Художественная деталь в рассказе шекли запах мысли. Шекли «Запах мысли» анализ. Каким увидел Кливи мир этой планеты
Лерой Кливи вёл свой почтовый звездолёт № 243 по скоплению звёзд Пророкоугольника и в какой-то момент заметил перегрев салона. Он сразу включил охлаждающую установку и связался с базой. Почтмейстер базы совсем не удивился очередному сбою в системе старого корабля, который давно уже нуждался в замене.
Почтолёт продолжал перегреваться, а горючее быстро заканчивалось. Тогда почтальон Лерой принял решение сесть на ближайшую планету, где есть кислород. Ей оказалась З-М-22. Он доложил об этом на базу, а почтмейстер приказал беречь почту и обещал выслать на планету спасательный корабль.
Звездолёт приземлился почти удачно, если не считать сильно раскаленный металл корабля. Кливи вылез из запасного люка. За плечами висела почтовая сумка. Он быстро бежал от почтолёта прочь, когда раздался сильный взрыв.
Юноша упал и сразу потерял сознание.
Когда он очнулся, то увидел двух зелёных зверей, похожих на белку и волка. Они оба были без глаз и ушей. Волк медленно приближался к белке, но неожиданно потерял след – точнее, запах. Это случилось, когда белка замерла на месте. Но когда она вновь задрожала, хищник тут же её обнаружил и съел.
Парень безразлично наблюдал за происходящим. Но как только он подумал о больших клыках волка, то хищник тут же повернулся и направился к нему. Когда зверь подошёл очень близко, Лерой снова потерял сознание. В себя он пришёл только вечером.
Руки и ноги были целыми, но во всём теле была слабость. Сначала Кливи подумал, что звери ему пригрезились. Но потом, увидев беличий хвост, понял, что всё это было на самом деле. Юноша погрузился в раздумья. Он никак не мог понять – как ему удалось выжить и каким образом здесь животные выслеживают добычу.
Его мысли прервало тихое рычание. Это была глухая и слепая коричневато-зелёная пантера. Парень затаился в густой траве, и пантера пошла прочь. Но как только он мысленно произнёс слово «пантера», она обернулась и немного приблизилась. Герой понял, что животное действует телепатическим способом.
Таким же образом действовали и волк с белкой. Когда юноша потерял сознание, то он перестал думать. Волк потерял след и не напал. Чтобы проверить эту теорию, Кливи мысленно ещё раз произнёс слово «Пантера», и расстояние между ними стало быстро сокращаться.
Лерой стал лихорадочно думать о других вещах: о планетах, о камнях, о девушках, о синяках и т.д. Но снова и снова вспоминал о хищнике. И вдруг он подумал о пантере-самке. Он и есть она. В этот момент пантера-самец подошёл к парню, потёрся об него, замурлыкал, развернулся и убежал.
Кливи еле сдержал истерический смех, но вовремя взял себя в руки и решил хорошенько поразмыслить. Каждое существо на этой планете имеет, вероятно, свой, характерный только для него, запах мысли. Непонятным оставалось только одно – животные его замечают только тогда, когда он думает о них, или любые мысли могут его обнаружить.
Лерой очень устал. Он лёг и сразу уснул. А когда наступило утро, он понял, что всё ещё жив. Среди остатков своего корабля парень отыскал себе оружие - стержень из металла. Потом наелся каких-то ягод и запил их водой из ручья. Теперь он искал себе подходящее укрытие, но ничего не нашёл. Юноша посмотрел вверх и увидел птицу, похожую на стервятника.
Через короткое время перед ним появились четыре волка. На этот раз никакие мысли не помогли Кливи избежать столкновения. Он представил себя змеёй, и на короткое время хищники отступили. Но бегство юноши заставило их вновь начать преследование. Парня спасла лишь мысль о том, что он птица. Он воспарил над землёй и улетел. Так закончился ещё один день.
Утром парень снова вспомнил о пантере и волках, и они не заставили себя долго ждать. Сначала Лерой представил себя кустом, но на него села птица и принялась сильно клевать. Потом он вообразил себя трупом. Звери отступили, но появился стервятник. И только мысль о пожаре заставила всех хищников покинуть охваченную огнём землю.
