Холистический - это что такое? Значение слова. Холистический подход - это что такое

Холистическое мышление свойственно также творческим мыслителям, преодолевающим прошлое и выходящим за пределы условных категорий ради исследования возможных новых отношений. Это требует свободы, открытости и способности иметь дело с неопределенным и неоднозначным.

Такая неопределенность, которая может пугать одних, для других составляет сущность радости творческого решения проблемы.

Маслоу определяет самость как внутреннюю природу или сердцевину индивидуума - его собственные вкусы, ценности и цели. Понимание собственной внутренней природы и действование в соответствии с ней существенно для актуализации самости

"Самоактуализирующиеся люди, достигшие высшего уровня зрелости, здоровья и свершений, могут столь многому научить нас, что иногда просто кажется, что это люди другой породы".

Маслоу подходит к пониманию самости посредством изучения чех индивидуумов, которые живут в наибольшем согласии с собственной природой, которые представляют собой лучшие примеры самовыражения и самоактуализации. Вместе с тем Маслоу не обсуждает специально самость как специфическую структуру в личности.

V .ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ

Самоактуализирующие люди представляют собой "цвет" человеческой расы, ее лучших представителей. Эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. Ниже приведенные характеристики дают представление о том, что значит быть здоровым, полноценным человеком с точки зрения гуманистического персонолога.

Каждый человек стремится реализовать свой внутренний потенциал по-своему. Следовательно, любая попытка применить критерии Маслоу для самоактуализации должна сдерживаться пониманием того, что каждый человек должен сознательно выбрать собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он может быть в жизни.

Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики.

1. Высшая степень восприятия реальности.

Она означает повышенное внимание, ясность сознания, сбалансированность всех способов познания действительности. Вряд ли можно более точно описать это свойство.

2. Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле.

Это свойство отнюдь не означает примирения с действительностью, но говорит об отсутствии иллюзий относительно ее. Человек руководствуется в жизни не мифами и не коллективными представлениями, а по возможности научными и во всяком случае диктуемыми здравым смыслом, трезвыми мнениями об окружающем.

3. Повышенная спонтанность.

Иначе говоря, быть, а не казаться. Это означает выявление своей личности, свободное излияние ее, отсутствие комплексов неполноценности, боязни показаться смешным, нетактичным, профаном и т.п. Иначе говоря, простота, доверие к жизни.

4. Более развитая способность сосредоточиваться на проблеме.

Кажется, такая способность более понятна: упрямство, упорство, вгрызание в проблему и способность ее рассматривать и обсуждать с другими и наедине с собой.

5. Более выраженная отстраненность и явное стремление к уединению.

Психически здоровому человеку необходима душевная сосредоточенность, он не боится одиночества. Напротив, оно ему необходимо, потому что оно поддерживает его непрерывный диалог с самим собой, помогает внутренней жизни. Человек должен работать внутри себя, воспитывать свою душу, должен уметь разговаривать с Богом, если это человек религиозный.

6. Более выраженная автономность и противостояние приобщению к какой-то одной культуре.

Непрерывное ощущение себя частью какой-то культуры, семьи, группы, какого-то общества вообще признак психической неполноценности. В целом, в важных жизненных вещах человек не должен никого представлять, не быть ничьим делегатом. Это означает, что он должен черпать из всех источников, быть способным воспринимать все культуры и не быть подчиненным ни одной из них. Регулятором поведения здоровой личности служит не мнение окружающих, не их взгляды, не их одобрение и не их правила, а кодекс поведения, выработанный в диалоге с высшим началом в себе. Короче говоря, не безличная культура стыда, а культура вины, не внешнее принуждение к одинаковому поведению, а многовариантность поведения на основе самостоятельного видения жизни в целом характеризуют психически здоровую личность.

7. Большая свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций.

Вероятно, данная характеристика не нуждается в дополнительных разъяснениях. Если человек есть единство эмоциональной, интеллектуальной и физиологической сфер, то должен брать лучшее из всех них.

8. Более частые прорывы на пик переживания.

Вот это качество как раз нуждается в комментариях. Пиковыми переживаниями Маслоу называет моменты осознания, озарения, откровения. Это время наивысшей сосредоточенности, когда человек приобщается к истине, к чему-то превышающему его силы и способности. В такие моменты он как бы переходит на более высокую ступень, ему вдруг становятся понятными, открываются тайны и смыслы бытия.

