Храм тесея в афинах. Мифы и факты. Гефестейон и православная церковь

Храм Гефеста, также известный как Гефестийон или ещё ранее как Тесейон, один из наиболее сохранившихся храмов эпохи Классической Греции. Этот храм в дорическом стиле, окруженный колоннами, находится на северо-западной стороне Афинской агоры.

Храм был построен в 449-415 годах до н.э. в честь бога Гефеста (в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец). Инициировал строительство афинский государственный деятель, оратор и полководец Перикл. При его правлении Афины достигли наивысшей степени экономического и культурного развития, этот период ещё называют «Периклов век». Строительство храма растянулось более чем на 30 лет, так как часть работников была переброшена на возведение Парфенона (447 г. до н.э.). Архитектор этого шедевра так и остался неизвестен.

Храм Гефеста построен из пентеликонского и парийского мрамора. Сооружение имеет длину 31,776 м, ширину 13,708 м и опирается на 34 колонны в дорическом стиле, хотя фризы выполнены в ионическом стиле. 18 из 68 метоп храма были скульптурные, остальные, вероятнее всего, были раскрашены. На восточной стороне храма 10 метоп имели скульптурные изображения подвигов Геракла. Ещё по 4 метопы на прилегающих боковых фронтонах были украшены сценами из жизни Тесея.

По свидетельству древнегреческого географа и писателя Павсания в храме размещались бронзовые статуи Афины и Гефеста. Предположительно автором этих статуй был древнегреческий скульптор Алкамен, правда, убедительных доказательств этому нет.

В 3 веке до н.э. вокруг храма были высажены деревья и кустарники (лавр, мирт, гранат), тем самым образовав небольшой сад.

С 7 века и до 1834 года в храме была расположена греческая православная церковь Святого Георгия.

Храм Гефеста является археологическим памятником и находится под охраной Министерства культуры Греции.

В самом центре древнего города Афины расположена любимая многими туристами достопримечательность - храм Гефестейон. Поклонников античного искусства привлекает не только его удобное местоположение, но и отличная сохранность постройки. Храм был построен всего лишь за два года до возведения Парфенона. С него открывается живописный вид на Афинскую гору.

Основание храма

Гефестейон - или храм Гефеста - представляет собой хорошо сохранившееся здание, а не привычные для гостей Греции руины, по которым они могли бы смутно представить себе очертания некогда прекрасных зданий. Посетителям открывается вид на идеальные колонны, фронтоны, крышу храма. Расположен он в живописном и уютном месте, на холме Агорайос.

Храм Гефеста был построен в 449 г. до н. э. по приказу известного афинского политического деятеля - Перикла. Времена правления этого царя многими считается золотым временем для Афин. Перикл своими речами умел убеждать народ. Также он был талантливым полководцем. Перикл легко отбивал атаки неприятелей с относительно малыми жертвами. Именно Перикл приказал возвести храм Гефеста на Агоре.

Автор храма

Гефестейон представляет собой первую во всех Афинах святыню, которая была целиком построена из мрамора. Архитектор, работавший над созданием Гефестейона, остался неизвестным. Однако ученые предполагают, что это был Алкамен, который работал и над созданием храма Посейдона, расположенного на мысе Сунион. Но никаких доказательств в пользу этой версии ученые не нашли. Поэтому официально автор Гефестейона считается неизвестным. Во многих источниках говорится, что вокруг величественной постройки был разбит гранатовый сад, в котором философы могли проводить время в размышлениях о вечном.

Храм Гефеста: описание

Возвышенная платформа, на которой располагается храм, имеет размеры 32 на 14 метров. Гефестейон построен в дорическом стиле. Прямоугольный корпус храма со всех сторон окружен колоннадой. Крыша храма когда-то была выполнена из дерева и покрыта черепицей из керамики.

Кратко храм Гефеста описывается во многих туристических путеводителях. Внутренне пространство постройки состоит из трех частей. Спереди располагается прихожая (пронаос), далее - целлы (обширный внутренний зал с колоннами), за ним располагаются задние комнаты. С восточной стороны храм открыт для лучей восходящего солнца. Они освещают величественные статуи Гефеста и Афины.

