Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Карл Маркс. Всеоблемлющая идея. Когда приоритетом становится все

Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами, - учил нас старый Маркс. А идею, в свою очередь, можно навязать массам, если она овладела не таким уж и большим количеством тех, кто имеет возможности для навязывания. Навязать даже в том случае, когда интересам и даже чаяниям этих самых масс она вовсе не соответствует. Дело техники; а уж на современном-то техническом уровне необходимое минимальное количество тех самых, кто имеет возможности, становится всё меньшим и меньшим. Да и к качеству идеологизаторов, к уровню их, запросы куда меньшие. Я уже писал об этом года четыре назад:

В этой же работе условно выделены три этапа достижения информационного доминирования: создание ядра, создание среды и создание атмосферы. Подробнее об этом, опять же, . Интересно наблюдать, как крамольная вирусная идея, запущенная, быть может, много лет назад, десятков, сотен иногда, овладевает обществом. Сейчас, впрочем, все процессы ускоряются. И какие же разные антропологические типы задействуются при этом!

Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Карл Маркс

Рассуждая об идеях, я так или иначе задаюсь вопросом о их роли в нашей жизни. Другими словами, на что способно наше сознание, поглощенное одной сильной идеей?

История знает множество примеров, когда мысль человека была смертельна или, наоборот, приводила к исцелению. Именно это неизмеримая субстанция превращает парализованных людей в полностью здоровых, и с другой стороны, она же, попавших в затруднительное положение, сводит с ума и убивает. Тому примером может служить история моряка, оказавшегося в запертом трюме корабля. Зная маршрут своего путешествия, пролегавший через северные моря, бедолага заключил, что совсем скоро ему должно стать очень холодно. Удивительно, но так и произошло, несмотря на то, что корабль в последний момент изменил направление своего плавания и отправился в теплые края. Думаю, каждый человек, анализируя свой опыт, в разной мере заключал: все начинается с мысли. Субъективное восприятие мира, формируемое, в первую очередь, мыслями в нашей голове, отражается в наших отношениях к миру, а в конечном счете, и поступках. Так что совет “не можешь изменить что-либо – измени свое отношение к нему” я нахожу очень ценным. И все же лишь крошечная доля возникающий у нас идей приходит к своему материальному воплощению.

На мой взгляд, важно подчеркнуть, что для претворения в жизнь идея должна стать всеобъемлющей, в какой-то мере навязчивой, и только тогда ее реализация лишь вопрос времени. Согласны? Лично я – нет, поскольку в этой цепочке совершенно упускается самое главное звено – действия. И если предпосылки к действиям, мотивы каждого отдельного индивида есть смысл рассматривать в каждом конкретном случае, то в случае с большим количеством людей для поглощающих идей найти общие черты несколько проще.

Одна идея, объединяющая широки массы людей, безусловно, рано или поздно находит реальное воплощение. Не зря широкое распространение получил термин дух времени – особое состояние общества, в котором популярна некоторая идея в определенный период времени. Я считаю, что политический успех того или иного движения во многом зависит от соответствия его идеологии интересам общества. К примеру, когда интересы широких масс не реализуются существующей властью, риск ее свержения резко увеличивается, что не так давно произошло на Украине. Важно также, чтобы идея захватывала не только умы, но и сердца людей, побуждала их к действию. Мне сложно выделить ту грань, которая разделяет существование идеи в умах людей и заставляет их совершать поступки. Возможно, становясь радикальной, переходя из категории идей в категорию убеждений (то есть области доминирования чувств), первоначальная мысль становится способной приводить к ощутимым изменениям. Именно убежденность заставляет людей действовать. Отсутствие сомнений, то есть необходимости рассуждать, переводит проблему из разряда умозрительных в разряд реально существующих, объективных. Что в конце концов приводит к действиям. Так что именно воздействие на чувства, а не разум заставляет толпу действовать. Отсюда можно заключить, что на пути к преобразованиям первый и самый главный шаг – изменить свое отношение к какой-либо проблеме. Так что наблюдение, о том, что, каждому действию предшествует мысль, можно распространить и на широкие массы людей, пусть и с некоторыми оговорками.

Закончить я бы хотел идеей Джорджа Оруэлла из романа-антиутопии «1984». В существующем в нем мире добропорядочный гражданин, чтобы избежать мыслепреступления, должен в совершенстве владеть спасительным навыком, называемом самостопом, то есть спасительной глупостью. Она включает в себя как бы инстинктивное умение остановиться на пороге опасной мысли. В показанном в произведении тоталитарном обществе, навык контроля над мыслями, с детства прививаемый каждому гражданину, является основой его долгого существования. Ведь именно это защищает тираническое государство от любого рода внутренних угроз, связанных со сменой режима.

Очевидно, Оруэлла соглашался с Марксом: идея становится материальной силой, когда она овладевает массами.

"Когда идея овладевает массами, она становится материальной силой" - есть такое марксистское выражение. Его обыкновенно понимают в магическом ключе: заставь большое количество народу во что-то поверить, и оно сбудется. Конечно, это неверное понимание. Магии не существует, сознание не способно воздействовать на реальность напрямую. Выражение следует понимать немного иначе, чем оно сформулировано: чтобы идея стала материальной силой, она сперва должна овладеть массами . Необходимое условие, а не необходимое и достаточное.

