Хожде ние богоро дицы по му кам. Апокриф "хождение богородицы по мукам" (XII в.). Вопросы и задания

Богородица, хотящи дабы видьла, како ся душа мучать, и рече Михаилу архистратигу: «Исповъмся исповъждь ми, яже суть на земли всяческая». И рече къ ней Михаилъ: «Яко же... речеши, благодатная, азъ всяческая тебъ исповъмъ». И рече къ нему свя­тая богородица: «Колко есть мукъ, идъже мучится родъ христь-янский?» - И рече къ ней архистратигь: «Неизрекомыи суть мукы». - Рече же къ нему благодатная: «Исповъжь ми на небеси и на земли».

И повелъ архистратигь явитися ангеломъ отъ полудне*, и от-верзеся адъ, и видь во адъ мучащаяся, и бяше ту множство мужъ и женъ, и вопль многь бяше. И воспроси благодатная архистрати­га: «Кто си суть?» - И рече архистратигь: «Сии суть, иже не въроваща во отца и сына и святаго духа, но забыша бога и върова-ша юже ны бъ тварь богъ на работу сотворилъ, того они все богы прозваша: солнце и мьсяць, землю и воду, и звъри и гади... Троя-на, Хорса, Велеса, Перуна на богы обратиша, бъсомъ злымъ вьро-ваша и досель мракомъ злымъ содержими суть, того ради здь тако мучатся...»

И видь на друзъмъ мьсть тму велику, и рече святая богороди­ца: «Что есть тма сии, и кто суть пребывающи въ ней?» - И рече архистратигь: «Многи душа пребывають въ мъсть семь». - И рече святая богородица: «Да отымется тма сии, да быхъ видьла и ту муку». И отвъщаша ангели, стрегущии муку: «Поручено ны есть, да не видять свъта, дондеже явится сынъ твои благыи, паче 7 солнць свьтлийши». И прискорбна бысть святая богородица, и ко ангеломъ возведе очи свои, и возръвъ на невидимый престолъ отца своего, и рече: «Во имя отца и сына и святаго духа, да оти-мется тма сии, и да быхъ видъла сию муку». И отьятся тма си, и 7 небесъ явися, и ту пребываше множство народу, мужъ и женъ, и вопль многий бысть, и гласъ великъ исхожаше. И видъвши я пресвятая богородица и рече къ нимъ плачющися со слезами: «Что сотворили есте, бъдницы окаянии недостойнии, како вы съмо приидосте?» И не бысть гласа оть нихъ, ни отвъта, и рекоша ан-гели стрегуще: «Почто не глаголите?» Рекоша мучащийся: «О бла­годатная, оть въка нъсмь свъта видъли, да не можемъ зръти горъ». И возръвши на ня святая богородица и восплакася велми. И видъв-ши ю мучащийся и рекоша къ ней: «Како ны еси присътила* святая богородица, но сынъ твой благодатный на землю прихо­дить, и не воспроси насъ, то ни Авраамъ прадъдъ, ни Моисъи пророкъ, ни Иоаннъ креститель, то ни апостолъ Павелъ, возлюб-ленникъ божий, но ты, пресвятая богородица, заступнице, - ты еси роду христьянскому стьна, ты молишь бога. Како еси насъ присътила бъдныхъ?» Тогда рече святая богородица, ко архистра­тигу Михаилу: «Что есть согръшение тьхъ?» - И рече Михаилъ: «Сии суть, иже не въроваша во отца и сына и святаго духа, то ни въ тя, святая богородица, не хотяща проповъдати имени твоего, якоже родися оть тебя нашъ Исусъ Христосъ, плоть приимъ, ос­вяти землю крещениемъ, - да того деля* въ томъ мъсть мучатся». И паки прослезися святая богородица и рече къ нимъ: «Почто ся соблазнисте, не вьете ли вы, якожъ мое имя чте все создание?» То рекше святая богородица, и паки тма нападе на нихъ. Рече къ ней архистратигь: «Куды хощешь, благодатная, да изидемъ - на полудне или на полунощь*?» - И рече благодатная: «Изыдемъ на полудни». - Тогда обратишася херувимы и серафимы и 400 ангелъ, изведоша богородицу на полудень, идъжь ръка огненая исхожаше, и ту бяше множство мужъ и женъ, бяху погружении ту, овии до пояса, овии до пазуху, овии до шии, а друзии до верха. И видъвше святая богородица, возопи гласомъ великимъ и воспроси архистратига: «Который суть си, иже до пояса во огни погружении?» - И рече къ ней архистратигь: «Се суть, иже отець и матерей своихъ клятву* прияша, да за то здъ мучатся, яко про­кляти суть»,- И паки рече богородица: «Иже суть подъ пазусъ въ огни, котории суть?» - И рече къ ней архистратигь: «Сии суть присныя куми были карящеся, а другии блудъ творяху, да за то ти здъ мучатся», И рече пресвятая богородица: «А иже суть до шия во пламени огню, котории суть?» - И рече къ ней архангелъ: «Сии суть, иже мяса ядшая человъча, да за то здъ мучатся тако»,- Рече святая богородица: «А сии до верха суть ввержении во пламени огню, который суть сии?» - И рече архистратигь: «Си суть, гос­поже, иже кресть честный держаще, кленутся лжами,- таковы­ми силы честнаго креста, егоже ангели зряще трепещуть и со стра-хомъ поклоняются ему,- тогожъ человъцы держаще, кленутся имъ, не въдуще, какова мука ожидаеть ихъ; того ради тако мучатся».

И увидь святая богородица мужа висяща за нози, и червии ядяху его, и воспроси ангела: «Кто сей есть? что ли гръхъ со-творилъ есть?» - И рече къ ней архистратигъ: «Сии есть, иже приклады* имаше на злато свое и на сребро, да за то на въки мучится».

И видь жену висящу за зубъ, и различныя змия исхожаху изо усть ея и ядаху ея. И видъвши пресвятая, и воспроси ангела: «Что есть жена сии, что ли гръхъ ея?» - И отвъща архистратигъ и рече: «Та есть, госпоже, еже хожаше по ближная своя и по сусьдомъ, послушающи, что глаголють, и слагающи словеса неприязнена, сважающии* на сваръ*, да того ради сице мучится». И рече святая богородица: «Добро было человъку тому, да ся бы не ражалъ».

И рече кь ней Михаилъ: «И еще, святая богородица, нъсть видьла великихъ мукъ».- И рече святая ко архистратигу: «Изы-демъ да походимъ, да видимъ вся муки».- И рече Михаилъ: «Куцы хощеши, благодатная?» - И рече святая: «На полунощь». И обра-тишася херувими и серафими и 400 ангелъ, изведоша благодат­ную на полунощь, и бысть облакь огненъ раепростерть, посреди его одрове, яко пламеный огнь, и на нихъ лежаше множство мужъ и женъ. И видъвши святая, и воздохнувъ, и рече ко архистратигу: «Кто си суть, что суть согръшили?» - И рече архистратигъ: «Сии суть, госпоже, иже во святую недълю на заутреню не воставають, но лънящеся лежать, яко мертви, да за то ть мучатся».- И рече святая богородица: «Да аще кто не можеть встати, да что сотво­рили?» - И рече Михаилъ: «Послушай, святая, аще кому заго­рится храмина на четверо, и обыдеть и огнь и згорить, не мога востати, таковъ не имать грьха...»

И увидь святая богородица древо желъзно, имъюще отрасли и витвии желъзныи, и вершие вътвия того имъяше уды желъзныя, и бяше множство висящий, мужъ и женъ, за языки. И видъвше святая, прослезися и воспроси Михаила: «Кто си суть, что [ли] согръшении ихъ?» - И рече архистратигъ: «И се суть клеветни­цы и свадницы*, иже разлучиша брата отъ брата и мужъ оть женъ своихъ...»