Увы, эти статуи постигла печальная участь, как и многочисленные фрески и мозаики. Они были варварски уничтожены, а некоторые - похищены мародерами. До наших дней сохранилась лишь небольшая часть скульптур. Некоторые из них изображают мифические подвиги Геракла. В южной и северной частях Гефестейона находятся памятники, изображающие труды Тесея. Над входом в храм расположен фриз, который показывает сражение Тесея с кентавром.

Гефест в древнегреческих мифах

Согласно мифологии, Гефест был сыном Зевса и его супруги Геры. Так как эта пара небожителей постоянно ссорилась, во время одного из семейных скандалов Гефеста сбросили с Олимпа. Несмотря на то, что Гефест был сыном богов, он повредил при падении ногу, так и оставшись хромым. Упал Гефест на остров Лемнос, который когда-то образовался в результате извержения вулкана.

Многие исследователи склоняются к тому, что олимпийские боги вели довольно праздный образ жизни. Об этом свидетельствуют многочисленные фрески и мозаики, а также сами мифы. Когда же им наскучивали постоянные торжества, жители Олимпа принимали участие в жизни людей.

И только Гефест был единственным богом, который должен был трудиться. Гефест делал прекрасное оружие, а также плодом его труда были доспехи для Ахиллеса (пораженного лишь в одно место, оставшееся уязвимым - «ахиллесову пяту»). Вместо того, чтобы каждый день проводить в празднествах с остальными жителями Олимпа, Гефест трудился возле плавильного горна.

Кому был посвящен храм

Этот храм был построен не только в честь Гефеста - бога вулканов, гончарного ремесла и огня. Среди всех богов Олимпа Гефест был единственным несовершенным богом. Согласно древнегреческим мифам, бог огня хромал, и потому должен был заниматься тяжелой физической работой. Однако то, что Гефест был несовершенен, не помешало ему устроить свою личную жизнь гораздо удачнее прочих, более совершенных, жителей Олимпа. Согласно Гомеру, Гефест женился на самой прекрасной богине - Афродите, покровительнице любви.

Гефестейон считается храмом Гефеста и Афины, поскольку последняя была покровительницей города. Также она отвечала за гончарное ремесло. Археологи, которые проводили раскопки в окрестностях храма, выяснили: недалеко от Гефестейона проживало большое количество мастеров гончарного дела, кузнецов.

Но многие греки убеждены в том, что храм Гефеста в Греции на самом деле посвящен Тесею. Это мнение основывается на том, что в храме есть немало изображений (метопов), которые посвящены этому герою. Тесей, как известно, победил злого и кровожадного Минотавра в лабиринтах Дедала. Когда-то существовало мнение, что и само тело Тесея покоится под этим храмом. Но в результате раскопок археологов никаких останков обнаружен не было. Все, что сумели найти исследователи, - это небольшое святилище. Оно было основано задолго до того, как был построен Гефестейон. Культовые статуи Гефеста и Афины, датируемые 421-415 г. г. до н. э., опровергают предположение о том, что храм мог быть посвящен Тесею.

Гефестейон и православная церковь

В VII в. н. э. храм Гефеста превратился в церковь Святого Георгия - языческое святилище тогда было занято православными священнослужителями. В этом нет ничего удивительного. Ведь к тому времени могущество Афин осталось в далеком прошлом. В городе не было ни лишних финансовых средств, ни свободной рабочей силы. Нужно отметить, что христианская православная церковь нередко использовала древние постройки для собственных храмов. Известно, что в течение достаточно длительного времени православные священнослужители занимали знаменитую «башню ветров», являющуюся самой древней метеорологической станцией.

Однако именно благодаря христианам Гефестейон сохранился до сегодняшних дней. Они заменили яркое убранство храма на христианское. Поэтому Гефестейон избежал разрушения со стороны радикально настроенных христианских властей Византии. После того, как Гефестейон перестал быть церковью Святого Георгия, он получил статус одного из самых любимых и охраняемых греками памятников.

