Давид и голиаф кто написал. Так кто же победил Голиафа? Давид и Голиаф в искусстве

Давид и Голиаф Интернет

Филистимляне вновь зашевелились поблизости от восточных границ израилевых. Они пришли примерно в то же место, где однажды потерпели поражение. Встали на горе перед долиной, ожидая, когда царь Саул со своим войском спустится в нее с противоположной гористой возвышенности.

Бой должен был произойти в долине. Однако филистимлянское и израильское войска опасались спускаться в неё первыми, дабы не оказаться в невыгодном положении. Долго стояли оба войска на противоположных горах, не предпринимая никаких действий.

Ситуация казалось безвыходной. Военачальники хорошо понимали, что первый, кто с войском спустится в долину, будет тотчас раздавлен поджидавшим его неприятелем, словно огромным камнем, брошенным с горы.

И так, в бездейственном противостоянии, проходили часы и дни. Наконец пришла счастливая мысль - решить дело единоборством двух богатырей из того и другого лагеря. Богатырем со стороны филистимлян был представлен Голиаф. «И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он – шести локтей и пяди» (Цар. 17: 4).(Локоть – длина руки от локтевого сустава до конца среднего пальца; пядь – ширина в три ладони.)

На голове его был тяжелый медный шлем, на теле – чешуйчатая броня из меди, на ногах – медные наколенники, в руках – копье устрашающей длины. Голиаф уже несколько дней дерзко расхаживал по долине, громко выкрикивая по адресу израильтян разные оскорбления и непристойности.

Израильский Царь Саул и полководец Авенир не могли найти ему достойного соперника. Стыд душил израильтян, сгоравших от позора и унижения. Так расхаживал нахальный великан-филистимлянин перед израильтянами сорок дней!

Давида в это время не было в армии. Он, как самый младший в семье, оставался дома. Мирно пас овец. Они, слушая звуки его гуслей, мирно пощипывали траву. Три брата Давида служили в войске Саула.

Иессей же, отец Давида был уже очень стар. Послав трех своих сыновей – Елиава, Аминадава и Самму, – он, естественно, беспокоился об их судьбе. Поскольку войско Саула, где находились его сыновья, стояло не так далеко от Вифлеема, то Иессей, отозвав Давида с поля, поручил ему отнести братьям сушеных фиников и десять хлебов, а их начальнику – сыру. «А заодно, – сказал Давиду Иессей, – наведайся о здоровье братьев и узнай об их нуждах».

Давид вышел из дома рано утром. К полудню подошел к армейскому обозу. Отсюда были хорошо слышны крики, шум и какое-то движение. Обозники объяснили ему, что войско, устав стоять в бездействии и стыдясь позора, намеревается вступить в сражение. Но дело это очень опасное, поскольку надо будет спускаться в долину.

Давид побежал к братьям, быстро нашел их, стал расспрашивать о здоровье и рассказывать о домашних делах. Вдруг он увидел великана, стоявшего в долине. Это был Голиаф. Он выкликивал себе соперника. Оскорбляя и понося при этом евреев.
И тогда Давид воскликнул: «Кто смеет так поносить народ Божий, и какая награда будет тому, кто победит Голиафа?» И ему сказали: «Тот кто убьет великана, того царь наградит богатством, отдаст за него свою дочь и дом отца его освободит от податей».

Давид не столько прельстился этой наградой, сколько хотел наказать дерзкого Голиафа за его насмешку над своим народом, и просил донести царю, что он желает сразиться с филистимлянином.. Однако старший брат Елиав, рассердившись, пригрозил отослать его тот час же домой к заждавшимся овцам и брошенным гуслям.

Ведь Давиду было тогда всего пятнадцать лет. Он был красив нежной полудетской красотой. Опытные воины лишь улыбались, наблюдая его забавный пыл. Давид казался им тем более смешным на фоне могучей фигуры, закованного в броню Голиафа.

И всё же о желании Давида, хотя и со смехом, рассказали царю Саулу. Тот, как гласит Библия, призвал к себе своего оруженосца и гусляра. Вероятно, царь тоже желал малость позабавиться над расхрабрившимся мальчиком. Но вот что он услышал?

«И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из-за него; раб твой пойдет, и сразится с этим Филистимлянином» (Цар. 17: 32).

И тогда Саул уже серьёзно, не насмехаясь, спокойно объяснил Давиду, сколь несоизмеримы его силы с мощью Голиафа, который не только силен, но и опытен невероятно в битвах многочисленных.

«И ответил тогда Давид Саулу: «Раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него, и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы, и поражал его и умерщвлял его.
И льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними…»(Цар. 17: 34-36).

Как ни странно это, но, возможно, полностью полагаясь на силу высшую, Саул вдруг уверовал в Давида. Он одел его в свои одежды, возложил на голову медный шлем, надел на него броню и препоясал мечом.

