Дела плоти порождают зло

Человеческое тело

Нет ничего плохого, или неправильного, в человеческой плоти. Когда Бог создал мужчину и женщину, Он посмотрел на всё сотворенное… :

31 И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма.
(Быт 1:31).

Тело человека и его плоть представляют собой одно из удивительных творений Бога. Не следует учить детей тому, что их тела дурные или что плоть порочна. Напротив, их следует учить тому, что плоть это творение рук Божьих.

В Библии, всякого рода пороки, названы — делами плоти :

19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
(Гал 5:19-21).

В этом значении «плоть» часто употребляется в Библии для обозначения зла:

8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
(Рим 8:8).

Однако этот отрывок не означает, что человек, живущий в окружающем его мире, не может угодить Богу.

Поэтому, слово сочетание «живущие по плоти», очевидно, означает позволять греху «царствовать в смертном теле», и Павел говорил римским христианам, что им не следует этого допускать:

12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
(Рим 6:12-13).

Нет ничего плохого, или неправильного, в материальном мире, сотворенном Богом. Но слово «мир», зачастую употребляется в Библии, подобно слову «плоть», для обозначения зла.

Дела плоти

Дела плоти происходят от внутреннего человека, или его сердца:

21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, —
23 все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
(Мр 7:21-23).

Перечисление грехов в Послании к Галатам 5:19-21 включает нечистоту, непотребство, бесчинство, и т.д. Давайте обратим внимание на эти три «компонента, дел плоти», а именно на их греческий перевод.

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота , непотребство , идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал 5:19-21).

Нечистота - это akatharsia со значением «похоть; нечистое побуждение; нечистота похотливого, распутного образа жизни». Это слово употребляется в Послании к Римлянам 1:24 и 6:19; 2 Послании к Коринфянам 12:21; Послании к Ефесянам 4:19; 1 Послании к Фессалоникийцам 4:7 и некоторых других отрывках.

24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
(Рим 1:24).

19 Говорю по [рассуждению] человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на [дела] святые.
(Рим 6:19).

21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и [чтобы] не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
(2 Кор 12:21).

19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
(Еф 4:19).

7 Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.
(1 Фес 4:7).

Непотребство - это aselgeia со значением «невоздержанность; распутство, развратность; непристойные телодвижения; не целомудренные отношения между мужчинами и женщинами». Это слово также употребляется в Евангелии от Марка 7:22; 2 Послании к Коринфянам 12:21; Послании Иуды 1:4 (у Иуды это слово переведено как «распутство»).

22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство.
(Мк 7:22).
Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в [повод к] распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.
(Иуд 1:4).

Бесчинство - это komos со значением «кутеж, пирушка; веселое шествие; пиршество, сопровождаемое пьянкой и развратом». Греки употребляли это слово для обозначения веселых и шумных вечеринок с употреблением спиртного, которые продолжались до поздней ночи.

Нам не нужна большая исследовательская работа дабы понять, что многие современные танцы попадают под определение трех греческих слов, приведенных выше.

Нет сомнений, что в большенстве своём, современные танцы являются продуктом субкультуры общества в котором мы живём. А современное общество пропагандирует и продвигает идеи, при которых духовные ценности (чистое духовное молоко) ничего не значат, если эти ценности ущемляют «права и свободы» людей. Даже если эти свободы сопряжены с развратам и распущенностью.

Увещание к сохранению христианской свободы (1–12). Нравоучительный отдел послания (13–26)

. Теперь Ап. приглашает Галатов пользоваться своею христианскою свободою; что они имеют на нее право, это он доказал выше. Если же они в своем тяготении к закону Моисееву дойдут до того, что станут обрезываться, то через это отделятся от Христа и лишатся Его благодати. Между тем праведность приобретается только через веру, выражающуюся в делах. Галаты должны поэтому бояться того, как бы лжеучители не совратили их с единственного правильного пути, ведущего к праведности. В заключение Ап. еще раз говорит о недопустимости обрезания над христианами.

. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

Итак христиане свободны от закона, как дети свободной Сарры. Поэтому они должны крепко стоять в этой дарованной им Христом свободе и не подчиняться закону, который снова сделает их рабами (ср.).

. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой по­льзы от Христа.

С полным сознанием своего авторитета («вот я, Павел, говорю вам» ), Ап. выставляет на вид читателей такое положение, что если они станут принимать обрезание (доселе, как видно, они еще этого не сделали), то они лишатся той пользы, какую сейчас имеют от Христа. Они лишат всякого значения не только всю работу Павла, какую он совершил в Галатии, но утратят и то, что Христос для них сделал и что обещал сделать.

. Еще свиде­тель­ствую всякому человеку обрезыва­ю­щемуся, что он должен исполнить весь закон.

С другой стороны Галаты должны взять во внимание и то, что принимая печать обрезания, они через это принимают на себя и обязательство соблюдать "весь" закон. – «Еще свидетельствую» . Ап., очевидно, говорил уже об этом во время своего пребывания в Галатии. Это было, вероятно, во второе пребывание Апостола в Галатии, когда он передавал Галатам постановление Апостольского собора ().

. Вы, оправдыва­ю­щие себя законом, остались без Христа, отпали от бла­го­дати,

Ап., в частности, обращается к таким читателям, которые стремились найти средство для оправдания в законе. Такие люди (большинство читателей, конечно, держалось иного направления), можно сказать, остаются без Христа и без благодати.

. а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.

В противоположность таким легкомысленным людям, Ап. указывает на себя и на других пребывающих в благодати Галатов, а также на прочих христиан. «Мы в духе (своем), в силу веры, ожидаем того, что составляет предмет нашего упования» (ελπίς – в смысле "ожидаем ого» блага, как в ; ), который состоит в праведности». Так лучше перевести этот стих. Ап., очевидно, хочет сказать, что, в противоположность иудействующим, которые здесь, на земле, уже думали получить полное оправдание за исполнение закона, христиане еще только "наде ются» на это оправдание. То оправдание, какое ими получено здесь, они считают далеко недостаточным. Только на последнем суде им, благодаря их вере, будет возможно получить полное оправдание (ср. ; ).

. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, дей­с­т­ву­ющая любо­вью.

Само по себе обрезание имело значение, но это было в Ветхом Завете, до Христа (). Теперь же, для христианина, оно бесполезно, и если человек поступил в обрезанным, ему нечего гордиться пред христианином необрезанным. Также и необрезанный не может гордиться своим необрезанием. Для спасения нужна только вера, действующая через любовь. Последнее выражение Ап. прибавляет для того, чтобы показать, что и сама вера не послужит к оправданию человека на последнем суде, если она в этой жизни не обнаружила себя в соответствующих добрых делах (ср. ).

. Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не по­корялись истине?

. Такое убежде­ние не от Призыва­ю­щего вас.

