Диктанты по русскому языку. Диктанты — Гласные о-е после шипящих и ц Диктант по правилу о е после шипящих

ДИКТАНТ-ШУТКА

З.С. БУБЕНЩИКОВА,
г. Каргополь

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ё, О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА

Чокнутый шотландец-обжора в шелковых дешевых шортах, сидя на жесткой решетке, ел харчо и пшенную кашу с печенкой, откусывая черствый черный хлеб и запивая все это компотом из крыжовника.
А чопорный щеголь, сидя в своей трущобе, напевая шепотом, прищелкивая бечевкой, делал четкий шов на черном капюшоне, тоже подумывая насчет обеда и негодуя на свой прожорливый желудок.
И вдруг послышался шорох... Жонглируя саженным шомполом, подошел непричесанный жокей с пухлыми щечками, с усами щеточкой и коротенькой челочкой.
Вид этого «почетного» гостя, его шоколадного цвета желчное лицо, похожее на сморщенный желудь, и уморительные желтые черточки на тяжелых чеботах вызвали неостановимый смех у трущобных обитателей.

ИГРА

ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА

При изучении темы «Фонетика» в 5-м классе для закрепления, для выработки навыков фонетического разбора я предлагаю ребятам игру под названием «Печатная машинка».
Наша машинка «печатает» не буквами, а звуками, поэтому для данной игры надо напечатать на карточках (например, размером в четверть альбомного листочка) все звуки, например: [а], [а], [ж], [н], [н’] – и так далее. Перед уроком карточки раздаются на парты по две или по нескольку штук каждому ученику (произвольно, кому что достанется). Из учащихся выбирается корректор, который будет контролировать игру.
Учитель называет слово, например, ягодки . К доске выбегают дети, у которых на парте оказались необходимые для «машинки» звуки. Выстраиваются по порядку, и каждый характеризует свой звук по известной схеме. Например:
Первый ученик: «Буква я , так как она стоит в начале слова, обозначает два звука: [й’] – согласный, звонкий, мягкий». Второй ученик: «Звук [а] – гласный, ударный». Третий ученик: «Буква г обозначает звук [г] – согласный, звонкий, твердый» – и так далее.
«Корректор» выслушивает объяснение, исправляет в случае необходимости и делает вывод: «В этом слове 6 букв и 7 звуков (можно еще добавить: в этом слове три слога, первый ударный)».
«Корректору» за работу можно поставить оценку.
Эта игра очень оживляет урок. И что еще очень важно: в работе участвуют практически все ребята, они с удовольствием анализируют ответы товарищей и непосредственно действуют, предлагая свои варианты звуков при «печатании».

Работать шофёром, цитрусовые растения, цирковой артист, тоненькая жёрдочка, свежие огурцы, с детским врачом, панцирь черепахи, жокейская шапочка, вести под уздцы, робкий шёпот, загородное шоссе, рой пчёл, могучего богатыря, шёлковое платье, большого рюкзака, костюм работницы, молочный шоколад, выглянешь в оконце, чёткая дикция, выводок цыплят, наденет капюшон, слышатся шорохи, рассыпались жёлуди, цветы акации, добрые молодцы.

Диктант 6. Тема «Правописание глаголов»

Искупаться в речке, терпим бедствие, возмущаться и негодовать, приклеит марку, не найти бинокль, слышится отовсюду, выпрыгнет из будки, чувствуешь испуг, весело хохочет, придётся постараться, грохочет камнепад, мягко стелет, растаяли весной, разбудит утром, надо стремиться вперед, стеречь избушку, бережно обращаться, пойдешь направо, посеет на грядке, вертишься на стуле, тяжело дышит, отправишься на вокзал, вежливо извиниться, услышит издалека.

