Для чего служит икона страшный суд. Страшный суд: композиция иконы. История и описание иконы

В разработанной форме иконография Страшного суда основана на текстах Евангелия , Апокалипсиса, а также святоотеческих творениях: «Слова» Ефрема Сирина , Слова Палладия Мниха, «Жития Василия Нового» и других произведений византийской и древнерусской литературы; в следующий период в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов .

  • Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций Страшного cуда, было Житие Василия Нового (Х век).
  • Видение пророка Даниила (Дан. -) - в сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) - Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе - в образе грифона, третье - в образе льва, четвёртое - в образе рогатого зверя. Иногда писались еще и другие звери, имеющие аллегорическое значение. Среди последних особенно интересны зайцы, которые, по широко распространенному на Руси представлению, воплощённому в стихах о «Голубиной книге », являлись аллегорическими образами правды (белый заяц) и «кривды» (серый заяц).
  • Огненный поток (река) известен по так называемому «Хождению Богородицы по мукам », одному из самых популярных в древнерусской письменности апокрифов. В списках «Хождения», начиная с XII века , указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие - по грудь, и лишь третьи - по шею », в зависимости от степени их вины.

Предназначение

Изображения Страшного суда имели важную особенность: они создавались не для того, чтобы запугать человека, а чтобы заставить задуматься его над своими грехами; «не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния » . Покаяние как непременное условие достижения Царства Божия - является одним из основополагающих положений христианского вероучения, и эта проблема была особенно актуальна для рубежа рубежа XI-XII веков, времени проникновения сюжета на Русь.

Иконография

Византийская мозаика «Страшный суд», XII век (Торчелло)

История сложения

Православная иконография Страшного суда существует в византийском искусстве c XI-XII веков .

Истоки изображения этого сюжета восходят к IV веку - живописи христианских катакомб . Первоначально Суд изображался в двух формах: история отделения овец от козлищ и притче о десяти девах . Затем в V-VI формируются отдельные части повествовательного изображения, которые затем к VIII веку в Византии сложатся в законченную композицию .

Изображение этого сюжета включает не только иконопись, но и система росписи православного храма (и в Византии, и на Руси), где он располагается обычно на западной стене. Западная Европа также использовала данный сюжет (например, Микеланджело в Сикстинской капелле). Наиболее известные памятники византийского культурного ареала на этот сюжет - в притворе церкви Панагии Халкеон в Салониках (начало XI в.); в Грузии - сильно поврежденная фреска в Давидо-Гареджийском монастыре Удабно на западной стене (XI в.); плохо сохранившиеся фрески Страшного cуда в Атенском Сионе (XI в.), в церкви в Икви (XII век), грандиозная композиция Страшного cуда храма в Тимотесубани (1-я четверть XIII в.)

Икона «Страшный суд», XII век (монастырь св. Екатерины, Синай)

Икона «Страшный суд», конец XIV-начало XV века (Москва, Успенский собор)

Иконографический канон Страшного cуда, которому суждено будет существовать затем, по крайней мере, еще семь веков, складывается в конце X - начале XI веков . В XI-ХII веках был создан целый ряд важных образов Страшного cуда. Наиболее известные: росписи церкви Панагии Халкеон в Салониках (1028 г.), фрески Сант Анджело ин Формис, две иконы с изображением Страшного cуда из монастыря святой Екатерины на Синае (XI-XII вв.), две миниатюры Парижского Евангелия, пластина слоновой кости из музея Виктории и Альберта в Лондоне, мозаика базилики Торчелло в Венеции, фрески церкви Мавриотиссы в Кастории, росписи Бачковской костницы в Болгарии и гигантские мозаики пола собора в Отранто (1163 г.), и близкого по времени собора в Трани .

Наиболее раннее известное русское иконописное изображение относится к XV веку (икона в Успенском соборе Московского Кремля) . Н. В. Покровский, исследователь XIX века, указывает, что до XV века русские «Страшные суды» повторяют византийские формы, на XVI-XVII века приходится пик развития этого сюжета в живописи, а концу XVII века, по мнению Покровского, эсхатологические изображения стали писать с меньшим мастерством - особенно в юго-западной России (под воздействием западноевропейских влияний) .

Композиция

Икона Страшного суда является чрезвычайно богатой по количеству действующих лиц и включает изображения, которые можно сгруппировать по трём темам :

  1. Второе пришествие Христово, воскресение мёртвых и суд над праведными и грешными
  2. обновление мира
  3. торжество праведников в небесном Иерусалиме .
Рай в образе священного града - Горнего Иерусалима с блаженствующими в нем праведниками, пишется почти всегда вверху. Под Горним Иерусалимом часто встречается изображение летящих в рай схимников

Как символ конца мира всегда изображается небо в виде свитка, свиваемого ангелами.
Вверху часто изображается Бог Саваоф , затем ангелы света, низвергающие с Небес ангелов тьмы (бесов).
По сторонам центральной группы сидят апостолы (по 6 с каждой стороны) с открытыми книгами в руках.
За спинами апостолов стоят ангелы - стражи Небесные.

(С четырьмя архангелами - Михаилом , Гавриилом , Рафаилом и Уриилом часто связывается эсхатологическая тематика. Эти ангелы должны трубным гласом воззвать мёртвых на Страшный суд, они же ограждают Церковь и каждого верующего от сил тьмы).
В центре композиции иконы изображается Христос - «Судия мира».
Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча - ходатаи за род человеческий на этом Страшном суде.
У их ног Адам и Ева - первые люди на земле, прародители рода человеческого - как образ всего преклонившегося праведного, искупленного человечества.
Иногда изображают группы людей, обращающиеся к Судии с евангельскими словами «когда мы видели Тебя алчущим» и прочее.

