Духовный отец — кто это? – А отношение к грехам меняется? Не надо поклоняться батюшке

Кто такой духовник? Как не ошибиться в выборе духовного наставника? На эти сложные вопросы Вам ответит епископ Пантелеимон (Шатов) в данной статье.

Кто такой духовник, духовный отец? Лучше искать духовника из монахов или из женатого духовенства?

Духовником обычно называют священника, к которому регулярно ходят на исповедь (у кого исповедуются по преимуществу), с кем советуются в сложных жизненных вопросах. Слова духовника принимают как совет. Тот духовник, который требует абсолютного подчинения себе, настаивает на буквальном, строгом, неукоснительном исполнении своих советов, претендует на роль старца – может сильно навредить; духовника нужно выбирать, как мне кажется, кроткого и смиренного.

Духовный отец – это духовник, который давно знает человека, приходящего к нему на исповедь, хорошо с ним знаком, засвидетельствовал своим внимательным отношением к человеку свою любовь к нему. Я обычно не делаю различия между духовником и духовным отцом, мне кажется, это понятия в принципе одинаковые, но духовный отец –– это, возможно, тот духовник, который в большей степени заботится о своих духовных чадах, уделяет им больше времени, кого сами духовные чада называют духовным отцом.

Как выбрать духовника?

Отношение к духовнику должно быть все-таки осторожным. В наше время есть случаи, когда священники уклоняются от того, чтобы быть духовниками, или по ложному смирению, или по нежеланию заниматься пастырским трудом, а бывает другая крайность, когда человек возомнил о себе, что он хороший духовник, и ему нравится управлять духовной жизнью своих чад, – таких духовников, конечно, нужно избегать. Духовник должен быть и добрым и смиренным, но и взыскательным и строгим.

Духовник может быть и из монахов, и из белого духовенства, всё зависит от человека, а не от того, к какому сословию он принадлежит. И в миру есть как очень хорошие священники, так и нерадивые, и в монастыре есть люди, которые дают совершенно неправильные советы, невыполнимые епитимьи и поклоны за уже исповеданные грехи, а есть замечательные старцы. Также бывает, что монашествующие, которые ушли в монастырь в молодом возрасте, плохо знают семейную жизнь и иногда могут ошибиться в своих рекомендациях, не понимая все тонкости семейных проблем.

Исповедаться лучше только у своего духовника, правда бывает такая крайность, когда человек отказывается, даже в случае нужды(болезнь, долгое отсутствие духовника) исповедоваться у другого священника.

Есть опасность, особенно для девушек, женщин – душевной привязанности к духовнику. Иногда это приводит к очень тяжелым последствиям. Здесь нужно отличать душевную привязанность от духовной связи с духовником. Как отличать душевную привязанность? Ее признаками являются: ревность, зависть к другим(«им батюшка больше уделяет времени, а мне меньше»), желание одной ласковости со стороны духовника, обиды на его строгость.

Нельзя допускать душевной привязанности к духовнику, нужно этого очень бояться. Если появляются какие-то проблемы в отношениях с духовником, можно подойти к духовнику вашего духовника и попытаться с ним эти вопросы решить.

В Греции духовниками могут быть только опытные (пожилые) священники в монашеском чине . У духовника православный христианин регулярно исповедуется, являясь по отношению к нему «духовным чадом». Духовник не только руководит духовной жизнью чада, утешает в скорбях и советом помогает ему разрешить различные житейские вопросы, но обычно также молится о своём чаде. Основные качества духовника, по учению Православной Церкви - это смирение , рассудительность и любовь.

Современным духовникам запрещается открывать грехи исповедающегося, хотя в древности исповедь была открытой и публичной (первые христиане стыдились прогневать Бога , а не людей). До 1917 года допускалось два исключения из этого правила:

  • если бы кто на исповеди объявил о злом умысле против государя и общественного порядка, не высказав при этом отречения от такого умысла;
  • если кто, хотя тайно, но умышленно произвёл в народе соблазн (религиозный вымысел, ложное чудо) и на исповеди не изъявил согласия публичным объявлением о том уничтожить последствия соблазна.

