аппаратов. Каждый экипаж должен был придумать девиз, связанный с темой ума, знаний, учебы, учения.

Итак, знакомьтесь: экипаж 1 «Восток», капитан (имя, фамилия); экипаж 2 «Союз», капитан (имя, фамилия); экипаж 3 «Салют», капитан (имя, фамилия); экипаж 4 «Мир», капитан (имя, фамилия) и экипаж 5 «Буран», капитан (имя, фамилия).

Во время представления экипажей команды встают и по сигналу командира громко произносят свой девиз.

Команды готовы, отправляемся в путь. Мы будем посещать острова и города Страны знаний. И везде нас ждут интересные вопросы. Команды по очереди будут отвечать на вопросы, зарабатывать валюту. Если команда не дает ответа, то на это вопрос сможет ответить следующий по порядку экипаж.

II. Интеллектуальная игра «Умницы и умники»

Конкурс «Разминка на лесных тропинках»

(Для награждения нужны 10 монет в 1 «ум».)

Классный руководитель. А вот и первая остановка - «Лесные тропинки». Тут нас ждет разминка - вопросы, на которые нужно дать быстрые и точные ответы. За правильный ответ на вопрос экипаж получает монету достоинством в 1 «ум». На все вопросы разминки ответ один - название животного или птицы.

Ведущий задает вопросы командам по очереди (по 2 вопроса каждой команде). За правильные ответы ведущий вручает командам монеты.

Вопросы для разминки:

1. Пассажир без билета. (Заяц.)

2. Ее отчество Патрикеевна. (Лиса.)

3. Греки называли его «арктос». (Медведь.)

4. Друг человека. (Собака.)

5. Он всегда в лес смотрит. (Волк.)

6. «А Васька слушает да ест». (Кот.)

7. Ей «где-то Бог послал кусочек сыру». (Ворона.)

8. Кто, «не боясь греха», хвалит петуха. (Кукушка.)

9. Она «в ослепленье бранит науку и ученье». (Свинья.)

10. Он виноват уж тем, что волк хочет кушать. (Ягненок.)

Конкурс «Долина чисел»

(Для оплаты нужны 5 монет в 7 «ум».)

Классный руководитель. С Лесных тропинок мы направляемся прямо в долину Чисел. В этой долине растут вопросы, на которые нужно отвечать каким-нибудь числом. Ответы не обсуждаются, Цена вопроса - 1 «ум». Задача понятна? Поехали!

Учитель задает по одному вопросу каждой команде:

1. Сколько колец на Олимпийском флаге? (5.)

2. Сколько звезд на погонах армейского капитана? (4.)

3. Сколько музыкантов в секстете? (6.)

4. Сколько чудес света? (7.)

5. Сколько цветов на Георгиевской ленточке? (2.)

Конкурс «Вершина рекордов»

(Нужны 5 монет в 2 «ума».)

Классный руководитель. А теперь мы совершим восхождение на вершину Рекордов. Здесь нас ждут вопросы о рекордах природы. Каждый вопрос стоит 2 «ума». Можно обсуждать ответы в течение 1 минуты.

Учитель задает по 7 вопросу каждой команде:

1. Назовите самую большую планету Солнечной системы. (Юпитер.)

2. Назовите самое глубокое место на Земле. (Марианская впадина в Тихом океане.)

3. Назовите самый большой океан? (Тихий океан.)

4. Назовите самые соленые моря на земле. (Красное море, Мертвое море.)

5. Назовите самое большое морское животное. (Кит.)

Конкурс «Путаница»

(Нужны 10 монет в 2 «ума».)

Классный руководитель. Ну что ж, вы покорили вершину Рекордов. А теперь мы прибыли на птичий базар. Но птиц здесь не видно и не слышно. Они запутались в сетях паутины - все буквы у них перемешались. Нужно сложить буквы правильно, и птицы вырвутся на свободу. А команда получит в кошелек монетку в 2 «ума». На выполнение этого задания каждой команде дается 1 минута.

Учитель раздает детям листочки бумаги, на которых записаны сочетания букв (по 2 на каждую команду).

