Гравюра древняя греция мифология боги олимпа. Боги, которым поклонялись в древней греции. Отвергнутый женой, детьми и подданными

Пантеон греческих богов представлен не только сильными и властными богами, но и богинями.

Титаниды - богини второго поколения, шесть сестер:
Мнемосина - богиня, олицетворявшая память; Рея - богиня, мать олемпийских богов; Тейя - первая лунная богиня; Тефида - богиня, дающая жизнь всему существующему; Феба - богиня, кормилица Аполлона, Фемида - богиня правосудия.

Олимпийцы - богини третьего поколения :
Гера - богиня брака и семьи, Афродита - богиня любви и красоты, Афина - богиня мудрости, ремесел и искусства, Артемида - богиня охоты, плодородия и женского целомудрия, Гестия - богиня домашнего очага и жертвенного огня, Деметра - богиня плодородия и земледелия.

Второстепенные греческие богини :
Селена - богиня Луны; Персефона - богиня царства мертвых и плодородия; Ника - богиня победы; Геба - богиня вечной юности; Эос - богиня утренней зари; Тихе - богиня счастья, случая и удачи; Энио - богиня неистовой войны; Хлорида - богиня цветов и садов; Дике (Фемида) - богиня справедливости, правосудия; Немезида - крылатая богиня мести и воздаяния; Ирида - богиня радуги; Гея - богиня земли.

Подробное описание греческих богинь
Аврора — богиня утренней зари. Древние греки именовали Аврору румяной зарей, розоперстой богиней Эос. Аврора была дочерью титана Гиппериона и Тейи. По другой версии Солнца - Гелиоса и Луны - Селены).
Артемида — дочь Зевса и Леты, сестра Аполлона, между женскими божествами то же, что и ее брат между мужскими. Она дает свет и жизнь, она богиня родов и богиня-кормилица; сопровождаемая лесными нимфами, охотится по лесам и горам, охраняет стада и дичь. Она никогда не подчинялась силе любви, и, как Аполлон, не знает уз брака. В римской мифологии - Диана.
Афина — дочь Зевса, не имевшая матери. Гефест рассек секирою голову Зевса, и из головы выскочила Афина в полном вооружении. Она является олицетворением благоразумия Зевса. Афина - богиня ума, войны, наук и искусств. В римской мифологии - Минерва
Афродита — дочь Зевса и Дианы, называется так потому, что произошла будто бы из морской пены. Она - богиня красоты, счастливой любви и брака, превосходящая всех богинь прелестью и изяществом. В римской мифологии - Венера.
Венера — в римской мифологии богиня садов, красоты и любви, отождествлялась с матерью Энея Афродитой. Венера была не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян.
Геката — богиня ночи, властительница мрака. Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии.
Грации — в римской мифологии благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. В древнегреческой мифологии - Хариты.
Диана — в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны. Диане еще сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей.
Ирида — олицетворение радуги, соединяющей небо с землей, посланница богов, посредница в их сношениях между собою и с людьми. Это вестница Зевса и Геры и служительница последней.
Кибела — дочь Урана и Геи, супруга Кроноса, считалась великой матерью богов. Она является олицетворением упорядочивающего стихийные природные силы начала.
Минерва — в римской мифологии богиня мудрости, искусства, войны и городов, покровительница ремесленников.
Мнемозина — в греческом мифотворчестве богиня памяти, дочь Урана и Геи, титанида. Мать муз, которых она родила от Зевса. По числу девяти ночей, которые Мнемозина подарила Зевсу, и муз было девять.
Мойры — Лахесис ("дающая жребий"), Клото ("прядущая") и Атропос ("неотвратимая"), дочери Никты. Мойры являются богинями судьбы, естественной необходимости, вечных и непреложных мировых законов.
Музы — богини и покровительницы искусств и наук. Музы считались дочерьми Зевса и богини памяти Мнемосины.
Немезида — богиня мщения. В обязанности богини входило наказание за преступления, наблюдение за честным и равным распределением благ среди смертных. Немезида была рождена Никтой в наказание Кроносу.
Персефона — дочь Зевса и Деметры, или Цецеры, супруга Плутона, или Аида, грозная повелительница теней, властвующая над душами умерших и над чудовищами преисподней, внимающая вместе с Аидом проклятиям людей и исполняющая их. В римской мифологии - Прозерпина.
Рея — в античном мифотворчестве греческая богиня, одна из титанид, дочь Урана и Геи, супруга Кроноса. Культ Реи считался одним из весьма древних, но был мало распространен собственно в Греции.
Тефида — одно из древнейших божеств, титанида, дочь Геи и Урана, сестра и супруга Океана, мать потоков, рек и трех тысяч океанид, считалась богиней, дающей жизнь всему существующему.
Фемида — богиня правосудия. Греки называли богиню также Темида, Темис. Фемида была дочерью бога неба Урана и Геи. Ее дочерьми были богини судьбы - мойры.
Хариты — дочери Зевса и океаниды Эвриномы, воплощали радостное, доброе и вечно молодое начало. Звали этих прекрасных богинь Аглая ("сияющая"), Евфросина ("благомыслящая"), Талия ("цветущая"), Клета ("желанная") и Пейто ("убеждение").
Эвмениды — милостивые, благожелательные богини — одно из названий женских божеств, наиболее известных под именем эриний, у римлян фурий, что значит гневные, яростные, богини-мстительницы.
Эринии — дочери Земли и Мрака, страшные богини проклятия, мести и кары, восстававшие против преступников и карающие их только ради восстановления нравственного порядка в мире, преимущественно же выступают они мстительницами за нарушение освященных природою семейных прав. В римской мифологии - Фурии

Как известно, были язычниками, т.е. верили в нескольких богов. Последних было великое множество. Однако основных и наиболее почитаемых было всего двенадцать. Они входили в греческий пантеон и жили на священной Итак, какие же боги Древней Греции - олимпийские? Таков рассматриваемый сегодня вопрос. Все боги Древней Греции подчинялись только Зевсу.

Является богом неба, молнии и грома. Считается и людей. Он может видеть будущее. Зевс удерживает равновесие добра и зла. Ему дана власть наказывать и прощать. Провинившихся людей он поражает молнией, а богов низвергает с Олимпа. В римской мифологии ему соответствует Юпитер.

Однако на Олимпе возле Зевса есть еще трон для его супруги. И занимает его Гера.

Является покровительницей брака и матерей во время родов, защитницей женщин. На Олимпе она жена Зевса. В римской мифологии ее аналог - Юнона.

Является богом жестокой, коварной и кровопролитной войны. Его услаждает только зрелище жаркого боя. На Олимпе Зевс терпит его лишь потому, что тот - сын громовержца. Его аналог в мифологии Древнего Рима - Марс.

