Храм косинской иконы божией матери. Сведения о храме казанской иконы божией матери в коломенском

Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская»

Дорогие братья и сестры! Наш храм в этом году отметил свое 120-ти летие!

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ:

Литургия — воскресенье в 8.00

Всенощная — суббота в 16.00

Храм Казанской иконы Божией Матери в старинном селе Петровка принадлежит Сампурскому благочинию Тамбовской митрополии Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Это – один из старейших храмов не только в районе, но и на Тамбовщине, и 4 ноября 2014 года, на Казанскую, он отметит юбилейный престольный праздник – 120-летие со дня своего основания.

ИСТОРИЯ НАШЕГО ХРАМА

Деревянная однопрестольная холодная церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» в селе Петровка была построена в 1894 году на средства прихожан. Иконы в новый храм были закуплены за счет средств помещика, имя которого, к сожалению, утрачено. Известно, что его могила располагается на территории храма. Праздник Казанской Божией Матери 1894 года стал днем освящения нового храма в селе Петровском.

В описании храма того времени читаем: «Ядром небольшой храмовой композиции является приземистый четверик, несущий восьмерик, завершенный восьмигранной куполообразной кровлей и луковичной главкой, покрытой лемехом. С востока к нему примыкает прямоугольная алтарная апсида, а с запада — небольшая трапезная и двухъярусная шатровая колокольня с луковичным венчанием. Снаружи храм обшит тесом и окрашен в бело-голубые тона, а кружевные резные узоры на карнизах всех объемов придают ему особую легкость и воздушность». Храм построен в виде креста, с большим притвором, без фресок. Роспись потолка в настоящее время закрашена. На Царских вратах – изображение четырех евангелистов, икона Благовещения Пресвятой Богородицы и икона Спасителя. На северных вратах – икона Пресвятой Богородицы, на южных – проповедник Моисей с каменными скрижалями с десятью Заповедями Господними.
История храма неразрывно связана с историей села. В 1824 году помещик Ковальский из села Княжево имел земли к югу от своего имения. На этих землях Ковальский решил образовать хутор, и поселил туда 30 семей из своего поместья в Княжево. На хуторе в числе 30 семей переселенцев была самая многочисленная семья — семья трех братьев Петровых, более состоятельная и влиятельная, чем все прочие. По Петровым, впоследствии, и было названо разросшееся на месте хутора село, где в 1894 году и был освящен новый храм с престолом в честь Казанской иконы Божией Матери. Согласно архивным документам, «Церковь деревянная, холодная, построена на средства прихожан в 1894 году. Престол один, Казанский — 22 октября (4 ноября по новому стилю). Школа церковно-приходская, одноклассная. Есть церковно-приходское попечительство. Опись церковного имущества имеется. Метрические книги с 1871 года. Штат: священник и псаломщик».

ЧТИМЫЕ ИКОНЫ

Икона Казанской Божией Матери, икона Спасителя, старинная икона св.Серафима Саровского, св.Целителя Пантелеимона, св. Николая Мирликийского.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

В 30-е годы Казанский храм был закрыт, советской властью не раз предпринимались попытки разрушить его: в 1937 году настоятель храма, протоиерей Андрей Вершинин был арестован и отправлен по этапу в Коми АССР, а приход закрыт. С 1939 года службы в храме не велись, колокола были сброшены, иконы разобрали по домам прихожане. В годы Великой Отечественной войны последовала директива властей – разрушить храм, разобрав его на строительные материалы для хозяйственных нужд. И храм фактически спас от разрушения поистине героический человек – председатель колхоза «Тамбовская правда» Иван Федорович Тетенев . Вначале властям потребовалось кровельное железо с крыши храма. Но председатель отдал железо почти со всех колхозных построек, а церковь трогать не позволил. После приказа – разобрать храм на стройматериалы, предоставив доски с пола для строительства, Иван Федорович предоставил в район лес, доски и гвозди, а храм вновь остался нетронутым.

