День памяти жертв геноцида армян. На пути к трагедии

День памяти жертв геноцида армян отмечается ежегодно 24 апреля. В этот день в 1915 году в Османской империи были арестованы и впоследствии убиты более 800 представителей армянской интеллигенции. В мае-июне 1915 года началась массовая резня и депортация. Результатом геноцида стало уничтожение 1,5 миллиона армян и полное исчезновение исконного населения из исторических районов Западной Армении.

Массовое уничтожение и депортация - , оставившая тяжелый след не только на всей последующей его истории, но и на его национальном самосознании. Уничтожение армян в Османской империи считается первым геноцидом XX века.

В 1914 году, до Первой мировой войны и геноцида, во всем мире было около 4,1 миллиона армян. 2,1 миллиона жили на территории Османской империи, 1,7 миллиона - в России (на территории Восточной Армении, входившей в Российскую империю, жили 1,3 миллиона армян), 100 тысяч - в Персии, и 200 тысяч - в других странах мира.

Геноцид армян был осуществлен в 1878-1922 годах на территориях Османской империи (Турции), исторически именуемых Западной Арменией (ныне Восточная Анатолия), населенных в то время преимущественно армянами (они составляли 65-75% населения).

Политика, приведшая к геноциду армян, была обусловлена, прежде всего, господствовавшей в Османской империи идеологией пантюркизма, отличавшейся нетерпимостью к нетюркским народам.

В истории геноцида можно выделить два периода. Если на первой стадии (1878-1914 годы) задачей было удержание территории порабощенного народа и организация массового исхода, то в 1915-1922 годах во главу угла было поставлено разрушение этнического и политического армянского клана, препятствовавшего осуществлению программы пантюркизма. До Первой мировой войны разрушение армянской национальной группы осуществлялось в форме системы повсеместных одиночных убийств в сочетании с периодической массовой резней армян в отдельных районах, где они составляли абсолютное большинство. В 1894-1896 годах было убито 300 тысяч армян, в 1909 году - 30 тысяч. Уже тогда сотни тысяч армян были вынуждены покинуть свою родину.

В феврале 1915 года на специальном совещании правительства идеолог младотурок доктор Назим-бей изложил план полного и повсеместного уничтожения армянского народа: "Необходимо полностью истребить армянскую нацию, не оставляя на нашей земле ни одного живого армянина. Даже само слово "армянин " должно быть стерто из памяти...".

24 апреля 1915 года, в день, ныне отмечаемый как День памяти жертв геноцида армян, были арестованы и впоследствии убиты более 800 представителей армянской интеллигенции, в числе которых были писатели Григор Зохраб, Даниел Варужан, Сиаманто, Рубен Севак. Не вынеся смерти друзей, лишился рассудка великий композитор Комитас. В мае-июне 1915 года началась массовая резня и депортация армян в Западной Армении.

Результатом геноцида стало уничтожение 1,5 миллиона армян и полное исчезновение исконного населения из исторических районов Западной Армении. Около 1 миллиона бежали или были выселены турками в Месопотамию, Ливан, Сирию через пустыни. Геноцид стал причиной рассеяния армян, которые сегодня в большинстве живут за пределами исторической родины.

По разным источникам, численность армян в сегодняшней Турции колеблется от 60 тысяч до 80 тысяч человек . Значительная часть армянского населения проживает в Стамбуле, где сохранилась 50-тысячная община.

Точное число армян определить сложно, поскольку с 1915 года, спасаясь от убийств и погромов, множество армянских семей сменило вероисповедание.

Уже много лет армяне всего мира добиваются того, чтобы международное сообщество официально и безоговорочно признало факт геноцида, поскольку столь тяжкое преступление против человечества не может иметь срока давности.

Факт геноцида армянского народа . Первым это в 1965 году сделал Уругвай, примеру которого последовали Россия, Франция, Италия, Германия, Голландия, Бельгия, Польша, Литва, Словакия, Швеция, Швейцария, Греция, Кипр, Ливан, Канада, Венесуэла, Аргентина. Геноцид армян признали также Ватикан, Европейский парламент, Всемирный совет церквей.