Юноша старался изо всех сил, изображая большое пожарище. Он стал настоящим телепатом и чувствовал все страхи живых существ. «Человек способен адаптироваться к любому окружающему его миру. Его не раз выручала его сообразительность. Человек – царь природы», - с гордостью думал Кливи.
Но неожиданно пошёл дождь, и огонь стал постепенно угасать. Животные стали возвращаться, но в этот момент парень потерял сознание. Очнулся он уже на спасательном звездолёте и сразу увидел своего начальника. Почтмейстер был очень доволен тем, что почтальон Лерой Кливи сберёг почту, и пообещал добиться награды для своего подчиненного.
Ещё Почтмейстер рассказал Кливи, что тот чуть не погиб в степном пожарище. Спасатели к нему подоспели вовремя, потушив огонь при помощи системы увлажнения. Вот только мужчина никак не мог понять, почему у парня нет ожогов.
Лерой Кливи — главный герой рассказа «Запах мысли». Он космонавт почтолёта-243. Герой чудом спасся от гибели и очутился на чужой планете З-М-22 рядом с останками своего корабля.
Герой понимает, что выжить в условиях, когда хищники чувствуют запах твоих мыслей, очень трудно, но герой не собирается падать духом: он находит пищу, находит металлический спрут для защиты. Герой вбирает в себя лучшие черты человека: вера в победу, надежда на завтрашний день, решимость бороться до последнего за свою жизнь
В первый день герой потерял сознание от страха, что его съест волк. Очнувшись вечером, он пытался вспомнить события, которые предшествовали его обмороку. Увидев останки белки, он понял, что угроза волка была реальностью. И вслед за этим он увидел пантеру. Его размышления о том, что же помогает жить этим слепым и глухим существам, привело его к выводу, что это свойство - телепатия. Поняв это, он попробовал проверить свою версию. И сразу же убедился, что прав. Стоило ему подумать о пантере, как она рванулась к нему. Нужно было не думать о пантере, и это оказалось страшно трудно. И, перебрав множество живых существ и предметов, он сообразил, что может подумать о пантере-самке, так как перед ним был самец. И опять догадка была верна. Ночью его спасал сон: мысль выключалась. На другой день, блуждая по планете, он увидел над собой птицу, похожую на стервятника, затем встретился с четырьмя слепыми волками, которые напали на него. Однако мысль о пантере ослабила их натиск, но затем они возобновили свое наступление. Теперь они организовали окружение. Кливи вообразил себя змеей и на время опять их отпугнул. Затем вообразил себя птицей, и его спасло лишь наступление ночи. Следующий день начался с воспоминания о своих врагах и, следовательно, с их появления. И пантера, и волки были готовы к бою. Кливи пытался вообразить птицу, но повторение выдумок не приносило успеха. Тогда он решил стать кустом. И звери притихли. вдруг на него (он - куст!) уселась и стала его долбить маленькая птичка. Не выдержав, после пятнадцатого удара он швырнул ею в пантеру. Так и эта игра была проиграна. Волки и пантера вновь набросились на него. Он ощутил себя трупом, и они отступили. Тогда рядом опустился любящий падаль стервятник, но, когда он замахнулся на стервятника, на него набросились и пантера, и волки. И тогда он стал огнем. Все звери умчались прочь.
Шекли Роберт
Запах мысли
Роберт Шекли
Запах мысли
По-настоящему неполадки у Лероя Кливи начались, когда он вел иочтолет-243 по неосвоенному звездному скоплению Пророкоугольника. Лероя и прежде-то удручали обычные трудности межзвездного почтальона: старый корабль, изъязвленные трубы, невыверенные астронавигационные приборы. Но теперь, считывая показания курса, он заметил, что в корабле становится невыносимо жарко.
Он подавленно вздохнул, включил систему охлаждения и связался с Почтмейстером Базы. Разговор велся на критической дальности радиосвязи, и голос Почтмейстера еле доносился сквозь океан статических разрядов.
Опять неполадки, Кливи? - спросил Почтмейстер зловещим голосом человека, который сам составляет графики и свято в них верует.
Да как вам сказать, - иронически ответил Кливи. - Если не считать труб, приборов и проводки, все прекрасно, вот разве изоляция и охлаждение подкачали.
Действительно, позор, - сказал Почтмейстер, внезапно преисполняясь сочувствием. - Представляю, каково тебе там.