Существует исторический документ – расписка председателя «Тамбовской правды», сохранившаяся в архиве — с которой фактически начинается второе рождение храма: «1943 год. 1 сентября первого дня выдана мною, председателем колхоза «Тамбовская Правда» Дмитриевского сельсовета Тетеневым Иваном Федоровичем в том, что церковь, находящаяся на территории колхоза, намеченная к разлому для целей строительства в районе. Правлением колхоза вместо намеченного полома полов из перерубов внутри здания обязуется до 5 сентября 1943 года поставить в Сампурский райисполком 300 м2 половых досок, 6 м3 строевого дубового леса и 10 кг. строительных гвоздей. Райфинотдел здание церкви при ее отъеме и находящееся в ней имущество, кроме 10 внутренних замененных рам, предлагает колхозу в аренду для использования в качестве зернохранилищ, доставленный колхозом материал принять в оценке и произвести перерасчет по истечению 3-х летней аренды. О чем и составлено настоящее обязательство. Обязательство вступает в силу с 5 сентября 1943 года». Затем в церкви располагалась летная воинская часть, а рядом был аэродром.

Летчики отправились на фронт, а из райкома поступает новая директива – разобрать церковь полностью, включая деревянные стены. И по просьбе председателя за одну ночь колхозники заполнили храм мешками с зерном, превратив его в зернохранилище. Против инициативы сохранения стратегических запасов не выстояли даже ярые поборники разрушения церкви. Тем самым Иван Федорович Тетенев сохранил храм для потомков. Могила председателя находится на территории церкви. Церковь вновь была открыта в 1946 году, когда из заключения вернулся отец Андрей , и с тех пор не закрывалась. Через несколько месяцев отца Андрея отозвали в епархию, и в храм прибыл новый настоятель – отец Григорий , который служил до 1988 года. Его стараниями в храме поддерживался порядок, был отремонтирован крестильный дом. С 1988 по 1991 год настоятелем храма был отец Александр . С 1991 года настоятелем был отец Ярослав (Сытник Ярослав Михайлович). С 2000 до 2009 года настоятелем был отец Андрей . В 1993 году храм был отреставрирован: заменены купола, церковные кресты, обшивка и кровля храма. Ремонт и внешняя отделка проводились в 2008 году.

Сегодня храм действующий, здесь регулярно совершаются богослужения.

При храме работает воскресная школа. С 2009 года и по настоящее время настоятелем храма является иерей Стефан Шурухин .

Казанская икона Божией Матери на протяжении веков является одной из любимых на Руси в целом и особенно в престольном граде Москве – ведь именно чудо от Казанской иконы связано с освобождением Москвы от польских интервентов в 1612 году.

Где поклониться Казанской иконе в Москве?

Казанская икона Божией Матери

В Москве сегодня присутствует множество чтимых и чудотворных списков Казанской. В праздничный день пройдемся по центру столицы. И начнем нашу прогулку с Красной площади – именно там находится собор в честь Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1636 году и разрушенный триста лет спустя. Только в 1993 году церковь была восстановлена. В соборе находится чтимый образ Божией Матери «Казанская».

Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

С Красной площади через Манежную, по улице Моховой, а оттуда – по улице Волхонка не спеша дойдем до храма Христа Спасителя. В нижней церкви Преображения Господня находится простая новой работы икона Божией Матери «Казанская» – ее очень почитают прихожане.

Преображенская церковь храма Христа Спасителя

Перейдем Соймоновский проезд, пройдемся до храма пророка Илии в Обыденском переулке – здесь, среди многих святынь храма, есть и Казанская икона Божией Матери (а также другие чтимые иконы: Владимирская, Феодоровская и наиболее известная святыня храма – чудотворный образ «Нечаянная Радость»).

Храм пророка Илии в Обыденском переулке

Выйдем на Бульварное кольцо – дойдем до конца Гоголевского бульвара, свернем в Малый Афанасьевский переулок, оттуда – в переулок Филипповский. В храме Воскресения Словущего (Иерусалимское подворье) в иконостасе левого придела святого апостола Филиппа находится Казанская икона Божией Матери.

Храм Воскресения Словущего в Филипповском переулке (Иерусалимское подворье)

Дойдем до метро «Арбатская», доедем до станции метро «Бауманская» и прогуляемся до Елоховского собора. Главный московский храм советского периода – сокровищница многих святынь. Среди них и чудотворная Казанская икона Божией Матери.

Елоховский Богоявленский собор

Неподалеку, между станциями метро «Курская» и «Таганская», в Лыщиковом переулке, стоит храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. В нем находится множество святынь – в том числе чтимые образы Покрова, Тихвинская и Казанская (также в храме пребывают в раке мощи священноисповедника Романа (Медведя), прославленного в числе новомучеников и исповедников Российских).

Храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе

Снова сядем в метро, проедем по «кольцу» и выйдем на станции метро «Новослободская». В двухстах метрах от метро, в Нововоротниковском переулке стоит храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках. Здесь находится чтимый образ Божией Матери «Казанская», писанный на стекле.

Храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках

И вернемся либо по кольцу (до «Октябрьской»), либо по Серпуховско-Тимирязевской «серой» ветке (до Боровицкой) и на троллейбусе – в точку, находящуюся совсем недалеко от места, с которого мы начинали наше путешествие. Храм святителя Николая на Берсеневской набережной – один из самых «традиционных» в Москве. Там, кроме частиц мощей святителя Феофана Затворника и святого праведного Симеона Верхотурского, пребывает и чтимая Казанская икона Божией Матери.

Церковь Николая Чудотворца на Берсеневской набережной

В Москве можно прогуляться в музее-заповеднике «Коломенское» и посетить знаменитую российскую реликвию. Храм Казанской в Коломенском уже четвертое столетие является его главным символом. Это трехэтажное здание давно покоряет сердца людей своим величием и поистине царским масштабом. Оно имеет внушительных размеров лестницу с шатровым крыльцом, а примыкает к основному строению при помощи красивой лестницы, сделанной на склоне, высокая шатровая колокольня. Нередко его путают с бывшим монастырем в Коломне.

Общие сведения

Почти полвека назад в нем последний раз проводилась реставрация, поэтому на сегодняшний день зданию требуется не только косметический, но и капитальный ремонт, чтобы не возникло никакой аварии.

Все противоаварийные и реставрационные работы проводятся на средства Прихода по условиям Охранного договора, Приход является единственным пользователем здания. Но он не располагает достаточной суммой, чтобы восстановить первоначальный вид храма, несмотря на то, что здание является культурным наследием и шедевром русского зодчества. Уже начиная с проектирования ремонтных работ необходимы большие вложения, так как они требуют профессионального подхода. Из-за отсутствия должной суммы , реставрация его откладывается из года в год.

Неравнодушные люди пытаются помочь настоятелям своими пожертвованиями, их можно оставлять не только непосредственно в храме, но и перечислить на его счет. Все реквизиты, куда можно перечислять добровольные пожертвования, указаны на сайте храма.

Почитание Казанской иконы Божией Матери всеми церквями страны было установлено, когда родился Дмитрий Алексеевич. Романовы были уверены, что престолонаследием они обязаны именно заступничеству Казанской Богоматери. Первые 2 года Великой Отечественной войны храм не действовал, но потом службы возобновились и продолжаются до сегодняшнего дня.

Сюда приходят не только помолиться или пройти таинство крещения, но и приносят вещи и продукты для освящения: например, на Пасху – куличи и яйца, на день памяти Параскевы Льняной – льняную ткань и сельскохозяйственные продукты , выращенные на собственных огородах, на Вербное воскресенье – веточки вербы и другие.

История храма в цифрах

  • 1640–1651 гг. Царь Михаил Федорович издал указ об основании церкви Казанской иконы Божией Матери;
  • 1666 г. Прошло освящение церкви при царе Алексее Михайловиче;
  • 1910 г. Голые стены храма украшены росписью;
  • 1941–1942 гг. Церковные двери были закрыты для посещений.

Архитектура

После издания указа о строительстве кирпичного храма прошло не больше четырех лет. Его венцом стали 5 золотых куполов и 2 по бокам, украшала здание шатровая колокольня, а надпись под крестом центральной главы гласила о том, что символизирует данное строение, это был, согласно исторической справке, столетний юбилей взятия Казани.

Деревянное строение , если верить летописям, было построено Лжедмитрием II , когда он был изгнан из Коломны, оставил напоминание о себе. Другой источник гласит, что построить каменную церковь повелел царь Михаил Федорович, как знак памяти освобождения Руси от польской интервенции. Новый храм изначально исполнял роль домовой церкви, по длинным переходам, устланным войлоком, можно было попасть в дворцовые покои царицы. Войлок стелился не только для тепла , но и для шумоизоляции, чтобы не было слышно шагов идущих по коридору людей.