Как сказано в Библии, походил Давид сначала туда-сюда в своем тяжелом и неудобном наряде, чтобы попривыкнуть к нему. Однако не привык. Царская одежда с чужого плеча была ему слишком просторна и тяжела.

И тогда взял он пращу, выбрал из ручья пять гладких камней, положил их в пастушескую сумку. С ней он никогда не расставался. А затем быстро, спустившись в долину, направился навстречу филистимлянину.

Тот большими шагами ходил по им же протоптанной тропе, из конца в конец долины. За сорок дней под тяжестью тела гиганта и его вооружения тропа заметно углубилась. Голиафу уже надоело многодневное пустое ожидание, он перестал выкрикивать свои ругательства, голос его осип, а движения стали вялыми.

Он почти полностью разуверился, что кто-нибудь из этих трусливых евреев когда-нибудь выйдет ему навстречу. Когда Давид сбежал с горы, Голиаф как раз удалялся от него в противоположную сторону. Он мрачно смотрел себе под ноги, и бормотал себе под нос привычные ругательства.

Великан вначале даже не заметил Давида. Но тут израильтянские и филистимлянские воины, дотоле спокойно сидевшие и лежавшие на каменных террасах или скрывавшиеся за выступами скал и базальтовых обломков, вдруг поднялись, закричали и стали своими длинными копьями указывать на что-то, находившееся в долине.

Вот тогда-то Голиаф и обратил внимание на Давида. Он обернулся и увидел юношу, вернее, подростка, быстро шедшего по тропе ему вовслед. Мальчишка держал посох и пастушескую сумку.

Голиаф громко захохотал. Так вот кто, оказывается, решил с ним сразиться! Никогда ещё ему не было так смешно. Эхо долго, как гром, перекатывало повторяло раскаты хохота филистимлянина. Но вдруг Голиаф резко оборвал свой смех. Он неожиданно понял, что его жестоко оскорбили. И воин-гигант почувствовал горькую обиду.

Подлые и трусливые израильтяне, подумал он, в насмешку подбросили ему неразумного мальчишку, чтобы унизить и опозорить непобедимого богатыря и прославленного воина. Его подвигами известны от Мертвого моря до южного Моава.

И тогда он стал зло высмеивать Давида. Издевался над его рыжими волосами и хрупким телом. Особенно его возмутил посох. «Что ты идешь на меня с палкой!» - заорал он. «Разве я собака?» Но Давид, приблизившись на удобное расстояние, и спокойно ответил: «Всевышний уже отмерил тебе смертный час и ты должен немедленно начать готовиться к гибели».

Теперь Голиаф уже рассвирепел по-настоящему. Давид, однако, не стал с ним препираться. Он быстро достал из сумки гладкий камень с заостренным концом и вдел его в пращу. На склонах обеих гор воцарилась напряжённая тишина.

Великан, выпрямился во весь свой огромный рост. Высоко подняв меч и в ярости бросился навстречу Давиду. Он даже не смотрел на него. Не следил за движениями своего хрупкого противника. Невероятная злоба и ненависть ослепила его. Он даже потерял дар речи. Только длинная слюна свисала с его губ.

И тут случилось чудо невероятное. Давид, взмахнув пращой, выпустил свой камень, и он точно угодил прямо в середину лба великана. Голиаф мгновенно рухнул наземь.

Тогда Давид, подбежал к нему. Взял из его ослабевших рук меч и одним ударом отсек Голиафу голову. На горах снова началось движение, слышались приветственные клики, перемежавшиеся с воплями ужаса. Филистимляне, считая себя по уговору побежденными, спешно бежали, а израильтяне, спустившись в долину, приветствовали своего героя-спасителя.

Слава юного Давида после победы его над Голиафом обошла все земли. Царь Саул назначил его военачальником своих войск. Такого юного предводителя за всю историю Израиля никогда не было. Ведь Давиду тогда шел всего лишь шестнадцатый год.

Давид, в отличие от всех предшествующих героев Библии, живших, как мы знаем, и по девятьсот, и по шестьсот, и по триста или четыреста лет, прожил нормальную по своей продолжительности человеческую жизнь – всего лишь семьдесят лет.

Однако судьба, желая, возможно, вознаградить его за столь малый срок, насытила дни и годы Давида таким разнообразием событий, что рассказ о них мог бы занять целую книгу с увлекательным, порой до неправдоподобия авантюрным сюжетом.

Давид был мудрым царем, знаменитым героем и одновременно мрачным тираном. Он был вольным пастухом и талантливым поэтом, опытным полководцем и преданным оруженосцем, неутомимым любовником и государственным мужем.