И видь пресвятая жены висяща за вся ногти, и пламени исхо-жаше изо усть ихъ и опаляше вся, и змия исхожаше изъ пламени того и прилъпяху къ нимъ, и вопияху, глаголаше: «Помилуйте насъ, яко едины мучимся паче всъхъ мукъ». - И рече святая, про-слезившися: «Что есть согръшении тьхъ?» - И рече архистратигъ: «То суть попадьи, иже поповъ своихъ не почтоша и по смерти ихъ идоша за мужъ, да того ради мучатся».

И видь другия жены во огни лежаща, и различныя змия ядаху ихъ, и рече святая: «Что согръшение ихъ?» - И отвъща Михаилъ: «То суть монастыря черницы, яже тьлеса своя продаша на блудъ, да того ради здъ мучатся».

И рече архистратигъ: «Поди, пресвятая, и покажу ти, где ся мучить множство грешникь». И видь святая ръку огненую, и ви-дъние ръки тоя яко кровь текущи, и пояда всю землю, и посредь волны тоя множство гръшникъ. И видъвши богородица, просле-зися и рече: «Что есть согрешение их?» - Рече архистратигъ: «То суть блудницы и любодъицы, татие* ниже послушають отаи*, что суть ближний глаголять, свадницы и клеветницы... пьяницы, не-милостиви князи, епископи и патриарси, и цари, иже не сотво-риша воля божия, сребролюбци, иже лихву* емлють, беззакон-ницы». Слышавше то, пречистая богородица прослезися и рече: «Лють гръшникомъ!» - и рече ко архистратигу: «Тяжко согръша-ющимъ, да бы ся не ражали».

И рече кь ней Михаилъ: «Почто ся плачеши, святая, нъси ли видъла великихъ мукъ». И рече пресвятая: «Поведи мя, да вижю вся мукы». - И рече къ ней Михаилъ: «Куды хощеши, благодат­ная, да изыдемъ - на востокъ или на западъ или въ рай, на дес-но* или на лъво, идъже суть великия муки?» - И рече пресвятая: «Изыдемъ на лъвую страну». Слово рекше пресвятъй, и обратиша-ся херувими и серафими и 400 ангелъ, изведоша пресвятую оть востокъ на лъвую страну, и близь тоя ръки бяше тма мрачна: ту лежаше множство мужь и женъ и клоктаху яко въ котлъ и яко морския волны, и ображаются надъ грешники, да егда волны воз-хождаху, и погружаху гръшники 1000 локоти, не можаху рещи: «Праведный судья, помилуй ны». Ядяше же червии неусыпаяи, и скрежетъ зубомъ. И видъвше пресвятую ангели стрегуще, и возо-пиша вси едины усты, глаголяще: «Свять» свять, свять еси, боже святый, и ты, богородице, благословимъ тя и сына божия, ро-дившагося оть тебе, яко бо оть въка не видъхомъ свъта и днесь видимъ свъть тебе ради, богородице». И паки возопиша вси единъмъ гласомъ, глаголюще: «Радуйся, благодатная богородица; радуйся, просвъщение свъта въчнаго; радуйся, святый архистратиже Ми­хаиле, моляся владыцъ за весь миръ, мы убо видимъ гръшныя мучащияся и зъло скорбимъ». Видъвши богородица ангелы скорб­ный и уныли гръшникъ ради, и возплакася пресвятая, и возопи­ша вси единымъ гласом, глаголюще: «Добръ есте пришли во тму сию, да не видить како ны есть мука; помолись, пресвятая, со архистратигомъ». И слыша плачъ и гласъ грыиныхъ, воздвигоша плачъ, свои, вопиюще и глаголюще: «Господи, помилуй ны», да яко опростиша молитву, уставися буря ръчная и волны огненыя, и явишася гръшницы, яко зерна горочная. И видъвши святая, про­слезися и рече: «Что есть ръка си и волны ея?» - И рече къ ней архистратигь: «Сии ръка вся смолена, а волны ея вся огнены, а иже ся мучатъ, то суть жидове, иже мучиша господа нашего Ису-са Христа, сына божия, и вси языцы, иже крестишася во имя отца и сына и святаго духа, иже крестьяне суще, ти върують въ дъмоны и отвергошася бога и святаго крещения, и еже блудъ ство-риша по святомъ крещении, и съ кумы своими и съ матерьми своими и со щерьми своими, и отравницы, иже ядями уморяють человъки, и оружьемъ убивають человъки, и давятъ дьти своя, и того ради мучатся противу дъломъ своимъ». - И рече святая: «По дъломъ ихъ буди тако». И паки наиде на ня бурна ръка и огненыя волны, и тма покры я. И рече Михаилъ къ богородицы: «Аще ся кто затворить во тмь сей, нъсть памяти о немъ оть бога». - И рече пресвятая: «О лють гръшникомъ, яко неусыпаемыи есть пламы огня сего!»...

И рече пресвятая ко архистратигу: «При единой молитвъ молю ти ся, да вниду и азъ, да ся мучу со крестьяны, понеже нарекоша-ся чада сына моего». - И рече архистратигь: «Почивай въ раи». - И рече пресвятая: «Молю ти ся, подвигни воинства 7-ми небесъ и вся воинства ангел и, да ся помолимъ за гръшники, не бы ли насъ услышал господь богь и помиловалъ ихъ». - «Живъ господь бог, имя его велико, 7-жды на день и 7 на нощь, егда хвалу приносимъ владыцъ и за гръшники, госпоже, господеви по­клоняемся, да ни худь насъ послушаетъ владыка». И рече пресвя­тая богородица: «Молим ти ся, повели ангельскому воинеству, и вознесете мя на высоту небесную и поставите мя предъ невиди-мымъ отцемъ». И повелъ архистратигь, и предсташа херувими и серафими, и вознесоша благодатную на высоту небесную, и по-ставиша ю предъ невидимымъ отцемъ у престола, и воздъ руцъ свои ко благодатному сыну своему, и рече: «Помилуй, владыко, грьшныя, яко видьхъ я, и не могу терпъти, да ся мучю и азъ со крестьяны». И прииде гласъ къ ней, глаголя: «Како хощу тыя по-миловати? а вижу гвоздия во дланехъ* сыну моему, да не имамъ како я ть помиловати». - И рече: «Владыко, не молюся за нев-ърныя жиды, но за крестьяны молю твое милосердие». - И при­иде гласъ, глаголя: «Азъ вижу, яко братия моея не помиловаша, да нъсть ми како тьхъ помиловати». - И рече паки пресвятая: «Помилуй, владыко, гръшныя; помилуй, господи, тварь руку своею, яко по всеи земли твое имя нарицають, и въ мукахъ, и на всякомъ мъсте, и по всей земли глаголюще: пресвятая госпоже богородице, помогай намъ, и егда ражается человъкъ, и глаго-леть: святая богородице, помози ми». Тогда рече къ ней господь: «Послушай, пресвятая богородице, владычице, - ньсть того че-ловъка, иже не молить имени твоего; азъ же не оставляю тьхъ то ни на небеси, ни на земли». - И рече пресвятая богородица: «Гдь есть Моисъи пророкъ, гдъ ли суть вси пророцы, и вы, отци, иже гръха не сотвористе николиже; гдъ [ли] Павелъ возлюбленикъ бо­жий; гдъ есть Недъля, похвала христьянская; гдъ ли есть сила че-стнаго креста, иже Адама и Иевгу 1 оть клятвы избави?» - Тогда Михаилъ архистратигъ и вси ангели рекоша: «Помилуй, владыко, гръшныя». Тогда Моисъи возопи, глаголя: «Помилуй, владыко, яко азъ законъ твой дахъ имъ». Тогда Иоаннъ возопи, глаголя: «Помилуй, владыко, азъ евангелие твое проповьдахъ имъ». Тогда Павелъ возопи, глаголя: «Помилуй, господи владыко, яко азъ епи-столья* твоя прияхъ церквамъ»... Тогда вси святии, слышавше вла­дыку глаголюще, не смъша что отвъщати.