Святыни

В тяжелые для страны времена Чудотворная икона Божией Матери «Державная» была похищена, но в 1990 году возвращена на законное место и остается там по сей день. Расписание работы храма можно посмотреть на его официальном сайте, но для посетителей он открыт ежедневно с 7:30 и до окончания вечерней службы. Изменения в расписании могут возникнуть только из-за праздничных богослужений. Для школьников есть возможность посещать воскресную школу. Любой желающий может посетить библиотеку. Взрослые могут пойти таинство крещения в баптистерии.

Помимо основной части храма , есть 2 придела – северный и южный, названные в честь святых.

В церковных стенах, кроме Чудотворной иконы, есть еще одна святыня – Чтимая Казанская икона Божией Матери, в честь которой и было названо это место. Но к сожалению, это фотокопия оригинальной иконы. Также в храме стоит скульптура Иисуса Христа, выполненная из дерева.

Дни почитания Божьей Матери:

  • 8(21) июля;
  • 22 октября (4 ноября).

Отмена крепостного права оставила свой след: Мемориальный столб, располагающийся недалеко от основного строения, который был построен крестьянами. Он сделан в 1861 году как знак благодарности императору Александру II . Мемориальный столб поменял свое местоположение в 1980 году, с этого момента он стал одной из достопримечательностей Коломенского.

Расписание

Богослужения проводятся ежедневно с раннего утра, независимо от дня недели.

  • В будни богослужения начинаются в 8:00;
  • По воскресеньям богослужения начинаются в 7:00.

Придворная церковь принимает посетителей до 19:30, исключение составляет понедельник, когда двери закрываются в 12:00. В это время в здании проводится генеральная уборка. Редко празднования приходятся на будние дни. Например, в сентябре Рождество Пресвятой Богородицы приходится на четверг 8(21) число. Полное расписание богослужений представлено на сайте храма Казанской иконы Божьей Матери.

Храм на Красной площади

Чуть ранее начала строительства домовой церкви в Коломенском, был построен храм с таким же названием в Москве на Красной площади. Изначально он тоже был деревянным, но, в отличие от коломенского храма, был построен на сбережения Дмитрия Пожарского. Говорят, что простоял он всего десяток лет, после чего был сожжен. Новый кирпичная его версия была возведена по указу Алексея Михайловича, правящего страной в то время. Все обновления и пристройки появились благодаря щедрым пожертвованиям.

В 1936 году правительство решило, что облик строения не соответствует улице, где он стоит, ведь по Красной площади проходили торжественные шествия и различные торжества. В отличие от храма в Коломенском, он занимал не свое место, поэтому общественность приняла решение о его уничтожении. На его месте был построен общественный туалет.

Храм в Казани

В Казани возрождается еще один храм Казанской иконы Богоматер и, подобный коломенскому, но только в 2016 году было принято решение воссоздать разрушенное здание. При этом вид его не должен быть изменен. Революционный период сделал из него склад для хозяйственных нужд, после чего в этом же статусе он был взорван. Храм удастся воссоздать по старым фотодокументам и чертежам.

На месте взорванной святыни подмосковного села Орлово выросла удивительной красоты пятикупольная церковь.

Благодаря тому, что финансирование стройки не прекращалось ни на один день, храмовый комплекс был построен в рекордно короткие сроки

Голгофа отца Николая

При орловском храме всегда была крепкая церковная община, которую в разные годы окормляли разные священники, но последнему из них выпала особая доля – мученическая кончина во имя Христа на печально известном бутовском полигоне.

Ровно четверть века отец Николай Лавров был настоятелем храма в Орлове, из них последние 18 лет пришлись на время безбожия и репрессий. После октябрьского переворота вся мощь государственной машины была направлена на уничтожение Церкви. Но даже в таких условиях, ежедневно рискую жизнью, батюшки продолжали свое служение.

В 1935 году Кунцевский райсовет принял решение о переоборудовании здания орловской церкви под школу. У отца Николая потребовали ключи от церкви. Вместо этого пастырь собрал из окрестных сел верующих и написал от их имени коллективное ходатайство с просьбой приостановить действие постановления о закрытия храма.

Попытка спасти Божий дом имела для отца Николая самые трагические последствия. Следователи обвинили его в руководстве «контрреволюционной кулацкой группой». По постановлению тройки при УНКВД Москвы и Московской области Николая Яковлевича Лаврова приговорили к расстрелу.