К таким переживаниям не обязательно относятся, допустим, научные открытия или радость художественных вдохновений творца. Их может вызывать миг любви, переживание природы, музыки, слияние с высшим началом. Главное, что человек в такие моменты чувствует не отстраненность, а соединенность с высшими силами.

Он становится в наибольшей степени богоподобным, говорит Маслоу, а это значит, что он не испытывает ни малейшей нужды и желаний и находит удовлетворение во всех вещах.

9. Более сильное отождествление себя со всем родом человеческим.

Всечеловечность, чувство единства гораздо больше того, что нас всех разъединяет. Неповторимость и несхожесть людей есть основание для близости, а не для их вражды.

10. Изменения в межличностных отношениях.

Психически здоровая личность самодостаточна и самостоятельна, она менее зависима от других личностей. И это означает, что у нее нет страха, зависти, потребности в одобрении, похвале или привязанности. Она не имеет нужды лгать и приспосабливаться к людям, не зависит от их пристрастий и общественных установлений. Она равнодушна вообще к знакам поощрения и порицания, ее не увлекают ордена и слава, награду они находят внутри, а не вне себя.

11. Более демократичная структура характера.

Самореализующаяся личность не нуждается ни в какой общественной иерархии, в авторитетах и кумирах. Нет у нее и желания властвовать над другими, навязывать им свои мнения. Она устраивает вокруг себя островки сотрудничества, а не исполнения инструкций, коллектив для нее не иерархически построенная организация, а собрание незаменимых специалистов.

В общественной структуре такому человеку соответствует демократическое общественное устройство. Вообще, у таких людей, на какой бы должности и какое бы общественное место они ни занимали, хоть самое незаметное, нет начальства. Они умеют устраиваться везде так, чтобы не иметь над собой контролеров и зависимых от них материально людей.

Эта философия обстоятельно изложена в замечательной книге "Холизм и эволюция", которую написал в 1926 году Ян Смэтс - государственный деятель, ученый и философ. Те же идеи обобщены им в статье "Холизм" для Британской энциклопедии, из которой мы и приведем несколько цитат. "Холизм - это теория, которая полагает существование "целостностей" главной чертой мира. Она рассматривает одушевленные и неодушевленные природные объекты как целостности, а не только как суммы элементов или частей. Она видит природу состоящей из отдельных конкретных тел и вещей, а не как диффузный однородный континуум. Все эти тела не могут быть полностью сведены к своим частям; в той или иной степени они - целостности, которые есть что-то большее, нежели просто сумма своих частей; механическое соединение частей не создает их и не объясняет их характер и поведение. Части, по сути, нереальны, это, скорее, абстрактные аналитические различия, не выражающие в точности того, что происходит, когда данная вещь возникает как целое.

Что же входит в понятие целого? Прежде всего, пусть целое и составлено из частей или элементов, они не могут быть определенными, постоянными и неизменными... Целое и части пребывают во взаимовлиянии и взаимоизменении... Части формируются целым и приспосабливаются к нему, тогда как целое, в свою очередь, зависит от кооперации своих частей... Таким образом, представление о целом в применении к природным объектам требует двух существенных отклонений от общепринятых научных взглядов. Во-первых, материя, жизнь и разум не состоят из застывших и неизменных элементов; во-вторых, кроме частей или элементов, из которых состоят вещи, существует еще один действующий фактор, не признаваемый наукой - целое.

Эволюция - последовательное усложнение частей или взаимодействующих элементов, с одновременным усилением связывающего их единства. Это восходящий ряд целых, от простейшей материальной структуры до наиболее развитых... Целостность, или холистичность, характеризует процесс эволюции в возрастающей степени. Процесс этот непрерывен в том смысле, что старые виды целостности, или структуры, не отбрасываются, а становятся начальными точками и элементами новых, более совершенных. Так, материальные химические структуры встраиваются в биологические, те и другие - в психические структуры и целостности... Электроны и протоны, атомы и молекулы, неорганические и органические соединения, коллоиды, протоплазма, растения, животные, умы и личности - ступени в этом развертывании холистичности.