Из 50 штатов США 42 официально признали и осудили геноцид армян, а также объявили 24 апреля Днем памяти жертв геноцида армянского народа. Признавая "массовое уничтожение армян в Османской империи", правительство США, однако, никогда не упоминало слово "геноцид".

Армянская община США уже давно добивается принятия конгрессом резолюции, признающей факт геноцида армянского народа. Попытки провести эту законодательную инициативу предпринимались в конгрессе не раз, однако они так и не увенчались успехом.

В марте 2012 года резолюция по геноциду армян .

Вопрос признания геноцида является одним из главных препятствий в нормализации отношений между Арменией и Турцией. Имея общую границу протяженностью 330 километров, Армения и Турция до сих пор не установили дипломатических отношений , а армяно-турецкая граница закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары.

Турция традиционно отвергает обвинения в геноциде армян и крайне болезненно реагирует на критику со стороны Запада по этому вопросу.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Армяне всего мира отмечают День Памяти жертв геноцида

24 апреля в День Памяти жертв геноцида армян в Османской империи 1915-1922 годов во всех остальных населенных пунктах Армении и Нагорного Карабаха, а также в зарубежных странах, где проживает армянская диаспора, проходят традиционные траурные мероприятия, посвященные полутора миллионам жертв геноцида.

В своем сегодняшнем обращении к армянскому народу, посвященном 94-ой годовщине со дня геноцида армян, президент Армении Серж Саргсян заявил, что преступления против человечества не имеют срока давности ни в памяти народов, ни перед судом истории.

"Международное признание и осуждение геноцида армян для армянского народа и для Республики Армения - вопрос восстановления исторической справедливости. Армянский народ не одинок в вопросе осуждения этого преступления. Мы выражаем поддержку тем борющимся за историческую правду представителям турецкой интеллигенции, кто разделяет нашу боль. Мы многократно отмечали, что процесс международного признания геноцида не направлен против турецкого народа и признание Турцией геноцида не является предварительным условием для установления дипломатических отношений между Арменией и Турцией",- сказал Саргсян в своем послании к армянскому народу.

Премьер-министр Тигран Саркисян также обращаясь с посланием к народу отметил: "Уверен, что благодаря нашим общенациональным стараниям, цивилизованный мир все же убеждается, что наше требование о международном признании геноцида армян направлено не просто на признание исторической действительности, а на пресечение подобного явления в любой точке земного шара в дальнейшем".

Напомним, что в результате геноцида армян, осуществленного правительством младотурок и начатого 24 апреля 1915 года с уничтожения представителей армянской интеллигенции, под прикрытием депортации было убито свыше 1,5 миллиона армян, около 600 тысяч покинули свои историческую родину и рассеялись по всему миру.

Именно трагические события начала прошлого века в Османской империи стали причиной образования армянских колоний во многих странах мира. Общая численность армян, живущих в мире сегодня составляет около восьми миллионов, из которых 3,5 миллиона живут в Армении, два миллиона в России, свыше полутора миллионов - в США, из них один миллион в штате Калифорния. Остальная часть армян проживает в Нагорном Карабахе, Европе, из них полмиллиона во Франции, большие общины армян имеются также в Иране, в странах Ближнего Востока, Австралии.

Геноцид армян в Османской империи с 1915 по 1922гг. признали 42 штата США , в школьные учебники по истории этих штатов внесены главы о геноциде армян в Османской империи. На сегодняшний день геноцид признан 21 страной, среди которых Канада, Аргентина, Швейцария, Россия, Бельгия, Франция, Польша, Словакия, Нидерланды, Уругвай, Греция, Кипр, Ватикан и другие.

В феврале Армянская ассамблея Америки выразила надежду, что новый в Османской империи. Между тем 53 общественные организации Азербайджана и Турции обратились к президенту США Бараку Обаме с призывом не называть события 1915 года геноцидом в своем ежегодном традиционном обращении к армянской общине США 24 апреля.