Диктант 7. Тема «Контрольный словарный диктант»

Велосипедный фонарь, старинное пианино, мягкий диванчик, выйти из огня, цыганский наряд, телефонный справочник, сделать изо льда, растёт под окном, расчётливые дельцы, царицыно повеление, расположиться в кабинете, одеваться безвкусно, подъёмная машина, точно рассчитаешь, лиловый цветочек, подняться на цыпочки, качается подо мной, обширная площадь, расцвет искусства, редакция газеты, маршрутное такси, пролетает над озером, чехол для гитары, конфетная коробка, опираться на плечо товарища, безграмотная речь, отцовский ремень, корзиночка с пирожками, расписание на завтра, цикл телевизионных передач, искусное изделие, подробный отчет, цирковой артист, встречаем рассвет, собирается уезжать.

Диктант 8. Тема «Контрольный словарный диктант»

Стремиться к достижению цели, отдать рапорт, идти по аллее, портреты героев России, посетить хоккейный матч, изредка выглядывает солнце, устная речь, вести диалог, исчезнуть вдали, раскрытый парашют, тренировать память, низкий барьер, посвятить стихотворение, смотреть вверх, футбольный мяч, варенье из крыжовника, богатое воображение, устный рассказ, повернуть налево, объезжать окрестности, искусство балета, разъярённый зверь, вскоре почувствовать, идти вдвоём, отражаться в озере, впечатление от фильма, играем в баскетбол, синтаксическая ошибка, серьёзное жюри, пейзажная зарисовка, беспримесное вещество, шёлковая шёрстка, обратиться с просьбой, измеряем объем, тяжёлый рюкзак, прекрасный помощник, значительное расстояние, восклицательная интонация, внимательно работаешь, душистая травка, чудесный аромат, лиловые гроздья сирени, праздничный салют, доноситься отовсюду, багряные листья, арабские цифры, отвезти на машине, прелестный образ, речной трамвайчик, никогда не унывает, безвкусная пища, иллюстрации к рассказу, территория зоопарка, тренер известного спортсмена, объявление на вокзале, выразительное лицо, беседовать вдвоём, заботливо держит, компьютерная мышь.



Контрольные диктанты (связные тексты)

Диктант 1. Охота на кабана

Один раз на Кавказе мы пошли на охоту за кабанами, и Булька побежал за мной.

В лесах, где живут кабаны, бывает много вкусных плодов: дикого винограда, шишек, яблок, груш, ежевики, желудей. И когда все эти плоды поспеют и тронутся морозом, кабаны отъедаются и жиреют.

Я услыхал протяжный лай гончих собак и побежал к тому месту. Мне уже слышен был треск по чаще. Это ворочался кабан с собаками. Вдруг я услыхал, как зашуршало что-то сзади, и увидал Бульку. Я побежал за ним, но чем дальше я шёл, тем лес становился чаще и чаше. Сучки сбивали с меня шапку, били по лицу.

Собаки залаяли громче, что-то сильно затрещало. Я из последних сил побежал через чащу к тому месту.

(По Л. Толстому)

Грамматические задания

I вариант

1. Сделать фонетический разбор слова «поспеют» (2-й абзац).

2. Подчеркнуть грамматическую основу (грамматические основы) первого предложения текста: «Один раз мы пошли на охоту за кабанами, и Булька побежал за мной».

II вариант

1. Сделать фонетический разбор слова «залаяли» (4-й абзац).

2. Подчеркнуть грамматическую основу (грамматические основы) третьего предложения текста: «И когда все эти плоды поспеют и тронутся морозом, кабаны отъедаются и жиреют».

Диктант 2. Золотой дождь

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

Капля по листику щёлкнет - сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся - брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер налетит - закружится пёстрый смерч. А если неуклюжий косач с лёту вломится, хлынет сверкающий водопад. Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг. Шумит золотой дождь.

(По Н. Сладкову)

Грамматические задания

I вариант

1. Сделать морфемный разбор слова «потекли» (1-й абзац).

2. Сделать синтаксический разбор первого предложения текста: «Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики».

II вариант

1. Сделать морфемный разбор слова «запрыгали» (1-й абзац).

2. Сделать синтаксический разбор одиннадцатого предложения текста: «А если неуклюжий косач с лёту вломится, хлынет сверкающий водопад».