Увещания Апостола понятны. Нужно только несколько исправить русский перевод второй половины 7-го стиха, который не соответствует греческому тексту. Именно после слов «остановил вас» нужно поставить знак вопроса, и таким образом получится отрывочное предложение: «кто остановил вас» (на вашем добром пути)? Затем следующее предложение – тоже отрывочное: "истине" (т. е. Евангелию) "не покоря ться?» Ап. выражает удивление, как это возможно не покоряться тому, что Галаты признали за истину. Цан, на основании древних западных кодексов, считает возможным прибавить к этому выражению слова: «никого не слушайтесь, т. е. никого не слушайте относительно того, чтобы не покоряться истине». – «Такое убеждение..» ., т. е. проявляемое вами послушание речам иудействующих происходит вовсе не от Бога, Который вас призывает. "Призыва ние Богом» верующих, которое Галаты услышали уже во время первой проповеди Евангелия (), по представлению Апостола, продолжается и в настоящее время (ср. ; ) и будет продолжаться через проповедников Евангелия (καλοῦντος – наст. время).

. Малая закваска заквашивает все тесто.

Галаты, очевидно, склонны были уменьшать опасность, которая для них грозила со стороны иудействующих. «Что же тут опасного? – говорили они. – Ведь лжеучителей так немного среди нас». Ап. против этого указывает на то, что и закваски немного кладется в тесто, однако же эта закваска поднимает все тесто. Так и небольшое число лжеучителей может принести немало вреда Галатской церкви.

. Я уверен о вас в Го­с­по­де, что вы не будете мыслить иначе; а смуща­ю­щий вас, кто бы он ни был, по­несет на себе осужде­ние.

Впрочем Павел питает уверенность, которую укрепляет в нем Бог ("в Господе" ), что Галаты не станут мыслить иначе, чем как научил их Апостол. А так как они все же, очевидно, довольно снисходительно относились к иудействующим, то Ап. считает нужным сказать, что эти лжеучители, без исключения и без различия («кто бы он ни был» ), если они будут смущать Галатов, понесут наказание от Бога (ср. ; ).

. За что же гонят меня, братия, если я и теперь про­поведую обрезание? Тогда соблазн креста пре­кратил­ся бы.

Особенно возбуждает в душе Апостола гнев то обстоятельство, что иудействующие искажают исторические факты, и именно смысл поступков Апостола Павла. Сами они, конечно, проповедуют обрезание, без которого будто бы христиане из язычников не могут достигнуть оправдания и обетованного Аврааму наследия. Но кроме того они еще говорят, что и сам Ап. Павел по временам проповедовал то же (Вместо: «за что же гонят меня, братия» лучше, согласно с расстановкою слов в греч. тексте перевести: «Но я, о, братия ... если я еще проповедую обрезание , то почему же меня гонят ? Так устраняется (или должен бы устраниться) «соблазн креста Христова»). Лжеучители, как видно, взводили на Павла обвинение в том, что он в своем стремлении быть снисходительным к привычкам тех лиц, среди которых ему приходилось действовать, позволял себе совершать обрезание и над христианами. Они выводили такое заключение из того, что Павел обрезал Тимофея () и не считал обрезание несогласным с состоянием христианина (), а также не протестовал против обрезания детей иудейских христиан, которые жили среди христиан из язычников (). Но если бы так было на самом деле, то на него перестали бы нападать из за его проповеди о кресте, т. е. о необходимости крестной смерти Мессии, которая для Иудеев представлялась в высшей степени соблазнительной (ср. ). Однако Иудеи, а также, по-своему, и иудействующие, продолжают его преследовать и всячески мешают успеху его проповеди. Не ясно ли отсюда, что они говорят неправду, когда утверждают, будто бы и сам Ап. не прочь признать необходимость столь дорогого для них обрезания?

. О, если бы удалены были воз­муща­ю­щие вас!

Правильнее: «о, если бы уже прямо кастрировали себя смущающие вас!» (глагол αποκόπτειν по-русски переведен неточно: "удалены" : он означает именно кастрирование ср. ; Иустин апол. I27). Так как иудействующие слишком большую важность придают отнятию крайней плоти – делу чисто внешнему, – то пусть уж лучше они, подобно жрецам Цибелы, совсем отсекут свои мужские органы: тогда они для христиан покажут себя во всем своем заблуждении и не будут опасны как лжеучители – их поймут христиане вполне...

. В нравоучительном отделе своего послания Ап. прежде всего зовет Галатов к исполнению великой заповеди о любви к ближнему. Затем он внушает им, что истинная христианская свобода, к которой он их призывал, вовсе не есть какая то разнузданность страстей. Напротив, человек свободный ведет упорную борьбу с страстями. При этом Ап. перечисляет самые страсти или дела плоти и противопоставляет им плоды духовной жизни, которую и призывает вести читателей.

. К свободе при­званы вы, братия, только бы свобода ваша не была по­водом к угожде­нию плоти, но любо­вью служи́те друг другу.

. Ибо весь закон в одном слове заключает­ся: люби ближнего твоего, как самого себя.

. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

«Только бы свобода ваша не была поводом» – по греч. αφορμή , т. е. точкою опоры (ср. ). – «Но любовью служите друг другу» . Только тогда свобода не приведет к угождению плоти, когда христиане будут стараться делать хорошее друг другу, руководясь истинной христианской любовью. – «Ибо весь закон..» . Хотя заповедь о любви попала на один уровень с другими заповедями, но на самом деле она имеет исключительную важность, потому что, выполняя ее, мы вместе с тем исполняем и все заповеди закона (ср. ). – «Друг друга угрызаете..» . Ап., очевидно, знал, что между Галатами партийность дошла до степени взаимной ненависти.

. Я говорю: по­ступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделе­ний плоти

. ибо плоть желает про­тивного духу, а дух – противного плоти: они друг другу про­тивят­ся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

Для того чтобы в Галатах ожила любовь, Ап. советует им "ходит ь по духу" , т. е. отдаться руководству высшей стороны человеческого существа; тогда они не будут "соверша т похоти плоти" , т. е. будут иметь силу их всячески ограничивать, потому совсем подавить их человек, конечно, не может. – «Ибо плоть желает противного духу..» . см. посл. к и сл.

. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

Христианин, проникнутый любовью, руководствующийся в своей деятельности указаниями духа, а не плоти, не нуждается в указаниях внешних предписаний закона: он уже его исполняет во всей его полноте, даже как бы не зная его. «Кто не гневается, тому нечего слушать: не убий» (Златоуст).

. Дела плоти извест­ны; они суть: пре­любо­деяние, блуд, нечистота, непотреб­с­т­во­,

. идолослуже­ние, волшеб­с­т­во­, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, раз­ногласия, (соблазны,) ереси,

. ненависть, убийства, пьян­ство, бес­чин­ство и тому подобное. Предваряю вас, как и пре­жде пред­варял, что по­ступа­ю­щие так Царствия Божия не наследуют.

