Епископ тихон шевкунов официальный. — Когда лгали? Тогда? Сейчас? — Вас вопросы о деньгах раздражают

Покидает Москву, получая взамен хорошую возможность для разбега

Епископ Тихон (Шевкунов), которого именуют «духовником Путина», получил новое назначение. Он возглавит Псковскую митрополию. В связи с этим активизировались слухи: Тихон может стать новым патриархом.

"Постановили: Преосвященным Псковским и Порховским, главой Псковской митрополии быть епископу Егорьевскому Тихону с сохранением за ним должности председателя Патриаршего совета по культуре". Решение Священного Синода о новом поприще одного из самых узнаваемых архиереев РПЦ вызвало, как принято говорить, неоднозначную реакцию общественности. "Кандидатура будущего патриарха почти определена", - написал, например, по этому поводу в ЖЖ протодиакон Андрей Кураев . Но существуют и другие оценки карьерных перспектив Тихона.

"Устав РПЦ не позволяет викарному епископу быть кандидатом на патриарший престол, - отмечает Андрей Кураев своем блоге. - Опыт управления митрополита теперь у владыки Тихона будет. Надеюсь, что многолетний. Полагаю, что за предстоящие годы он не растеряет свой нынешний статус "лидера народных симпатий. Также полагаю, что лучше ему было бы стать главой РПЦ в послепутинские годы. Чтобы было "по честному", чтобы он не смотрелся как "ставленник Кремля", чтобы видели в нем его самого, а не политическую марионетку".

Впрочем, в беседе с обозревателем "МК" отец Андрей пояснил, что вовсе не имел в виду операцию "Преемник": "Не могу сделать вывод, что патриарх хотел бы видеть его на этом посту после себя. Те звезды, на которые ориентировался патриарх, принимая это решение, могут быть совершенно другими".

Ничего не известно церковному публицисту и о намерениях самого Тихона. Но о его патриарших перспективах, считает отец Андрей, свидетельствует уже сам ход событий: "Нынешнее патриаршество оставит после себя очень плохое послевкусие. У человека, хоть в чем-то похожего на нынешнего патриарха, представляющего его ближний круг, нет шансов стать его наследником. А среди архиереев, известных всех стране, доброй репутацией пользуется только Тихон. От него не пахнет властью, в нем нет жажды всех построить, сломать через колено - того, что очень видно в нынешнем патриархе".

Довольно высоко оценивает карьерные перспективы Тихона и член Общественной палаты Союзного Государства России и Беларусии протоиерей Всеволод Чаплин : "Думаю, возможности епископа Тихона расширятся с этим избранием. Он уже давно перерос статус викария, который у него был до сих пор. Наличие опыта управления епархией делает возможным в том числе - по крайней мере технически - и выдвижение на патриарший престол. Обращает также на себя внимание то, что за ним сохранен пост руководителя патриаршего совета по культуре. Это означает, что он будет и дальше достаточно часто работать в столице. То есть никакого исчезновения из Москвы не произойдет".

Пока что, считает Чаплин, патриарший рейтинг Тихона невелик: "Если бы выборы патриарха проходили сейчас, я бы не ожидал, что Тихон будет даже одной из двух главных кандидатур. Самыми очевидными кандидатами были бы митрополит Варсонофий и киевский митрополит Онуфрий. Но переход в статус епархиального архиерея с сохранением возможности церковно-общественной деятельности в Москве дает Тихону, скажем так, хорошую возможность для разбега".

Совершенно иной точки зрения придерживается ведущий эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин . По его мнению, новый пост Тихона очень мало похож на стартовую площадку для взлета. По внешним признакам это действительно возвышение: Тихон получил в управление самостоятельную епархию, причем очень значимую и богатую. Но при этом Тихон покидает Москву, отмечает политолог, "а его влияние во многом связано с тем, что он находится в постоянном контакте со своими духовными чадами".

Макаркин, правда, не верит упорным слухам о том, Тихон является духовником Владимира Путина: "Нельзя исключать, что Тихон мог принимать у него исповеди. Это вполне возможно. Но то, что он является духовником президента, так сказать, на регулярной основе, - весьма сомнительно. В таком случае он вряд ли уехал бы в Псков. Духовник должен быть рядом. Но то, что к духовным чадам Тихона относятся многие представители элиты, в том числе элиты силовой, - это реальность. Соответственно, теперь ему сложнее будет поддерживать отношения с этими теми людьми".

Макаркин напоминает, что в минувшем году активно обсуждалась возможность занятия Тихоном петербургской кафедры. Это действительно было бы резким повышением статуса: по уставу РПЦ митрополит петербургский является постоянным членом Священного Синода". Но в результате - не Петербург, а Псков, куда менее престижный вариант. Но самое главное обстоятельство, не позволяющее всерьез рассматривать новый сан Тихона как трамплин для прыжка в патриаршее кресло, - это, по словам Макаркина, отсутствие каких-либо признаков того, что действующий патриарх собирается уходить в отставку. "Конечно, всяко может быть, но я все-таки больше склоняюсь к версии почетного удаления из Москвы", - резюмирует эксперт.

Одаренный, эрудированный молодой человек выбрал не просто служение Богу - он выбрал монашество.

Многие, что греха таить, принялись искать скрытые причины этого решения, подтексты… А подтекстов не было. Как не было и скоропалительного решения. Однажды он сказал об этом, сдержанно, чуть иронично улыбаясь. Выбор был более чем осознанным, для принятия решения потребовался не один год - зато оно было непоколебимым.