В своей резолюции, принятой 18 июня 1987 года, Европарламент признал факт геноцида армян в Османской империи в 1915-17 гг. и потребовал от Совета Европы оказать давление на правительство Турции, с целью признания последней геноцида армян в 1915-17 гг. Европарламент признает, что сегодняшняя Турция не может нести ответственности за преступления, совершенные против армян в Османской империи. Следовательно, подчеркивается, что вследствие признания факта геноцида не могут возникнуть какие-либо политические, правовые или материальные претензии в адрес нынешней Турции.

24 апреля армяне всего мира отмечают самую скорбную дату в своей истории: годовщину начала "Великого Злодеяния" - геноцида 1915 года

В конце марта 2018 года в Армении было на удивление тепло и солнечно даже для столь южной широты. Нежная зелень, цветущие сады и столь долгожданные каждым русским человеком после нашей долгой зимы майские запахи. В те дни еще ничто не предвещало апрельских политических волнений. Завершался Великий пост: скромные в своем внутреннем убранстве армянские храмы украшались свежей зеленью, традиционной в канун великого праздника Входа Господня в Иерусалим, на Руси широко известного как Вербное воскресенье.

В те дни мы, участники международной конференции "Традиционные ценности - вызовы современности", собрались в Эчмиадзине - древней духовной столице армян. Тема обсуждения была более чем острой: как наша восточно-христианская цивилизация способна противостоять тому колоссальному внешнему давлению, которое в разной степени затронуло все народы разрушенной столетие назад Империи. Разрушенной в результате исторической катастрофы, одним из прологов к которой стали кровавые события 1915 года, вошедшие в историю как геноцид армян. Той самой катастрофы, о которой в Армении знает каждый младенец, а на многих домах, автомобилях и даже на одежде можно встретить ее скорбный символ - фиолетовую незабудку.

Мы выходим из эчмиадзинского храма святой преподобномученицы Гаянэ (Гаиании) - памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО и места погребения нашей общей святой, почитание которой объединяет различающиеся в догматике Армянскую Апостольскую и Поместные Православные Церкви. Воздух свеж и прозрачен: вдали, за турецкой границей, виднеются две вершины Арарата, напоминающие в том числе и о трагических событиях столетней давности.

На пути к трагедии

Историческая память - штука сложная, а порой и причудливая. Каждый русский (по меньшей мере, старшего поколения) знает, пусть зачастую не благодаря урокам истории, а произведениям Лермонтова и Льва Толстого, об Отечественной войне 1812 года. Слава Богу, свежа память о Великой Отечественной войне и еще живы ее последние ветераны. А вот о другой Великой войне, Первой мировой, в советские годы прозванной "империалистической", мы практически ничего не знаем. А еще меньше, чем ничего - о ее Кавказском фронте, поражение русских войск на котором привело к трагическим последствиям для всех народов региона. И самой кровавой стала трагедия армянского народа, потерявшего, по разным подсчетам, до полутора миллионов человек - около половины армян всего мира.

Конечно, истоки геноцида несложно найти в религиозных противоречиях турецкого и армянского народов. Мусульмане против христиан. Но этот ответ слишком прост. И его явно не хватает, чтобы понять смысл случившегося: того, что произошедшее - отнюдь не цивилизационный антагонизм, а прямое порождение современного мира. То, чего нельзя было ожидать в средневековой Османской империи (при всем ее отношении к христианским народам как второразрядным подданным - "зимми"), произошло в период после победы либерально-националистической прозападной Младотурецкой революции 1908 года. Именно на младотурках, сторонниках секуляризации общественной жизни, а вместе с тем - радикальных националистах, лежит основной груз ответственности за геноцид армянского населения Османской империи в годы Первой мировой войны.