Недолго остается бесчинствовать Аресу, если на поле боя появится Афина-Паллада.

Является богиней мудрой и справедливой войны, знаний и искусства. Считается, что она вышла на свет из головы Зевса. Ее прототип в мифах Рима - Минерва.

На небе взошла луна? Значит, по мнению древних греков, вышла на прогулку богиня Артемида.

Артемида

Является покровительницей Луны, охоты, плодородия и женского целомудрия. С ее именем связано одно из семи чудес света - храм в Эфесе, который сжег честолюбивый Герострат. Она и сестра бога Аполлона. Ее аналог в Древнем Риме - Диана.

Аполлон

Является богом солнечного света, меткой стрельбы, а также врачевателем и предводителем муз. Он брат-близнец Артемиды. Их матерью была титанида Лето. Его прототип в римской мифологии - Феб.

Любовь - прекрасное чувство. И покровительствует ей, как считали жители Эллады, такая же прекрасная богиня Афродита

Афродита

Она является богиней красоты, любви, брака, весны, плодородия и жизни. По легенде, она появилась из раковины или морской пены. Многие боги Древней Греции хотели на ней жениться, но она выбрала самого некрасивого из них - хромоногого Гефеста. В римской мифологии ее ассоциировали с богиней Венерой.

Гефест

Является считается мастером на все руки. Он родился с уродливой внешностью, и его мать Гера, не захотев иметь такого ребенка, сбросила сына с Олимпа. Он не разбился, но с тех пор стал сильно прихрамывать. Его аналог в римской мифологии - Вулкан.

Идет большой праздник, люди радуются, вино льется рекой. Греки считают, что это Дионис веселится на Олимпе.

Дионис

Является и веселья. Был выношен и рожден... Зевсом. Это действительно так, громовержец был ему и отцом, и матерью. Так сложилось, что возлюбленная Зевса, Семела, по наущению Геры попросила его явиться во всем своем могуществе. Как только он это сделал, Семела тут же сгорела в пламени. Зевс еле успел выхватить у нее их недоношенного сына и зашить его себе в бедро. Когда Дионис, рожденный Зевсом, вырос, отец сделал его виночерпием Олимпа. В римской мифологии его имя - Вакх.

Куда отлетают души умерших людей? В царство Аида, так бы ответили древние греки.

Это повелитель подземного царства мертвых. Является братом Зевса.

На море волнение? Значит, Посейдон чем-то разгневан - так считали жители Эллады.

Посейдон

Это и океанов, повелитель вод. Тоже приходится братом Зевсу.

Заключение

Вот и все основные боги Древней Греции. Но про них можно узнать не только из мифов. В течение веков художники сформировали единое мнение о том, Древней Греции (картинки представлены выше).

В античных сказаниях люди отражали свои представления об окружающем мире, они верили в существование Олимпа, небесного и подземного царств. Мифология Древней Греции рассказывает о происхождении богов и людей наиболее ярко. Эллины сохранили сотни легенд о том, как родились культурные герои, чем прославились? и как развязывалась их дальнейшая судьба.

Что такое мифология? Понятие о богах и героях

В переводе с древнегреческого слово "миф" означает "повествование". К этой категории могут быть отнесены сказания о богах, подвигах героев и явлениях природы. Миф воспринимали как реальность и передавали его из поколения в поколение. Можно утверждать, что он является одной из древнейших форм устного народного творчества.

Миф являлся результатом мифотворчества: вся природа и мир состояли из разумных существ, образующих общину. фетишировали физические предметы и силы, одушевляли их. Всему необъяснимому, с чем сталкивался человек, приписывали сверхъестественные силы. Древнегреческие боги были антропоморфными. Они обладали человеческой внешностью и магическими знаниями, могли менять облик и были бессмертными. Как и люди, боги совершали подвиги, терпели поражения и были зависимыми от менее могущественных, на первый взгляд, существ - трех богинь судьбы. Мойры решали участь каждого небесного и земного жителя, поэтому с ними не осмеливался спорить даже Зевс.

Чем миф отличается от религии?

Все древние народы, включая греческий и римский, прошли этап от фетишизма к идолопоклонству. Изначально предметом почитания могли быть изделия из дерева и металла, которые вскоре начали приобретать божественные очертания, но статуи по-прежнему оставались голым камнем без души и магической силы.

Мифология и религия - понятия схожие, и порой бывает сложно выявить в них отличия, поскольку второе является составляющей частью первого. Во многих национальных религиях предметом поклонения являются антропоморфные существа, наделенные сверхъестественной силой, - это и есть боги, разнообразие которых прослеживается в римской и греческой культурах. Существование любой религии немыслимо без мифологии. Герои сражаются, женятся, воспроизводят на свет потомство - все это происходит с участием чудесных сил и волшебства. В момент, когда миф пытается объяснить сверхъестественные события, он начинает приобретать религиозную окраску.

Античная мифология как арсенал всей мировой культуры

Фридрих Энгельс утверждал, что без греческого и римского влияний не было бы современной Европы. Возрождение древнегреческого наследия началось в период Ренессанса, когда писатели, архитекторы и художники вновь начали черпать вдохновение из сюжетов эллинских и римских сказаний. Сегодня в музеях всего мира посетителям представлены величественные статуи богов и других существ, а картины могут рассказать об определенном моменте значимого события. Тема "мифология" интересовала и писателей "Золотого века". К античности обращались только для отображения своей мысли они использовали не кисть с краской, а слово.

Любопытно, что мифы греческого и римского народов легли в основу мировой культуры даже спустя много столетий. Современный человек имеет иную точку зрения относительно происхождения Вселенной, однако не перестает обращаться к античным представлениям и с удовольствием изучает культурное наследие былых времен. Миф был первой попыткой объяснить мироздание, и с течением столетий приобрел не религиозный, а эстетический характер. Сильные стороны героев, изображенных в "Одиссее" и "Илиаде", привлекают и нынешних мужчин, а девушки пытаются характером и красотой быть похожими на Венеру, Афродиту, Диану. К сожалению, многие не придают значения тому, как прочно вошли миф и мифология в жизнь современного человека. А ведь они играют огромную роль в мировой культуре.

