Джозеф Пулитцер – великий отец новой журналистики ▲. Джозеф Пулитцер. Скандалист, который научил Америку писать. Жизнь после смерти

В понедельник в Соединенных Штатах были названы имена лауреатов Пулитцеровской премии - самой престижной награды в стране в области журналистики, литературы и музыки. Ее основатель еще при жизни стал иконой американской публицистики.


Джозеф Пулитцер родился в небольшом венгерском городке Мако 10 апреля 1847 года в семье богатого еврея-хлеботорговца и немки, которая к тому же была ревностной католичкой. Вскоре, правда, семейство переехало в Будапешт, где мальчугана отдали в частную школу.

В 17 лет юношу охватило страстное желание поступить на военную службу. Пулитцер пытался завербоваться сразу в три армии: австрийскую, французскую и британскую. Однако не подошел ни одной из них. У молодого человека было плохое зрение и вообще слабое здоровье.

Три отказа могли бы отбить всяческое желание служить в армии у кого угодно, но только не у Джозефа Пулитцера. В Гамбурге будущий издатель, а в то время просто зеленый юнец, нанялся в армию американскую.


Тернистый путь к американским звездам


Всего нескольких месяцев на корабле хватило юноше для того, чтобы расстаться со всеми своими иллюзиями. Согласно существующей легенде, желание демобилизоваться у рядового американского армии Джозефа Пулитцера было настолько велико, что лишь завидев американский берег (а это было у Бостона), молодой человек, не думая, перемахнул за борт и поплыл в сторону берега. Говорят, что с собой он прихватил и щедрое вознаграждение, которое получил у вербовщика в Гамбурге.

Однако повоевать за дядюшку Сэма Джозефу все-таки пришлось. Пулитцер служил в Первом нью-йоркском кавалерийском полку, впрочем, совсем недолго. В 1865 году Гражданская война закончилась, и его просто уволили. 18-летний Пулитцер не знал, чем заняться.

В Сент-Луисе, где он осел после войны, иммигранту из Европы пришлось несладко. Молодой человек свободно говорил по-немецки и французски, но плохо знал английский, а без этого найти хорошую работу было непросто. Кем только не приходилось работать будущей "иконе американской журналистики": и пастухом, и официантом, и даже мусорщиком. Однако Джозеф не отчаивался. Все свободное время он проводил в городской библиотеке, изучая язык и закон.

Удача улыбнулась ему в шахматной комнате библиотеки, куда молодой человек время от времени заходил после читального зала. Судьбу Пулитцера решил всего один совет, который он дал, наблюдая за игрой двух завсегдатаев. Игроки, которые оказались редакторами крупнейшей местной газеты Westliche Post, выходившей на немецком языке, оценили смекалку юнца и предложили ему работу. Молодой, подающий надежды журналист быстро продвигался по карьерной лестнице и к 25 годам стал соучредителем Westliche Post.

В 1878 году Пулитцер посчитал, что достаточно богат для того, чтобы завести семью. Он женился на девушке из Вашингтона. Венчание с Кейт Девис было организовано по канонам протестантской епископальной церкви. Женитьба сильно изменила иммигранта из Венгрии, совсем недавно еще бродившего по грязным улицам Сент-Луиса в поисках какой угодно работы. Теперь он был американским гражданином с деньгами и свободно говорил по-английски. В элегантной одежде, с рыжей бородой и в пенсне он легко смешался с элитой Сент-Луиса. Теперь он любил потанцевать, повращаться в хорошей компании и покататься в парке верхом.

Однако эти аристократические удовольствия быстро закончились после того, как в том же 1878 году Пулитцер купил газету St. Louis Post-Dispatch. Биограф журналиста Джеймс Уайман Барретт пишет, что теперь он "садился за рабочий стол рано утром и работал до полуночи, а иногда даже дольше, вникая в каждую мелочь".


"Революция одного человека"


Чтобы заставить читателя покупать газету, Пулитцер наводнил издание сенсационным расследованиями и хлесткими комментариями. Он писал о коррупции в органах власти, махинациях с налогами и отпетых мошенниках. Жареные факты пришлись читателям по вкусу, тиражи росли, и газета процветала.

Однако работа по двадцать часов в сутки не прошла бесследно. В 35 лет у Пулитцера начинает пропадать зрение. Это напугало восходящую звезду американской журналистики, и в 1883 году он вместе с женой засобирался на лечение в Европу.

Пулитцер доехал до Нью-Йорка, но на пароход не сел. Вместо этого он купил новую газету - The New York World, которая была на грани банкротства. Забыв про здоровье, удачливый издатель вновь принялся за работу. Это была "революция одного человека", позже напишет Баррет.

Пулитцер изменил редакционную политику, содержание, формат The World и повел издание в крестовый поход против коррупции. К старой формуле успеха добавилось еще несколько пунктов. На страницах ньюйоркского таблоида впервые стали широко использоваться иллюстрации и печататься статьи с продолжениями. И, наконец, последняя составляющая успеха - оперативность. Именно The World первой дала на своих страницах описание той статуи, которую никак не могли доставить из Франции в Америку и которая теперь известна всему миру как статуя Свободы.

Лечение, которое Пулитцер прописал The World, не просто привело "больную" в чувство, но и подняло ее на ноги. Через десять лет газета стала крупнейшей в стране и расходилась тиражом в 600000 экземпляров.

Изменения, происходившие в The World, понравились далеко не всем. В борьбе за тиражи конкуренты были готовы на все, лишь бы "заткнуть рот" удачливому венгру. Подчас это были не самые чистые методы. Скажем, The Sun припомнила Пулитцеру его родословную, назвав "евреем, не помнящим родства". После этого газету Пулитцера перестали покупать проживающие в Нью-Йорке евреи.