Возможно, отец Тихон повторил путь многих высоких умов, из науки пришедших в религию и именно здесь нашедших объяснение всему, что ранее объяснению не поддавалось. Возможно, он был избран Богом - и алчевские прихожане склонялись ко второму объяснению.

Бабушки-прихожанки почитали отца Тихона просто святым и чувствовали себя счастливыми от разговора с ним. Интеллектуалы получали наслаждение от споров и бесед с блестяще образованным иеромонахом: его эрудиция, тонкая ирония, достойное профессионального актера владение словом, интонацией, паузой восхищали, и разговор на любую тему был захватывающе интересным. А те, кто нуждался в утешении, кто познал отчаяние, те, кто из последних сил искал свет во тьме, заново обретали силы и надежду, поговорив с отцом Тихоном. А многие обретали и веру.

Отец Тихон не думал о времени, когда перед ним была страдающая душа. Один из тех, кому он помог в черную минуту, вспоминает: «Мы проговорили несколько часов. После этого я понял, что значит почувствовать себя другим человеком, во мне перевернулось все. Я вышел от него и пошел дальше жить - а ведь до этого хотелось только умереть. Глубочайшей души был человек».

Общение с ним открывало: смирение - не слабость и безволие. Смирение - сила и действие. Общение с ним заставляло самого категоричного атеиста усомниться в своей правоте, так убеждала сила и чистота его веры. Часто ли вы встречали священника, которому хотелось бы исповедоваться по-настоящему - не формально, дескать, грешен, батюшка, а так, чтоб душу наизнанку, чтобы все свои боли, страхи, муки открыть в надежде, что это можно простить… Ему - хотелось.

Возможно, это и есть первая и главная черта настоящего священнослужителя, призванного на это поприще Богом. Быть отцом всем - большое испытание. Отцу Тихону оно оказалось по силам, и его молодость не стояла между ним и его прихожанами.

Слишком рано он ушел. 42 года, всего лишь 42… Но земную жизнь измеряют не прожитыми годами, а сделанным. Значит, жизнь отца Тихона была долгой. И счастливой. И продлится она столько, сколько будут жить любящие его, благодарные ему, спасенные им.

Статья о Епископе (отце) Тихоне

18 февраля 2011 года на 43-м году жизни отошел ко Господу епископ Кременчугский и Лубенский Тихон, – сообщает официальный сайт Московского Патриархата. – Владыка скончался во время рабочей поездки в Киев. Причиной смерти стал сердечный приступ.

Жителям Луганской области имя отца Тихона знакомо не понаслышке. Епископ Тихон (в миру – Жиляков Николай Викторович) родился 9 июля 1968 года в г.Коммунарске (ныне – Алчевск) Луганской области. Закончив в 1985 году школу №9 г.Коммунарска, поступил в Коммунарский горно-металлургический институт (ныне Донбасский государственный технический университет), потом – в аспирантуру КГМИ.

С 1992 году нес послушание пономаря в Свято-Николаевском храме Алчевска. В том же году был рукоположен во диакона. 13 мая 1993 года принял монашеский постриг с именем Тихон в честь святителя Тихона, Патриарха Московского. В 1998 году закончил Киевскую духовную семинарию, потом - Ужгородскую богословскую академию.

До 2006 года нес священническое служение в Никольском и Покровском храмах Алчевска. Его стараниями в Алчевске было создано благотворительное сестричество милосердия во имя святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы и открыта часовня при онкологическом диспансере. Несколько лет он вел еженедельную просветительскую телепрограмму «Источник» в ТРК «Пирамида».

С 2006 года служил в храме в честь Почаевской иконы Божией Матери города Рубежное Луганской области. Здесь при его участии были построены и обустроены храмы Почаевской иконы Божией Матери и Серафимовского и три часовни – Никольская при ГУВД, Серафимовская в селе Старая Краснянка и в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в микрорайоне Южная группа города Рубежное.

В 11 школах Рубежного преподавал он курс «Христианская этика» для старшеклассников. Читал лекции и для слушателей богословско-педагогических курсов при Киевских духовных школах и Харьковской духовной семинарии.

11 января 2009 года был возведён в сан архимандрита. А 24 ноября 2009 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви избран епископом Кременчугским и Лубенским.

Похоронили Епископа Тихона 20 февраля на территории Кафедрального Успенского собора (Крюков). Обряд отпевания в Свято-Успенском кафедральном соборе Кременчуга провели архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем, епископ Сумской и Охтырский Евлогий, епископ Новомосковский, викарий Днепропетровской епархии Евлогий.

После отпевания, гроб с телом епископа вынесли на улицу, где состоялся крестный ход. Похоронили епископа у стен кафедрального собора.

— Подобного рода журналистские вопросы и догадки мне за пятнадцать лет изрядно надоели.

Епископ Ти́хон (в миру Георгий Александрович Шевкунов; 2 июля 1958 года, Москва) — архиерей Русской православной церкви, епископ Егорьевский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Западным викарианством города Москвы.

Наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Член попечительского совета «Фонда Святителя Василия Великого» (учредитель фонда — бизнесмен Константин Малофеев). По окончании вуза поступил в Псково-Печерский монастырь послушником. В сентябре 2003 года сопровождал главу государства в США, где Путин передал приглашение патриарха Алексия II первоиерарху РПЦЗ (Русская православная церковь за границей) митрополиту Лавру посетить Россию. В СМИ епископа Тихона (Шевкунова) называли духовником Константина Малофеева (но сам Малофеев утверждает, что его духовником является монах из Троице-Сергиевой лавры) и Владимира Путина.

— Давайте перейдем к другой сложной теме — как настоятель, вы понимаете устройство экономики РПЦ?

— Как настоятель, я понимаю, как устроена экономика нашего монастыря. Что касается бюджета патриархии, то, насколько мне известно, он состоит из отчислений епархий и пожертвований христиан.

— Сколько отчисляет в патриархию ваш монастырь?

— Сретенский монастырь перечисляет в патриархию ежегодный взнос — он год от года меняется, но порядок — от 3 до 5 млн руб. в год. Если ситуация сложная, и все средства уходят на поддержание жизнедеятельности монастыря, то патриарх освобождает от взносов на общецерковные нужды. Такое бывает повсеместно с возрождающимися и строящимися храмами; первые особо сложные годы и мы не перечисляли средства в патриархию.

— Ежегодный взнос переводите на счет патриархии?

— В какой банк?

— Если не ошибаюсь, в Сбербанк.

«Мы можем зарабатывать и зарабатываем сами»​

— Как финансируется Сретенский монастырь?

— Главный источник — наше монастырское издательство. Мы издаем до четырехсот наименований книг: это духовная, историческая, научная и художественная литература. Второе: у нас есть сельскохозяйственное производство — кооператив «Воскресение» в Рязанской области, мы его в 2001 году взяли в совершенно разоренном виде.

— Кажется, у вас еще есть кафе «Несвятые святые».

— Это позиция, скорее, затратная. Небольшое кафе, куда люди ходят после воскресной службы пообщаться, для этого мы его и создали. Да, еще поступают деньги от храма — но с тарелкой во время служб у нас никто не ходит, прихожане сами оставляют на содержание храма столько, сколько считают нужным.

— Есть еще свечи.

— Свечи у нас можно взять бесплатно или положить какую-то небольшую сумму. Дорогие чисто восковые и большие свечи имеют некую стоимость.

— Во сколько вам обходится содержание монастыря?

— Это большие средства, не вижу нужды их оглашать. На нашем содержании высшее духовное заведение, созданное в монастыре, — семинария. В прошлом году в ней обучались 250 человек. Семинаристы — шесть лет на полном пансионе.

— Бывший бухгалтер патриархии Наталья Дерюжкина оценивала ежегодное содержание двух семинарий — Москвы и Санкт-Петербурга — в 60 млн руб. Сколько из этой суммы вы тратите на содержание семинарии? Половину?

— Примерно. Братия монастыря сама зарабатывает средства на семинарию, на содержание и текущий ремонт всего монастыря, на помощь детскому дому, в котором воспитываются 100 детей, на сайт, на многие наши просветительские проекты, на благотворительность. На все это мы можем зарабатывать и зарабатываем сами.

— Есть ведь жертвователи…

— Да, конечно. Помощь благотворителей очень важна, и мы искренне им всем благодарны. Когда-то, в течение нескольких самых сложных лет возрождения разрушенного монастыря, нам очень помогал Сергей Пугачев (бывший сенатор и экс-владелец Межпромбанка, к двум годам лишения свободы; в данный момент находится во Франции. — РБК ). Чтобы было понятно соотношение заработанного самими монахами и полученного от пожертвований на монастырь, то и в лучшие годы благотворительные средства составляли не больше 15% от бюджета на содержание монастыря. Но в случае нового строительства необходима помощь. Так произошло, когда мы поняли, что размеры нашего храма для прихода уже безнадежно малы, и взяли благословения святейшего патриарха Кирилла на строительство нового храма.

— Я знаю, вам «Роснефть» помогает.

— Да, без нее и без помощи иных благотворителей мы бы не построили новый храм. Но и братия монастыря не остается в стороне: 370 млн руб., все средства, полученные от реализации почти двухмиллионного тиража моей книги «Несвятые святые» мы направили на строительство.

— Вам действительно много помогает бизнесмен Константин Малофеев?

— Фонд «Святителя Василия Великого» (учредитель фонда — Малофеев. — РБК ) дважды участвовал в частичном финансировании наших исторических выставок в Манеже, а один раз перечислил на содержание семинарии 50% необходимого бюджета. Вообще, благотворительная помощь — это ведь не нечто постоянное. За семнадцать лет существования семинарии мы получали такую помощь от благотворителей лишь трижды, в остальные годы обходились сами.

— Вас вопросы о деньгах раздражают?

— Скорее, удивляют. Мне, честно говоря, всегда казалось, что такие вопросы, мягко говоря, неэтичны. На всякий случай предупрежу: если где-нибудь в Германии, или в Англии, или во Франции вы будете вести беседу на подобные темы, разговор моментально будет прекращен. Но, повторюсь, если вам и вашим читателям это столь интересно, я готов ответить. Если еще о помощи — однажды мы, например, провели акцию по раздаче бесплатных Евангелий. Их издали на средства Олега Дерипаски. Это не относится собственно к Сретенскому монастырю, но наш совместный проект «Исторического парка» на ВДНХ был подготовлен общими трудами правительства Москвы, Патриаршего совета и компании «Норникель».