Во времена правления Оттона, правителя из Баварии, Гефестейон стал музеем под открытым небом. При Оттоне православные священники были вынуждены покинуть храм. После того, как Греция получила суверенитет, в Гефестейоне стал располагаться Национальный археологический музей. Однако позднее, в 1874 году, экспонаты были вывезены из Гефестейона.

Стоял на том же месте, на котором стоят современные Афины. Древние Афины стоялив пяти километрах от моря, в 7-8 километрах от Пирейской гавани, на северном берегу Илисса, речки, обыкновенно пересыхающей летом. Невдалеке от северного края древних Афин течет на плодородной равнине другая речка, Кефисс. У самого края города на севере подымалась уступами гора Ликабет. Окружность древнего города Афин вместе с Пиреем, который соединен был с городом стенами, составляла около 25 километров. Восточная и северная части древних Афин, составлявшие большую их половину, лежали на равнине; юго‑западная часть была построена на двух грядах холмов, разделенных небольшою ложбиною; передняя гряда идет с севера на юг, задняя, находящаяся к юго‑западу от неё, имеет направление, одинаковое с Ликабетом, с северо‑востока на юго-запад. Передняя гряда состоит, главным образом, из двух скалистых холмов. Восточный холм её – самое высокое место в целом городе. С трех сторон он подымается над равниной крутыми утесами; только с западной стороны можно на него всходить. На его довольно обширной верхней площади стояла цитадель древних Афин – Акрополь. На запад от Акрополя поднимается скалистый холм Ареопага; на восточной окраине этой скалы собирался, по древнему обычаю под открытым небом, афинский трибунал, именем которого называлась она, а под обрывом её восточной окраины, в скалистой ложбине между холмом Ареопага и Акрополем, стоял очень древний и пользовавшейся в Афинах большим уважением храм Эвменид. На северо‑западе от холма Ареопага подымается плосковершинный холм, который ученые называют теперь Тесеевым холмом (Theseion), потому что на северо‑восточной окраине его стоял храм Тесея. Самый значительный из холмов задней гряды находится на южном конце; это холм Муз (Музей, Museion), западный склон которого имеет почти четверть часа пути в длину. (На вершине его впоследствии стоял памятник родственника сирийских царей Филопаппа; этот памятник был виден с очень большего расстояния). На северо‑запад от холма Муз, отделяясь от него лишь узким ущельем, подымается плоскою террасою холм Пникса; на восточном склоне его находится искусственно выровненная терраса, окраину которой поддерживает громадная стена; археологи прежде полагали, что эта терраса была в древнем городе Афинах местом народных собраний, потому назвали ее Пниксом, как называлось у афинян место, где происходили народные собрания. На северо‑западе от холма Пникса, отделяясь от него лишь небольшою ложбиною, стоит скала, которую археологи называют холмом Нимф (потому что на скале есть надпись, посвящающая ее нимфам). Этот холм лежит почти прямо на запад от афинского Ареопага, а холм, примыкающий в нему с севера, прилегает к западной стороне Тесеева холма. Обе гряды составляли сплошную линию высот, служившую естественною защитой древних Афин со стороны гавани. Служивший с давних времен жилищем для эвпатридов, Акрополь вместе с прилегающими к нему с запада и с юга улицами и холмом Ареопага составлял в Афинах древнейший город. Вероятно, очень издавна принадлежала к нему также местность между Акрополем и Илиссом, называвшаяся Лимнами (Limna, «болота»). После персидских войн древний город Афины стал увеличиваться; в особенности разрастался он на север и северо‑запад; в его состав вошли соседние сельские общины: на севере, Ближний Керамик и Дальний Керамик, ставший северным предместьем; на западе Колон Агорский и Коллит, лежавший, вероятно, на восток от Колона. Дипилонские ворота (Dipylon) вели из древних Афин на северо‑восток в ту местность, где находилась Академия, сад с постройками, украшенный фонтанами; из других ворот города назовем Пирейские, Итонские, Диомейские, Ахарнские.