Диктант 3. Лес

Как хорош лес на заре ранней осенью! Ещё тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутина. Всюду ещё звучат птичьи голоса. Весь лес объят какой-то задумчивостью, как человек перед отъездом в дальний путь. Земля ещё пьёт росу, деревья ловят свет и тепло, но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу. Листья съёжатся, опадут. Заблестит серебро инея на сучьях, узоры следов затейливо пересекут снежный ковёр, вьюги будут их заметать.

Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит лесу, что идёт тепло. Медленно съедут по склонам оврагов рыхлые глыбы серого снега, пробьются первые подснежники, зажурчат ручьи. Снова придёт весна.

Грамматические задания

I вариант

1. Сделать морфологический разбор слова «задумчивостью» (4-е предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор первого предложения текста: «Как хорош лес на заре ранней осенью!»

II вариант

1. Сделать морфологический разбор слова «тепло» (5-е предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор третьего предложения текста: «Всюду ещё звучат птичьи голоса».

Диктант 4. Лисенята

Маленькая лисичка родилась в глубокой тесной норе. У лисички было четверо братцев и сестер. Все они были такие же жалкие, неуклюжие и слепые, как и она. Мать-лиса кормила их своим молоком и согревала своим телом: на ней была пушистая, мягкая шёрстка. Мать-лиса редко уходила из норы. Побежит поесть и опять придёт к детям. Тепло и хорошо было лисенятам в норе возле матери.

Через две недели у лисенят открылись глаза и начали прорезываться зубки.

Однажды мать взяла одну из лисичек за спинку зубами, вынесла из норы и осторожно положила на мягкую травку. Сначала свет солнца ослепил лисичку, но потом она посмотрела вокруг. Как хорошо! Травка мягкая, пушистая, цветочки жёлтенькие! Солнце согревало лисичку, ей было тепло и весело.

(По А. Вострому)

Грамматические задания

I вариант

1. Сделать морфологический разбор слова «кормила» (4-е предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор первого предложения третьего абзаца: «Однажды мать взяла одну из лисичек за спинку зубами, вынесла из норы и осторожно положила на мягкую травку».

II вариант

1. Сделать морфологический разбор слова «побежит» (6-е предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор четвертого предложения третьего абзаца: «Травка мягкая, пушистая, цветочки жёлтенькие!».

Диктант 5. Роза

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен. Сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые давно уже никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решётка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игр в солдаты деревенские мальчики. Крапива занимала целый угол цветника; она служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.

Она распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрывала свои лепестки, утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро.

(По Н. Гаршину)

Грамматические задания

I вариант

1. Сделать фонетический разбор слова «дорожкам» (3-е предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор четвёртого предложения текста: «Деревянная решётка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игр в солдаты деревенские мальчики».

II вариант

1. Сделать фонетический разбор слова «решётка» (4-е предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор второго предложения второго абзаца: «Когда она раскрывала свои лепестки, утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок».

Ключи к тестам











· От составителя

· Тест 1. Повторение изученного в начальной школе: части слова; орфограммы Вариант 1

· Тест 1. Повторение изученного в начальной школе: части слова; орфограммы Вариант 2

· Тест 2. Повторение изученного в начальной школе: глагол Вариант 1

· Тест 2. Повторение изученного в начальной школе: глагол Вариант 2

· Тест 3. Повторение изученного в начальной школе: имя существительное Вариант 1

· Тест 3. Повторение изученного в начальной школе: имя существительное Вариант 2

· Тест 4. Повторение изученного в начальной школе: имя прилагательное Вариант 1

· Тест 4. Повторение изученного в начальной школе: имя прилагательное Вариант 2

· Тест 5. Повторение изученного в начальной школе: местоимения, служебные части речи Вариант 1

· Тест 5. Повторение изученного в начальной школе: местоимения, служебные части речи Вариант 2