Против чего говорит Ап. – об этом нечего долго размышлять. Всякому христианину самому легко решить, какие это дела плоти, против коих говорит Апостол (φανερά δέ εστιν ). Первые четыре греха суть в тесном смысле слова грехи плоти, т. е. относятся к нечистой половой жизни. Затем два греха стоят рядом: идолослужение и пользование волшебными средствами (ср. ; ). Пять следующих слов обозначают дурные настроения и неправильное отношение к ближним. Где такое настроение укрепляется, там – «разногласия» (διχοστασίαι ср. Рим.16и ) и появляются борющиеся между собою партии (αιρέσεις – ср. ст. 15). При этом еще Ап. упоминает о ненависти, убийстве, пьянстве и бесчинстве, как наиболее ему противных явлениях жизни. – «Предварял» – т. е. говорил как о будущем, что вам еще только угрожает, если вы будете делать такие дела. – «Царствия Божия» – см. 1Кор.6и сл.; ; 1Сол. 4и сл.

. Плод же духа: любо­вь, радость, мир, долготерпе­ние, бла­го­сть, мило­сердие, вера,

. кротость, воз­держание. На таковых нет закона.

Противоположные делам плоти добродетели Ап. рассматривает как единый плод духа, несмотря на их кажущуюся разнородность. Под "дух ом» можно разуметь здесь дух человеческий, но в тоже время проникнутый Духом Божиим. – "Вера" – здесь в смысле доверчивости в отношении друг к другу. – «На таковых» – т. е. для таких людей нет закона. И закон Моисеев не осудит таких людей, которые обладают всеми добродетелями и разве только в незначительных случаях не следуют постановлениям, существующим в известное время и в ограниченном пространстве (ср. ). Ведь в любви, которою они живут, исполняется все существенное содержание закона.

. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и по­хотями.

К счастью, Христиане («которые Христовы» ) не могут увлекаться делами плоти. Они ее распяли со всеми ее страстями и похотями, когда, в крещении, умерли со Христом.

. Если мы живем духом, то по духу и по­ступать должны.

. Не будем тщеславиться, друг друга раз­дражать, друг другу завидо­вать.

К таким совершенным христианам должны принадлежать и Галаты, которые в настоящем своем состоянии еще далеки от совершенства. Ведь они тоже умерли со Христом для дел плоти и начали жизнь духа. И эту жизнь они должны проявлять в надлежащих поступках. – «Поступать должны» . Здесь стоит глагол στοιχουρν ­ идти рядом, вместе , в противоположность тому хождению, которое обозначается глаголом περιπατεῖν (), который может означать и хождение в одиночку . Если это принять во внимание, то можно сказать, что последующие увещания имеют в виду не личное духовное состояние отдельного христианина, а взаимные отношения христиан и церковно-общественную жизнь. – К стиху 26-му удобно можно отнести первое выражение – "братья" . Там есть свое обращение: «вы, духовные» , а здесь это слово "братья" как нельзя лучше оттеняет призыв Апостола к воздержанию от всякого тщеславия, которое совершенно расстраивает правильные, братские отношения между христианами. «Оставьте тщеславие и взаимное раздражение и зависть, вы, братья – так можно передать смысл 26-го стиха.

ДЕЛА ПЛОТИ И ПЛОД ДУХА

2-е Коринфянам 5

14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.

15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.

16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти ; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.

17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь (новое творение); древнее прошло, теперь все новое .

После рождения от Духа Святого мы стали новыми творениями, то есть в нас христиан теперь появилась новая природа, когда мы водимы, не плотскими страстями и похотями, а Духом Божиим, и теперь мы не должники плоти, чтобы жить по плоти.

К Римлянам 8 победоносная жизнь христианина.

12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;

13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии .

à Жизнь в новой природе – в Духе Христа есть жизнь; а жизнь в греховной природе есть смерть.

* Ни одно место Библии не рисует столь ярко контраст между образом жизни человека верующего (то есть христианина ...) и человека неверующего (то есть плотского человека, живущего под властью своей греховной человеческой природы).

К Галатам 5

16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,

17 ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19 Дела плоти известны ; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,

20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси,

21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют .

22 Плод же духа : любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

23 кротость, воздержание. На таковых нет закона .

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

à Встает серьезный вопрос: Библия показывает две противоположных группы, две стороны : по одну сторону – дела плоти, и по другую – плод Духа.

à Не плотской ли ты ? (НЕТ ПЛОТСКИХ ХРИСТИАН)

* Тут Библия:

1) Подчеркивает, что Дух и плоть враждуют друг с другом.

(Будет ли человек в вечности рядом с Богом, зависит от того, кто будет господином в земной жизни: плоть над духом или дух над плотью).

2) Показывает различие в стиле жизни верующих и неверующих , и включает конкретный перечень, как дел плоти, так и плода Духа.

3) Суровый и жесткий комментарий апостола Павла о том, что любой человек, практикующий или занимающийся делами плоти, лишает себя Царства Божьего, то есть пропадет вечно, независимо от того, кем он себя называет.

(Господь ему говорит: «Нет, ты не можешь туда попасть! Потому что ты живёшь в зависти, в непрощении,... Ты живёшь в блуде. Кто-то живёт в пьянстве»...).

4) Благословенное высказывание апостола Павла «На таковых нет закона» , указывающее на славную свободу действия для детей Божьих .

(Римлянам 8:1) «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу»

(Христиане имеют и нужную благодать и все необходимое, для того, чтобы

поступать по этим принципам духовной жизни ).

5) Одно последнее напоминание:

а) греховная плоть была распята . (Христиане – это те, которые распяли плоть с...)

(Галатам 2: 19, 20) «...Я сораспялся Христу», «и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».

б) новая природа христианина – это есть жить по принципам Путеводителя - Святого Духа.

* Плоть

Это не есть тело

1-е Фессалоникийцам 5

22 Удерживайтесь от всякого рода зла .

23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Это греч. слово саркс говорит о человеческой природе со своими аморальными желаниями .

(то есть человеческая природа с его греховными наклонностями, слабостями и страстями)

à Что желает плоть? – Плоть желает удовольствий, власти, признания, богатства. Его стремление есть к удовольствиям.

Гал. 5:

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями .

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

à не поступать по страстям и похотям.

* Плоть остается в христианине после его обращения и является его смертельным врагом : (Самый сильный (главный) враг - плоть).

К Римлянам 8

6 Помышления плотские суть смерть , а помышления духовные - жизнь и мир,

7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога ; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут .

13 ибо если живете по плоти, то умрете , а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

К Галатам 5

17 ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся...

21 ...поступающие так Царствия Божия не наследуют .

(Дьявол знает , что самое уязвимое в человеке – это плоть . Он делает акцент и действует через плоть. Дьявол всегда предлагает человеческое, т.е. плотское. Он даёт те советы, которые приятны плоти. Именно и особенно плоть реагирует на искушения Сатаны. Плоть готова согласиться почти со всем, что предлагает он, и во всех искушениях Дьявол предлагает компромисс).

. плотская жалость к себе , себялюбие . (Поклонение своему самолюбию, ...).

Когда тебя ранят оскорбления, высокомерное игнорирование и презрение других.

Ответное презрение.

Когда человек закрывается в себе.

Самоправедность

Поиск угодить людям

Самоугождение

Не понимает духовные вещи (Путь Христа – это путь духовный, путь для Его последователей).

* Дела плоти есть формы угождения своим плотским желаниям.

(Плотские поклоняются своим плотским удовольствиям, а не Богу и Его Слову).

