Грех по неведению. «почему бог молчит?!!! Спасительный дар покаяния

– Что такое грех? – спросил ученик.

– Грех это заблуждение, а причина его в неведении, – ответил Учитель.

– А что такое неведение? И что такое заблуждение?

– Неведение это незнание реалий души и замена их на этот иллюзорный сон. А заблуждением является всякое действие, основанное на таком неправильном понимании.

– Не означает ли грех также и нарушение заповедей Божиих? – поинтересовался ученик.

– Да, – ответил Йогананада. – Но спросите себя вот о чём: зачем Бог дал человечеству эти заповеди? Он давал их не из прихоти и, безусловно, не для того, чтобы воспрепятствовать нашему счастью. Напротив, они предупреждают нас о том, что определённый образ поведения усилит хватку иллюзии на наши умы и лишит нас истинного счастья.

Если считать грехом нарушение заповедей Божиих, то возникает и мысль о гневе Божием и о суровом осуждении. Но Господь это сама суть наша! Мы Его дети. Зачем ему осуждать нас? Скорее, мы сами осуждаем себя, когда нам кажется, что то, что мы делаем, невозможно простить. Но если бы мы понимали грех как заблуждение, то сознавали бы, что заблуждения наши можно исправить.

Затем Парамханса Йогананада упомянул о своём гуру:
– Шри Юктешвар говорил, как Я писал в «Автобиографии йога»: «Забудьте о прошлом. Прошлые жизни всех людей омрачены множеством постыдных дел. Человеческое поведение всегда ненадёжно, пока человек не укоренится в Боге. Но, если сейчас вы приложите духовные усилия, то в будущем всё исправится». ()

– Я всегда напоминаю людям одну простую истину: святой это грешник, который никогда не сдавался !

«Почему убийство считается грехом? Потому что в вас заключена та же жизнь, что и во всех живых существах. Отказывать кому-либо в праве на жизнь – значит отрицать реальность той универсальной жизни, которую вы же сами и выражаете. Поэтому, с духовной точки зрения, убийство является самоубийством.

Почему грешно воровать? Потому что в том, в чём вы отказываете другим, вы отказываете в них самим же себе, поскольку «Я» других это и ваше собственное высшее «Я.» Вор, в конце концов, неизбежно обкрадывает себя самого. Придавая эгоистическим желаниям большее значение, нежели реализации своего универсального «Я,» он отрезает себя от единого истинного Источника жизни и всякого изобилия. Отнимая у других ради личного обогащения, он ограничивает, а не расширяет, как ему кажется, собственное естество. Отдача же себя другим, напротив, расширяет наше естество.

Почему грешно лгать? Потому что нечестностью человек отрезает себя от реальности и от той высшей истины, которая одна только и способна, по словам Иисуса, «сделать вас свободными» (Ин.8:32) . Говоря неправду, человек лишается поддержки, которую вселенная даром и с любовью предлагает всем, кто хочет жить в гармонии с её законами.

Лжец разрушает саму основу всего, что пытается совершить в этом мире. Всё, созданное им, в конечном итоге окажется домом, построенном на песке. С другой стороны, простые слова правдивого человека имеют своим основанием всю вселенную.

А почему грехом является вожделение? Потому что похоть это ложная любовь. Она уводит человека совсем в другую сторону от удовлетворения истинной любовью. Истинная любовь божественна – это самоотдача, которая никогда не бывает эгоистичной.

Похотливый человек, ищущий удовольствия у других, теряет силу, даже если ему и мнится, что он получает её. Он отрезает себя от той радости, которую способна дать душа, хоть и воображает, будто достиг вожделенного счастья. В конечном же итоге он преуспевает лишь в разрушении гармонии в себе и других.

Гармония это путь любви, а дисгармония – путь эгоистического самоутверждения. Похотливый человек теряет здоровье, душевный покой и то самое удовлетворение, которое, как ему кажется, он нашёл. Он становится всё более утомлённым и нервным и преждевременно стареет, а всё потому, что отрицает божественную любовь – источник истинного и прочного благополучия.

И так с каждым грехом. Грех есть отрицание собственной глубинной природы – той Бесконечной Жизни, что составляет основу реальности всего сущего».

«Прогуливаясь в том краю страны, где нашли алмазы, один человек набрёл на участок, усеянный мелкими осколками стекла, блестевшими на солнце.
«Алмазы!» – подумал он взволнованно. Нагнувшись за одним из них, он обнаружил, что это лишь осколок стекла. Разочарованный, он выбросил его и потянулся за другим. Но и тот оказался стекляшкой. Так он продолжал поднимать один осколок за другим. Несколько раз он порезался, но каждый «алмаз» оказывался таким же иллюзорным, как и все предыдущие.
Так происходит и с грехом. Его обманчивый блеск притягателен, но на поверку оказывается ничем иным как «осколком стекла». Нередко он оставляет порезы на теле того, кто потворствует ему, и неизменно приводит к разочарованию.

Чувственные удовольствия кончаются лишь пресыщением, мучительной монотонностью и отвращением. Почему? По той простой причине, что физические чувства это не ваше истинное «Я»».

«Нагрешить несложно. Загладить же последствия греха не так-то просто. После чистки чеснока начинают пахнуть руки, и чтобы избавиться от этого запаха, их, возможно, придётся долго мыть.
Тем не менее, смыть этот запах можно. Так же можно смыть и грех – медитацией, молитвой, правильным поведением и милостью Божией. Никогда не сомневайтесь в этом. Все ваши грехи обязательно должны быть отмыты.

Так зачем же с самого начала делать то, что в конце концов ценой огромных усилий всё равно придётся исправлять?»

«Когда ум терзают желания, всегда напоминайте себе такую истину: когда приходит экстаз, всё остальное уходит».

«Никогда на отождествляйте себя с ошибками, которые совершили. Вы – дитя Бога. Утверждайте же свою вечную взаимосвязь с Ним».

«Самый страшный грех это называть себя грешником, ибо этой самой мыслью вы открываете греху дверь в своё сознание».

«Определять себя с позиции своих человеческих ограничений – значит осквернять образ Божий в себе самом».

«Никогда не мусольте мысли о своих недостатках. Вместо этого вспомните о своих добрых делах и о том добре, что существует в мире. Убеждайте себя в своём внутреннем совершенстве. Так вы неизбежно вспомните свою вечную природу как дитя Бога».

«Тысячи лет в каком-либо месте могла царить тьма, но стоит только внести туда свет, и тьма тут же исчезнет.
То же происходит и с грехом. Изгонять грех из сознания это всё равно, что палкой выгонять из помещения темноту. Воистину, сосредоточение на иллюзии лишь усилит её хватку на ваш ум. Но внесите посредством медитации и преданности свет Бога, и тьма исчезнет, как будто её вообще не было».

