III. Никомах, Менелай. VIII. Упадок Александрийской школы

Хронология важнейших событий мировой истории

–С древнейших времен по VI век до нашей эры–

VIII - III тысячелетия до н.э. Неолит, период перехода от присва­ивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились; появились глиняная посуда, пряде­ние, ткачество.

V - первая половина IV тысячелетия до н.э. Первые земледельчес­кие общины, разложение первобытнообщинных отношений в Древнем Египте.

IV - III тысячелетия до н.э. Медный век. Преобладают орудия из камня, но появляются медные. Основные занятия населения - мотыжное земледелие, скотоводство, охота.

Конец IV тысячелетия до н.э. Объединение номов Древнего Египта в два крупных царства - Верхний Египет и Нижний Египет.

конец IV - качало I тысячелетия до н.э. Бронзовый век. Распрост­ранение металлургии бронзы, бронзовых орудий и оружия. По­явление кочевого скотоводства и поливного земледелия, пись­менности, рабовладельческих цивилизаций. Сменился желез­ным веком, наступившим с распространением металлургии же­леза и изготовлением железных орудий и оружия

ок. 3200 - ок. 2800 до н.э. Раннее царство в Древнем Египте; прав­ление I и II династий. Объединение Египта в единое сильное централизованное государство.

ок. 2850 - ок. 2450 до н.э. Правление первой династии Ура в Шу­мере. Экономический подъем Шумера,

ок. 2800 - ок. 2250 до н.э. Древнее царство в Египте; правление III - VI династий. Расширение территории и политического влияния Египта. Построены три пирамиды в Гизе.

ок. 2800 - 1100 до н.э. Эгейская (крито-микенская) культура - культура Древней Греции эпохи бронзы. Выделяются географи­ческие варианты эгейской культуры: на Крите - минойская, в материковой Греции - элладская, на островах Эгейского мо­ря - кикладская культура,

ох. 2500 до н.э. Шумерский царь Эаннатум завоевывает Ур и Киш. 2316 - 2261 до н.э. Правление Саргона, царя Аккада. Завоевание Саргоном Вавилонии, Элама, Ассирии и части Сирии и объе­динение тем самым под властью одного правителя всей Месо­потамии и создание крупнейшей в Передней Азии Месопотам- ской державы с центром в Аккаде,

ок. 2300 - ох. 1700 Индская цивилизация в долине реки Инд.

ок. 2250 - ок. 2050 до н.э. Правление VII - X династий в Египте.Период внутренней раздробленности и упадка Египта,

ок. 2140 - ок. 2030 до н.э. Правление династии Ура приводит Шу- меро-Аккадское царство на наибольшую высоту его могущест­ва. В последующие 100 - 150 лет Шумеро-Аккадское царство приходит в упадок и шумеры как нация исчезают,

ок. 2050 - ок. 1750 до н.э. Среднее царство в Египте, правление XI - XVII династий. Объединение Египта и превращение его вновь в крупное и сильное государство,

ок. 2000 до н.э. Эллины (греки) - говорящий на индоевропейском языке народ - начинают миграцию с севера на территорию со­временной Греции. Родственные грекам индоевропейцы Еторга- ются с севера на Апеннинский полуостров,

ок. 2000 - ок. 1000 до н.э. Арийские племена с северо-запада про­сачиваются в Индию. 1894 - 1595 до н.э. Правление I Вавилонской, или Аморитской,

династии. Возвышение Вавилона. 1813 - 1781 до н.э. Правление ассирийского царя Шамши-Адада I. Ассирия завоевывает всю Верхнюю Месопотамию и превраща­ется в крупное переднеазиатское государство.

ок. 1800 - ок. 1300 Наивысший расцвет Троянского царства. За­кончился с пережитым Троей землетрясением (1300).

1792 - 1750 до н.э. Правление шестого царя I Вавилонской дина стии Хаммурапи, который объединил под властью Вавилон; всю Месопотамию, осуществил крупномасштабные программы гражданских реформ и строительства и учредил первый систе матический юридический кодекс. Расцвет Вавилона,

ок. 1742 до н. э. Вторжение касситов в Вавилонию,

ок. 1710 - ок. 1560 до н.э. Египет под властью гиксосов. Гиксосы познакомили египтян с колесницами на легких колесах (на спи­цах), запряженными лошадьми, ранее слабо известными в Египте.

ок. 1680 - ок. 1650 до н.э. Правление хеттского царя Лабарны. За­вершение объединения Хеттского царства.

1620 - 1590 до н.э. Правление хеттского царя Мурсили I. Усиле­ние централизации в Хеттском царстве. Завоевание хеттами Ва­вилона (1595), способствовавшее окончательному утверждению касситских царей на вавилонском троне.

XVI - XV вв. до н.э. Период расцвета государства Митанни и со­здания сильной державы на территории Месопотамии. Митан- нийское влияние распространялось на значительную часть Ас­сирии и стало проникать в Малую Азию, Сирию, Финикию и даже Палестину.

~ 1595 - ок. 1155 до н.э . Правление касситов в Вавилоне. Регуляр­ное использование в военном деле и транспорте лошадей и му­лов, применение в сельском хозяйстве комбинированного плу­га-сеялки, создание сети дорог, активизация внешней торговли,

ок. 1580 - 1085 до н.э. Период Нового царства в Египте. Правле­ние трех самых могущественных династий - XVIII, XIX и XX. Расцвет древнеегипетской цивилизации, ок. XV в. до н.э. Отпочкование праславянских племен от индоевро­пейского массива.

1490 - 1436 до н.э. Правление фараона Тутмоса III из XVIII дина­стии, одного из самых удачливых египетских завоевателей. В истории известен как первый полководец, осуществлявший на­ступление по заранее намеченному плану. В результате победо­носных походов Тутмоса III завоеваны Палестина и Сирия, земли Митанни к западу от Евфрата, в южном направлении - обширные области вплоть до четвертого порога Нила. Образо­валась грандиозная египетская держава, простиравшаяся с севе­ра на юг ка 3200 км. В зависимость от Египта попали Ливия, Ассирия, Вавилония, Хеттское царство и остров Крит, платив­шие ему дань.

ок. 1405 - 1367 до н.э. Правление фараона Аменхотепа 111 из XVIII династии. При нем могущество Египта достигло апогея, соору­жены храм Амона-Ра в Луксоре и заупокойный храм с огром­ными статуями Аменхотепа III - «колоссами Мемнона».

ок. 1400 - ок. 1200 до н.э. Расцвет Микен, крупного центра ахей­ской культуры, столицы одного из ахейских государств.

ок. 1400 - 1027 до н.э. Древнекитайское государство Инь.

1380 - 1340 до н.э. Правление великого хеттского царя Суппилу- лиумы I, искушенного дипломата, способного полководца и дальновидного политика. Изгнал египтян из Сирии, завоевал Митанни, превратил Хеттское царство в могущественную воен­ную державу, простирающуюся от бассейна Чороха и Аракса до Южной Палестины и от берегов Галиса до границ Ассирии и Вавилонии.

1368 - 1351 до н.э. Правление фараона Аменхотепа IV из XVIII ди­настии. Пытаясь сломить могущество фиванского жречества и старой знати, Аменхотеп IV выступил как религиозный рефор­матор, введя новый государственный монотеистический культ бога Атона, олицетворявшего солнечный диск. Сам принял имя Эхнатон, которое означало «угодный Атону».

1351 - 1342 до н.э. Правление фараона Тутанхамона из XVIII ди­настии. При нем отменены религиозные реформы Аменхотепа IV - Эхнатона. (Гробница Тутанхамона, раскопанная в 1922, открыла миру ценные памятники древнеегипетской культуры.)

ок. 1340 - 1305 до н.э. Правление хеттского царя Мурсили II. Апо­гей военного могущества великой Хеттской державы.

1307 - 1208 до н.э. Период правления ассирийских царей Адад-не- рари I, Салманасара I и Тукульти-Нинурты I, при которых ас­сирийское государство достигает большого подъема и крупных внешнеполитических успехов.

1290 - 1224 до н.э. Правление фараона Рамсеса II из XIX динас­тии. В результате победоносных войн с хеттами восстановлена власть Египта в Палестине и Южной Сирии. Ведется большое храмовое и хозяйственное строительство.

ок. 1260 до н.э. На десятом году осады хитростью взята и разруше­на Троя - город на северо-западе Малой Азии. Закончилась де­сятилетняя Троянская война, которую вела против Трои коали­ция ахейских царей во главе с Агамемноном - царем Микен. События этой войны дошли до нас благодаря гомеровской «Илиаде».

1225 - 1215 до н.э. Правление фараона Мернепта из XIX динас­тии. Именно при нем, вероятно, Моисей увел израильтян из Египта.

ок. 1200 до н.э. Израильтяне и филистимляне вторгаются в Ханаан (Палестину).

ок. 1200 до н.э. Дорийцы, одно из основных древнегреческих пле­мен, начинают перемещение из Северной и Средней Греции в юго-западные районы Пелопоннеса, а затем заселяют острова Родос, Крит и другие.

1198 - 1166 до н.э. Правление фараона Рамсеса III из XX динас­тии. Последний фараон, при котором Египет еще способен дать отпор вторжению племен ливийцев и «народов моря».

ок. 1190 до н.э. Под напором «народов моря» рухнула и навсегда прекратила свое существование Хеттская держава.

1155 до н.э. Эламский царь Кутир-Наххунте II захватил Вавило­нию. Расцвет могущества Элама, его власть простирается от Персидского залива на юге до области современного города Ха- мадан на севере.

1126 - 1105 до н.э. Правление вавилонского царя Навуходоносора I. Сокрушительная победа над Эламом (1115) приводит к сверже­нию господства эламитов над Вавилоном. Кратковременный расцвет Вавилонии.

1085 - 945 до н.э. Правление XXI династии в Египте. Все больше ливийцев, в основном бывших наемников, оседают в Египте. Некоторые знатные ливийцы занимают высокие жреческие и военные должности.

ок. 1030 до н.э. Саул становится царем Израиля.

1027 - 771 до н.э. Эпоха Западное Чжоу в Китае.

ок. 1013 - 974 до н.э. Правление Давида, царя Иудеи, а позже - всего Израильско-Иудейского царства. Проводил политику со­здания централизованной монархии. Завоевав Иерусалим, Да­вид сделал его своей столицей.X - VIII вв. до н.э. Период наивысшего расцвета Фригийского царства.

969 - 936 до н.э. Правление финикийского царя Ахирама (Хира­ма). Расцвет Тиро-Сидонского царства.

950 - 730 до н.э. Правление XXII (Ливийской) династии фараонов в Египте. Основатель - Шешонк I - один из ливийских вож­дей, захвативший царский престол. Неустойчивое внутреннее положение, сепаратизм номархов, ослабление центральной вла­сти. Нависающая угроза ассирийского нашествия.

ок. 900 - ок. 800 до н.э. На Апеннинский полуостров морем при­бывают этруски, вероятно, из Малой Азии.

883 - 824 до н.э. Правление ассирийских царей Ашшурнацирапа- ла II (до 859) и Салманасара III (после 859), при которых резко активизировалась захватническая внешняя политика Ассирии.

864 - 845 до н.э. Правление царя Араму, первого правителя объе­диненного Урарту.

825 до н.э. Финикийскими колонистами из города Тир основан Карфаген.

825 - 810 до н.э. Правление урартского царя Ишлуини. Отмечено активной деятельностью по укреплению единого государства.

817 - 730 до н.э. Правление XXIII династии фараонов в Египте. Основатель - Петубастис - один из номархов, не подчиняю­щихся фараонам XXII династии, объявил себя фараоном всего Египта. XXIII династия правила одновременно с XXII династи­ей, однако реальной власти в этот период не имела ни одна из них.

786 - 764 до н.э. Правление урартского царя Аргишти I. Зенит мо­гущества Урартского государства. Начало решающей схватки Урарту с Ассирией за господство в Передней Азии.

776 до н.э. Первые Олимпийские игры. (Устраивались в честь бога Зевса в Олимпии 1 раз в 4 года. Продолжались 5 дней. Отмене­ны в 394 н.э.)

770 - 256 до н.э. Эпоха Восточное Чжоу в Китае. Подъем китай­ской культуры (появление философских школ - конфуцианст­ва, фацзя, даосизма и др.).

753 - 715 до н.э. Правление Ромула, первого (согласно легенде) царя Рима. Вместе со своим братом-близнецом Ремом он осно­вал Рим (753 до н.э.).

745 - 727 до н.э. Правление ассирийского царя Тиглатпаласара III. В 734 он завоевывает Израиль, в 732 - Дамаск, а в 729 возла­гает на себя корону Вавилона, который остается под ассирий­ским игом почти непрерывно до 627 до н.э. Под властью Тиг­латпаласара III Ассирия достигает зенита своего могущества.

743 - 724 до н.э. Первая Мессенская война. Спартанцы захваты­вают Мессению. Побежденные должны отдавать Спарте поло­вину урожая.

735 - 713 до н.э. Правление урартского царя Русы I. Знаменова­лось ростом могущества Урарту, однако завершилось оконча­тельным и бесповоротным поражением Урарту от Ассирии (714) в борьбе за политическую гегемонию в Передней Азии.

730 - 715 до н.э. Правление XXIV династии фараонов в Египте (саисский князь Тефнахт). Объединение областей Дельты и Верхнего Египта.

722 - 705 до н.э. Правление ассирийского царя Саргона II. Асси­рия разгромила Израильское царство (722) и нанесла поражение Урарту (714), потеряла и вновь восстановила власть над Вави­лонией.

715 - 664 до н.э. Правление XXV (Эфиопской) династии фараонов в Египте. Полное объединение страны.

705 - 681 до н.э. Правление ассирийского царя Синнахериба. По­давление сопротивления покоренных Ассирией государств. Взят штурмом и разрушен Вавилон (689).

692 - 654 до н.э. Правление лидийского царя Гигеса. Начало рас­цвета Лидийского царства.

685 - 668 до н.э. Вторая Мессенская война - восстание мессенян под руководством Аристомена против господства Спарты. Вос­ставшие в союзе с некоторыми городами Аркадии наносят спартанцам ряд поражений. Однако Спарте удается разбить мессенян, которые превращаются в бесправных членов спар­танской общины - илотов.

681 - 669 до н.э. Правление ассирийского царя Асархадцона. Вос­становление ранее разрушенного Вавилона (679 - 678); войны против финикийских городов-государств Тира (676) и Сидона (671); превращение Египта в ассирийскую провинцию (671). Ассирийская держава простирается от первых порогов Нила до Закавказья, от Иранского плоскогорья до Анатолии, от Среди­земного моря до Персидского залива.672 до н.э. Изгнав ассирийцев с западной части своей территории, мидийцы создали независимое государство.

669 - ок. 633 до н.э . Правление ассирийского царя Ашшурбанипа- ла. Войны с Египтом, Эламом, Вавилонией в попытке удержать их под властью Ассирии. Окончательное отпадение Египта (около 655).

664 - 525 до н.э. Правление XXVI (Саисской) династии фараонов в Египте. Освобождение Египта от ига ассирийцев. Последний расцвет государственности и культуры Древнего Египта.

657- 627 до н.э. Тирания Кипсела в Коринфе. Экономический, политический и культурный расцвет Коринфа.

650 до н.э. Хуань-гун, правитель Ци, официально провозглашен ге­гемоном на Среднекитайской равнине. После его смерти (643) царство Ци лишилось положения гегемона.

636 - 628 до н.э. Правление Вэяь-гуна, царя Цзинь. Период наи­высшего могущества царства Цзинь, гегемона на Среднекитай­ской равнине.

632 до н.э. Афинский аристократ Килон, победитель на Олимпий­ских состязаниях, попытался установить в Афинах тиранию, но безуспешно (Килонова смута).

627 - 585 до н.э. Тирания Периандра в Коринфе. Продолжал по­литику отца - Кипсела, ликвидировал многие родовые пере­житки, организовал обширное строительство.

ок. 625 - 584 до н.э. Правление индийского царя Киаксара. В со­юзе с Вавилонией уничтожил ассирийскую державу (605), при­соединил к Мидии территории Маны, Урарту и восточную часть Малой Азии.

626 - 605 до н.э. Раздел Ассирийской державы между Вавилонией и Мидией. Ассирийская знать истреблена, города стерты с ли­ца земли, рядовое население рассеялось, смешалось с другими народами.

626 - 539 до н.э. Халдейская (Нововавилонская) держава в Вави­лонии.

621 до н.э. Появление первых письменных законов в Древней Гре­ции. Составитель - афинский архонт Драконт. Законы отлича­лись жестокостью (отсюда «драконовские законы», «драконов­ские меры»).

616 - 510 до н.э. Правление в Риме этрусских царей Тарквиниев613 - 591 до н.э. Правление Чжуан-вана, царя Чу, - первого ге­гемона на Среднекитайской равнине, не признающего верхов­ное главенство Чжоу.

612 до н.э. Ассирийская столица Ниневия разрушена, а ее жители вырезаны войсками вавилонского (халдейского) царя Набопа- ласара и мидийского царя Киаксара.

610 - 595 до н.э. Правление фараона Нехо II. Крупные работы по сооружению канала между Нилом и Красным морем. По при­казу Нехо финикийские моряки совершили беспримерное в ис­тории плавание вокруг Африки.

605 - 562 до н.э. Правление вавилонского царя Навуходоносора II. Захватил территорию Сирии и Палестины (605), совершил по­ход в Северную Аравию (598). Дважды разрушал восставший Иерусалим (597 и 587), ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. При нем сооружены так называемая Вавилонская башня и висячие сады.

594 до н.э. Афинским архонтом избран Солон - поэт, военачаль­ник и государственный деятель. Солон проводит реформы, спо­собствующие ускорению ликвидации пережитков родового строя. Аннулированы все долги крестьян и долговое рабство.

ок. 590 до н.э . Первая «священная война» в Греции (за контроль над Дельфийским святилищем).

590 - 585 до н.э. Война между Лидией и Мидией, завершившаяся миром, на заключение которого повлияло полное солнечное за­тмение 28 мая 585, признанное дурным предзнаменованием (во время битвы обе стороны в ужасе побросали оружие).

578 - 534 до н.э. Правление шестого римского царя Сервия Тул­лия. Ему приписывается проведение центуриатной реформы, по которой плебеи были введены в состав римской общины и все население Рима разделено на 5 разрядов по имущественному цензу.

562 - 546 до н.э. Правление лидийского царя Креза. Период внеш­неполитического расцвета Лидии; закончился военной катаст­рофой (546). Лидия вошла в состав Персидской державы в ка­честве одной из ее сатрапий.

560 - 527 до н.э. Правление (с перерывами) афинского тирана Пи- систрата. Провел реформы в интересах земледельцев и торгово- ремесленных слоев (раздача сельской бедноте земель, чеканка государственной монеты и др.), создал наемное войско, органи­зовал общественное строительство (рынок, водопровод, гавань Пирей, храмы и др.).

558 - 530 до н.э. Правление персидского царя Кира II Великого. Завоевал Мидию, Лидию, греческие города в Малой Азии, зна­чительную часть Средней Азии. Покорил Месопотамию, в том числе Вавилон, низведя его до положения рядовой сатрапии. Основал Персидскую империю.

ок. 551 - 479 до н.э. Жизнь Конфуция, древнекитайского мысли­теля, основателя конфуцианства.

ок. 540 - ок. 522 Тирания Поликрата на острове Самос. Проводил политику в интересах торгово-ремесленных слоев: государст­венная чеканка монеты, строительные работы, создание воен­ного и торгового флота и армии, борьба с городами Малой Азии и островов Эгейского моря за торговые пути.

530 - 522 до н.э . Правление персидского царя Камбиза II. Завое­вал Египет (525) и был официально провозглашен фараоном, основав XXVII династию.

525 - 332 до н.э. Египет под властью персов (после 404 до н.э. - с перерывами).

ок. 524 до н.э. Поражение этрусков в морском бою с греками у бе­регов Кампании.

522 - 486 до н.э. Правление персидского царя Дария I. Подавил восстания в Вавилонии, Мидии, Маргиане, Эламе, Египте и Парфии. Завоевал северо-западную часть Индии (ок. 518). Со­вершил неудачный поход против скифов (512). Потерпел неуда­чу в греко-персидских войнах. Провел ряд административных, налоговых и других реформ, осуществил значительное строи­тельство. Расцвет персидской империи, ее границы простира­ются от Инда на востоке до Эгейского моря на западе, от Ар­мении на севере до первого нильского порога на юге.

510 до н.э. Афинский демос возглавил Клисфен. Свергнув тиранию Писистратидов, Клисфен провел ряд демократических реформ, закрепивших победу демоса над родовой аристократией.

509 до н.э. Свержение этрусского владычества в Риме и установле­ние Республики. Военно-политическая власть царя перешла к консулам.

508 до н.э. Договором между Римом и Карфагеном признаются ис­ключительные интересы Рима на Апеннинском полуострове и Карфагена в Африке.ок. 505 до н.э. Объединение в Пелопоннесский союз древнегрече­ских полисов Пелопоннеса (кроме Аргоса и некоторых полисов Ахайи) под гегемонией Спарты.

500 до н.э. Восстание против персидского владычества в Милете, к которому примкнули греческие города на юге и севере Малой Азии. Афиняне посылают на помощь восставшим двадцать ко­раблей (498), что стало поводом к греко-персидским войнам. Персы наносят поражение грекам (498), захватывают и до осно­вания разрушают Милет (494), а затем подавляют восстание по­всеместно (493).

500 - 449 до н.э . Греко-персидские войны между Персией и древ­негреческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость. Завершились победой греков. Персия лишилась владений в Эгейском море, на побережьях Геллеспонта и Бос- пора, признала политическую независимость полисов Малой Азии.

Admin

Античные греки переработали азиатскую вычислительную математику, и на ее основе создали новую рационализированную форму знания.

Философия в античной Греции возникает как мировоззрение промышленно-торгового городского класса, борющегося за власть против землевладельческой аристократии.

В связи с производством резко развивавшемся в связи с переходом к железу, развитием товарно-денежных отношений, классовой борьбы, переходом от авторитарных аристократических к тираническим а далее к демократическим формам государственного устройства, пробуждение личной инициативы способствовало развитию философии.

Для этого этапа философии характерны:

1. Духовный аристократизм.

2. Обоснование рабства.

3. Отсутствие экспериментального исследования.

4. Созерцательность и умозрительность.

5. Отсутствие связи с практикой, как следствие презрения производственной деятельности.

Античная греческая философия поставила все основные философские проблемы, которые впоследствии стала разрабатывать философия.

Фалес Милетский (конец7 века – первая половина 6 века до нашей эры)

Классический тип античного философа.

В области геометрии Фалес установил ряд равенств треугольников.

Он разделил небесную сферу на 5 зон, ввел календарь продолжительностью 365 дней.

Ему приписывается открытие годового движения Солнца.

Предсказывал полные солнечные затмения.

Как физик – объяснил причины разливов Нила.

В сочинении « о началах» Фалес понимает воду как начало всего (вода – философское осмысление океана), но эта вода разумная, божественная. Мир полон богов (политеизм), но боги эти действующие в мире силы.

Фалес утверждал, что все знание надо сводить к единой основе.

« Многословие вовсе не является показателем разумного мнения»

«Ищи всегда, что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей»

Открыл Милетскую школу.

Анаксимандр (6 век до н. э.)

Он вводит понятие «архэ» – первоначало то, что лежит в основе. А основу он видел в «апейроне»

«апейрон» материален и вещественен

« Но трудно сказать, что это такое»

«Апейрон» вечен, находится в вечной активности, в вечном движении.

Движение является свойством «апейрона»

Ему принадлежит первая глубокая догадка о происхождении жизни.

Диалектика Анаксимандра выразилась в учении о вечности движения «апейрона», о выделении из него противоположности, о космогонии (учение о рождении мира) – в учении о происхождении живого из неживого, человека от животных, т. е. по сути он сформулировал общую идею эволюции живой природы.

Гераклит

(Эфесский или Темный) (504-501 год до н. э.)

Происходит из царско-греческого рода.

Описал начало всего существующего в огне. Для древних огонь был веществом.

«Все обменивается на огонь и огонь обменивается на все, подобно тому, как золото обменивается на товары. А товары на золото»

Большое значение в его учении занимает понятие логос – основа наук.

Он утверждал. Что познание логоса, мудрости, единства мира дано не всем

Однако все люди от природы разумны. Но это противоречие кажущееся, т. к. люди от природы равны, но они не равны фактически, большинство живет не по логосу, а по своему разумению.

«Жизнь таких людей, что детские игры, они во власти своих желаний, люди как и ослы предпочитают солому золоту, желания обыденных людей таковы, что людям не стало лучше если бы исполнились все их желания»

«Счастье не в услаждении……., а в размышлении и умении говорить правду и действовать согласно природе, к ней прислушиваясь»

Понятие о мере, характерной для античного мировоззрения обобщается Гераклитом в учение о логосе. (лого – слово, не любое, а только разумное).

Логос – объективный закон мироздания. Это принцип порядка и меры.

«Это тот же огонь, но то, что для чувства выступает как огонь для ума есть логос».

Сформулировал основы диалектики.

Как диалектик, Гераклит исходит из того, что абсолютно изменчиво. Он говорил, что все течет, все изменяется. Он сравнивал мир с рекой.

Говорил, что в ту же реку мы вступаем и не вступаем, потому что на входящего в ту же самую реку набегают все новые и новые воды, ничто в мире не повторяется, все изменчиво.

В то же время не отрицал устойчивости. Но эта устойчивость относительна, именно потому, что вещь постоянно воспроизводится.

«Одно и то же различно и даже противоположно».

Он обращал внимание на то, что единственное изменение, это изменение в свою противоположность (холодное нагревается, горячее остывает).

А так же на то, что одна противоположность выявляется из другой. (Болезнь делает здоровье сладостным).

Борьбу противоположностей Гераклит называет главным законом мироздания.

Эта борьба – причина всякого возникновения.

« Борьба – отец всего и царь над всем».

«Все рождается благодаря борьбе и по необходимости». Такую борьбу он называет гармонией. Но эта гармония не явная, тайная, скрытая.

Демокрит (460 – 370 г. до н. э.)

Сформулировал атомистическое учение: Существует два первоначала: атом (бытие) и пустота (небытие) .

Пустота – условие существования всех процессов, она неподвижна, беспредельна.

Бытие абсолютно плотно, а пустота не имеет плотности.

Пустота беспредельна и бесформенна, а каждый атом имеет внешнюю форму.

Атом очень мал. Бытие это совокупность бесконечно большого числа малых атомов. Атом неделим, вечен, внутри него не происходит никакого движения. Но он обладает внешней формой – это объясняет бесконечное многообразие явлений и их противоположность друг другу. Кроме формы атомы различаются порядком и положением. Каждый атом объят пустотой иначе они бы слились. Атомы обладают подвижностью.

Движение – важнейшее свойство как атомов, так и всего реального мира.

Атомы не имеют чувственных свойств, цвета, запаха, звука и т. д.

Демокрит говорил, что в мире «Без всякого разумного руководства могут совершаться замечательные вещи».

Он разработал учение о причинности: все, что происходит имеет причину. Он отвергал случайность и говорил, что ссылка на случай – проявление лености мысли, отказ от поисков причин

Демокрит. О происхождении жизни:

Живое произошло из неживого, по законам природы, без всякого творца и разумной цели.

Тело человека возникло из воды и грязи без всякого творца, на ряду с другими видами живого.

Есть два вида познания: темное и истинное. Познание посредством мысли — истинное или закономерное, ему свойственна достоверность в суждениях об истине. Познание посредством чувств — темное или незакономерное, оно непригодно для познания истины.

Он подчеркивает, что атомы и пустота, лежат за пределами чувственного познания. Что открыть их можно в результате напряженного мышления, "мудрец — мера всех существующих вещей. При помощи чувств он чувственно воспринимает вещи, а при помощи ума, он постигает сущность вещей".

О религии: "религия — историческое явление, ее источник — страх перед грозными явлениями природы".

Сократ. (470-399 г. г. д. н.э.)

Сократ высказывается против письменности, он считал, что она делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению. "Письмена мертвы, сколько их не спрашивай", благодаря письменности знания доступны всем и каждому, а философствование есть умирание земной жизни и подготовка к освобождению бессмертной души, от ее смертной телесной оболочки.

Сократ говорил, что он мудрее других, не потому, что он действительно мудр, а потому, что знает, что его мудрость ничего не стоит перед мудростью бога, другие же не мудры, потому, что думают, что он все знают.

Он был убежден, что избран богом: он должен давать афинскому народу знания, он обязан не давать согражданам впадать в духовную спячку, они должны заботится о самих себе, т. е. нравственно и интеллектуально само усовершенствоваться. В центре внимания Сократа — человек.

Метод Сократа.

Сократ был ироничными и лукавым собеседником: прикинувшись простаком или несведущим, он скромно просил своего собеседника объяснить ему то, что по роду своих занятий этот собеседник должен был хорошо знать. Не подозревая еще с кем он имеет дело, собеседник начинал поучать Сократа, в ответ Сократ задавал несколько продуманных вопросов и собеседник Сократа терялся. "Когда собеседник Сократа терялся и освобождался от самоуверенности, тогда Сократ говорил — почва вспахана. И теперь они вместе со своим собеседником начинали сообща искать истину".

Сократ считал в отличие от Софистов, что каждый человек может иметь свое мнение, но истина должна быть одной, на достижение этой мысли направлен метод Сократа. Когда почва была подготовлена, сам Сократ не старался ее засеивать, ведь он всегда подчеркивал, что он нечего не знает. Но он так действовал со знатоком, так спрашивал его, получая ответы, что собеседники со временем приходили к решению проблемы. Свой метод он называл майевтикой.

Что значит знать? — знать — это значит выяснять, что это такое, цель майевтики — определение понятия.

Смысл всей деятельности состоял в том, чтобы найти понятия. Убеждение в существовании объективной истины, означает, что есть объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно. Он считал, что счастье это не выгода а добродетель, но делать добро надо только тогда, когда знаешь в чем оно состоит, если человек знает, что хорошо, и что плохо, он некогда плохо не сделает. Зло это результат незнания, что есть добро.

Платон (427-347 гг. д. н.э.)

Платон — сознательный, объективный идеалист, его философия сознательная реакция на материализм и атеизм Демокрита.

Он был первым, кто понял, что история философии — это история борьбы материализма и идеализма.

Диалектика Платона:

Сократ называл диалектиком того, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. Диалектики стремятся к истине, к познанию сущности. Для доказательства сущности вещи, рассуждения о ней должны быть правильными. Платон подходит к раскрытию некоторых логических законов: закону тождества, закон запрещения противоречия. Платон ставит диалектику выше других наук. Все науки (геометрия, арифметика, музыка,…) родственны друг другу и оцениваются только с одной точки зрения, на сколько они способны, отвращать нас от чувственного мира. Служить анамнезису (припоминанию). Он смеется над теми кто ищет от науки практической пользы. Виды знания:

1. Знание совершенно достоверное, без примеси лжи и заблуждения — знание идей, полученные до вселения души в тела, а после вселения в тела, путем диалектического припоминания.

2. Близкое к достоверному, знание чисел и основанные на них науки.

3. Знание мнимое, смесь истины и заблуждения, это знание вещей чувственного мира, опирающиеся на чувства в которых нет истины.

Особое место занимает познание материи. Ее нельзя познать не разумом не чувствами. Она некоторое пространство, она способна принимать различные формы, она мертва и не познаваема, она почти что небытие, но роль ее велика, т. к. материя источник множественности.

Платон

Учение о душе.

Сотворив души, боги поместили их на звездах. Каждая душа имеет свою звезду. Следовательно – число душ хотя и велико но конечно.

Он говорил, что изначально существует занебесная область. Следовательно, тело – смертно, а душа – бессмертна. Назначение тела – быть временным вместилищем души, рабом ее. Но у души имеется и неразумная часть. В душе Платон различал 2 начала: 1-ое – разумное начало, с помощью которого человек способен рассуждать; 2-оое – неразумное, вожделеющее. Из-за него человек влюбляется, испытывает голод, жажду и т. д. Вся судьба человека зависит от того, какая часть души преобладает.

Платон о чувственном познании.

Чувства не могут быть источником знаний. Знания не есть ни ощущения, ни правильное мнение. Он допускает только априорные знания (доопытные).

Не чувства предшествуют рациональной ступени познания, а наоборот. Это возможно потому, что некогда душа непосредственно созерцала понятие идеи (в занебесной области), которые в чувственном мире отражаются в несовершенной форме. Душа содержит знания в самой себе, отсюда исходит понятие Анамнезиса (припоминания).

Самое главное в идее анемнизма это искусство логического рассуждения, философской беседы, вопросов и ответов, т. е. искусство диалектики.

Учение об Эросе.

Входя в состояние эроса душа переживает состояние исступления, экстаза. При высшем напряжении познания душа может выйти из тела.

Стремление к мудрости – высшая форма стремления к прекрасному. Любовь – это желание блага и счастья, но не всякого блага, а только вечного. Но поскольку вечного блага не может быть без бессмертия, то любовь – это стремление к бессмертию. Но доля бессмертия отпущенная смертным – это их способность к творческой деятельности. У подавляющего большинства творческая деятельность проявляется в продолжении рода. «Зачатие и рождение есть проявление бессмертного начала в существе смертном», но такова только телесная, низкая сторона любви. Другая разновидность любви – это любовь духовная (платоническая любовь).

Эрос побуждает человека к творчеству, вселяет в него стремление к прекрасному. Это главная движущая сила, пронизывающая весь мир, заставляющая вещи подражать идеям, а душа стремится вернуться в тот мир, откуда она некогда пришла.

Теория государства.

Платон был первым в истории философии, кто сформулировал понятие класса.

Классы разделяются на основании того, какая часть души преобладает у той или иной группы людей. Если преобладает возвышенная часть души, то это философы, мудрецы; если равные части (к возвышенному и к чувственному) – то это воины; если в душе преобладает низменная чувственная часть – то это ремесленники.

Софисты

Эта школа возникает во 2-ой половине 5 века до н. э.

Софистэс – знаток, мастер, мудрец.

Но они были мудрецами особого рода, т. к. истина их не интересовала. Они учили искусству побеждать в спорах. Со временем слово софист приобретает предосудительный смысл.

Софисты говорили, что объективный мир непознаваем, т. е. были агностиками. Они сформулировали учение – Релятивизм . (относительный).

Релятивизм – учение о том, что все в мире относительно. В гносеологии релятивизм означает, что истина – относительна, что она зависит от условий, места и времени. Истина у каждого своя. Как кому кажется – так оно и есть.

Гносеологический релятивизм дополняется релятивизмом нравственным: нет объективного критерия добра и зла. Что кому выгодно – то и хорошо, то и благо.

Киники (кинизм).

Кинизм существовал с конца 5 до н. э. до самого конца античности, это объясняется тем, что социальная база кинизма постоянно росла по мере разорения средних и мелких классов. Несмотря на свой демократизм, в философии кинизма было много реакционного. Она была недиалектической, идеализировала первобытную дикость, наука и культура отрицались.

Киники стремились к справедливости, к социальному равенству, они отрицали рабовладение. Кинизм обычно отталкивался от общепринятых взглядов и вырабатывал новые прямо противоположно существующим. (это называлось «перечеканкой монет»). Воспитательную силу живого примера киники ставили выше всего. Основателем школы кинизма был Антисфен Афинский (коло 445 – 360 г. до н. э.).

Первым дал определение понятия. Понятие есть то, что выражает чем предмет был, ил что он есть.

Основные положения его философии:

1. Добродетели можно научиться.

2. Мудрец живет не по законам государства а по законам добродетели.

3. Безвестность, как и труд – благо.

Диоген Синопский. (ок. 412 – 323?? До н. э.)

Гай Юлий Цезарь родился в 100 году до н. э. (или, по мнению некоторых исследователей, в 104 году до н. э.). Он происходил из старинного аристократического рода Юлиев, который возводил свое начало к легендарным прародителям римлян. Однако по своим родственным связям он был близок к видным деятелям так называемой партии популяров. Его тетка была женой знаменитого Мария, а его первая жена - дочерью другого видного вождя популяров - Цинны. Из-за своей жены Цезарь впал в немилость у всесильного диктатора Суллы, так как ответил отказом на требование развестись с нею. В связи с этим Цезарю пришлось даже уехать из Рима, куда он снова вернулся только после смерти Суллы.
С этого времени он начинает принимать участие в политической жизни. Сначала Цезарь держится чрезвычайно осторожно, избегая участия в наиболее острых политических конфликтах этих лет (например, попытка переворота, задуманного консулом Лепидом), и стремится лишь завоевать популярность среди широких слоев римского населения. На это он не жалеет ни сил, ни средств, тратя огромные суммы на раздачи хлеба, денег, устройство игр и зрелищ. В 68 году Цезарь впервые решается на смелую политическую демонстрацию: он использует похороны своей тетки, а затем и собственной жены для того, чтобы в похоронных процессиях открыто пронести изображения Мария и Цинны, и в надгробном слове воздает хвалу этим вождям разгромленной при Сулле партии популяров. И сторонники, и противники Цезаря расценили эту демонстрацию одинаково как заявку молодого политического деятеля на то, чтобы восстановить и возглавить демократическую партию.
В 65 году Цезарь избирается эдилом {Эдил - должностное лицо в римской республике, ведавшее городским благоустройством, а также организацией общественных игр.}. Он ознаменовал свой эдилитет организацией пышных зрелищ (однажды он вывел на арену 320 пар гладиаторов в серебряных доспехах), а также тем, что восстановил в Капитолии статую и трофеи Мария, убранные в свое время по распоряжению Суллы. В 64 году он привлекает к суду двух видных сулланцев, обвиняя их в убийстве граждан, занесенных при Сулле в так называемые проскрипционные списки и тем самым объявленных вне закона.
В 63 году был раскрыт заговор Катилины. Остановимся несколько подробнее на фактической стороне событий. Дать общую оценку движения не легко, хотя мы располагаем по этому вопросу сравнительно большим количеством источников (речи Цицерона, специальная монография римского историка Саллюстия и т, д.), но все они исходят из враждебного Катилине лагеря и дают крайне пристрастное освещение событий.
Луций Сергий Катилина, обедневший римский аристократ, после неудачных попыток добиться консульской должности начал подготовлять государственный переворот. Он выдвинул лозунг отмены долгов, который привлек к нему сторонников из различных слоев римского общества - и разорившихся аристократов и часть городского плебса. О готовящемся заговоре узнал через свою агентуру консул Цицерон. Он выступил с рядом речей против Катилины, требуя его изгнания. Так как большинство сенаторов поддержало Цицерона, Катилине пришлось бежать в Этрурию, где он набрал из разорившихся сулланских ветеранов войско для похода на Рим. Оставшиеся в Риме сторонники Катилины подготовили новый план переворота (в частности, замышлялось убийство Цицерона) и вступили в переговоры с послами одного из галльских племен, находившимися в это время в Риме, Однако галльские послы, несмотря на то, что заговорщики обещали им крупное вознаграждение, предпочли выдать их Цицерону. Руководители заговора были арестованы и после бурного обсуждения вопроса в сенате приговорены к смертной казни. На следующем заседании сенат преподнес Цицерону почетный титул "отца отечества". Еще через несколько недель наспех собранное Катилиной войско было разбито на севере Италии; сам Катилина пал в этом бою. Заговор был подавлен.
Позиция Цезаря во время всех этих событий неясна. Его считали замешанным в заговоре. Во всяком случае, его политические противники, например Катон, один из видных представителей сенатских кругов, довольно недвусмысленно намекал на это в своей речи в сенате. Но Цицерон проявил в данном случае крайнюю осторожность, и Цезарю не было предъявлено никаких обвинений. Более того, в том же 63 году Цезарь был избран верховным жрецом, а на 62 год - городским претором {Городской претор - должностное лицо в римской республике, ведавшее гражданским судопроизводством.}. По окончании претуры он получил в управление провинцию Испанию, но долги его были столь огромны, что кредиторы не желали выпускать его из Рима и только денежная помощь и поручительство крупнейшего римского богача Красса помогли уладить дело.
Можно считать, что к этому времени Цезарь уже прошел несколько начальных ступеней по лестнице своей карьеры: он стал заметной, хотя далеко еще не первостепенной, фигурой, он считался вождем "демократической" партии, хотя эта "партия" не представляла собой ничего целостного, единого и организованного, он - и это, пожалуй, главное - пользовался безусловной поддержкой всех тех, кто был настроен против стоявшего, как всегда, на самых консервативных позициях сената. Цезарю, кроме того, удалось завязать к этому времени важные политические связи: искусно лавируя между двумя наиболее видными, но враждовавшими между собой политическими деятелями - Помпеем и Крассом, - он сумел сохранить близость и к тому, и к другому.
В самом конце 62 года Рим был взволнован новым событием. Закончив с блестящим успехом восточные походы, на юге Италии высадился со своей победоносной армией Помпей. Сенат трепетал, считая, что он, по примеру Суллы, направит армию на Рим. Но, вопреки всем ожиданиям, Помпей демонстративно распустил свои войска и с небольшой свитой остановился под Римом, ожидая разрешения сената на триумфальный въезд. Воспрянувший сенат охотно разрешил Помпею триумф, но зато решительно отказал в утверждении сделанных им распоряжений на Востоке и в награждении его солдат землей. Тем самым "дальновидные" сенаторы фактически отбрасывали Помпея в лагерь своих врагов.
В 60 году вернулся из Испании Цезарь. Управление провинцией дало ему возможность поправить свои финансовые дела, кроме того, он одержал ряд побед над лузитанскими племенами. В связи с этим он мог претендовать на триумф, но приближались консульские выборы и Цезарь оказался перед дилеммой: либо, не въезжая в город и не имея права (заочно) выдвинуть свою кандидатуру, ожидать разрешения на триумф, либо, отказавшись от него, появиться в Риме и принять участие в выборах. Цезарь избрал второй вариант.
Есть все основания предполагать, что именно в это время Цезарь осуществил один из самых удачных шагов за всю свою политическую карьеру, одну из таких политических акций, все последствия которой он едва ли в то время даже мог предвидеть. Добившись примирения между Помпеем и Крассом, он организовал негласный тройственный союз (так называемый первый триумвират), огромное политическое значение которого в самом недалеком будущем было оценено современниками по достоинству: тройственный союз был назван "трехглавым чудовищем".
Первое совместное предприятие триумвиров заключалось в соответствующей подготовке консульских выборов. Каждый член тройственного союза пустил в ход как свое личное влияние, так и свои денежные средства. Результат не заставил себя ждать - Цезарь был избран консулом в 59 году.
Консульство было для Цезаря лишь трамплином, при помощи которого он мог достичь новой и более существенной цели: получения в управление провинции, что давало право на набор войска, а, следовательно, сулило в перспективе победы, славу, богатство, власть. На основании опыта Помпея и Катилины Цезарь в это время, несомненно, уже понял, что решающим козырем в дальнейшей игре может быть только сильная и преданная своему вождю армия.
Цезарь получил в управление (сначала на 5 лет, затем срок был удвоен) провинцию Галлию. Часть этой провинции была покорена, но огромную территорию (от Пиренеев до Рейна) предстояло еще завоевать. Именно к этому и стремился Цезарь.
В общей сложности он провел в Галлии около восьми лет. Когда завоевание провинции было завершено, в стране вспыхнуло общее восстание. Борьба затянулась еще на несколько лет, и только к концу 51 года галлы вынуждены были покориться. Покорение Галлии необычайно подняло личный авторитет и популярность Цезаря - по подсчетам древних историков, он за время войны взял более 800 городов, покорил 300 племен, захватил в плен миллион человек и огромную военную добычу. Добыча римлян была так велика, что золото в самом Риме сильно упало в цене и продавалось на вес.
За время пребывания Цезаря в Галлии существенно изменилась политическая обстановка. Триумвират фактически распался: Красс погиб на Востоке, ведя войну с парфянами, Помпей, завидовавший успехам Цезаря и его огромной популярности, все больше сближался с сенатом. В Риме царила анархия - консулы не избирались, предвыборные собрания нередко переходили в вооруженные стычки. В этих условиях сенат принял решение о вручении чрезвычайных полномочий Помпею. Он был избран на 52 год единственным консулом (в Риме всегда избиралось два консула), что по существу являлось смягченной формой диктатуры.
Цезарь оказался в затруднительном положении. Он стоял со своим войском на границе Италии и должен был, в соответствии с существующими законами, распустить армию и явиться в Рим как частное лицо. Однако, памятуя опыт Помпея, Цезарь был мало склонен к подобному шагу. Он требовал от сената определенных гарантий. Но наиболее враждебно настроенные к Цезарю сенаторы и под их давлением сам Помпей заняли непримиримую позицию.
7 января 49 года сенат поручил Помпею провести набор войск, а Цезарю было направлено ультимативное требование сложить полномочия, в противном случае он объявлялся врагом народа.
10 января 49 года Цезарь с одним легионом и вспомогательными войсками переходит пограничную речку Рубикон. Гражданская война началась.
Не встречая на пути никакого сопротивления, Цезарь быстро двигается к Риму. Помпей, который в Италии еще не располагал достаточными силами, бежит на Балканский полуостров (с ним переправилась в Грецию и большая часть сенаторов). Цезарь вступает в Рим. Вместо ожидаемых казней и проскрипций он выдвигает лозунг милосердия - пленники получили свободу, с оставшимися в Риме сенаторами он обошелся чрезвычайно милостиво.
Но гражданская война по существу только начиналась. Борьба сначала с Помпеем, а затем с помпеянцами затянулась до 45 года.
8 ходе этой борьбы Цезарь разбивает армию Помпея на Балканском полуострове (битва при Фарсале, 48 год до н. э.), затем отправляется в Египет, где он вмешивается во внутреннюю, династическую борьбу, поддерживая египетскую царицу Клеопатру против ее брата и соперника Птолемея Диониса. Из Египта он совершил поход в Понтийское царство, где сын старого врага Рима Митридата VI - Фарнак начал военные действия и захватил Вифинию. Кампания против Фарнака продолжалась всего 5 дней, и Цезарь послал о ней в Рим свое знаменитое донесение: "Пришел, увидел, победил" .
В 47 году Цезарь разгромил основные силы помпеянцев в Африке (битва при Тапсе, 45 год до н. э.). Идейный вождь помпеянцев, старый враг Цезаря - Катон покончил жизнь самоубийством. Однако сыновья Помпея бежали в Испанию, где им удалось снова собрать крупные силы. Цезарь с отборными легионами отправляется в Испанию, и в 45 году около г. Мунда происходит последнее сражение. Цезарь и на сей раз добился победы, но не легкой ценой. "Я часто сражался за победу, сегодня же впервые сражался за жизнь", - сказал он после этой битвы. Но последние остатки помпеянцев были разгромлены и единовластие Цезаря никем более не оспаривалось.
Однако это единовластие после окончания гражданской войны продолжалось всего лишь год. Вернувшись в Рим в сентябре 45 г. Цезарь приступил к проведению ряда внутренних реформ.
Во время триумфов Цезаря (в 46 и 45 годах) раздавались щедрые награды и подарки не только военачальникам и солдатам, но и всем гражданам. Помимо хлебных и денежных раздач, Цезарь, со свойственным ему размахом, организовал грандиозные зрелища, игры, массовые угощения. Но этим и исчерпывается "демократизм" его мероприятий. Вместе с тем Цезарь провел ограничение контингента граждан, получавших даровой хлеб, снизив его с 320 тысяч до 150 тысяч человек. Специальным эдиктом были распущены так называемые коллегии, бывшие средоточием городского плебса и очагами демократической агитации. Число сенаторов было увеличено до 900. Выборы должностных лиц происходили по-прежнему в народном собрании, но Цезарь получил теперь право "рекомендовать" половину всех кандидатур.
Нетрудно убедиться в том, что все эти реформы имели антидемократический характер. Налицо - принципиальное изменение внутриполитической линии Цезаря. Он выступает уже не как вождь популяров и продолжатель их политики, но как единовластный правитель, озабоченный в первую очередь созданием сильной централизованной власти. В этом смысле Цезарь выступает как основатель новой политической и государственной формы, а именно римской империи.
Власть Цезаря носила по существу монархический характер, когда внешне это выглядело как сохранение республиканских должностей, лишь сосредоточенных в одних руках. Цезарь был назначен диктатором (с 44 года пожизненно), он имел пожизненную трибунскую власть. С 63 года он был верховным жрецом. Цезарь неоднократно избирался консулом, имел почетный титул "отца отечества", и, наконец, существовавший и при республике военный титул императора впервые приобретает при нем особое значение.
Но Цезарь, по-видимому, уже стремился к большему. Его не удовлетворяло фактическое положение монарха, он мечтал о царском венце. В начале 44 года на одном из праздников перед огромной толпой народа его ближайший друг и соратник Марк Антоний пытался возложить на него царскую диадему. Вероятно, это был совместно обдуманный шаг, некий "пробный шар". Чутко наблюдая за реакцией толпы, Цезарь резко отклонил попытку Марка Антония и был награжден громом аплодисментов. Как ни странно, положение Цезаря в это время нельзя назвать вполне устойчивым. Напуганные его монархическими тенденциями сенаторы, как правило, ему не доверяли, "всадники" были недовольны его провинциальной политикой (ограничения откупной системы), городской плебс уже не чувствовал в нем своего вождя и заступника. Не мог Цезарь опереться и на армию, хотя бы по той простой причине, что она была распущена, то есть перестала существовать в качестве организованной и сплоченной корпорации. Таким образом, на вершине своей славы и могущества Цезарь оказался в состоянии некоей изоляции.
В среде сенаторов составился заговор против Цезаря. В нем приняло участие около 60 человек. Среди заговорщиков можно было найти и бывших помпеянцев, обласканных Цезарем, и недавних цезарианцев, которые изменили свое отношение к Цезарю в связи с его монархическими замашками. Во главе заговора стояли Гай Кассий Лонгин и Марк Юний Брут (последний был лично близок к Цезарю, а по слухам, даже был его сыном). Когда стало известно, что в связи с подготовкой нового похода против парфян (на Балканском полуострове уже концентрировались крупные силы) найдено древнее предсказание, гласящее, что победить парфян может только царь, это укрепило решимость заговорщиков и ускорило срок реализации заговора.
15 марта 44 года на заседании сената Цезарь был окружен толпой заговорщиков, которые по условному знаку ринулись на него с обнаженными кинжалами. Ему были нанесены 23 раны; из них только одна оказалась смертельной. После убийства заговорщики и остальные сенаторы в страхе разбежались. Труп всесильного диктатора долго лежал всеми оставленный, пока трое рабов не положили его на носилки и не отнесли домой.

Цезарь как историческая личность неоднократно привлекал внимание историков. Наполеон III, написавший трехтомную историю Цезаря, немецкий историк Друман, знаменитый историк Теодор Моммзен считали Цезаря гениальным деятелем. Особенно характерна точка зрения Моммзена. Для него Цезарь - великая и многогранная личность, но более всего он велик и гениален как государственный деятель. Он идеал "демократического монарха" и в этом смысле является образцом, эталоном для государственных деятелей всех времен и народов.
Цезарь, несомненно, крупный исторический деятель. Но он в полном смысле слова человек своей эпохи и своего класса. Многолетний опыт политической борьбы и интриг подсказывал ему определенное направление его практической деятельности, он видел внутреннюю слабость республиканского государственного устройства, он понимал значение армии как крупной социально-политической силы. Но это говорит лишь о том, что его практическая деятельность объективно совпала с требованиями эпохи и с классовыми интересами определенных слоев римского рабовладельческого общества. Если мы и считаем Цезаря основателем римской империи, то только в этом смысле, и мы, конечно, менее всего склонны приписывать его личности и деятельности то особое, "провиденциальное" значение, которое, по мнению ряда буржуазных историков, ставит его над классами и партиями и делает его образцом "демократического диктатора".

I. Введение

В истории математики рассмотренный нами период существования Алексан­дрийской школы носит название «Первой Александрийской школы». С начала нашей эры на основе работ александрийских математиков начинается бурное раз­витие идеалистической философии: снова возрождаются идеи Платона и Пифа­гора, и эта философия неоплатоников и неопифагорейцев быстро снижает научное значение работ новых представителей математической мысли. Но вес же матема­тическая мысль не замирает, а время от времени проявляется в работах отдельных математиков. Второй период, в который протекала работа Александрийской школы, носит название «Второй Александрийской школы».


II. Герон Александрийский

К числу представителей Александрийской школы в начале второго периода ее существования надо отнести Герона Александрийского , жившего, вероятно, в I в. до н. э. Герон был выдающимся греческим инженером и ученым. Он известен многими своими изобретениями, работами геодезического характера, а также ма­тематическими работами, относящимися главным образом к вопросам геометри­ческой метрики. Из его работ, имеющих значение для математики, можно отме­тить «Метрику» и «О диоптре». В «Метрике» приводятся правила и указания для точного и приближенного вычисления площадей и объемов различных фигур и тел; среди них имеется и формула для определения площади треугольника по трем его сторонам, вошедшая в математику под именем формулы Герона. Кроме того, в этой работе указываются примеры решения квадратных уравнений и приближен­ного вычисления квадратных и кубических корней. Характерной особенностью «Метрики», выделяющей ее из ряда работ других греческих геометров, предшест­вовавших Герону, служит то обстоятельство, что в ней обычно правила даются без доказательств, а лишь выясняются на отдельных примерах. Это значительно снижает достоинства работы и, несомненно, является признаком недостаточной научной подготовки её автора. Но в области практических, приложений матема­тики Герон превосходит многих своих предшественников. Лучшей иллюстрацией этого является его работа «О диоптре». В этом труде излагаются методы различ­ных ра­бот геодезического характера, причем землемерная съемка производится с помо­щью изобретенного Героном прибора диоптры. Этот прибор является прооб­разом современного теодолита. Главной его частью служила линейка с укреплен­ными на концах ёе визирами. Эта линейка вращалась по кругу, который мог зани­мать и го­ризонтальное, и вертикальное положение, что давало возможность наме­чать на­правления как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Для пра­вильно­сти установки прибора к нему присоединялись отвес и уровень. Пользуясь этим прибором и вводя фактически в употребление прямоугольные координаты, Герон мог решать на местности различные задачи: измерить расстояние между двумя точками, когда одна из них или обе недоступны наблюдателю; провести прямую, перпендикулярную к недоступной прямой линии; найти разность уровней между двумя пунктами; измерить площадь простейшей фигуры, не вступая на из­меряе­мую площадку.

Сочинения Герона давали его современникам богатый материал, практиче­ское использование которого вполне удовлетворяло вопросам строительства и земледелия, а потому эти сочинения пользовались большим успехом в продолже­ние многих столетий.


III. Никомах, Менелай

В конце I в. н. э. надо отметить появление трудов неопифагорейца Никомаха . Его работа «Введение в арифметику» является первым трудом по арифметике, из­ложенным независимо от геометрии, и потому она оказывала свое влияние на изу­чение арифметики не менее тысячи лет. Между тем эта работа не содержит в себе ничего особенно оригинального. Основной ее идеей является классификация чи­сел, причем она проводится на основах, всецело опирающихся на числовую мис­тику. В числовую классификацию Никомаха входят также и многоугольные числа по образцу пифагорейских. Наиболее интересным в «Арифметике» Никомаха яв­ляется раздел суммирования числовых рядов. Здесь мы встречаем, например, ука­зание на то, что кубические числа представляют собой суммы последовательных нечетных чисел. Так, 13 = 1; 23 = 3 + 5; 33 = 7 + 9 + 11; 43 = 13 + 15 + 17 + 19 и т. д.

Современником Никомаха надо считать астронома и геометра Менелая Алек­сандрийского , который написал трактат о сферических треугольниках, явившихся в свое время как бы фундаментом сферической геометрии. В этом же труде Мене­лая находится его знаменитая теорема, согласно которой «если какая-нибудь пря­мая линия пересекает три стороны треугольника или их продолжения, то произве­дение трех отрезков, не имеющих общих точек, равно произведению трех других отрезков».


IV. Клавдий Птолемей

Ко II в. относится деятельность Клавдия Птолемея . Оп работал главным об­разом в области астрономии, причем его астрономические наблюдения относятся ко времени между 125 и 151 г. (Как астроном Птолемей разработал геоцентриче­скую систему мира, согласно которой Земля неподвижно покоится в центре мира, а все не­бесные светила движутся вокруг нее. Эта система была опровергнута Н. Копер­ником в его гелиоцентрической системе мира, полагающей, что центром Вселен­ной является Солнце, вокруг которого обращаются Земля и другие пла­неты, при­чем все планеты вращаются вокруг своих осей.) В своих работах он не­вольно сталкивался с понятиями тригонометрического характера, а потому ему удалось внести значительный вклад и в развитие тригонометрии. В своих астро­номических работах Птолемей уже не разделял часы на дневные и ночные, как это делали египтяне, а считал их равными по своей продолжительности. Окружность он разделял на 360 градусов и каждый градус делил еще пополам. Диаметр же ок­ружности он делил на 120 градусов, полагая, таким образом, что длина окружно­сти в 3 раза больше ее диаметра; при этом каждый градус диаметра подразделял на 60 равных частей, а каждую из этих частей вновь разделял на 60 частей. В бо­лее позднее время эти подразделения градуса получили у римлян наименования partes minutae primae и partes minutae sekundae, что в переводе означает «части меньшие первые» и «части меньшие вторые». От этих латинских слов нами и за­имствованы названия для единиц измерения углов и времени - минута и секунда.

Главная работа Птолемея называлась «Великое математическое построение астрономии в XIII книгах» или сокращенно «Мэгистэ» (в пер. с греч. «величай­шая»). В историю она вошла под названием «Альмагест», которое дали ей впо­следствии арабы.

В «Альмагесте» Птолемей вычисляет величины хорд всех дуг от 0° до 180о, причем значения хорд даны для дуг через каждую 1/2°. Для выполнения этой ра­боты Птолемей вводит свою теорему, которая в истории математики носит назва­ние теоремы Птолемея и формулируется так: произведение длин диагоналей впи­санного в круг четырехугольника равно сумме произведений длин его противопо­ложных сторон. Из этой теоремы Птолемей подучил следствия, позволяющие по данному диаметру окружности и по двум хордам, стягивающим дуги  и , вы­числить хорды, стягивающие дуги  +  и  - . Пользуясь полученными соотно­шениями, а также используя уменье вычислять стороны вписанных в круг пра­вильных фигур (треугольника, квадрата, пятиугольника, шестиугольника и деся­тиугольника), Птолемей и составил свою таблицу хорд, предшественницу совре­менных таблиц синусов.

В истории математики Птолемей известен также тем, что он первый усом­нился в очевидности постулата Евклида о параллельных прямых и делал попытки доказать его справедливость, тем самым положив начало длинному ряду подоб­ных же попыток позд­нейших геометров, пока Лобачевский не показал безуспеш­ность таких доказательств, разъяснив их невозможность.


V. Папп

Последним крупным геометром Александрийских школ следует признать геометра III в. Паппа . Ему принадлежало, как полагают значительное число сочи­нении, из которых сохранилось лишь «Математическое собрание», да и то не в полном виде (из восьми книг этого сборника полностью утрачена первая и не хва­тает части второй).

«Математическое собрание» Паппа имеет для истории математики большое значение: оно содержит обзор трудов предшественников Паппа, развивает некото­рые их идеи, комментирует эти труды. Благодаря этому для нас сохранились све­дения о многих математических работах древних, которые не дошли в подлинни­ках до нашего времени. Кроме того, в работе Паппа имеются и некоторые новые и оригинальные открытия. Так как Папп не всегда называет авторов приводимых им теорем, то нам трудно судить, какие теоремы принадлежат ему самому и какие - другим авторам. Но по отношению к некоторым из них считают несомненным, что они принадлежат Паппу. Многие из этих теорем имеют значительный теоре­тический и практический интерес. Теорема Паппа об инволю­ции точек читается так: «Если на двух прямых, лежащих в одной плоскости, взять по три точки: на первой прямой точки 1, 5 и 3, а на второй-2, 4 и 6, то точки пересечения пар пря­мых 1-2 и 4-5, 2-3 и 5-6, 3-4 и 6- 1 лежат на одной прямой МN (рис. 1).

Большое применение имеет теорема, которая впоследствии была переоткрыта Паулем Гюльденом (1577-1643), а потому и носит имя последнего: объем тела, образованного вращением плоской фигуры вокруг какой-нибудь лежащей в ее плоскости прямой, равен произведению площади фигуры на длину окружности, описанной при вращении ее центром тяжести. Интересна предложенная и изучен­ная Паппом спираль, которая описывается точкой, движущейся вдоль дуги чет­верти окружности, когда эта дуга вращается около диаметра. Из других теорем, доказанных Паппом, приведем ещё такие: «Центр тяжести треугольника принад­лежит также другому треугольнику, вершины которого лежат на сторонах данного и разделяют эти стороны в одном и том же отношении»; «Прямая, соединяющая противоположные концы параллельных диаметров двух кругов, имеющих внеш­нее касание, проходит через точку касания». Паппу приписывается также решение задачи о проведении через той точки, лежащие на одной прямой, трех прямых, об­разующих треугольник, вписанный в данный круг.