Суть такова. Пользователь может играть за эльфов, охрану двор Если у вас есть какие-то оригинальные идеи, которые вы хотите воплотить, вам нужна власть - универсальный инструмент исполнения желаний. Но если ваши идеи слишком оригинальны, вы не сможете их воплотить, даже располагая абсолютной властью: вам не на кого будет опереться, некого будет поставить во главе процессов воплощения идей. Никто просто не поймёт, чего вы хотите, а кто поймёт, тот ужаснётся, или скривится от отвращения, или повертит пальцем у виска. Стремления государя покажутся его окружению в лучшем случае идиотскими, а в худшем - опасными, требующими от него, окружения, личных страданий и жертв. Если государь не станет открывать свои планы раньше времени, то нехорошие предчувствия подданных только усилятся: государь хочет странного, чего - непонятно, но нам точно ничего хорошего не светит. Такое положение чревато заговорами, мятежами и покушениями.

Поэтому правителю, желающему странного, нужна масса тех, кто разделяет его оригинальные идеи или, по крайней мере, знаком с ними и не имеет ничего против. Таких людей можно будет назначить исполнителями. В 1990-е людоеды смогли воплотить свои идеи потому, что их, людоедов, было много, было кого назначить начальством, было из кого сделать "прослойку очень богатых людей". В стране было огромное множество ненавидящих всё русское по расовым причинам, и воплощение людоедских идей им было по меньшей мере приятно. И потому реформы прошли успешно. Но если бы подходящего человеческого материала не нашлось, воплощать людоедские идеи было бы некому, как бы страстно отдельные личности ни желали их воплотить. Кажется, в Китае именно так и вышло: там у власти нет таких людоедов и в таком количестве, как у нас, да и в "среднем классе" (из которого можно рекрутировать новую элиту) их тоже слишком мало. Поэтому результаты получились совсем другие.

Но чтобы к нужному моменту уже была масса тех, кто разделяет (или хотя бы понимает и принимает) оригинальные идеи правителя, необходимо заранее индоктринировать ими широкие слои населения. Индоктринация может происходить и автоматически (как было в нашем случае: у власти традиционно по историческим причинам находились биологические враги всего русского, которых ничему специально учить не надо, ненавидеть и презирать они умеют с рождения), но если она не происходит сама, её следует проводить намеренно. Проблема в том, что проделать такое способно лишь государство со всей его мощью. А государство принадлежит, как известно, определённым слоям и сообществам , которые ведут идеологическую работу в своих частных интересах, вещая населению то, что выгодно и комфортно им. И если новые идеи новой власти идут вразрез со старыми, то, какими бы омерзительными для народа последние ни были, народ не примет новых идей, ведь он с ними банально не знаком. Он вообще не понимает, что это и о чём. А если новые идеи вдобавок слишком оригинальны, то среди народа не найдётся вообще никого, кто их понимал бы и принимал и, следовательно, мог бы работать над их воплощением. И тогда не исключено, что новой власти придётся вообще отказаться от воплощения её идей как от чего-то неосуществимого на практике (что обессмысливает произошедшую смену власти: зачем, если всё равно ничего нельзя изменить?). Ещё раз убеждаемся, что политика искусство возможного.

Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами

В оригинале: Теория становится...

Первоисточник - статья «К критике гегелевской философии права» (1844) Карла Маркса (1818-1883): «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой, но теория становится материальной силой, как только она овладевает массами. Теория способна овладеть массами, когда она доказывает ad hominem (в переводе с латинского: доказательство применительно к данному лицу. Имеется в виду, что теория должна. отвечать непосредственным интересам и потребностям каждого человека, к которому она обращена. (- Сост.), а доказывает она ad hominem, когда становится радикальной. Быть радикальным -значит понять вещь в ее корне (radix в переводе с латинского «корень». - Сост.). Но корнем является для человека сам человек... ».

Иносказательно о силе идей, которые становятся убеждениями многих социально активных людей.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами" в других словарях:

    В оригинале: Теория становится... Первоисточник статья «К критике гегелевской философии права» (1844) Карла Маркса (1818 1883): «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же… …

    Словарь крылатых слов и выражений

    См. Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

    Маркс Карл - Жизнь и творчество Карл Маркс родился в Трире 15 мая 1818 г. в семье адвоката. Антисемитские законы 1816 1817 гг. поставили адвоката перед выбором: вера или профессия; он выбрал второе. Карл, закончив лицей в Трире, отправился в Бонн изучать… … Западная философия от истоков до наших дней

    ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. С о д е р ж а н и е: I. Предмет диалектического материализма 479 II. Возникновение диалектического материализма.... 480 III. Ленинский этап в развитии диалектического материализма 481 IV. Материя и сознание 483 V.… … Философская энциклопедия

    Философия марксизма ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Д. м. основывается на достижениях современной науки и передовой… … Большая советская энциклопедия

    Marx. Маркс, Карл Генрих (Marx, Karl Heinrich) (1818 1883) Немецкий экономист и политический деятель. Афоризмы, цитаты Маркс Карл. Marx. Биография Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере. На плоской равнине всякая… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в … Литературная энциклопедия

    Многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… … Философская энциклопедия

    - (от лат. religio благочестие, святыня, предмет культа). Светские авторы обычно определяют Р. как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ Бога… … Философская энциклопедия