Все эти тиражные битвы не прошли бесследно - здоровье Пулитцера продолжало ухудшаться, у него начались нервные срывы. В 1890 году, в возрасте 43 лет, нью-йоркский издатель и вовсе был вынужден отказаться от редактирования The World. С тех пор он больше никогда не появлялся в редакции. Пулитцер лечился в лучших клиниках мира, но ничто не помогало. Последние двадцать лет он провел в звуконепроницаемых бункерах в своем нью-йоркском особняке и на яхте "Либерти".

Впрочем, даже оттуда Пулитцер не забывал управлять своими изданиями. В 1896 году он оказался втянут в битву за тиражи с Уильямом Рендолфом Херстом, чей Journal не брезговал даже фабрикацией новостей. Пулитцеровский The World, впрочем, вел себя не лучше. Когда кубинцы подняли восстание против владевших островом испанцев, Пулитцер и Херст пытались одолеть друг друга, соревнуясь в том, кто припишет Испании преступления посерьезнее. Оба потребовали от Соединенных Штатов объявить Испании войну после того, как американский военный корабль Maine при загадочных обстоятельствах сначала взорвался, а потом затонул в порту Гаваны 16 февраля 1898. Конгрессмены, прочитав газетные новости, действительно объявили войну.

Лишь четыре месяца спустя Пулитцер решил отказаться от концепции, которая сегодня обозначается словосочетанием "желтая пресса". The World стала сдержаннее в подаче материала и встала на сторону Демократической партии.

Умер Джозеф Пулитцер 29 октября 1911 года на борту своей яхты. Незадолго до этого он надиктовал то, что можно считать его профессиональным завещанием: "Только искреннее чувство ответственности спасет журналистику от раболепства перед классом имущих, которые преследуют эгоистические цели и противодействуют общественному благу".


Жизнь после смерти


Еще в 1904 году Пулитцер составил завещание, в котором жертвовал два миллиона долларов Колумбийскому университету. Медиа-магнат хотел, чтобы три четверти этих денег пошли на создание высшей Школы журналистики, а оставшуюся сумму следовало потратить на создание премии для американских журналистов. "Я занимался журналистикой всю жизнь и уверен, что она оказывает сильнейшее влияние на умы людей. Мне хотелось бы сделать эту профессию привлекательной для сильной духом и умной молодежи, а также помочь тем, кто уже посвятил себя журналистике, помочь приобрести высокие моральные и профессиональные качества".

Колумбийская Школа журналистики была основана через год после смерти Пулитцера, а премию начали вручать в 1917 году.

В своем завещании Пулитцер подробно описал, как следует вручать награду. В частности, он просил ежегодно давать четыре награды по журналистике, четыре по литературе и одну в области образования. Особенно тщательно бывший издатель The World описал, что именно следует отмечать в сфере высокой словесности. Он хотел, чтобы отдельные премии вручались за лучший роман, драму, книгу по истории Соединенных Штатов и биографию.

Пулитцер не считал этот список итоговым и допускал возможность изменений. Правом вносить эти изменения он наделил наблюдательный совет, который с 1917 года не раз им пользовался, доведя число наград до 21. В 1922 году появился приз за лучшую карикатуру. В 1942 году к нему добавилась награда за самую выдающуюся фотографию (позднее эта номинация была разделена на две - на новостную фотографию и художественную). В 1997 году совет директоров признал рост значимости той работы, которая была проделана газетами в области интернет-журналистики. Теперь он требует от газет предоставлять на конкурс не только печатную версию издания, но и его страницу в Интернете.

Пулитцер завещал сформировать наблюдательный совет из издателей газет. Кроме того, он хотел, чтобы в этом органе заседал президент Колумбийского университета, ученые и "другие уважаемые люди, которые не являются ни журналистами, ни редакторами". Наследники в точности исполнили волю Пулитцера. В 2004 году совет состоял из двух медийных топ-менеджеров, пяти ученых, в том числе и президента Колумбийского университета, декана Колумбийской школы журналистики, журналиста и администратора. При этом декан и администратор лишены права голоса. Состав совета меняется каждый год.

Работа совета начинается в январе, когда он назначает судей, которым придется оценить последние достижения в области литературы и журналистики. Всего выбирается 102 человека, которые распределяются по 20 независимым комиссиям. Каждой группе нужно выделить самых достойных претендентов на премию.

К 1 февраля на адрес Колумбийского университета приходят тысячи работ со всех уголков Соединенных Штатов (в 2004 году жюри получило 1423 заявки). Соискателем может стать каждый, кто опубликовал свой материал в издании, выходящем на территории Соединенных Штатов, неважно где - в ежедневной газете, воскресном приложении или журнале, который появляется раз в год.

В начале марта 77 редакторов, издателей, авторов и преподавателей собираются в Школе журналистики для того, чтобы вынести решение по 14 номинациям. На изучение работ отводится три дня. Остальные победители определяются похожим образом, но несколько позднее.

Лауреаты премии получают по 10 тысяч долларов. Особо отмечается номинация "За служение обществу". Здесь за победу вручается еще и золотая медаль.

Долгие годы Пулитцеровская премия финанисировалась из инвестиционного фонда, созданного после смерти издателя. Однако после того, как в 1970 году дела фонда пошатнулись, был создан еще один фонд, которому удалось привлечь дополнительные пожертвования и восстановить финансовое благополучие премии.