В иудейской традиции считается, что из рода Давида должен прийти Мессия, который преобразит мир насилия и эгоизма в мир, где не будет войн, и вся земля наполнится любовью к Богу и к людям.

Победа над великаном Голиафом превратила Давида в типологический прообраз Иисуса, который поборол дьявола. Поединок с грозным великаном рассматривался как поединок Христа с антихристом. Вера в "сына Давидова" Иисуса стала центральным моментом христианства.

Древние сказания часто обретали сугубо современный и не связанный с религиозной символикой смысл. Так было и в ренессансной Флоренции. Для флорентийцев Давид стал национальным героем. В юном победителе Голиафа они видели символ своего города, который отстаивал независимость в борьбе с могущественными соседями.

Иудейскому царю Давиду посвящено немало произведений искусства разных эпох и поколений. Наиболее популярно изображение Давида как победителя Голиафа. Его образ использовался в пластике раннехристианских саркофагов, росписях в римских катакомбах, скульптуре собора в Реймсе.

К образу Давида обращались крупнейшие мастера современной цивилизации: скульптуры Донателло, Бернини, Микеланджело, а также великие живописцы Тициан, А.Поллайоло, Караваджо, Г. Рени, Гверчино, Н. Пуссен, Рембрант и многие другие. В художественной литературе сюжету поединка Давида с Голиафом посвящён ряд произведений. В том числе и стихотворение А.С. Пушкина:

Певец-Давид был ростом мал,
Но повалил же Голиафа,
Который был и генерал,
И, побожусь, не ниже графа.

Закончу эту легенду фактом историческим. Израильские археологи, ведущие раскопки в Тель-Цафит, недавно обнаружили развалины древнего города. По их мнению, это Гат (в русском переводе Библии - Геф). В Библии этот город упоминается, как родина великана-филистимлянина Галиафа, убитого Давидом во время единоборства.

Профессор Иерусалимского университета Арен Майер, руководитель раскопок, рассказал службе новостей "Аруц Шева", что последние находки в Тель-Цафит являются наиболее ценными. Он сказал: "... на месте раскопок прослеживаются поселения начиная от ханаанской эпохи. А вообще, здесь присутствуют остатки от многих исторических периодов. Сейчас мы работаем над филистимским слоем. Среди находок обнаружена надпись, содержащая ряд филистимских имен. В том числе и очень похожее на "Голиаф".

Рецензии

Милый АВТОР! Сердечное СПАСИБО! История изложена ооочень доступным хорошим слогом, прочитывается легко и быстро и с неослабевающим интересом, ХОТЯ я знакома с этой и другими ИСТОРИЯМИ древних времен. У меня много хороших друзей в ЧЕЛЯБИНСКЕ- это мои пассажиры, и меня часто приглашают на праздники ПЕСАХ и ХАНУКА в Еврейский культурный ЦЕНТР нашего города, там прекрасные люди и талантливые детки- устраивают выставки художественные детские и взрослые и даже в фойе театра ДРАМЫ имени НАУМА ОРЛОВА была выставка...А милая Инна Аароновна всегда меня угощает чаем и вкусной выпечкой, булочками и печеньем, есть замечательная библиотека в ЦЕНТРЕ и я хожу что-нибудь почитать, если бываю свободна, а Аврора Николаевна проводит музыкальные вечера с показом видео-фильмов и прочитываются стихи и поются песни на украинском, еврейском, русском, татарском и по английки можно услышать хорошие песенки и часто выступают ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ в праздничные дни ПОБЕДЫ 9-го МАЯ, а еще моя пассажирка ФРИДА МАРКОВНА ВИШНИВЕЦКАЯ- мама нашего известного композитора ГРИГОРИЯ ВИШНИВЕЦКОГО- он ушел из жизни молодым, но его друзья музыканты ансамбля "ОКТОИХ" часто выступают в память о ГРИГОРИИ дают концерты... Вообщим я могу доооолго рассказывать ВАМ, милый АВТОР, о моих пассажирах- челябинцах-друзьях... ПРИЕЗЖАЙТЕ в наш ГОРОД и сами все увидите. П-Р-И-Е-З-Ж-А-Й-Т-Е.

Новак Евгения

Давид и Голиаф

Краткое содержание мифа

Микеланджело
Статуя Давида. 1501-1504
Академия изящных искусств
Флоренция

Давид — одна из величайших личностей еврейской истории. Библия повествует о нем более подробно, чем о какой-либо другой исторической личности, за исключением Моисея. Давид объединил разрозненные израильские племена в единый народ и превратил царство Израиля в могущественное государство.

Давид был вторым царем Израиля. Он являлся младшим сыном Иессея - вифлеемлянина из колена Иуды. Давид царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н. э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи, затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи.