И видъвше пресвятая, яко вси не успьша ничтоже и господь святыхъ не послуша, но удаляеть милость свою оть гръшникъ, и рече пресвятая: «Гдъ есть архистратигъ Гаврилъ, иже возвьсти мнь: радуйся, якоже преже всъхъ въкъ внемляше отца, и нынъ на гръшники не призираеть?.. гдъ суть служители престолу, гдъ есть Иоаннъ Богословець? почто не явистеся съ нами на мольбу вла-дыцъ за крестьяныя гръшники? не видите ли мене плачющуюся за гръшныя? Приидъте вси ангели и сущий на небесъхъ; приидъти вси праведнии, яже господь оправди, и вамъ дано есть молитися за гръшныя. Прииди ты, Михаиле, - ты еси первый безплотнымъ до престола божия, - повели и всъмъ, да припадемъ предъ неви-димымъ отцемъ и не подвижемъ себе, дондеже послушаеть насъ богь и помилуеть гръшныя». Тогда падеся Михаилъ ницъ лицемъ своимъ предъ престоломъ, и вся дики небесныя, и вси чини бес-плотныхъ. И видь владыко молбу святыхъ, умилосердися сына ради своего единороднаго и рече: «Сниди, сынъ мой возлюбленный, виждь молбу святыхъ и яви лице свое на гръшники».

И сшедъ господь оть невидимаго престола, и увидеша и во тмъ сущий, и возопиша вси единымъ гласомъ, глаголюще: «Помилуй ны, сыне божий; помилуй ны, царю всъхъ въкъ». - И рече влады­ко: «Слышите вси, - рай насадихъ и человъка создахъ по образу своему и поставихъ и господина раеви, и животъ вечный дахъ имъ, они же ослуху створиша и въ своемъ хотьнии согръшиша, и предашась смерти; азъ же не быхъ хотълъ обозрити дъла руку своею мучима оть диявола, снидохъ на землю и воплотихся во дъвицу, и вознесохся на кресть, да свобожу ся оть работы и оть первыя клятвы; воды испросихъ, и даша ми желчи со оцетомъ* смъщено; руцъ мои создаста человъка, - и во гробъ вложиша мя; да и во адъ снидохъ и врага своего попрахъ, избраны своя воскресихъ, Иорданъ благословихъ, да вы прошу отъ первыя клятвы, - и вы небрегосте покаятися гръховъ своихъ, но крестьяне ся творяще словомъ точию, а заповьдей моихъ не соблюдосте; да того ради обрьтостеся во огни негасимомъ, да не имамъ васъ помиловати. Нынъ же за милосердие отца моего, яко посла мя къ вамъ, и за молитвы матери моея, яко плакася много за васъ, за Михаила архистратига завъту и за множество мученикъ моихъ, яко многа трудишася за васъ, - и се даю вамъ мучащимся день и нощь отъ великаго четверга до святыя пянтикостия*, имъте вы покои и прославите отца и сына и святаго духа». И отвъщаша вси: «Слава милосердию твоему».

Слава отцу и сыну и святому духу, и нынь и присно и во въки въкомъ. Аминь.

1 Иевга - Ева.


Похожая информация.


Богородица, хотящи дабы видела, како ся душа мучать, и рече Михаилу архистратигу: "исповемся 42 , исповеждь 43 ми, яже суть на земли всяческая". И рече к ней Михаил: "яко же... речеши, благодатная, аз всяческая тебе исповем". И рече к нему святая Богородица: "колко есть мук, идеже мучится род христьянский?" – И рече к ней архистратиг: "неизрекомыи суть мукы". – Рече же к нему благодатная: "исповежь ми на небеси и на земли".

И повеле архистратиг явитися ангелом от полудне 44 , и отверзеся ад, и виде во аде мучащаяся, и бяше ту множство муж и жен, и вопль мног бяше. И воспроси благодатная архистратига: "кто си суть?" – И рече архистратиг: "сии суть, иже не вероваша во отца и сына и святаго духа, но забыша Бога и вероваша юже ны бе тварь Бог на работу сотворил 45 , того они все Богы прозваша: солнце и месяць, землю и воду, и звери и гади... Трояна, Хорса, Велеса, Перуна на Богы обратиша, бесом злым вероваша и доселе мраком злым содержими суть, того ради зде тако мучатся..."

И виде на друзем месте тму велику, и рече святая Богородица: "что есть тма сии, и кто суть пребывающи в ней?" – И рече архистратиг: "многи душа пребывают в месте сем". – И рече святая Богородица: "да отымется тма сии, да бых видела и ту муку". И отвещаша ангели, стрегущии муку: "поручено ны есть, да не видять света, дондеже явится сын твои благыи, паче 7 солнць светлийши". И прискорбна бысть святая Богородица, и ко ангелом возведе очи свои, и возрев на невидимый престол отца своего, и рече: "во имя отца и сына и святаго духа, да отимется тма сии, и да бых видела сию муку". И отъятся тма си, и 7 небес явися, и ту пребываше множство народу, мужь и жен, и вопль многии бысть, и глас велик исхожаше. И видевши я 46 пресвятая Богородица и рече к ним плачющися со слезами: "что сотворили есте, бедницы 47 окаянии, недостойнии, како вы семо приидосте?" И не бысть гласа от них, ни ответа, и рекоша ангели стрегуще: "почто не глаголите?" Рекоша мучащиися: "о благодатная, от века несмь света видели, да не можем зрети горе". И возревши на ня 48 святая Богородица и восплакася велми. И видевши ю 49 мучащиися и рекоша к ней: "како ны еси присетила 50 , святая Богородица, но сын твой благодатный на землю приходить, и не воспроси нас, то ни Авраам прадед, ни Моисеи пророк, ни Иоанн креститель, то ни апостол Павел, возлюбленник божии, но ты, пресвятая Богородица, заступнице, – ты еси роду христьянскому стена, ты молишь Бога. Како еси нас присетила бедных?" Тогда рече святая Богородица ко архистратигу Михаилу: "что есть согрешение тех?" – И рече Михаил: "сии суть, иже не вероваша во отца и сына и святаго духа, то ни в тя, святая Богородица, не хотяща проповедати имени твоего, якоже родися от тебя наш Исус Христос, плоть приим, освяти землю крещением, – да того деля 51 в том месте мучатся". И паки прослезися святая Богородица и рече к ним: "почто ся соблазнисте, не весте ли вы, якож мое имя чте все создание?"