1. СТЕКЛ (клест)

ЛЯДЕТ (дятел)

2. АРОСОК (сорока)

АЛГАК (галка)

3.ЛВИНАП (павлин)

ТАИС (аист)

4. ЦЕРВОСК (скворец)

РИНГЕСЬ (снегирь)

5. НАРОВО (ворона)

ЕЛГОЩ (щегол)

Минута истекла. Прошу показать результаты расшифровки.

Учитель называет команды, те произносят названия птиц, которые зашифрованы в их словах. Учитель вручает монеты за выполнение задания.

Очень хорошо, что мы освободили птиц из путаницы, и бедные пернатые радостно полетели в свои гнезда!

Конкурс «Деревня Узелки»

(Нужны 5 монет в 3 «ума».)

Классный руководитель. А теперь мы отправляемся в деревню Узелки. Здесь растет множество слов, которые связаны между собой невидимыми узелками. Я буду называть эти слова, а вы должны определить, что их связывает. Если угадаете, узелки станут видимыми и слова породнятся. А вы получите за правильный ответ монету достоинством в 3 «ума». Время обсуждения - 1 минута. Слушаем вопросы.

1. Что общего между капитаном и капустой? (Общий корень: от латинского «caput» - голова.)

2. Что общего между апельсином и Китаем? (Апельсин в переводе на русский - китайское яблоко.)

3. Что общего между астрой и астронавтом? (У этих слов общий корень: «astra» в переводе на русский - звезда, астронавт -звездоплаватель.)

4. Что общего между гладиолусом и мечом? (Слово «гладиолус» произошло от латинского слова «gladius» - меч.)

5. Что общего между стадионом и двумя минутами (стадион по-гречески - это дорожка длиной 125 шагов, которую человек проходит за 2 минуты.)

Конкурс «Перекресток трех дорог»

(Нужны 5 монет в 4 «ума».)

Классный руководитель. Вот мы и выбрались из деревни Узелки и оказались... на перекресток 4 дорог. Тут, как и положено, стоит большой камень. На нем вопросы с 3 ответами. Выберешь правильный ответ - получишь монету в 4 «ума», а выберешь неправильный - останешься с носом.

Итак, вопросы и варианты ответов. Вы выбираете только один. Без обсуждения!

Учитель задает по 1 вопросу командам, оплачивает монетами правильные ответы.

1. После принятия христианства многие славяне не могли читать Библию, так как она была написана на греческом языке. У славян не было азбуки, чтобы перевести Библию на славянский язык. Кто создал славянскую азбуку?

а) Борис и Глеб;

б) Кирилл и Мефодий; +

в) Ярослав Мудрый.

2. Он никогда не нападал внезапно, без объявления войны. «Иду на вы», что значит «Иду на вас» - такими словами он предупреждал противника, давая ему время на подготовку. Как звали этого благородного князя?

б) Святослав; +

3. Кому из князей принадлежит фраза: «Пришедший к нам с мечом от меча и погибнет»?

а) Дмитрию Донскому;

б) Юрию Долгорукову;

в) Александру Невскому. +

4. От чего по преданию погиб князь Олег?

а) от стрелы;

б) от инфаркта;

в) от змеиного укуса. +

5. «И пошел Святослав к Царьграду, воюя и разбивая города». Как сейчас называется Царьград?

а) Москва;

в) Стамбул.

Конкурс «Столица Пятерочка»

(Нужны 10 «монет» в 5 «умов».)

Классный руководитель. Вот, наконец, и столица Страны знаний - Пятерочка! Тут водятся такие вопросы, на которые нужно дать не один, а 5 ответов. А значит, можно сразу получить монету в 5 «умов». Отвечают без подготовки и без пауз все члены команды. Как только будет дано 5 правильных ответов, команда получает монеты, если будет допущена хотя бы одна ошибка или пауза больше 3 секунд, команда не получает ничего. Итак, слушаем вопросы.

Учитель задает вопросы командам. Дети отвечают без обсуждения, дополняя друг друга.

1. Какие бывают корабли? (Яхта, теплоход, катер, подводная лодка, крейсер, авианосец и т. п.)

2. Какие бывают летательные аппараты? (Ракета, самолет, вертолет, дельтаплан, воздушный шар, спутник, космическая станция, дирижабль и т. п.)

3. Какие марки легковых автомашин вы знаете? («Вольво», «Мерседес», «Жигули», «Волга», «Фольксваген», «Москвич», «Шкода», «Шевроле» и т. п.)