«Мне приходится взаимодействовать с широким кругом лиц»

— У вас, если я не ошибаюсь, большое число влиятельных знакомых.

— Я председатель Патриаршего совета по культуре, и мне действительно приходится взаимодействовать с широким кругом лиц, в том числе известных в обществе.

Епископ Егорьевский Тихон Шевкунов, патриарх Московский и всея Руси Кирилл и президент России Владимир Путин (Фото: Алексей Никольский/ТАСС)

— Я о другом, скорее. Вам с представителями государства легко общаться? Вы меня простите, пожалуйста, но я постоянно ловлю себя на мысли, что сотрудники ФСБ — оно у вас тут как раз под боком — фигурально выражаясь, яблоки от той яблони, которая расстреливала священников в советские времена.

— Я понимаю, что вы, как журналист, обостряете вопрос. Но ставить знак равенства между зверствами чекистов, репрессировавших и уничтожавших собственный народ, и нынешними военными, служащими в правоохранительной сфере, можно только в неизлечимом сознании ультралиберала. При таком подходе я должен отказаться и от разговора с вами, заявив: «Поскольку ваши предшественники, журналисты прежних информационных агентств и изданий, много лет нагло лгали всему миру и своему собственному народу, я с вами общаться не намерен!»

— Когда лгали? Тогда? Сейчас?

— Насчет того, что происходит сейчас, вам виднее. Но я в данном случае говорю о советских временах, когда журналисты порой лгали так, что краснели все кругом, кроме них. Есть многочисленные ныне действующие ведомства, работавшие не только в СССР, но и в прежние весьма далекие времена. Мы должны понять — изменился сегодня даже в карательных органах вектор отношения к народу, к отдельному человеку, к церкви, или же нет? Есть сейчас команда от государства репрессировать церковь? Нет.

— А в этой позиции нет противоречия? Сейчас нет гонений на РПЦ, но вступится ли церковь за тех, кого подвергают репрессиям?

— Если будут несправедливые гонения — обязательно вступится.

— Согласитесь, тем не менее, происходят парадоксальные вещи — в школах предлагают ввести единый учебник истории, в котором Иосиф Сталин выглядит едва ли не эффективным менеджером. И есть клирики, придерживающиеся той же позиции (в частности, священник Евстафий Жаков, настоятель Храма Святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне, открыто выражал свое уважение к Сталину и даже повесил в храме икону с изображением генералиссимуса. — РБК ).

— В том варианте будущего учебника, который я видел, оценка сталинского периода представлена весьма сбалансированно. Если у вас есть вариант учебника с иной интерпретацией, пришлите его мне, пожалуйста. Среди сегодняшнего духовенства есть самые разные взгляды на личность Сталина, но при этом я ни разу не видел священника, который бы сказал: «Сталин — мой идеал!» и тем более оправдывал бы репрессии или хотя бы снимал личную ответственность Сталина за них.

— Вам не кажется, что церковь во взаимоотношениях с государством проходит маятниковые периоды? Любовь — ненависть. Сейчас, например, любовь. Значит, должна вернуться ненависть.

— Больше девятисот лет — со времени Крещения Руси — любовь. Потом несколько десятилетий — ненависть. Так, по-вашему? Скорее, здесь все сложнее. Что касается сути вашего вопроса — о взаимодействии церкви и государства — у нас сегодня доминирует позиция о несомненной разумности и обоюдной пользе от отделения церкви от государства. Ни о каком объединении двух институтов — государства и церкви — речи быть не может. Это принесет только вред.

— Почему же складывается ощущение, что РПЦ и власть идут рука об руку?

— Ну и пусть идут рука в руку там, где это нельзя не приветствовать. Вместе церковь и государственные институты занимаются благотворительностью, помощью нуждающимся, сохранением древних памятников культуры, имеющим отношение к церкви и ее истории. А еще проектами в области культуры, исторической науки, некоторыми общими дипломатическими программами. Но вы, конечно же, говорите о политике?

— Да.

— Могу вас успокоить: в русской церкви давно принят закон о том, что священники и епископы не должны участвовать в политической жизни страны.

— Тем не менее представители РПЦ довольно активно высказываются на политические темы.

— Представители многих общественных организаций высказывают свое мнение относительно широкого спектра общественных, культурных и политических явлений, но это не означает их реальное участие в политике государства.

— Отец Всеволод Чаплин активно высказывался в поддержку жителей Донбасса.

— Отец Всеволод Чаплин — это отдельный разговор.

— Да, но Чаплин не одинок. Например, настоятель церкви под Петербургом открыто освящает бронежилеты для ополченцев ДНР .

— Ну и в чем криминал? Бронежилет позволяет сохранить жизнь.

— Если говорить об отце Чаплине, он в последнее время требует раскрыть статьи доходов и расходов РПЦ.

— Так вот в чем дело: ваше интервью о церковных финансах — это такой своеобразный привет нам от отца Всеволода?! Что ж, есть специальные органы финмониторинга, пусть они компетентно и ответственно все проверяют.

«Я слышу и знаю, что встречаются и злоупотребления со стороны церковных властей в каких-то епархиях»

— Как вы относитесь к закону о возвращении религиозного имущества? У вас, кстати, монастырь не в собственности?

— Нет. Бессрочное и безвозмездное пользование. Все в монастыре — собственность государства.

— Почему? Вам так удобнее?

— Так сложилось.

— А вам давали деньги по федеральной программе «Культура России»?

— Один раз десять лет назад — на восстановление фресок в храме. Но давали не нам, а реставрационной организации, которая эти фрески замечательным образом восстановила. В чем еще отчитаться? Городские власти выделили средства на брусчатку для древней части монастырского двора.

— Насколько я знаю, вы возглавляете общественный совет при Росалкогольрегулировании. Зачем вам это нужно?

— Очень нужно. Семь лет назад по благословению патриарха Кирилла был создан Церковно-Общественный совет по защите от алкогольной угрозы. Сопредседателями стали писатель Валентин Распутин и я. Через несколько лет меня позвали возглавить общественный совет при Росалкогольрегулировании. Для меня главная задача работы — снижение потребления алкогольной продукции в стране, в первую очередь среди подростков и молодежи. Кое-что мы сделали: по последним данным, за шесть лет употребление алкоголя в России упало на 18%.

— Вашими молитвами?

— Молитвами и общими трудами многих людей.

— Насколько я поняла, священникам в Москве живется легче, чем в провинции — на периферии выше процент епархиальных отчислений, прихожан в разы меньше, да и люди беднее. Священники жалуются.

— Насчет того, что выше процент отчислений — здесь я не в курсе. Я в основном знаю приходскую жизнь лишь Псковской епархии, которую сам описал в книге «Несвятые святые». У меня друзья из весьма бедных священников, которые со своей зарплаты еще и бабушкам помогали. Вот покойный отец Никита и отец Виктор вообще ничего в Псковскую епархию не платили, потому что нечем было — совершенно нищие приходы. Но это мое знание епархии лет десять назад. Конечно же, я слышу и знаю, что встречаются и злоупотребления со стороны церковных властей в каких-то епархиях. Что ж, если так, то это — беда.

— Я ведь вам не первая о таких проблемах говорю.

— Нет-нет.

— Тем не менее на последнем Архиерейском соборе об этом речи не было.

— Финансовые темы не были предметом обсуждения на Архиерейском соборе.

Сейчас, после наречения архимандрита Тихона в епископы Егорьевские, одни принялись его демонизировать, другие возносит. Чтож, фигура и впрямь интересная. Поскольку я с ним знаком давно, раньше общался не редко, но и сейчас имею немало общих знакомых, то попытаюсь написать немного о нём без оценок и эмоций, просто по достоверно известным мне фактам.

Познакомились мы с ним году в 82-83м. Два молодых неофита из неверующих московских семей. Он только закончил ВГИК. В компании могли выпить, но Гоша не пил вовсе тогда, выпивать не заводясь он не умел, умным или особо талантливым он не слыл, но был деятелен и неравнодушен… Оба мы ходили к о. Онуфрию, наиболее популярному и впрямь вполне трезвому лаврскому духовнику тех времён. Тому самому Онуфрию, что теперь митрополит в Киеве. Гоша сагитировал поехать в Печёры-Псковские. Через несколько лет, он ушёл туда послушником. Работал на коровнике, реально навоз таскал и подрясник его имел характерный запах. Позже его приблизил наместник Гавриил. Рейды от посошника наместника в коровник и обратно продолжались, Гавриил любил смирять, о чём с таким наслаждением и пафосом вспоминает о. Тихон в своей известной книге.

Позже Гошу заметил митр. Питирим и забрал к себе в издательский отдел, ему нужен был кино-специалист. Гоша и впрямь очень не хотел, мучился и всячески рвался в Печёры обратно. Через какое-то время он становится иероманахом в Донском. Отношения с наместником у него там плохие, одновременно он начинает развивать издательскую деятельность. В те годы он больше напоминал полугонимого, хотя связи и знакомства у него уже появлялись.

Его назначение в Сретенский (поначалу Печёское подворье) связано с решением патриарха Алексия прижать о. Кочеткова, бывшего в Сретенском храме до того. Обычная патриархийная практика: если место проблемное, то надо ставить кого-то несистемного, относительно приличного, пользующегося популярностью. Иеромонах Тихон идеально подошёл для этой роли. Но, опять же по системной логике, скорее всего по первоначальному плану его ставили ненадолго, для зачистки Кочеткова. И Тихон вполне искренне считал «кочетковство» страшным вредом для церкви и ересью, а самого о. Георгия чуть не (а может на самом деле) циничным атеистом.

Делал он для патриархии тогда очень много, за что сыскал таки благосклонность патриарха. Тогда же он начал активно сотрудничать с Крутовым в патриотическом теле проекте. Периодически у о. Тихона случались нервные срывы. Патриарх лично распоряжался отправить его на лечение в Карловы Вары. Ездил он тогда сам за рулём сначала «Нивы» , потом «Кольта», причём ездил очень лихо. Особенно если выпьет. Был доступен и реально помогал многим. Но, если в его алтаре известный своей распущенностью гомосексуалист в епископском сане приставал к молодым алтарникам, он возмущался очень тихо, чтоб владыка не услышал. Кочетков – еретик, и у него у алтаря туалет был, а начальство – оно начальство, святость сана, да…. Кочетков – еретик, и у него у алтаря туалет был, а начальство – оно начальство, да….

В начале-середине 90х он частенько привозил архиеп. Василия Родзянко в Россию. Был, кстати, забавный случай, когда выпивший Тихон вёз его из гостей и за ним погналась милиция, Тихон ушёл таки московскими проулками от погони, а на утро извиняясь спросил архиепископа всё ли нормально, тот корректно ответил, что да, но, «Кажется, у нас были вчера проблемы с полицией». Понятно, что потомок последнего председателя дореволюционной Государственной Думы совсем уж не был сталинист, в своё время он даже в Югославии в титовском лагере.

В 90е отношение церковного руководства к наместнику Сретенского монастыря было снисходительным. Для монстров системы, многолетних сотрудников органов, имеющих часто не одну семью или представителей гомосексуального лобби он был смешным монахом, романтиком любившим иногда шумно выпить. Для наместника сгодиться, но не более. Через Крутова он познакомился в те же годы он подружился с генералом Леоновым, ветераном спецслужб. Дальше мы знаем, куда привело это знакомство. Кстати, был забавнейший эфир радио «Радонеж», где явно не слишком трезвый о. Тихон агитирует за кандидата в депутаты Леонова. Где-то у меня был рассказ об этом.

В 2000м Тихон открыто по телевизору агитирует за Путина. Рассказывает историю с его крестиком, предавая ей мистический оттенок с намёком на особое избранничество Владимира Владимировича. В 00е он становится другом многих видных политиков и приближённых особ. Бывает, выпив любит пострелять по воронам, подражая императору Николаю 2му. Киношное из натуры никуда не денешь. И, пожалуй, это одна из основных черт его натуры. Он не зол, реально готов и помогает многим и бывшим друзьям, попавшим в беду, и доселе, держится монашеских обетов и лично себе много не берёт. Т.е и впрямь очень сильно отличается от епископской МП тусовки, в которой и близким друзьям своего уровня сошедшим с дистанции протягивать руку – западло.

Во времена патриаршества Кирилла за Тихоном начинается тянуться шлейф оппозиционера патриаршей политике, безусловно не открыто, но он явно представитель московских, лаврских, печерских, в противовес никодимовцам. Безусловно, что его возведение в епископское достоинство есть прямое указание того, что Кирилл ослаб как никогда и реально с его мнением считаются уже очень мало.

Если Тихон станет патриархом, конечно, управлять МП он не сможет, своей команды у него как таковой нет, а среди епископов он не столь влиятелен и авторитетен. Но, возможно, именно это и нужно. МП, как я по-прежнему думаю, доживает последние дни, минимум, в её прежнем виде. Один из возможных вариантов - внешнее управление, МП становится полностью подконтрольно госчиновникам во всех вопросах, разве что имея кадровые назначения среднего и низшего звена останутся в под контролем церковного руководства. При такой системе патриарх Тихон, и впрямь пользующийся определённым уважением и в Кремле, и среди народа, может оказаться вполне подходящей фигурой.

Сохранено

Несколько слов о заседании Синодальной богословской комиссии (СБК) 19-20 февраля 2001 года и событий, которые разворачивались вокруг него, ибо не только мы являемся живыми свидетелями всего этого. Думаем, что вспомнить некоторые детали этого действа для всех будет важно и полезно.

Как это ни парадоксально, подготовка к этому заседанию очень походила на подготовку к разгрому антиглобализационного движения в России, во всяком случае - попытку раз и навсегда выбить из-под него духовную основу, «выдавить» за границы Церкви. Истерическая компания - «Раскол!», «Раскол!» как по заказу охватила многие церковные и светские СМИ... В публикациях невооруженным глазом были видны все классические приемы современных PR-технологий: «И тогда и сейчас люди уходили в катакомбы... тайно совершали богослужения», «разговор идет по поводу серьезного раскола из-за ИНН».

«Делатели новостей» давно подогревали накал страстей вокруг темы «раскола» - последнего оружия в руках церковных сторонников глобализации и цифрового кодирования населения. Дело в том, что никаких сколько-нибудь разумных и еще не опровергнутых доводов «в защиту ИНН» у них уже не осталось. Всем здравомыслящим людям было ясно, что Церкви нет никакого резона «благословлять» всеобщую «ИНН-езацию», а тем более притеснять своих верных чад, которые не приемлют цифровые клички-антиимена. Тем не менее, целая армия «богословствующих» пыталась усердно доказать «безвредность» принятия ИНН, а также заклеймить «раскольниками», «маргиналами» и «сектантами» тех, кто посмел взглянуть на эту проблему не с точки зрения их номенклатурного «богословия», а руководствовался Священным Писанием, творениями Святых Отцов, велением своей христианской совести и своим - еще живым - православным ощущением происходящего.

Можно много рассказывать о том, как раздувалась устрашающая опасность «раскола», как навешивались ярлыки на оппонентов, которых невозможно было победить в честном диспуте. Вот в такой, мягко говоря, неконструктивной обстановке шла подготовка к пленуму СБК...

А незадолго до начала заседаний состоялась беспрецедентная акция по воздействию на мнение как участников Комиссии, так и широкой общественности, которая была проведена с помощью профессионального режиссера. Столичный архимандрит Тихон (Шевкунов), запасшись письмами за подписью Патриарха, составленными соответствующим образом (очень похоже, что сам архимандрит их и готовил) , совершил молниеносный «вояж по старцам». Причем он настойчиво, любой ценой старался добиться подтверждения заранее заготовленных оценок и выводов о том, что «ИНН не страшен», «никаких шестерок там нет», «страшен раскол» и тому подобное. Опирался при этом о.Тихон на авторитет и непререкаемое мнение высшего священноначалия. Вот только небольшой пример «вопрошения откровения истины и воли Божией» у батюшки Николая Гурьянова. Радиослушатели «Радонежа» могли слышать это в эфире 29.01.2001г., затем в несколько «отредактированном» виде этот диалог был размещен в сети Интернет:

Архимандрит Тихон (про ИНН): «Это налоговый номер, который дается каждому человеку сейчас» (именно в такой лукавой формулировке: не «принуждают писать заявление о присвоении номера, не заставляют принимать», а этот номер «дается» как бы сам собой; впрочем, имя человеку тоже «дают»)

Протоиерей Николай Гурьянов: «Ах, вот как?..»

Архимандрит Тихон: «О котором пишет Святейший... Одни говорят, что это печать антихриста... Вот Святейший-то и написал Вам... Святейший говорит, что это не печать антихриста... Если бы там было 666, то Святейший написал Вам об этом. Не станет же он Вас обманывать!?»

После такого, как теперь говорят, «наезда», какого «откровения» можно ожидать от старца?

Архимандрит прибыл на остров Талабск, чтобы отснять сюжет о том, как отец Николай благословляет принятие номеров. После нескольких неудачных дублей, во время которых архимандрит зачитывал старцу привезенный из Москвы «секретный пакет», не лишенный чувства юмора батюшка Николай стал юродствовать перед камерой, а в конце концов закрыл ее рукой. При этом его келейница, мать Иоанна громко воскликнула: «Батюшка! Вы же не благословляете брать номера!»

После этого в эфире радио «Радонеж» и была прокручена аудиозапись «выступления» протоиерея Николая, которому изобретательный архимандрит дал комментарий: «Отец Николай мнения об ИНН не имеет». Но позвольте, у батюшки на острове с этим вопросом бывали тысячи людей - и до визита архимандрита, и после него. По неизреченной милости Божией, многим нашим соратникам удалось общаться с этим избранником Божиим. Всем было известно, что отец Николай не благословляет принятие номеров. Вот такая история получилась...

Следующим старцем, мнение которого хотел довести до народа архимандрит Тихон, был отец Иоанн (Крестьянкин). Видеосюжет, в котором батюшка Иоанн читает заранее подготовленное (естественно, «с помощью» упоминаемого архимандрита) обращение, для максимального воздействия на мысли и чувства верующих был многократно растиражирован, прокручен на телевидении и радио по всей России, не говоря уж о том, что показан (как главный довод) на широком экране в заседании СБК.

По всему было видно, что отец Иоанн абсолютно не владеет вопросами , касающимися духовных, технических и социальных аспектов цифрового кодирования людей ; не проинформирован о том насилии, которое творят светские власти над людьми; о тех церковных прещениях, которым подвергались верующие за отказ от принятия номера; о неимоверной лжи, которую распространяют средства массовой дезинформации; о том, что цифровая идентификация личности имеет всемирный характер.

Зато отец Иоанн обладал явно избыточной информацией о проблемах несуществующих: о якобы уже состоявшемся по поводу ИНН расколе в Церкви; непризнании кем-то благодатности Церкви; об уходе целых общин «в леса, болота и овраги».

Как это ни печально, услышали мы от него и разговоры о том, что спасаться можно и в концлагере, но только не поняли: зачем нам собственными руками этот концлагерь строить?..

Наконец, архимандрит Тихон хотел отснять на видео батюшку Кирилла (Павлова), но почитаемый всеми духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и самого Патриарха от съемок прозорливо отказался. После этого его отстранили от участия в работе СБК . Впрочем, после завершения пленума его долго и настойчиво уговаривали подписать Итоговый документ, где говорилось, что «принятие номеров не является вопросом исповедания веры или греховным деянием» и «не имеет религиозного значения».

Отец Кирилл, несмотря на колоссальное административное давление, отказался это сделать. Более того, он мужественно высказал свое особое мнение в интервью редактору Православного интернет-портала «Русское Воскресение»: «Присвоение номеров людям - это дело богоборческое, греховное. Поскольку, когда Бог создал человека, Он нарек ему имя. Наречение имени человеку - это Божия Воля. Все тысячелетия, прошедшие с того времени, люди пользовались именами. И вот теперь вместо имени человеку присваивают номер. То, как и для чего это делается, не оставляет сомнений в греховности и богоборческом характере этого дела. Поэтому участвовать в этом деле не нужно, а по мере возможностей ему сопротивляться». Из этих слов старца совершенно однозначно следовало: если присвоение номера человеку - это дело богоборческое, греховное, то принятие и использование номера человеком - это дело не менее богоборческое и греховное!

Несомненно, что народ Божий верит батюшке Кириллу, а не идеологам глобализма «от богословия», которые служат не Богу, а времени и оправдывают «тайну беззакония».

Теперь самое время привести текст письма, привезенного архимандритом Тихоном (Шевкуновым) от имени Патриарха в Псково-Печерский монастырь архимандриту Иоанну (Крестьянкину). Это письмо, вероятно, по какому-то недосмотру, было опубликовано в «Псково-Печерском листке» и стало достоянием широкой аудитории. Оно-то и послужило причиной видео-выступления отца Иоанна, предъявленного членам СБК и широко транслировавшегося по радио и телевидению.


ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ
И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ

Его Высокопреподобию архимандриту Иоанну,
Псково-Печерская Успенская обитель

Ваше Высокопреподобие, дорогой отец архимандрит Иоанн!
Сердечно поздравляю Вас с великим Праздником Богоявления Господня
и молитвенно желаю многих милостей Божиих, телесных и душевных сил.


Обратиться к Вам Меня заставил вопрос, который, как Вы знаете, тревожит сейчас многих, - это отношение к ИНН - налоговому номеру, вводимому государством в целях упорядочения сбора налогов, а впоследствии для определения размера начисления пенсии.

Сегодня этот вопрос приобретает крайне болезненные формы. Антицерковные силы предпринимают попытку расколоть Церковь, пользуясь слухами о том, что в ИНН якобы содержится число 666, Это является неправдой: ИНН - обычный номер, не является апокалиптическим предзнаменованием и уж тем более не является печатью антихриста. Между тем, антицерковными силами по вражескому наущению нагнетается настоящая паника, связанная с принятием или непринятием ИНН. Ваше письмо, опубликованное во многих газетах и зачитанное с амвонов храмов, во многом умиротворило ситуацию, но сразу появились люди, утверждающие, что это письмо подложное. Уже есть случаи ухода людей с работы и с насиженных мест, призывы неподчинения священноначалию Церкви, призывы к расколу и уходу чуть ли не в леса. Все это напоминает ситуацию с расколами в XXVII веке и послереволюционными событиями.

Дорогой отец Архимандрит! Прошу Вас для успокоения народа Божьего высказать свое мнение по всем этим вопросам. Прошу Ваши слова записать на видеокамеру для того, чтобы лишить клеветников повода сказать, что Ваше мнение подделано. Это очень важно, поскольку из-за безответственных крикунов и раскольников болезнь может зайти слишком далеко. Надеюсь на Вашу поддержку в этот серьезный момент. В свою очередь, Мы сделаем все для умирения возникшего разделения, чтобы члены Церкви, кто не желает по тем или иным причинам принимать налоговый номер, ни в коем случае не были принуждаемы к этому, и никаких отрицательных последствий вследствие этого для них не чинилось. В этом Мы получили заверения со стороны Министра по налогам и сборам Российской Федерации Г.И.Букаева, человека православного и поддерживающего Нас.

Прошу Ваших святых молитв, на которые всегда уповаю.

С любовью о Господе, Алексий, патриарх Московский и всея Руси.

Надо сказать, что видео-выступление архимандрита Иоанна (Крестьянкина) произвело впечатление на многих, в том числе, и на членов СБК. Вспоминаем, как наместник Валаамского монастыря архимандрит Панкратий (ныне епископ Троицкий), ранее твердо выступавший против богоборческих глобальных проектов, говорил: «Братия! Но ведь отец Иоанн - это исповедник. Он тюрьмы и лагеря прошел. Как же нам ему не верить?»

Подобные слова мы слышали и от других членов Комиссии, в том числе, и от архиереев. При этом при подготовке Итогового документа остался «за бортом» обсуждения подготовленный на высоком богословском и научно-техническом уровне доклад ректора Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии, профессора догматического богословия, Преосвященного Константина, епископа Тихвинского и ряд подобных ему. Владыке Константину просто не дали слова. «Времени не хватило».

Очень удобный прием: если невозможно опровергнуть оппонента честным путем, то можно сделать вид, что его доводов вообще не существовало. По этому поводу мы имели серьезный разговор с епископом Константином. Владыка искренне переживал, ибо его доклад не оставил бы камня на камне от доводов архимандрита Иоанна. Проигнорированы Комиссией были и обоснованные научно-технические заключения авторитетных ученых со степенями кандидатов и докторов наук и званиями академиков, которые начисто опровергли выводы Комиссии.


Мнение Комиссии формировали такие «богословы» и «известные специалисты» в области компьютерных технологий как упомянутый архимандрит Тихон (Шевкунов) и дьякон Андрей Кураев, что и привело к весьма плачевным результатам. Судия им Един Бог!

Только можно однозначно утверждать, что если бы Церковь сказала тогда твердое «НЕТ» цифровой идентификации личности, то сегодня не было бы проблем, связанных с внедрением электронных «паспортов» и других средств электронного контроля и управления, в том числе, и неотделимых от тела человека; не было бы проблем, связанных с дискриминацией сотен тысяч православных граждан, не желающих по религиозным убеждениям входить в «новую идентификационную систему». Весьма печально, что по сей день многие священнослужители и чиновники пользуются словами отца Иоанна (Крестьянкина), которые давно уже опровергнуты самой жизнью.

«Должно знать, возлюбленные, что во всяком деле нужно искать истину и ложь, и цель действующего - хороша она или худа», - учит нас преподобный отец наш Иоанн Дамаскин.

P.S. Теперь уже новопоставленный епископ (Шевкунов) старается внести свой «скромный» вклад в организацию скорейшей встречи Патриарха с папой Римским и «объединение Церквей».

«Аксиос!» (из заголовков в патриотических СМИ по поводу его хиротонии).

Анаксиос!!! (трижды)

вся редакция "Православного Апологета" полностью присоединяется к мнению редакции "За право жить без ИНН и микрочипов" и также выражает свое слово по поводу хиротонии архимандрита Тихона Шевкунова, введшего стольких лиц из священноначалия и простых веруюбщих в заблуждение, подталкнувшего на страшное выступление архим. Иоанна (Крестьянкина), Анаксиос! Анаксиос! Анаксиос!