Целостности присуща креативность; когда части соединяются, чтобы стать целым, возникает нечто большее, нежели эти части... Возникновение целого из частей: когда большее происходит из меньшего, высшее из низшего, - не противоречит разуму... потому, что понятие о целом в его отношении к частям - продукт разума".

Смэтс поясняет далее, что представления о чисто механической причинности неудовлетворительны и, по-видимому, являются фикцией, потому что, если следствие никогда не превзойдет причину, если причина всегда соразмерна и должна быть соразмерной следствию, - у нас не будет прогрессивной, творческой Вселенной. Холистическая причинность (когда множество факторов участвует в создании новых целостностей) является реальным процессом, который делает возможным увеличение и прогресс, в действительности являющиеся фактом природы. Если бы причина полностью определяла результат, детерминизм был бы абсолютным. В холистической же философии свобода присуща самой природе.

Целое, рассматриваемое с внешней, механической точки зрения, это то, что мы называем частями. Но с внутренней, интегральной точки зрения целое есть самость. Так, отношение между целым и частями превращается в отношение самости к несамости, в психологии понимаемое как отношение субъекта и объекта. Целостность - это наличие самости. Мировой процесс стремится от материи через жизнь к разуму и духу, от необходимости к свободе, от внеположенности элементов к внутреннему качеству самости, присущему целым. Создание целостностей характеризует этот процесс на каждой стадии. Это относится и к психологическим процессам, в которых также имеет место создание более высоких целостностей из низших. Например, гештальт-психология показала, что в умственной деятельности возникают структуры опыта, действующие как целые и входящие в другие моменты опыта как нерасчленимые целостности.

Смэтс завершает свое изложение следующими замечательными словами:

"Хотя теория холизма откровенно принимает материалистическую основу мира и признает естественный порядок, - чего идеализм принять не может, - она, вместе с тем, полностью оправдывает жажду духа истолковать мир. ... Мы постоянно сталкиваемся с противопоставлением материи и духа, временного и вечного, феноменального и реального. Холизм показывает, как эти противоположности примиряются и гармонизируются в целом. Выходит, что целое и части - аспекты одного и того же: конечное отождествляется с бесконечным, частное с универсальным. Вечность содержится во времени, материя есть одежда и носитель духа, реальность - не трансцендентальный порядок в потустороннем мире, она присуща и феноменальному миру; чтобы достичь реальности, не нужно убегать от внешнего мира. Каждый центр, каждое целое в мире, на каком бы низком уровне оно ни находилось - это лаборатория, в которой время превращается в вечность, феноменальное - в реальное. Чудесная истина - повсюду; грузило, куда бы его не забросить, может достичь неведомых глубин; любое сечение мира видимости обнаружит саму текстуру реальности. Целостность повсюду, даже самая по видимости малая и незначительная - чудо, скрывающее тайны, к которым мы стремимся мыслью и делом. Внутри находится то, что запредельно. Быть целым и жить в целом значит становиться верховным принципом, из которого следуют все самые возвышенные этические и духовные правила. Принцип связывает их с сущностью вещей, так как из него происходит не только добро, любовь и справедливость, но также красота и истина, коренящиеся в целом и ничего не значащие вне его. Целое - источник и принцип, объясняющий наши самые возвышенные идеалы вместе с предыдущими эволюционными структурами".

Многие принципы философии холизма воплотились в практику дыхательных психотехник, как базовые элементы (например, принцип – «все есть часть процесса» популярный в дыхательных психотехниках – есть воплощение философии холизма). В частности, поэтому наша работа строится, прежде всего, на этой философии.

Каким образом можно охарактеризовать холистический научный метод? Греческое слово "холон" переводится как "цельность" или "целостность". Соответственно, холизм как учение базируется на непосредственной целостной взаимосвязи материального и духовного . Это теория о нераздельной взаимосвязи всего, что нас окружает, о постоянном обновлении и преобразовании всех видов живой материи в их неразрывном торжестве всеединства . Сегодня это учение пустило корни и в философии, и в психологии, и в медицине. Так или иначе, доктрина холизма продолжает оставаться актуальной для человечества даже спустя много сотен лет.

