Икона моргающий иисус кто написал. Редкие и почитаемые иконы

"МОРГАЮЩИЙ ИИСУС" - ИКОНА ИЗ МОНАСТЫРЯ В ГРУЗИИ В Грузии, в мужском монастыре Святого Креста Джвари есть довольно редкая икона, которую называют "Иисус моргающий" или "Плат Святой Вероники". Особенности этой иконы в том, что лик на иконе открывает и закрывает очи. На одних людей, подходящих к иконе он смотрит, а на других нет. По преданию, это зависит от чистоты души человека, если он грешен или готовится совершить грех, Иисус не поднимает на него глаз. Вот что пишет об этой иконе Галина Польшикова из Самарской области, которая видела этот образ: В августе 1980 года я ездила по беСплатной путевке в Тбилиси. Нас возили в мужской монастырь Святого Креста - Джвари. Тогда этот монастырь еще был музеем, сейчас он возвращен Церкви. В монастырском храме была большая икона Господа Иисуса Христа, которую называют «Иисус Моргающий». Особенность ее в том, что на одних людей Иисус Христос с иконы смотрит, а на других - нет, веки Его опущены. В храме продавались фотокопии этого образа и образа Пресвятой Богородицы. Я тогда была неверующей, но крещеной - в 15 лет крестилась по настоянию моей бабушки Ольги. Но что-то коснулось в тот момент моей души, и я купила две фотокопии икон. Привезла их домой, освободила верхнюю полку в буфете от посуды и поставила туда иконы. Мужу своему Владимиру объяснила «секрет» этой иконы Иисуса Христа. Через некоторое время муж стал вынимать икону Господа из буфета, при этом ругался черными словами (Господи, прости ему такое богохульство!) и прятал икону в ящик стола. Я снова вынимала ее и ставила в буфет. Так повторилось несколько раз, и я сказала мужу: «Не тронь икону, стояла и будет стоять здесь до самой моей смерти». Муж перестал прятать икону в ящик. Потом подтвердились мои догадки, что муж мне в те годы изменял. Иисус Христос с иконы тогда на него не смотрел, обличая его в прелюбодеянии, вот он ее и прятал. Вскоре мне дали почитать повесть Юрия Нагибина «Трое и одна и еще один» - там напрямую рассказывается об иконе «Иисус Моргающий». Это повесть о том, как один мужчина из напрасной ревности убил свою возлюбленную и сам покончил с собой. Перед этим они были в Тбилиси у той иконы, и на него тоже не смотрел Господь, зная, что он готовится совершить страшный грех. (Недавно по этой повести сняли фильм «Натурщица» с известной актрисой Викторией Толстогановой в главной роли - и там тоже есть сцена у иконы Моргающего Христа… Она самая запоминающаяся во всей киноленте - ред.). Спустя несколько лет в моей квартире произошло еще одно маленькое чудо, связанное с этой иконой. Я дружила со старенькой женщиной, Ольгой Николаевной, она жила в нашем доме. Ольга Николаевна была глубоко верующая, в ее квартире целый иконостас из маленьких икон. Она часто выручала меня деньгами взаймы, потому что я очень сильно нуждалась. Однажды Ольга Николаевна приходит ко мне и говорит: «Тоня (ее молодая соседка) хотела меня отравить, чтобы завладеть моей мебелью и коврами. Она принесла мне несколько пирожков с картошкой, я съела два пирожка и чуть не умерла». Ольга Николаевна подала мне кулек с остальными пирожками и попросила отнести их в санэпидемстанцию, чтобы там проверили, какую отраву положила Тоня. Я развернула пакет и увидела позеленевшие пирожки. Сказала Ольге Николаевне, что в них уже ничего нельзя обнаружить. Да и не верила я, что Тоня могла такое сделать. Но Ольгу Николаевну было не переубедить, она все равно очень просила меня отнести пирожки на экспертизу. Я согласилась. Когда Ольга Николаевна ушла, я выбросила пирожки в мусорное ведро. Через несколько дней Ольга Николаевна снова приходит и спрашивает, что же обнаружили в пирожках. Я ответила, что ничего не обнаружили. И вдруг она меня как обухом по голове: «Галя, ты меня обманываешь, ты же выбросила их в ведро». Я от неожиданности бухнулась перед ней на колени и говорю: «Да, я их не носила никуда, а просто выбросила». И как она начала меня стыдить! Тут я вспомнила про икону Господа Иисуса Христа. Поднесла икону к лицу Ольги Николаевны со словами: «Смотри на Господа, если Он на тебя смотрит, значит, ты права. Если не смотрит - значит, Тоня ни в чем не виновата». Она посмотрела - и вдруг тоже как бухнется передо мной на колени: «Галя, прости меня, и Тоня пусть меня простит. Наверное, я что-то другое съела плохое». Вот так Господь Сам снял тяжелое подозрение с Тони. Ольга Николаевна ушла от меня умиротворенная. С 1991 года я стала ходить в храм. Для двух икон, что я привезла из Тбилиси, мой зять-столяр сделал деревянные рамочки. Они так и стоят у меня в буфете. Никто их не прячет, потому что мой муж уже тринадцатый год живет с другой женщиной. Иногда мне в голову приходит мысль, что, несмотря на то что я очень сильно переживала из-за развода, все сложилось к лучшему. Никто теперь не запрещает мне ходить в храм, исповедоваться, причащаться, молиться о живых и усопших. Пути Господни неисповедимы, и все Он делает для нашего блага! За все я благодарю моего Спасителя! С пожеланиями любить как можно сильнее нашего Господа Иисуса Христа и наших ближних

В Коркино хранится одна из самых таинственных икон – «Плат Вероники». Эту историю нам рассказал отец Сергий Гулько, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла.

Шел 1942-й год. Самый безысходный и отчаянный год войны. Был ли это промысел Божий, или попустительство Сталина, но в стране начали открываться храмы. В городе Коркино из старой церкви вынесли какое-то ремонтное оборудование, и разрешили верующим молиться.

Маленького Сережу в храм приводила за ручку мама, и он прекрасно помнит, как пылко люди просили у Господа о победе и благополучном возвращении своих воинов: отцов и сыновей. Особенно долго стояли у иконы страдающего Спасителя, которая называется «Плат Вероники». Эта икона еще долгое время после войны висела на стене храма. Сережа к тому времени подрос, стал понимать немного больше. И однажды с удивлением обнаружил, что одни люди отходят от иконы с радостью, другие – в испуге и расстройстве. Некоторые тетеньки говорили, что Спаситель изображен с закрытыми глазами. А на Сережу Христос почему-то всегда смотрел открытыми глазками.

Слава об удивительной иконе разнеслась далеко за пределами Коркино, прихожан это явление с открыванием-закрыванием глаз очень волновало. Дело закончилось тем, что духовенству пришлось унести эту икону в алтарь. Там она и простояла больше полувека, до того времени, когда бывший шахтер Сергей Гулько стал священником и зашел в родной храм уже в качестве настоятеля.

Цыганские поцелуи
Мы идем по пустому, гулкому храму. Каждый шаг отзывается эхом где-то наверху, под куполом. Акустика невероятная: в старину умели строить. Петро-Павловская церковь по давней православной традиции построена в форме корабля. И вот его седой капитан ведет нас к своей сокровищнице. «Плат Вероники» находится за двумя стеклами: рамка с иконой вставлена в киот. Помощница настоятеля Надежда бросается к образу с тряпочкой и старательно вытирает следы от поцелуев: «Зацеловали нашу икону, по несколько раз в день вытираем».

Помня с детства об этой чудной иконе и отношению к ней людей, я вынес ее на общее поклонение и обозрение, – рассказывает отец Сергий Гулько. – Прежний (можно ли такое слово сказать?) ажиотаж ушел в то тяжелое, но молитвенное время, а новое поколение, хотя и замечает, что Спаситель кому-то все-таки открывает глаза, не придает этому особого внимания.

Письмо на иконе действительно необыкновенно тонкое, но когда Спаситель на тебя вдруг смотрит, то на спине бегают мурашки. Это есть на самом деле.

В шахтерском городе до сих пор неистребимо поверье, что Господь на иконе «Плат Вероники» открывает свои глаза только достойным.
– Особенно эту икону почему-то любят цыгане, – рассказывает отец Сергий. – Как встанут целой гурьбой рядом с ней, все стоят и всматриваются в глаза Спасителю. Народ они такой, склонный к гаданиям: наверное, проясняют для себя какие-то вопросы.

Монахи в теплых носках
Как в глухом уральском городке появилась такая редкая икона – особая история. Семьи шахтеров, конечно, бедствовали, но женщины умудрялись помогать совсем уж убогим. Такими убогими в военное и послевоенное время были монахи Свято-Успенской Почаевской лавры. Для них жены шахтеров вязали теплые носки и варежки, шили церковные облачения. Как наши женщины умудрялись все эти дары доставлять в Тернопольскую область Украины – одному Богу известно. Живых свидетелей не осталось, отец Сергий Гулько, которому сейчас 77 лет, всю эту историю знает из чужих рассказов. Но факт такой: в тяжелейшие годы войны, а затем и во время хрущевских гонений, верующие города Коркино побратались с почаевскими монахами. В благодарность за это душевное тепло и поддержку монахи подарили прихожанам Петро-Павловского храма икону «Плат Вероники».

Что известно об иконе «Плат Вероники»?
Бытует такое историческое предание: одна благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Ватикан называет Плат Вероники самой ценной реликвией христианства, которая хранится в Базилике Святого Петра в Риме. В 1628 году Папа Урбан VIII издал запрет на публичный показ плата, и с тех пор плат Вероники вынимается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году: в пятую воскресную вечерю Великого Поста, но время показа ограничено и она показывается с высокой лоджии Столпа Святой Вероники. Приблизиться к реликвии разрешается лишь каноникам Базилики Святого Петра.

А вот история, которую рассказали сами почаевские монахи, когда передавали икону прихожанам Петро-Павловского храма:
«Авгарь заболел страшной в то время болезнью – проказой. Болезнь, по приказу царя, огласке не подлежала. Великие врачи, тайно лечившие царя, помочь не смогли. Доступ к больному царю имела только одна близко приближенная девушка Вероника, единственно знающая тайну о больном царе. Она-то и сказала царю, что в Палестине, куда он назначил прокуратором Пилата, есть целитель, который свободно лечит проказу и вообще всякую болезнь. Царь выразил ей свое недовольство за долгое молчание о целителе, а затем тайно послал ее в Иерусалим с царским указом о том, чтобы врач быстрее прибыл к царю. Когда Вероника прибыла в Иерусалим, она увидела страшную трагедию мучений Того, за Кем она прибыла по приказу царя. Спаситель нес крест на Голгофу. И при очередном падении под крестом, она выхватила платок из своей сумки и обтерла им лик страдальца. Через короткое время Его прибили на крест, где Он и умер. Выслушав эту историю, царь ужасно ругался о том, что Пилат не имел никакого юридического права приговаривать к смерти ни одного палестинского человека, кроме отъявленных разбойников, нарушавших покой общества. В расстроенных чувствах он накинулся на Веронику: почему она не могла остановить незаконную казнь и облегчить участь Иисуса. Она пояснила, что какую-либо помощь оказать при обезумевшей и разъяренной толпе было уже невозможно, и единственное, что она могла только сделать, это обтереть измученное и окровавленное лицо великого Исцелителя. И, вынув платок из сумки, развернула его, показывая каким платом обтерла Его лицо, а на нем был отпечатан образ Спасителя. Авгарь, взглянул на Образ, и с него тут же посыпались струпья его болезни, и он исцелился.»

Храм Джвари и панорама на долину, где сливаются Арагви и Кура – одна из визитных карточек Грузии. И одна из главных христианских святынь страны. «Столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод...» - таким увидел Джвари, воспевший его Михаил Лермонтов (поэма Мцыри).

Если верить сайтам с религиозной тематикой, в чудесном Джвари есть достопримечательность - большая икона Господа Иисуса Христа, которую называют «Иисус Моргающий». Особенность ее в том, что на одних людей Иисус Христос с иконы смотрит, а на других – грешников - нет, веки Его опущены. Об этой иконе - и повесть Юрия Нагибина «Трое и одна и еще один». Позже по этой повести был снят фильм «Натурщица» с актрисой Викторией Толстогановой в главной роли; в фильме есть сцена у иконы «Моргающего Христа». Не знаю, есть ли такая икона вообще, или ее существование – одна из множества церковных легенд, но в храме Джвари мы ее не увидели.

А вот и знаменитый вид, где у подножия горы сливаются воды Арагви и Куры.

Вид от храма на окрестности, в частности, на ЗАГЭС – Земо-Авчальскую ГЭС, первую гидроэлектростанцию Грузии:

Приближаем…:

Весна только поднимается в эти горы (в долинах уже неделю цветут деревья):

Покидаем это место, спускаясь по тому же серпантину, по которому поднимались к Джвари. Рассматриваем электростанцию поближе.

Земо-Авчальская ГЭС им. В. И. Ленина (ЗАГЭС) на реке Куре у слияния её с Арагви - первенец грузинской гидроэнергетики. ГЭС расположена вблизи г. Мцхета. Строительство начато в 1923, 1-я очередь пущена в 1927, на полную мощность - в 1938. Бетонная плотина имеет высоту 34 метра, образует водохранилище суточного регулирования. Электроэнергия передаётся в Объединённую энергосистему Закавказья. . Правее – ее верхний каскад:

Левее – нижний:

Джвари приковывает взгляд. Отсюда, несмотря на пронзительный ветер, который здесь дует всегда, не хотелось уезжать. Мы не один раз останавливали нашего водителя, чтобы еще и еще полюбоваться и снять этот храм:

Таким его видят проезжающие по дороге вдоль правого берега Куры:

Гидроэлектростанция по дороге в Мцхети, просим снова остановить машину, спускаемся к реке:

Справа вдали – Джвари:

Подъезжаем к Мцхета.

В удалось узнать, что согласно старинной хронике Давида Багратиони, город Мцхета был основан царем Мцхетосом, сыном Картлоса - первого правителя Картли, в середине I тыс. до н. э.: "...По смерти Картлоса, жена его разделила владения сынам своим, из коих старший был Мцхетос, который построил город и назвал оный от своего имени - Мцхета". Городу более 2500 лет, и он целиком находится под охраной ЮНЕСКО. Раньше Мцхети являлся столицей государства Карлти (Иберии) до V в. н. э.; потом столицу перенесли в Тбилиси. В средние века Мцхета оставался религиозной столицей Грузии, так как там находилась резиденция католикоса - главы грузинской церкви.

Это был большой цветущий город с дворцами, храмами, укреплениями. Археологические находки, относящиеся к древнейшему периоду существования города, свидетельствуют о высокой культуре его жителей.

Один из древнейших памятников в Мцхети - собор Самтавро, в котором похоронен первый христианский царь Грузии - Мириан. Но, пожалуй, одним из самых известных храмов Грузии является величественный собор Светицховели, который расположен в центре Мцхета. Все главные церковные события Грузинской Церкви, в том числе интронизация Католикоса-Патриарха, происходят там.

Патриарший собор Светицховели был построен в 1010-1029 гг. на месте первой в Грузии христианской церкви (IV в.). Стены собора богато украшены богатой декоративной резьбой по камню. Собор является усыпальницей грузинского царского рода Багратиони. В ней покоятся и останки основателя Тбилиси царя Вахтанга Горгасала (V в.), и последних царей Грузии - Ираклия II и Георгия XII.
Священное Предание Грузинской Православной Церкви свидетельствует, что раввин Элиоз (I в.) выкупил у воинов Хитон Господень и, прибыв в Мцхета, вручил его своей сестре Сидонии. Сидония, взяв в руки эту Святыню, скончалась на месте. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и она была похоронена вместе с ним. На могиле Сидонии вырос большой кедр, который стал священным для жителей Мцхета, ему поклонялись как неведомому божеству.

Когда равноапостольная Нина в IV в. принесла Благую Весть в Мцхета, дерево срубили, чтобы построить на этом месте деревянную церковь. Однако главный ствол не смогли сдвинуть с места. Через некоторое время жители Мцхета видели, как этот столп, весь блистающий светом, то поднимался вверх над своим бывшим основанием, то опускался, причем из пня истекало благовонное миро. От светоносного столпа, названного Животворящим Столпом (по-грузински Светицховели), было явлено множество чудесных исцелений. На этом месте была построена первая в Грузии церковь в честь Двенадцати апостолов Христовых, которую в XI в. перестроили в этот величественный собор. Таким образом, главный собор Грузинской Церкви стоит на месте захоронения Хитона Господня, который до сих пор, по преданиям, находится в этом святом месте. А Животворящий Столп находится почти в центре Храма при переходе от центрального нефа в боковой южный неф – он как бы накрыт каменной базиликой. Так что увидеть его, впрочем, как и подавляющее число других религиозных святынь – никак нельзя. Зато можно увидеть «материальную» святыню Светицховели – список с древнейшей иконы Божьей Матери Цилканской (IV в.).

Парадный вход в храм и его подворье:

Вид храма сбоку (пришлось воспользоваться “панорамником”, чтобы “охватить” весь Храм, отсюда и неизбежное искажение изображения:

В приближении (фрагмент предыдущей фотографии) – каменная кладка Храма, сложенного из тесаных блоков различного размера и цвета:

Крепостная стена вокруг главной грузинской Святыни:

Главный вход в храмовый комплекс и колокольня (вид с подворья):

Кура в Мцхета:

Продолжение следует – из Алазанской долины.

До VIII века велись споры о том, можно ли писать Спасителя, ведь Ветхий Завет строго запрещает изображать Бога. Однако в 787 году, на Седьмом Вселенском Соборе, иконопочитание было причислено к догматам христианской церкви. Трактовка запрета стала такой – не разрешается придумывать образы, тем самым создавая идолов. А поскольку Иисус воплотился в человеческом теле, первое его изображение было нерукотворным, такие иконы получили право на существование. А образ Иисуса Христа стал одним из главных для христианской иконографии.

Общие правила изображения Спасителя

Существует несколько вариантов канонического изображения Иисуса Христа. При этом узнать его на иконах не составляет труда, ведь иконописцы используют характерные отличительные черты:

  • Нимб Спасителя отличается от других вписанным в него крестом – символом воплощения Бога Отца в Божьем Сыне. В иконографическом образе «Иисус Халки» нимб отсутствует вообще, а за ликом изображается только крест.
  • Возле лика или на нимбе часто присутствуют греческие буквы (сокращение одного из имен Бога) или «IC ХС», что означат Иисус Христос.
  • Лик удлинен, отличается выразительными глазами и тонкими чертами лица.
  • Спаситель одет в простые одежды – длинную рубашку и синюю накидку.
  • Христос развернут лицом к людям, всегда расположен по центру иконы.

Отхождение от канонов возможно, если на иконе изображаются Страсти Христовы, Положение во Гроб, Воскрешение. Например, на особом типе икон «Не рыдай мене, мати» Иисус пишется обнаженным и наполовину погруженным в гроб. Рядом стоит Дева Мария и голова Спасителя с закрытыми глазами наклонена к лицу Богородицы.

Спас Нерукотворный (Мандилион)

Христиане верят, что первая икона Иисуса Христа была нерукотворной. Восточное предание, известное еще с IV века, рассказывает о страдающем проказой царе Эдессы. Он послал к Христу гонца и попросил, если тот не согласится прийти, хотя бы нарисовать лик Господа и принести его для исцеления. Однако у художника никак не получалось пробиться через толпу и написать портрет. Когда Иисус увидел это, он умыл лицо и отер его платком (убрусом), после чего на ткани проступил лик.

Западная версия возникновения Нерукотворного Спаса возникла в XIII-XV веках. Согласно ей, благочестивая женщина Вероника во время Крестного пути подала платок Христу, чтобы он мог вытереть с лица пот и кровь.

На иконе Спаса Нерукотворного изображен именно платок, на котором проступил лик. Поэтому пишется только голова Иисуса, по западной традиции, часто с терновым венком. На Руси возник свой вариант этой иконы – «Спас Мокрая борода», который отсылает к восточному преданию об омовении лица. В отличие от канонического образа, борода Христа заканчивается тонким прямым кончиком, будто она действительно намочена водой.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Самый распространенный вид икон с написанием Спасителя – Спас Вседержитель, или Пантократор. На нем Иисус Христос изображается по пояс, левой рукой он держит Евангелие, а правой благословляет всех верующих. Первые упоминания об образе Пантократора датируются еще VI веком.

Значение иконы – вера в Бога, воплощенного в человеке. Догмат Боговоплощения является ключевым для христианства, поэтому и образы Пантократора встречаются повсеместно – они украшают центральные купола, апсиды храмов, присутствуют во многих домах.

У Спаса Вседержителя существует несколько иконографических вариантов. Например, Спас в силах, на котором Иисус изображен не по пояс, а сидящим в полный рост. На его фоне – красный квадрат (символ Земли), синий овал (символ духовного мира) и красный ромб (символ невидимого мира). Иногда Божий Сын изображается без фона, но сидящим на троне. Такие иконы получили название Спас на престоле и тоже почитаются как все изображения Пантократора.

Спас Эммануил

Особый тип в иконографии Иисуса Христа – Спас Эммануил. Здесь Спаситель предстает не в привычном облике, а ребенком или отроком, но при этом со всеми необходимыми атрибутами. Прежде всего, над головой всегда есть особый нимб с крестом. Такое изображение юного Иисуса, еще до его крещения, подтверждает его божественную сущность.

При этом образы Эммануила все же редко присутствуют как отдельные лики, чаще они появляются как часть иконографической композиции. Классическим примером могут служить иконы, изображающие Богоматерь с младенцем.

Деисус

Среди икон Спасителя Иисуса Христа выделяется группа Деисус. Здесь Божий Сын рисуется не отдельно, а в окружении других фигур. Иисусу Христу отведено центральное место, он написан в виде Пантократора, восседающего на троне. По обе стороны от Божьего Сына стоят Дева Мария и Иоанн Креститель, в некоторых вариантах – апостолы, мученики или святые.

Первые упоминания образа датируются VII веком. Значение иконы – заступничество за человечество перед Богом Отцом. Образ напоминает, что Иисус доносит молитвы, готов защищать любого обратившегося и быть милостивым к нему. Изображенные лики помогают человеку через молитву прийти к Богу, очиститься, получить прощение за грехи.

Одной из вариаций этого типа икон считается так называемый Ангельский Деисус – русская икона XII века, на которой Спаситель изображен в виде Эммануила в окружении архангелов Михаила и Гавриила.

Еще одним иконографическим типом Деисуса является «Предста Царица». Здесь Спаситель изображается в пышных нарядах и короне, в руках у него Евангелие и посох. Икона символизирует связь церкви с Богом, ведь здесь Иисус изображается как священник.

Другие иконы

Иконография Иисуса Христа достаточно разнообразна, и среди разных образов встречаются и такие, которые не отвечают классическим канонам изображения.

  • «Спас благое Молчание», на котором Иисус предстает как ангел, еще до земного воплощения. Это безбородый юноша, облаченный в белые одежды с крыльями за спиной и со звездчатым нимбом Господа Саваофа. В руках его нет свитков и книг – Спаситель еще не пришел на Землю и не стал наставником человечества.
  • «Спас Великий Архиерей». На этой иконе Господь изображается как Священник – на Иисусе Христе пышные одежды, а на голове возложена корона. Как в иконописи Спаса Вседержителя, здесь Спаситель держит Евангелие и благословляет человечество.

  • «Добрый пастырь» – иконы, в которых Иисус предстает в символическом образе учителя и наставника. Он изображается простым пастухом, часто с заблудшей овцой на плечах и склоненной головой. Значение иконы взято из Ветхого Завета.
  • «Христос во гробе» (Смирение нашего Господа, Царь Славы). Один из самых трагичных образов во всей христианской иконографии. Иисус показан умершим, его тело покоится на ложе или изображается возле открытого гроба. Такие иконы не отсылают к Страстям Христовым и имеют символический характер – напоминают людям, как смиренно Господь принял свою участь.

О чем молиться образам Христа Спасителя

Образы Иисуса призваны напоминать человеку о Божьей любви и жертве, которую он принес ради спасения человечества. Считается, что он является Богом Живым в прямом смысле, а не просто описанным персонажем. Иисус – посредник между мирским и божественным, помогающий быстрее донести молитвы людей до Бога Отца. Поэтому молясь Иисусу Христу, верующие устанавливают с ним личные отношения как с надежным, верным помощником.

Как правило, в доме есть образ Спаса Вседержителя – он может помочь тем, кто переживает трудности, стоит перед тяжелым выбором или разуверился. К иконам Господа обращаются в ежедневной молитве «Отче наш».

Спасу Нерукотворному молятся те, кто ищет исцеление от телесных и душевных недугов. Иисус прошел через муки, но не отказался от всеобъемлющей любви к людям, в чем помогает и молящимся ему. Молитва избавляет от тревог, отчаяния, сомнений и дает силы следовать по истинному пути.

В Грузии, в мужском монастыре Святого Креста Джвари есть довольно редкая икона, которую называют «Иисус Моргающий» или «Плат Святой Вероники». Особенность таких изображений в том, что "лик на иконе открывает и закрывает очи": на одних людей, входящих в храм и подходящих к иконе, Иисус смотрит, а на других - нет. Согласно преданию, это зависит от чистоты души человека: если он грешен или готовится совершить грех, Христос не поднимает на него глаз. Легенда о святой Веронике была распространена в Европе в Средние века: когда Иисуса вели на Голгофу, некая сердобольная женщина по имени Вероника платком отёрла с его лица застилавший глаза пот, и на платке чудесным образом отпечатался лик Спасителя в терновом венце. Это предание легло также в основу православной иконы «Спас Нерукотворный», которую почти всегда можно узнать по изображению платка, на котором написан лик Иисуса. Подобное изображение можно также встретить в Вифлееме – это фреска, написанная на колонне в храме Рождества. Известно, что среди экспонатов Александровского дворца находятся деревянные пяльцы Александры Федоровны с неоконченной вышивкой «Иисуса Моргающего». А в 1879 году в Петербурге на выставке немецких художников Габриель фон Макс представлял картину «Платок Святой Вероники» с изображением прибитого гвоздями к стене куска грубого холста с лицом Христа в центре. Входящие в зал зрители могли видеть глаза Спасителя то закрытыми, то открытыми. Газеты того времени писали, что устроителям пришлось поставить стулья в зале, так как некоторые дамы падали в обморок, восклицая: «Смотрит! Смотрит!».

А на Вас Христос смотрит? «Не принимай, но и не хули» совет отцов православной церкви... В августе 1980 года я ездила по безплатной путевке в Тбилиси. Нас возили в мужской монастырь Святого Креста - Джвари. Тогда этот монастырь еще был музеем, сейчас он возвращен Церкви. В монастырском храме была большая икона Господа Иисуса Христа, которую называют «Иисус Моргающий». Особенность ее в том, что на одних людей Иисус Христос с иконы смотрит, а на других - нет, веки Его опущены. В храме продавались фотокопии этого образа и образа Пресвятой Богородицы. Я тогда была неверующей, но крещеной - в 15 лет крестилась по настоянию моей бабушки Ольги. Но что-то коснулось в тот момент моей души, и я купила две фотокопии икон. Привезла их домой, освободила верхнюю полку в буфете от посуды и поставила туда иконы. Мужу своему Владимиру объяснила «секрет» этой иконы Иисуса Христа. Через некоторое время муж стал вынимать икону Господа из буфета, при этом ругался черными словами (Господи, прости ему такое богохульство!) и прятал икону в ящик стола. Я снова вынимала ее и ставила в буфет. Так повторилось несколько раз, и я сказала мужу: «Не тронь икону, стояла и будет стоять здесь до самой моей смерти». Муж перестал прятать икону в ящик. Потом подтвердились мои догадки, что муж мне в те годы изменял. Иисус Христос с иконы тогда на него не смотрел, обличая его в прелюбодеянии, вот он ее и прятал. Вскоре мне дали почитать повесть Юрия Нагибина «Трое и одна и еще один» - там напрямую рассказывается об иконе «Иисус Моргающий». Это повесть о том, как один мужчина из напрасной ревности убил свою возлюбленную и сам покончил с собой. Перед этим они были в Тбилиси у той иконы, и на него тоже не смотрел Господь, зная, что он готовится совершить страшный грех. (Недавно по этой повести сняли фильм «Натурщица» с известной актрисой Викторией Толстогановой в главной роли - и там тоже есть сцена у иконы Моргающего Христа… Она самая запоминающаяся во всей киноленте - ред.). Спустя несколько лет в моей квартире произошло еще одно маленькое чудо, связанное с этой иконой. Я дружила со старенькой женщиной, Ольгой Николаевной, она жила в нашем доме. Ольга Николаевна была глубоко верующая, в ее квартире целый иконостас из маленьких икон. Она часто выручала меня деньгами взаймы, потому что я очень сильно нуждалась. Однажды Ольга Николаевна приходит ко мне и говорит: «Тоня (ее молодая соседка) хотела меня отравить, чтобы завладеть моей мебелью и коврами. Она принесла мне несколько пирожков с картошкой, я съела два пирожка и чуть не умерла». Ольга Николаевна подала мне кулек с остальными пирожками и попросила отнести их в санэпидемстанцию, чтобы там проверили, какую отраву положила Тоня. Я развернула пакет и увидела позеленевшие пирожки. Сказала Ольге Николаевне, что в них уже ничего нельзя обнаружить. Да и не верила я, что Тоня могла такое сделать. Но Ольгу Николаевну было не переубедить, она все равно очень просила меня отнести пирожки на экспертизу. Я согласилась. Когда Ольга Николаевна ушла, я выбросила пирожки в мусорное ведро. Через несколько дней Ольга Николаевна снова приходит и спрашивает, что же обнаружили в пирожках. Я ответила, что ничего не обнаружили. И вдруг она меня как обухом по голове: «Галя, ты меня обманываешь, ты же выбросила их в ведро». Я от неожиданности бухнулась перед ней на колени и говорю: «Да, я их не носила никуда, а просто выбросила». И как она начала меня стыдить! Тут я вспомнила про икону Господа Иисуса Христа. Поднесла икону к лицу Ольги Николаевны со словами: «Смотри на Господа, если Он на тебя смотрит, значит, ты права. Если не смотрит - значит, Тоня ни в чем не виновата». Она посмотрела - и вдруг тоже как бухнется передо мной на колени: «Галя, прости меня, и Тоня пусть меня простит. Наверное, я что-то другое съела плохое». Вот так Господь Сам снял тяжелое подозрение с Тони. Ольга Николаевна ушла от меня умиротворенная. С 1991 года я стала ходить в храм. Для двух икон, что я привезла из Тбилиси, мой зять-столяр сделал деревянные рамочки. Они так и стоят у меня в буфете. Никто их не прячет, потому что мой муж уже тринадцатый год живет с другой женщиной. Иногда мне в голову приходит мысль, что, несмотря на то что я очень сильно переживала из-за развода, все сложилось к лучшему. Никто теперь не запрещает мне ходить в храм, исповедоваться, причащаться, молиться о живых и усопших. Пути Господни неисповедимы, и все Он делает для нашего блага! За все я благодарю моего Спасителя! С пожеланиями любить как можно сильнее нашего Господа Иисуса Христа и наших ближних Галина Польшикова г. Жигулевск Самарской области 16.04.2010 Монастырь Святого Креста - Джвари, Грузия.