Кливи до отказа крутанул регулятор охлаждения, отер пот, заливающий глаза, и подумал, что Почтмейстеру только кажется, будто он знает, каково сейчас его подчиненному.
Я ли снова и снова не ходатайствую перед правительством о новых кораблях? - Почтмейстер невесело рассмеялся. Похоже, они считают, будто доставлять почту можно на любой корзине.
В данную минуту Кливи не интересовали заботы Почтмейстера. Охлаждающая установка работала на полную мощность, а корабль продолжал перегреваться.
Не отходите от приемника, - сказал Кливи. Он направился в хвостовую часть корабля, откуда как будто истекал жар, и обнаружил, что три резервуара заполнены не горючим, а пузырящимся раскаленным добела шлаком. Четвертый на глазах претерпевал такую же метаморфозу.
Мгновение Кливи тупо смотрел на резервуары, затем бросился к рации.
Горючего не осталось, - сообщил он. - По-моему, произошла каталитическая реакция. Говорил я вам, что нужны новые резервуары. Сяду на первой же кислородной планете, какая подвернется.
Он схватил Аварийный Справочник и пролистал раздел о скоплении Пророкоугольника. В этой группе звезд отсутствовали колонии, а дальнейшие подробности предлагалось искать по карте, на которую были нанесены кислородные миры. Чем они богаты, помимо кислорода, никому не ведомо. Кливи надеялся выяснить это, если только корабль в ближайшее время не рассыплется.
Попробую З-М-22, - проревел он сквозь нарастающие разряды.
Хорошенько присматривай за почтой, - протяжно прокричал в ответ Почтмейстер. - Я тотчас же высылаю корабль.
Кливи ответил, что он сделает с почтой - со всеми двадцатью фунтами почты. Однако к этому времени Почтмейстер уже прекратил прием.
Кливи удачно приземлился на З-М-22, исключительно удачно, если принять во внимание, что к раскаленным приборам невозможно было прикоснуться, размякшие от перегрева трубы скрутились узлом, а почтовая сумка на спине стесняла движения. Почтолет-243 вплыл в атмосферу, словно лебедь, но на высоте двадцати футов от поверхности отказался от борьбы и камнем рухнул вниз.
Кливи отчаянно силился не потерять остатки сознания. Борта корабля приобрели уже темно-красный оттенок, когда он вывалился из запасного люка; почтовая сумка по- прежнему была прочно пристегнута к его спине. Пошатываясь, с закрытыми глазами он пробежал сотню ярдов. Когда корабль взорвался, взрывная волна опрокинула Кливи. Он встал, сделал еще два шага и окончательно провалился в небытие.
Когда Кливи пришел в себя, он лежал на склоне маленького холмика, уткнувшись лицом в высокую траву. Он пребывал в непередаваемом состоянии шока. Ему казалось, что разум его отделился от тела и, освобожденный, витает в воздухе. Все заботы, чувства, страхи остались с телом; разум был свободен.
Он огляделся и увидел, что мимо пробегает маленький зверек, величиной с белку, но с темно-зеленым мехом.
Когда зверек приблизился, Кливи заметил, что у него нет ни глаз, ни ушей.
Это его не удивило - напротив, показалось вполне уместным. На кой черт сдались белке глаза да уши? Пожалуй, лучше, что белка не видит несовершенства мира, не слышит криков боли. Появился другой зверь, величиной и формой тела напоминающий крупного волка, но тоже зеленого цвета. Параллельная эволюция? Она не меняет общего положения вещей, заключил Кливи. У этого зверя тоже не было ни глаз, ни ушей. Но в пасти сверкали два ряда мощных клыков.
Кливи наблюдал за животными с вялым интересом. Какое дело свободному разуму до волков и белок, пусть даже безглазых? Он заметил, что в пяти футах от волка белка замерла на месте. Волк медленно приближался. На расстоянии трех футов он, по-видимому, потерял след - вернее, запах. Он затряс головой и медленно описал возле белки круг. Потом снова двинулся по прямой, но уже в неверном направлении.
Слепой охотился на слепца, подумал Кливи, и эти слова показались ему глубокой извечной истиной. На его глазах белка задрожала вдруг мелкой дрожью: волк закружился на месте, внезапно прыгнул и сожрал белку в три глотка.