Зарождение Земли

Древняя мифология греков и римлян поражает своей оригинальностью. Многие до сих пор удивляются, как люди могли настолько искусно представлять создание мира - а может, все это было на самом деле? В начале существовал Хаос, из которого произошла Гея - земля. Одновременно произошли Эрос (любовь), Эреб (мрак) и Нюкта (ночь). Под землей родился Тартар - адское место, в которое после смерти отправлялись грешники. От ночи и мрака произошли Эфир (свет) и Гемера (день). Земля породила Урана (небо), который взял ее в жены и произвел на свет шестерых титанов, которые дали миру реки, морских богинь, солнце, луну, ветер. Теперь на планете существовали все стихии, и жители не знали несчастий до тех пор, пока не появились злобные существа. Земля породила трех циклопов, которых ревнивый Уран заключил во мраке, но младший по имени, Крон, выкарабкался и отнял у отца власть. Непокорный сын не мог оставаться безнаказанным, и о дальнейшем развитии событий также повествует мифология. Богини и боги, которых звали Смерть, Раздор, Обман, Уничтожение, Сон и Отмщение, за преступление были рождены Нюктой. Так и появился античный мир, по представлениям древних греков. Потомство Хаоса обитало в подземном царстве и на суше, и у каждого было свое предназначение.

Боги греческой мифологии

Античная религия значительно отличалась от нынешней, и если сегодня представители четырех основных религиозных конфессий верят в то, что есть только один Создатель, но несколько тысячелетий назад у людей было иное мнение. Эллины считали, что боги обитали на священной горе Олимп. У каждого был свой внешний облик и предназначение. Мифология Древней Греции представлена двенадцатью главными богами.

Древнегреческие боги
Громовержец Зевс Повелитель неба и всего людского, божественного мира, сын Крона. Его отец проглотил при рождении своих детей - Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Зевс вырос на Крите и спустя годы восстал против Крона, с помощниками-великанами одержал победу, освободил братьев и сестер.
Гера

Богиня семьи и брака. Красивая, но жестокая, наказывает любовников и детей своего мужа Зевса. Так, его возлюбленную по имени Ио она превратила в корову.

Гестия

Покровительница домашнего очага. Зевс наградил ее за обет невинности и сделал богиней жертвоприношения, которыми начинались торжественные мероприятия. Так и зародилась античная поговорка - "начинать с Гестией".

Посейдон Брат Зевса, повелитель океанов. Ему удалось жениться на Амфитрите, дочери морского старца Нерея, так и начал он властвовать водной стихией.
Аид

Бог подземного мира. В его свите находятся перевозчик душ умерших по имени Харон и судьи грешников - Минос и Радамант.

Афина Богиня мудрости и рукоделия. Рождена из головы Зевса, поэтому отличается среди остальных острым умом. Жестокая Афина превратила в паука Арахну, которая решилась состязаться с нею в ткачестве.
Аполлон Повелитель солнца, мог предсказывать судьбу. Его возлюбленная Дафна не ответила взаимностью на любовь красавца. Она превратилась в лавровый венец и стала украшать голову Аполлона.
Афродита

Богиня красоты и любви, дочь Урана. По легенде, она родилась у острова Крит. Когда Афродита вышла из пены, богини времен года, Оры, поразились красотой девушки, отвели ее на Олимп, где она и стала богиней.

Гермес Покровитель путников, знал толк в торговле. Бог, давший людям письменность, заслужил звание хитреца еще с детства, когда в младенческом возрасте украл у Аполлона коров.
Арес Повелитель войны, сын Зевса и Геры. В его свите - Деймос (ужас), Фобос (страх) и Эрида (раздор). Любопытно, что не в каждой мифологии мира бог осуществлял свою деятельность в сопровождении помощников, но греки уделяли этому особое внимание.
Артемида Сестра Аполлона, лесная дева, богиня охоты. Справедливая, но свирепая, она наказала охотника Актеона и превратила его в оленя. Несчастного растерзали собственные собаки.
Гефест Знаток кузнечного дела, сын Зевса и Геры. Мать сбросила новорожденного сына с высокой скалы, но его подхватили морские богини. Спустя годы Гефест отомстил Гере и выковал ей золотой трон, из которого она долго не могла выбраться.

Римские боги

Образцовой всегда считалась греческая мифология. Богини у римлян имели свои оригинальные имена и предназначение, и на этом их история заканчивалась. Народ не придумывал новые легенды и брал за основу сюжеты у греков, поскольку их искусство было более ярким и красочным. Римская культура была менее богатой, поэтому многие моменты заимствовались из эллинского наследия.

У римлян верховным богом был Юпитер, а его женой - Юнона. У них были такие же обязанности, как и в греческой мифологии. Морской повелитель - Нептун, а покровительница домашнего очага - Веста. Богом подземного царства был Плутон, а главным военачальником - Марс. Римским аналогом Афины была Минерва, прекрасным предсказателем - Феб, а его сестра Диана была лесной повелительницей. Венера - богиня любви, родившаяся из пены. Меркурий покровительствовал путникам и помогал людям в торговле. Кузнец Вулкан был римским аналогом Гефеста. Таким образом, хотя римская мифология и слыла более бедной, количество богов было таким же, как и у греков.

Сизифов труд, панический страх и другие

Речь человека становится красочной благодаря использованию пословиц, фразеологизмов и Античная мифология чувствуется не только в высоком литературном стиле, но и в повседневной жизни.

Говоря о непосильной и бесполезной работе, человек часто использует фразеологизм даже не углубляясь в его этимологию, тогда как фраза имеет античные корни. За непокорность богам сын Эола и Энареты был жестоко наказан. На протяжении тысячелетий Сизиф вынужден катить огромный камень в гору, высоте которой нет предела, но стоит отпустить несчастному руки - как глыба раздавит его.

Наверняка испытывал каждый из нас хотя бы раз в жизни, и этому выражению мы обязаны богу Пану с причудливой внешностью человека с козлиными ногами. Своим внезапным появлением существо наводило страх на путников, а от его зловещего смеха в жилах стыла кровь. Так и появилось выражение "панический страх", означавшее боязнь чего-то необъяснимого.

Люди, не знающие, что такое мифология, сами позволяют себе блеснуть умом, используя в своей речи интересные фразеологизмы. В своем эпосе Гомер посвятил несколько строф описанию безудержного смеха богов. Великие часто позволяли себе глумиться над чем-то бестолковым и несуразным, при этом хохотав во всю мощь. Так и зародилось выражение "гомерический смех".

Мифологические сюжеты в литературе последних столетий

Справедливо утверждать о влиянии на русскую поэзию. К древнегреческому наследию часто обращался Александр Пушкин, и в его романе в стихах "Евгений Онегин" можно вычитать немало строф, где фигурируют имена Зевса, Ювенала, Цирцеи, Терпсихоры, Флоры и других божеств. Иногда можно найти отдельные слова или целые выражения, написанные на древнегреческом. Этот прием актуален даже в современности, и нередко журналисты, политики и другие влиятельные фигуры предпочитают высказываться афоризмами. C`est la vie звучит гораздо торжественнее, чем простое "такова жизнь", а письмо, оконченное фразой Vale et me ama приобретает большую ценность и глубину мыслей. Кстати, пушкинский герой романа сам предпочитал заканчивать послание этой фразой на древнегреческом.