ныне грехи, открытые на исповеди, не подлежат огласке ни под каким видом , в том числе и при даче показаний на следствии и в суде .

Запрещается при исповеди делать различие между людьми знатными и простыми, поблажать одним и строго относиться к другим, обращать исповедь в средство вымогательства и нескромных просьб. Запрещается исповедовать несколько человек одновременно, не только взрослых, но и детей. При исповеди глухонемых и говорящих на неизвестном духовнику языке ему дозволяется обращаться для ознакомления с нравственным состоянием исповедающегося к его родственникам, а также предлагать ему изложить свои грехи письменно; эта запись должна быть сожжена в его присутствии. При вразумлении кающегося и при назначении ему епитимии , духовник обязан различать грехи простительные (неведения и немощи) и смертные , в случае нераскаяния лишающие христианина благодати .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Духовник может повредить! Рассудительный подход. Порфирий Кавсокаливит

    ✪ Зачем нужен духовник

    ✪ «Истинный духовник - это друг, а не командир» - Осипов А.И.

    Субтитры

Духовники в монастырях

Духовниками называются также все подчиняющиеся Главному духовнику монастыря (духовнику монастыря) иеромонахи, старцы, наставники. Духовником монастыря принято называть особого священнослужителя, в обязанности которого входит духовное руководство братией на пути к спасению. Главный духовник монастыря - обязательно иеромонах (священноинок), архимандрит или игумен. Но при большой нагрузке или при немощи он может перепоручать часть своих обязанностей старцам или наставникам - другим монахам, и даже белым священникам, при этом он несёт полную ответственность за эту их деятельность. Духовником православного(ой) может оказаться и монашествующий, не являющийся священником. Помимо старцев-наставников Главному духовнику подчиняются иеромонахи, исповедующие богомольцев. Кроме старцев и наставников в Православии есть и игуменьи , старицы, наставницы - духовные матери только из монахинь. Естественно, они не могут исповедовать и отпускать грехи в храме. Главной духовницы в женском монастыре нет; всеми старицами и наставницами руководит сама игуменья; духовным отцом, способным исповедовать и отпускать грехи в храме, в женском монастыре является священник.

Духовники организаций

Духовники духовных семинарий, епархий, некоммерческих организаций, воинских частей, школ, тюрем, больниц, и средств массовой информации - это всегда священники, которые следят, чтобы идеология и практика организации не противоречили Православной вере и практике Православной Церкви, а члены организации не только добивались уставных целей, но и, по возможности, духовно росли. Эти духовники чаще не претендуют в то же время на роль духовных отцов сотрудников (хотя в воинских частях и особенно на кораблях они обычно бывают духовными отцами), но могут напоминать им о необходимости своевременно обращаться к своим личным духовникам.

Как пастырь, совершитель таинства покаяния; 2) духовный наставник; 3) особое должностное лицо в , в обязанности которого входит духовное руководство братиями (сестрами) на пути ко (основной обязанностью такого духовника является пастырское попечение о насельниках монастыря и их духовном состоянии; он способствует тому, чтобы все насельники монастыря неопустительно проходили исповедь и приобщались Святых Христовых Тайн; для насельников весьма полезны также беседы духовника в частном виде, которые помогут глубже уяснить им смысл монашеского пути).