Среди грешников в поздних композициях народы сопровождаются пояснительными надписями: немцы, русь, ляхи, эллины, эфиопы .
Под апостолами изображены идущие на Суд народы. Справа от Христа - праведники, слева - грешники. В центре под Христом изображен престол уготованный (алтарь). На нем одежда Христа , Крест , орудия Страстей , и раскрытая «Книга бытия», в которой, по свидетельству предания, записаны все слова и дела людей: «Книги разгнутся, явлена будут деяния человеком» (Стихира на «Господи, воззвах» Недели мясопустной); «Егда поставятся престоли и отверзутся книги, и Бог на суде сядет, о кий страх тогда ангелом предстоящим в страсе и реце огненней влекущей!» (Там же, Слава).

Еще ниже бывают изображены: большая кисть руки, держащая младенцев, что означает «праведные души в руце Божией», и здесь же, неподалеку, весы - то есть «мера дел человеческих». Около весов ангелы борются с дьяволами за душу человека, которая часто присутствует тут же, в виде обнаженного юноши (или нескольких юношей).

Ангел указывает Даниилу на четырех зверей.
Сюжет «райской темы»: изображение, иногда на фоне деревьев, Богоматери на престоле с двумя ангелами и иногда с благоразумным разбойником по сторонам.

«Видение Даниила» - это четверо животных (в кругу), и «Земля, отдающая своих мертвецов»: темный круг, обычно неправильной формы. В центре сидит полуобнаженная женщина - её олицетворение. Женщину окружают поднимающиеся из земли фигуры людей - «воскресшие из мертвых», звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали. Землю окружают круглое море, где плавают рыбы, выплевывающие мертвых.
Ад изображен в виде «геенны огненной» - полной пламени, в котором плавает страшный зверь, морское чудовище, на котором верхом сидит Сатана, с душой Иуды в руках. Из огненной пасти адского зверя вверх, к ногам Адама, поднимается длинный извивающийся змей, олицетворяющий грех , иногда вместо него изображается огненная река.
В нижней части сюжеты рая - «Лоно Авраамово» (праотцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников, сидящие среди райских деревьев)

В поздних иконах появляются надписи, указывающие вид наказаний («Тьма кромешная», «Мраз», «Червь неусыпающий», «Смола», «Иней») и тип наказуемого греха. Увитые змеями женские фигуры - изображение адских мук.
С левой стороны - «райские» сюжеты. Помимо «Лона Авраамова» изображены ворота рая (стерегомые серафимом), к которым подходят праведники, возглавляемые апостолом Петром с ключами от рая в руке. В огне горят грешники, мучимые диаволами (в особых клеймах могут показываться отдельные мучения). Ровно посередине изображен прикованный к столбу милостивый блудник , который «ради милостыни избавлен вечных мук, а ради блуда лишен Царства Небесного».

Ссылки

  • Галерея 1

Примечания

Литература

В разработанной форме иконография Страшного суда основана на текстах Евангелия , Апокалипсиса , а также святоотеческих творениях: «Слова» Ефрема Сирина , Слова Палладия Мниха , «Жития Василия Нового » и других произведений византийской и древнерусской литературы; в следующий период в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов .

  • Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций Страшного суда, было Житие Василия Нового (X век).
  • Видение пророка Даниила (Дан. -) - в сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) - Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе - в образе грифона, третье - в образе льва, четвёртое - в образе рогатого зверя. Иногда писались еще и другие звери, имеющие аллегорическое значение. Среди последних особенно интересны зайцы, которые, по широко распространенному на Руси представлению, воплощённому в стихах о «Голубиной книге », являлись аллегорическими образами правды (белый заяц) и «кривды» (серый заяц).
  • Огненный поток (река) известен по так называемому «Хождению Богородицы по мукам », одному из самых популярных в древнерусской письменности апокрифов. В списках «Хождения», начиная с XII века , указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие - по грудь, и лишь третьи - по шею », в зависимости от степени их вины.

Предназначение

Изображения Страшного суда имели важную особенность: они создавались не для того, чтобы запугать человека, а чтобы заставить задуматься его над своими грехами; «не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния » . Покаяние как непременное условие достижения Царства Божия - является одним из основополагающих положений христианского вероучения, и эта проблема была особенно актуальна для рубежа XI-XII веков, времени проникновения сюжета на Русь.

Византийская мозаика «Страшный суд», XII век (Торчелло)

История сложения

Православная иконография Страшного суда существует в византийском искусстве c XI-XII веков .

Истоки изображения этого сюжета восходят к IV веку - живописи христианских катакомб . Первоначально Суд изображался в двух формах: история отделения овец от козлищ и притче о десяти девах . Затем в V-VI формируются отдельные части повествовательного изображения, которые затем к VIII веку в Византии сложатся в законченную композицию .

Изображение этого сюжета включает не только иконопись, но и система росписи православного храма (и в Византии, и на Руси), где он располагается обычно на западной стене. Западная Европа также использовала данный сюжет (например, Микеланджело в Сикстинской капелле). В «Повести временных лет » упоминается эпизод об использовании христианским «философом» (православным проповедником) запоны с изображением Страшного суда для проповеди христианства князю Владимиру , что повлияло на будущее крещение самого Владимира и Руси . Изображения Страшного суда были действенным средством, помогавшим к обращению язычников. На Руси композиции Страшного суда появляются очень рано, вскоре после Крещения. Н. В. Покровский, исследователь XIX века, указывает, что до XV века русские «Страшные суды» повторяют византийские формы, на XVI-XVII века приходится пик развития этого сюжета в живописи, а концу XVII века, по мнению Покровского, эсхатологические изображения стали писать с меньшим мастерством - особенно в юго-западной России (под воздействием западноевропейских влияний) .