Русский поэт Осип Мандельштам прекрасно знал, что такое мифология, и его тяга к античности началась с первого сборника "Камень". В стихотворениях заметны образы Эреба, Гомера, Одиссея, а также есть золотое руно. Стихотворение Silentium!, что в переводе с латыни означает "молчание", вызывает у читателя интерес одним своим названием. Героиня в лирическом тексте - богиня Афродита, которую Мандельштам призывает остаться морской пеной.

Родоначальник русского символизма Валерий Брюсов признается, что для него "Рим ближе всего", поэтому римская мифология нередко фигурирует в его поэтических строках. В произведениях он вспоминает Агамемнона, Орфея, Амфитриона, Ориона, воспевает красоту Афродиты и просит принять ее этот стих; обращается к богу любви Эросу.

Гаврила Державин открыто переложил оду римского поэта Горация "К Мельпомене". Главная идея стихотворения "Памятник" - вечность поэтического наследия и признание его творчества. Спустя несколько десятилетий Александр Пушкин пишет одноименное произведение и в эпиграфе упоминает Рим. Exegi monumentum в переводе с латинского языка означает "я воздвиг себе памятник". Таким образом, тема бессмертия раскрывается у трех великих поэтов: Горация, Державина и Пушкина. Гении доказывают, что литература и мифология могут сосуществовать, и благодаря их союзу на свет появляются великолепные произведения.

Живопись и архитектура по сюжетам мифологии

Картина Петра Соколова "Дедал, привязывающий крылья Икару" считается вершиной изобразительного искусства, поэтому нередко подвергалась копированию. Произведение было написано в 1777 году и сегодня выставлено в Третьяковской галерее. Художника поразила легенда о великом афинском скульпторе Дедале, который вместе со своим сыном Икаром был заточен в высокой башне. Хитрец смастерил крылья из перьев и воска, и свобода казалась уже близкой… Икар взлетел высоко к солнцу - светило опалило его летательный аппарат, а юноша упал и разбился.

В Эрмитаже хранится уникальное полотнище, оставшееся целым после того, как сумасшедший выплеснул на него кислоту и ударил ножом. Речь идет о "Данае" - картине Рембрандта. Треть полотна была повреждена, и на реставрацию ушло более двенадцати лет. Из мифологии можно узнать, что Даная была заточена в башню родным отцом, когда тому предсказали кончину от руки Персея - сына дочери.

Античная мифология интересовала и русских скульпторов, которые в качестве материала для работы выбирали металл. Бронзовая скульптура "Марсий" Феодосия Щедрина знакомит с очередным героем античного мифа. Лесной сатир проявил смелость и решил выступить соперником Аполлона в музыкальном искусстве. Несчастный флейтист за дерзость был привязан к дереву, где с него содрали кожу.

Украшает мраморная скульптура "Менелай с телом Патрокла", созданная на основе сюжета "Илиады". Оригинальная статуя была высечена две тысячи лет назад. Патрокл, вышедший в бой с Гектором вместо Ахилла, сразу погибает, и Менелай держит его бездыханное тело и размышляет о мести. Древняя мифология нередко интересует скульпторов, поскольку предметом вдохновения является человек. Творцы не стеснялись изображать изгибы красивого тела, которые не прикрывались одеждой.

"Одиссея" и "Илиада" как вершина античной мифологии

Древнегреческие эпические произведения изучаются в школах и высших учебных заведениях, а характеры героев, изображенные в них, до сих пор заимствуются писателями для создания рассказов и романов. Античная мифология представлена эпическими поэмами "Одиссея" и "Илиада", создателем которых принято считать Гомера. Он написал свои произведения в 8-м веке до нашей эры, и лишь спустя два столетия они были записаны афинским тираном Писистратом, а до этих пор они передавались греками из уст в уста. Спор об авторстве возник в связи с тем, что части эпоса написаны в разные периоды времени, также настораживало то, что имя Гомера в переводе означает "слепой".

"Одиссея" повествует о приключениях царя Итаки, который находился в плену у Нимфы Калипсо в течение десяти лет, после чего задумал вернуться обратно домой. Героя ожидают трудности: он попадает на остров лестригонов-каннибалов и циклопов, проплывает между спускается в подземное царство, но вскоре возвращается к своей возлюбленной Пенелопе, которая верно ждала его все годы и отвергала всех женихов.

"Илиада" - героический эпос, повествующий о троянской войне, возникшей из-за кражи царевны Елены. В действиях участвует и Одиссей, который предстает перед читателями в образе хитрого и дипломатичного правителя, искусно владеющего ораторским искусством. Главный герой эпоса - Ахилл. Главные сражения ведутся Гектором, который в конце погибает страшной смертью.

Мифология других народов

Греко-римское наследие является самым богатым и красочным, поэтому в истории мировой культуры занимает лидирующую позицию. Древняя мифология существовала и у других народов, и многие сюжеты переплетаются друг с другом. Все предметы поклонения древних славян, которые до 988 года были язычниками, уничтожились князьями, желавшими в качестве единой религии оставить христианство. Известно, что у них были деревянные статуи Перуна, Даждьбога, Хорса. Менее значимые божества являлись аналогами греческих нимф и сатиров.

В Египте до сих пор на почетном месте находится мифология. Боги Амон, Анубис, Имхотеп, Ра, Осирис и другие изображены на стенах пирамид и в других древних храмах. Сегодня в этой стране большинство людей исповедуют ислам и христианство, но не пытаются искоренить следы древней религии и трепетно относятся к культурному наследию.

Миф является основой религии, и нынешние религиозные верования малых или крупных народов имеют связь с мифологическими сюжетами. У каждой скандинавской страны своя богатая культура, она же есть и у индусов, латиноамериканцев, японцев, кавказцев, эскимосов, французов. Это наследие передается из поколения в поколение в устной или письменной форме.

Где изучают мифологию?

Знакомство с культурным наследием народа начинается еще в младших классах школы. В России детей знакомят с русскими народными сказками - от "Колобка" до "Ивана-царевича и серого волка". Несколькими годами позже преподаватель рассказывает им сказки Шарля Перро и братьев Гримм, а после окончания начальной школы мальчики и девочки впервые узнают о существовании античных государств - Греции и Рима. Мифы и легенды изучаются на литературе и изобразительном искусстве. Ребята узнают о создании мира с точки зрения древних греков, знакомятся с главными божествами и героями. После изучения учебника "Мифология. 6 класс" школьники начинают понимать и осознают, что многие мировые религии основываются на сказании древних народов.

