День господень придет. Какой день Господень – суббота или воскресенье

День Господень

I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

В пророческих книгах нередко встречаются выражения «день Господень» и «день Господа» (Ис 13:6,9 ; Иез 13:5 ; Иоиль 1:15 ; Иоиль 2:1,11,31 ; Ам 5:18,20 ; Авд 1:15 ; Соф 1:7,14 ; Мал 4:5 ), дословный перевод – «день Яхве» (→ ). В других местах (Ис 2:12 ; Иез 30:3 ; Зах 14:1 – в русских переводах обычно никак не передается отсутствие определенного артикля в еврейском тексте) это словосочетание дословно означает «некий день Яхве». Но чаще в том же самом значении употребляется словосочетание «тот день» (Ис 2:11,17,20 ). Под Днем Господнем в ВЗ понимается день или момент, когда Бог вмешивается в человеческую историю для суда или спасения. В отдельных пророчествах День Господень может быть связан (а может и не иметь этой связи) с концом времен.

II. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ОЖИДАНИЯХ НАРОДА

В речах ранних пророков Священного Писания, в частности у Амоса (Ам 5:18 ), проявляется понимание того, что в народе еще до получения пророческого слова жило ожидание Дня Господнего и бытовали определенные представления о том, что он будет собой представлять. Израильский народ, в отличие от пророка, ожидал День Господень как благодатное событие; предполагалось, что День Господень будет днем карающего суда Божьего над врагами Израиля, а также днем спасения Израиля и возведения его к власти над другими народами. Из речений пророка (Ам 1-2) хорошо видно, что его слушатели с удовлетворением внимали предсказаниям о карающем суде над другими народами, и, в частности, над Иудейским царством, поскольку они были подданными Северного царства. Это продолжалось до тех пор, пока пророк не возвестил бедствия для Израиля, т.е. Северного царства. Амос явно оспаривает мнение, что День Господень – это свет (Ам 5:18,20 ), ведь наступление этого дня не сулило ничего хорошего израильтянам, оставившим своего Господа и предавшимся поклонению идолам. Предсказанная Амосом тьма подразумевает не просто какие-то бедствия местного значения, но и катастрофы вселенского масштаба, что следует и из слов многих других пророков ВЗ (Ам 8:9 ; сравните с Ис 2:12 и следующие; Ис 24:21 ; Иоиль 2:31 ; Мих 1:3,4 ; Зах 14:4-8 ). Для связанных с Днем Господним ожиданиями – будь то ожидания народа или предвидения пророков – типично как раз то, что политические изменения часто совпадают в них со вселенскими преобразованиями (сравните особенно Соф 1:14-18 ). То обстоятельство, что об упованиях на День Господень, как о чем-то привычном для народа, помимо Амоса, говорили и другие пророки, свидетельствует о том, что общая уверенность в благодатном для народа Божьего характере Дня Господнего господствовала также и в Южном, т.е. Иудейском царстве, до того времени, когда пророки своими проповедями стали исправлять это заблуждение.

III. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ПРОПОВЕДИ СУДА У ПРОРОКОВ

В отличие от радужных надежд народа, пророки проповедовали о Дне Господнем как о суде, который разразится не только над чуждыми народами (Ам 1:1 ; Авд 1:1 ; Иоиль 3:1 ), но и над Израилем, причем над Израилем с особой силой (Ам 2:6-16 ), поскольку избранность Израиля отнюдь не означает обязательной пощады ему, она свидетельствует лишь о том, что к народу Божьему предъявляются особо высокие требования (Ам 3:2 ). День Господень станет неотвратимым судом (Ам 5:19 ), и Израиль падет (Ам 5:2 ). Cуд постигнет все народы земли, и на помилование может рассчитывать не весь Израиль, а лишь остаток Иосифов (Ам 5:15 ). Причина неминуемого падения Израиля заключается в том, что Господь уже не хочет больше говорить к нему, несмотря на всю тоску народа по слову Божьему (Ам 8:11-14 ). Подобно Амосу, Исаия тоже проповедует День Господень народу Южного царства как суд над ним за самонадеянность (Ис 2:6-22 ). Возвещение Дня Господнего, как дня гневного суда Божьего над Его народом, присутствует также и в пророчестве Софонии (Соф 1).

