Гегель все разумное действительно действительное разумно. Всеобщая разумность (Георг Гегель). "Все действительное разумно, все разумное действительно". Можно ли считать, что в этом суждении содержится тавтология

Что действительно, то разумно
см. Всё действительное разумно .

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Что действительно, то разумно" в других словарях:

    - ’ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?’ (‘Qu est ce que la philosophie?’, Les Editions de Minuit, 1991) книга Делеза и Гваттари. По мысли авторов, обозначенной во Введении, ‘что такое философия’ это такой вопрос, который ‘задают, скрывая беспокойство, ближе к… …

    - (Qu est ce que la philosophie? , Les Editions de Minuit, 1991) книга Делеза и Гваттари. По мысли авторов, обозначенной во Введении, что такое философия это такой вопрос, который задают, скрывая беспокойство, ближе к полуночи, когда больше… … История Философии: Энциклопедия

    Слова немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 1831): «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно». Аналогичное суждение было и у английского философа Александра Попа (1668 1744): «Всё существующее разумно».… … Словарь крылатых слов и выражений

    - — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… …

    ТЕОРИЯ. Слово «К.» означает суждение. Не случайно слово «суждение» тесно связано с понятием «суд». Судить это, с одной стороны, значит рассматривать, рассуждать о чем нибудь, анализировать какой либо объект, пытаться понять его смысл, приводить… … Литературная энциклопедия

    - (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770 1831) нем. философ, создатель развернутой филос. системы, построенной на принципах «абсолютного идеализма», диалектики, системности, историзма. Учился в гимназии Штутгарта, затем в Тюбингенском теологическом… … Философская энциклопедия

    - (Hegel, Georg Wilhelm Friedrich) ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770 1831), немецкий философ, родился в Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода,… … Энциклопедия Кольера

    - (от лат. rationalis разумный) направления в эпистемологии, считающие разум решающим или даже единственным источником истинного знания. С т.зр. Р. критерием истины является не чувственное восприятие и опирающаяся на эмпирические данные индукция, а … Философская энциклопедия

    Род. в 1814 г., ум. 19 го июня (2 го июля) 1876 г. Сын губернского предводителя дворянства Тверской губернии, Александра Михайловича Бакунина от брака его с Варварою Александровною Муравьевой, М. А. Бакунин принадлежал к старинному дворянскому… … Большая биографическая энциклопедия

    Рационализм - Рационализм ♦ Rationalisme В одной из своих книг я приводил знаменитое высказывание Гегеля: «Что разумно – то действительно; и что действительно – то разумно». Это вызвало весьма нервную реакцию со стороны Мишеля Полака (***), который в… … Философский словарь Спонвиля

Книги

  • Процветание и магия денег , Кристофер Пензак. Аннотация Не в деньгах счастье! И это знают даже те, кто привык заканчивать эту поговорку фразой о количестве. Счастье, проистекающее из богатства, называется процветанием. Это состояние,…

