Дети никитиных что стало с ними. Семья Никитиных: Удался ли эксперимент Родителей. Преимущества и недостатки системы

11 выбрали

В 60-х, 70-х и даже в 80-х эта семья была легендарной: Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины, а также их семеро детей. Малыши бегали по снегу, крутились на гимнастических снарядах, обливались водой, активно помогали родителям по дому и перепрыгивали через классы в школе…

Никитины рассказывали о себе в книгах, о них снимали документальные фильмы студенты ВГИКа, о них писали газеты, то откровенно критикуя, то восхваляя методику раннего развития. Давайте вспомним семью Никитиных…

Борис Павлович и Лена Алексеевна и их разрастающаяся семья жили в подмосковном поселке Болшево, своем доме. Их дом, почти каждую его комнату, столярный уголок и спортивную стенку мы видели на фото в многочисленных книгах Никитиных ("Мы и наши дети", "Мы, наши дети и внуки", "Я учусь быть мамой"). Делая «педагогические» акценты, Борис Павлович и Лена Алексеевна многое рассказывали и о советском быте. Так что, эти книги, в какой-то мере еще и ностальгический памятник ушедшей эпохе.

У братишек на веранде своя мастерская: верстак, тиски, молотки, гвозди - все маленькое, но настоящее. 1961 год

Вместе быстрее справимся!

Основные принципы воспитания

Никитины ключевым в воспитании детей считали раннее развитие, раннюю тренировку ума и тела. Из этой идеи и растет знаменитый никитинский термин НУВЭРС: необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Начинать развиваться лучше всего с самого раннего возраста , ведь основные способности закладываются на заре жизни.

Как помочь ребенку вырасти гармоничным? Важно дать ему делать разные шаги самостоятельно: начиная от принятия решения до воплощения его в жизнь. Решения могут быть крошечными, но пусть они будут приняты самостоятельно. Родители лишь подстрахуют и скорректируют, если нужно, сложность поставленной задачи.

Родители не развлекают ребенка, не организовывают его досуг, не хлопочут, не проявляют заботы сверх меры, не давят. Зато они мотивируют, подталкивают, страхуют, хвалят.

Вот как об этом писали сами Никитины.

«Заставлять - плохо, опекать – еще хуже, а что тогда нужно? Радоваться, просто радоваться, когда малышу что-нибудь удается, - это по нашим наблюдениям, главный стимул для успешных занятий с ребенком. Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не «срабатывает», если мы, взрослые, остаемся равнодушными к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается. Ну, а если упал? Тогда мы утешим, вытрем заплаканные глазки, ободрим («Не горюй, еще получится!») ».

Именно это в методике Никитиных было самым важным. Но было и другое: раннее закаливание, занятия на спортивных снарядах, много движения, свобода познания мира (без «нельзя!» и «не лезь!»), огромное количество творческих развивающих игр, разработанных Борисом Павловичем и Леной Алексеевной. Эти игры, кстати, можно найти на официальном сайте Никитиных.

Б.П. Никитин с сыном Алексеем (1960 г.)

Прибор для маленьких исследователей

Палочка: Это упражнение часто вызывает удивление у окружающих: как это такой маленький малыш и уже стоит? Секрет такой: малышу помогает врожденный опорный рефлекс, который уже укреплен разными упражнениями. А равновесие "палочки" держит папа.

И пособиями, которые они изобретали, но и с удивительной скромностью быта этой семьи. Как все было на самом деле? Теперь некоторые сведения о домашнем хозяйстве Никитиных воссозданы в новом издании книги «Мы, наши дети и внуки» — на основании хозяйственных записей и воспоминаний членов семьи.

У братишек на веранде своя мастерская: верстак, тиски, молотки, гвозди — все маленькое, но настоящее. 1961 год

Заработок и другие источники дохода Никитиных

Лена Алексеевна после работала в одной и той же поселковой библиотеке им. С.Н.Дурылина. В 60-70-е годы, до пенсии в 1980 году, ее зарплата составляла 80-90 руб.

Борис Павлович долгое время платил первой семье (расстались по инициативе супруги). Работал на разных работах, часто на двух-трех: учителем труда в школе, в НИИ игрушки, младшим научным сотрудником в Институте трудового обучения Академии педагогических наук. Средняя зарплата — 130 руб. Одно время обучал играть в развивающие игры как методист.

В 1976 году Б.П. вышел на пенсию — 120 руб. И наступили стабильные времена: мамины 80 р., папины 120, отдавал какую-то сумму из пенсии дедушка, который жил с нами. Плюс — стипендии старших (все учились хорошо, часто с повышенной стипендией).

