Господь посреди нас есть и будет. Христос посреди нас (из цикла бесед о Евхаристии)


Своим долгом считаю перед Вами искренне благодарить Вас за то внимание, которым Вы удостаиваете нас. Иот души желал бы быть Вам полезным в приношении посильной лепты для Вашего «Душеполезного чтения», изложенного в данном письме.

У нас с Вами опять есть возможность пообщаться и опытно на деле познать сокровище своей веры. Вера спасающая познаётся не умом, а сердцем. К сердцу я и буду направлять свои слова. А вы постарайтесь их вместить, потому что можно быть и учёным, и Библию всю выучить наизусть, а опытно так и не узнать своей веры.

Мы живём в трудное, смутноевремя. Многие теряют способность понимать суть духовной жизни. Широкой мутной волной разливается в жизни практическое язычество. Представляете, каково должно быть служение пастырское в наше время?

Последнее время мы много говорили с Вами о Рождестве Христовом. Но давайте ещё раз посмотрим, что было дальше. Заглянем глубже в своё сердце.

Мы знаем, как родившегося Христа встретила человеческая холодность, и человеческая злоба, и ненависть. Когда Спаситель должен был родиться, Его Матерь, сопровождаемая Иосифом, стучалась во все двери, и никто двери не открыл. В деревне Вифлеемской не оказалось нигде ни одного места для них.

Нам это сейчас, вероятно, особенно понятно, ощутимо, когда мы думаем о бесчисленном количестве людей, выброшенных из своих домов, потерявшихся, по разным причинам оказавшихся на улице. Эти люди нигде не могут причалить, им некуда идти, их никто к себе не зовёт.

Теперь мы можем себе представить, как Божия Матерь, готовая разрешиться, искала места, где бы ввести в мир воплощение Сына Божия. Но у всех людей были свои заботы, всем было хорошо дома, было светло, было тепло, было сытно. А если кто был бедняком, тому не хотелось разделить с чужими людьми ни своей хижины, ни своего хлеба.

Вспоминается случай: перед поступлением в семинарию на приходе я исполнял послушание алтарника . Домой добирался обычно пешком. Но вот в один день после службы что-то сильно разболелся и решил доехать на транспорте. Зашёл в автобус, и оказалось, что на билет не хватило несколько копеечек. Конечно, меня попросили выйти, и пришлось добираться домой из последних сил. Тогда я понял, что по нашим земным законам, если у тебя не хватает этих нескольких несчастных «железок», то ты можешь умереть на улице от воспаления лёгких или ещё от чего-то. Вполне возможно, что и Божию Матерь не пустили в гостиницу из-за отсутствия достаточного количества динариев. Мы знаем, что Иосиф и Иисус никогда не были богатыми.

Мы научились очень странному и страшному слову «чужой». Никто не хочет сказать другому человеку: «Ты здесь свой, ты мне родной потому просто, что ты человек, и ты мне ближний потому просто, что у тебя есть нужда, а у меня есть возможность твою нужду облегчить.

В то время, когда Дева Мария встречала тот же ответ - идите дальше, для вас здесь места нет – ни один человек не почуял ни человеческой жалости, ни духовного трепета и ужаса о том, что у его двери находится С ама Матерь Божия. А в это время мудрецы с края света путешествовали впоисках Христа. Они Его нашли в пещере, потому что искали истину. И ещё нашли Христа пастухи, потому что в простоте сердца поверили слову ангельского благовестия .

Человеческая простота, чистосердечие, и человеческая мудрость нашли Христа. Всё, что было между этими крайностями, прошло мимо Него. Мудрыми нам быть не дано; но очищать своё сердце, открывать его, следовать своему сердцу – данокаждому из нас, каждый может это сделать. Удерживает нас лишь страх, себялюбие, как удерживал жителей Вифлеема страх: что будет? Вот войдёт в их жизнь, в их хижину этот мужчина, эта женщина, ожидающая ребёнка, стеснят, чего доброго – останутся; и что будет дальше?