Премия скандалиста боится скандалов


По завещанию, наблюдательный совет должен был ориентироваться в своих решения на авторитетное жюри. При этом директора наделялись правом не согласиться с решением судей и вручить премию другому номинанту. Надо сказать, наблюдательный совет довольно широко пользовался этим правом, что не раз приводило к скандалам. Так, в 1963 году судьи дали высшую оценку пьесе Эдварда Олби "Кто боится Вирджинии Вульф?", однако совет посчитал драму недостаточно возвышенной. Директорам не понравились споры о сексуальной вседозволенности и грубости, которые допускали герои Олби в своей речи.

Среди других крупных "проколов" премии - скандал 1941 года, когда совет предпочел не заметить новый роман Эрнеста Хемингуэя "По ком звонит колокол". Пулитцеровская премия была вручена писателю только в 1953 году за менее значительную работу - повесть "Старик и море".

Организаторы премии признают промахи прошлого и уверяют, что за последнее десятилетие сильно изменились. И действительно, в 1993 году Пулитцеровская премия по литературе досталась Тони Кушнеру за пьесу "Ангелы в Америке: Накануне тысячелетия". Драма посвящена проблемам гомосексуализма и СПИДа и изобилует различными непристойностями.

В последние годы иначе стали оцениваться достижения и в области музыки, которые отмечаются особой наградой с 1943 года. Если раньше приз всегда уходил к сочинителям классической музыки, то начиная с 1997 года жюри начало рассматривать и более популярную музыку. В 1997 году приз достался известному джазмену Уинтону Марсалису. В 1998 году специальную награду получил Джордж Гершвин, а в 1999 году - Дюк Эллингтон (оба - посмертно, в честь своего столетия).

Разумеется, не все согласны с тем, что время меняет Пулитцеровскую премию в лучшую сторону. Но разве могло быть иначе с наградой, которая была создана с подачи некогда самого скандального журналиста!


Андрей Ломкин

«Никогда не печатай в газете того, чего не может понять твоя служанка» Дж. Пулитцер

Говорят, упрямство – достоинство ослов, однако, именно благодаря упрямству в чистом его виде, люди разных национальностей, вероисповеданий, в конце концов, разных эпох достигают невероятных вершин самовыражения. О них говорят, пишут, их наследуют.

Один из таких «ослов» стал эталоном «четвертой власти» США. А если углубляться дальше, то следует отметить, что именно благодаря ему, упрямому и свободному, американская журналистика и была воздвигнута в ранг этого определения. Стоит также отметить и тот факт, что на момент своей эмиграции еврейский паренек и не грезил карьерой «акулы пера», он едва ли говорил на английском.

Тут, в совершенно новой и чуждой среде, юноша был подобен новорожденному – он впитывал новую жизнь и гениально трансформировал накопленный опыт. Джозеф Пулитцер - простой сын Земли Обетованной, и великий отец «Нового Журнализма».

Джозеф Пулитцер – осмелившийся говорить правду

«Никогда не печатай в газете того, чего не может понять твоя служанка» Дж. Пулитцер

Джозеф Пулитцер был рожден в 1847 году, его родители имели свой прибыльный бизнес. Будущий гений журналистики получил блестящее начальное образование в Будапеште, где и жил вместе с семьей.

К семнадцати годам ему опостылел отчий дом, а семейное дело казалось скорее бременем нежели перспективным и закономерным течением жизни. Мечты Джозефа о военной службе являлись весьма иллюзорными, ввиду состояния здоровья, однако упрямство привело юношу в ряды Американской Армии.

Конец гражданской войны в США и начало новой жизни

Без денег и знакомых, а главное без определенной жизненной цели, Джозеф приехал в Америку из теплого и весьма благополучного семейного гнезда. Воякой он не прославился, ведь застал уже закат гражданской войны в США 1865 года. Однако, был доволен уже и тем, что хоть как-то проявил себя в военном деле.

Дело случая

Пулитцер не чурался тяжелой работы. Он выносил мусор, освоил пастушью профессию, работал официантом, да и много кем еще. Джозеф Пулитцер понимал, что без языка приспособиться к новой стране просто невозможно.

Привычным для него местом досуга и отдыха стала библиотека. Будучи человеком образованным, он владел французским и немецким, разбирался в шахматах, имел хорошие манеры.

Так, за партией в шахматы он знакомится с главным редактором газеты «Westliche Post» и вскоре становится сначала корреспондентом, а в последствии и учредителем газеты.

«Наша республика и ее пресса возвысятся или упадут вместе» Дж. Пулитцер

Брак с Кейт Девис в 1878 году дает Пулитцеру полноценное право на гражданство США. Теперь он видный мужчина и семьянин, который стал своим в элитарном обществе городка Сент-Луис, а его английский практически не отличался от аборигенов.

Прощай, дядюшка Сэм!

К моменту своего брака, Джозеф разочаровывается в политике, выходит из Либеральной Республиканской партии штата и становится ярым демократом по своим убеждениям.

В этом же году он покупает «St. Louis Post-Dispatch», и всецело отдается газетному делу, не вставая из-за рабочего стола по тринадцать, шестнадцать, часов в сутки.

Безусловно, политический опыт, взгляд на правительственную среду изнутри определили дальнейший курс Пулитцера -журналиста.

Джозеф Пулитцер - чародей тиража

Он сделал с «St. Louis Post-Dispatch», то что до него не делал никто и ни в одной газете мира. Казалось, что открыть глаза общества на жизнь американских толстосумов и лицемерие политиков, стало миссией для Пулитцера.

Исследования и расследования его репортеров обличали публичных и правительственных особ, сильнейших руководителей, высокопоставленных чиновников. Некоторые материалы, которые выходили с благословением Пулитцера, стоили отдельным персонажам карьеры.