IV. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ПРОПОВЕДИ ПРОРОКОВ О СПАСЕНИИ

Наряду с пророческим возвещением Дня Господнего как дня карающего суда в ВЗ содержится и весть о спасении (Иоиль 2:28-32 ; Ам 9:11 ; Авд 1:17 – Авд 1:21 ). Разрушение Иерусалима в 586 году до Р.Х. ретроспективно рассматривается у поздних пророков ВЗ как свершение Дня Господнего (Плач 1:21 ; Иез 34:12 ; здесь этот день, который уже миновал, обозначен тем же выражением, что и в Иоиль 2:2 и Соф 1:15 – «день облачный и мрачный»), хотя Иoиль и Софония писали о Дне Господнем как о дне будущем; но теперь ожидается вмешательство Бога для будущего спасения и восстановления Иерусалима. День Господень должен принести с собой защиту (Зах 12), очищение (Мал 3:2 ), омовение от греха (Зах 13:1 и следующие), излияние духа благодати и умиления (Зах 12:10 ), орошение живыми водами (Зах 14:8 ). Общий признак всех этих пророчеств таков: предсказанное спасение в Дне Господнем станет уделом народа Божьего, до этого подвергшегося карающему суду. Этим пророческая весть в корне отличается от упований народа. Сколь сильна в пророчествах о грядущем суде идея спасения, с особой силой показано в Иоиль 2:28-32 и

Страница 1 из 5

ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ – один из ключевых эсхатологических терминов Священного Писания, указывающий на грядущее пришествие Божие в мир для суда над вселенной и человеком, после которого наступит эпоха окончательного торжества правды Божьей. В Ветхом Завете термин «день Господень», или «день Яхве» (Иоил. 1:15; 2:1, 11, 31; 3:14; Ам. 5:18–20; Авд. 1:15; Соф. 1:7; Зах. 14:1; Мал. 4:5), встречается также в следующих вариантах: «день Господа» (Соф. 1:14; Ис. 13:6, 9; Иез. 13:5; 30:3); «день Господа Саваофа» (Ис. 2:12); «день мщения у Господа» (Ис. 34:8); «день отмщения» (Иер. 46:10); «день гнева Господня» (Плач 2:22; Соф. 1:18; 2:3); «день ярости Господа» (Иез. 7:19); «день жертвы Господней» (Соф. 1:8). Синонимами «дня Господня» являются выражения: «тот день /дни» (Ам. 8:9, 13; Ис. 2:11, 17); «вот день» (Иез. 7:10); «наступил день» (Иез. 7:12); «пришло время» (Иез. 7:12); «то время» (Соф. 1:12) и др. Тема «дня Господня», в основном, рассматривается в пророческих книгах Ветхого Завета. Главные положения библейского учения о «дне Господнем» излагаются в книге пророка Амоса, который говорит о «дне Господнем» в контексте пророчеств о судьбах Израиля и, в основном, обличает нечестие Израиля, за которое его должна постигнуть кара Божья. В первый раз в Священном Писании представление о дня Господнем даётся в Ам. 5:18–20. Согласно предположению, высказанному Р.Г. Чарлзом, обращение пророка Амоса к понятию «день Господень» свидетельствует о распространённости в среде иудеев верования в скорое и окончательное сокрушение Господом врагов Своего народа. Современники Амоса ожидали, что день Господень будет днём великой победы Бога над нечестивыми народами в самое ближайшее время. Как полагают исследователи, по этой причине Амос часто называет Господа «Господь Бог Саваоф» (евр. – Яхве Бог Воинств – Ам. 5:14). По мнению исследователей, пророк следует народному восприятию Яхве как Бога – Воителя за Израиль. Обвиняя Израиль в глубоком попрании правды Божьей, носителем которой он призван быть, пророк говорит о ложности надежд на грядущий триумф еврейского народа. Израилю предстоит не торжество победы, но суд Божий. Этим судным днём провозглашается «день Господень», который для Израиля станет не днём надежды, а днём отчаяния: «Горе желающим дня Господня! ...он – тьма, а не свет…» (Ам. 5:18). Это провозвестие дня Господня в «Книге пророка Амоса» построено на контрасте ожидаемого и истинного. Таким образом, день Господень – это сложившееся религиозное представление, к которому пророк прибегает в соответствии с данным ему видением исторической ситуации. Согласно точке зрения русских исследователей конца XIX в., пророк Иоиль пророчествовал раньше Амоса, учение которого о дне Господнем могло сформироваться под влиянием пророчества Иоиля о наказании язычников (Иоиль 3:14–15, ср. 3.:6–21). Пророк Амос развивает это понимание дня Господня, отмечая, что этот день страшен для всех, отступающих от заповедей Бога. В современной западной экзегетике существует два взгляда на происхождение термина «день Господень». З. Мовинкель предположил, что день Господень был важнейшей составной частью празднования еврейского Нового года, связанного с богослужебным почитанием праздника восхождения Яхве на трон. Герхард фон Рад рассматривал день Господень в контексте концепции священной войны как день победы Яхве над противниками. Последующие гипотезы высказывались в рамках этих версий.