Один из самых известных эпизодов Ветхого Завета - это история Давида и Голиафа. Библия рассказывает, что Давид со своей семьей жил в городе Вифлееме, к югу от Иерусалима. Он был младшим из восьми сыновей. Трое его старших братьев сражались в армии царя Саула, а Давид пас овец своего отца на полях Вифлеема. Он был прилежным пастухом и делал все, чтоб уберечь свое стадо.

В то время народ Израиля вел войну против филистимлян. Среди воинов филистимлян было много гигантов. Самым мощным и сильным из них был трехметровый Голиаф, вселявший страх в сердца всех солдат царя Саула. А тогда существовал обычай: когда два войска сходились для битвы, из каждого из них выходил один солдат и они устраивали честный поединок. В таких поединках Голиаф уже поразил многих лучших воинов Саула.

Отец велел Давиду каждый день носить братьям пищу и воду, а потом возвращаться домой и рассказывать, что происходит на поле боя.

Однажды Давид вошел в лагерь царя Саула и услышал крики Голиафа. Он спросил братьев, кто это так громко кричит, и они рассказали ему о гиганте.

Давид знал, что Господь хранит его. Поэтому он отправился к царю Саулу и заявил, что сможет поразить великана.

Царь Саул рассмеялся и ответил:

Ты не сможешь победить этого человека, Давид. Ты очень молод и никогда не воевал, а Голиаф учился быть воином много лет.

Давид ответил:

Я пас овец моего отца, и когда медведь или лев хотели утащить ягненка, я устремлялся в погоню и убивал их. Господь хранил меня от диких зверей, Он сохранит меня и от руки этого филистимлянина.

Храбрость юноши впечатлила Саула и он сказал:

Прекрасно, но позволь мне дать тебе оружие, чтобы у тебя был хотя бы шанс на спасение.

Царь одел Давида в тяжелую металлическую кольчугу и шлем, дал ему прочный щит и огромный меч. Но Давид не привык к военным доспехам и чувствовал себя в них неудобно. Он поблагодарил Саула за помощь и сказал:

Если мне суждено победить Голиафа, то я должен это сделать по-своему. Господь хранил меня ото льва и медведя, Он сохранит меня и сейчас. Я верую в Него, и ничего другого мне не нужно.

Он снял кольчугу и шлем, положил на землю щит и меч. Потом взял свой деревянный посох и пращу, подобрал с земли пять гладких круглых камней и осторожно положил их в свой пастуший мешок.

Завидев Давида, великан Голиаф разразился смехом:

Ты меня оскорбил! Разве я пес тебе, чтобы подходить ко мне с камнями и палкой!

Давид ответил:

Ты можешь искать помощи у меча и копья, но у меня есть вера - а ее сила непобедима.

С этими словами Давид вытащил из сумки гладкий круглый камень, положил его в пращу, отвел назад руку и выпустил камень. Камень поразил Голиафа в лоб, и гигант с ужасным грохотом упал навзничь. Давид быстро подбежал к поверженному врагу, выхватил меч и отрубил ему голову.

Увидев, что случилось с их героем, филистимляне обратились в бегство, но солдаты царя Саула, вдохновленные храбростью Давида, кинулись в погоню и разгромили вражеское войско.

Образы и символы мифа

Караваджо. Давид с головой Голиафа
1606-1607. Галерея Боргезе, Рим

Давид - это один из самых ярких образов во всем Ветхом Завете. Он воплощает в себе образ храброго и уверенного в своих силах война. Давид является образом идеального властителя. Согласно еврейскому преданию, из рода Давида выйдет Мессия. Со временем образ Давида приобретает черты бессмертного царя-спасителя. Вечным представляется и «град Давидов» (Иерусалим) как место будущего избавления народа. В духе богословского толкования ветхозаветных персонажей Давид оказывается «прообразом», «типом», т. е. предшествующим воплощением Иисуса Христа, а эпизоды жизни Давида истолковываются как спасительные деяния Иисуса.

Безусловно, образ Давида сопровождается символами, среди которых - праща и камни . Они символизируют веру в Господа Бога, благодаря которой Давид одолел гиганта. Также символом в этом библейском сюжете является отрубленная голова Голиафа, которая воплощает в себе победу добра над злом.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Тициан. Давид и Голиаф. 1542-1544
Собор Санта-Мария дела Салюте, Венеция

Давиду посвящено немало произведений искусства разных эпох и поколений. Наиболее популярно изображение Давида как победителя Голиафа. Его образ использовался в пластике раннехристианских саркофагов, росписях в римских катакомбах, скульптуре собора в Реймсе (13 в). К образу Давида обращались крупнейшие мастера скульптуры (Донателло, Бернини, Микеланджело), а также великие живописцы (Тициан, А. Поллайоло, Караваджо, Г. Рени, Гверчино, Н. Пуссен, Рембрант и др.). В художественной литературе сюжету поединка Давида с Голиафом посвящён ряд произведений. В том числе и стихотворение А.С. Пушкина:

Певец-Давид был ростом мал,

Но повалил же Голиафа,

Который был и генерал,

И, побожусь, не ниже графа.