Геноцид 1915 года

Армянская трагедия столетней давности изучена историками столь же досконально, как и трагедия еврейского народа в нацистской Германии и на оккупированных ей территориях. Собственно, параллелей между Геноцидом армян и Холокостом очень много. Оба были спровоцированы секулярно-националистической политикой: с одной стороны, как уже говорилось, младотурок, с другой - немецких национал-социалистов. Конечно, подобные трагедии не возникают на пустом месте, и в обоих случаях существовали бытовые межэтнические и межрелигиозные конфликты. Но их перерастание в поистине сатанинскую ненависть людей друг к другу - всецело на совести политиков, подменивших исконные традиции народов секулярно-националистическим симулякром.

Так и в начале Первой мировой войны - после того, как в январе 1915 года Русская императорская армия при поддержке армянских добровольцев одержала решительную победу в Сарыкамышском сражении, младотурецкое правительство в качестве мести организовало массовое уничтожение армян. Началось все с разоружения и убийств армянских военнослужащих османской армии. После этого началась депортация армян из приграничных (прифронтовых) районов, а затем и других мест их компактного проживания в пустынные районы Османской империи. Параллельно 24 апреля (именно поэтому сей день стал символическим) из Константинополя была выслана армянская интеллигенция.

В дальнейшем трагические события нарастали подобно лавине. Даже некоторые османские чиновники были поражены зверствами, происходившими во время депортаций. Приведем лишь одной свидетельство процедуры высылки армян из Трапезунда, приведенное турком Саидом Ахмедом:

Вначале османские чиновники отобрали детей... Мусульмане Трапезунда были предупреждены о смертной казни за защиту армян. Затем отделили взрослых мужчин, заявив, что они должны принять участие в работах. Женщины и дети были высланы в сторону Мосула под охраной и с гарантиями безопасности, после чего мужчины были вывезены за город и расстреляны у заранее вырытых канав. На женщин и детей организовывались нападения "четтес", которые грабили и насиловали женщин, а затем убивали. Военные имели строгий приказ не мешать действиям "четтес". Отобранные дети также были высланы и убиты..."

Впоследствии все очень сильно напоминало гитлеровское "окончательное решение еврейского вопроса". Концлагеря, массовые убийства и еще более массовая гибель от условий содержания. И в итоге - чудовищная трагедия одного из самых древних христианских народов мира. Трагедия, последствия которой сложно оценить в полной мере, но сам факт, что в Армении живет менее трети армян мира, во многом связан с событиями 1915 года. Как с событиями тех лет связано и то, что главный символ всех армян - гора Арарат - находится за пределами Армении.

Непростые выводы

Конечно, иные специалисты возразят: но почему вы не говорите о том, что в те же годы в Османской империи пострадало немало представителей турецкого населения, в том числе, и от рук армянских националистов? А с другой стороны, игнорируете выступления турок в защиту армян? Нет, с этим не поспоришь. Было. А потому мы должны понимать, что факт геноцида - это не повод к исторической непримиримости, к тому, чтобы два древних народа на веки вечные стали врагами. Ведь это, как минимум, было бы не по-христиански. Да и не по-мусульмански.

Главный вывод, который всем нам стоило бы сделать из случившегося: что этническая гордыня - это главная опасность для существования любой древней традиции и любой цивилизации. Мы видим, как на фоне армянской трагедии рухнули две столь разные в частностях империи - Российская и Османская. Обе в той или иной мере наследовали Ромейскому царству - Византии, и обе представляли опасность для тех, кого сегодня мы иронически именуем "нашими западными партнерами". Потому и младотурки, и большевики в одном оказались "близнецами-братьями": посредством гражданских войн и гибели миллионов соотечественников они смогли до основания разрушить два уникальных, основанных на традиционных религиозных основаниях государства-цивилизации.

В канун Дня памяти жертв Геноцида армян в самой Армении снова было беспокойно. Но искренне хочется надеяться, что у чад этого древнейшего христианского государства хватит исторической памяти и мудрости не наступать на грабли, на которых уже вдоволь оттоптались многие народы нашей империи. Надеюсь, освободившись от столь опостылевших коррупционеров, армяне, подобно малороссам, не допустят в высокие кабинеты либеральных "евроинтеграторов", чье умение грабить собственный народ никому не нужно доказывать.

