Информация о критериях выделения типов политических режимов. Тоталитарный политический режим. Функции политической идеологии

Политический режим определяет как осуществляется власть, как функционируют политические институты и политические отношения, какова динамика политической системы, как соотносятся между собой власть и общество, кто кого контролирует, а также обеспечивает достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.

Тип политического режима определяется уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности, развитостью общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением.

Основными компонентами политического режима являются форма и роль государства, принцип легитимности, структура институтов, партийные и избирательные системы.

Принцип легитимности.

Известно, что эффективность воздействия власти на общество определяется не степенью принуждения, а уровнем легитимности режима. Принцип легитимности подразумевает способность власти создавать у населения веру и «убеждение в том, что, несмотря на все их промахи и недостатки, существующие политические институты являются наилучшими, нежели какие-либо другие, которые могли бы быть установлены и которым следовало бы в результате подчиняться» (X. Линц).

Убеждение в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, формируется через соответствие этих решений ценностям, которые разделяет большинство общества. Такие ценности отвечают представлениям и требованиям демократии, которая способна сформировать наилучшие институты. Для авторитарных и тоталитарных режимов проблема легитимности не является актуальной.

Демократия как форма политической организации общества и как самостоятельная ценность основывается на ряде максим, в том числе следующих: государство является гарантом основных прав и свобод личности; политическая власть принадлежит большинству народа, которое выявляется путем прямых или косвенных выборов; власть формируется на свободных выборах, предполагающих свободу выдвижения кандидатур, всеобщее и равное избирательное право, свободу голосования; большинство уважает права меньшинства (оппозиции) на критику, смену правящего режима на очередных выборах; конституционализм есть регулирование посредством конституции отношений между властью и обществом, их равной ответственности перед законом Ачкапов В.А. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе / В.А. Ачкапов, С.М. Елисеев, С. А. Ланцов. - М, 1996..

Структура институтов.

Воля большинства народа осуществляется через систему политических институтов. Наряду с правом, партийной системой, группами давления, неполитическими структурами, обладающими значительным влиянием на общество (церковь, средства массовой информации), самым важным элементом режима является государство. В целом возникновение социальных институтов (а государство одно из них) является отражением появления таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены за счет индивидуальных ресурсов. Ценность институциализации власти, в отличие от личной власти, состоит в ограничении произвола, подчинении власти идее права, выражающей интересы общего блага.

М. Дюверже выделяет две отличительные особенности государства по сравнению с другими институтами - наличие сильной организации и интенсивную солидарность его членов. Возникновение института государства обусловлено необходимостью выразить общие потребности и интересы, чего не могли сделать прежние институты: потребности в безопасности, соблюдении прав и свобод индивидов, сохранении гражданского мира и правопорядка.

Преимущество государства в реализации общих целей и интересов было связано с тем, что, во-первых, оно отличается высокой специализацией и разделением труда между правящими. Законодатели вырабатывают правовые нормы, администраторы применяют их к членам общества, судьи контролируют выполнение правовых норм со стороны граждан и власти. Во-вторых, государство обладает большими материальными и иными ресурсами для претворения своих решений. Например, только государство владеет современной армией и полицией, способными оказаться решающим аргументом в случае открытого социального конфликта. В-третьих, в распоряжении государства имеется широкая и организованная система санкций, позволяющих ему добиваться повиновения от своих членов. Однако возможности принуждения недостаточны для организации такой формы общения, как государство.

Интегрирующими элементами государства, по М. Дюверже, являются приоритетность национальных связей по сравнению со связями иного рода, солидарность между лицами и группами одной национальности, вступающими в общение. Причины национальной солидарности относятся к сфере верований. Преимущественно на верованиях участников государственного общения основано функционирование власти наряду с принуждением.

Первым элементом государственной власти М. Дюверже считает верование в необходимость существования власти вообще. Идея вождя, авторитета, власти, замечает он, «представляется, во всяком случае на первый взгляд, абсурдной, поскольку везде видят вождя». Вторым элементом власти является верование в легитимность государственной власти. Это не качество, присущее власти как таковой, а лишь внешняя ее оценка, складывающаяся в общественном сознании. Идея легитимности власти, по М. Дюверже, формируется господствующим классом и, по крайней мере частично, навязывается классу, над которым он господствует. Важную роль в формировании идеи легитимности имеет концепция права. Именно юридическая процедура, которая придает власти институциональный характер, делает ее легитимной в глазах граждан.

Однако легитимность власти еще не означает ее эффективности, т. е. способности удовлетворять потребности основных групп населения, оперативно реагировать на различные требования граждан, обеспечивать социально-политическую стабильность в обществе Ачкапов В.А. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе / В.А. Ачкапов, С.М. Елисеев, С. А. Ланцов. - М, 1996.. Способность государства быть эффективным в значительной мере зависит от принципов организации институтов законодательной, исполнительной и судебной власти. Способы формирования высшей государственной власти, принципы организации ее институтов и их взаимоотношения с гражданами выражаются единым понятием «форма правления».

В основе современных западных демократий лежат два принципа: мажоритарный принцип, в соответствии с которым власть принадлежит большинству народа, и правовой принцип, означающий верховенство права, равную ответственность власти и граждан перед законом.

При формировании институтов государства эти принципы в разных объемах сочетаются с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В зависимости от процедуры выделения народного большинства и принадлежности права юридической инвеституры (права на формирование, контроль и роспуск правительства) либо парламенту, либо президенту мажоритарный принцип порождает два институциональных типа демократии - парламентский и президентский. Законодательная и исполнительная ветви власти могут быть организованы по принципу либо четкого разделения, либо отсутствия строгого разделения властей. Применение этого принципа организации ветвей власти зависит от формы правления: парламентской или президентской.