«Гласность, гласность, гласность - самый большой моральный фактор и сила в нашей общественной жизни» Дж. Пулитцер

Когда-то, когда сам он был репортером, коллеги часто осмеивали усердие, с которым он пытался откопать необычайное в элементарном. Однако именно этому он и учил впоследствии своих собственных сотрудников.

Сенсацией событие делал сам журналист! Это еще одно «ноу-хау» Пулитцера - кричащие заголовки. Именно заголовки – неоднозначные и компрометирующие, провокационные, несколько пикантные, а кое-где и агрессивные, вынуждали читателей с нетерпением ждать выхода свежей газеты и читать ее от корки до корки.

От пятнадцати тысяч до миллиона за пятнадцать лет

«Честность для газеты то же самое, что добродетель для женщины» Дж. Пулитцер

С того самого момента, когда в 1883 году Пулитцер обзавелся газетой-банкротом, «The New York World» и начался его взлет. Он действовал с уже налаженной и апробированной на «St. Louis Post-Dispatch» схемой подачи информации.

Пулитцер максимально упростил публицистику, материал подавался для читателя легко и непринуждённо. При этом факты были неоспоримыми, новости оперативными, а расследования журналистов в сфере политики привлекали внимание каждого американца.

Несравненная Нелли Блай

Эверестом журналистских расследований многие до сих пор считают работу Нелли Блай, которая настолько умело имитировала шизофрению, что провела больше двух недель в качестве пациентки в психиатрической лечебнице.

Разоблачив руководство больницы, она сумела облегчить жизнь пациентов, и в суде доказала всю ту жестокость, которую увидела и испытала на себе.

Сатира с обложки

Джозеф Пулитцер смеялся в лицо коррупции прямо с обложки своей газеты. Он приглашал лучших художников, чтобы публиковать самые лучшие сатирические карикатуры на политиков и чиновников. Только он, единственный в мире позволял себе подобное.

Вскоре, когда на страницах «The New York World» появились рубрики для женщин и советы домохозяйкам, новости спорта и яркие картинки, а сенсации касались не только правительства, но и самых обычных житейских будней – «World» стала самой массовой и самой желанной газетой Америки.

Именно Пулитцер первым начал печатать комиксы, первый герой которых, был желтым человечком. Его появлению читатели были весьма рады, он стал им интересен, что на долгое время продлило жизнь героя на страницах «The New York World».

Примечательно, что вопреки бытующему мнению термин «желтая пресса» никак на связан с публикацией бульварщины и сплетен. Он появился благодаря комиксам о желтом человечке.

Свобода Пулитцера

Нарочитый символизм американской статуи Свободы, также во многом заслуга Джозефа Пулитцера . Это он воспел ее до олицетворения американской мечты, превознёс в глазах общественности и всего мира, как символ настоящей свободы личности.

А кроме этого и собрал деньги на установку статуи в Америке, в то время как правительство всячески тормозило этот процесс, то ли с целью экономии, то ли в силу других неизвестных причин.

Все, что привнес Пулитцер в газетный мир и есть «новый журнализм» .

Джозеф Пулитцер , идейный демократ и талантливейший человек скончался на собственной яхте «Freedom» в 1911 году. Его давними недугами были неврозы и категорическое неприятие шума.

В последние годы бункер и яхта ограничили его пространство. Остальному миру он оставил самое главное - веру в правду и свободу слова.

А еще наследием осталась Пулитцеровская премия , которую традиционно вручают самым лучшим и искренним проповедникам жанра письма, журналистики, фото и т.п.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

[[К:Википедия:Страницы на КПМ (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Страницы на КПМ (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пулитцер, Джозеф Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пулитцер, Джозеф Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пулитцер, Джозеф Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Джозеф Пулитцер
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Джозеф Пулитцер [[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] (англ. Joseph Pulitzer , , Мако - , Чарлстон) - американский издатель и журналист, родоначальник жанра «жёлтой прессы ».

Биография

Добившись полного успеха, Пулитцер едва ли радовался победам своих газет. В 1887 году он почти ослеп и оставил пост главного редактора The New York World. К 1890 году у издателя стали случаться нервные срывы, и он вообще отошел от дел. Болезнь прогрессировала, и скоро Пулитцер не мог даже передвигаться без посторонней помощи. Вдобавок у него развилась болезненная чувствительность к шуму. Пулитцер лечился в лучших клиниках мира, но ничто не помогало. Последние годы жизни он вынужден был провести в звуконепроницаемых бункерах в своем нью-йоркском особняке и на яхте «Свобода». Умер Джозеф Пулитцер на борту своей любимой яхты в гавани Чарлстона (шт. Южная Каролина) 29 октября 1911 года.

Наследие

Незадолго до своей смерти он надиктовал то, что в США считается его профессиональным завещанием: «Только искреннее чувство ответственности спасет журналистику от раболепства перед классом имущих, которые преследуют эгоистические цели и противодействуют общественному благоденствию».

Имя Пулитцера носит высшая журналистская премия в США, присуждаемая за страсть к точности, приверженность к человеческим интересам, предоставление аудитории развлечения, удовлетворение любознательности. Ещё в 1904 году Пулитцер составил завещание, в котором жертвовал два миллиона долларов Колумбийскому университету. Три четверти этих денег предназначались на создание высшей Школы журналистики, а оставшаяся сумма - на премии для американских журналистов. Он завещал назначить четыре премии за журналистику, четыре - за достижения в области литературы и драмы, четыре «плавающие» премии - за различные достижения в гуманитарной области и одну премию - за вклад в образование. Колумбийская Школа журналистики была основана через год после смерти Пулитцера, а премию начали вручать начиная с 1917 года. Всего присуждается 25 премий. Лауреаты премии получают по 10 тысяч долларов. Особо отмечается номинация «За служение обществу».