"Все разумное действительно, и все действительное разумно,"- Гегель. Знаменитый немецкий философ в этом предложении говорит о том, что все что может человек в своей голове придумать, это может быть и в действительности, то есть в реальном мире. Человек может это воплотить, а так же говорит о том, что все что существует это все из человеческого разума. Гегель говорит о том, что то о чем думает человек, что он представляет у себя в голове, о чем думает и размышляет, то он может воплотить в жизнь или открыть что-то новое, что будет полезно для людей. Ведь большинство вещей-это воплощение человеческого разума, с помощью преобразования и развития определенных мыслей он смог произвести продукт или конкретное своё учение.
Действительность-это то, что нам окружает, это могут быть вещи или сама жизнь. Действительность это то, что может происходить в жизни людей, то есть по настоящему, честно, правдиво.
Разум-это способность человека логически и творчески мыслить, познавать новые вещи, учения.
Эта проблема всегда была актуальна, потому что человеческие идеи безграничны и индивид хочет развиваться, делать жизнь проще и полезнее для других, тем самым создавая новые продукты, которые в своём времени могут принести пользу. Вначале идея возникает у человека в мыслях, дальше он продолжает её обдумывать, пропуская через разум более нужные и интересные мысли, а дальше он пытается воплотить это все в действительности. Люди хотят совершенствоваться и они всегда будут создавать новые продукты действуя по данной схеме.
Я согласен/согласна с мнением автора, потому что на этом и был построен мир. Человек раздумывая создавал у себя в голове новые образы и пропуская их через разум воплощал свои идеи, свои теории в действительности и сейчас мы пользуемся этими вещами, учениями по сей день. У многих бывало, что мы просто сидишь дома и думаешь о том, что было бы проще если б жизни были определенные вещи с которыми было б легче и интереснее жить, что было бы нужно и чтоб на самом деле помогало развиваться. И некоторые люди в определённый момент просто решились на такие шаги, чтоб воплотить свои мысли и мечты наяву.
Например, Менделеев. Как говорится ему во сне приснилась таблица химических веществ. И потом по сну он вспоминал её, так как он известный учёный он не мог просто так взять и создать таблицу, он пропустил всю эту информацию через свой разум, чтобы удостоверится в информации и уж потом воплотил в жизни, что дало развитию химии и производству химической продукции, которая нужна людям и которой пользуются и сейчас.
Так же не стоит забывать о ещё одном известном музыканте-Вольфганг Моцарт. Никто не будет спорить о том, что он один из самых талантливых классиков, который написал невероятные произведения, симфонии. Но писал он их не просто так. Моцарт таланивший музыкант и написал своё первое произведение в возрасте 11-12-ти лет, так как играть на фортепиано он умел уже с 4-ех лет, он знал как будут звучать его композиции, если он будет играть определенным образом, уделяя акцент в определённых местах, передавая все эмоции и чувства. Моцарт обдумывал в голове то, как должно звучать его произведение, какие чувство должно передавать и какие эмоции должно вызывать, а дальше уже пропуская это все через свой разум, свои знания он пытался воспроизвести это все вживую, играя на фортепиано. Тем самым, он создал множество шикарных произведений, известных на весь мир, которыми восхищаются до сегодняшнего времени, по его произведениям дети и взрослые учатся, давая тем самым пример хорошей игры.
Не будем забывать о произведении Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея". По истине шикарное произведение, невероятные герои отображавшие то время. В его произведении есть персонаж Лорд Генри, он любит рассуждать на разные темы и делится своим мнением. Но не стоит забывать, что когда человек рассуждает, он делает это для поиска истины и когда он им уже делится, то человек уже пропустил эту мысль в своём разуме и проверил на действительности. Так Лорд Генри помогал юному Дориану Грею и он слушал его учения и мысли о жизни, запоминая некоторые из них, Дориан восхищался им и его мыслями об определённых вещах.
Таким образом, своей цитатой Гегель олицетворяет всю сущность человеческой жизни. Он в одном предложении показал часть жизни каждого человека. Кто-то из них стал известным на весь мир человеком, открывшим, что-то новое для мира, а кто-то открывает что-то новое для себя в своей жизни, строя свою философию мира и мировоззрения.

"Все действительное - разумно, и все разумное - действительно"

1. В "Философии права" Гегель писал: "Все действительное - разумно, и все разумное - действительно". Это означает, что Идея неотделима от реального и действительного бытия, причем реальное или действительное есть само развитие Идеи, и наоборот. Чтобы смягчить парадоксальную окраску своих утверждений, Гегель пояснял, что данное положение придает философскую форму тому, что говорит религия, когда утверждает, что миром правит Божественное провидение, что все, происходит по воле Божьей, и что нет ничего более реального, чем Бог.

Смысл этого важнейшего положения станет понятнее, если усвоить, что, по Гегелю, ничто не случается, помимо Абсолюта, но все есть его неустранимый момент. Точно так же утверждение "сущее и должное совпадают" означает: есть то, что должно быть, ибо все существующее не что иное, как момент Идеи и ее развития. (То, что происходит, всегда "заслуживает" того, чтобы произойти.)