Какие у волков большие зубы, безразлично подумал Кливи. И в тот же миг безглазый волк круто повернулся в его сторону.
Теперь он съест меня, подумал Кливи. Его забавляло, что он окажется первым человеком, съеденным на этой планете.
Когда волк ощерился над самым его лицом, Кливи снова лишился чувств.
Очнулся он вечером. Уже протянулись длинные тени, солнце уходило за горизонт. Кливи сел и в виде опыта осторожно согнул руки и ноги. Все было цело.
Он привстал на одно колено, еще пошатываясь от слабости, но уже почти полностью отдавая себе отчет в том, что случилось. Он помнил катастрофу, но так, словно она происходила тысячу лет назад: корабль сгорел, он отошел поодаль и упал в обморок. Потом повстречался с волком и белкой.
Кливи неуверенно встал и огляделся по сторонам. Должно быть, последняя часть воспоминаний ему пригрезилась. Его бы давно уже не было в живых, окажись поблизости какой-нибудь волк.
Тут Кливи взглянул под ноги и увидел зеленый хвостик белки, а чуть поодаль - ее голову.
Он лихорадочно пытался собраться с мыслями. Значит, волк и в самом деле был, да к тому же голодный. Если Кливи хочет выжить до прихода спасателей, надо выяснить, что тут произошло и почему.
У животных не было ни глаз, ни ушей. Но тогда каким образом они выслеживали друг друга? По запаху? Если так, то почему волк искал белку столь неуверенно?
Послышалось негромкое рычание, и Кливи обернулся. Менее чем в пятидесяти футах появилось существо, похожее на пантеру - на зеленовато-коричневую пантеру без глаз и ушей.
Проклятый зверинец, подумал Кливи и затаился в густой траве. Чужая планета не давала ему ни отдыха, ни срока. Нужно же ему время на размышление! Как устроены эти животные? Не развито ли у них вместо зрения чувство локации?
Пантера поплелась прочь.
У Кливи чуть отлегло от сердца. Быть может, если не попадаться ей на пути, пантера...
Едва он дошел в своих мыслях до слова "пантера", как животное повернулось в его сторону.
Что же я сделал? - спрашивал себя Кливи, поглубже зарываясь в траву. Она не может меня учуять, увидеть или услышать. Я только решил ей не попадаться.
Подняв морду кверху, пантера мерным шагом затрусила к нему.
Вот оно что! Животное, лишенное глаз и ушей, может обнаружить присутствие Кливи только одним способом.
Способом телепатическим!
Чтобы проверить свою теорию, Кливи мысленно произнес слово "пантера", отождествляя его с приближающимся зверем. Пантера яростно взревела и заметно сократила разделяющее их расстояние.
В какую-то ничтожную долю секунды Кливи постиг многое. Волк преследовал белку при помощи телепатии. Белка замерла - быть может, отключила свой крохотный мозг. Волк сбился со следа и не находил его, пока белке удавалось тормозить деятельность мозга.
Если так, то почему волк не напал на Кливи, когда тот лежал без сознания? Быть может, Кливи перестал думать - по крайней мере перестал думать на той длине волн, какую улавливает волк? Но не исключено, что дело обстоит гораздо сложнее.
Сейчас основная задача - это пантера.
Зверь снова взвыл. Он находился всего лишь в тридцати футах от Кливи, и расстояние быстро уменьшалось. Главное не думать, решил Кливи, не думать о... думать о чем-нибудь другом. Тогда, может быть, пан... ну, может быть, она потеряет след. Он принялся перебирать в уме всех девушек, которых когда-либо знал, старательно припоминая мельчайшие подробности.
Пантера остановилась и в сомнении заскребла лапами по земле.
Кливи продолжал думать: о девушках, о космолетах, о планетах и опять о девушках, и о космолетах, и обе всем, кроме пантеры.
Пантера придвинулась еще на пять футов.
Черт возьми, подумал он, как можно не думать о чем-то? Ты лихорадочно думаешь о камнях, скалах, людях, пейзажах и вещах, а твой ум неизменно возвращается к.., но ты отмахиваешься от нее и сосредоточиваешься на своей покойной бабке (святая женщина!), старом пьянчуге отце, синяках на правой ноге. (Сосчитай их. Восемь. Сосчитай еще раз. По-прежнему восемь.) А теперь ты поднимаешь глаза, небрежно, видя, но не признавая п... Как бы там ни было, она все же приближается.