Они включают: (Гал. 5:19-21) «Дела плоти известны ; они суть:...»

à Сначала сексуальные грехи: Я чуть-чуть сблудил!!!

1. Прелюбодеяние – сексуальные (половые) отношения состоящего в браке человека с кем-либо, кроме супруга или супруги. (когда человек, состоящий в браке, изменяет своей жене).

2. Блуд – внебрачные сексуальные отношения, удовлетворение сексуального желания без непосредственного полового акта людьми, не состоящими в браке.

1-е Коринфянам 6: 18 «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела».

К Евреям 13: 4 «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» .

3. Нечистота – сексуальные извращения, гомосексуализм и лесбиянство, секс с животными, онанизм или мастурбация, пристрастие и удовольствие от порнографических фотографий, фильмов или книг), включая похотливые мысли, фантазия, желания; порочные дела и желания:

(Еф. 5:3) «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым».

(Кол. 3:5) «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение».

4. Непотребство – бесконтрольная чувственность, следование за своими страстями и желаниями до такой степени, когда утрачиваются стыд и чувство меры. Сюда можно отнести также праздное и неправильное времяпровождение:

– пристрастие к телепередачам и фильмам, которые в большинстве случаев содержат в себе элементы насилия, оккультизма, аморальности и т.п.;

– пристрастие к компьютерным играм;

– чтение романов и других книг, содержащих информацию, наносящую вред нравственному и духовному состоянию.

5. Идолослужение – поклонение духам, личностям или изображениям, а также упование на какую-то личность, организацию или явление, как на равное или превышающее Бога и Его Слово. Сюда же относится пристрастие к стяжательству, необдуманному накоплению:

«любостяжатель, который есть идолослужитель» Еф. 5:5.

6. Волшебство – колдовство, спиритизм, черная и белая магия, поклонение демонам и использование наркотиков для «духовных» переживаний:

«… не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» Втор. 18:9-12 .

7. Вражда – сильные негативные чувства и действия по отношению к кому-либо, неприязнь или ненависть.

8. Ссоры – раздоры, антагонизм, борьба за первенство.

9. Зависть – огорчение, досада по поводу чужого успеха.

10. Гнев – вспыльчивость, ярость, выражающаяся в жестоких словах и действиях.

11. Распри – эгоистические амбиции и стремление людей к власти:

«Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших,

воюющих в членах ваших?» Иак. 4:1.

12. Разногласия – различные учения или мнения, а также действия, разделяющие церковь и разрушающие единство между ее членами:

«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» Рим. 16:17-18.

13. Ереси – проповедь искаженного учения, не соответствующего Библии, но претендующего на звание истины. К этой категории дел плоти относится также увлечение различными мистическими учениями, совершение обрядов и религиозных действий, не соответствующих Священному Писанию.

«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» Гал. 1:8.

14. Ненависть – обидчивая неприязнь к другому человеку, имеющему то, что ты бы хотел. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» 1Ин. 3:15.

15. Убийства – преднамеренное (злостное) лишение человека жизни (убийство, аборты , самоубийство).

16. Пьянство – лишение контроля над своим физическим или умственным состоянием из-за употребление любого алкоголя. К подобному делу плоти также относится принятие наркотиков, токсикомания и курение.

17. Бесчинство (или оргии) – превышение чувства меры, а также вызывающее поведение, чрезмерные пиршества, вечеринки, включающие алкоголь, наркотики, секс и т.п.

* Решение для плотского ( необращенного ) : Так как он раб греха и эгоизма нуждается в Спасителе, в искуплении, в обращении и быть возрожден.

Исаия 55:

6 Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.

7 Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои , и да обратится к Господу , и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив.

От Иоанна 8:

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,

32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными .

36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете .

От Иоанна 3:

3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия .

5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие .

6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух .

7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

16 Я говорю , поступайте по духу , и вы не будете испол нять вожделений плоти ;

17 Ибо плоть желает противного духу , а дух - противного плоти : они друг другу противятся , так что вы не то делаете , ч то хотели бы .

18 Если же вы духом водитесь , то вы не под законом .

19 Дела плоти известны ; они суть : прелюбодеяние , блуд , н ечистота , непотребство ,

20 Идолослужение , волшебство , вражда , ссоры , зависть , г нев , рэспри , разногласия ,( соблазны ), ереси ,

21 Ненависть , убийства , пьянство , бесчинство и тому подобное ; предваряю вас , как и прежде предварял , что поступающие так Царствия Божия не наследуют .

22 Плод же духа : любовь , радость , мир , долготерпение , б лагость , милосердие , вера ,

23 кротость , воздержание . На таковых нет закона .

24 Но те , которые христовы , распяли плоть со страстямии похотями .

25 Если мы живем духом , то по духу и поступать должны .

ГлавнаямысльвторойполовиныПосланияк Галатам состоит в том, что жизнь во Христе -э то свобода.Прежде мы были в рабстве,под осуждением закона, но Христос освободил нас. Мы были рабами греха, но теперь мы - дети Божьи.

Однако всякий раз, когда Павел говорит о свободе, он предупреждает, что ее очень легко потерять. Неко торые вновь соскальзывают из свободы в плен (5:1), другие превращают свободу во вседозволенность (5:13). Об этом Павел говорил в двух последних рассмотрен ных нами отрывках. Особенно в стихах 13-15 он под черкивал, что истинная христианская свобода выражается в воздержании, в заботливом служении ближним и в послушании Божьему закону. Теперь перед нами стоит вопрос : каким образом все это возможно? И ответ на него таков: Духом Святым. Только Он сможет сохранить нас поистине свободными.

Отрывок, где Павел об этом рассуждает, просто на полнен Святым Духом. Его имя упоминается здесь семь раз. Он предстает перед нами как Освящающий нас, Единственный, Кто может противостоять плоти и покорить ее (ст. 16-17), дать нам возможность соблю дать закон и избавиться от его жестокой власти (ст. 18) и произрастить в нашей жизни плод праведности (ст. 22-23). Итак, обладание христианской свободой зависит от Духа Святого. Действительно, освобождает нас Христос. Но без постоянной, направляющей, освящающей работы Святого Духа эта свобода неизменно будет сведена к вседозволенности.

Рассуждения этого отрывка можно разделить на две части и озаглавить их так: «наличие внутреннего кон фликта у христиан» и «путь христиан к победе».

1. Наличие внутреннего конфликта у христиан (ст. 16-23)

Соперники в этом конфликте названы «плотью» и «духом». Стихи 16-17: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти; ибо плоть же лает противного духу, а дух - противного плоти». Под «плотью» Павел подразумевает то, чем мы являемся по естеству и наследственности - наше падшее состо яние, то, что Новый английский перевод и Дж. Б. Филлипс называют нашим «низшим естеством». Под «духом» он, по-видимому, подразумевает С амого Свя того Духа, Который обновляет и возрождает нас, сна чала дав нам новое естество, а потом оставаясь жить в нас. Проще сказать, «плоть» - это то, кто мы такие по естественному рождению; «дух» - это то, чем мы становимся благодаря рождению свыше, рождению Ду хом. И эти два начала, плоть и дух, резко противостоят друг другу.