Храни тебя Бог, цветущая Армения! Христос Воскресе!

В Калининграде, как и во многих других городах России, состоялись памятные мероприятия, посвященные дню памяти жертв геноцида армянского народа в Османской империи.

В 2006 году на территории Кафедрального собора Христа Спасителя был установлен Хачкар (каменный крест) в память о более чем полутора миллионах жертв геноцида. Его преподнесла в дар Калининградской епархии местная община Армянской Апостольской Церкви.

Сегодня перед этим религиозным символом епископ Балтийский Серафим, викарий Калининградской епархии возгласил «Вечную память» христианам, убиенным в годы гонений. Более сотни представителей армянской диаспоры Калининградской области возложили венки и цветы к хачкару.

На памятном мероприятии присутствовали настоятель армянской апостольской церкви св. Стефана Торос Есаян.

В течение всего дня не иссякал поток желающих отдать дань памяти жертвам страшного преступления против человечности.

Краткая историческая справка (по материалам из Википедии)

Массовые убийства, унёсшие жизни многих десятков, а то и сотен тысяч армян, систематически проводились под разными предлогами задолго до Первой мировой войны, еще с конца XIX века.

2 августа 1914 года Турция подписала секретный договор с Германией, одним из пунктов которого было изменение восточных границ Османской империи для создания коридора, ведущего к мусульманским народам России, что подразумевало искоренение армянского присутствия на изменённых территориях. Эта политика была публично озвучена оттоманским правительством после вступления в войну 30 октября 1914 года. В обращении присутствовало утверждение о «естественном» объединении всех представителей турецкой расы. Сразу после заключения договора с Германией в Османской империи началась реквизиция имущества, непропорционально применяемая к христианам. В ноябре 1914 года был объявлен джихад, что подогрело антихристианский шовинизм среди мусульманского населения.

Через несколько часов после заключения секретного турецко-германского военного договора Иттихат (политическая партия турецких буржуазных революционеров – младотурок) объявила всеобщую мобилизацию, в результате которой почти все здоровые армянские мужчины были призваны в армию. Первый призыв коснулся возрастной категории 20-45 лет, следующие два – 18-20 и 45-60 лет. Вскоре после вступления в Первую мировую войну Османская империя оказалась втянута в военные действия на нескольких фронтах. Вторжение османских войск на территорию России и Персии увеличило ареал репрессий против армян: между ноябрём 1914 и апрелем 1915 года было ограблено около пяти тысяч армянских деревень и убито в общей сложности 27 000 армян и множество ассирийцев. В феврале 2015 года против османских армян были предприняты чрезвычайные меры. Около 100 000 армянских солдат османской армии были разоружены, у гражданского армянского населения было конфисковано оружие, разрешённое им с 1908 года. За разоружением, по свидетельствам очевидцев, следовало жестокое убийство армянских военнослужащих, им перерезали горло или закапывали живьём.

Разоружение армян сделало возможным проведение систематической кампании против армянского населения Османской империи, которая заключалась во всеобщей высылке армян в пустыню, где они были обречены на смерть от банд мародёров или от голода и жажды. Депортации были подвергнуты армяне из почти всех основных центров империи, а не только из приграничных районов, затронутых военными действиям.

В марте 1915 года представители Иттихат развернули агитацию за массовые убийства армян. 24 апреля в Константинополе были арестованы 235 видных армян, которые затем были сосланы. Вслед за этим последовал арест 600 армян, затем ещё 5000. Большинство из них было убито в окрестностях Стамбула. Эти действия не были санкционированы каким-либо законом.