"Все действительное разумно и все разумное действительно". Безусловно, можно подвергнуть это утверждение прямолинейному сомнению: действительно ли все существующее (например, политические институты) разумно? Дать ответ на этот вопрос можно, по-видимому, следующим образом: установить, что в данном случае мы понимаем как разум (Мировой Дух Гегеля, законы общественного развития и т.п.) и проверить, находят ли все исторические факты последовательное объяснение в первой или второй теории. Скорее всего, в обоих случаях ответ будет положительным: да, все известные нам факты этой теории объясняются как разумные. Утвердительным этот ответ будет "скорее всего", потому что создатели этих теорий располагали почти тем же запасом исторических фактов, что и мы, во-первых, а, во-вторых, потому что в обоих случаях критерии "разумности" события это не что иное как его логическая согласованность (непротиворечивость) с законами социального развития (которые мы еще знаем, либо с Мировым Разумом, о котором судить рационально еще сложнее). Не углубляясь в этот вопрос, заметим, что только опыт советской исторической науки показал исключительные возможности логического оправдания подчас противоположных теорий при одинаково понятом "разуме".

На мой взгляд, это тезис, доказывающий сам себя. "Всё разумное - действительно, всё действительное - разумно".

Всё логичное, стройное, упорядоченное, достаточно доказанное, обоснованое - имеет понятийный корень и, следовательно, имеет место быть - действительно, т.е. существует, наполняя собой всеобъемлющее бытие. И наоборот, - действительное (если мы посмотрим от обратного на эту проблему) - это то, что существует, а значит имеет своё собственное строение и форму, внутренне содержание, глубинную суть, т е. разум...

На мой взгляд, это не тавтология, а воплощение принципа дедуктивного и индуктивного в философии.

Кто хочет сохранить власть, должен иметь в руках орудие власти, кто хочет управлять, должен обладать, правом наказывать. И Кальвин не упускал малейшей возможности издать распоряжение о высылке из города за проступки против церкви. Советники призвали "толкователя священного писания", чтобы он изложил его верующим, проповедника - чтобы проповедовал и призывал общество к истинной вере. Но право наказывать горожан за нарушение законов и безнравственное поведение они, само собой, разумеется, полагали своей собственной юрисдикцией. Ни Лютер, ни Цвингли, никто другой из реформаторов никогда до сих пор не оспаривали у городского начальства этого права и этой власти, но Кальвин, как натура авторитарная, немедленно прилагает всю свою гигантскую волю, чтобы превратить магистрат в исполнительный орган своих приказов и распоряжений. А так как у него для этого не было никаких законных средств, он. создал их сам на основании собственного права отлучения от церкви: с помощью гениального хода он превратил религиозное таинство причастия в средство насилия и давления на личность. Потому что кальвинистский проповедник допустит к господней трапезе только того, чья нравственность ему лично кажется безупречной. Для того же, кому проповедник отказывает в причастии, и здесь проявляется вся сила этого оружия, - все кончено. Никто не смеет с ним больше разговаривать, никто ему ничего не продаст и не купит у него; тем самым введенная духовной властью, казалось бы, чисто церковная мера воздействия превращается тотчас же в общественный и деловой бойкот; если же отлученный не только не капитулирует, но еще и противится предписанному публичному покаянию. Кальвин отдает распоряжение о его изгнании. Противник Кальвина, будь он хоть самый почтенный гражданин, не может долго оставаться в Женеве; каждый, кого не возлюбило духовенство, подвергается отныне гонениям в своем гражданском существовании.

С этой молнией в руках Кальвин может изничтожить каждого, кто противоречит ему; с помощью единственного смелого приема он овладел огнем и мечом, что до него никогда не удавалось городскому епископу. Потому что по правилам католической церкви требовалось проделать бесконечный путь по инстанциям, все выше и выше, прежде чем церковь решалась публично изгнать одного из членов своей паствы; отлучение же по новым законам было актом пренебрежения к личности и целиком зависело от произвола одного человека; Кальвин, целеустремленный и непреклонный в своей жажде власти, предоставил проповедникам и консисториуму полную свободу повседневно пользоваться этим правом, превратил эту страшную угрозу почти в регулярное наказание и как психолог, сознавая действенность террора, с помощью страха перед наказанием непомерно возвысил свое могущество.

Лишь с трудом удается магистрату добиться, чтобы причастия происходили раз в квартал, а не ежемесячно, как требовал Кальвин. Но Кальвин теперь уже никогда не выпустит из рук своего сильнейшего оружия, так как только с его помощью может он начать основное сражение: борьбу за тоталитарную власть.