Тема.
Роберт Шекли. «Запах мысли». Фантастический мир в рассказе. Знакомство с обитателями планеты З-М-22. Умение человека находить выход из экстремальных ситуаций.
Цель:
углубить знания о художественных особенностях научно- фантастического рассказа; учить анализу образов, в произведении; вести беседу с учащимися о важности выбора средств на пути достижения цели, о необходимости осознания ответственности за мысли и слова.
Оборудование:
учебник, видеоролик «Притча о материальности мыслей».
Тип урока:
урок применения полученных знаний.
Всё, что вы только можете вообразить - существует.
Джон Каннингэм Лилли
Воображение – единственное оружие в битве с реальностью.
Жюль де Голтье
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы и целей урока
Сегодня мы с вами ознакомимся с еще одним произведением жанра фантастики – рассказом Р. Шекли «Запах мысли», и вы сможете проявить свои режиссерские способности, фантазию и продемонстрировать готовность к работе, используя уже имеющиеся у вас знания и умения.Эвристическая беседа.
- Прочитайте эпиграфы к уроку. Как они связанны с рассказом Р. Шекли «Запах мысли»?
- Предположите, почему рассказ имеет такое название. Представьте, вы не знакомы с произведением и ответьте, чем могут пахнуть мысли?
II. Проверка домашнего задания
Тест (проверка знания текста)- Профессия главного героя Лероя Кливи? (Космонавт почтолёта-243).
- По какой причине у Кливи произошла вынужденная посадка? (Не было горючего).
- Чем так удивил Кливи первый увиденный им зверёк? (У него не было ни глаз, ни ушей).
- У животных, увиденных Кливи, был похожий окрас. Какая? (Шерсть зелено-бурого цвета).
- По какой причине Кливи упал в обморок в первый раз? (Увидел волка, который оскалил зубы).
- Какая способность помогла волку съесть белку? (Телепатия).
- Почему пантера-самка не набросилась на Кливи? (Он подумал о приятном, о детёныше, о логове).
- Как Кливи удалось уйти от волков? (Представил себя стервятником).
- Когда Кливи представил себя кустом, кому он произносит следующие слова: «Полегче! Не надо рубить сук, на котором сидишь»? (Дятлу).
- Чем, наконец, Кливи прогнал Пантеру? (Факелом).
- Какое бедствие пережил Кливи в конце своего путешествия, перед спасением? (Степной пожар).
- Что вызвало удивление спасателей? (У Кливи не смотря на пожар не было ожогов).
III. Работа над темой урока
1. Слово учителя.– Роберт Шекли, американский писатель-фантаст, родился в Нью-Йорке в 1928 году. Он рано научился читать и с детства мечтал стать писателем. Уже первые фантастические рассказы, которые печатались в журналах, нравились читателям, и редакторы с нетерпением ждали новых. Рассказы Шекли выделяются неисчерпаемой фантазией, тонким юмором, неординарными фантастическими сюжетами. В 2005 году писатель побывал на Украине, чем порадовал многочисленных почитателей его творчества.
2. Работа с учебником.
– Прочитайте вдумчиво статью учебника, посвященную Р. Шекли. Составьте к тексту три вопроса. (Учащиеся задают вопросы друг другу. Право задать вопрос получает тот, кто ответил на предыдущий вопрос правильно).
3. Беседа.
- Почему рассказ «Запах мысли» считается фантастическим? («Запах мысли» - фантастический рассказ потому, что даже название фиксирует качество, которого нет в природе; события жизни героя - из области вымысла, который, однако, основан на научных поисках современности; все враги, которые противостоят Лерою в рассказе, - существа фантастические).
- Как описана история посадки Лероя Кливи на планету З-М-22?
- Каким увидел Кливи мир невероятной планеты? Какое отличие от земных существ он заметил сразу, о каком догадался значительно позже? Почему?
- Какую роль в развитии сюжета рассказа играет фраза: «Ему казалось, что разум его отделился от тела и, освобожденный, витает в воздухе»? (Фраза о том, что разум отделился от тела, помогает понять, что именно этот разум отдельно от тела и дает возможность живым существам планеты воспринимать окружающий мир).