Парламентская форма политического устройства не предусматривает четкого разделения властей. Народное большинство выявляется на основе единой системы голосования - избрания депутатов парламента. Формирование исполнительной власти осуществляется косвенным путем: глава правительства и члены кабинета избираются парламентариями. Следовательно, разделение властей косвенно осуществляется после формирования правительства. Лидер, получивший поддержку большинства в парламенте, становится главой исполнительной власти. Правительство опирается на поддержку парламента, контролируется им и отправляется в отставку. Плюрализм интересов и права меньшинства отстаивает легально действующая оппозиция. Классический пример парламентской формы правления дает Великобритания. Ведущую роль в формировании внутриполитического и внешнеполитического курсов страны играет премьер-министр, обладающий широкими полномочиями. Он правит через парламент, чем и определяется его влияние.

Президентская форма политического устройства предполагает строгое разделение властей уже на стадии выборов, предусматривает наличие у законодательной и исполнительной ветвей власти собственного независимого электората, поэтому в странах с подобной формой правления существует двойная система голосования. Президентская республика основывается на прямом избрании гражданами парламента и главы исполнительной власти путем общенациональных выборов. Затем президент назначает членов кабинета (правительство), руководит его деятельностью. Он ответственен непосредственно перед народом. Двойная система голосования обеспечивает равную легитимность исполнительной и законодательной ветвей власти.

Типичным примером президентской модели демократии являются США. Там одновременно правят и президент, и конгресс. Однако равная легитимность обеих ветвей власти порождает конфликты между ними. Учитывая тот факт, что в США отсутствуют традиционные институты парламентаризма (такие, как роспуск Конгресса главой государства или ответственность правительства перед законодателями), американская система создала свои механизмы разрешения возникающих конфликтов между ветвями власти.

Этому способствуют зрелая политическая культура общества и отлаженный институциональный механизм. Однородная политическая культура предопределяет набор политических позиций и предпочтений американцев, на которые ориентируются обе ветви власти. В случае возникновения конфликта между ветвями власти роль арбитра выполняет Верховный суд, пользующийся непререкаемым авторитетом в стране, а двухпартийная система позволяет задействовать механизм консультаций между фракциями демократической и республиканской партий в Конгрессе.

Выбор парламентской или президентской формы правления обусловливает структуру институтов власти, технологию реализации властной воли. Как это ни парадоксально, но парламентская модель способствует усилению исполнительной власти, а президентская республика укрепляет власть парламента. В парламентской модели главные функции парламента состоят в формировании правительства, контроле за ним и его роспуске. В остальном влияние законодательной власти ограничено. Полномочия же правительства значительны, включая и законотворческие инициативы, а возможности его влияния обусловлены поддержкой парламентского большинства Матузов Н.И. Теория государства и права / Матузов Н.И. Малько А.В. -М., 2000..

В президентской форме правления парламент обладает самостоятельными властными полномочиями и правит наряду с президентом. В президентской модели не требуются компромисс и согласие между исполнительной властью и парламентским большинством. Парламентское большинство может выполнять роль оппозиции по отношению к президенту и тем самым сдерживать его. Иная ситуация в парламентских республиках: поскольку правительство работоспособно только в случае создания коалиции парламентского большинства, постольку в парламентской модели велико значение компромиссов между законодателями и правительством.

Для того, чтобы не отождествлять исполнительную и законодательную ветви власти, в западных странах были созданы сдерживающие начала в виде системы правового государства, в котором политические институты, группы, личность действуют в рамках права, уважают и подчиняются ему. Иногда в литературе этот режим называется режимом правовой демократии. Однако представляется, что различия режимов, основывающихся на мажоритарном и правовом принципах, достаточно условны, поскольку западные демократии во всех своих разновидностях являются творением права.

Партийные системы.

В реализации общественных интересов государство активно взаимодействует с другими политическими силами, которые выражают потребности гражданского общества. Среди них особое значение имеют партии. Они берут свое начало в гражданском обществе и отстаивают интересы его различных групп. Партийные системы определяют сущность политических режимов. До появления партийных систем институты демократии формировались на основе принципа разделения властей, однако с появлением партий ситуация изменилась. Мажоритарные, или доминирующие, партии, т. е. обладающие большинством депутатских мандатов, которые контролируют парламентское большинство и правительство, превращают принцип разделения властей в символ. Они единолично определяют политический курс, способы его реализации.

Роль партий в парламентской и президентской формах политического устройства неодинакова. В парламентских демократиях правительство формируется из представителей одной или нескольких партий, а парламентские выборы превращаются в соперничество партий. Для победы партий необходимы единство действий, строгая дисциплина. Победившая партия или коалиция партий формируют правительство, и без их одобрения член партии или коалиции (депутат парламента) не может войти в кабинет.

Формирование институтов законодательной и исполнительной ветвей власти в президентских демократиях осуществляется путем прямых выборов, а не в результате продвижения кандидата усилиями какой-либо партии, поэтому влияние партий на предвыборную борьбу невелико, сама же борьба становится соперничеством ярких личностей.

Избирательные системы.

Взаимоотношения между парламентом, правительством и электоратом (избирателями) устанавливаются на основе конкретных правил, которые называются избирательной системой, или избирательным режимом (их еще называют электоральной системой). Это те правила, с помощью которых подданные назначают правителей, определяют соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается или изымается их легитимность. Избирательные системы не являются нейтральными, они оказывают существенное влияние на политический режим.

Стабильные демократии представляют собой политические режимы, в которых правители получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления. Структуру сложившихся демократических институтов не следует рассматривать как простое отражение общественных предпочтений, поскольку сами эти предпочтения неопределенны. Предпочтения индивидов, их способность различать всевозможные альтернативы колеблются от самых лучших до самых худших. Выбор же возможных альтернатив осуществляется в обществе, состоящем из многообразных групп, интересы и мнения которых вступают в конфликт друг с другом.