То рекше святая Богородица, и паки тма нападе на них. Рече к ней архистратиг: "куды хощешь, благодатная, да изидем – на полудне или на полунощ 52 ?" – И рече благодатная: "изыдем на полудни". – Тогда обратишася херувимы и серафимы и 400 ангел, изведоша Богородицу на полудень, идежь река огненая исхожаше, и ту бяше множство муж и жен, бяху погружении ту, овии до пояса, овии до пазуху, овии до шии, а друзии до верха. И видевше святая Богородица, возопи гласом великим и воспроси архистратига: "которыи суть си, иже до пояса во огни погружении?" – И рече к ней архистратиг: "се суть, иже отець и матерей своих клятву 53 прияша, да за то зде мучатся, яко прокляти суть". – И паки рече Богородица: "иже суть под пазусе в огни, котории суть?" - И рече к ней архистратиг: "сии суть присныя 54 куми были карящеся 55 , а другии блуд творяху, да за то ти зде мучатся". И рече пресвятая Богородица: "а иже суть до шия во пламени огню, котории суть?" – И рече к ней архангел: "сии суть, иже мяса ядшая человеча, да за то зде мучатся тако". – Рече святая Богородица: "а сии до верха суть ввержении во пламени огню, которыи суть сии?" – И рече архистратиг: "си суть, госпоже, иже крест честный держаще, кленутся лжами, – таковыми силы честнаго креста, егоже ангели зряще трепещут и со страхом поклоняются ему, – тогож человецы держаще, кленутся им, не ведуще, какова мука ожидает их; того ради тако мучатся".

И увиде святая Богородица мужа висяща за нози, и червии ядяху его, и воспроси ангела: "кто сей есть? что ли грех сотворил есть?" – И рече к ней архистратиг: "сий есть, иже приклады 56 имаше на злато свое и на сребро, да за то на веки мучится".

И виде жену висящу за зуб, и различныя змия исхожаху изо уст ея и ядаху ея. И видевши пресвятая, и воспроси ангела: "что есть жена сии, что ли грех ея? – И отвеща архистратиг и рече: "та есть, госпоже, еже хожаше по ближная своя и по суседом, послушающи, что глаголют, и слагающи словеса неприязнена, сважающии на сваре 57 , да того ради сице мучится". И рече святая Богородица: "добро было человеку тому, да ся бы не ражал".

И рече к ней Михаил: "и еще, святая Богородица, несть видела великих мук". – И рече святая ко архистратигу: "изыдем да походим, да видим вся муки". – И рече Михаил: "куды хощеши, благодатная?" – И рече святая: "на полунощь". И обратишася херувими и серафими и 400 ангел, изведоша благодатную на полунощь, и бысть облак огнен распростерт, посреди его одрове 58 , яко пламеный огнь, и на них лежаше множство муж и жен. И видевши святая, и воздохнув, и рече ко архистратигу: "кто си суть, что суть согрешили?" – И рече архистратиг: "сии суть, госпоже, иже во святую неделю на заутреню не воставають, но ленящеся лежать, яко мертви, да за то те мучатся". – И рече святая Богородица: "да аще кто не может встати, да что сотворили?" – И рече Михаил: "послушаи, святая, аще кому загорится храмина на четверо 59 , и обыдеть и 60 огнь и згорит не мога востати, таков не имать греха"...

И увиде святая Богородица древо железно, имеюще отрасли и витвии железныи, и вершие 61 ветвия того имеяше уды железныя, и бяше множество висящии, муж и жен, за языки. И видевше святая, прослезися и воспроси Михаила: "кто си суть, что [ли] согрешении их?" – И рече архистратиг: "и се суть клеветницы и свадницы 62 , иже разлучиша брата от брата и мужь от жен своих"...

И виде пресвятая жены висяща за вся ногти, и пламени исхожаше изо уст их и опаляше вся, и змия исхожаше из пламени того и прилепяху к ним, и вопияху, глаголаше: "помилуйте нас, яко едины мучимся паче всех мук". – И рече святая, прослезившися: "что есть согрешении тех?" – И рече архистратиг: "то суть попадьи, иже попов своих не почтоша и по смерти их идоша за муж, да того ради мучатся".

И виде другия жены во огни лежаща, и различныя змия ядаху их, и рече святая: "что согрешение их?" – И отвеща Михаил: "то суть монастыря черницы, яже телеса своя продаша на блуд, да того ради зде мучатся".

И рече архистратиг: "поди, пресвятая, и покажу ти, где ся мучит множство грешник". И виде святая реку огненую, и видение реки тоя яко кровь текущи, и пояда всю землю, и посреде волны тоя множство грешник. И видевши Богородица, прослезися и рече: "что есть согрешение их?" – Рече архистратиг: "то суть блудницы и любодеицы, татие 63 , ниже послушають отаи 64 , что суть ближнии глаголять, свадницы и клеветницы... пьяницы, немилостиви князи, епископи и патриарси, и цари, иже не сотвориша воля божия, сребролюбци, иже лихву емлют 65 , беззаконницы". Слышавше то, пречистая Богородица прослезися и рече: "люте грешником!" – и рече ко архистратигу: "тяжко согрешающим, да бы ся не ражали 66 .

И рече к ней Михаил: "почто ся плачеши, святая, неси ли видела 67 великих мук". И рече пресвятая: "поведи мя, да вижю вся мукы". – И рече к ней Михаил: "куды хощеши, благодатная, да изыдем – на восток или на запад или в раи, на десно или на лево, идеже суть великия муки?" – И рече пресвятая: "изыдем на левую страну". Слово рекше пресвятей, и обратишася херувими и серафими и 400 ангел, изведоша пресвятую от восток на левую страну, и близ тоя реки бяше тма мрачна: ту лежаше множство муж и жен и клоктаху яко в котле и яко морския волны, и ображаются 68 над грешники, да егда волны возхождаху, и погружаху грешники 1 000 локоти, не можаху рещи: "праведныи судья, помилуи ны". Ядяше же червии неусыпаяи, и скрежет зубом. И видевше пресвятую ангели стрегуще, и возопиша вси едины усты, глаголяще: "свят, свят, свят еси, боже святый, и ты, Богородице, благословим тя и сына божия, родившагося от тебе, яко бо от века не видехом света и днесь видим свет тебе ради, Богородице". И паки возопиша вси единем гласом, глаголюще: "радуйся, благодатная Богородица; радуйся, просвещение света вечнаго; радуйся, святыи архистратиже Михаиле, моляся владыце за весь мир, мы убо видим грешныя мучащияся и зело скорбим". Видевши Богородица ангелы скорбныи и уныли грешник ради, и возплакася пресвятая, и возопиша вси единым гласом, глаголюще: "добре есте пришли во тму сию, да не видить како ны есть мука; помолись, пресвятая, со архистратигом". И слыша плач и глас грешных, воздвигоша плач, свои, вопиюще и глаголюще: "господи, помилуй ны", да яко опростиша 69 молитву, уставися 70 буря речная и волны огненыя, и явишася грешницы, яко зерна горочная 71 . И видевши святая, прослезися и рече: "что есть река си и волны ея?" – И рече к ней архистратиг: "сии река вся смолена, а волны ея вся огнены, а иже ся мучат, то суть жидове, иже мучиша господа нашего Исуса Христа, сына божия, и вси языцы, иже крестишася во имя отца и сына и святаго духа, иже крестьяне 72 суще, ти верують в демоны и отвергошася Бога и святаго крещения, и еже блуд створиша по святом крещении, и с кумы своими и с матерьми своими и со щерьми 73 своими, и отравницы, иже ядями уморяють человеки, и оружьем убивают человеки, и давят дети своя, и того ради мучатся противу делом своим". – И рече святая: "по делом их буди тако". И паки наиде на ня бурна река и огненыя волны, и тма покры я. И рече Михаил к Богородицы: "аще ся кто затворит во тме сей, несть памяти о нем от Бога". – И рече пресвятая: "о люте грешником, яко неусыпаемыи есть пламы огня сего!"...