Памятники древних Афин – храм Тесея

Из развалин зданий древнего города Афин самый значительные:

В храме стояла статуя Афины, сделанная из слоновой кости, в золотой одежде; это было превосходное произведение Фидия. «Величественность форм здания, – говорит Прокеш, – блеск мрамора, безукоризненная гармония пропорций наполняли светлым спокойствием душу смотревшего на этот храм. Парфенон – диво совершенства. Самые незначительные, самые закрытые от взгляда части его отделаны с такою же заботливостью, как и самые важные, наиболее бросающиеся в глаза. Работники трудились с благоговейной добросовестностью» – В 1687 году, при осаде Афин венецианцами, Парфенон сильно пострадал. Лорд Эльджин в 1801 и 1803 годах снял те статуи, какие еще уцелели на фронтонах, снял части фриза, уцелевшие на северной и на южной сторонах, собрал изваяния, лежавшие на земле, и перевез в Лондон. Теперь все эти фрагменты искусства древнего города Афин находятся в Британском музее, и составляют драгоценнейшую часть его коллекций. Байрон строго порицал лорда Эльджина, и многие повторяли это порицание; но оно несправедливо: правда, Парфенон лишился дивных изваяний, увезенных лордом Эльджином; но они спасены от разрушения тем, что были увезены из местности, находившейся под варварским владычеством турок. – На севере от Парфенона стоит храм Эрехтея (Эрехтейон), одно из превосходнейших зданий древних Афин и всей греческой архитектуры. Это собственно не один храм, а два, составляющее одно здание: храм Афины Полиады (Афины покровительницы города) и храм, называвшийся Пандрозием, в котором была гробница Эрехтея. По давнему преданию в этом здании находились: священное масличное дерево Афины, соляной источник Посейдона, и там была тайная пещера, в которой, жила священная змея, охранительница Акрополя. Там сохранялось и древнейшее изображение Афины, вырезанное из дерева, черное, похожее видом на мумию. Прежде тут был храм, построенный в первобытные времена. Новое здание, построенное на его месте, осталось во мнении афинян тем храмом, о котором говорили древнейшие и священнейшие их предания, и в нем продолжали совершаться обряды первобытных времен.

Эрехтейон (афинский Акрополь). Рисунок Э. Додвелла, 1821

Весь афинский Акрополь был наполнен статуями: в храмах, в колоннадах, на дворах, на улицах его – повсюду стояли изображения богов, героев и знаменитых людей. Все в нем блестело мрамором, бронзой, золотом. – Между храмом Эрехтея и Пропилеями стояла на высоком подножии колоссальная бронзовая статуя Афины Защитницы (Promachos). Возвращаясь на родину, афинский моряк еще с моря, между Афинами и Сунием, видел конец поднятого копья Афины Защитницы. Под Акрополем, в пещере, из которой вытекал ручей, было святилище Пана и Аполлона. Театр Диониса, развалины которого открыты прусскою ученою экспедициею 1861–1862 годов, стоял на юго‑восточном конце Акрополя, а на юго‑западном в позднейшие времена Ирод Аттический построил великолепный театр, Одеон, и назвал его Одеоном Региллы, в память о своей покойной жене.

Афинский Акрополь в древности. Реконструкция

На праздник великих Панафиней торжественная процессия приносила Афине новую одежду, пеплос, украшенный шитыми узорами. В этом шествии участвовали все уважаемые люди, все красивые девушки древнего города Афин. Процессия шла из Дальнего Керамика через Ближний Керамик, потом по улице Гермов, вдоль северной стороны Акропольского холма к Илиссу, к Элевсинию, потом мимо Пифийского храма, мимо Пеласгика, восходила через Пропилеи к Парфенону, и позолоченные двери храма, звеня, растворялись перед нею.