Распространение

Наиболее известные памятники византийского культурного ареала на этот сюжет - в притворе церкви Панагии Халкеон в Салониках (начало XI в.); в Грузии - сильно поврежденная фреска в Давидо-Гареджийском монастыре Удабно на западной стене (XI в.); плохо сохранившиеся фрески Страшного суда в Атенском Сионе (XI в.), в церкви в Икви (XII век), грандиозная композиция Страшного суда храма в Тимотесубани (1-я четверть XIII в.)

Икона «Страшный суд», XII век (монастырь св. Екатерины, Синай)

Икона «Страшный суд», конец XIV-начало XV века (Москва, Успенский собор)

Самая ранняя известная русская фреска на этот сюжет - Кириллов монастырь в Киеве (XII век), росписи Николо-Дворищенского собора в Новгороде (нач. XII в.), Георгиевский собор Старой Ладоги (1180-е гг.), церковь Спаса на Нередице (1199 г.), Дмитровский собор Владимира (конец XII в.), затем следуют фрагменты росписи Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе Владимира .

Иконографический канон Страшного суда, которому суждено будет существовать затем, по крайней мере, еще семь веков, складывается в конце X - начале XI веков . В XI-XII веках был создан целый ряд важных образов Страшного суда. Наиболее известные: росписи церкви Панагии Халкеон в Салониках (1028 г.), фрески Сант Анджело ин Формис , две иконы с изображением Страшного суда из монастыря святой Екатерины на Синае (XI-XII вв.), две миниатюры Парижского Евангелия , пластина слоновой кости из музея Виктории и Альберта в Лондоне, мозаика базилики Торчелло в Венеции, фрески церкви Мавриотиссы в Кастории, росписи Бачковской костницы в Болгарии и гигантские мозаики пола собора в Отранто (1163 г.), и близкого по времени собора в Трани .

Наиболее раннее известное русское иконописное изображение относится к XV веку (икона в Успенском соборе Московского Кремля) .

Композиция

Икона Страшного суда является чрезвычайно богатой по количеству действующих лиц и включает изображения, которые можно сгруппировать по трём темам :

  1. Второе пришествие Христово, воскресение мёртвых и суд над праведными и грешными
  2. обновление мира
  3. торжество праведников в небесном Иерусалиме .
  • Покровский Н. В. Страшный Суд в памятниках византийского и русского искусства. - Труды VI археологического съезда в Одессе. Т. III. Одесса, 1887.
  • Буслаев Ф. И. Изображения Страшного суда по русским подлинникам // Буслаев Ф. И. Сочинения. Т. 2. СПб., 1910.
  • Буслаев Ф. И. Русский лицевой Апокалипсис. СПб., 1884.
  • Алпатов М. В. Памятник древнерусской живописи конца XV века икона «Апокалипсис» Успенского собора Московского Кремля. М., 1964.
  • Сапунов Б. В. Икона «Страшный суд» XVI в. из села Лядины // Памятники культуры. Новые открытия. Искусство. Археология. Ежегодник, 1980. М., 1981. С. 268-276.
  • Страшный суд Божий. Видение Григория, ученика святого и богоносного отца нашего Василия Нового Цареградского. М., 1995.
  • Цодикович В. К. Семантика иконографии «Страшного суда». Ульяновск, 1995.
  • Шалина И. А. Псковские иконы «Сошествие во ад» // Восточно-христианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 230-269.
Рай в образе священного града - Горнего Иерусалима с блаженствующими в нем праведниками, пишется почти всегда вверху. Под Горним Иерусалимом часто встречается изображение летящих в рай схимников

Как символ конца мира всегда изображается небо в виде свитка, свиваемого ангелами.
Вверху часто изображается Бог Саваоф , затем ангелы света, низвергающие с Небес ангелов тьмы (бесов).
По сторонам центральной группы сидят апостолы (по 6 с каждой стороны) с открытыми книгами в руках.
За спинами апостолов стоят ангелы - стражи Небесные.

(С четырьмя архангелами - Михаилом , Гавриилом , Рафаилом и Уриилом часто связывается эсхатологическая тематика. Эти ангелы должны трубным гласом воззвать мёртвых на Страшный суд, они же ограждают Церковь и каждого верующего от сил тьмы).
В центре композиции иконы изображается Христос - «Судия мира».
Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча - ходатаи за род человеческий на этом Страшном суде.
У их ног Адам и Ева - первые люди на земле, прародители рода человеческого - как образ всего преклонившегося праведного, искупленного человечества.
Иногда изображают группы людей, обращающиеся к Судии с евангельскими словами «когда мы видели Тебя алчущим» и прочее.

Среди грешников в поздних композициях народы сопровождаются пояснительными надписями: немцы, русь, ляхи, эллины, эфиопы .
Под апостолами изображены идущие на Суд народы. Справа от Христа - праведники, слева - грешники. В центре под Христом изображен престол уготованный (алтарь). На нем одежда Христа , Крест , орудия Страстей , и раскрытая «Книга бытия», в которой, по свидетельству предания, записаны все слова и дела людей: «Книги разгнутся, явлена будут деяния человеком» (Стихира на «Господи, воззвах» Недели мясопустной); «Егда поставятся престоли и отверзутся книги, и Бог на суде сядет, о кий страх тогда ангелом предстоящим в страсе и реце огненней влекущей!» (Там же, Слава).