Символ США - знаменитая статуя Свободы , установленная на острове Либерти-айленд, - появился здесь благодаря стараниям Джозефа Пулитцера. Идея возведения статуи была непопулярна, и государство отказалось финансировать этот проект. Статуя Свободы уже начала ржаветь в Париже, ожидая, когда её погрузят на корабль и доставят в Америку. Тогда Пулитцер начал громить в своих газетах всех: политиков - за отказ от субсидий, богачей - за то, что не дают денег, обывателей - за равнодушие. За два месяца этой кампании Фонд постройки статуи Свободы получил достаточно денег на завершение строительства. Памятник открывал лично президент США Гровер Кливленд . Произошло это 28 октября 1886 года. А созданный Пулитцером романтический ореол вокруг статуи Свободы существует и по сей день.

Библиография

  • Brian, Denis . Pulitzer: A Life ().

Напишите отзыв о статье "Пулитцер, Джозеф"

Примечания

Ссылки

  • Пулицер, Джозеф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Пулитцер, Джозеф

– Как же мне пусто без тебя, моя Льдинушка!.. Как же без тебя темно...
И только тут я заметила, что Изольда выглядела иначе!.. Видимо, то яркое «солнечное» платье предназначалось только ей одной, так же, как и усыпанное цветами поле... А сейчас она встречала своего Тристана... И надо сказать, в своём белом, вышитом красным узором платье, она выглядела потрясающе!.. И была похожа на юную невесту...
– Не вели нам с тобой хороводов, сокол мой, не говорили здравниц... Отдали меня чужому, по воде женили... Но я всегда была женой тебе. Всегда была суженой... Даже когда потеряла тебя. Теперь мы всегда будем вместе, радость моя, теперь никогда не расстанемся... – нежно шептала Изольда.
У меня предательски защипало глаза и, чтобы не показать, что плачу, я начала собирать на берегу какие-то камушки. Но Стеллу не так-то просто было провести, да и у неё самой сейчас глаза тоже были «на мокром месте»...
– Как грустно, правда? Она ведь не живёт здесь... Разве она не понимает?.. Или, думаешь, она останется с ним?.. – малышка прямо ёрзала на месте, так сильно ей хотелось тут же «всё-всё» знать.
У меня роились в голове десятки вопросов к этим двоим, безумно счастливым, не видящим ничего вокруг, людям. Но я знала наверняка, что не сумею ничего спросить, и не смогу потревожить их неожиданное и такое хрупкое счастье...
– Что же будем делать? – озабочено спросила Стелла. – Оставим её здесь?
– Это не нам решать, думаю... Это её решение и её жизнь, – и, уже обращаясь к Изольде, сказала. – Простите меня, Изольда, но мы хотели бы уже пойти. Мы можем вам ещё как-то помочь?
– Ой, девоньки мои дорогие, а я и забыла!.. Вы уж простите меня!..– хлопнула в ладошки стыдливо покрасневшая девушка. – Тристанушка, это их благодарить надо!.. Это они привели меня к тебе. Я и раньше приходила, как только нашла тебя, но ты не мог слышать меня... И тяжело это было. А с ними столько счастья пришло!
Тристан вдруг низко-низко поклонился:
– Благодарю вас, славницы... за то, что счастье моё, мою Льдинушку мне вернули. Радости вам и добра, небесные... Я ваш должник на веки вечные... Только скажите.
У него подозрительно блестели глаза, и я поняла, что ещё чуть-чуть – и он заплачет. Поэтому, чтобы не ронять (и так сильно битую когда-то!) его мужскую гордость, я повернулась к Изольде и как можно ласковее сказала:
– Я так понимаю, вы хотите остаться?
Она грустно кивнула.
– Тогда, посмотрите внимательно на вот это... Оно поможет вам здесь находиться. И облегчит надеюсь... – я показала ей свою «особую» зелёную защиту, надеясь что с ней они будут здесь более или менее в безопасности. – И ещё... Вы, наверное, поняли, что и здесь вы можете создавать свой «солнечный мир»? Думаю ему (я показала на Тристана) это очень понравится...
Изольда об этом явно даже не подумала, и теперь просто засияла настоящим счастьем, видимо предвкушая «убийственный» сюрприз...
Вокруг них всё засверкало весёлыми цветами, море заблестело радугами, а мы, поняв, что с ними точно будет всё хорошо, «заскользили» обратно, в свой любимый Ментальный этаж, чтобы обсудить свои возможные будущие путешествия...