В старших классах на уроках ребята делают первые попытки создания эскизов античных статуй, изучают древние сюжеты на полотнах выдающихся художников. В высших учебных заведениях студенты-филологи изучают античную литературу и перечитывают мифы, осознают их роль в формировании мировой культуры. Они уверенно определяют, что такое мифология, и чем она отличается от религии. Главная идея подобных дисциплин заключается в том, чтобы молодое поколение не забывало древних традиций и владело полноценными знаниями, которые можно было бы использовать в жизни и будущей профессии.

Во время Античности мифология оказывала огромное влияние на людей, тесно вписываясь в быт и религиозные обычаи. Основная религия этого периода – языческий политеизм, который основывался на многочисленном пантеоне богов. Боги древней Греции имели особенное значение и каждый выполнял свою роль. В разных регионах существовал культ того или иного бога, что во многом определялось особенностью жизни и уклада. В данной статье приведен список и описание богов.

Богов очеловечивали, наделяя их антропоморфными манерами поведения. Древнегреческая мифология имела четкую иерархию – выделись титаны, титаниды и младшее поколение богов, давшие начало Олимпийцам. Олимпийские боги – верховные небожители, жившие на горе Олимп. Именно они оказали наибольшее влияние на древних греков.

Древнегреческие боги первого поколения – древние сущности, давшие начало всему живому и неживому, считаются создателями мира. Они вступали в отношения, благодаря чему на свет появились другие боги, которые тоже относятся к первому поколению, а также титаны. Прародителями всех древнегреческих богов были Скотос (Мгла) и Хаос. Именно эти две сущности дали начало всему первичному пантеону Древней Греции.

Первичный пантеон богов древней Греции:

  • Нюкта (Никта);
  • Эреб (Мрак);
  • Эрос (Любовь);
  • Гея (Земля);
  • Тартар (Бездна);
  • Уран (Небо).

Практически не сохранилось описания каждого из этих божеств, поскольку впоследствии Олимпийцы стали ключевыми для мифологии Древней Греции.

Богам, в отличие от людей, было позволено вступать в родственные связи, поэтому дети часто были плодами инцеста.

Божества второго поколения – титаны, благодаря которым на свет появились олимпийские боги. Это 6 сестер и 6 братьев, которые активно вступали в брак между собой и воевали за власть. Самые почитаемые титаны – Кронос и Рея.

Олимпийские боги Греции

Это дети и потомки детей Кроноса и его жены Реи. Титан Кронос изначально считался богом земледелия, а позднее – времени. Обладал суровым нравом и жаждой власти, за что был свержен, кастрирован и отправлен в Тартар. На смену его правлению пришли Олимпийские боги, возглавляемые Зевсом. Жизнь и отношения Олимпийцев подробно описаны в древнегреческих легендах и мифах, им поклонялись, уважали и подносили дары. Выделяют 12 основных богов.

Зевс

Младший сын Реи и Кроноса, считается отцом и покровителем людей и богов, олицетворял добро и зло. Он выступил против своего отца, свергнув его в Тартар. После этого власть на земле была разделена между ним и его братьями – Посейдоном и Аидом. Является покровителем молнии и грома. Его атрибутами являлся щит и топор, позднее рядом с ним начали изображать орла. Зевса любили, но и боялись его кары, поэтому подносили ценные дары.

Люди представляли Зевса, как сильного и крепкого мужчину средних лет. Имел благородные черты лица, густую шевелюры и бороду. В мифах Зевс изображался как персонаж любовных историй, обманывавших земных женщин, в результате чего дал начало множеству полубогов.

Аид

Старший сын Кроноса и Реи, после свержения правления титанов стал богом подземного царства мертвых. Олицетворялся людьми, как мужчина старше 40 лет, который перемещался на золотой колеснице, запряженной золотыми лошадьми. Ему приписывают страшное окружение, например, Цербера – пса с тремя головами. Считали, что он владеет несметными богатствами подземного царства, поэтому боялись и уважали его, иногда больше, чем Зевса. Женат на Персефоне, которую он похитил, вызвав тем самым гнев Зевса и безутешную скорбь Деметры.

Среди людей его имя боялись произносить вслух, заменяя его различными эпитетами. Один из немногих богов, культ которого было практически не распространен. Во время ритуалов ему приносили в жертву скот с черной шкурой, чаще всего быков.

Посейдон

Средний сын Кроноса и Реи, после победы над титанами, получил во владение водную стихию. Согласно мифам, живет в величественном дворце в подводных глубинах, вместе со своей супругой Амфитритой и сыном Тритоном. Передвигается по морю на колеснице, запряженной морскими коньками. Владеет трезубцем, имеющим огромную мощь. Его удары приводили к образованию родников и подводных ключей. На древних рисунках изображен как могучий мужчина с голубыми, как цвет моря, глазами.

Греки считали, что он имел тяжелый нрав и вспыльчивый характер, что противопоставлялось спокойствию Зевса. Культ Посейдона был распространен во многих прибережных городах Древней Греции, где ему приносили богатые дары, в том числе девушек.

Гера

Одна из самых почитаемых богинь Древней Греции. Являлась покровительницей брака и супружества. Имела жесткий характер, ревнивость и большую любовь к власти. Является супругой и сестрой своего брата – Зевса.

В мифах Гера изображается, как властолюбивая женщина, насылаемая бедствия и проклятия на многочисленных любовниц Зевса и их детей, что приводит к усмешкам и смешным выходкам со стороны своего супруга. Ежегодно проводит купания в источнике Канаф, после чего вновь становится девственницей.

В Греции культ Геры был широко распространен, она являлась защитницей женщин, ей поклонялись и приносили дары для помощи во время родов. Одна из первых божеств, кому построили святилище.

Деметра

Вторая дочь Кроноса и Реи, сестра Геры. Богиня плодородия и покровительница земледелия, поэтому пользовалась большим уважением у греков. На территории страны существовали большие культы, считалось, что невозможно получить урожай, не принеся дар Деметре. Именно она научила людей возделывать землю. Представлялась молодой женщиной красивой внешности с локонами цвета спелой пшеницы. Наиболее известный миф – о похищении ее дочери Аидом.

Потомки и дети Зевса

В мифологии Древней Греции большое значение имеют рожденные сыновья Зевса. Это боги второго порядка, каждый из которых был покровителем той или иной деятельности людей. Согласно легендам, они часто входили в контакт с земными жителями, где плели интриги и строили отношения. Ключевые из них:

Аполлон

В народе его называли «лучезарный» или «сияющий». Представлялся златокудрым юношей, наделенный внеземной красотой внешности. Являлся покровителем искусств, покровителем новых поселений и врачевателем. Широко почитался греками, большие культы и святилища были найдены в Делосе и Дельфах. Является покровителем и наставником муз.