Еще ниже бывают изображены: большая кисть руки, держащая младенцев, что означает «праведные души в руце Божией», и здесь же, неподалеку, весы - то есть «мера дел человеческих». Около весов ангелы борются с дьяволами за душу человека, которая часто присутствует тут же, в виде обнаженного юноши (или нескольких юношей).

Ангел указывает Даниилу на четырех зверей.
Сюжет «райской темы»: изображение, иногда на фоне деревьев, Богоматери на престоле с двумя ангелами и иногда с благоразумным разбойником по сторонам.

«Видение Даниила» - это четверо животных (в кругу), и «Земля, отдающая своих мертвецов»: темный круг, обычно неправильной формы. В центре сидит полуобнаженная женщина - её олицетворение. Женщину окружают поднимающиеся из земли фигуры людей - «воскресшие из мертвых», звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали. Землю окружают круглое море, где плавают рыбы, выплевывающие мертвых.
Ад изображен в виде «геенны огненной» - полной пламени, в котором плавает страшный зверь, морское чудовище, на котором верхом сидит сатана с душой Иуды в руках. Из огненной пасти адского зверя вверх, к ногам Адама, поднимается длинный извивающийся змей, олицетворяющий грех , иногда вместо него изображается огненная река.
В нижней части сюжеты рая - «Лоно Авраамово» (праотцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников, сидящие среди райских деревьев)

В поздних иконах появляются надписи, указывающие вид наказаний («Тьма кромешная», «Мраз», «Червь неусыпающий», «Смола», «Иней») и тип наказуемого греха. Увитые змеями женские фигуры - изображение адских мук.
С левой стороны - «райские» сюжеты. Помимо «Лона Авраамова» изображены ворота рая (стерегомые серафимом), к которым подходят праведники, возглавляемые апостолом Петром с ключами от рая в руке. В огне горят грешники, мучимые диаволами (в особых клеймах могут показываться отдельные мучения). Ровно посередине изображен прикованный к столбу милостивый блудник , который «ради милостыни избавлен от вечных мук, а ради блуда лишен Царства Небесного».

20 ноября с.г. по завершении Божественной литургии в храме была освящена икона Страшного Суда, специально написанная для верхнего придела кубанскими иконописцами. Икона получилась достаточно большая и внушительная, заставляющая каждого пришедшего в задуматься над своей жизнью и покаяться в своих грехах. Установка иконы планируется в ближайшее время. Она будет размещена на стене при выходе из верхнего храма. В ближайшее воскресение, 27 ноября, священнослужитель храма подробно расскажет об иконографии образа "Страшный Суд".

0 RU 0 RU

Икона повторяет в общих чертах иконографическую схему, сложившуюся в византийском искусстве в X-XI веках. В основу ее, наряду с текстами Откровения Иоанна Богослова, были положены евангельские притчи и некоторые ветхозаветные эсхатологические пророчества, а также житийные и апокрифические сочинения. Значительную роль в сложении иконографии "Страшного суда" сыграли эсхатологические поучения отцов Церкви, прежде всего Слова преподобного Ефрема Сирина, в которых были собраны воедино разрозненные свидетельства Священного Писания и церковного предания.

Композиция иконы разделена на четыре регистра.

Образ Христа - Судии в "славе", нисшедшего с небес, располагается посреди второго сверху регистра. По обеим сторонам от Христа представлены Богоматерь, Иоанн Предтеча, припадающие к его стопам Адам и Ева, сидящие на престолах двенадцать апостолов с книгами и две группы ангелов, стоящих за ними( Мф. 19: 28). От "славы", окружающей Христа, берет начало огненная река ( Дан. 7: 9-10), заканчивающаяся в правом нижнем углу иконы изображением геенны огненной.

0 RU Под Христом располагается изображение Этимасии - престола, уготованного для Суда ( Пс. 9: 5-8). На престоле лежит риза Христа, а поверх нее - закрытое Евангели, и гвозди, которыми Он был пригвожден к кресту е. На подножии изображен сосуд, в который, по преданию, была собрана кровь Христа. Евангелие указывает на подобие престола Ковчегу Нового Завета и напоминает об апокалиптической Книге Жизни ( Откр. 5: 1-3).Все остальные изображения связаны с образом искупительной жертвы, которая дает право Спасителю раскрыть Книгу и судить мир (Откр. 5: 9-10). За
престолом стоят два ангела, а по обе стороны от престола располагаются праведные и грешные, восставшие на Суд, - их изображают соответственно справа и слева от Христа (Мф. 25: 31-46)

0 RU
Праведники представлены в два ряда, по чинам святости: пророки, цари, мученики, святители, преподобные и святые жены. Группы грешников в экзотических костюмах соответствуют различным народам, восставшим на Суд.

В следующем регистре, под престолом, в небесном полукруге представлена рука с праведными душами в виде младенцев в белых одежд Рука держит весы, на которых взвешиваются человеческие души. Под весами - несколько композиций на тему единоборства ангелов с бесами. В том же регистре представлено всеобщее воскресение мертвых и видение пророка Даниила. Справа, под грешниками, восставшими на Суд, - темный круг, внутри которого аллегорические изображения Земли с гробницей и Моря с кораблем, отдающих мертвецов (Откр. 20: 13), а также - фигурки различных животных и рыб, которые выплевывают проглоченных ими людей. 0 RU

0 RU
Само видение Даниила четырех "погибельных царств", на смену которым должно прийти Царство Божие, располагается в другом, меньшем по размеру, круге. Царства вавилонское, греческое - державу Александра Македонского и римское, Антихристово символизируют соответственно изображения льва, медведя, барса и зверя с десятью рогами.