Как и всё остальное «интересненькое», мои удивительные прогулки на разные уровни Земли, понемногу становились почти что постоянными, и сравнительно быстро угодили на мою «архивную» полочку «обычных явлений». Иногда я ходила туда одна, огорчая этим свою маленькую подружку. Но Стелла, даже она если чуточку и огорчалась, никогда ничего не показывала и, если чувствовала, что я предпочитаю остаться одна, никогда не навязывала своё присутствие. Это, конечно же, делало меня ещё более виноватой по отношению к ней, и после своих маленьких «личных» приключений я оставалась погулять с ней вместе, что, тем же самым, уже удваивало нагрузку на моё ещё к этому не совсем привыкшее физическое тело, и домой я возвращалась измученная, как до последней капли выжатый, спелый лимон... Но постепенно, по мере того, как наши «прогулки» становились всё длиннее, моё, «истерзанное» физическое тело понемногу к этому привыкало, усталость становилась всё меньше, и время, которое требовалось для восстановления моих физических сил, становилось намного короче. Эти удивительные прогулки очень быстро затмили всё остальное, и моя повседневная жизнь теперь казалась на удивление тусклой и совершенно неинтересной...
Конечно же, всё это время я жила своей нормальной жизнью нормального ребёнка: как обычно – ходила в школу, участвовала во всех там организуемых мероприятиях, ходила с ребятами в кино, в общем – старалась выглядеть как можно более нормальной, чтобы привлекать к своим «необычным» способностям как можно меньше ненужного внимания.
Некоторые занятия в школе я по-настоящему любила, некоторые – не очень, но пока что все предметы давались мне всё ещё достаточно легко и больших усилий для домашних заданий не требовали.
Ещё я очень любила астрономию... которая, к сожалению, у нас пока ещё не преподавалась. Дома у нас имелись всевозможные изумительно иллюстрированные книги по астрономии, которую мой папа тоже обожал, и я могла целыми часами читать о далёких звёздах, загадочных туманностях, незнакомых планетах... Мечтая когда-нибудь хотя бы на один коротенький миг, увидеть все эти удивительные чудеса, как говорится, живьём... Наверное, я тогда уже «нутром» чувствовала, что этот мир намного для меня ближе, чем любая, пусть даже самая красивая, страна на нашей Земле... Но все мои «звёздные» приключения тогда ещё были очень далёкими (я о них пока ещё даже не предполагала!) и поэтому, на данном этапе меня полностью удовлетворяли «гуляния» по разным «этажам» нашей родной планеты, с моей подружкой Стеллой или в одиночку.
Бабушка, к моему большому удовлетворению, меня в этом полностью поддерживала, таким образом, уходя «гулять», мне не нужно было скрываться, что делало мои путешествия ещё более приятными. Дело в том, что, для того, чтобы «гулять» по тем же самым «этажам», моя сущность должна была выйти из тела, и если кто-то в этот момент заходил в комнату, то находил там презабавнейшую картинку... Я сидела с открытыми глазами, вроде бы в полностью нормальном состоянии, но не реагировала ни на какое ко мне обращение, не отвечала на вопросы и выглядела совершенно и полностью «замороженной». Поэтому бабушкина помощь в такие минуты была просто незаменимой. Помню однажды в моём «гуляющем» состоянии меня нашёл мой тогдашний друг, сосед Ромас... Когда я очнулась, то увидела перед собой совершенно ошалевшее от страха лицо и круглые, как две огромные голубые тарелки, глаза... Ромас меня яростно тряс за плечи и звал по имени, пока я не открыла глаза...

Родившись в обеспеченной семье и получив блестящее образование, он решил взять кота в мешке и отправиться к чуждым ему американским берегам. Свободно разговаривая на немецком и французском языках, он ни слова не понимал на английском. В Америке он бедствовал несколько лет, но характерные ему упёртость, креативность и смекалка помогли стать одной из самых значимых фигур не только в штатах, но и во всем мире. Джозеф Пулитцер за несколько лет поднял издательское дело на новый уровень, а так же стал родоначальником журналистики как отдельной профессии.

Чем только не занимался в своей жизни Джозеф Пулитцер. Родился он в еврейско-немецкой семье 10 апреля 1947 года в венгерском городе Мако. Отец мечтал, что сын продолжит семейный бизнес, связанный с зерном. Но молодой человек грезил о карьере военного. Правда, слабое здоровье и проблемы со зрением обеспечивали ему отказы военкомов. Он не смог попасть ни в австрийскую, ни в британскую, ни во французские армии. Но Джозеф решил испытать удачу в четвертый раз и его взяли в американскую армию. В 17-летнем возрасте он переплыл Атлантику, чтобы сражаться в Гражданской войне 1861-1865 годов в США за северян. Но стоило юному Пулитцеру увидеть берега Америки, он то ли решил дезертировать, то ли настолько воодушевился новой жизнью, что спрыгнул с корабля в воду и достиг желанных берегов уже вплавь. Несколько месяцев молодой человек все-таки провел на войне, но после связывать жизнь с армией не стал.

На родину юноша решил не возвращаться. Поэтому, оказавшись в незнакомой стране, без связей, знакомых и родных, Пулитцеру ничего не оставалось, как браться за любую работу, какую получалось найти. Он поселился в небольшом городе на берегу Миссисипи — Сент-Луисе. В течение трех лет молодой эмигрант успел поработать грузчиком, мусорщиком, пастухом, официантом. А все свое свободное время проводил в библиотеке, где изучал новый для него английский язык и право, а так же временами играл в шахматы с другими посетителями. И именно благодаря шахматам Джозеф Пулитцер ступил на яркий и тернистый путь журналиста и издателя.

В 1868 году он познакомился в шахматном зале с редакторами крупной германоязычной газеты Сент-Луиса - «Westliche Post». Юноша поразил их своим умом и почти сразу же получил предложение стать корреспондентом издания. Не долго думая, Джозеф согласился. А уже через несколько лет он стал соучредителем этой газеты.

В итоге Пулитцер продал свои акции и уехал в Вашингтон, где начал заниматься юриспруденцией. В дальнейшем знания о государственной «кухне» помогли будущему издателю в поисках золотой жилы в журналистике. В столице он познакомился и со своей будущей супругой - Кейт Девис. Работая адвокатом, Джозеф за несколько лет сколотил себе небольшое состояние, а женитьба на американке помогла стать Пулитцеру полноправным гражданином США.