Парамханса Йогананда говорил: «Часто от прихожан христианских церквей можно услышать такие слова (произносимые чуть ли не с гордостью!): “Все мы грешники!”

Между христианством и тем, что я называю “церковианством,” есть различие. Христианство это оригинальное учение Иисуса, а “церковианство” это то, во что превратили это учение его последователи. Иисуса Христа распяли один только раз, а его учение с тех пор распинается ежедневно миллионами тех, кто называет себя христианами.

Зачем считать себя грешником? Это можно допускать, но лишь изредка – только ради смирения и при условии, что ваше внимание сосредоточено при этом на величии Бога, а не на собственном убожестве перед Ним. Но зачем же думать о своей порочности и ограниченности всё время?

Ища что-то ценное под слоем грязи, разве не будете вы думать о предмете своих поисков, копая эту грязь? Концентрируясь только на грязи, можно так и не заметить искомого и совсем забросить поиски».

«Никогда не считайте свои проступки. Следите лишь за тем, чтобы ваша любовь к Богу была глубоко искренней. Ибо Бога волнует не ваше несовершенство, но лишь ваше безразличие к Нему».

«Покрыв золотое изображение чёрной тканью, скажете ли вы, что оно почернело? Конечно нет! Вы будете знать, что под покровом изображение по-прежнему золотое.
Точно так же, когда вы сорвёте чёрный покров неведения, скрывающий сейчас вашу душу, вы вновь увидите неизменную красоту собственной божественной природы».

«Однажды я был на службе, которую проводила одна известная евангелистка. Во время проповеди она неожиданно воскликнула: “Вы все грешники! На колени!” Оглядевшись по сторонам, я увидел, что из всего огромного собрания лишь я один остался на ногах, ибо не мог принять её заявления о своей греховности!»

«Отдайте Богу не только то хорошее, что делаете, но и плохое. Это не значит, что вы специально должны поступать неправильно. Просто, когда вы не можете преодолеть свои слишком сильные привычки, скажите своему уму, что эти действия совершает через вас Бог.

Ведь именно Он, в конце концов, замыслил ваше существование. Вы же просто-напросто внушили себе мысль о своих слабостях. И, если ответственность за них вы возложите на Господа, то это поможет вам разорвать ложную хватку, которой они держат ваше воображение. А тогда вам будет легче признать в себе совершенный образ Божий».

«Никогда не бойтесь Бога. Рассказывайте Ему о своих проступках. Напоминайте Ему о том, что вы Его дитя. Это гораздо лучше, нежели плакаться: “Господи, я грешник! Я грешник!” Вы созданы по Его образу. Молитесь же так: “Да, Господи, я совершил ошибки. Если хочешь наказать меня, наказывай. Но как только я познаю Тебя, все соблазны для меня исчезнут”.

Прямо говорите Ему об этом, ведь мы не просили создавать нас и не просили никаких искушений. Один великий индийский святой молился так: “Господи, Ты создал меня, не спрашивая у меня согласия, но уж поскольку Ты сделал это, то должен освободить меня!” Говорите с Ним так, но всегда с любовью. И тогда, независимо от ваших прегрешений, Ему придётся очистить вас, наконец, от ваших несовершенств и вернуть туда, откуда вы произошли».

«Сама идея о нашей несвободе не позволяет нам стать свободными. Уничтожив одну только эту мысль, мы вошли бы в .

Самадхи не есть что-то, чего мы должны достичь. Мы уже имеем его. Только подумайте: мы были с Богом вечно; в течение короткого времени мы пребываем в иллюзии; а затем мы снова навечно будем свободными в Нём!»

– Сэр, – спросил ученик, – если, будучи несвободным, я сказал бы, что я свободен, стал бы я свободным?

Исполненный сострадания ко всем, Парамханса Йогананда умел, тем не менее, быть очень суровым по отношению к греху, когда того требовали обстоятельства.
Одна молодая женщина из Чикаго заразилась сифилисом от своего дружка. В отместку ему и всем мужчинам, она старалась соблазнить и заразить каждого мужчину, с которым знакомилась.
Будучи допущенной на беседу с Учителем, она сказала ему с пленительной улыбкой: – Вы очень красивы.
– Грех и болезнь! – усмехнулся Учитель, презрительно взглянув на неё. Женщина залилась слезами и во всем призналась.
После того как она дала обещание никогда больше не поступать так, Учитель исцелил её и с миром отпустил.

– Мне жаль всех, кто болеет, – говорил Учитель. – Почему же я не могу так же жалеть всех тех, кто живёт в грехе? Ведь они больны духовно.

«Духовное неведение – самый тяжкий грех. Именно оно является причиной всех остальных грехов».

«Однажды ко мне подошла женщина и воскликнула:
– Вы должны быть искуплены кровью!
– Так дайте же мне кварту крови, – потребовал я, желая испытать её. Она пришла в изумление. (кварта равна 0,95л)

Что знают фанатики о духовных истинах? Они извергают слова, как лозунги, и до хрипоты разглагольствуют о “крови Христовой,” а сами погрязли в грехах. И при этом они полагают, что, называя себя грешниками, они “не собьются с пути.”

Но, если они хотят, чтобы Иисус Христос спас их, то пусть общаются с ним во внутреннем безмолвии, пусть “примут его,” как сказано в Библии, в души свои. Только тогда они смогут “быть чадами Божиими”» (Ин.1:12.) .

«Я слышал проповедь одного священника и никогда не забуду, как “душевно,” по его мнению, он растягивал слова, побуждая людей принять “чи-и-и-и-и-стый Святой Дух.” Ради драматического эффекта слова “Святой Дух” произносились отрывисто.
Такие люди вдохновляются не Святым Духом, а “нечестивым духом” эмоций!»

– Правильно ли ходить на исповедь? – спросил ортодоксальный христианин.

– Это может помочь вам признать перед самим собой свои проступки. Ибо, только будучи честным с самим собой, можно эффективно бороться с собственными недостатками.
Свои прегрешения, однако, всегда лучше исповедовать перед мудрым человеком. Только он может реально помочь вам. В противном случае вы рискуете получить плохой совет.
Как сказал Иисус: «Если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14.) . Исповедь святому полезна, но не всегда полезна духовно непросветлённому человеку.

Перед Богом, однако, всегда будьте честны и откровенны. От Него нельзя скрывать ничего.

– Но разве священникам, – упорствовал этот христианин, – не дано право отпускать грехи?