Сам Даниил и ангел, толкующий ему видение, представлены в круге, рядом с изображением рая.

В нижней части иконы располагаются традиционные изображения рая и ада. В райском саду представлена Богоматерь на престоле между ангелами, а ниже - лоно Авраамово ( Лк. 16: 22), благоразумный разбойник (Лк. 23: 39-43), райские врата с херувимом ( Быт. 3: 24) и сцена шествия праведных в рай. Шествие возглавляют апостолы Петр и Павел. За ними следуют святители, пророки, мученики и мученицы (вверху), преподобные и преподобные жены (внизу).

Ад изображается в виде «геенны огненной», со страшным зверем, на котором сидит сатана - господин ада, с душой Иуды в руках. В огне горят грешники, мучимые диаволами. В особых клеймах показаны грешники, подвергаемые различным мучениям. Из огненной пасти адского зверя вверх, к ногам Адама, поднимается длинный извивающийся змей, олицетворяющий грех. Иногда вместо змея изображается огненная река. В огне горят грешники, мучимые диаволами. В особых клеймах показаны грешники, подвергаемые различным мучениям. Огненный поток (река) известен по так называемому «Хождению Богородицы по мукам», одному из самых популярных в древнерусской письменности апокрифов. В списках «Хождения», начиная с XII в., указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие - по грудь, и лишь третьи - по шею», в зависимости от степени их вины. Начиная с XIII в., а в некоторых случаях и ранее (мозаика Торчелло), персонажи мира грешников, увлекаемые огненным потоком, конкретизируются: это представители различных социальных групп (знать, лица в императорских коронах и др.).

Между раем и адом изображен "милостивый блудник", привязанный к столбу. По преданию, он не был допущен в рай из-за блуда, которому предавался, но избегнул адских мучений, т.к. постоянно творил милостыню.

К числу уникальных иконографических мотивов, появляющихся лишь в поздней русской иконописи, относится прежде всего змей, поднимающийся из пасти ада к ногам Адама. В основе этого изображения лежит ветхозаветное проклятие змея: "и вражду положу... между семенем твоим и семенем ее [жены]; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3: 15). На змее располагаются двадцать колец с аллегорическими изображениями мытарств - испытаний в различных грехах, через которые должна пройти человеческая душа, прежде чем она попадет в Царствие Небесное. ". Источником для этого сюжета послужили некоторые византийские и древнерусские тексты, среди которых наибольшее значение имеют видение монахини Феодоры из византийского "Жития преподобного Василия Нового" (X в.) и русское "Слово о небесных силах". Его появление на иконах "Страшного суда" соединяло идею всеобщего Суда с темой индивидуального посмертного воздаяния. Приведем здесь отрывки из слов преподобного Ефрема Сирина, без которых описание особенностей иконографии Страшного Суда будет неполным:

«Вот, постигнет нас, братия, тот день, в который омрачится свет солнечный, и спадут звезды, в который небо свиется как свиток, загремит великая труба и страшным звуком пробудит всех от века мертвецов; в тот день, в который, по гласу Судии, опустеют таибницы (тайники) ада, в который явится Христос на облаках со святыми ангелами судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его.

Действительно, страшно Христово во славе пришествие! Чудное дело, увидеть, что небо внезапно раздирается, земля изменяет свой вид, мертвые восстают. Земля представит все тела человеческие, какими приняла их, хотя бы растерзали их звери, пожрали птицы, раздробили рыбы; не окажется недостатка даже в волосе человеческом пред Судией, потому что каждого преложит Бог в нетление. Все приимут тело, сообразное собственным делам своим. Тело праведных будет сиять семикратно более света солнечного, а тела грешников окажутся темными и исполненными зловония; тело каждого покажет дела его, потому что каждый из нас дела свои носит в собственном теле своем.

Когда Христос приидет с неба, тотчас неугасимый огонь потечет всюду пред лицом Христовым и покроет все. Ибо потоп, бывший при Ное, служил образом того неугасимого огня. Как потоп покрыл все вершины гор, так и огонь покроет все. Тогда всюду потекут ангелы, и всех святых и верных восхитят во славе на облаках в сретение Христово…»

«Небо свивается в ужасе, небесные светила падут, как незрелые смоквы со смоковницы и как листья с деревьев. Солнце померкнет от страха, побледнеет луна, содрогаясь, помрачатся светлые звезды в страхе пред Судией. Море, ужаснувшись, восколеблется, иссохнет, исчезнет, и не станет его. Персть земная будет объята пламенем, и вся обратится в дым. Горы растают от страха, как свинец в горниле, и все холмы, как пережигаемая известь, воскурятся и обрушатся.

Судия восседает на огненном Престоле, окрест Его море пламени, и река огненная течет от Него, чтобы подвергнуть испытанию все миры… Кто поглощен морем, кого пожрали дикие звери, кого расклевали птицы, кто сгорел в огне, - в самое краткое мгновение времени все пробудятся, восстанут и явятся. Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того сделает совершеннолетним в то же мгновение, которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, которого матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Не видавшие друг друга здесь, увидятся там…

Там добрые, по велению Судии, будут отлучены от злых, и первые вознесены на небо, а последние низвергнуты в бездну; одни войдут в Царство, а другие отыдут во ад.

Горе злым и нечестивым! Они, в наказание за дела свои, будут мучимы с сатаной.