Исход выборов определяется, с одной стороны, предпочтениями избирателей, а с другой - правилами подсчета их голосов. Избирательные системы в различных странах отличаются друг от друга, что не может не порождать известное многообразие институциональных типов демократии. Рассуждения по поводу достоинств и преимуществ существующих избирательных систем обычно сводятся к доказательству того, какое правительство предпочтительнее - сильное или более представительное, хотя существуют избирательные режимы, стремящиеся сочетать оба принципа - представительности и эффективности власти. В конечном счете, в зависимости от исторических особенностей, содержания и однородности социокультурной среды, зрелости политической инфраструктуры избирательные системы различными путями пытаются обеспечить политическую стабильность в обществе.

Основными электоральными системами, используемыми в различных странах с теми или иными модификациями, являются мажоритарная и пропорциональная. Различия между ними сводятся к способу голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти; количеству партий и их роли; способу формирования парламентского большинства.

При мажоритарной системе (основанной на принципе большинства) от каждого избирательного округа избирается один депутат, поэтому победителем на выборах признается тот, кто набрал наибольшее число голосов. Большинство голосов может быть абсолютным (т. е. 50% + 1 голос) и относительным (т. е. больше, чем у соперника). При выдвижении нескольких кандидатов на выборах достичь абсолютного большинства в первом туре очень сложно, и в странах, где используется мажоритарная система в один тур (например, в Великобритании), а баллотируются в одном округе два кандидата, победителем может считаться тот, кто набрал не менее 50% голосов.

В тех же странах (например, во Франции), где ни один кандидат не получает требуемого числа голосов (50% + 1 от всех участвующих в голосовании), проводится второй тур, в который выходят два кандидата, набравших наибольшее количество голосов. Во втором туре победителем признается тот кандидат, за которого отдано относительное большинство голосов избирателей. В ряде стран (например, в США), если кандидат набрал абсолютное большинство голосов (50% + 1), он получает все голоса выборщиков данного избирательного округа, проигравший же претендент не получает ни одного голоса в этом избирательном округе.

Система пропорционального представительства предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах голосов по партийным спискам. Каждая партия получает в парламенте то число мест, которое строго соответствует количеству поданных за ее список голосов на общенациональных выборах. Общее число мест складывается из количества мандатов, полученных ею в каждом избирательном округе. Например, данный избирательный округ должен представлять в парламенте семь депутатов. Каждая партия получает от семи мест столько, сколько пропорционально соответствует набранным голосам избирателей. Та партия, которая получила 50% голосов, располагает четырьмя мандатами (применяется принцип округления), остальные партии также получают в парламенте то количество мест, которое пропорционально набранному на выборах числу голосов.

В ряде стран (включая Россию) существует смешанная, пропорционально-мажоритарная избирательная система. Так, в Германии одна половина парламентариев избирается по мажоритарной системе в один тур (система относительного большинства), а вторая половина депутатов бундестага - на основе пропорциональной системы по партийным спискам.

Различия между пропорциональной и мажоритарной системами М. Дюверже усматривал в том, что они формируют различные партийные системы. Взаимосвязь электоральной и партийной систем он выразил в следующих социологических законах:

мажоритарная система в один тур способствует установлению двухпартийности с чередованием независимых партий;

мажоритарные выборы в два тура ведут к объединению многочисленных, относительно стабильных партий в две коалиции;

пропорциональное представительство способствует процветанию многопартийности, т. е. становлению системы многочисленных и независимых партий.

М. Дюверже отмечал и обратное влияние партийной системы на характер избирательного режима. Естественно, что двухпартийная система ведет к установлению выборов в один тур. Сам М. Дюверже не настаивал на том, что эти законы выявляют все взаимосвязи между избирательной и партийной системами. Скорее, речь идет о тех вероятностях, которые вытекают из их взаимосвязи. Например, принцип пропорционального представительства никак не влияет на количество партий, в то время как принцип относительного большинства вытесняет из парламентской борьбы мелкие партии и обрекает их на исчезновение. Хорошилов А.Н. История политико-правовых учений. - М. 2001 г. Однако замечено, что число партий при системах пропорционального представительства больше, чем при мажоритарных системах в один тур.

Мажоритарная и пропорциональная системы голосования во многом определяют эффективность исполнительной власти. Сильное правительство характерно для мажоритарной системы, при которой однопартийное правительство формируется победившей на выборах партией, в то время как пропорциональная система порождает раздробленность политических сил и, как следствие, ведет к созданию коалиционных кабинетов.

Эффективность исполнительной власти зависит от того, каким способом формируется парламентское большинство. В парламентских режимах правительство может быть сильным, если опирается на парламентское большинство, которое формируется либо коалицией малых партий, либо партией большинства, контролирующей парламент. Однопартийное правительство характерно для мажоритарных систем, поскольку оно опирается на однопартийное большинство в парламенте. При пропорциональном представительстве правительство обычно формируется на основе коалиции партий, совместно представляющих основную массу избирателей.

В президентской системе парламентское большинство может придерживаться иных взглядов, чем партия президента, однако это не мешает политической системе быть устойчивой, что подтверждает опыт США. Следовательно, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы устанавливают определенные отношения между парламентом, правительством и электоратом. Для тех стран, которые только выбирают избирательную модель, важно представлять эффективные и неэффективные сочетания электоральных систем с формами правления.

Два первых сочетания обеспечивают сильное и эффективное правительство. Первый вариант - британский, представляющий собой парламентскую форму правления с мажоритарной системой представительства: в избирательной борьбе участвуют две партии, одна из которых побеждает. Победившая партия контролирует парламент и правительство. Однопартийное правительство опирается на парламентское большинство, что позволяет ему проводить самостоятельный политический курс. Правда, мажоритарная система в условиях двухпартийности имеет тот существенный недостаток, что колебания в электоральных предпочтениях могут привести к власти оппозиционную партию, а чередование партий у власти порождает смену политического курса, слабую преемственность в развитии общества.