VI. Диофант

К числу александрийских ученых относятся алгебраист Диофант , живший, вероятно, в III в. Жил он 84 года. Последнее сведение почерпнуто из эпиграммы некоего Метродора, помещенной в так называемой «Греческой антологии». Со­держание эпиграммы таково:

«Диофант прожил 1/6 своей жизни в детстве, 1/12 в юности, следующую за­тем 1/7 часть своей жизни был холостяком; через 6 лет после женитьбы у него ро­дился сын, который умер на 4 года ранее своего отца и дожил до возраста, вдвое меньшего, чем лета его отца».

Диофант написал сочинение, названное им «Арифметика». Это сочинение резко отличается по своему характеру от известных нам других математических работ древних греков. Главное отличие заключается в том, что изложение его идет чисто аналитическим путем, хотя и вводится иногда геометрическая терминоло­гия. «Арифметика» Диофанта включает в себя главным образом вопросы алгебры и теории чисел. Надо отметить, что Диофант не излагает обобщенных методов для решения тех или иных вопросов, а к решению каждого отдельного вопроса подхо­дит с особым методом. Это выявляет огромные математические способности Диофанта, но сильно снижает научную ценность его труда- Из 13 книг «Арифме­тики» до нашего времени сохранилось только 6. В них Диофант рассматривает решение уравнений 1-й и 2-й степени, причем ос­новное внимание обращает на не­определенные уравнения.

лгебра Диофанта должна быть отнесена к так называемому периоду «син­копированной алгебры», то есть к тому времени, ко­гда в алгебр переходили от чисто риторического изложения (то есть словесного) к использованию более крат­ких записей при помощи сокращенных слов и некоторых символов. Так, для изо­бражения неизвестного числа Диофант вводит обозначение S", а когда это неиз­вестное употребляется во множественном числе, то упомяну­тое обозначение уд­ваивается. Для каждой степени неизвестного вводились соответствующие синко­пированные обозначения. Для обозначения вычитания употребляется знак, а для ра­вен­ства - буква I. Уменьшаемое писалось раньше вычитаемого, а чи­сло­вые коэффициенты - после неизвестных. Непосредственное следование одной записи за другой означало действие сложения.

Отрицательные числа Диофанту известны не были, но когда приходилось ум­ножать разность двух чисел на разность двух других чисел, то Диофант пользо­вался, правилом: «отнимаемое число, будучи умножено на отнимаемое, дает при­бавляемое, а, будучи умножено на прибавляемое, дает отнимаемое».

При решении уравнений Диофант признавал только положительные ра­цио­нальные ответы, и притом для квадратного уравнения он всегда вычислял только один ответ, если уравнение имело два рациональных и положитель­ных корня. Ка­ким методом он решал квадратные уравнения, неизвестно, так как в сохранив­шихся до нашего времени книгах этого объяснения не дано. Для решения уравне­ния 1-й степени Диофант прибегал к приемам, описанным им следующим обра­зом: «Если теперь в какой-нибудь задаче те же степени неизвестного встречаются в обеих частях уравнения, но с разными коэффициентами, то мы должны вычитать равные из равных, пока не получим одного члена, равного одному числу. Если в одной или в обеих частях есть члены вычитаемые, то эти члены должны быть прибавлены к обеим частям так, чтобы в обеих частях были только прибавляемые. Затем снова нужно отнимать равные от равных, пока не останется только по од­ному члену с каждой стороны». Таким путем Диофант достигал того, чего мы до­биваемся перенесением известных членов в одну сторону равенства, а неизвест­ных - в другую, приведением подобных членов и делением на коэффициент при неизвестном. При этом надо отметить, что Диофант, как и все древние матема­тики, избегал действия деления, заменяя его повторным вычитанием.


VII. Теон и Гипатия

Учеными, завершившими цикл математиков Александрийской школы, были Теон (IV в.) и его дочь Гипатия (370-415).

Теон проделал большую работу, комментируя труды Евклида и Птолемея. Что же касается Гипатии, то, по отзывам историков, она обладала большими зна­ниями в области математики и философии и комментировала труды Архимеда. Диофанта и Аполлония. Она является первой известной в истории математики женщиной-математиком. Ей принадлежат также философские труды по толкова­нию Платона, Аристотеля я других греческих философов. До нашего времени не сохранилось ни одного из трудов Гипатии. Высокая ученость и красноречие, кото­рыми обладала Гипатия, ее деятельное участие в общественных делах города соз­дали ей популярность в Александрии, но вместе с тем вызвали ненависть со сто­роны христианских религиозных фанатиков к ученой «язычнице». В 415 г. она по подстрекательству епископа Кирилла была растерзана толпой христианских изу­веров. Последователи и ученики Гипатии, которым удалось спастись от преследо­вания, бежали в Афины.


VIII. Упадок Александрийской школы

Папп и Диофант явились последними представителями александрийских ма­тематиков, внесших в математику новые идеи. В дальнейшем значение александ­рийских ученых снижается все более и более. Это объясняется как внутренними, так и внешними условиями работы в Александрийской школе. Государственный строй, в условиях которого развивались науки в Афинских и Александрийских школах, строй, основанный на рабском труде, не мог способствовать дальнейшему росту научных знаний. В первые годы существования Александрийской школы Птолемея были созданы весьма благоприятные условия для научной работы, так как это было выгодно для правящих классов: надо было создать сильное и богатое государство, приносящее и личную выгоду Птолемеям.

Развитие техники воен­ного дела, астрономии, географии, торгового дела и промышленности требовало и быстрого развития математики, а потому математика и имела все данные для сво­его роста и вширь и вглубь. Но когда материальные потребности правящих клас­сов были удовлетворены достигнутыми успехами наук, то не стало и стимула для поощрения дальнейшего роста научных знаний. Таковы внутренние условия, вы­звавшие упадок математических наук в Александрии. Но, кроме них, существо­вали и условия внешнего характера. Уже задолго до начала нашей эры стало все более сказываться притязание Рима на овладение территорией, на которой была расположена Александрия. В 47 г. до н. э., во время войны ЮлияЦезаря против Александрии, была сожжена ее замечательная библиотека. Затем она была восстановлена; но когда Рим окончательно овладел Александрией, началась жестокая вражда между христианами и язычниками. Религиозная рознь отозвалась и на науке, так как, во-первых, в науку стала проникать христианская мистика (что отозвалось, например, на творениях Никомаха), а, во-вторых, христианские фана­тики стали преследовать все языческое, в том числе и «языческую» науку. По приказанию патриарха Теофила в 391 г. в Александрии был разрушен храм бога Сераписа, а вместе с храмом погибла и библиотека. Дни Александрийской школы были сочтены.


Таков был конец Александрийской математической школы.

Последний кратковременный расцвет математических наук в Греции отмеча­ется в V - VI вв. в Афинах. Афинская школа этой эпохи работала главным образом над толкованием работ математиков прежних веков: Евклида, Архимеда и др. Но и эта школа в 529 г. была закрыта по распоряжению императора Юстиниана как «языческая мерзость».


IX. Заключение

Из приведенного выше очерка развития математических знаний в Древней Греции можно видеть, что за более чем полуторатысячелетний период времени математическая наука в Греции имела значительные достижения. Это относится главным образом к элементарной геометрии, которая в трудах Фалеса, Пифагора, Платона и в особенности Евдокса, Евклида и Архимеда приобрела то содержание, которое сохраняется и в настоящее время. В этой области греческие математики сумели построить вполне научную основу и дали строго дидактическое изложение теории. От греков мы получили и основы всей геометрической терминологии. Что жекасается других разделов математики (арифметики, алгебры и тригонометрии), то в них были заложены некоторые основы науки, но полного развития эти раз­делы у греков не получили. Как мы видели ранее, греки в своих арифметических иссле­дованиях отрывались от практического счета, строго отделяя арифметику от логи­стики, и это в значительной мере тормозило развитие арифметики, так как никакая наука не может развиваться в отрыве от практики. Развитию алгебры пре­пятство­вало то, что еще недостаточно вошли в употребление символические за­писи, на­мек на которые мы впервые встречаем в трудах Диофанта, пользовавше­гося лишь отдельными символами и сокращениями записи. Свое значение алгебра приобрела много позднее, когда в связи с развитием символики смогла помочь и практиче­ским расчетам, и научным обобщениям. По отношению к тригономет­рии мы мо­жем сказать, что в Греции тригонометрия не получила самостоятель­ного значения, а являлась лишь вспомогательным вычислительным аппаратом для астрономиче­ских наблюдений.

Однако если рассматривать развитие в Древней Греции элементарной мате­матики в целом, то мы должны признать, что обя­заны грекам очень большими достижениями на этом пути.


X. Список используемой литературы

Рыбников К. А. История математики: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 496 с.

Выгодский М. Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. М.: Наука, 1967

Стройк Д. Краткий очерк истории математики. М.; Л.: Наука, 1990

Колмогоров А. Н. Математика // БСЭ. 2-е изд. Т. 26, 464 - 483