Кто на земле грешил и оскорблял Бога, тот будет ввержен во тьму кромешную, где нет ни луча света. Кто таил в сердце своем зависть, того сокроет страшная глубина, полная огня и жупела. Кто предавался гневу и не допускал в сердце свое любви, даже до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокое мучение ангелам.

Кто не преломлял хлеба своего с алчущим, не успокаивал томящегося в нужде, тот будет вопиять мучимый, и никто не услышит и не упокоит его. Кто при богатстве своем жил сластолюбиво и роскошно, а не отворял двери своей нуждающимся, тот в пламени будет просить себе капли воды, и никто не подаст ему. Кто осквернял уста свои злословием и язык свой хулами, тот погрязнет в зловонной тине и лишен будет возможности отверзть уста. Кто грабил и угнетал других, и дом свой обогащал неправедным достоянием, того повлекут к себе немилосердые демоны, и его жребием будут воздыхание и скрежет зубов.

Мф .

Новый Завет. От Матфея святое благовествование.

Новый Завет. Откровение ап. Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Книга Премудрости Соломона.

Ветхий Завет. Псалтырь.

Дата публикации или обновления 08.12.2017


В центральной части иконы - сидящий на престоле Судия Христос; с молитвенным ходатайством за род человеческий Ему предстоят Богоматерь и Предтеча, проповедник покаяния. Этот элемент иконы представляет собой включенный в композицию деисус . Чуть ниже - коленопреклоненные прародители: Адам возле Пречистой Девы, Ева - со стороны Иоанна Крестителя. По сторонам от центральной группы изображены сидящие апостолы - по шести с каждой стороны; в их руках раскрытые книги. За спинами апостолов ангелы.

Регистром ниже изображены шествующие на Суд народы: святые и праведники расположены одесную; с левой стороны к Судии подходят язычники и иноплеменники - об их национальной принадлежности свидетельствуют не только соответствующие надписания, но и характерные одежды. Первую группу (это евреи) ведет Моисей, указывающий своим подопечным на Христа.

В центре этого регистра изображен Престол Уготованный со всеми характерными особенностями; это тот престол, о котором пророчески возвещал Псалмопевец: Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки (Пс. 9:5, 6).

Детально проработаны и все прочие элементы композиции: десница Божия, держащая души праведных - они показаны в образе спеленатых младенцев, души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их (Прем. Солом. 3:1). Ангелы, стоящие у Престола Уготованного, встречают идущие на Суд народы; в руках они держат свитки с текстом Евангелия, читаемого на Литургии в Неделю мясопустную. Свиток ангела, встречающего праведников, победно направлен кверху, словно указывает им путь прямо в Горний Иерусалим. У другого ангела на свитке евангельские слова, адресованные не оказавшим милости.

Следующий регистр представлен четырьмя сферами, в которые помещены следующие композиции: сидящая на престоле Богоматерь с предстоящими ангелами; видение пророка Даниила -ангел указывает ему на четырех зверей, символизирующих «погибельные царства». Последняя сфера посвящена сюжету «Земля и море отдают мертвецов». В центре сферы - женщина, олицетворяющая землю, а вокруг - воскресающие из мертвых люди. В нижней части сферы аллегорическое изображение моря - фигуры, держащей на своих плечах корабль. В правой нижней части иконы изображен ад - геенна огненная , в центре которой сидит сатана. Ниже помещены клейма, в которых находятся мучимые за свои грехи грешники. Особенность изображения преисподней в том, что она изображена как массивная скала, над которой бушует адское пламя. В скале - мрачные пещеры с грешниками.

В левой части нижнего регистра иконы изображен рай: Лоно Авраамово; стоящий позади благоразумный разбойник. К запертым вратам рая (их охраняет огненный херувим - Быт. 3:24) движется процессия праведников с апостолом Петром во главе. Первыми в этой длинной процессии идут апостолы, а непосредственно за ними - первосвятители Московские.

На иконе середины XVI в. из Каргополья, находящейся в собрании Государственного Эрмитажа, большее внимание уделено мытарствам. Как и на предыдущей иконе, здесь представлены все основные элементы традиционной иконографии Страшного Суда. К особенностям данной композиции можно отнести такие детали, как изображение «милостивого блудника», привязанного к столбу между адом и раем (по преданию, он не был допущен в рай, так как предавался блуду, но и адских мук избежал, т. к. постоянно творил милостыню). Еще одна важная деталь: сатана, сидящий на звере в адском пламени, держит в руках душу Иуды.

Сцены мучений грешников в аду представлены на десяти клеймах, которые занимают весь нижний регистр иконы.

На каргопольской иконе представлена деталь, для традиционной иконографии не характерная и известная лишь в поздней русской иконописи: это змей, поднимающийся из огненной пасти адского зверя к ногам праотца Адама: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15). На змея нанизаны двадцать колец с аллегорическими изображениями мытарств - их проходит человеческая душа, прежде чем попадает в Царство Небесное .

Еще одна характерная для XVI в. деталь - подробная иллюстрация видений пророка Даниила (Дан. 7-8). Сам Даниил и ангел, толкующий его видения, изображены в правой части иконы в круге у правого поля. Они словно наблюдают картину Страшного Суда.

В верхней части иконы справа изображены Бог Саваоф и Иисус Христос , сидящие на престоле. В центре иконы изображен сидящий на престоле Спаситель во славе. Правой рукой Он благословляет, а левой держит раскрытое Евангелие с текстом: Не на лица судите (Ин.7:24).

