Евангелие от марка на готском. Толкование на евангелие от марка

блж. ФЕОФИЛАКТ

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА

Предисловие

Святое Евангелие от Марка было написано в Риме спустя десять лет по Вознесении Христовом. Сей Марк был ученик и последователь Петров, которого Петр называет даже сыном своим, разумеется, духовным. Назывался он также и Иоанном; был племянник Варнавы; сопутствовал апостолу Павлу. Но большей частью находился при Петре, с которым был и в Риме. Поэтому верные в Риме просили его не только проповедовать им без Писания, но и изложить для них дела и жизнь Христа в Писании; он едва согласился на это, однако, написал. Между тем Петру открыто было Богом; что Марк написал Евангелие. Петр засвидетельствовал, что оно истинно. Потом послал Марка епископом в Египет, где он своей проповедью основал в Александрии церковь и просветил всех живущих в полуденной стране.

Отличительные черты этого Евангелия - ясность и отсутствие всего неудобовразумительного. Притом настоящий евангелист почти сходен с Матфеем кроме того, что короче, а Матфей - пространнее, и что у Матфея в начале упоминается о Рождестве Господа по плоти, а Марк начал с пророка Иоанна. Отсюда некоторые не без основания видят следующее знаменование в евангелистах: Бог, сидящий на херувимах, которых Писание изображает четвероличными (Иез. 1, 6), преподал нам четверообразное Евангелие, оживляемое одним духом. Итак, у каждого из херувимов одно лицо называется подобным льву, другое - подобным человеку, третье - орлу, а четвертое - тельцу; так и в деле евангельской проповеди. Евангелие от Иоанна имеет лицо льва, ибо лев есть образ царской власти; так и Иоанн начал с царственного и владычественного достоинства, с Божества Слова, сказав: «В начале было Слово, и Слово было у Бога». Евангелие от Матфея имеет лицо человека, потому что оно начинается с плотского рождения и вочеловечения Слова. Евангелие от Марка сравнивается с орлом, потому что оно начинается с пророчества об Иоанне, а дар пророческой благодати, как дар острого видения и прозрения в отдаленную будущность, можно уподобить орлу, о котором говорят, что он одарен самым острым зрением, так что он один из всех животных, не смежая очей, взирает на солнце. Евангелие от Луки подобно тельцу, потому что начинается со священнического служения Захарии, возносившего фимиам за грехи народа; тогда приносили в жертву и тельца.

Итак, Марк начинает Евангелие пророчеством и житием пророческим. Слушай же, что говорит!

Глава первая

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

Иоанна, последнего из пророков, евангелист представляет началом Евангелия Сына Божия, потому что конец Ветхого есть начало Нового Завета. Что касается свидетельства о Предтече, то оно взято из двух пророков - из Малахии: «Вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (3, 1) и из Исаии: «Глас вопиющего в пустыне» (40, 3) и прочее. Это слова Бога Отца к Сыну. Он именует Предтечу Ангелом за его ангельскую и почти бесплотную жизнь и за возвещение и указание грядущего Христа. Иоанн уготовлял путь Господень, приготовляя посредством крещения души иудеев к принятию Христа: «пред лицем Твоим» - значит близок к Тебе Ангел Твой. Этим означается родственная близость Предтечи к Христу, так как и пред царями чествуют преимущественно родственные особы. «Глас вопиющего в пустыне», то есть в пустыне Иорданской, а еще более в синагоге иудейской, которая была пуста в отношении к добру. Путь означает Новый Завет, «стези» - Ветхий, как неоднократно нарушаемый иудеями. К пути, то есть к Новому Завету, они должны были приготовиться, а стези Ветхого исправить, ибо хотя древле они и приняли их, но впоследствии совратились со стезей своих и заблудились.