Так и мы поступаем по отношению к Богу вообще. Расскажу случай, происшедший осенью. К нам приехали на приход трудники поработать во славу Божию. Все расходы по содержанию я взял на себя. Трудность была лишь в том, чтобы разместить их, предоставить жильё. В селе есть пустующие дома. Мы обращались к хозяевам за хорошую плату пустить их временно в качестве квартирантов; и представьте себе – никтоне согласился. Так и говорили: «Боже упаси, чтобы кого-то пустить», или «Не дай Бог, кто-то ещё будет там жить», «Нам никого не надо, мы не нуждаемся».

Дело в том, что мы легко обращаемся к Богу, когда нам нужно; но открыть, широко распахнуть дверь сердца, дверь жизни своей нам страшно: что если Его приход будет концом всего того покоя, строя, который мы с таким трудом создавали и создаём? Что если Он потребует от нас, чтобы мы всерьёз приняли жизнь, чтобы мы всерьёз поверили, что Он Господь, что Его пути должны быть нашими путями, Его мысли должны стать нашими мыслями? Что если Господь разметает весь наш порядок, который нам так дорог, порядок, порой, мёртвый, безжизненный, но порядок, в котором нам привычно и удобно стало жить, без глубоких чувств, без сильных переживаний, без всякой особенной мысли, живя, как живётся – только бы защищённой жизнью.

И вот Христос в самую ночь Своего рождения нам показывает, что ради нас, чтобы нас освободить от плена, в который мы отдались, Он избирает свободно полную незащищённость, изгнанничество. Соглашается ещё до Своего рождения быть названнымчужимилишним,готовбытьотброшенным,исключённым, готов Себя

отдать. И этим Он делается как бы, по земному говоря, свободным миру. Миру, который Его не принимает, Он ничем не обязан. Он этому миру может говорить правду. Те, кто прислушиваются к Нему, делаются Его друзьями, потому что Он говорит всё о Божиих путях, о Своём пути и о наших путях.

Подумаем обо всем, о чём я сейчас говорил: о Боге, о Его неизмеримой красоте и Его неизмеримой любви. Подумаем и о том, как бы каждый из нас мог эту благодарность выразить в условиях своей жизни, своего возраста, своего здоровья, своего положения, во всех условиях жизни, которые Его окружают; как из этой жизни сделать радость Богу, радость людям и спасение.

Февраль 2008 года.

Наверное, многие будут со мной согласны, что просветительская деятельность – нужное и полезное дело. Созидание храмины Духовной не менее важно, чем созидание церквей и проведения строительных работ. По совету Святых подвижников нужно и то делать и этого не оставлять.

Если кто пожелает внести посильную лепту в распространении Слова Божьего, то просим направлять свои пожертвования по нашему адресу.

Из земной жизни Господа нашегомы знаем, что Его окружал небольшой круг людей, которые услышали в Его голосе правду, в Его словах узнали правду. В знак благодарности к Богу и пастыри доносят до людей в проповеди Божию правду о жизни, истину о Боге и о человеке, и об их взаимном отношении, и о том, что надлежит делать человеку, который в гармонии с Богом, который Богу стал своим снова.

Я не хочу произносить слов, что обязанность пастыря перед Богом и людьми заключается в том, чтобы заниматься просветительской, благотворительной и другой какой деятельностью, выпускать печатную продукцию, искать для этого спонсоров и т. д., хотя об этом много говорят последнее время. Холодное слово «обязанность » означаетсвязанность, оно значит – несвободапоступать иначе; а наша радость именно в том, что мы свободны так поступать . И о милосердии также сказано у Апостола, что добровольно дающего – любит Бог.

Мы знаем, что многие Апостолы оставили после себя послания. Святыми отцами составлены книги и поучения. «Во всю землю разошлось вещание их, и в концы вселенные глаголы их! » Хотелось бы, чтобы и наша с вами жизнь стала сплошной благодарностью, воплощеннойв наши мысли, в наши сердца, в нашей воле, в каждом нашем действии. Пусть Слово Божие растёт и умножается и наполняет землю и помогает нам, нашим близким и всем людям найти дорогу к храму, дорогу к Богу.


Христианские приветствия


Так как же принято здороваться в православной церкви ?