Ольга: Помню, что моя повышенная стипендия в училище (34 руб. 50 коп.) все три года учебы (1976-1979) была неплохим подспорьем семье. Я оставляла себе, кажется, рублей десять на дорогу и всякие мелочи, а остальное шло в общий семейный кошелек — маме. Мне кажется, что в финансовом плане самое тяжелое время было в конце 60-х — начале 70-х годов. Дети росли, а доходы были невелики. Двух зарплат далеко не высокооплачиваемых специальностей хватало едва-едва.

Домашняя фабрика «Ниточка-Никиточка» работала в 1969-1970 гг. Трудились все. За 1 фартук получали 15-30 копеек. В день выпускали по 10-15 готовых фартуков. В 1974-1975 гг. был опыт такой же «поточной» клейки конвертов — помогали Наташе Абрамцевой (известной сказочнице, с детства прикованной к постели), которой нужен был трудовой стаж.

Гонорары

С конца 70-х Б.П. и Л.А. стали активно приглашать на выступления в разные города. Иногда они ездили каждый месяц. Объездили буквально весь Союз. Им всегда оплачивали билеты, жили они у кого-нибудь в семьях, и часто после выступления организаторы давали деньги в конверте. Из-за этих «гонораров за лекции» мама смущалась и очень расстраивалась, папа нисколько не расстраивался и не смущался, и они спорили до слёз и ссор. Папа говорил: «Ты считаешь ненужным — не бери, а я считаю, что это нормально, если люди дают деньги за твою работу. Значит, мы их заработали, можно брать». При этом, если конверта не было, папа о нем и не вспоминал.

Эти деньги, судя по всему, шли «в работу»: покупались кубики и материалы для изготовления развивающих игр, краски, книги, выкупалась часть тиража из собственных вышедших книг и т.п. Те же самодельные развивающие игры и свои книги папа постоянно дарил.

Гонорары за книги стали заметны в бюджете семьи позже. Особенно с середины 80-х, когда стали приходить деньги от книг и игр, изданных в Германии (ФРГ) и Японии. Все договоры с иностранными издательствами заключались через Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), через него же шла выплата гонораров авторам.

Государство удерживало львиную долю в свою пользу — 30% или 50% от сумм, перечисляемых иностранными издательствами. Зато гонорары выплачивались чеками Внешпосылторга, на которые покупались невиданные вещи в знаменитых магазинах «Березка». Всех детей тут же обеспечили джинсами — 50 чеков за штуку. В «Березке» покупались зимняя одежда, обувь, аппаратура, книги. Иностранных гонораров хватило на то, чтобы в конце 80-х сильно расширить и отремонтировать дом (надстроили второй этаж). Если бы не приходилось делиться с государством, конечно, Б.П. и Л.А. стали бы миллионерами. Но, как говорила Л.А.: слава Богу, обошлось.

Гонорары появились и после издания книг в Советском Союзе — миллионными тиражами. Но они были на порядок меньше, чем немецкие.

Много вещей нам приносили и отдавали. В том числе мебель. Но вообще папа все делал своими руками (полки, табуретки, тумбочки и т.п.), а одежду мама шила.


Папа с мальчиками на первом весеннем солнышке: все загорают, и никто не боится заболеть (Алеше 2 года, Антону 8 месяцев). 1961 год

Льготы и пособия

Государство до 1974 года практически не поддерживало. Декретный отпуск составлял 56 дней до и 56 дней после рождения ребенка. Пособий на рождение не было. Они появились только в 1974 году и выплачивались, пока дети были совсем маленькие — по 8 руб. на ребенка (согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.09.1974 г. № 752, — 12 рублей. — Примеч. ред.). Было бесплатное питание в школе, но детям оно совсем не нравилось. Раз в год выдавали зимнюю одежду и обувь.

Жилье и коммуналка

В 1962-1971 годах жили в щитовом финском домике, поставленном Б.П. с помощью родных. Печку топили дровами, воду носили из колонки, стирали вручную.

В 1971 году этот домик пошел под снос, в предложенные семье две квартиры не поехали, предпочли уже с семерыми переехать в бывшую генеральскую дачу довоенной постройки с участком 40 соток. Там было свое паровое отопление (папа следил, чтобы в доме было прохладно — 16-18 градусов, не больше) и водопровод с холодной водой, туалет во дворе. Часть денег выплатила администрация поселка, которая сносила наш старый домик, часть привез дедушка (папин отец, переехавший к нам в то время). Остальное взяли в долг. Долг за эту дачу (около 3000 руб. — это было гигантская сумма, столько стоил автомобиль «Запорожец») выплачивали потом несколько лет.