В числе произведений 20 века - драма А. Пауля "Давид и Голиаф" и роман французского писателя Жеральда Мессадье «Царь Давид».

Среди композиторов, обращавшихся к истории Давида в 15-17 веках, - Жоскен де Пре, Г. Шюц. В числе произведений 18-19 вв. - оперы М. А. Шарпантье "Давид и Ионафан", А. Кальдара "Кающийся Давид ", Н. Порпоры "Давид и Вирсавия", П. А. Гульельми "Триумф Давида ", оратории К. А. Вадиа, Моцарта, Н. Цингарелли, кантата Ж. Визе "Давид ". Наиболее значительные из произведений 20 века - симфоническая поэма Й. Вагенара "Саул и Давид ", оратория А. Онеггера "Давид ", симфония М. Авидома "Давид ", оперы Л. Кортезе "Давид , царь-пастух" и Д. Мийо "Давид ". В 19-20 вв. музыку на тексты псалмов создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Ф. Шуберт, И. Брамс, Ф. Лист, А. Брукнер, М. Регер, И. Ф. Стравинский ("Симфония псалмов"), А. Шёнберг и другие композиторы.

Социальное значение мифа

Бернини. Давид. 1623
Галерея Боргезе, Рим

Многим была известна история о Давиде и Голиафе. Эта одно из древнейших повествований, которое чаще других повторяется в Библии. Эту историю часто рассказывали, чтобы показать пример того, как слабый, но храбрый войн одолел сильного врага.

Победа над великаном Голиафом превратила Давида в типологический прообраз Иисуса, который поборол дьявола. Поединок с грозным великаном рассматривался как поединок Христа с антихристом. Вера в "сына Давидова" Иисуса стала центральным моментом христианства.

По еврейской традиции считалось, что из рода Давида должен прийти Мессия, который преобразит мир насилия и эгоизма в мир, где не будет войн, и вся земля наполнится любовью к Богу и к людям.

Древние сказания часто обретали сугубо современный и не связанный с религиозной символикой смысл. Так было и в ренессансной Флоренции. Для флорентийцев Давид стал национальным героем. В юном победителе Голиафа они видели символ своего города, который отстаивал независимость в борьбе с могущественными соседями.

И, несомненно, что сегодня для всех нас эта история является примером храбрости и огромной уверенности в своих силах во всех трудных периодах жизни.

Вроде бы этот относительно небольшой эпизод был поднят атеистами и скептиками, как знамя для высмеивания Библии, в которой сообщалось о гиганте и победе над ним мальчишки, причём ещё и с помощью камня.

Долгое время учёные высмеивали и само имя Голиаф, утверждая, что подобного имени вообще никогда не существовало. Сегодня же даже самые скептически настроенные к этой истории учёные пишут, что “само имя филистимского великана, напоминающее некоторые балканские топонимы, создаёт впечатление подлинности” [Циркин. Указ. соч. С. 142]. Историчность Голиафа и поединка между ним и Давидом в деталях подтверждает римский историк Иосиф Флавий.

Когда в июле 1996 года в долине Эла, вблизи Иудейских гор, археологом, доктором Саймоном Дором был обнаружен скелет более трёхметровой длины, во лбу черепа которого находился камень, от удара которым и погиб этот великан. Удивлённые и пораженные археологи сразу же вспомнили библейский рассказ о Голиафе и поняли, что перед ними, видимо, лежит именно его скелет.

Ибо, во-первых, совпали огромные размеры найденного скелета с размерами, упомянутыми в Библии; во-вторых, место находки соответствует району битвы между Давидом и Голиафом; в-третьих, камень во лбу исполина полностью согласуется с библейским описанием причины гибели Голиафа; в-четвёртых, голова была отделена от туловища, что так же согласуется с библейским сообщением; и, наконец, в-пятых, после долгих лабораторных исследований было установлено, что возраст костей примерно составляет 2900-3000 лет, что также соответствует библейской хронологии данной битвы [Тайны XX века. №6(39). 2000. Март]. Дело в том, как это показано сегодня многими учеными на нашей земле, в древности обитали люди очень высокого роста, составлявшие целые племена

Историчность Голиафа - Скелет Голиафа

Историчность Голиафа и поединка между ним и Давидом в деталях подтверждает римский историк Иосиф Флавий. Вот что он пишет об этом: “И вот однажды из лагеря филистимлян вышел исполинского роста человек по имени Голиаф, из города Гитты. Ростом он был четырёх аршин с половиною и вооружение его вполне соответствовало его исполинским размерам: так, например, на нем был панцирь весом в пять тысяч сиклов; шлем и медные поножи его также соответствовали размерам такого огромного человека; копьё его не представляло собой легкой игрушки в правой руке, но по тяжести своей всегда лежало у него на плече, один наконечник его был весом в шестьсот сиклов.