Духовник

Кандидат богословия, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии, протоиерей Александр Глебов

Ведущая. Кто такой духовник, для чего он нужен, и обязательно ли каждому верующему человеку иметь своего духовника?
Отец Александр. Вопрос о духовнике, или духовном отце, очень сложен, и в границах нашей передачи дать какой-то исчерпывающий ответ на этот вопрос достаточно сложно. Поэтому я обращу внимание наших телезрителей на несколько тем, которые мне представляются наиболее важными.
Первое: кто такой духовник? Духовник руководствует и наставляет человека в его духовной жизни, в деле спасения. Понятно, что духовник в первую очередь должен сам обладать духовным опытом. Он также должен обладать умением передать этот опыт другим людям. Не каждый священник может быть духовником. За это не стоит упрекать священников, потому что научиться быть духовником невозможно ни в семинарии, ни в академии, это не дается человеку в Таинстве Священства. Это, своего рода, харизма, некая способность. Такой способностью обладает далеко не каждый человек, поэтому лучше вовсе остаться без духовника, нежели выбрать себе в духовные наставники человека, который этой способности не имеет, человека малоопытного в духовной жизни. Для того чтобы быть ведущим, для того чтобы вести за собой кого-то, надо знать цель, к которой ты ведешь этого человека. Надо знать также дорогу, которая ведет к этой цели. Вести надо туда, где ты уже сам бывал, в противном случае, получится, по словам Христа: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму».
Второе: сфера деятельности духовника – это исключительно духовная, религиозная жизнь человека. Духовник – это не оракул, не стоит задавать ему вопросы, которые вне его компетенции. Духовник не решает вопросы семейного благополучия, вопросы, связанные с профессиональной деятельностью людей, со здоровьем и так далее. Если духовник опытный, то его советы могут быть авторитетными только в области духовной жизни. По всем остальным вопросам он может, как и всякий человек, высказывать свое собственное суждение, но это не значит, что его мнение будет правильным. Приведу такой пример: многие люди выбирают себе в качестве духовного наставника представителя монашествующего духовенства. Они приезжают к нему в монастырь и начинают задавать вопросы о том, как поступить в той или иной жизненной ситуации. Например: как наладить семейную жизнь и взаимоотношения с супругом или как наладить бизнес, или как воспитывать детей? Ну, скажите, что монах в этом понимает? Что монах понимает о том, как воспитывать детей, даже если он святой человек? Надо спрашивать у многодетной матери, а не у монаха – это совершенно естественно. Если духовник неопытный, то он может насоветовать такого, что, если человек все серьезно воспримет, то он может себе просто жизнь искалечить. Кому и на ком жениться, кому разводиться, кому принимать монашество, кому уходить со светской работы и принимать священный сан, у каких врачей лечиться или вовсе не лечиться, какое образование давать детям и тому подобное. Если воспринимать все эти рекомендации, как голос с неба, то тогда можно наделать много бед, но к духовнику и не надо обращать такие вопросы – это не его сфера деятельности.
Третье: когда человек становится членом церковной общины, он должен не духовника искать, он должен искать Христа. А для того чтобы обрести Христа в своем сердце, каких-то особых рекомендаций и советов не надо – в Евангелии все написано. На практике происходит совершенно обратное. Люди кочуют из одного монастыря в другой, пытаются найти где-то особую духовность, особую благодать. Они заняты поисками старца, который решит все их проблемы, ответит на все их вопросы, и при этом забывают, а, может, и вовсе не знают такие люди, слова святого о том, что перемена места не приближает нас к Богу. Господь совершенно ясно в Евангелии сказал, что Царство Небесное – оно не в Иерусалиме, не на Афоне, оно – в сердце человека. Для того чтобы обрести это Царство в своем сердце, достаточно регулярно ходить в храм, исповедоваться, причащаться и исполнять то, что велит Господь: жить согласно Его заповедям. Тогда человек обрящет тот «дух мирен», на который указывал как на цель христианской жизни. Если этот дух будет жить в человеке, если он будет действовать в человеке, то тогда Господь уже изнутри укажет человеку, как ему поступать в той или иной жизненной ситуации.
Ведущая. Означает ли это, что советы духовника необязательны к исполнению? Как быть тогда с церковной дисциплиной, с послушанием?