И рече пресвятая ко архистратигу: "при единои молитве молютися, да вниду и аз, да ся мучу со крестьяны, понеже нарекошася чада сына моего". – И рече архистратиг: "почиваи в раи". – И рече пресвятая: "молю ти ся, подвигни воинства 7-ми небес и вся воинства ангели, да ся помолим за грешники, не бы ли нас услышал 74 Господь Бог и помиловал их". – "Жив Господь Бог, имя его велико, 7-жды на день и 7 на нощь, егда хвалу приносим владыце и за грешники, госпоже, господеви поклоняемся, да ни худе нас послушает владыка". И рече пресвятая Богородица: "молимтися, повели ангельскому воинеству, и вознесете мя на высоту небесную и поставите мя пред невидимым отцем". И повеле архистратиг, и предсташа херувими и серафими, и вознесоша благодатную на высоту небесную, и поставиша ю пред невидимым отцем у престола, и возде руце свои ко благодатному сыну своему, и рече: "помилуи, владыко, грегшыя, яко видех я, и не могу терпети, да ся мучю и аз со крестьяны". И прииде глас к ней, глаголя: "како хощу тыя помиловати? а вижу гвоздия во дланех сыну моему, да не имам како я те помиловати". – И рече: "владыко, не молюся за неверныя жиды, но за крестьяны молю твое милосердие". – И прииде глас, глаголя: "аз вижу, яко братия моея не помиловаша, да несть ми како тех помиловати". – И рече паки пресвятая: "помилуй, владыко, грешныя; помилуй, господи, тварь руку своею 75 , яко по всей земли твое имя нарицают и в муках, и на всяком месте, и по всеи земли глаголюще: пресвятая госпоже Богородице, помогаи нам, и егда ражается человек, и глаголеть: святая Богородице, помози ми". Тогда рече к ней Господь: "послушай, пресвятая Богородице, владычице, – несть того человека, иже не молить имени твоего; аз же не оставляю тех то ни на небеси, ни на земли". – И рече пресвятая Богородица: "где есть Моисеи пророк, где ли суть вси пророцы, и вы, отци, иже греха не сотвористе николиже; где [ли] Павел возлюбленик божий; где есть Неделя, похвала христьянская; где ли есть сила честнаго креста, иже Адама и Иевгу от клятвы избави?" - Тогда Михаил архистратиг и вси ангели рекоша: "помилуй, владыко, грешныя". Тогда Моисеи возопи, глаголя: "помилуй, владыко, яко аз закон твой дах им". Тогда Иоанн возопи, глаголя: "помилуй, владыко, аз евангелие твое проповедах им". Тогда Павел возопи, глаголя: "помилуй, господи владыко, яко аз епистолья 76 твоя приях церквам"... Тогда вси святии, слышавше владыку глаголюще, не смеша что отвещати.

И видевше пресвятая, яко вси не успеша ничтоже и Господь святых не послуша, но удаляеть милость свою от грешник, и рече пресвятая: "где есть архистратиг Гаврил, иже возвести мне: радуися, якоже преже всех век внемляше отца, и ныне на грешники не призираеть?.. где суть служители престолу, где есть Иоанн Богословець? почто не явистеся с нами на мольбу владыце за крестьяныя грешники? не видите ли мене плачющуюся за грешныя? Приидете вси ангели и сущии на небесех; приидети вси праведнии, яже Господь оправди 77 , и вам дано есть молитися за грешныя. Прииди ты, Михаиле, – ты еси первый безплотным до престола божия, – повели и всем, да припадем пред невидимым отцем и не подвижем 78 себе, дондеже послушает нас Бог и помилует грешныя". Тогда падеся Михаил ниц лицем своим пред престолом, и вся лики небесныя, и вси чини бесплотных. И виде владыко молбу святых, умилосердися сына ради своего единороднаго и рече: "сниди, сын мой возлюбленный, виждь молбу святых и яви лице свое на грешники".

И сшед Господь от невидимаго престола, и увидеша и во тме сущии, и возопиша вси единым гласом, глаголюще: "помилуй ны, сыне божий; помилуй ны, царю всех век". – И рече владыко: "слышит вси, – рай насадих и человека создах по образу своему и поставих и господина раеви, и живот вечный дах им, они же ослуху створиша и в своем хотении согрешиша, и предашась смерти; аз же не бых хотел обозрити 79 дела руку своею мучима от диявола, снидох на землю и воплотихся во девицу, и вознесохся на крест, да свобожу ся от работы 80 и от первыя клятвы; води испросих, и даша ми желчи со оцетом 81 смешено; руце мои создаста человека, – и во гроб вложиша мя; да и во ад снидох и врага своего попрах, избраны своя воскресих, Иордан благослових, да вы 82 прощу от первыя клятвы, – и вы небрегосте 83 покаятися грехов своих, но крестьяне ся творяще словом точию, а заповедей моих не соблюдосте; да того ради обретостеся во огни негасимом да не имам вас помиловати. Ныне же за милосердие отца моего, яко посла мя к вам, и за молитвы матери моея, яко плакася много за вас, и за Михаила архистратига завету 84 и за множество мученик моих, яко многа трудишася за вас, – и се даю вам мучащимся день и нощь от великаго четверга до святыя пянтикостия 85 , имете вы покои и прославите отца и сына и святаго духа". И отвещаша вси: "слава милосердию твоему".

Слава отцу и сыну и святому духу, и ныне и присно и во веки веком. Аминь.

Святая Богородица хотела помолиться Господу Богу нашему на горе Елеонской, чтобы во имя Отца и Сына и Святого Духа сошел архангел Михаил и поведал о муке, небесной и земной. И когда известили о слове этом, архангел Михаил сошел с небес, и четыреста ангелов с ним: сто с восточной стороны, сто - с западной, сто - с южной, сто - с северной.

И поцеловали Благодатную Михаил и ангелы, и сказал архангел: «Радуйся, завершение Отца, радуйся, обитель Сына, радуйся, похвала Святого Духа, радуйся, Христово... и утверждение, радуйся, Давыдово пророчество, радуйся, святое поклонение, радуйся, пророками провозглашенная, радуйся, стоящая всех выше у престола Божьего».

Ответила Благодатная архангелу Михаилу: «Радуйся ты, архистратиг, первый воин, служитель невидимого отца и светильник, радуйся, Михаил, первый в воинстве, повеление Святого Духа; радуйся, архистратиг, похвала серафимам, радуйся, Михаил-архистратиг, побеждающий мучителей, а пред престолом Владыки достойно стоящий. Радуйся, Михаил, свет непрестанный, радуйся, архистратиг, первый воин, хотевший вострубить и разбудить мертвых от века; радуйся, Михаил, главный над всеми небесными силами, первый, кого прославили до престола Божьего все ангелы».

Богородица хотела увидеть, как мучаются души человеческие, и сказала архистратигу Михаилу: «Поведай мне обо всем, на земле сущем». И ответил ей Михаил: «Что просишь, Благодатная, я все Тебе расскажу». И спросила его Святая Богородица: «Сколько мук, какими мучится род христианский?» И ответил ей архистратиг: «Не назвать всех мук». Попросила его Благодатная: «Расскажи мне, какие они на небесах и на земле?»

Тогда архистратиг велел явиться ангелам с юга, и разверзся ад, и увидела Богородица мучающихся в аду, и было тут множество мужей и жен, и вопили они. И спросила Благодатная архистратига: «Кто это такие?» И ответил архистратиг: «Это те, кто не веровали в Отца и Сына и Святого Духа, забыли Бога и веровали в то, что сотворил нам Бог для трудов наших, прозвав это богами: солнце и месяц, землю и воду, и зверей и гадов; все это те люди сделали из камней, - Траяна, Хорса, Велеса, Перуна в богов превратили, и были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, потому здесь так мучаются».