В одном мгновенье видеть вечность

С точки зрения холизма, человек и Вселенная представляют собой единое целое. Будучи по своей природе микрокосмом, Вселенной в миниатюре, человек воплощает в собственном существовании элементы макрокосмического масштаба. "Знай, что ты — иное мироздание в миниатюре, и что в тебе — солнце, луна и все звёзды ", — писал в древности философ Ориген. Разве не удивительно, что строение солнечной системы в точности повторяет строение атома? Возможно, это свидетельствует о глубинном сродстве всего окружающего нас бытия — начиная от микроорганизмов, и заканчивая планетами. Так или иначе, концепция целостности всего сущего — это ключевая концепция холизма .

В средневековье и в Возрождение холистический подход к науке стал одним из главных философских принципов того времени . И Гален, и Парацельс следовали в своих изысканиях теориям холистической медицины. Позднее, поборники эмпирического метода заклеймили холизм как антинаучное направление. Когда главенствующее место в науке занял эксперимент, холизм, не могущий доказать на экспериментальном уровне тезис о взаимосвязи человека и окружающего мира, на несколько столетий утратил свою связь с наукой.

Лишь в начале XX века холизм был возрожден из пепла . Основоположником современного холизма стал южноафриканский ученый Ян Смэтс, в своей книге "Холизм и эволюция" утвердивший целостность как высшее философское понятие . По Смэтсу, носителем всех физических качеств того или иного материального объекта является нематериальное тонкое психоэнергетическое поле. Поля, порождаемые разными объектами, соприкасаются и взаимодействуют друг с другом, тесно кооперируются между собой. Электроны встраиваются в атомы, атомы образуют органические соединения, из которых рождаются растения и животные. Таким образом, вся эволюция живой природы основана на неотъемлемой нераздельности многообразия видов и форм, которые нас окружают .

Яну Смэтсу удалось восстановить в правах холизм как научное направление. Не отвергая материализм, Смэтс сумел примирить извечное противоборство физического и духовного, временного и вечного . Дальнейшее развитие холистический подход получил в связи с появлением направления нью-эйдж, когда вновь оказались востребованы знания, на протяжении долгого времени бывшие в забвении.

Примирение с самим собой

Сегодня холистическая медицина становится все более популярной. В первую очередь, по причине ее безопасности для здоровья. Парадоксально, но факт: в США существует статистика, по которой бездумное и бесконтрольное лечение препаратами традиционной медицины входит в тройку главных причин, приводящих к смерти больных. Холистическая медицина же абсолютно безвредна для организма: она апеллирует к практикам тысячелетней давности, базовым принципом которых является принцип "не навреди".

На сегодняшний день холистическая медицина представлена широким спектром течений. На данный момент это и акупунктура , и гомеопатия , и фитотерапия, и ароматерапия , и аюрведа , и остеопатия , и цигун . Последователи холистической медицины считают, что нельзя изолированно исследовать заболевания одного органа. Нужно смотреть на недуг шире, стоит отслеживать не только физиологическую подоплеку болезни, но и то, каким образом болезнь может быть связана с текущим душевным и духовным состоянием человека.

Вообще, в холистической медицине много внимания уделяется предшествующему травматическому опыту пациента и его ментальным установкам. Позитивный настрой может сам по себе активизировать иммунологический резерв организма , в то время как негативные мысли, депрессия могут спровоцировать падение иммунитета и в дальнейшем привести к торможению процессов выздоровления.

Две стороны одной медали

По мнению представителей холистической терапии, внутри человека постоянно происходит борьба — "хочу" и "надо", долга и желания, внутреннего родителя и внутреннего ребенка. Эта проблема раздвоенности часто чревата неврозами. Довольно часто многие из нас сталкивались с жутким ощущением разорванности, расколотости души. Холистическая психология ставит своей целью устранить эту раздробленность и снять противоречие между теми дуальными началами, для которых душа человека является бойцовской площадкой. Цель холистической психологии — примирить между собой эти начала и предложить им сотрудничество как альтернативу борьбе.

Холистическая психология и психотерапия ставят во главу угла интеграцию противоречащих друг другу чувств и переживаний . Лишь обретя гармонию с самим собой, человек может созреть для того, чтобы осознать единство с окружающим миром и понять, какую миссию здесь и сейчас он выполняет на Земле.