Массовые убийства начались 19 апреля, когда в окрестностях Вана было убито около 2500 армян, а в ближайшие несколько дней ещё около 50 тысяч. Нападения на армян провоцировались Иттихат, что позднее признавалось двумя генерал-губернаторами Вана, Ибрахимом Арвасом и Хасаном Ташином. Мусульманам под страхом смерти запрещалось защищать армян. Армяне Вана, ожидая нападения, несколько недель укрепляли свою часть города и в течение четырёх недель оказывали эффективное сопротивление. Население армянской части Вана составляло около 30 тысяч человек, среди которых лишь 1500 было вооружено. Оружие частично изготавливалось кустарным способом. 16 мая, когда русская армия подошла к Вану, турки вынуждены были уйти, и русский генерал Николаев провозгласил в Ване армянское правительство. Через шесть недель отступили уже русские, забирая тех армян, кто мог уйти.

18 апреля в окрестностях Эрзерума состоялся массовый турецкий митинг, на котором армян обвинили в предательстве, а помогающих им мусульман предупредили о том, что они также разделят судьбу армян. В течение следующих недель армяне эрзерумской области стали объектом серии нападений турок. В середине мая произошла резня в Хынысе и его окрестностях, где было убито 19 000 армян. Армяне из других деревень области депортировались в Эрзерум, большинство из них умерло от голода, жажды и истощения, а оставшихся в живых сбрасывали в реку со склонов ущелья Кемах. Большинство из 65 тысяч армянских жителей Эрзерума в течение июня-июля 1915 года было депортировано и убито в ущелье Кемах. Армяне Эрзинджана также в основном были вырезаны в ущелье Кемах. У армян Байбурта, ещё одного города Эрзерумской области, вначале отобрали деньги и молодых девушек, дав заверения безопасности, затем на них напали, а пытавшихся бежать обратно в Эрзинджан расстреливали.

Женщины и дети из Орду были погружены на баржи под предлогом транспортировки в Самсун, а затем вывезены в море и выброшены за борт. Во время трибунала 1919 года начальник полиции Трапезунда показал, что отправлял молодых армянок в Стамбул в качестве подарка губернатора области лидерам Иттихат. Подверглись надругательству девушки-армянки из больницы Красного полумесяца, где губернатор Трапезунда насиловал их и держал в качестве наложниц.

Убийства армян сопровождались грабежами и воровством. По свидетельству торговца Мехмета Али, Асент Мустафа и губернатор Трапезунда Джемаль Азми присвоили армянских драгоценностей стоимостью от 300 000 до 400 000 турецких золотых фунтов (на тот момент около 1 500 000 долларов США). Американский консул в Алеппо докладывал в Вашингтон, что в Турции действовала «гигантская схема разграбления». Консул в Трапезунде сообщал, что ежедневно наблюдает, как «толпа турецких женщин и детей следовала за полицией как стервятники и захватывала всё, что могла унести», и что дом комиссара Иттихат в Трапезунде полон золотом и драгоценностями, которые составляют его долю от грабеже.

В качестве одного из оправданий уничтожения оттоманских армян использовалось биологическое обоснование. Армяне именовались «опасными микробами», им присваивался более низкий биологический статус, чем мусульманам. Главным пропагандистом этой политики был доктор Мехмет Решид, губернатор Диарбекира, первым распорядившийся прибивать подковы к ногам депортируемых. Решид практиковал также распятие армян, имитируя распятие Христа. Для разработки вакцины против сыпного тифа в центральной больнице Эрзинджана проводились эксперименты над армянскими солдатами и кадетами военных училищ, большинство из которых погибло. В результате расследования, проведённого военным трибуналом 1919 года, стали также известны факты отравления армянских детей и беременных женщин руководителем санитарно-гигиенических служб и департамента здравоохранения Трапезунда Али Сейбом. Отказывающихся принимать яд насильно заставляли принимать его или топили в море. Выживших после депортации армян, добравшихся до лагерей Месопотамии, Сейб убивал, вводя им смертельную дозу морфия или отравляющих веществ. Французские и турецкие свидетели подтверждали факты отравления детей в больницах и школах. Сейбом использовались также мобильные паровые бани, в которых детей убивали перегретым паром. Это лишь малая часть того, что довелось испытать армянскому многострадальному народу от обезумевших от безнаказанности турок на территории Османской империи. Процесс изгнания и уничтожения турецких армян завершился серией военных кампаний в 1920 году против беженцев, вернувшихся в Киликию, и во время резни в Смирне, когда войска под командованием Мустафы Кемаля вырезали армянский квартал в Смирне, а затем, под давлением западных держав, разрешили эвакуироваться оставшимся в живых. С уничтожением армян Смирны, последней уцелевшей компактной общины, армянское население Турции практически прекратило существование на своей исторической родине. Оставшиеся в живых беженцы рассеялись по миру, образовав диаспоры в нескольких десятках стран.