– Отпустить грех, – ответил Йогананда, – значит избавить человека от последствий этого греха (Мк.2:3-12) . Проверьте, могут ли они, например, “отпустить” вам грех чревоугодия, вылечив вас от неизбежной боли в желудке?

«Не волнуйтесь, если совершили ошибку. Просто обратитесь к Богу с любовью и верой, ничего не утаивая от Него. Он знает все ваши проступки гораздо лучше вас! Будьте совершенно откровенны с Ним.

Возможно, вам будет лучше молиться Богу как своей Божественной Матери, ибо Материнский аспект Бога всемилостив. Молитесь так: “Божественная Мать, плохой или хороший, но я Твоё дитя. Ты должна освободить меня!”

Даже человеческая мать любит своих дурных детей не меньше, чем хороших, а иногда даже больше, ибо они больше нуждаются в этом.

Не бойтесь своей Божественной Матери. Пойте Ей из глубины своего сердца: “Возьми меня к себе на колени, о Мать, не бросай меня во врата смерти”» (Перевод первой строки любимой бенгальской песни Учителя)

«Бог любит вас так же сильно, как и Кришну, Иисуса и других великих учителей. Вы капля из одного с ними океана Духа, ибо океан состоит из всех своих капель. Вы – частица Бога. Своё значение вы получили от Самого Господа. Вы принадлежите Ему целиком и полностью».

«Всегда держитесь мысли о своём внутреннем совершенстве в Боге. Даже под слоем накопившейся за века грязи золото остаётся золотом».

«Бог хочет вытащить нас из этой ужасной суматошной жизни. Это единственное, чего Он желает для нас, ибо любит каждого из нас. Он не хочет, чтобы мы страдали. Его заинтересованность в нашем спасении имеет личный характер и диктуется милосердием».

«Некий человек умирал от диабета. По прогнозам врачей ему оставалось жить лишь три месяца. И тогда он решил: “Если мне осталось лишь три месяца, я потрачу их на поиски Бога.”
Постепенно он приучал себя проводить в медитации всё больше и больше времени с каждым днем. И всё это время он молился: “Господи, войди в этот разрушенный храм.”
Прошло три месяца, а он всё ещё не умер. Прошёл год. Продолжая свою интенсивную молитву, он постепенно увеличил время своей медитации до восемнадцати часов в сутки.
Прошло ещё два года.
Через три года его существо неожиданно наполнилось великим светом. Он был в экстазе. Выйдя из этого божественного состояния, он обнаружил, что тело его исцелено.
– Господи, – произнёс он молитвенно, – я не просил об исцелении, я лишь хотел, чтобы Ты пришёл ко мне.
И глас Божий ответил:
– Там, где сияет свет Мой, никакая тьма невозможна.
Тогда святой начертал пальцем на песке: «И в этот день Господь вступил в мой разрушенный храм и восстановил его!»

Если информация вам понравилась и вы сочли её полезной, мы были бы очень признательны
по распространению знаний о Самореализации и Крийя Йоге

А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем,
Иисуса Христа, праведника;
Он есть умилостивление за грехи наши.

1 Ин. 2, 1–2

Грех есть преступление Закона Божия, неисполнение святых повелений Божиих. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4).

Человек может согрешать различным образом: делом, словом, помышлением, ведением, неведением, волею и неволею.

Мы грешим «делом» , когда это дело противно заповеди Божией. Если человек предается объядению, пьянству, лакомствам, то грешит против заповеди Божией: «не сотвори себе кумира и всякого подобия» . Воровство, грабежи, убийства и другие подобные поступки – грехи делом.

Грех «словом» , когда слово это противно воле Божией. Например, праздные разговоры, слова, песни – грехи словом. Господь Иисус Христос воспрещает эти грехи, говоря: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36). Если поносим словами ближнего нашего, упрекаем его, браним или за глаза говорим о нем неправду, жалуемся на него несправедливо, клевещем из ненависти, то грешим против заповеди Божией: «не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна» . Эти грехи словом бывают зловреднее многих грехов делом и могут стоять наряду с человекоубийством.

Мы грешим «помышлением» , если имеем какие-либо желания противные любви к ближнему, когда поступаем против заповеди Божией: «не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему» . Грехи помышлением столь же тяжки, как и грехи делом и словом, и строго воспрещаются Священным Писанием.

Грехи «ведением» – те, которые мы делаем, зная, что они запрещены законом Божиим, делаем их по страстям нашим – по гордости, злобе, лености и тому подобное – и оправдываем себя ложными доводами. Поступающие таким образом достойны того же приговора, который произнес господин на лукавого и ленивого раба своего: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал… негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25, 26–30).

Грехи «неведением» происходят от немощи естества человеческого. Весьма трудно усмотреть за собой эти грехи и предохраниться от них. «Грехопадения кто разумеет?» (Пс. 18, 13), – говорит пророк Давид, то есть кто может усмотреть погрешности свои, неведение свое. Впрочем, так как это тоже грехи, то и соблюстись от них возможно; а потому он и присовокупляет молитву: «от тайных моих очисти меня» , то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которых даже не считаю за грехи.

Грешить «волею» – значит грешить заведомо, с намерением и от злобы. Апостол Павел говорит так об этих грехах: «если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» . Отступившим от Христа и волей восстающим против Него, невозможно получить прощение; как изъясняет это тот же Апостол, говоря: «невозможно, однажды просвященных и вкусивших дара небесного, и сделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием; когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6, 4–6). Но что невозможно человекам, то возможно Богу: особенная милость Господня может коснуться сердца грешника и возвратить его на путь истины.

«Невольный грех» – тот, которого человек не предвидит, творит его вопреки воле и желанию.

Из великого множества грехов самые главные, тяжкие грехи именуются «смертными» ; ибо для грешника нераскаянного, упорно пребывающего в них, настает после смерти телесной, смерть душевная, а вместе с ней вечное отлучение от Бога, погибель и мучения нескончаемые.

Смертных грехов семь: гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, леность и гнев.

От этих грехов, как от семи матерей, рождаются все прочие грехи. Если искоренить эти семь грехов, семь этих матерей, то все детища их, все прочие грехи уничтожатся.

По книге «Семь смертных грехов»

Об отпущении грехов

Один воин спросил авву Миоса: принимает ли Бог раскаяние? Старец ответил ему: «Скажи мне, возлюбленный, если у тебя разорвется плащ, то выбросишь ли его, воин»? – Воин говорит ему: Нет! Но я зашью его и опять буду употреблять его. «Если ты так щадишь свою одежду, сказал ему старец, то тем более Бог не пощадит ли Свое творение»?
Познай, что ты согрешил и загладишь грехи свои.