Некоторые учителя считают, что у христиан нет внутреннего конфликта, нет гражданской войны, по тому что, как они утверждают, плоть уже уничтожена и прежнее естество христианина мертво. Данный отрывок противоречит такой точке зрения. Христиане, по меткому выражению Лютера, - это «не бесчувственные бревна и камни», то есть те, «которых ничто не трога ет, которые никогда не испытывают вожделений или плотских желаний». 1 Конечно, по мере того как они учатся поступать по духу, плоть все более покоряется. Но плоть и дух остаются, и борьба между ними ярост на и упорна. Можно пойти дальше и сказать, что этот конфликт присущ именно христианам. Мы не отри цаем того, что в нехристианах существует такое явле ние, как нравственный конфликт, но утверждаем, что у христиан эта борьба яростнее, поскольку они обла дают двумя естествами плотью и духом, находя щимися в непримиримом противостоянии.

Теперь нам нужно взглянуть, к какому поведению склонно каждое естество.

а. Дела плоти (ст. 19-21)

«Дела плоти известны», - говорит Павел. Они для всех очевидны. Сама плоть, наша прежняя природа, невидима и незаметна, но ее дела, слова и поступки, в которых она проявляется, находятся на поверхности и всем видны. Что это за дела?

Перед тем как посмотреть на список «дел плоти», нужно добавить кое-что еще в связи с выражением «вожделения плоти» (ст. 16). К сожалению, в английском языке это слово приобрело смысл, какого не было у его греческого эквивалента. Сегодня «вожделение» или «похоть» означает «необузданное сексуальное же лание», а «плоть» означает «тело», и, таким образом, «вожделения плоти» и «грехи плоти» связываются (в представлении обычного человека) с аппетитами нашего тела. Но Павел подразумевает под этим более широкое значение. Для него «вожделения плоти» яв ляются всеми греховными желаниями нашего падшего естества. И уродливый список «дел плоти» не оставля ет нам в этом никакого сомнения.

Это не значит, что данным списком они все ис черпываются, потому что Павел заканчивает его сло вами «и тому подобное» (ст. 21). Но то, что включено в список, по-видимому, относится к четырем сферам: секс, религия, общество и алкоголь.

Во-первых, секс: прелюбодеяние, блуд, нечистота, не потребство (ст. 19). Прелюбодеяние и блуд - это сек суальные отношения вне брака и измена супругу, но также и любой вид незаконного сексуального пове дения. «Нечистоту», наверное, можно понять как «неестественный порок», 2 а «непотребство» - как «непри стойность», что означает «открытое и дерзкое пренебрежение приличиями». Этих четырех слов доста точно, чтобы показать, что все сексуальные беззакония, открытые или тайные, в браке или вне брака, «есте ственные» или «неестественные», относятся к разряду дел плоти.

Во-вторых, религия: идолослужение , волшебство (ст. 20). Важно увидеть, что идолослужение является та ким же делом плоти, как и сексуальная безнравствен ность, а значит, дела плоти включают в себя и пре ступления против Бога, точно так же, как против ближнего и против самих себя. Если «идолослужение » - это вызывающее поклонение другим богам, то «вол шебство» - это «тайное вмешательство в мир сил зла». 4

В-третьих, общество. Павел приводит восемь примеров нарушения личных взаимоотношений, которые Новый английский перевод толкует как «ссоры, свар ливый характер, зависть, приступы ярости, эгоисти ческие амбиции (или «вспышки раздражения» и «стре мление к высокому положению 5), разногласия, интри ги соперников и ревность» (ст. 20-21).

В-четвертых, алкоголь: пьянство, бесчинство (или в Новом английском переводе - «приступы запоя и ор гии», ст. 21).

К этому списку дел плоти в сферах секса, религии, общества и алкоголя Павел добавляет серьезное пред упреждение. «Предваряю вас, - пишет он, как и прежде предварял [когда был с ними в Галатии ], что поступающие так [глагол prassontes означает, скорее, привычное поведение, нежели одиночный проступок] Царствия Божия не наследуют» (ст 21). Поскольку Царство Божье - это царство благочестия, праведности и воздержания, из него будут изгнаны те, кто потвор ствует делам плоти. Ибо подобные дела свидетель ствуют, что такие люди не находятся во Христе. А если они не Христовы, тогда они и не являются семе нем Авраамовым , «по обетованию наследниками» (3:29). Другие упоминания о нашем наследии во Хрис те, ожидаемом или потерянном, можно найтивПо слании к Галатам 4:7, 30.

б . Плод Духа (ст. 22-23).

Здесь перед нами - собрание девяти христианских добродетелей, которые показывают христианское отно шение к Богу, к окружающим и к самим себе.

Любовь, радость, мир. Эта триада включает в себя основные христианские добродетели. Однако они пре жде всего касаются нашего отношения к Богу, ибо первая любовь христианина - это его любовь к Богу, его главная радость - радость в Боге, его глубочайший мир - мир с Богом.

Далее идут долготерпение, благость, милосердие. Это социальные добродетели, направленные, скорее, на че ловека, нежели на Бога. «Долготерпение» - это вы держка и терпение по отношению к тем, кто раз дражает или гонит нас. «Благость» касается нрава, характера, а «милосердие» - слов и дел.

Затем вера, кротость и воздержание. «Вера» (или «верность»), по-видимому, описывает надежность хрис тианина. «Кротость» - это смиренная мягкость, прояв ленная Христом (Мф . 11:29; 2 Кор . 10:1). И оба этих качества являются аспектами «самоконтроля» или «воз держания», которое и завершает список.

Итак, можно сказать, что прежде всего дела Духа -« любовь, радость, мир» - направлены на Бога; дела «долготерпения, благости и милосердия» направлены на людей, а дела «веры, кротости и воздержания» - на самого христианина. Все они плод Духа, естест венный результат, появляющийся в жизни христиан, ведомых Духом. Неудивительно, что Павел вновь до бавляет: «На таковых нет закона» (ст. 23). Ибо закон должен обуздывать, сдерживать, отпугивать, а здесь отпугивать незачем.

Теперь, когда мы по отдельности рассмотрели «дела плоти» и «плод духа», нам должно быть еще более ясно, что «плоть» и «дух» находятся в решительной борьбе друг против друга. Они тянут в противоположных направлениях. Между этими двумя существует «непрестанная смертная вражда». 6 И в результате этой борьбы «вы не то делаете, что хотите» (ст. 17).

Параллель между этой коротенькой фразой и второй половиной 7 главы Послания к Римлянам кажется мне слишком явной, чтобы быть случайной. Каждый обновленный христианин может сказать: «По внутрен нему человеку нахожу удовольствие в законе Божием » (Рим. 7:22). То есть: «Я люблю этот закон и стремлюсь исполнять его. Мое новое естество жаждет Бога, благочестия и благости. Я хочу быть добрым и творить добро». Таков язык каждого возрожденного верующего. «Но, - приходится добавить ему, - своими силами, даже с этими новыми желаниями я не могу делать то, что хочу. Почему? Из-за греха, что живет во мне». Или, как говорит об этом Апостол здесь, в пятой главе Послания к Галатам , «из-за сильных желаний плоти, противных духу».