Афинские гавани

На юго‑западе от Афин вдается далеко в море скалистый полуостров Акте; северо-западная сторона его и общая линия берега образуют большой залив, северо-восточная сторона замыкает собою менее обширную бухту, имеющую лишь узкий вход. Северо‑западный залив, у которого лежало местечко Пирей, имеет тоже узкий вход, так что эта гавань легко может быть защищаема от неприятельских флотов, а она просторна, могла вмещать все многочисленные корабли, привозившие товары для древнего города Афин. В юго‑восточном углу обширной торговой гавани есть бухта, Кантар; она была военною гаванью древних Афин; по берегу этой бухты были расположены верфи для постройки военных кораблей, арсеналы; таким образом, военный флот не мешал торговому движению в Пирейской гавани. На востоке от древних Афин была маленькая бухта Зеа; еще дальше на восток, у Мунихии, была под высоким берегом другая маленькая бухта; обе они были исключительно военными гаванями; в Зейской гавани было построено до 200 сараев для хранения кораблей; в Мунихийской, которая меньше Зейской, до 100 таких сараев (остатки их видны). Всю эта часть прибрежья древние афиняне во время персидских войн по предложению Фемистокла обвели укреплениями колоссального размера. Стена, сложенная из тесаного камня, огибала все эти три бухты древних Афин; начинаясь от Этионейского мыса, она доходила на северо‑востоке до Мунихии; длина её составляла полторы географические мили; в толщину она имела 11 футов, так что по ней могли ехать рядом две телеги с грузом. Камни были скреплены между собою не известью, а железными скобами. На каждых ста футах была башня. Входы в гавани были узки от природы; но поперек их были построены каменные плотины, чтобы сделать их еще более узкими, и их можно было запирать цепями. Особенно сильно был защищен плотинами вход в Пирейскую гавань. По окончании персидских войн были построены две «Длинные стены», соединявшие древний город Афины с Пиреем; они шли в расстоянии стадия (около 180 метров) одна от другой; эта дорога между афинских Длинных стен стала улицею, застроенной домами.

Утраченные миры: Афины - древний город, видео

Строение иллюстрирует традиции классической античной архитектуры и полностью соответствует канонам греческого дорического ордера. Основным материалом для его создания послужил пентелийский мрамор. Именно из него строители возвели монументальное сооружение длиной почти 32 метра, а высотой около 14-ти.

Сооружался храм трёхнефным: деление на части происходило за счёт двух рядов колонн в дорическом стиле. В древних документах и описаниях можно найти упоминание о том, что когда-то внутреннее пространство строения украшали бронзовые изваяния Гефеста и Афины Эрганы, которая также покровительствует ремесленникам и производствам.

На метопах (части фриза, характерные для дорического ордера), смотрящих на восток, можно увидеть рельефы, изображающие подвиги Геракла. На такие же метопы, только ориентированные на север и юг, нанесены изображения Тесея и его подвигов.

Для входящих в храм Гефеста первым, что они видят, становится пронаос - открытая пристройка перед главным входом. Позади размещается опистодом - отделённая задняя часть строения на западном фасаде. Эти архитектурные элементы также украшены фризами с рельефными изображениями. На пронаосе мастера высекли момент поражения Паллантидов в битве с Тесеем, а на опистодоме можно увидеть эпизод кентавромахии - битвы кентаров.

В ходе изучения святилища Гефеста в нём были найдены фрагменты статуй, некоторые из которых выполнены из паросского мрамора. Сегодня эти элементы хранятся в музее афинской Агоры.


Историческая справка

Назвать точную дату строительства религиозного сооружения сегодня невозможно. По предположениям историков это произошло в период с 460 по 420 гг. до нашей эры. Именно в этот промежуток на западной стороне афинской Агоры - городской рыночной площади - возник храм, посвящённый богу-покровителю всех кузнецов и повелителю огня Гефесту. Имя автора этого строения в истории не сохранилось, но специалисты полагают, что зодчим выступил тот же самый мастер, который возвёл храмы Ареса и Немезиды, а также святилище на мысе Сунион.


Среди афинян сооружение долгое время считалось Тесейоном - местом поклонения Тесею. Скорей всего, жителей ввели в заблуждение изображения подвигов этого мифического персонажа на архитектурных элементах постройки. По этой же причине долгий период ошибочно считалось, что сюда были перенесены останки Тесея.