Коммунальные платежи, скорее всего — не более 5% от общего дохода. Баню (на дровах) построили друзья. Электричество, правда, зря не горело — за этим следили, но без излишнего педантизма.

Пылесос и стиральная машина появились еще в старом доме. Телефон поставили только около 1980 года, когда к нам переехала — персональный пенсионер. Стирать часто ездили в прачечную самообслуживания за две остановки на электричке — адское мероприятие! Мама обычно брала с собой двоих помогать. Жарища, пар, духота, очереди, воздуха не хватает... Загружали сразу пять машин. Там же гладили.

Мебель, одежда и другое

Одежды у мамы и папы было мало. Похоже, они особенно не обращали на это внимания. Мама много шила и перешивала сама. У папы был один костюм, который он всегда носил без галстука — на работу и на выступления. А дома был в спортивном костюме. Мама не без смущения купила себе два новых костюма в «Березке», только когда ее пригласили вести ТВ-передачу «Для вас, родители!» — деваться было некуда. Эти костюмы у нее прожили лет 15, потом мы еще их носили, перешитые.

Маленьким одежда покупалась очень редко. В основном, носили то, что нам отдавали, а мама переделывала под нас. Обычный комплект младших: домашнее — трусики-маечки, одна школьная форма, один вариант одежды «на выход». Обувь — 1-2 пары: сандалеты, резиновые ботики, валенки. Шарфы не водились. В 80-х появились зарубежные гонорары, и родители в первую очередь одевали нас, а не себя.

Мебель начали покупать в 80-е годы. До того что-то нам отдавали, многое папа мастерил сам. Когда стали появляться деньги, папа легко ссуживал друзьям и вообще любому, кто просил. Случалось, что и не отдавали. А он, хоть все расходы и записывал, никогда не требовал долги обратно. К деньгам у нас в семье всегда относились спокойно.

Родители собрали огромную библиотеку. Специальная литература по педагогике, психологии и многим другим областям знаний. А также художественная литература, мировая классика, в том числе для детей.

Газеты и журналы выписывались всегда: «Правда», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Учительская газета»; журналы «Изобретатель и рационализатор», «Техника — молодёжи», «Семья и школа», «Наука и жизнь», «Новый мир», «Огонек» (для бабушки), «Химия и жизнь» (Антону); детские: «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер». Время от времени бывали еще «Пионерская правда», «Здоровье», «Юность».

Еще покупали инструменты и всякие приборы — в мастерскую, на кухню. Разнообразные весы, динамометры, секундомеры, диктофон и пр.

Анна Ермакова (Никитина) с внучкой Варей


«И что же? Где эти «дети Никитиных»? Кем они стали? Сколько у них детей? Как они их воспитывают?» – эти вопросы если и не дословно в таком виде встречаются в интернете, то буквально витают между строк тех, кто так или иначе отзывается об «опыте семьи Никитиных»

Что ж, я могу ответить коротко. Четыре семьи живут в г. Королёве (в двух частных домах), одна – в Москве, одна – в Ярославле и одна – в Лондоне. В четырёх семьях моих братьев и сестёр выросло по двое детей (от 30 до 15 лет), у меня – четверо (от 26 до 13 лет), у одного брата – пятеро (от 12 до 4 лет), а у младшей сестры – девять (от 20 до полугода). С 2009 года начали появляться и правнуки Никитиных – пока трое, но зато все родились дома (для сравнения: из 26 внуков Никитиных дома родились 12 младших).

Алексей , 1959 г.р., – всю жизнь с электроникой (физфак МГПИ им. Ленина);

Антон , 1960 г.р., – химик, имеет несколько патентов на изобретения в этой области (химфак МГУ);

Ольга , 1962 г.р., – юрист крупной фирмы (юрфак МГУ);

Я, Анна , 1964 г.р., – медсестра (Московское медучилище № 3); ещё диспетчер по транспорту (работаю без специального образования);

Юлия , 1966 г.р., – главный редактор одной из региональных газет (Московский институт культуры);

Иван , 1969 г.р., – инженер-механик (Королёвский механический техникум) и видеооператор (высшие курсы ВГИКа);
Любовь, 1971 г.р., – библиотекарь с небольшим стажем (библиотечный техникум); в основном – домохозяйка, мама девяти детей (в детсад никто не ходил и не ходит).