Арес (Арей)

Бог кровопролитной и жесткой войны, из-за чего часто противопоставлялся Афине. Греки представляли его, как могучего воина с мечом в руке. В поздних источниках изображен рядом с грифоном и двумя спутницами – Эридой и Энио, сеявших раздор и злобу среди людей. В мифах описан, как любовник Афродиты, в отношениях которых родились многие божества и полубоги.

Артемида

Покровительница охоты и женского целомудрия. Считалось, что принесение даров Артемиде подарит счастье в браке и облегчит роды. Часто изображалась рядом с ланью и медведем. Самый известный храм находился в Эфесе, позднее являлась покровительницей амазонок.

Афина (Паллада)

Высокопочитаемая богиня в Древней Греции. Являлась покровительницей организованной войны, мудрости и стратегии. Позднее стала символом знаний и ремесел. Изображалась древними греками, как высокая и хорошо слаженная женщина, с копьем в руке. Храмы Афине возводились повсеместно, был широко распространен культ почитания.

Афродита

Древнегреческая богиня красоты и любви, позднее считалась покровителем плодородия и жизни. Оказывалась огромное влияние на весь пантеон, в ее власти были как люди, так и боги (кроме Афин, Артемиды и Гестии). Являлась супругой Гефеста, но ей приписывают любовные интриги с Аресом и Дионисом. Изображалась с цветами роз, мирты или мака, яблока. В ее свиту входили голубки, воробьи и дельфины, а спутниками являлись Эрот и многочисленные нимфы. Самый крупный культ находился в городе Пафос, распложенный на территории современного Кипра.

Гермес

Крайне противоречивый бог древнегреческого пантеона. Он покровительствовал торговле, красноречию и ловкости. Был изображен с крылатым жезлом, вокруг которого обвиты две змеи. Согласно легендам, он был способен им мирить, будить и усыплять людей. Гермес часто изображен в сандалиях и широкополой шляпе, а также с ягненком на плече. Зачастую не только помогал земным жителям, но и плел интриги, сводя граждан между собой.

Гефест

Бог-кузнец, являющийся покровителем кузнечного дела и строительства. Именно он изготовил атрибуты большинства богов, а также делал молнии для Зевса. Согласно легендам, его родила Гера без участия супруга, из своего бедра в отместку за рождение Афины. Часто изображался широкоплечим и некрасивым внешне мужчиной, хромым на обе ноги. Был законным супругом Афродиты.

Дионис

Самый младший олимпийский бог, широко любимый древними греками. Является покровителем виноделия, растительности, веселья и безумия. Его мать – земная женщина Семела, убитая Герой. Зевс лично выносил ребенка с 6 месяцев, родив его из бедра. Согласно мифам, этот сын Зевса изобрел вино и пиво. Диониса почитали не только греки, но и арабы. Часто изображается вместе с посохом, имеющим навершие из хмеля и гроздью винограда в руке. Основная свита – сатиры.

Древнегреческий пантеон представлен несколькими десятками крупных богов, божествами, мифическими созданиями, чудовищами и полубогами. В легенды и мифы Античности имеют множество толкований, поскольку при описании использовались разные источники. Древние греки любили и уважали всех богов, им поклонялись, приносили дары и обращались для благословления и проклятия. Подробно древнегреческая мифология была изложена Гомером, который описал все крупные события и внешность богов.

Древнегреческая мифология сформировалась на юге Балканского полуострова и стала основой мировоззрения народов Средиземноморья в античности. Она оказала сильнейшее влияние на представления о мире в дохристианскую эпоху, а также стала основой многих более поздних фольклорных сюжетов.

В этой статье мы рассмотрим, кто такие боги Древней Греции, как к ним относились греки, как формировалась древнегреческая мифология и какое влияние она оказала на более поздние цивилизации.

Истоки мифологии грековя

Заселение Балкан индоевропейскими племенами - предками греков - происходило в несколько этапов. Первой волной переселенцев стали основатели микенской цивилизации , которая нам известна по археологическим данным и линейному письму Б.

Изначально высшие силы в представлении древних не имели персонификации (стихия не имела антропоморфного облика), хотя между ними были родственные связи. Были и легенды о мироздании, увязывающие богов и людей.

По мере того как переселенцы оседали на новом месте, модифицировались и их религиозные взгляды. Происходило это благодаря контактам с местным населением и событиям, которые оказывали сильное влияние на жизнь древних . В их сознании как природные явления (смена сезонов, землетрясения, извержения, наводнения), так человеческие действия (те же войны) не обходились без вмешательства или прямой воли богов, что отражено в литературных произведениях. Более того, позднейшие трактовки событий, когда уже не было в живых их участников, были основаны именно на божественной интриге (например, троянская война).

Влияние минойской культуры

Минойская цивилизация, располагавшаяся на острове Крит и ряде более мелких (Тира), была отчасти предшественником греческой. Родственниками греков минойцы не являлись. Они, судя по данным археологии, вели свое происхождение из доисторической Малой Азии со времен неолита. За время своей жизни на Крите у них сформировалась единая культура , язык (он полностью не дешифрован) и религиозные представления, основанные на материнском культе (имя Великой Богини до нас не дошло) и поклонении быку.

Государство, существовавшее на Крите, не пережило кризис Бронзового века. Климатические перемены на материковой Евразии привели к массовым миграциям с материка, которых Крит не избежал; на него стали заселяться пеласги и другие так называемые «народы моря» (так их называли в Египте), а позже - вторая волна греческих поселенцев - дорийцев. Извержение вулкана на острове Тира привело к затяжному экономическому кризису, от которого минойская цивилизация так и не оправилась.

Тем не менее религия минойцев оказала сильное влияние на таковую у переселившихся сюда греков. Остров прочно вписался в их представления о мире , там они поместили родину многих своих богов, а легенда о Минотавре (остаток от культа быка) пережила и Древнюю Грецию, и последующие эпохи.

Имена богов микенской Греции

В табличках, написанных линейным письмом Б, удалось прочесть имена некоторых богов. Они известны нам и по более поздним надписям, уже классическим. Трудность в прочтении этих табличек была в том, что само письмо было заимствован о (как и все буквенные системы) из минойского, которое, в свою очередь, явилось развитием старых иероглифических знаков. Сперва письмом стали пользоваться жившие в Кноссе выходцы из материковой Греции, а затем оно распространилось и на материк. Использовалось оно чаще всего в хозяйственных целях.

По своей структуре письмо было слоговым. Поэтому имена богов ниже будут даны именно в таком варианте.