Проведённые раскопки позволили специалистам утверждать, что в период эллинизма прилегающую территорию украшали растения в горшках. Останки этих цветочных горшков обнаружили археологи. В 7 веке нашей эры святилище начало использоваться в качестве христианской церкви, и было освящено в честь Святого Георгия Акамаса. В этом статусе сооружение существовало до первых десятилетий 19 века.

На сегодняшний день храм Гефеста считается одним из наиболее сохранившихся образцов греческой античной архитектуры.

В 1834 году оно стало местом, где чествовали первого короля независимой Оттона I. Именно он инициировал перемещение экспонатов Национального археологического музея в эти стены. С этого момента из религиозного объекта храм Гефеста превратился в сооружение культуры. В 1930-х здесь стартовали раскопки, осуществляемые представителями Американской школы классических исследований в , и экспозиция была вынуждена переехать. В ходе изучения этого места специалисты также занимались и его частичной реставрацией. Так, в 1978 году они восстановили крышу сооружения.


Как добраться

Передвигаясь на личном автомобиле, необходимо найти на карте афинскую Агору и ориентироваться на неё. Она заключена между улицами Polignotou, Apostolou Pavlou, Ag. Asomaton и Adrianou.


Без машины сюда можно добраться на метро - станции зелёной ветки Тисио или Монастираки (Monastiraki). Пеший путь от них до пункта назначения составит около 8-10 минут. Из автобусных маршрутов подойдёт 227-й: он едет до Αktaioy. Также пешком можно дойти от The Saloniki Isap Station. До этого пункта доезжают 25-й, 26-й, 27-й, а также 35-й, 227-й и 500-й маршруты.

Кроме того, чтобы сократить время на дорогу до Агоры, можно подобрать один из отелей в непосредственной близости от неё. Например, в шаговой доступности находятся Thissio View, Phidias Hotel Athens или Suitas.

Храм Гефеста на карте

Время работы

В храм Гефеста можно попасть со вторника по пятницу, исключая выходные на Рождество и Новый год, Пасху и некоторые другие большие праздники, выпадающие на эти дни. Прийти сюда можно начиная с 8 утра и до 15 часов дня. Уточнить рабочие часы и дни можно по телефонам +30 2103214825, +30 2103210185 и +30 2103210180.

Стоимость билетов

Стандартный билет обойдётся в 8 евро, льготный для студентов и пожилых людей будет стоить вполовину дешевле. Также есть возможность приобрести единый билет стоимостью около 30 евро, с которым можно посетить ряд достопримечательностей города: Акрополь, древнюю Агору, храм Зевса Олимпийского и некоторые другие.

Дети и люди с ограниченными возможностями имеют право на свободный вход. Однако в определённые дни бесплатный осмотр сооружения доступен всем желающим.

Обычно вход бывает свободным каждое первое воскресенье месяца с ноября по март, в Международный день музеев 18 мая, в Дни европейского культурного наследия, которые приходятся на последние выходные сентября, а также в дни национальных праздников.

Экскурсии

Нередко осмотр святилища Гефеста входит в программу обзорных экскурсий по городу или экскурсий по главным древнегреческим святыням. Часто его посещают в ходе знакомства , который располагается неподалёку. Такая экскурсия по древней части города займёт около 2-3 часов и обойдётся в 300-350 евро для группы от 3 до 5 человек.


Можно заказать и отдельную прогулку с экскурсоводом непосредственно по афинской Агоре, включающую в себя и посещение храма Гефеста в том числе. Цена такой экскурсии начинается от 29 евро с человека.

Один из самых древних храмов Афин и всей Греции стоит того, чтобы увидеть его не только на фото, но и познакомиться с ним лично. Храм Гефеста дарит возможность перешагнуть историческую грань и прикоснуться к тому, что было создано не просто давно, а очень давно - ещё до нашей эры.

Визитная карточка

Адрес

Афины 105 55, Греция

Стоимость

Взрослый - 8 евро, студенты и пенсионеры - 4 евро, дети - бесплатно.