Вот каков внутренний конфликт христиан - яростный, ожесточенный, упорный. Более того, в этой борь бе христианин просто не может победить своими силами. Ему приходится говорить: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим. 7:18), или, как бы говоря с самим собой, «ты не то делаешь, что хотел бы» (Гал . 5:17).

«И это все? - спросит недоумевающий читатель. - Что же, этим трагическим признанием «я не то делаю, что хотел бы» и завершается рассказ о внутреннем нравственном конфликте христианина? Это и есть все, что предлагает христианство - ощущение постоянного поражения?» На самом деле, это не так. Если бы нас предоставили самим себе, мы и не могли бы делать то, чего хотели бы; вместо этого мы покорились бы желаниям своего старого естества. Но если мы «поступаем по духу» (ст. 16), тогда мы не будем исполнять вожделений плоти. Мы будем их испытывать, но не станем им потакать. Наоборот, мы принесем плоды Духа.

2. Путь христиан к победе (ст. 24-25)

Что делать, чтобы управлять вожделениями плоти и приносить плоды Духа? Если ответить коротко, надо придерживаться истинного христианского отношения и к одному, и к другому. По собственным словам Апостола, надо «распять» плоть и «поступать» по духу, а. Надо распять плоть

Эту фразу мы встречаем в стихе 24: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». Этот стих часто понимают неправильно. Обратите вни мание: «распятие» плоти, описанное здесь, не делается для нас; мы сами это делаем. Здесь говорится, что именно мы сами «распяли плоть». Пожалуй, лучше всего предупредить частое недопонимание, сказав, что Гал . 5:24 не содержит ту же самую истину, что Гал . 2:20 или Рим. 6:6. В тех стихах говорится, что по своему единению с Христом верой «мы сораспялись с Ним». Но в этом отрывке действуем уже мы сами. Мы «распяли» свое старое естество. Теперь это уже не «умирание», которое мы испытали через единение с Христом; скорее, здесь намеренное «убивание».

Что это значит? Павел заимствует образ распятия, конечно, у С амого Христа, сказавшего: «Кто хочет идти со Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и сле дуй за Мною» (Мк . 8:34). Говоря «возьми крест свой», Господь отчетливо нарисовал картину самоотречения. Каждый последователь Христа должен вести себя, как приговоренный преступник, и нести свой крест к мес ту казни. Теперь Павел доводит эту метафору до логи ческого завершения. Нам нужно не только взять и нести свой крест, но и убедиться в том, что казнь состоялась. Фактически, нужно взять плоть - наше своевольное и капризное «я» - и (говоря метафори чески) пригвоздить ее к кресту. Так Павел наглядно описывает покаяние, когда мы отворачиваемся от прежней эгоистичной, грешной жизни и полностью, навсегда отвергаем ее.

Тот факт, что плоть должна быть распята, очень важен. Доказывать от аналогии всегда очень риско ванно, но мне кажется, что следующие моменты, сов сем не являются игрой воображения, а принадлежат понятию распятия и не могут быть от него отделены.

Во-первых, христианское отречение от старого ес тества должно быть безжалостным. Распятие в греко- римском мире было далеко не приятной формой каз ни, и его не применяли к милым и утонченным людям; его оставляли для самых закоренелых преступников, и именно поэтому для Иисуса Христа распятие было таким позором. Таким образом, если мы хотим распять плоть, надо ясно представлять себе, что плоть - это не какая-то уважаемая личность, к которой нужно относиться вежливо и с почтением, а нечто настолько злобное, что не заслуживает ничего, кроме распятия.

Во-вторых, отрекаться от старого естества будет больно. Распятие было казнью, «приносящей сильную боль» (Гримм-Тейер ). А кому из нас незнакома острая боль внутренней борьбы, когда отрекаешься от «вре менных, греховных наслаждений» (Евр . 11:25)?

В-третьих, отречение от старого естества должно быть решительным. При распятии жертва умирает хотя медленно, но верно. Преступники, пригвожденные к кресту, не выживали. Джон Браун отмечает значение этого факта для нас: «Распятие... приводило к смерти не внезапно, а постепенно... Истинным христианам не удается полностью уничтожить ее (т. е. плоть) здесь, внизу; но они пригвоздили ее к кресту и намерены держать ее там, пока она не скончается». 7 Е сли пре ступника прибивали к кресту, он оставался там до самой смерти. На место казни приводили солдат для охраны. Они обязаны были следить, чтобы никто не снял жертву с креста, по крайней мере пока она не умрет. «Но те, которые Христовы, - говорит Павел, -р аспяли плоть со страстями и желаниями». Греческий глагол стоит здесь в aorist (грам. форма глагола, обоз начающая мгновенное или предельное действие) и означает, что мы сделали это решительно в момент обращения. Придя к Иисусу, мы покаялись. Мы «распяли» все дурное, что знали. Мы взяли свое старое эгоистическое естество со всеми его греховными страстями и желаниями и пригвоздили его к кресту. И это наше покаяние было решительным, таким же реши тельным, как распятие. Итак, говорит Павел, если мы распяли плоть, надо оставить ее умирать. Ежедневно нам надо обновлять в себе такое вот безжалостное и бескомпромиссное отречение от греха. По словам Иисуса, записанным Лукой, христианин должен «брать свой "крест каждый день» (Лк. 9:23 - англ. п ер.).

Это библейское учение так часто игнорируют, что его нужно повторять снова и снова. Первый великий секрет святости лежит в глубине и решительности покаяния. Если нас постоянно беспокоят неугомонные грехи, это происходит потому, что мы либо никогда не раскаивались по-настоящему, либо не поддерживаем своего покаяния. Это подобно тому, как, пригвоздив старое естество к кресту, мы вновь и вновь с сожа лением возвращаемся на место казни. Мы начинаем жалеть жертву, любить ее, жаждать ее освобождения, даже пытаемся снять ее с креста. Нам нужно научиться оставлять ее на кресте. Когда в голову приходят какие-нибудь ревнивые, гордые, злобные или нечистые мыс ли, их нужно немедленно вышвырнуть вон. Если на чать их рассматривать, рассуждая, покоримся мы им или нет, - это провал. Мы объявили им войну; давайте не будем возобновлять переговоры. Мы решили этот вопрос раз и навсегда; не следует поднимать его снова. Мы распяли плоть; не будем же вынимать из нее гвозди.

б . Надо поступать по Духу 8

Теперь мы обращаемся к тем отношениям, которые нам надо усвоить, - к Святому Духу. Они описываются двумя способами. Во-первых, надо «водиться духом» (ст. 18). Во-вторых, это значит «поступать по духу» (Английский авторизованный перевод - «в духе», ст. 16 и 25). В греческом оригинале в обоих предложениях слово «дух» стоит на первом месте для усиления его значимости; употребляется здесь простой дательный падеж (нет никаких предлогов, ни «по », ни «в »), а глагол стоит в настоящем продолженном времени. В то же самое время ясно видно различие между выра жениями «водиться духом» и «поступать по духу», поскольку первое выражение стоит в пассивном залоге, а второе - в активном. Дух ведет нас, но идем-то мы сами.