Точный подсчёт числа жертв невозможен, и оценка базируется на косвенных признаках и свидетельских показаниях. Одним из таких признаков является численность армянского населения Османской империи. Современные оценки армянского населения Османской империи колеблются между 1 500 000 и 2 500 000 человек. Поскольку в 1920 году армян здесь практически не осталось, можно сделать соответствующие выводы.

Пресс-служба Калининградской епархии

В истории геноцида некоторые историки выделяют два периода. Если на первой стадии (1878-1914 годы) задачей было удержание территории порабощенного народа и организация массового исхода, то в 1915-1922 годах во главу угла было поставлено разрушение этнического и политического армянского клана, препятствовавшего осуществлению программы пантюркизма. До Первой мировой войны разрушение армянской национальной группы осуществлялось в форме системы повсеместных одиночных убийств в сочетании с периодической массовой резней армян в отдельных районах, где они составляли абсолютное большинство (резня в Сасуне, убийства по всей империи осенью и зимой 1895 года, резня в Стамбуле в районе Вана).

Исходная численность народа, жившего на этой территории, является спорным вопросом , так как значительная часть архивов была уничтожена. Известно, что в середине XIX века в Османской империи немусульмане составляли около 56 % населения.

Согласно данным армянского патриархата, в 1878 году в Османской империи проживали три миллиона армян. В 1914 году армянская патриархия Турции оценила количество армян в стране в 1 845 450 человек. Армянское население уменьшилось более чем на миллион из-за резни в 1894-1896 годах, бегства армян из Турции и насильственного обращения в ислам.

Пришедшие к власти после революции 1908 года младотурки продолжили политику по жестокому подавлению национально-освободительного движения. В идеологии старая доктрина османизма была заменена на не менее жесткие концепции пантюркизма и панисламизма. Была начата кампания насильственного отуречивания населения, запрещены нетурецкие организации.

В апреле 1909 года произошла Киликийская резня, массовое убийство армян вилайетов Адана и Аллепо. Жертвами резни стали около 30 тысяч человек, среди которых были не только армяне, но и греки, сирийцы и халдеи. В целом в эти годы младотурки подготовили почву для полного решения "армянского вопроса".

В феврале 1915 года на специальном совещании правительства идеолог младотурок доктор Назим-бей изложил план полного и повсеместного уничтожения армянского народа: "Необходимо полностью истребить армянскую нацию, не оставляя на нашей земле ни одного живого армянина. Даже само слово "армянин " должно быть стерто из памяти…".

24 апреля 1915 года , в день, ныне отмечаемый как День памяти жертв геноцида армян, в Константинополе начались массовые аресты армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты, что привело к полному уничтожению целой плеяды виднейших деятелей армянской культуры. Были арестованы и впоследствии убиты более 800 представителей армянской интеллигенции, в числе которых были писатели Григор Зохраб, Даниел Варужан, Сиаманто, Рубен Севак. Не вынеся смерти друзей, лишился рассудка великий композитор Комитас.

В мае-июне 1915 года началась массовая резня и депортация армян в Западной Армении.

Всеобщая и систематическая кампания против армянского населения Османской империи заключалась в высылке армян в пустыню и последующих расстрелах, смерти от банд мародёров или от голода или жажды. Депортации были подвергнуты армяне из почти всех основных центров империи.