- Какие сцены из жизни планеты наблюдал герой и чем окончилось его безучастное наблюдение?
- Опишите события первого и второго дня на планете З-М-22. Как Кливи удалось спастись? Когда он понял, что его спасало?
- Какую роль в рассказе играет телепатия? Как вы понимаете значение этого слова?
4. Работа в группах. Создание фильма по мотивам произведения.
Ребята, мы сегодня на уроке много фантазируем. Представьте, что вам нужно снять фильм по рассказу Р. Шекли. Безусловно, в создании фильма принимает участие большая группа людей. Назовите профессии, необходимые для создания фильма (режиссер, сценарист, оператор, мастер света, звукооператор, костюмер и т.д.).
Для начала составим простой план, который послужит основой сценария (коллективное составление плана рассказа и запись на доске).
Примерный план.
- Аварийная ситуация.
- День первый. Знакомство с планетой З-М-22. Встреча с белкой и волком.
- Вечер первого дня. Пантера угрожает жизни Кливи.
- День второй. Волки и стервятники.
- День третий. Новая атака хищников.
- Огонь!
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия
Учитель демонстрирует видеоролик «Притча о материальности мыслей».- Какой вывод вы сделали, просмотрев видео? (Мысли материальны, нужно быть осторожным в желаниях, ведь вы притягиваете то, о чем вы мечтаете, думаете, чего боитесь.)
- Чему вы сегодня научились?
V. Домашнее задание
- Написать эссе о том, какую способность вы хотели бы развить в себе.
- Нарисовать обложку к любому из прочитанных в течение года литературных произведений.
В наше время уже не подлежит сомнению тот факт, что мысли материальны. Реальность показывает нам себя в двух формах: с одной стороны, бытие определяет сознание, а с другой, имеются неоспоримые подтверждения обратного. Мысли являются не только мотивом к действиям человека, но и оказывают прямое воздействие на окружающую реальность...
В. Зеланд
Народу не нужны нездоровые сенсации. Народу нужны здоровые сенсации...
А. и Б. Стругацкие
В декабрьском номере Journal of Scientific Exploration за 1992 год, издаваемом в Стэнфорде, опубликованы результаты эксперимента, проведенного сотрудниками лаборатории аномальных исследований при Принстонском университете. Ученые исследовали возможность человека оказывать мысленно-волевое воздействие на работу лабораторной электроники.
Декан Принстонской школы прикладных исследований, профессор Роберт Жан и его ассистент
Бренда Дюнн исходили из того, что в многовековой истории азартных игр сохранилось немало имен профессионалов ломберного стола, объяснять фантастическое везение которых одним только игрецким счастьем попросту невозможно.
Испытуемым было предложено мысленно воздействовать на работу генератора случайных чисел, выдающего цифровые последовательности, аналогичные тем, что выпадают при игре в кости. В ходе более чем полумиллиона испытаний моделировались ситуации, когда электроника «должна» была выдавать числа больше или меньше среднего значения.
Компьютерная обработка результатов эксперимента показала, что мысленное «подталкивание» электронных «костей» в желательном направлении будто бы место имеет. Экспериментально подтверждено, что вмешательство в работу генератора случайных чисел может осуществляться с огромной дистанции и быть как бы отложенным во времени.
Так, один из добровольцев-испытуемых, находящийся в Европе, «заказывал» определенный результат, заранее известный экспериментаторам, который им только предстояло измерить в Принстоне примерно через неделю! Сознание, бросающее вызов пространству и времени, бросает его современному научному знанию и нашим представлениям об окружающем нас физическом мире.
Исследование странного вида физической реальности, располагающейся на границе возможного и действительного, началось с трудов Бора, Крамерса и Слэтера и введения в теоретическую физику понятия волны вероятности. Если в математике с помощью этого понятия обозначается степень знания фактической ситуации, то в теоретической физике
Оно означало своего рода стремление к определенному протеканию и развитию событий.
С философской точки зрения, волна вероятности представляла собой количественное выражение аристотелевской потенции - то есть возможности и обладания достаточной силой для проявления определенных действий.