Неизвестно, насколько эти божества были персонифицированы. Жреческая прослойка в микенский период существовала, этот факт известен из письменных источников. Но некоторые обстоятельства наводят на размышления. Например, имя Зевса встречается в двух вариантах - di-wi-o-jo и di-wi-o-ja - как в мужском, так и в женском роде. Сам корень слова - «див» - имеет значения божества вообще, что можно видеть в параллельных понятиях в других индоевропейских языках — вспомнить хотя бы иранских дэвов.

В эту эпоху уходят и представления о сотворении мира из Мглы и Хаоса, которые породили небо (Уран) и землю (Гея), а также мрак, бездну, любовь, ночь. В более поздних верованиях каких-то развитых культов этих богов и титанов мы не видим - все сюжеты с ними сохранились в виде мифов о мироздании.

Догреческие культы материковой Греции

Нельзя не отметить то, что ряд сфер жизни древних греков, которые мы приписываем им, не являются греческими по происхождению. Это относится и к культам, которые «контролировали» эти сферы. Все они принадлежали раньше народам, которые жили здесь до первой волны греческих переселенцев-ахейцев. Это были как минойцы, так и пеласги, жители Кикладских островов и анатолийцы.

Определенно к догреческим проявлениям культа следует отнести персонификацию моря как стихии и связанные с морем понятия (слово θάλασσα имеет, скорее всего, пеласгское происхождение). Сюда же следует отнести культ оливкового дерева .

Наконец, часть божеств имела изначально внешнее происхождение. Так, Адонис пришел в Грецию от финикийцев и других семитских народов.

Все это существовало у народов, живших в восточном средиземноморье до греков, и было перенято ими вместе с рядом божеств. Ахейцы были народом с континента и не возделывали оливу, равно как и не обладали искусством мореплавания.

Греческая мифология классического периода

Вслед за микенским периодом следует упадок цивилизации, который связан с нашествием северных греческих племен - дорийцев. После этого наступает период Темных веков - так его назвали ввиду отсутствия письменных источников на греческом, датируемых тем периодом. Когда появилась новая греческая письменность, она не имела ничего общего с линейным письмом Б, а произошла самостоятельно из финикийского алфавита .

Зато в это время сформировались в единое целое мифологические представления греков, что нашло свое отражение в главном источнике тех времен - поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Эти представления не были совсем монолитными: существовали альтернативные толкования и варианты, и они развивались и дополнялись в более поздние времена, даже когда Греция была под властью Римской империи.

Боги Древней Греции




Гомер в своих поэмах не разъясняет, откуда взялись боги и герои его произведений: из этого можно сделать вывод, что грекам они были известны. События, изложенные Гомером, а также сюжеты других мифов (о Минотавре, Геракле, и др.) считались ими историческими событиями, где действия богов и людей тесно переплетены.

Древнегреческие боги

Богов Древней Греции полисного периода можно поделить на несколько категорий. Сами греки делили потусторонний мир в зависимости от «актуальности» того или иного бога на текущий момент, сферы его влияния, а также его статуса среди других богов.

Три поколения богов

Мир, по мнению греков, возник из Мглы и Хаоса, которые породили первое поколение богов - Гею, Урана, Никту, Эреба и Эроса. В классический период они воспринимались как нечто абстрактное, а потому каких-то развитых культов у них не существовало. Тем не менее их присутствие не отрицалось. Так, Гея (земля) являлась хтонической силой, древней и неукротимой, Эрос в главном источнике тех времен - воплощением физической любви, Уран представлял небо.

Вторым поколением богов были титаны. Их было множество, и часть из них стала прародителями людей и других богов. Из самых известных титанов можно отметить таких как:

  • Кронос - отец олимпийских богов;
  • Рея - мать олимпийских богов;
  • Прометей - давший людям огонь;
  • Атлант - держащий небо;
  • Фемида - дарующая правосудие.

Третье поколение - это боги Олимпа. Именно их и почитали греки, храмы этих богов ставили в городах, именно они являются главными героями многих мифов. Олимпийские боги также приняли на себя ряд функций более старых богов: так, изначально богом Солнца являлся Гелиос, а позже его сблизили с Аполлоном. Из-за такого дублирования функций часто трудно дать «сканвордное» краткое определение греческого бога. Так, богом врачевания можно назвать как Аполлона, так и Асклепия, а богиней победы как Афину, так и ее спутницу Нику.

По легенде, олимпийские боги победили титанов в десятилетней битве, и теперь верховенствуют над людьми. Они имеют разное происхождение, и даже их списки разнятся у разных авторов. Но о самых влиятельных из них мы расскажем.

Олимпийские боги

Представим олимпийских богов в такой таблице:

Греческое имя Принятое в литературе Чему покровительствует Родители Кем приходится Зевсу
Ζεύς Зевс гром и молния, верховный бог Кронос и Рея
Ἥρα Гера брак и семья Кронос и Рея сестра и жена
Ποσειδῶν Посейдон главный морской бог Кронос и Рея брат
Ἀΐδης Аид покровитель Царства Мертвых Кронос и Рея брат
Δημήτηρ Деметра земледелие и плодородие Кронос и Рея сестра
Ἑστία Гестия домашний очаг и священный огонь Кронос и Рея сестра
Ἀθηνᾶ Афина мудрость, правда, военная стратегия, наука, ремесло, города Зевс и титанида Метида дочь
Περσεφόνη Персефона жена Аида, покровительница весны Зевс и Деметра дочь
Ἀφροδίτη Афродита любовь и красота Уран (точнее, морская пена, которая образовалась после того, как Кронос оскопил Урана и выкинул отрезанное в море) тетка
Ἥφαιστος Гефест кузнечное дело, строительство, изобретательство Зевс и Гера сын
Ἀπόλλων Аполлон свет, искусство, врачевание Зевс и титанида Лето сын
Ἄρης Арес война Зевс и Гера сын
Ἄρτεμις Артемида охота, плодородие, целомудрие Зевс и Лето, сестра Аполлона дочь
Διόνυσος Дионис виноградарство, виноделие, религиозный экстаз Зевс и Семела (смертная женщина) дочь
Ἑρμῆς Гермес ловкость, воровство, торговля Зевс и нимфа Майя сын

Сведения, указанные в четвертой графе, неоднозначны. В разных регионах Греции существовали различные версии происхождения олимпийцев, не являющихся детьми Кроноса и Реи.

Олимпийские боги имели наиболее развитые культы. Им устанавливали статуи, строили храмы, в их честь проводили праздники.

Местом обитания олимпийских богов считался горный массив Олимп в Фессалии, самый высокий в Греции.