4. Какие бывают народные танцы? (Полька, полонез, краковяк, лезгинка, гопак, чардаш, самба, румба и т. п.)

5. Какие народные русские промыслы вы знаете? (Хохлома, гжель, палех, жостово, городец, дымково и т. п.)

6. Назовите писателей-сказочников мира. (Гримм, Андерсен, Перро, Гауф, Линдгрен, Волков и т. д.)

7. Назовите хищных птиц. (Орел, ястреб, беркут, коршун, гриф и т. п.)

8. Назовите 5 певчих птиц. (Соловей, иволга, дрозд, жаворонок, канарейка и т. п.)

9. Назовите 5 столиц европейских государств. (Париж, Рим, Берлин, Лондон, Мадрид, Осло и т. п.)

10. Назовите 5 ядовитых растений. (Дурман, волчье лыко, вороний глаз, ландыш, белладонна и т. п.)

Конкурс «Остров сокровищ»

Классный руководитель. Вот мы и прибыли на Остров сокровищ! Здесь вам предстоит подсчитать, сколько же «умов» вам удалось собрать?

Включается музыка, дети считают монеты.

Ну, что ж, самым успешным наше путешествие оказалось для экипажа (название). Этот экипаж собрал самый богатый урожай вопросов и заработал больше всех валюты (называет сумму). Все члены экипажа становятся гражданами Страны знаний и получают паспорт этой страны.

Учитель вручает команде символический паспорт Страны знаний. Дети приветствуют победителей аплодисментами.

III. Подведение итогов

Классный руководитель. Наше путешествие закончилось, но ни на минуту не заканчивается процесс познания. Всю жизнь человек учится, познает мир. От этого жизнь его становится богаче и интереснее.

Примерные ответы детей:

Мне понравилось искать ответы на Перекрестке.

Мне понравилось, когда мы вместе подбирали по 5 ответов, заработали 5 «умов».

Интересно было разгадывать вопросы о словах, мы не знали, но догадались о значении многих слов.

Такие путешествия очень нужны, потому что после них хочется что-то искать в книжках, узнавать что-то новое.

Цель: развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.

Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки.

Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.

Ход игры:

Ведущий 1: Я рада приветствовать вас, уважаемые участники на нашей интеллектуальной игре «Умники и умницы». Это игра веселых, находчивых и умных. Сегодня мы собрались на необычную игру ума, смекалки, находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи.

Ведущий 2: Мы рады видеть вас сегодня на нашей игре. В игре принимают участие сборная команда группы №2 «Мотылёк» и группы № 7 «Карлсон». Сейчас участники продемонстрируют все эти способности.

Ведущий3:

Весело и с пользой игру нам провести.

И в этом нам поможет прекрасное жюри.

(Представление жюри.)

Ведущий1: Прошу жюри занять свои места. Жюри будет оценивать ваши задания, надо внимательно слушать, правильно и быстро выполнять его по сигналу.

Ведущий 2: Участники готовы? Начинаем.

Ведущий 3: Итак, начинаем.

В этом туре необходимо каждой команде ответить на 11 вопросов. На данный конкурс отводится ограниченное количество времени: по 3 минуты для каждой команды. По окончанию временного отрезка звучит звуковой сигнал. За каждый правильный ответ команды получают по одному очку.

Вопросы для 1 команды:

1. Сколько месяцев в году? (12.)

2. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре.)

3. Колобок, обросший иглами? (Ёж.)

4. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино.)

5. Кто всю зиму спит? (Медведь.)

6. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах.)

7. Самый короткий месяц в году? (Февраль.)

8. В какое время года появляются подснежники? (Весной.)

9. Что значит «прикусить язык»? (Замолчать.)

10. Какой первый день недели? (Понедельник.)

11. Пальто, платье, свитер это... (Одежда.)

Вопросы для 2 команды:

1. Сколько дней в недели? (7.)

2. Курица в детстве? (Цыпленок.)

3. Вредная старуха из русских народных сказок? (Баба – Яга.)

4. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина.)

5. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок.)

6. Висит груша нельзя скушать? (Лампа.)

7. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино.)

8. В какое время года птицы вьют гнезда? (Весной.)

9. Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать.)

10. Первый месяц года? (Январь.)