На иконе конца XVI в., написанной критским мастером Георгием Клоцасом - огромное количество персонажей. Их так много, что довольно трудно выделить главные, за исключением разве что изображенного в самом верху Христа во славе, сидящего на престоле. Ниже изображен Престол Уготованный, из-под которого вытекает огненная река, спускающаяся в геенну огненную. По сторонам Этимасии располагаются две группы ангелов, держащих раскрытые книги с евангельскими текстами или трубящих: я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб (Откр. 8:2).

В левой части композиции изображены праведники, идущие на Суд. Они занимают три регистра, но, несмотря на большое количество, вполне узнаваемы, т. к. снабжены характерными атрибутами: у Моисея скрижали, у Псалмопевца Давида псалтирь, Ной изображен с ковчегом, а стоящий возле Авраама крошечный Исаак держит вязанку дров.

В нижней части иконы слева изображены восстающие на Суд из гробов. Эта часть особенно натуралистична, чем-то она напоминает картины Босха. В правой части архангел Михаил с мечом низвергает в ад грешников. Тела их немедленно подхватывают бесы и направляют дальше, в самую бездну. Мучающиеся во аде грешники изображены очень натуралистично - для русской традиции это было неприемлемо.

На фоне огненной реки, в самом низу ее, сидят на облачных седалищах пророки Давид и Иезекииль; они держат скрижали с текстами об адских муках и о воскресении мертвых.

Икона прекрасно написана, в ней содержится масса деталей повествовательного характера, а впечатление от нее двоякое: ее можно долго и с большим интересом рассматривать, но при этом ясного призыва к покаянию в ней не чувствуется. Хранится икона в собрании Музея греческого института византийских исследований в Венеции.

Еще одна критская икона из того же музея написана в середине XVII в. Композиция значительно проще, но в ней есть целый ряд нововведений: отсутствует Престол Уготованный, вместо него - Голгофский крест, который окружают ангелы, держащие раскрытые книги. Чуть ниже стоит архангел Михаил с мечом и весами.

В нижней части композиции необычная деталь: подходящих к райским обителям праведников встречает у отверстых дверей рая Сам Спаситель в образе Великого Архиерея. У других врат изображена Матерь Божия.

Есть и еще одни ворота, правда, находятся они на границе с геенной огненной. В них изображена заказчица иконы - монахиня Евгения из Трапезунда.

Икона Страшного Суда 2-й половины XVII в. (Музей икон в Реклингхаузене) представляет собой сложную композицию, включающую все элементы развитой иконографии этого сюжета. К особенностям данной иконы можно отнести большое количество надписей - не только на полях, но и по всей поверхности иконной доски.

Интересная деталь: к семнадцатому веку Россия имела достаточно устойчивые торговые, да и не только торговые связи с дальним зарубежьем. Поэтому та деталь композиции, где представлены идущие на Суд Божий грешники и куда издавна помещали разного рода иноземцев, написана очень выразительно. Одежды у иностранцев не только экзотические, но и этнографически достаточно точные. Есть сведения о том, что во многих русских городах - в Москве , Вологде , Великом Новгороде - в XVII в. в Неделю мясопустную устраивались крестные ходы с праздничной иконой «с тем, чтобы напоминанием о Страшном Суде разжалобить сердца богатых людей» [Фельми]. «Господни разумевши заповеди, тако поживем: алчущия напитаем, жаждущия напоим, нагия облечем, странныя введем, болящия и в темнице сущия посетим, да речет и к нам Хотяй судити всей земли: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное Вам Царствие» (стихира на литии, Слава:).

В заключение - еще об одной иконе Страшного Суда, написанной на рубеже XVIII-XX вв. в Вологодской провинции. По изобразительным средствам она напоминает лубок, а обилие надписей еще больше усиливает это впечатление. В данном случае избыток информации не переходит в новое качество. Даже обреченные на муки грешники, в отличие от прежних выразительных изображений, здесь не вызывают беспокойства совести.

Обращаясь к истории иконографии Страшного Суда, понимаешь, что выразительные композиции XV-XVI вв. и сегодня побуждают молящихся задуматься и о важности покаяния, и о насущной необходимости дел христианского милосердия, без которых невозможна «весна духовная» - Великий пост. В стремительном течении времени мы просто не имеем права пренебрегать уникальной возможностью, которую нам здесь предоставляет Церковь.

Святейший Патриарх Кирилл , характеризуя особенности нашего времени, сказал: «Отличие этого времени от всех предыдущих - в его некоем апокалиптическом напряжении, ибо никогда сила греха не господствовала над родом человеческим так, как она господствует сегодня. А мы знаем, что там, где побеждает грех, там является диавол . И мы знаем, что если грех побеждает в масштабах рода человеческого, тогда является Антихрист . А потому Церковь не может не реагировать на умножение зла, как бы ее ни одергивали некоторые журналисты, публицисты, политики, с недоумением спрашивая, почему Церковь вторгается в те области, которые якобы не являются ее областями, - и это в ответ на заботу Церкви о том, чтобы не распадались браки, чтобы сократилось количество абортов, чтобы люди научились прилично одеваться, чтобы не было разнузданного господства плотского греха в человеческой жизни! Нас и в будущем будут ругать, и мы готовы к этому, потому что у Церкви не может быть иного слова, кроме того, что она возвещает: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие (см. Мф. 3:2). И сегодня это слово должно звучать особенно сильно».

Таким действенным призывом к покаянию Церковь считала и свои святые иконы, в том числе и иконы Страшного Суда Божия.

Протоиерей Николай Погребняк


Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 1-2, 2011 г.