Второстепенные боги и богини

Они были младшим поколением богов и тоже имели разное происхождение. Чаще всего такие боги находились в подчинении более старших и исполняли какую-либо выделенную их функцию. Вот некоторые из них:

Это отдельная категория почитаемых объектов греческой мифологии. Они являются героями мифов и представляют собой людей полубожественного происхождения. Они обладают сверхспособностями, но, как и люди, смертны. Герои являются излюбленными персонажами рисунков на древнегреческих вазах.

Из всех героев бессмертия удостоились лишь Асклепий, Геракл и Полидевк. Первый был возведен в ранг богов за то, что превзошел всех в искусстве врачевания и дал свое знание людям. Геракл, по одной из версий, получил бессмертие благодаря тому, что пил молоко Геры, с которой потом враждовал. По другой - это был результат договора о десяти подвигах (в итоге он совершил двенадцать).

Полидевк и Кастор (близнецы-диоскуры) были сыновьями Зевса и Леды. Зевс дал бессмертие только первому, потому что второй к тому времени погиб. Но Полидевк поделил бессмертие с братом, и с тех пор считалось, что день братья лежат в гробнице, а второй проводят на Олимпе.

Из других героев следует отметить таких, как:

  • Одиссей, царь Итаки, участник троянской войны и скиталец;
  • Ахиллес, герой той же войны, имевший одно уязвимое место - пятку;
  • Персей, победитель Медузы Горгоны;
  • Ясон, предводитель аргонавтов;
  • Орфей, музыкант, спустившийся к умершей жене в подземное царство;
  • Тесей, совершивший визит к Минотавру.

Помимо богов, титанов и героев в верованиях греков существовали и сущности более мелкого порядка, представлявшие какое-либо место или стихию. Так, свое имя имели ветра (например, Борей - покровитель северного ветра, а Нот - южного) и морские стихии, а реки, ручьи, острова и другие природные объекты находились во власти обитавших там нимф.

Сверхъестественные существа

Регулярно появляются в мифах и поэмах. Вот некоторые из них:

  • Горгона Медуза;
  • Минотавр;
  • Василиск;
  • Сирены;
  • Грифоны;
  • Кентавры;
  • Цербер;
  • Сцилла и Харибда;
  • Сатиры;
  • Ехидна;
  • Гарпии.

Роль богов для греков

Сами греки не считали богов чем-то далеким и абсолютным. Они даже не были всевластны. Во-первых, каждый из них имел свою область деятельности, во-вторых, они спорили между собой и людьми, и далеко не всегда победа была на стороне первых. Боги и люди были связаны общим происхождением, и люди считали богов превосходящими их в силе и способностях, отсюда поклонение и своеобразная этика отношения к богам: их нельзя было гневить и гордиться победами над ними.

Иллюстрацией к последнему являлась судьба Аякса, спасшийся от гнева Посейдона, но последний таки догнал его и разбил скалу, к которой тот прицепился. А также символично описание судьбы Арахны, которая превзошла Афину в искусстве ткачества и была превращена в паука.

Но и боги, и люди были подвластны судьбе, которая олицетворялась тремя Мойрами, плетущими нить судьбы каждому смертному и бессмертному. Этот образ идет еще из индоевропейского прошлого и тождественен славянским Рожаницам и германским Норнам. У римлян судьба представлена Фатумом.

Их происхождение теряется, в древности существовали разные легенды о том, как они родились.

В более позднее время, когда стала развиваться греческая философия, понятия о том, что же управляет миром, стали развиваться именно в направлении некоего высшего мира, который властен над всем. Сперва Платон изложил теорию идей, затем его ученик, Аристотель, обосновал бытие некоего единого божества. Развитие подобных теорий подготовило почву для распространения христианства позже.

Влияние греческой мифологии на римскую

Римская республика, а затем империя, поглотила Грецию достаточно рано, во II веке до нашей эры. Но Греция не только избежала участи других завоеванных территорий, подвергшихся романизации (Испания, Галлия), но и стала своеобразным эталоном культуры. В латинский язык были заимствованы некоторые греческие буквы, словари пополнялись греческими словами, а само владение греческим считалось признаком человека образованного.

Неизбежным было и доминирование греческой мифологии - она тесно переплелась с римской, и римская стала как бы ее продолжением. Римские боги, имевшие свою историю и особенности культа, стали аналогами греческих. Так, Зевс стал аналогом Юпитера, Гера - Юноны, а Афина - Минервы. Вот еще несколько богов:

  • Геракл - Геркулес;
  • Афродита - Венера;
  • Гефест - Вулкан;
  • Церера - Деметра;
  • Веста - Гестия;
  • Гермес - Меркурий;
  • Артемида - Диана.

Под греческие образцы подводилась и мифология. Так, изначальным богом любви в греческой мифологии (точнее, олицетворением самой любви) был Эрос - у римлян ему соответствовал Амур. Легенду об основании Рима «привязали» к троянской войне, куда ввели героя Энея, ставшего предком жителей Лацио. То же самое касается и других мифических персонажей.

Древнегреческая мифология: влияние на культуру

Последние последователи культа древнегреческих богов жили в Византии еще в первом тысячелетии нашей эры. Их называли эллинами (от слова Эллада) в противовес христианам, считавших себя ромеями (наследниками Римской империи). В X веке греческий политеизм был окончательно искоренен.

Но мифы и легенды Древней Греции не умерли. Они стали основой многих фольклорных сюжетов средневековья, причем в совершенно далеких друг от друга странах: так, сюжет про Амура и Психею стал основой сказки о красавице и чудовище, в российском корпусе представленной как «Аленький цветочек». В средневековых книгах не являются редкостью картинки с сюжетами из мифологии греков — от европейских до русских (во всяком случае, в Лицевом Своде Ивана Грозного они есть).

С греческими богами ассоциировались все представления европейцев о дохристианской эпохе. Так, действие трагедии Шекспира «Король Лир» отнесено в дохристианское время, и хотя в это время на территории Британских островов жили кельты и стояли римские гарнизоны, в качестве богов упоминаются именно греческие.

Наконец, греческая мифология стала источником сюжетов для произведений художников, причем долгое время именно сюжет из греческой мифологии (или, как вариант, Библии) должен был быть темой экзаменационного полотна на выпуске из Академии художеств в Российской империи. Нарушившие эту традицию будущие члены товарищества передвижников стали знамениты.

Именами греческих богов и их римских аналогов называют небесные тела, новые виды микроскопических существ, а некоторые понятия прочно вошли в лексикон далеких от греческой мифологии граждан. Так, вдохновение к новому делу описывается как схождение музы («чего-то муза не приходит»); бардак в доме именуется хаосом (даже есть просторечный вариант с ударением на втором слоге), а уязвимое место называют ахиллесовой пятой не знающие, кто такой Ахиллес.