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

Иоанново крещение не имело отпущения грехов, а вводило для людей одно покаяние. Но как же Марк говорит здесь: «для прощения грехов»? На это отвечаем, что Иоанн проповедовал крещение покаяния. А эта проповедь к чему вела? К отпущению грехов, то есть ко крещению Христову, которое заключало уже в себе и отпущение грехов. Когда мы говорим, например, что такой-то пришел пред царем, повелевая приготовить пищу для царя, то разумеем, что исполняющие это повеление бывают облагодетельствованы царем. Так и здесь. Предтеча проповедовал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и приняв Христа, получили оставление грехов.

Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

Мы уже говорили об этом в Евангелии от Матфея; теперь же скажем только о том, что там опущено, именно: что Иоаннова одежда была знамением сетования, и пророк показывал таким образом, что кающемуся должно плакать, так как вретище обыкновенно служит знаком плача; кожаный же пояс означал омертвелость иудейского народа. А что сия одежда означала плач, об этом говорит сам Господь: «Мы пели вам печальные песни (славянское «плакахом»), и вы не рыдали», называя здесь плачем жизнь Предтечи, потому что далее говорит: «Пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес» (Мф. 11, 17-18). Равно пища Иоаннова, указывая здесь, конечно, на воздержание, была вместе и образом духовной пищи тогдашних иудеев, которые не ели чистых птиц небесных, то есть не помышляли ни о чем высоком, а питались только словом возвышенным и направленным горе, но опять упадающим долу. Ибо саранча («акриды») есть такое насекомое, которое прыгает вверх, а потом опять падает на землю. Равным образом народ ел и мед, производимый пчелами, то есть пророками; но он оставался у него без ухода и не был умножаем углублением и правильным разумением, хотя евреи и думали, что они разумеют и постигают Писание. Они имели Писания, как бы некоторый мед, но не трудились над ними и не исследовали их.

И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Мы продолжаем рассказывать о книгах Нового Завета. Сегодня речь пойдет о Евангелии от Марка, которое всегда идет после Евангелия от Матфея. И если мы начнем его читать, то скоро увидим - все, что есть в этом Евангелии, есть и в Евангелии от Матфея, а также и в следующем за ним Евангелии от Луки. На первый взгляд может показаться, что это Евангелие не отличается от других апостольских Благовествований, однако это не так. Евангелие от Марка - совершенно особое, поразительное в своей глубине.

У митрополита Антония Сурожского есть замечательные слова о Евангелии от Марка: «Я стал верующим, встретившись именно с этим Евангелием. Если бы я взялся читать Евангелие от Матфея, которое было обращено к иудеям, верующим евреям того времени, или Евангелие от Иоанна, которое очень глубоко погружено и в философскую, и в богословскую мысль, я, вероятно, не понял бы их, когда мне было четырнадцать лет. Евангелие от Марка было написано учеником апостола Петра именно для таких молодых людей, молодых дикарей, каким я был в то время, написано для того, чтобы дать представление об учении Христа и о Его личности тем молодым людям, которым больше всего это было нужно... Оно написано коротко, сильно и, надеюсь, дойдет до души других людей, так же как оно перевернуло мою душу и преобразило мою жизнь». К этим словам сложно что-либо добавить. Но если выразить мысль митрополита Антония одним словом, можно сказать, что Евангелие от Марка - стремительное. Самое короткое из четырех Благовествований, оно лучше всего подходит для тех, кто впервые решил прислушаться к Слову Божию.

Церковное предание говорит, что апостол Марк записал Евангелие со слов святого апостола Петра, самого ревностного из двенадцати апостолов. При этом он был и тем учеником, что отрекся от Христа в самую тяжелую минуту: и вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать (Мк. 14 , 72). Святой Петр - пример любви к Спасителю и одновременно пример немощи, всем нам так знакомой. Евангелие от Марка свидетельствует о том, как Господь Иисус Христос помогает человеку преодолеть свою немощь, даже самое крайнее ее проявление - неверие.