Второй вариант - это сочетание мажоритарной системы с президентской формой правления. Здесь возможности исполнительной власти определяются прямым формированием ее на общенациональных выборах. Примером такой практики являются США. При слабости политических партий избирательная борьба становится состязанием сильных лидеров, которые получают мандат на правление не от парламента, а от народа.

Третий вариант - парламентская модель с системой пропорционального представительства. Она не формирует эффективного правительства, однако позволяет ему быть достаточно дееспособным при определенных условиях. Эта модель распространена во всех западноевропейских странах (за исключением Франции и Великобритании). В них правительства формируются на основе коалиции партий, и пока сохраняется коалиция партий, правительство способно опираться на нее и проводить свой курс.

Наиболее неустойчива такая комбинация: президентская система с пропорциональным представительством. Поскольку голосование происходит по партийным спискам, постольку будущий парламент изначально политически неоднороден и раздроблен. Партия президента в этих условиях не является доминирующей в парламенте. Президент формирует правительство без участия парламента, поэтому у последнего нет стремления поддерживать его. Изначально в подобной системе заложен конфликт исполнительной и законодательной власти. Но коль скоро президент не может управлять без поддержки парламента, то он должен либо договориться с ним, либо править без него. В последнем случае опасность состоит в том, что не развиваются представительные институты демократии.

Типология политических режимов:

демократический политический режим;

тоталитарный политический режим.

Критерии, которые были сформулированы при определении категории политического режима, могут быть использованы и как основание при их классификации или типологизации. Существует множество подходов к выделению типов политических режимов17. Например, Р. Даль в работах "Полиархия" и "Режимы и оппозиция. Введение" на основе двух критериев, конкурентности в борьбе за власть и степени вовлеченности граждан в управление, выделяет два основных полюса или архетипа политических режимов: гегемонию (или автократию) и полиархию, между которыми и располагаются все переходные формы18.

Наиболее распространенной в современной политологии является типология политических режимов по шкале "демократия - автократия", на основе которой выделяются их три основных типа: демократический, авторитарный и тоталитарный.

Рассмотрим вначале демократический политический режим. Его признаками являются верховенство представительных органов власти, широкое распространение институтов самоуправления, провозглашение и защита прав и свобод личности, правовой характер государства. Вместе с тем можно выделить две разновидности такого режима: демократический политический режим в развитой форме и ограниченно демократический режим.

В настоящее время с демократическим политическим режимом в наиболее развитой форме мы встречаемся в таких странах, как Великобритания, Швеция, Италия, Португалия, Швейцария и другие19. Ограниченно демократический политический режим сохраняет основные черты, присущие демократии, однако не всегда в полной мере. Несмотря на то что в целом в США действует зрелый демократический режим, до настоящего времени в 10 штатах сохраняется запрет на регистрацию коммунистической партии в качестве легальной политической партии, сохраняются некоторые элементы расовой дискриминации (хотя определенные силы борются с расовой дискриминацией более ста лет и добились по сравнению с ситуацией середины XIX века значительных успехов). Не получила достаточной поддержки и не вступила пока в силу поправка к Конституции, закрепляющая равноправие женщин и тому подобное. В недалеком прошлом в США также наблюдались определенные ограничения демократии, например, так называемый "обезьяний процесс" в 20-е годы - судебное осуждение сторонников дарвинизма, "охота за ведьмами", шпиономания и гонения за различные демократические и миротворческие организации в период "маккартизма" в 50-е годы и тому подобное.

В ФРГ также случались отдельные ограничения демократии, в частности, в практике "запретов на профессии". С 1956 по 1968 год в этой стране под запретом находилась компартия, запрет на которую был наложен Федеральным конституционным судом. В его решении осуждалась вообще всякая коммунистическая деятельность как антиконституционная. Затем органы власти не стали расширительно толковать это решение, формально относя его лишь к той компартии КПГ, которая действовала до 1956 года, в результате чего была создана уже новая коммунистическая партия (ГКП).

В то же время в условиях демократического политического режима в любом случае самым главным является активное и достаточно эффективное, во многом все определяющее воздействие гражданского общества на деятельность государства, на весь его механизм управления.

Для авторитарного политического режима характерна большая самостоятельность государства по отношению к гражданскому обществу. Гражданское общество сохраняется и стремится влиять на действия государства, но такое влияние ограничено, поскольку государство в условиях такого режима ищет опору не в гражданском обществе, а в самом себе. Признаками авторитарного политического режима являются существенное ограничение полномочий или полное отсутствие представительных органов власти, преобладание по своей значимости в механизме реализации власти государственных органов, сформированных на основе назначения, по наследственному принципу, в результате выдвижения узкой олигархической группой, большее или меньшее ограничение прав и свобод граждан. Крупный специалист по авторитарным режимам "третьего мира" Ф. Риггс отмечает, что подобные режимы в Европе и Северной Америке постепенно эволюционировали к демократии, достигая способности контролировать свою бюрократию единовременно или даже до того, как появятся мощные бюрократические структуры в этих странах. По большей части они оказались в состоянии сохранить контроль над государственными бюрократическими структурами, необходимыми для осуществления возросшего управления, проведения в жизнь социальных мер и обеспечения страны. В отличие от этого государства "третьего мира" не имели необходимого времени и возможности подготовиться к решению новых задач и институционального опыта, а их лидеры вынуждены были прибегать к авторитарным способам управления для достижения национальных целей20.