«Гласность, гласность, гласность - самый большой моральный фактор и сила в нашей общественной жизни»

В 1878 году Пулитцер, уже с супругой, вернулся в Сент-Луис и купил дышащую на ладан газету «St. Louis Post-Dispatch». Он целиком поменял концепцию издания, что привело к увеличению тиража и вскоре сделало газету самой крупной в своем регионе. Джозеф Пулитцер проводил по двенадцать-пятнадцать часов за рабочим столом, и от своих сотрудников требовал не меньшего усердия. Главным нововведением стали яркие, громкие, хлёсткие заголовки, привлекающие внимание читателей и заставляющие читать газету с первой до последней строки. Так же издание часто публиковало расследовательские материалы, обличающие коррумпированное чиновничество, махинации с налогами и прочее мошенничество. Читатели полюбили новое издание и газета начала процветать.

«Честность для газеты то же самое, что добродетель для женщины»

За пять лет издательской деятельности Джозеф Пулитцер нажил в Сент-Луисе немало врагов среди местных властей и прокуратуры. А помимо всего прочего к своим 35 годам начал быстро терять зрение из-за беспрерывной и напряженной работы с текстами. Поэтому в 1883 году он собрался с семьей перебраться в Европу и заняться здоровьем. Но, оказавшись в Нью-Йорке, он так там и остался. Пулитцеру было предложено купить почти разорившуюся утреннюю газету «The New York World» и он не смог устоять. Издатель-бизнесмен пошел по тому же пути, что и со своей первой газетой. Он сделал акцент на массовость и наполнил газетные страницы сенсациями, журналистскими расследованиями и экономическими и политическими статьями. Материалы в первую очередь были направлены на «интересы простых людей, а не на интересы обладателей толстых кошельков».

Авторы статей писали очень легким и доступным читателям разных сословий языком. Вскоре стали появляться спортивные новости, рубрики для женщин и советы домохозяйкам. На страницах часто мелькали сатирические карикатуры на представителей власти, яркие иллюстрации к материалам, и даже комиксы. Кроме того, существует версия, что термин «желтая пресса» изначально не имел никакого отношения к скандалам, интригам, расследованиям. В «The N-Y World» появился комикс про желтого малыша Элли под названием «Переулок Хогана». Герой комикса был очень беден, что носил мешок из-под муки. Элли так полюбился читателям, что надолго остался на страницах издания.

Статьи в «The N-Y World» подкупали не только оперативностью новостей, проверенными фактами и тем, что журналистские расследования действительно привлекали общественное внимание к тем ли иным проблемам. Для Джозефа было важно, чтобы

«в каждой статье, репортаже, очерке должен быть сюжет, должна быть история. Не только факты, социальный фон, статистика, но и драма».

Так, например, одним из самых известных расследований газеты является репортаж Нелли Блай. Журналистка смога попасть в психиатрическую лечебницу, гениально сымитировав шизофрению. Она пробыла в психбольнице несколько недель, а после «чудесного выздоровления» опубликовала материал, где рассказала об ужасных условиях, голоде и жестокости персонала. Мэрии ничего не оставалось, кроме как переоборудовать больницу.

Еще Америка обязана изданию Джозефа Пулитцера своим символом - Статуей Свободы. Правительство не спешило с транспортировкой статуи в США из далекой Франции. Журналист же превознес ее как олицетворение американской мечты и символ истинной свободы личности. Тем самым в короткие сроки были собраны необходимые средства на переправку и установку статуи в Америке.

«Никогда не печатай в газете того, чего не может понять твоя служанка»

За 15 лет «The New York World» превратился из увядающей газеты, выходящей тиражом не более 15 000 экземпляров, в самое успешное издание штата. В 1898 году тираж издания составлял 1 млн экземпляров. Таким образом, Джозеф Пулитцер является одним из родоначальников современной журналистики и создателем так называемого «нового журнализма». Его методы привлечения аудитории были достаточно просты и до сих пор используются всеми современными изданиями по всему миру.

В издательском деле Пулитцер практически не знал себе равных. Только в конце 19-ого столетия у него появился серьезный конкурент - Уильям Хёрст и его издание «The New York Journal». Но к тому моменту сам Джозеф лично уже не регулировал работу своих изданий. Здоровье не позволяло Пулитцеру сидеть в редакторском кресле. Он практически ослеп и его часто начали одолевать нервные срывы. Многие годы, проведенные в разных клиниках, так и не дали положительных результатов. А напоследок у Джозефа развилась непереносимость шума. В 1890 году Джозеф оставил издательский бизнес, сохранив интересе к мировой политике. Последние 20 лет жизни медиа-магнат провел в звуконепроницаемых бункерах своего нью-йоркского особняка и на яхте «Свобода».

Умер Джозеф Пулитцер 29 октября 1911 года на своей яхте. Незадолго до смерти он надиктовал так называемое профессиональное завещание:

«Только искреннее чувство ответственности спасет журналистику от раболепства перед классом имущих, которые преследуют эгоистические цели и противодействуют общественному благу»

Пулитцеровская премия

В 1904 году Джозеф Пулитцер составил завещание. Он пожертвовал 2 миллиона долларов Колумбийскому университету и хотел, чтобы на его деньги была основана Высшая школа журналистики. А на оставшуюся сумму он наказал основать премию для американских журналистов и литераторов:

«Я занимался журналистикой всю жизнь и уверен, что она оказывает сильнейшее влияние на умы людей. Мне хотелось бы сделать эту профессию привлекательной для сильной духом и умной молодежи, а также помочь тем, кто уже посвятил себя журналистике, помочь приобрести высокие моральные и профессиональные качества»

В 1912 году была открыта Колумбийская Школа журналистики. Премию же начали вручать с 1917 года. В завещании медиа-магнат дал четкие указания, кому, как и за что необходимо вручать эту премию.