В другом месте Она увидела тьму великую, и спросила Святая Богородица: «Что это за тьма такая и кто находится там?» И ответил архистратиг: «Много душ пребывает в том месте». И сказала Святая Богородица: «Пусть разойдется тьма, чтобы видела Я и те мучения». Ангелы, стерегущие их, отвечали:

«Сказано, что не увидят они света, пока не явится Твой Благостный Сын, светлее чем семь солнц». Огорчилась Святая Богородица, подняла на ангела свои глаза и, взглянув на невидимый престол Своего Отца, сказала: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа пусть рассеется тьма сия, чтобы Я видела это мучение». И распалась тьма, и показалось семь небес, и было тут множество народу, мужей и жен, и доносился вопль сильный и плач. Увидев их, Пресвятая Богородица воскликнула со слезами: «Что вы сделали, несчастные, окаянные, как попали вы сюда, недостойные?» Но ни голоса, ни ответа не слышно было, и сказали ангелы, стерегущие их: «Почему не отвечаете?» Тогда мученики сказали: «О Благодатная, мы никогда света не видели, не можем смотреть наверх». Святая Богородица взглянула на них и горько заплакала. И увидели мученики Ее, и сказали ей: «Почему Ты пришла к нам, Святая Богородица? Твой Сын Благодатный приходил на землю и не спросил нас ни о чем, ни прадед Авраам, ни пророк Моисей, ни Иоанн Креститель, ни апостол Павел, Божий любимец, но ты, Пресвятая Богородица, заступница, ты, стена роду христианскому, молишь Бога, как же ты пришла к нам, бедным?» Тогда спросила Святая Богородица у архистратига Михаила: «В чем их грех?» И ответил Михаил: «Это те, кто не верил в Отца и Сына и Святого Духа, и в Тебя, Святая Богородица. Они не хотели проповедовать имени Твоего и что родился от Тебя наш Исус Христос, воплотился и освятил землю крещением - вот из-за этого и мучаются они там». И вновь заплакала Святая Богородица, и спросила их: «Почему вы впали в соблазны, разве не знаете, что вся тварь чтит мое имя?»

Прорекла это Святая Богородица, и снова застлала их тьма. Архистратиг спросил Ее: «Куда хочешь теперь, Благодатная, на юг или на север?» И ответила Благодатная: «Пойдем к югу». Тогда повернулись херувимы и серафимы и четыреста ангелов, привели Богородицу на южную сторону, где протекала огненная река, там было множество мужей и жен, все погружены в реку - одни до пояса, другие до подмышек, третьи по шею, а иные с головой.

Увидев их, Святая Богородица заплакала громким голосом и спросила архистратига: «Кто это, по пояс в огонь погруженные?» И сказал Ей архистратиг: «Это те, кого прокляли отцы и матери, за это здесь, проклятые, мучаются». Снова спросила Богородица: «А кто те, что до подмышек в огне?» И ответил ей архистратиг: «Это были близкие кумовья, а меж собой враждовали, а другие блуд творили, за это здесь и мучаются». И спросила Пресвятая Богородица: «А кто те, что по шею в огненном пламени?» И сказал ей архангел: «Это те, кто ел человеческое мясо, за то здесь и мучаются так». И спросила Святая Богородица: «А кто те, что с головой ввержены в огонь?» И ответил Ей архистратиг: «Это те, Госпожа, которые, крест честной держа, ложно клялись силами честного креста, а даже ангелы при взгляде на него трепещут и со страхом поклоняются ему. Эти же люди, держа крест, клянутся на нем, не зная, какая мука их ожидает, потому-то так и мучаются».

И увидела Святая Богородица мужа, висящего за ноги, поедаемого червями, и спросила ангела; «Кто это? Какой грех он совершил?» И сказал Ей архистратиг: «Это человек, который получал прибыль за свое золото и серебро, за то он навеки мучается».

И увидела Богородица жену, подвешенную за зубы, разные змеи выползали из ее рта и поедали ее. Видя это, Пресвятая спросила ангела: «Что это за женщина и в чем грех ее?» И отвечал архистратиг, и сказал Ей: «Эта женщина, Госпожа, ходила к своим близким и к соседям, слушала, что про них говорят, и ссорилась с ними, распуская сплетни. Из-за этого и мучается». И сказала Святая Богородица: «Лучше бы такому человеку не родиться». Михаил сказал Ей: «Еще не видела Ты, Святая Богородица, великих мук». Святая сказала архистратигу: «Пойдем и увидим все муки». И сказал Михаил: «Куда ты хочешь идти, Благодатная?» Святая ответила: «На север». И, повернувшись, херувимы и серафимы и четыреста ангелов вывели Благодатную на север. Там расстилалось огненное облако, а посреди него стояли раскаленные скамьи, и на них лежало множество мужей и жен. Увидев это, Святая вздохнула и сказала архистратигу: «Кто это такие, в чем согрешили?» Архистратиг сказал: «Это те, кто в святое воскресение не встают на заутреню, ленятся и лежат, как мертвые, за это они мучаются». И сказала Святая Богородица: «Но если кто не может встать, то какой грех сотворили они?» И ответил Михаил: «Послушай, Святая, если у кого загорится дом с четырех сторон, и обойдет его огонь кругом, и сгорит этот человек, так как встать не сможет, то он не грешен».

В другом месте Богородица увидела огненные столы и горящих на них многих мужей и жен, и Святая спросила архистратига: ...«Те, кто попов не почитает, не встает им навстречу, когда они идут из церкви божией, - из-за этого и мучаются».

И увидела Святая Богородица железное дерево, с железными ветвями и сучьями, а на вершине его были железные крюки, а на них множество мужей и жен, подвешенных за языки. Увидев это, Святая заплакала и спросила Михаила: «Кто это, в чем их грехи?» И сказал архистратиг: «Это клеветники и сводники, разлучившие брата с братом и мужа с женой». И сказал Михаил: «Послушай, Пресвятая, что я Тебе скажу о них. Если кто-то хотел креститься и покаяться в своих грехах, то эти клеветники отговаривали их и не наставляли их к спасению. За это они навек мучаются».

А в другом месте Святая увидела мужа, подвешенного за ноги и за руки с четырех сторон, за края ногтей его. Он сильно исходил кровью, а язык его от огненного пламени скрутился, и не мог он ни вздохнуть, ни сказать: «Господи, помилуй меня». Глядя на него, Превятая Богородица сказала: «Господи, помилуй» - трижды - и сотворила молитву. К Ней подошел ангел, владеющий муками, чтобы освободить этому человеку язык. И спросила его Святая: «Кто этот бедный человек, который так мучается?» И сказал ангел: «Это эконом и служитель церкви, он не волю Божию творил, но продавал сосуды и церковную утварь и говорил: «Кто работает в церкви, тот от церкви и питается», поэтому он и мучается здесь». И сказала Святая: «Что заслужил, то и получает». И ангел снова связал ему язык.

И сказал архистратиг: «Пойдем, Госпожа, покажу тебе, где мучаются иереи». И Она увидела попов, подвешенных за края ногтей, от их голов исходил огонь и опалял их. Увидев это, Пресвятая спросила: «Кто они и в чем согрешили?» И ответил Михаил: «Это те, кто служили литургию, и пред престолом Божьим предстояли, почитая себя достойными. А когда совершали проскомидию, не хранили просвиру, роняли крупинки ее, как звезды Божий, на землю. И тогда колебался страшный престол и подножие Божие дрожало, за то они теперь так мучаются».