Авторитарный политический режим можно подразделить на две разновидности: авторитарно-либерализированный и радикально-авторитарный политические режимы. Авторитарно-либеральный политический режим характеризуется стремлением к преобладанию ненасильственных методов управления (хотя это не значит, что от насилия совершенно отказываются, в случае угрозы правящей группировке насилие применяется самым решительным образом), к учету мнения различных слоев гражданского общества, предоставлением гражданам определенных прав и свобод. Но авторитаризм тем и отличается от демократии, что сроки представления и дозировку прав и свобод, степень их гарантированности определяет само государство, а не общество, причем государство считает себя вправе ликвидировать предоставленные права и свободы в том случае, когда это покажется ему необходимым. Авторитарно-либерализированный политический режим существовал, например, в России в период реформ 60-70-х годов XIX века.

Радикально-авторитарный режим стремится опираться, прежде всего, на силу. И если авторитарно-либерализированный режим в какой-то мере стимулирует развитие гражданского общества, хотя государство стремится делать это дозированно и под своим неусыпным контролем, то радикально-авторитарный режим терпит гражданское общество как необходимость, с которой государство справиться не может, хотя и старается поставить его под свой жесткий контроль.

При реакционно-авторитарном или военно-диктаторском режимах гражданское общество сохраняет свою самостоятельность и даже активность, правящая группировка оказывает на него серьезное воздействие, налагает определенные ограничения, но полностью под свой контроль авторитарными методами поставить не может.

Только в условиях тоталитарного режима государству удается подчинить себе общество, уничтожить его гражданский характер Государство подминает под себя общество, пронизывает все его поры, подвергает огосударствлению все стороны его жизнедеятельности. При тоталитарном режиме создается политическая система особого рода, которая замыкается на личности вождя, поддерживаемого и выдвигаемого некоей олигархической группировкой. Для обеспечения господства государства, возглавляемого вождем, над обществом используется целый комплекс мер и средств. Насилие же здесь является самым главным инструментом. Активно применяются методы политического, экономического, идеологического, пропагандистского воздействия. Но репрессии являются естественным следствием концентрации власти в руках одного человека, выражающего интересы достаточно узкой олигархической группировки и подчиняющего при помощи государственного и партийного аппарата все общество. Репрессиям подвергаются прежде всего те, кого не удалось подчинить другими методами. При этом различными как ненасильственными, так и насильственными методами на определенном этапе тоталитарному режиму удается создать достаточно массовую социальную опору. Поэтому в условиях этого режима иногда проводят плебисциты и референдумы как доказательство наличия такой массовой опоры.

Основные черты тоталитаризма были выделены западными политологами в работах X. Арендта "Истоки тоталитаризма" (1951), Д. Арона "Демократия и тоталитаризм" (1956) и К. Фридриха и 3. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956)21. Характерными чертами тоталитарного политического режима являются сосредоточение власти в руках одного человека, пришедшего к власти недемократическим путем и сохраняющего свою власть в течение длительного времени, хотя возможны и перевороты внутри олигархии, установление принудительной, как правило, однопартийной системы, сращивание государственного аппарата и аппарата правящей партии, превращение представительных органов и институтов непосредственной демократии в фикцию, огосударствление общественных организаций и всех без исключения средств массовой информации, дифференциация статуса (то есть наличие разного объема прав и обязанностей) у разных иерархически расположенных групп населения в зависимости от того, какое место в системе властвования занимает данная группа, рассмотрение прав и свобод личности как некое благодеяние со стороны государства, отсутствие гарантий этих прав и свобод, за исключением соизволения самого государства.

В этих условиях все люди превращаются в винтики огромного всеобъемлющего государственного механизма. Тоталитарное государство без колебании расправляется с теми людьми, которые, по его мнению, не выполняют или плохо выполняют функции винтика или сделали уже все, на что были способны. При этом могут пострадать и отдельные представители господствующей группировки во имя сохранения и упрочения власти группировки в целом. Возможность подчинения государством общества заключается в относительной самостоятельности первого, хоть это и вызвано объективными процессами, протекающими в обществе. Эволюция общества ведет к подрыву всемогущества государства и в конце концов к краху тоталитарного режима, хотя он не падает сам собой, поскольку для его уничтожения требуются активные действия его противников.

Тоталитарные режимы существуют в течение более коротких исторических периодов по сравнению со временем существования других политических режимов, поскольку для общества такое состояние противоестественно и устанавливается в результате неординарных обстоятельств.

Политимческий режимм -- совокупность методов, приемов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Политический режим -- это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140--160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

Типы политического режима:

1. Демократические режимы:

Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

Характерные черты демократического режима:

  • · - Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их.
  • · - Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок.
  • · - Сочетание правления большинства и защита прав меньшинства. Демократия защищает права отдельных личностей. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Если в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.
  • · - Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов. При представительной демократии - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ.

  • 2. Недемократические режимы:
  • 1) Тоталитаризм. Понятие тоталитаризма происходит от лат. "TOTALIS" - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее жизни одной, безраздельно господствующей идее.

Тоталитарными являются режимы, при которых:

  • · - есть однопартийность (1 массовая партия с жесткой, полувоенной структурой, часто сросшаяся с государством и концентрирующая в себе реальную власть в обществе; она строится вокруг лидера (вождя) Власть идет вниз - от лидера, по пирамидальной схеме).
  • · - доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя " Библия".
  • · - тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.
  • · - при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.
  • 2)Авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
  • · - Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти.
  • · - Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
  • · - Опора (реальная или потенциальная) на силу.
  • · - Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
  • · - Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.
  • · - Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Исходя из вышеизложенного, авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.

В современной политологии это понятие обычно употребляется с отрицательной коннотацией, имеется в виду авторитарный режим или любой другой антидемократический.

Происхождение термина

Впервые это понятие появляется в работах Сократа, Платона и Аристотеля – древнегреческих философов. Аристотель, например, выделял правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия) режимы.