С открытым сердцем приняли горожане Реформацию, добровольно собрались на городской площади, чтобы как независимые люди открытым голосованием признать новую веру. Но их республиканская гордость восстает против того, чтобы их, как каторжников, под стражей, десяток за десятком вели через весь город, дабы они в церкви торжественно поклялись каждому параграфу господина Кальвина. Не затем поддержали они строгую нравственную реформу, чтобы теперь ежедневно жить под угрозой опалы и изгнания только за то, что за стаканчиком вина споют веселую песню или нарядятся в одежды, которые господин Кальвин или Фарел сочтут пестрыми или роскошными. И кто они, в конце концов, эти люди, которые, держатся, как господа, начинает спрашивать себя народ. Разве они коренные жители Женевы? Разве это старожилы, которые сообща трудились над величием и богатством города, испытанные патриоты, связанные столетним родством с лучшими семьями? Нет, это только что явившиеся, беглецы, попавшие сюда из другой страны, из Франции. С ними обошлись гостеприимно, им дали хлеб, и содержание, и хорошо оплачиваемые должности, а теперь этот сын сборщика податей из соседней страны, которого они как брата, как родственника приютили в теплом гнезде, осмеливается их, самостоятельных граждан, оскорблять и устраивать им разнос! Он, беглец, их служащий, будет решать, кому дозволено, а кому не дозволено оставаться в Женеве!

Поэтому я не могу согласиться с Кальвином. На мой взгляд, в его высказывании очень много авторитарности и богоравности и мало смирения.

Объективный идеализм есть учение, признающее объективность (независимость от сознания) первичной идеи. Диалектика - учение о развитии и противоречии. С позиций диалектики мир представляет собой противоречивое единство, развивающееся по спирали.

В противовес Фихте Гегель полагал, что познание несводимо к самосознанию субъекта, оно имеет всеобщее объективное начало. Мышление есть не только свойство познающего субъекта, но независимая от человека первичная сущность, основа бытия. Гегель сформулировал принцип тождества бытия и мышления , что стало одной из визитных карточек его теории. Принцип звучит так: Все действительное разумно , все разумное действительно. Различие между мыслью и бытием есть выражение их единства; мышление, мысля самое себя, делает себя объектом или предметом мышления, тем самым раздваивается, разделяясь на субъективное и объективное.

Таким образом, в философии Гегеля онтология и гносеология слились воедино. Мир в основе своей логичен, проявление этой логичности можно увидеть в его закономерности, но главное - мир един, а фундаментом единства является абсолютная идея. Сама по себе она неподвижна и неизменна, но в желании познать самое себя она разворачивается, овеществляется, отчуждая природу, общество, историю и т.п. Все, что отчуждается от абсолютной идеи, является ее продуктом, ее выражением, ее носителем. Природа разумна, история разумна, право, религия, мораль и т.п. тоже имеют разумное основание. Процесс самореализации абсолютной идеи продолжается до тех пор, пока идея не познает себя во всей своей полноте. Самопознание абсолютной идеи и есть процесс миросозидания.

Идея отчуждает себя сначала в природу, потом в историю; разворачиваясь во времени и пространстве, порождает все многообразие явлений, которые в снятом виде содержатся в ней изначально. Закономерность есть свидетельство рациональности природы, которую постигает наука; та же закономерность присуща и истории. Гегель первым заговорил о том, что история не есть арена для волеизъявления великих людей (государей, воинов, духовных лидеров и т.п.), а закономерное и объективное развитие общества , которое он связывал с самопознанием абсолютной идеи в форме мирового духа.

Следовательно, у процесса познания есть цель и конечный результат, другими словами, то, что в философии принято называть абсолютной истиной. Высшую ступень саморазвития абсолютной идеи составляет абсолютный дух. Изначальная логичность мира является гарантом его познаваемости; каждый предмет познаваем, поскольку его сущность логична. Другими словами, Гегель рассуждает о познаваемости мира в традициях гносеологического оптимизма и в определенной мере возрождает пантеистические традиции философии XV-XVII вв., так как его абсолютная идея представляет собой некий аналог Бога, воплощенного в своем творении.