Швыряя, меча, катя или выбрасывая кубики из ладони (или из специального стаканчика), мы добиваемся случайного выпадения костей. Разумеется, и техника броска играет свою роль, но ее, как вы понимаете, мы касаться не будем! Во время принстонского эксперимента ученые, по большому счету, пытались доказать, что принципиально возможно мысленное «подталкивание» кубика и «укладывание» его нужной гранью кверху.
О чем это говорит? О том, что принципиальная возможность мысленного воздействия на игральные кубики возможна. И не более того. Господь Бог не играет в кости, говорил Альберт Эйнштейн, правда, по другому поводу. Добавим, что и все остальные «практические» следствия вмешательства сознания - от мысленного сканирования жестких дисков ПК и считывания сверхсекретных пентагоновских файлов до вмешательства в работу бортовых компьютеров сверхдальних бомбардировщиков или атомных подводных лодок - остаются уделом фантастики.
«Непосредственное влияние мыслей на окружающую (или удаленную, добавим мы от себя) действительность» - один из узловых моментов тран - серфинга и хлеб насущный для любого писателя - фантаста. Вот, почитайте!
«Подняв морду кверху, пантера мерным шагом затрусила к нему.
3. Анти-Зелакд
Вот оно что Животное, лишенное глаз и ушей, может обнаружить присутствие Кливи только одним способом.
Способом телепатическим!
Чтобы проверить свою теорию, Кливи мысленно произнес слово «пантера», отождествляя его с приближающимся зверем. Пантера взревела и заметно сократила разделяющее их расстояние.
В какую-то ничтожную долю секунды Кливи постиг многое. Волк преследовал белку при помощи телепатии. Белка замерла - быть может, отключила свой крохотный мозг. Волк сбился со следа и не находил его, пока белке удавалось тормозить деятельность мозга.
Если так, то почему волк не напал на Кливи, когда тот лежал без сознания? Быть может, Кливи перестал думать - по крайней мере перестал думать на той длине волн, какую улавливает волк? Но не исключено, что обстоит гораздо сложнее.
Сейчас основная задача - это пантера.
Зверь снова взвыл. Он находился всего лишь в тридцати футах от Кливи, и расстояние быстро уменьшалось. Главное - не думать, решил Кливи, не думать о... думать о чем нибудь другом. Тогда, может быть, пан... ну, может быть, она потеряет след. Он принялся перебирать в уме всех девушек, которых когда-либо знал, старательно припоминая мельчайшие подробности.
Пантера остановилась и в сомнении заскребла лапами.
Кливи продолжал думать: о девушках, о космолетах, о планетах, и опять о девушках, и о космолетах, и обо всеж, кроме пантеры.
Пантера придвинулась еще на пять футов.
Черт возьми, подумал он, как можно не думать о чем-то? Ты лихорадочно думаешь о камнях, скалах, людях, пейзажах и вещах, а твой ум неизменно возвращается «г... но лгы отмахиваешься от нее и сосредоточиваешься на своей покойной бабке (святая женщина!), старом пьянчуге отце, синяках на правой ноге. (Сосчитай их. Восемь. Сосчитай еще раз. По-прежнему восемь.) А теперь ты поднимаешь глаза, небрежно, видя, но не призывая п... Как бы там ни было, она все же приближается.
Пытаться о чем-то не думать - все равно что пытаться остановить лавину голыми руками. Кли - ви понял, чяго человеческий ум не так-то просто поддается бесцеремонному сознательному торможению. Для этого нужны время и практика».
Это отрывок из рассказа Р. Шекли «Запах мысли». Межзвездный почтальон Лерой Кливи с по - чтолета-243, приземлившийся после аварии на кислородной планете З-М-22, спасся именно потому, что его мысли - ну точно в соответствии с трансер - фингом - оказывали прямое воздействие на окружающую реальность. Благодаря его мысленным усилиям начался страшный степной пожар, помешавший диким зверям отобедать отважным астронавтом.
Правда, худшие ожидания Кливи - не станем же мы утверждать, что ожидание смерти было всего лишь «предчувствием грядущих неприятностей», - не сбылись! Но это же фантастика. Жаль, что в реальной жизни из этого правила не бывает исключений. Что тоже служит доказательством фантастичности зеландовской теории. Особенно в той части, где говорится о прямом воздействии мыслей на окружающую действительность.