Обретение креста

После закрытия церкви местные власти распорядились церковную утварь и иконы передать в соседние храмы, но прихожане поступили иначе: они разобрали по домам дорогие для них святыни в надежде сохранить их до лучших времен. Комитет бедноты расценил эти действия как саботаж и велел «пособникам контрреволюции» под страхом расстрела вернуть церковное имущество до последней иконы, чтобы потом на глазах у всего села устроить показательный пожар.

Казалось, в тот страшный день все сгорело дотла, и уже нет никакой надежды найти хоть какую-нибудь подлинную вещь из орловского храма. Но случилось чудо. Восемь лет назад при обследовании фундамента разрушенной церкви был обретен потемневший от времени настенный крест, будто специально ждавший своего часа.

Три храма – один священник

Уже давно село Орлово вместе с окрестными деревеньками вошло в состав Москвы, а их жители стали москвичами. Сменились поколения, но люди не забыли своих корней, в том числе и духовных. Среди местных жителей нашлись подвижники, которые создали церковную общину и задались целью возродить разрушенный храм.

Михаил Колюпанов родился в 1977 году в Москве.
В 2000 году закончил Свято-Тихоновский богословский институт. В 2001–м был рукоположен в священники. С 2001 по 2004 год служил в храме Рождества Богородицы на Крылатских Холмах. С 2004 года – настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Орлове

Община есть, а церкви и священника – нет. Разве это правильно? И в 2004 году молодой иерей Михаил Колюпанов становится пастырем «группы церковных активистов». Первые молебны, пока позволяла погода, проходили под открытым небом – на фундаменте старой церкви. А потом остро встал вопрос о временном помещении. Руководство поликлиники восстановительного лечения на ул. Родниковой в Солнцеве любезно предоставило отцу Михаилу… свой актовый зал. На сцене батюшка устроил алтарь, перед алтарем поставил подсвечники, а по стенам развесил иконы.

– Местные бабушки поначалу отнеслись к нашему храму с недоверием. Думали, что мы сектанты какие-нибудь, – улыбается отец Михаил, – а теперь на воскресной службе бывает до 60 причастников. Кроме того, церковь посещают люди с ограниченными возможностями, которые приезжают на лечение в поликлинику. Они ищут здесь поддержки, утешения и, конечно, помощи Божией.

Комплекс в Солнцеве – щедрый дар москвичам от компании «Мосстроймеханизация-5». Ее генеральный директор Сергей Качалин считает храмостроительство вкладом в будущее
государства.

Слова утешения ждут от батюшки и в другом больничном храме – при Научно-практичном центре медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы.

Приписной храм Святой Троицы представляет собой небольшое помещение в здании Научно-практичного центра, и служба совершается здесь один раз в неделю.

Но на большие церковные праздники батюшка старается служить во всех «своих» храмах.

Общими молитвами Храм в честь Казанской иконы Божией Матери на Староорловской улице, рассчитанный на 500 человек, вместе с домом причта был возведен по Программе «200 храмов» в числе самых первых. И хотя строительство еще не закончено, но уже есть представление о том, как должен выглядеть храмовый комплекс XXI века. С одной стороны, его архитектура не выходит за рамки традиционного церковного зодчества, а с другой – везде, где это уместно, использованы современные технологии.

В доме причта предусмотрена комната матери и ребенка. Здесь можно будет покормить и перепеленать малышей. А в просторные учебные классы переедет воскресная школа прихода, долгие годы ютившаяся в больничной библиотеке.

Благодаря тому, что финансирование стройки не прекращалось ни на один день, храмовый комплекс был построен в рекордно короткие сроки. Генеральный директор организации «Мосстроймеханизация-5» Сергей Качалин стал не только куратором объекта, но и его единственным спонсором. За что ему низкий поклон от всего прихода храма и от жителей микрорайона, которые то и дело интересуются, когда же откроется новая церковь.

– Осталась лишь внутренняя отделка храма, – говорит настоятель, – но чтобы побыстрее начать богослужения, мы решили установить временный иконостас с репринтными фотокопиями икон.

Местные жители, желая внести свою лепту в убранство храма, приносят батюшке домашние иконы и церковную утварь, а один из давних прихожан вызвался профинансировать покупку колоколов для звонницы.

Строительство:

Инвестор и генподрядчик: «Мосстроймеханизация-5»

Проект: ГУП «МНИИТЭП»

Техзаказчик: ГУП «УРиРУО»

Адрес: ул. Староорловская, д. 106

Настоятель: священник Михаил Колюпанов