Как вообще обращались друг к другу первые христиане? Как приветствовал Сам Христос? Апостолы?.. Христос, посылая учеников Своих на проповедь, наставлял: «В какой дом войдете, сперва говорите: «мир дому сему » (Евангелие от Луки, 10 глава, 5 стих). Сам Иисус приветствовал словами «Мир вам» . В самом деле, мир – наибольшее приобретение христианина. Мир с Богом и людьми. Мир и радость в сердце человека. Апостол Павел учит, что царство Божие – это праведность, и мир, и радость в Духе Святом (Послание к Римлянам, 14.17). И при рождении Иисуса ангелы на небе провозглашали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!..» (От Луки, 2.14)


Апостольские Послания дают нам богатый материал для исследований письменных приветствий времен апостолов и первых христиан. Так, апостол Павел пишет верным в Риме: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа…» В Первом послании к Тимофею апостол Павел приветствует словами: «Благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего…» Второе соборное послание святого апостола Петра начинается словами: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего…»



Какие же приветствия приняты в современной православной церкви?

Сохранилось первохристианское: «Мир вам» , на которое православные отвечают: «И духу твоему» (протестанты на такое приветствие ответят: «С миром принимаем» ). Также приветствуем друг друга словами:«Слава Иисусу Христу!» , на что отвечаем: «Вовеки слава» . На приветствие «Слава Богу!» – отвечаем:«Вовеки слава Богу». Когда же приветствуют словами «Христос посреди нас!» – следует ответить:

«И есть, и будет…»

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!» ; «Славим Его!» – звучит в ответ. На Крещение: «Христос крестился!» «В реке Иордане!» И, наконец, на Пасху: «Христос воскрес!» «Воистину воскрес!..»


Во-вторых:


благословение уместно, а в некоторых случаях и необходимо для пользы просящего, испрашивать перед дальней поездкой, в сложных жизненных обстоятельствах, например перед хирургической операцией. Важным смыслом благословения является позволение, разрешение, напутствие.


В-третъих:

согласно церковному этикету, к священнику обращаются только на «вы». Этим выражается почтение и благовение к Божьему служителю, которому дано «пользоваться такой честию, какой не дал Господь и Ангелам». (Св. прав. Иоанн Кронштадтский). «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа».(Мал.2.7). Если прихожанин встречает священника на улице, то также при необходимости можно испросить благословения, или наклонением головы поприветствовать церковным приветствием. У диакона благословения не испрашивают, а при необходимости обращаются «отец диакон».


В-четвёртых:

Если необходимо пригласить священника домой для совершения требы, это можно сделать как лично, так и по телефону. В телефонном разговоре также обращаются «Благословите, батюшка» и излагают суть просьбы. Заканчивая разговор, необходимо поблагодарить и, опять же, испросить благословения.


Православные, обращаясь к брату или к сестре во Христе, так и произносят: «брат Иван», «сестра Мария»…

Так учил нас Христос: «…один у вас Учитель, все же вы – братья», – говорит Он в Евангелии от Матфея.


В монастырях не входят в чужие келий, но сначала стучат в дверь и творят в слух молитву: «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас.» женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших....) . И не входят к находящемуся в келии, покуда не услышат из-за двери: «Аминь.»


В православной традиции приняты и иные обращения к духовным лицам, в зависимости от их иерархического положения. Так к епископу, как к носителю церковной власти, обращаемся: «владыка» . Если же более официально, то «Ваше Преосвященство» . К архиепископу и митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство» . К патриарху – «Ваше Святейшество».


Новоначальные прихожане часто испытывают неловкость при встрече со священником, т.к. точно не знают как к нему обратиться. Однако смущаться не стоит. Священник духовный пастырь, и для него тоже очень важно помочь своим прихожанам.