Он просил ежегодно давать по четыре награды в сфере журналистики и литературы и одну - в области образования. У Пулитцера было достаточно конкретное видение того, что именно следует отмечать в сфере литературы. Он просил, чтобы за лучший роман, драму, книгу по истории США и биографию вручались отдельные премии. Однако допускал внесение тех или иных изменений в список номинаций. На сегодняшний день вручается 21 награда по следующим номинациям:

  • За служение обществу
  • За освещение местных новостей
  • За выдающееся расследование
  • За мастерство
  • За выдающуюся подачу сенсационного материала
  • За раскрытие национальной темы
  • За международный репортаж
  • За очерк
  • За комментарий
  • За художественную критику
  • За редакционный комментарий
  • За карикатуры
  • За новостную фотографию
  • За художественную фотографию
  • За художественную книгу, написанную американским писателем, желательно об Америке
  • За книгу по истории Соединенных Штатов
  • Биографию или автобиографию американского автора
  • За стихотворение
  • За нехудожественную литературу
  • За выдающееся музыкальное произведение
  • За лучшую драму

Размер премии составляет 10 тысяч долларов. Особо отмечается номинация «За служение обществу», за которую победителю помимо денежного награждения вручают золотую медаль.

С 2011 года премия целиком перешла в просторы Интернета. Все заявки и прием работ, претендующих на премию, теперь комиссией принимаются исключительно в электронном виде. Так был положен конец традиции, шедшей с первого года существования премии, когда материалы поступали в виде альбомов с вырезками статей из изданий. По мнению оргкомитета, такая система сильно упростит отбор номинантов.

Сейчас Пулитцеровская премия вручается журналистам и литераторам не только американским, но и зарубежным. Так, например, в 2007 году комитет присудил посмертно премию «За свободу прессы» Анне Политковской, а фотограф Александр Земляниченко был дважды лауреатом премии - в 1991 и 1997 годах.

Биография

Добившись полного успеха, Пулитцер едва ли радовался победам своих газет. В 1887 году он почти ослеп и оставил пост главного редактора The New York World. К 1890 году у издателя стали случаться нервные срывы, и он вообще отошел от дел. Болезнь прогрессировала, и скоро Пулитцер не мог даже передвигаться без посторонней помощи. Вдобавок у него развилась болезненная чувствительность к шуму. Пулитцер лечился в лучших клиниках мира, но ничто не помогало. Последние годы жизни он вынужден был провести в звуконепроницаемых бункерах в своем нью-йоркском особняке и на яхте «Свобода». Умер Джозеф Пулитцер на борту своей любимой яхты в гавани Чарлстона (шт. Южная Каролина) 29 октября 1911 года.

Наследие

Незадолго до своей смерти он надиктовал то, что в США считается его профессиональным завещанием: «Только искреннее чувство ответственности спасет журналистику от раболепства перед классом имущих, которые преследуют эгоистические цели и противодействуют общественному благоденствию».

Имя Пулитцера носит высшая журналистская премия в США, присуждаемая за страсть к точности, приверженность к человеческим интересам, предоставление аудитории развлечения, удовлетворение любознательности. Ещё в 1904 году Пулитцер составил завещание, в котором жертвовал два миллиона долларов Колумбийскому университету. Три четверти этих денег предназначались на создание высшей Школы журналистики, а оставшаяся сумма - на премии для американских журналистов. Он завещал назначить четыре премии за журналистику, четыре - за достижения в области литературы и драмы, четыре «плавающие» премии - за различные достижения в гуманитарной области и одну премию - за вклад в образование. Колумбийская Школа журналистики была основана через год после смерти Пулитцера, а премию начали вручать начиная с 1917 года. Всего присуждается 25 премий. Лауреаты премии получают по 10 тысяч долларов. Особо отмечается номинация «За служение обществу».


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пулитцер, Джозеф" в других словарях:

    - (Pulitzer, Joseph) ДЖОЗЕФ ПУЛИТЦЕР (1847 1911), американский журналист. Родился 10 апреля 1847 в Мако (Венгрия). Детство провел в Будапеште, где получил классическое образование. В 17 лет эмигрировал в США, до 1865 служил рядовым в 1 м Нью… … Энциклопедия Кольера

    Пулитцер, Джозеф Джозеф Пулитцер Джозеф Пулитцер (англ. Joseph Pulitzer, 1847 1911) американский издатель, журналист, родоначальник жанра «жёлтой прессы». Биография … Википедия

    - (англ. Joseph Pulitzer, 1847 1911) американский издатель, журналист, родоначальник жанра «жёлтой прессы». Биография Пулитцер родился 10 апреля 1847 г. в венгерском городке Мако в семье богатого еврея зерноторговца и немки католички. Вскоре семья … Википедия

    Джозеф Пулитцер Джозеф Пулитцер (англ. Joseph Pulitzer, 1847 1911) американский издатель, журналист, родоначальник жанра «жёлтой прессы». Биография Пулитцер родился 10 апреля 1847 г. в венгерском городке Мако в семье богатого еврея зерноторговца… … Википедия

    Джозеф Пулитцер Джозеф Пулитцер (англ. Joseph Pulitzer, 1847 1911) американский издатель, журналист, родоначальник жанра «жёлтой прессы». Биография Пулитцер родился 10 апреля 1847 г. в венгерском городке Мако в семье богатого еврея зерноторговца… … Википедия

    Джозеф Пулитцер Джозеф Пулитцер (англ. Joseph Pulitzer, 1847 1911) американский издатель, журналист, родоначальник жанра «жёлтой прессы». Биография Пулитцер родился 10 апреля 1847 г. в венгерском городке Мако в семье богатого еврея зерноторговца… … Википедия