Каковы особенности политического режима: характеристика

Можно сказать, что режим формируется в результате взаимодействия множества компонентов (институтов), которые имеют отношение к политической системе: форма правления, форма административно-территориального устройства государства, тип избирательной системы, наличие или отсутствие в стране и движений.

ПР также определяется:

  • интенсивностью протекания в государстве различных общественно-властных процессов;
  • доминирующим типом легитимности (по классификации М. Вебера: традиционный, харизматичный, легальный);
  • развитостью общественно-властных традиций, сознания;
  • господствующим типом властно-управленческого поведения;
  • структурированностью правящей элиты;
  • взаимоотношениями чиновничьего (бюрократического) аппарата с обществом.

ПР определяет отношения отдельной личности и государства: показывает степень свободы личности в государстве (объём прав и обязанностей) и форму (и степень) личного участия граждан в жизни государства.

Понятия и виды политических режимов

В современной политологии выделяются два вида ПР: демократический и недемократический. Их разграничивают, учитывая разные критерии и признаки.

Демократический – это непосредственная , прямая или представительная демократия, то есть власть народа, осуществляемая во благо народа.

Демократия, как ПР, зародилась в Древних Афинах в VI веке до н. э. Расцвет демократического строя пришёлся на V век.

Существуют две формы демократии:

  • прямая – принятие решений непосредственно гражданами (на вече, сходах, народном собрании, референдумах);
  • представительная - принятие решений представительным органом, выбранным народом (парламент, городское собрание, Законодательное собрание).

Недемократический – это ПР , характеризующийся крайней степенью давления власти на общество. Существуют два основных типа недемократических режимов:

  • авторитарный;

Авторитаризм – это ПР, при котором властные полномочия сосредоточены в руках одной «силы»: армия, бюрократия , религиозный лидер, партия, класс, личность, семья.

  • военно-бюрократический авторитаризм (правление генерала Пиночета в Чили);
  • корпоративный авторитаризм (правление Ф. Франко в Испании);
  • постколониальный авторитаризм;
  • расовая или этническая демократия (идеология апартеида в ЮАР);
  • султанистский режим (Ирак при Саддаме Хусейне);
  • дотатолитарный авторитаризм.

Исторический и общественный опыт показывают, что риски превращения авторитаризма в тоталитаризм очень велики. Это особенность авторитаризма как ПР.

Тоталитаризм – это ПР, при котором устанавливается тотальный контроль над всеми сферами жизни общества. Впервые этот термин был употреблён Б. Муссолини в 20 ых годах XX века. Тоталитаризм может являться либо продуктом исторического развития общества (как в России), либо продуктом чрезвычайных обстоятельств, в которые попало общества (например, Германия после Первой мировой войны).

Существуют два типа тоталитаризма:

  • левый (сталинизм, маоизм) – строится на равенстве всех людей и классовых ценностях;
  • правый (фашизм, нацизм) – строится на естественном неравенстве всех людей, наций, рас и национальных ценностях.

Каждый вид и тип ПР характеризуется определённой социальной базой, определённым государственным устройством, партийной системой, типом экономической системы, определёнными отношениями власти с оппозицией и действиями карательных органов. Каждый вид и тип ПР базируется на определённом властном принципе и идеологии, характеризующей наличие прав и свобод граждан и объём их реализации.

Анархия

Анархия - это особый тип ПР , который устанавливается в сложные, переходные периоды развития общества. Этот режим характеризуется ослаблением власти, разрывом связи государства и членов общества. Нельзя считать анархию неким промежуточным состоянием общества, это самостоятельный ПР, режим полного безвластия и отсутствия доминантной силы.

Критерии политических режимов (основные признаки)

Демократический Недемократические
Тоталитарный Авторитарный
Социальная база Опора на большинство населения (должна быть поддержка большинства) Опора на люмпенизированные слои населения (есть рабочий класс и класс люмпенов-крестьян) Опора на армию, чиновников, церковь (должен быть сильный полицейский аппарат)
Государственное устройство Правовое государство (легальный тип политической легитимности) Тотальный контроль власти над всеми сферами жизни общества (харизматический тип политической легитимности) Традиционное государство с жёстким контролем жизни общества (традиционный или харизматический тип политической легитимности)
Тип партийной системы Многопартийность (или двупартийность при развитой демократии) Однопартийный тип партийной системы Сращение правящей партии и государства при наличии других партий
Тип экономической системы Смешанная экономика Административно-плановая, командная экономика Рыночная экономика при строгом контроле со стороны государства
Взаимоотношения с оппозицией Приветствуется наличие оппозиции, которая действует легально Оппозиция отрицается, инакомыслие преследуется (нелегальная деятельность оппозиции) Деятельность легальной оппозиции жёстко контролируется
Действия карательных органов Строго подчиняются закону Они сращены с государством и доминируют в обществе (политический сыск, репрессии, система доносительства) Они сращены с государственным аппаратом
Политический принцип Разрешено все, что не запрещено законом Запрещено все, что не разрешено законом Разрешено все, кроме свободной политической деятельности
Политическая идеология Политический плюрализм (многообразие мнений) Единая государственная идеология Официальная государственная доминирующая идеология
Права и свободы граждан, объём их реализации Широкий спектр прав и свобод граждан. Закон защищает личность, граждане свободны, они полностью защищены от государства. Права и свободы только декларируются. Закон защищает государство. Права и свободы существенно ограничены. Закон стоит на страже интересов государства и правящей элиты (они действует в собственных интересов, попирая закон).

Примеры существования (историческая канва)

За долгую историю существования человечества в том или ином обществе (государстве) существовали разные ПР.

Яркий пример тоталитаризма:

  • итальянский фашизм;
  • немецкий национал-социализм;
  • советский социализм;
  • китайский маоизм.
  • военный ПР (хунта) Пиночета в Чили;
  • теократия аятоллы Хомейни в Иране;
  • режим гражданской (монархической) диктатуры в странах Арабского Востока.