За Голиафом следовала толпа оруженосцев. Затем Голиаф, став между обоими лагерями и обратившись к Саулу и евреям, закричал громким голосом: „Я готов освободить вас от необходимости биться в бою и подвергать себя опасностям. К чему вашему войску сходиться с нашим и терпеть урон? Выставьте из среды себя человека, который бы взялся сразиться со мною, и пусть будет ускорен конец войны победою одного из нас: та сторона, на которой окажется победитель, пусть будет признана повелительницею противной стороны…“ Сказав это исполин вернулся назад в свой лагерь.

На следующий день он опять вышел из своего стана и вновь обратился к евреям с той же речью… Между тем обе стороны готовились к бою… ” [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 6. Глава 9, 1. С. 291]. “Однажды [Давиду] пришлось по поручению отца отправиться в еврейский лагерь, чтобы доставить братьям съестных припасов и узнать, что они поделывают. В то время Голиаф как раз опять вышел со своим вызовом на единоборство и стал поносить евреев, среди которых не находится храбреца, решившегося бы вступить с ним в бой.

Когда Давид, в то время разговаривавший с братьями и передававший им поручения отца, услышал, как филистимлянин поносит еврейское войско и укоряет его в трусости, он страшно рассердился и заявил своим братьям о своей готовности вступить с врагом в единоборство. На это старший из братьев, Елиав, закричал на него, что это, при его молодости, было бы безумною смелостью, и велел ему немедленно вернуться назад к стадам и отцу. Боясь брата, Давид собрался уходить к отцу, но при этом заявил нескольким воинам о своем желании принять вызов на бой. Когда последние тотчас донесли об этом желании юноши Саулу, царь немедленно послал за ним и на расспросы свои получил от Давида ответ: „Не падай, царь, духом и не сомневайся, мне удастся отнять у врага его самомнение, вступив с ним в бой и поразив огромного исполина.

Тогда он навлечет на себя насмешки, твое же войско покроет великая слава, когда Голиафу придется пасть от руки не человека, уже испытанного в бою и знакомого с военным делом, но от мальчика моего возраста, по которому я кажусь вам еще ребенком“. Хотя Саул и выразил удивление по поводу смелости и бесстрашия юноши, однако он не рассчитывал на него вследствие его молодости, считая его слишком слабым для такого боя. Когда он сказал Давиду об этих своих сомнениях, последний ответил: „Обещание свое я исполню, почерпая смелость в уповании на Господа Бога, который поддержит меня и помощь которого я уже раз испытал на себе. Дело в том, что когда однажды лев напал на мои стада и утащил у меня овцу, то я погнался за ним, настиг его, вырвал у него из пасти овцу и, когда он бросился на меня, схватил его за хвост, повалил на землю и умертвил зверя.


То же самое я сделал в другой раз и с напавшим на меня медведем. И так как этого врага, который теперь так поносит наше войско и глумится над Богом нашим, нельзя считать сильнее тех диких зверей, то я и теперь уповаю на Господа Бога, который даст мне возможность осилить его“. Ввиду такого мужества и бесстрашия юноши Саул призвал на него благословение Божие, пожелал ему удачи и отпустил со словами: „Ну, вступай в бой“ . Вместе с тем он сам облек его в свой панцирь, дал ему свой меч и надел на него свой собственный шлем.

Но так как Давид не занимался раньше военными упражнениями и не умел носить оружия, то его стесняла тяжесть вооружения, и он сказал: „Царь! Эти военные украшения принадлежат тебе, и ты один можешь носить их; позволь поэтому мне, рабу твоему, сразиться, как это мне будет удобно“. С этими словами он снял с себя все вооружение, схватил дубину, сунул в свою пастушескую суму пять подобранных в ближайшем ручье камней, взял в правую руку пращу свою и с этим вышел на бой с Голиафом. Последний же, увидев такого врага, стал глумиться над ним и говорить, что с таким оружием, как у Давида, бьются обыкновенно не с людьми, а отгоняют от себя собак. Не считает ли Давид поэтому и его за собаку? На это Давид отвечал, что считает его не собакою, но еще гораздо более низким существом.

Это привело Голиафа в ярость, он стал изрыгать против него целый поток проклятий и грозно призывать в свидетели своего бога, чтобы изрубить его в мелкие куски и бросить их на пищу зверям и птицам . На это Давид возразил: „Ты вот выходишь на меня, вооруженный мечом, копьем и панцирем, тогда как моим единственным оружием является Господь Бог, который нашими руками уничтожит как тебя самого, так и все ваше войско: я еще сегодня отрублю тебе голову и брошу твой труп на съедение родственникам твоим, псам, и тогда все узнают, что Предвечный наш оплот и наша сила и что всякая мощь и всякое оружие оказываются ничтожными, если нет поддержки со стороны Господа Бога“.