Во-первых, христианин изображается как человек, «водимый Духом». Здесь употреблен глагол, который вызывает в воображении образы крестьянина, пасущего стадо, пастуха, ведущего своих овец, солдат, конвоирующих заключенного в тюрьму или в суд, или ветра, подгоняющего корабль. Метафорически его употребляют, говоря как о добрых, так и о злых духах, - о злой силе сатаны, сбивающей людей с пути (напр. 1 Кор . 12:2; Еф . 2:2), и о Святом Духе, Который вел Христа во время Его искушения в пустыне (Лк. 4:1-2), а сегодня ведет детей Божьих (Рим. 8:14). Будучи нашим «водителем», Дух Святой берет на Себя иници ативу. Он противопоставляет С вои желания желаниям плоти (ст. 17) и производит в нас святые, небесные помыслы. Он мягко направляет нас, и нам нужно покориться Ему и Его водительству.

Негромко глас Его звучит, Подобно дуновенью. Проверит душу, усмирит Мои сомненья.

Всю доброту и чистоту Господь в меня вложил, И мне победу подарил Л ишь Он один.

Но было бы большой ошибкой считать, что мы обязаны лишь пассивно покориться управлению Духа, как будто бы от нас и требуется только повиновение Его водительству. Напротив, нам самим нужно «поступать по духу», идти активно и целенаправленно по верному пути. А Дух Святой - это тропа, по которой мы ступаем, и спутник, который указывает нам дорогу.

Это становится ясным, когда тщательно сравнива ешь стихи 16 и 25. В обоих стихах употреблено одно слово «поступать» (англ. - «и дти», прим. перев.), но в греческом эти слова различны. Глагол в 16 стихе -о бычный глагол, обозначающий ходьбу; но в 25 стихе ( stoiched ) он буквально обозначает людей, «выстроившихся в одну линию». Таким образом, он означает «идти по цепочке» или «идти с кем-то в одном ряду». Так говорится о верующих, разделивших с Авраамом его веру и поэтому «ходящих по следам веры» Авра ама, т. е. следующих его примеру (Рим. 4:12). Подоб ным образом говорится о христианах, живущих «по правилу», согласно тому, чего они уже достигли (Флп . 3:16), поступающих «по правилу» и в соответствии с требованиями закона (Деян . 21:24) или с истиной Евангелия (Гал . 6:16). В каждом из этих случаев есть какое-то правило, стандарт или принцип, которому нужно следовать. В Гал . 5:26 это «правило», или «линия», Самого Духа Святого и Его воли. Итак, «поступать по Духу» - значит намеренно идти по этому пути или в соответствии с правилом, выдвигаемым Святым Духом. Дух «ведет» нас; но нам нужно «идти рядом» с Ним, согласно Его правилу.

Поэтому точно так же, как мы «распинаем плоть», отвергая все дурное, мы должны «поступать по духу», следуя всему доброму. Мы отвергаем одну тропу, что бы пойти по другой. Мы отворачиваемся от зла, чтобы заняться тем, что есть благо. И если необходимо быть безжалостным, отворачиваясь от дел плоти, то так же необходимо быть дисциплинированным, поворачиваясь к делам Духа. Писание говорит, что нам надо «помышлять о духовном», «помышлять о горнем», «о том и помышлять» (т. е. о том, что истинно, честно, справед ливо, чисто, любезно, достославно, что только добро детель и похвала). 9

И это мы увидим на всем жизненном пути, в том, как мы проводим время отдыха, что мы читаем, как выбираем друзей и знакомых. Прежде всего мы уви дим это в том, что авторы прошлого называли «при лежным использованием благодати», то есть в дисци плинированной молитвенной жизни и размышлениях о Писании; в общении с верующими, которые побуж дают нас любить и творить добрые дела; в соблюдении Дня Господня, в участии в общем поклонении и Вече ре Господней. Всеми этими способами мы участвуем в духовных делах. Недостаточно просто покориться; нам нужно активно идти путем Духа. Только так проявятся в нас Его плоды.

Вывод

Мы увидели, что дела плоти многочисленны и злы, что плод Духа приятен и необходим, что плоть и Дух находятся в постоянной борьбе друг с другом и сами мы не в силах делать то, что хотели бы; что мы должны распять плоть, отвергнуть ее злые пути и поступать по Духу, приняв Его благое водительство.

Победы может достичь каждый христианин, по скольку каждый христианин «распял плоть» (ст. 24), каждый христианин «живет духом» (ст. 25). Наша за дача - ежедневно вспоминать эти истины и жить в соответствии с ними. Если мы распяли плоть (а мы это сделали), тогда нам нужно оставить ее крепко прибитой к кресту, чего она и заслуживает, а не пы таться вытащить гвозди. И если мы живем по Духу (что мы и делаем), тогда нам нужно «поступать по духу». Когда подкрадывается искуситель со своими злобными инсинуациями, мы должны дать ему ярост ный отпор и сказать: «Я - Христов. Я распял свою плоть. И речи быть не может о том, чтобы я даже помыслил снять ее с креста». И опять: «Я - Христов. Его Дух живет во мне. И поэтому я буду помышлять о делах Духа, поступать по Духу, согласно Его руководству, день за днем».

Спраул, Р.

Бог запечатлел тебя, давая тебе дар Своего Духа Святого. Любое дитя Божье носит ту же печать, в нем обитает тот же Святой Дух.

Дары Святого Духа манящи и необычны. Быть одаренным человеком означает получать признание от друзей за наши достижения или способности. По этим и другим причинам дарам Духа уделяют больше внимания в нашем обществе, чем плодам Духа. Кажется, что плоды Духа находятся в тени и проигрывают по сравнению с дарами. Между тем именно плоды Духа - показатель нашего роста в освящении. Добросовестно использовать дары Святого Духа, которыми мы наделены, несомненно, богоугодное дело. Однако полагаю, Богу еще больше нравится, когда Он видит, как заботливо Его народ растит плоды Духа.

Павел увещевает галатов: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16).

Христианская жизнь - это странствование, это путешествие, которое мы совершаем пешком. Ходьба - медленный способ передвижения. Большинство из нас движется со скоростью улитки. Мы не летим на всех парусах и не перепрыгиваем через барьеры искушений. Различные препятствия задерживают наше продвижение. На каждом повороте мы набиваем шишки. Вновь Павел пишет: «Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17).

Это уже сражение. Ветхий человек противится новому. Греховная природа плоти борется, желая заглушить повеление Духа. Хотя эта война и невидимая, имеются ясные внешние признаки нашей внутренней битвы. Если Дух побеждает, мы видим плод этой победы. Когда выигрывает плоть, внешнее проявление не замедлит сказаться.

Прежде чем детально остановиться на плодах Духа, Павел перечисляет дела плоти. Дела плоти резко контрастируют с плодами Духа.