Почему главным выходным днём недели считается воскресенье? Ведь в Законе Божьем предписано день покоя соблюдать в субботу. Многие христиане считают, что отмечая таким образом воскресный день, они празднуют воскресение Христа. Но Сам Иисус Христос и апостолы соблюдали субботу и ничего не говорили об отдыхе в воскресенье. Чью же волю исполняем мы, нарушая Божью заповедь о субботе?

Хотите заработать 100 000 евро?

Украинский юрист Николай Гунько обратился к священникам с просьбой подтвердить святость воскресенья библейским текстом. Для священника, который найдёт в Священном Писании Божье указание святить воскресенье вместо субботы, было обещано вознаграждение в сумме ста тысяч евро. Время показало, что обещание щедрой награды не помогло проводящим богослужение в храмах по воскресеньям, подтвердить основание своей веры цитатами из Библии. В Священном Писании нет текста о святости воскресенья. Выходит, что Бог не переносил день покоя и поклонения с субботы на воскресенье?

Божья заповедь о субботе - памятник творению Земли

Начнём мы с того, что внимательно прочитаем 4-ю из Десяти Заповедей Божьего Закона: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11). Об этом же можно прочитать на первых страницах Библии: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:3).

Бог создал небо и землю в шесть дней, а в седьмой день почил. То есть суббота завершала акт творения Богом Земли и её обитателей. Слово суббота - по-еврейски шаббат связано с корнем швт - «покоиться», «воздержаться» или «остановиться». Господь благословил этот день, освятил его и дал наказ Своему народу помнить субботу – день Господень. Шесть дней люди должны делать всякие свои дела, а седьмой день - субботу - посвятить Господу.

Бог не изменяет Своих заповедей

Если же поверить, что Бог разрешил христианам изменить субботу на воскресенье, то получается, что Господь после жертвенной смерти Иисуса Христа снял освящение и благословение с субботы?! Но почему, ведь после служения Иисуса Христа, Бог не перестал быть Творцом Земли и её обитателей? Более того, в Своём Слове, Господь неоднократно заявлял, что Он и Его Закон неизменны. «Бог не человек, … чтоб Ему изменяться» (Числа 23:19); «Все заповеди Его верны, тверды на веки и веки» (Псалом 110:7,8).

Господь не изменяется, и Его заповеди тверды и даны навеки, именно поэтому Иисус Христос, приступая к служению, сразу сделал заявление: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить … доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта (знаки и буквы в тексте закона) не прейдёт (не упразднится) из закона пока не исполнится всё (пока не воплотится предназначение этой заповеди)» (Матфея 5:17,18).

Иисус Христос заботился о правильном соблюдении субботы

Иисус Христос и апостолы соблюдали субботу исполняли заповедь о субботе. Более того, Иисус Христос учил людей тому, как нужно правильно соблюдать субботу: «Можно в субботы делать добро» (Матфея 12:12). «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Марка 2:27).

Религиозные устои, царившие в иудейском обществе того времени, были таковы, что духовные лидеры считали, в субботу, в день Господень, ничего нельзя делать в буквальном смысле. Поэтому они внимательно следили, чтобы евреи по субботам ничего не выносили из дома, далеко не ходили, ничего не делали и даже не лечили заболевших.

Иисус Христос был глубоко огорчён тем, что субботний день, данный людям для отдыха, радости и возрастания в Боге, был превращён в день рабства, уныния и абсурда. Иисус Христос пытался обличить и вразумить людей: «Если у кого из вас осёл или вол упадёт в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?» (Луки 14:5).