11. Сапоги, туфли, ботинки это... (Обувь.)

Счетная комиссия подсчитывает результаты 1 тура.

Слово для объявления результатов 1 тура предоставляется жюри.

Проводится игра.

Игра малой подвижности «Делай как я»

Цель: Продолжать развивать у детей разнообразные виды движений, учить детей выполнять движения по наглядному образцу, развивать координацию движений рук и ног при выполнении упражнений.

Ход игры:

Водящий делает какие-нибудь движения, а остальным игрокам нужно в точности их повторить. Водящий может поднимать руки, приседать, топтаться, прыгать, танцевать и т.д. Те игроки, которые будут ошибаться, сменяют водящего; при этом из нескольких ошибившихся он, водящий, сам выбирает себе замену.

Ведущий 2:

2 тур – «Логические задачи»

Задание 1. Логические задачи (на каждую команду по 3 задачи). За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон на дереве?

5 лисят песок копают, 3 на солнце загорают, 2 купаются в золе. Сколько всех, скажите мне?

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

На клёне 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клёне?

Сколько ушей у трёх мышей?

Сколько лап у двух медвежат?

Задание 2 - видео вопросы. Каждой команде будет показано по 5 картинок, на которых изображены герои разных сказок. Задача назвать эти сказки.

Счетная комиссия подсчитывает результаты 2 тура.

Слово для объявления результатов 2 тура предоставляется жюри.

Проводится физминутка.

Мартышки

(Групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении.)

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Ведущий 1:

3 тур – Конкурс капитанов «Путешествие по сказкам».

Одного капитана команды ведущий уводит в другую комнату, а другой отвечает на вопросы. За каждый правильный ответ капитана, команды получают по 1 очку.

Назовите летательный аппарат Бабы Яги

Вертолет;

Что принадлежит фее?

Волшебная палочка;

Шапка-невидимка.

Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенек?

Какие ножки бывают у избушки в русских сказках?

Слоновьи;

В сапогах.

Кого поймал Емеля?

Что хранилось в сундуке Кощея?

Драгоценные камни;

Лекарства.

Счетная комиссия подсчитывает результаты 3 тура.

Слово для объявления результатов 3 тура предоставляется жюри.

Проводится игра.

Игра «Летает, не летает»

Цель: закреплять знания детей о летающих и не летающих объектах; воспитывать выдержку, терпение.

Ход игры: дети стоят или сидят по кругу, в центре – воспитатель. Он называет одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если предмет летает.

Ведущий 3:

4 тур – «Отгадайка?»

В этом туре необходимо каждой команде отгадать по 6 загадок. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

Скачет зверушка -

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка.

Ответ: Лягушка.

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишки бросил

И в кусты, через пенёк,

Промелькнул как огонёк?

Ответ: Белка.

Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел.

Ответ: Змея.

Без расчески причесался

И умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады.

Ответ: Кот, Кошка.

Лесом катится клубок, у него колючий бок,

Он охотится ночами за жуками и мышами.

Ответ: Ёжик.

Спереди - пятачок, сзади - крючок,

Посередине спинка, а на ней щетинка.

Ответ: Свинья.

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь.

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет …

Ответ: Черепаха.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку

Ответ: Кролик.

В капусту он забрался осеннею порой:

Рогатый и лохматый и с длинной бородой.

Ответ: Козел.

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка?

За щекой!

Вот я хитренький какой!

Ответ: Хомяк.

Не мой бы труд,

Не мой бы бег,

Ты плохо жил бы, - человек.

Но в век машины и мотора, боюсь,

В отставке буду скоро.

Ответ: Конь, Лошадь.

Счетная комиссия подсчитывает результаты 4 тура.

Государcтвенное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 8

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Интеллектуально – познавательная игра

«Умники и умницы»

С использованием ИКТ

Воспитатель: Червинская Т. И.

2014г.

Интеллектуально-познавательная игра «Умники и умницы».

Цель:

раскрытие интеллектуальных способностей детей,

Задачи:

формировать умения работать в команде.

расширить представления детей о загадках и ребусах,

развивать внимание, мышление, сообразительность, обогащать словарный запас.

расширять кругозор.

воспитание культуры взаимоотношений.