Тогда филистимлянин, не имевший, благодаря тяжести своего вооружения, возможности двигаться свободно и быстро наступать на врага, медленно двинулся на Давида, глумясь над ним и рассчитывая без труда уложить безоружного и в то же время столь юного противника. Давид же вышел ему навстречу под охраной невидимого для врага союзника, самого Господа Бога. Затем он вынул из своей сумки один из положенных туда речных валунов, метнул им из пращи в Голиафа и попал ему прямо в лоб, так что камень пробил череп и проник до самого мозга. Голиаф тотчас упал навзничь. Давид быстро приблизился к лежавшему на земле врагу и, за неимением собственного меча, отрубил голову мечом исполина.

Смерть Голиафа вызвала смятение среди филистимлян , и они бросились бежать, потому что, когда они увидели падение своего славнейшего воина, то потеряли всякую надежду на победу и в ужасе уже более не хотели выжидать нападения евреев, пытаясь избежать угрожающей опасности путем постыдного, беспорядочного бегства. Саул же и все еврейское войско с военным кликом ударили на врагов, перерезали множество их и преследовали остальных до пределов Гитты и ворот Аскалона. Таким образом из числа филистимлян пало до тридцати тысяч человек, а вдвое большее количество их было ранено. Саул вернулся затем к стану неприятелей, совершенно разграбил его и поджег, тогда как Давид отнес голову Голиафа в свой шатер, а меч его посвятил Господу Богу” [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 6. Глава 9, 3-5. С. 292-294].

Археологи и Историки полагают, что Давид либо войны через время отнесли голову обратно. Голова Голиафа было огромной и ходить с ней было-бы проблематично и тем более в таком жарком климате, где разлагающий процесс начинается довольно быстро.

По материалам сайта-

победил Голиафа

Альтернативные описания

. (в миру Димитрий) Сербский (XIII в.) князь, преподобный, основатель монастыря в Бродарове, на реке Лиме, племянник Стефана Сербского

III (Куропалат) (умер в 1001) царь Тао-Кларджетского княжества в юго-западной Грузии во 2-й половине X в.

IV Строитель (около 1073-1125) грузинский царь (с 1089) из династии Багратиони

Гареджийский - Иверский (VI в.), христианский монах, ученик Иоанна Зедазнийского, пришедший с ним из Антиохии в Грузию с проповедью христианства, один из основателей грузинского монашества

Герард (между 1460 и 1470-1523) нидерландский живописец, «Суд Камбиза»

Ермопольский (VI в.) преподобный, бывший разбойник

Жак Луи (1748-1825) французский живописец, «Клятва Горациев», «Врач А. Леруа», «Смерть Марата», «Сабинянки»

Рене (1906-90) французский ученый, специалист в области сравнительного правоведения

Фелисьен (1810-76) французский композитор, ода-симфония «Пустыня», опера «Лалла-Рук»

Ярославский (умер в 1321) благоверный князь, сын святого Феодора Смоленского, чудотворец

Библейский персонаж из царей Израилевых

Какой библейский царь живет и почитается в исламе под именем Дауд

Мраморная статуя работы Микеланджело - символ эпохи Возрождения

Мужское имя: (древнееврейское) возлюбленный, друг, любимый

Победитель Голиафа

Самый уважаемый библейский царь

Царь Израильско-Иудейского государства в конце XI в. - около 950 до н. э.

Город в Панаме

Фильм Алексея Федорченко

Имя политика Бен-Гуриона

Имя композитора Тухманова

Картина Рембрандта «... и Урия»

Сценическая оратория французского композитора Артюра Онеггера «Царь...»

В Библии - царь Израильский, младший сын Иессея, из колена Иудина, правнук благочестивых Вооза и Руфи, отец Соломона

Создатель еврейского государства, царь Иудеи и Израиля

Опера французского композитора Дариюса Мийо

Придворный художник Наполеона, изготовитель роскошных костюмов для императорского двора

Имя скрипача Ойстраха

Французский живописец XVIII-XIX вв., основоположник революционного классицизма, «первый художник» Наполеона I

Кто из иудейских царей родился в Вифлееме?

Кто был отцом библейского царя Соломона?

Имя исследователя Африки Ливингстона

Деятель Великой французской революции, монтаньяр

Мужское имя

Царь Израиля (Библия)

Расправился с Голиафом

Победитель Голиафа (библ.)

Победитель Голиафа (миф.)