Ученики соблюдали субботу после смерти и воскресения Христа

К сожалению, духовные лидеры гнали Иисуса Христа и настраивали против Него народ. Не смотря на это, ученики Иисуса Христа продолжали исполнять заповедь о субботе даже после Его смерти. Это хорошо видно по поведению женщин, часто именуемых жёнами-мироносицами. Они вместе с Иисусом пришли в Иерусалим, а значит, относились к числу близких Его учеников, всюду следовавших за Ним. Естественно, эти женщины знали учение Христа, раз посвятили Ему жизнь. Мы видим, что они, не успев закончить процедуру погребения до субботы, остановились и пребывали в покое в седьмой день по заповеди. «Женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, смотрели… как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Лука 23:55;56).

Согласно Новому Завету, после вознесения Иисуса Христа апостолы продолжали соблюдать субботу – день Господень. Они, как и Иисус, имели обыкновение в этот день учить людей Слову Божьему: «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом» (Деяния16:13, см. также Деяния 17:2, Деяния 18:4, Деяния 13:42,44).

Библия ничего не говорит о праздновании воскресенья

Во всём Новом Завете не найти прямого указания апостолов на отмену заповеди о субботе или переносе её на воскресенье. Более того, Библия ни разу не предписывает отмечать первый день недели, в который воскрес Иисус Христос. (По Библии, суббота - седьмой день недели, а следующее за ним воскресенье - первый день. - прим. редактора). Вот что по этому поводу писал доктор богословия, православный архиепископ С. Спасский (1830-1904 гг.) в труде «О почитании икон»: «Эта заповедь … изменена в Новозаветной церкви: христиане посвящают Богу следующий после субботы день - день Воскресения Христова. Есть ли на это прямая заповедь Господа Иисуса Христа или апостолов в Писании Нового Завета? Нет!»

Первый день недели (воскресенье) упоминается всего в нескольких стихах Нового Завета, поэтому многие богословы пытаются разглядеть в них соблюдение первыми христианами воскресного дня. Однако при внимательном их прочтении видно, что наказа будущим христиан как-то выделять первый день среди остальных дней недели, в этих текстах нет.

Христианский праздник установлен язычником

Исторические свидетельства показывают, что лишь спустя 100 лет после воскресения Иисуса Христа ряд христиан, обращённых из язычников, начали отмечать вместо субботы - воскресенье.
Доподлинно известно, что умаление авторитета субботы на уровне всей церкви началось с издания императором Константином в 321 г. указа о назначении дня Солнца (первого дня недели), празднуемого язычниками, днём покоя и поклонения во всей Римской империи: «Все судьи, городское население и ремесленники в досточтимый день Солнца пусть покоятся».

Задача императора состояла в объединении и примирении христианства и язычества в своём огромном государстве. Сохранились неоспоримые доказательства происхождения выходного воскресного дня из прежде языческого праздника дня Солнца. Воскресенье в английском и немецком языках буквально означает «день Солнца»: англ. Sun-day, нем. Sonn-tag. В Индии также воскресенье называется Равивар - «день Солнца». Между тем, русское и греческое название субботы, как и в некоторых других языках, происходит от еврейского шаббат.

А вы соблюдаете Божью заповедь о субботе или человеческое установление?

Не все христианские конфессии полностью отвергают субботу как день покоя и поклонения Богу. Если католики утверждают, что церковь имела право перенести святой день с субботы на воскресенье, то православные богословы так не считают. В православных храмах в субботу проводится специальное служение, но остальные повеления Бога, данные в 4-ой заповеди (отдыхай, не делай в этот день обыкновенных своих дел, посвяти субботу Господу) на практике не исполняются.

Что же делать нам? Сможем ли мы оправдаться перед Богом, сказав, что не соблюдали субботу, потому что наша церковь учила нас соблюдать другой день? Делая выбор между субботой и воскресеньем, человек определённым образом принимает решение, кого он считает своим господином: Бога или людей - руководителей церкви, которую посещают. Отдавая предпочтение субботе, верующий оказывает уважение и доверие Творцу неба и Земли. Господь через своих вестников дал обетование: «… Я предлагаю вам … благословение …, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего» (Второзаконие 11:26, 27).

Валерий Татаркин

Использованы отрывки из книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» www.apologetica.ru

«О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не [сыны] ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» 1 Фес. 5:1-6.

В Священном Писании мы прочли следующие слова: «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью ...» .