Ход занятия:

У нас в школе проходит конкурс «Умники и умницы». В нём участвуют ученики,которые старше нас на год. В следующем учебном году мы с вами тоже будем конкурсанты. Я хочу предложить вам сейчас провести «свою» игру в «умников» и «умниц». Согласны?

У нас с вами будут свои эмблемы и девиз. «Бороться, искать, найти и не сдаваться».

I. Начнём с «мозгового штурма».

Это значит, что вы все хором должны в быстром темпе отвечать на мои вопросы «да» или «нет».

Итак, ответьте: что ученик обычно кладёт в свой портфель, собираясь в школу?

Книжки и тетрадки? (Да)

Самодельные закладки?(Да)

Любимые игрушки?(Нет).

Мягкую подушку? (Нет).

Коробку пластилина? (Да).

Пакетик ванилина? (Нет).

Альбом для рисования? (Да).

Отвар для полоскания? (Нет).

Ручку запасную? (Да).

Пасту зубную? (Нет).

Очки солнцезащитные? (Нет).

Плюшки аппетитные? (Да).

Набор карандашей? (Да).

Добротную рогатку? (Нет).

Детскую лопатку? (Нет).

Линейку ученическую? (Да).

Кастрюльку металлическую? (Нет).

Одеяло шерстяное? (Нет).

Яблоко наливное? (Да).

С рыбками аквариум? (Нет).

Матрац надувной? (Нет).

Паровозик надувной?(Нет).

Для отметок дневник? (Да).

А крутой боевик?(Нет).

II.РЕБУС -это спрятанное в картинках и рисунках слово.

Будем выполнять .

III. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА: «У кого какой домик?»

СОБАКА КОНЮШНЯ

РЫБКИ ХЛЕВ

ЛОШАДЬ КЛЕТКА

КОРОВА АКВАРИУМ

ПЕТУХ КОНУРА

ПОПУГАЙ КУРЯТНИК

ЯЩЕРИЦА ГОЛУБЯТНЯ

ГОЛУБИ ТЕРРАРИУМ

IV. Продолжи пословицы:

Каков мастер,

Один раз отрежь.

Любишь кататься, то и пожнёшь.

V.Отдохнём!

Антонимы – слова с противоположным значением или слова-«наоборот».

Жара-холод, Да-нет, День-ночь, Мир-война, Тёмный –светлый, Первый –последний, Говорить-молчать, Большой –маленький, Смеяться-плакать, Здоровый- больной, Вопрос ответ.

VI. Задачи – шутки.

По дороге ехали 9 машин. Одна машина остановилась. Сколько машин на дороге? (девять)

Наступила осень. Маша принесла из леса 5 подснежников. Три цветка она подарила маме, один бабушке, остальные оставила себе. Сколько подснежников Маша оставила себе? (Осенью подснежников не бывает).

Мама с рынка принесла овощи: капусту, морковку, сливы, огурцы. Из скольких овощей мама сделает салат? (из трёх, слива – это фрукт).

Стоя на двух лапах пудель весит 6кг. Сколько он будет весить, если встанет на 4 лапы? (6кг.).

На берёзе выросло 10 яблок. Шесть яблок упало. Сколько яблок осталось на берёзе? (на берёзе яблоки не растут).

VII.Вставь названия животных.

Иногда «качества» животных переносятся на людей и их сравнивают с животными.

Голоден как … .
Хитер как … .
Здоров как … .
Труслив как … .
Надут как … .

VIII. Назови пару животного. Будь внимателен!

Тигр - тигрица.
Лев - львица.
Кот - … .
Петух - ….
Заяц - … .

IХ. Овощи и фрукты.

Практическое задание.

Х. Загадки о временах года.

1.Наступает за весной

Мир становится цветной.

Море солнечного света.

Ну,конечно, это –лето.

2.К нам придёт после зимы,

Очень-очень рады мы.

Говорят,она «красна»,

Называется весна.

3.К нам приходит после лета,

И её дождливей нету.

Мало солнца, хоть и просим,

Ну конечно,это –осень.

4.После осени приходит,

Песню снежную заводит,

Вся земля белым-бела,

Называется зима

ХII. А теперь ещё одно задание:

На страницах сказочной книги кто –то перепутал названия известных сказок. Надо исправить ошибки и назвать правильно сказку.

1.Снежная принцесса.(Снежная королева).

