Имя жены тора. Мифы о боге торе. Приключения Тора и его спутников

Тор — защитник асов и людей. Тор был первым и любимым сыном Одина и его жены Ерд-Земли. Все живительные соки матушки Земли впитал он в себя, всю мощь стихий и стремительность взял от отца, бога неба. Дарил он дожди и плодородие пашне, пробуждал весенними грозами спящие цветы и деревья, помогал перелетным птицам.

Но больше всего Тор заботился о людях; он охранял Митгард от великанов и чудовищ, почти постоянно сражаясь с ними на далеком и холодном востоке — иначе разросся бы их род, заполнил собою все, как сорняк, не оставив никому места.

А боги считали Тора главным стражем Асгарда. Стоило только произнести его имя громким голосом — тотчас являлся бог грома и без промедления вступал в бой с самым страшным врагом.

Чудесные вещи и животные Тора. Рассказывали, что в десять лет Тор начал носить оружие отца, в двенадцать был так силен, что мог разом поднять с земли десять тяжеленных медвежьих шкур. В подарок от великанши Грид, одной из жен Одина, получил он Пояс силы; как наденешь его — прибывает крепости вдвое. А уж когда карлы преподнесли Тору молот Мьелльнир (об этом подарке еще будет речь) , он сделался вовсе непобедимым. Ведь молотом можно было мгновенно убить, расколоть надвое череп даже горного великана, расщепить самое могучее дерево, вогнать любого по колено в землю. Пришлось только заказать железные рукавицы, иначе не удержать, не метнуть чудо-молот.

Посох и козлы. Подарила великанша Тору еще и посох. Ведь где только не оказывался Тор, куда только не отправлялся. Приходилось на пути преодолевать валуны и скалы, продираться сквозь чащобы, переплывать через протоки. Ни один конь не мог бы там проскакать, где бывал Тор, только сбились бы лошадиные подковы, да запалилось дыхание. И потому предпочел Тор двух быстроногих козлов. Одного назвал Тангриснир — «Скрежещущие зубы», другого — Тангиостр — «Скрипящие зубы». Слышался в этих именах вой ветра и скрип деревьев, буря и ураган. Замертво могли пасть козлы вечером, а наутро освятит их хозяин своим молотом, и вновь неутомимо скачут они.

Тор забирает Тьяльви и Рескву. С детства слышал Тор о страшной Стране великанов, Утгарде. И едва вырос, решил в ней побывать, увидеть все собственными глазами, а то и силой померяться, коль случится, с ее обитателями. Позвал он с собой Локи, отправились они в путь. Под вечер подъезжают к дому одного человека, остаются там ночевать. Бедноват был дом, нечем хозяевам покормить гостей, засмущались они. Понял Тор, рассмеялся: «Сейчас мы зарежем наших козлов и славно поужинаем». Послушно подошли Тангриснир и Тангиостр, словно и не впервой им быть зарезанными. Освежевал Тор туши, положил в котел. Вкусный запах скоро наполнил дом.

Перед началом ужина разложил Тор перед очагом козлиные шкуры и велел всем кидать в них кости. Увлекся хозяйский сын Тьяльви, взял одну ножку, расщепил ее и высосал костный мозг. Потом в Асгарде говорили, что подучил его Локи.

Утром встал Тор спозаранок, оделся, поднял молот, освятил им шкуры. И вскочили на ноги козлы — целехоньки и живехоньки. Только один немного прихрамывал. Нахмурил бог грома брови; от его взгляда готовы были все провалиться сквозь землю. А уж когда Тор непроизвольно сжал в руках молот, побелели все от страха, стали просить пощады. Смягчился Тор, взял провинившегося мальчика в услужение себе, а его сестру Рескву — жене. Так и остались у Тора дети великана Эгиль.

Один из главных персонажей, которых воспевает скандинавская мифология, — Тор. Могучий рыжеволосый бог, способный побороть любого противника, пользуется любовью и сегодня. Однако образ громовника в фильмах и комиксах все-таки нельзя считать каноническим. На вопрос о том, каким он был по представлениям древних скандинавов, может ответить только мифология. Тор — бог грома и молнии, победитель великанов и покровитель крестьян — сегодня в центре нашего внимания.

Громовник

Согласно текстам Старшей и Младший Эдды, Тор был сыном Одина. В качестве его матери чаще всего называется Ерд, богиня земли, однако в некоторых источниках громовник зовется сыном Фригг. Тор с самого детства отличался огромной силой и неспокойным нравом. Подобно внезапной летней грозе с ураганным ветром и раскатами грома, периодически молодого бога накрывали приступы ярости. Мать, бывшая не в силах обуздать ребенка, отправила его на воспитание приемным родителям. Только достигнув совершеннолетия Тор, уже научившийся самообладанию, смог вернуться в Асгард и занять положенное место в храме суда.

Непобедимый защитник

Как описывает Тор был могучим воином с рыжими волосами и бородой. Он защищал асов от чудовищ и великанов. При этом громовник сам походил на последних. Огромный и тяжелый он никогда не передвигался верхом. Ни один конь не смог бы выдержать бога. До цели Тор добирался пешком либо на колеснице, окованной железом. Сын Одина обладал отменным аппетитом и за один раз мог съесть целого быка. Его колесницу мчали по небу два козла, Тангниостр и Тангриснир (скрежещущий и скрипящий зубами). Если в пути Тор хотел есть, он зажаривал обоих, а затем, благословив кости своим молотом, возвращал их к жизни.

Большую часть времени Тор проводил в борьбе с великанами-етунами. Однако для того чтобы позвать громовника на помощь, богам в Асгарде нужно было только произнести его имя и бог грома сражу же появлялся.

Покровительствовал Тор и людям. Считалось, что он охраняет дома и поля хлебопашцев от великанов и других напастей. Тор благоволил низшим сословиям. В его жилище даже было 40 комнат, где души умерших рабов чувствовали себя не хуже, чем воины в Вальхалле.

Амуниция

Мьелльнир, молот Тора, мифология называет его главным оружием. Он представлял собой олицетворение молнии и потому постоянно был раскаленным. Мьелльнир всегда возвращался к хозяину, напоминая этим свойством бумеранг. Тор применял молот не только с боевыми целями. Волшебное оружие было способно воскрешать животных, с его помощью благословляли браки. Молот влиял и на плодородие. Удержать раскаленное оружие в голых руках непросто — Тор всегда носил железные рукавицы.

Еще одним непременным атрибутом бога грома и молнии был волшебный пояс Мегингъерд, способный увеличивать силу в два раза. Тор, скандинавская мифология неоднократно на это указывает, в таком оснащении становился практически непобедимым. Великаны постоянно пытались отнять у громовника молот или же заманить его к себе безоружным.

Вечный спутник

В путешествиях нередко сына Одина сопровождал Локи. Тор, мифология полна подобных эпизодов, часто побеждал великанов благодаря хитрости Один из примеров этого как раз связан с похищением Мьелльнира великанами. Молот был украден Тримом. Великан согласился вернуть волшебное оружие, если ему отдадут в жены Локи придумал хитрый план, как обвести злодея вокруг пальца. Он уговорил Тора надеть платье Фрейи и отправиться к Триму. Великан не заподозрил подвоха и отдал молот богу грома и молнии, после чего был им повержен.