Еще несколько лет назад мы проповедовали, говорили людям о последнем времени – и не многие из них, тогда, соглашались с нами. Но сегодня, мы наблюдаем совершенно другую картину: среди неверующих, с которыми мы общаемся, все уверены в том, что скоро наступит конец света. Люди видят и понимают, что мир разрушается у них на глазах. Мирские люди все, как один, осознают, что все «ценности» тают на глазах и рассеиваются, словно туман. Люди в мире живут в страхе, в ужасе, ожидая новый экономический спад или очередной выпад терроризма. А мы в Церкви имеем МИР Божий в своих сердцах. Это чудо, и это удивляет, соприкасающихся с нами неверующих людей.

Ни для кого не секрет, что со времен Первоапостольской Церкви ученики Христа ожидают Его возвращения. И до сего дня по всей планете то там, то здесь люди говорят о последнем времени, озираясь вокруг. По наблюдениям одних, конец света сначала ожидали в одной стране, по наблюдениям других – в другой. Люди по-разному реагировали на различные обстоятельства, происходящие в мире. Но Церковь всегда живет пророческим временем , и Откровение Духа Святого учит Церковь пребывать в состоянии готовности постоянно. То есть быть приготовленными для приближения дня Господня всегда, в любое время.

Нам нет нужды слушать то, что сегодня говорят теологи и что прогнозируют политологи. Церкви необходимо заботиться о том, что когда бы ни наступил этот час, чтобы Невеста Христа была бы готова к встрече с Женихом. Поэтому каждый день нужно приготавливать себя: очищаться в Крови Христа, еще больше освящаться, еще больше отделяться от этого мира, со страхом совершая свое Спасение.

Апостол Павел говорит о том, что нет нужды писать вам братья, потому что Церковь живет в мудрости, в Откровении, под водительством Духа Святого. Эта Божья забота позволяет нам видеть исполненными все пророчества, слышать голос Господа: «Не замедлю, вскоре гряду!» . Позволяет слышать голос Духа Святого и Невесты, взывающих: «Гряди, Господи! » При всем видимом распаде сего мира, еще немного, и в мире объявят «безопасность»…. Враг готовит себе плацдарм для того, чтобы установить свое правление на этой земле.

Так говорит Слово Божье: «Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут » . Неизбежно – Господь грядет за Церковью! И Церковь готовится к Великому Дню, к сретению с Господом на воздухе. Для мира это произойдет: «как тать ночью» . Но для Церкви – НЕТ! Верная Церковь ходит в Свете, в нашей жизни все освещено, Господь дает Силы преодолевать, претерпевать все трудности до конца. Он заботится о Своих слугах, подкрепляет братьев и сестер, находящихся в труднейших жизненных ситуациях. «Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не [сыны] ночи, ни тьмы» .

Далее написано: «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться ...» . Почему в такое время прочие спят? В Писании есть ответ: «от того, что не рассуждают о Теле, многие из вас больны и немало засыпают». Из десяти дев, пять оказались неразумными. Они не увидели ценности в том, чтобы жить в Духе Святом со всем народом Божьим. Они избрали собственный путь в деле служения Господу. Не захотели оставаться под водительством и руководством Духа Святого, иметь управление через пасторское «пятигранное» служение, иметь переживание через действие Даров Духа. Эти пять дев не разумели, не позаботились научиться у Господа, принять полноту истинного учения, иметь наставление Духа Святого. Они решили идти путем собственного разума, путем религии, не требующей от них посвящения, и они УСНУЛИ с пустыми сосудами в руках. Нам же сказано: «Итак, не будем спать » – да не будет среди нас такого!

« но будем бодрствовать » . Эти слова означают, что каждый день следует проявлять заботу о том, чтобы исполняться Духом Святым, иметь в своей жизни кропление Крови Иисуса Христа, разделять действие Духа Святого в Теле и вкушать Хлеб жизни – принимать всю благодать Христа для того, чтобы оставаться живыми для Вечности.

« и трезвиться » . Трезвость говорит нам о здравом учении , чтобы в это последнее время не впасть в заблуждение, не отклониться от Истины Апостольского учения, так как: « ...и многих прельстят» Марк. 13:6 . Но жить тем, что предано нам от Самого Господа, тем, что приняла Первая Церковь и чем сегодня живет последняя Верная Церковь.

Сегодня Дух Святой, передавая это Слово, желает ободрить и поддержать всех тех, кто, проходя через свои жизненные трудности, находится в таком состоянии веры, что их огонь жизни угасает. Церковь почти преодолела свой долгий и нелегкий путь. Осталось чуть-чуть, поэтому не стоит давать место врагу, который всегда ищет, чтобы обокрасть нас.