Евангелие от Марка начинается словами: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (Мк. 1 , 1). Словно звук камертона звучат они на протяжении всего повествования святого апостола. Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы дать людям избавление...

У евангелиста Марка есть очень интересная особенность. Это слово «тотчас»: тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него (Мк. 1, 10); сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним (Мк. 1 , 17-18); Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово (Мк. 2 , 2). Эти примеры можно продолжить. Все происходит «тотчас», мгновенно, как будто бы мы сами оказываемся перед Спасителем и видим происходящее. В этом слове раскрывается стремительность евангелиста Марка. Открыв второе Евангелие, человек «тотчас» становится свидетелем живого слова Господа Иисуса Христа.

Но, наверное, главной особенностью Евангелия от Марка является его четкое разделение на две части. И находится оно именно в середине - в восьмой главе. Первая часть Евангелия начинается с краткого описания проповеди Предтечи Господня - Иоанна Крестителя, Крещения Иисуса Христа, затем повествует о проповеди Самого Господа и делает акцент на чудесах Спасителя. Первое чудо в Евангелии от Марка - изгнание злого духа. Одержимость злым духом - самое страшное явление силы зла, когда человек теряет контроль над собой и порабощается духом злобы. Только Бог может освободить от одержимости. И Господь Иисус Христос делает это: И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? (Мк. 1 , 27). Люди не понимают, сомневаются - сначала они видят явную власть зла, а затем понимают, что оно повержено, побеждено и не может ничего противопоставить силе Христовой... Затем следуют другие чудеса: усмирение бури, воскрешение мертвой девочки, которая тотчас встала и начала ходить (Мк. 5 , 42) - сама смерть отступает...

Следуя далее за повествованием святого апостола Марка, мы читаем о насыщении людей хлебом, о раскрытии ушей глухого и очей слепого. Два этих чуда говорят нам не только об исцелении конкретных людей, но и о необходимости прозрения для каждого человека. В первых же словах Евангелия апостол Марк называет Христа Сыном Божиим. Но эти слова нужно услышать и увидеть не только физическими органами чувств. Нужно увидеть и услышать их сердцем и душой, чтобы они звучали внутри нас, чтобы мы жили ими. На протяжении всего евангельского текста Господь ведет к этому духовному видению и слышанию Своих учеников, а вместе с ними - и нас.

Еще одна особенность второго Евангелия раскрывается после того, как мы понимаем: Христос не просто изгоняет бесов, воскрешает мертвых и исцеляет болезни, Он запрещает говорить об этом. Например, обращается к слепому: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении об исцелении (Мк. 8 , 26), а до этого практически те же слова услышали исцелившийся от проказы (см.: Мк. 1 , 44) и родители воскрешенной девочки (см.: Мк. 5 , 43)... Почему Господь делает это, хотя исцелившийся прокаженный (и не только он), несмотря на запрет, провозглашал и рассказывал о происшедшем (ср.: Мк. 1 , 45)? Потому что еще не пришло время и не совершилось главное явление силы Сына Божия. И главное было в том, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мк. 8 , 31).

Страдания и Крест - вот для чего Сын Божий приходит к людям. Апостол Петр, как сказано в Евангелии, отозвав Его, начал прекословить Ему (Мк. 8 , 32). Петр не верит, пытается убедить Учителя, что этого не может быть, что не может страдать и умереть Тот, Кто так явно изгоняет зло, болезни и страдания из жизни человека. Петр не верит даже словам о воскресении из мертвых. Но Христос обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мк. 8, 33). И затем, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8 , 34-35). Сын Божий освобождает человека от зла и страданий, чтобы принять их на Себя, принять саму смерть, чтобы в смерти явить славу Бога. К этому Господь призывает и нас: отвергнись себя и возьми крест... Христос отказывается, отвергается от Себя перед Крестом и смертью. Он пришел, чтобы не только избавить от страданий и смерти, но и разделить их с человеком. Потому что Иисус Христос не только Сын Божий, но и Сын Человеческий - Человек.

После этого Господь постоянно говорит ученикам о предстоящих Ему страданиях, укрепляет их веру. Апостолы Петр, Иаков и Иоанн видят славу Спасителя в Преображении: взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк. 9 , 2-3). И вновь Христос не велит никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мк. 9, 9). У подножия горы Христа ждет отец одержимого злым духом отрока. На просьбу отца об исцелении Господь отвечает: Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему (Мк. 9 , 23). И вот мы слышим, как отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9 , 24). Этот человек почти уже потерял последнюю надежду, достиг предела своего горя. Он в слезах молит Христа о своем сыне и тут же молит и о помощи в неверии... Мы видим желание верить, когда вера сменилась неверием, когда уже нет никаких сил. Великий святой отец Церкви, Блаженный Августин, очень точно объяснил эти слова: «Когда не хватает веры, молитва погибает... Вера есть источник молитвы (вот и ручей не будет течь, если исток его высохнет). Потому будем верить, чтобы молиться, и станем молиться, чтобы не иссякла та вера, которою молимся!».

И вот Господь идет в Иерусалим. Все ближе и ближе то, ради чего Сын Божий стал человеком. Он учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись (Мк. 9 , 31-32). Двенадцать учеников ужасались и, следуя за Ним, были в страхе (Мк. 10 , 32). Господь же все равно наставлял их: кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10 , 43-45).

И вот уже - Иерусалим. Мы слышим последние притчи и наставления... Исполняются слова Христа о страданиях и смерти, мы слышим последний предсмертный возглас Сына Божия: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мк. 15 , 34). Ответом на этот страшный вопрос становятся слова римского сотника Лонгина, воина, участвовавшего в распятии: истинно Человек Сей был Сын Божий (Мк. 15 , 39). Язычник уверовал, видя страшную крестную смерть. Так евангелист Марк вернул нас к тем словам, с которых началось Евангелие - Сын Божий. Сын Божий, отверженный, осмеянный, оклеветанный, распятый и умерший - и в Него надо поверить...

Он воскрес, Его нет здесь (Мк. 16 , 6), - слышат женщины, пришедшие рано утром ко гробу помазать тело Христово погребальными благовониями. И больше нет места неверию, потому что Сын Божий сошел до глубин человеческого страдания, разделив с нами даже самую смерть, чтобы воскресением из мертвых дать верующим спасение.

Евангелие от Марка - вторая после Евангелия от Матфея книга Нового Завета и второе (и самое краткое) из четырёх канонических Евангелий.

Евангелие повествует о жизни и делах Иисуса Христа и во многом совпадает с изложением Евангелия от Матфея. Отличительной чертой Евангелия от Марка является то, что оно обращено к христианам, вышедшим из языческой среды. Здесь даются объяснения многих иудейских обрядов и обычаев.

Читать Евангелие от Марка.

Евангелие от Марка состоит из 16 глав:

Поэтический слог Марка – выразительный и непосредственный. Евангелие написано по-гречески. Язык Евангелия - не литературный, а ближе к разговорному.

Авторство. В тексте данного Евангелия, как и в текстах других Евангелий, нет указания на авторство. Согласно церковной традиции, авторство приписывают ученику апостола Петра – Марку. Считается, что Евангелие было написано Марком на основе воспоминаний Петра.

В Евангелии описан эпизод о неизвестном юноше, который выбежал на улицу в ночь взятия Христа в одном одеяле. Считается, что этим юношей был евангелист Иоанн Марк.

Многие современные библеисты считают, что Евангелие от Марка было создано первым из канонических Евангелий и, вместе с неизвестным источником Q, послужило основой для написания Евангелий от Матфея и Луки.

Время создания. Наиболее вероятное время создания Евангелия от Марка - 60-70-е гг. Есть две версии места написания – Рим и Александрия.