· Тест 6. Обобщение повторения Вариант 1

· Тест 6. Обобщение повторения Вариант 2

· Тест 7. Словосочетание и предложение Вариант 1

· Тест 7. Словосочетание и предложение Вариант 2

· Тест 8. Словосочетание и предложение Вариант 1

· Тест 8. Словосочетание и предложение Вариант 2

· Тест 9. Второстепенные члены предложения Вариант 1

· Тест 9. Второстепенные члены предложения Вариант 2

· Тест 10. Однородные члены предложения Вариант 1

· Тест 10. Однородные члены предложения Вариант 2

· Тест 11. Обращения, вводные слова Вариант 1

· Тест 11. Обращения, вводные слова Вариант 2

· Тест 12. Простые и сложные предложения. Прямая речь Вариант 1

· Тест 12. Простые и сложные предложения. Прямая речь Вариант 2

· Тест 13. Итоговый тест по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи» Вариант 1

· Тест 13. Итоговый тест по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи» Вариант 2

· Тест 14. Фонетика, орфоэпия, культура речи Вариант 1

· Тест 14. Фонетика, орфоэпия, культура речи Вариант 2

· Тест 15. Фонетика, орфоэпия, культура речи, текст Вариант 1

· Тест 15. Фонетика, орфоэпия, культура речи, текст Вариант 2

· Тест 16. Лексика. Культура речи Вариант 1

· Тест 16. Лексика. Культура речи Вариант 2

· Тест 17. Морфемика. Орфография. Культура речи Вариант 1

· Тест 17. Морфемика. Орфография. Культура речи Вариант 2

· Тест 18. Морфемика. Орфография. Культура речи Вариант 1

· Тест 18. Морфемика. Орфография. Культура речи Вариант 2

· Тест 19. Морфемика. Орфография. Культура речи Вариант 1

· Тест 19. Морфемика. Орфография. Культура речи Вариант 2

· Тест 20. Итоговый тест по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» Вариант 1

· Тест 20. Итоговый тест по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» Вариант 2

· Тест 21. Имя существительное Вариант 1

· Тест 21. Имя существительное Вариант 2

· Тест 22. Имя существительное Вариант 1

· Тест 22. Имя существительное Вариант 2

· Тест 23. Итоговый тест по теме «Имя существительное» Вариант 1

· Тест 23. Итоговый тест по теме «Имя существительное» Вариант 2

· Тест 24. Имя прилагательное Вариант 1

· Тест 24. Имя прилагательное Вариант 2

· Тест 25. Имя прилагательное Вариант 1

· Тест 25. Имя прилагательное Вариант 2

· Тест 26. Глагол Вариант 1

· Тест 26. Глагол Вариант 2

· Тест 27. Глагол Вариант 1

· Тест 27. Глагол Вариант 2

· Тест 28. Итоговый тест по теме «Глагол» Вариант 1

· Тест 28. Итоговый тест по теме «Глагол» Вариант 2

· Тест 29. Итоговый тест по теме «Морфология. Орфография. Культура речи» Вариант 1

· Тест 29. Итоговый тест по теме «Морфология. Орфография. Культура речи» Вариант 2

· Тест 30. Итоговый тест по программе 5 класса Вариант 1

· Тест 30. Итоговый тест по программе 5 класса Вариант 2

· ПРИЛОЖЕНИЯ

· Повторение материала начальной школы

· Систематический курс русского языка

ДИКТАНТ-ШУТКА

Чокнутый шотландец-обжора в шелковых дешевых шортах, сидя на жесткой решетке, ел харчо и пшенную кашу с печенкой, откусывая черствый черный хлеб и запивая все это компотом из крыжовника.
А чопорный щеголь, сидя в своей трущобе, напевая шепотом, прищелкивая бечевкой, делал четкий шов на черном капюшоне, тоже подумывая насчет обеда и негодуя на свой прожорливый желудок.
И вдруг послышался шорох... Жонглируя саженным шомполом, подошел непричесанный жокей с пухлыми щечками, с усами щеточкой и коротенькой челочкой.
Вид этого «почетного» гостя, его шоколадного цвета желчное лицо, похожее на сморщенный желудь, и уморительные желтые черточки на тяжелых чеботах вызвали неостановимый смех у трущобных обитателей.

Для начала сообщаю ученикам, что шипящих в русском языке всего 4 – ж, ш, ч, щ .
Предлагаю упражнения-разминку на формирование фонема тического восприятия и внимание. (Количество и необходимость таких упражнений определяет учитель.)

· Эти специальные упражнения, воспринимаемые как игровые, направлены одновременно на развитие внимания, формирование навыков анализа, синтеза, классификации и обобщения, фонематического анализа. На эту работу отводится 3–5 минут урока.

После того как дети научились легко выполнять эти упражнения, т. е. фонематическое восприятие и внимание активизировано, можно приступать к работе над орфограммами.

Задание 1 . Продиктовать предложения в темпе школьного диктанта. Выписать все шипящие .

1. Над ржаным полем, шелестящим жесткими ржаными колосьями, воздух горяч и неподвижен (ж ш щ ж ж ч ж).
2. Жаркие солнечные лучи и шепот морского прибоя зовут отдыхающих на пляжи (ж ч ч ш щ ж).
3. В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчелы над цветами шиповника да щебечут в вышине деревьев неугомонные птицы (ч щ ш ж ж ж ч ш щ ч ш).
4. Бывают чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужу ужасно больно.
Вот. (ч ж ж ж ж ж ж)

5. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

6. Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужасно больно.
Вот. (ж ч ж ж ж ж ж)

7. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

Задание 2. Укажите часть слова (к орень – к или з а к орнем зк ), в которой имеется орфограмма « о е ё после шипящих и ц ». Исключение обозначьте: искл , а глаголы и отглагольные формы – г .

Образец: Желтый пушок – к, зк .

Черный, шов, испеченный, ночевка, желтый, шел, шоколад, бечевка, течет, кошелка, печенка, зайчонок, расческа, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щелка, рассечет, медвежонок.

Ответ: к, искл, г, г, к, г, искл, к, г, к, к, зк, к, зк, зк, искл, искл, к, г, зк .

Познакомимся с орфограммой «о–е–ё после шипящих и ц» .

а) в корне под ударением пиши ё , если слово можно изменить так, чтобы писалось е ё лтый – же лтеть) ; остальные слова, которые пишутся с о в корне, назовем исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о , без ударения – е ;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т. е. словах, которые образованы от глаголов: испечённый – испечь, ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить, сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёр дирижёр, тренажёр, но танцор .

Задание 3. В русском языке несколько десятков корней, в которых после шипящих стоит ё . Запишите слова, используя приведенные ниже корни. Составьте с ними словосочетания.

Задание 4 . Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о , прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

К рассказу следует добавить такие слова, как трущобы и чащоба. (С ними дети сами охотно придумают последнее предложение.)

· Предыдущие задания готовят учеников к отработке данной орфограммы. Рисунок выполняется учениками на доске попутно с чтением рассказа учителем. Заранее рассказ не читается. После того как рисунок выполнен, учитель еще раз читает рассказ, рисунок стирается с доски, а ученики пишут по памяти слова-исключения. Затем определяем, кто больше запомнил слов, какие слова не запомнились. Все это дает возможность еще раз их повторить. Прием рисования позволяет «включить» еще и эмоциональную память ученика. Это вообще очень хороший прием, я использую его и при работе над ошибками.

Теперь приступаем непосредственно к отработке написания о–е–ё после шипящих. Повторяем данную орфограмму. Обращаем внимание учащихся на то, что для данного правила нужно уметь видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других частей речи.
(Под термином «отглагольные формы» подразумеваются слова, которые образованы от глагола. Это и причастия, и отглагольные существительные, и прилагательные. Снимается необходимость определять часть речи , что упрощает выполнение действий.)

Задание 5. Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?

Проверь себя:

1-й столбик: 6, 9, 10, 19, 26, 27, 31, 32, 37.
2-й столбик: 13, 23, 29, 38.
3-й столбик: 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 25, 34, 35, 36, 42, 44.
4-й столбик: 7, 40, 41, 43, 45.
5-й столбик: 4, 24, 30.
Никуда не вошли слова с написанием е (а не ё ) после шипящих, слова с безударным суффиксом и наречие ещё (искл.).

Данное упражнение помогает сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания (орф. № 14), вычленяет этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.

Если ученик допустил много ошибок, ему можно предложить выполнить любое упражнение из учебника или пособия, а затем заполнить такую же таблицу словами из упражнения. Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.

Задание 6 (для самопроверки). Вставьте пропущенные буквы, укажите номер и букву орфограммы .

Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.

Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.

Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.

Средний уровень . Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14 .

В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д. Розенталь, И. Голуб . Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

Высокий уровень . Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б...). См. таблицу в начале раздела.

Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ

1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило.
2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово.
3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее, используя слова любого упражнения по данной теме.
4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассника.
5. Выпишите из литературного произведения слова с орф. № 14, объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или обозначьте: искл.).

На этапе контроля можно использовать и другие задания, предусматривающие комплексную работу с орфографией и пунктуацией .

P. S. С удовольствием выписываю вашу газету, хотя она почти не по карману. Кроме того, что она – хороший помощник в работе, это еще и ниточка, связывающая меня с Россией. Да, не в чести сейчас русский язык в Украине, как и все русское.

1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ы, ю, я, а пишутся ы, у, а, например: жир, журавль, жар; чин, чудо, чан; шило, шум, шар; щи, щука, щавель.

Исключения: брошюра, жюри, парашют и некоторые другие иноязычные слова, в том числе имена собственные, например: Жюль (французское), Шяуляй (литовское), Чыдых (хакасское).

2. В корнях слов под ударением после шипящих ж, ч, ш, щ пишется е (ё), соответствующее в произношении звуку о, если последний чередуется в других формах слова или в родственных словах со звуком е. Например: желудь - желудей; шелк - шелковистый; черный - чернеть.

При отсутствии такого чередования в корнях слов после шипящих пишется о: жом, шорох, чох и др.

Примечания.

1. Ударяемый беглый гласный звук после шипящих всегда обозначается буквой о: княжон (княжна), кишок (кишка). 2. В иноязычных словах буква о после шипящих может писаться и в безударном слоге: жокей, шофёр и др. 3. Следует различать имена существительные ожог, поджог, изжога, в которых пишется о, и глаголы в форме прошедшего времени ожег, поджег, изжег, где гласный обозначается на письме буквой е (ё).

3. В суффиксах существительных -ок-, -онк-, -онок-, -очек-, прилагательных -ое-, в наречиях на -о и в окончаниях существительных и прилагательных под ударением после шипящих пишется о.

Например: сучок, рубашонка, медвежонок; ежовый; горячо; каланчой, плащом; чужой, большого. В окончаниях глаголов, в суффиксах существительных -евк-, -евыва-, -ер, в суффиксах полных и кратких причастий и образованных от них прилагательных -енн-, -ен-, а также в производных существительных от слов последнего типа пишется е(ё), а не о. Например: течешь, бережет, тушевка, затушевывание, дирижер, запрещенный, запрещен, тушенный, тушеный, тушенка.

Примечание.

В фамилиях, образованных от имен прилагательных, может быть и суффикс -ое-, и суффикс -ев- (-ёв-)у что зависит от традиции: Калачов, Тканое, но Кирпичев, Горбачев и др.

Упражнение 30. Выпишите слова с сочетаниями жи, жу, жа; чи, чу и др. Если эти сочетания входят в состав корня, подберите по 2-3 однокоренных слова, запишите их, подчеркивая сочетания звуков.

Старухи сестры Мокичевы, в меховых шапочках-нашлепках, обвязанные по ушам для тепла драными шелковыми платочками, в плюшевых вытертых обогнушках с диковинными пузырями на плечах, в нитяных смешных перчатках с голыми пальцами, лиловые от стужи, пилили дрова. Каждая дергала пилу обеими руками на себя из последних сил. Рассохшиеся, древние козлы, сбитые снизу досками, чтобы не разъезжались, может, ровесники хозяйкам, шатались и скрипели. Рыжая тупая пила с визгом скакала по трухлявому чурбану, он тоже ворочался под пилой, качался вместе с козлами. И шмыгали из стороны в сторону, как мыши, бархатные, под серый каракуль, крохотные муфточки, висевшие на лентах на груди у Кикимор. Жалко и тошно смотреть! (В. А. Смирнов)

Упражнение 31. Объясните правописание приведенных ниже слов. Слова из второго абзаца запишите в свои словарики и постарайтесь запомнить; подберите к словам этого абзаца однокоренные слова и также внесите их в словарики.

