Дочь бориса годунова ксения. Неудачные матримониальные планы. Личная жизнь Ксении Годуновой

Жизнь царевны Ксении Борисовны Годуновой довольно точно отражает всю суть Смутного времени. Ее судьба очень похожа на сказку, к сожалению, не имевшую счастливого конца… Лишь в самом начале была надежда на прекрасного принца, но и она потерпела крах. Только в конце жизни Ксения смогла уповать на счастье, но и этого она не дождалась. О жизни, полной трагических событий, расскажет статья.

Происхождение

Годунова Ксения Борисовна родилась в 1582 году. Ее отец, Борис Годунов, в то время был конюшим при дворе Ивана Грозного. Несмотря на то, что в его обязанности входило следить за лошадьми царя, в то время эта должность была весьма престижной, так как позволяла быть приближенным к правителю. Именно конюший во время отъезда царя был его заместителем и решал все возникавшие проблемы. Этим можно объяснить еще одну высокую должность Бориса - наместник Астраханского и Казанского царств. Мать Ксении, Мария, была сестрой одного из самых известных и жестоких опричников, любимца Ивана Грозного, Малюты Скуратова.

Описания современниками внешности Ксении

Князь Катырев-Ростовский в «Повести» описывает Ксению как неземную красавицу и умницу. Автор отмечает, что царевна отличалась незаурядным умом, заинтересовывала всех, кто ее слушал, благозвучными речами. Она привлекала белоснежностью кожи, румянцем на щеках, большими черными блестящими глазами, густыми бровями. Катырев-Ростовский говорит, что у девушки была статная фигура. Годунова Ксения Борисовна не отличалась ни низким, ни высоким ростом, ее иссиня-черные волосы были густы, несколько ниже плеч.

При жизни отца, Бориса Годунова

Историк Сергей Платонов считал, что Борис готовил своих детей к наследованию престола. В 1598 году Бориса Годунова избрал на правление Земский Собор, так как он являлся фактическим правителем при Федоре Иоанновиче, шурином которого и был Борис. Со вступлением на престол он приказал молиться не только за царя, но и за его жену и детей, как за наследников престола.

Чем занималась Ксения Годунова?

Жизнь царевны соответствовала придворным обычаям. Основными занятиями были чтение, рукоделие, обучение, разговоры с отцом, поездки по монастырям на богомолье. Для своих детей Борис приглашал лучших заморских учителей. Также заботливый отец в раннем возрасте привил Федору и Ксении любовь к чтению, поэтому специально для них печатались книжки духовного содержания.

Несостоявшиеся свадьбы

Многие правители использовали браки для исполнения дипломатических задач. Также хотел поступить и Борис Годунов. По традиции дочери русского царя не могли выходить замуж за русских, так как они были ниже статусом, чем царевны, поэтому женихов всегда искали за рубежом. Первым претендентом на руку Ксении Борисовны был Густав Ваза, шведский принц. Однако, он не пришелся по душе Борису, так как был алхимиком и вел разгульный образ жизни. Царь отправил его в почетную ссылку в Углич.

Затем к Годуновой приехал свататься герцог Иоганн, сын датского короля. Он понравился и отцу, и дочери с первого взгляда. Иоганн отличался ослепительной красотой и незаурядным умом. Однако злой рок начал преследовать царевну с юности. Когда герцог уже начинал осваивать русские обычаи, дело стремительно шло к свадьбе, датский принц неожиданно заболел и скончался. Русская царевна Ксения Годунова очень грустила по нему.

Не удалось связать Годуновым себя родственными связями и с представителями родовитой династией Габсбургов и шлезвигским герцогом. Грузинский царевич Хосрой так и не доехал до России из-за внутренних проблем в дагестанских землях.

После смерти царя Бориса, свержение с престола Федора II

Таким образом, в 1605 году, когда династия Годуновых пресеклась, царевна все еще оставалась незамужней. На правление Бориса пришлось трудное время, осложненное засухой и голодом, к тому же народ никак не мог принять царя, избранного Земским Собором, а не унаследовавшего престол согласно обычаям. Нелюбовь к Борису омрачило правление его сына, Федора, ставшее кратчайшим пребыванием лица мужского пола на русском престоле. 1 июня мятежники, сторонники самозванца Лжедмитрия I, ворвались в Кремль и буквально стащили юного царя с престола. Мать, Мария Годунова, стоя на коленях, просила пощадить сына. Федора, Марию и Ксению отвели в их дом в Кремле и приставили к ним стражу.

Родственников Годуновых также арестовали, начали грабить их имущество. 10 июня князья Голицын и Мосальский в сопровождении трех стрельцов явились в дом царской семьи. Федор и Ксения безропотно сидели рядом с матерью. Брата и сестру тут же приказали развести по разным комнатам. В это же время удавили и царицу Марию. Федор, который от природы обладал недюжинной силой, долгое время боролся с четырьмя убийцами, пока не был все же повержен. Ксении же повезло менее матери и брата - Лжедмитрий был наслышан о прелестях царевны и приказал Мосальскому привезти ее. Было объявлено, что Федор и Мария окончили жизнь самоубийством.

Во время правления Лжедмитрия

Юная Ксения Годунова и не знала, какое страшное время начинается для нее. Новоиспеченный царь делает Годунову своей наложницей. И хотя летописи и прочие дошедшие до нас письменные источники описывают происходившее довольно скупо, во «Временнике» Ивана Тимофеева говорится о том, что Лжедмитрий взял Ксению силой. П. П. Каратыгин, популярный автор некоторых исторических повествований в конце 19 века, которые не вызывают особого доверия, дает строгую оценку царевне. Он утверждает, что насилию девушка может подвергнуться раз в жизни, но не в продолжение долгого времени терпеть домогательства ненавистного человека, погубившего мать и брата. Каратыгин удивляется, как Ксения Годунова, фото которой сделаны по художественным изображениям и описаниям знавших ее современников, не смогла убить самозванца.

Бездействие девушки он жестко расценивает как трусость и подлость. Также он рассматривает как вариант самоубийство Ксении, дабы избавиться от позора (тем не менее, такой расклад событий можно откинуть практически сразу, так как Ксения Борисовна была глубоко верующим человеком, а по христианским законам одним из самых страшных грехов считалось лишение себя жизни не по Божьей воле). Другое объяснение этому поступку по мнению Каратыгина - смена гнева на милость. Каратыгин подозревает, что Ксения Годунова - дочь Бориса Годунова - начала через время испытывать привязанность к Лжедмитрию, а потом страстно его полюбила. Нынешние историки также пытаются найти практический смысл в действиях Годуновой. С их точки зрения она, рассчитывая на свое обаяние и привлекательность, пыталась женить на себе Лжедмитрия и таким образом бытье не просто царевной, а царицей. Историки ссылаются на то, что ее отец, Борис Годунов, и дед, Малюта Скуратов, были искушенными и пронырливыми политиками, всегда способные хитростью добиться желаемого. Также сама царевна изучала европейские хроники, что дает основание предполагать, что и она могла быть искусной интриганкой.

Но русский народ не считал, что Ксения Годунова и Григорий Отрепьев (Лжедмитрий) - пара. У современников Годуновой и в мыслях не могло быть такого. Жители Москвы XVII века прекрасно понимали, что прекрасная юная узница-царевна никак не могла противостоять сладострастию Лжедмитрия. Она считалась жертвой, москвитяне до конца ее дней сочувствовали Ксении и почтительно называли царевной, несмотря на давний крах династии. Народ очень гневался из-за этого на Лжедмитрия, что отразилось и в «Повести» Катырева-Ростовского. Автор называет расстригу «хищным и ненасытным волком», обвиняет его в лишении благородной девицы невинности и недоумевает, за что Ксении выпала столь горькая судьба. Дьяк Иван Тимофеев, также живший в 17 веке, убежден, что Годунова невиновна и непорочна, так как до Лжедмитрия царевна не состояла ни в каких иных отношениях.