И увидела Святая мужа и крылатого змея с тремя головами - одна голова была обращена к глазам мужа, а другая - к его губам. И сказал архистратиг: «Этот бедный человек не может отдохнуть от змея». И добавил архистратиг: «Он, Госпожа, и святые книги, и Евангелие прочитал, а сам не следовал им. Учил людей, а сам не волю Божию творил, а жил в блуде и беззаконии».

И сказал предводитель Господних сил: «Пойдем, Пресвятая, я покажу Тебе, где мучается чин ангельский и апостольский». И Святая увидела, что они лежали, объятые огненным пламенем и поедаемые червем неусыпающим. Святая спросила: «Кто это такие?» И отвечал Ей Михаил: «Это те, кто имеет образ ангельский и апостольский, на земле называются славными именами патриархов и епископов, и говорили им: «Благословите, отцы святые»; но на небесах они не звались святыми, так как не сделали ничего, чтобы иметь ангельский и апостольский образ, за это и мучаются так».

И увидела Пресвятая женщин, подвешенных за ногти, и пламя выходило у них изо рта и опаляло их, а змея выползала из пламени того и обвивала их. Они вопили: «Помилуйте нас, так как мы одни мучаемся тяжелее всех». И, заплакав, спросила Святая: «В чем их грехи?» И ответил архистратиг: «Это попадьи, которые не почитали своих попов и после их смерти выходили замуж, поэтому и мучаются».

И увидела Богородица других женщин, лежащих в огне, поедаемых разными змеями, и спросила святая: «В чем их грехи?» И ответил Михаил: «Это монастырские черницы, которые тело свое предавали блуду, потому здесь они мучаются».

И сказал архистратиг: «Пойдем, Пресвятая, я покажу Тебе, где мучается множество грешников». И Святая увидела реку огненную, и словно кровь текла в той реке, которая затопила всю землю, а посреди ее вод - многих грешников. Увидев это, Богородица прослезилась и сказала: «В чем их грехи?» Ответил архистратиг: «Это блудники и прелюбодеи, воры, тайно подслушивающие, что говорят близкие, это сводники и клеветники, и те, кто пожинали чужие нивы и срывали чужие плоды, те, кто питается чужими трудами, разлучают супругов, пьяницы, немилосердные князья, епископы и патриархи, цари, не творившие волю Божью, сребролюбцы, наживающие деньги, беззаконники». Услышав это, пречистая Богородица заплакала и сказала: «О горе грешникам!» И добавила архистратигу: «Лучше таким грешникам и не рождаться!»

Хождение Богородицы по мукам

Каждый человек в своей жизни задавался вопросом: «Что же для него вера?», «Существует ли Бог, рай, ад?», «Как нужно жить и что есть настоящий грех?» Все эти вопросы вновь посетили мой разум после прочтения «Хождение Богородицы по мукам»

«Хождение Богородицы по мукам» -- довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого «Откровения пресвятой Богородицы». Тема его -- описание мук грешников в аду.

Я попыталась разобраться в себе, в своих суждениях на этот счет и пришла к выводу, что преподносить людям веру в такой форме, пожалуй, нельзя. Попытаюсь зайти издалека и проанализировать для начала, что же такое Заповеди Господни. На мой взгляд, это упрощенный свод законов, для тех, кто не боится наказания земного. Хитрый способ держать людей под контролем, запугивание о постоянном наблюдении Всевидящего Отца. И за непослушание грешников ждут страшные муки в адовых котлах. Для этого сочинялись различные страшные истории о жутких наказаниях и чудовищных страданиях за всякую провинность. Я отказываюсь верить в такого жестокого Бога. Разве Отец наш может быть таким категоричным и злым? апокриф вера заповедь грешник

В самом тексте апокрифа меня поразило несколько моментов, вот один из них: « И увидела богородица жену, подвешенную за зубы, разные змеи выползали из ее рта и поедали ее. Видя это, пресвятая спросила ангела: «Что это за женщина и в чем грех ее?» И отвечал архистратиг, и сказал ей: «Эта женщина, госпожа, ходила к своим близким и к соседям, слушала, что про них говорят, и ссорилась с ними, распуская сплетни. Из-за этого и мучается». И сказала святая богородица: «Лучше бы такому человеку не родиться»

Не очень-то милосердный отзыв из уст святой женщины…

Если принимать весь текст за чистую, неоспоримую правду, то, получается, каждый из нас должен готовиться к попаданию в огненную реку. Я ни в коем случае не говорю о ворах, убийцах и прочих тяжких преступниках, если ад есть, то место им, безусловно, там. Но ведь все остальные нормальные люди очень грешны и грешат понемногу каждый день! Болтают, объедаются, ленятся, по мелочи привирают, злятся и т.д. Но разве это повод обрекать их на вечные пытки? Если да, то возникает следующий вопрос: «Господь настолько глуп и деспотичен?» Зачем он продолжает создавать нас такими слабыми и поддающимися порокам и соблазнам? Зачем он делает жизнь такой сложной? Ведь часто люди совершают ошибки от незнания, неопытности, сложности жизненного выбора. Почему Бог посылает страдания невинным? Почему он допускает рак у младенцев? Сиротство? Педофилию? Может это нам стоит судить такого Бога, а не ему нас? Обладая могуществом и умением творить чудеса, он оставляет людям наркотики, войны, голод. И требует от человечества непорочности в данных условиях. Так не должно быть.

Но это не значит, что в Бога я не верю. Я искренне верю в высшую силу, управляющую людьми. Безусловно, существует наблюдатель, который где-то пишет книги наших дел. И за плохие деяния все получат по заслугам, но, только не жарясь на сковородках с крюками в языках. Ведь Господь не маньяк, а Отец наш и со стороны людей, пишущих истории вроде «Хождения Богородицы по мукам», просто некрасиво выставлять святыню в таком виде. В самом тексте я заметила моменты, которые должны нагнать на читателя жути своим величием. Например: «И когда известили о слове этом, архангел Михаил сошел с небес, и четыреста ангелов с ним: сто с восточной стороны, сто -- с западной, сто -- с южной, сто -- с северной. И поцеловали благодатную Михаил и ангелы…» Зачем Богородице толпа из четырехсот сопровождающих? И сколько времени прошло пока они все её поцеловали?

Религия и вера не должны быть инструментом для устрашения людей, они должны быть источником вдохновения, очищения, просветления и оптимизма. Нет истинной веры в страхе перед наказанием. Просветление приходит к тому, кто не боится пыток, но остается хорошим человеком, творящим добрые дела. Не обязательно верить в истории из Библии, читать молитвы, ходить в церковь и тратить время на различные обряды, нужно просто помогать ближним и жить по совести. Тогда Всевышний будет оберегать и любить такого человека, даже если последний о нем вообще ничего не знает и никогда не слышал ни о какой религии.

Я считаю, что Создатель добрый, милосердный и понимающий. Мы дети его, а он, как любой родитель простит нам прегрешения наши, поймет и пожалеет. Человек рожден, чтоб ошибаться и грешить, но выходить, набираясь опыта, на верную дорогу. Наверное Господь не так могуществен, как мы его себе представляем, раз он допускает столько страданий и бед, но он делает это не со зла и не с целью наказать род человеческий, возможно он сам не в силах изменить многое. Но я верю, что он видит каждого из нас, грустит и радуется со всеми, пытается помочь и наставить на путь истинный. Всевышний Создатель внутри нас, нужно лишь увидеть его в себе и нести этот свет людям.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Филологический факультет

Кафедра литературы

Хождение Богородицы по мукам

Выполнила:

студентка группы РЛ-14-2

Карпова Александра Андреевна

Ульяновск, 2015

Каждый человек в своей жизни задавался вопросом: «Что же для него вера?», «Существует ли Бог, рай, ад?», «Как нужно жить и что есть настоящий грех?» Все эти вопросы вновь посетили мой разум после прочтения «Хождение Богородицы по мукам»

«Хождение Богородицы по мукам» -- довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого «Откровения пресвятой Богородицы». Тема его -- описание мук грешников в аду.