а) Желтый, жесткий, жернов, жердочка, жеваный, желоб, желчь, тяжелый; челка, челн, черт, черный, чечетка, чеботы, черточка, черствый, бечевка, печенка, прическа, расческа, пчелка, отчет, счет, учет; шепот, шел, дешевка, кошелка, пшенка, решетка; щетка, щечка, щелкать, щеголь, щелка, пощечина;

б) жокей, жом, жонглер, жох, джонка, мажорный, обжора, прожорливый, крыжовник; чокаться, чопорный, чох, чохом, Печора; шов, шокировать, шоколад, шомпол, шоры, шорник, шорох, шофёр,

Шотландия, артишок; трещотка, трущоба, чащоба.

Упражнение 32.

1. Англичане всюду умеют внести свою ч…порность, негибкие нравы и скуку. (Гонч.) 2. Знамя из красного ш…лка подымалось все выше и выше. (Кудр.) 3. Зал наполнился гулом голосов, ш…рохом

платьев, шелестом разворачиваемых программок. (Петр.) 4. Лицо у ш…фера было широкое, открытое и, хоть заросло щ…ткой рыжих волос, казалось совсем молодым. (Заречн.) 5. В обязанности ж…кея входит выездка верховых лошадей под руководством тренера и непосредственное участие в скачках. (Васильев) 6. Настенные и подвесные ж…лобы строительные изготовляются из кровельной листовой стали. (Овч.) 7. Григорий Евгеньевич закутал ребятам ноги своим пальто, унес лампу. И сразу в класс, в морозное окно, отыскав в нем щ…лку, заглянула луна. (Смирн.) 8. Перестал сыпаться иней. И хрустальная тишина тонко-тонко зазвенела, запела льдинками, снегом и еще невесть чем по ш…ссейке, по всем ближним закоулкам и сугробам. (Смирн.) 9. Ваня Дух живо придвинулся к отцу, обж…г его цигаркой и сумрачно-горячим, змеино-неподвижным взглядом.

(Смирн) 10. Мать вытирает передником руки, ч…кается, но не пьет. (Смирн.) 11. Это и была конфетка, но особенная, с картами и рыжей ш…коладкой в придачу. (Смирн.) 12. Тревожить нельзя, Митя сам затихнет и крепко уснет, надолго, и все будут говорить ш…потом, жалеючи его. (Смирн.) 13. На одном был автомат и коротенькая клетчатая юбка, а на голове - перья … Ш…тландский стрелок. Его товарищ - ч…рный крупногубый сенегалец - в куртке, в зеленых штанах и в ж…лтых, высоко шнурованных ботинках … Африканский и ш…тландский стрелки. (Суб.) 14. Он вспомнил носилки, покачивание горелых, дымящихся стен какой-то берлинской трущ…бы. (Верш.) 15. Через реш…тки на окнах мы заглядываем внутрь первого этажа, вернее, полуподвала. (Суб.)

Упражнение 33. От приведенных слов образуйте существительные с суффиксами -ок или -ек; -онок или -енок; -онк- или -енк-. Объясните правописание гласных в суффиксах.

Берег, бумага, верблюд, волк, галка, душа, изба, клок, кляча, книга, козел, корова, крюк, лошадь, медведь, мужик, мышь, нога, пастух, река, рубаха, рука, собака, старик, старуха, утка.

Упражнение 34. От приведенных слов образуйте прилагательные с суффиксами -ов- или -ев-. Объясните правописание гласных в суффиксах.

Биржа, вече, вещь, грош, груша, гуж, дело, душ, еж, ерш, камыш, ключ, ковш, кумач, межа, морж, нож, парча, плечо, плод, поле, плющ, сторож, чесуча, холст.

Упражнение 35. От приведенных слов образуйте наречия на -о или -е. Объясните правописание наречий.

Беспокоящий, вызывающий, горячий, общий, певучий, свежий, угрожающий.