Отец Александр. Отвечая на Ваш вопрос, я зачитаю цитату из интервью покойного . Это интервью владыка дал еще в 1999 году, и оно как раз касалось злоупотреблений в практике духовничества. Владыка Антоний говорит: «Послушание не заключается в том, чтобы раболепно исполнять указания священника, даже если они подаются в форме советов. Послушание — от слова «слушание», и цель послушания – научить человека оторваться от собственных мыслей, от собственного отношения к вещам и вслушиваться в то, что говорит ему другой человек. Здесь начинается послушание, и оно относится не только к церковной практике, но ко всем взаимоотношениям между людьми». Мне, собственно, нечего к этому добавить, я могу лишь прокомментировать. Послушание, действительно, не слепое исполнение всего, что говорит тебе духовник или священник. У каждого из нас есть свой взгляд на вещи, у каждого из нас свое мнение. Мы всегда считаем, что правы мы, а не наши оппоненты, так вот, послушание – это попытка взглянуть на мир глазами другого человека. Не замыкаться в себе, услышать мнение другого, и прав владыка Антоний, когда говорит, что послушание касается не только церковной дисциплины. Без послушания вообще невозможно никакое общежитие, никакая общность людей невозможна, если мы не будем учитывать мнение тех, кто рядом с нами. Почему возникают конфликты? Почему семьи распадаются? Потому что люди часто просто не слышат тех, кто рядом с ними. Тем более – в вопросах духовной жизни. Опираться только на свое мнение в духовной жизни, на свои представления, которые у нас бывают очень искажены, неосмотрительно. Надо послушать опыт других людей, может быть, воспринять что-то из чужого опыта в свою жизнь – вот это и называется послушанием.
Ведущая. Если нет духовника, то перед причащением приходится исповедоваться у любого священника, который может быть моложе, а люди, приходящие на исповедь, могут быть опытнее в духовной жизни. Можно ли считать исповедь состоявшейся, если священник, принимающий ее, малоопытен в духовной жизни?
Отец Александр. Вопрос о взаимоотношении между личными качествами священнослужителя и действительностью тех Таинств, которые он совершает, поднимался в Церкви с глубокой древности. Уже в первые века возникло такое учение, согласно которому Таинство бывает действительным только тогда, когда его совершает достойный по своим моральным качествам священнослужитель. Если священнослужитель недостойный, то и Таинства никакого не совершается. опровергла это учение как ересь, и вот почему: что значит достойный или недостойный? Что подразумевается под достоинством? Ведь каждый человек, несмотря на то, какую иерархическую ступень он занимает, имеет свои недостатки, слабости, ограничения. Если под достоинством понимать некую безупречность человека или его безгрешность, то в этом смысле достойных людей просто не существует. У святых отцов часто проскальзывает такая идея, что святые – это грешники, осознавшие себя, осознающие себя грешниками. Все люди грешны, но те люди, которые осознают свой грех, приносят Богу покаяние, стараются исправиться, – что-то у них получается, что-то нет, – вот их мы и называем святыми. Но эти святые все равно грешники, все равно люди со своими недостатками. Практически в каждой из молитв чина Литургии содержится обращение священнослужителя, епископа или священника, к Богу о том, чтобы Господь, несмотря на его личное недостоинство, совершил Таинство пресуществления. Наиболее ярко это выражено в чине Литургии в молитве . Там есть такие слова: «Да не моих ради грехов возбраниши благодати Святаго Твоего Духа от предлежащих Даров».
Таинство совершает Господь. Священник не совершитель Таинства, он служитель Таинства. Он священнослужитель, а не священносовершитель, и в данном случае личные качества священника не имеют отношения к действительности Таинства. Как еще в четвертом веке говорил святой : «Неважно, какой оттиск с печати – золотой или глиняный, печать все равно ставится одинаковая». То же самое относится к Таинству Исповеди. Священник не судья и не следователь-дознаватель. Функция священника в Таинстве Исповеди, в молитве из этого чина определена, как свидетель. «Христос невидимо стоит, я же только свидетель есть», – читает священник молитву. Это свидетельство при Таинстве Исповеди сравнивал со свидетельством друга жениха, которое бывает на свадьбе. Вы знаете, что при заключении брака всегда со стороны жениха и со стороны невесты есть свидетель, который ставит свою подпись, удостоверяя то, что брак состоялся. Действительно, эта параллель очень уместна, так как свадьба – это радостное событие и покаяние человека тоже радостное событие. Господь говорил, что у него больше радости от обращения одного грешника, от его покаяния, нежели от девяноста девяти праведников, не имеющих нужды в этом покаянии. Функция свидетеля на свадьбе не первостепенна. Он просто свидетельствует о том, что брак заключен. То же самое и священник свидетельствует об искренности кающегося человека. Священник может быть и молодой, и неопытный, и плохо образованный, но для того чтобы разделить с человеком радость покаяния, помолиться с ним, для этого университетов заканчивать не надо. Таинство Покаяния, то есть, обновления человека, очищения его души от болезни греха, совершает Господь в ответ на раскаяние и молитву того человека, который подходит к исповеди. Личные качества священника в данном случае не являются определяющими, как, впрочем, и в остальных Церковных Таинствах.