В постриге

Вскоре Ксения опостылела Лжедмитрию. На исчезновение интереса у самозванца также повлияла его предстоявшая свадьба на полячке Марине Мнишек, так как ее родственники старались укротить разнузданность Лжедмитрия, дабы не возникло никакого конфуза. В то время избавиться от женщины было довольно просто. Многие цари поступали именно так - постригали их в монахини. Этой участи не избежала и Ксения Годунова, интересные факты из жизни которой описаны в статье. В постриге она приняла имя Ольга и была отправлена в Воскресенский монастырь на Вологодчине. Спустя год ненавистного царя-расстригу свергли. Земский Собор избирает на царство Василия Шуйского. Новому правителю удалось перенести останки отца, матери и брата Годуновой в Троице-Сергиев монастырь. Ольгу пригласили на перезахоронение праха родственников. Процессия сделали довольно пышной и торжественной: каждый гроб несло около 20 человек. Ксения Борисовна ехала вслед за ними на санях. Очевидцы утверждали, что она горько плакала и взывала к Божьему суду над Лжедмитрием. Затем монахиня Ольга поселилась недалеко от Троицкой обители. Но злой рок шел за ней по пятам. В 1608-1610 годах обитель переживала осаду войск Речи Посполитой. Ксения и в это время не покинула этих мест и стойко переносила все тяготы, помогая сестрам (монахиням) и нуждающимся.

Когда блокада прервалась, Ксения покинула Троицу ради Новодевичьего монастыря в Москве. Однако и там царевне не удалось спастись от своей горькой судьбы и ужасов смутного времени. Иван Заруцкий, руководитель казацкого восстания, ворвался со своим войском в монастырь. За время пребывания там Ксения уже успела завязать дружбу с инокиней Марфой, у которой была схожая судьба. Прежде инокиня Марфа была ливонской королевой, но теперь, как и Ольга, коротала дни в монастырской обители. Царственных монахинь казаки «ограбили донага». Москвитяне того времени были жутко недовольны таким скверным поступком казаков, которые раньше даже не смели взглянуть на Ольгу и Марфу.

Смутное время окончилось, Ксения Годунова отправляется в В 1622 году в возрасте 40 лет монахиня Ольга умирает. Перед смертью она сделала распоряжение, чтобы все ее скромное имущество перешло во владение Троицкого монастыря. Родовая усыпальница Годуновых расположена в левом крыльце Успенского собора, где и обрела свой последний приют несчастная царевна.

В последние годы исторические исследования нашли факты, подтверждающие, что в монастыре царевна Ксения Годунова, краткая биография которой описана в статье, родила от Лжедмитрия сына. Его сразу отлучили от матери. О дальнейшей судьбе мальчика ничего не известно.

Творчество Ксении

Одним из увлечений царевны являлось шитье. В хранятся два образца шитья XVI-XVII веков, которые принято считать творчеством Ксении Борисовны во время сватовства. Один из них - покровец для изголовья гробницы известного монаха, основателя нескольких крупных монастырей (в том числе и Троице-Сергиевой лавры), позже причисленного к лику святых, Сергия Радонежского. На нем изображена Пресвятая Троица в «рублевском» изводе, который часто использовался в то время. Согласно монастырской описи покровец изготовила Ксения Годунова, интересные факты из жизни которой описаны выше. Он был подарен лавре ее отцом в 1601 году. Шелком сероватого цвета атласным швом выполнены лики и руки ангелов, одежда серебряными и золотыми нитями с нитями из цветного шелка, создавая своеобразный орнамент. Границы изображений обнизаны жемчужинами. Также можно увидеть различные изображения, обрамляющие покров. Здесь присутствует как библейские персонажи (Иоанн Предтеча, Мария Магдалина, преподобная Ксения), так и исторические личности (Сергий Радонежский, князья Борис и Глеб). Еще одно рукоделие, приписываемое царевне -индития «Предста Царица одесную тебе». Работа выполнена путем комбинации пятнадцати узоров и швов. Индития была создана в 1602 году. На фоне из рытого бархата изображены кривые веточки с плодами граната. По контурам фигур пришит жемчуг. Одежда Иисуса и Божьей матери и их венцы украшены драгоценными камнями. У ног Иисуса Христа изображены Сергий и Никон Радонежский.

Плач царевны

Известны два варианта народной песни «Плач царевны», относящейся к Смутному времени. Записаны они были уже после окончания Смуты в 1618-1620 годах, для священника, приехавшего в Россию в составе английского посольства, Ричарда Джемса, жившего зимой в Холмогорах, так как не успел на последний корабль, на котором мог доплыть до туманного Альбиона. О песнях узнали лишь из записных книжек Джемса и изданы в Санкт-Петербурге в 1907 году. Под большим сомнением авторство Ксении Борисовны, и, скорее всего, она является лишь лирической героиней. В песнях Ксения скорбит по отцу и горюет из-за семейных несчастий. Судя по содержанию, произведение было написано уже после смерти самозванца Григория Отрепьева. В песнях упоминается об «обиде», нанесенной Годуновой Лжедмитрием. Тем не менее, народ «пощадил» героиню, говоря о связи между Ксенией Борисовной и расстригой лишь намеками, тем самым сохраняя образ героини чистым и непорочным. Хотя судьба царевны сложилась весьма плачевно, в произведениях она описывается как молодая мечтательная девушка, в том числе желающая найти доброго мужа. Текст «Плача царевны» положен на музыка композитора Алексея Рыбникова, что стало саундтреком к фильму «1612».

Вскрытие гробницы Годуновых

В 1945 родовая усыпальница Годуновых подверглась вскрытию. Многим известен антрополог Михаил Герасимов, который воссоздал множество портретов исторических личностей (например, Софьи Палеолог или Елены Глинской) на основе скелетных остатков, однако, к сожалению, ему не удалось провести ту же операцию с представителями династии Годуновых. Оказалось, что захоронение уже было тронуто прежде некими грабителями. Кости и содержимое гробов были перемешаны, не сохранились черепа. В экспозиции Троице-Сергиевой лавры можно увидеть остроносую, крошечного размера туфельку, принадлежавшую царевне и найденную во время раскопок.

Ксения Годунова в искусстве

Удивительно, но впервые образ царевны появляется не в русской литературе, а в немецкой. Иоганн Кристоф так и не окончил драму «Деметриус». В ней Ксения впервые выступает как символ исторических надежд. По сюжету умная и чистая царевна должна была положить конец междоусобицам в России. Произведение интересно не с точки зрения исторической правды (тут драме до нее далеко), а с позиции сюжета. По задумке автора к Ксении испытывает глубокие чувства Михаил Романов, в дальнейшем ставший царем. Его любовь к ней сильна, чиста и взаимна, но герой не подозревает, что Годунов тоже по нему воздыхает. Драма заканчивается тем, что с приходом к власти Лжедмитрия заключен в темницу. Там ему видится, что душа Ксении является к нему и просит ждать исполнения своего предназначения и не брать на свою душу тяжкий грех. Действительно, непростая, полная страданий биография Ксении Годуновой не могла оставить равнодушными творческих людей, не только писателей, но и художников. Широко известны картины 19 века «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» К. Маковского, «Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха королевича» В. Сурикова и «Ксения Годунова» С. Грибкова.

Ксения была старшим ребенком в семье Годуновых. Отец дал ей европейское образование и воспитание, желая упрочить свой трон союзом с каким-нибудь европейским монархом. Современники отмечали образованность, воспитанность и необыкновенную красоту царевны. Попытки отца выдать её замуж за представителей правящих домов Западной Европы не увенчались успехом.