Такими словами однажды на архиерейской Литургии, где было много разных сослужащих священников, известный отец Х. ответил отцу Y. в положенный момент Литургии, когда возглашается «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Отец Y. в свое время строил немало козней отцу Х. и вел себя по отношению к нему явно не по-братски, не по-христиански, а может даже и вовсе не по-человечески. По крайней мере с точки зрения отца Х. Естественно, что просто так, формально, ответить на слова «Христос посреди нас», обращенные лично к нему, словами «и есть, и будет», отец Х. был не в состоянии с искренностью, и не хотел кривить душой. Чем вызвал после возмущение отца Y., который потом шумел по этому поводу что-то вроде такого: «отец Х. нарушил чин , да как он посмел!».

А мне самому неоднократно приходили в голову те же мысли. Бердяев бы в очередной раз назвал это все условной символизацией. Действительно, любовь, братство, Сам Христос и многие другие реальности в нашей литургической и бытовой церковной жизни чаще всего символизируются, изображаются, но не являются. Каждый из нас, бесспорно, может быть в этом ответствен. Конечно, и в данном случае словами «и есть, и будет» мы выражаем больше пожелание, чтоб так и было, если этого пока еще нет, и отчасти символизируем это присутствие. Допустим, если я впервые вижу какого-нибудь священнослужителя на Литургии в большом соборе, где много других иереев-протоиереев-архимандритов, и неизвестно, когда увижу его еще раз в жизни, то эти слова означают не больше, чем простое приветствие, чем сказать «здравствуйте» или «Бог вам в помощь», ну и почему бы их не сказать тогда, в конце концов. Но когда есть реальная община, где люди друг друга знают и друг за друга молятся, эти слова приобретают уже гораздо более весомый смысл. Они и призваны реализовываться прежде всего в общине. Ну а если кто-то поступает с тобой явно не по-христиански? Я думаю, что сказать такому служителю «надеюсь, что будет» есть хорошая форма обличения его наедине, в точности по слову Евангелия: «Если согрешит (против тебя) брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (Мф. 18, 15). Да, чин, безусловно, нарушится в этом случае. Но вот характерная черта нашего широко распространенного благочестия: можно запросто поступить с ближним по-хамски, обидеть его как ни в чем не бывало, но вот ЧИН чтобы был неприкосновенен! Я вовсе не против того, чтобы осуществлялись слова апостола Павла «все должно быть благопристойно и чинно». Но только не за счет исполнения основных заповедей…

По жизни у меня, слава Богу, мало личных врагов, в том числе и среди священнослужителей. Но они все же остаются… И если вдруг когда-нибудь мне доведется с кем-нибудь из них пересечься на Литургии в качестве одного из сослужащих, я, пожалуй, отвечу им теми же словами, какими ответил в свое время отец Х отцу Y.

Бывали случаи, правда не на Литургии, когда один другому отвечал: «И нет, и не будет», что уже неприличная для христианина крайность. Или, как приходилось самому слышать шутку, «и нет, и не было». В этом плане опять-таки вариант отца Х. представляет собой самое настоящее и искреннее выражение христианской надежды! :)) Разумеется, зависит еще, с каким внутренним состоянием эти слова произносить…


Вопрос читателя:
Ко мне пришли священнослужители с иорданским освящением, и поздоровались: «Христос крестился!..» А я не знала, как ответить. Расскажите пожалуйста, как принято приветствовать в Православии, и как правильно обращаться к священнослужителям?..

Ответ:

Действительно, проблема незнания верующими элементарных казалось бы аспектов религиозной жизни, является печальным признаком нашего времени. К одному из таких установлений церковной традиции относятся и православные приветствия.

Так как же принято здороваться в православной церкви? Как вообще обращались друг к другу первые христиане? Как приветствовал Сам Христос? Апостолы?..