Великий древнегреческий ученый Гераклит как-то писал: "Из одного — все, из всего — одно ". Лишь воспринимая священную взаимосвязь всего, что нас окружает, мы можем ощутить себя одним из звеньев невидимой цепочки, которая пронизывает все бытие — начиная от муравья, и заканчивая целой Вселенной.

Холистический - это что такое? Поскольку слово имеет иностранное происхождение и связано с такой наукой, как философия, дать его толкование в двух словах не получится. Кроме того, оно вышло за рамки философской науки и стало употребляться в других областях, например в медицине. Поэтому необходимо сосредоточиться и произвести небольшое исследование для его понимания. Подробнее о том, что это - холистический, будет рассказано в данном обзоре.

Обратимся к словарю

Знакомство со значением слова «холистический» целесообразным будет начать с его словарного толкования. Там оно снабжено пометкой «книжное». Далее сказано, что оно связано с существительным «холизм» и обозначает понятие, основанное на целостном подходе к окружающим нас явлениям и объектам.

Что касается происхождения слова, то корнями оно уходит в Древнюю Грецию. В древнегреческом языке есть прилагательное ὅλος, обозначающее «полный, целый, цельный, весь». По мнению ученых-этимологов, образовалось оно из праиндоевропейской основы solwos в значении «целый».

Далее, чтобы разобраться в том, что это - холистический, следует рассмотреть значение слова «холизм», к которому отсылает толковый словарь. Оно является термином, относящимся к философии, и в словарях толкуется с двух позиций - в узком и широком смысле.

В узком смысле

Холизм представляет собой методологический принцип - принцип целостности. Он, как и сам термин, был сформулирован политическим деятелем и философом из Южной Африки Я. Смэтсом в 1926 году. В своей книге «Холизм и эволюция» он сформулировал свой принцип, основываясь на словах Аристотеля, взятых из «Метафизики». Звучит он следующим образом: «Целое всегда больше, чем сумма составляющих его частей».

Вот пример употребления слова в узком смысле: «В «Основах теоретической экономики» сказано, что методологический холизм противопоставляется методологическому индивидуализму. В гуманитарных науках холистический принцип выражается в формуле: социальное целое не только больше, но и гораздо важнее, чем сумма входящих в него частей».

В широком смысле

Это позиция, занимаемая учеными в философской науке, которая касается проблемы соотношения целого и его частей. Это течение присуще современной идеалистической философии и исходит из признания качественного своеобразия и примата целого относительно его частей.

Пример употребления слова в широком смысле: «В книге Ханса Трасса «Геоботаника» говорится, что Клементс обвиняется Иглером в холизме. Последний представляет собой течение в философии идеализма, которое пытается отыскать родственные связи между множеством явлений, которых на самом деле не существует».

Культурные различия

В брошюре «Культура и системы мышления» рассмотрен комплекс фактов, которые свидетельствуют о большом влиянии культуры на процессы человеческого познания. Авторы делают вывод о том, что для носителей западной и восточноазиатской культур характерны разные системы мышления.

Так, жители Восточной Азии обладают холистическим мышлением. Разбираясь в причинах событий, они ищут их в целостном поле, принимая во внимание именно его. Формальную логику и категории они используют сравнительно мало, полагаясь на «диалектическое» мышление.

Что касается западных людей, то они являются более аналитичными. Они в большей степени сосредотачиваются на конкретных объектах и на тех категориях, с которыми их можно соотнести. Чтобы объяснить поведение объекта, им легче опираться на правила, включать формальную логику.

«Холистическое детективное агентство Дирка Джентли»

В Соединенных Штатах в 2016 году появился фантастический сериал под таким названием. Называют это агентство холистическим, как и самого детектива Дирка Джентли. Он утверждает, что во вселенной все процессы взаимосвязаны и являются частями одного целого. Это касается и хорошенького корги, бегающего по улицам, и черного котенка, найденного на месте преступления, и убийцы-психопатки, считающей себя неуязвимой, и агентов таинственных спецслужб, и даже лотерейного билета, сулящего хороший выигрыш.