Исторические события апреля–июня 1605 года превратили Ксению в разменную монету той политической игры, которую вел самозванец. Лжедмитрий I удерживал царевну в Москве, затем по его приказу, она была пострижена в монахини под именем Ольги.

В 1606 году, по приказу Василия Шуйского останки царя Бориса Годунова, его супруги и сына перезахоронили в Троице-Сергиевом монастыре. С этой целью к западному входу Успенского собора монастыря было пристроено крытое крыльцо. Ксения (в иночестве Ольга) Борисовна участвовала в церемонии перезахоронения родителей и брата.

После смерти родных ей пришлось испытать все тяготы судьбы и провести свою жизнь в разных монастырях: сначала в Горицком, затем в Подсосенском, в нескольких километрах от Троицкого монастыря, где она укрывалась во время осады Троицкой обители.

При царе Михаиле Федоровиче Романове она была переведена в Новодевичий монастырь, а оттуда - в Успенский Княгинин во Владимире и Покровский в Суздале, где оставалась до конца своих дней. По её завещанию, похоронена рядом с родителями у западной паперти Успенского собора (Усыпальница Годуновых) Троице-Сергиевой лавры.

  • Бестужева-Лада С. Вдовствующая невеста / С. Бестужева-Лада // Смена. – 2008. - № 12. – С. 68-72.
  • Богданов А.П. Ксения Борисовна Годунова / А.П. Богданов // Приключения королевича Густава Ириковича, жениха царевны Ксении Годуновой / Е.И. Вельтман; публ., предисл. и примеч. А.П. Богданова. – М.: Мол. гвардия, 1992. – С. 45-55.
  • Варенцова Л.Ю. Царевна Ксения Годунова / Л.Ю. Варенцова // Вопросы истории. – 2005. - № 1. – С. 131-136.
  • Клосс Б.М. Иконы Ивана Грозного и его семьи в Троице−Сергиевом монастыре / Б.М.Клосс // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: материалы III Международной конференции 25−27 cентября 2002 г. / сост.: Т.Н. Манушина, С.В. Николаева. – Сергиев Посад: «Весь Сергиев Посад», 2004. – С. 290-301.
Известно, что после похорон датского принца Иоанна, несостоявшегося жениха Ксении, Борис Годунов прислал на датское подворье большое угощение - «При этом царь велел нам сказать, что сегодня именины его дочери, царевны, и что поэтому он посылает… упомянутое жалование » (Архимандрит Макарий (Веретенников). Монахиня Ольга (Годунова) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . - 2002. - № 3 (9) . - С. 92 . )
  • Михаил Булгаков в своей пьесе «Иван Васильевич » использует эти слова для реплики Ивана Грозного, попавшего в будущее: «Как же её не любить? Боярыня красотою лепа, бела вельми, червлена губами, бровьми союзна, телом изобильна… Чего же тебе надо, собака?!»
  • В известной родословной грузинского царского рода Багратиони такого царевича (именно сына царя) нет. Среди всех членов разделившегося к тому времени на несколько ветвей дома Багратиони того периода находят двух Хозроев , или по-грузински, Кайхосро, которые подходят по годам жизни. Первый был одним из двух сыновей кахетинского царевича Иесе (?-1580) от брака, заключённого в 1578 г. с неизвестной по имени персидской царевной - внучкой шаха Исмаила и дочерью Шахзаде Абуль Назира Сэм Мирзы. Годы рождения и смерти детей Иесе не известны, но, во всяком случае, Кайхосро родился не ранее 1578 и не позднее 1581 г. Отцом Иесе был царь Кахети Леван I , и, соответственно, Кайхосро мог считаться царевичем как внук и племянник царя Кахети. Косвенным образом в пользу того, что именно он был женихом Годуновой свидетельствует то обстоятельство, что брат этого Кайхосро Баграт в 1607 г. жил в России, где был известен как князь Панкратий Иессеевич Грузинский. Второй из возможных Кайхосро - Кайхосро Мухранбатони (1580-1629, по другим данным: 1582-1627), впоследствии владетель Мухранский (1624-1627) и регент Восточной Грузии (1624-1625), - правнук царя Картли Константина II и средний сын владетеля Мухранского Вахтанга I (ок.1510-1580) и кахетинской царевны. Однако этот Кайхосро не мог именоваться царевичем (во всяком случае в Грузии), так как ещё его дед получил особый удел, и с того времени представители произошедшей от него Мухранской ветви Багратионов (младшей ветви царского рода) именовались Мухран-батони (господа Мухранские). В первой книге известного романа-эпопеи А. А. Антоновской «Великий Моурави» (к которому, впрочем, следует относиться именно как к художественному, а не историческому произведению) жених Годуновой фигурирует как 23-летний (на 1602 г., что даёт примерно 1579/80 как год его рождения) царевич Кайхосро, или в русских документах Хоздрой или Хостр (sic!); при этом указывается, что он был племянником картлийского царя Георгия X (отсюда - карталинский царевич), а далее он, кажется, идентифицируется с Кайхосро Мухранским. Формально, ни первый, ни второй Кайхосро племянниками Георгия X не являлись.
  • «О волче хищенный, ненасытимый! Не насытился еси сластолюбием, кроме сия благородныя девицы!.. Множество честнейших жен и множество благолепных девиц во царствующем граде ненасытным своим блудным хотением осквернил еси,- почто сию благородную девицу, дщерь цареву сущу, не пощадил еси, девственный чертог ея опорочил, ея же благородию во царствующем граде никто подобен, понеже во царском доме воспитана бысть по обычаю своему?! Благолепие же лица ея никто от синклит мог видети, мнози же благороднии юноши царского роду, от Августа кесаря влекоми суть, сын великого короля Датцкие земли, юноша зело чюден образом и делы, и иныя мнози благороднии юноши, сея ради благородныя девицы, оставя своё отеческое царство и грады, приидоша рабским служити царю Борису, отцу её, понеже превеликия Росии царя дщерь во благородстве своем, яко цвет дивный, сияя. Ты же сию блудом осквернил, и царское ея благородие обесчестил, и законному браку не сподоби, и облекл еси ея во мнишеский образ, и заточению предаде!.. О проклятый богомерзкий еретику!.. Сию же девицу осквернив блудом, и убогу учини, и в пустыню заточи, ея же николи же могла видети!»
  • Родной сестре царевне

  • Ксения Годунова. Каратина художницы Марии Молодых.

    Ксения Годунова была дочерью русского Царя Бориса Годунова и Марии Григорьевны Скуратовой-Бельской, дочери знаменитого опричника Малюты Скуратова. Она родилась в 1582 году и получила имя в честь преподобной Ксении Миласской (память 24 января).

    К 1589 году, по вступлении отца на престол, Ксения была объявлена царевною. В то время она была на выданье, и Борис всяческими путями и средствами стараться выдать замуж за немецкого князя или королевича.

    Царевна Ксения, говорится о ней, была «зельною красотою лепа, бела, млечною белостию облияна», лицом свежа и румяна. Глаза у нее были большие, блестящие, несказанной красоты, особенно когда сверкали в них слезы умиления и жалости, брови были «союзные » (сросшиеся), телом была «изобильна» (полна) и стройна, роста среднего черные волосы, «аки трубы », лежали по плечам.

    Но не только телесной, но и душевной красотой пленяла царевна Ксения, будучи кроткой, чудного разума, «в книжном деле искусною ». В «Летописной книге» князя С. И. Шаховского о ней говорится следующее: «Царевна Ксения, дочь Царя Бориса, девушка, почти ребенок, удивительного ума, редкостной красоты... Была она благочестива, отличалась приятностью в речах, воистину во всех своих делах достойна! Петь по гласам любила и песни духовные с охотой слушала ». Великолепная работа золотого шитья Ксении Годуновой и поныне хранится в ризнице Троице-Сергиевой Лавры.