Семья

Как указывает мифология, Тор имел двух жен. Великанша Ярнсакса родила ему сыновей Магни и Моди (сила и смелость). От богини Сиф Тор имел сына Луриди и дочь Труд. По другим источникам матерью Моди также являлась Сиф. Вместе с братом Магни он должен был пережить Тора и других богов и стать правителем возрожденного поле Рагнарека мира.

С богиней Сиф и детьми громовник жил в покоях Билширнир, которые располагались в Асгарде. Дом Тора состоял из 540 комнат.

Как повествует мифология, Тор погибнет вместе с другими богами в день конца мира. Громовник сразит молотом змея Ермунганда, сына Локи, но и сам погибнет, утонув в яде, излившимся из пасти чудовища.

Персонажи, похожие на скандинавского рыжебородого победителя великанов, есть практически во всех культурах. Это и индийский Индра, и славянский Перун, и греческий Зевс, и римский Юпитер. Объединяет их не только связь с грозой, громом и молнией, но и борьба с силами зла, постоянно стремящимися подчинить себе мир богов и людей. Образ защитника, наделенного могуществом, красотой и умом, привлекателен во все времена. Неудивительно поэтому, что образ Тора активно используется в современной медийной культуре, попутно обрастая новыми характеристиками, которые, по мнению человека нынешнего столетия, прекрасно подходят герою-защитнику.

Согласно мнению некоторых мифологов, Тор, или Донар, сын Ёрд и Одина, однако другие утверждают, что его матерью была Фригг, богиня богинь. Еще ребенком он был знаменит своими огромными размерами и силой и вскоре после рождения удивил собрание богов, играючи перекидывая из стороны в сторону кучу медвежьих шкур. Обычно пребывая в хорошем настроении, Тор впадал иногда в неистовое буйство и бывал в это время очень опасен. Его мать, неспособная справиться с ним, отправила Тора на попечение Вингнира (крылатый) и Хлоры (жара). Эти приемные родители были также олицетворением молнии. Вскоре им удалось обуздать своего подопечного и мудро воспитать его. Сам Тор, осознавая, чем он им обязан, взял себе также имена Вингтор и Хлориди, под которыми был также известен.

Достигнув совершеннолетия, Тор был принят в Асгард, где занял почетное место среди двенадцати богов в огромном зале совета. Во владение он получил Трудвангар (Трудхейм), где построил чертог Бильскирнир (сверкающий, как молния), самый просторный во всем Асгарде. В нем было пятьсот палат и еще сорок палат для проживания рабов, попадавших сюда после смерти. Они всегда были желанны в его доме, здесь их ждал такой же теплый прием, как и их хозяев в Вальхалле, так как Тор был покровителем крестьян и низших сословий.
Горниц пять сотен
И сорок, как помню, -
В обители Бильскирнир есть:
Домом под кровлей,
Знаю, владеет
Чадо мое величайшим.
(Старшая Эдда. Речи Гримнира. Перевод В. Корсуна)

Так как он был богом грома и молнии (громовержцем), Тору не позволялось переезжать чудесный мост Биврёст, чтобы он не поджег его жаром, исходившим от его тела? Чтобы присоединиться к другим богам у источника мудрости Урд в тени священного дерева Иггдрасиля, он должен был идти пешком, переходя вброд реки Кормт и Ормт и два ручья Керлоуг.

В Норвегии Тора считали верховным божеством. Он был вторым в пантеоне богов других стран, его называли "старый Тор" не в силу возраста, а потому, что, по мнению некоторых, он принадлежал к старейшей династии богов. В мифах он описывается как богатырь, находящийся в расцвете сил, высокий и хорошо сложенный, со всклокоченными рыжими волосами и рыжей бородой. Когда он тряс волосами, особенно в моменты гнева, искры слетали с них потоками, вызывая гром и молнию.
Сначала Тор, изогнув бровь,
Шептал что-то в рыжую бороду,
Метая глазами, полными гнева,
молнии в разные стороны.
Его колесница, скрипя колесами,
Посылала раскаты грома,
А земля и небо сотрясались
под ударами его молота.
(Дж. Джонс. Вальхалла)

Народы Северной Европы в дальнейшем украшали его короной, на оконечностях которой была либо сверкающая звезда, либо огонь, так что голова его была окружена ореолом из огня - его собственного символа.

Молот Тора

Тор был также обладателем волшебного молота Мьёлльнира (молнии), который он с сокрушающей силой бросал в своих врагов, инеистых великанов, и который обладал чудесным свойством возвращаться к нему в руки, как бы далеко он ни метнул бы его.
Я - громовержец,
Здесь в моей северной земле
Моя сила и крепость
И вечная власть.
Среди айсбергов
Правлю народами.
Мой молот - Мьёлльнир всемогущий -
Никому не подвластен:
Ни великанам, ни колдунам.

Так как этот огромный молот, символ удара молнии, всегда оставался раскаленно-красным, то для того, чтобы держать его в руках, у бога были железные рукавицы - Ярнгрипер. Он мог метнуть Мьёлльнир на огромное расстояние, а его сила, и без того огромная, удваивалась, если он надевал волшебный пояс Мегингьерд (пояс силы).
Вот мой пояс,
Надену его -
и стану в два раза сильнее.
(Лонгфелло. Сага о короле Олаве)

Древние народы Северной Европы считали молот Тора священным и имели обыкновение носить обереги в виде молоточков Тора, чтобы оградить себя от злых духов и добиться благословения богов. Амулет в форме молоточка надевали на новорожденных младенцев, поливая их головки водой и нарекая при этом именем. Молот забивался в столбы, обозначавшие границы владений, и считалось святотатством вытаскивать его оттуда. Им освящали порог только что построенного дома, он использовался в брачной церемонии, а так же в освящении погребального костра, на котором сжигались тела героев вместе с оружием и конями, а подчас вместе с женами и слугами.

В Швеции полагали, что Тор, как и Один, носил широкополую шляпу, и поэтому грозовые тучи в этой стране называли шляпой Тора. Этим же именем была названа одна из главных горных вершин в Норвегии. Считалось, что раскаты грома - это грохот колес колесницы Тора, так как он единственный среди богов никогда не ездил верхом, а либо ходил пешком, либо ехал на бронзовой колеснице, запряженной двумя козлами: Тангниостром (скрежещущий зубами) и Тангрисниром (скрипящий зубами), от рогов и зубов которых постоянно летели искры.
О, великий Тор,
Взвалив волшебный меч на плечи,
На колеснице где-то рядом едешь,
Священные козлы влекут твою упряжку -
Слушаясь серебряных вожжей.
Мэтью Арнолд. Смерть Бальдра

Когда бог разъезжал на колеснице, его также именовали Эку - Тором, или Тором-Колесничим, а в Южной Германии полагали, что для громовых раскатов недостаточно одной колесницы, потому утверждали, что она нагружена медными чайниками, издававшими шум во время езды, и поэтому фамильярно называли его торговцем чайниками.