«Дела плоти известны: они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царства Божьего не наследуют» (Гал. 5:19-21).

Список дел плоти очень важен по двум причинам. Во-первых, он обнаруживает контраст с плодами Духа; во-вторых, он очерчивает греховную практику, которая, как неоднократно подчеркивают Апостолы, характеризует невозрожденного и потерянного человека. Конечно, искупленный тоже может впасть на какое-то время в любой из этих грехов. Каждый из них проявлялся иногда даже у величайших святых. Однако эти грехи не характерны для христианина. Если жизненный стиль человека определяется только плотскими вожделениями, очевидно, что он не искуплен.

Поскольку этот реестр несет такое зловещее предупреждение, важно хотя бы кратко остановиться на перечисленных грехах.

  1. Прелюбодеяние. Первый упомянутый грех - это запрет седьмой заповеди. Он предполагает нарушение святости брака через незаконную сексуальную связь.
  2. Блуд. Беспорядочные сексуальные связи людей, не состоящих в браке. Это обычно ассоциируется с половыми отношениями до брака. Однако здесь имеется в виду незаконные половые связи в самом широком смысле этого слова. (Включая гомосексуализм.)
  3. Нечистота. Тут тоже предполагается сексуальная подоплека. Она отражает определенного рода поведение, которое в народе называют «грязным*.
  4. Непотребство. То есть, необузданный и неуправляемый стиль жизни и всевозможные дикие выходки.
  5. Идолослужение. Языческое поклонение идолам или ложным богам. К идолопоклонству относится и такое явление, как поклонение материальным благам и вещам.
  6. Волшебство. Включает практику магии и такие запрещенные опыты, как спиритуализм, предсказание, астрология и т. п.
  7. Вражда. Это отношения, имеющие характер недоброжелательства, недовольства. Отсутствие любви.
  8. Ссоры. Придирчивые, сварливые взаимоотношения с разбирательством причин по любому поводу.
  9. Ревность *. Отражает сосредоточенный на самом себе дух, который игнорирует других людей, принижая их достижения или победы. Обнаруживает недостаток любви.

Под номерами 7,8 и 9 приведены одни из самых «любимых» грехов христиан, возможно, потому что их можно легко замаскировать или вообще не признавать за грехи.

  1. Гнев. Необузданная вспышка ярко выраженного недовольства, признак «горячей головы».
  2. Распри. Противоречия, которые возникают из-за желания получить личную выгоду в ущерб другим.
  3. Разногласия. Взаимоотношения, которые выходят за рамки уважительного «несогласия». Скорее, это воинствующая враждебность, порождающая дух борьбы в группах.
  4. Ереси. Мнения, которые явно противоречат истине. Здесь подразумевается нечто большее, чем богословские ошибки. Это своевольное, упрямое следование ложному направлению в любой ситуации.
  5. Зависть **. Желание обладать тем, что принадлежит кому-то другому. Может включать болезненное стремление быть поближе к лицам, которые выделяются в обществе своим выгодным положением.

* В русском синодальном переводе: зависть - прим. пер.

** В русском синодальном переводе: ненависть - прим. пер.

  1. Убийство. Акт, говорящий сам за себя. Конечно же, большинство христиан не убийцы, однако слова Христа о ненависти к ближнему (Мф. 5:22) нужно всегда держать в уме.
  2. Пьянство. Это пристрастие указывает на неумеренное потребление алкоголя. Сюда оке можно отнести наркоманию.
  3. Бесчинство. Образ жизни, который включает разнузданные вечеринки, дикие оргии, запои.

Этому списку дел плоти Павел противопоставил перечень плодов Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).

Здесь Апостол рисует образец подлинной праведности; она изображена как плод Духа, который вызревает в нас. Сами по себе мы только плоть. Плоть может произвести лишь плоть. Дела плоти - вот что такое плоды плоти. Это ничто. Мартин Лютер заявил, что «ничто» - это не «маленькое нечто».

Подобное порождает подобное; каков производитель - таков и продукт. В потомстве отражается онтогенез. Только Святой Дух способен зачать и выносить плод духа. Мы можем быть проповедниками и гениями богословия без Духа, красноречивыми ораторами - вне благодати. Однако единственный источник плода Духа - это работа Святого Духа внутри нас.

Не случайно плод Духа не превознесен в наших рядах как высший критерий праведности. В нас скрыто еще столько плотского, что мы предпочитаем другой стандарт. Проверка плодом Духа слишком высока, мы не выдерживаем ее. Поэтому внутри нашей христианской субкультуры мы применяем критерий пониже, которым мерим сами себя и выглядим в своих глазах вполне привлекательно. И даже соперничаем друг с другом; это легко сделать, примешав немного плоти к Духу.

Как тяжела для нас проверка любовью! И, пожалуйста, не оценивайте меня с помощью эталона доброты. К тому же я слишком нетерпелив, чтобы иметь терпение как показатель моего возрастания. Мне легче проповедовать, чем на деле проявлять воздержание. И легче написать книгу о мире, чем жить мирно.

На первый взгляд, плоды Духа включают в себя общепринятые добродетели. Жан Кальвин говорил о добродетелях, которые и невозрожденные язычники способны проявить в определенной степени. Он описал «гражданскую праведность», достигаемую плотским человеком. По Божьей благодати падшие существа проявляют внешние формы праведности.

Внешняя праведность с виду соответствует закону Божьему, но в ней отсутствует мотивация от сердца, расположенного к Божьей любви. Неверующие любят, благодаря естественной привязанности. Неверующие мужья испытывают природное влечение к своим женам. Неверующие матери имеют естественную привязанность к своим детям. Мирская музыка превозносит достоинства любви.

И другие добродетели, упомянутые как плод Духа, могут проявляться среди неверующих людей. В какие-то моменты был добрым Адольф Гитлер, проявлял мягкость даже Сталин, а египетский фараон времен Моисея - терпение. В наши дни особой умеренностью отмечены мормоны.

Вот тут и кроется проблема. Если неверующие могут проявлять добродетели, перечисленные как плоды Духа, как мы можем знать, что наличие этих достоинств обусловлено присутствием Святого Духа в нашей жизни? Ни один внешне явленный плод Духа не служит доказательством возрождения.

Возможно, чтобы не принять «гражданскую праведность» за плод Духа, христиане везде ищут признаки подлинной святости. Но Библия не позволяет нам поддаваться этому соблазну, Дух производит истинный плод. Это Его работа, которую мы должны культивировать в нашей жизни. (Поскольку и неверующие могут быть добрыми, снисходительными, миролюбивыми и т. п., то христиане часто выбирают такой вид деятельности, как проповедь, послание и т. д. Стать доброжелательным, незаметно взращивая плод Духа, возможно, менее престижно, однако более богоугодно, чем быть лишь красноречивым проповедником, религиозным автором, евангельским певцом и т. п.)

Мы должны научиться определять разницу между гражданской праведностью и плодом Духа. Отличие это не в степени. Это качественное отличие.

Спраул, Р.Ч. Тайна святого Духа, The Mistery of the Holy Spirit . -- СПб.: Мирт, 1997. 170 стр.