1976 г. В первом ряду: Антон, Аня, Борис Павлович, Лена Алексеевна, Люба, Оля, Алёша. Сзади – Юля и Ваня


До вузов все получали среднее специальное образование (пять красных дипломов). Я и Люба в вузы не поступили – она и не пыталась, а у меня было 4 попытки: две – в МГУ и две – в мединституты (дважды «проваливалась», а ещё два раза забирала документы, не сдавая вступительных экзаменов до конца).

По государственным дипломам можно сделать какие-то промежуточные выводы о нашем образовании. Но, как говорит наша мама, не важно, кто кем из нас стал, важно – каким. А кто это определит? Есть наш внешний вид, который можно увидеть на фотографиях, можно перечислить свои достижения. Куда труднее рассказать о своём внутреннем росте, о своих увлечениях… Тем более, что все мы – такие разные! Это и по профессиям видно, ведь каждый искал своё – согласно своему характеру и устремлениям. Я уверена, что все мои братья и сёстры – неплохие профессионалы, но мало кто из нас скажет, что полностью состоялся – всё время приходится учиться.

Не считаю себя вправе рассказывать подробно о других. Одно скажу: братья и сёстры у меня замечательные! А вот по своей автобиографии попробую пробежаться – какими же, условно говоря, профессиональными навыками я обладаю? Даже самой интересно – что получится?


На фото мне 12 лет. А на руках у меня новорожденная дочка наших хороших друзей. Теперь эта девочка – уже мама четырёх замечательных дочек, рождённых дома, талантливый архитектор, музыкант и стройная красавица.


Итак, моё образование – как самого «среднего» ребёнка из семьи Никитиных.

Дошкольное детство – много воспоминаний, и, видимо, самых главных для моего будущего образования, но о них не сейчас. Только о двух моментах скажу: во-первых, совершенно не помню такого времени, чтобы я не умела читать – впечатление, что умела всегда. А во-вторых, мне было, оказывается, 4 года, когда я подсчитала, сколько в году «помещается» недель («52! Столько, сколько тебе лет, папа!»). До школы вообще не могу вспомнить, чтобы меня чему-то учили.

Про свою учёбу могу сказать: в 7 лет я пошла сразу во 2-й класс, проучилась 2 года. Закончив начальную школу, пошла в 4-й, но через полгода «перескочила» в 5-й (училась 3-ю четверть), а потом сдавала экзамены в 6-й класс, и уже последовательно закончила 10 классов.

После окончания Болшевской школы № 1 (средний балл аттестата – 4,6) поступила в Московское медучилище № 3, и в 17 лет (1981 г.) с отличием его закончила; два года работала в Морозовской детской больнице (ДКБ № 1) в кардио-ревматологическом отделении. В апреле 1983 года вышла замуж, полгода проработала в хирургическом отделении районной больницы (г. Очер Пермской области) процедурной медсестрой (делала до 100 и более инъекций за день, в т.ч. до 10-12 капельниц… – неплохая «медпрактика»), и в марте 1984 года ушла в первый декретный отпуск.

К 23 годам уже было трое детей (1984, 1985 и 1987 г.р.), которых ни в какие ясли-сады даже и не думала отдавать. Бабушек или нянек рядом не было, муж много работал, и с детьми занималась я, хотя никогда специальных занятий не устраивала – времени на это практически не было. Все дела – вместе: готовим ли еду, стираем, убираем, в огороде ли копаем-сажаем. Играть-гулять-путешествовать, конечно, тоже вместе! С детьми всё делать значительно интереснее, чем одному (только медленнее – это да!). Обучение детей математике, чтению, даже письму – во время дел. До школы ни на какие дополнительные занятия не водила, но к школе дети были сообразительнее, чем после окончания начальных классов. И закончили школу неплохо, и в вузах бесплатно учились, но о детях своих – опять же, не сейчас…

Вышла на работу, когда младшей дочке исполнилось 4 года, в 1991 году, – медсестрой школы, куда пошёл учиться наш старший сын. Сначала это была гимназия Александра Георгиевича Овчинникова (школа «Диалог» – удивительное было время и удивительные люди там работали!), потом гимназия «Диалог» стала ядром школы АПЦН (Авторского Педагогического центра Никитиных) – об этом времени отдельный рассказ. Работала там до 1997 года – последнего моего декретного отпуска. В 2001 году вышла на работу в международную транспортную фирму – была необходимость в заработке, т.к. муж после тяжёлой травмы в конце 2000 года остался без работы на три с лишним года.

Сейчас всё больше меня «забирает» другая работа… домашние роды. Этой профессии – помогать женщинам в родах – учусь уже 15-й год. С 1996 года – 85 родов, но 11 из них – всё-таки с провожанием в роддом. Сама родила дома только младшего сына (сейчас ему 13 лет). Как человек с медицинским образованием, к домашним родам пришла не сразу, и очень благодарна всем людям и обстоятельствам, которые не просто приблизили меня к ним, но и погрузили. Эта профессия всё больше поворачивает меня к себе: за 10,5 месяцев 2010 года – 19 родов (много для меня! раньше было от 3 до 11 за год). Эта тема для меня огромна, и не хотелось бы говорить о ней между делом.

Что-то среднее между работой и увлечением – это моя профессия машинистки. Ещё в 12 лет научилась печатать на печатной машинке слепым методом, и в лучшее своё время (где-то в 15 лет) развивала на ней скорость до 300 знаков в минуту. Кроме меня в семье ещё печатали папа и сестра Оля (оба – тоже вслепую), но перепечатывать все рукописи будущих книг приходилось мне. У Оли была серьёзная учёба (юрфак МГУ), а у папы, конечно, хватало других дел. У меня же распечатка получалась быстро и в удовольствие. Конечно же, помогала в этом нашим знакомым и друзьям (дипломы, курсовые, статьи), особенно интересно было печатать рукописи Ж.С.Соколовой – книга «Родителям ХХI века» и Г.П.Сологуба «Каждая минута жизни».

Был небольшой отрезок времени, когда эта работа меня и кормила: сидела дома с детьми, а брат Алексей подкидывал перепечатку текстов в электронном виде – вот когда я почувствовала разницу между компьютером и машинкой (скорость на ПК доходила до 600 знаков в минуту!).

Отдельно хотелось бы сказать о других своих увлечениях. Это и вязание (сейчас вязать удаётся очень редко, а когда дети маленькими были, успевала!), которому меня научила одна замечательная женщина (о ней и её шести детях – отдельный рассказ); и приготовление домашних тортов (любим вместе с дочками делать к дням рождения «особенные» торты: в виде медали или замка, ноутбука или озера, окна или пня, вплоть до торта в виде гитары и даже объёмной коляски!).

Но особенно тепло я отношусь к своему увлечению музыкой. Я всегда любила петь-напевать. С 12 лет брала пример с Алёши, когда он в педучилище учился игре на фортепиано: разучивала по нотам (зная только азы нотной грамоты) понравившиеся мне мелодии. С листа никогда не могла хорошо играть и тем более петь сольфеджио, но пианино осваивала упорно и самостоятельно. Любила играть вальсы (Штрауса, Шуберта, Гуно, Шопена, Грибоедова), небольшие этюды, польки, полонез Огинского, первую часть Лунной сонаты Бетховена – всё наизусть, и всё не совсем правильно (в смысле постановки руки, ритма). Однако такое исполнение помогло мне несколько лет назад «растопить» одного человека, убеждённого, что в «методике Никитиных» вообще нет места искусству…

В 28 лет пошла учиться играть на гитаре, с нуля за полгода сдала двухгодичный курс классической игры на гитаре, стали сочиняться песни и стихи. Но «концерты» перед незнакомыми для меня слушателями давала только дважды: один раз – перед пятиклассниками (по просьбе их классной руководительницы), а второй раз… перед профессионалами-литераторами – на презентации книги знакомого писателя, который попросил меня поучаствовать. Исполнила три песни на стихи А.С.Пушкина с небольшими комментариями; после окончания презентации ко мне подошли несколько человек и спросили, где я выступаю. Меня стало распирать от гордости (вот он – опиум успеха!), стало весело, захотелось что-нибудь выдумать, но я честно призналась, что не профессионал. На самом деле, эти выходы на публику – не столько чтобы себя показать, сколько попытка избавиться от своей робости перед незнакомой аудиторией.

Ещё чему училась? Три года назад честно отходила на курсы по вождению автомашины – в 42 года первый раз села за руль. Еле-еле, но получила водительское удостоверение, однако на этом поприще пока хвастаться нечем – видимо, НУВЭРС* сказывается… Ещё… Да много чему хотела бы научиться. Например, вообще не владею ни одним иностранным языком. Быть может, как возникнет необходимость – займусь.

Всё, что я здесь пишу о своём «образовании», на мой взгляд, ничего особенного и выдающегося не представляет. Знаю, каждый упорный человек может добиться куда большего. Просто хотела на собственном живом примере разглядеть, насколько «много» даёт нам официальное образование и скольким профессиям – без кавычек – можно обучиться самостоятельно.

И снова поразилась, как много дало мне дошкольное детство – в первую очередь, необходимые инструменты для дальнейшего обучения: выразительное чтение (а значит, и грамотность), быстрый устный счёт, крепкое здоровье и большое желание работать руками, а также упорство в освоении нового вместе с умением рассчитывать свои силы и возможности. А то, чему учили меня в школе, пригодилось в таком минимальном количестве, что можно даже сказать: кроме опыта общения (которое, безусловно, необходимо и бесценно), больше она мне ничего не дала. Медучилище научило многому – и практическим навыкам, и теория была интересной; работа в больницах – тоже опыт, но разный! На самом деле, давно всем известно: только практика учит по-настоящему. Почему же наша бедная школа до сих пор… как это правильно выразиться? Папа назвал её «школой-иждивенкой». Но это разговор отдельный.

Конечно, здорово уметь хорошо делать какое-то одно или несколько дел, быть профессионалом в чём-нибудь. Работа увлекает, иногда захватывает с головой – особенно людей творческих! Для такой работы нужно много времени.

Но для меня огромной и очень важной частью жизни остаётся семья. Вся моя большая семья: и мои мама с папой, и братья-сёстры со своими детьми, и мои дети. Мы продолжаем считать себя одной большой семьёй – часто справляем вместе дни рождения, а теперь и свадьбы; устраиваем соревнования, концерты; стараемся собираться на общие дела. Иногда удаётся подготовить спектакли. Наши «артисты» – обычно все младшие, от 13 до 5 лет (ради них, в основном, всё и затевается), их у нас не так мало (9 человек!), поэтому организация хромает, а значит, и на выходе масса недоработок. Зато последний спектакль, который, репетируя втайне, готовили к свадьбе племянницы, удался по-настоящему. Но здесь основная заслуга – одной из моих дочек. Вообще, дети у меня…

Они уже взрослые, я даже не могу считать их «детьми». Они – мои друзья и постоянные учителя** И, кстати, неплохие профессионалы, хотя интересы у всех разные: старший сын – инженер (МГТУ им. Баумана, красный диплом) – работает по специальности; старшая дочь – врач-стоматолог (МГМСУ им. Сеченова, одна лишняя четвёрка для красного диплома), сейчас ординатор 2-го года; младшая дочка – учитель истории (ПСТГУ – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) – работает по специальности в школе; младший сын – ходит в 7-й класс обычной школы, любимые уроки – труд и физкультура, занимается дзюдо (1-й юношеский разряд), любит готовить (какое-то время мечтал быть поваром). Прогнозировать, чем он будет заниматься в будущем, не берусь.

Никогда не требовала с детей отличных оценок, однако учились все хорошо. Но я больше радовалась не дочкиной золотой медали, а тому, что они с подругой подготовили к своему выпускному замечательный музыкально-акробатический номер (костюмы себе сами шили, а с режиссурой им помогла преподавательница по акробатике, и, несмотря на то, что девчата уже два года не занимались, номер получился!).

Знаю, что именно умениям, а не оценкам, радовался бы и их дедушка, наш папа. А для бабушки Лены, нашей мамы, прежде всего, важны во внуках не столько «деловые качества», сколько их большая дружба между собой, желание и умение прийти на помощь, доброта и щедрость. У меня не только сыновья и дочки такие, знали бы вы моих замечательных племянников! Я уж не говорю о моей внученьке и внуках моих сестёр. Право же, о каждом можно уже сейчас написать не меньше, чем я написала о себе.

* НУВЭРС – «необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей» – гипотеза Б.П. Никитина, в соответствии с которой человек с годами утрачивает способности к развитию.

**Моя мама называла нас, своих детей, «мои семь университетов». Я согласна: свои дети – это очень неплохое образование, если, конечно, не сбегаешь с «семинаров», не нанимаешь «репетиторов» и не избегаешь постоянных «тренингов».

Всех своих семерых детей Никитины воспитывали в гармонии. Они не мешали им развиваться, а способствовали этому.

Принципы системы Никитиных

Воспитание – это та основа, которую будет использовать малыш в дальнейшей жизни. И многие родители хотят видеть своего маленького сына или дочь успешным, воспитанным человеком. А для того чтобы это сделать, согласно методике Никитиных, мамам и папам следует отказаться от двух моделей поведения со своими детьми:

  • Чрезмерная организованность. Многие родители хотят дать своему малышу по максимуму знаний, заинтересовать его тем, что интересно им, не оставляя ни минуты свободного времени на то, что интересно маленькому человеку. В таких семьях родители слишком опекают детей. Они диктуют, что им делать, решают, чем те будут заниматься, что оденут на прогулку, а в дальнейшем, куда буду поступать, с кем общаться и создавать семьи.
  • Полная заброшенность. Это абсолютная противоположность предыдущему случаю. Родители практически не участвуют в жизни детей. Они не интересуются, чем те увлекаются, о чем мечтают. Ведь на первом месте для них физиологические потребности. Если сын или дочь сыты, здоровы и одеты – они счастливы и больше ни в чем не нуждаются.

По системе Никитиных родители не должны игнорировать своих детей, но и чрезмерно опекать их, ограждая от внешнего мира, тоже. В воспитании своих детей они придерживались золотой середины, формирующейся на основных принципах их системы:

  1. Каждый малыш в праве самостоятельно выбирать то, чем он хочет заниматься. При этом родители должны правильно подтолкнуть его к тому, что физическое и интеллектуальное развитие должны одинаково присутствовать в его жизни.
  2. Не стоит кутать своего малыша. Одежда должна соответствовать сезону, быть максимально легкой и комфортной. Чем ее меньше – тем лучше.
  3. Малыша как можно раньше нужно познакомить со спортивными снаряжениями, помочь разобраться с ними и на собственном примере показать, как правильно их использовать.
  4. Родители должны быть для своего малыша поддержкой, которой он в любой момент может воспользоваться. Они должны проявлять интерес к его жизни.

Как вызвать желание заниматься?

Методика раннего развития Никитиных поможет разобраться в вопросе, который так часто можно услышать от молодых родителей – как вызвать у ребенка желание заниматься? Все очень просто. Достаточно создать такие условия развития, которые опережают этот процесс.

В арсенале младенца не должны быть игрушки подходящие сугубо его возрасту. А вот интересные развивающие игры для старших детей или плакаты на стенах, различные приборы будут очень кстати. С раннего детства малыш будет тянуться к тому, что не совсем для него понятно. И это отличные условия для новых познаний, овладения навыками. Во всех этих порывах к познанию нового должны присутствовать и родители. Они находятся рядом, но не выполняют за малыша непосильные задачи.

Цель их присутствия:

  • Похвалить
  • Поддержать
  • Помочь решить возникшую проблему, но не сделать это за дочь или сына.

При изучении чего-то нового многие дети сталкиваются с тем, что у них многое не получается. В этот момент их нужно успокоить, подбодрить и смотивировать, но никак не ругать и упрекать в неудаче.

Физическое развитие в семье Никитиных

Никитины уделяли большое внимание вопросу физического развития своих детей. Они воспитали своих их закаленными, выносливыми, редко болеющими.

Для того чтобы достичь этого результата с раннего детства детей нужно:

  • Знакомить со спортом
  • Кормить здоровой пищей, не перекармливать
  • Одевать в удобную одежду, не сковывающую движений
  • Закаливать.

Закаливание с детства – это залог крепкого иммунитета. Что для этого рекомендуют делать Никитины:

  • Обливаться холодной водой
  • Ходить босиком по снегу
  • Соблюдать определенную температуру воздуха в помещении.

Интеллектуальное развитие по данной системе

Физическое и интеллектуальное развитие в системе Никитиных стоят на одном уровне. Ведь человек должен быть не только сильным и здоровым, но и умным, способным решать непредвиденные вопросы, находить выход со сложных жизненных ситуаций.

Для того чтобы обеспечить должное интеллектуальное развитие своим детям, а также передать этот опыт другим родителям, Никитин разработал огромное количество интеллектуальных игр. И все они имеют одну особенность – не оглашение правил.

Изначально это может показаться странным. Как маленький ребенок может понять, правила игры, которую он видит впервые? На самом деле все намного проще. Начиная играть, малыш вникает в суть происходящего, наблюдает за остальными игроками, делает соответствующие выводы. Опираясь на них, анализирует, задействовав интеллектуальное мышление. Если же ему не удалось разобраться с правилами игры, ее откладывают до более подходящего времени.

Большая часть созданных Никитиным игр рассчитана на то, чтобы не ограничивать детей в творчестве. Поэтому на основе имеющихся игр можно создавать новые.

Примеры игр по системе супругов Никитиных

В воспитании своих детей Борис Никитин признавал только игры, которые сам же и разрабатывал. Они очень нравились его малышам, ведь были подобраны в соответствии с их возрастом. Большинство из них были многоуровневыми – ими могли играть как младенцы, как и дошкольники, школьники.

В качестве примера можно рассмотреть 4 игры, которые разработал Борис Никитин.

Сложи узор Никитина

Это одна из самых простых игр, которую сможет осилить 1,5-годовалый малыш. Но и дети старшего возраста могут в нее играть. Только в этом случае усложняется поставленная задача.

Основой игры являются кубики Никитина в количестве 16 штук. Размер каждого ребра составляет 3 сантиметра, а каждая грань окрашена в определенный цвет.

Суть игры – родители усаживаются рядом с детьми и предлагают сложить определенный узор из кубиков. Для начала можно попробовать собрать линию одного цвета, затем чередовать цвета, а после переходить на более сложные узоры. Важным нюансом является то, что окончить игру следует до того, как дети потеряют к ней интерес.

Это также универсальная игра, которая подойдет для детей от 2 лет и старше. Представлена она множеством разных геометрических фигур. Из них нужно собрать квадрат. Для самых маленьких это предлагается сделать из 2 фигурок – треугольников, прямоугольников или других частей, из которых может состоять обозначенная в задании фигура. Освоив этот уровень можно переходить к следующему. Количество фигур, из которых нужно собрать квадрат, в зависимости от возраста детей, увеличивается.

Смысл этой игры – это создание объемных фигур в соответствии с разработанными Никитиным схемами. Сделать это предлагается из 27 кубиков, 3 грани каждого из которых окрашены в определенный цвет. Несмотря на простые правила и прилагающуюся схему игра не так уж и проста. А все дело в цветах, а вернее их сочетании – они довольно редкие.

Для детей доступно 60 заданий. Первые задания можно выполнять с детьми от 1,5 до 3 лет.

Многие дети не любят их и не понимают, но в школьной программе они присутствуют и от этого никуда не деться. Как раз для этого случая предусмотрена эта игра. С помощью нее детей в возрасте от 3 до 5 лет можно познакомить с таким непростым понятием, как дроби.

Набор для игры представлен 3 фанерками, размер каждой из них равен альбомному листу. Для каждой фанерки предусмотрено 4 круга одинакового размера. Отличия их заключаются в цвете и сечении фигуры. Первый круг целостный, второй разделен на 2 части, третий на три и так дальше. Самый последний круг состоит из 12 частей.

Польза игры заключается в том, что дети могут повторить цвета, пересчитать части каждого круга и сравнить между собой дольки, взятые из разных кругов. Это отличный способ наглядно увидеть и понять, почему 12 часть целого круга меньше чем 6.

Это лишь часть игр, разработанных Никитиным. На них выросло не одно поколение детей. Они эффективны и познавательны. В процессе игры дети лучше усваивают новый материал.

Преимущества и недостатки системы

Воспитывая детей по данной системе, многие родители отмечают то, что они в развитии значительно опережают своих сверстников.

  • Имеют устойчивый ко многим заболеваниям иммунитет. Даже если организм подкосила инфекция или вирус, он намного быстрее, без осложнений справится с этим.
  • Любознательные, стремятся к чему-то новому.
  • Всегда готовы к любым жизненным трудностям, не боятся ошибиться, быстрее находят правильный выход из любой ситуации.
  • Интеллектуально развиты.

Несмотря на преимущества данной системы, есть родители, которые отмечают некоторые негативные стороны такого воспитания.

Заключаются они в следующем:

  • Ребенок сам выбирает, чем ему заниматься. В школе это существенно сказывается на его успеваемости, ведь в изучение неинтересных для него предметов он не углубляется.
  • Система предусматривает тесный контакт детей с родителями, лишая их возможности общаться и развиваться вместе со своими сверстниками. Это может привести к тому, что их круг общения становится ограниченным.

Многие родители видя, что их малыш в интеллектуальном развитии опережает своих сверстников, пытаются дальше развивать его способности. И не находят ничего лучшего, чем записать их в классы или школы с определенным уклоном. Бывает и так, что дети попадают в класс, где ученики по возрасту старше его. Он чувствует себя ущемленным, нередко у него возникают проблемы с социализацией.

Решив взять за основу воспитания своего малыша систему Никитиных, стоит еще раз хорошо взвесить все ее плюсы и минусы. Некоторые родители, которые являются ее приверженцами, отмечают для себя и используют только некоторые принципы, вносят в методику свои коррективы. Ведь только родители знают, что нужно их малышу, каким должно быть его воспитание и развитие. И никто не вправе навязывать им свое мнение, касающееся этих вопросов.

Безусловно, здоровье и интеллектуальное развитие ребенка важно для родителей. Но его душевное состояние и хорошее настроение куда важнее.

Видео о семье Никитиных