Я попыталась разобраться в себе, в своих суждениях на этот счет и пришла к выводу, что преподносить людям веру в такой форме, пожалуй, нельзя. Попытаюсь зайти издалека и проанализировать для начала, что же такое Заповеди Господни. На мой взгляд, это упрощенный свод законов, для тех, кто не боится наказания земного. Хитрый способ держать людей под контролем, запугивание о постоянном наблюдении Всевидящего Отца. И за непослушание грешников ждут страшные муки в адовых котлах. Для этого сочинялись различные страшные истории о жутких наказаниях и чудовищных страданиях за всякую провинность. Я отказываюсь верить в такого жестокого Бога. Разве Отец наш может быть таким категоричным и злым? апокриф вера заповедь грешник

В самом тексте апокрифа меня поразило несколько моментов, вот один из них: « И увидела богородица жену, подвешенную за зубы, разные змеи выползали из ее рта и поедали ее. Видя это, пресвятая спросила ангела: «Что это за женщина и в чем грех ее?» И отвечал архистратиг, и сказал ей: «Эта женщина, госпожа, ходила к своим близким и к соседям, слушала, что про них говорят, и ссорилась с ними, распуская сплетни. Из-за этого и мучается». И сказала святая богородица: «Лучше бы такому человеку не родиться»

Не очень-то милосердный отзыв из уст святой женщины…

Если принимать весь текст за чистую, неоспоримую правду, то, получается, каждый из нас должен готовиться к попаданию в огненную реку. Я ни в коем случае не говорю о ворах, убийцах и прочих тяжких преступниках, если ад есть, то место им, безусловно, там. Но ведь все остальные нормальные люди очень грешны и грешат понемногу каждый день! Болтают, объедаются, ленятся, по мелочи привирают, злятся и т.д. Но разве это повод обрекать их на вечные пытки? Если да, то возникает следующий вопрос: «Господь настолько глуп и деспотичен?» Зачем он продолжает создавать нас такими слабыми и поддающимися порокам и соблазнам? Зачем он делает жизнь такой сложной? Ведь часто люди совершают ошибки от незнания, неопытности, сложности жизненного выбора. Почему Бог посылает страдания невинным? Почему он допускает рак у младенцев? Сиротство? Педофилию? Может это нам стоит судить такого Бога, а не ему нас? Обладая могуществом и умением творить чудеса, он оставляет людям наркотики, войны, голод. И требует от человечества непорочности в данных условиях. Так не должно быть.

Но это не значит, что в Бога я не верю. Я искренне верю в высшую силу, управляющую людьми. Безусловно, существует наблюдатель, который где-то пишет книги наших дел. И за плохие деяния все получат по заслугам, но, только не жарясь на сковородках с крюками в языках. Ведь Господь не маньяк, а Отец наш и со стороны людей, пишущих истории вроде «Хождения Богородицы по мукам», просто некрасиво выставлять святыню в таком виде. В самом тексте я заметила моменты, которые должны нагнать на читателя жути своим величием. Например: «И когда известили о слове этом, архангел Михаил сошел с небес, и четыреста ангелов с ним: сто с восточной стороны, сто -- с западной, сто -- с южной, сто -- с северной. И поцеловали благодатную Михаил и ангелы…» Зачем Богородице толпа из четырехсот сопровождающих? И сколько времени прошло пока они все её поцеловали?

Религия и вера не должны быть инструментом для устрашения людей, они должны быть источником вдохновения, очищения, просветления и оптимизма. Нет истинной веры в страхе перед наказанием. Просветление приходит к тому, кто не боится пыток, но остается хорошим человеком, творящим добрые дела. Не обязательно верить в истории из Библии, читать молитвы, ходить в церковь и тратить время на различные обряды, нужно просто помогать ближним и жить по совести. Тогда Всевышний будет оберегать и любить такого человека, даже если последний о нем вообще ничего не знает и никогда не слышал ни о какой религии.

Я считаю, что Создатель добрый, милосердный и понимающий. Мы дети его, а он, как любой родитель простит нам прегрешения наши, поймет и пожалеет. Человек рожден, чтоб ошибаться и грешить, но выходить, набираясь опыта, на верную дорогу. Наверное Господь не так могуществен, как мы его себе представляем, раз он допускает столько страданий и бед, но он делает это не со зла и не с целью наказать род человеческий, возможно он сам не в силах изменить многое. Но я верю, что он видит каждого из нас, грустит и радуется со всеми, пытается помочь и наставить на путь истинный. Всевышний Создатель внутри нас, нужно лишь увидеть его в себе и нести этот свет людям.

Подобные документы

    Прославление Божьей Матери превыше всех святых в Православной Церкви, ее значение в истории человечества. Католические и протестантские крайности в почитании Богородицы. Догматы о непорочном зачатии и вознесении Богородицы, не имеющие прочных оснований.

    сочинение , добавлен 23.12.2013

    Место религиозных представлений в решении социальных и конфликтных ситуаций, получения творческого вдохновения, ухода от реальности. Религия в мировой истории: вера центрально-американских индейских племен, в Средневековой Европе и современном мире.

    реферат , добавлен 16.09.2016

    Для религии необходимо несколько духовно единых в вере людей, находящихся в устойчивом, организованном общении. Вера исходит из индивидуальности верующей личности, а религия – из общности верующих людей. Любая религия зарождается от личной веры.

    реферат , добавлен 09.06.2008

    Религия - вера людей в сверхъестественные силы и существа, свод норм поведения, культов, обрядов и духовных убеждений. Характеристика и тенденции развития трех мировых религий - буддизма, христианства, ислама. Их роль в социальной жизни человека и обществ

    курсовая работа , добавлен 30.01.2012

    Слово "религия" как эквивалент слова "вера". Вера в Авесте – древней книге иранцев, ее связь с именем бога Варуна у индоариев. Религия как совокупность способов достижения Бога. Этапы развития религии: анимизм и монотеизм. Религиоведческие школы Запада.

    реферат , добавлен 20.05.2009

    Религия как древнейшая форма духовной культуры, ее происхождение, структура, проблема происхождения и роль в современном мире. Особенности религиозной веры как основы любой религии. Сравнительная характеристика основных групп ныне существующих религий.

    реферат , добавлен 10.02.2010

    Структура и основные черты мифологического сознания. Вера как основной принцип религиозного сознания. Основные мировые религии. Мифология как систематизированная, универсальная форма общественного сознания и духовно-практический способ освоения мира.

    реферат , добавлен 14.03.2010

    Общее понятие религии, представляющей собой сдержанность, духовное удовлетворение для человека. Опасность противоборства групп людей вследствие религиозных ценностей и взглядов. Значение веры в жизни человека, которая поможет преодолеть многие проблемы.

    сочинение , добавлен 21.02.2015

    Аспекты научного поиска и формирования религиозной веры: интуиция, воображение и вера. Формы дополнения научных и религиозных наблюдений друг другом. Отношение ученых разных эпох к религии и вере. Наука и религия как неотъемлемые части мировой культуры.

    реферат , добавлен 04.03.2009

    Понятие веры и знания. Гносеологический элемент веры, ее психологическая сторона. Особенности религиозной веры. Наука и религия: проблемы взаимопонимания. Знание как проверенный практикой результат познания действительности. Рост научного знания.