Гегель сам часто называет изначальную идею Богом. Если для теологических систем вопрос о цели божественного творения, т.е. ответ на вопрос: «Зачем бог сотворил мир?», оставался неразрешимым, то в гегелевской философии он ясен. Идея творит мир ради самопознания, именно поэтому познание и бытие тождественны: быть - значит, быть познаваемым; познавать - значит, существовать. Легко заметить здесь связь со знаменитым тезисом Декарта «Мыслю - значит, существую». У Гегеля, как и у Декарта, мышление полагается не только процессом познания, но и способом существования вещей и явлений:

Понятие, - пишет Гегель, - есть то, что живет в самих вещах, то, благодаря чему они суть то, что они суть, и понять предмет, следовательно, осознать его понятие .

Главный труд Гегеля был назван им «Наука логики» и описывал законы мышления как законы развития мира вообще, называя логику «учением о сущности вещей». Гегель выделяет объективную логику как учение о бытии и субъективную логику как учение о понятии. Но это противопоставление условно. Для Гегеля и объективная, и субъективная логика являются логикой и самих вещей, и познающего субъекта.

Традиционно в качестве основных частей гегелевской системы выделяют логику , философию природы и философию духа , к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, философия религии, эстетика, история философии. Гегелевская философия, как уже говорилось, стала вершиной рационализма. Отождествив законы бытия (природы, истории и др.) с законами мышления, Гегель пришел к выводу о том, что законы мироздания всеобщи и универсальны, это законы развития, основанные на внутреннем противоречии, или диалектические законы.

Понятия, как их описывает Гегель в «Науке логике», находятся в непрерывном движении, проникают друг в друга, развиваются, переходят в свою противоположность. Движение категорий совершается путем обнаружения и разрешения противоречий, содержащихся в них. Противоречивость же, как отмечалось выше, изначально присуща идее. То же происходит и в природе, и в истории. Анализируя понятия количества и качества , Гегель выясняет их взаимозависимость и взаимообусловленность. Они не существуют друг без друга и в то же время противоположны друг другу. Количественные изменения, накапливаясь, приводят к изменениям качественным, которые происходят в форме скачка. Единство количества и качества есть мера - этой категорией обозначены количественные границы, в пределах которых предмет остается собой. Нарушение меры приводит к появлению нового качества, которое возникает путем перерыва непрерывности, т.е. скачкообразно.

Например, студенты ничего не знали о Гегеле, поэтому качество их информированности можно определить словом «незнание»; они прочитали учебник, законспектировали работы Гегеля и т.п., и количество информации о Гегеле увеличилось, но можно ли сказать, что их «незнание» перешло в «знание»? Можно рассуждать еще о качестве самого знания, которое будет количественно оцениваться на экзамене, но это уже другой пример. В первом случае мы получили переход от одного качества (незнания) к другому качеству (знанию) через количественные изменения. Однако можно ли сказать, что студенты знают Гегеля, прочитав учебник и несколько работ? Ответьте сами на этот вопрос, а потом подумайте о стратегии развития знаний студентов.

Традиционно используют также пример с изменением агрегатных состояний вещества: влажное , остывая (изменяя количественные показатели), превращается в твердое (лед - новое качество), а нагреваясь - в газообразное. Очевидна зависимость качества от количества, а главное - от предела возможных количественных изменений в пределах старого качества.

Разрабатывая диалектическую логику, Гегель критикует метафизические воззрения, основанные на формально-логическом непринятии противоречия в мышлении. Так термин метафизика приобретает свое второе значение антидиалектического учения, не признающего противоречия, описывающего мир в статичности и неизменности.

Гегель утверждает, что мышление, а следовательно, и бытие развивается за счет противоречия , потому он предлагает для описания реальности систему парных категорий: сущность и явление, тождество и различие, возможность и действительность, единичное и общее и пр. Так, любая сущность является, и явление существенно, это две противоположности, которые неразрывно связаны друг с другом. Говоря о тождестве, мы подразумеваем различие, и наоборот. Например, можно сказать, что сущность музыки есть красота, но мы никогда не узнаем ее, если она не явится нам в звуках (сущность и явление). В любой сущности содержится то, чем явления отличаются друг от друга, и то, что одинаково, тождественно в них. Тождество всех красивых явлений заключается в их красоте; сюда можно отнести не только музыку, но и живопись, театр, природу, тело, поступки и т.п.; вместе с тем они суть разные качества, т.е. содержат в себе различие (тождество и различие). Такая сущность, как красота, объединяет множество различных явлений. Сущность выступает как тождество, равенство самому себе; это абстрактное множество, которому Гегель противопоставляет конкретное тождество, включающее в себя момент различия. Нет двух вещей до такой степени похожих, чтобы они не могли быть различены (например, близнецы); нет двух вещей до такой степени несходных, чтобы они не могли быть сравниваемы в различных отношениях, с разных сторон (например, паровоз - кирпич). Две вещи, как бы они ни были различны, сходны уже постольку, поскольку они вещи и каждая из них качественно определена (т.е. у всех вещей есть качество и количество).

