И будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы.» (Второзаконие ). Расшифруйте Второзаконие и Второзаконие

Спрашивает Ar-17
Отвечает Василий Юнак, 30.11.2008


Приветствую Вас!

Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдать в рост, иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост. ()

и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать. ()

Начну со второго текста: никогда не брать в долг, уметь жить по средствам - это благословение! Человек, повинующийся Господу, не будет нуждаться никогда, но сам будет способен помогать нуждающимся. Этот текст понять не трудно.

Мы видим, что Господь не запрещает честный заработок, но ожидает, что Его дети будут милостивы к своим соплеменникам: "Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере" ().

Благословений!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа [Бога твоего];

. с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости.

. Разве только не будет у тебя нищего: ибо благословит тебя Господь на той земле, которую Господь, твой, дает тебе в удел, чтобы ты взял ее в наследство,

. если только будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и стараться исполнять все заповеди сии, которые я сегодня заповедую тебе;

. ибо Господь, твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать.

. Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим,

. но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается;

. берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год прощения», и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе [великий] грех;

. дай ему [и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно], и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками;

. ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей.

Дополняют установления о субботнем годе, изложенные в и .

Четвертый стих, по своему содержанию, примыкает непосредственно к второму. Стихи 7–11 следуют за 4-м.

Седьмой год, год отдыха для земли, был вместе отдыхом и для бедняка, отягченного долгами. «В седьмой год делай прощение , – говорит закон. – Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо (в этот год) провозглашено прощение ради Господа ». Михаэлис, Зальшюц, Олер, Пасторет, Винер, Смит и др. понимают приведенные слова в том смысле, что «прощение » состояло не в абсолютном прекращении права заимодавца требовать с должника данной ему взаймы суммы, а только в прекращении этого права в продолжение седьмого года, после которого заимодавец опять входил в свои права и опять мог требовать с должника занятой им суммы. В самом названии этого года «schemittah», говорит Зальшюц, не заключается понятия полного прощения долгов, а только – оставления на некоторое время права взыскания их. Особенно замечательно, – добавляет он, – в этом отношении то, что глагол schamat – оставлять – относится не к долгу, а к руке, требующей долг. В смысле временного оставления schemittah употребляется и в отношении земли, когда говорится об оставлении ее без обработки в седьмой год.

Другие ученые, напротив, уверяют, что в седьмой год совершенно прощались долги, в подтверждение чего приводят слова: «Если будет у тебя нищий кто-нибудь из братьев твоих, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку свою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается. Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: приближается седьмой год, год прощения, и чтобы от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему и ты не отказал ему; ибо он возопиет к Господу и будет на тебе великий грех ». Настойчивое убеждение законодателя к состоятельным людям не отказывать бедняку в просимом им займе в виду приближения седьмого года как нельзя яснее, говорят они, указывает на истинный смысл закона об абсолютном прощении долгов.

Становясь на точку зрения ученых второй категории, должно предположить, что действие года прощения простиралось на все вообще виды долговых обязательств, но не простиралось на такие предметы, которые находились у заимодавцев не в качестве залога (залог должен быть возвращаем с уничтожением долга), а в качестве частичной уплаты долга. Закон погашения долга простирался лишь на недоплаченную сумму.

Действие закона о прощении долгов в седьмой год не простирается на иноземцев, как находящихся вне сферы социально-экономического строя избранной общины.

. Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу;

. когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками,

. но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, твой:

. помни, что [и] ты был рабом в земле Египетской и избавил тебя Господь, твой, потому я сегодня и заповедую тебе сие.

Продажа еврея самого себя в рабство единоплеменнику () или продажа его в рабы по закону имели последствием для него шестилетнюю службу купившему, с правом на освобождение от рабского состояния в седьмой год службы. Как после шестидневной работы недельная суббота и после шестилетней обработки земли годичная суббота должны были (служа для отдыха и восстановления сил трудящегося человека и производящей земли) обращать взоры еврея к Творцу и Промыслителю мира; так и освобождение раба после шестилетнего рабского состояния должно было служить (как для господина, так и для раба) напоминанием того, что они (независимо от социально-экономических случайностей) все-таки равноправные члены царства Иеговы.

В том случае, когда еврей делался рабом менее, чем за шесть лет до юбилейного года, для него не был обязателен шестилетний срок службы: в юбилейный год он делался свободным ().

Иной характер принимает Моисеево законодательство по отношению к израильтянину, поступившему в рабы к неизраильтянину, живущему среди еврейского народа. В указанном случае раб-еврей лишался права на освобождение в седьмой год. Он делался свободным не ранее юбилейного года. Ранее юбилейного года он мог освободиться лишь по выкупу.

В вознаграждение за шестилетнюю работу, в заглаждение временного социально-экономического неравенства между господином-евреем и бывшим рабом из евреев, в память, наконец, о собственном освобождении из рабства египтянам, – хозяин-еврей обязывается при отпуске раба-еврея снабдить его всякого рода имуществом (ст. 13–15).

. Если же он скажет тебе: «не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой», потому что хорошо ему у тебя,

. то возьми шило и проколи ухо его к двери; и будет он рабом твоим на век. Так поступай и с рабою твоею.

Ср. . Получал законную санкцию, вероятно, один из практиковавшихся в древнем мире обычаев.

19 Не отдавай в рост брату твоему ни серебра (נֶשֶׁךְ כֶּסֶף ), ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; Пс 14, 5 .
20 иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею. Втор 15, 3 .