Время работы

Вторник-пятница (кроме выходных на Рождество и Новый год, Пасху), с 8:00 до 15:00

Адрес: Греция, Афины, Афинская агора
Начало строительства: 449 год до н. э.
Окончание строительства: 415 год до н. э.
Координаты: 37°58"32.2"N 23°43"16.9"E

Туристы, успевшие побывать во многих уголках мира, советуют «начинающим» путешественникам, мечтающим ближе познакомиться с историей человечества и воочию увидеть древние памятники архитектуры, смело отправляться в Грецию .

Вид на храм с развалин Афинской агоры

Именно на территории этой европейской страны, переживающей в настоящий момент. нелегкие времена, находятся многочисленные памятники истории и архитектуры, удивительные достопримечательности, которые были возведены древними строителями еще до нашей эры. Древняя Греция знала взлеты и падения, увы, большую часть времени ее территория являлась местом кровопролитных сражений между захватчиками, мечтавшими получить полный контроль над Элладой. Естественно, все это не могло не сказаться на состоянии многочисленных храмов и святилищ, многие из которых в начале 20-го века приходилось в буквальном смысле извлекать из-под земли.

Одно из немногих строений, которое чудом уцелело до нашего времени и возвышается на северо-западной стороне знаменитой Афинской агоры - это известнейший во всем мире Храм Гефеста . Во многих источниках упоминается Афинская агора, однако, определение этого термина встречается довольно редко. Для того чтобы понять значение Храма Гефеста, стоит объяснить, чем именно являлась агора для древних греков. Афинская агора - это центр древних Афин , место, на котором проводились различные собрания, языческие обряды, состязания спортсменов и велась бойкая торговля. Проще говоря, агора - это что-то вроде римского форума, который также был построен еще до прихода в наш мир Спасителя всего человечества Иисуса Христа.

Общий вид на храм

На Афинской агоре и поблизости нее возводились лишь самые главные для древних греков здания, храмы, театры и святилища. Одним из таких храмов является Храм Гефеста, на который и в наши дни могут полюбоваться путешественники, посетившие столицу Греции. Удивительно, но сохранился Храм Гефеста не из-за приверженности афинян к языческому культу, а благодаря Греческой Православной Церкви. Однако об этом немного ниже….

Гефест в древнегреческом мифе

Согласно мифу, Гефест был сыном громовержца Зевса и его ревнивой супруги Геры. Существует предание, что во время одной из многочисленных ссор божественных супругов, Гефест был сброшен с Олимпа, и упал на остров Лемнос, который образовался в результате мощного извержения вулкана. Несмотря на то, что Гефест был сыном бога и богини, при падении он сломал ногу, и впоследствии остался хромым. Если внимательно изучить все греческие мифы, рассказывающие о жизни богов, детально рассмотреть уцелевшие фрески и мозаики, можно сделать определенный вывод: все боги Олимпа проводили свое время в празднествах и торжествах. Когда этот «образ жизни» им наскучивал, они принимали непосредственное участие в жизни и судьбах людей и полубогов.

Вид на храм с запада

Лишь один из этих богов был вынужден постоянно трудиться. Это и был знаменитый Гефест, который согласно мифам был богом-кузнецом, покровителем огня и вулканов. По большей части Гефест делал великолепное оружие и надежные доспехи для греческого героя Ахиллеса. Того самого, которого поразили в единственно незащищенное место - «ахиллесову пяту». Вот такая непростая «жизнь» была у Гефеста, который вместо того, чтобы проводить время в торжествах, стоял у пышущего невыносимым жаром горна.

Храм Гефеста - история

По мнению историков и археологов, которые изучали различные летописи и описания, Храм Гефеста был построен во времена правления Перикла. Перикл восседал на царском троне Афин и при помощи слов умел убеждать свой народ, а благодаря таланту полководца, малыми жертвами мог отбить многочисленные атаки неприятеля. Существуют факты, что царствование Перикла можно назвать золотым временем для Афин. Этот царь и приказал возвести на Афинской агоре великолепный Храм Гефеста. Приблизительно его строительство длилось с 450 по 415 год до нашей эры . Стоит отметить, что за такой срок можно было возвести даже несколько подобных храмов. Однако летописи указывают, что большинство рабочих занятых на строительстве Храма Гефеста, были «переброшены» в определенный период времени на постройку легендарного и гигантского Парфенона .