    Покров на гробницу преподобного Сергия Радонежского, вышитый Ксенией.

    Борис не хотел выдавать Ксению ни за кого из бояр, ибо он смотрел на всех вельмож своей земли, как на холопов, и ему казалось, что Царю неприлично выдавать свою дочь за одного из слуг. Борис очень сильно желал породниться с каким-нибудь королевским домом, чтобы этим возвысить свой род в глазах российской знати, которая совсем недавно еще видела Годуновых ниже себя по знатности.


    Русский Царь Борис Годунов.

    Сверх того, он боялся за свои злодеяния получить возмездие от подданных и постоянно жил в страхе, как вор, который всегда страшится быть пойманным. Поэтому он полагал более безопасным иметь зятем немецкого князя, который был бы ему во всем верен.


    Густав, первый несостоявшийся жених царевны Ксении.

    В 1599 году Ксению предполагалось выдать за принца Густава, сына шведского короля Эрика XIV, но это дело не сладилось. Затем жениха нашли в Дании - брат датского короля, принц Иоанн, согласился ехать в Москву, породниться с Царем и сделаться удельным князем.

    Герцог Иоанн прибыл в Россию 19 сентября 1602 года, с ним было около 400 чело¬век. Его встретили с очень большими поче¬стями. Для герцога и его людей приготови¬ли лучшие дома, лошадей для перевозки свиты, много съестных припасов (а ведь тогда на Руси свирепствовал лютый голод!). Царь велел всем боярам, дворянам и иноземцам, находящимся у него на службе, одеться в самые лучшие платья и идти встречать герцога за Москву в поле. Давка от пеших и конных при въезде в город была невообразимая, и множество бедного люда было задавлено до смерти.

    Борис приставил к герцогу своего дядю Семена Никитича Годунова. На торжественном обеде в Грановитой палате Царь сидел на золотом троне за серебряным столом, под висящей над ним короной. С одной стороны от него находился царевич Федор, а с другой - принц Иоанн, как член царской семьи. За богатым угощением последовали дорогие подарки: Борис и царевич Федор сняли с себя алмазные цепи и возложили на шею принца, царедворцы поднесли ему два золотых ковша, украшенных яхонтами, несколько серебряных сосудов, драгоценные ткани и меха. Красивый и приветливый принц скоро стал общим любимцем. Он, несмотря на свою юность, вел себя очень благоразумно, выказывал желание учиться русскому языку и принять Православие. Герцог был высокого роста, красивый, благонравный и скромный. Лучшего жениха для Ксении желать было бы просто невозможно. Царь оказывал герцогу повышенные знаки внимания, продолжал делать дорогие подарки. Но не прошло и месяца, как герцог Иоанн заболел. Болезнь его день ото дня усиливалась, началась жестокая горячка. Царь очень испугался и послал к нему всех своих докторов, аптекарей и хирургов, наказав им быть при нем днем и ночью. Царские врачи употребляли все возможные средства и все свои знания, чтобы спасти герцога, Борис обещал им неслыханные награды и милости. Неоднократно он и сам навещал больного, горько плакал о нем и сердечно жалел его, страшась кары Небесной. Но герцог умер - через полтора месяца после своего приезда в Москву, 28 октября 1602 года. Борис проводил его в последний путь, обливаясь слезами, «отвергнул украшения царские, надел ризу печали и долго изъявлял глубокое уныние ».


    Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича. Художник Суриков 1881 год.
    В трагедии А.С. Пушкина безутешная Ксения Годунова, целуя портрет умершего жениха, произносит:

    Милый мой жених,
    Прекрасный королевич,
    Не мне ты достался,
    Не своей невесте,
    А темной могилке
    На чужой сторонке...

    Ожидала красавица Ксения Борисовна и третьего жениха, Хоздроя, царевича Карталинского (Картли, Иверия - одно из грузинских царств), но его уже на пути в Москву задержали дагестанские смуты 1604 года. Надеялась, наконец, на четвертого жениха - Филиппа, принца Шлезвигского, но неожиданно потеряла отца, 13 апреля, именно за обедом со шлезвигскими послами, приехавшими сватать царевну.


    Картина художника Маковского "Агенты Лжедмитрия убивают Фёдора Годунова". 1862 год.


    Царевна Ксения изображена рыдающей над телом мёртвой матери.

    По вступлении Лжедмитрия в Москву царевне пришлось пережить смерть брата, Царя Фёдора Годунова , и матери, убитых сторонниками самозванца, а сама Ксения была взята к нему наложницей. Самозванец надругался над ней, а через несколько месяцев, когда несчастная царевна ему опостылела, велел постричь её в монашество с именем Ольга.


    По приказанию Лжедмитрия I князь Мосальский привел к нему во дворец бедную царевну. Это мгновение изобразил талантливый русский художник Н. Неврев на своей картине «Ксения Борисовна Годунова, приведенная к самозванцу». Прекрасная царевна рыдает, закрыв лицо рукою. В самом деле, трудно себе вообразить что-либо ужаснее положения женщины, отдаваемой на поругание похотливому самозванцу, которого она считала убийцей своих дорогих родных. И какой женщины? Той, которая три года назад могла стать женой благородного Иоанна Датского!


    Владимирский Княгинин монастырь. Современный вид.

    Такие превратности судьбы бедной невинной девушки вызвали к ней в сердцах русского народа острое сочувствие и сострадание. Она сделалась героиней народных песен, которые записал в Москве в 1619 году англичанин Ричард Джеймс. Многострадальная Ксения Годунова - инокиня Ольга - упокоилась в городе Владимире в Княгинином монастыре 30 августа 1622 года, не имея отроду и сорок лет.

    Согласно «Актам историческим», Михаил Феодорович , первый Царь из рода Романовых, не помня зла, причиненного его роду Годуновыми, с состраданием и жалостью относился к ее судьбе. По ее завещанию он повелел тамошнему архиепископу Арсению перевезти ее тело в Троице - Сергиев монастырь и похоронить вместе с телами отца, матери и брата в отдельной каменной палатке близ Успенского собора.


    Усыпальница Годуновых в Троице-Сергиевой Лавре. Современный вид.

    Иван Тимофеев в своем «Временнике» писал так:

    «Кто гордой высоты достиг в царстве, тот много всякого бесчестия получит от нижайших! Явно, что за грехи родивших ее и всех родных ее она одна приняла бесчестие, и пусть никто, услышав все сказанное, не подумает ничего позорного о её чистоте - будь ее воля, не случилось бы этого; если бы не насилья многие, совершаемые ее грешными родителями, то она бы невинной осталась. Не знала и не ведала она что такое плотский грех, ибо была рождена и выкормлена и воспитана в среде избран¬ных, а не ничтожных, где никогда не произносится ни одного непристойного слова, но говорится только о пристойном и заслужи¬вающем чести в делах и словах. Господи, удостой её за это бесчестие будущей чести, как получают вечную жизнь праведники!

    Составлено по книге.

    Ксения Борисовна Годунова

    Трагическая судьба выпала на долю этой, пожалуй, одной из самых обворожительных русских красавиц. Пора ее юности пришлась на эпоху самых колоссальных надежд для ее родителей. В 1598 воду отец Ксении Борис Годунов был избран царем России. Подобное невиданное возвышение сироты, начавшего свою службу в качестве постельничего при дворе Ивана Грозного, до государя сулило всему роду Годуновых блистательное будущее. Даже неприятели отдавали должное Борису, ведь он мог заслужить славу одного из лучших правителей мира и совершить много достойных дел, если бы не помешали ему стихийные бедствия и трагические события.