Толкование Евангелия от Марка.

Большинство дошедших до наших времен свидетельств отцов Церкви утверждают, что Евангелие от Марка было создано Риме и предназначалось, в первую очередь, христианам из язычников. Об этом свидетельствует ряд фактов:

  • Объяснения иудейских обычаев,
  • Перевод арамейских выражений на понятный греческий.
  • Использование большого количества латинизмов.
  • Использование принятого в Риме времяисчисления.
  • Малое количество цитат из Ветхого Завета.
  • Подчеркивается озабоченность Господа «всеми народами»

Евангелиста Марка более привлекают поступки, нежели речи Христа (описывается 18 чудес и только 4 притчи).

Для Марка было важным подчеркнуть то, что Иисус не желал раскрывать себя в качестве Мессии до тех пор, пока Его последователям не станут понятны сущность Его мессианства и истинный характер Его служения.

В Евангелии Иисус называет Себя Сыном Человеческим 12 раз и Христом (Мессией) всего один раз. Объясняется это тем, что сама мессианская задача – быть слугой Иеговы и отдать жизнь за людей по воле Его – лучше соответствовала ипостаси Сына Человеческого

Ученикам Христа было трудно понять замысел Его — они ожидали торжествующего Мессию, а не Того, Кто будет страдать и умрет за грехи человечества. Апостолы бояться и не понимают того, что ожидает их. Именно поэтому, они разбежались, когда воины схватили Иисуса.

С особым чувством Марк пишет об ангельской вести о том, что Христос воскрес и встретится с учениками в Галилее. Смысл концовки в том, что Иисус жив и будет вести и заботиться о последователях своих.

Цели Евангелия от Марка:

  • описать жизнь Христа как слуги Божьего;
  • привлечь новых последователей к христианской вере;
  • наставить и укрепить в вере новообращенных христиан перед лицом ожидавших их гонений

Главная задача Евангелия – глубокое понимание значения ученичества и следования за Христом в контексте Его смерти и воскресения.

Евангелие от Марка: краткое содержание.

Глава 1. Проповедь ближайшего предшественника Иисуса Христа – Иоанна Крестителя. Крещение Иисуса. Искушение Христа сатаною. Служение Христа в Галилее. Власть Сына Божьего над болезнями и демонскими силами. Проповеди и первые ученики.

Глава 2. Разногласия Иисуса Христа с религиозной верхушкой в Галилее.

Глава 3 . Фарисеи отвергают Иисуса. Проповеди Спасителя в районе Галилейского моря. Призвание 12 апостолов. Чудеса и притчи Христа. Обвинение Христа в сотрудничестве с Веельзевулом. Ответ Иисуса о том, кто, истинно, составляет Его семью.

Глава 4. Описание и характеристика Царства Божьего в притчах Иисуса.

Глава 5 . Чудеса Иисуса, свидетельствующие о Его Божественной силе.

Глава 6 . Служение Христа. Смерть Иоанна Крестителя. Отвержение Иисуса.

Главы 7 – 8 . Словом и делом Христос открывает Себя 12 Своим ученикам.

Глава 9. Иисус идёт в Иудею. Дальнейшие чудеса и притчи. Предсказание Иисусом Своего мученичества.

Глава 10 . Исцеление иерихонского слепца. Вера слепого Вартимея.

Глава 11 . Вход Иисуса в Иерусалим и проповеди там. Знамения Спасителя относительно Божьего суда.

Глава 12. Столкновения Спасителя с религиозными вождями во дворах храма.

Глава 13. Предсказания о разрушении Иерусалима и приходе конца света

Глава 14 . Помазание миром. Тайная вечеря. Гефсиманское борение, арест и суд

Глава 15. Иисус перед Пилатом. Распятие Христа и погребение.

Глава 16 . Явления воскресшего Христа. Поручение Иисуса Его последователям.