Семья Тора

Тор был женат дважды: сначала на великанше Ярнсаксе (железный камень), родившей ему двух сыновей Магнии (сила) и Моди (смелость), которым было суждено пережить отца и гибель богов и править в новом мире, который возродится после катастрофы, как феникс из пепла. Его второй женой была золотоволосая богиня Сив, родившая ему также двух детей: Лоррид и дочь по имени Труд, юную великаншу, славившуюся своими величиной и силой. Известно, что противоположности сходятся, и пример Труд подтверждение этому. К ней сватался карлик Альвис, которому она благоволила. Однажды вечером ее поклонник, который, будучи карликом, не мог переносить дневного света, появился в Асгарде, чтобы попросить ее руки. Совет богов склонялся в его пользу и был уже готов высказать свое одобрение, как вдруг появился отсутствовавший Тор. Бросив презрительный взгляд на крошечного возлюбленного, отец невесты сказал, что тому следует доказать, что его ум может восполнить недостаток роста, только тогда он сможет удостоиться руки невесты.

Чтобы испытать Альвиса, громовник стал задавать ему вопросы, касающиеся мира богов, ванов, эльфов и карликов, спрашивая до тех пор, пока не взошло солнце и первые его лучи не превратили карлика в камень. Этим Тор еще раз продемонстрировал великую силу богов, что должно было явиться предостережением для всех остальных карликов, которые пытаются испытать ее.
Чья еще грудь
вместила бы столько
сведений древних!
Но хитростью мощной
тебя обманул я:
ты в доме застигнут
солнечным светом!
(Старшая Эдда, Речи Альвиса. Перевод В. Тихомирова)

Поклонение Тору

Именем Тора названы места, которые, по преданию, он часто посещал, например основные гавани Фарерских островов, как и фамилии, считающиеся, что происходят от него. Имя Тора присутствует в таких названиях, как Трундерхиль в графстве Суррей, в фамилиях Торберн и Торвальдсен, а также в названии одного из дней недели: дня Тора, или четверга (англ. Thursday). И на всей земле
все еще есть день Тора.
(Лонгфелло. Сага о короле Олаве)

Тор считался одним из главных в пантеоне богов; так как он благоволил людям, ему повсеместно поклонялись. Храмы в его честь воздвигнуты в Мэри, Хладере, Годи, Готланде и Упсале и в других местах. В Юл (основной праздник, посвященный Тору, совпадающий с нынешними Святками) люди просили Тора послать им счастливый год. В этот день по обычаю сжигали большое дубовое бревно (бревно Юла), так как это дерево считалось священным и символизировало летний свет и тепло, прогоняющие темноту и холод зимы.

Невесты надевали красное, так как это любимый цвет Тора, считавшийся символом любви. По этой же причине обручальные кольца в Северной Европе всегда были с красным камнем.

Храмы и идолы Тора, как и Одина, делали из дерева, и большое их количество было разрушено во времена конунга Олава Святого.

- 4465

Тор, Тонар (Thorr, Thunar, Donar, Donner, Thonaraz), в германо-скандинавской мифологии бог грома, бурь и плодородия. Он был одним из сыновей верховного бога Одина и богини земли Ёрд или Фьёргюн. Название боевого молота бога, Мьёлльнир, могло некогда означать слово "молния". Нельзя не заметить, что Тор, злейший враг великанов, имел с ними много общего. Рыжебородый богатырь был весьма энергичен и обладал невероятным аппетитом - за один присест съедал быка. Тор любил меряться силой со всеми. Его огромную бронзовую колесницу тащили по небу два козла, которых звали Тангниостр ("скрежещущий зубами") и Тангриснир ("скрипящий зубами").