Святый Бог, Единый, Безгрешный, Единородного Сына Своего не пощадил ради тебя; а ты, несчастный грешник (не кающийся), не милуешь самого себя!

Сокрушение и исповедь чрез разрешение производят сочетание Божеской и человеческой стихий в покаянии, из коих выходит новая тварь, как в начале из купели крещения. Сего и да сподобит Господь Многомилостивый всех нас, да изыдите из врачебницы покаяния все во всем исцеленными и совершенно обновленными, во всех чувствах и расположенных сердца вашего; чтоб отселе любить то, к чему прежде холодны были, и ненавидеть то, к чему прежде пристращены были; чтобы любить вместо гнева кротость, вместо гордости смирение, вместо пьянства трезвость, вместо блуда целомудрие, вместо зависти доброжелательство, вместо сластолюбия воздержание, вместо лености трудолюбие, вместо рассеянности степенность, вместо бранчивости миролюбие, вместо пересуд и клевет доброречие и блюдение чести ближнего; словом, вместо всякого порока и страсти – противоположную добродетель и благорасположение.

Не столько раздражают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться.

Кто, в надежде на покаяние, поползнется вторично согрешить тот же грех, в котором принес покаяние, тот лукаво поступает с Богом.

Преподобный Исаак Сирин

Грехов, содеянных прежде, не укрепляй в душе твоей размышлением о них, чтобы они не возобновились в тебе. Будь уверен, что они прощены тебе с того времени, как ты предал себя Богу и покаянию. В том не сомневайся.

Преподобный Антоний Великий

Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли его грехи прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом.

О покаянии

Сегодня, возлюбленные братия, вы пойдете каяться. Хочу по долгу пастыря внушить вам, что требуется от того, кто приступает к исповеди, чтобы исповедь его была истинная, Богоугодная и душеспасительная. Именно от кающегося требуется сокрушение о грехах своих, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие.


Итак, прежде всего требуется сокрушение о грехах своих. Но этого-то весьма часто мы, духовники, и не видим у своих духовных детей.

Весьма многие приходят на дух с совершенным равнодушием, и если бы у них не спросить ничего, то они или ничего бы не сказали, или сказали только вообще, что-де грешен, отец духовный, во всех грехах. И если бы еще это сказали с сердечным сознанием своей вины! Нет, то и горе, что без сознания грехов своих, а так, чтобы скорее кончить с исповедью. Возлюбленные, не будем дело крайнего милосердия Божия к нам, грешным, обращать в повод ко гневу Божию. Что мы за бесчувственные такие! Нам ли не о чем поскорбеть на исповеди! Мало ли у нас грехов! Если бы мы и всю жизнь свою стали плакать о грехах своих, и тогда бы не сделали ничего лишнего, а только должное. Ах! Если бы кто из нас сказал, что он не имеет греха, то он обманывал бы себя самого и в том человеке напрасно кто стал бы искать истины.

Вы не видите грехов своих? Молитесь Богу, чтобы Он дал вам видеть их; разве напрасно вы часто за священником говорили в церкви: Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения! Постараемся же хоть теперь общими силами увидеть свои грехи, чтобы после, на исповеди, с сердечным сокрушением признаться в них. И вот первый весьма важный грех наш – тот, что мы, будучи великими грешниками, не чувствуем, что мы грешники, заслуживающие не милости, а наказания Божия! Осудим же себя прежде всего в этой бесчувственности и скажем Господу от всей души: вот я Господи и Владыко живота моего, грешник бесчувственный, величайший я грешник, а грехов своих не чувствую – должно быть, потому, что грехи мои умножились паче числа песка морского, и я весь – во грехах, как больной оспой – в оспе. Каюсь Тебе, Господу Богу моему, от всего сердца в моей бесчувственности и молю Тебя: Сам даруй мне чувствовать всем сердцем, как я много прогневлял и прогневляю Тебя. О, эта мнимая, фарисейская праведность наша, сколько она погубила и погубляет людей! И на зло нам она поражает наше сердце именно во время говения, во время самого таинства покаяния и пред таинством святого причащения.

Но посмотрим дальше – какими грехами согрешали Богу мы больше всего? А вот, если мы люди маловерные, живем на земле не для Бога и спасения души своей, а для земли и всего принятого на земле – словом живем для плоти, для ее удовольствий, а не для бессмертной души своей, не для ее будущей жизни – разве это не великий грех? Что, забыли мы разве страдания за нас Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Его пречистую кровь, за нас пролитую на кресте, Его славное Воскресение? Разве не для нас, то есть чтобы нас возвести на Небо, удаленных грехом от Неба, было Его сошествие на землю, Его Божественное учение, Его чудеса, Его пророчества, например о будущем страшном суде, о воскресении мертвых в последний день мира, о блаженстве праведных, и вечных муках грешных? Наконец, Его страдания, Его воскресение из мертвых и вознесение на Небо? Итак, если верно, что мы должны жить здесь для будущего века, то разве не грех не жить для той жизни, а всеми мыслями и всем сердцем жить на земле и для земли? А сколько греха бывает от того, что мы хотим жить только на земле хорошо, и не веруем от всего сердца в будущую блаженную жизнь! Сколько бывает от этого ненависти, злобы, сребролюбия, зависти, скупости, обмана! Отсюда все пороки, все плотские похоти, все страсти души. Вот и в этом покаемся, то есть покаемся, что мы маловеры, если не неверы, и что для Бога и для спасения души своей или не живем здесь, или весьма мало живем; также, что мало в сердцах наших надежды, если только не вовсе ее нет, на будущую жизнь. Еще мы страдаем самым великим грехом неблагодарности к Богу, нелюбви к Нему за Его бесчисленные, неизреченные милости. Это, я думаю, всякий хоть по временам сознает за собой. Вот все вы, кто движется на своих ногах, все здоровы телом и душой, почтенны разумом от Бога Творца, свободны волей, а чем вы были еще так недавно? Ничем; а вот Господь вас всех привел от небытия в бытие, и с того времени все вам дарствовая: подарил вам душу с ее способностями, дал вам и постоянно дает пищу для питания вашего тела, одежды для его одеяния, дал вам уголок на земле Своей и кров в жилище ваше; питает вас бесценной, животворящей пищей тела и крови Своей, усложняет и упокоевает ею; веселит вас слышанием слова Его, прощает вам без числа грехи ваши, постоянно хранит вашу жизнь, как мать – жизнь младенца; царство Свое будущее дарует нам и мало ли чего не делает из любви Своей к нам, грешным и неблагодарным? Перечислить невозможно. И что же? Как мы отвечаем на любовь Его к нам, – любовь, которой нет числа и меры? Одними беззакониями, одним злонравием, одной неблагодарностью. Итак, со слезами покаемся в своей неблагодарности пред Богом, в своей нелюбви к Нему, а также со слезами испросим у Него дара любви. О! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний Его (Пс. 102, 1)!

От кающегося требуется еще намерение исправить свою жизнь – и на это обратите внимание. Идучи на исповедь, говорите себе: «После исповеди я постараюсь всеми силами исправиться от тех грехов, в которых теперь хочу каяться. Не буду больше обманывать себя, не буду лгать Богу, не буду больше оскорблять таинство покаяния. Помоги, Господи, укрепи душевные силы мои, Господи!» Что за польза от такого покаяния, после которого опять без зазрения совести предаются тем же грехам, в коих покаялись? На таких людях исполняется пословица: Пес возвращается на свою блевотину, и свинья, омывшись, – в лужу свою (ср.: 2 Пет. 2, 22).

Наконец, еще требуется от кающегося вера во Христа и надежда на Его милосердие. Всякий, приступающий к исповеди должен веровать, что во время таинства Сам Христос не видимо стоит и принимает его исповедание, что один только Христос может оставлять грехи, так как Он своими страданиями, честной Своей кровью и Своей смертью исходатайствовал Себе право у Отца Небесного прощать нам все беззакония, не оскорбляя Божественного правосудия, и что Он по милосердию Своему всегда готов простить нам всякие грехи, только бы мы с сердечным сокрушением признались в них, только бы было в нас намерение впредь жить лучше, только бы вера в Него была в нашем сердце! Вера твоя спасе тя: иди в мире (Мк. 5, 34). Так Он внутренне говорит всякому после разрешения от священника, кто кается как должно.

Будем же каяться все чистосердечно; позаботимся все об исправлении жизни; принесем Богу плоды покаяния. Аминь.

…который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.

Рим.4:25

…оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться,

ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Деян.17:30-31

Времена неведения, незнания… Говорят, – меньше знаешь – лучше спишь. Даже мудрый Соломон признавал это: «Кто умножает познания – умножает скорбь», говорил он. Пожалуй, действительно, легче жить, не зная истинного положения дел. Так, больному, обреченному на смерть, легче прожить остаток жизни, не догадываясь о своем состоянии. Нам легче не знать о своих проблемах в любой сфере жизни, нежели, узнав, пытаться справиться с ними или скорбеть, осознавая невозможность что-либо изменить.

Да, легче не знать… Но лучше ли это? Говорят так же, что незнание не освобождает от ответственности. И это правда. И тот больной, который не знал о своей болезни, может, и проживет какое-то время беззаботно, но наступит момент ответственности за непредпринятые усилия по лечению недуга. И тот человек, который спит в горящем доме, возможно, и не заметит, как наступит смерть, но лучше ли это для него? Его незнание о происходящем спасет ли его от смерти? А если бы его разбудили и сказали о том, что дом горит? Разве это не было бы для него лучше? Хотя и доставило бы неудобства и дискомфорт – кому из нас понравится быть разбуженным среди ночи, в момент глубокого сна? Или тот, кто уснул за рулем автомобиля – лучше ли для него не знать о том, что его автомобиль выехал на встречную полосу, по которой движется многотонный грузовик, или что он вот-вот сорвется в пропасть? Или человек, гуляющий по полю, не зная, что это поле – минное. Лучше ли для него не знать о том, где он находится, где пролегает его маршрут? Конечно, ему легче получать удовольствие от прогулки, ничего не зная. Ему не страшно, и, может быть, даже весело. И с настроением все в порядке, но – только до первой мины… На самом деле, незнание истинного положения дел таит в себе большую опасность для каждого из нас.

Бог сотворил мир и человека в этом мире. Изначально люди знали Бога, знали о том, как угождать Ему. Но из-за того, что Адам, первый человек, согрешил, нарушив Божью заповедь, близкие отношения с Творцом были утрачены. На протяжении столетий человечество все дальше и дальше уходило от Создателя, все больше порабощалось унаследованной от Адама греховной природе, с каждым годом извращало и теряло знание о Боге и Его воле. Даже народ Израильский, избранный Богом для того, чтобы сохранить знание и почитание Творца, даже этот народ стал чтить Бога лишь формально и ритуально, удалившись от Него своим сердцем. И когда Бог Сам лично пришел к Своему избранному народу, воплотившись и став человеком по имени Иисус, народ Израильский не принял Его, но отдал на истязание и казнь, на жестокие пытки и страшную смерть римлянам, почти ничего не знавшим о Боге.

Незнание о Боге привело мир на грань уничтожения. Ведь лишь любовь и милость Творца позволили миру существовать после того, как мир распял Божьего Сына. Мир утратил знание о Боге, добровольно отказывается от него с каждым десятилетием все больше и больше, ставит на первое место личные интересы, желания и похоти, нужды и прихоти. Пытается построить свою жизнь без Бога, надеясь без Бога стать счастливым. Человечество не оставляет этих попыток и по сей день, констатируя лишь то, что мир становится все более сложным и опасным, люди – все более эгоистичными и злыми, а счастье – все более призрачным. Мир, и две тысячи лет спустя после того, как Бог лично посетил его, продолжает пребывать в добровольном неведении о Боге. В добровольном и упрямом неведении. И это грозит миру большой бедой. Это грозит гибелью всему человечеству. Вечной гибелью.

Возможно, и ты из числа тех, кто не хочет знать ничего о грядущем Божьем суде, о наказании в аду, о вечном мучении в озере, горящем огнем и серой – об этой страшной участи всех, кто нарушил Божий закон. Да, возможно, тебе кажется, что так жить легче. Меньше знаешь – лучше спишь. Но лучше ли это? Однажды, рано или поздно, тебе все же придется проснуться. Потому что истина остается истиной, независимо оттого, веришь ли ты в неё и знаешь ли ты о ней, или нет. Твое незнание или нежелание знать о Боге, о Божьих заповедях, о пути спасения от ада и от вечного наказания, позволит тебе прожить в какой-то степени беззаботную жизнь. (Хотя, так ли беззаботна жизнь человека, неспособного противостоять своим греховным привычкам, превращающим его в похотливое животное или в безвольное растение? Или человека, который не может найти покоя своей душе, видя происходящее вокруг беззаконие, несправедливость, зло? Или того, кто живет в постоянном страхе потерять свои деньги, или здоровье, или близких? Или живущего в зависти, или злобе, или ненависти, или… Этот список можно продолжать столько, сколько проблем существует сегодня в жизни людей из-за того, что они не знают, или не хотят знать Бога). Незнание о Боге подарит тебе вот такую, с позволения сказать, «беззаботную» жизнь. А что потом?

Ты не хочешь об этом думать? Собираешься прожить много-много лет? Но смерть реальна. И те люди, которые каждый день погибают в автокатастрофах, думаешь, знали, что их жизнь закончится так внезапно? Или те, у кого вдруг обнаружили страшное смертельное заболевание, не рассчитывали дожить до старости? А те сотни миллионов, кого смыло в 2004 году цунами – думаешь, были хуже тебя?

Но даже и дожив до старости, каждому из нас предстоит встретиться со смертью. А что потом? Библия говорит, что потом – суд. И, можешь быть уверен, если ты не знал или не пожелал знать о Боге в этой жизни, факты на том суде будут не в твою пользу. Ведь там открыты будут все твои грехи, то, чего ты стыдишься и что скрываешь от окружающих, особенно от друзей и родственников. Твои дела и сокровенные мысли будут представлены на рассмотрение того суда. И у тебя не будет ни единого шанса оправдаться пред Богом.

Скажешь – ну, лучше об этом не думать, меньше знаешь – лучше спишь? Но, не забывай, как бы хорошо не спалось тебе в горящем доме, уж лучше бы проснуться. И чем раньше, тем лучше! Пока не надышался угарным газом, пока огонь не отрезал пути выхода, пока не обвалилась крыша. Пока еще можно спастись!

Не стоит убаюкивать себя тем, что пока все в жизни и так не плохо, или – что все так живут. Бог не спросит с тебя за всех. Он спросит с тебя за твою жизнь, за твои поступки. Бог сказал: «Не следуй за большинством на зло»(Исх.23:2) . А потому не говори: «Все грешат – и я буду… Все не задумываются о вечности, о Боге, о том, зачем же Он отдал Сына Своего на смерть – и я не буду задумываться. Меньше знаешь – лучше спишь… Я как все…» Но Иисус умер за твои грехи. Из-за твоих грехов…

Ты заслуживаешь самого сурового наказания. Ведь ты – соучастник убийства Сына Божьего. Потому что Иисуса убили не евреи и не римляне. Не думай, что ты здесь ни при чем. Иисуса убили твои грехи! И потому тебе нельзя больше спать, не зная, не думая, не желая знать и думать о Боге и о спасении. Ты виновен пред Богом в смерти Божьего Сына. Ты – соучастник Его убийства!

И все же, Бог не хочет наказывать тебя. А знаешь, чего Он хочет? Спасти тебя от вечной гибели. И потому Бог говорит тебе: «Покайся в своих грехах!» Он повелевает тебе покаяться. И все остальным людям тоже. Ведь однажды Он будет праведно судить всех людей через Иисуса Христа.

Именно отношение человека к Иисусу будет главным критерием суда. Не твоя религиозность, не то, сколько за жизнь ты сделал доброго или злого, не то, насколько богат, или знаменит, или важен был ты здесь, в земной жизни. Но твое отношение к Божьему Сыну, Иисусу Христу, умершему страшной крестной смертью за твои грехи. И если ты не покаешься в своих грехах – будешь осужден как соучастник убийства Сына Божьего. И потому, если ты не покаешься – тебя ждет ад и вечное мучение!

Но если покаешься, оставишь грех, поверишь Богу, отдавшему Своего Сына на смерть для твоего спасения - тогда будешь оправдан. Ведь смерть Иисуса будет осуждением для всех грешников, для всех, кто не уверует в Него. И оправданием для всех, кто принимает Иисуса как своего Господа и Спасителя. Для них Его смерть – это избавление от греха, от наказания за грех. Это прощение и очищение от всей греховной грязи, оправдание и снятие всей вины. Иисус заплатил Своей смертью за грехи людей. И те, кто вверяет себя Ему, получают прощение грехов и жизнь вечную!

"Итак, оставляя в стороне ("hоо-per-i"-dоо" - упуская из виду- буквальный перевод)времена невежества, Бог повелевает сейчас всем людям повсюду покаяться". Деяния 17:30

Все мы принимали участие в неправильных поступках и действиях, когда мы не знали, что они неправильные. Мы все преступили Божий Закон по неведению. Бог, по Его великой милости, не считает нас виновными в этом. Ему не надо прощать нас за тот грех, что мы совершили по неведению (Христос уже это сделал для всех людей на кресте , прим. ред. ). Он предпочитает закрыть на него глаза и "упустить из виду", потому что наши сердца не были в восстании против Него.

Заключение : понятия греха, вины и осуждения относятся к вопросу нашего выбора восстать против Бога, точно так же, как это произошло в Эдемском саду. Бог не возлагает на нас ответственность за то, что мы унаследовали "плохое оборудование", то есть падшую природу. Он обеспокоен другим - состоянием нашего сознания и воли. Грех состоит в восстании и ложном выборе, а не в наследовании нами греховной природы.

Есть два понятия, которые никак не согласуются между собой - неизбежность и ответственность . Если грех неизбежен, из-за наследования нами падшей природы, то я не несу ответственности за это. Это не моя вина и не моя проблема, потому что кто-то другой виноват. Однако, если грехом является мой собственный выбор, то я один несу ответственность и должен сам принимать меры, а не взваливать вину на кого-то ещё.

Грех и вина существуют только в той части сознания, где расположены высшие способности ума - те, что ответственны за выбор добра и зла, а не в низменной природе, которая страдает от греховной наследственности, в силу распространения последствий грехопадения по всей Земле. Грех, в своём корне - это любовь к себе. Таким образом, грех всегда определяется нашими мотивами, нашим желанием ставить себя на первое место и в первую очередь. Грех - это выбор отделится от Бога, ставя себя прежде Его. Грех - это выбор лелеять зло. Грех - это выбор оставаться в неведении относительно Божьей воли. Грех - это выбор пренебрегать нашими возможностями и обязанностями.

Откуда мы знаем, что такое грех? - Б

Когда фарисеи стали виновными во грехе? - В

Когда мы грешим? - А

В чем разница между искушением и грехом? - В

За какой грех мы несём ответственность?- В


Как насчёт первородного греха?

Если Библия не учит, что мы являемся осуждёнными и потерянными грешниками по причине своей природы, то есть, потому что мы родились в этом мире греха, то почему же именно "первородный грех" стал доминирующим вероучением среди большинства христиан?

В этой доктрине, которая без сомнения ошибочна, есть некоторые тексты, которые как кажется на первый взгляд, поддерживают учение о первородном грехе. В этом заключительном уроке первой части мы рассмотрим эти тексты, чтобы проверить, действительно ли они учат тому, что мы рождаемся осуждёнными и потерянными.

Что означает "во грехе"?

"Вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать." Псалом 50:7

Говорит ли этот текст, что мы родились осуждёнными и потерянными?

Обратите внимание, что Давид не говорит, что он был грешником от рождения. Некоторые версии Библии так говорят об этом, но это богословское толкование, а не правильный перевод. Как ещё мог родиться Давид, кроме как в " беззаконии" и "во грехе" ? Его отец и мать были грешниками, и он родился, по сути, в "больной" атмосфере из-за последствий грехопадения Адама и Евы. Давид родился в грешном мире и от греховных родителей. Если случилось так, что ребенок родился в семье воров, где воровство практиковалось и преподавалось родителями, он был бы рождён "в воровстве". Делает ли это его (сразу ) вором? Также и здесь, рождение "во грехе" не делает нас автоматически потерянными и осуждёнными. Хотя это означает, что наши обстоятельства, с самого рождения крайне неблагоприятные и что, скорее всего, в конечном итоге, мы становимся грешниками.

если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился

Итак, не вознерадим обращаться к благоутробному Владыке нашему скоро и не предадимся беспечности и отчаянию ради тяжких и бесчисленных грехов наших. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу. Оно есть грех к смерти , как гласит Писание (Прп. Антиох. Сл.77).

Поучения.

Прп. Никодим Святогорец

Сложно провести точное различие между смертными грехами и простительными. Потому что существуют разные мнения о том, что считать смертным грехом, истолковывая изречение Иоанна: «Есть грех к смерти, но есть грех не к смерти ». Митрофан Смирнский говорит, что грех к смерти – это всякий грех, который ветхим законом наказывался смертью. Такими были хула на Бога, преднамеренное убийство, скотоложство и иное. Грех, который не к смерти, это такой грех, который не наказывался смертью, как невольное убийство и другие. Анастасий Синаит (вопрос 44) говорит, что грех к смерти – это сознательно производимый грех. Грех же не к смерти – это грех по неведению. Но сознательная хула на Бога – это великий грех, также как убийство и прелюбодеяние. Это грехи к смерти. А 5-ое правило Седьмого Вселенского собора и Экумений грехом к смерти называют грех нераскаянный и неисправленный. Подобно и Георгий Корессий в своем богословском слове, как мне кажется, точнее определяет это отличие. Он говорит, что смертные грехи отличаются от простительных по роду, как отличается смертное дело от пустого слова и от суетного помысла. Ибо существует три главных рода греха: лукавое дело, лукавое слово и лукавая мысль. Все лукавые дела относятся к одному роду. Отличаются они друг от друга только по виду. Таким же образом отличаются друг от друга лукавые слова и лукавые помыслы. Отличаются они по степени совершения дела и действия, как отличается первое движение гнева и ненависти от совершенного на деле гнева и злопамятства. Или по количеству вещества. Как воровство, которое не отличается от другого воровства ни по виду, ни по веществу. Если будет воровство больших денег, то это смертный грех. Если же будет украдена одна монета, что не причинит большой беды пострадавшему, то это простительный грех. То же самое говорит в своем «Руководстве к исповеди» и Хрисанф. К этому же добавь, что грехи отличаются еще и по виду. Как клятвопреступление, будучи смертным грехом, по виду отличается от праздного слова. А Геннадий Схоларий (в «Руководстве» Хрисанфа) проводит различие между смертными и простительными грехами по общим местам, где они совершаются. То есть в уме – злые помыслы, на языке – злые слова, а тело совершает злые дела. Он говорит, что каждый грех, относящийся к уму и по своему виду являющийся смертным, тогда только становится смертным, когда произойдет его совершенное развитие. Это не один лишь прилог, или собеседование, или борьба (о чем смотри 2, 3 и 4 правила Постника), а совершенное согласие с помыслом (такими как гордость, злопамятство, ересь и иными). Также и всякий грех, относящийся к грехам языка и являющийся по своему виду смертным грехом, лишь тогда становится смертным, когда получит свое совершенное развитие (такие как хула, клятвопреступление, лжесвидетельство и другие). Подобно и всякий грех, относящийся к грехам тела и являющийся по своему виду смертным, лишь тогда становится смертным грехом, когда будет совершен на деле (как блуд, прелюбодейство, страх и тому подобное). Смертные грехи, относящиеся к телу, бывают простительными тогда, когда будут произведены лишь в уме и слове. То есть смертный грех блуд, когда будет зачат в похоти и уме, или будет высказан в постыдных словах, является простительным грехом. Потому и сказал брат «Божий: «Похоть, зачав, рождает грех ». То есть простительный грех. А за собой влечет следующее: «А сделанный грех (то есть сделанный телом и на деле) рождает смерть » (Иак. 1, 15) . Подобным же образом и тот смертный грех, который относится к слову, если будет только в уме, является простительным грехом. Как например смертный грех хулы, когда бывает только в уме и невольно, является простительным. Попросту сказать, смертные в своих грубых выражениях грехи, если происходят в более легких формах, являются простительными.

Достойным упоминания и в то же время боязни является то, что у Корессия говорит блаженный Августин (Беседа на первое послание Иоанна, также Слово 41 о святых) вместе со многими другими. Он говорит, что многие малые грехи составляют один большой грех. Корессий это говорит о том, когда человек презирает малые грехи как малые. Потому что крадущий малое, делающий это постоянно, согрешает смертно. Ибо и Великий Василий, зная все Святое Евангелие, находит различие между комаром и верблюдом, сучком и бревном, и, яснее сказать, малыми и большими грехами. Но он говорит (см. правила, кратко изложенные, ответ 293), что в Новом Завете нет различия между большим и малым грехом: а) ибо и малый грех, и великий одинаково являются преступлением закона, согласно посланию Иоанна: «Грех есть беззаконие » (1 Ин. 3, 4) , - и неверием в Сына, согласно с изречением: «Не верующий в Сына не увидит жизни » (Ин. 3, 36) ; б) что и малый грех становится великим, когда начинает властвовать над творящим его: «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб » (2 Петр. 2, 19) . Третью причину добавляет божественный Златоуст (Беседа 16 на Первое послание к Коринфянам, Слово к Димитрию об умилении), говоря, что и бревно, и сучок, то есть и великий грех, и малый, поскольку не получают одного и того же наказания, отличаются друг от друга. Но поскольку творящего грех они изгоняют из Царства Небесного, не отличаются друг от друга. Ибо и Апостол говорит, что идолопоклонники, мужеложники и злоречивые не наследуют Царства Небесного (1 Кор. 6, 9 -10). То есть и те, кто творит большой грех, и кто творит малый. Вот что еще достойно упоминания и боязни, о чем говорит прежде упоминавшийся Корессий, что похоть человека становится смертным грехом двумя способами: или когда похоть воплощается в какой-либо тяжелый грех (например, убийство, или что-либо подобное), или когда человек соглашается сделать грех, даже если и не удастся его сделать. Ибо движение похоти тройственно: невольное, вольное несовершенное и вольное совершенное. «Первое движение не называется грехом. Второе – называется грехом простительным, а третье – грехом смертным. И в книге «Поучение кающемуся» также пишется, что всякое наслаждение, которое совершается по собственной воле, является смертным грехом.

Руководство к исповеди.

Прп. Иустин (Попович)

аще кто узрит брата своего согрешающа грех не к смерти, да просит, и даст ему живот, согрешающим не к смерти. Есть грех к смерти: не о том, глаголю, да молится

Поступает согласно Евангелию тот, кто хочет спасения каждого и работает над этим. Это есть желание Христово о каждом, и оно должно стать и нашим желанием. И это значит: мы не желаем никому пребывать во грехе и в чем-либо греховном, но желаем каждому находиться в добре и во всем богоугодном.

Мы не желаем никому смерти и чего-либо смертоносного, но всегда желаем бессмертия и того, что ведет к нему. Мы не желаем никому быть с дьяволом и с чем-либо дьявольским, но желаем всякому быть со Христом и во всем Христовом. Люди, любящие грех, желают сами себе смерти. Если кто-либо безвозвратно полюбил грех, то такой уже мертв, он является самоубийцей.

Если кто-либо хочет греха для другого, то хочет ему смерти. Поскольку грех же содеян рождает смерть (Иак. 1:15) .

Существует два вида грехов: грех не к смерти и грех к смерти. Грех не к смерти – это тот грех, в котором человек приносит покаяние. Каждый грех приводит душу к маленькой смерти. Покаянием человек изгоняет грех из себя, изгоняет смерть и воскрешает душу из мертвых. Покаяние не есть только второе крещение, но и первое воскресение, воскресение из мертвых. Покаяние уничтожает смерть души, приводя человека к вечной жизни. Так что, если человек совершил грех и приносит покаяние, то он восстает от мертвых, был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15:32) , Таким образом, каждый грех, ради которого человек принес покаяние, есть грех не к смерти, потому что если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, – прости ему (Лк. 17:4) . И грех к смерти – это каждый нераскаянный грех, и это значит, что каждый грех, в котором остается человек добровольно, благодарно и непреклонно, есть грех к смерти.

Такой грех вызывает смерть души, и смерть души есть ни что иное, как отделение души от Бога, потеря душой Бога и Его всесвятых даров и сил. Святой Иоанн Богослов благовествует: Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Просит, и Бог даст ему жизнь, – он сделал грех и поэтому убил сам себя, если просит, то ему дается покаяние и с покаянием воскресение из мертвых, жизнь. Таким образом, молитва покаяния есть победительница смерти, есть восставительница из мертвых. И это происходит, когда кто-либо молится искренне и кается искренне. О грешащем же к смерти да не просит никто. Почему? – Потому что человек всем своим существом, всей своей душой, всей своей силой, всей своей волей проникает в грех и пребывает добровольно и благодарно в нем. Он не хочет ни отказаться от него, ни даже возненавидеть его. И это уже вторая смерть, из которой он не может воскреснуть. Такому человеку Бог не хочет “силой” дать покаяние. Не желает, не хочет и не может, потому что Бог есть любовь, и любовь боготворит, живет и существует. Бог по любви создал человека с Богоподобной любовью. Если бы Бог дал силой человеку Свою волю, Свое Евангелие, Свое спасение, Свое Царство, тогда Он бы уничтожил человеческую свободу, самостоятельность человека. Тогда бы человек перестал быть человеком и стал бы марионеткой, машиной, роботом. И Бог, поскольку Он есть любовь, не может сделать чего-либо такого, потому что это просто не свойственно любви. Если бы Бог сделал это, то Он перестал бы быть Любовью, и, перестав быть Любовью, Он бы перестал быть и Богом. И по этой причине святой тайнозритель советует, что не подобает молиться о согрешающем к смерти. И, таким образом, он нам дает указание о том, чего нам следует просить в молитве у Бога, и чего не следует.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

Иоанн открыто говорит о том, что есть некоторые братья, о которых нам не предписывается заповедью молиться, хотя Господь велел нам молиться даже за наших гонителей <…> Этот вопрос не может разрешиться, если мы не признаем, что у наших братьев есть некоторые грехи, которые являются более тяжкими, чем гонения наших врагов. Итак, грехом брата к смерти я считаю тот, когда, познав Бога по благодати Господа нашего Иисуса Христа, кто-то противится братству и против самой благодати, из-за которой он примирился с Богом, ненавистью воспламеняется.

О нагорной проповеди Господа.

Нужно было бы добавить [к описанию греха к смерти и то, что сюда входит,] если oн закончил жизнь в состоянии этой столь преступной развращенности ума , поскольку, как бы то ни было, из-за любого, даже самого плохого человека, пока он жив, не следует испытывать отчаяние, а за того, о ком не отчаиваются, молятся со знанием дела.

Переосмысления.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Сказав, что Бог исполняет прошения наши, согласные с Его волей, апостол теперь ясно высказывает желание свое о том, чего бы мы просили по воле Божией. И как он много, почти чрез все послание, говорил о любви к брату и о том, что Бог желает, чтобы мы соблюдали любовь к брату нелицемерно; то теперь одним из желаний Его и самым лучшим называет то, что когда кто видит брата своего, согрешающего грехом несмертным, то пусть просит, и даст ему. Что даст? Жизнь вечную. Кому? Согрешающим не к смерти. Вообще он разделяет грех так: всякая неправда есть грех, и один грех к смерти, другой не к смерти. Но о грехе к смерти говорит: пусть не просит, то есть не молится: ибо не будет услышан, потому что просит не на добро. Разумеет того, кто не показывает никакого обращения. Ибо грех к смерти тот и есть только, в котором не приносят раскаяния. Этим грехом недуговал Иуда и подвергся вечной смерти. Злопамятные также грешат к смерти; ибо Соломон говорит: «пути злопомнящих в смерть» (Притч. 12:26) . Ибо те, кои помнят зло и не прекращают гнева на ближнего, не обращаются к покаянию, но согрешают непростительно.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Ориген

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Следовательно, есть такие грехи, которые называются грехом к смерти , откуда и вывод, что, сколько раз кто совершит такой грех, столько раз и умрет.

Гомилии на Книгу Левит.

Экумений

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

[Ведущим] к смерти грехом является лишь тот, в котором нет покаяния. И Иуда, страдая из-за греха, [но не каясь,] был уведен в вечную смерть. Но и злопамятные грешат к смерти.