Северо-западный фасад храма

Несмотря на то, что у современных историков имеются в распоряжении описания путешественника Павсания, который в свое время в документах описал и древний Коринф, имя архитектора, разработавшего план Храма Гефеста, достоверно неизвестно.

Правда, некоторые специалисты выдвигают версию о том, что великолепный Гефестейон был разработан знаменитым древнегреческим архитектором Алкаменом. Этому мастеру, опять-таки, по неподтвержденным данным, приписывают авторство проекта Храма Посейдона , расположенного на мысе Сунион. Правда, никаких доказательств, которые бы говорили в пользу этой версии, пока историками и археологами не найдено, поэтому имя архитектора Храма Гефеста в наши дни официально считается неизвестным. В некоторых древних источниках указывается, что на окружающей территории храма бога-кузнеца, был разбит великолепный сад, в котором философы под тенью гранатовых деревьев могли размышлять о вечном.

Юго-западный фасад храма

В VII веке нашей эры языческий храм, посвященный богу Гефесту, православные священники сделали Церковью Святого Георгия. Удивительного в этом ничего нет, в те далекие времена былое могущество Афин кануло в прошлое и свободных финансов, впрочем, как и рабочей силы, в городе не было. К слову, христианская церковь довольно часто использовала древние строения для своих храмов. К примеру, в определенный промежуток времени христианским храмом была знаменитая «Башня ветров» , которая являлась, пожалуй, самой древней на нашей планете метеорологической станцией. Музеем под открытым небом Храм Гефеста стал благодаря баварскому покровителю королю Оттону, при правлении которого христианская церковь была вынуждена покинуть стены древнейшего святилища.

Храм Гефеста - архитектура и внутреннее убранство

Как уже было сказано выше, Храм Гефеста - это одно из хорошо сохранившихся древних зданий, а потому оно и самое удивительное на территории современных Афин . Здание, где почитали бога-кузнеца, возвышается на холме, носящем название Агорайос. Его длина составляет 31 метр и 70 сантиметров, впечатляет и ширина - 13,7 метров. Чудом уцелели не только все 34 колонны, которые были выполнены мастерами, жившими еще до нашей эры, в дорическом стиле, но и крыша. Стоит отметить, что фризы храма сделаны в ионическом стиле, а 18 из 68 метоп представляют собой скульптуры. Метопы восточной стороны Храма Гефеста рассказывают туристам при помощи скульптурных изваяний о жизни и подвигах Геракла. А еще четыре поведают о приключениях на острове Крите героя древнегреческих мифов Тесея.

Колоны и крыша храма

Философ Павсаний, который всегда описывал увиденное им во время путешествий, в своих записях говорит о том, что в центре Храма Гефеста стояли две огромные скульптуры, отлитые из бронзы. Первая, как нетрудно догадаться, была посвящена самому повелителю огня, а вторая, богине-покровительнице города - Афине Палладе. Увы, эти скульптуры, как и многочисленные фрески и мозаики были варварски уничтожены, а многие попросту похищены захватчиками и мародерами.

Авторитетные архитекторы утверждают, что Храм Гефеста был возведен по подобию Парфенона, как и большинство других небольших храмов, некогда стоящих на Афинской агоре. По большому счету они абсолютно правы, ведь во времена правления Перикла многие святилища, в которых поклонялись богам, строились в дорическом стиле. К слову, в результате археологических раскопок, начатых лишь в двадцатом веке, поблизости Храма Гефеста найдены многочисленные развалины кузниц и гончарных мастерских. Это говорит о том, что древние афинские ремесленники старались работать с огнем непосредственно возле храма бога, которому «подчинялась» эта стихия.