2.Жёлтая кепочка. (Красная шапочка).

3.Илья –царевич и Серый волк. (Иван –царевич и Серый волк).

4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон).

5. Спящая бабушка. (Спящая красавица).

6.Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик).

7.Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей).

8.Гадкий цыплёнок. (Гадкий утёнок).

9.Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке).

10.Луковый мальчик. (Чипполино).

11.Свёколка. (Репка).

ХIII. Вручение медалей. ИТОГ.


Северо-Казахстанская область.

район им. Г.Мусрепова.

Чистопольская средняя школа .

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА

« УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Подготовила и провела: учитель начальных классов

Баяхина Роза Ахметжановна

2012 уч.год.

ЦЕЛЬ: знания детей по разделам программы; развивать память, сообразительность, находчивость; воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность, скромность; формировать интерес к играм, соревновательного характера.

Оборудование: ватманы, альбомные листы, картинки разрезные, фломастеры, геометрические фигуры.

Ведущий: Здравствуйте, ребята и уважаемые товарищи взрослые! Я рада Вас приветствовать на интеллектуальной игре.

Представляю многоуважаемое жюри, которое будет судить строго, но справедливо.

Итак, начинаем турнир! (Звучат фанфары)

Встречаются команды: “Почемучки”, “Знайки”, “Угадайки”.

Оценивать выполнение будет жюри, за каждый правильный ответ будет вручаться жетон.

Для начала прошу команд представиться… (Звучат девизы команд).

Ну что ж, на такой эмоциональной ноте и начнём нашу интеллектуальную игру.

1. Какое сейчас время года?

2. Назовите осенние месяцы.

3. Какие приметы осени вы знаете?

Вопрос для капитанов команд: Вспомните и расскажите стих. об осени.

I блок “Развитие речи”

1. Вспомните и расскажите скороговорки.

2. “Доскажи словечко”

Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печёт (солнце).

3. Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все, и млад, и стар,
Что она – большущий шар (земля).

4. Течёт, течёт – не вытечет, бежит – бежит – не выбежит (река).

5. Летит – рычит, ветки ломает, пыль поднимает.
Слышишь его, а не видишь его (ветер).

6. Через поля, через луга
Встала нарядная дуга (радуга).

7. Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт (дождь).

8. Скажи наоборот:

Больше – (меньше);

9. Выше – (ниже);

10. Старше – (младше);

11. Глубже – (мельче);

12. Раньше – (позже);

13. Шире – (уже);

14. Плохо – хорошо;

15. Сладко – горько;

16. Холодно – тепло;

17. Тихо – громко;

18. Весёлый – грустный;

19. Добрый – злой;

20. Жадный – щедрый;

21. Вежливый – грубый;

22. Доверчивый – подозрительный;

23. Чистый – грязный;

24. Шершавый – гладкий;

25. Мелкий – глубокий.

26. “Доскажи пословицу”:

Без труда…(не вытащишь и рыбку из пруда);

27. “Поспешишь…(людей насмешишь);

28. “Что посеешь…,(то и пожнёшь);

29. “Когда я ем…(то глух и нем);

30. “Книга…(лучший друг человека);

31. “Умелые руки…(не знают скуки).

32. Доскажи фразу:

Ворона каркает, а сорока?

33. Сова летает, а лягушка?

34. Корова жуёт сено, а лиса?

35. Олень бежит, а змея?

36. Конь ржёт, а корова?

37. Луна светит, а звёзды?

38. Трактор водит…(тракторист);

39. Стены выкрасил…(маляр);

40. Доску выстругал…(плотник);

41. В доме свет провёл…(монтёр);

42. В шахте трудится…(шахтёр);

43. В жаркой кузнице…(кузнец).

44. “Слоговой аукцион”:

Придумайте слова со слогом “во”:

Во – ва, во – рона, во – рота, во – робей;

МА – мА, мА – сло, мА – рка, мА – лина;

Придумать имена со слогом “Ва”:

Ва – ся, Ва – ря, Ва – ня, Ва – ля.

45 . “Сказочное лото”:

Сивка –…

Гуси – …

Заюшкина…

Конёк – …

Красная – …

Гадкий…

Мороз –…

Дюй…

Царевна…

Цветик –…

Доктор…

Мёртвая –…

46. Произнесите чистоговорки чётко, не путая слова:

Клара украла у Карла кораллы”;

47. “Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека цап!”