Христос, посылая учеников Своих на проповедь, наставлял: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему » (Евангелие от Луки, 10 глава, 5 стих). Сам Иисус приветствовал словами «Мир вам» . В самом деле, мир – наибольшее приобретение христианина. Мир с Богом и людьми. Мир и радость в сердце человека. Апостол Павел учит, что царство Божие – это праведность, и мир, и радость в Духе Святом (Послание к Римлянам, 14.17). И при рождении Иисуса ангелы на небе провозглашали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!..» (От Луки, 2.14)

«Радуйся!» , «Радуйтесь!» – еще одно приветствие, которое мы встречаем на страницах Священного Писания. Этими словами приветствовал архангел Гавриил Деву Марию, благовествуя Ей рождение от Нее и Духа Святого Младенца – маленького Христа…

Апостольские Послания дают нам богатый материал для исследований письменных приветствий времен апостолов и первых христиан. Так, апостол Павел пишет верным в Риме: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа…» В Первом послании к Тимофею апостол Павел приветствует словами: «Благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего…» Второе соборное послание святого апостола Петра начинается словами: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего…»

Какие же приветствия приняты в современной православной церкви? Сохранилось первохристианское: «Мир вам» , на которое православные отвечают: «И духу твоему» (протестанты на такое приветствие ответят: «С миром принимаем» ). Также приветствуем друг друга словами: «Слава Иисусу Христу!» , на что отвечаем: «Вовеки слава» . На приветствие «Слава Богу!» – отвечаем: «Вовеки слава Богу». Когда же приветствуют словами «Христос посреди нас! » – следует ответить: «И есть, и будет…»

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!» – звучит в ответ. На Крещение: «Христос крестился!» «В реке Иордане!» И, наконец, на Пасху: «Христос воскрес!» «Воистину воскрес!..»

А как правильно обращаться друг к другу? Православные, обращаясь к брату или к сестре во Христе, так и произносят: «брат Иван», «сестра Мария»… Так учил нас Христос: «…один у вас Учитель, все же вы – братья», – говорит Он в Евангелии от Матфея. Апостолы и первые христиане называли друг друга братьями. Обращение «брат», «братья», «братия» десятки раз можно встретить в книгах Нового Завета. Встречаются там и иные обращения, свидетельствующие о различном статусе служения братьев-христиан, либо же о различных дарах Святого Духа членам церкви Христовой.

Некоторые из этих обращений дошли до нынешнего времени. Таково обращение «отец» украинской традиции «пан-отче» , в русской часто – «батюшка» ) к священнослужителю, который является инструментом в руках Божиих, вестником Божиим, который должен нести слово Бога Живого, Его Учение всем народам, крестя их во Имя Отца, Сына и Святого Духа… В книге пророка Малахии сказано: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, ибо он ангел (вестник. – Авт. ) Господа Саваофа («Саваоф» – Бог воинств, Бог воюющий. – Авт. )» (Малахии, 2.7).

Обращение «отец» определяет высшую ступень совершенства христианина: «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала», – обращается к совершенным апостол Иоанн Богослов. «Отцы» – это тот уровень на котором открывается наивысшее познание Сущего. И обращение к священнослужителю «отец» – своеобразный аванс, духовный титул, долженствующий постоянно напоминать духовному лицу о том, кто он, и каких действий, каких знаний, какой совершенной жизни требует от него его служение. А также и то, что сутью этого служения является духовное возрождение паствы. Обязанность приводить к Господу все новых и новых духовных чад, избавленных крепким неводом слова, веры и благодати Божией, из бурных вод «житейского моря, взволнованного бурею искушений». Как сказал апостол Павел: «Вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов ; а я родил вас во Христе Иисусе благовествованием…» (Первое к Коринфянам, 4.14,15)

Когда пастырь Церкви, обретя дар Духа Святого, пасет стадо Божие, – нам следует понимать, что истинный Пастырь – Господь. Когда проповедник Евангелия Правды по заповеди Божией «идет и учит все народы» всему тому, что заповедал нам Иисус, – мы помним, что один нам Учитель – Господь. И когда священнослужитель духовно рождает новообращенных в Божие Царство – мы знаем, что один у нас Отец, сущий на Небесах…

В православной традиции приняты и иные обращения к духовным лицам, в зависимости от их иерархического положения. Так к епископу, как к носителю церковной власти, обращаемся: «владыка» . Если же более официально, то «Ваше Преосвященство» . К архиепископу и митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство» . К патриарху – «Ваше Святейшество». Иногда, когда за особые заслуги Церковь присваивает духовному лицу титул «Блаженнейший», – обращаемся: «Ваше Блаженство…»