Будешь давать взаймы многим народам

1 В седьмой год делай прощение. Исх 21, 2 . Лев 25, 4 . Иер 34, 14 .
2 Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа [Бога твоего];
3 с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости.
4 Разве только не будет у тебя нищего: ибо благословит тебя Господь на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, чтобы ты взял ее в наследство, Сир 4, 1 .
5 если только будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и стараться исполнять все заповеди сии, которые я сегодня заповедую тебе; Втор 28, 1-2 .
6 ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать. Втор 28, 11-12 .
7 Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, Исх 22, 25 . Лев 25, 35 . Мф 5, 42 .
8 но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; Мф 5, 42 .
9 берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: "приближается седьмой год, год прощения", и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе [великий] грех; 2 Кор 6, 15 .
10 дай ему [и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно], и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; Мф 5, 42 . Лк 6, 30 .
11 ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей. Мф 26, 11 .

Деньги идут иудейству впрок

Говорят о еврейском вопросе; но в сущности все дело сводится к одному факту, вызывающему вопрос не о еврействе, а о самом христианском мире. Этот факт может быть выражен и объяснен в немногих словах. Главный интерес в современной Европе — это деньги; евреи мастера денежного дела, естественно, что они господа в современной Европе. После многовекового антагонизма христианский мир и иудейство сошлись наконец в одном общем интересе, в одной общей страсти к деньгам. Но и тут между ними оказалось важное различие в пользу иудейства и, к стыду мнимо-христианской Европы, различие, в силу которого деньги освобождают и возвеличивают иудеев, а нас связывают и унижают. Дело в том, что евреи привязаны к деньгам вовсе не ради одной их материальной пользы, а потому, что находят в них ныне главное орудие для торжества и славы Израиля, т. е, по их воззрению, для торжества дела Божия на земле. Ведь кроме страсти к деньгам у евреев есть и другая еще особенность: крепкое единство всех их во имя общей веры и общего закона. Только благодаря этому и деньги идут им впрок: когда богатеет и возвеличивается какой-нибудь иудей — богатеет и возвеличивается все иудейство, весь дом Израилев. Между тем, просвещенная Европа возлюбила деньги не как средство для какой-нибудь общей высокой цели, а единственно ради тех материальных благ, которые доставляются деньгами каждому их обладателю в отдельности . И вот мы видим, что просвещенная Европа служит деньгам, тогда как иудейство заставляет служить себе и деньги, и преданную деньгам Европу. Современные отношения передовой Европы к иудейству представляют собою как бы пародию одного пророческого образа: десять иноверцев хватаются за полу одного еврея, чтобы он ввел их — но не в храм Иеговы, а в храм мамонны; а до Иеговы им так же мало дела, как и до Христа.

Вопрос 10

Обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф.» (Малахия 3:7).

Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника.» (1 Иоанна 2:1).

Если мы не исполнили Божье повеление, Иисус ходатайствует перед Отцом о нашем прощении.

Заповедь о десятине предельно ясна, и её нужно испол­нять. Начните отделять десятину прямо с сегодняшнего дня. Бог прощает любой ваш грех, Он простит вам и все прежние неотданные десятины. А когда вы начнёте их давать, Он откроет для вас отверстия небес.

Бог прощает наши прегрешения, Он прощает и тех, кто обкрадывал Его десятинами.

Станьте членом хорошей церкви

Ходите в такую церковь, где вы будете получать библейские ответы на все вопросы. Многие христиане не получают надлежащее библейское учение, так как в их церкви проповедуется урезанное Евангелие. Послание о спасении - это важно, но некоторые пасторы редко проповедуют о чём-либо ещё. А ведь христиане должны слышать учения и о святости, и об оправдании, и о втором пришествии Иисуса, и о вере и многие другие не менее важные проповеди.

Я надеюсь, в вашей церкви проповедуют полное библейское учение. Но если это не так, а рядом нет церкви, которая делала бы это, найдите хорошие христианские книги, которым можно доверять, и изучайте их.

Итак, следует ли отдавать ранее неотданные десятины? Нет. Бог простит их вам. А как только вы начнёте отделять десятины, Он откроет для вас отверстия небес, чтобы излить на вас Свои щедрые благословения.

Отдавайте десятины, и вы увидите, как быстро ваши дела пойдут в гору и жизнь ваша станет лучше.

Библия говорит, что мы не должны быть должниками, тогда почему наша церковь оформила закладную?

Многие христиане удивляются тому, что церкви приходится влезать в долги. Особенно если учесть, что Божье обетование гласит, что они будут давать в долг, а не занимать.

«Если этот стих - истина, то почему наша церковь тонет в долгах, выплачивая строительные займы?» - задал вопрос телезритель на одной из наших программ.

Узнаете их по плодам

Начну с того, что ни один призванный Богом пастор не станет брать ссуду на строительство церковного здания только потому, что он предпочитает закладную свободе от долгов. Я не встречал ни одного проповедника, который бы умолял своих прихожан: «Пожалуйста, не выкупайте закладную на церковь. Давайте будем оставаться в долгах, чтобы все наши деньги уходили на проценты вместо того, чтобы направлять их на благие дела».

В Библии написано: «По плодам их узнаете их». На яблоне растут яблоки, из арбузного семечка вырастает арбуз. При сотворении Бог постановил, что всякое творение должно давать плод по роду своему.