    По словам современников, помимо внешней красоты Ксения обладала тонкой душевной организацией. И если считалось, что красоту и манеры она унаследовала от отца, то о матери царевны, дочери опричника Малюты Скуратова Марии Григорьевны, подобные лестные отзывы услышать было чрезвычайно трудно. Напротив, народ часто приписывал ей неблаготворное влияние на мужа.

    Души в детях не чаявший отец, Борис Годунов, окружил дочь Ксению и сына Федора добром и лаской и дал им лучшее для того времени образование. Хоть Ксения и не являлась царевной с детства, воспитание она получила более чем соответствующее этому титулу. В семнадцать лет единственная дочь царя превратилась в самую образованную, красивую девицу на Руси.

    Нежный, трогательный образ Ксении запечатлен в литературных произведениях и народных песнях XVII века. До наших дней дошли описания внешности царевны, и, по всей видимости, Ксения являла собой воспетый в народном поэтическом творчестве тип русской красной девицы. Русский писатель XVII века И. М. Каты рев-Ростовский, находясь под впечатлением от очаровательной девушки, так описывал ее: «Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, девица сущи, отроковица чюдного домышления, зелною красотою лепа, бела вельми и лицом румяна, червлена губами, очи имея черны велики, светлостию блистаяся, бровми союзна, телом изобильна, млечною белостию облиянна, возрастом ни высока, ни ниска, власы имея черны велики, аки трубы, по плечам лежаху». Впрочем, внешность не являлась единственным достоинством юной царевны, Ксения, по свидетельствам современников, была еще и «воистину во всех делах чредима», «во всех женах благочиннийша и писанию книжному навычна».

    Если сына Федора Борис Годунов готовил быть просвещенным царем, то дочь Ксению намеревался выдать замуж за какого-нибудь иностранного принца, согласившегося принять православие и поселиться в России, в удельном владении, выделенном ему. Удачным замужеством Годунов желал не только устроить счастье любимой дочери, но и избавиться от всяческих препятствий, мешающих ученым и мастерам, желавшим работать в России и пытавшимся пробраться в Москву. Препятствия эти были делом рук государей европейских стран, страшащихся усиления могущества России. Очень хотелось Борису, чтобы по всей стране заработали учебные заведения с приглашенными зарубежными учителями, которые бы могли «облагодетельствовать» Россию «своими познаниями».

    По словам летописца-современника, Ксения «поучению книжному со усердием прилежаще» и «зело научена премудрости и всякого философского естественнословия». Царевна изучала древнюю историю, как византийского государства, так и отечественную, получила знания о различных уголках мира, о странах и народах. Вдумчиво и основательно постигала Ксения смысл «семи мудростей»: грамматики, диалектики, риторики, числительницы (арифметики), геометрии, звездозакония (астрономии), а также музыки, под которой понималось и собственно пение. Отдельной строкой летописцы подчеркивают музыкальность царевны и ее прекрасный голос: «Гласы воспеваемыя любляше и песни духовныя любезне желаше». Ксения также сама сочиняла песни. До наших времен даже дошли строки сочиненных царевной песен, которые она написала в самый трагический период ее жизни. В 1619 году священник и переводчик Ричард Джеймс, опоздавший на свой корабль, провел зиму в Холмогорах. Именно здесь в его записной книжке, благодаря какому-то русскому человеку, появились две песни Ксении Годуновой, которую можно считать первой известной на Руси поэтессой.

    На Руси все девочки в обязательном порядке обучались рукодельному искусству, в том числе вышиванию. Ксения была одаренной художницей-вышивальщицей. И не случайно Ксения в своих песнях вспоминает о расшитых ею золотом вещах. В те времена художественное лицевое шитье обрело особую популярность и поражало совершенством исполнения. Золотыми и серебряными нитями, разноцветными шелками, жемчугом и драгоценными камнями по бархату и плотному шелку вышивали девушки из знатных семей целые сюжетные картины со множеством персонажей. Порой вышитые на пяльцах красочные композиции русских рукодельниц воспроизводили сюжеты живописных фресок и икон. Тетка Ивана Грозного, Евфросиния Андреевна Старицкая, считается основательницей самобытной школы лицевого шитья в русском искусстве. Ксения Годунова стала одной из самых замечательных продолжательниц традиций лицевого шитья, по сложности не уступающего ювелирному искусству. Уже около четырех столетий в Троице-Сергиевой лавре хранятся две работы, созданные руками Ксении, относящиеся к 1601–1602 годам, когда Ксению сватали за герцога Иоанна, брата датского короля Христиана IV.

    Первая работа Ксении – покровец для изголовья гробницы Сергия Радонежского, на котором царевна-мастерица изобразила рублевскую «Троицу». Мелким жемчугом по малиновому атласу вышиты фигуры, одежды, стол, палаты, горы и деревья. Растительный орнамент выполнен крупным жемчугом и самоцветными камнями. На полях находятся серебряные и позолоченные пластины-дробницы с изображениями Богоматери, Иоанна Предтечи, Сергия Радонежского и святых, соименных членам царской семьи Годуновых: Бориса, Марии, Федора, Ксении.

    Вторая работа царевны, хранящаяся в Троице-Сергиевой лавре, – это красочная композиция, исполненная на бархате, предназначавшемся для покрывания «жертвенника». На картине изображен сидящий на троне Христос, рядом с ним расположились Богоматерь и Иоанн Предтеча, у их ног – Сергий и Никон Радонежские. В работе Ксения умело скомбинировала пятнадцать различных узоров и швов, добилась удачного сочетании жемчужного и золотого шитья, ее произведение отличается особой выразительностью, объемностью фигур, изяществом и гармонией цветов драгоценных камней.

    Эти две чудом дошедшие до нас изумительные работы царевны призваны напоминать людям о самой Ксении, о ее трагической судьбе, о том, сколько радости и красоты могла эта восхитительная мастерица подарить своим современникам и потомкам, если бы не страшные события Смутного времени.

    Царевна мечтала о счастье и счастливом замужестве. Отец Борис Годунов продолжал поиски жениха, во всех отношениях достойного руки Ксении. Но судьба сулила царской дочери лишь горести и утраты.

    В конце XVI в. сын низложенного шведского короля Эрика XIV, герцог Густав, скитался по Европе. Он бежал из своей страны, от родственников, захвативших его наследственное право и пытавшихся его убить. Наконец он поселился в городе Гданьске. Но не все заладилось у Густава и в Польше, и он тайно отправил письмо московскому царю. Переписка шведского принца с Борисом Годуновым началась почти сразу же, как он вступил на русский престол.

    В скором времени принца-скитальца пригласили приехать в Москву. Летом 1599 года Густав бежал из Польши и, несмотря на погоню, благополучно добрался до столицы России. Ему навстречу были послано несколько придворных с немецкими переводчиками, а также повозки, лошади и все необходимое для дороги. 19 августа Густав торжественно въехал в Москву, его встречали с небывалой пышностью, словно короля. На приеме царь Борис и царевич Федор выразили принцу сожаление обо всех его невзгодах и в присутствии всех бояр обещали ему покровительство Московского государства.

    К Густаву в Москву на службу стали прибывать молодые дворяне из-за рубежа. Однако все переменилось в одночасье. Тщеславный и самонадеянный Густав, разбалованный столь милостивым отношением и думающий, что ему все теперь дозволено, вызвал из Польши жену своего бывшего хозяина Христиана Катера, некую Катерину. С ней он состоял в любовной связи еще в Гданьске, и у них даже уже были дети. В Москве он велел возить ее в карете, запряженной четверней белых лошадей, подобно тому, как ездят царицы. Стали поговаривать, что Катерина оказывала на него дурное влияние, и Густав превратился в надменного, вспыльчивого и жестокого человека.