48. “Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто”.

49. Вспомним сказки:

Сказки просят:
А сейчас, вы, друзья, узнайте нас!”
“А дорога далека
А корзина – нелегка
Сесть бы на пенёк
Съесть бы пирожок” (“Маша и медведь”)

50. “По тропе,
Шагая бодро,
Сами воду
Тащат вёдра!” (“По щучьему велению”)

51. “Ах ты, Петя – простота
Сплоховал немножко
Не послушался кота
Выглянул в окошко” (“Кот, петух, лиса”)

52. “Красна девица грустна
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка” (“Снегурочка”)

53. “Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться
Очень вкусная вода
В ямке от копытца” (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)

54. “Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была,
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов” (“Теремок”)

55. (К.Чуковского)
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает…(воробей “Тараканище”).

58. Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными…(грибами “Путаница”).

59. Я за свечку,
Свечка – в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
Под…(кровать “Мойдодыр”).

60. Придумать рифму к словам:

Кочка – дочка, бочка, точка, строчка.
Картошка – кошка, матрёшка, Серёжка.
Лягушка – квакушка, подружка, подушка, кружка, ватрушка.
Зайчик – пальчик, мальчик, побегайчик.
Мышка – трусишка, воробьишко, малышка.
Тучка – кучка, ручка, Жучка.

61. “Назови одним словом:
Муха, комар, пчела – насекомые.
Дуб, берёза, липа – деревья.
Заяц, медведь, лиса – звери.

Физ.минутка: “Карлики – великаны”.

II блок “Математика”

62. “Составь человечка из геометрических фигур”.

63. “Назови и сосчитай геометрические фигуры”.

64. “Назови соседей числа”:

5 –;

65. – 2 –;

66. – 9 –.

67. Какое число получится, если 7 увеличить на 1?

68. 10 уменьшить на 1?

69. 5 минус 1?

70. Разгадай загадки:

Два брюшка, четыре ушка” (подушка);

71. “Две в руках,
Две в ногах –
Не провалишься в снегах,
А проедешь без труда –
Только лягут два следа (лыжи);

72. “Пять ступенек –
Лесенка
На ступеньках –
Песенка (ноты).

73. Какие цифры могут сказать про себя: “Повернёшь меня вверх или вниз головой и стану цифрой я другой” (6 и 9).

74. У стула 4 ножки.
Сколько ножек у двух стульев? (8)

75. Когда козе исполнится семь лет, что будет дальше? (Пойдёт 8)

76. Подумай и реши:

Принесла слону обезьяна 2 банана.
Вот обрадовала подарком великана:
Был 1 банан у него – посмотрите!
А теперь сколько стало всего?

77. Три яблока из сада ёжик притащил,
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.

78. Четыре спелых ягодки
На веточке качались.
Две снять успел в корзинку я.
А сколько же осталось?

79. На полянке у реки
Жили майские жуки,
Дочка, сын, отец и мать (4 жука); I

80. Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят
Сколько было всех утят? (4)

81. Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок – сосед.
На пенёк зайчата сели
И по две морковки съели
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (4)

Физминутка: “Буратино”

III блок “Основы безопасности жизнедеятельности”

82. Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг,
Не смотри. Не жди, не стой,
А залей его… (водой).

83. Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те…(отнять).

84. Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусается (огонь)

Физминутка: “У оленя дом большой”

IV блок “Правила дорожного движения

85. С какими видами транспорта вы знакомы?

86. В каких местах можно переходить через дорогу?

87. Чем отличаются светофоры для транспорта и для пешеходов?

88. Молодцы, ребята! Какое у вас настроение?

Тогда я предлагаю нарисовать портрет одного из вас – “Весёлого человечка”;

89. Засиделись?
Ну, что ж, поднимайтесь и принимайтесь за следующее испытание: “Собери картинку”.

Заключительный этап:

Пришло, пожалуй, время подвести итог,
Хоть каждый из вас сделал всё, что мог,
Прошли вы с честью испытанья! И наши сложные задания.
Спасибо за работу, вы хорошо отвечали на вопросы.

А сейчас мы узнаем, кто же победил.

(Жюри объявляет победителя, раздача призов).