Из всех богов Севера Тонар (англ. Thonar), вероятно, будет наиболее любимым и, вместе с Воданом, наиболее известным, он всегда был одним из самых популярных и призываемых. Он - герой Асгарда и Мидгарда, что сражается против хаоса и разрушения турсов, его Молот является символом веры, носимым как эмблема Трота нашего народа даже теми, кто предан другому богу/богине. Немного найдется таких на самлм-то деле, кто бы не хранил немного любви для старого Рыжебородого - Друга Людей, Стража Мидгарда, чьи удары Молота направлены вовне, чтобы защитить человечество от всех угроз вне стен Мидгарда и чьё могущество проявляется в бушевании штормов, от которых происходит его имя "Гром" (англ. - Thunder).
Образ Тонара как бойца закреплён учеными типа Дюмезиля (Dumezil), который пытается распределить всех богов/богинь по категориям узкой троичной системы, неизменно классифицируя Тонара только как воина, и не очень яркого к тому же. Но Тонар является большим, чем просто сильное животное, что воюет против хаоса. Он посылает летние дожди, которые заставляют зерновые расти; он освящает важные случаи и церемонии, и он дает силу и поддержку тем, кто следует древнему пути.
Тонар - сын Земли и Водана. Он самый сильный из богов, и, как замечено в “Перебранке Локи”, единственный, кто может испугать Локи. Он появляется как большой муж с рыжей бородой - иногда молодой, иногда как старый "Thorr Karl" (Тор-Старик); у него пылающие глаза. Он правит повозкой, которую тянут два козла Таннгньостр (Tanngnjostr, скрипящий зубами) и Таннгриснир (Tanngrisnir, скрежещущий зубами) - подобно основателю Нормандии, Хрольву-Пешеходу, он слишком тяжёл, что бы лошадь могла везти его, и должен идти своими ногами или в повозке, даже когда путешествует между мирами, где другие боги/богини едут верхом. Он владеет железными рукавицами и поясом, упомянутым как megingjordh (пояс силы); он носит волшебный посох по имени Gridharvolr (посох Грид). Хотя Снорри рассказывает, что Тор владел собственным поясом силы и рукавицами прежде, чем великанша Грид дала ему свои, кажется более вероятным, что именно она была первоначальным источником предметов силы. Он обладает огромным аппетитом; и где бы он ни был, он явится, когда названо его имя. Он женат на богине Сив, от которой породил деву Труд (Thrudhr, Сила); он также имеет любовницу из рода ётунов, Ярнсаксу, от которой породил сыновей Моди (Моdhi, Смелый) и Магни (Magni, Сильный).
Тонар часто описывался как "покровитель обычных людей", что многие из его последователей находят верным. Как Хокмун (Hawkmoon) говорит: "решения (Тором) проблем являются прямыми. Если он намеревается помочь Вам в чем-то, Вы узнаете об этом сразу. Однажды ночью, после призыва Тора, я оставил стоять жертвенную чашу на алтаре с заметным количеством стаута (англ. stout, крепкий портер, черное пиво) ("Гиннесс"), налитым в неё (несколько других верных, независимо друг от друга, ощущали, что стаут – подходящий напиток Тонара – КХГ (прим. Квельдульв Х.Гундарссонн). Никаких животных не было, и комната не была потревожена. Все же, когда я пробудился утром (приблизительно 6 часов спустя) портер исчез. Он был, очевидно, выпит, т.к. не было на дне никакого осадка, как было бы, если б жидкость просто испарилась. Добро пожаловать в сумеречную зону, не так ли? Однако, через несколько дней ситуация, в которой я искал помощи Тора, была разрешена к полному моему удовлетворению. Если это не непосредственное воздействие, то я уж не знаю, что это…Мне всегда легко было говорить с Тором. Если Одину доставляет удовольствие некоторая театральность в ваших ритуалах, то Тору, кажется, нравится, когда вы просто скажете, чего вы хотите и закончите на этом.”
Хотя Тонар иногда представлялся довольно простым богом – не склонным к размышлениям, в большей степени похожим на гигантов, чем иные боги, в своей жажде еды, питья и битв, и едва ли соперником в остроумии Водану и Локи, - видеть его ограниченным в мудрости или недостаточно многогранным и глубоким, по сравнению с другими богами/богинями, будет глубоко ошибочным. Верно, там, где Водан является богом глубокомысленным и склонным к окольным путям, Тор проще и более прямолинеен, в меньшей степени склонен искать более глубокие уровне, предпочитая иметь дело с тем, что уже очевидно. Мудрость Тонара – мудрость здравого смысла, которую некоторые могли бы назвать величайшей из всех. Когда Водан видит проблему, он действует хитроумно, Тив мог бы найти свой путь в лабиринте, использовуя настойчивость и рациональные рассуждения, но Тонар просто разбивает стены, что может быть даже более рационально в конечном итоге, каждый знает, что самое короткое расстояние между двумя точками – прямая. Мудрость Тонара видна, например в рассказе о его поездке к великану Гейрреду. Веря, что его друг Локи столь же честен как он сам (наивно, но понятно, учитывая, что Тор заслуживает доверия всецело), Тор отправился без своего Молота, но ётунша Грид, мать Видара, дала ему посох, рукавицы и пояс Силы. Когда он пересекает реку с помощью этих предметов, река внезапно вздувается и начинается крупное наводнение. Тор видит одну из дочерей Гейрреда, стоящую выше поперёк реки и заставляющей подняться воду своей мочой и менструальной кровью. Он тогда произносит “река должна быть запружена у её истоков” (прим. в русском переводе О.А.Смирницкой- «Будет в устье запруда!») и бросает в неё большую скалу. Тор демонстрирует подобный вид практичной мудрости в эддической поэме “Речи Альвиса” , где он имеет дело с карликом, который явился, что бы жениться на его дочери. Тор бросает вызов мудрости обитателя скал. Алвис (Alviss, Все-мудрый), отвлеченный этим вызовом, перечисляет сведения до прихода дня, когда первые лучи рассвета обращают его в камень. Цель Тонара здесь не похожа на цель Водана в “Речах Вафтруднира” - изучить чужую мудрость или продемонстрировать собственную. Он просто хочет избавиться от карлика (возможно, это важно для него сделать, не нарушая мир (frith) Асгарда, где происходит действие поэмы), и делает это самым простым из доступных ему способов – позволяет Алвису отправиться в путешествие по его собственным знаниям. Так же не следует забывать, что Тонара называют djuphugadhr - Глубоким-Духом или Глубоким-Мыслью. Он, может быть, не столь быстр в словах или тонких уловках как некоторые божества – но присущая ему мудрость не меньше, чем у них.
Возможно, покажется удивительным, но имеются так же некоторые шаманские элементы в характере Тора. Его поездки в Мир-За-Оградой, в ходе которых он или борется со злонамеренными существами, угрожающими сообществу, или выносит оттуда предметы Силы (котёл для варки пива Эгиру, свой собственный Молот, посох, пояс и рукавицы, данные ему Грид), являются весьма типичными шаманскими действиями. Его владение посохом и рукавицами особенно интересно, т.к. это вещи, используемые исландскими ведьмами в их гандрейде (gandreidh, колдовская поездка или поездка на посохе) и, особенно это относится к посоху, являются характерными для шаманов. В одном случае Тор должен даже переодеться в женское платье в качестве необходимого условия успешного возвращения своего Молота, что тоже является существенным элементом шаманской практики. В этом аспекте, кажется, Локи часто действует как его не вполне надёжный проводник/дух-союзник, для которого мир за оградой является родным. Эта сторона сути Тонара мало изучена. Однако, достойно упоминания, что на Корпбронском руническом камне(англ. Korpbron runestone, камень 140), воздвигнутом язычниками во враждебном окружении, о чем свидетельствует то, что эта часть надписи помещена зашифрованными рунами в кресте (прим. – внутри петли змея, разве что имеется в виду косой крест связки), размещён призыв "sithi Thur" – “Тор, исполни сейд”. Это предполагает две вещи: во-первых, образ сейда как немужественного, который Снорри даёт нам столь определённо в “Саге об Инглингах”, возможно, не существовал в языческие времена (или даже позже в период обращения, когда воздвигался Корпбронский камень), и, во-вторых, что Тонар обладал своей собственной связью с магией.
Самой значительной силой Тонара в религиозном смысле, однако, была сила освящать. Молот кладут на колени невесты на свадьбе чтобы “brudhi at vigia" ("освятить невесту" – “Песнь о Трюме”, 30). Снорри рассказывает, как Тор взмахивает Молотом над костями и шкурами своих съеденных козлов, что бы вернуть им жизнь, и как он благословляет им костёр Бальдра. Последнее упоминание особенно интересно в свете общераспространённого использования амулета в виде Молота Тора при похоронах эпохи викингов (см. “Похоронные обряды” (раздел "Burial Rites").) Именно к Тору, не к Одину, обращаются, чтобы освятить руны на камнях Главендрупа (Glavendrup, остров Фюн (Funen, Дания)) (приблизительно 900-925гг.) и Сондер Киркебю (Sonder Кirkeby, Дания) (в конце 10в.) с надписью "Thor uiki (thasi) runaR” (“Тор, освяти эти руны”); на камне конца 10в. из Вирринга (Virring, Дания) ("Thur uiki thisi kuml" – “Тор освяти эту могилу”) и камень из Веланды (Velanda, Швеция, Вестерготланд) приблизительно того же периода ("Thur uiki" – “Тор освяти”) (Бетке, Уолтер “Священное в древнегерманском”, стр.113 (Baetke, Walter, Das Heilige im Germanischen, p. 113)). Эти камни вполне могут быть языческой реакцией на недавно установленные христианские рунические камни, однако это не уменьшает значение последовательного выбора Тора, а не Одина, в качестве освящающего руны. Хейти (замена имени) Тора "Veurr", которое де Фрис (de Vries) интерпретирует как “страж священного участка” тоже появляется в 9в. в надписи на камне из Рёка (Швеция), как культовый титул человека по имени Сибби (см. обсуждение камня из Рёка ниже). Вера в Тонара как в Освятителя не ограничивается норвежскими материалами: надпись на малой берцовой кости из Нордендорфа (Nordendorf, Южная Германия, 6-е столетие нашей эры) обращена к "Wigithonar" -Тонару Освящающему (вместе с Воданом и "Logathore"). Это определённо подразумевает, что роль Освятителя была одной из ролей Тонара с древнейших времён, и общей для всех германских народов. По этой причине знак Молота использовался как главный знак, с которым верные освящают еду и питьё, обращаются с благослословлениями к богам/богиням и так далее. Более того, освящение, произведённое Тонаром, не есть создание чего-либо священного – благословлённое остаётся в смысле бытия частью Мидгарда, но становится сонастроено другим мирам – но, что и делает нечто священным (wih) – столь заполненным мощью, что становится кроме обычного мира и частью мира богов/богинь.
Хотя всегда чтимый и могучий среди людей, Тонар, кажется, достигает пика своего почитания в конце эпохи викингов, когда к нему обращались всё более как к защитнику веры против вторжения “Бога” и Христа с Юга. Битва шла между “Красным Тором” против “Белого Христа” – сравнение, которое содержало тонкое оскорбление последнего. Быть “красным” означало не только буквально иметь красные волосы (знак жестокости, ради которого германские войны иногда красили свои волосы, согласно сообщениям), но означало быть решительным, горячим нравом и могучим в сражениях – в то время как обозначение “белым” могло подразумевать не только приветствуемую честность, но и слабоволие и трусость (сравните с тем, как кого-то зовут нежно-лилейным). Когда христианский миссионер Тангбранд прибыл в Исландию (по велению Олава Трюггвасона), женщина-скальд Стейнунн (которая, возможно, была жрицей Тора) произнесла несколько вис, показывающих что Тор был защитником языческого пути. Она хвалит бога за разрушение судна Тангбранда и говорит миссионеру: “Слыхал ли ты, что Тор вызвал Христа на поединок (holmgang), но тот не решился биться с Тором? ” (буквально - не полагался на собственные силы (treytisk), чтобы биться с Тором) (“Сага о Ньяле”, 120). Подвески-кулоны с Молотом Тора, столь обычные в конце эпохи викингов, как часто предполагается, были языческим ответом на христианский крест, так же как надписи “Тор, освяти!” на рунических камнях, возможно были реакцией на христианскую практику: совершенно очевидно, что именно Тор был тем, кому доверялся наш народ против всех пагубных духовных влияний, троллей или миссионеров, без разницы. Различные саги о двух христианских Олавах упоминают большие статуи Тора, хотя их описания, возможно, основывались на античном воображении, Адам Бременский описывал в храме Упсала (Uppsala, Швеция) статую Тора на самом высоком месте (выше Фрейра и Одина). Турвилле-Петре (Turville-Petre) упоминает, что “свидетельство топонимов предполагает, что публичный культ Тора значительно увеличился в Норвегии в течении 9го и 10го столетий” (“Мифы и религия”, стр.92 (Myth and Religion, p. 92))
О поклонении Тонару известно довольно много. “Сага о людях с Песчаного берега” описывает, как его изображение было вырезано на столбах дома его любимого друга Торольва Бородача с Мостра, “Сага об Олаве Трюггвассоне”из “Книги Плоского острова” упоминает, что Эйрик, сын Хакона Могучего, имел изображение Тора на столбе (анг. ship-pillar, возм. “мачте”, в русской версии этого момента нет) cвоего корабля, и в “Саге о побратимах” упоминается стул, на спинке которого был вырезан Тор. Одно из самых известных произведений искусства эпохи викингов – небольшая исландская статуэтка, которая, кажется, изображает Тора, сидящего с Молотом на коленях, изначально её, вероятно, носил в мешочке на поясе почитатель бога.
Есть несколько указаний на человеческую жертву, посвященную Тонару: “Сага о людях с Песчаного берега” и “Книга о занятии земли” рассказывают, что таким людям ломали спину на большом камне. Люди эти не были, однако, пленниками, взятыми в сражении или священными царями; скорее, они были "приговорены в жертву" - то есть эта жертва была, вероятно, освящением смертной казни преступника, а не актом, который совершают с основной целью восхвалить или поблагодарить бога, как было, скорее всего, в случае Воданического убийства военопленных. Более вероятно, что существовало жертвование козлов: рассказ о том, что Тонар мог убить своих козлов, съесть их, и затем возвращал их вновь к жизни своим Молотом, был, вероятно, отражением существовавших жертвоприношений (Симек, “Словарь”, стр.321 (Simek, Dictionary, p. 321).). Он, возможно, получал и другие животных: В “Саге о людях из Флоуи” (раздел 20) рассказывается, как Торгильс Тордарсон после того, как оставил веру своих предков, увидел во сне, что Тор посетил его и был сердит. Той же ночью лучший кабан Торгильса умер, на следующую ночь его старый бык был найден мертвым. Торгильс не позволил никому есть их мясо, но похоронил борова – отсюда ясно видно, что бог взял свою собственную жертву.
Тонар был могущественным рыбаком, его самая известная рыбалка – та, на которой он выловил Змея Мидгарда (“Песнь о Хюмире”), но, кроме того, именно он поймал Локи, обратившегося в лосося. В “Cаге о Барде”(раздел 8), Тор появляется как рыжебородый рыбак, помогая Ингьяльду во время шторма, поднятого трольшей.
Кольцо клятвы было особенно священно для Тонара, и многие из Молотов имеют кольца, припаянные к вершине – не как кольца, в которые можно пропустить цепь, поскольку они установлены не в том положении, но, вероятно, как изображение кольца клятвы. Часто предполагается, что “все-могучий Ас” исландской формулы принесения присяги из “Книги о заселении земли” был именно Тор (хотя другие боги особенно Один и Улль, так же предлагались исследователями в этом качестве).
"Гвозди бога" (прим. - англ. god-nails, в оригинале – reginnaglar – считается, что это священный гвоздь в храмовой колонне или столбе почетного сидения. Но, строго говоря, можно перевести и как “большие/стержневые гвозди”), описанные в “Саге о людях с Песчаного берега”, возможно, использовались для того, чтобы высечь священный огонь, и таким образом, рассматривались, как символы Тора. Они были вбиты в столбы, на которых имелось его изображение; можно предположить, что они, возможно, были вколочены в его лоб, в память об осколке точильного камня Хрунгнира, который застрял в голове Тора после того, как Молот разбил великанское точило. Инструменты каменного века, которые германцы считали следами удара молнии, называли в Финляндии "гвоздями Укко" - гвоздями финского бога грома, который, кажется, вобрал в себя многие из характеристик Тонара. Это могло бы привести к идее, что специальные, освященные гвозди использовались для высекания искр, подобных молнии. Соединение железных Молотов Тора с миниатюрными амулетами-кресалами (прим. – имеются в виду кресаловидные привески, в т.ч. входили в состав кладов Гнёздова) (см. раздел "Похороны" (Burials)) также настоятельно наводит на мысль, что огонь, порожденный кремнем и сталью был особенно священен для этого бога.
Хотя надпись на камне из Рёка (приблизительно 800г.) часто рассматривается как мемориальная по умершему юноше по имени Вамод (Vamodh), но она же может читаться как свидетельство инициации, описывающее посвящение молодого мужчины. Хофлер (Hofler) рассматривал его как одиническое из-за упоминания знаменитого героя Теодориха (Theoderik). Однако Теодорих описан в тексте из Рёка как "thurmuthi"– “смелый как Тор” (или, буквально, имеющий modhr (храбрость, боевой дух, мужество) Тора, стоит отметить, что Thormodhr также использовалось на Севере как личное имя). Последняя часть надписи согласно интерпретации Генри Кратца читается: ”Теперь пусть скажет нам памятную вещь про инициацию…Я так же скажу эту памятную вещь: кто из Ингольдингов был вознаграждён жертвой женщины. Я так же скажу эту памятную вещь: у какого воина сын был рожден. Это Вилин (Vilin). Он смог убить великана (iatun). Это Вилин. Может много доброго произойти от этого. Я скажу другую памятную вещь: Тор! Сибби (Sibbi), страж храма (uiuari, или "Veurr"), в возрасте девяносто наставлял его (т.е. Вамода) в таинствах” (“Был ли Вемод ещё жив?”, стр.29 (Was Vamoth Still Alive?, p. 29). Упоминание Тора, убийства ётуна и имя "Veurr", данное старому Сибби (или, как вариант перевода слова - “родственнику”) настоятельно указывают, что если Хофлер и Кратц верно рассматривают камень из Рёка как свидетельство-документ инициации, то он описывает инициацию в культе Тонара.
Изначально и до нашего дня Тонар известен как бог грома. Турвилле-Петре упоминает, старые английские названия грома включали "dhunorrad" и "dhunorradstefn" – поездка Тунора/грома, которые он сравнивал с исландскими "reidharthruma" (удар грома), "reidharduna" (удар грома), и "reidh" (езда), которые, кажется, подразумевают, что гром, как считается, является шумом, который происходит из-за путешествия Тора на своей колеснице (“Миф и религия”, стр.99). Его оружием, разумеется, является Молот Mjollnir; этимология слова не ясна, но, наиболее вероятно, связана со славянскими и балтийскими словами, означающими “молнию”. Уже в каменном веке миниатюрные топорики из янтаря и кремня использовались как амулеты, в бронзовом веке мы имеем наскальные изображения бога с огромным топором и это позволяет думать, что, вероятно, топор был изначальным оружием Северного бога грома, от которого произошёл Молот. Турвилле-Петре упоминает, что лапландский бог грома появляется на барабанах шаманов или с молотом в каждой руке или с молотом в одной и топором в другой ("Миф и религия", стр.98). Последний вариант предполагает возможность того, что саамы (лопари) сохранили и древнейшее и более новое изображение топора и молота одновременно. Оголовья топоров каменного века рассматривались как воплощения ударов молнии во всех германских странах, и использовались как могущественные амулеты начиная с бронзового века и далее, что бы защитить дом от всякого зла, особенно от пожара и ударов молнии (такое использование позволяет предполагать, что верные могли бы с успехом помещать железные Молоты наверху своих домашних громоотводов).
По представлениям германских народов гром служил двум целям: он давал плодородие полям (Адам Бременский упоминает, что это было особой функцией Тора, и много топонимов, связанных сельским хозяйством, имеющих часть “Тор” своим элементом, подтверждает такое понимание), и ещё гром демонстрировал мощь бога, борющегося против племени ётунов. Как указывает Аудтрют (Audthryth):

”Не к добру, что современная цивилизация до такой степени отделена от природы и погоды. Мы изолировались от внешнего мира настолько, что ненастная погода или плохой урожай становятся не более чем неудобством. Если выпадает снег, требуется лишь пара дней, что бы сделать дороги проходимыми. Если пропадает урожай, это означает более высокие цены в магазинах, но не голод. Я думаю, из-за этой отстраненности становится трудно иной раз помнить, что Тор играет большую роль и в состоянии погоды, и в прорастании зерна.
Тор был призываем нашими предками, чтобы он принес летние дожди и молнию, которая давала возможность зерну расти, в то же время исторгая разрушительный град. Во многих местах Скандинавии до сих пор ещё верят, что зерно не нальётся без энергии летней молнии. Тор так же способен утишить море, когда налетят шторма. Именно Тора наши предки призывали, что бы успокоить волны и придти благополучно в порт. Лично я всегда ощущаю мощь Тора, когда шторм налетает с горы или с моря.”

Вера в охоту грома за троллями продержалась долгое время: народная быличка в Швеции рассказывает, как удар молнии поразил нечто большое черное в дымоходе некоего хуторянина, нечто покатилось к озеру, когда гром ударил в него снова и оно исчезло. Человек со вторым зрением (англ. man with the Sight), который там был, сказал, что эта штука была троллем, и что гром разбил ему одну ногу, когда поразил дымоход, и затем убил в озере (Симпсон, Скандинавские народные сказки, стр.185-86 (Simpson, Scandinavian Folktales, pp. 185-86)). Тонар хорошо известен в священных повествованиях Севера как борец с гигантами, без сражений которого не осталось бы на земле людей: за его действия против существ Утгарда ему посвящены несколько скальдических хвалебных поэм (вроде “Торсдрапы”, в которой рассказывается об истории его посещения Гейррёда, причем одним из самых сложных скальдических языком из дошедших до нас – что показывает, что Тора уважал и любил по крайней мере один из наилучших умов языческой эры).
Несмотря на роль Тонара как воина, он, однако, не бог войны, он нигде не показан принимающим участие ни в одном из людских сражений. Он – только истребитель чудовищ, хотя его можно призвать для защиты при любых обстоятельствах. Хокмун замечает, что “Я часто призываю его, когда оставляю дом на любой серьёзный период времени (более одного дня). Так же мой Молот (кулон) оказывает мне поддержку каждый день. Тор, по-моему, является защитником семьи и рода, и призыв его для такой защиты может быть очень действенным.” Как тот, кто часто отправляется в Утгард, Тонар в качестве хранителя путешественников – особенно подходящий бог для призыва странниками. Не слишком давно одна женщина-асатруа, которая обычно обращалась к Фрейе, почувствовала внезапное побуждение повесить свой Молот на зеркале заднего вида перед началом долгого ночного пути. По дороге она была задета сзади пьяным водителем грузовика и её небольшой автомобиль был разбит вдребезги – но она выжила и самое худшее, что с ней случилось – пара ушибов. В древности к Тонару особо обращались для защиты от штормов в море, “Книга о занятии земли” упоминает, что Хельги Тощий (Helgi inn magri) верил в Христа, но призывал Тора в морском плавании и в трудных ситуациях ("Книга Стурлы", 218, прим. – здесь и далее разметка по главам “Книги” не совпадает с русским переводом).
Тонар, конечно, бог мощи и силы, и согласно “Саге о Хаконе Добром” те, кто верил в свою силу и мощь, осеняли Молотом ритуальный кубок и пили за Тора, когда другие провозглашали здравицы Одину. Мощь Тонара – не только мощь тела, но и мощь души и воли. Нечто сродни силе Тонара можно увидеть в преданности своему делу тяжелоатлетов или других людей, сильных физически, которые делают каждое испытание тела – испытанием своей воли, испытанием их полноты бытия – и всегда стремятся стать сильнее любым способом. Последователи Тонара имеют тенденцию быть совершенно самостоятельными, даже в большей степени, чем большинство верных: Хокмун замечает, что “следует отметить, что Тор поощряет вас действовать самим, если это возможно. Если вы бежите к нему с любой мелкой проблемой, вы, вероятно, обнаружите что он очень часто вас не слушает. Однако если вы пытаетесь изо всех сил и где-то не получается, он, скорее всего, выручит вас, хотя его помощь может принять не ту форму, как вам хотелось бы! Я нахожу, что это верно для всех северных божеств, но наиболее явно для Тонара”. Аудтрют соглашается: “На Тора можно рассчитывать, что бы обеспечить силу и комфорт, когда обстановка становится жесткой, однако это – НЕ ТОТ вид поддержки, который, как утверждают христиане, даёт их Христос. Для меня христианское воплощение поддержки, которую они ожидают – поэма “Следы на песке” (Footprints in the Sand), где Христос несёт их в трудные времена. Не ждите от Тора, как и от любого бога/богини в этом случае, что он будет нести вас на руках подобно слабому малышу. Я всегда рассматривал полученную мною поддержку скорее в смысле защиты моей спины от подлых атак или в смысле полезных указаний”.
Тонар – так же в значительной степени бог родного дома, и может быть призван при поиске и благословении нового жилья. Так делали некоторые исландские поселенцы, как описано в “Книге о занятии земли”: Коль (“Книга Хаука”, 15) обратился с молитвой к Тору, что бы тот указал ему участок для поселения, так же как и Вороний Хрейдар (“Книга Хаука”,164) и Хельги Тощий (“Книга Стурлы”,218); Торольв Бородач с Мостра руководствовался при выборе места, чтобы пристать к земле, своими Торовыми столбами, и Асбьёрн сын Рейркетиля “ посвятил свою занятую землю Тору и назвал Лесом Тора.” (Melabok, 8)

Хотя Тонар, в отличие от Водана и Фро Инга, редко или никогда не появляется как прародитель человеческих родов, много верных воспринимают его как отца. Это понимание выражено Хокмуном: " Я всегда чувствовал, что Тор может предложить нечто и в качестве фигуры отца, хотя это и не сочувствующий отец, тип которого воплощает Фрейр, и ни строгий все-отец Один. Скорее Тор представляет более обычный тип отца. Пусть часто строгий, он иногда проявляет свою сильную привязанность, зачастую, когда вы меньше всего ожидаете этого. Я не могу в действительности ничем подтвердить это впечатление, но тем не менее оно есть. Конечно, его природа защитника подразумевает отношение отца к своим детям".
Aудтрут добавляет, что "одна из самых важных ролей Тора для меня - предоставление силы и помощи. Я знаю, что в языческие времена он иногда упоминался как "Отец Тор ", и я всегда предполагал, что это было из-за поддержки, и "отцовства", которые он дает, но у меня есть только мой личный опыт, чтобы подтвердить это убеждение. Для меня Тор всегда был одним из наиболее доступных богов/богинь, особенно когда я нуждался в силе и поддержке."
За исключением связи с клятвенным кольцом Тонар едва ли может быть богом закона.
В своей статье про Локи Алиса Карлсдоттир указала, что Тор часто ставит своё собственное понимание того, что является правильным, выше любой воли закона. Когда бог встречается с Хрунгниром в Асгарде, он готов прибить ётуна и его нисколько не заботит, что Хрунгнир защищен приглашением Одина и законами гостеприимства - Хрунгнир спасается, только сказав, что Тор не получил бы никакой чести, убивая его безоруженным, и бросив вызов богу на поединок на равных, пред чем Тор, конечно, не смог устоять. Хокмун указывает, что "правосудие Тора исходит из его сердца, из его морального и нравственного чувства того, что является правильным и неправильным. Закон не совпадает со справедливостью. Каждому следует быть осторожным при консультации с этим асом по вопросам, способным принести вред членам собственной семьи или рода, поскольку действия, которые он поощряет, часто лежат вне общественного закона и, возможно, даже являются чрезмерными (несмотря на то, что они приносят немалое удовлетворение)".
Одна сторона Тонара, которая была не столь необходима в древности, но вышла теперь на передний план, - его роль как защитника своей матери, Земли, ото всех, кто может повредить ей. Хокмун полагает, что “Тор, будучи сыном Земли, всегда казался мне идеальным божеством для призыва его при протесте против любой компании, что уничтожает окружающую среду. Так получается из-за действительно удачной комбинации его происхождения и его природы защитника". О таком понимании Тонара сказано в длинной статье Уилла фон Достером "Песня из Леса", которая частично приведена здесь по оригинальной публикации в “Горном Громе”(Mountain Thunder):

Величайший противник Тонара – Змей Мидгарда: Тор когда-то поймал его и ударил по голове, но гигант Хюмир, с которым он ловил рыбу, испугался и перерезал леску. Тор встретит его в Рагнарёк, и они убьют друг друга. Есть некоторые подозрения, что первоначально Тонар, как считалось, убил Змея во время своей рыбалки (Турвилле-Петре, "Миф и Религия", стр.76), один из кеннингов бога – "orms einbani", единственный убийца змея. “Песнь о Доме” Ульва Уггасона (конец десятого века) описывает его отрывающим голову Змея среди волн, но “Драпа о Рагнаре” Браги (начало девятого века) говорит о том, что Змей остался жив. Таким образом, возможно, существовали две параллельные версии истории во время эпохи викингов.
Как упомянуто выше, главное животное Тора – козёл. Никакие сохранившиеся источники не связывают его непосредственно с медведем, но медведи, которые символизируют силу и благородство в германском сознании, как часто думают, хорошо ему подходят. Две версии истории борьбы со Змеем так же отражены в двух версиях того, что Фридрих Панцер (Friedrich Panzer) назвал историей “Медвежьего сына” (мотив, который появляется во многих повествованиях о героях, связанных с медведями, таких как Беовульф и Бёдвар-Бьярки): в одной Медвежий сын убивает дракона или змея, в другой сын Медведя и змей убивают друг друга.
Орёл непосредственно не связан с Тонаром ни в одном из сохранившихся рассказов, но один из самых извесных Молотов – Молот со Сконе (полуостров на юге Швеции), с головой орла и двумя большими глазами (которые напоминают нам о пламенном взоре Тора в “Песне о Трюме”). Подобный же кусочек был обнаружен В Хиддензе (Hiddensee, остров, Германия) около Рюгена (Rugen, остров в Балтийском море) “Калевала” сообщает нам, что Вайнямёйнен высек огонь, ударив когти и перья орла о камень, племена Северной Азии, чья шаманская традиция, возможно, повлияла на северную, также персонифицировали Гром как орла, и Ведический аналог Тонара, Индра, так же принимает форму орла (Унто Сало “Укко Агриколы в свете археологии” в “Древний Север и финская религия”, стр. 167-175 (Unto Salo, "Agricola"s Ukko in the light of archaeology", in Alback, Old Norse and Finnish Religions, pp. 167-175)). Таким образом, не исключено, что эта птица некоторым образом связана с Тонаром.
Свастика так же часто рассматривается как знак Тонара. Турвилле-Петре упоминает, что “Лапландский бог Хоральгаллез (англ. Horagalles) (Thorr Karl (Старый Тор – КХГ), прим. пер.– переиначенное Thora Galles или Thoragalles), который был адаптированным образом Тора, возможно в раннем железном веке, изображался не только с Молотом, или двумя Молотами, но также и со свастикой. В Исландии форма свастики использовалась до недавнего времени как заклинательная, для обнаружения воров, и называлась Thorshammar ("Миф и Религия", стр. 84). Общепринято, что этот знак был эмблемой Тунара (Thunar) среди англо-саксов (Уилсон, Англо-саксонское язычество, стр.115 ((Wilson, Anglo-Saxon Paganism, p. 115)), которые использовали этот символ изредка на оружии, чаще на брошах и погребальных урнах. В последнем случае, это, возможно, преследовало ту же цель, что и использование небольших железных Молотов-амулетов в погребениях эпохи викингов. Свастика может рассматриваться как изображение вращаемого по кругу Молот бога - возможно, как знак освящения.
Дуб - основное дерево Тонара, и он был, конечно, связан со священным с самых ранних времен. Есть также растение, молодило (англ. houseleek, лат Sempervivum), который имеет название "Борода Тора" и которое помещали на крышах зданий, чтобы предотвратить удары молнии. В описании путешествия Тора в палаты Гейррёда, Снорри приводит фразу " рябина - спасение Тора" и рассказ про бога, выбравшегося из вздувшееся реки благодаря одному из этих деревьев; Лапландский бог грома имеет жену по имени "Ravdna" (рябина), что позволяет предположить, что это дерево, возможно, было тесно связано с Сив (Турвилле-Петре, "Миф и Религия", стр. 98).
Как упомянуто выше, Тонар, кажется, особенно любит крепкий стаут. Жертвы, приносимые ему, должны включить еду так же, как и напитки; “Песнь о Трюме” описывает, как он (даже в то время, когда был переодет Фрейей) проглотил целого быка и восемь лососей так же, как все лакомства, отправленные леди.

Составители
Аудтрют (Audthryth) (статья написана для Our Troth – с усилиями, вышедшими далеко за рамки долга чтобы представить редактору свою работу вовремя для появления её здесь!)
Уилл фон Даустер (Will von Dauster), выдержки из “Песни из Леса" (A Song from the Wood), опубликованной в Горном Громе №10 (Mountain Thunder #10), Осеннее Равноденствие - 1993, стр. 7-10.
Стивен Гранди (Stephan Grundy), из "Культ Одина: Бог Смерти?” (The Cult of Óðinn: God of Death?)
Хокмун (Hawkmoon) (статья написана для Our Troth)
Джамей Рольф Мартин (Jamey Hrolf Martin), из “Тор: наследник Асгарда" (Thor: Scion of Asgardh), опубликовано в “Идунна” (Idunna) III, 3, Сентябрь 1991, стр. 26-27.

Так же как и , Тор — бог грома в . Он считается одним из главнейших богов в скандинавской мифологии. Тор отвечал за погоду, урожай и морские путешествия. Древнескандинавская руна вмещает в себе силу бога Тора. Любопытно, что гром во время шторма не вызывал страха у викингов и считался признаком того, что Тор исполняет свои обязанности - то есть убивает ледяных великанов. Тор был рыжебород, прожорлив и громогласен. Обычно любые проблемы он решал, убивая всякого, кто находился рядом, своим непобедимым молотом . Женой его была прекраснейшая богиня Сив. После жестокой битвы с великаном Хрюнгниром у Тора в голове остался осколок камня, отколовшийся от каменной дубины великана, когда та ударилась о молот. И до самого Тору суждено жить с этим осколком.

Тор — скандинавский бог грома

У скандинавского бога грома Тора была два постоянных спутника — юноша Тьялви и девушка Рёсква, которых бог заполучил довольно низким способом. Вместе с Локи он путешествовал по миру. Однажды оба бога решили где-нибудь заночевать. Они остановились у четы бедных крестьян. Приготовленный ужин никак не мог насытить Тора, отличавшегося огромным аппетитом. И тогда бог убил последних двух козлов этих крестьян, сказав, что, если они положат все кости нетронутыми обратно в шкуры животных, к утру все станет по-прежнему.

Все получилось бы так, если бы Локи не убедил сына крестьян, Тьялви, сломать одну из костей и высосать костный мозг. На следующий день Тор коснулся двух шкур с костями своим молотом, и через мгновение оба козла ожили. Но один из них стал хромать. Тор пришел в такую ярость, что грозился убить всю семью, несмотря на то что люди дали богам приют. Чтобы сохранитьнить свою жизнь, крестьяне решили отдать Тору своего сына - Тьялви, виновника случившегося, и свою дочь Рёскву в вечное рабство. Тор тут же согласился.

Боги Тюр и Тор в поисках кубка Хюмира

Множество раз бог-громовержец попадал в разные переделки с великанами, зачастую вместе с Локи. Чтобы забрать свой меч у Трюм, ему пришлось переодеться богиней Фрейей. Также он убил Гейррода и его дочерей, а до этого-дружелюбного великана Хюмира. Великан Хюмир обладал волшебным кубком, содержимое которого никогда не кончалось. Тор и Тюр решили завладеть им и отправились в замок к Хюмиру, где были приняты весьма дружелюбно и радушно. На другой день, однако, Тор совершил отвратительный поступок. Вместе с Хюмиром отправился на рыбалку, и великан посоветовал Тору найти какую-нибудь наживку. Тогда бог убил самого большого быка Хюмира - Химинбриотера, чтобы насадить его голову на крючок. Затем Тор отвел лодку далеко в море и поймал Мирового Змея - Ёрмунганда. Он уже готов был убить чудовище, но Хюмир, испугавшись, взял и перерезал леску. Тор ударил великана своим молотом и сбросил его за борт. Однако Хюмир доплыл до берега, даже не обидевшись на бога. Вдвоем они позавтракали двумя китами, которых поймал Хюмир. После трапезы великан предложил богу разбить его кубок. Тор пытался разбить кубок обо все предметы, находящиеся поблизости, но безуспешно. Тогда Хюмир предложил Тору и Тюру забрать сосуд. Тюр не смог поднять его, а Тору это удалось лишь с большим трудом. Когда боги уходили, Хюмир позвал своих друзей - инеистых великанов, которые сражались с богами на заре времен, но Тор их всех убил своим молотом. С триумфом боги вернулись во дворец Эгира с волшебным кубком.

Было бы удивительно, если бы хоть один из великанов испытывал к богу что-либо, кроме отвращения, слишком многих истребил Тор. И все же были случаи, когда некоторые из них помогали богу. Так, он лишился бы жизни, если бы не своевременное вмешательство великанши Грид. Она позволила Тору и переночевать, когда они направлялись к замку великана Гейррода. Как только Локи уснул, Грид рассказала пьяному Тору, что Гейррод собирался убить его. А еще сказала, что Тор поступил глупо, отправляясь в путешествие без молота и пояса силы. Она дала ему перчатки, сделанные из железа, которые должны были заменить пояс силы, и непобедимую дубину, чтобы сражаться с Гейрродом.

Просмотры 3 151