Упражнение 36. Перепишите, ставя слова, данные в скобках, в нужной форме. Объясните правописание падежных окончаний существительных и прилагательных.

Беседовать с (теща), жить (этаж) выше, жить в (небольшая) комната, запачкаться (сажа), идти с (ноша), любоваться древним (городище), не быть (ханжа), познакомиться с (чертеж), стена заросла (плющ), с трудом справиться с (багаж), укрыться (плащ), не хвастаться (чужая) славой.

Упражнение 37. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

I. 1. Скоро старый мундир с изношенными обшлагами протянул на воздух рукава и обнимал парч…вую кофту. (Г.) 2. Через час кляч…нка с тележкой, в которой, закутавшись в мерлушечью шубу (на случай ночных осенних заморозков), сидел Мясников, ехала далеко за городом… (Усп.) 3. Матвей сидел на берегу озера в камыш…вом шалаше. (Марк.) 4. С этого времени Федотка обрел привычку туго затягивать ремеш…чек на голодном животе. (Верш.) 5. Медвеж… нок бежал, не оглядываясь по сторонам. (Марк.) 6. Мужич…к отказался, сославшись на то, что путь не ближний. (Марк.) 7. Здесь же рядом, на подступах к новому мосту, люди, торопясь, разрушали несколько домишек. (Залыг.) 8. Привезли еще для девч…нок подушки, лоскутное, на вате, одеяло. (Смирн.) 9. Мокрый холш…вый плащ неприятно касался лица командира. (Злоб.) 10. Покрытый слоем пыли ишач…к продолжал бежать и значительно опередил хозяина. (Джум.) 11. Скворец очень требователен к жилью: чуть что-нибудь не так - суч…к в стенке выпал или влет неудобен - жить не будет. (Незлоб.) 12. Вот только Шурка, семилетний внуч…нок Варвары, сын Павла, крутится рядом. (Калин.) 13. Тяжелое колено наступило ему на грудь, а вопль его в самом начале задавил аккуратный белый узелоч…к - кляп. (Калин.) 14. Рябуха взял толстую книгу в темно-синем переплете, погладил кореш…к, улыбнулся. (Кравч.) 15. Лошадь шла медленно, прихрамывая на правую ногу. У нее было еж…вое копыто. (Васильев)

II. 1. Двери заложили кирпич…м, оштукатурили. (Гер.) 2. Милорадович вскочил с дивана. И, быстро шагнув к Дмитрию Сергеевичу, положил ему руку на плеч… . (Голуб.) 3. Жилье, переделанное из немецких бункеров, издали казалось секретарю райкома фронтовым блиндаж…м. (Верш.) 4. Алексей горяч… принялся за работу. (Кравч.) 5. А на третьей стороне забора, кроме болып…й щели, была доска, которая едва держалась. (Могил.) 6. Жалкий свой улов Алеша закрыл плащ…м. «Хорош…, хоть она не видит моего позора»,- подумал рыбак и опасливо покосился на мыс. (Пермит.) 7. Бурнин рассказал обо всем, что предпринято. Балаш…в внимательно слушал, сидя с нож…м, с полуоткупоренной банкой в руках. (Злоб.) 8. Ощущение горяч…го порыва было так свеж…, будто все это произошло минуту назад. (Марк.) 9. У соломенных шалаш…й, вокруг костров, примостились сторожа. (Кравч.) 10. Оксана заупрямилась: «Надо ж за муж…м смотреть, сынков кормить». (Кравч.)

III. 1. Зуев не помнил, сколько простоял он там, в степи, глядя на освещ…нное окно. (Верш.) 2. Трудный участок леса пришлось выкорч…вывать всей группой. (Злоб.) 3. Шествие замыкала не менее смущ…нная Татьяна. (Кравч.) 4. Сам Роман Петрович был явно польщ…н, но не выдал этого. (Кравч.) 5. После трудного боя группа солдат осталась в том же селе с ноч…вкой. (Злоб.) 6. Весна опять была особенно напряженной. (Кравч.) 7. Перекоч…вывание из одной местности в другую всем надоело. (Марк.)