    Мало-помалу все придворные принца и иноземные дворяне стали отходить от него, многие из них поступили на службу к русскому царю, который благосклонно принял их, назначив хорошее жалованье и дав отличные поместья. Раскрыв подлинный характер принца Густава, царь Борис передумал отдавать за него свою дочь и повелел объявить принцу, что его поведение недостойно звания королевского сына. Впрочем, несмотря на то, что Борис перестал видеть в Густаве будущего зятя, государь не прогнал его и не обрек на нищенское существование. Годунов пожаловал Густаву город Углич с уездом, с которого принц мог получать ежегодный доход. Управлял уделом назначенный от царя дворянин, а принцу на его содержание доставлялись доходы. В 1601 году Густава разлучили с его сожительницей Катериной и отвезли в Углич. Там его содержали по-княжески до самой его смерти в 1607 году. Уже лежа на смертном одре, Густав, много скитавшийся по Европе и живший там в большой нужде, очень сожалел, что в свое время попал под влияние своей сожительницы, нежели следовал воле русского царя. Шведский принц умер при Василии Шуйском, через два года после того, как царский престол захватил самозванец Лжедмитрий I. И кто знает, если бы Густав в свое время женился на Ксении, то, возможно, спас бы не только царевну, но и ее брата, Федора, и всю династию Годуновых…

    Через год после неудавшейся попытки выдать дочь за шведского принца Годунов через послов получил согласие датского короля Христиана IV на брак своего брата Иоанна с русской царевной Ксенией. Датский принц герцог Иоанн должен был прибыть в Россию и навсегда поселиться в Тверском княжестве.

    6 августа 1602 года датский принц на нескольких кораблях в окружении многочисленной свиты, доходившей числом до четырехсот человек, прибыл в Ивангород. Отсюда его путешествие до столицы было настоящим праздничным шествием, с многочисленными остановками, где процессию встречали пушечными выстрелами, хлебом-солью и богатым столом. Принц Иоанн ехал через Новгород, Торжок, Старицу, его сопровождали боярин Михаил Салтыков и дьяк Афанасий Власьев, хорошо знакомые с иноземными обычаями. Иоанн беседовал с сопровождавшими его боярином и дьяком, узнавал от них о гражданском и церковном устройстве в Московском государстве.

    19 сентября 1602 года принц Иоанн прибыл в столицу. Перед въездом в город посол Михаил Татищев привел Иоанну в подарок от царя Бориса прекрасную серую лошадь со сплошной серебряной сбруей и с позолоченным, украшенным драгоценными камнями оплечьем на шее. На ней принц подъехал к Москве, где его встречала толпа и десять тысяч русских всадников в парадной форме. По словам очевидцев, казалось, будто поле за Москвой превратилось в «золотую гору, покрытую различными цветами», а прибывшие иноземцы «с великим удивлением взирали на пышность и великолепие московитов».

    Когда принц и его свита въехали в город через Тверские ворота, раздался звон колоколов и на улицы высыпали празднично разодетые люди. Принца проводили в Китай-город и поместили в лучшем доме. Царь Борис с сыном Федором наблюдали за торжественным въездом герцога Иоанна в Москву с кремлевской стены.

    А 28 сентября 1602 года, когда гости уже отдохнули после долгого путешествия, Иоанн со всей свитой был приглашен на обед в Грановитую палату. Царь Борис и царевич Федор обняли принца Иоанна как родного. Во время обеда царь восседал на золотом троне, за столом рядом с ним были его сын Федор и принц Иоанн как будущий зять. Рядом с государем могли сидеть только члены царской семьи. Остальные сидели за столами вокруг, и каждый занимал место по своему чину. Пир длился до самой ночи. Борис долго расспрашивал принца о его брате-короле и других государях и трижды пил за здоровье герцога Иоанна. По окончании пира царь и царевич сняли с себя золотые цепи и возложили на датского принца. Тогда же было решено в начале зимы справить свадьбу Иоанна и Ксении.

    Самой же царевны на обеде, конечно, не было, ведь по русскому обычаю того времени невеста ни в коем случае не могла видеть своего суженого до свадьбы. Но Ксения все же не утерпела и выглянула из тайной «смотрильной палатки», специально устроенной в Грановитой палате для царских особ женского пола. Все современники как один свидетельствовали, что Иоанн был красивым, статным юношей. Это был умный, скромный, обходительный молодой человек. Понравился он и Ксении.

    После семья Годуновых отправилась в Троице-Сергиевскую лавру – молиться о счастье Ксении. Принц Иоанн остался в Москве и с усердием взялся за изучение русского языка. Он был настолько вдохновлен происходящим, что даже говорил, что хочет принять православие. Невеста Ксения, бывшая с родителями на богомолье, прислала в дар жениху, по русскому обычаю, богато убранную постель и белье, расшитое серебром и золотом.

    На обратном пути к столице Борис узнал о внезапной болезни принца. Прибыв в Москву, царь стал умолять врачей спасти дорогого будущего зятя, сулил за его исцеление щедрое вознаграждение. Государь даже дал обет, что дарует свободу четырем тысячам узников, если принца вылечат, а также повелел раздавать нищим богатую милостыню.

    Врачи уверяли Бориса, что Иоанн в скором времени поправится, что болезнь не опасна. Но принцу становилось все хуже. Когда царь навестил больного, он нашел его очень слабым. Борис принялся горько плакать у его постели. Один из членов датской свиты услышал и записал в дневник слова русского царя: «Заплакала бы и трещина в камне, что умирает такой человек, от которого я ожидал себе величайшего утешения, – восклицал Годунов. – В груди моей от скорби разрывается сердце».

    Борис навестил нареченного зятя и на следующий день. Принц был без сознания и метался в бреду. Царь не отходил от его постели. К вечеру жар усилился, и 29 октября в два часа ночи, не приходя в сознание, принц скончался. Царевна была безутешна, а Борис сказал ей: «Погибло, дочь, твое счастье и мое утешение». В знаменитой трагедии А. С. Пушкина скорбящая Ксения, целуя портрет умершего жениха, произносит:

    Милый мой жених,

    Прекрасный королевич,

    Не мне ты достался,

    Не своей невесте,

    А темной могилке

    На чужой сторонке…

    Так Ксения стала невестой-вдовой. В дальнейшем судьба царской семьи сложилась так трагически, что Борису было уже не до поиска женихов.

    В это время в Польше объявился самозванец – Лжедмитрий. Стремительному распространению легенды о чудом спасшемся царевиче Дмитрии способствовали не только покровительство самозванца польского короля Сигизмунда III и поддержка политических противников Бориса, но и настроения и ожидания русского народа, возрадовавшегося появлению «прирожденного государя» и верящего в «доброго царя». Слух о возвращении царевича Дмитрия распространилась со скоростью света. А между тем «добрым царем» на самом деле был неразборчивый в средствах изменник, который еще до вступления на Русскую землю заключил тайные соглашения с Сигизмундом III о передаче Речи Посполитой обширных территорий Московского государства. Помимо этого, перейдя веру, он обещал своим польским покровителям, что обратит в католичество все православное царство Московское в католичество за один год. Также он обещал жениться на подданной польского короля, Марине Мнишек, дочери Юрия Мнишека, который представил Лжедмитрия Сигизмунду III.

    Очень быстро московским властям стало известно настоящее имя самозванца. Им оказался беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев. В августе 1603 года Борис Годунов через Посольский приказ обратился к первым польским покровителям самозванца с требованием выдать «вора». В России в это время старательно пресекались слухи о самозванце, ведь они порочили царя Бориса Годунова, объявляя его причастным к гибели царевича Дмитрия, который умер за семь лет до того, как Борис взошел на престол. Но когда Лжедмитрий вторгся в Россию, слухи об объявившемся царе-избавителе уже невозможно было искоренить.