Икона Страшного суда — православная икона, изображающая грядущий конец Света — вселенский Страшный суд, который совершится во время Второго пришествия Христова. На ней изображаются картины конца Мира, последнего суда над всем человечеством, Воскресения мертвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников.

Икона находится в храме с конца XVIII века и с этого времени работы по ее реставрации не проводились. Благодаря усилиям приходского совета нашего храма стало возможным проведение объемных реставрационных работ. В настоящее время икона размещена в Знаменском приделе центральной части храма.

Установка иконы сотрудниками нашего храма.

Реставрация уникальной иконы «Страшный суд» , 150/120 см (конец XVIII века, дерево), масло, темпера.) Реставрация была очень сложная, дорогостоящая, длительная. Руководитель бригады реставраторов - Екатерина Грабас-Смоленцева. Также, в работе активное участие принимала Елена Смоленцева. Благодаря их мастерству и кропотливому труду, икона вновь предстала перед нами.

Икона «Страшный суд» до реставрации.

Описание сюжета.

Сама композиция изображения Страшного суда очень богата действующими лицами и событиями. В целом икона “Страшный суд”, описание которой довольно обширно, состоит из трех регистров. Каждый из них имеет свое значение.

Обычно в верхней части иконы размещен образы Господа Саваофа и Иисуса Христа, по обеим сторонам находятся апостолы. Все они участвуют в процессе Суда. Нижняя часть иконы занята трубящими ангелами, которые созывают всех на Страшный суд.



Далее, под изображением Господа Саваофа и Иисуса Христа , находится Престол. Это судейский трон, на котором могут быть размещены копие, трость с губкой, Евангелие. Это важная деталь в этой композиции, которая впоследствии становится самостоятельным символом.


Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками, которые предстанут на Страшный суд Божий. Икона тут разделяется. Справа от Христа можно увидеть праведников, которые движутся в Рай, а также Богоматерь, ангелов и райский сад. Слева же от Христа изображен ад, грешники и бесы, а также сатана.


Эти две части иконы в устоявшемся сюжете могут разделяться огненной рекой или змием. Последний изображен с извивающимся телом через всю икону, а хвост его опущен в ад. Кольца змия часто называли по имени мытарств (блуд, пьянство и др.).

Толкование сюжета.

Икона Страшного суда имеет свой смысл для верующих. По Божественному замыслу, деяния каждого человека, когда-либо жившего на земле, будут пересмотрены на Страшном суде Иисуса Христа, сына Божия. Это свершится во время Его Второго пришествия.

После суда душа каждого человека определится либо в ад, либо в рай, согласно его вере и поступкам. Считается, что это особый момент в обновлении мира, душа может навсегда соединиться с Богом или навсегда уйти к дьяволу. Однако суть композиции заключается не в устрашении человека, а в том, чтобы он задумался над своими поступками и совершенными грехами и обратился к покаянию.


Возникновение сюжета иконы и первые изображения.

Что можно сказать об истоках возникновения этого сюжета в христианстве? Считается, что впервые эти композиции стали появляться на стенах храма еще в Византийской империи до иконоборческого периода. Датируются они четвертым веком. Первые изображения описывали притчу о десяти девах, а также разделении козлов и овец (грешников и праведников). Лишь к восьмому веку в Византии было сформировано изображение, которое впоследствии стало каноническим. Так появилась икона Страшного суда.

На Руси эти образы существовали практически с самого начала Крещения и имели особое значение для православных.

Что повлияло на возникновение сюжета.

Во многом сюжет иконы Страшного суда был взят из Евангелия и Апокалипсиса, а также из других древних книг Византии и Руси, таких как: Слово Палладия Мниха, Слово Ефрема Сирина, Житие Василия Нового и др. Также значительное влияние на него оказали откровения Иоанна Богослова.

Одним из важных источников, по которым писалась икона Страшного суда, было откровение пророка Даниила. Его видения вообще считаются значительными в православии, что описано в соответствующей книге пророка. Некоторые мотивы из нее и взяты для сюжета иконы Страшного суда, а именно те, которые говорили о конце света и пришествии Иисуса.

Сюжет иконы Страшного суда на Руси.

В России этот сюжет впервые зафиксирован в XII веке на стенах Кириллового монастыря в Киеве. В конце этого же века такие же изображения появились в Георгиевском соборе Юрьева Польского, в новгородской церкви Спаса Нередицы и Дмитровском соборе во Владимире. Считается, что именно это изображение повлияло на князя Владимира, который положил начало Крещению Руси. Об этом факте упоминается в “Повести временных лет”.

Ранняя икона Страшного суда изображала не только сам Суд, но и сцены Апокалипсиса, которые в дальнейшем разделились. Первые изображения сюжета не имели четко зафиксированных моментов в определенных местах иконы, так как, например, звери из пророчества Даниила. Лишь к XVI-XVII веку каждая деталь сюжета приобрела свое место.

Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней.

До наших дней дошло несколько древних изображений, которые сохранились как роспись в храмах. К примеру, в Салониках в церкви Панагии Халкеон роспись датируется 1028 годом, на Синае, в монастыре св. Екатерины, сохранились две иконы Страшного суда. Также в Лондоне, в музее Виктории и Альберта, находится пластина из слоновой кости с этим изображением, в Венеции в базилике Торчелло выполнена мозаика.

Слова святых о Страшном суде.

О Страшном суде очень много сказано в писаниях святых. Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.

Свт. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа.

Свт. Иоанн Златоуст также считал, что не стоит гадать, когда случится Судный день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.

Святые отцы считали важным помнить про Второе пришествие и Страшный суд. Икона наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно - райское блаженство праведников и адские муки грешников.