По ходу сюжета все части головоломки складываются в единое целое, и вдруг кажущаяся атмосфера сюрреализма и безумия обретает убедительность и целостность. Однозначно определить жанр фильма невозможно. Это одновременно и комедия абсурда, и мистика, и детектив. Сериал основан на серии книг, написанных Дугласом Адамсом.

Является одним из направлений нетрадиционной медицины. Она рассматривает человеческий организм как единое целое и учитывает взаимосвязь всех органов и систем. С точки зрения холизма единым целым являются весь мир и все живое. Каждый индивид - это часть вселенной, отражающая ее структуру. Голографическая структура ДНК представляет собой материальный носитель целостности, ее воплощенный алгоритм.

Холистическая медицина появилась в США в начале 90-х годов прошлого века, позже распространившись и в Европе в качестве альтернативного направления, существующего в рамках традиционных медицинских практик. В ее основе лежит концепция непрямого воздействия на пораженные органы. Обычно используют так называемые энергетически активные точки.

Сегодня в США к помощи специалистов по холистической медицине прибегают около 50% всего населения. Особенно большая востребованность в услугах профессионалов, занимающихся хиропрактикой и акупунктурой. Считается, что благодаря этим методикам вылечиваются многие заболевания. При этом исключаются осложнения, вызываемые применением фармацевтических препаратов. В России данное направление, как и другие нетрадиционные практики, официальным научным сообществом не признается.

В заключение изучения вопроса о том, что это - холистический, можно рассмотреть и один из подходов к употреблению пищи.

Здоровое питание

Таким питанием является то, которое помогает полноценному сохранению здоровья. Чтобы утром ощущать себя бодрым, вставать с хорошим настроением, легко восстанавливать силы после тяжелого рабочего дня, ряд врачей советует перейти на холистическое питание. В чем оно состоит?

Его принцип довольно прост - включение в рацион продуктов, которые подверглись кулинарной обработке по минимуму. Это касается, в частности, овощей и фруктов. Картофель рекомендуется есть с кожурой, так он усваивается гораздо лучше.

Основное предпочтение должно быть отдано кашам, салатам, тушеным овощам, пророщенным зернам, запеченной или приготовленной на пару рыбе, зеленому чаю. Нужно меньше есть сладкого, мясного, жареного.

ХОЛИЗМ

ХОЛИЗМ

(от греч. - целый, весь) , идеалистич. « целостности». Термин введён Я. Смэтсом в кн. «Холизм и » («Holism and evolution», 1926) . Согласно X., миром управляет творч. эволюции, создающий новые целостности. В ходе эволюции формы материи преобразуются и обновляются, никогда не оставаясь постоянными; холистический процесс отвергает сохранения материи. Носителем всех органич. свойств объявляется чувственно невоспринимаемое поле (подобное лейбницев-ской монаде) , остающееся постоянным при всех изменениях организма. Целое (целостность) трактуется в X. Как высшее филос. понятие, синтезирующее в себе и субъективное; провозглашается «последней реальностью универсума». Согласно X., высшая конкретная органич. целостности - человеч. . Придавая мистич. «фактору целостности», X. считает его непознаваемым. Идеи X. развивали А. Мейер-Абих (Германия) , А. Леман (Франция) . В совр. зап. литературе «X.» иногда используется для обозначения принципа целостности.

Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии 19 и 20 вв. , М., 1962 ; Кремянский В. И., Структурные уровни живой материи, М., 1969.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ХОЛИЗМ

(от греч. hdlon – )

точка зрения целостности, или учение о целостности. Это понятие введено южноафр. генералом Я. Смэтсом в его произв. «Holism and Evolution» (1926). Холизм как учение был основан Дж. С. Холдейном («The philosophical basis of biology», 1931). Холизм исходит из целостности мира как высшей и всеохватывающей целостности – и в качественном, и в организационном отношении, – целостности, обнимающей собой область психологической, биологической и, наконец, самой внешней, хотя и самой рациональной – физической действительности; все эти области представляют собой упрощение и этой охватывающей целостности.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ХОЛИЗМ

(от греч. ὅλος – целый, весь) – "философия целостности"; идеалистич. учение, рассматривающее как результат ступенчатой творч. эволюции, к-рая направляется нематериальным и непознаваемым "фактором целостности". Основоположником X. считается Смэтс (см. Организмические теории).

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ХОЛИЗМ

ХОЛИЗМ (от греч. δλος - целый, весь) - в широком смысле в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия целого по отношению к его частям. В онтологии холизм опирается на принцип: целое всегда есть большее, чем простая его частей. Соответственно его гносеологический гласит: целого должно предшествовать познанию его частей. В более узком смысле под холизмом понимают “философию целостности”, разработанную южноафриканским философом Я. Смэтсом, который в 1926 ввел и термин “холизм”.

Как мировоззренческая позиция, опирающаяся на указанные выше принципы, холизм, как , разделялся мыслителями идеалистического направления. Платон в учении об идеях (воплощенных в конкретных преходящих вещах) и концепции государства (которому как целому должны быть подчинены интересы отдельных людей) стоял на позициях холизма. В Новое холизм противостоял механицизму и редукционизму в философии и науке. Конкретным выражением холизма были: витализм , настаивавший на принципиальной несводимости процессов жизни к физико-химическим процессам; эмерджентной эволюции, подчеркивающая качественное своеобразие живых организмов по сравнению с неорганической материей; , признававшая доминирование целостного восприятия по отношению к входящим в него ощущениям. В области социальных учений холизм нашел в разнообразных доктринах, обосновывающих общества, государства, этноса, класса по отношению к отдельным индивидам. В философии науки холизм проявился в т. н. “тезисе Дюгема - Куайна”, в методологических ко1щепциях Т. Куна, П. Фейерабендаидр.

Т. о., холизм представляет собой широкую мировоззренческую позицию, по-разному проявляющуюся в cabibiA различных областях. Его исходные принципы дополняются рядом других положений. В частности, с точки зрения холизма совокупность предметов, образующих , обретает некое качество, которое отсутствует в входящих в нее предметах. Связи между элементами такой совокупности имеют законоподобный характер и определяют в ней каждой части. Наконец, целое придает своим частям новые свойства.

В холизм получил новую, более глубокую разработку в общей теории систем. Лит.: Smiita J. С. Holism and Evolution. N. Y., 1926; Meyer-Abich A. Ideen und Ideale der biologisehen Emeunthis. Lpz., 1994.

А. Л. Никифоров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ХОЛИЗМ" в других словарях:

    холизм - ХОЛИЗМ (от греч. okoc, целый) методологический принцип целостности, сформулированный южноамерик. философом Я. Смэтсом в 1926 в его книге «Холизм и эволюция». Выражается в формуле «целое больше, чем сумма его частей». Исходя из идеи… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Холизм - Холизм ♦ Holisme Течение мысли, придающее большее значение целому (от греческого holos), чем его частям, провозглашающее несводимость целого к составляющим его элементам. В приложении к обществу холизм противостоит индивидуализму … Философский словарь Спонвиля

    - (от греч. holos весь целый) (философия целостности), идеалистическое учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая направляется нематериальным фактором целостности; основоположник Я. Смэтс … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. holos целый) понятие, связанное с разработкой в 20 в. системной методологии и системной парадигмы в познании. Может быть рассмотрено в различных ракурсах: как 1) методологический принцип, в соответствии с которым «целое больше суммы своих… … Новейший философский словарь

    - (от греч. holos целый, весь) англ. holism; нем. Holismus. Методологический принцип целостности (сформулированный Я. Смэт сом), выражающийся в формуле, что целое больше, чем сумма его частей. X. присущ целом ряду концепций развития,… … Энциклопедия социологии

    холизм - Концепция, утверждающая, что окружающая среда может быть понята только как комплексная система взаимосвязанных частей и целого … Словарь по географии

    - (от др. греч. ὅλος, «целый, цельный») в широком смысле позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям. В узком смысле под холизмом… … Википедия

    - (англ. holism (гр. hole целое) одна из форм современной идеалистической философии; рассматривает природу как иерархию целостностей, понимаемых как духовное единство, нематериальная структура; принцип подчинения части целому используется… … Словарь иностранных слов русского языка

    ХОЛИЗМ - философская концепция, утверждающая приоритет целого перед составляющими его частями, его онтологическую самостоятельность и несводимость к сумме частей и выполняемых ими функций. «Целое не есть аддитивная сумма составляющих его элементов и… … Философия науки: Словарь основных терминов