    Первое вторжение Лжедмитрия, организованное при поддержке польского короля, потерпело полный крах. Можно предположить, что династия Годуновых так и не была бы сброшена с трона, если бы не внезапная кончина Бориса. Злостная клевета, обвинения в убийствах, измены и предательства подданных, – все это сильно подорвало здоровье царя.

    Кончина царя Бориса усугубила смуту в Российском государстве, расчистила путь самозванцу, погубившему династию Годуновых. Преемник Бориса, его сын Федор, «подавал народу твердую надежду, что будет добрым, благочестивым царем», но, как известно, правил после смерти отца лишь два месяца. Таким образом, царевна Ксения стала свидетельницей внезапного и трагического падения своего рода и предательства тех, на кого Годуновы возлагали свои надежды.

    Когда по приказанию Лжедмитрия I были убиты молодой Федор и его мать-царица, Ксению изменники не тронули. Оказалось, что самозванец, наслышанный о необычайной красоте Ксении, «дщерь повелел в живых оставити, дабы ему лепоты ея насладитися». 10 июня 1605 года князья-убийцы Василий Голицын, Василий Мосальский, Михаил Молчанов и Андрей Шерефетдинов в сопровож дении отряда стрельцов ворвались на подворье Годуновых, захватили царицу Марию Григорьевну и ее детей и развели «по храминам порознь». Отчаянно вырывавшуюся Ксению увезли в дом к одному из убийц ее матери и брата, князю Мосальскому. Позже она узнала, что народу объявили, что царь и царица совершили самоубийство, «испиша зелья», а «царевна едва оживе». Хотя этому никто не поверил, так как люди собственными глазами видели странгуляционные борозды на шеях Федора и Марии Григорьевны, бояре запретили традиционный обряд погребения и велели закопать царя и царицу как самоубийц.

    В это время осиротевшую Ксению продолжали удерживать в доме князя Василия Мосальского. О чем думала несчастная царевна? Догадывалась ли она, что ее поведут на поругание к авантюристу-само званцу? Надеялась ли на чудесное избавление?

    Летом 1605 года Лжедмитрий вступил в Москву. Попытка Василия Шуйского в первые дни пребывания самозванца в столице «не дать ему сесть на царство» не удалась и едва не стоила ему жизни. 18 июля в Москву из ссылки вернулась вдова Ивана Грозного, Мария Федоровна Нагая, и во всеуслышание объявила Лжедмитрия I своим сыном. Признание мнимой матери окончательно убедило тех, кто все еще сомневался в царском происхождении самозванца. В обстановке неумолкающего ликования по поводу обретения истинного государя Гришка Отрепьев был венчан на царство.

    По приказанию Лжедмитрия I князь Василий Мосальский привел Ксению к нему во дворец. Русский художник Н. Неврев написал картину, изображающую этот момент. На ней царевна рыдает, закрыв лицо рукою. Невозможно даже представить себе, что чувствовала она, понимая, что ее отдают на поругание самозванцу, по приказу которого убили ее родных, человеку, внушавшему ей омерзение и своими поступками, и своей наружностью. По словам современников, Лжедмитрий был приземистым, небольшого роста, широким в плечах, почти без талии, с короткой шеей и огромными руками разной длины. Лицо у него было грубое, желтое, безусое, глаза маленькие, взгляд колючий, толстый нос по форме напоминал башмак, а возле носа росли две большие синие бородавки.

    По свидетельствам отечественных и иностранных современников, Лжедмитрий продержал Ксению у себя наложницей целых шесть месяцев. Голландский дипломат Исаак Масса, живший в то время в Москве, рассказывал, что самозванец предавался безудержному разврату. Ему тайно приводили хорошеньких девушек и монахинь, к которым, если ни уговоры, ни деньги не помогали, применялось насилие. Исаак Масса писал о самозванце: «Он был распутником, ибо всякую ночь растлевал новую девицу, не почитал святых инокинь и множество их обесчестил по монастырям, оскверняя таким образом святыни».

    Нахождение у самозванца Ксении весьма тревожило будущего тестя Лжедмитрия I, Юрия Мнишека. Он прекрасно пони мал, что его дочь уступает по красоте русской царевне. Марина не обладала ни женской привлекательностью, ни обаянием.

    Спустя полгода после вступления на престол Лжедмитрий так и не пригласил Марину к себе в Москву. Наконец в декабре 1605 года Юрий Мнишек обратился к самозванцу с письменным выговором: «Так как известная царевна, дочь Бориса Годунова, живет вблизи вас, то по моему и благоразумных людей совету благоволите ее удалить и отослать подалее». Лжедмитрий, получив письмо, спорить не стал и сослал Ксению в глухой Горицкий монастырь на Белоозере, где она была пострижена в монахини под именем Ольги. Уже не надеялась царевна когда-либо возвратиться в столицу и поплакать на могилах своих родных, постоянно горевала о своем прошлом, печалилась о судьбе своей семьи и всей России. Тогда-то и сочинила Ксения песни, некоторые из которых были найдены в записной книжке английского священника и переводчика Ричарда Джеймса. Вот одна из них:

    А светы вы, наши высокие хоромы!

    Кому вами будет владети

    после нашего царьсково житья?

    А светы, браные убрусы!

    береза ли вами крутити?

    А светы, золоты ширинки!

    лесы ли вам дарити?

    А светы, яхонты-серешки!

    на сучье ли вас задевати, -

    после царьсково нашего житья,

    после батюшкова представленья

    а света Бориса Годунова?

    А что едет к Москве Рострига

    да хочет терема ломати,

    меня хочет, Царевну, поимати,

    а на Устюжну на Железную отослати,

    меня хочет, Царевну, постритчи,

    а в решетчатый сад засадити.

    Ино охте мне горевати:

    как мне в темну келью ступити,

    у игуменьи благословитца?

    Лжедмитрий I был убит 17 мая 1606 года в результате дворцового переворота, организованного дворянами-заговор щи ка ми и поддержанного народом. Новый царь Василий Шуйский перевел Ксению Годунову во Владимирский Княгинин монастырь. Дабы укрепить авторитет власти и дискредитировать идею «доброго царя Дмитрия», по приказанию Шуйского останки семьи Бориса Годунова были торжественно перенесены из Варсонофьевского монастыря в Троице-Сергиевский. Гробы с прахом царского семейства бояре и монахи несли на руках, а царевну Ксению везли следом в закрытых санях. Она громко плакала и причитала. Очевидец Конрад Боссов приводит в «Московской хронике» ее причитания: «О горе мне, бедной покинутой сироте! Самозванец, который называл себя Димитрием, а на самом деле был только обманщиком, погубил любезного моего батюшку, мою любезную матушку и любезного единственного братца и весь наш род, теперь его самого тоже погубили, и как при жизни, так и в смерти своей он принес много горя нашей земле. Осуди его, господи, прокляни его, господи!»

    К тому времени многие в народе стали сожалеть о том, что Борис Годунов так бесславно закончил свое царствование. Многие говорили, что лучше бы он и сейчас бы еще жил и правил. А умная и проницательная Ксения уже тогда предчуствовала, что за убитым самозванцем явятся новые злодеи, которые принесут России много страданий. В одной своей песне царевна слезно вопрошает: «За что наше царьство загибло?»

    Ксения не ошиблась. За Лжедмитрием I появился Лжедмитрий II, а затем и Лжедмитрий III… В 1609 году началась открытая польская и шведская интервенция.

    Когда в 1609 году Ксения отправилась в Троице-Сергиевский монастырь на могилу своих родных, она была застигнута полчищами поляков, осаждавшими монастырь, в котором укрывались жители многих окрестных деревень. Осада длилась полтора года, и Ксения вместе с осажденными стойко переносила все трудности и мучения. Закончилась осада полным поражением поляков, которым так и не удалось сломить мужество и смелость защитников монастыря.

    До наших дней дошло письмо, написанное Ксенией из осажденного монастыря, предназначенное жившей в Москве тетке, княгине Домне Богдановне Ноготковой, родной сестре Евдокии Богдановны Сабуровой, одной из жен царевича Ивана, убитого отцом Иваном Грозным. В этом письме от 29 марта 1609 года Ксения сообщает: «Я у Троицы в осаде в своих бедах чуть жива, конечно, больна со всеми старицами, и впредь, государыня, никако не чаем себе живота, с часу на час ожидаем смерти. Да у нас же за грех за наш моровое поветрие, всяких людей измяли скорби великия смертныя, на всякий день хоронят мертвых человек, по двадцати и по тридцати и больши…» Когда же лютующий в обители мор закончился, то «не осталося людей ни трети».

    После завершения осады Троице-Сергиевского монастыря Ксения Борисовна Годунова вместе с племянницей Ивана Грозного, Марией Владимировной, переехала в московский Новодевичий монастырь. Однако и здесь ей не было покоя. В августе 1611 года казаки Ивана Заруцкого взяли монастырь приступом и разграбили его. Одна из грамот того времени свидетельствует: «Когда Ивашко Заруцкий с товарищами Девичий монастырь взяли, они церковь Божию разорили, и черниц, королеву, дочь князя Владимира Андреевича, и Ольгу, дочь царя Бориса, на которых прежде и зрети не смели, ограбили донага, и иных бедных черниц и девиц грабили и на блуд имали, а как пошли из монастыря, и церковь и монастырь выжгли».

    После несчастную Ксению вместе с другими монахинями отправили обратно во Владимирский Княгинин монастырь. И с тех пор о ней не было ничего слышно вплоть до 1622 года, когда наконец прекратились все ее страдания. Ксения Годунова завещала похоронить себя рядом с родными, и последнее желание ее было исполнено: ее тело перевезли в Троице-Сергиевский монастырь и погребли рядом с могилами отца, матери и брата у входа в Успенскую церковь.

    На долю Ксении Годуновой выпало чудовищное, непомерное количество страданий и испытаний, она стала безвинной жертвой страшных преступлений. Несправедливость ее страданий вызывало неподдельное сочувствие у современников. Трагическая судьба царевны нашла отражение в летописях, исторических повестях и записках соотечественников, а также в дневниках и воспоминаниях иностранцев. Ее образ не оставил равнодушными русских художников – В. Сурикова, Н. Неврева и К. Маковского. Утонченную натуру Ксении потрясающе изобразил А. Пушкин.

    Сама многострадальная царевна оставила потомкам память о себе песенно-поэтическими сочинениями и живописно вышитыми картинами.

    Из книги 100 знаменитых женщин автора

    ПУГАЧЕВА АЛЛА БОРИСОВНА (род в 1949 г.) Знаменитая эстрадная певица, композитор, актриса, режиссер-постановщик, продюсер, бизнесмен. Народная артистка РСФСР (1985 г.) и СССР (1991 г.), лауреат Государственной премии России в области театрального (эстрадного) искусства.

    Из книги История человечества. Россия автора Хорошевский Андрей Юрьевич

    Пугачева Алла Борисовна (Род. в 1949 г.) Знаменитая эстрадная певица, композитор, актриса, режиссер-постановщик, продюсер, бизнесмен. Народная артистка РСФСР (1985 г.) и СССР (1991 г.), лауреат Государственной премии России в области театрального (эстрадного) искусства.

    Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 2 (от МБ РФ до ФСК РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

    Дьяченко Татьяна Борисовна Биографическая справка: Татьяна Борисовна Дьяченко (урожденная Ельцина) родилась в 1960 году в Свердловске. Образование высшее, в 1977 году окончила физико-математическую школу, в 1983 году - факультет вычислительной математики и кибернетики

    Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

    Из книги Великие пророчества о России автора Бурин Сергей Николаевич

    Ксения Петербургская Любимицей народа была и Ксения Петер - бургская… Блаженная и святая - удивительное сочетание, как кажется на первый взгляд. На Руси блаженными издавна называли юродивых. Для современного человека юродивые сродни сумасшедшим. Но это заблуждение,

    Из книги Все великие пророчества автора Кочетова Лариса

    Из книги Старец Григорий Распутин и его поклонницы автора Пругавин Александр Степанович

    I КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА Возвращаюсь домой. Прислуга сообщает: - Была какая-то дама… Письмо оставили. Обещались другой раз заехать. Фамилии не сказали. Я говорю: барин завсегда приказывают фамилию спросить… Не сказали!.. Говорят: в письме там все написано. Вскрываю письмо,

    автора Хмыров Михаил Дмитриевич

    112. КСЕНИЯ БОРИСОВНА ГОДУНОВА, (в иночестве Ольга), царевна дочь царя Бориса Федоровича Годунова от брака с Марьей Григорьевной Скуратовой-Бельской, дочерью известного Малюты, любимца царя Ивана IV Грозного.Родилась в Москве в 1581 г.; посылала от своего имени приветствие и

    Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

    122. МАРИЯ БОРИСОВНА первая жена Ивана III Васильевича, великого князя московского и всей Руси, дочь Бориса Александровича, князя тверского, и Анастасии Андреевны, рожденной княжны можайской. Была обручена княжичу Ивану, еще семилетнему ребенку, с 1446 г.; венчана с ним,

    Из книги Знаменитые женщины Московской Руси. XV-XVI века автора Морозова Людмила Евгеньевна

    Глава 1. ПЕРВАЯ СУПРУГА ИВАНА III МАРИЯ БОРИСОВНА ТВЕРЯНКА В исторической литературе вопрос о нервом браке Ивана III с тверской княжной Марией Борисовной достаточно хорошо изучен. Многие исследователи считают, что данная женитьба не оказала особого влияния на все правление

    Из книги Конь и всадник (пути и судьбы) автора Ковалевская Вера Борисовна

    Вера Борисовна Ковалевская КОНЬ И ВСАДНИК (пути и

    Из книги Русские исторические женщины автора Мордовцев Даниил Лукич

    III. Ксения Годунова Фамилия Годуновых появляется на историческом горизонте Русского государства каким-то метеором и таким же метеором исчезает: в голове метеора является крупная личность самого Бориса Годунова, уже достаточно оцененная и осужденная историею; при

    Из книги Женщины, изменившие мир автора Скляренко Валентина Марковна

    Пугачева Алла Борисовна (род в 1949 г.) Знаменитая эстрадная певица, композитор, актриса, режиссер-постановщик, продюсер, бизнесмен. Народная артистка РСФСР (1985 г.) и СССР (1991 г.), лауреат Государственной премии России в области театрального (эстрадного) искусства.

    автора

    ГЛАВА ВТОРАЯ. Деятельность Годунова. - Учреждение в России патриаршества. - Шуйские и другие бояре действуют с Годуновым заодно. - Опасения их касательно воцарения Дмитрия Угличского. - Убиение Дмитрия. - Стремление Годунова к престолу. - Пожар в Москве. - Нашествие

    Из книги Повесть о Борисе Годунове и Димитрии Самозванце [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

    ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Государственная деятельность Годунова. - Окончательное покорение Кучумовой орды. - Новые города в Сибири. - Подчинение ногаев. - Дела в Грузии. - Отношение Годунова к Персии, Крыму, Турции и государствам Европейским. - Мысль о просвещении России. -

    Из книги Ввысь к небесам [История России в рассказах о святых] автора Крупин Владимир Николаевич