21 июня 1915 года, во время заключительного акта депортации, ее главный вдохновитель министр внутренних дел Талаат-паша приказал выслать "всех армян без исключения", живших в десяти провинциях восточного региона Османской империи, за исключением тех, кто был признан полезным для государства. В соответствии с этой новой директивой, депортация производилась по "принципу десяти процентов", согласно которому армяне не должны были превышать 10 % от мусульман в регионе.

Процесс изгнания и уничтожения турецких армян завершился серией военных кампаний в 1920 году против беженцев, вернувшихся в Киликию, и во время резни в Смирне (современный Измир) в сентябре 1922 года, когда войска под командованием Мустафы Кемаля вырезали армянский квартал в Смирне, а затем, под давлением западных держав, разрешили эвакуироваться оставшимся в живых. С уничтожением армян Смирны, последней уцелевшей компактной общины, армянское население Турции практически прекратило существование на своей исторической родине. Оставшиеся в живых беженцы рассеялись по миру, образовав диаспоры в нескольких десятках стран.

Современные оценки количества жертв геноцида разнятся от 200 тысяч (некоторые турецкие источники) до более 2 миллионов армян. Большинство историков оценивают количество жертв от 1 до 1,5 миллиона человек. Свыше 800 тысяч стали беженцами.

Точное число жертв и выживших определить сложно, поскольку с 1915 года, спасаясь от убийств и погромов, множество армянских семей сменило вероисповедание (по некоторым источникам — от 250 тысяч до 300 тысяч человек).

Уже много лет армяне всего мира добиваются того, чтобы международное сообщество официально и безоговорочно признало факт геноцида . Первым специальный декрет, признающий и осуждающий страшную трагедию 1915 года, принял парламент Уругвая (20 апреля 1965 года). Законы, постановления и решения по геноциду армян были в дальнейшем приняты Европарламентом, Государственной Думой России, парламентами других стран, в частности Кипра, Аргентины, Канады, Греции, Ливана, Бельгии, Франции, Швеции, Швейцарии, Словакии, Нидерландов, Польши, Германии, Венесуэлы, Литвы, Чили, Боливии, а также Ватиканом.

Геноцид армян признали свыше 40 американских штатов , австралийский штат Новый Южный Уэльс, канадские провинции Британская Колумбия и Онтарио (город Торонто включительно), швейцарские кантоны Женева и Во, Уэльс (Великобритания), около 40 итальянских коммун, десятки международных и национальных организаций , в том числе Всемирный совет церквей, Лига прав человека, Гуманитарный фонд Эли Визеля, Союз еврейских общин Америки.

Государственная Дума РФ 14 апреля 1995 года приняла заявление "Об осуждении геноцида армянского народа в 1915-1922 годах".

Правительство США уничтожение 1,5 миллиона армян в Османской империи, но отказывается называть его геноцидом.

Армянская община США уже давно принятия конгрессом резолюции, признающей факт геноцида армянского народа.

Попытки провести эту законодательную инициативу предпринимались в конгрессе не раз, однако они так и не увенчались успехом.

Вопрос признания геноцида в нормализации отношений между Арменией и Турцией.

Армения и Турция до сих пор не установили дипломатических отношений, а армяно-турецкая граница закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары.

Турция традиционно отвергает обвинения в геноциде армян, утверждая, что жертвами трагедии 1915 года были как армяне, так и турки, и крайне болезненно реагирует на процесс международного признания геноцида армян в Османской империи.

В 1965 году на территории католикосата в Эчмиадзине был сооружен памятник жертвам геноцида. В 1967 году в Ереване на холме Цицернакаберд (Ласточкина крепость) была завершена постройка мемориального комплекса. В 1995 году около мемориального комплекса был построен Музей-институт геноцида армян.

Девизом армян всего мира к 100-летию геноцида армян выбраны слова "Помню и требую", а символом — незабудка. Этот цветок на всех языках имеет символический смысл — помнить, не забывать и напоминать. В чашечке цветка графически изображен мемориал в Цицеркаберде с его 12-ю пилонами. Этот символ будет активно использоваться в течение всего 2015 года.

атериал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников