Где проходит отчитка отца германа. Изгнание бесов в троице-сергиевой лавре. Аномальная зона Бурятии

И на сладкое:)
ЭКЗОРЦИЗМ
Алексей ОСИПОВ,
профессор Московской духовной академии

Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его в христианской практике – крещение, причащение, венчание или монашеский постриг по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом говорит Господь (Мк. 16,16).

Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (например, в Московской епархии) благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. (Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется благословение епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитывание превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного.) Лаодикийский собор (364) постановил: "Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах..." (пр. 26). Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный характер имеет новая практика, так и о духовном состоянии отчитывающих. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: "А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения... Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями..."

Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. "Постановлени апостольские" (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что "славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем". В V в. экзорцисты уже не упоминаются . Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра Могилы (XVII в.) католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления.

Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что "сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы , а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий ("ех opere operate") изгонять (отчитывать) злых духов "Иисусом.Которого Павел проповедуют" (Деян. 19. 13), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа. нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: "Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований" .

Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли "просто" молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже – внешней (см., например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования , поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед таинством Крещения и является освящениемих акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.

Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу "проповедовать", вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.

Фото: http://www.bogistina.info

Архимандрит Герман (Чесноков) – настоятель храма Петра и Павла в Лавре. Об отце Германе говорят как о сердечном и необычайном человеке, который помогает бесноватым. В храме Иоанна Предтечи ежедневно совершается специальный чин, это молитвы над особыми людьми. Отец Герман уверен, что отчитка для многих – единственно возможное исцеление от душевных недугов. Русская Православная Церковь знает случаи, когда человек страдает оттого, что в его душу проник нечистый дух. Тем не менее, мнение Церкви об отчитке остается неоднозначным.

Святые отцы еще в IV веке составили молитвы, которые читаются над бесноватыми. Отец Герман помогает им, а Троице-Сергиева Лавра принимает людей, чтобы помазать их святым елеем, и окропить Богоявленской водой, осеняя крестом.

При этом многие представители Церкви не считают отчитку аналогом обряда экзорцизма и панацеей от одержимости.

“Кто-то считает ее «лекарством от всех болезней», кто-то не вообще воспринимает ее в том виде, как она практикуется сейчас. Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие – одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь. Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами”, – считает протоиерей Дионисий Свечников.

При этом протоиерей Дионисий не отрицает, что люди могут сталкиваться с одержимостью: “Стоит человеку отступить от противления дьяволу и полностью отдать себя греху, и тогда падшие духи уже не извне будут действовать на человека, а войдут в него и он станет жилищем бесов. А вот когда воля человека полностью будет подчинена бесам, и он уже не сможет контролировать себя. Примером такого состояния можно послужить евангельское повествование о гадаринском бесноватом: «когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (Мк. 5, 2-5)”.

Отчитка отца Германа в Троице-Сергиевой Лавре

Зачастую больных в Троице-Сергиеву Лавру привозят в цепях: молитвы, святая вода заставляют бесов кричать через человека страшными голосами, у людей неестественно выламываются руки и ноги.

Отец Герман перед отчиткой обязательно произносит проповедь, в которой говорится о причинах такого страшного недуга души и о возможностях защититься себя верой от злодеяний дьявола.

Об изгнании бесов говорится еще в Библии.

В “Деяниях Апостолов” (19, 13-16) есть рассказ о неудачном опыте заклинателей: “Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? – и бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома”. Есть и сообщения о спасении людей. Иисус Христос во время Своей земной жизни неоднократно изгонял трепещущих перед Ним бесов из одержимых людей.

“… Как мы уже говорили, Христос сейчас всё чаще и чаще, по выражению Cвятых отцов, начинает использовать демонов как бич для наказания грешников. Для лукавых духов нет преград. Они проходят через стену, через человека свободно, И только по попущению Божию они могут остановиться в теле человеческом… Демоны поражают все наши органы; сердце, лёгкие, почки, руки, ноги… Лукавые демоны диктуют свою волю различными галлюцинациями… Демоны мучают человека, люди, часто бывает, падают, бьются, кричат, их называют шизофрениками и эпилептиками. Такое страшное влияние злых духов на человека.

И вот святые отцы 4-го века составили специальные молитвы для больных людей. Эти молитвы обладают такой Божественной силой, что если вам кто-то что-то ворожил, колдовал, или по злому умыслу наговаривал, то эти молитвы разрушают всякие бесовские козни. Они привлекают к вам Благодать Божию…”. “… Святой Иоанн Златоуст в “Слове о злых духах” говорит, что когда человек исполняет заповеди Божии, его охраняет благодать Божия, а в духовной области лукавые духи видят, что его охраняет некая защитная огненная оболочка . Демоны боятся коснуться такого человека, ибо как может сено коснуться огня-оно сгорит…”, – говорится в одной из проповедей отца Германа.

По личному благословению Святейшего Патриарха Алексия II была в свое время сделана и документальная видеозапись о том, как отец Герман проводит отчитку над бесноватыми. Член комиссии по аномальным явлениям Русского географического общества Павел Гершуненко подтвердил, что отчитка положительно влияет на людей, страдающих от бесов.

Чтобы обратиться за помощью к отцу Герману, надо связаться с Троице-Сергиевой Лаврой . Службы в Лавре совершаются ежедневно. Отчитку проводят бесплатно, но в Троице-Сергиевой Лавры будут благодарны, если верующие пожертвуют посильную для них сумму.

Вчера была на закрытой службе у о.Германа, первый раз, привезла меня подруга, она уже много раз была, говорит что помогает, ей врачи ставили бесплодие, она с мужем отъездила к нему и родила сыночка, ему сейчас 2 годика, мы с мужем тоже захотели детей, ну что то не получается, решила съездить, ехали из Москвы на машине, служба начинается в 12-00 часов в церкви Петра и Павла, войти в калитку и подняться на третий этаж, помещение в здание, с боьшими окнами, из окон видна церковь, и Сергеева Лавра, день солнечный, на стенах большие иконы весят, все сидят на стульях, я не знала как себя там ведут, сначало было страшновато, даже жутковато, мысли в голове крутились что какая то секта и куда я попала, примерно в зале от 30-50 человек, разношерстных людей, и богатых и бедных, сначало смотрела и пыталась понять какие люди, очень много детей, смотрю мальчик лет 3 плачет без угомонно, лицо придурковатое, стало жутко, думаю куда я попала, пришел о.Герман, часа 2 рассказывал про то как наш мир жесток, плохое правительство, телевизор не смотреть, детям не показывать, люди злые в них сидят демоны, потом рассказывал про то что если в браке, то должны быть обвенчаны, итд итп. Старалась где то его слушать, где то думать о своем, а в основном занялась тем ребенком, мы сидели за столом лежали листки бумаги и ручки, мы начали с ним рисовать, и самое интересное, мальчик оказался для своих лет очень одаренный, я ему рисовала, зверушек, погоду, домики, машинки, он либо повторял за мной, либо дорисовывал не обходимые предметы, я была в шоке, что я подумала что он болен, а он талантливый ребенок, при чем в своем возрасте называл мне названия предметов. После о. Герман сказал всем перевернуть стулья, встать на колени и молится, он начал вести службу всех обрызгивать святой водой, при этом спрашивая имя каждого, потом каждого помазал маслом, прочитал записки о здравии, которые мы ранее ему все написали, прочитал еще 30 минут молитву, собралась очередь, целовать крест, опять облил святой водой, и всем сказал спустится в трапезную обедать на второй этаж, кормили рыбным супом, хлеб, сельдь, гречка, кампот, печенье, конфеты, раздали всем книжечки акафесты святым, кто хотел дал на пожертование храма, я положила 100руб, никто ничто с нас не вымогал, сугубо лично сколько хочешь, столько даешь. Перед пришел он, прочитали молитву, поели и вышли, зашли в церковь Петра и Павла, очень удивилась ценам толстые большие свечи стоят 10 рублей, а сорокоуст на человека 50 руб, я таких цен давно не видела, у нас в Москве от 200р и выше за имя и свечи за 10руб самые тонкие и маленькие. Поездка удалась, в машине ехали чувствовали приятную усталось, раслабление. Уехали из Москвы в 9-00 утра приехали обратно в 19-00, с учетом пробок, служба длится с 12-00 до 15-00, вход бесплатный, не кто не рычал, не гавкал, отклонений не было, не которые просто плакали, ну всякое у людей происходит, естественно я поняла что туда приходят если что-то не так в жизни, у кого всё хорошо навряд ли туда поедут. На счет поеду ли я еще туда, скажу честно, не знаю, дорога выматывает очень, особенно в воскресенье, когда пробки и дачники едут обратно в Москву, приехала домой заснула как молоденец! Ехать, не ехать решать каждому самому, но страшного ничего нет, как пугают, говорят если на Вас есть что то плохое, то это снимается. И еще у женщин не должны быть накрашены ногти, лак надо смыть, у меня ногти нарощеные, пришлось прятать руки. Сразу предупредили, а то выгонит, юбка должна быть в пол, на голове платок желательно натуральных тканей, душно там. В общем, и на закрытой службе были, и накормили нас, и всё бесплатно, даже удивилась, на что они кормят в трапезной. Ну люди разные кто то дает ему и большие деньги наверно. Желаю всем удачи. Будет желание сездейте и посмотрите сами, службу ведет как он сказал в пятницу, субботу, воскресенье в 12-00 закрытую до 50 человек в здании около церкви Петра и Павла, а в 15-00 в Сергееве Лавре общую на 300-500 чел. Скорее всего там наверно происходят то о чем пугают. Всем желаю удачи.

Отчитки идут у отца Германа, который служит в Сергиевом Посаде. По рассказам очевидцев, здесь, прямо в десяти минутах ходьбы от железнодорожного полотна, происходит что-то необъяснимое.

Отчитка у отца Германа

«Мы поднимались по лестнице в храм. Перед нами шли родители с девочкой. Она обернулась – вместо носа у нее был пятачок, и из-под волос торчали уши свиньи, – рассказывает одна из случайных посетительниц, зашедшая в храм. – Потом ребенок обернулся еще раз, и лицо стало нормальным. И тут один из священников, выгнал нас». Здесь не место для любопытных…

«Все началось с моего бандитского прошлого»

Маленький кирпичный храм, построенный прямо над входом в Троице-Сергиев монастырь. Внизу, на железной двери, на белом листке, на вид обычное объявление. «Перед чином изгнания злых духов необходимо исповедоваться, надеть нательный крест, причащаться не рекомендуется…»

В помещении уже много людей. Сергей – один из них. Высокий, крепкий, в кожаной куртке. Этот человек, приехавший расстаться с силами зла, согласился рассказать свою историю.

Сергей из Смоленска, ему 35. В 90-х годах, юношей, он сдружился с дворовой компанией. Как нехотя признается – мечтал стать вором в законе. Сын одинокой матери начал участвовать в жестоких драках и грабить квартиры. Ему хотелось чувствовать себя сильным, и мир зла его притягивал. Так продолжалось шесть лет, пока он впервые неожиданно не испытал то, что суеверные бабушки называют – морок.

«Неожиданно, без всяких причин я испытал панику. Мир сузился до точки. Я отчетливо чувствовал, что еще немного – я сойду с ума или умру. И справиться с этим не мог. Так продолжалось секунд 15. И – что хуже всего – этот кошмар стал на меня накатывать снова и снова», – рассказывает он.

Вскоре Сергей был вынужден завязать с криминальной компанией. Трудно ощущать себя крутым, когда во время разговора с такими же крепкими парнями накатывает паника. Странная болезнь все сильнее преследовала его – теперь в его мысли постоянно вторгались матерные ругательства, похабные оскорбления. «Если я видел церковь, икону или общался с хорошим человеком – в моей голове начинал звучать трехэтажный мат и лезли паскудные мысли. Я стал избегать людей», – признается Сергей.

О занятии боксом больше не было и речи. Время от времени у него стали возникать неконтролируемые движения. В самый неожиданный момент его правая рука лихорадочно начинала тереть грудную клетку: «Остановить свою собственную руку я не могу, как будто это делает кто-то другой, вместо меня…»

Врачи поставили диагноз – невротическое расстройство. Он пьет таблетки, но только после похода в храм ему становится заметно легче.

«Панические атаки могут начаться по разным причинам, – считают священники. – Это может быть следствием нервного заболевания или – воздействия демонических сил. Когда человек грешит, совершает преступления, его злые поступки вызывают обратную связь – он буквально открывает дверь в потусторонний мир..»

Татьяна

Простой деревенский храм, в четырех часах езды от Москвы. Среди прихожан – бабушки, и явно заехавшие «городские», высокие рослые парни – из соседнего центра реабилитации наркозавимых.

Отец Владимир, настоятель, читает простой молебен с водосвятием. Среди верующих выделяются стоящие в углу мама с дочкой. Женщина, смущаясь, повязывает высокой красивой девушке длинный платок поверх джинсов. Судя по виду – они точно – не завсегдатаи храмов.

Священник начинает кропить святой водой прихожан. Мать с беспокойством смотрит на девушку – хотя, казалось бы, от нее трудно ждать каких-то необычных поступков…

И тут происходит необъяснимое. Когда священник приближается к матери и дочке – лицо девушки полностью меняется. Ей бы играть в фильме «Вий». Огромные синие глаза наполняются совершенно неожиданным выражением. Она оскаливает зубы и щерится на священника... Сыграть такое невозможно. Ухмылявшиеся до этого молодые посетители центра для наркоманов, не отрываясь, смотрят на свою ровесницу.

Несмотря на сопротивление священник кропит ее водой. Заканчивает таинство и отходит. И после этого она направляет свой взгляд на стоящих напротив. Это взгляд выдержать невозможно. Невольно возникают ассоциации с потусторонним миром, с рисунками мерзкого смеющегося оскала беса…

«Я никогда не видел таких страшных глаз…»

После службы слышны обрывки разговора матери девушки с другой женщиной:

– Боже мой, какой ужас…

– Да, вот так вот. Но я ее не боюсь. Смотрит на меня такими глазами и разговаривает мужским голосом. Беру осиновую палку (по народным поверьям и обычаям осиновой палкой отгоняют нечистую силу авт. ) и иду на нее…

Корреспонденту «ВМ» удалось познакомиться с матерью необычной прихожанки. История девушки озадачивает даже опытных московских медиков. Татьяна – так зовут девушку – очень красивая. Черные длинные волосы, тонкие брови, голубые глаза, которые неожиданно становятся добрыми, как только заканчивается служба. Но под глазами – огромные темные круги. «Мы переехали с Севера, из Нерюнги. Я всю жизнь работала на железной дороге, ни о какой мистике знать не знала», – рассказывает ее мать, Светлана.

Они приехали в среднюю Россию 7 лет назад. Татьяне тогда исполнилось 18. И после этого началось странное. Татьяна училась на горнообогатительном факультете. Мать уехала по делам на родину, на Север. Студентка осталась дома с отцом. Ночью мать Татьяны разбудил звонок – звонил перепуганный муж. У их дочки случился приступ. «Она орала, все стены были в крови», – пересказывает разговор с мужем женщина. Язык прикусила, щеки.

Светлана начала водить дочь по врачам. Приступы все учащались. Но ни одно из обследований не показало патологических изменений. Эпилепсии у девочки доктора также не нашли.

«Кто ты – Я бес!»

Состояние Татьяны продолжало ухудшаться. Постепенно она была вынуждена отказаться от занятий в институте – она все забывала.

«Неожиданно она начала разговаривать мужским голосом, – вспоминает Татьяна. Мы пошли гулять на берег пруда. Она села на склон. И как начала бить ногами, по камням, прямо в кровь! Я ей говорю – «Ты что делаешь?» А она смотрит на меня и говорит басом: «Мне ног не жалко, они не мои». Один из врачей приехавшей на вызов скорой испугался страшных глаз Татьяны. «Я много видел в своей жизни, мама, но такого – никогда», – сказал невролог матери.

«У меня такое чувство, как будто в ней кто-то разговаривает другой, – признается женщина. – Однажды, когда она, сидя на кровати, опять начала разговаривать басом – я ее спросила «Ну кто ты?» А она ответила: «Я – есть я. Я – бес».

Впервые о том, что в странной болезни девочки может быть замешана нечистая сила, Светлана услышала три года назад. После четырех лет безуспешных походов по врачам, один из них сказал ей: «Женщина – вы дура! Ведите ее к батюшке!»

Психиатры: эти больные боятся икон

Психотерапевты достаточно часто встречаются с пациентами, которые по своему поведению напоминают одержимых. И они обратили внимание на странную закономерность: некоторые больные, ведущие себя так, как если бы ими управляла злая сила, панически боятся религиозных обрядов.

«Был организован эксперимент. Таким больным, не предупреждая, как обычно, принесли воду в стакане. Только туда была налита вода не обычная, а святая. И это неожиданно у них вызывало дикий гнев. Несколько человек, в разных палатах, которым мы заносили этот стакан, с криком отталкивали его», – рассказывает психиатр с 25-летним стажем Мария Н.

«В лаборатории Минздрава РФ в 2001 году был проведен тест – мы смотрели, что происходит с водой, если на нее оказывает мыслительное воздействие тот или иной человек. И выводы были сделаны сенсационные – структура воды могла поменяться. При этом она получала как оздоравливающие свойства, так и разрушительные», – рассказывает заведующий лаборатории «Биофизика воды» головного института Минздравсоцразвития, доктор наук СтаниславЗенин. Ученые предполагают – эмоции добра и зла буквально производят разные колебания, которые ощущает человек.

«Человек на 70 процентов состоит из воды. И то, какова будет ее «программа» – во многом определяет его поведение и здоровье. Мы считаем, что сильный негатив может в прямом смысле сбить здоровую программу, и человек будет страдать», – говорит ученый. И добавляет: «Есть еще очень много неизведанного..»

Мать Татьяны считает, что причиной всех ее бед – редкая красота. Еще на Севере несостоявшаяся свекровь по-настоящему возненавидела девушку, очаровавшую ее сына. В результате Татьяна и ее жених расстались в один день… По слухам, та женщина занималась магией, а Татьяна не ходила в храм.

…Неделю назад Татьяна с матерью была в монастыре. Зайдя в купель, она стала биться и кричать, едва не захлебнулась. Областные психиатры разводят руками. Ее странной болезнью заинтересовались московские врачи. Девушка ходит по докторам своего города и очень надеется получить направление в столичную психиатрическую клинику. « Я просто больше не знаю, что с этим наваждением делать», – в отчаянии рыдает ее мать.

Таинство

Перед каждой службой отец Герман произносит проповедь, после этого читает старинный молебен, 4 века. «Эти молитвы обладают такой Божественной силой, что они разрушают всякие бесовские козни. Они привлекают благодать Божию», – говорит отец Герман. Из текста молитвы: «Заклинаю тя и всю низпадшую силу последовательную твоего произволения: заклинаю тя, душе нечистый, Богом Саваофом, и всем воинством ангел Божиих, Адонаи Елои Бога Вседержителя, изыди и разлучися от раба Божия (имя)».

Молебен продолжается 40 минут. В кульминационный момент все прихожане становятся на колени и священник окропляет всех святой водой. Именно в это время можно стать свидетелем странных метаморфоз, происходящих с людьми.

Из проповеди отца Германа:

Лукавые демоны диктуют свою волю различными галлюцинациями… Демоны мучают человека, люди, часто бывает, падают, бьются, кричат. Их называют шизофрениками и эпилептиками.

Из проповеди отца Германа:

Когда человек исполняет заповеди Божии, его охраняет благодать Божия, а в духовной области лукавые духи видят, что его охраняет некая защитная огненная оболочка. Демоны боятся коснуться такого человека…

ЦИФРА

3 раза в неделю (пятница - воскресенье) проходят отчитки у Отца Германа. Участвовать в службе могут только те, кто получил благословение своего священника.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Марина Алексеева. Врач-психиатр

В практике достаточно часто сталкивается с пациентами, по симптомам болезни напоминающими одержимых:

«Уберечь нервную систему в наш современный век очень сложно. Вокруг постоянно рождаются агрессивные эмоции, люди ими заряжаются. Очень важно соблюдать нравственные правила. Необходимо уметь проводить через свою душу что-то позитивное, сохранить в ней любовь. По нашим наблюдениям, люди, которые страдают депрессиями и паническими атаками, чаще всего в какой-то момент не соблюли нравственных законов».

Экзорцисты Ватикана

В университете Ватикана введен курс экзорцизма. Он включает в себя практические занятия по психологии и праву, литургической и пасторской работе. Ведет занятия отец Джулио Саволди, который уже более 20 лет работает официальным экзорцистом Милана.

«Каждый случай изгнания дьявола особенный, каждый человек, в которого он вселился, не похож на других. Тот, кто учится на экзорциста, должен изучать и психологию, чтобы уметь отличать душевную болезнь от одержимости», - говорит отец Джулио Саволди.

Как становятся бесноватыми?

Опытные священники, общаясь с человеком, чувствуют, есть в нем злая сила или нет. Считается, что человек попадает в зону риска, если совершает страшные грехи. Он как будто заключает договор со злом. Также церковь категорически запрещает заниматься оккультизмом.

С точки зрения религии, человек, приоткрывший дверь в параллельный мир, связывается невидимыми нитями с темными силами. И они начинают мучить свою жертву. Маленьким детям приходится отвечать за грехи своих родителей.