Самый уважаемый царь в Библии

Скульптура Микеланджело

Отец Соломона из Библии

Композитор... Тухманов

Одержал победу над Голиафом

Мифологический герой, победивший Голиафа

Тухманов

Имя Тухманова

Кипиани и Тухманов (имя)

Ойстрах и Тухманов (имя)

Второй царь Израиля

Имя футболиста Кипиани

Футболист Кипиани

Оппонент Голиафа

Хорошее имя для еврейского юноши

Известное мужское имя

Воин, победивший Голиафа

Теннисист Феррер

Футболист Вилья

Тухманов или царь Иудеи

Имя футболиста Сильвы

Мужское имя (др. евр. любимый)

Библейский царь, отец Соломона

Царь Иудеи

Нидерландский живописец (15-16 вв.)

Французский художник (1748-1825)

История из Библии о Давиде и Голиафе сегодня знакома не только верующим. Известность ей даровал удивительный сюжет: пастух побеждает огромного солдата с помощью пращи, уповая только на Божью помощь. Ученые нашли доказательства того, что такой бой происходил в действительности, но кто был победителем на самом деле – выдвигаются разные гипотезы.

Давид и Голиаф - кто это?

Историки называют Давида вторым царем израильского народа, который более 7 лет был правителем Иудеи, и потом еще 33 года - двух царств Израиля и Иудеи. А кто такой Давид в Библии? Красивый и сильный молодой пастух не раз доказывал свою смелость, поразил громадного воина Голиафа в честном бою, даровав тем самым победу израильтянам. Голиафа Ветхий Завет называет потомком великанов-Рефаимов, который бился за филистимлян и принял одиночный бой с представителем враждебного лагеря.

Давид и Голиаф - Библия

Библейская легенда о Давиде и Голиафе рассказывает о том, как молодого пастуха признали царем израильтян. Это право даровала ему победа над сильнейшим воином врагов Голиафом. Библия гласит, что молодой пастух сделал это во имя Бога Израиля, за что Господь даровал ему победу. Чем Давид поразил Голиафа? В Библии сказано, что юноша воспользовался древним оружием – пращей.

Оно работало по принципу рогатки: в веревку закладывали камень и метали в противника. Метким броском Давид попал великану в голову, а когда тот упал, отрубил ему голову мечом. Эта победа сделала юношу народным любимцев, а позднее – и правителем страны, чьи годы царствования называют золотым веком, молодой царь избавил народ от филистимлянских нападений, ввел множество полезных реформ.


Битва Давида и Голиафа

И сегодня исследователи Святого Письма спорят о реальности этой легенды. Первые ссылаются на труды историка Иосифа Флавия, который утверждает, что такой бой в истории зафиксирован. Вторые объясняют позицию тем, что нет доказательств, которые бы подтверждали: такие люди когда-то жили. Но в 1996 году археологам удалось отыскать на раскопках в долине Иудейских гор подтверждение, что Давид против Голиафа выходил на битву:

  1. Скелет великана ростом до трех метров с отрубленной головой, в которой застрял камень.
  2. Возраст находки насчитывал около 3 тысяч лет до нашей эры.

Еще одним косвенным доказательством реальности этого боя стало то, что он описывается в Коране, там говорится о сражении пророка Давида с воином неверующих Голиафом. Эта притча является назиданием, что никогда нельзя сомневаться в помощи Бога. Существует еще одна интересная версия, якобы великана сразил сын Ягаре-Оргима Вифлеемского Елханан, битва, судя по цитатам Святого Письма, происходила в Гобе. Такая путаница дала толчок к самым разным версиям теологов и атеистов, якобы позднее летописцы приписали победу великому царю Давиду.

Как Давид победил Голиафа?

Историки считают, что Давид убил Голиафа в неравном поединке, что и придало этой победе символическое значение. Пастушок отказался от доспехов, которые мешали двигаться, легко уклонялся от ударов неповоротливого великана. Есть две версии, которые объясняют победу малоопытного Давида:

  1. Реальная. Маневренность пастушка давала ему возможность свободно метать камни, смертельным мог оказаться даже не первый бросок. А уже после он превратился в единственный, и ознаменовывался, как Божья поддержка.
  2. Мистическая. Якобы парень имел при себе начертанный знак, который позже назвали «звезда Давида». Символ в виде звезды с 6 концами – гексаграмма, в этой версии Голиаф и звезда Давида выступают символами противостояния духовной и физической силы.

Фильмы про Давида и Голиафа

История Давида и Голиафа неоднократно упоминалась и в произведениях авторов разных времени и стран, и в шедеврах кино. Самые известные киноленты об этом событии:

  1. «Давид и Голиаф», 1960 год, Италия.
  2. «Царь Давид», 1985 год, США.
  3. «Давид и Голиаф», 2015 год, США.
  4. «Давид и Голиаф», 2016 год, США.