Практически во всех современных государствах установился демократический ПР .

ПР – важный элемент политической системы общества. Он обеспечивает

В современных обществах чистые режимы встречаются редко. Чаще всего это смесь чистой демократии и элементов авторитаризма.

Политический режим (от фр. regime - управление) - это совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Его относят к характеристике государственной власти, т.к. он влияет на общественную жизнь через государственные институты (парламент, правоохранительные органы, выборы и т.д.). Политический режим возникает в обществе, в его политической системе, под влиянием многих факторов: целей, которые ставят перед собой находящиеся у власти социальные группы и партии; степени остроты противоречий в обществе; уровня политической культуры и традиций, сложившихся в обществе. Установление и функционирование политических режимов зависит от сложившейся внутриполитической обстановки и внешнеполитических задач.

Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев:

  • - характер и мера осуществления власти;
  • - механизм формирования власти;
  • - взаимоотношения общества и власти;
  • - роль и значение негосударственных и неполитических организаций и структур;
  • - характер существующих в обществе запретов;
  • - роль идеологии в жизни общества;
  • - характер политического лидерства;
  • - соотношение прав и свобод граждан;
  • - положение средств массовой информации;
  • - роль политических партий;
  • - соотношение между законодательной и исполнительной властью;
  • - роль и значение органов подавления;
  • - тип политического поведения.

Режимы делятся по принципу разделения властей, их 3 типа: 1) абсолютная неразделенная власть (абсолютная монархия), 2) разделение властей (президентская республика), 3) сотрудничество властей (парламентская республика). Но при этом подходе исчезает главное: сам механизм функционирования власти. И вот во 2-й половине ХХ в. политологи переходят к категории политического режима, выделяя его критерии:

роль и функции главы государства в системе политического руководства;

порядок формирования представительных учреждений;

положение и влияние партий и общественных движений, наличие оппозиции;

правовой статус личности, состояние и гарантии реальных прав и свобод граждан;

взаимоотношения между ветвями власти, местными властями и центром;

роль органов подавления в государстве;

наличие объективных источников информации, гласности и прозрачности.

Тоталитарный режим.

Тоталитаризм - это режим, означающий полный контроль государства над всеми сторонами жизни общества и личности. Как тип политической системы, это феномен ХХ в. Сам термин происходит от лат. totalis - весь, целый, полный. Первым его применил в 1925 Муссолини для характеристики своего движения.

основные черты тоталитарного режима Его девиз: «Запрещено все, что не приказано».

  • 1. культ власти, ее восприятие как абсолютной ценности и смысла человеческой жизни. Чаще превращается в культ вождя, наделенного практически неограниченной властью и воплощающего не только власть, но и «дух нации» (как в фашизме) или «борьбу народа за коммунистические идеалы» (как в СССР при Сталине).
  • 2. монополия на власть одной-единственной партии - обязательный признак тоталитарного режима. Эта монополия не ограничена никаким законом. Партийный аппарат параллелен гос. аппарату, выполняет функции гос. власти, даже доминирует над гос. аппаратом и по сути срастается с ним. Во главе партии и государства стоят одни и те же лица.
  • 3. отсутствие автономных систем в обществе. Политика поглощает и экономику, и социальную сферу, и культуру. Общество предельно политизировано, и граница политики - это граница самого общества.
  • 4. нет разделения властей, причем оно отрицается как таковое, как неэффективное, ненужное.
  • 5. абсолютно запрещена оппозиция.
  • 6. особая роль идеологии в обществе, обосновывающей право тоталитаризма на существование. Идеология в тоталитарном обществе обязательна для всех. отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод. Система террора и насилия приводит человека в состояние покинутости, незащищенности. Человек превращается в изолированное существо, его сознание охвачено страхом, воля парализована. Люди, поглощенные чувством своей ничтожности и бессилия - благодатная почва для тоталитарных структур.
  • 7. наличие системы террористической тайной полиции, превращение насилия, репрессий в главное средство политической борьбы.
  • 8. монополия власти на информацию.
  • 9. в области организации интересов тоталитарные режимы не признают дифференцированных интересов общества, ориентируются на единый государственный интерес. Автономия личности не признается в принципе. Фактически свернуты права естественные, гражданские и политические, а на 1_е место выдвигаются социальные права (на труд, зарплату и др.), причем четко завязанные на обязанности.

Сила его - 1) в огромной возможности мобилизации ресурсов и 2) в харизматич. легитимности: массы готовы за эту власть пойти на большие жертвы и лишения. А слабость - 1) в потенциальной неэффективности (контролируя все и вся, политика резко снижает активность личности и работоспособность экономики, т.е. режим может обеспечить определенные достижения в определенных рамках - атомную бомбу, индустриализацию и т.д., но когда люди боятся перейти границу дозволенного и при этом все равно получают гарантир. зарплату, резко снижается эффективность режима, а самое страшное - падает уровень адаптации к экономике), 2) в том, что это режим страха и силы, поэтому огромные ресурсы направлены на укрепление силовых структур, 3) в том, что со сменой лидера снижается харизматич. эффективность режима, 4) и в том, что тоталитарный режим не трансформируется и ведет к краху государства. Единственная возможность трансформации этого режима - смена лидера.

По своему характеру близок к тоталитаризму, но имеет и ряд важных отличий. Авторитаризм - это режим, основанный на диктатуре лица или группы лиц. Он возникает чаще всего в переходную эпоху и опирается на силовые структуры. Авторитарные режимы часто приходили на смену тоталитарным, хотя есть и примеры обратной трансформации (Ф. Кастро). Кризис тоталитаризма приводит к послаблениям и контроль власти над обществом перестает быть всеобщим, тотальным. Авторитарные режимы - самые распространенные в мире, в т.ч. и сейчас. От лат. autoritas - влияние.