Наблюдая за действительностью и мышлением, мы можем узреть множество парных диалектических категорий, в которых легко описать все процессы: сходство и отличие, множественность и единство , целое и часть, движение и покой и др. Со многими из них мы встречались в предыдущих главах. Итак, мыслить диалектически означает мыслить через противоречие, ибо с точки зрения диалектики все возникает через противоречие, и «нечто жизненно, только если оно содержит в себе противоречие» .

С учением о противоречии органично связано и гегелевское учение об отрицании отрицания , которое сам он изображал схематически в виде триады: ТЕЗИС (утверждение) - АНТИТЕЗИС (отрицание) - СИНТЕЗ (отрицание отрицания). Глобальная триада Гегеля включает в себя ЛОГИКУ - ПРИРОДУ - ДУХ. Если учение о противоречии объясняет источник развития всех явлений и процессов (мыслительных, социальных, природных и т.д.), то учение об отрицании отрицания фиксирует направление развития, показывая его преемственность.

Так, знание студентами Гегеля отрицает незнание. Следуя логике Гегеля, зададим вопрос: «Что в таком случае является отрицанием отрицания?» Отрицанием отрицания является в данном примере незнание. Прочитав учебник, студенты узнали кое-что о Гегеле, но их знание не является полным, а потому содержит в себе незнание. Студенты перешли от полного незнания к незнанию, содержащему в себе знание. Произошло ли развитие? Совершился качественный скачок? Можно предположить, что да. Итак, мы совершили скачок от старого качества к новому, а затем вернулись к старому качеству, но на более высокой ступени развития, двигаясь но спирали. В процессе развития каждый его последующий этап содержит в себе предыдущий в снятом виде.

У каждого развития есть объективная цель. Цель познания - истина , которая являет собой совпадение понятия и объективности. Абстрактной истины не существует, истина всегда конкретна, но это уже не конкретность чувственно воспринимаемого предмета, а иная, логическая конкретность, которая достигается за счет того, что понятия берутся не отдельно друг от друга, а в их взаимных противоречивых связях и переходах. Мир - это органическое целое, основанное и обнимаемое мышлением, а истинное знание о нем представлено в системе категорий, и оно достижимо.

Таким образом, немецкая классическая философия предложила нам различные ответы на традиционные философские вопросы, синтезировав весь предшествующий опыт философской рефлексии, разработав схему понимания мира через его базовое единство, основанное на мышлении, как у Гегеля, или на универсальном «Я», как у Фихте. Вопросы познания так или иначе выводили философов на разговор о бытии, что и вылилось в единство онтологии и гносеологии у Гегеля. За исключением Людвига Фейербаха все представители немецкой классической философии были идеалистами, т.е. признавали первичность идеи.

Фейербах слушал лекции Гегеля в Берлинском университете и относил себя к числу его сторонников. Однако вскоре он отказался от принципа идеализма, признавая реальным лишь существование природы (материи), полагая дух (идею) производным от нее. Фейербах назвал свое учение «философией будущего», ибо предложил рассматривать мышление не в отрыве от человека, но лишь как его свойство. Мыслит только человек, являющийся продуктом природы, следовательно, первична не идея, а природа:

Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого действия берется человек .

Философию Фейербаха часто называют антропологическим материализмом , потому что он поставил в центр своей системы человека и отказался от традиционного для платоновско-христианской традиции дуализма души и тела, полагая, что идеальное (сверхъестественное) есть порождение человеческого сознания. Человек - существо природное, наделенное способностью мыслить, и только он является источником всех идей. Идеальное, включая искусство, религию, философию и т.п., не существует вне человека, его фантазии и познания, для которого нет никаких закрытых «вещей в себе».

Таким образом, позиция материализма в онтологии сопровождается обычно позицией Материализм - учение, признающее первичность материи.