Духовник

На должность Духовника монастыря поставляется в совершенных годах иеромонах честного и богоугодного жития, одаренный от Бога духовным рассуждением и прилежный к чтению Слова Божия и святоотеческих писаний. Обязанность Духовника состоит в совершении таинства Покаяния и в духовном руководстве братии по пути ко спасению. Духовник должен вести у себя запись, кто когда приобщался Святых Христовых Тайн, дабы все неуклонно приступали к сему великому таинству. Также Духовник обязан по своему непременному долгу посещать болящих, утешая и ободряя их в болезнях душевных и телесных.

Если Духовник за множеством братии или по немощи не будет успевать принимать всех своих духовных питомцев, то с разрешения Настоятеля, часть их предоставляется вручить опытному духовному старцу, но за правильность духовного руководства со стороны старца отвечает Духовник.

Кроме того, по благословению Настоятеля, могут быть назначаемы старцами или наставниками над новоначальными иноками и иные иеромонахи или простые монахи, опытные в духовной жизни, кои подчиняются главному Духовнику монастыря, приемля от него отеческие советы и наставления.

Помимо старцев-наставников Духовнику монастыря подчиняются исповедующие богомольцев духовники-иеромонахи, среди которых один может быть старшим и ответственным за общее дело исповеди говеющих. В великом, ответственном и трудном деле духовного руководства Духовник руководствуется Словом Божиим, богомудрыми отеческими писаниями, правилами Святой Церкви и правилами, положенными в Уставе монастыря. В недоуменных делах Духовник спрашивает Настоятеля и его рассуждению и воле следует».

Из Устава Свято-Троицкого мужского монастыря

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Духовни́к , или Духо́вный оте́ц , - в православной Церкви обычно священник как совершитель таинства покаяния .

В Греции духовниками могут быть только опытные (пожилые) священники в монашеском чине . У духовника православный христианин регулярно исповедуется, являясь по отношению к нему «духовным чадом». Духовник не только руководит духовной жизнью чада, утешает в скорбях и советом помогает ему разрешить различные житейские вопросы, но также молится о своём чаде. Основные качества духовника, по учению Православной Церкви - это смирение , рассудительность и любовь.

Современным духовникам запрещается открывать грехи исповедающегося, хотя в древности исповедь была открытой и публичной (первые христиане стыдились прогневать Бога , а не людей). До 1917 года допускалось два исключения из этого правила:

  • если бы кто на исповеди объявил о злом умысле против государя и общественного порядка, не высказав при этом отречения от такого умысла;
  • если кто, хотя тайно, но умышленно произвёл в народе соблазн (религиозный вымысел, ложное чудо) и на исповеди не изъявил согласия публичным объявлением о том уничтожить последствия соблазна.

ныне грехи, открытые на исповеди, не подлежат огласке ни под каким видом , в том числе и при даче показаний на следствии и в суде .

Запрещается при исповеди делать различие между людьми знатными и простыми, поблажать одним и строго относиться к другим, обращать исповедь в средство вымогательства и нескромных просьб. Запрещается исповедовать несколько человек одновременно, не только взрослых, но и детей. При исповеди глухонемых и говорящих на неизвестном духовнику языке ему дозволяется обращаться для ознакомления с нравственным состоянием исповедающегося к его родственникам, а также предлагать ему изложить свои грехи письменно; эта запись должна быть сожжена в его присутствии. При вразумлении кающегося и при назначении ему епитимии , духовник обязан различать грехи простительные (неведения и немощи) и смертные , в случае нераскаяния лишающие христианина благодати .

Духовники в монастырях

Духовниками называются также все подчиняющиеся Главному духовнику монастыря (духовнику монастыря) иеромонахи, старцы, наставники. Духовником монастыря принято называть особого священнослужителя, в обязанности которого входит духовное руководство братией на пути к спасению. Главный духовник монастыря - обязательно иеромонах (священноинок), архимандрит или игумен. Но при большой нагрузке или при немощи он может перепоручать часть своих обязанностей старцам или наставникам - другим монахам, и даже белым священникам, при этом он несёт полную ответственность за эту их деятельность. Духовником православного(ой) может оказаться и монашествующий, не являющийся священником. Помимо старцев-наставников Главному духовнику подчиняются иеромонахи, исповедующие богомольцев. Кроме старцев и наставников в Православии есть и игуменьи , старицы, наставницы - духовные матери только из монахинь. Естественно, они не могут исповедовать и отпускать грехи в храме. Главной духовницы в женском монастыре нет; всеми старицами и наставницами руководит сама игуменья; духовным отцом, способным исповедовать и отпускать грехи в храме, в женском монастыре является священник.

Духовники организаций

Духовники духовных семинарий, епархий, некоммерческих организаций, воинских частей, школ, тюрем, больниц, и средств массовой информации - это всегда священники, которые следят, чтобы идеология и практика организации не противоречили Православной вере и практике Православной Церкви, а члены организации не только добивались уставных целей, но и, по возможности, духовно росли. Эти духовники чаще не претендуют в то же время на роль духовных отцов сотрудников (хотя в воинских частях и особенно на кораблях они обычно бывают духовными отцами), но могут напоминать им о необходимости своевременно обращаться к своим личным духовникам.

На вопросы читателей отвечает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

Кто лучше – ласковый или строгий?

– Отец Максим, должен ли верующий исповедоваться не любому, а именно «своему» батюшке?

– Желательно найти духовника – священника, к которому вы будете регулярно ходить на исповедь, спрашивать совета, который будет вас знать и сможет помочь в духовных вопросах.

– Как его найти?

– Можно побывать на службах в разных храмах, присмотреться, послушать, как священники проповедуют, понять, какая атмосфера в приходе, и потом сделать свой выбор. Важно, чтобы вы чувствовали полное доверие к батюшке, чтобы он вызывал у вас симпатию и уважение.

– Некоторые люди ищут «удобного» духовника, надеясь, что он будет потакать их слабостям. Или лучше поступать наоборот: выбирать более строгого, чтобы учиться смирению?

– Вряд ли имеет смысл определять духовника по таким критериям. Один и тот же батюшка может быть с кем-то более строгим, а с кем-то менее. На первых порах священники обычно стараются ободрить новичка, но со временем становятся строже, чтобы люди духовно росли, не расслаблялись, не впадали в гордость. Важно понимать, что духовник для вас – не диктатор и не ласкатель, а более опытный старший брат. Вам предстоит совместная духовная работа, и у вас должно быть полное взаимопонимание.

Когда спрашивать совета

– Нужно ли спрашивать у духовника совета и благословения на всякое дело?

– Не на всякое дело, а в душевно трудных для вас ситуациях. Иногда люди путают духовника и духовного отца. Это разные понятия. Духовный отец – понятие из монастырской практики. При постриге человек даёт обет послушания и в дальнейшем постоянно исповедует духовному отцу не только свои греховные дела, но даже помыслы. Но если вы не монах, в этом нет необходимости. Вам не нужно каждый день ходить к священнику и исповедовать помыслы. Не нужно пытаться копировать монастырскую жизнь и по любому поводу идти к батюшке за благословением. Вам достаточно иметь духовника и обращаться к нему по мере надобности.

– То есть о полном отсечении воли речь не идёт? И есть вопросы, с которыми к духовнику не стоит обращаться?

– Надо трезво понимать, что священник – не оракул, не ясновидец. Он не может заранее всё знать и за вас определять вашу дальнейшую жизнь. Какой бы благодатный ни был батюшка, он может лишь посоветовать, а решение остаётся за вами. Некоторые люди под видом особого смирения пытаются переложить на духовника всю ответственность за свои поступки. Это ошибка. Спрашивают, например, в какой институт поступать, в какой фирме работать, брать ли кредит в банке, какой купить автомобиль, куда поехать в отпуск, что подарить тёще на день рождения. Подобные вопросы всё-таки лучше решать самим. Священник, конечно, может дать житейский совет, но к духовной сфере это, как правило, отношения не имеет.

В чём не может быть компромиссов

– Всегда ли надо слушаться духовника?

– Если я исполняю советы священника, значит ли это, что я не несу духовной ответственности за свои действия?

– Вы слушаетесь совета, но остаётесь при этом свободным человеком. Никто, даже Господь Бог, не отнимает у вас вашей воли, и вы несёте ответственность за свои решения.

Не надо поклоняться батюшке

– В нашей почте есть анонимные письма от женщин, которые признаются в особой привязанности к духовникам. Благообразный, культурный, эмоционально чуткий священник иногда становится объектом горячих чувств. Это нормально?

– Нет, от такого поклонения следует беречься. Известно: любой пастырь должен приводить людей не к себе, а к Богу. Нередко любимый батюшка вызывает положительные эмоции. Его стараются порадовать, побаловать, общение с ним становится удовольствием. И если он сокращает дистанцию, то среди прихожанок могут возникнуть пересуды, незримая конкуренция, борьба за влияние, ревность… Всего этого надо избегать. Экзальтированное отношение может стать искушением и для самого батюшки. А восторженное поклонение нередко переходит в свою противоположность: сначала духовника поднимают до небес, а потом следуют разочарование и осуждение.

– Что же делать женщине, которая особенно привязалась к батюшке, видит в нём мужской идеал?

– Ей лучше оставить этот храм и перестать видеться со своим «мужским идеалом», иначе произойдёт пагубная подмена: вместо духовной работы возникнет душевно-плотская страсть. В таких случаях нужно решительно отсекать соблазн.

Монополии на духовные советы нет

– Можно ли верующему обращаться не только к духовнику, но и к другим опытным священникам?

– Конечно. Ни один пастырь не имеет монополии на духовные советы, он не «владелец душ», а ваш помощник. Но иногда возникает ситуация, когда человек уже заранее принял какое-то удобное для себя решение и добивается, чтобы его благословили. А его духовник против. И тогда верующий отправляется за одобрением к другим, ищет более «покладистых» пастырей. Вряд ли это можно назвать духовным решением проблемы.

– Может ли верующий сменить своего духовника? Как это сделать?

– Смотря по обстоятельствам. Бывает, человек переезжает в другой город или в другую страну. Это один вариант, и тут особых трудностей не возникает: они продолжают общаться по телефону, по Интернету, но уже без исповеди. А бывает, что наступает разочарование в духовнике, недоверие к нему. И тогда лучше подойти к священнику и попросить его совета. Он не может привязать вас к себе, сказать: «Не отпущу!», но может посоветовать вам другой храм или того батюшку, который окажется для вас ближе по эмоциональному складу.

Протоиерей Максим Козлов