Используй «арсенал» Неба, ресурсы Божьи, вспомни о « » . В это последнее время нам необходимо искать всякую возможность для обновления в вере. Следует направить свои усилия на то, чтобы искать Господа на рассвете, исполняться Его силы и Откровения. Просить о действии Крови, молиться и читать Слово в течение дня, чтобы усмирить свою плоть. Восхвалять Господа, приходить в собрание со всем народом Божьим, пребывать в Его присутствии. Так претерпевать до конца, до последнего часа, пока Бог Отец не пошлет нам Вечное избавление.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

; ; ; ; ; ), досл. пер. – «день Яхве» (⇒ Имена Бога). В других местах (; ; – в русских переводах обычно никак не передается отсутствие определ. артикля в евр. тексте) это словосочетание дословно означает «некий день Яхве». Но чаще в том же самом значении употребляется словосочетание «тот день» (). Под Д.Г. в ВЗ понимается день или момент, когда вмешивается в человеч. историю для суда или спасения. В отдельных пророчествах Д.Г. может быть связан (а может и не иметь этой связи) с концом времен.

II. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ОЖИДАНИЯХ НАРОДА

В речах ранних пророков Свящ. Писания, в частн. у Амоса (), проявляется понимание того, что в народе еще до получения пророч. слова жило ожидание Д.Г. и бытовали определ. представления о том, что он будет собой представлять. Израил. народ, в отличие от пророка, ожидал Д.Г. как благодатное событие; предполагалось, что Д.Г. будет днем карающего суда Божьего над врагами Израиля, а также днем спасения Израиля и возведения его к власти над другими народами. Из речений пророка () хорошо видно, что его слушатели с удовлетворением внимали предсказаниям о карающем суде над другими народами, и, в частн., над Иудейским царством, поскольку они были подданными Северного царства. Это продолжалось до тех пор, пока пророк не возвестил бедствия для Израиля, т.е. Северного царства. Ам явно оспаривает мнение, что Д.Г. – это свет (), ведь наступление этого дня не сулило ничего хорошего израильтянам, оставившим своего Господа и предавшимся поклонению идолам. Предсказанная Амосом тьма подразумевает не просто какие-то бедствия местного значения, но и катастрофы вселенского масштаба, что следует и из слов многих других пророков ВЗ (; ср. и след.; ; ; ; ). Для связанных с Д.Г. ожиданиями – будь то ожидания народа или предвидения пророков – типично как раз то, что политич. изменения часто совпадают в них со вселенскими преобразованиями (ср. особенно ). То обстоятельство, что об упованиях на Д.Г., как о чем-то привычном для народа, помимо Амоса, говорили и другие пророки, свидетельствует о том, что общая уверенность в благодатном для народа Божьего характере Д.Г. господствовала также и в Южном, т.е. Иудейском царстве, до того времени, когда пророки своими проповедями стали исправлять это заблуждение.

III. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ПРОПОВЕДИ СУДА У ПРОРОКОВ

В отличие от радужных надежд народа, пророки проповедовали о Д.Г. как о суде, который разразится не только над чуждыми народами (; ; ), но и над Израилем, причем над Израилем с особой силой (), поскольку избранность Израиля отнюдь не означает обязат. пощады ему, она свидетельствует лишь о том, что к народу Божьему предъявляются особо высокие требования (). Д.Г. станет неотвратимым судом (), и Израиль падет. Суд постигнет все народы земли, и на помилование может рассчитывать не весь Израиль, а лишь остаток Иосифов. Причина неминуемого падения Израиля заключается в том, что Господь уже не хочет больше говорить к нему, несмотря на всю тоску народа по слову Божьему (). Подобно Амосу, Исаия тоже проповедует Д.Г. народу Южного царства как суд над ним за самонадеянность (). Возвещение Д.Г., как дня гневного суда Божьего над Его народом, присутствует также и в пророчестве Софонии ().

IV. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ПРОПОВЕДИ ПРОРОКОВ О СПАСЕНИИ

Наряду с пророческим возвещением Д.Г. как дня карающего суда в ВЗ содержится и весть о спасении (; ; – ). Разрушение Иерусалима в 586 г. до Р.Х. ретроспективно рассматривается у поздних пророков ВЗ как свершение Д.Г. (