Характерные черты тоталитарных режимов в европе. Тоталитарные режимы в европе тоталитаризм как феномен

Формирование тоталитарных режимов в странах Европы

в 1930-е гг.

Урок проводится с использованием технологии проблемного обучения и метода группового кооперативного обучения. Педагогический процесс организуется таким образом, чтобы каждый обучающийся был равноправно с остальными включён в учебную деятельность и был достигнут коллективный результат.

Каждая мини-группа получает конкретное задание или решает, какую либо проблему.

Оборудование урока:

    политическая карта мира

    учебник О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2011г.

Цели урока:

Образовательные:

    На примере социально – политической истории Италии, Германии и Испании в 1920 – 1930-е гг. обобщить и углубить представления учащихся об основных признаках тоталитарного режима

    Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Европы

    Охарактеризовать основные мероприятия тоталитарных правительств в Италии, Германии и Испании

    Объяснить смысл и значение важнейших исторических понятий (фашизм, тоталитаризм, нацизм) и добиться их усвоения

    Выяснить основные черты тоталитаризма как феномена ХХ века

Развивающие:

Развитие аналитического и синтезирующего мышления

Выработка умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы

Отработка навыков работы в должном темпе

Развитие умений действовать в группе и самостоятельно

Реализация принципа проблемности развивающего обучения

Воспитательные:

    Воспитание чувства неприятия к насилию, бесчеловечности тоталитарных режимов

    Воспитание настойчивости, упорства, целеустремленности

    Воспитание гуманности

План урока.

    На базе знаний по обществознанию, повторительно – обобщающая беседа по теме «Тоталитарный режим, его признаки».

    Италия в 1920 – 1930-е гг. Особенности итальянского фашизма (проблемное изложение, работа в группах).

    Германия в 1920 – 1930-е гг. Особенности германского фашизма (проблемное изложение, работа в группах).

    Испания в 1920 – 1930-е гг. Особенности испанского фашизма (проблемное изложение, работа в группах).

    Работа с документами.

Вступительное слово

Мы продолжаем изучение истории стран мира в межвоенный период.

Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строится сегодняшний и завтрашний день: это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего.

Один из важных уроков прошлого сегодня мы рассмотрим на занятии.

I . Повторительно – обобщающая беседа по теме «Тоталитарные режимы, их признаки».

Рождении тоталитаризма

Переходим к первому пункту плана. Термин «тоталитаризм» возник в 20-е годы в окружении Муссолини. Когда он появился, нет единого мнения среди политологов, одни считают его вечным атрибутом истории (исторический прототип – восточные деспотии), другие – достоянием индустриальной эпохи, а третьи – феноменом ХХ века.

Давайте вспомним из курса обществознания, что такое тоталитаризм? Каковы его признаки?

1.1. На основе знаний по обществознанию сформулируйте определение понятия «тоталитаризм».

Тоталитари́зм (от totalis - весь, целый, полный; totalitas - цельность, полнота) - , имеющий полный (тотальный ) над всеми аспектами жизни общества и человека.

1.2. Перечислите признаки тоталитарного режима, распределите их по трём направлениям: экономические, политические, социальные (таблица на доске).

Среди базовых признаков и сущностных характеристик тоталитаризма:

    ликвидация конституционных и

    сращивание партийного и государственного аппарата

    единовластие одной партии

    контроль над семейной жизнью

    организованный террор и репрессии

    централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной)

    монополия власти на информацию

    культ вождя, наличие лидера-диктатора

    милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

Правильно. Одной из форм тоталитаризма является фашизм – открытая террористическая диктатура, опирающаяся на прямое насилие, шовинизм, расизм.

Национализм и идеологии и политика основана на идее национальной исключительности, национальном превосходстве .

Культ вождя: в Германии – Фюрер, в Италии – Дуче. Нацизм идеология: культ силы, расовое превосходство, антисемитизм, экспансия, насаждение образа врага.

Согласны ли вы с тем, что этот режим является антидемократическим? Так почему же в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?

Формулировка проблемы.

Раньше всего фашизм возник в Италии: в 1922 году сам король поручил лидеру фашистов Б. Муссолини сформировать правительство. Так с соблюдением всех демократических процедур к власти пришла самая недемократическая сила – фашизм. В Германии в начале 30-х годов демократические партии имели большинство голосов и мест в парламенте, чем национально-социалистическая партия Гитлера, согласно результатам выборов в 1932 г. НСДАП теряла популярность, так почему же в 1933 году нацисты приходят к власти? Давайте разберемся с этой проблемой.

Проблемные вопросы формулируются на доске.

    Почему фашистам удалось прийти к власти в ХХ веке?

II . Работа в группах.

Три группы работают над вопросами и сравнительными таблицами, а четвёртая работает с документами.

Италия.

В рабочих группах ученики, изучая особенности одной из фашистских диктатур, заполняют аналогичные сравнительные таблицы.

2.1. Что способствовало приходу фашистов к власти в Италии?

Ответ:

Тяжелое экономическое положение

Массовое недовольство, движение трудящихся

Во всех бедах винили правительство либералов

Фашисты объединили недовольных (крестьян, рабочих, мелкую рабочую буржуазию)

Царившая обстановка неуверенности

Неспособность правительства справиться с острыми проблемами в экономике и политике

2.2. При чтении учебника выпишите Италии в 1920 – 1930-е гг.

Ответ:

Ликвидация демократии (других партий, свободы и прав)

Муссолини, фактически, единоличный правитель

Чистка государственного аппарата

1929 год – соглашения между римским папой и Муссолини (суверенитет

города Ватикан)

Вмешательство в экономику

Ликвидация зависимости страны от ввоза стратегического сырья для промышленности

Активная внешняя политика

Создание корпоративной системы

2.3. Перечислите особенности итальянского фашизма.

Ответ:

В Италии католицизм объявлен единственной религией, поэтому псевдорелигия фашизма не так сильна

Антисемитизм в Италии не возводился в ранг государственной политики

В руках Дуче сконцентрировалась гораздо меньшая власть, чем в руках Фюрера

Муссолини не смог добиться такой массовой поддержки

Германия

2.5. Что способствовало приходу фашистов к власти в Германии?

Экономический и политический кризис

Отсутствие политической стабильности

Чувство национального унижения, охватившее общество после Первой мировой войны (инфляция, контрибуция)

Популярность националистических идей

Страх правящих кругов перед ширящимся коммунистическим движением

2.6. При чтении учебника выпишите основные мероприятия тоталитарных правительств Германии в 1920 – 1930-е гг.

Террор противников (создание тайной полиции (гестапо), концентрационных лагерей)

Ликвидация буржуазно – демократических свобод

Упразднения принципа разделения властей

Запрет всех партий, кроме НСДАП

Максимальная централизация хозяйственной жизни

Организация общественных работ для ликвидации безработицы

- «ариизация» экономики

Вооружение армии

Поиск «жизненного пространства», активная внешняя политика

2.7. Перечислите особенности германского фашизма.

Крайняя агрессивность – стремление завоевать мировое господство

Крайний национализм и расизм

Антисемитизм возведён в ранг государственной политики

Сосредоточение всей власти в руках Фюрера

Партия Гитлера имела большее влияние, чем партия Муссолини

Цензура, слежка, доносительство

2.8. А почему демократические силы не смогли предотвратить приход фашистов власти?

Они были разобщены, социалистическая и коммунистическая партии недооцени фашистскую угрозу, и продолжали взаимную борьбу. Создать единый антифашистский фронт в таких условиях оказалось невозможным.

Испания

2.9. Что способствовало приходу фашистов к власти в Испании?

Всеобщее недовольств исходом революции

Совершается размежевание социал-демократических сил

Слабая компартия

Объединение богатых и могущественных реакционных сил

Ликвидация основных социальных достижений революции

Победа Народного фронта активизировала испанский фашизм

Мятеж и гражданская война

Гражда́нская война́ в Испа́нии (июль - апрель ) - конфликт между в лице правительства испанского (республиканцы, ) и оппозиционной ей испанской военно-националистической диктатурой под предводительством генерала (мятежники), поддержанного фашистской , нацистской и , в результате которого была ликвидирована Испанская республика и свергнуто республиканское правительство.

2.10. При чтении учебника выпишите основные мероприятия тоталитарных правительств Испании в 1920 – 1930-е гг.

Создание реакционных партий (Фаланга)

Внесудебное преследование всех участников демократического движения

1936г. сосредоточение военной и гражданской власти в руках Франко

Указ о жёстком контроле государства над прессой и книгоизданием

- создание синдикатов

2.11. Перечислите особенности испанского фашизма.

Особый режим, который сложился в Испании в годы франкизма, получил название умеренно-тоталитарного.

    режим навязан военной силой при помощи извне

    большое влияние сохранила католическая церковь

    фашистское движение в Испании не обрело массовой социальной базы

    режим Франко никогда не пытался установить жесткий контроль над экономикой

    все годы диктатуры Франко Испания оставалась монархией

    и деология носит гораздо менее тоталитарный характер, нежели итальянский фашизм и немецкий нацизм

    Главная особенность испанского фашизма это испанская фаланга. Именно с этой организацией связано наименование этого течения в Испании – фалангизм.

2.12. Как вы считаете, почему в Испании противостояние между силами демократии и тоталитаризма в 1930-е гг. закончилось победой фашистской диктатуры?

Победа Народного фронта активизировала испанский фашизм, группировки в партии «Фаланга». В середине июля 1936 в испанском Марокко, а вслед за тем во многих городах Испании начался военно-фашистский мятеж, главой которого стал генерал Франко. Мятежники получили щедрую помощь - военными материалами и людьми - со стороны Германии и Италии. На их стороне оказались правительства Англия и Франции. Два с половиной года длилась гражданская война в Испании. То, за что бились республиканцы, они пытались осуществить уже в ходе войны было преступлено к национализации крупной промышленности, более 300 тыс. крестьян. семей получили безвозмездно 5,5 млн. га земли, б/приняты законы о 48 –час. раб. неделе, охране труда, соц. обеспечении. Не только Каталония, но и Баскония получили национальную автономию. В конце марта испанский фашизм торжествовал победу.

После работы с таблицами анализ каждого вопроса .

1) Что способствовало приходу фашистов к власти в Италии, Германии и Испании?

2) Каковы основные мероприятия тоталитарных правительств?

3) Особенности национальной фашистской диктатуры в Италии. Германии и Испании?

4) Рассмотрение индивидуальных вопросов по каждому государству.

4.2. Каковы общие признаки всех тоталитарных режимов, утвердившихся в странах Европы в 1930-е годы?

Ответ учеников: Все признаки, записанные на доске, подходят к тоталитарным режимам, утвердившимся в странах Европы в 1930-е годы.

Сходство практики тоталитарных режимов в экономике заключалось в ее сверхмонополизации, распространении сферы государственного регулирования на все основные отрасли хозяйства, в нарушении принципа частной собственности.

3. 4 группа работает с документами по вопросам:

На основе нижеприведённых фрагментов из книги А.Гитлера «Моя борьба» опишите модель человека/общества/мира в свете национал- социалистической идеологии.

3.1. Почему физическое развитие молодёжи нацисты предпочитали её образованности?

На основе документов отвечает 4 группа.

3.2. Каковы основные черты тоталитарной идеологии? Ответ на основе дополнительного материала (ученик готовит заранее).

Основными постулатами нацистской идеологии были антисемитизм, антидемократизм, антимарксизм, расизм, национализм и шовинизм, а инструментами политики и идеологии НСДАП были террор и пропаганда. И позже массовое убийство, как виновных, так и невиновных. Террор же - это осуществление внутреннего закона движения.

Он ставит задачу полной переделки и трансформации человека с целью искоренения угрозы режиму в виде инакомыслия. В соответствии с идеологическими установками конструируется новый тип личности с особым психическим складом, особыми ментальностью, мыслительными и поведенческими характеристиками путём стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе.

Целью идеологии объявлялось создание принципиально нового общества, нового человека. Одновременно указывался враг, который подлежал беспощадному уничтожению в борьбе за достижение этой цели. Как бы ни очерчивался круг враждебных движению людей и явлений, в него обязательно включались либерализм и его ценности. Борьба за победу «нового порядка» представлялась как «последний и решительный бой», требующий тотальной мобилизации.
Ценности «нового порядка» могли определяться по-разному, но они обязательно были обращены в будущее и имели абстрактный характер. Место безусловных нравственных ценностей, морали должна была занять преданность идеологии, причем право истолкования подлинных интересов движения закреплялось за одним или немногими лидерами. Речь шла о готовности исповедовать те идеи, которые именно в данный момент провозглашают вождь, партия. В этом главное отличие тоталитарной доктрины от традиционных, в том числе религиозных, ее вариантов.

3.3. Сделайте вывод о том, чем угрожает человечеству идеология фашизма.

4. Обобщающая беседа.

4.1. Каковы общие социально – экономические, политические и культурно – исторические предпосылки утверждения тоталитарных режимов?

4 группа на основе анализа делает вывод, что общими социально – экономическими, политическими и культурно – историческими предпосылками утверждения тоталитарных и авторитарных режимов в 1930-е гг. были:

    Разочарование большинства населения (ремесленники, крестьяне, ветераны войны, безработные) условиями послевоенного мира; социально-экономический и политический кризис.

    Неспособность правительств вывести страну из кризиса, тяга народных масс к стабильности, «сильной руке».

    Поддержка фашистов со стороны крупных предпринимателей, финансистов, земельной аристократии из-за боязни революционного взрыва и заинтересованности в государственных заказах.

    Слабость антифашистских сил, демократических институтов; раскол рабочего класса (лидеры СДПГ и КПГ недооценивали фашистскую угрозу и продолжали борьбу за лидирующую роль в рабочем движении).

    Изменение тактики самих фашистских партий, их активная борьба за массы, внимание к парламентским формам деятельности.

4.3. Соответствовали проводимые мероприятия принципам тоталитаризма?

Да, проводимые мероприятия соответствовали принципам тоталитаризма. Политические системы германского, итальянского и испанского фашизма были схожи по ряду признаков, но далеко не были одинаковыми.

Итак, главный вопрос, который мы поставили в начале урока:

Почему в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?

Мы констатируем, что в 20-е годы в Италии и в 30-е годы в Германии и Испании к власти приходят фашисты. Появление тоталитарных государств не было случайным стечением обстоятельств. В Италии и Германии фашизм пришёл к власти при опоре на массовые движения. Для чего утверждались тоталитарные режимы? Для решения задач выхода из экономического кризиса, преодоления разрухи, предотвращения угрозы революции. Создания нового социального порядка.

В этих странах устанавливаются тоталитарные режимы, степень контроля над обществом становится достаточно высокой. Государства носят антиправовой характер. В них беззаконие и возможность произвола по отношению к гражданам были возведены в ранг закона.

При жесткой регламентации должностных функций и субординации чиновников внутри государственных ведомств, упорядоченность в межведомственных отношениях, как и четкое построение вертикали власти, отсутствовали. Фактор воли лидеров, субъективных отношений между ними был осознанно поставлен выше фиксированных правил и норм разработки, принятия и исполнения решений.

Во внешней политике обеспечивалось решение задачи, связанной с подготовкой к войне.

Введение

Цель исследования состоит в рассмотрении общественных и между политических преобразований в Западной Европе в период между первой и второй мировыми войнами.

Актуальность контрольной работы: изучение предпосылок возникновения тоталитарного общества позволит рассудить как избежать в дальнейшем ужасов тоталитаризма. В настоящее время сейчас вновь возрождается интерес к исследованию механизма фашистского государства, написано много научных трудов по этой теме, и необходимо обобщить исследования различных авторов в этой области.

Основные задачи:

  • - определение тоталитарного режима как предмета;
  • - исследование основных функций и механизмов возникновения государственной системы тоталитарного государства на примере некоторых стран Западной Европы;
  • - исследование исторического периода «затишья» между двумя мировыми войнами.

Предмет исследования: причины возникновения тоталитарных режимов в государствах Западной Европы после первой мировой войны.

Объект исследования: государства-отщепенцы, в которых впервые произошли общественно-политические преобразования в сторону диктатуры в политике и тоталитарной государственной системы на основе фашистской идеологии.

История зарождения тоталитарного режима

Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в., хотя тоталитарные идеи возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов totalitas (полнота, целостность) и totalis (весь, полный, целый).

Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 20-е гг. итальянским философом Джованни Джентиле, а затем был использован лидером итальянских фашистов Бенито Муссолини для характеристики созданного им режима. В 1929 г. газета «Таймс» употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе.

После Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием «тоталитаризм» режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, странах «победившего социализма».

В труде двух американских политологов К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956) сформулированы следующие основные признаки тоталитарного режима:

  • 1. Официальная идеология, т. е., комплекс идей, обосновывающий право этих режимов на существование, претендует на охват всех без исключении сфер общественной и частной жизни, а также на то, что они являются воплощением истины и поэтому общеобязательны. Официально считается, что подавляющее большинство населения единодушно признает и разделяет данную идеологию. Тоталитарная идеология отрицает прошлое и настоящее во имя великого и светлого будущего. Ее целью является создание «нового» общества и «нового» человека, причем интересы и тем более свободы личности подчиняются интересам государства. Общество функционирует по принципу «запрещено все, кроме того, что приказано»;
  • 2. Монополия на власть одной политической партии, а сама партия под властью одного харизматического лидера (фюрер, дуче, генеральный секретарь). Идет процесс сращивания правящей партии с госаппаратом. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции;
  • 3. Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы. Умаляется роль права, закона: власть получает законом не ограниченные и закону не подчиненные полномочия. Государство становится не правовым;
  • 4. Партийный контроль за средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации - прессой, радио, кино, литературой, телевидением и т. д.;
  • 5. Всеобъемлющий контроль над вооруженными силами. Сохранение и упрочение всей этой системы монополий невозможно без насилия, следовательно, происходит милитаризация общества, создание обстановки военного лагеря, «осажденной крепости», опускается «железный занавес»;
  • 6. Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью. Утверждается, что плановая экономика наиболее рациональная и эффективная.

Среди перечисленных признаков наибольшее значение имеют первые два - официальная идеология и монополия одной массовой партии на власть. Действительно, ни один диктаторский режим, кроме тоталитарного, не насаждал и не утверждал в обществе единой официальной идеологии, не стремился поставить под свой контроль всю духовную жизнь общества. Именно партия, обладающая при тоталитаризме всей полнотой власти, обеспечивала мобилизацию масс на достижение политических целей и поддержку режима. При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, ибо исчезают автономные, неподконтрольные власти сферы общественной жизни. Под контроль и регламентацию государства попадают экономические, социальные, духовные виды деятельности, а также частная жизнь граждан. Таким образом, тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля.

Большинство исследователей отмечают, что тоталитаризм - это «реакция» общества на кризисы периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях новой социальной и национальной идентичности порождают стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем. Нарастание элементов рациональности, организованности, управляемости в общественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии техники, науки и образования, порождали иллюзии возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тоталитарной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.

Тоталитарные системы возникают не стихийно, а на основе определенного идеологического образа. Идеология всей общественной жизни, стремление подчинить «единственно верной» теории все экономические и социальные процессы - важнейшая черта тоталитарного общества. К политическим чертам тоталитарного общества относятся также наличие мощного аппарата социального контроля (службы безопасности, армия, милиция и т. п.), массовый террор, запугивание населения. Слепая вера и страх - главные ресурсы тоталитарного управления. Осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей, который может доводиться до абсурда.

Тоталитаризм, стремясь найти массовую опору, провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы, дихотомически делит всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг - буржуазия, империализм, евреи и т. д.

В процессе ограничения или ликвидации частной собственности происходит массовая люмпенизация населения. Индивид попадает в тотальную зависимость от государства, без которого подавляющее большинство людей не может получить средств существования: работу, жилье, детский сад.

Личность утрачивает всякую автономию и права, становится полностью беззащитной перед всесильной властью, попадает под ее тотальный контроль. Делается попытка сформировать «нового человека», определяющими чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, энтузиазм, готовность на любые жертвы ради «общего дела».

Господство идеологии и политики проявляется не только в социальной сфере, но и в экономике. Здесь отличительными чертами тоталитаризма является:

  • - этатизация хозяйственной жизни;
  • - ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции;
  • - планирование и командно-административные методы управления.

Устанавливается монополия государства на распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком.

Многие европейцы разочаровались в институтах демократии и сво-бодном рынке, которые не смогли защитить от неурядиц, обрушив-шихся на людей в ходе Первой мировой войны и в послевоенные го-ды. В Италии и Германии , в отличие от США, Великобритании и Франции, где выход из кризиса был найден в условиях сохранения демократии, кризисная ситуация привела к утверждению диктатур и возникновению тоталитарных режимов .

Сторонники коммунистических идей видели выход в революции и построении бесклассового социалистического общества. Их против-ники, напуганные размахом коммунистического движения и мечтав-шие о твёрдом порядке, стремились к установлению диктатуры. Сре-ди сторонников жёстких мер были мелкие собственники, предприни-матели, по которым больно ударил экономический кризис, рабочие, не доверявшие социалистам, крестьяне, люмпен-пролетариат. В ус-ловиях экономических неурядиц они мечтали о перераспределении общественных богатств за счёт крупных собственников, путём экспроприации имущества состоятельных представителей национальных мень-шинств, территориальных захватов и грабежа других стран.

Диктаторские режимы характери-зовались установлением контроля го-сударства над жизнью каждого отдель-ного человека и общества в целом. Само же государство сращивалось с правящей партией, получавшей без-граничную власть. Другие полити-ческие силы либо ликвидировались, либо превращались в «декорации». Конкретную личность тоталитаризм растворял в массе — народе, классе, партии, стремясь навязать ей общие для всех идеи, образ жизни, противопоставить «своих» и «чу-жих». В то же время в обществе формировалась безграничная власть одного человека — вождя. Идеология правящей партии, выступав-шей от имени всего народа, становилась единственной и господст-вующей. Разрушалось гражданское общество.

Для тоталитаризма характерна целостность всех структур соци-ального бытия — общества, государства, партии, личности. Руко-водство государства ставило перед обществом глобальную цель, ко-торую необходимо было достичь любыми средствами, невзирая на трудности и жертвы. Такой целью могло быть осуществление идеи величия нации, создание тысячелетней империи или достижение всеобщего блага. Это предопределило агрессивную природу тотали-таризма. Материал с сайта

Важным инструментом являлась мощная пропаганда, проникав-шая всюду. Официальные идеологи, средства массовой информа-ции, всецело зависевшие от власти, ежедневно и ежечасно «промы-вали мозги» простым гражданам, убеждая людей в правильности поставленной властями цели, мобилизуя их на борьбу за её осу-ществление. Одна из задач пропаганды заключалась в определении и разоблачении «врагов». «Врагами» могли быть коммунисты, со-циалисты, капиталисты, евреи и все, кто мешал достижению ве-ликих целей. Вслед за одним поверженным противником немедлен-но находился другой. Тоталитарный режим не мог обойтись без постоянного поиска врага, необходимость борьбы с которым пред-определяла ограничение демократии и материальных потребностей людей.

Возникновение тоталитарных и авторитарных режимов было характерной чертой жизни Европы в первой половине ХХ в. Антидемократизм находил питательную почву среди широких слоёв населения, разочарованных неспособностью демократи-ческих правительств справиться с трудностями в условиях либе-ральной экономики. Агрессивный тоталитаризм поставил чело-вечество на грань новой войны.

Основное отличие авторитаризма от тоталитаризма в том, что авторитарная власть основывается на личности лидера, его способности удержать власть и привлекать сторонников. В то время как в тоталитарных государствах лидера выдвигает уже правящая элита (например, правящая партия или религиозная организация), и система власти завязана на главенствующей роли этой элиты и её идеологии.

Авторитарный режим часто заканчивается со смертью харизматичного лидера, не оставившего столь же сильного преемника. Тоталитарный режим более устойчив и рушится только в случае упадка всей системы и её идеологии.

Тоталитаризм.

Черты :

1) Отдаленность от власти, периферийное положение. (США, Франция, Бельгия. В Финляндии, Дании, Нидерландах фашисты смогли добиться большего – проникнуть в местные и центральные органы власти. В Австрии, Албании, Болгарии, Венгрии, Греции, Румынии и Югославии фашисты часто вели сильное наступление на демократию).

В 1926 г. В Португалии и в 1939 г. В Испании возникла особая разновидность режима – иберийская модель фашизма, в которой наряду с фашистами имели влияние крупные землевладельцы и католическое духовенство.

2) Формирование широкой опоры в массах, своими лозунгами вовлекая все слои населения – лозунги стабильности, националистические, расовые

3) Капитал оказывал чаще всего мощную поддержку фашизму.

4) Нацеленность на завоевание новых территорий.

5) Наличие господствующей партии.

6) Милитаризация хозяйства – гос. регулирование, внеэкономическое принуждение.

Черты:

1) Ограниченный плюрализм, если это не противоречит интересам сохранения существующей системы.

2) Единовластие или небольшое число носителей власти.

3) Опора на силу.

4) Недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. Однако авторитаризм, в отличие от тоталитаризма, допускает существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

5) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику.

6) Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной борьбы на выборах.

К таким странам относились Испания, Португалия, почти все страны Восточной Европы, Латинской Америки и др.

Приход фашистов к власти в Италии . Фашистская организация Боевой союз во главе с бывшим социал-демократом Б. Муссолини возникла в Италии в 1919 г. В условиях обострения ситуации в стране, очень пострадавшей в результате участия в Первой мировой войне, фашисты требовали проведения преобразований в интересах народа: гарантии гражданских свобод, 8-часовой рабочий день, повышение заработной платы, ограничение крупного капитала, участие рабочих в управлении и т.д. Создавались военизированные фашистские отряды для борьбы за эти требования. В начале 20-х гг. XX в. обстановка в Италии все более ухудшалась. Правительство оказалось не способным контролировать ситуацию в стране. Муссолини, создавший в 1921 г. Национальную фашистскую партию, потребовал места в правительстве для фашистов. В октябре 1922 г. фашисты устроили так называемый поход на Рим. 30 октября Муссолини был назначен премьер-министром Италии.

Приход нацистов к власти в Германии . К 1923 г. ситуация в Германии была близка к катастрофической. Резко обесценилась денежная единица - марка. Национальное самолюбие немцев задевала оккупация I-гранами Антанты Рура. По всей стране вспыхивали волнения, провоцируемые ультраправыми и ультралевыми силами. Особенно прочные позиции правые занимали в Баварии. Члены возникшей здесь в 1919 г. Национал-социалистической рабочей партии (НСДАП) по примеру Муссолини готовили поход на Берлин. Одним из главных инициаторов этого похода был А. Гитлер. Связанные с нацистами отряды штурмовиков были созданы в 1921 г. В них было немало бывших военных, не нашедших для себя места в мирной жизни. В ноябре 1923 г. Гитлер на митинге в огромном пивном зале Мюнхена объявил о начале национальной революции и о формировании национального правительства. Но на следующий день полиция расстреляла демонстрацию нацистов. После подавления путча Гитлер оказался в тюрьме. Там он написал книгу «Моя борьба» («Майн Кампф»), в которой изложил нацистскую идеологию. В декабре 1924 г. он был освобожден из заключения и начал перестройку своей партии. Численность партии росла. Вместо недисциплинированных штурмовиков формируются организованные по армейскому образцу отряды СС. При партии были созданы детские, молодежные и женские организации. Теперь Гитлер рассчитывал захватить власть не насильственным, а конституционным путем. Экономический кризис 1929-1933 гг. породил многомиллионную безработицу. Уровень промышленности сократился в два раза. В 1930 г. НСДАП получила на выборах в рейхстаг 107 мандатов. На выборах 1932 г. нацисты заняли первое место. Гитлер обещал немецкому народу «обеспечение старости» и «народную экономику». Во всех экономических бедах страны Гитлер обвинял Америку, «английский империализм», «мировое еврейство» и «предательское правительство». Крупнейшие германские промышленники открыто поддержали Гитлера. Помогало нацистам отсутствие единства среди левых сил: коммунисты и социал-демократы отчаянно боролись друг с другом. По требованию промышленников президент Гинденбург назначил 30 января 1933 г. А. Гитлера рейхсканцлером - главой правительства. На мартовских выборах 1933 г. Гитлера поддержали 44 % избирателей.

Политика тоталитарных режимов . В конце февраля 1933 г., воспользовавшись поджогом рейхстага, Гитлер ввел в Германии чрезвычайное положение. Были ликвидированы свободы слова, печати и собраний, под контроль членов нацистской партии перешли органы государственного управления и радио. Гитлер добился принятия в рейхстаге закона о полномочиях рейхсканцлера, что позволило ему издавать собственные законы. Одним из первых законов стал запрет коммунистической партии, а значит, и деятельности ее членов в рейхстаге. Многие члены социал-демократической партии также были лишены права голоса. С июля 1933 г. в Германии допускалась лишь деятельность национал-социалистической партии. В 1934 г. после смерти президента Гинденбурга Гитлер объединил посты президента и рейхсканцлера.

Контроль за политической деятельностью в Германии осуществляла тайная полиция во главе с Гиммлером. Ей же подчинилось и управление трудовых и концентрационных лагерей.

Многие нацисты требовали принятия решительных мер против евреев. Уже в апреле 1933 г. они добились издания закона о запрете евреям работать в правительственных учреждениях. Осенью 1935 г. все евреи Германии были занесены в особые списки, лишены гражданства и права голоса. Многие промышленники еврейского происхождения, не получая от государства заказов, обанкротились и стали продавать свои предприятия по дешевке. В октябре 1938 г. произошла так называемая хрустальная ночь, в ходе которой были разбиты стекла и витрины 7000 магазинов, принадлежавших евреям. Началась эмиграция евреев из Германии. Для пропаганды нацистских идей было создано специальное министерство пропаганды во главе с Геббельсом. На площадях запылали огромные костры из книг писателей, неугодных вождям рейха.

Вместо разогнанных профсоюзов власти создали Фронт немецких рабочих. Дети с 6 до 14 лет входили в организацию «Дойче Юнгфельк» («немецкая молодежь»). Следующей ступенью был «Гитлерюгенд», членами которой были юноши от 14 до 18 лет. В 1936 г. вышел новый закон о молодежи, согласно которому членство в нацистских организациях являлось обязательным для любого юноши. Режим, созданный Гитлером в Германии, пользовался достаточно серьезной поддержкой общества. Была фактически ликвидирована безработица. Немалую роль в создании новых рабочих мест сыграла политика вооружения. Государственным промышленникам предоставлялись крупные кредиты, их снабжали сырьем. Но основная роль в проведении модернизации отводилась частным предприятиям «Сименс», «Крупп», «ИГ Фарбен».

Немецкому обществу импонировала смелость Гитлера, решительно покончившего с условиями Версальского договора, создавшего авиацию и военно-морской флот. Его считали главным инициатором возрождения новой Германии.

Авторитарные режимы . В середине 30-х гг. XX в. в Европе возникли многие диктаторские и авторитарные режимы. В Венгрии диктатор Хорти сумел к 1931 г. окончательно подавить революционное движение. К 1934 г. революционное движение было подавленo и в Австрии. В 1935 г. была установлена диктатура Пилсудского в Польше. Характерной чертой диктаторских режимов было то, что правление в них осуществляли аристократы, генералы, земельные магнаты. Большинство государств с авторитарными режимами было втянуто в экономическое сотрудничество с Германией. Стала модной пропаганда войны. Многие европейцы, особенно молодежь, считали, что именно во время войны проявляются лучшие качества гражданина - боевой дух, повиновение вождю и патриотизм.

Гражданская война в Испании и установление диктатуры Франко . В апреле 1931 г. в Испании установилась республика. К концу 19 55 г. все левые силы объединились в мощный Народный фронт. В феврале 1936 г. республиканцы одержали победу на выборах в парламент. В июле 1936 г. генералы-монархисты во главе с Франко подняли мятеж против республиканского правительства. Завязались бои как в самой Испании, так и в ее колониях. Мятежников открыто поддержали Германия и Италия. 15 августа сформировалось «национальное правительство», которое потребовало установления в стране военной диктатуры во главе с Франко. Началось наступление мятежников против сил республиканского правительства. С весны 1937 г. германские и итальянские войска все чаще начинали принимать непосредственное участие в боевых действиях на стороне войск Франко.

С начала мятежа Франция и Англия проводили политику «невмешательства» и не поставляли оружие в Испанию. Эта политика играла на руку мятежникам, поскольку ни Германия, ни Италия не прекращали поставок оружия Франко. С осени 1936 г. помощь Испании начал оказывать Советский Союз. Республиканской армии поставлялись оружие и боеприпасы, в войне участвовали военные специалисты, добровольцы из СССР. Одновременно создавались интернациональные бригады из сторонников левых антифашистских взглядов из всех стран мира. В 1937-1938 гг. военные действия шли с переменным успехом. Однако с середины 1938 г. франкисты начали всюду теснить республиканцев. Распри и столкновения в их лагере усугубляли положение. После потери Барселоны в феврале 1939 г. ухудшилось снабжение республиканцев оружием. В марте возник заговор в рядах командования республиканцев. Войска Франко вошли в Мадрид, к 1 апреля заняли всю территорию Испании. В стране установилась диктатура Франко.

Тоталитаризм как феномен ХХ века Возникновение тоталитаризма в странах второго эшелона (Германия, Италия, Россия) Высокая роль государства в этих странах при водит к тенденции возникновения всеобъемлющего государственного контроля Принятие значительной частью общества единой системы ценностей, идеологии, политической программы, требующей особой роли государства Тоталитаризму предшествует религиозный фанатизм Особая роль средств массовой информации (популяризация политических идей) Тоталитарная идеология претендует на абсолютную истинность, выражение высших интересов

Особенности тоталитарных режимов Государство – инструмент господства тоталитарной партии Уничтожение политической оппозиции Общественные организации ликвидируются или ставятся под контроль государства Общество рассматривается как монолитное образование, любое несогласие с политикой и идеологией режима наказуемо Все ресурсы направлены на достижение одной цели, характер которой определяется идеологией Цель как правило абстрактна, при этом просто и понятна (восстановление величия нации, освобождение всех угнетенных, светлое будущее и т. д.) От личности требуется постоянное служение великой цели, вплоть до готовности к самопожертвованию Постоянная борьба с врагами Особая роль лидеров, вплоть до обожествления

Сильные и слабые стороны тоталитаризма Сильные стороны: Слабые стороны 1. Способность увлечь многих людей блестящими перспективами 2. Единомыслие и энтузиазм позволяют экономить ресурсы на оплате рабочей силы. В сочетании с принудительным трудом это обеспечивает высокоэффективную экономику 3. Концентрация всех ресурсов, реализация крупномасштабных проектов 4. Частичное решение проблемы безработицы 1. Повышается вероятность принятия ошибочных решений 2. Централизованное управление со временем теряет эффективность 3. Бюрократические интриги 4. Развитие теневой экономики, черного рынка 5. Стремление к изоляции от мирового рынка 6. Зависимость от идеологии, падение влияния идеологии неизбежно

Италия Большие потери в Первой мировой войне Идея восстановления справедливости Острые социально-экономические противоречия Партия нового типа, построенная по принципу военной организации Древнеримская символика и ритуалы 1919 г. – создание фашистской партии. Лидер – Б. Муссолини 1921 г. – фашистская партия получила 7% в парламенте 1922 г. – марш штурмовиков фашисткой партии, Муссолини назначен главой правительства 1925 г. – уничтожение оппозиции, поворот к тоталитаризму

Германия Экономический кризис после поражения в Первой мировой войне 1919 г. – возникновение НСДАП Рост популярности национал-социализма и коммунизма в годы мирового экономического кризиса Национал-социалисты использовали более популярные лозунги, обеспечив себе более широкую поддержку 1933 г. – Гитлер, как лидер самой крупной фракции в парламенте, становится главой правительства Запрет всех партий, кроме НСДАП Ликвидация оппозиционной прессы, ссылка несогласных с режимом в концлагеря