Его девиз: «Разрешено все, кроме политики». Он не претендует на политический контроль за всеми сторонами жизни общества, поэтому значительной автономией обладают экономика, культура, социальная сфера, личная жизнь, происходит разгосударствление этих сфер при переходе от тоталитаризма. И хотя власть может активно влиять на курс экономического развития, механизмы рынка при этом не разрушаются;

В сфере организации власти: при авторитаризме власть не формируется и не контролируется гражданами, а находится в руках одного человека или группы лиц (диктатора либо хунты), которые поддерживают баланс интересов в рамках правящей группировки или элиты;

Демократические процедуры и институты носят фиктивный характер, парламенту принадлежит второстепенная роль, широкими полномочиями наделены исполнительные органы, фактически нет разделения властей, авторитарному режиму присущ чрезмерный централизм, вертикальность;

опора на силу, на военно-карательный аппарат. Авторитаризм может даже пользоваться популярностью в народе, но не скрывает, что в случае необходимости может принудить к повиновению;

ограничение или запрещение легальной оппозиции, с угрозой ликвидации при попытке действовать. Партии могут существовать, но не играют никакой роли в политике, абсолютно лояльны к режиму и его поддерживают. Выбора нет, альтернативы нет.

обычно отсутствует культ личности. Диктатора не нужно любить,- главное, чтобы боялись.

В области легитимизации авторитаризм опирается на инструментальную, а не на эмоциональную поддержку, при этом - и на традиционную легитимность (если смог взять власть - правь). В целом такие режимы легитимностью не особо озабочены, они опираются на силу.

Идеологии у авторитарного режима нет или она рыхлая, размытая. Поэтому политологи называют авторитарный режим прагматической диктатурой, а тоталитарный режим - идейной диктатурой. Обычно в общество вбрасываются лишь идеи национализма или гос. патриотизма, да и то при необходимости.

В области реализации прав авторитаризм в целом равнодушен к правам человека. Он признает те права, которые не превращаются в политические требования. Свобода слова - при условии не трогать политику; церковь и профсоюзы самостоятельны, пока не трогают политику.

В чем сила и слабость авторитаризма? 1) Его сила в том, что он дает автономию экономической сфере. Поэтому авторитарный режим может быть эффективен, причем долго. 2) Он способен к трансформации, он гораздо более гибок, чем тоталитаризм. Он может даже способствовать зарождению демократических механизмов и стать со временем либерально-демократическим режимом (Япония, Испания, Португалия и др.), но здесь часто нужен толчок извне. 3) При модернизации общества авторитаризм может сдерживать насилием социальный взрыв. А слабость его в том, что 1) ему присуща низкая легитимизация (только ослабнет оружие, вспыхивает буря), 2) он опирается на силу, а на штыке неудобно сидеть, и 3) очень «повернут» на лидере или группе лидеров; если они уходят - кризис.

4. Демократический режим

Демократия - это режим, основанный на признании народа источником власти. От греч. «demos» - народ и «kratos» - власть. Яркое определение демократии дал А. Линкольн: «Government of the people, by the people, for the people» (Правление народа, избранное народом и в интересах народа). Хотя есть много определений демократии - с античных времен до наших дней - и она может принимать разные формы и в теории, и на практике, есть ряд особенностей, позволяющих определить режим как демократический:

  • 1) Верховенство закона во всех сферах жизни общества, юридическое равноправие граждан, наличие правового государства, гарантия прав и свобод граждан. Девиз режима - «разрешено все, что не запрещено законом», но при этом: «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого». Значит - огромная роль судов и адвокатов.
  • 2) Суверенность народа (или того, что понимается под народом) как источника власти.
  • 3) Свободные выборы как выражение полит. права каждого гражданина избирать и быть избранным. Это гарантируется соблюдением 3 условий: свободы выдвижения кандидатур, свободы избирательного права (всеобщее и равное участие в выборах) и свободы голосования (тайное голосование и равенство в получении информации о выборах и в ведении агитации перед выборами).
  • 4) Постоянная и реальная работа избранных народом органов власти в центре и на местах, выборность всех должностей.
  • 5) Соблюдение принципа разделения властей на 3 ветви: исполнительную, законодательную и судебную, действие механизма сдержек и противовесов.
  • 6) Существование легальной оппозиции, что гарантирует плюрализм мнений, многопартийность и представительство интересов меньшинства, не дает власти большинства перерасти в тиранию. На деле - тенденция к диктату меньшинства.
  • 7) Открытость и прозрачность власти, доступ любого гражданина к информации о том или ином вопросе. Здесь, тем не менее, не все так просто в реальности. Власть везде стремится быть скрытой.
  • 8) Конституционализм, т.е. безусловное уважение к конституции и ее верховенство.
  • 9) Равенство гражданина народа перед законом.
  • 10) В области легитимизации дем. Режим носит легально-рациональный характер; поддержка и эмоциональна, и инструментальна.

В современном мире очень мало стран, где все эти критерии соблюдаются. Если сила демократич. режима ясна из вышеперечисленного - 1) полноправие гражданина, 2)контроль общества над властью, 3) учет рахнообразн. интересов; то его слабость - в том, что 1) не всегда ясно, как ее защищать (неужели насилием?), 2) учет всех интересов размывает большинство, затрудняет принятие решений даже путем компромисса и тем самым снижает эффективность власти; 3) бурная социальная активность масс, поощряемая демократией, может иметь и деструктивный характер, может вести и к анархии, и к власти толпы (охлократии); и, наконец, 4) выборность может привести к власти непрофессионалов, демагогов, главное достоинство которых - умение нравиться избирателям, они дают лживые обещания, манипулируют обществ. мнением и при этом не могут эффективно править. Демократия в неразвитом гражданском обществе может проложить дорогу авторитаризму.